C 28-30 марта 2019 года в Москве прошёл Международный Форум для специалистов системы образования и социально-культурной сферы «Технологии в образовании. STEM vs STEAM», в котором приняли участие 58 субъектов РФ, а также Белоруссии, Казахстана, Азербайджана.

В рамках Форума компанией Magnum 3D, был проведен конкурс проектов по применению 3Д печати в образовании, итоги которого были подведены на кануне открытия Форума. Приятной новостью для нас стала победа Игнатенко Елены Владимировны педагога дополнительного образования МОУ ДО «Центр творческого развития» и получение приза: 3Д рука с комплектами высококачественного пластика.

На площадках Форума были проведены мастер-классы по темам: беспилотные летательные аппараты; программирование; робототехника; нейротехнологии; технологии дополненной реальности, VR; конструирование; 3Д технологии (печать, сканирование, рисование и ПО); электроника и компоненты; испытательное оборудование; демонстрационное оборудование; интерактивное и мультимедийное оборудование; технологии, учебное оборудование и средства обучения (для технического СПО, предметов естественнонаучного цикла и раннего развития детей, ремесленные и арт-мастерские, готовые решения для оснащения инженерных классов и лабораторий); технологии и методы арт-терапии и раннего развития; тренажеры, программное обеспечение.

В этом году на площадке было много детей. Это были команды школьников от 10-17 лет, которые участвовали в первом Чемпионате «ЮниорМастерс. Креатив» – по основам профессиональных компетенций, относящимся к креативной (творческой) индустрии, деятельность которых находится в области исполнительских и визуальных искусств, дизайна, ремесел и НХП, кино, телевидения и медиа.

Направление «ЮниорМастерс. Креатив» как социально-профессиональный лифт для школьников в творческой сфере, позволит сократить временные промежутки в их профессиональном самоопределении и становлении.

Цели Чемпионата «ЮниорМастерс. Креатив»:

  • создание новых возможностей для демонстрации школьниками 10-17 лет уровня профессиональной подготовки по компетенциям сферы НХП, ремесел и креативной индустрии;
  • проведение индустриальными организациями и профессиональными сообществами оценки уровня подготовки школьников с выдачей соответствующих сертификатов.

Участники работали по 6 компетенциям:

  1. Гончарное дело;
  2. Керамика;
  3. Кровельно-реставрационные работы;
  4. Графический дизайн;
  5. Анимация;

Медиа-коммуникации.

К сожалению, на Чемпионате не было команды из нашего района, но мы надеемся, что в скором будущем мы тоже сможем достойно показать свои знания и умения на площадке Форума.

Завершена работа Форума. Осталось много впечатлений. Появилось много идей для развития образовательного процесса в нашем районе.


Международный Форум «Технологии в образовании. STEM vs STEAM»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Себряковский технологический техникум»

Доклад на тему:

«Технология развития креативности».

Подготовила: Куватова Н.Г., преподаватель общегуманитарных и социально-экономических дисциплин

Михайловка 2016

Введение

    Понятие креативности

    Характеристика процесса креативности

    Приемы развития креативности.

    Методы диагностики креативности.

Введение

Нельзя не согласиться с тем, что креативность играет значительную роль в бизнес-процессах и во многом может стать залогом успеха той или иной компании. Мир бы стоял на одном месте, если бы никогда не принимались креативные и инновационные решения.

Существует тонкая грань между умением думать нестандартно и креативно мыслить. Нестандартность чаще всего предполагает просто какое-то отличие, вариацию существующего метода и способа работы. Креативность должна содержать абсолютно новый и, главное, эффективный подход к решению задачи.

Каждая сфера деятельности имеет свои ограничения в плане создания и реализации креативных идей. Точно так же и люди имеют разные способности и предрасположенность к креативному мышлению.

В большей или меньшей степени каждый человек обладает задатками, необходимыми для поиска креативных идей. И свой потенциал в этой области мы используем не в полную силу. У каждого есть своя планка, и к ней можно и нужно стремиться. Поэтому креативные тренинги, на которых можно с помощью специальных технологий и методик обнаружить в себе уже имеющиеся скрытые творческие способности, могут быть полезны и, однозначно, будущее у них есть.

1. Понятие о креативности

Креативность - способность к умственным преобразованиям и творчеству; очень близко по смыслу к понятию «творческое мышление». Креативность включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде. Понимание Креативности характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения: это и созидание нового в ситуации, когда проблема вызывает доминанту, отражающую прошлый опыт; это и выход за пределы уже имеющихся знаний; это и взаимодействие, ведущее к развитию.

В психологии выделены два основных направления изучения креативности. Во-первых, по результатам (продуктам), их количеству, качеству и значимости. Во-вторых, креативность рассматривается как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Один из создателей теории креативности Дж. Гилфорд выделяет шесть параметров креативности :

1) способность к обнаружению и постановке проблем;

2) способность к генерированию большого количества проблем;

3) семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей;

4) оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;

5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

      1. способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, т. е. способность увидеть в объекте новые признаки, найти их новое использование.

2. Характеристика процесса креативности

Многие исследователи считают, что процесс креативности специфичен для разных сфер деятельности и знаний. Однако некоторые общие требования к процессу креативного мышления можно выделить. Креативный процесс независимо от проблемы, на которую он направлен, необходимо включает следующее:

1. Изменение структуры внешней информации и внутренних представлений с помощью формирования аналогий и соединения концептуальных пробелов.

2. Постоянное переформулирование проблемы.

3. Применение существующих знаний, воспоминаний и образов для создания нового и применения старых знаний и навыков в новом ключе.

4. Использование невербальной модели мышления.

5. Процесс креативности требует внутреннего напряжения, которое может возникать тремя путями: в конфликте между традиционным и новым в каждом шаге креативного процесса; в самих идеях, в различных путях решения или предполагаемых продуктах; оно может создаваться между хаосом неопределенности и стремлением перейти на более высокий уровень организации и эффективности внутри индивидуальности или общества в целом. Возможно, все три вида напряжения возникают на разных этапах креативного процесса.

Креативность – творческие способности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении и характеризовать как личность в целом, так и продукт деятельности этой личности.

Креативность – это процесс преодоления косности в мышлении, чувствах, общении. Креативный человек всегда более терпим к окружающим: он готов признать, что привычный для него способ поведения, может быть, не самый лучший, но принятый им именно в силу привычки; что каждый человек живет в своем мире и видит этот мир по-своему, самостоятельно, а не так, как ему диктуют те, кто его окружают .

Гилфорд: «Креативность – это процесс дивергентного мышления»

Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество)

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решение несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

3. Методики развития креативности.

Конечно, ни один тренинг не способен научить человека придумывать гениальные идеи. Но главный плюс таких программ состоит в том, что они устраняют препятствия, мешающие развитию креативного мышления, главное из которых – страх творчества. Раскрепостив свое сознание, люди уже не боятся провала или насмешки и предлагают свои идеи более активно.

Приведем пример 10 самых популярных методик для поиска новых идей.

1. Мозговой штурм. Автор - Алекс Осборн.

Основной принцип состоит в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Иногда используют «немой» вариант мозгового штурма – брейнрайтинг, когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.

2. Шесть шляп. Автор – Эдвард де Боно.

Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы – поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.

3. Ментальные карты. Автор – Тони Бьюзен.

По его мнению, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.

4. Синектика. Автор – Уильям Гордон.

Гордон считает, что основной источник креативности – в поиске аналогий. Сначала нужно выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй – непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Скажем, объект – карандаш, задача – расширение ассортимента. Прямая аналогия – объемный карандаш, ее отрицание – плоский карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.

5. Метод фокальных объектов. Автор – Чарльз Вайтинг.

Идея состоит в том, чтобы объединить признаки разных объектов в одном предмете. Например, взяли обычную свечу и понятие «Новый год». Новый год ассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести на свечу. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, получится «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.

6. Морфологический анализ. Автор – Фриц Цвикки.

Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, изменить их и попытаться соединить снова. На выходе получится новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.

7. Непрямые стратегии. Авторы – Брайан Эно и Питер Шмидт.
Берется колода карт, на которых записан набор команд (например, «дай волю злости», «укради решение» и др.). Во время создания новой идеи нужно вытаскивать карту и пытаться следовать ее указаниям.

8. Автобус, кровать, ванна. Метод основан на убеждении, что новая идея не только зреет в глубинах подсознания, но и активно рвется наружу. И чтобы она проявилась, надо лишь не мешать ей. Новая идея может прийти в голову где угодно, даже в малоподходящих для этого местах. Классический пример – Архимед с его ванной.

9. Расшифровка. Берется непонятная надпись на чужом языке – скажем, иероглифы. В голове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные ассоциации. Один преподаватель, например, «увидев» воду и три круга, решил открыть свое дело и занялся доставкой устриц.

10. Ловушка для идей. Этот прием подразумевает инвентаризацию всех возникающих идей: их можно наговаривать на диктофон, фиксировать в тетради и т. п. А потом при необходимости обращаться к своим записям.

Существуют и многие другие техники, которые можно использовать как индивидуально, так и в группах. Многие из таких упражнений могут показаться банальными, но они помогают перестроить мыслительную деятельность. Примерно так же, как новый вид физических упражнений позволяет размять мышцы, о существовании которых человек даже не подозревал. Ниже кратко описаны некоторые техники развития креативности.

Что, если бы...

Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие.

    Что если бы люди вели ночной образ жизни?

    Что если бы свиньи могли летать?

Тесты дивергентных способностей

Испытуемому предлагается найти максимальное количество вариантов использования обычных предметов, например, кирпича, квадратного куска картона со стороной 30 см, ведра, веревки, картонного ящика или полотенца.

Усовершенствование

Данный тест сходен с предыдущим: испытуемым требуется найти пути усовершенствования обычных предметов, таких, как электрический тостер, садовая лопата или чайная чашка. Можно расширить рамки упражнения, предложив дать рекомендации по усовершенствованию таких систем, как сети железных или автомобильных дорог, а также судебных или почтовых учреждений.

Французские математики Пуанкаре и Адамар выделили четыре этапа творческого процесса.

    Подготовительный этап: попытка решить задачу обычными способами.

    Инкубационный период: обычные способы не помогли, задача отложена, вы переключаетесь на другие занятия.

    Озарение: внезапно из подсознания возникает ответ.

    Проверка: всесторонний анализ найденного решения на допустимость и пригодность.

Далее приводятся условия задач, в которых требуется найти наиболее успешное творческое решение. Время ограничено, шкала оценки не дана. Если за отведенное время решить задачи не удается, не торопитесь смотреть ответы, - лучше вернуться к задаче позже и взглянуть на нее свежим взглядом. Иногда задача, поначалу вызывавшая недоумение, без труда поддается решению через несколько часов или даже дней.

Вопрос 1 (15 минут)

Приемная в офисе освещается тремя лампами, которые имеют отдельные выключатели в холле, откуда в приемную заглянуть невозможно. Когда уборщица пришла убирать приемную, освещение было выключено. Уборщица в здании одна. Она отправляется в холл, включает свет, после чего немедленно возвращается в приемную и определяет, какой выключатель включает каждую лампу. Каким образом она это узнала?

Вопрос 2 (30 минут)

При строительстве тоннеля метро под вокзалом «Виктория» в Лондоне возникла серьезная проблема: в тоннель стала просачиваться вода. Как удалось устранить эту проблему и продолжить работы?

Вопрос 3 (10 минут)

Представьте себе сплошной металлический куб со стороной 1 м, прикрепленный к полу; от верхней плоскости внутрь куба просверлен канал шириной 6 см и глубиной 75 см. В отверстие попал шарик для пинг-понга. Как наиболее простым способом извлечь шарик из канала?

Вопрос 4 (10 минут)

Женщина ведет автомобиль на узкой дороге и видит, что перед ней в том же направлении движется стадо овец, загораживая проезд. Пастух воспринимает автомобиль как досадную помеху и хочет поскорее от него избавиться; женщина, в свою очередь, раздражена тем, что овцы мешают ей продолжать путь. Каким образом можно мирно разрешить проблему, соблюдая интересы и пастуха, и автомобилистки?

Вопрос 5 (15 минут)

Имеется свеча, коробок спичек, коробка кнопок. Как наиболее рационально прикрепить свечу к деревянной двери так, чтобы обеспечить с ее помощью максимальное освещение.

4. Методы диагностики креативности.

Показатели креативности, используемые в тестах:

а) продуктивность (легкость или "беглость" генерирования идей, сюжетов, ассоциаций в заданиях открытого типа, в которых можно давать множество различных ответов) - измеряется общим числом сюжетов, идей разных категорий;

б) гибкость - измеряется числом сюжетов, идей разных категорий, взглядов на проблему;
в) оригинальность - определяется числом редко встречающихся ответов; например, критерием отнесения ответа к оригинальному может быть ответ, встречающийся не более чем у двух участников в группе из 10 человек.

Незавершенные фигуры (тест Торренса)

Инструкция. Дорисуйте следующие фигуры до целой картинки, придумайте и напишите названия. Можно нарисовать несколько картинок по каждой фигуре.

Решение необычных ситуаций (тест Торренса)

Придумайте и предложите письменно решение необычных ситуаций.

1. Что будет на Земле, если все люди станут легкими как пушинки?

2. Через три дня вся наша планета будет залита водой, превратится в один океан. Что вы будете делать?

3. На Землю высадилось несколько тысяч инопланетян, в том числе рядом с вашим домом. Что вы предпримете?

Сравните оригинальность и объем всех ответов в классе.

Методика "Четыре скрепки" (тест О.И. Моткова)

Инструкция. Вам даны 4 скрепки (рис. 4). Попытайтесь, пожалуйста, составить из них различные фигуры, сюжеты. На листе бумаги зарисуйте (условно) каждую фигуру и подпишите ее придуманным вами названием. Общее время работы - 7 минут.

Определяются такие качества ума, как продуктивность, гибкость (важно учитывать, что, например, все составленные буквы относятся только к одному типу), оригинальность. Если вам удалось составить более 20 сюжетов 10 различных типов, если среди них обнаружено несколько оригинальных фигур, то можно считать, что у вас хорошее образное воображение.

Методика "Девять точек" (тест Я.А. Пономарева)

Провести, не отрывая руки от листа, через все 9 точек 4 прямых отрезка (рис. 5). Не проводить дважды по одной линии!

Все записывают решения на своих листах бумаги и пытаются решить задачу, не советуясь друг с другом. Через 7 минут можно прочитать подсказку.

Хороший показатель интеллектуальной активности - если вы отказались от подсказок и не берете задачу для решения на дом. Лучший показатель креативности - самостоятельное решение этой задачи.

Тест-опросник Г. Дэвиса

1. Я думаю, что я аккуратен(тна).
2. Мне интересно знать, что делается в других классах школы.
3. Я любил (а) посещать новые места вместе с родителями, а не один (одна).
4. Я люблю быть лучше всех в чем-либо.
5. Если у меня есть сладости, то редко делюсь ими с кем-то еще.
6. Я очень переживаю, если работа, которую делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
8. В детстве я не был(а) заводилой среди сверстников.
9. Я иногда поступаю по-детски.
10. Когда я что-либо хочу сделать, то ничто не может меня остановить.
11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один (одна).
12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошо.
13. Если даже я уверен(а), что прав(а), стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
15. Я часто скучаю.
16. Я достигну известности, когда вырасту.
17. Я люблю смотреть на красивые вещи.
18. Я предпочитаю знакомые игры новым.
19. Я люблю обдумывать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
21. Я предпочитаю смотреть телевизор, а не изучать его устройство.

Ключ к опроснику

Креативность - в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19

и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21.

Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.

Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Нужно помнить, что это еще нереализованные, "дремлющие" способности.

Смысл ответов

1 - отношение к беспорядку;
2 - интерес к окружающему;
3 - готовность к риску, к неожиданному;
4 - желание выделиться;
5 - альтруизм или эгоизм;
6 - недовольство собой (самооценка);
7 - наличие любознательности;
8 - общительность;
9 - самостоятельность;
10 - инициатива, сила воли;
11 - индивидуализм или коллективизм (интроверт или экстраверт);
12 - самооценка;
13 - независимость (или зависимость) от других;
14 - боязнь ошибки;
15 - наличие (или отсутствие увлечений);
16 - жизненная установка;
17 - чувство красоты;
18 - стремление к новизне;
19 - рефлексия, способность к анализу;
20 - азартность или осмотрительность;
21 - исследовательская активность.

Существует множество упражнений, с помощью которых можно развить креативное мышление. Одна из основных целей таких интеллектуальных игр, или упражнений, состоит в том, чтобы уйти от общепринятых и привычных способов мышления и генерировать свежие идеи, которые затем можно оценить и отобрать из них наиболее полезные.

Список использованной литературы

    Дорфман Л. Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве Вопросы психологии. – 1999. - № 2. – С. 101-106.

    Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер Ком, 1999.

    Душков Б. А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: Словарь / Под ред. Б. А. Душкова. – 3-е изд. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.

    Либина А. В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. – 2-е изд., перераб. – М.: Смысл, 2000.

    Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии Вопросы психологии. – 1998. - № 4. – С. 123 - 132.

О современных технологиях развития творческого мыслителя.

Сергеева Наталья Михайловна, Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа №81» (БОУ г.Омска «СОШ №81»), учитель начальных классов

Если Вселенная действительно беспредельна,

а Природа не имеет исчисления в своем творчестве,

то единственная модель этой беспредельности

и этих богатств есть Ребенок. (Ш. Амонашвили)

Современный мир быстро и сравнительно резко изменяет общественную жизнь. Поэтому творческое, нешаблонное поведение, способность оригинально решать поставленные задачи, быстро адаптироваться к условиям постоянно изменяющегося мира становится одной из важнейших ценностей.

Изменчивость мира повышает спрос на творческую личность - инициатора, исследователя и создателя идей; личность, нестандартно решающую имеющиеся проблемы, с гибким и оригинальным мышлением, а так же способной развивать свой творческий потенциал. Отсюда главной целью образования в России становится формирование человека-созидателя, творца, гражданина, призванного утвердить «статус России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства»

«Творчество» - что это? Обратимся к словарям.

«Творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей» - толковый словарь С.И.Ожегова.

«Творчество – создание новых произведений искусства, науки, а также то, что создано в результате этого» - толковый словарь русского языка В.В.Розановой.

В психологии, творчество- психический процесс создания новых ценностей и как бы продолжение и замена детской игры. Это деятельность, результат которой - создание новых материальных и духовных ценностей.

Под творчеством также понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

Сущность творчества – в предугадывании результата, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы.

Ежедневно люди совершают массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача: простая, трудная, очень трудная. Ежедневно и взрослому, и ребенку приходится решать эти задачи. Каждый это делает по-своему: стандартно, нестандартно, оригинально, креативно… При нестандартном решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи.

Одна из основных задач школы – изучение и использование технологий обучения, способствующих развитию творческих способностей школьников.

«Технология». Вернемся к словарям.

Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения продукта с заранее заданными свойствами.

В Энциклопедическом словаре следующее определение: технология - это «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции»

Под технологией понимают совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

Ключевым звеном любой технологии (промышленной или социальной) является детальное определение конечного результата и точное достижение его. Собственно просто процесс (в промышленности или в социальной сфере) только тогда получает название «технология», когда он заранее был спрогнозирован , определены конечные свойства продукта и средства для его получения, целенаправленно сформированы условия для проведения этого процесса и он «запущен».

Сегодня понятие «технология» употребляется в педагогике, по крайней мере, в трех смыслах:

1. Как синоним понятий «методика» или «форма организации обучения» (технология написания контрольной работы, технология организации групповой деятельности, технология общения и т.д.).

2. Как совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм (технология В.В.Давыдова, традиционная технология обучения и т.п.).

3. Как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.

Остановимся и рассмотрим несколько технологий развития творческих способностей детей.

Технология «Педагогические мастерские» - одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.

Важнейшие принципы технологии: «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» – определяют как позицию ученика, так и положение учителя в мастерской.

Этапы технологии «Педагогические мастерские» призваны обеспечить решение задач интеллектуального и творческого развития учеников, создают условия для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности. Потенциал мастерской как средства воспитания и обучения достаточно велик, разнообразны направления применения технологии. Но, какой бы вариант ее использования не выбрал педагог: предметные мастерские, творческие мастерские (Г.А. Мейчик), мастерские ценностных ориентаций (Е.О. Галицких), он обязательно должен помнить, что главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции. Иначе, у участников мастерской не произойдет «инсайд» – озарение, не возникнет переживание радости открытия нового, познания неизвестного, свободного, не скованного авторитетными мнениями, творчества.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Г.С.Альтшуллера

Акценты целей по Г.С. Альтшуллеру:

  • Обучить творческой деятельности.
  • Ознакомить с приемами творческого воображения.
  • Научить решать изобретательские задачи и др.

Основным понятием ТРИЗ является противоречие. При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения:

1) компромисс, примирение противоположных требований, предъявляемых, например, к определенной конструкции;

2) выдвижение качественно новой идеи или принципиально новой конструкции.

В методике имеют место как индивидуальные, так и коллективные приемы. К последним относятся: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.

Технология проектного обучения предусматривает получение знаний через участие в реализации конкретных проектов, которые определяются практическими задачами.

Все виды проектной деятельности в школе имеют одну цель : подготовить учащегося к жизни вне школы, максимально компетентного, умеющего решать жизненные проблемы, непрерывно учиться, получать информацию, организовать деятельность группы и участвовать в ее работе.

«Школа должна дать учащимся не только определенную сумму знаний, но и привить умение самостоятельно пополнять свой запас знаний, чтобы ориентироваться в стремительном потоке научно-технической информации» академик А.А.Александров

Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Потому что данная деятельность позволяет стимулировать познавательную активность, осознанность знаний, ощущать важность собственных утверждений, что поднимает школьников в собственных глазах, повышает престиж знаний. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП ) разработана в конце XX века в США. Известна в России с 1997 г. Представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

С точки зрения психологии, критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд); использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата, отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью (Д. Халперн).

В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Исходя из этого критическое мышление, по мнению авторов, может развивать следующие качества ученика:

1. готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);

2. гибкость (восприятие идей других);

3. настойчивость (достижение цели);

4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);

5. осознание (отслеживание хода рассуждений);

6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение многих подходов, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.):

· Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

· Развитие аналитического, критического мышления (выделение причинно-следственных связей; рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся; выделение ошибок в рассуждениях; умение отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения);

· Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

· Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Критический мыслитель (ученик):

  • Формирует собственное мнение
  • Совершает обдуманный выбор между различными мнениями
  • Решает проблемы
  • Аргументировано спорит
  • Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение
  • Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

Роль учителя: «Педагог … спрашивает учеников о том, что он знает, а обычно человек

спрашивает о том, чего он не знает». С.Т.Шацкий

“Традиционные методы передачи знаний иногда приводят к тому, что естественный процесс удовлетворения жажды познания превращается в хроническую травму для учащихся” - пишет доктор психологии Р.М. Грановская . И это вовсе не случайно. Главная задача педагога традиционной системы - “занять” учеников на заданное время. Труд учеников подневольный, рабский, а педагог играет роль надсмотрщика. И как любой рабский труд, такое обучение предельно низкоэффективное.

Педагогика творчества должна строиться на принципиальной посылке: “учение должно быть радостью”. Только педагогика творчества дает обществу творческих мыслителей. В чем же особенность этих людей?

Творческие мыслители ценят идеи. Творчество напрямую связано с наличием идей - множества идей.

Творческие мыслители ценят возможность выбора. Почему? Потому, что это дает ключ к нахождению наилучшего, а не единственного ответа.

Творческие мыслители не боятся неопределенности. Писатель Х. Л. Менкен сказал: «Тупица всегда во всем уверен, а несомневающийся человек всегда тупица». У творческих людей нет необходимости подавлять чувство неуверенности. Они видят всякого рода несообразности и расхождения в жизни и часто им доставляет удовольствие исследовать эти расхождения и пробелы

Творческий мыслитель всегда радуется необычному. Творчество по самой своей природе часто сходит с проторенного пути и идет против течения. Дипломат и почетный президент Йельского университета Кингман Бреустер сказал: «Между творчеством и сумасбродством есть связь. Поэтому мы должны с радостью терпеть сумасброда».

Творческие мыслители соединяют несоединимое. Так как творчество использует идеи других, огромная ценность заключается в способности соединять одну идею с другой - особенно те, которые кажутся совершенно несогласующимися. Дизайнер-график Тим Хансен говорит: «Творчество особенно ярко проявляется в способности устанавливать связь, создавать ассоциации, переворачивать вещи с ног на голову и выражать их по-новому». Вот примерная схема работы творческого мышления: Мыслить - Собирать - Создавать - Исправлять - Соединять.

Творческие мыслители не боятся неудач. Различие между посредственными и процветающими людьми - в их восприятии неудач и реакции на них. Творчество требует способности не бояться неудач. Эдвин Понд говорит: «Важнейший аспект творчества - отсутствие страха перед неудачей». Почему это так важно? Потому что творчество уравнивает удачу и неудачу. Творчество подразумевает готовность к неудаче. Творческие люди знают об этом и все-таки продолжают поиски новых идей. Они просто не позволяют идеям, которые не срабатывают, мешать им создавать больше идей, которые срабатывают.

«Творчество нельзя истощить. Чем больше вы его используете, тем больше его становится. Как ни грустно, но часто творчество подавляют, вместо того чтобы развивать. Нужен определенный климат, в котором поощряется новый образ мышления, восприятия, исследования» - поэтесса Майя Ангелоу

Литература:

  1. Джон С.Максвелл. Как мыслят преуспевающие люди, или мыслите, чтобы изменится. - http://lidlib.com
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб.пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации. - М., 1998
  3. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. “Поиск новых идей: От озарения к технологии. (Теория и практика решения изобретательских задач)”. - Кишинев: Картя Молдоавеняскэ, 1989.
  4. Грановская P.M. Элементы практической психологии. - Л. Изд. ЛГУ, 1984.
  5. Леонтович А. Учебно- исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. Народное образование. №10. 1999
  6. Диана Халперн. Психология критического мышления. – 4-е междунар изд. – СПб.: Питер, 2000 – 512 с. – http://www.alleng.ru/d/psy/psy026.htm
  7. Дэвид Клустер. Что такое критическое мышление? // Интернет-журнал. Русский язык. – Издательский дом «Первое сентября». – № 29. – 2002. – http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902
  8. Игорь Загашев. Лекция 1 . Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма . Стратегия «Чтение с остановками». – Педагогический университет «Первое сентября»
  9. В.А.Болотов, Спиро, Джоди. Критическое мышление – ключ к преобразованиям российской школы. // Директор школы. 1995. № 1. С. 67-73.

10.И.Лапина, Е.Маталина. Большой энциклопедический словарь. – Астрель, 2008

11. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» - Постановление правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва


Все созданные и используемые сегодня технологии разделяются на два вида: промышленные и социальные.

К промышленным технологиям относятся технологии переработки природного сырья или полученных из него полуфабрикатов.

Социальной технологией является технология, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, который подвергается изменению, - одно или несколько его свойств.

Технология не сводится к совокупности методов. Методы подбираются не случайно, а подчинены единой цели - получению конкретной продукции.

Технология представляет собой преобразование исходных материалов с помощью определенных методов и процессов для получения продукции с заданными параметрами.

Технология - форма существования и сосуществования деятельностей. Технологичная организация деятельности анонимна, т.к. она задает норму, организует производство, обеспечивая получение продукта и гарантируя результат.

Любая технология предполагает прогнозирование конечного результата и наличие путей его достижения.

Понятие «технология» является одним из новых для педагогики. В настоящий момент в психолого-педагогической литературе существуют три основных направления, определяющих понятие «технология», как:
1) частную методику по достижению поставленной цели;
2) педагогическую систему в целом;
3) определенный алгоритм, последовательность.

Структура технологии развития творческого потенциала личности включает в себя следующие основные компоненты:
1. Предварительная диагностика ;
2. (представляет собой одно из ведущих направлений работы);
3. Организация . Должны быть созданы определенные условия, способствующие развитию творческого потенциала личности, ее реализации.
4. Контроль качества выполнения творческой деятельности. Процессу контроля должно быть уделено значительное . При использовании методики основное внимание должно быть направлено на процесс организации творческой деятельности и создание определенных условий, способствующих ее эффективному проведению.
5. Выявление соответствия полученных результатов запланированным. Объективный и рефлексивный анализы эффективности проведенной работы. Выявление затруднений и проблем в решении задач, внесение необходимых корректив.

Примером рассматриваемых нами педагогических технологии является технология, способствующая актуализации и развитию творческого потенциала личности (автор Ю.Я. Иванов).

Для успешного развития творческого потенциала необходимы такие качества, которые открывают в человеке созидателя. Основными при этом являются: , оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, наличие развитого и . Показатели, характеризующие способность личности к творчеству, составляют творческий потенциал личности.

Процесс развития творческого потенциала и переход от репродуктивной к продуктивной деятельности хорошо заметен при рассмотрении трех типов творчества, выделенных Г.С. Альтшуллером и И.М. Верткиным. К творчеству первого типа (простейшему) авторы относят применение известного решения к известной проблеме. К творчеству второго типа - новое применение известного решения или новое решение старой задачи, то есть решение не принятыми, не привычными в данной области средствами. При творчестве третьего типа для принципиально новой проблемы находится принципиально новое решение. Для развития общества, по замечанию авторов, важен любой вид творчества. Но первый его тип непосредственно реализует прогресс, а второй и третий - решают задачи далекого завтра.

Для реализации и развития субъекта в творческой деятельности и, в частности, для развития его творческого потенциала, необходимым условием является свобода. Недаром психологи для более эффективного стимулирования развития творческого потенциала у детей рекомендуют игры с самыми простыми предметами, чтобы дать возможность ребенку «домыслить», «досочинить». Выделяя свободу как непременное условие всякого творчества, замечал, что «творческие замятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов».

Понятия творчества и свободы тесно взаимосвязаны между собой, но было бы ошибочным считать их тождественными. Примером этому может служить коллективная творческая деятельность, которая иногда несколько ограничивает свободу субъекта творчества. Это позволило долгое время смотреть на творчество как на деятельность, по преимуществу, . Но индивид, проявляя себя в творческой деятельности, опирается на опыт, накопленный человечеством. Коллектив часто вносит необходимые поправки в творчество индивида, что, безусловно, является ценным, при условии, что не сковывает инициативы последнего.

При организации творческой деятельности важное значение имеет степень активности субъекта творчества. Однако понятие «активность» часто отождествляется с понятием «деятельность». Этому отождествлению способствует существование в романских и англо-германских языках лишь одного термина для обозначения понятий «активность» и «деятельность», например, английское activity, а также само происхождение от латинского activus, что означает «деятельный».

Активность в одном из современных словарей толкуется как «социальная сознательная деятельность человека». Она побудитель и стимул деятельности. Но факт участия субъекта в какой-либо деятельности не является показателем активности, тем более творческой.

Понятие «активность» рассматривается чаще всего как деятельность субъекта и как качество субъекта. Отсюда, по мнению ряда авторов, активность имеет внутреннюю (мотивационную) и внешнюю (поведенческую) стороны. Потребности, мотивы, интересы и другие внутренние механизмы поведения составляют ее внутреннюю сторону. Внешняя - представляет собой сами факты действования и проявляется в действиях и поступках.

Выделяют два основных типа активности: адаптивный (активность индивида как биологического субъекта) и продуктивный (активность индивида как социального субъекта). Что касается , то ее высшим уровнем является .

Рассматривая понятие «творческая активность» с педагогических позиций, возможно сформулировать его определение следующим образом.

Творческая активность - это мотивированная готовность личности к творческой деятельности, определяемая скоростью включения в нее, эффективностью выполнения творческого задания и стремлением к личностному самосовершенствованию в процессе творчества.

Для успешного развития творческого потенциала личности необходимы такие качества, которые открывают в ней созидателя. Основными при этом являются: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, наличие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости, творческая инициатива. Под последней понимают внутреннее побуждение к новым формам . Инициатива представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом или группой и иногда отождествляется с активностью. Инициатива выражается в добровольной деятельности, в творческом отношении к труду и сложившимся способам поведения.

Необходимым условием развития творческого потенциала также является развитая эмоциональная сфера личности, ибо творчество невозможно без переживания. В творческой деятельности можно выделить два направления эмоционального переживания:
- эмоциональное переживание творческого объекта;
- эмоциональное переживание самого процесса деятельности.

Являются отражением отношения человека к окружающему миру, к людям, к выполняемой деятельности, поэтому одним из условий успеха творческой деятельности нужно рассматривать эмоциональное переживание. Для успешного развития творческого потенциала личности необходимо расширение ее опыта (эмоционального, интеллектуального, социального и т.д.).