Подготовка магистров к инновационной и эффективной профессиональной деятельности в образовательных учреждениях и органах управления образованием с учетом потребностей рынка образовательных услуг, требований федеральных органов исполнительной власти и соответствующих отраслевых требований.

Особенности образовательной программы

  • Магистерская программа «Проектирование научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся» реализуется только в НГПУ им. К. Минина и не имеет аналогов в вузах ПФО.
  • Образовательная программа «Педагогическое образование» и профиль подготовки «Проектирование научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся» — перспективное и востребованное на рынке труда направление, обеспечивающее инновационное развитие современного образования.
  • В процессе обучения магистры включаются в научно-исследовательскую, проектную, методическую, педагогическую профессиональную деятельность в соответствии с профильной направленностью магистратуры «Проектирование научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся».
  • Программа обеспечивает формирование профессиональных компетенций магистрантов в области теории и практики научно-методического сопровождения процессов научно-исследовательской деятельности в образовательных организациях различных типов и видов, на разных ступенях образования.
  • Программа обеспечивает непрерывность получения педагогического образования в Мининском университете: бакалавриат - магистратура - аспирантура.
  • В ходе освоения образовательной программы магистранты участвуют в хоздоговорных и грантовых работах федерального и регионального уровней, программах международного обмена.

Описание образовательной программы

Программа ориентирована на выпускников бакалавриата, специалитета, на работающих педагогов высшей школы, учителей, педагогов дополнительного образования, на административных работников сферы образования.

Программа реализуется на основе модульного подхода. Содержание и последовательность освоения модулей программы отражают основные этапы в подготовке организации, осуществления и управления научно-исследовательской деятельностью в сфере образования.

Программа включает следующие модули:

  • Модуль 1. Интегрированный потенциал науки и образования.
  • Модуль 2. Методология и методика научно-исследовательской деятельности.
  • Модуль 3. Дизайн инновационной научно-образовательной среды образовательного учреждения.
  • Модуль 4. Информационные ресурсы и средства коммуникации в организации научно-исследовательской деятельности.
  • Модуль 5. Проектирование научно-исследовательской деятельности образовательного учреждения.
  • Модуль 6. Стратегия и тактика управления научно-исследовательской деятельностью общеобразовательного учреждения.

Научно-исследовательская деятельность, лекционные и практические занятия магистров организуются с использованием современных информационных и технических средств обучения.

В программе подготовки магистров активно используется электронная образовательная среда.

Наш выпускник умеет

  1. творчески использовать в научной и образовательной деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин программы магистратуры;
  2. использовать нормативные документы, регламентирующих организацию научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся и методически грамотно разрабатывать план мероприятий по её реализации;
  3. владеет основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, вычислительных комплексов в сфере образования;
  4. диагностировать проблемы создания научно-образовательной среды образовательного учреждения и разрабатывать практические рекомендации по её организации;
  5. проектировать основные и дополнительные образовательные программы, обеспечивающие реализацию научно-исследовательской деятельности обучающихся, разрабатывать их научно-методическое обеспечение;
  6. осуществлять организацию и управление научно-исследовательскими работами с использованием углубленных знаний в области менеджмента в образовании;
  7. владеет теоретическими знаниями и практическими навыками для организации научно-исследовательской деятельности в образовательных организациях, уметь грамотно осуществлять учебно-методическую деятельность по реализации научно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях всех видов и типов;
  8. разрабатывать индивидуальные маршруты научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся;
  9. самостоятельно осваивать и использовать современные методы педагогического исследования для освоения новых сфер профессиональной деятельности;
  10. анализировать результаты научно-педагогического исследования, применять его результаты при решении конкретных задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять исследование, приобщать обучающихся к исследовательской и проектной деятельности;
  11. осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру.

Перспективы трудоустройства

Выпускник, освоивший программу магистратуры, подготовлен к работе в творческих коллективах, в командах изменений по модернизации образования, к проектной и научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях разного типа и вида, на разных ступенях образования в качестве руководителя и соисполнителя

УДК 378.046-021.68 И.А. Тишкова

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МАГИСТРАТУРЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Современный этап в отечественном инженерном образовании характеризуется реализацией гуманистическиориентированной культурной парадигмы, предлагающей обучающимся различные возможности для обеспечения саморазвития, самообразования и самореализации в рамках учебного заведения. Замена привычной «знаниевой» парадигмы вызвана высокими требованиями рынка труда к профессиональной подготовке выпускников, которые на сегодняшний день включают в себя способность быстро адаптироваться к новым условиям, мыслить разносторонне и нестандартно, а также творчески подходить к решению различных задач, что служит системообразующим фактором конкурентоспособной личности.

Образование представляет собой модель реальной жизни и профессиональной деятельности по своему содержанию и формам обучения, а также по той деятельности, которую выполняет студент, чтобы усвоить это содержание . Важно помнить, что деятельности нельзя научить, но можно научиться, а, следовательно, на систему высшего образования возложена сложная задача создания и реализации педагогических условий для организации самостоятельной деятельности обучающихся. Настоящее представляется особо актуальным для подготовки в магистратуре технических вузов в силу специфики данного образовательного уровня.

В частности, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3) обучающиеся в магистратуре технического вуза прежде всего готовятся к научно-исследовательской, педагогической и проектной деятельности. Выпускнику предстоит решать различные профессиональные задачи, связанные с организацией и проведением научных исследований, включающих разработку программ проведения научных исследований; подготовку заданий для групп и отдельных исполнителей; сбор, обработку и систематизацию информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач, а также анализ результатов.

Одним из средств организации деятельности обучающихся в процессе решения является метод проектов, способствующий подготовке сту-

дентов магистратуры к основным видам профессиональной деятельности. Различные аспекты применения метода проектов, а также педагогические условия реализации проектной деятельности в высшей школе нашли отражение в работах следующих исследователей: Е.П. Осьминин (Использование метода проектов для подготовки будущих учителей к работе в условиях информатизации образования), А.А. Кулешов (Теория и практика реализации метода проектов в формировании специальной компетенции студентов профессионально-педагогических колледжей), В.Н. Стерн-берг (Теория и практика «метода проектов» в педагогике XX в.), Е.А. Пеньковских (Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике), Л.А. Дорджиева (Метод проектов как средство формирования познавательной самостоятельности студентов колледжа), С.Р. Ха-лилов (Педагогические условия реализации метода проектов в профессиональной подготовке будущего педагога), А.В. Самохвалов (Метод проектов в системе профессиональной подготовки специа-листа-информатика в условиях вуза), С.И. Морозова (Формирование у студентов функциональной самостоятельности средствами метода проектов), Ю.С. Кострова (Формирование интеллектуальной компетентности студентов посредством использования метода проектов в процессе изучения математики в негуманитарном вузе), Ю.В. Киримова (Метод проектов как средство профессиональной подготовки студентов туристского вуза), В.В. Черных (Метод проектов в обучении иностранному языку студентов вузов юридических специальностей), Р.К. Симбулетова (Реализация личностно-образующей функции метода проектов в развитии самостоятельности студентов), М.У. Гаппоева (Применение метода проектов в обучении современным информационным технологиям студентов факультета технологии и предпринимательства педагогических вузов) и др.

Анализ перечисленных работ свидетельствует о недостаточной разработанности теоретических и практических аспектов реализации проектной деятельности в системе профессиональной подготовки. Это объясняется существующей практикой применения проектного обучения в рамках специальных дисциплин, направленной на решение огра-

Новые педагогические технологии

ниченного числа учебных задач в образовательной деятельности. Настоящие задачи связаны с подготовкой рефератов, курсовых и дипломных работ. При этом значительный потенциал проектного обучения, реализуемый в процессе работы обучающихся над более крупными учебными проектами, зачастую не используется в традиционном образовательном пространстве высшей школы, что ведет к недооценке данной технологии как эффективного инструмента профессиональноориентированной деятельности студентов .

Профессиональная ориентация обучения предусматривает интегрированный подход, обеспечивающий взаимодействие дисциплин различных циклов. Одним из преимуществ метода проектов как педагогической технологии в процессе профессиональноориентированной подготовки магистрантов является возможность интеграции знания из многих дисциплин. Предметное содержание представляет собой образовательную среду, в которой моделируется будущая профессиональная деятельность обучающихся в магистратуре технических вузов.

Кроме того, в рамках гуманитаризации профессионального образования, концепция которой предполагает проникновение гуманитарных знаний в естественно-научные и технические дисциплины , особую актуальность приобретает вопрос осуществления координированного, взаимосвязанного преподавания дисциплин профессионального и гуманитарного циклов. Основу гуманитарного образования составляют гуманитарные знания, которые применительно к профессиональному образованию могут быть рассмотрены как знания, способствующие формированию личности и профессиональных качеств будущего конкурентоспособного магистра-инженера, востребованного на рынке труда. В данном контексте роль дисциплины «Иностранный язык» для профессио-нальноориентированной подготовки магистрантов сложно переоценить.

До недавнего времени возможности дисциплины «Иностранный язык» рассматривались системой профессиональной подготовки исключительно с точки зрения формирования коммуникативных навыков обучающихся. При этом многие педагоги-методисты (Г.Ю. Вишневская, Т.Ю. Полякова, О.П. Миханова, Н.В. Попова, О.А. Ни-китенко, И.И. Короткова и д.р.) особо подчеркивают образовательный потенциал иностранных языков и их значение для преподавания других дисциплин.

Иностранный язык, выступая языком международного общения, обеспечивает успешное осуществление профессиональной иноязычной коммуникации, под которой понимают осуществляемый на иностранном языке обмен профессио-

нальной информацией при взаимодействии субъектов инженерной, образовательной или переводческой деятельности , необходимый для решения специфических профессиональных задач, что является наиболее актуальным фактором в деятельности современного магистра-инженера. Так, по мнению Т.Ю. Поляковой, успешность осуществления профессиональной иноязычной коммуникации оказывает непосредственное влияние на результаты инженерного труда . Настоящее объясняется существующим многообразием условий применения иностранного языка инженером, что обусловлено совокупностью факторов, среди которых влияние специфики отраслей экономики на профессиональную коммуникацию занятых в ней специалистов; влияние целей и задач инженерной деятельности на специфику профессиональной деятельности и т. п. .

Вместе с тем, взаимодействие двух когнитивных составляющих - профессиональной и иноязычной, по мнению авторов, отражает дидактические возможности всего образовательного процесса, при котором изучение иностранного языка становится не самоцелью, а средством достижения образовательных целей. В контексте профес-сиональноориентированной подготовки указанный междисциплинарный синтез, проходя через различные стадии развития обобщенных представлений студентов о будущей профессиональной деятельности, помогает им более осознанно выбирать направление своей деятельности . Создание такой интегративной основы является ключевым фактором профессиональноориентирован-ной подготовки.

В частности, примером реализации проектной деятельности в процессе профессиональноориен-тированной подготовки обучающихся в магистратуре технических вузов служит разработка серии учебных англо-русских и русско-английских терминологических комплексов по приоритетным направлениям развития вуза для подготовки студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников к международному профессиональному общению. Настоящий проект реализуется по инициативе кафедры иностранных языков под руководством завкафедрой Т.Ю. Поляковой в рамках Программы стратегического развития МАДИ на 2012-2018 гг.

Целью первого этапа выполнения проекта являлось научное обоснование и разработка четырех учебных англо-русских и русско-английских терминологических словарей-минимумов, а именно: «Автомобильный сервис», «Автомобильные дороги», «Автодорожные мосты» и «Транспортные тоннели» .

Для решения поставленных задач на начальном этапе выполнения проекта преподавателями

кафедры иностранных языков была разработана лексикографическая концепция словаря-минимума . Для составления словарей на основе данной концепции были созданы рабочие группы, состоящие из преподавателей кафедры иностранных языков, магистрантов и аспирантов профильных кафедр. В каждую рабочую группу был также включен научный редактор из числа ведущих ученых МАДИ. Осуществление данного проекта предполагало реализацию метода проектов в виде решения стратегических учебных задач.

По мнению исследователей, эффективность реализации метода проектов обусловлена созданием следующих условий в процессе выполнения проекта: общественно полезная значимость проекта; высокий уровень трудности при высоком качестве получаемого продукта; наличие самых общих формулировок проекта, что требует от обучающихся активного применения теоретических знаний, дополнительного привлечения научной, справочной и другой литературы; самостоятельная разработка проекта продукта, технологии его получения, плана действий по его реализации; возможность коллективной производственной деятельности студентов, включения их в производственные или научные коллективы .

В соответствии с перечисленными условиями реализуемый проект обладает следующими характеристиками:

1. Наличие высокого уровня сложности проекта, обусловленного необходимостью решения ряда теоретических и практических задач.

2. Активное участие магистрантов в обсуждении групповых задач, самостоятельная постановка и решение индивидуальных задач в условиях достаточной свободы участников проекта.

3. Самостоятельное выполнение поставленных групповых и индивидуальных задач проекта, получение при необходимости консультаций со стороны руководителя проекта, выполняющего роль координатора, эксперта.

4. Совместное выполнение групповых задач с преподавателями кафедры иностранных языков в условиях равноправного сотрудничества.

5. Коррекция полученных результатов на основе рекомендаций руководителя проекта и научного редактора. Коллективное обсуждение промежуточных результатов, задач следующих этапов, а также координация действий разных групп в ходе регулярных промежуточных совещаний, включающих выступления участников проекта.

Группами разработчиков был успешно завершен первый этап проекта по созданию серии учеб-

ных англо-русских и русско-английских терминологических словарей-минимумов, что позволило сделать следующие выводы:

1. Проектная деятельность в рамках специальных дисциплин и дисциплины «Иностранный язык» способствует интеграции знаний дисциплин профессионального и гуманитарного циклов, чем обеспечивается целостность педагогического процесса в соответствии с идеями гуманитаризации профессиональной подготовки в магистратуре технического вуза.

2. Приобретенный в процессе выполнения проекта опыт коллективной и индивидуальной деятельности магистрантов, включающий значительную долю самостоятельной работы по разработке проекта словаря-минимума, технологии его создания, выработке плана действий по его реализации, а также необходимости активного применения теоретических знаний не только способствует формированию и развитию профессиональных способностей обучающихся в магистратуре технического вуза, но и создает условия для профессио-нальноориентированной подготовки в рамках гу-манистическиориентированной образовательной парадигмы.

3. Выполнение данного проекта создает условия для формирования и дальнейшего совершенствования личностных умений и навыков, необходимых для реализации индивидуальной и коллективной проектной деятельности, что, в свою очередь закреплено в требованиях ФГОС ВПО-3 к подготовке выпускников магистратуры технических вузов и служит системообразующим фактором конкурентоспособной личности.

Список литературы

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: методология, теория, практика: монография / Под ред. Э.Ф. Зеера. - Екатеринбург: РГППУ, 2011. С. 26.

2. Никитенко О.А. Формирование интегративной основы обучения иностранному языку в магистратуре неязыкового вуза посредством информационно-коммуникационных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - СПб., 2013.

3. Новиков А.М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. - М.: Эгвес, 2010. - 208 с.

4. Полякова Т.Ю. Диверсификация непрерывной профессиональной подготовки по иностранному языку в инженерном образовании: монография. - М.: МАДИ, 2010. - 384 с.

5. Полякова Т.Ю., Тишкова И.А. Использование учебного двуязычного терминологического словаря-минимума в процессе формирования профессиональной компетенции инженера // Казанская наука. - 2012. - № 12. - С. 262-263.

1

В статье рассматриваются проблемы организации научно-исследовательской деятельности в магистратуре. Приводятся результаты анализа первого опыта разработки и внедрения модульной программы в магистратуре Омского государственного педагогического университета по направлению – научно-исследовательская деятельность. Авторами проанализированы современные теоретические подходы к данной проблеме в условиях внедрения актуализированных стандартов третьего поколения и апробации стандартов четвертого поколения. Делается вывод, что в условиях нацеленности педагогического образования на развитие компетенций, необходимо представление учебных дисциплин и практик в процессе подготовки магистра в виде взаимосвязанных модулей, в соответствии с заявленными видами деятельности. Еще одним фактором подготовки к научно-исследовательской деятельности выступает инструментарий для осуществления мониторинга и оценке уровня развития профессиональных компетенций.

магистратура

научно-исследовательская деятельность

компетенции

стандарт высшего профессионального образования

модульная программа

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] // URL: http: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 15.06.2015).

2. Зверева Г.И. Компетенции магистров культурологии: условия формирования и оценивания [Электронный ресурс] // URL: http://hischool.ru/userfiles/zvereva-komp.doc (дата обращения: 12.05.2015).

3. Инновации в оценке качества повышения квалификации педагогов: монография / Дука Н.А., Дука Т.Л., Дроботенко Ю.Б., Козулина А.П., Макарова Н.С., Мякишева М.В., Павленко Е.А., Тряпицына А.П., Чуркина Н.И., Филимонов А.А.: Под ред. Н.В. Чекалевой. – Омск: ЛИТЕРА, 2013. – 334 с.

4. Караваева Е.В., Богословский В.А., Харитонов Д.В. Принципы оценивания уровня освоения компетенций по образовательным программам ВПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. - №18 (156). Философия. Социология. Культурология. – Вып.12. – С.155–162.

5. Магистратура и Болонский процесс: вузовский эксперимент: Научно–методическое пособие / Под ред. проф. В.А. Козырева. – СПб.: Изд–во РГПУ ииим. А.И. Герцена, 2006. – 225 с.

В стандарте третьего поколения отмечено, что требования к результатам освоения основных образовательных программ формулируются на языке компетентностей (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных). Как отмечают исследователи, переход российских вузов на компетентностный подход - важный шаг в движении по пути вхождения в Болонский процесс . По-мнению, А.Г. Бермуса, компетентностный подход рассматривается как диалектическая альтернатива кредитному подходу, ориентированному на нормирование содержательных единиц (стандарта). Общепризнанным в педагогической теории и практике является определение компетентности как способности к решению задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности .

Компетентности являются не только прогнозируемым результатом обучения, но и выступают основанием определения логики и отбора содержания образования. Как отмечает Зверева Г.И. «должен произойти концептуальный переход от системы, ориентированной на вклад преподавателя, к системе, ориентированной на результаты образовательной деятельности студента… студент оказывается в центре всего образовательного процесса» .

В актуализированных стандартах не меняется методология организации образования, но серьезно скорректированы некоторые ориентиры. Анализ первых месяцев апробации стандартов показал педагогическому сообществу и государству, что первоначальная идеология ФГОС профессионального образования - задать обширный список компетенций, которыми должен овладеть специалист к моменту окончания вуза, не реализуется. Не только из-за неготовности преподавателей, но, прежде всего, по причине отсутствия прозрачных механизмов оценки компетенций.

В новой редакции стандартов и в стандартах четвертого поколения, внедрение которых запланировано через два года, вузы сами определяют комплекс видов деятельности, реализуемых в рамках основной образовательной программы (ООП), с учетом особенностей области будущей профессиональной деятельности, особенностей объектов деятельности и ее видов, на основе задач каждого вида деятельности. Так, в Омском педагогическом университете в магистратуре по направлению «Педагогическое образование» было определено два ключевых вида деятельности (педагогическая и научно-исследовательская), третий вид деятельности детерминируется профилем программы. Каждый вид деятельности связан с решением определенных профессиональных задач. В ряду специфических видов деятельности, к которым должен быть готов выпускник магистратуры по направлению «Педагогическое образование», научно-исследовательская деятельность нам представляется приоритетной. В этом случае магистерская программа будет складываться из модулей исследовательской магистратуры. Потребность в открытии исследовательских программ обусловлена рядом социокультурных тенденций:

Повышением роли науки в современном обществе, которая проявляется в возросшей скорости распространения научной информация, преимущественно прикладном характере научных исследований, увеличении числа работников этой сферы;

Изменением содержания педагогической деятельности, в которой значительное место стала занимать творческая составляющая, для успеха которой педагог должен владеть навыками поиска и анализа информации, выбора методов исследования, определения адекватной методологии познания и деятельности и др.;

Научное сообщество осознало преимущества магистерского образования, признало его как оптимальную модель подготовки научных кадров. Эту тенденцию подтверждает постепенное сближение требований к оформлению, результатам магистерских и кандидатских диссертаций.

Открытие исследовательской магистратуры в высшем педагогическом образовании ожидается в ближайшие годы, но уже сегодня вузы осознают необходимость модульного принципа построения магистерских образовательных программ и усиливают их научно-исследовательскую направленность.

При этом анализ процесса подготовки, выполнения и защиты выпускных квалификационных работ магистрантов, который проводится кафедрой педагогики ОмГПУ в течение десяти лет, показывает, что у многих студентов недостаточно развиты умения научно-исследовательской деятельности. Совокупность учебных курсов, продолжительная научно-исследовательская практика не могут в полной мере решить эту проблему. За счет каких ресурсов, предлагаемых в актуализированных стандартах, возможно более качественно подготовить магистрантов к решению исследовательских задач?

Нам представляется, что нацеленность педагогического образования на развитие компетенций, предполагает представление учебных дисциплин и практик в процессе подготовки магистра в виде взаимосвязанных модулей, в соответствии с заявленными видами деятельности. Это достигается благодаря сочетанию компетентностного и модульного подходов в процессе формирования образовательных программ, что предусматривает учет специфических «входных» требований для каждого уровня обучения, глубины освоения модуля и курса.

Компетентностный подход к построению образовательного процесса задает условия проектирования магистерских программ:

· построение основной образовательной программы по модульному принципу на основе новых образовательных технологий;

· достижение тесных взаимосвязей между теоретическим обучением, социально-практическими знаниями, способностями и навыками экспертно-аналитической, проектной, организационной и консультационной работы в научной сфере.

В содержании основной образовательной программы определено, что в области научно-исследовательской деятельности выпускники владеют способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5); готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6). Развитие данных компетенций, конечно, происходит на основе различных дисциплин, но в учебном плане есть курсы очевидной научно-исследовательской направленности.

В текущем учебном году три дисциплины, которые задают теоретическую базу для развития научно-исследовательских компетенций («Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «Работа с научной информацией»), вошли в модуль «Научно-исследовательская деятельность» и стали преподаваться в первом семестре первого курса. Если первые два курса студенты и раньше изучали в первом семестре, то место последнего было определено в третьем семестре, когда большая часть студентов готовится к защите диссертации и проблемы, поднимаемые в курсе для них уже не столь актуальны. Единство модуля определяется разработкой общей программы, в которой согласованы тематика лекций и практических заданий, комплекс заданий для самостоятельной работы. Еще одним важным компонентом модульной программы стала научно-исследовательская практика, в рамках которой студенты выполняли задания, направленные на развитие профессиональных компетенций, формирование которых возможно только средствами научно-исследовательской деятельности.

Модуль «Научно-исследовательская деятельность» должен содействовать развитию научно-исследовательских компетенций на основе понимания: современных тенденций развития науки и образования, основ методологии, методов психолого-педагогического исследования; овладения практическими навыками и умениями разработки логики и программы психолого-педагогического исследования, отбора и использования адекватных на-учных методов.

Но, конечно, разработка и реализация модульной программы не принесет ожидаемых результатов, если не будет разработан адекватный инструментарий по мониторингу и оценке уровня развития компетенций. В условиях внедрения актуализированных стандартов разработкой оптимальных моделей оценивания заняты многие вузы. Так, коллектив преподавателей Московского технического университета (Е.В. Караваева, В.А. Богословский, Д.В. Харитонов) считают, что традиционные типы контроля в российских вузах могут применяться для текущей и промежуточной аттестации. Частично компетентностный подход может быть реализован при оценивании курсовых работ, учебных и производственных практик, НИРС. Оценка компетенций, в отличие от экзаменационных испытаний, ориентированных на выявление объема и качества усвоенных знаний, предполагает приоритетное использование объективных методов диагностики деятельности (наблюдения, экспертиза продуктов профессиональной деятельности, защита учебных портфелей и др.). Ученые отмечают, что аттестационные процедуры в рамках компетентностного подхода могут носить как индивидуальный (тестирование, курсовые и дипломные проекты, рейтинги и др.), так и институциональный характер (общественная экспертиза деятельности, аттестация и лицензирование, рейтингование образовательных учреждений и др.) .

Для оценки уровня сформированности научно-исследовательской компетентности магистрантов необходимо сочетание различных форм текущего, промежуточного и итогового контроля (который происходит во время защиты магистерской диссертации). Курсы, которые включены в модуль «Научно-исследовательская деятельность», уже сегодня содержат задания, направленные на развитие компетенций.

В программе курса «Методология научного исследования» содержание лекционных материалов и семинарских занятий строится в соответствии с логикой научного исследования. Магистранты знакомятся и осваивают: навыки работы с источниками научной информации; методы наблюдения и анализа педагогических явлений; учатся изучать и обобщать педагогический опыт, определять акту-альную проблему исследования, ее цели и задачи, формулировать гипотезу, проводить педагогический эксперимент, обрабатывать и интерпретировать результаты проведенного исследования, обобщать исследовательские материалы в виде курсовой и выпускной квали-фикационных работ. Семинарские занятия и задания для самостоятельной работы построены в русле подготовки студентов к выбору темы, определению научного аппарата, методологии, методов исследования. Например, к первому семинарскому занятию студенты должны выполнить следующие задания: составление списка научных журналов, которые могут использоваться для определения темы и при работе над диссертацией; составление микротезауруса ведущих понятий исследования; написание аннотации и рецензии на статью по теме исследования; презентация пяти сайтов, которые могут помочь при работе над проблемой исследования.

Помимо содержания образования, можно выделить ряд форм и методов обучения, которые применяли в модуле. Одним из действенных, является кейс-метод. В модульной программе использовалось создание и обсуждение различных типов кейсов, которые могут быть разработаны как преподавателем или магистрантом, что позволяет актуализировать и развивать навыки поиска нужной информации, определения содержания, разработки плана кейса, отбора необходимых диагностических инструментов, т.е. всех навыков, необходимых для реализации педагогического исследования.

Для магистерской подготовки, в рамках овладения научно-исследовательской деятельностью, актуально комплексное использование обучающих, научно-исследовательских кейсов. Помимо освоения практики решения типовых исследовательских задач магистрант вырабатывает с помощью кейс-метода профессиональные навыки постановки новых исследовательских и научно-практических проблем, а также развивает в себе полезные умения их творческого, самостоятельного разрешения. Работа магистранта с кейсами в аудитории и за ее пределами способна создавать комплексный эффект - познавательный, инструментальный, обучающий, воспитательный. Профессионально составленные и «проигранные» кейсы развивают исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию и принимать решения.

В наборе форм и методов интерактивного обучения для магистрантов в модуле научно-исследовательской деятельности, важное место занимает проектный метод, который предполагает развитие у студентов способностей к творческой постановке научных и научно-практических проблем и их самостоятельному решению. В ходе подготовки и реализации индивидуальных и групповых проектов магистранты формируют навыки осознанного выбора научного инструментария и умения его практического применения. Элементы аудиторной и внеаудиторной проектной работы могут включаться в проблемные семинары и практические занятия. Метод проектов в полной мере представлен в процессе подготовки выпускной квалификационной работы магистранта.

Одной из возможных форм промежуточного комплексного контроля готовности магистрантов к научно-исследовательской деятельности, может быть научно-рефлексивный семинар. На таком семинаре происходит апробация освоенных приемов и методов научного исследования, происходит критическое обсуждение научных работ, разрабатываемых в современной науке, производится их экспертная оценка. Многосоставной характер такого семинара предполагает включение в его работу помимо модераторов, магистрантов и их научных руководителей-профессоров, профессионалов из разных социокультурных областей, которые вводят в семинарскую работу компоненты экспертного знания. В рамках апробации модуля основной образовательной программы педагогической магистратуры «Учитель основной школы» (модуль «Методы и технологии организации учебно-воспитательного процесса») был проведён научно-исследовательский семинар, который позволил не только подвести итоги по апробации, но и выйти на новые, исследовательские результаты. Семинар проходил после научно-педагогической практики, на которой магистранты должны были апробировать новые методы и приемы профессиональной деятельности, способствующие внедрению системно-деятельностного подхода в образовательную практику основной школы. Семинар носил рефлексивный характер, магистранты определяли и анализировали причины трудностей, с которыми сталкивается учитель основной школы и которые испытывали они при построении деятельностных уроков. В результате анализа выделялось проблемное поле, определялись пути решения отдельных проблем.

Помимо оценки преподавателем уровня и качества овладения научно-исследовательской деятельностью, результативными могут быть различные формы самоаттестации, в литературе можно найти описание ее различных вариаций . Например, действенным методом промежуточного контроля признается составление портфолио. В отличие от студентов, обучающихся на уровне бакалавриата, магистранты в состоянии самостоятельно систематически фиксировать, накапливать и оценивать свои достижения. Ведение портфолио дает возможность студенту целенаправленно пополнять и качественно наращивать «материальные» результаты индивидуальной научно-исследовательской деятельности. Составление портфолио по научно-исследовательской деятельности позволяет пролонгировано оценить процесс становления педагога-исследователя в период, когда освоение модульной программы уже завершено. Как показывает практика применения данной формы оценивания, портфолио формирует потребность к обучению в течение всей жизни, развивает у магистранта критическую саморефлексию, позволяет ему оценивать свои сильные и слабые стороны подготовки, видеть динамику в собственных способностях и навыках.

Объединить процесс освоения дисциплин, входящих в научно-исследовательский модуль, может и рабочая тетрадь, в которой будут собраны задания для самостоятельной работы по всем учебным курсам модуля. Главным условием ее разработки должна быть логика научно-исследовательской деятельности и ориентация всех заданий на тематику магистерской диссертации. В условиях работы по новому стандарту, когда значительная часть материала должна осваиваться магистрантами самостоятельно, такие учебно-методические разработки помогают организовать образовательное пространство магистранта, скрепляют в единый смысловой и деятельностный блок разные учебные курсы, координируют работу преподавателей. Переход на модульные программы меняет и процесс разработки учебно-методического комплекса, который в такой модели должен быть один, так же как и аттестационные материалы, система контроля и т.д.

Даже беглый взгляд на реализацию исследовательского модуля магистратуры показывает, что новые стандарты должны изменить всю систему работы в магистратуре, казалось бы, что они определяют только новые образовательные результаты, но как показывает первая практика их внедрения, достижение этих результатов невозможно без изменения всей логики и структуры образовательного процесса.

Рецензенты:

Петрусевич А.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, г. Омск;

Курдуманова О.И., д.п.н., доцент, зав. кафедрой химии и методики обучения химии Омского государственного педагогического университета, г. Омск.

Библиографическая ссылка

Синицына Г.П., Чуркина Н.И. НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МАГИСТРАТУРЕ: НОВЫЕ ЗАДАЧИ, ПОДХОДЫ И СОДЕРЖАНИЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20420 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Успешное развитие любой науки и внедрение ее результатов в производство зависит, прежде всего, от знаний, умений, моральных качеств специалистов выпускаемых вузами.

Поэтому научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности последние достижения научно-технического и культурного прогресса .

Научно-исследовательская работа студентов преследует следующие цели:

Расширить и углубить знания студентов в области теоретических основ изучаемых дисциплин, получить и развить определенные практические навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

Проводить научные изыскания для решения актуальных задач, выдвигаемых наукой и практикой;

Выработать навыки грамотно излагать результаты собственных научных исследований и способность аргументировано защищать и обосновывать полученные результаты;

Привить навыки пользователей вычислительной техники при проведении научных исследований и обработке полученных результатов;

Широко внедрять новые информационные технологии при проведении НИРС, обеспечить информационно-программную поддержку изысканий и сопровождение полученных результатов;

Формировать системную методологию познания разнообразных объектов, принципов и способов их исследования;

Понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя два элемента: 1) обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда; 2) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей. НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки магистрантов.

Основные задачи научной работы студентов:

а) развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;

б) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно- исследовательской работы;

в) повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;

г) выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в юридической деятельности.

Наряду со многими задачами высшей школы на современном этапе её развития по профессиональной подготовке студентов одной из ведущих является задача развития научно-исследовательской работы студентов (НИРС) как наиболее эффективной формы подготовки высококвалифицированных специалистов.

НИРС способствует развитию научного кругозора, индивидуальных способностей, исследовательских навыков, научной интуиции, творческого подхода к восприятию знаний для реализации их в практике своей будущей работы, что является основной целью научно-исследовательской работы студентов.

В настоящее время НИРС вуза представляет собой комплексную, целенаправленную и методическую обоснованную систему. Существующие формы в системе НИРС дают возможность каждому студенту освоить за период обучения в вузе комплекс различных видов творческой деятельности, который позволит будущим специалистам вносить в свою работу элемент научного подхода, вырабатывает стремление постоянного пополнения и совершенствования знаний для улучшения профессиональной деятельности .

Перед научно-исследовательской работой студентов специальности «Физкультура и спорт» стоят следующие основные задачи:

Углубленное и творческое освоение учебного материала;

Привитие навыков самостоятельного проведения научных исследований;

Выработка творческого подхода к решению стоящих перед исследованием научных и технических задач;

Обучение навыкам работы в научных коллективах;

Содействие успешному решению актуальных проблем физической культуры и спорта;

Практическое применение полученных знаний;

Привлечение студентов к решению научных проблем, имеющих непосредственный выход в практику физкультурного движения;

Воспитание в стенах вуза резервных ученых, преподавателей и др.

НИРС является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах института. Научная работа студентов включается в общий план работы кафедры и вуза. Opганизуется она в различных формах по двум направлениям:

    Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС), включаемая в учебном процессе;

    Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), выполняемая во внеучебное время.

Основная цель НИРС в учебном процессе заключается в практическом закреплении теоретических знаний студентов, формировании у них творческого мышления и познавательной активности, приобретении навыков самостоятельного проведения научных исследований, экспериментов и так далее. НИРС предусматривает: выполнение различных заданий, лабораторных, курсовых и дипломных работ, которые содержат элементы научных исследований; заданий научно-исследовательского характера во время педагогической, организационно-тренерской практики, изучения курса «Основы НИР в избранной специализации», включающего изучение теоретических основ методики постановки организации и выполнения научных исследований, научного эксперимента, обработки полученных научных данных; участие в научных и исследовательских семинарах, конференциях кафедр.

УИРС охватывает всех студентов, привлекая их к научно-исследовательской работе, и является обязательной.

УИРС существенно ускоряет привлечение всех студентов к научно-исследовательской деятельности, осуществляет переход от усвоения умений и навыков научно-исследовательской работы на младшекурсах к непосредственному проведению настоящих научных экспериментов и исследований студентами старших курсов.

За время учебы в институте студенты проходят несколько этапов творческой подготовки. На первом начальном этапе на I и II курсах идет приобретение умений и навыков НИР, предусмотренной учебным планом. Здесь осуществляется общенаучная подготовка: введение в процессе обучения элементов исследования при выполнении практических и лабораторных работ, написание рефератов при подготовке к семинарским занятиям. Например, составление рефератов научной литературы учит анализировать, оценивать и выделять главное в изучаемой литературе; семинарские занятия эффективно способствуют повышению научной эрудиции студента; участвуя в них, студенты учатся дискутировать, аргументировано защищать свои взгляды, вырабатывают умения выбирать проблемную научную тематику, ориентироваться в специальной научной литературе.

Кафедры организуют и проводят для студентов младших курсов различные мероприятия по ознакомлению их со спецификой их работы, кафедральные научно-студенческие конференции, олимпиады, знакомят со своим коллективом, устраивая встречи с ведущими преподавателями – доцентами, профессорами. Это вызывает творческий интерес к дальнейшему ведению научно-исследовательской работы

На следующем этапе - научная работа студентов старших курсов (3 и 4) завершает формирование студентов-исследователей. Здесь большую роль в успехе НИРС играет личная заинтересованность.

В вузax учебными планами в обязательном порядке предусмотрено изучение дисциплин, где студенты знакомятся с методами исследований и актуальными проблемами физической культуры и спорта.

Одной из особых форм организации студенческой научной деятельности в учебном процессе является курсовая и дипломная работы, при выполнении которых происходит значительная активизация деятельности студентов.

Курсовая работа - научное исследование, в котором осуществляется переход от простых методов исследования к более сложным. Это основа для дальнейшего углубленного исследования, которое может преобразоваться в дипломную работу.

Дипломная работа - самостоятельная научная разработка, включающаявсе знания, полученные в процессе работы студентов в различных формах научно-исследовательской работы. Она является самостоятельным исследованием.

Главная цель этих работ заключается в повышении уровня специальной теоретической подготовки студентов по избранному виду спорта, а также в получении представления об основных методах и методиках исследования. В процессе подготовки курсовой и дипломной работ студенты обязаны овладеть следующими навыками и умениями проведения научного исследования: самостоятельно ставить задачи исследования, анализировать литературные источники, методически верно ставить эксперимент, использовать методы научного исследования, математической статистики при обработке результатов исследования и получения достоверных результатов, самостоятельно анализировать полученные результаты исследования, обобщать их и формулировать выводы, делать практические рекомендации.

Дипломная работа студента, также как и курсовая, отражает уровень приобретенных на занятиях в институте знаний, умений, навыков. В этих работах проявляются индивидуальные способности и навыки практического применения полученных теоретических знаний. Они могут быть как индивидуального, так и коллективного характера.

Тематика названных работ связана, как правило, с основными научными направлениями кафедры. Участие студентов в кафедральных научных исследованиях является одной из наиболее эффективных традиционных форм УИРС.

Руководство всеми научно-исследовательскими работами в вузах осуществляет профессорско-преподавательский состав спортивно-педагогических кафедр. Могут привлекаться также преподаватели с кафедр теоретического и медико-биологического циклов. Время, необходимое для руководства НИРС, учитывается в индивидуальных планах научно-педагогического состава кафедр в пределах времени, планируемого на учебно-методическую и научную работы.

В отдельных случаях, когда курсовые и дипломные работы выполняются в содружестве с кафедрами теоретического и медико-биологического циклов советом факультета утверждаются два руководителя. Такое сотрудничество укрепляет межкафедральные, межфакультетские научные связи. Это создает условия для постоянного взаимодействия и взаимообогащения различных наук и специальностей, обуславливает глубину и фундаментальность научных изысканий, создает творческую атмосферу.

Характерной особенностью системы НИРС, является органическое единство форм научно-исследовательской работы студентов (учебных и внеучебных) в период обучения в вузе.

Помимо НИРС в учебном процессе развиваются и совершенствуются внеучебные формы научной работы, позволяющей не ограничиваться только учебными задачами, а расширять активные рамки активной деятельности студентов.

Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне рамок учебного процесса, осуществляется в виде работы в студенческих научных кружках (СНК), студенческом научном обществе (СНО), бюро переводов, реферативном или студенческом библиографическом бюро, участия в выполнении работ по хоздоговорной тематике и работах по договорам о творческом содружестве, осуществляемых кафедрами, участия в научной работе по индивидуальным планам профессорско-преподавательского состава института, лекторской и пропагандистской работе по распространению знаний, достижений в области спортивной науки, подготовке сборников научных работ студентов, учебы на исследовательском факультете.

Так осуществляется вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу, позволяющую объединять студенческое научное творчество и основные направления научных исследований в институте, на кафедре.

НИРС, проводимая во внеучебное время - наиболее важный этап формирования творческих всесторонне развитых специалистов.

Основной формой организации такой работы, решающей определенные образовательно-воспитательные задачи, является кружковая работа на кафедрах

Студенческие научные кружки (СНК) решают важнейшие задачи творческого становления студентов: способствуют освоению ими методов и методик научно-исследовательской работы, проводимой самостоятельно, развитию познавательных наклонностей студентов; осуществляют практическую подготовку студентов к самостоятельной работе со специальной литературой; создают условия приобретения и закрепления умений и навыков проведения экспериментальной части разрабатываемой проблемы и углубления теоретических знаний; способствуют отбору наиболее способных, инициативных, склонных к научно-исследовательской деятельности студентов, из которых формируется в последующем магистратура вуза.

Следует отметить важную роль в пропаганде успехов научной деятельности студентов организационно-массовых мероприятий. К ним относятсястуденческие научные конференции, республиканская научная конференция студентов, конкурсы научных работ студентов, конкурсы на лучший СНК, предметные олимпиады студентов института, различные смотры-конкурсы, на лучшую организацию НИРС в группах, на факультетах, смотры-конкурсы дипломных и курсовых работ и результатов педагогических практик на различных уровнях (кафедральные, университетские, межреспубликанские, отраслевые), выставки, республиканский конкурс на лучшую научно-студенческую работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам, различные научно-методические и другие массовые мероприятия, порядок проведения которых определяется соответствующими положениями.

Студенты, достигшие определенных успехов в научно-исследовательской работе и организации НИРС, награждаются грамотами, почетными дипломами активистов НИРС и могут по положениютакже премироваться денежными премиями, иногородними экскурсиями и др.

Тем студентам, которые успешно сочетают учебу по программе вуза и ведение НИР, могут быть рекомендованы для представления на именные стипендии. Проявившим большие способности к НИР и достигшим определенных успехов дается рекомендация для поступления в магистратуру. При этом они могут представить научно-исследовательские работы, отмеченные дипломами, медалями на республиканских конкурсах. Такие поощрения стимулируют морально и материально, что способствует активизации НИРС в вузах страны.

Анализ работы НИРС в вузах показал, что на развитие студенческой науки влияют следующие факторы: наличие высококвалифицированного научно-педагогического состава, который активно ведет научные исследования и руководит НИРС, уровень и объем, проводимых кафедрами и другими подразделениями исследований; поддержание научных связей с командами по виду спорта, с ДЮСШ, то есть с другими спортивными и научными организациями и учреждениями, с выходом на практику физкультурного движения.

НИРС в любой форме (учебно-исследовательская или научно-исследовательская) составляет основу профессиональной подготовки будущего преподавателя-тренера по виду спорта.

Таким образом, научно-исследовательская работа студентов в настоящее время представляет собой стройную и методически обоснованную систему повышения уровня подготовки и воспитания специалистов. Научно-исследовательская работа отражает единство различных форм научной работы студентов, творческое развитие каждого студента, приобретенные умения творческого применения в практике физической культуры и спорта последних достижений научно-технического прогресса .

2

1 ФГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»

2 ФГКВОУ ВПО «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова»

Научно-исследовательская работа является неотъемлемой частью освоения образовательной программы магистратуры и направлена на формирование ценностного отношения обучающегося к научно-исследовательской деятельности, освоение системы знаний и умений в области методологии и методов научных исследований, формирование опыта проведения исследований. Разработанный преподавателем электронный курс для студентов-магистрантов обеспечивает освоение не только основного содержания, но и предоставляет ссылки на дополнительные ресурсы и источники, которые помогут расширить круг действия обучающегося. Электронная среда обеспечивает ориентацию научной деятельности на интересы и потребности магистров, так как задания могут предоставляться в индивидуальном порядке. В электронном курсе возможна организация как индивидуальной работы, так и совместной. Научные семинары, проводимые посредством электронного ресурса, позволяют охватывать весь круг обучающихся, даже тех, кто не может лично присутствовать в университете. Информационные технологии обеспечивают мобильность обучающегося, возможность доступа к различным ресурсам в осуществлении поисковой деятельности, возможность постоянного взаимодействия с научным руководителем, гарантирует вовлеченность в исследовательскую деятельность.

1. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. №2 (15). – С. 31 -34.

2. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. – 2014. № 4 (6). – URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2014–12–4/Vaganova_OI_Ermakova_OE.pdf.

3. Емелина А.В., Хижная А.В. Понятие коммуникативной компетентности обучающихся образовательных организаций // Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем»; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2016. – С. 214–216.

4. Костылев Д.С., Саляева Е.Ю., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. № 2 (15). – С. 80–82.

5. Кутепов М.М. Технология формирования профессиональных умений у будущих специалистов в области физической культуры: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Нижний Новгород, 2003. – 24 с.

6. Кутепов М.М., Ямбаева Н.В., Елыгина К.А. Информационные технологии обучения физической культуре в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. № 2 (15). – С. 83–86.

7. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. № 3 (16). – С. 68–71.

8. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения // Вестник Мининского университета. – 2016. – №1–1 (13). – С. 23.

9. Немова О.А., Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Ретивина В.В., Фролова Н.В. Социокультурные механизмы трансляции ценностей (на примере приобщения молодежи Нижнего Новгорода к здоровому образу жизни) // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 11. – С. 48–50.

10. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Гладкова М.П., Гладков А.В., Дворникова Е.И. Самостоятельная работа обучающихся в условиях реализации образовательных стандартов высшего образования // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 1. № 10. – С. 119–123.

Научно-исследовательская деятельность является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, которые творчески применяют в практической деятельности достижения научно-технического прогресса. Научно-исследовательская работа является неотъемлемой частью освоения образовательной программы магистратуры и направлена на формирование ценностного отношения обучающегося к научно-исследовательской деятельности, освоение системы знаний и умений в области методологии и методов научных исследований, формирование опыта проведения исследований.

Активная информатизация образования с постоянно возрастающей ролью информационно-коммуникационных технологий делает вопрос организации научно-исследовательской деятельности магистрантов в электронной среде особенно актуальным.

Развитие новых технологий увеличивает количество информационных ресурсов и услуг, что обуславливает создание условий для формирования единого глобального информационного и образовательного пространства и можно сказать меняет систему образования в целом.

Научно-исследовательская деятельность студентов в современной информационно-образовательной среде способствует развитию творческого потенциала обучающихся, эффективному приобщению их к научному творчеству и научной деятельности, повышает качество обучения студентов; формирует потребность непрерывного самосовершенствования в соответствии с инновационными процессами в науке, обществе, экономике; расширяет научные горизонты обучающихся; создает новые модели и формы взаимодействия в научном сообществе. Однако, при всех преимуществах организации научной работы в электронной среде, этот вопрос остается недостаточно разработанным.

Преимуществом организации научной деятельности магистрантов в электронной среде является мобильность обучающегося, так как научно-исследовательская работа включает поисковую деятельность. А электронная среда позволяет легко находить нужные ресурсы для выполнения этой задачи .

Отметим задачи научной деятельности магистрантов. К ним относятся:

Умение вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

Формулировка и разрешение задач, возникающих в ходе выполнения работ;

Выбор необходимых методов исследований, а также разработка новых методов;

Использование информационных технологий совместно с проведением научных исследований;

Получение результата, умение его анализировать и представлять в виде законченной научно-исследовательской разработки;

Умение оформить результаты своей работы и привести их в соответствие с требованиями нормативных документов привлекая современные средства редактирования .

Обеспечить организацию оперативной научной деятельности помогает такой электронный ресурс как электронная библиотека, к примеру КиберЛенинка, которая поддерживает распространение знаний по модели открытого доступа (Open Access), обеспечивает оперативный, а главное бесплатный доступ к научным материалам . Все научные тексты, легко можно найти с помощью поиска на сайте. Открыть научную библиотеку можно не только с помощью ноутбука или компьютера, но и на планшете и с экрана телефона.

В ходе подготовки магистрантов к осуществлению исследовательской работы различают два вида деятельности:

Научно-исследовательская работа магистрантов, встраиваемая в учебный процесс;

Научные исследования, дополняющие или проводимые параллельно учебному процессу .

Первый вариант работы магистрантов позволяет сделать обучение процессом активного познания. В этом случае развиваются навыки научного творчества студентов, приобретение ими исследовательских умений . Развивается умение работать с учебной, справочной, научной литературой по выбранной теме исследования, что обеспечивает глубокое усвоение учебного материала. Разработанный преподавателем электронный курс для студентов-магистрантов даст не только необходимый объем материала, который нужно усвоить, но и ссылки на источники, которые помогут расширить круг действия обучающегося, послужат вспомогательным элементом. Для выполнения этого вида научно-исследовательской деятельности студенты выполняют курсовые работы, пишут выпускные квалификационные работы, то есть магистерские диссертации, тематика которых соответствует направлению научно-исследовательских программ кафедр, а также подтверждается участием магистрантов в научных семинарах, конференциях, научных лабораториях .

Второй вариант - научные исследования, проводимые параллельно учебному процессу, создают условия для реализации исследовательских умений, развивает инициативу, самостоятельность, предоставляет возможность творческой деятельности, воспитывает умение работать в коллективе. Совершенствовать творческую активность обучающегося через получение исследовательских знаний, умений и навыков - цель такого вида научной деятельности .

К особенностям организации деятельности магистеров следует отнести:

Ориентацию научной деятельности на интересы и потребности магистров. Электронная среда в полной мере может предоставить эту возможность так как задания могут предоставляться в индивидуальном порядке, таким образом ориентируясь на потребность определенного магистранта.

Помощь магистранту в осуществлении осознанного выбора темы исследования. В электронной среде в индивидуальном порядке, как уже говорилось выше, преподаватель может обсудить ту или иную тему для научно-исследовательской деятельности .

Смещение профессиональной роли преподавателя при организации научно-исследовательской работы магистранта на позицию сопровождения магистра .

Преподаватель ставит такие задачи, которые бы обогатили профессиональный опыт магистранта. В процессе работы преподаватель выясняет ожидания студентов. В электронной среде можно организовывать работу как в индивидуальном порядке, так и совместном со всеми обучающимися. Преподаватель поясняет возможные подходы к решению проблем, предоставляет выбор стратегии. Преподаватель является координатором, в задачи которого входит оказание помощи студенту, проведение консультаций (индивидуальных или групповых) по разработке плана исследования, оказание педагогической поддержки магистранту в его самостоятельной работе.

Консультирование как особый способ взаимодействия преподавателей и магистрантов в процессе организации и осуществления научно-исследовательской работы . Консультирование в магистратуре, с одной стороны, является условием обеспечения целостного индивидуального образовательного процесса, а с другой стороны, выступает как самостоятельная структурная единица взаимодействия преподавателя и студента . Для того, чтобы реализовать успешное консультирование, преподавателю необходимо принять студента-исследователя, позитивно относиться к нему во время консультации, уважать его интерес к выбранной теме исследования, к проблеме, которую он стремится разрешить, предоставить самостоятельно выбрать стратегию разрешения проблемы в процессе взаимодействия, делиться опытом и принимать опыт самого студента. Итогом этого взаимодействия должна стать поддержка решений магистранта со стороны преподавателя, которая поспособствует развитию профессиональных компетенций обучающегося.

Осуществление командной работы при реализации разнообразных техник и технологий в педагогическом процессе . Грамотную организацию построения командной работы полностью обеспечит электронная среда обучения. Научные семинары проводимые посредством электронного ресурса имеют положительный результат, поскольку охватывают весь круг обучающихся, которые не могут присутствовать на собраниях в университете. Командная работа осуществляется для того, чтобы сформулировать исследовательские задачи, разработать пути их решения. Совместное решение научных проблем будет способствовать приобретению студентами ценностного опыта рефлексии, умению осуществлять межличностные коммуникации, поможет приобрести умение сотрудничать, складывающегося из взаимодействия со всеми участниками коллективной деятельности .

Знание и учет этих особенностей позволят грамотно организовать научно-исследовательскую деятельность в электронной среде, эффективно осуществлять эту деятельность магистрам. Вовлеченность в исследовательскую деятельность создает ситуацию проектирования собственной деятельности в своей профессиональной области. Грамотная организация научной деятельности позволит осуществлять качественную подготовку магистрантов.

Таким образом, информационные технологии, являясь неотъемлемой частью современной научно-исследовательской деятельности магистрантов, обеспечивают мобильность обучающегося, возможность доступа к различным ресурсам в осуществлении поисковой деятельности, возможность постоянного взаимодействия с научным руководителем, гарантирует вовлеченность в исследовательскую деятельность.

Библиографическая ссылка

Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Трутанова А.В., Гладкова М.Н., Гладков А.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 4-2. – С. 429-431;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11487 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»