М. С. Якушкина

(Санкт-Петербург)

Способы и формы организации неформального

ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ СООБЩЕСТВ

В статье рассматриваются способы и формы организации неформального образования для разновозрастных сообществ, а также условия выбора того или иного способа неформального образования

В условиях развития рыночной экономики каждый человек должен быть готов к быстрым переменам в социокультурной ситуации территории своего проживания, региона, страны. Формирование у человека такой готовности невозможно без умения анализировать свой опыт и опыт других. Одним из эффективных средств формирования у людей готовности к проявлениям динамики социокультурной ситуации и своих возможностей становится неформальное образование, которое обеспечивает личностный рост, внедрение в ежедневную деятельность и досуг собственных образовательных маршрутов, программ и проектов. Неформальное образование, которое человек осваивает в течение жизни, расширяет его кругозор, способствует его воспитанию, изменяет его поведение, помогает ему осуществить серьезные сдвиги в мировоззрении.

Проблема исследования возможностей неформального образования широко представлена в педагогической науке. Предметом внимания ученых стали вопросы теории неформального образования, раскрывающие основные характеристики, принципы построения системы неформального образования. Активно анализировался в педагогической литературе принцип непрерывности неформального образования (С. Г. Вершловский, Р. Даве, Х. Гуммель, Н. С. Розов и др.] .

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что неформальное образование в организационном плане наиболее гибкое, разнообразное по форме и образовательной тематике. Оно способно удовлетворить разнообразные образовательные потребности разных групп населения и стать значимым механизмом социализации индивида, помогая ему осваивать в социуме новые социальные роли, способствуя развитию, самообразованию и само-

воспитанию. Неформальное образование становится сегодня значимым механизмом мультикультурной и политической социализации личности .

Неформальное образование, как правило, отличается оригинальным подходом к организации образовательной деятельности, ориентированным на авторские особенности педагога, связью с изменениями в социокультурной среде, позитивным влиянием на самообразование, самовоспитание и саморазвитие человека.

Одним из ключевых моментов в моделировании и реализации системы неформального образования в поли- и мультикультурном пространстве, по мнению ряда ученых (Л. М. Дробижева, В. А. Тишков, Н. М. Лебедева, М. Ю. Мартынова и др.], является то, что оно способствует повышению межкультур-ной компетентности и создает условия для межкультурного общения . Неформальное образование - основа эффективной организации межнационального общения и создания предпосылок для формирования эффективного межкультурного диалога в регионе, стране, на пространстве стран Содружества.

Наиболее эффективным способом неформального образования для молодежи и взрослых участников образовательных групп считают семинар-тренинг.

В педагогической литературе (Б. С. Братусь, О. С. Газман, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, К. Роджерс, И. С. Якиманская и др.] в качестве одного из условий эффективной реализации практик неформального образования рассматривается создание психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности его участников .

Предметом нашего исследования является неформальное образование разновозрастных

сообществ. Рассмотрим, какие формы и способы организации и самоорганизации неформального образования могут быть наиболее эффективны в данном случае.

Можно предположить, что в качестве эффективных форм организации неформального образования разновозрастных сообществ могут быть использованы: семейное образование; досуг; самообразование разновозрастных сообществ в библиотеках и медиа-центрах, читательских клубах; образовательный туризм; музейная и религиозная педагогика.

Среди способов организации неформального образования выделяют: наставничество; коучинг (coaching]; обучение в рабочих группах; обучение действием (action learning]; сто-рителлинг (метафорическая игра, Play-back театр]; шедоуинг (Job Shadowing]; секонд-мент (Secondment); баддинг (Buddying]; электронные способы (e-learning].

Самым распространённым способом в российской практике является наставничество, которое развивается в России начиная с 30-х годов прошлого века. Наставничество предполагает существование профессионального мастера, коллеги, учителя - то есть наставника - и ученика, которые, взаимодействуя друг с другом, передают и приобретают знания и формируют опыт, отличный для каждого возрастного этапа развития личности.

Индивидуальный коучинг (raaching] вошел в педагогическую практику и получил признание в нашей стране к концу 90-х годов прошлого столетия. Он стал актуальным в связи с возрастающими потребностями обучающихся иметь тьютора, куратора, консультанта, который мог бы совместно с обучающимся разработать индивидуальный образовательный план, направленный на реализацию потенциала человека, его личных возможностей.

Обучение в рабочих группах можно рассмотреть на примере командных игр (Team building]. По сути, они представляют собой задания, направленные на создание из группы команды - сообщества с едиными целями, ценностями. Такие игры развивают у участников чувство сплоченности, помогают осознать свою роль в команде, влияние собственного поведения на состояние всей группы, сообщества; формируют опыт непосредственного взаимодействия с другими людьми, доверие к участникам игры. Приступая к моделированию и выполнению задания, очень

важно учитывать готовность группы к игре и реализации той или иной сложности задачи.

Обучение действием (action learning] можно рассмотреть на примере игры Ледоколы (Ice-breaker]. Она заключается в выполнении коротких активных заданий длительностью около 5 минут. Такая игра позволяет снять напряжение, повысить концентрацию внимания; обычно не требует специальной подготовки и тематических материалов.

Сторителлинг стал применяться в практике неформального образования несколько лет назад. Он представляет собой эффективный способ передачи определенной информации, нацеленной на развитие личности. К такой информации можно отнести мифы, легенды, сказки, увлекательные и поучительные истории из жизни героев, значимых для той или иной возрастной группы. Каждый человек в своей жизни оказывался в ситуации выбора, когда необходимо принять ответственное решение. В этой ситуации подчас короткая история, рассказанная кем-то или прочитанная, сказка, крылатая фраза, метафора могут помочь разрешению ситуации. Их эффективность и объясняется тем, что они помогают ответить на возникшие жизненные вопросы. Как правило, используются готовые, часто общеизвестные метафоры, однако сегодня многие авторы сочиняют новые философские притчи, современные сказки, короткие рассказы, которые появляются в печати, Интернете и т.д. Ранее это называлось сказительством. Сочинители, сказочники, писатели создавали истории, в основе которых реальные факты, придавая им отчасти нереальный смысл, связанный с мечтой или фантазией. Сегодня это искусство называют сторителлингом.

Поиск разрешения жизненной ситуации на основе анализа того или иного случая - рассказа из жизни значимых для участников разновозрастного сообщества героев - развивает критическое мышление, навыки анализа, актуализирует умение отличать факт от предположения.

Play-back театр является модификацией сторителлинга. Он дает возможность с по-

мощью профессиональных актеров на сцене сделать зримой некую ситуацию, случившуюся в далеком прошлом или только что произошедшую в настоящем. Цель практик Playback театра - воздействие на зрителей с помощью рефлексии. Вместе с тем сильной стороной Play-back театра является и то, что он позволяет в короткие сроки моделировать ситуацию, незначительно меняя один или несколько компонентов представляемой на сцене ситуации.

Ролевые игры: разыгрывание группой участников разработанного заранее сценария, так или иначе связанного с образовательной областью, расширяет взгляды, меняет отношение к направлению или к теме, наглядно показывает последствия поведения в той или иной заданной ситуации; моделирует кризисные ситуации в безопасных условиях. Важно при этом, чтобы поведение участников не было ограничено жесткими правилами, но определялось пониманием своей роли.

Несмотря на то, что обучение с использованием шедоуинга (Job Shadowing - «следование как тень»] относят к наименее затратным методам, он пока не получил распространения в нашей стране. Шедоуинг стал использоваться как эффективный способ воспитания, развития, обучения молодежи. Суть его связана с тем, что обучающийся в течение определенного времени в ходе выполнения какой-либо работы находится рядом с опытным мастером-руководителем, следует повсюду за ним как «тень». Представляется перспективным использование его в неформальных образовательных практиках для разновозрастных семейных групп.

Использование в неформальном образовании секондмента (Secondment] также достаточно редко встречается в российской повседневной образовательной практике. Традиционно использующийся в практической деятельности аналог - стажировка - не может учесть всех особенностей обладающего более широкими возможностями способа секонд-мент, предполагающего перемещение лидера образовательной группы в другую группу, иную по тематике, направлению практической деятельности, проектной идее, проч.

Обучение с помощью баддинга (Buddying] также редко используется. Смысл его связан со значением термина «buddy», который можно трактовать в переводе с английского как партнер, друг, помощник, протягивающий ру-

ку помощи. Баддинг предусматривает существование двух сторон: одна из сторон передает знания, другая - получает. Обе стороны находятся в ситуации равноценного партнерства, передачи различной информации, советов и рекомендаций друг другу на равных правах. Однако при этом одна из сторон может оказывать поддержку другой в освоении новых компетенций, достижении личных целей или целей сообщества, которому она принадлежит. Баддинг иногда рассматривают как помощь, руководство, опеку или защиту одного человека другим. Иногда - как неформальное наставничество или равноправный коучинг.

Игры, разные по смыслу задания с соревновательными элементами организуются для привлечения внимания участников игры к тому или иному вопросу, теме, проч. Часто они организуются для знакомства участников какого-либо события, программы, проекта, создания условий сотрудничества группы. Они считаются очень эффективными. Как правило, таким заданиям уделяют незначительное время, подстраивая их, оперативно корректируя в соответствии с потребностями группы.

Симуляции связаны с воспроизведением реальной жизненной ситуации. Они организуются для того, чтобы стимулировать участников к поиску оптимального решения в ограниченное время для выхода из кризисной, небезопасной или поучительной ситуации, схожей с реально происходящей в жизни. При этом участники вступают в действие, реагируя на происходящие события самостоятельно, без программирования ролей и алгоритма действий. Такие задания максимально приближены к реальности, поэтому требуют тщательной, кропотливой подготовки. Поскольку симуляции часто связаны с экстремальными ситуациями, после окончания они требуют выявления членов группы, нуждающихся в последующей поддержке и выведении из игровой ситуации.

Демонстрация используется для презентации техники и правил работы с ней. Важно обеспечить каждому присутствующему равные возможности знакомства с условиями и особенностями работы в заданных условиях.

Моделирование (педагогическое моделирование] связывают с подражанием участников данной деятельности какой-либо модели или образцу, реально существующему в жиз-

ни. Моделирование включает наблюдение за тем или иным образцом, использование его на практике, обсуждение свойств моделируемого образца и решение поставленной задачи. Для разновозрастного сообщества моделирование можно использовать в освоении новой техники, метода или способа, поведения в незнакомой ситуации, знакомства с новой культурой (формирования межкультур-ного диалога]. При этом важным условием является доверие участников друг к другу.

Мозговой штурм используется для решения проблемной ситуации. Он предполагает групповой поиск идеи. Как правило, идеи фиксируются без оценки в течение ограниченного времени, а затем обсуждаются участниками группы. Мозговой штурм не только активизирует деятельность группы, но и создает в разновозрастном сообществе условия для развития творческого мышления, выработки нестандартного решения. Важно, что мозговой штурм требует значительной подготовки группы к сотрудничеству, умения ведущего управлять дискуссией. Важным условием также является доверие участников друг к другу.

Как видно из представленного обзора, такие способы организации неформального образования, как шедоуинг, секондмент, бад-динг, характеризуются направленностью на равноправные партнерские отношения, которые становятся более эффективными при выстраивании отношений со-бытия, со-трудни-чества, со-творчества в разновозрастном сообществе (в семье, в классе, в команде, в ином сообществе]. В отличие от них, использование в образовательных практиках в разновозрастном сообществе наставничества, стажировки, коучинга характеризуется связями подчиненности, что в меньшей степени позволяет рекомендовать их для работы.

Дискуссионным в настоящее время представляется вопрос об особой роли в дальнейшем развитии неформального образования электронных способов образования. В повседневную образовательную практику вошли энциклопедия Wikipedia, блоги, дискуссионные форумы, видеосервис на YouTube, Skypе, Facebook, Google и др. Масштабы общения в социальных сетях чрезвычайно велики.

Информационные технологии позволяют создавать новые методы неформального образования. Технологии WAP или GPRS привели к внедрению в образовательную практику

mobile learning (обучение с помощью мобильных телефонов, i-Pad, портативных компьютеров, проч.]. Однако вопрос о значимости их для образования разновозрастных сообществ не имеет однозначного ответа. К перспективным электронным способам неформального образования можно отнести блоги, он-лайн библиотеки (wikis]. Преимущество он-лайн библиотеки заключается в том, что наполнять информацией ее могут, например, дети с родителями.

Среди трудностей внедрения электронных способов образования можно назвать непонимание взрослыми возможности управления неформальными группами молодежи средствами образования, проблемы технической оснащенности электронных способов образования, технические и финансовые трудности создания высокотехнологичных продуктов e-learning, недостаток профессиональных тьюторов, кураторов, модераторов, фасилитаторов и других специалистов в области разработки электронных образовательных программ и управления дистанционным обучением.

В заключение остановимся на условиях выбора того или иного способа неформального образования для разновозрастного сообщества, к которым можно отнести: ситуативную уместность игры/задания и соответствие теме образовательной практики или маршрута; готовность разновозрастной группы к игровым действиям; уровень сформирован-ности сообщества; учет возрастных, гендерных, социальных, иных различий; количество участников группы; возможность импровизации в пространстве игры. Для разновозрастного сообщества важно обеспечить психологическую и физическую безопасность игры/задания.

Существенное условие, которое помогает моделировать и поддерживать доверие участников сообщества: право каждого на ошибку. Моделируя жизненные ситуации, опираясь на собственные ошибки, участники неформальных образовательных практик могут безболезненно формировать личностный опыт и проектировать стратегию и тактику дальнейшего собственного образования в разновозрастных сообществах. Можно сказать, что неформальное образование в разновозрастных сообществах открывает новые перспективы развития всей системы образования РФ.

Литература

1. Вершловский С. Г. От педагогики к андрагогике // Университетский вестник. - 2002. - Вып. 1. - С. 33-36.

2. Вершловский С. Г. Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена. - СПб: СПбАППО, 2008.

3. Скрынник И. К. Неформальное образование как средство повышения эффективности деятельности некоммерческих организаций: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ставрополь: Ставропольский госуниверситет, 2006. - 217 с.

4. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России // Психологический журнал. - 2003. - Т.24. - №5. - С. 31-44.

5. Слободчиков В. И. Проблема научного обеспечения инновационной деятельности в образовании (Концептуальные основания) : науч. изд. - Киров: Киров. обл. тип., 2003.

«Формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведет вас к успеху»

Джим Рон

1.Актуальность (введение)

В современном обществе остро стала проблема здоровья подрастающего поколения.
Современные дети ведут малоподвижный образ жизни, особенно дети городов-миллионников. Уже сложно представить их играющими во дворе в подвижные игры. Их внимание занимают современные гаджеты. Все чаще они тренируют дух, а не тело.
Все мы знаем что, основная задача физической культуры - оздоровительная. Министерство образования дало уникальную возможность, выделив три часа на уроки физической культурой, использовать способности организма к тренировке физические качеств и двигательных навыков, тем самым помогая решать основную задачу и формировать правильные привычки и принципы здорового образа жизни.
существует несколько способов поведения педагогов в сложившейся ситуации:

Можно оставить все как есть, и пусть с каждым годом ухудшается школьная карта здоровья и родители спохватившись бегут в фитнес-клубы;

Можно продолжать вести уроки традиционными способами, вкладывая в них столько сколько выделяет на это государство;

Можно попытаться увлечь учеников и воспитать в них потребность в красивом и здоровом теле.

Мы можем привлечь внимание детей, используя различные компьютерные технологии, увлекая их интересными занятиями, используя новы подходы к тренировке физических качеств, наглядно объясняя что, для чего и как надо делать, а не просто сдавать нормативы и бегать кругами по стадиону. Исходя из потребности в постоянном совершенствовании профессиональных навыков, учитель может осваивать новые методы и методики ведения занятий, внедрять их в жизнь, начиная от познавательных фильмов, заканчивая биомеханическим разбором движения и как следствие улучшение показателей нормативов принятых в нашей сфере. Тем самым давая ребенку понять, что при правильном подходе, занятия физической культурой не только укрепляют здоровье, но увлекательны, познавательны и необходимы.

Но…Что бы понять разницу между видами образования/обучения, мы провели аналитический обзор понятий «формальное обучение» и «неформальное обучение» и сравнили их основные характеристики.

В педагогическом образовании сегодня происходят системные изменения. «Концепция поддержки развития педагогического образования» Минобрнауки РФ, предусматривает осуществить повышение качества подготовки педагогических кадров за счет отказа от линейной траектории обучения и создания условий свободного «входа» в программы педагогической подготовки специалистов. В данном направлении обновление сложившейся практики повышения квалификации педагогов, обеспечивающее реализацию нового профессионального стандарта педагога может осуществиться через введение в существующую систему дополнительного профессионального образования элементов неформального образования.

В предложенной ЮНЕСКО (1997) терминологии определяется, что педагогический процесс может быть организован в виде некой образовательной триаде - «формальное образование» («formal education») - «неформальное образование» («non-formal education») и «внеинституционное образование» («informal education»)

Российский подход к организация формального образования (по Е.В. Тутыниной, 2000) предполагает обязательное соответствие таким требованиям как: наличие учреждений, специально предназначенных для осуществления обучения; наличие персонала, профессионально подготовленного для осуществления обучения; наличие системы и систематичности в осуществлении педагогического процесса; наличие чётко обозначенной цели образовательного процесса в виде представлений о его результате; наличие документа об образовании, признаваемого на государственном уровне .

Главной проблемой формальной системы образования является её несоответствие запросам общества, разрыв между теорией и практикой. Официальные системы образования не успевают оперативно учитывать быстрые и существенные перемены в общественной сфере, медленно адаптируются к социальным, экономическим, культурным изменениям, их развитие сдерживает не только внутренняя устойчивость и консерватизм, но и инерция самого общества . Именно с данной отправной точки стало происходить не только разделение образования на формальное, неформальное и информальное, но и повышаться значимость именно неформального образования, потенциально обладающего большей свободой и возможностями в формировании компетенций и развитии компетентности обучающихся [ 8]..

Для повышения квалификации педагога можно использовать методы неформального образования/обучения.

Неформальное образование - это любая организованная учебная деятельность за пределами установленной формальной системы образования. Это может быть отдельная деятельность или значительная часть более широкой деятельности, призванная удовлетворять образовательные потребности субъектов обучения, что и является целью данного вида образования .

Данное понятие, на наш взгляд, является аккумулирующим по отношению к приведенным трактовкам, выражает точку зрения большинства российских и зарубежных специалистов.

Итак, опираясь на предложенные определения неформального образования, в качестве предварительного вывода отметим, что данный вид образования обладает признаками организованности, систематичности, дополнительности получаемых знаний по отношению к уже имеющимся. Организация неформального образования осуществляется, как правило, за пределами официальных образовательных учреждений и не сопровождается стандартизированной процедурой подтверждения документами государственного образца. По своему предметному содержанию неформальное образование может быть нацеленным на разные возрастные группы, иметь разные образовательные цели - профессиональные, личностные, социальные и т.д., а также разную временную продолжительность своего существования.

Полученные на основе вышеназванных определений характеристики формального и неформального образования представлены в сравнительной Табл.1. (приложение 1)

Приложение 1. Таблица 1

Сравнительные характеристики формального и неформального образования.

Характеристики

Образование

Формальное

Неформальное

Цели

Долговременные и общие

Кратковременные и специфические

Получение документов об образовании установленного образца

Приращение образовательного потенциала

Стандартизировано, ориентировано на освоение основных положений учебного материала

Индивидуализировано, ориентировано на результат

Академическое

Практическое

Жёстко структурированное

Гибкое

Субъекты, организующие процесс образования

Педагоги, преподаватели с соответствующим педагогическим образованием или специалисты, допущенные к педагогической деятельности

Различные специалисты педагогического и непедагогического профиля

Субъекты, участвующие в процессе образования

Учащиеся, студенты

Граждане разных номинальных и реальных групп (возрастных, социальных, профессиональных)

Условия

поступления

Наличие документа об окончании предыдущей образовательной ступени, сдача вступительных экзаменов, зачисление

Желание и возможность обучающегося, отсутствие вступительных экзаменов

Нормативное регулирование

Закон "Об образовании", Образовательный стандарт, соответствующие учебные программы, учебное расписание

Договор

Контроль

Внешний, иерархизированный

Демократический,с возможностью самоуправления

Продолжительность

Длительный цикл, полный учебный день, нормированные сроки обучения

Короткий цикл, возможен неполный день, продление сроков обучения по желанию обучающихся

Место

В аккредитованных учреждениях образования

В различных учреждениях и организациях

Результат

Получение профессии

Повышение компетентности в соответствующей области, удовлетворение познавательных интересов, личностное развитие

Ресурсозатратность

Ресурсозатратно

Ресурсосберегающе

3. Выводы

Комитет по образованию ОЭСР (2005) обозначил следующие преимущества системы неформального образования:

1. Преимущества в сфере экономики. Открытое признание результатов неформального образования закладывает основу его успешности; формируемые им компетенции различного уровня позволяют мобильно реагировать на спрос и предложения на рынке труда, что увеличивает потенциал человеческих ресурсов.

2. Преимущества в сфере образования. Развитие неформального образования позволяет осуществить переход от устоявшейся концепции «конечного образования» к концепции «непрерывного образования в течение всей жизни»; формировать удобные, гибкие, персонализированные направления получения образования; наращивать потенциал преподавательского состава за счёт создания более благоприятных условий получения профильного образования.

3. Социальные преимущества. Развитие социальных институтов, обеспечивающих возможность перехода от обучения к трудовой деятельности и обратно; стимулирование и поощрение профессиональной мобильности на рынке труда социально незащищённых категорий граждан, повышение их уровня образованности и обеспечение социально-культурного равенства и социальной сплочённости общества.

4. Психологические преимущества. Предоставление возможности выбора способов и методов освоения содержания образования, возможности контролировать время и место получения собственного образования; стимулирование повышения образовательного уровня тех, для кого получение формального образования было затруднено.

Таким образом, неформальное образование имеет большой внутренний потенциал и ряд значимых преимуществ, способствующих развитию и повышению компетентности у специалистов разных профессиональных сфер.

4.Эффективные механизмы неформального образования:

Конференции

Семинары

Курсы

Тренинги

Круглые столы

Сетевые общества учителей

Образовательные интернет-порталы

Образовательные СМИ

Система дистанционного обучения

Курсы повышения квалификации

Разработка дополнительных профессиональных

образовательных программ по соответствующим направлениям

Подготовка методических пособий

Разработка и внедрение новых технологий обучения.

Для примера можно привести проект «Мобильный педагог» созданный в Алтайском крае. Его цель объединение педагогов и повышение их квалификации (связи с поручением президента РФ В. Путина (2015г.) о создание единого профессионального пространства) реализуется через создание общенациональной системы профессионального роста учителей.

Основные принципы проекта – это взаимодействие наиболее успешных и прогрессивных педагогов с остальными членами педагогического сообщества, сокращение разрыва между образовательными организациями, постоянное совершенствование качества образования и повышение престижа профессии педагога.

Для примера использования плодов неформального образования в нашей практике, мы предоставим вам данные педагогического эксперимента, проведенный на базе гимназии №1

Темой эксперимента было « Актуальность использования методик морфофункционального расслабления на уроках ФК с детьми младшего школьного возраста»

Изучая эту проблему, был проведен мониторинг состояния здоровья детей младшего школьного возраста на основе распределения их по медицинским группам, который наглядно показал наличие проблемы. Нами были обработаны данные учащихся начальных классов общеобразовательных организаций города Жуковский в период с 2010 по2015 год. Анализ данных показал, что количество детей в подготовительных медицинских группах возросло с 16-18% в 2010г до 30-35% в 2015г.

Учитывая ростовой скачек, мы считали, что внедрение методик миофасциального расслабления (МФР) будет оказывать наиболее эффективное воздействие на растущий организм школьника, посредством воздействия на фасции, расслабляя тело.

Современные школьники порой загружены не меньше взрослых. Посещая школу, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе со школьниками использовать упражнения на релаксацию, как физическую, так и психологическую. Если мы будем целенаправленно учить детей сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, мы будем способствовать сохранению их здоровья.

В качестве эксперимента были разработаны рекомендации для специалистов ФК. Им была предложена программа «Азбука здоровья» (дополнительный 4 час ФК по программе дополнительного образования) включающая в себя методические приемы МФР.

На занятиях ФК, как основных, так и дополнительных, было рекомендовано к использованию два способа воздействия на организм ребенка для снятия мышечного гипертонуса:

1.Миофасциальная релаксация – специальная методика мышечного расслабления, которая позволяет скорректировать работу мышц, находящихся в гипертонусе.

2.Стретчинг – система упражнений направленная на снятие мышечного напряжения по средствам упражнений на гибкость.

Эксперимент проводился на базе гимназии№1 г. Жуковского.В эксперименте принимали участие ученики (2007 г.р.) 1 «а» и 1 «б» класса. Мониторинг проводился на основе оценки медицинского работника гимназии №1 г. Жуковского состояния здоровья детей по принадлежности к медицинским группам.

Суть эксперимента сводилась к следующему: упражнения из программы «Азбука здоровья» внедрялись в течение года в качестве элементов упражнений на уроке ФК и как дополнительная тренировка 4 часом ФК предусмотренным программой дополнительного образования. Занятия со школьниками проводили учителя ФК.

мониторинг состояния здоровья учеников

По полученным мониторинговым данным мы можем сделать следующие выводы:

Методика использования МФР позволяет снимать мышечное напряжение у детей после долгого нахождения в сидячем положении;

Методика использования упражнений МФР позволяет наиболее эффективно использовать упражнения формирующие осанку, т.к. воздействуя на связочный аппарат, снимает гипертонус мышц сгибателей;

Исправление осанки позволяет в некоторых случаях перейти из подготовительной медицинской группы в основную медицинскую группу

Наша статья является лишь подтверждением существования проблемы ухудшения здоровья наших детей и некой рекомендацией для работников сферы ФВ.

Свое выступление хочется закончить словами Альфред де Мюссе:

«Физические упражнения могут заменить лекарство, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения» давайте использовать возможность в самообразовании и использовать новые знания на практике.

И как говорил К.Д. Ушинский (Константин Дмитриевич) « Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учится, в нем умирает учитель»

Каждому учителю необходимо выстроить новые ориентиры по работе, направленные на введение ФГОС.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: «Эффективные механизмы неформального образования педагогов» Подготовила: Пензенская Е.М. Учитель высшей категории Гимназия №1

«Формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведет вас к успеху» Джим Рон

Проблема Ухудшение карты здоровья Современные дети ведут малоподвижный образ жизни, особенно дети городов-миллионников. Уже сложно представить их играющими во дворе в подвижные игры. Их внимание занимают современные гаджеты. Все чаще они тренируют дух, а не тело

Решение - можно оставить все как есть, и пусть с каждым годом ухудшается школьная карта здоровья и родители спохватившись бегут в фитнес-клубы; - можно продолжать вести уроки традиционными способами, вкладывая в них столько сколько выделяет на это государство; - можно попытаться увлечь учеников и воспитать в них потребность в красивом и здоровом теле.

Сравним Формальное образование Неформальное образование

Формальное образование наличие учреждений, специально предназначенных для осуществления обучения; наличие персонала, профессионально подготовленного для осуществления обучения; наличие системы и систематичности в осуществлении педагогического процесса; наличие чётко обозначенной цели образовательного процесса в виде представлений о его результате; наличие документа об образовании, признаваемого на государственном уровне

Зачем надо учится, учится и еще раз учится?! Главной проблемой формальной системы образования является её несоответствие запросам общества, разрыв между теорией и практикой. Официальные системы образования не успевают оперативно учитывать быстрые и существенные перемены в общественной сфере.

Неформальное образование - это любая организованная учебная деятельность за пределами установленной формальной системы образования. Это может быть отдельная деятельность или значительная часть более широкой деятельности, призванная удовлетворять образовательные потребности субъектов обучения, что и является целью данного вида образования

Неформальное образование имеет большой внутренний потенциал и ряд значимых преимуществ, способствующих развитию и повышению компетентности у специалистов разных профессиональных сфер. Преимущества в сфере экономики.. Преимущества в сфере образования. Социальные преимущества. Психологические преимущества.

Для повышения квалификации педагога можно использовать методы неформального образования.

Эффективные механизмы неформального образования: - конференции - семинары - курсы - тренинги - круглые столы - сетевые общества учителей - образовательные интернет-порталы - образовательные СМИ - система дистанционного обучения - курсы повышения квалификации - разработка дополнительных профессиональных образовательных программ по соответствующим направлениям -подготовка методических пособий -разработка и внедрение новых технологий обучения.

«Мобильный педагог» О сновные принципы проекта – это взаимодействие наиболее успешных и прогрессивных педагогов с остальными членами педагогического сообщества, сокращение разрыва между образовательными организациями, постоянное совершенствование качества образования и повышение престижа профессии педагога.

« Актуальность использования методик морфофункционального расслабления на уроках ФК с детьми младшего школьного возраста»

Суть эксперимента сводилась к следующему: упражнения из программы «Азбука здоровья» внедрялись в течение года в качестве элементов упражнений на уроке ФК и как дополнительная тренировка 4 часом ФК предусмотренным программой дополнительного образования. Занятия со школьниками проводили учителя ФК. Мониторинг состояния здоровья

«Физические упражнения могут заменить лекарство, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения» Альфред де Мюссе

« Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учится, в нем умирает учитель» К.Д. Ушинский Каждому учителю необходимо выстроить новые ориентиры по работе, направленные на введение ФГОС.

«Эффективные механизмы неформального образования педагогов» Подготовила: Пензенская Е.М. Учитель высшей категории Гимназия №1

Спасибо за внимание!


Рассмотрев различные теоретические аспекты развития неформального педагогического образования, определив методологические подходы к рассмотрению содержания самого понятия, мы описали признаки неформального педагогического образования и факторы, обуславливающие высокую эффективность неформального педагогического образования.

К сожалению, в процессе работы над проблемой развития неформального педагогического образования в условиях школы, мы практически не встретили научных разработок, раскрывающих виды и формы этого образования, в том числе и в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Социально-экономическое развитие общества предполагает новые модели системы образования, профессиональной подготовки, повышения квалификации педагогических работников, которые должны в соответствии с требованиями времени иметь непрерывный характер и быть адекватными новым целям школьного образования, что подразумевает неоднократное возвращение педагогов в той или иной форме в образовательный процесс. И, как отмечает Е.Л. Фрумина, «при получении новых знаний и компетенций ключевую роль начинает играть не формальное, устроенное линейно, а неформальное образование» . Все чаще обучение на протяжении всей жизни реализуется через информальные механизмы, которые действуют как инструменты самообразования, а неформальное образование может служить действенным инструментом, активизирующим процесс самообразования.

В данном параграфе мы ставили цель рассмотреть формы организации неформального педагогического образования в условиях школы, среди которых пытались ответить на вопрос: какие современные организационные формы неформального педагогического образования наиболее эффективны?

В своем труде по андрагогике М.Ш. Ноулс сформулировал основные положения данной науки. Они отражают важные особенности взрослых обучающихся, которые, по нашему мнению, необходимо учитывать при организации процесса неформального обучения:

Взрослому человеку, который обучается -- обучающемуся (а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения;

Он, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;

Взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения;

Взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;

Процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему;

Процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

По данным исследований психологов, взрослые забывают то, что им рассказывалось через два дня (в 50%), через неделю (в 80%), через месяц (в 90%). Поэтому при организации системы обучения взрослых, в том числе в виде неформального образования, стоит задача поиска актуальных форм получения знаний, способствующих решению этой задачи.

Под формой организации обучения ученые понимают вид занятия, исторически сложившуюся, устойчивую и логически завершенную организацию педагогического процесса, которому свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения.

Проанализировав литературу, посвященную формам обучения и получения образования, мы разработали классификацию форм неформального обучения по признакам:

6. Формы получения образования:

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

7. Формы обучения в организациях образовательных технологий.

8. Формы обучения вне организаций:

Самообразование;

Образование с привлечением специалистов, консультантов, тьюторов и других профессионалов.

9. Формы взаимодействия:

Активные;

Интерактивные;

Пассивные.

10. Организационные формы обучения:

Индивидуальные;

Фронтальные;

Групповые;

Комбинированные;

Корпоративные;

Аудиторные;

Внеаудиторные;

Краткосрочные;

Долгосрочные.

11. Виды организационных форм обучения:

Семинары;

Вебинары;

Мастер-классы;

Конференции;

Фестивали;

Конкурсы;

Проектное обучение;

Лабораторные;

Эксперименты;

Консультирование;

Тренинги;

Экскурсии;

Практикумы;

Марафоны;

Педагогический абонемент и/или образовательный модуль;

Профессиональные сообщества;

Стажировочные площадки;

Мастерские обмена опытом;

Наставничество;

Ротация.

Представленное разнообразие форм в приведенной классификации еще раз подтверждает, что выделенные нами характеристики неформального педагогического образования (далее - НПО): динамичность, открытость, вариативность, целенаправленность, индивидуализированность, мобильность

– верны. НПО не зависит от места и времени, обладает разнообразными видами организационных форм, при этом выбор той или иной формы пополнения знаний зависит от индивидуальной потребности обучающегося и целей, которые он перед собой ставит.

Современная информальная среда вынуждает взрослого человека к активному и непрерывному участию в образовательной деятельности. Бесконечный поток информации, с которым мы ежедневно сталкиваемся, зачастую приводит к возникновению профессиональных трудностей и дефицитов, ликвидировать которые представляется возможным, включившись в систему неформального образования.

Наиболее эффективными формами устранения профессиональных трудностей являются такие формы взаимодействия, которые носят интерактивный и/или активный характер и полностью отвечают интеллектуальным, социальным и психологическим потребностям обучаемого.

Остановимся подробнее на сущности видов организационных форм неформального образования, которые, по нашему мнению, являются наиболее эффективными в рамках организации повышения квалификации педагогических сотрудников в условиях школы.

При реализации системы НПО в образовательной организации одним из эффективных инструментов обмена опытом и повышения квалификации выступают мастер-классы. Первая часть словосочетания «мастер-класс» означает «профессионал, обладающий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не обладает основная масса специалистов», а вторая это показатель высокого качественного уровня.

Мастер-класс является особым способом обобщения и распространения передового педагогического опыта. Он представляет собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, которые опираются на свои принципы и имеют определенную структуру. Мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (преподавателя, который ведет мастер-класс).

М. М. Поташник, характеризуя мастер-класс дает следующее определение: «Мастер-класс - ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего - путем прямого и комментированного показа приемов работы».

Мастер-класс является эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения, воспитания и развития, где центральным звеном выступает демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Нами выделены характерные признаки мастер-класса:

Определяет новый подход к философии обучения, который ломает устоявшиеся стереотипы и формы;

Активизирует самостоятельную работу в малых группах, позволяющую проводить обмен мнениями;

Включает всех участников в активную деятельность;

Определяет проблемную задачу и решает ее через проигрывание различных ситуаций;

Раскрывает творческий потенциал и Мастера, и участников мастер-класса;

Не навязывает формы, методы, технологии работы участникам;

Представляет возможность каждому участнику воспользоваться предлагаемым методическим материалом;

Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

Форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию, самоактуализации.

Следующей популярной формой получения новых знаний и организации обмена педагогическим опытом являются конференции, которые на сегодняшний день являются одной из самых динамичных и интерактивных форм неформального образования. Конференция - это собрание представителей организаций, предприятий, студентов, коллег, людей из одной профессиональной сферы, преподавателей одного или нескольких учебных заведений для обсуждения и решения особых вопросов. Каждый участник может определить свою роль в данном мероприятии: слушатель, докладчик и т.д. Также возможно заочное участие в конференции с последующей публикацией работы в сборнике по материалам конференции. Конференцию часто сочетают с другими формами неформального образования, что позволяет повысить эффективность занятий, которые требуют использования разных методов преподавания:

Конференция-лекция (проводят в виде научно-практического занятия, содержащего защиту докладов, выступления с рефератами; обязательные этапы - подведение итогов, уточнение информации, вопросы слушателей);

Конференция-семинар (сочетает признаки обеих форм: обсуждение поставленной проблемы/вопроса и практический компонент);

Конференция-мастер-класс (в процессе используют разные методы и формы преподавания: лекция, тренинг, мастер-класс). Благодаря такому формату проведения конференции слушатели получают новые знания, возможность профессионального развития, анализа опыта в определенной сфере, практической отработки навыков, реализации творческого потенциала.

Все популярней в сфере образования становится проведение веб- конференций, где участники получают возможность донести свое видение решения той или иной проблемы до огромной аудитории интернет- пользователей. В режиме реального времени для нескольких или нескольких сотен одновременных участников онлайн встречи позволяют организовать как совместные обсуждения актуальных вопросов системы образования, так и обучающие мероприятия, повышающие уровень компетенции каждого активного участника. Онлайн конференция позволяет также демонстрировать презентации, непрерывно работать с приложениями и документами, просматривать сайты, причем каждый из участников находится на своем рабочем месте около компьютера.

Другой информационно-коммуникационной формой проведения обучающих мероприятий являются вебинары или онлайн-семинары. Их используют для обозначения презентации, лекции, семинара или курса, организованных при помощи web-технологий в режиме реального времени. Основной целью проведения вебинара является обучение.

Значимым достоинством информационно-коммуникационных форм обучения является непривязанность к месту.

Одной из актуальных форм интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении, является тренинг. Тренинг (от английского train - воспитывать, учить, приучать) - это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.

В тренинговом обучении выделяют три этапа:

Информационный (получение теоретического знания);

Практический (приобретение участниками практического опыта);

Рефлексивный (участники делятся своими впечатлениями, ощущениями, высказывают свои пожелания).

Данная форма обучения имеет огромное количество преимуществ сравнительно с другими формами. Так как тренинг - это интерактивное мероприятие, он предусматривает сотрудничество тренера и группы, определенные действия со стороны обучающихся и постоянный диалог между участниками. Тренер моделирует ситуации, через которые участники должны пройти. Таким образом, каждый член коллектива, выполняя поставленные задачи, практическим путем усваивает информацию.

Также реализацию идеи диалога во всех его аспектах, активный обмен мнениями, знаниями, творческими находками мы можем получить, реализуя такую форму обучения как мастерская обмена опытом.

Педагогическая мастерская - форма обучения взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

Результат работы в мастерской не только реальное знание или умение, сам процесс постижения истины и создания творческого продукта. Важная характеристика работы педагогической мастерской - сотрудничество и сотворчество.

И. А. Мухина выделяет следующие принципы и правила ведения мастерской:

Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера - руководителя мастерской.

Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки

– путь к истине.

Психологический комфорт, эмоциональный комфорт, творческая раскованность при проведении мастерской создаются безоценочной деятельностью участников, отсутствием критических замечаний и свободой выражения мыслей.

Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется:

Во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);

Во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»;

В-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

Диалоговость - главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссии, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным авторитетом - необходимое условие личного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам.

Существенным признаком мастерской является ограничение участия в практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах. Его задача состоит скорее в некоторой фиксации достигнутого участниками. Руководитель мастерской не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных».

По продолжительности педагогические мастерские могут быть «одноактными» (однодневными) и «многоактными» (многодневными). Это зависит от характера деятельности в ходе мастерской, поставленных целей и задач, которые определяет участник или организатор.

Немаловажным мотиватором в повышении квалификации педагогических кадров является организация и проведение профессиональных конкурсов, фестивалей и марафонов на базе учреждения. Конкурсные мероприятия направлены на совершенствование профессионального мастерства педагогов и развитие учительского потенциала, стимулирование профессионального роста педагогов и развитие профессиональной компетентности педагогических работников в процессе обсуждения актуальных проблем, приоритетных направлений модернизации образования, создание условий для эффективной диссеминации передового педагогического опыта. Профессиональные конкурсы, фестивали, марафоны позволяют включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно-ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту.

Одним из необходимых умений, которым должен обладать педагог является умение проектировать свою деятельность на перспективу. Таким образом, проектная деятельность как система действий, операций и процедур, необходимых для разработки и реализации проекта, представляет собой определенную технологию, которая может быть освоена в процессе обучения.

Проектное обучение представляет собой процесс целенаправленного освоения проектной деятельности и является одним из наиболее эффективных средств для решения задач компетентностного подхода в образовании. Оно относится к интерактивным формам обучения и представляет собой внедрение частных проектов в учебную деятельность обучающихся. Проектное обучение содержит систему организационных, корректирующих и контролирующих действий преподавателя, он является консультантом, компетентным сопровождающим, специалистом, который помогает проектантам в любых вопросах и способствует их развитию в познавательной, исследовательской, новаторской, творческой деятельности. Ситуационный характер проектной деятельности обусловливает формирование, развитие и совершенствование разных компетентностей педагогов в профессиональном, социальном и личностном плане.

Эффективность проектного обучения обусловлена следующими организационными принципами:

1. Принцип самостоятельности (ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся).

2. Принцип проблемности (предполагает решение заданной проблемы с помощью поиска нового знания).

3. Принцип направленности на результат (ориентирован на получение определенного материального результата).

4. Принцип коллегиальности (предполагает взаимопомощь и поддержку между участниками).

5. Принцип интериоризации (проектные действия формируются, закрепляются и активно используются в деятельности обучающихся).

На современном этапе активного развития системы ДПО одной из инновационных форм повышения квалификации педагогов становится предлагаемая МИОО образовательная услуга «Педагогический абонемент», которая оказывается на базе образовательных организаций города Москвы и может содержать любой набор учебных мероприятий в зависимости от запроса. Объем одного учебного модуля не превышает 12 часов, соответственно не оканчивается выдачей удостоверения или другого документа государственного образца. В разделе предложений можно выбрать направление, в котором педагог хотел бы самосовершенствоваться (разделы: педагог, предмет, детский коллектив, ГИА, детский коллектив, особый ребенок, дошкольное образование, начальное образование, вопросы комплекса). Формы реализации данной программы предлагаются следующие: лекция, семинар, индивидуальная или групповая консультация, мастер-класс, вебинар.

Индивидуальные программы повышения квалификации, в рамках которых учитель может осваивать отдельные модули в короткий срок, накопление которых в течение учебного года дает возможность пройти полноценное обучение, не отрываясь надолго от учебного процесса, имеют дальнейшую перспективу развития.

Вышеописанная услуга привлекает свое внимание тем, что предлагается государственным региональным институтом и подразумевает включение в преподавательский состав высококвалифицированных специалистов.

Мы считаем, что наиболее эффективным для использования в процессе повышении квалификации педагогов в формате неформального педагогического образования в условиях школы является акмеологическое консультирование. Акмеологическое консультирование - это специально организованный процесс взаимодействия педагога и консультанта, в ходе которого могут быть актуализированы дополнительные личностные и профессиональные возможности, способности, резервы, позволяющие найти новые пути выхода из затруднительных проблемных ситуаций, повысить профессионализм. Данная индивидуальная работа с педагогом или группой педагогов связана с оказанием им помощи в достижении собственных вершин многогранной профессиональной деятельности педагогического мастерства.

Акмеологическое консультирование в процессе повышения квалификации педагогов призвано обеспечить пространство, в котором педагог сможет проанализировать собственное профессиональное состояние, отрефлексировать прежний профессиональный опыт и наметить новые пути личностно-профессионального развития.

Представленные виды организационных форм эффективны в той мере, в какой создают атмосферу доверия, общения и взаимопонимания участников; позволяют осмыслить теоретические предпосылки и подходы к рассматриваемым проблемам; создают условия для активной практической и интеллектуальной деятельности; обеспечивают возможность проанализировать результаты совместной деятельности и индивидуальное развитие (рефлексия).

Таким образом, в данном параграфе нами рассмотрены виды организационных форм неформального педагогического образования, установлено, что в основе выбора того или иного вида необходимо учитывать особенности и индивидуальные потребности категории обучающихся (взрослых), опираться на эмпирический подход, исходя из понимания неформального образования как вида коммуникативной деятельности и акмеологический,который побуждает педагога к раскрытию его профессиональных возможностей. При прохождении через механизмы идентификации, рефлексии, стереотипизации, обратной информации, необходимо особо строить взаимодействие обучающегося и обучающего.

Разработанная классификация форм неформального обучения отчасти отражает и образовательную деятельность в рамках формального обучения. Однако существенным отличием является то, что выбор форм получения образования, форм взаимодействия, организационных форм обучения, видов организационных форм остается за обучающимся.

Таким образом, при определении сущности и этимологии феномена «неформальное образование», уточнении понятия «неформальное педагогическое образование» и определении основных организационных форм неформального образования педагогических работников в условиях организации можно констатировать следующие положения:

1. Проблема исследования неформального образования ненова для отечественной педагогической науки.

2. В процессе развития научного педагогического знания термин «неформальное образование» претерпевает определенные изменения и рассматривается на основании различных методологических подходов: личностно-деятельностного, компетентностного, функционального, социокультурного, андрагогического, акмеологического, системного, гуманистического, сравнительного, деятельностного, которые расставляют четкие акценты на рассмотрение квинтэссенции вышеуказанного феномена.

3. Понятие «неформальное образование» достаточно широкое, что позволило выделить и определить его признаки с различных позиций: с точки зрения государственного управления и контроля, с точки зрения организации процесса обучения, с точки зрения получения образования, с точки зрения доступности, с точки зрения места в системе непрерывности получения знаний.

4. Анализ литературы позволил разработать классификацию форм неформального обучения и выделить среди них наиболее эффективные современные организационные формы неформального педагогического образования в условиях школы.

Неформальное образование педагогов.

(из опыта работы, учителя географии ГБОУ гимназии № 000

Пушкинского района Санкт-Петербурга)

Слайд 1. Всем известно понятие формальное и неформальное образование . Формальное – это образование, которое осуществляется в учреждениях дополнительного профессионального образования по утвержденным программам с выдачей общепризнанного документа.

Неформальное образование - это различные, гибкие по организации и формам образовательные системы, ориентированные на конкретные потребности и интересы обучаемых, обладающие признаками организованности, дополнительности получаемых знаний по отношению к уже имеющемуся образованию. Многие ученые посвятили свои работы неформальному образованию, в т. ч. глубокоуважаемый.

Неформальное образование строится на основе индивидуального образовательного маршрута и в завершении имеет индивидуальный образовательный результат. Для его эффективного осуществления необходимо формирование компетенций, дающих возможность человеку самостоятельно учиться.

Слайд 2. Актуальность неформального образования продиктована основными документами и направлениями деятельности общества в условиях модернизации системы образования.

Для примера возьмем ФГОС, в котором неформальному образованию уделяется большой объем внеурочной деятельности ребенка, самостоятельное формирование у него универсальных учебных действий. Кроме этого, существуют объективные противоречия, влияющие на обеспечение готовности образовательных учреждений к переходу на новые стандарты:


· между требованиями к организации и результатам образовательного процесса в условиях введения ФГОС и недостаточным уровнем мотивационно-психологической готовности педагогов, профессиональной компетентности в реализации системно-деятельностного подхода к образовательному процессу;

· между необходимостью охвата всех учителей ОУ повышением квалификации по вопросам введения ФГОС и ограниченностью времени организации повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования.

В данной ситуации неформальное образование компенсирует данные противоречия и может стать равноправным участником процесса обучения педагогов.

Неформальное образование способно выполнить задачу по реализации направлений развития петербургской Школы - «Неформальное образование», «Кадровый капитал» (развитие корпоративных моделей повышения квалификации).

Слайд 3. Всем знаком термин "образование шириною в жизнь" (lifewide learning) , который предполагает постоянный процесс обучения и разнообразные его формы. Данный термин говорит о том, что обучение может быть одновременно приятным и полезным и происходить в образовательном учреждении на рабочем месте с учетом интересов всех участников образовательного процесса.

Каждому учителю необходимо выстроить новые ориентиры по методической работе, направленные на введение ФГОС.

Слайд 4. Приведу пример неформального обучения в рамках опытно-экспериментальной работы. Педагогический коллектив нашей гимназии создал и внедрил проект по теме: «Интерактивная среда гимназии: обучение, развитие, социализация». В новых стандартах результат образования определен в виде базовых компетентностей современного человека.

Одним из главных результатов общего образования является формирование метапредметных компетентностей, позволяющих не только успешно осваивать знания, но и творчески «применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении». Поэтому, причинами создания данного проекта стали: введение новых образовательных стандартов, смена образовательной парадигмы: от знаниевой к компетентностной, завершение работы по предыдущей теме ОЭР, направленной на создание условий по повышению качество обучения, н еобходимость построения новых перспектив работы методической службы.

Слайд 5 . Концептуальная идея данного проекта направлена на развитие всех видов образовательных компетентностей личности гимназиста в условиях интерактивной среды.

Слайд 6. Для педагогов гимназии был проведен семинар по теме : «Эффективные технологии формирования метапредметных компетенций», на котором была представлена теоретическая основа данного вопроса и представлен опыт работы по формированию метапредметных компетентностей учащихся в процессе применения на уроках технологии педагогических мастерских.

Слайд 7-8. По итогам семинара сделан вывод, что в результате постоянной работы в системе мастерских ребенок приобретает очень важный опыт: учится ставить вопросы, вырабатывать суждения, делать выбор, общаться, выстраивать диалог. У него пропадает страх перед новым материалом, необычным, непознанным.

Слайд 9. И что особенно важно, учителя представили интересные авторские идеи по организации уроков, вдохновили других учителей на создание собственных мастерских.

Движение мысли мастерской начинается от личности ученика. Первый шаг – известное, а дальше… – удивление, недоумение, парадокс… Возникает желание переосмыслить, додуматься, догадаться!..

Слайд 10. И вот оно – озарение! А вместе с ним – у ребенка радость открытия и ощущение своей интеллектуальной состоятельности; у педагога – авторская идея и педагогическое совершенство.

1

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты подготовки педагогов к новым ролям в условиях формального, неформального и информального образования. Выделены три основные роли: тьютор, модератор и фасилитатор, которым необходимо обучить педагогов. Овладение педагогом технологией тьюторского сопровождения позволит помочь обучающемуся сориентироваться в новых образовательных условиях, выбрать индивидуальный образовательный маршрут, организовать процесс самостоятельного обучения. Использование технологии модерации помогает решить вопросы развития группы как коллектива и организации взаимодействия и сотрудничества его участников, исключает формальный контроль и оценку, содержит способы деятельности, указывающие путь решения проблемы для группы, создает психологически комфортные условия. При использовании технологии фасилитации преодолевается традиционное закрепление за обучающимися исполнительской функции, что позволит перейти к подготовке активного, способного к самостоятельному анализу и принятию нестандартных решений, обучающегося.

информальное образование

неформальное

формальное

технология фасилитации

технология модерации

технология тьюторского сопровождения

фасилитатор

модератор

1. Доронина Н.А. Методическая система подготовки социальных педагогов в вузе к социально-педагогическому взаимодействию: дисс.канд. пед. наук. - М., 2012. - 319 с.

2. Иванова О.А., Доронина Н.А. Организация социально-педагогического взаимодействия в современном социуме: учебно-методическое пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. З.И.Колычевой. - Тобольск: ТГСПА им. Д.И.Менделеева, 2012. - 204 с.

3. Ковалева Т.М. Введение в тьюторство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mioo.ru/.

4. Мартынова А.В. Фасилитация как технология организационного развития и изменений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orgpsyjournal.hse.ru.

5. Ниязова А.А. Воспитание гуманистической направленности личности учащихся в процессе экологического образования: дисс.. пед. Наук. - Екатеринбург, 2003. - 179 c.

6. Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении. // Методическое пособие. Авторы- составители Сердюкова Н.С., Посохина Е.В., Серых Л.В. -- Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2011. - 122 с.

7. Ройтблат О.В. Неформальное образование в системе повышения квалификации в условиях трансформации педагогической профессии. - Мир науки, культуры, образования. -№2(27). - 2011. - С. 127.

8. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Панорамно-педагогическое мышление будущего учителя как инновационный ресурс «Новой школы»: монография. - СПб.: НОУ «Экспресс», 2013. - 142 с.

Стратегия обучения педагогов в условиях формального, неформального и информального образования направлена на получение высокого качества образования, предоставляющего возможность сформировать профессиональные компетенции, необходимые для практической деятельности педагога, приобрести прочные умения и навыки, повышающие конкурентоспособность выпускника и способствующие развитию профессиональной карьеры.

В образовании, как и в других сферах жизнедеятельности, происходят определенные изменения:

  • модели образования, включающей три уровня: бакалавриат, магистратуру и аспирантуру (формальное образование);
  • процесса, действительно протекающего на протяжении всей жизни, в котором каждый приобретает взгляды, ценности, навыки и знания из повседневного опыта и получает образовательное влияние из ресурсов своей среды - начиная от семьи и соседей, от работы и игр, от рынка, библиотеки и средств массовой информации (неформальное образование);
  • отдельной деятельности или существенной части более широкой деятельности, призванной служить субъектам обучения и реализующей цели обучения (информальное образование).

Эти изменения требуют формирования педагога нового типа, не только выполняющего образовательно-воспитательные функции, но и умеющего своевременно отреагировать на изменения рынка труда, требования социума и меняющегося общества.

В последнее время наблюдается расширение ролевого репертуара педагога. Наряду с традиционными ролями (педагог-организатор учебной деятельности, педагог воспитатель и педагог-наставник), у педагога появляется необходимость исполнения таких ролей, как тьютора, модератора, фасилитатора. Трансформация ролей педагога «обусловлена влияниями внешних и внутренних факторов, новациями внутри профессиональных сфер, где актуализируются проблемы формального, неформального и информального образования, индивидуальных образовательных траекторий педагога» .

Рассмотрим новые роли современного педагога, которые включают инновационные идеи и подходы в его образовательной и психолого-педагогической деятельности. Существует множество мнений по проблеме тьюторства. Тьютор - наставник, посредник, человек, который учит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи); это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск; культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения.

Однако тьюторство в современных условиях развития системы образования приобретает более широкий смысл. Тьютор сопровождает человека в его овладении способами новой деятельности и появляется в образовательном пространстве школы в результате назначения и закрепления его за определенной группой учащихся, либо в результате выбора тьютора самим учащимся .

Различают несколько видов тьюторства:

  1. Учебный тьютор занимается репетиторством. Объектом его деятельности являются группы учащихся школы, испытывающих затруднения в учебной деятельности.
  2. Тьютор в исследовательской деятельности сопровождает и способствует освоению технологии данной деятельности учащимся, помогает в оформлении и представлении результатов (конкурсы, конференции).
  3. Тьютор в проектной деятельности осваивает с учащимися технологию написания проектов, постановку проблем, видение проблем в обществе, а также находить варианты путей и способов их решения.
  4. Тьютор-социальный продюсер осуществляет деятельность по организации для учащихся социальных и учебных практик, профессиональных проб, экскурсии на предприятия, встречи со специалистами различных профессий, дней школы в ВУЗах и день ВУЗов в школе, посещение ярмарки учебных мест «Образование и карьера».
  5. Тьютор - психолог формирует психологически комфортную среду для учащихся школы и педагогов.
  6. Тьютор по профессиональному самоопределению мотивирует учащихся на достижения желаемого, заявленного результата .

Технология тьюторского сопровождения реализуется в трех направлениях: введение особой тьюторской позиции; максимальное насыщение школьной среды (секции, исследовательские и проектные студии, клубы образовательных путешествий, школьный театр и т.п.); организация «событийных» форм образовательной деятельности (олимпиады, фестивали и т.п.), провоцирующие спонтанное творческое общение учащихся .

К основным структурным элементам данной технологии относят общие этапы технологии тьюторского сопровождения:

  • диагностический (выявление познавательного интереса учащегося);
  • формулирования первичного вопроса и на его основе темы предполагаемого мини-исследования (творческой работы, проекта и т.п.);
  • составления карты поиска (где, в каких пространствах, в том числе социальных, можно найти ответ на вопрос);
  • выбора базового образовательного модуля (Каким способом я буду добывать информацию? Ее обрабатывать? Предъявлять?);
  • собственно «исследования»;
  • обработки и анализа найденных результатов; выбора способа оформления полученных результатов и предъявления их (классу, коллективу, студии и т.д.);
  • анализа итогов образовательной деятельности; планирования следующего направления работы, корректировка образовательной цели, определение временных перспектив .

Технология тьюторского сопровождения позволяет удерживать рамку обусловленности выбора индивидуальными особенностями ученика, развивать предметную основу выбора и осуществлять данный выбор из существующих технологий.

Работа тьютора в школе различается по ступеням обучения: начальная, основная и старшая школа. В связи с чем в профессиональной подготовке педагогов должны рассматриваться и более основательно изучаться психолого-педагогические особенности детей различного возраста. Этому способствуют такие дисциплины, как «Психология развития», «Возрастная педагогика», «Психология дошкольного возраста», «Психология детей младшего школьного возраста», «Психология подросткового возраста», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» и др.

По мнению педагогов-исследователей Н.С. Сердюковой, Е.В. Посохиной, Л.В. Серых, тьюторское сопровождение:

  • в начальной школе заключается в оказании младшему школьнику помощи в осознании и реализации познавательного интереса ;
  • в основной школе включает две организационные модели: тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных проектов и тьюторское сопровождение детских образовательных маршрутов (путешествий, объединений) ;
  • в старшей школе выходит за рамки образовательного учреждения (стажировки и социальные практики в мире взрослой деятельности) .

К организационным формам тьюторского сопровождения учащихся относятся:

  1. Межвозрастная тьюторская группа, включающая в себя несколько малых тьюторских групп, состоящих из учащихся 6-8 классов школы, объединенных в группы вокруг своего тьютора. Тьюторское сопровождение учеников строится в основном вокруг сбора портфолио и презентаций своей работы. Сложной задачей в осуществлении тьюторского сопровождения в рамках межвозрастной тьюторской группы является проблема интеграции тьюторского сопровождения и образовательного пространства подростковой школы.
  2. Класс (группа) тьюторского сопровождения, создает ситуацию постоянного и разнопланового вовлечения подростка в программу тьюторского сопровождения, которое строится как освоение значимой предметности с акцентом на сборе портфолио и реализации проектов. Тьюторское сопровождение ученика осуществляется на двух уровнях: индивидуальное сопровождение персональным тьютором и сопровождение класса в целом тьютором класса. Эффективность данной модели тьюторского сопровождения связана с: выделением особой посреднической позиции «тьютор класса»; построением тьюторского сопровождения как контекста жизни класса; проработкой событийного ряда тьюторства на уровнях индивидуальной истории, истории группы и истории класса.
  3. Клуб образовательных маршрутов (путешествий) создается под конкретную экспедицию (познавательного действия, познавательный вопрос) и как возможный вариант его жизни рассматривался полный роспуск первого состава и набор нового после проведения презентации. Организации тьюторского сопровождения характерно: 1) клубная форма организации; 2) рассмотрение в качестве источников образования любых организаций, как занимающихся образовательной (например, музей), так и любой другой деятельностью (магазин, спортивный клуб, пожарная часть и т.п.); 3) наличие экспедиционного этапа - реальной (может быть и виртуальной) поездки в отобранные в соответствии с собственными интересами источники образования, в ходе которой осуществляется целенаправленный сбор информации по заранее разработанному плану; 4) наличие группы соратников, с которыми объединяет некоторая схожесть интересов и общее место экспедиции .

Следовательно, в массовой муниципальной средней школе целесообразно существование одновременно нескольких организационных моделей реализации тьюторского сопровождения с учетом возможности образовательного учреждения (кадровых, организационных, финансовых и т.д.).

Вторая роль педагога связана с модерацией, рассматриваемая как один из видов сопровождения человека наряду с консультированием, супервизией. Специалист, сопровождающий процесс управления взаимодействием в группе и отвечающий за соблюдение участниками установленных норм и правил поведения. Модерация, как и другие виды сопровождения, имеет определенные характеристики: сосредоточена на конкретной проблеме; ориентирована на кооперацию; исключает формальный контроль и оценку; содержит способы деятельности, указывающие путь решения проблемы для группы; создает психологически комфортные условия для субъектов профессиональной деятельности .

Сегодня модерация - это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде .

К основным элементам технологии модерации относятся:

  1. Интеракция (организации взаимодействия учащихся или воспитанников). Педагог на этапе планирования урока или воспитательного мероприятия должен предусмотреть и заложить в план механизмы эффективной интеракции, а в процессе урока или воспитательного мероприятия качественно их реализовать.
  2. Коммуникация . Эффективные интеракции невозможны без организации упорядоченного обмена информацией между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Коммуникация представляет собой средство для обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении. Организация двустороннего и многостороннего обсуждения (диалог и полилог), использование различных каналов и форм коммуникации, использование методов стимулирования коммуникативного процесса - все это позволяет обеспечивать эффективность взаимодействия.
  3. Визуализация. Визуализация этапов учебно-воспитательного процесса позволяет материализовать ход обучения и воспитания, дает возможность «потрогать» результаты и достижения учащимся (воспитанникам). Красочно оформленные презентации создают приподнятое настроение у учащихся (воспитанников) и педагога, праздничную атмосферу и позитивное мотивационное поле в классе или группе. Подключение зрительной памяти обеспечит повышенную выживаемость знаний.
  4. Мотивация. Поддержание тонуса, развитие уверенности в своих силах и позитивного настроя всех участников образовательного процесса, стимулирование познавательной активности и творческого процесса, раскрытие и развитие способностей обучающихся, содействие их эффективному сотрудничеству - катализатором этих процессов является мотивация.
  5. Мониторинг учебно-воспитательного процесса. Мониторинг учебного процесса включает в себя отслеживание и сверку получаемых результатов каждого раздела занятия с запланированными, а также формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса и внесение при необходимости корректив по ходу занятия. В процессе осуществления модерации очень важно обеспечить мониторинг двух процессов: выполнения плана занятия и групповой динамики.

Мониторинг воспитательного процесса включает отслеживание показателей сфромированности уровня воспитанности:

1) мотивационно-ценностное отношение к своей личности и окружающим;

2) систему ценностей, выраженную в различных сферах интересов;

3) уровень интеллектуального развития, круг познавательных интересов;

4) уровень сформированности нравственной культуры;

5) уровень развития коммуникативных умений и навыков;

7) уровень сформированности операциональных умений (организаторские качества личности).

6. Рефлексия. Осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы - обязательный атрибут современного образования .

Третья роль выступает как профессионально важное качество личности педагога - фасилитация, означающее «облегчать», «содействовать», что в современной образовательной системе подходит для раскрытия роли и значимости педагога.

  • стимулирует самостоятельность и ответственность студентов при выборе учебных курсов, при определении учебных целей, способов их достижения при оценке результатов своего труда;
  • создает благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения;
  • мотивирует, поощряет взаимодействие в учебной работе .

Фасилитация - это профессиональная организация деятельности группы обучающихся, направленная для выработки решений и на достижение поставленных целей. . В основе педагогической фасилитации лежит:

  • формирование и «создание гуманной воспитательной среды, способствующей достижению поставленной цели в процессе поддержки обучающихся ;
  • взаимодействие субъектов образовательного процесса, направленного на раскрытие способностей каждого обучающегося.
  • Технологию фасилитации можно определить как:
  • процесс, предполагающий разработку и управление групповой структурой (чего необходимо достичь; кто должен быть вовлечен; разработка процесса, в котором участвует группа, и последовательности выполняемых заданий; коммуникация; достижение соответствующего уровня участия и использования ресурсов; групповая энергия, движущие силы и способности участников; физическая и психологическая среда);
  • результат, способствующий помощи группе в том, чтобы стать лучше (повысить качество решений; повысить ответственность в отношении принимаемых решений; значительно сократить время реализации решений; улучшить отношения в группе; усилить личную удовлетворенность участников группы; способствовать организационному обучению) .

Фасилитация как функция педагога способствует повышению групповой эффективности и направлена на:

  • помощь группе определить ее общие цели и специфические задачи, оценить их потребности и разработать планы по их удовлетворению;
  • управление групповой дискуссией и поддержание ее в нужном направлении;
  • поддержание участников в оценке имеющихся у них навыков и выработке новых, в управлении их собственной межличностной динамикой.

Педагог- фасилитатор содействует усилению продуктивности образования и развитию субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения и личности педагога.

Изучение и раскрытие значимости вышеуказанных ролей в системе подготовки педагогов будет осуществляться на основе:

  • формального образования в рамках педагогического вуза, через изучение педагогических дисциплин «Введение в профессию», «Введение в социально-педагогическую деятельность», «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Общая педагогика», «Общая и экспериментальная психология» и др.
  • неформального образования, которое происходит вне специального образовательного пространства, в котором чётко обозначены цели, методы и результат обучения в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий, а также различных дополнительных курсов, тренингов, коротких программ, которые предлагаются студентам в период профессиональной подготовки, а работающим педагогам на этапе трудовой деятельности. Такими курсами для студентов являются: «Волонтерство в социально-педагогической деятельности», «Тренинг профессиональной наблюдательности», «Тренинг личностного роста», «Социально-педагогическое взаимодействие в образовательном социуме», «Тьюторское сопровождение в профессиональной деятельности педагога», «Модерация в деятельности педагога» и «Педагог-фасилитатор в образовании».
  • информального образования, где будущий педагог получает определенную сумму знаний, умений и навыков в значительной мере спонтанно в процессах и эксцессах самой жизни, совместной жизнедеятельности: трудовых процессах, праздниках, посещая театр, общаясь с окружением, в семье, церкви, публичных зрелищах, туристических поездках. Особое место в современном информальном образовании играет система средств массовой коммуникации (телевидение, Интернет, радио, кинематограф, музыка и т.п.). В информальном образовании ключевую роль играет самообразование, поэтому задача преподавателя вуза вывести своего студента на уровень взаимодействия через систему самообразования и включение его в поисковую и исследовательскую деятельность.

Таким образом, трансформация ролей педагога в условиях формального, неформального и информального образования обуславливает подготовку педагога к новому профессионально-ролевому репертуару - педагог-тьютор, педагог-модератор и педагог-фасилитатор. Для выполнения социального заказа общества и самих педагогов необходимо разработать научно обоснованную стратегию деятельности по подготовке, сопровождению и поддержке учителей, педагогов. Речь идет не просто о разработке и внедрении в педагогический процесс адекватных организационных форм, технологических ритмов и методов работы с педагогическими кадрами, а еще и о создании таких алгоритмов профессиональной деятельности, которые позволили бы ему становиться творческой, саморазвивающейся личностью, обладающей системным взглядом на педагогическую реальность. В связи с вышесказанным и возникает необходимость изучения будущими педагогами и педагогами-практиками особенностей и возможностей тьюторства, модераторства и фасилитации.

Рецензенты:

Егорова Г.И., д.п.н., профессор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет» Филиал «Тобольский индустриальный институт», г. Тюмень.

Иванова О.А., д.п.н., профессор кафедры управления образовательными системами, государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский институт открытого образования» Московский институт открытого образования, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Гибадуллина Ю.М., Доронина Н.А., Ниязова А.А. ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛЕЙ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ФОРМАЛЬНОГО, НЕФОРМАЛЬНОГО И ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11224 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»