1. Актуальность проекта, описание проблемы

Мы много говорим о здоровом образе жизни и обычно все усилия по его развитию и популяризации сводятся к проведению агитационной работы (плакаты, листовки) и проведению спортивно-массовых мероприятий.

Вопрос: Являются ли эти меры эффективными и стал ли спорт, как часть понятия «ЗОЖ» действительно массовым явлением?

Ответ: В нашем посёлке не смотря на многочисленные спортивные мероприятия спорт нельзя назвать ни массовым ни популярным. Им занимаются определённые группы спортсменов и во время соревнований в зале почти нет болельщиков.

В нашей школе часто проводятся спортивные турниры, соревнования школьного уровня, районного и иногда межрайонного. Вроде бы созданы предпосылки для того, чтобы увлечь и вовлечь в занятие спортом всю школу.

В школе с 20 по 30 сентября 2013 года производился опрос среди учащихся групп классов. Вот результаты опроса:

Вопрос

Возраст (классы)

Кол-во респондентов

Результат

Какие виды спорта популярны в нашей школе?

Футбол-40%

Теннис-20%

Не знаю-40%

Волейбол-50%

Баскетбол-15%

Теннис-35%

Теннис-60%

Волейбол-40%

Волейбол-60%

Баскетбо30%

Теннис-10%

Кто играет в школьной команде по волейболу?

Не знаю-100%

Не знаю-100%

Дан ответ полный-0%

Дан неполный ответ-15%

Дан ответ полный-0%

Дан неполный ответ-15%

Дан ответ полный-0%

Дан неполный ответ-35%

Посещаешь ли ты соревнования в качестве болельщика?

Никогда-98%

Иногда-20%

Никогда-75%

Иногда-40%

Никогда-50%

Иногда-30%

Никогда-60%

По результатам опроса можно сделать вывод, что спортивные мероприятия не представляют интерес для школьников.

Наша идея - сделать спортивные мероприятия яркими, зрелищными, привлечь и заинтересовать максимальное количество людей.

Для этого стоит перенять опыт организации групп поддержки-чирлидинг. Яркие костюмы, динамичные номера сделают спортивные мероприятия более интересными это привлечёт большее количество зрителей, что будет в свою очередь способствовать популяризации спорта.

Кроме того предусмотрены соревнования между группами поддержки, например Команда по чирлидингу школы №3 против команды школы №4.

Общая идея проекта

Во время соревнований в перерывах проводится выступление групп поддержки какой-то команды. Кроме своего выступления команда может раздавать листовки в поддержку своей команды, демонстрировать постеры со словами поддержки.

Гипотеза проекта:

Чирлидинг является новой и привлекательной для молодёжи формой активного времяпрепровождения, способствует приобщению к здоровому образу жизни и популяризации спорта.

Слоган проекта «Мы-за спорт!»

Целевая группа: Школьники, молодёжь посёлка.

Срок реализации проекта:

Партнёры проекта: работники ММЦ, Абанское телевидение, газета «Красное Знамя»,

Место проведения - школа №4, школа №3.

2. Цели и задачи проекта

Цель: Популяризация массового спорта, здорового образа жизни Абанцев.

Задачи, решаемые проектом

1. Повысить интерес детей и молодежи к спорту, вовлечь детей в регулярные занятия черлидингом.

2. Организовать и подготовить школьную команду по черлидингу.

3.Организовать проведение мастер-классов и показательных выступлений по черлидингу в местах массового отдыха и по месту жительства.

4. Привлечь зрителей (болельщиков) на стадионы и в спортивные залы с целью популяризации физкультуры и спорта, здорового образа жизни

Ожидаемые результаты:

1. Будут созданы команды по чирлидингу.

2. Спортивные мероприятия станут более посещаемыми.

3. Спорт станет более популярным среди молодёжи.

3. Календарный план выполнения проекта

Основные этапы реализации проекта:

I этап (начальный):

На этом этапе происходит заседание оргкомитета, осуществляются приобретения по проекту.

II этап: (основной): На основном этапе осуществляется деятельность по проекту, проводится выступление команды по чирлидингу.

III этап (заключительный): Этап подведение итогов, подготовки и сдачи отчета.

Мероприятие по проекту

Сроки исполнения

Исполнители

Результат

Начальный этап

1.Опрос общественного мнения (анкетирование)

Манилова С.В.

(волонтёры-старшеклассники)

Проведено анкетирование

1.Формирование команды(8 человек)

Манилова С.В.

Сформирована команда (3)

1.Приобретение формы для выступления.

Артёменко Л.Ю.

Приобретены футболки, бейсболки, изготовлены помпоны.

Основной этап

1.Разучивание танцевальных движений.

Октябрь-ноябрь

Манилова С.В.

подготовлен номер

для выступления.

1.Выступление команды.

Декабрь-сентябрь

Манилова С.В.

(команды по чирлидингу)

Организовано выступление команды на школьных мероприятиях и соревнованиях

1.Внутришкольное Соревнование между командами.

Манилова С.В.

(команды по чирлидингу)

Проведён конкурс школьных команд по чирдидигну.

Заключительный

Сентябрь-октябрь

1.Опрос общественного мнения.(анкетирование)

сентябрь

(волонтёры-старшеклассники)

Проведено итоговое анкетирование

2.Подведение итогов проекта, определение эффективности проекта

Артёменко Л.Ю.

Подведены итоги проекта, определена эффективность проекта

3.Отчёт по проекту

Артёменко Л.Ю.

Текстовой и финансовый отчёт

4. Ожидаемые результаты проекта

Планируемая результативность:

1. Информированность населения о пользе аэробики.

2. Увеличение участников танцевальногофлешмоба.

3. Приобщение молодёжи к здоровому образу жизни.

5. Предложения по оценке эффективности проекта

Показатели, оценивающие результативность:

1. Увеличивающееся количество участников флешмоба.

2. Отзывы в СМИ

Возможное развитие проекта в дальнейшем:

1. Расширение географии проекта (Абанский район)

2. Привлечение большего числа детей к реализации проекта

3. Проведение районных соревнований по чирлидингу.

4. Передача накопленного опыта, желающим реализовать подобный проект.

Расчет бюджета проекта «Чирлидинг в Абане»

Скачать полную версию Чтобы скачать материал или !

Бабийчук Александра

В настоящее время в российском обществе происходят глубокие изменения в социальной, политической, культурной сфере. Эти изменения настолько значительны, что никто уже не сомневается - нам предстоит жить в таком обществе, которое будет существенно отличаться от того, в котором жили наши родители и учителя, - в обществе, которому необходима самостоятельная, активная, творческая личность, способная делать выбор и брать на себя ответственность.

Приступая к работе над проектом, я провела социологический опрос среди учащихся, учителей и родителей, который показал: большинство, из опрошенных считает, что самоуправление в школе - НЕОБХОДИМО, потому что

Помогает учащимся раскрывать и реализовывать свой организаторский и творческий потенциал;

Развивать такие качества как ответственность, инициативность, самостоятельность, толерантность;

Почувствовать свою значимость, причастность к общему делу.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Краснодарский край

муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная

Школа № 4 г. Гулькевичи

муниципального образования

Гулькевичский район

Краевой конкурс проектов среди участников тематической смены «Школьное самоуправление»

Направление «Создание условий для гражданского становления,

духовно-нравственного и физического развития молодёжи»

Наименование проекта:

«Развитие школьного ученического самоуправления «Алые паруса»

Лидер школьного ученического

самоуправления

МБОУ СОШ № 4 г.Гулькевичи

Александра Бабийчук

Руководитель:

куратор школьного

ученического самоуправления

Литовченко Нина Николаевна

Проект развития

школьного ученического самоуправления «Алые паруса»

МБОУ СОШ № 4 г. Гулькевичи

Актуальность данного проекта:

В настоящее время в российском обществе происходят глубокие изменения в социальной, политической, культурной сфере. Эти изменения настолько значительны, что никто уже не сомневается - нам предстоит жить в таком обществе, которое будет существенно отличаться от того, в котором жили наши родители и учителя, - в обществе, которому необходима самостоятельная, активная, творческая личность, способная делать выбор и брать на себя ответственность.

Приступая к работе над проектом, я провела социологический опрос среди учащихся, учителей и родителей, который показал: большинство, из опрошенных считает, что самоуправление в школе - НЕОБХОДИМО, потому что

Помогает учащимся раскрывать и реализовывать свой организаторский и творческий потенциал;

Развивать такие качества как ответственность, инициативность, самостоятельность, толерантность;

Почувствовать свою значимость, причастность к общему делу.

Но многолетний опыт школ показывает – существует общая для всех проблема: зачастую учащиеся не принимают активное участие в общественной жизни, много равнодушных к проблемам школы.

Почему?

Самоуправление, как правило, сводится к игре в демократию;

Учащиеся слабо представляют себе свои права и обязанности, подчас требуют предоставления явно завышенных прав;

Коллектив детей и коллектив взрослых действуют в школе изолировано друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности по актуальным школьным проблемам.

К сожалению, такие проблемы существуют и в нашей школе. Безынициативность, безразличие, отсутствие желания действовать, брать на себя ответственность - вот причины, которые указывали учащиеся в анкетах, объясняя нежелание принимать участие в общественной жизни школы, вникать в существующие школьные проблемы. Такая социальная пассивность ребят, на наш взгляд, определяет отсутствие социальной, гражданской активности и во взрослой жизни, поэтому важно создавать для учащихся такие условия, при которых они могли бы почувствовать свою значимость и ценность как полноправные члены коллектива, способные самостоятельно принимать решения, касающиеся собственного самоопределения в жизни, и нести за них ответственность.

В процессе анализа указанных проблем в области школьного самоуправления мы, при поддержке взрослых, пришли к выводу о необходимости реализации проекта развития ученического самоуправления в школе под названием «Алые паруса».

Примечание: Название «Алые паруса» - неслучайно. Корабль символизирует стремление к открытию нового, неизведанного. Алые паруса символизируют общечеловеческие ценности: гуманизм, доброту, красоту, милосердие. Безграничный океан означает целостность, непрерывность и законченность. Кораблю сопутствует Солнце - источником света, тепла, обновлением жизни. Желтый цвет символизирует радость, надежду, удачу, целеустремленность, созидание.

Цель данного проекта: реализация права учащихся на участие в управлении школы через вовлечение в общественные отношения и организацию жизнедеятельности ученического коллектива.

Задачи:

Формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия,

Создание условий для полноценного раскрытия и реализации творческих способностей школьников;

Поддержка инициативы и социальной активности учащихся в решении проблем организации школьной жизни;

Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;

Передача и сохранение традиций.

Правовой базой для организации и развития ученического самоуправления являются следующие документы:

Всеобщая декларация прав человека (статья № 21);

Конституция РФ (статья 17, статья 30, статья 32);

Закон РФ “Об образовании”;

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998г.);

Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Гулькевичи

Положение об ученическом самоуправлении муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Гулькевичи

Положение о Совете школы муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Гулькевичи

Положение о выборах Лидера школы муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Гулькевичи

Положение о конкурсе «Лучший класс года» муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Гулькевичи

Положение о конкурсе « Лучший ученик года» муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Гулькевичи

Принципы, на которых строится ученическое самоуправление:

Добровольность, равноправие, открытость, ответственность, взаимопомощь, взаимоуважение, сотрудничество.

Система ученического самоуправления

Ученическое самоуправление охватывает учащихся 1-11 класс и представлено следующим образом:

Ученическая конференция

  • В начале учебного года проводится ученическая конференция, на которую собираются делегаты от 5-11 классов. Это высший избирательный орган ученического самоуправления. Конференция решает все вопросы жизнедеятельности ученического самоуправления:
    утверждает Положение об ученическом самоуправлении и вносит в него изменения;
  • устанавливает дату выборов Лидера школы;
    заслушивает отчеты Совета самоуправления, дает оценку его деятельности;
    формирует органы самоуправления, определяет их полномочия;
  • планирует работу центров Совета самоуправления;
  • вырабатывает предложения по совершенствованию работы школы в адрес администрации.
    Затем в школе проходят выборы Лидера школы и лидеров классных коллективов. Кандидатами могут быть только учащиеся 8-11 классов. В качестве избирателей на выборах принимают участие учащиеся 5-11 классов, учителя и общешкольный родительский комитет.

Ученический Совет самоуправления

В ученический Совет самоуправления входят: Лидер школы, лидеры классов (учащиеся 5-11 классов) и учителя-консультанты каждого Центра

Главный принцип работы Совета школьного ученического самоуправления:

НЕ претендуй - будь!

НЕ обещай - действуй!

НЕ мечтай - свершай!

Собирается Совет школьного ученического самоуправления 1 раз в месяц + по необходимости: обсуждает вопросы, определяющие общие перспективы деятельности Совета школьного ученического самоуправления и центров, обеспечивает стратегию в реализации поставленных целей.

Можно выделить главные направления деятельности ученического Совета школы:

Представительское направление - участие ученического Совета школы в решении школьных проблем и принятии решений;

Информационное направление - информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, о деятельности ученического Совета школы;

Организаторское направление-поддержка социально значимых и досуговых инициатив школьников;

Правозащитное направление - защита прав учеников в школе;

Внешние связи – организация и взаимодействие с социумом.

Ученический Совет школы взаимодействует со следующими организациями и коллективами:

Администрация школы;

Педагогический коллектив;

Общешкольный родительский коллектив;

Районный Совет ветеранов и городской Совет ветеранов;

Город Молодых;

Комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и молодежной политике г. Гулькевичи;

Школьные объединения дополнительного образования.

Лидер школы

На начало каждого учебного года проходят выборы Лидера школы.

Лидер школы

  • организует стратегическое планирование деятельности ученического Совета школы;
  • определяет повестку дня и председательствует на заседаниях;
  • организует работу по согласованию деятельности ученического Совета школы с администрацией школы, методическими объединениями и другими органами, существующими в школе;
  • координирует работу центров;
  • осуществляет контроль исполнения решений Совета школы.

Центры ученического самоуправления:

«Знания», «Досуг», «Спорт и здоровье», «Пресс – центр», «Телестудия «Большая перемена», «Дисциплина и порядок», «Инициатива» . В каждый Центр входят учащиеся, отвечающие за работу такого Центра в своем классе. Руководит работой Центра Лидер (учащийся 9-11 классов), который выбирается большинством голосов на заседании Центра и входит в Совет школы. При необходимости помощь оказывает учитель – консультант, который только поддерживает и консультирует ребят, но не руководит ими.

Центры «Досуг», «Знания», «Спорт и здоровье», «Дисциплина и порядок», «Пресс-центр» представляют собой постоянные творческие группы (ребята объединяются по интересам и желанию).

Центр «Инициатива» является временным. Формируется из представителей постоянных центров на время организации и проведения коллективных творческих дел.

Центры на заседаниях планируют и организуют свою повседневную работу, дают общественные поручения, задания классам, отрядам или отдельным учащимся, заслушивают отчеты о выполнении поручений, используют различные формы поощрения и порицания учащихся. Заседания центров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели.

Работа Центров заключается в следующем:

Название центра

Направление деятельности Центра

Деятельность Центра

Традиционные дела

«Знания»

интеллектуальное и познавательное направления

организует мероприятия познавательного характера, проводит интерактивные игры, заседания Научного общества учащихся, помогает педагогам в подготовке и проведении предметных олимпиад, ведет учет интеллектуальных достижений учащихся, разрабатывает учебные проекты и реализует их, анализирует успеваемость в школе, организует проверку дневников, помогает слабоуспевающим учащимся.

ежегодный интеллектуальный марафон «Эрудит», школьная неделя Науки, тематические интерактивные игры, День открытых дверей, День Дублера, предметные недели, научно-практическая конференция

«Досуг»

художественно-эстетическое и ценностно-ориентировочное направления

Организует и проводит КТД, школьные вечера, дискотеки, выставки, встречи с интересными людьми, экскурсии, поездки в театры и музеи; ведет учет и разрабатывает систему поощрений творческих достижений учащихся, разрабатывает сценарии мероприятий, праздников.

Посвящение в ученики первоклассников, Конкурс мам, посвященный Дню Матери, новогодняя сказка с участием детей и учителей, Масленичная ярмарка, выставка декоративно-прикладного творчества «С любимым делом жить в сто крат милее…», фестиваль творчества «Звездный час», Вахта Памяти.

«Спорт и здоровье»

спортивное и валеологическое направления

Организует и проводит спортивные праздники и мероприятия, проводит просветительскую работу по здоровому образу жизни, ведет учет спортивных достижений учащихся.

Товарищеские встречи по баскетболу и волейболу между командами учителей и учащихся, «Зарница», Кросс наций, командная игра «Добры молодцы», спортивная игра по станциям «Стартинейджер»

«Дисциплина и порядок»

организация правопорядка в школе и трудовое направление

Организует и контролирует дежурство по школе, во время мероприятий, праздников, дискотек следит за порядком, контролирует посещаемость уроков и опоздания, следит за внешним видом учащихся, проводит классные часы, беседы, следит за сохранностью школьного имущества трудовая бригада, организует трудовые десанты, субботники, генеральные уборки.

Смотр-конкурс кабинетов «Самый лучший класс», акции «Чистый район», «Поможем парку»

«Пресс-центр» и «Телестудия «Большая перемена»

информационное направление

Освещает события, происходящие в школе и вне ее в ученической газете «Наше время», ведет фотоальбом и летопись «День за днем» в школьном музее (а также создает их электронную версию), обновляет информационный стенд Совета школы, создание видеосюжетов на актуальные темы.

Ученический журнал «Солнечный круг»

Пресс-центр является неотъемлемой частью ученического самоуправления.

Цель его деятельности:

Объединение учащихся разного возраста с целью формирования разносторонней развитой личности и реализации творческих интересов и способностей учащихся;

Поддержка связей с городской прессой;

Мотивация ученика к самостоятельному поиску общественно-значимой информации.

Задачи:

Проводить работу по созданию единого информационного пространства;

Освещать всесторонне в школьной газете и видеосюжетах жизнь школы;

Содействовать воспитанию информационной культуры учащихся;

Повышать интерес к учебе;

Развивать творческие и коммуникативные способности.

Деятельность школьного Пресс-центра позволяет оформлять информационные стенды школы, издавать ученическую газету «Наше время».

В редакционную коллегию входят Лидер Пресс-центра, учащиеся 5 – 11 классов, заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель русского языка.

В школе были созданы разновозрастные отряды. Их шесть: по 3 класса в каждом отряде.

Классы из начального, среднего и старшего звена объединены в разновозрастные отряды (принцип распределения: по желанию, по общим интересам).

Такое объединение, на наш взгляд, дает возможность лучше узнать друг друга, учит общаться и с теми, кто младше, и с теми, кто старше, передавать накопленный опыт и знания, помогает поддерживать дух соревновательности.

Отчетная конференция

В конце учебного года проводится отчетная конференция в форме фестиваля под названием «Зажги свою звезду!»

Он представляет собой творческий отчет о достижениях и успехах Совета школы, каждого центра, отрядов школы и классных коллективов.

С целью активизации деятельности отрядов проводится конкурс на «Лучший класс года». Итоги его подводятся по четвертям и в конце учебного года. На линейке 25 мая классу-победителю вручается переходящий кубок. Также в конце учебного года подводятся результаты конкурса «Лучший ученик года».

Уровни школьного самоуправления

При организации самоуправления необходимо развивать активность всех членов ученического коллектива. В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. Развитие самоуправления помогает им сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских качеств.

Самоуправление в нашей школе четырехуровневое: школьное собрание - совет школы –класс - учащийся

1-й уровень (отдельный участник образовательного процесса).

Участие по собственному желанию в деятельности ученического самоуправления школы

Педагогические задачи:

Стимулирование самостоятельной деятельности и гражданской инициативы учащихся;

Поддержание инициативы в планировании и самостоятельном участии в мероприятиях различного уровня;

Воспитание личной ответственности за выбранное дело.

2-й уровень – (первичный коллектив – класс): участие по личному желанию в органах ученического самоуправления класса.

Высший орган классного самоуправления - Собрание класса, который собирается 1 раз в месяц + при необходимости чаще.

На начало учебного года в каждом классе проходят выборы Лидеров Центров «Досуг», «Знания», «Спорт и здоровье», «Дисциплина и порядок», «Пресс-центр» , старосты класса открытым голосованием. Они представляют собой актив класса.

Каждый учащийся самостоятельно определяет направление (и соответственно Центр), в котором он будет работать. Сменность поручений в классном коллективе происходит по решению актива класса (от 1 раза в четверть – до 1 раза в год). Тем самым каждому дается возможность попробовать себя в различных видах деятельности с разной степенью ответственности, побыть ведущим и ведомым, организатором и исполнителем.

Педагогические задачи:

Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством представителей Совета школы, классного руководителя;

Формирование самоуправляемого классного коллектива;

Поддержание инициативы в планировании и самостоятельном проведении мероприятий;

Воспитание личной ответственности за порученное дело;

Реализация права на управление классом, школой.

3-й уровень - (коллективный субъект образовательного процесса). Участие (на основе выборов и назначения) в работе ученического Совета школы.

Высшим органом ученического самоуправления является ученическая конференция.

Совет школы + школьные центры «Досуг», «Знания», «Спорт и здоровье», «Дисциплина и порядок», «Пресс-центр» и «Телестудия «Большая перемена».

Педагогические задачи:

Помощь в планировании, организации и последующем анализе общешкольных мероприятий по различным направлениям деятельности.

Создание условий для формирования умений и навыков лидерского поведения, Совета школы, анализ результативности работы Совета школы;

Помощь в налаживании связей с администрацией, классами, родительской общественностью;

Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;

Оценка результативности деятельности ученического самоуправления в классах.

Помощь в создании нормативно-правовых документов, совершенствующих функционирование Совета школы.

Ученическое самоуправление третьего уровня составляют общешкольные органы самоуправления – Совет школы, центры «Знания», «Досуг», «Дисциплина и порядок», «Спорт и здоровье», Пресс-центр, избираемые на 1 год.

Центры ученического самоуправления возглавляют Лидеры.

Лидер школьного ученического самоуправления избирается на 1 год.

4-й уровень - общешкольное самоуправление - школьное Собрание. На нем присутствуют Лидер школьного ученического самоуправления, лидеры центров Совета школы , педагоги и представители общешкольного родительского комитета.

Решения принимаются открытым голосованием, решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины членов списочного состава школьного Собрания. Решения школьного Собрания являются обязательными для всех участников образовательного процесса.

Развитие ученического самоуправления происходит поэтапно:

1 этап: Делаем вместе (дети + взрослые)

Формирование навыков самоуправления, для которого характерно проведение работы по воспитанию у учащихся уважения к самому себе, членам коллектива, стремления к активной социальной деятельности.

2 этап: Делаем сами, но можем посоветоваться .

Развитие навыков самоуправления, характеризующийся стабильной деятельностью постоянно увеличивающегося актива, расширением его прав и обязанностей.

3 этап: Делаем сами.

Совершенствование навыков самоуправления, характеризующееся тем, что основой ученического самоуправления является общественное мнение и твёрдо устоявшиеся традиции.

Сейчас мы на первой ступеньке: всё делаем вместе - взрослые и дети, старшие и младшие, учим друг друга и учимся друг у друга.

На ученической конференции были разработаны и приняты права и обязанности учащихся.

Учащиеся имеют право:

1. На уважении своего человеческого достоинства, своего мнения.

2. На проявление собственной активности в работе, на творческую реализацию своего потенциала.

3. Избирать и быть избранным в органы самоуправления, оценивать их работу.

4. Излагать свои проблемы и получать помощь для их решения.

5. Участвовать в планировании деятельности и выполнять принятый план.

Учащиеся обязаны:

1. Добросовестно учиться, готовить себя к активной трудовой деятельности.

2. Действовать на благо школы, заботиться о чести и поддержании ее традиций и авторитета.

3. Достойно, культурно вести себя, быть вежливым.

4. Быть прилежным и аккуратным учеником.

5. Исполнять свои обязанности и поручения.

6. Проявлять уважение к старшим, заботиться о младших.

7. Беречь свое здоровье и здоровье других.

8. Уважать взгляды, убеждения, свободу и достоинство других людей.

9. Соблюдать дисциплину на уроках и переменах.

10. Бережно относиться к школьному имуществу, следить за чистотой и порядком в своем классном кабинете.

11. Заботиться о своем внешнем виде, прическе.

Законы, по которым мы живем:

Будь правдив.

Будь терпелив.

Будь терпим.

Будь трудолюбив.

Делай добро.

Умей дарить радость людям.

Умей прощать.

Заботься о своем здоровье и здоровье других.

Уважай человеческое достоинство и взгляды других.

Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям.

Защищай ценности своего классного коллектива и школы, укрепляй и развивай их традиции.

Педагогическое сопровождение развития ученического самоуправления

Педагогический коллектив

МО классных руководителей;

Школьная социально-педагогическая служба;

Совет по профилактике;

Библиотека школы;

Объединения дополнительного образования;

Музей школы

Ожидаемые результаты проекта

Создание единого школьного коллектива детей и взрослых.

Повышение активности и заинтересованности учащихся в деятельности ученического самоуправления;

Проект рассчитан на три года.

Приобретенные навыки и умения:

Ставить цель и достигать её,

Организовывать свою деятельность и деятельность других,

Работать в команде,

Передавать собственный опыт,

Анализировать свою деятельность.

Начало положено - мы движемся вперед, к своей цели, появились замыслы, реализуются проекты. А есть ли у них будущее и приведут ли наши усилия, желания, стремления к успеху? - покажет время:

Собраться вместе – это начало.

Остаться вместе – это прогресс.

Работать вместе – это успех .

Лидер школьного ученического самоуправления

МБОУ СОШ № 4 г. Гулькевичи Александра Бабийчук

Руководитель – куратор ШУС Н.Н.Литовченко


Гармоничное развитие человека невозможно без тесной связи с природой. Родная природа- это источник, из которого человек черпает многие знания и впечатления. Природа - вечный храм, первоисточник красоты и величия. Человек не может представить свою жизнь без растений, поэтому очень важно научить его с раннего детства понимать, беречь и создавать живую красоту своими руками. Благосостояние природы, а значит и человека, зависит от экологической воспитанности людей. Экологически грамотный человек- это залог процветающего будущего нашей планеты. Во внешнем облике любого населенного пункта, будь то большой город или маленькое село, особую роль играют зелёные насаждения. Они необходимы и полезны со всех точек зрения: оздоровительной, агрохозяйственной, эстетической.


Характеристика микрорайона МОУ СОШ 21 г. Сальска. Климатические условия: температура января - - 4,8, июля - +23,8, количество осадков мм в год, увлажнение недостаточное. Почвы: черноземы обыкновенные карбонатные. Растительность: обеднённые разнотравно-дерновинно-злаковые степи. Ландшафты: степные засушливые. Выброс вредных веществ в атмосферу - от 10 до 50 тыс.т./ год. Экологическая обстановка: напряженная. Проживает жителей, из них примерно 40 % учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов. Территория микрорайона МОУ СОШ 21 находится в районе Новосальска, включает частный и многоэтажный секторы. В пределах м/р находятся предприятия: текстильная фабрика, ОАО «Авторемонтник», ЗАО «Юг Руси», на западе м/р граничит с предприятиями ж.д. транспорта. Школа расположена на главной автомагистрали (ул. Островского), рядом находится рынок. Все это осложняет экологическую ситуацию в м/р, способствует загрязнению воздуха, воды, почвы промышленными отходами. Оставляет желать лучшего и общий уровень экологической культуры населения, который порождает одну из самых острых проблем проблему мусорных отходов. Выводы: по данным ГСЭН экологическая ситуация в микрорайоне удовлетворительная, по данным областного уровня (атлас Ростовской области) экологическая ситуация в г. Сальске и соответственно в микрорайоне МОУ СОШ 21 - напряженная!!!


Актуальность проекта Наша школа расположена в микрорайоне, на территории которого работают заводы, ухудшающие экологическую обстановку, рядом со школой проходит оживленная автодорога. Кроме того в микрорайоне нет парка, где можно было гулять и отдыхать детям, людям пожилого возраста, поэтому большинство жителей используют территорию школы, в качестве парка отдыха. Поэтому проблема благоустройства школьной территории актуальна с первых дней существования школы. Сад – парк создаст наиболее благоприятные санитарно-гигиенические условия. Зелёные насаждения позволят изолировать друг от друга различные по назначению территории и отгородить пришкольный участок от прилегающей загазованной автотранспортом центральной трассы города.


Цель: Создание на пришкольном участке сада-парка с оригинальными фитокомпозициями древесных, кустарниковых, травянистых растений, радующих глаз, оздоравливающих среду обитания детского организма, улучшающих экологическую обстановку и микроклимат школы, и условий для повседневного отдыха учащихся и населения микрорайона.


Задачи: 4. Формирование чувства гражданской ответственности в решении актуальных проблем социума. 1. Разработка и осуществление плана озеленения и благоустройства территории школьного двора 2. Распространение среди учащихся знаний о ландшафтном дизайне 3. Развитие коммуникативной культуры, навыков работы в коллективе


Содержание проекта В апреле 2005 года был дан старт конкурсу «Школьный двор» на лучший мини - проект по благоустройству и озеленению школьного двора, в которой приняли участие учащихся 1 – 11 классов. Представленные мини-проекты определили основные этапы направления по благоустройству школьного двора: создание цветников с использованием современных фитокомпозиций, элементов ландшафтного дизайна; оборудование мест отдыха; создание экологической тропы на пришкольном участке; обновление спортивной площадки, транспортной площадки; облагораживание школьного сада: Посадка по периметру школы, таких хвойных деревьев, как туя, ель, можжевельник, которые не только накапливают пыль, тяжелые металлы и токсины, но и улучшают состав воздуха, снижая количество патогенов на 40 – 60 % и увеличивая его полезную ионизацию. Посадка 50 кустов сирени вдоль забора школы Проведение общешкольной акции по сбору и посадке луковичных растений, хризантем, сентябрин и др. Проведение общешкольных субботников. Работа по нестандартному озеленению классов, школьных рекреаций. Итогом предшествующей работы стало создание пришкольного лечебного сада-парка с последовательной сменой видов растений, способствующий оздоровлению среды и улучшению микроклимата в районе школы.


Социальные основы озеленения пришкольного участка. Зеленые насаждения играют значительную роль в архитектуре школы. Существует прямая взаимосвязь между состоянием здоровья населения и степенью озеленения микрорайонов города, поэтому как в генеральном плане города предусмотрена посадка зеленых насаждений, так и мы, ученики школы, увеличиваем количество зеленых насаждений на территории школы.




Название этапаЦельСрок выполнения 1.ОрганизационныйЦелеполагание проекта. Построение дальнейшей ориентировочной схемы деятельности. С сентября 2010 г. 2.ПодготовительныйПроведение анализа экологического состояния школьной территории С марта 2011г. 3.ПрактическийРеализация проектаМарт-сентябрь 2011г. 4.ЗаключительныйАнализ результатов работы и внесение изменений. Переход на следующий уровень развития. Октябрь 2011 г.


План мероприятий организационного этапа МероприятиеОтветственный 1.Проведение анализа экологического состояния школьной территории Учитель биологии 2. Старт конкурса « Аукцион идей » на лучший мини- проект по благоустройству школьного двора » Классные руководители, уч - ся 3. Конкурс рисунков « Школьный двор моей мечты » Классные руководители, уч - ся 4.Разработка коллективного проекта школьного двора: -создание проектной группы; - составление плана озеленения и благоустройства школьного двора Зам. директора


План мероприятий подготовительного этапа МероприятиеОтветственный 1.Приобретение семян и выращивание рассады.учитель трудового обучения 2.Трудовой десант «Школа – парк» по благоустройству школьного двора. классные руководители 3.Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе. учитель трудового обучения 4.Обновление транспортной площадкиотряд ЮИД 5. Обновление спортивной площадкиучитель физической культуры


План мероприятий практического этапа МероприятиеОтветственный 1.Уход за посаженными цветочными культурами. Классные коллективы 5 – 8 кл. 2.Осенние работы: - подготовка семян к хранению; - осенняя обработка почвы. Ответственный за участками, учитель трудового обучения


План мероприятий заключительного этапа МероприятиеОтветственный 1.Анализ результатов работы и внесение изменений. Переход на следующий уровень развития. ответственный за участками, учитель трудового обучения 2.Планирование участка с использованием севооборота учитель трудового обучения


Предполагаемые результаты, их социальная значимость. Создание на пришкольном участке сада-парка с оригинальными фитокомпозициями древесных, кустарниковых, травянистых растений, радующих глаз, оздоравливающих детский организм, улучшающих экологическую обстановку, условия для повседневного отдыха учащихся и населения микрорайона. Организация социально-значимой общественной деятельности школьников, вовлечение обучающихся из асоциальных семей в общественно-полезную деятельность. Создание условий для возможной организации процесса совместно времяпрепровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений. Приобщение школьников к здоровому образу жизни. Развитие гражданственности, патриотизма, экологической культуры, привитие трудовых навыков у школьников.

САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

Собраться вместе –это начало.

Остаться вместе – это прогресс.

Работать вместе – это успех.

Если звёзды зажигают –

значит – это кому-то нужно?»

В.В. Маяковский

Вот уже много лет в нашей школе есть школьное самоуправление.

Вообще, известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Л.Н. Толстой говорил: «Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».

Для нас важность создания органов ученического самоуправления была бесспорна с самого начала работы школы. Но встал вопрос о форме организации этих органов.
Нам очень хотелось с самого первого дня создать особый морально-психологический климат в нашей школьной семье, где бы складывались гуманные отношения между учениками, где бы дети могли проявить свои способности, творчество, инициативу. Мы обратились к ребятам с вопросом о самоуправлении. Так был создан Школьный Парламент

В нашей школе создаются условия, чтобы каждое организуемое дело, любая деятельность пробуждали бы активность детей.

Мы очень часто сталкиваемся с проблемами, для решения которых необходимо находить рациональное решение, изучать и использовать новые методы работы

Для нашей команды подлинное самоуправление это:

Во-первых , это участие в нем большинства ребят, а не узкого круга актива и группы учителей.

Во-вторых , самоуправление не мыслится без поддержки педагогов, без сотрудничества со взрослыми.

Но классный руководитель - не наставник, а друг и помощник, способный проникнуться идеями ребят, поддержать и способствовать их осуществлению, понимать, что нужно детям. Это тот же член коллектива, только старше по возрасту и, соответственно, обладающий большими знаниями и опытом.

В-третьих , оно должно быть с таким опытом общественной деятельности, где можно увидеть ее результат.(в школе проводятся различные мероприятия, где ребята могут попробовать свои: это и музыкальные конкурсы: «Танцы со звёздами» «Голос» и интеллектуальные «Дебаты», балы, тематические вечера.

И, наконец, в-четвертых , самоуправление не должно ограничиваться одним днем – ведь жизнь не останавливается ни до, ни после дня самоуправления.(поэтому план воспитательной работы составляется совместно с членами Школьного Парламента)

Вся деятельность Парламента основывается на следующих принципах

Принципы деятельности Школьного парламента.


Смысл ученического самоуправления средней общеобразовательной школы № 79 заключается не в правлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, развитию самостоятельности.

- Принцип равноправия . Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъекта школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения; (на собраниях Школьного Парламента все решения принимаются сообща, каждый имеет право голоса)

- Принцип выборности , в соответствии с которым органы школьного самоуправления приобретают свои полномочия в результате соответствующих выборов; (предвыборная кампания проходит в сентябре и включает в себя: предвыборную агитацию кандидатов (от каждого класса 8-11 -1 человек), пресс-конференцию, где каждый кандидат рассказывает свою программу развития школы на год) выборы, распределение обязанностей)

Выборы! Совсем недавно это была незнакомая ситуация для учащихся школы даже с точки зрения избирателя. Наверное, поэтому среди них распространялось мнение: "А зачем выбирать? За нас выберут!" Что не скажешь о сегодняшней ситуации. Сегодня наши дети активно участвуют в деловых играх «Выборы!», серьёзно задумываются над вопросами различных Референдумов.

Но! проблемы страны - они немного далеки и мы практически никогда не получаем итоговой информации (картина в районе или в области) о прошедшем Референдуме с каким-либо решением. А вот школьные проблемы рядом! Как их решить? Может ли Выбор президента школьного самоуправления помочь решить хотя бы некоторые из них?

В выборах школьного самоуправления принимают учащиеся 5-11 классов.

Кандидаты на пост Председателя Школьного Парламента подают заявление об участии в выборах в избирательную комиссию. На стенде школьного самоуправления вывешивается закон о проведении выборов, с которым избиратели могут познакомиться в течении предвыборной кампании, которая проходит за 2 недели до выборов.

Учащиеся, кандидаты в органы ученического самоуправления, выпускают газету, в свободной, творческой форме, в которой рассказывают о себе, своих интересах, увлечениях, помещают фотографии, высказывают свой личностный взгляд на проблемы школьной жизни, пути их решения. Газеты вывешиваются на 2-м этаже в фойе, где каждый ученик может познакомиться с кандидатами, и остановить свой выбор на самом достойном. Проходит агитация избирателей.

Членами ученической конференции проводится социологические опросы, которые позволяют оценить уровень вовлеченности учащихся в процесс выборов, увидеть кому из кандидатов отдается наибольшее предпочтение.

Счетная комиссия формируется из 7 человек, представителей различных классов и подводит итоги выборов, которые заносятся в протокол.

В конце сентября проходят выборы, а после проводится праздник “Содружество юных”, на котором происходит представление школьного самоуправления Избранный Президент произнес клятву и обратился к своим избирателям со словами благодарности за поддержку на выборах и оказанное доверие.

- Принцип обновляемости и преемственности требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и следующим составом того или иного органа самоуправления; В школе наравне со Школьным Парламентом действует Школьный Актив, состоящий из учащихся 5-7 классов. На заседаниях Школьного Актива ребята учатся быт самостоятельными, активными, креативными. Школьный Парламент курирует Актив и передают свой опыт.

- Принцип открытости и гласности , в соответствии с которым вся работа органов самоуправления открыта для каждого члена коллектива и обеспечивается получение каждым необходимой оперативной и достоверной информации;

- Принцип демократии , предполагающий вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников школьной жизни. При этом непосредственная демократия имеет приоритет перед демократией представительной;

- Принцип законности , под которым мы понимаем неукоснительное следование органов самоуправления Уставу школы и ее локальным нормативным документам;

В Школьном Парламенте свой Устав, принятый ребятами 4 года назад и, который корректируется из года в год; приняты положения о рейтинге, о выборах, о Школьном Парламенте. И здесь хочется заметить, что все документы самостоятельно составлялись членами Школьного Парламента

- Принцип представительства , в соответствии с которым каждый класс

(с5 – 11) должен иметь своих представителей в Ученическом активе школы;

- Принцип гуманности , ученический совет школы принимает решения и реализует их в интересах личности ученика, родителя, школьного работника. Даже меры ответственности и наказания строгие, но гуманные, не унижают достоинство ребенка;

- Принцип подотчетности , требующий регулярной отчетности органов самоуправления перед своими избирателями;

-
Принцип совета и согласия , в соответствии с которым перед принятием решения следует непременно посоветоваться, выслушать мнение друг друга и принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органов самоуправления.

Огромное значение для школьного самоуправления играет КТД., где ребят могут проявить свою инициативу, самостоятельность. Одним из ставшим уже традиционным КТД является бал .Балы организуют сами ребята. Когда только-только балы стали организовывать в нашей школе, приглашали студентов- наших выпускников, а также инструкторов ЦВР «Крылатого». Сейчас же многие прекрасно самостоятельно организовывают бал на 30 танцев. А в этом году впервые организовали бал ля 4-5 классов.

Ещё одним традиционным праздником у нас является День открытых дверей . Проходит он в конце ноября в День матери и включат в себя:

    Представление творческих мастерских (наше допобразование, подростковые клуб)

    «Час директора» (встреча с администрацией школы)

    Дебаты (для старшеклассников)

    Спортивные соревнования по волейболу, мини-футболу

    Концерт ко Дню матери.

Всю программу ребята готовят сами: разрабатывают мероприятия, устанавливают дежурства, организовывают сопровождение начальной школы Большое внимание мы уделяем патриотическому воспитанию. Праздник 9 мая и в школе праздновался с большим размахом.

    Это и конкурс плакатов о войне.

    Конкурс Уголков Героя в каждом классе.

    Музыкально-литературные композиции «Молодая Гвардия» и «Улицы в небо»

    Бал Победы.(танцевальная программа для жителей микрорайона)

    Акция флеш-моб «День Победы»

В Школе в течении всего года ведётся рейтинг классов, а в Парламенте – рейтинг членов Парламента.

Смотр-конкурс “Лучший класс года” является основной формой внеурочной общешкольной работы и включает в различные виды деятельности 5– 11 классы на принципе состязания. В рамках этого конкурса в школе всегда проводится большое количество мероприятий: конкурс классных уголков, рейды “Сменная обувь”, “Школьная форма”, “Мой учебник”, “Школьный двор”, конкурс поздравительных плакатов ко Дню учителя, интеллектуальный марафон, спортивные соревнования и многое другое. Все мероприятия имеют конкурсную основу, имеется Положение о проведении и начислении баллов. Баллы заносятся в специальную рейтинговую экран-таблицу, которая отражает текущие результаты каждого класса и вывешивается на стенде. Набравший наибольшее количество баллов класс становится победителем – “Лучший класс года” и награждается грамотой на празднике «Зажги свою звезду»”.

Уже это само по себе является стимулом к участию в общешкольных делах. Кроме того, воспитывается чувство ответственности за свой класс, что усиливает мотивацию и дает установку на качество.

Выводы:

-Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.

-Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.

-Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

-Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников определяющие их цели и профессиональную ориентацию.

-Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и страны.

-Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах.

Еще четверть века тому назад каждый педагог знал, что формирование активной позиции ученика возможно через вовлечение его в деятельность пионерской или комсомольской организаций, имеющих четкую структуру, свои законы и традиции. Время неузнаваемо изменило общество, которое, в свою очередь, предъявляет новые требования к школам. Готовы ли мы сегодня к демократизации учебно-воспитательного процесса? Опыт показывает, что в школах, где педагоги, ученики и родители готовы к таким переменам, существует реально действующее ученическое самоуправление.

Самоуправление в школе находится в непрерывном развитии. Но этот путь состоит из выявления и решения множества вопросов. Что скрывается за самим словом “самоуправление”? Где заканчивается игра и начинается деятельность, направленная на самореализацию учащихся в интересах своего коллектива? Какие полномочия нужны органам ученического самоуправления.

На некоторые вопросы мы предлагаем найти ответы в нашем проекте “Ученическое самоуправление”.

Цель:создание условий для формирования активной позиции учащихся через обновление содержания, форм и методов ученического самоуправления.

Основные задачи, решаемые внедрением проекта:

  • Повышение роли классного и общешкольного коллектива в формировании ученического самоуправления.
  • Расширение арсенала форм работы ученического самоуправления.
  • Воспитание актива и обучение его методике организаторской работы.

Ожидаемые результаты:

  • Основным структурным элементом ученического самоуправления является первичный коллектив (класс, общешкольный коллектив).
  • Большинство учащихся, активные участники самоуправленческой деятельности, обладает достаточным арсеналом форм работы.
  • Большинство актива обучено методике организаторской работы, поэтому может применить опыт на практике.

Обоснование актуальности.

Бурмакинская школа с 1996 года строит и развивает свою воспитательную систему, опираясь на программу “Востребованное воспитание”. Одно из направлений данной программы – повышение роли ученического самоуправления.

Мы рассматриваем самоуправление не как вседозволенность, а как участие школьников в управлении собственными делами.

В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности своего коллектива, организации этой деятельности, в анализе работы, подведении итогов сделанного и принятии решений.

Мы давно заметили и принимаем как должное то, что ребята сами, без особых проблем, определяют, кто будет капитаном команды. Сами скажут, кто должен войти в состав сборной класса на викторине “Что, где, когда?”, кому представлять класс в конкурсе “На лучшую поделку”.

Наши ученики (по итогам опроса) понимают сущность самоуправления и определяют ее как:

– управление жизнью класса, школы;

– решение задач, самостоятельно поставленных перед коллективом;

– организация дел для своего класса, школы, а значит, и для себя;

– школа ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.

Радует, что дети понимают сущность правильно, но на деле не всегда получается так, как надо. Поэтому данный проект “Ученическое самоуправление” позволит нам обновить содержание, активизировать работу в данном направлении.

“Новизна” проекта.

“Три пути ведут к знанию:

Путь размышления – это путь самый благодарный, путь подражания – это путь самый легкий, путь опыта – это путь самый горький”. (Конфуций).

Мы выбираем третий путь. “Новизна” данного проекта, на наш взгляд, заключается в отработке нового содержания, форм, методов ученического самоуправления в следующих положениях:

  • Основным структурным элементом ученического самоуправления является первичный коллектив – класси общеученический коллектив школы.
  • Необходимо обладать арсеналом форм работы, которые ставят наших детей в позицию активного участника самоуправленческой деятельности.
  • Существенное значение для дальнейшего развития самоуправления приобретает воспитание актива и обучение его методике и технике организаторской работы.

Основной структурный элемент ученического самоуправления является первичный коллектив – класс и общеученический коллектив школы.

Класс является центром воспитательной работы, основой школьного самоуправления. Самоуправление в классе формируется в определенную систему благодаря функционированию микроколлективов (звенья, содружества, звездочки). Ребят разбиваем по микроколлективом по разным принципам: дружба, местожительство, интересы, характер деятельности. Кстати, завершающим систему и важным ее компонентом является поручение. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально значимую деятельность. В числе принципов, которые лежат в основе системы поручений – преемственность (обогащающийся из года в год опыт социальной деятельности), последовательность, (постепенное усложнение содержания характера заданий), массовость, (участие в делах коллектива каждого воспитанника).

Обычно в первичных коллективах преобладают индивидуальные поручения, но наиболее эффективными в воспитательной работе являются групповые и коллективные.

Общешкольный ученический коллектив имеет структуру, подобную структуре классных коллективов. В школьном коллективе функционирует высший орган (у нас это Большой звездный совет), есть исполнительные органы (Совет больших звезд), действует большая армия уполномоченных органов (выборный актив).

Одной из задач органов самоуправления – вместе с педагогическим коллективом формировать морально-этический климат в школе, специальную атмосферу, т.е. дух школы!

Как свидетельствует опыт развития ученического самоуправления, многие школы имеют свой девиз (таковой есть и у нас – “Образование сегодня – наше благополучие завтра”), законы (закон правды, закон добра, закон заботы, закон памяти, закон уважения, закон свободы, закон смелости, закон чести), клятву (вступающего в детскую организацию “Вселенная детства”), Устав ДПО (где прописаны права и обязанности членов организации), свой орган печати (газета “Первый шаг”).

Конечно же, все разрабатываемые в коллективе документы, определяющие морально-этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности.

Необходимо обладать арсеналом форм работы, которые ставят наших детей в позицию активного участника самоуправленческой деятельности.

Коллективное планирование. Мы активно используем методику коллективного планирования, для этого проводим конкурс на лучшее предложение в план, анкетирование по изучению мнений учащихся, тематические задания по планированию, публичную защиту проектов и предложений, банк идей интересных предложений, разведку интересных дел и др. При выборе любой формы работы следует помнить, что планировать за ребят нельзя. Сам процесс планирования является процессом воспитания.

Следующей важной формой привлечения учащихся к самоуправленческой деятельности является собрание. Очень ответственно относимся к пропаганде темы собрания (через газету, листовки), изучаем общественное мнение (через анкетирование, интервью), готовим творческий доклад. Кульминационным моментом собрания является дискуссии. Могут быть изложены коллективные точки зрения, точки зрения отдельных групп, индивидуальные.

Совет дела – создание групп для выполнения творческих поручений. Деятельность таких мини-групп строится по логической цепочке: планирование и подготовка конкретного дела; организация и проведение; анализ и оценка; принятие решений о дальнейшем деятельности. В коллективе столько советов, сколько и дел.

Ученический референдум проводится в период между общешкольными собраниями. На референдум выносятся вопросы, по которым собрание и конференция не смогли принять решение.

Дежурство по школе. Это наиболее распространенный вид самоуправленческой деятельности, привлечение самих детей к борьбе за культуру поведения и четкий распорядок.

  • Дежурство по школе организуется согласно графика.
  • Продолжительность дежурства 1 неделя.
  • Дежурная линейка в 7.20ч., ежедневно.
  • Смена дежурства 1 раз в неделю – суббота.
  • Ответственный дежурный отчитывается по итогам дежурства на общешкольной линейке в понедельник в 7.45ч.
  • В дежурном классе назначается ответственный дежурный.

Каждый ученик, который принимает участие в коллективных формах работы, может пользоваться определенными правилами: “Чтобы решение было верным, необходимо дать четкий ответ на 5 вопросов: Зачем? Кто? Когда? Где? Каким образом?”

Существенное значение для дальнейшего развития самоуправления приобретает воспитание актива и обучение его методике и технике организаторской работы.

Мы считаем, что лидеров в детском коллективе следует не искать, а воспитывать. Для этого каждого ребенка периодически ставим в условия функций вожака, например, командира класса, старшего друга малышей, организатора конкретного дела. Используем разнообразные методы выдвижения учащихся для выполнения функций лидера: назначение (не знают друг друга), выборы (знают друг друга и могут подойти объективно), очередность (большинство обладает организаторскими навыками), перемещение (изменение обязанностей: от исполнительной к
организаторской). Проводим мероприятия, которые способствуют обучению актива:

Школа “Лидер” (проводится под руководством вожатой, которая по совместительству является психологом). Организуется для актива учащихся, проводится 1 раз в месяц, тематика разноплановая.

Коммунарский сбор – элемент коллективного творческого воспитания, хорошая традиция нашей школы, которая продолжается 19 лет.

  • На 2 дня школа превращается в улей, где встречаются учащиеся 5-11 классов, за один сбор мы обучаем до 50 человек учащихся, педагогов.
  • Тематика сборов разноплановая.
  • Отряды разновозрастные. (12-15 человек. 3 отряда).
  • Командир и комиссар – учащиеся старших классов.
  • Весь день расписан по минутам (одно дело на день главное, обучающие мастер-классы).
  • Выпускники, которые прошли школу – проводят мастер-классы.

Продолжительность реализации проекта 3 года.

1 этап (2005-2006гг.) – подготовительный,
2 этап (2006-2008гг.) – практический,
3 этап (2008г.) – заключительный.

Объем финансирования.

В рамках тарификации и использования ресурсов надтарифного фонда, согласно Положению о поощрении педагогического и ученического коллективов.

Промежуточные результаты.

В классных коллективах выстраивается своя система самоуправления.

В общешкольном ученическом коллективе оптимальная структура органов самоуправления.

Используем в работе следующие методики:

  • Уровень воспитанности учащихся (Е.Н.Степанов)
  • Уровень удовлетворенности школьной жизнью (А.А.Андреев).
  • Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (М.И.Рожков).
  • Методика “Экзаменуем лидера” (пособие “Учить самодеятельности Л.Г.Садакова).

В перспективемы видим, что в школе выстроена система ученического самоуправления, которая очень логично впишется в программу воспитания “Школа социального успеха”. Стержневой идеей мы считаем формирование и саморазвития личности ученика, ориентированного на социальный успех, выделили три эффективные пути: творчество, социальность действий, лидерство.