Подготовила

Старший воспитатель: Строжкова О.К.

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.

С 1 января 2014 г. введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155.

По ФГОС основными принципами дошкольного образования становятся:

1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащения) детского развития.

2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

3. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

5. Учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

6. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

7. Поддержка инициативы, активности и способностей детей в разных видах деятельности, помощь ребенку в самоутверждении и самовыражении.

8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей), обучение их в специфически детских видах деятельности.

9. Сотрудничество образовательной организации с семьей.

Стандарт преследует следующие цели:

· повышение социального статуса дошкольного образования,

· обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования,



· сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт решает следующие задачи :

· Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).

· Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

· Развитие нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности и самостоятельности детей, формирования предпосылок учебной деятельности.

· Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ.

· Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей-дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

Т.е. обучение чтению и счёту не является целью дошкольного образования. Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, сформировать способности и желание учиться в школе.

Что же меняется в образовательном процессе ДОУ в связи с введением ФГОС ДО?

1. В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения остается. Но такая форма образовательной деятельности, как занятие, не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление определенной информации об окружающем мире, формирование необходимых знаний, умений и навыков.

Специфические детские виды деятельности в раннем возрасте (1-3 года):

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

Экспериментирование с такими материалами и веществами, как песок, вода, тесто и др.

Общение со взрослым и совместные игры со сверстниками;

Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и др.);

Восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

Рассматривание картинок;

Двигательная активность.

Специфические детские виды деятельности детей дошкольного возраста (3-7 лет):

Игровая, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и др.;

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

Познавательно - исследовательская (исследование объектов окружающей среды и экспериментирование с ними);

Восприятие художественной литературы и фольклора;

Самообслуживание и элементарный бытовой труд;

Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

Изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

Музыкальная (понимание смысла музыкальных произведений, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения);

Двигательная активность (овладение основными движениями).

2. Изменяется способ организации детскихвидов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

Если раньше взрослый был главным, руководившим и управлявшим ребенком, то теперь ребенок и взрослый оба являются субъектами взаимодействия, равными по значимости. Если раньше активность взрослого (в том числе и речевая, когда взрослый «много» говорит) была выше, чем активность ребенка, то теперь активность ребенка должна быть по крайней мере не меньше, чем активность взрослого.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Это:

Образовательная деятельность в режимных моментах;

Организованная образовательная деятельность;

Самостоятельная деятельность детей.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми: с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей. Выбор количества детей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; их интереса к данному занятию; сложности материала; вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная). Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

3. В стандарте появляются требования к результатам освоения Программы. При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны интегративные качества, которые ребенок приобретает в результате освоения программы. Педагоги с помощью мониторинговых исследований на разных этапах фиксируют уровень развития ребёнка, чтобы знать, над чем нужно работать дальше.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования . К ним относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

ü инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;

ü любознательность;

ü способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;

ü уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;

ü развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;

ü умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ü способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики);

ü способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.

Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к обучению в школе.

4. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру .

Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение.

Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

ФГОС определяет 5 образовательных областей:

1) социально - коммуникативное развитие , направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;

2) познавательное развитие, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

3) речевое развитие , включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи;

4) художественно - эстетическое развитие , предполагает развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;

5) физическое развитие , включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.

5. Повышается роль семьи в работе дошкольного учреждения. Государственные стандарты являются основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей.

В соответствии с ФГОС ДО дошкольное учреждение будет обязано:

Консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;

Информировать родителей (законных представителей), общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность, о целях дошкольного образования;

Обеспечить открытость дошкольного образования;

Создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

Создать условия для взрослых по поиску и использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, обсуждать с родителями (законными представителями) вопросы, связанные с реализацией Программы.

Людмила Бартенева
Изменения в работе педагога дошкольного образования с введением федерального государственного образовательного стандарта

Дошкольные учреждения вступают сегодня в период глубоких качественных изменений . В новом Федеральном образовательном стандарте (далее – ФГОС ДО) изменены содержание и структура образования в целом .

Внедрение ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога дошкольного образования диктует повышенные требования к квалификации педагога , его ответственности, готовности осваивать новые подходы к профессиональной деятельности.

Изменились функции педагога : главная -создавать условия к самостоятельному познанию и развитию детей.

Педагог в детском саду – ключевая фигура в организации образовательного процесса . Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности взрослого в условиях дошкольного образовательного учреждения является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности

Отношение воспитателя к ребёнку как к субъекту, личности, партнёру, имеющему собственное мнение. Естественно учитывается возраст детей и необходимая бесконфликтная коррекция и воспитание.

Cовременный дошкольник не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы , работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое.

Стандарт дошкольного образования связан с ведущими стандартами мирового сообщества , направлен, прежде всего, на индивидуальную успешность ребенка, на творчество, на формирование предпосылок учебной деятельности, а не то, чтобы в детских садах всех детей учили читать – писать, т. е. на результат в развитии самого ребёнка.

Современные дети более активны, подвижны, информированы во многом, каждый ребенок индивидуален и неповторим. Чтобы соответствовать современным требованиям, понимать детей, быть участником процесса формирования личности ребенка, воспитателю также необходимо быть готовым и способным к изменениям , активным, компетентным.

Сегодня востребован не просто воспитатель, а воспитатель-исследователь, воспитатель-психолог, воспитатель-технолог. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала.

Таким образом , современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель исследователь, инициативный, широко образованный , умеющий создать ситуацию успеха и успешности, поэтому в своей работе ДОУ воспитатели должны стараться творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу , предоставлять детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.

Родители ребенка – ключевая фигура в организации воспитания, образования и развития ребенка в условиях семьи. В связи с введением Стандарта , необходимо взаимодействие с родителями, их умения организовать «зону ближайшего развития» ребенка, учитывать возрастные особенности и рационально сопровождать развитие малыша. Педагогу необходимо находить новые нетрадиционные формы работы с родителями :

нетрадиционные формы работы с родителями :

предполагают диалог, установление «обратной связи » :

Информационно - аналитические (проведение социологических срезов, опросов «почтовый ящик» )

Досуговые (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках)

Познавательные (участие в семинарах -практикумах, игры с педагогическим содержанием , совместные экскурсии, прогулки,проведение родительских собраний в нетрадиционной форме (КВН, «круглый стол» , «Что? Где? Когда?» ) и др.

Наглядно-информационные (организация дней открытых дверей, мини - библиотек, др. видов деятельности…

Таким образом , нетрадиционные формы работы с родителями создают единый, сплоченный, дружный коллектив детей, родителей и педагогов , раскрывают широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «Семья – ребенок – детский сад» .

Публикации по теме:

«Методическое сопровождение по введению Федерального Государственного образовательного стандарта Дошкольного образования» Самообразование «Методическое сопровождение по введению Федерального Государственного образовательного стандарта Дошкольного образования».

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта Михайлова Мария Николаевна МБДОУ «Детский сад «Звёздочка» Тюменская область, п. Пурпе Воспитатель Адаптация детей раннего возраста к.

Что должно измениться в работе педагога дошкольного образования с введением федерального образовательного стандарта Изменятся функции педагога:главная -создавать условия к самостоятельному познанию и развитию детей. Содержание педагогического взаимодействия:.

Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования и его организация Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть.

Индивидуальный маршрут педагога по изучению «Профессионального стандарта педагога» Индивидуальный маршрут педагога по изучению» Профессионального стандарта педагога» Функции Методы, приемы. Трудовая функция (Обучение).

Консультация для воспитателей в условиях внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта Формирование здорового микроклимата в общении с детьми и родителями. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в пункте 3.2.1.

Современный ритм жизни диктует определенные правила организациям и сотрудникам: информаци­онная составляющая играет важную роль в том, что­бы быть востребованными, идти в ногу со временем. Для педагогических работников дошкольных обра­зовательных организаций настало время серьезных перемен. Обновление нормативной базы требует от них переосмысления многих позиций.


закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым дошкольное образование стало первым уровнем образовательной системы, расширились возможности получения дошкольного образования в разных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах и комплексах, на дому).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая работа образовательного учреждения как условие внедрения ФГОС в образовательную практику

В сентябре 2013 г. вступил в силу Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым дошкольное образование стало первым уровнем образовательной системы, расширились возможности получения дошкольного образования в разных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах и комплексах, на дому).

Также основным событием для педагогов и специалистов сферы дошкольного образования стало утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования –

Стандарт - это не просто новый, это первый в истории дошкольного образования нормативный документ, регулирующий отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. С учетом этого перед методическими службами ДОО стоит задача подготовить педагогические коллективы к введению ФГОС дошкольного образования.

Цель методической работы в условиях внедрения ФГОС - обеспечить методическую готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.

Давайте определим сущность понятия «методическая готовность» . Методическая готовность характеризует подобную готовность как целостное проявление свойств личности, выделяя три компонента: познавательный, эмоциональный, мотивационный. Содержание каждого компонента определено, исходя из специфики деятельности по реализации ФГОС.

Познавательный компонент:

  • знание содержания ФГОС, нормативных документов и методических материалов, сопровождающих его введение;
  • способность классифицировать и систематизировать методические материалы, сопровождающие введение ФГОС;
  • способность выделять методические проблемы, связанные с реализацией ФГОС, анализировать и решать их;
  • владение активными методами и формами деятельности по реализации ФГОС

Эмоциональный компонент:

  • осознание ценности знаний содержания ФГОС и методических материалов, сопровождающих его введение;
  • удовлетворенность деятельностью по реализации ФГОС.

Мотивационный компонент:

  • наличие мотива достижения цели реализации ФГОС;
  • наличие мотивов повышения квалификации, познания, творчества в процессе реализации ФГОС.

Таким образом, под методической готовностью педагога к реализации ФГОС понимается сложное, целостное, интегративное явление, состоящее из трех взаимосвязанных компонентов и характеризующее вооруженность педагогов необходимыми для успешной реализации ФГОС методическими знаниями и компетентностями.

репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги);

репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции, организационно- деятельностные игры);

эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, методических разработок);

продуктивные (научные конференции, теоретические семинары).

Методическая работа образовательного учреждения в условиях введения ФГОС вытраивается в соответствии со следующими принципами.

1.Принцип «зоны ближайшего профессионального развития». Реализация этого принципа предполагает:

  • изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога при внедрении ФГОС;
  • определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;
  • составление плана профессионального роста;
  • систематическая оценку решения поставленных задач.

В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» выступает та зона, в которой педагог с помощью коллег, изучаемого педагогического опыта, литературы может разрешить возникшие проблемы профессиональной деятельности. «Зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога сугубо индивидуальна.

2.Принцип стимулирования творческого роста педагогов включает:

  • систематическое отслеживание результатов деятельности, объективную оценку профессионального роста педагогов;
  • оказание помощи педагогу в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других коллег;
  • определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей и возможностей педагогов;
  • поддержку, поощрение инициативы педагогов в постановке и решении профессиональных задач, целенаправленно занимающихся самообразованием.

3.Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы. Данный принцип предполагает, что каждый педагог может объединиться с коллегами или включиться в работу специально организованных групп. Способствует:

  • изучению профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов, их классификацию и определение наиболее распространенных запросов;
  • определению востребованной тематики и групповых форм работы;
  • предоставлению возможности каждому педагогу выбирать способы и формы повышения профессионального мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, посещать курсы, другие формы методической работы.

4.Принцип непрерывности и преемственности , предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, а также учет уровня их реальной педагогической готовности к внедрению ФГОС. Означает:

  • обеспечение целостности, систематичности методической деятельности в образовательном учреждении;
  • координацию, согласованность деятельности всех субъектов внедрения ФГОС;
  • сохранение традиций ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых;
  • учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста;
  • выбор форм и методов методической работы, обеспечивающих развитие творческих способностей педагогов, предусматривающий большую самостоятельность и ответственность.

Методическая работа осуществляется по следующим направлениям:

1.Внедрение требований ФГОС в практику ОУ:

  • анализ нормативных, научных и методических источников;
  • выявление рекомендаций, соответствующих возникающим в практике проблемам;
  • оценка эффективности применения рекомендаций, разработанных на основе научно- методических исследований.

2. Текущая методическая помощь. Она предусматривает:

  • консультирование педагогов с целью оказание помощи в выборе литературы для решения педагогических задач;
  • анализ возникающих у педагогов затруднений, оказание им помощи в решении профессиональных проблем;
  • разработка текущих методических материалов для проведения с обучающимися различных занятий, мероприятий.

Научно-методическое обеспечение введения ФГОС осуществляется через реализацию следующих мероприятий:

1. Прохождение курсовой подготовки

2.Организацию сети творческих и проблемных групп

3.Обучение кадров через консультационные и практические семинары.

Консультационный семинар систематизирует знания педагогов о стандартах, формирует мотивационную готовность к педагогической деятельности по реализации стандарта и способствует включению участников в наработку практических навыков его введения.

Большая роль отводится методическим практикумам и занятиям. Практические занятия строятся таким образом, чтобы развивать компетентности, нацеленные на анализ, систематизацию, классификацию, структурирование, обобщение информации, способов решения конкретной практической задачи.

Непрерывное образование учителя становится реальностью и необходимостью в условиях современного общества, характеризующегося стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей.

Федеральные государственные образовательные стандарты вносят существенные изменения как в понимание результатов образования, так и в целевые ориентиры деятельности образовательных учреждений. Сегодня дошкольным образовательным организациям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний в прошлом . Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. Решать современные и перспективные задачи образования может только компетентный педагог, поэтому развитие профессионального потенциала воспитателей – ведущее направление деятельности каждого образовательной организации. Важнейшим средством повышения профессионального мастерства педагогов является методическая работа. Она стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, позволяет получить большее удовлетворение от работы. Роль методической работы ДОО значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально, оперативно и творчески использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

План основных мероприятий

по подготовке к введению федеральных государственных образовательных

стандартов дошкольного образования (ФГОС) в МБДОУ детский сад «Сказка»

Цель: создание системы методического обеспечения по организации и введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в ДОО.

Задачи:

Организовать методическое и информационное сопровождение реализации ФГОС.

Разработать организационно-управленческие решения, регулирующие реализацию введения ФГОС.

Наполнить нормативно-правовую базу необходимыми документами, регулирующими реализацию ФГОС.

Целевая группа участников: заведующая, старший воспитатель, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников ДОУ.

Ожидаемые результаты:

Организовано методическое сопровождение, способствующее введению ФГОС в ДОУ.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.Организационно - методическое обеспечение внедрения ФГОС дошкольного образования.

1.1.Включение в годовой план работы ДОУ на 2014 – 2015 постоянно действующий теоретический семинар «Изучаем ФГОС ДО».

1.2 Консультации для педагогов:

  • «Что такое ФГОС дошкольного образования»
  • «ФГОС Общие положения»
  • «ФГОС Требования к основной структуре основной образовательной программы дошкольного образования»
  • «Требования к разделам основной образовательной программы».
  • «Организационный раздел основной образовательной программы»
  • «Требования к развивающей предметно – пространственной среде»
  • «ФГОС Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования»
  • «Требования к материально – техническим

Условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования».

1.3. Разработка и корректировка образовательной программы ДОУ с целью приведения ее в соответствие с ФГОС дошкольного образования (на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ, Министерства образования МО).

1.4. Рассмотрение на итоговом педагогическом совете Положения о создании рабочей группы и выбор членов рабочей группы по разработке проекта основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

1.6 Подведение итогов работы дорожной карты и выявление результативности изучения ФГОС ДО в ходе педагогического пробега на итоговом педсовете.

1.7 Оформление пакета документов по внедрению ФГОС в систему работы ДОУ на 2014 – 2015 год.

2. Обеспечение профессиональной деятельности педагогов ДОУ по апробации, внедрению и реализации ФГОС дошкольного образования.

2.1 Обучение педагогов ДОУ на курсах по проблемам внедрения и реализации ФГОС дошкольного образования.

2.2 Участие в городских методических объединениях по вопросам введения ФГОС ДО.

2.3 Проведение семинаров и консультаций по проблемам внедрения и реализации ФГОС дошкольного образования.

2.4 Мониторинг уровня знаний педагогов требований ФГОС ДО.

3.Информационное сопровождение внедрения ФГОС дошкольного образования.

3.1. Информирование общественности, родителей (законных представителей) о ходе внедрения ФГОС дошкольного образования в ДОУ на официальном сайте учреждения.

3.2Проведение родительских собраний и консультаций с родителями по проблемам введения ФГОС ДО.

3.3 Подготовка публичной отчетности ДОУ о ходе и результатах введения ФГОС ДО (Включение в публичный доклад заведующей ДОУ раздела, отражающего ход введения ФГОС ДО).

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Результат

Создание рабочей группы по подготовке к введению ФГОС ДО.

Утверждение положения о рабочей группе

Приказ о создании рабочей группы по подготовке к введению ФГОС.

Положение о рабочей группе.

Разработка и утверждение плана основных мероприятий по подготовке к введению ФГОС дошкольного образования.

Приказ «Об утверждении плана мероприятий по внедрению ФГОС дошкольного образования»

Проведение инструктивно-методических совещаний по ознакомлению с нормативно-правовыми документами,

регулирующими введение ФГОС

Журнал методических

совещаний

Изучение администрацией, педагогическим коллективом материалов Министерства образования РФ по введению ФГОС дошкольного образования

Изучение требований ФГОС к структуре основных образовательных программ, к условиям реализации и результатам освоения программ

Организация работы постоянно действующего внутреннего практико-ориентированного семинара для педагогов по теме «Работаем по ФГОС».

Журнал методических

совещаний

Создание информационного стенда о введении и реализации ФГОС

Информационный стенд с периодически обновляющимися материалами

Участие педагогов в районных методических объединения

Программы МО

Анализ учебно-методического обеспечения образовательного процесса с позиции требований ФГОС дошкольного образования

Годовой анализ работы ДОУ

Комплектование библиотеки методического кабинета ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Выставка литературы в методическом кабинете

Создание (корректировка) графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников в связи с введением ФГОС дошкольного образования

Перспективный план курсовой подготовки по внедрению ФГОС дошкольного образования ПОИПКРО.

Реализация графика повышения квалификации педагогов по проблеме «Введение ФГОС дошкольного образования»

Повышение квалификации педагогических работников через систему внутреннего обучения

Повышение квалификации педагогических работников

Размещение на сайте ДОУ информации о введении ФГОС

Обеспечение публичной отчётности о ходе подготовки к введению ФГОС

Информирование родителей (законных представителей) о введении, реализации ФГОС дошкольного образования через наглядную информацию, сайт, проведение родительских собраний

Педагоги ДОУ

Информирование общественности о ходе и результатах внедрения ФГОС дошкольного образования

Консультирование педагогов, родителей по проблеме внедрения ФГОС дошкольного образования с целью повышения уровня их компетентности.

Планирование консультаций по запросам педагогов.

Выступления на родительских собраниях.

Анкетирование образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ (в свете введения ФГОС ДО).

Анализ выявленных проблем и их учёт при организации методического сопровождения

Анкетирование родителей (выяснение мнения родителей о введении в РФ ФГОС ДО).

Использование полученных результатов для дальнейшей работы по знакомству родителей (законных представителей) ФГОС ДО.

Круглый стол «Результаты, проблемы первого этапа работы по подготовке введения ФГОС» с участием администрации и педагогов.

Организация изучения общественного мнения по вопросам введения ФГОС ДО и внесение возможных дополнений в содержание ООП дошкольного образования.

Анализ работы ДОУ по введению ФГОС ДО за 2013/2014 учебный год

Обеспечение соответствия нормативной базы требованиям ФГОС дошкольного образования

Изменения и дополнения в нормативные документы ДОУ в свете введения ФГОС ДО.

Отчёт руководителя рабочей группы по организации работы по переходу на ФГОС дошкольного образования

Отчет руководителя рабочей группы, материалы работы рабочей группы.

Подготовка к проектированию и разработке основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Изучение требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему

Подведение итогов работы по подготовке к введению ФГОС за прошедший

год на педагогическом совете

Материалы работы по подготовке к введению ФГОС ДО за 2013 – 14 учебный год

Протокол педагогического совета

Организация изучения опыта внедрения ФГОС ДО в других регионах

Практико- ориентированный семинар, мастер-классы; методические материалы

Работа с информационными материалами на сайте по вопросам реализации ФГОС ДО.

Педагоги ДОУ

Наполнение и своевременное обновление раздела «Образовательная деятельность» на сайте ДОУ.

Организация методической
работы с педагогами

на этапе введения ФГОС ДО

Современный ритм жизни диктует определенные правила организациям и сотрудникам: информационная составляющая играет важную роль в том, чтобы быть востребованными, идти в ногу со временем. Для педагогических работников дошкольных образовательных организаций настало время серьезных перемен. Обновление нормативной базы требует от них переосмысления многих позиций.

В сентябре 2013 г. вступил в силу Федеральный

(приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) (далее - ФГОС дошкольного образования, Стандарт).

Это длительный процесс, и начинать работу необходимо с анализа стартовых условий и уровня готовности педагогического коллектива ДОО к реализации требований Стандарта. Важно определить также соответствие имеющихся ресурсов, которые могут быть использованы в качестве базовых для обновления образовательного процесса.

Следует напомнить, что исходя из уровня профессиональной компетентности педагогов конкретного детского сада важно включить в этот план разнообразные формы работы с педагогическими кадрами.

Допустимо использование разных описанных в научно-методической литературе форм работы с педагогами, которые можно разделить на следующие группы:

Приступая к составлению плана работы по введению ФГОС дошкольного образования, необходимо четко представить, какие новые знания получат воспитатели, к каким выводам они придут и что поможет им совершенствовать образовательный процесс.

Раздел «Организационно-управленческая работа по созданию условий введения ФГОС дошкольного образования» предусматривает:

Раздел «Кадровое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования» включает следующие мероприятия:

Третий раздел

И наконец, четвертый раздел «Создание организационно-информационного обеспечения введения ФГОС дошкольного образования» может включать:

Предварительный просмотр:

Организация методической
работы с педагогами

на этапе введения ФГОС ДО

Современный ритм жизни диктует определенные правила организациям и сотрудникам: информационная составляющая играет важную роль в том, чтобы быть востребованными, идти в ногу со временем. Для педагогических работников дошкольных образовательных организаций настало время серьезных перемен. Обновление нормативной базы требует от них переосмысления многих позиций.

В сентябре 2013 г. вступил в силу Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым дошкольное образование стало первым уровнем образовательной системы, расширились возможности получения дошкольного образования в разных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах и комплексах, на дому).

Наряду с этим утратили силу следующие приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 23.11.2009 №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

от 27.10.2011 № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».

Но основным событием для педагогов и специалистов сферы дошкольного образования стало утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) (далее - ФГОС дошкольного образования, Стандарт).

В практике методической работы большинства дошкольных образовательных организаций имеется опыт знакомства педагогов с новыми нормативно-правовыми документами, вступающими в силу. Так, после издания приказа Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» детские сады должны были внести существенные корректировки в программы развития, годовые планы работы ДОО и планы работы педагогов. Это потребовало пересмотра, замены и даже частичной отмены намеченных планов, если они не соответствовали данному документу. В подобном режиме дошкольные образовательные организации осуществляли свою деятельность в течение двух-трех лет.

Благодаря открытому и широкому общественному обсуждению проекта ФГОС дошкольного образования педагогические коллективы имели возможность ознакомиться с текстом документа до его утверждения. Доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, директор ФГАУ «Федеральный институт развития образования», заведующий кафедрой психологии личности ФГБОУ ВПО «Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова» Александр Григорьевич Асмолов, возглавлявший рабочую группу по разработке Стандарта, регулярно давал интервью, разъясняя основные положения этого документа. Практики и специалисты могли следить за тем, как менялся проект ФГОС дошкольного образования после его научнообщественного обсуждения, вносить свои предложения с целью повышения действенности документа.

В настоящее время Стандарт на федеральном уровне определяет, какой должна быть образовательная программа дошкольной образовательной организации, какие условия необходимы для ее реализации, какое содержание необходимо реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Стандарт - это не просто новый, это первый в истории дошкольного образования нормативный документ, регулирующий отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. С учетом этого перед методическими службами ДОО стоит задача подготовить педагогические коллективы к введению ФГОС дошкольного образования.

Это длительный процесс, и начинать работу необходимо с анализа стартовых условий и уровня готовности педагогического коллектива ДОО к реализации требований Стандарта. Важно определить также соответствие имеющихся ресурсов, которые могут быть использованы в качестве базовых для обновления образовательного процесса.

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает организацию соответствующих мероприятий не только на уровне дошкольных образовательных организаций. Об этом свидетельствует план действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (письмо Минобрнауки России и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 10.01.2014 № 08-10), которым предусмотрены мероприятия по следующим направлениям:

создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

организационного обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

кадрового обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

финансово-экономического обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

информационного обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования.

Следует напомнить, что исходя из уровня профессиональной компетентности педагогов конкретного детского сада важно включить в этот план разнообразные формы работы с педагогическими кадрами.

Допустимо использование разных описанных в научно-методической литературе форм работы с педагогами, которые можно разделить на следующие группы:

репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, се- минары-практикумы, тренинги);

репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции, ор- ганизационно-деятельностные игры);

эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, методических разработок);

продуктивные (научные конференции, теоретические семинары).

Приступая к составлению плана работы по введению ФГОС дошкольного образования, необходимо четко представить, какие новые знания получат воспитатели, к каким выводам они придут и что поможет им совершенствовать образовательный процесс.

План по введению ФГОС дошкольного образования может состоять из четырех разделов.

Раздел «Организационно-управленческая работа по созданию условий введения ФГОС дошкольного образования» предусматривает:

создание и определение функционала рабочей группы по подготовке введения Стандарта (издание приказа об утверждении рабочей группы);

разработку и утверждение плана-графика мероприятий по реализации направлений Стандарта;

организацию непрерывного повышения квалификации педагогических кадров по вопросам введения ФГОС дошкольного образования в течение учебного года;

предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;

анализ и получение объективной информации о готовности ДОО к переходу на ФГОС дошкольного образования;

разработку плана методического сопровождения педагогов (подготовка педагогического совета, инструктивно-методического совещания и обучающих семинаров по вопросам введения ФГОС дошкольного образования);

преодоление профессиональных затруднений и уточнение смысловых понятий;

организацию процесса разработки образовательной программы ДОО в соответствии со Стандартом;

формирование сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности начального и дошкольного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования;

мониторинг и организацию отчетности по введению ФГОС дошкольного образования.

Раздел «Кадровое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования» включает следующие мероприятия:

создание условий для прохождения курсов повышения квалификации педагогов по вопросам перехода на ФГОС дошкольного образования;

формирование рабочих групп воспитателей для решения методических проблем, связанных с введением Стандарта и др.

Третий раздел «Создание материально-технического обеспечения введения ФГОС дошкольного образования» предусматривает мероприятия по следующим направлениям:

обновление оснащенности педагогического процесса в ДОО в соответствии с требованиями Стандарта;

обеспечение соответствия материально-технической базы реализации образовательной программы действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников ДОО;

методическое обеспечение образовательной программы печатными и электронными образовательными ресурсами;

доступ педагогических работников к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;

доступ участников образовательных отношений к информационным образовательным ресурсам в Интернете.

И наконец, четвертый раздел «Создание организационно-информационного обеспечения введения ФГОС дошкольного образования» может включать:

размещение на сайте ДОО информации о введении Стандарта;

информирование общественности о ходе и результатах данной деятельности педагогического коллектива;

создание банка полезных ссылок, оформление странички на сайте ДОО;

обеспечение публичной отчетности ДОО о ходе и результатах введения Стандарта (включение в публичный доклад раздела, отражающего ход введения ФГОС дошкольного образования);

размещение публичного отчета на сайте ДОО;

подготовка публикаций из опыта работы ДОО и др. В качестве примера в приложении представлен

рабочий вариант плана введения Стандарта на базе одной из столичных дошкольных образовательных организаций.

Составление плана - это начало большого пути, который должен пройти каждый педагогический коллектив ради обновления образовательного процесса и решения задач, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Поиск эффективных форм работы, взаимная поддержка, взаимодействие и обмен опытом с коллегами будут способствовать повышению профессионального уровня педагогов и качества дошкольного образования в целом.


«Введение ФГОС ДО в ДОУ»

Сегодня тема дошкольного образования – одна из тем, касающихся образования детей, наиболее часто обсуждаемая в средствах массовой информации и на форумах в Интернете.

Законодательство Российской Федерации устанавливает, что дошкольное образование должно быть общедоступным и бесплатным. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье создана сеть образовательных учреждений. Дошкольные образовательные учреждения обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. Закон об образовании говорит об этом (ст.5 п.1, п.3)

Кто обеспечивает реализацию права на образование? (ст.8,9)

Стандарт дошкольного образования планировали принять в апреле. Однако его приняли уже в ноябре и с 1 января 2014 года он вступает в силу. Почему?

Это требование нового закона «Об образовании» - дошкольное образование признано уровнем образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами. (ст.10).

На основании утвержденного стандарта авторы вариативных программ (старых и новых) должны будут их переработать, а затем представить переработанные программы на экспертный совет при МОиН РФ. После прохождения экспертизы и принятия каждой программы, она будет включена в реестр примерных общеобразовательных программ, который будет размещен на сайте МОиН РФ. После этого вместе с родителями каждая ДОО выбирает программу с методическим обеспечением.

Выбрав программу, педагогический коллектив ДОО на ее основании разрабатывает ООП ДОО. Можно в качестве основной использовать только примерную программу без переработки.

В отличие от школ и учреждений общего образования детские сады до сегодняшнего дня работали без всяких стандартов? Зачем сегодня этот стандарт вводится? Зачем нужен ФГОС дошкольного образования? Где найти ответ на этот вопрос? (ст.11)

Сегодня одна из основных проблем дошкольного образования в том, что фактически каждый детсад готовит ребенка к школе по своей программе. Поэтому ФГОС нужен хотя бы для того, чтобы дети после садика были одинаково хорошо готовы к школе, независимо от качества домашнего воспитания в семье и других факторов.

Смотрим структуру стандарта.

Раньше действовали федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые были разработаны несколько лет назад. ФГТ состоят из двух частей - требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. Стандарт отличается от ФГТ тем, что в нем должны быть еще и требования к результатам, - это принципиальное новшество.

Дошкольное детство - очень важный и сложный этап развития личности ребенка. Его надо прожить в полной мере со всеми кризисами трех и семи лет, с проявлением негативизма. В это время формируется фантазия, речь, социальные навыки, принятие ролей и нравственных норм. Если этот период не скомкать, то и дальнейшая учеба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно.

Детей в садике не надо учить в школьном смысле этого слова. Они к этому еще не готовы. Если их заранее перегрузить знаниями и уроками, это не поможет развить интеллект, но помешает гармоничному развитию. Для каждого занятия есть свой возраст, в детском саду с малышами надо играть, а не устраивать подобие уроков. По такому принципу работают уже сейчас многие воспитатели. Теперь же принят единый документ, который обязывает распространить эту практику. Новый стандарт сделает так, что вся система общественного дошкольного воспитания будет работать на ребенка, строиться вокруг его интересов.

Для детей садик был этапом подготовки к школе. Именно там их учили, как вести себя на уроке, поднимать руку, рассказывали про треугольники и буквы.

Пусть детей учит учитель начальных классов. Для педагога на самом деле не слишком важно, чтобы ученики уже знали печатные буквы, немного считали. Важнее, чтобы они могли фиксировать внимание, у них была развита правильная речь, произвольное поведение, сформированы нравственные критерии, они были любознательны и открыты миру, чувствовали себя защищенными, не боялись нового.

Когда все это у ребенка есть, то он готов к школе, его легко и интересно учить. Но эта готовность не формируется за партой. Дети так устроены, что для них главный способ познания мира - игра. Игра с образами - надели ребята маски, и Ларочка стала Белочкой, а Алешка - Мишкой. И Мишка обращается к Белочке, а не к Ларочке. Казалось бы, что тут важного? Но потом, чуть позже, когда они уже в школе начнут изучать буквы, будет проще понять, как закорючка на бумаге может обозначать звук. Готовность к школе надо формировать не моделированием поведения ученика в классе, а вот такими играми.

В детском саду - райском саду, надо заниматься одним, в школе - другим.

Стандарт, помимо определения комфортных условий для воспитания дошкольника, должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Важнее развивать память, внимание, мышление, воображение: не сад должен готовить ребенка к школе, а школа - готовиться к ребенку: вундеркинду, проблемному в социализации, недостаточно развитому и пр.

Давайте теперь разберемся с правами и обязанностями участников образовательного процесса. Кто главный участник процесса образования? Ребенок! Ст.33.

Какие права применимы к нашим воспитанникам? (ст.34,35учебники и учебные пособия, ст.41 охрана здоровья)

Кто прежде всего несет ответственность за обучение и воспитание детей? Родители! Ст.44

В годовой план на текущий учебный год включить задачу по изучению педагогическим коллективом требований к реализации уровней образования, которые определены в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». При этом необходимо привлечь родителей детей 4-го года жизни. Они уже попадают под первый уровень образования.

Необходимо разработать план мероприятий по проведению работы с педагогическими коллективами и родителями, связанными с переходом на 1 уровень образования включить в план мероприятия со школой по обмену опытом реализации уровней образования, разработать документацию по взаимодействию с родителями по реализации 1 уровня образования.

Выявить родителей-юристов и привлечь их к разъяснительной работе, связанной с переходом на 1 уровень образования.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» увязан с уголовным и гражданским кодексом. Необходимо обеспечить информационное сопровождение при проведении работы, связанной с переходом на 1 уровень образования (выступления на родительских собраниях, памятки, стенды).

С 1 сентября 2013 года Закон «Об образовании в РФ» действует. Что такое уровень образования должны знать все педагоги.

Организовать привлечение родителей к изучению и комментированию статей Закона.

Необходимо проведение практических конференций по результатам изучения Закона с привлечением сторонних организаций.

Необходимо создать у участников образовательного процесса целостное восприятие представления о правах и обязанностях. Обеспечить привлечение специалистов к разъяснению отдельных статей ФЗ.

Подготовка информации и размещение ее на сайте ОО, на информационных стендах.ст33,44,54

Включать в годовой план работы задачу: привлекать родителей к организации и проведению работы по чтению художественной литературы в семье. Для этого провести родительское собрание по повышению правовой культуры родителей и добиться их понимания того, что при реализации 44ст. ФЗ об образовании, где прописано, что родители являются обязательными участниками разработки и реализации ООП.

Довести до сведения родителей п.6 ст. 44, в котором указано, что «За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных ФЗ и иными Федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Воспитатель должен перейти на другой уровень общения с родителями-партнерский.

Как мы можем привлечь родителей к образованию детей?

Пример привлечения родителей

Педагогу важна социально равная позиция по отношению к родителям.

Изучение опыта родителей по чтению художественной литературы в семье (выставка книг, которые читают ребенку дома).

Распространение опыта тех родителей, которые систематически читают детям. Опыт других родителей является для остальных наиболее значимым. Родители рассказывают об общении с ребенком до и после прочтения произведения, о повторном обращении к чтению, о выборе литературы и т.д. Встречи с родителями проводятся в присутствии детей. Обсуждение и принятие определенных решений по распространению опыта.

Можно практиковать встречи с библиотекарем.

Постановка вопроса о том, чтобы все родители в течение месяца прочитали детям произведения одного из писателей. А затем устраивается литературный праздник.

Решение родительского собрания: об участии родителей в формировании библиотеки произведений художественной литературы на новый учебный год.

Далее родителям объясняется, что для решения задачи по развитию литературной речи у детей чтения художественных произведений недостаточно и параллельно с обязательным программным перечнем всем сообща необходимо сформировать круг детского чтения в семье. Детский сад предлагает родителям продумать, какие произведения они считают нужными, а затем при следующей встрече обсудить предложения.

Это не работа с семьей, а новая ее форма – социальное партнерство!

Позиция детского сада учить семью сегодня не актуальна. Социальное партнерство – когда родителям предоставляются равные условия или даже преимущества (п. 1 ст.44) в решении образовательных задач. Родителям предлагают разные варианты работы по чтению художественной литературы.

Появление ст. 44 в ФЗ не случайно. На всех уровнях нормативно-правовая база построена таким образом, что родители ответственны за воспитание и обучение детей.

I уровень – международные документы (Конвенция о правах ребенка – ОУ в помощь родителям в воспитании и обучении детей)

II уровень – документы федеральные (родители – полноправные участники), В семейном кодексе появилось 6 статей – права и обязанности родителей. Семейный кодекс связан Уголовным кодексом и гражданским кодексом. В комментариях к Семейному кодексу (Пчелинцева) показана связь с УК и ГК.

Какие наказания могут понести родители по всем направлениям жизнеобеспечения ребенка?

Любое ОУ имеет право бесплатно подать в суд на родителей за неисполнение их обязанностей. Таким образом, инструмент есть. ОУ в тяжелом положении. Родителям принадлежит приоритет в воспитании. Это требует доработки Договора с родителями.

III уровень – региональный. Нормативно-правовое обеспечение региональной политики

IV уровень – договор с родителями. Ст.54.

В Договоре д.б. отражены все пункты ст. 44 ФЗ

П. 4.ст. 44 – Родители знакомятся с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями (86% родителей не знают программы д/с, что необходимо для ее реализации).

Родителей, как социальных заказчиков, необходимо готовить к переходу на 1 уровень образования. Образовательную программу и методическое обеспечение к ней выбирают родители!

Родители должны стать активными участниками образовательного процесса. Однако в этом имеются проблемы: детский сад переносит на семью те методы, которые используются в работе с детьми. Не учитывается образовательный, финансовый, интеллектуальный уровень родителей. Важно учитывать тот факт, что родители имеют большую возможность обеспечить собственному ребенку индивидуальный подход.

Д/С необходимо перестроиться. Если же будут использованы традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, тематические родительские уголки), то не добьемся эффективности. Главное во взаимодействии – ориентация на результат, который бы отразился на ребенке. Например, праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

Социальное партнерство семьи и ДОО сегодня рассматривается как резерв развития ребенка дошкольного возраста.

В процессе пребывания ребенка в ДОУ у родителей возникает отчуждение к его образованию, развитию, которое родители стихийно готовы наверстать, когда ребенок начинает обучаться в школе. Родитель не может оценить и правильно использовать возможности ребенка. Иногда по отношению к ребенку неуспешному у родителей проявляется агрессия. В этой связи родителей важно включать в процесс воспитания и развития их детей. Родителей нужно готовить к будущему школьному обучению ребенка, используя деятельностный подход, научить родителей взаимодействовать с собственным ребенком.

Разве так важно, как и чем с детьми будут заниматься в садике? Лишь бы были все здоровы...

Были проведены исследования и выяснили, что каждый день играют со своими малышами или читают книги меньше половины родителей. К пяти-семи годам того или другого оказываются лишены около 60 процентов детей. Почему родители позволяют себе не уделять время ребенку - отдельный вопрос. Но компенсировать дефицит тепла и внимания можно только в детском саду.

А смогут ли наши садики вот так взять и перестроиться из "камеры хранения" в "райский сад развития"? ст.64,65

Когда ребенок пришел в садик и воспитатель помогает ему переодеться - это присмотр или обучение?

Я считаю, обучение. Потому что малышу объясняют, как и что снимать, как складывать, что одевать взамен. Воспитывать на занятиях вообще очень трудно, воспитывать можно только своим поведением и примером. Очень важно, чтобы ребенка в садике встречал позитивно настроенный взрослый. Это тоже воспитательный момент. Поэтому мы настаиваем, что любые действия педагога с детьми - это образовательная услуга в рамках стандарта. А вот работа повара, кастелянши и все остальное - это уже не образование, это те самые присмотр и уход. Эту часть расходов, придется оплачивать родителям.

Чем новый законопроект принципиально отличается от старого Закона?

Во-первых, дошкольное образовательное учреждение из «камеры хранения» ребенка реально превращается в образовательную организацию, в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня. Во-вторых, все дети предшкольного возраста должны быть обеспечены возможностью получения дошкольного образования. В-третьих, плата с родителей (законных представителей) взимается за присмотр и уход за ребенком. Образовательная программа предоставляется бесплатно.

В результате принимаемых мер должна измениться организационно-правовая форма дошкольных учреждений, создан сектор автономных некоммерческих организаций. Планируется, что будут развиваться частные дошкольные организации. Внедрение нормативно-подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями и организациями, оказывающими услуги дошкольного образования. Стимулирование конкуренции в дошкольном образовании и введение системы муниципального заказа на услуги дошкольного образования выведет на первый план качество образовательной услуги, которое напрямую будет зависеть от понимания каждым детским садом своего места в системе непрерывного образования

Какие основные требования к условиям реализации ООП?

В России появляется новая ступень образования - дошкольное. Оно встраивается в цепочку: садик-школа-вуз-работа. Как вы считаете, воспитатели готовы стать базисом такой пирамиды?

Разрыв между образованием и культурой воспитателей и родителей. В крупных городах родители многие превосходят воспитателей (ИКТ и т.д)

1.Повышение правовой культуры взрослых участников образовательного процесса (Изучение закона об образовании и ФГОС ДО)

2.Проведение с педагогическим коллективом самоаудита и внесение в соответствии с полученными результатами изменений в годовой план.

3.Заведующий и воспитатели должны ответственно отнестись к созданию условий для формирования актива родителей (эта работа не должна вестись на родительских собраниях. Часто в актив попадают активные, но далеко не образованные люди.) Нужно изучить документы родителей и выбирать педагогов, юристов.

Стандарт определяет требования к результатам, означает ли это, что выпускникам детских садов придется сдавать экзамены?

Никакой итоговой аттестации не будет, это прописано в законе. Но с помощью мониторинговых и иных исследований на разных этапах можно будет фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как с ним работать дальше.

Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки - поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования - положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной.


Татьяна Горячева
Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений»

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Второй год я являюсь руководителем ГМО воспитателей подготовительных к школе групп. Сейчас основная тема - это реализация или введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных учреждений. Перед воспитателями встает очень много вопросов: почему этот документ появился, как он создавался, что изменится в нашей работе с введение ФГОС ДО. Я постаралась наиболее доступным языком для педагогов изложить суть ФГОС ДО, а также разработала анкету для выявления представлений педагогов о ФГОС ДО. Предлагаю вашему вниманию данный материал. Я искренне надеюсь, что он вам пригодится.

ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года.

Этому предшествовала следующая работа:

1) Приказ Минобрнауки о разработке ФГОС ДО;

2) Создана рабочая группа в составе Асмолов, Скоролупова, Волосовец, Карабанова, Рубцов, Собкин – люди с разными мнениями и позициями.

Что же обсуждалось рабочей группой?

Требования к программе;

Требования к условиям;

Требования к результатам социализации.

Перед разработчиками возникли следующие вопросы:

1) Не является ли Стандарт риском для системы образования?

2) В чем уникальность Стандарта?

3) Каковы будут результаты?

4) Не несет ли Стандарт возросшие финансовые обременения;

5) Что нового принесет Стандарт в самоценную дошкольную жизнь? И др.

Чего ждут от Стандарта:

ВОСПИТАТЕЛИ

Обеспечения безопасности;

Толерантного отношения со стороны родителей;

Снижение документооборота;

Больше доступных образовательных программ;

Обучение счету и письму должно быть в школе;

Желание обучаться – курсы ПК

УЧИТЕЛЯ

Послушный ребенок; т. е ребенок, подготовленный к школьному обучению

РОДИТЕЛИ

За раннее и ускоренное развитие;

За образование отвечает государство;

Главное – здоровье детей;

Кроме образовательной программы развитие ребенка и в других областях (творчество)

Чем обусловлена разработка данного документа?

Два основания для введения ФГОС ДО:

1) Закон «Об образовании РФ»;

2) Современная социокультурная ситуация.

ФГОС ДО основан следующих документах:

1) Конвенция о правах ребенка;

2) Закон об образовании РФ;

3) Конституция РФ.

4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг»

Закон об образовании РФ предусматривает :

1) доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного образования – обязательно, т. к. это первый уровень общего образования и это обязанность государства, для семьи – это право.

2) Обнародование Стандарта в 2013 году.

4) Отмена положения о 20% стоимости оплаты за содержание ребенка в ДО;

5) Повышение требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться педагоги нового уровня);

6) Законом предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных организаций;

7) Закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию за семьей.

Родители включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние потребители образовательных услуг.

ФГОС ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду).

До 2009 года действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам дошкольного образования. В 2009 Приказом Минобрнауки введены ФГТ к структуре ООП, в 2011 – к условиям реализации ООП. В 2013 году Приказом Минобрнауки №1155 о введении ФГОС ДО.

Основные понятия ФГОС ДО:

1) Единство образовательного пространства:

Обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных пунктов, группы кратковременного пребывания);

2) образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноты образования и развития детей (сетевое взаимодействие: музей, школа и т. д.)

3) развивающая предметно-пространственная среда;

4) социальная ситуация развития.

Чем отличаются ФГТ И ФГОС ДО?

2 группы требований:

К структуре ООП;

К условиям реализации ООП;

10 образовательных областей;

80%- обязательная часть программы;

20% - вариативная

ФГОС ДО

3 группы требований

К структуре ООП;

К условиям реализации ООП;

К результатам освоения ООП

5 образовательных областей:

Физическое развитие

Познавательное развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Социально-коммуникативное развитие (социально-личностное);

Речевое развитие

60%- обязательная часть программы;

40% - вариативная

Нестандартный «Стандарт»

3 группы требований

К структуре ООП;

К условиям реализации ООП;

К результатам освоения ООП

В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы - Стандарт реализован.

Социальная ситуация развития предполагает три группы требований:

1) Пространственно-временные- пространство и игрушки;

2) Социальные- система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками

3) Деятельностные – детские виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор.

Главное условие – численность детей в группе.

Какие же требования предъявляются к условиям :

1) Психолого-педагогические;

2) Кадровые;

3) Материально-технические;

4) Финансовые;

5) К предметно-развивающей среде.

Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога. Планируется ввести к сентябрю 2014 года.

Оценка профессиональной деятельности педагога :

Динамика развития интегративных качеств педагога;

Положительное отношение ребенка к детскому саду;

Высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.

Требования к результатам освоения программы:

Основной результат – это социализация детей.

1) Результат социализации;

2) Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.

ФГОС ДО предусматривает 1 группу результатов- личностные (в школе предметные, метапредметные и личностные).

Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров :

* Инициативность

* Самостоятельность

* Уверенность в себе

* Воображение

* Физическое развитие

* Волевые усилия

* Любознательность

* Интерес ребенка.

Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов.

Что же будет оцениваться :

1) Педагогический процесс;

2) Условия (социальная ситуация развития);

3) Педагогические кадры.

Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.

Требования к структуре ООП.

ООП определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития, социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения. Индивидуализация – набор парциальных программ, реализуемых в ДОО.

ООП пишется на 1год, экспертная оценка проводится органом управления образования. До 2015 года работаем по разработанным ранее программам.

ООП ДОО разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе. На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.

Примерная программа – учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО выступают против единой программы- должна быть возможность выбора.

1) Варианты сетки занятий;

2) Парциальные программы;

3) Формы планирования;

4) Режим дня, жизнедеятельности;

5) Методическое обеспечение;

6) Учебный план;

7) Мониторинг.

Готовность ДОО к введению ФГОС ДО

1) Разработана и утверждена ООП ДОО;

2) Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО;

3) Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО;

4) Определен перечень парциальных программ;

5) Разработаны локальные акты;

6) Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами;

7) План методической работы к введению ФГОС ДО;

8) Осуществлено повышение квалификации педагогов;

9) Обеспечение кадровых, финансовых условий.

Уважаемые коллеги! Мною разработана анкета для педагогов по теме ФГОС ДО.

Цель данного анкетирования : выявить представления педагогов о ФГОС ДО.

АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1. Что такое ФГОС ДО? Когда вступил в силу?

2. Чем обусловлена разработка данного документа – ФГОС ДО?

3. На каких документах основан ФГОС ДО?

4. Какие права граждан закрепляет ФГОС ДО?

5. Чем отличаются ФГТ и ФГОС ДО?

6. С учетом чего должны реализовывать ФГОС ДО дошкольные

образовательные организации?

7. Принятие стандарта приведет к росту социального статуса (укажите):

* - детства

* - дошкольных учреждений

* - воспитателей

8. Как будет называться образовательная деятельность после введения ФГОС ДО:

1) занятие

9. Что позитивное, по вашему мнению, из ФГТ перешло во ФГОС ДО?

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!