Сущность и содержание педагогического мастерства наиболее полно отражается в следующем определении: педагогическое мастерство – это комплекс личностных качеств педагога, его профессиональные знания и умения, обеспечивающие высокий уровень профессиональной деятельности. Личностные качества педагога, его профессиональные знания и умения проявляются в профессиональной деятельности интегрально, в методических технологиях обучения, воспитания и развития учащихся. Очевидная логичность сделанного определения позволяет к основным элементам структуры педагогического мастерства отнести следующие: личностные качества педагога, профессиональные знания, педагогические умения и технологии.

Педагогическое мастерство

Личностный компонент

Информационно-теоретический компонент

Педагогические умения

Профессионально-педагогическая направленность

Общие и педагоги-ческие способности

Специальные, методологические, психолого-педагогические знания

Педагоги-ческая техника

Гностические

Конструктивные

Организаторские

Коммуникативные

Индивидуальный стиль деятельности

Ведущее место в сложном синтезе свойств, определяющих педагогическое мастерство преподавателя, принадлежит лично­стному компоненту как единству его мотивационно-ценностной составляющей (профессионально-педагогической направленности) и индивидуально-психологических особенностей (общих и профес­сионально-педагогических способностей).

Существует достаточно обширный перечень тех личностных качеств, которыми, по мнению разных исследователей, должен обладать преподаватель-мастер. К важным профессиональным качествам, согласно А.К. Марковой, относятся:

    педагогическая эрудиция,

    педагогическое целеполагание,

    педагогическое (практическое и диагностическое) мышление,

    педагогическая интуиция,

    педагогическая импровизация,

    педагогическая наблюдательность,

    педагогический оптимизм,

    педагогическая находчивость,

    педагогическое предвидение,

    педагогическая рефлексия.

Целостность личности предполагает ее структурное единство, наличие тех системных свойств, которые объединяют все другие и являются основанием ее целостности. В структуре личности преподавателя такая роль принадлежит про­фессионально-педагогической направленности , которая, по мне­нию В.А.Сластенина, образует каркас, скрепляющий и объеди­няющий все основные профессионально значимые свойства лич­ности педагога.

Основой профессионально-педагогической направленности личности преподавателя выступает система ее ценностных отно­шений к педагогической деятельности, закрепленная в профес­сионально-ценностных ориентациях. Наличие у личности общественно и профессионально значимых ценностных ориентаций обеспечи­вает добросовестное отношение к делу, побуждает к поиску, твор­честву и в какой-то мере компенсирует недостаточно развитые умения и навыки; отсутствие же положительной ориентации мо­жет стать причиной профессионального краха, потери уже име­ющегося мастерства. Выполняя прогностическую, проектировочную функцию, профессионально-ценностные ори­ентации позволяют преподавателю выстроить модель своей деятельности, которая становится ориентиром в его саморазвитии и самосовершенствовании.

Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его "личностная направленность". Согласно Н. В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности.

Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В. Кузьминой, три типа направленности: 1) истинно педагогическую, 2) формально педагогическую и 3) ложно педагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. "Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог".

Успешность деятельности преподавателя обусловливается так­же индивидуально-психологическими предпосылками формиро­вания педагогического мастерства, к числу которых, относятся, прежде всего, общие и педагогические способности .

Способности - такие индивидуально-психологические особенности личности, которые являются важнейшим условием успешного выполнения определенного вида деятельности.

Они обнару­живаются и проявляются в быстроте, глубине и прочности овла­дения приемами и способами данной деятельности. Совокупность необходимых педагогу способностей включает как общие, требую­щиеся для выполнения любой деятельности, так и специальные, обеспечивающие именно педагогическую деятельность. При этом сами специальные способности, являясь относительно самостоя­тельными образованиями, представляют собой составную часть общей одаренности и ею же в значительной степени определяются. Надо помнить также, что способности не являются чем-то врожденным, они развиваются на основе задатков в процессе оп­ределенной деятельности.

Общие способности определяются, прежде всего, психофизио­логическим развитием личности: ее темпераментом, характером, интеллектом. По мнению В.А.Якунина, интеллект является наи­более важным фактором, определяющим успешность педагогичес­кой деятельности. Проведенное им исследование свидетельствует о том, что уровневые показатели интеллекта у учителей-масте­ров значительно превышают аналогичные показатели у педагогов-немастеров. Интеллект играет решающую роль в осу­ществлении практически всех видов деятельности педагога (про­гностической, проектировочной и конструктивной, рефлексивной и познавательной).

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В. А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения:

1. Дидактические способности - способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, - возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное - простым, непонятное, неясное - понятным. Профессиональное мастерство включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний, умно и тонко "дирижировать" познавательной активностью учащихся, направлять ее в нужную сторону.

2. Академические способности - способности к соответствующей области наук (математике, физике, биологии, литературе и т.д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу.

3. Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.

4. Речевые способности - способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь педагога всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся.

5. Организаторские способности - это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени - умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.

6. Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитет создается не только на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т.д.). Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т.д.), а также от чувства собственной ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в том, что он прав, от умения передать эту убежденность своим воспитанникам.

7. Коммуникативные способности - способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя. Способный, опытный учитель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием свой мысли (или мысли ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность, непонимание, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой).

В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая Н. В. Кузьминой и ее школой, доказывает, что педагогическая система включает пять структурных элементов (цели, учебная информация, средства коммуникации, учащиеся и педагоги) и пять функциональных элементов: исследовательский, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский. Эти же элементы являются функциональными элементами индивидуальной педагогической деятельности (гностический, исследовательский, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский), что позволяет говорить о пяти больших группах общих одноименных способностей, лежащих в их основе.

Н. В. Кузьмина выделяет два уровня педагогических способностей: перцептивно-рефлексивные и проективные способности. Первый уровень педагогических способностей, по Н. В. Кузьминой, - перцептивно-рефлексивные способности - включает "три вида чувствительности": чувство объекта, связанное с эмпатией и оценкой совпадения потребностей учащихся и школьных требований; чувство меры, или такта, и чувство причастности. Эти проявления чувствительности являются основой педагогической интуиции.

Второй уровень педагогических способностей, по Н. В. Кузьминой, - проективные способности, соотносимые с чувствительностью, к созданию новых, продуктивных способов обучения. Этот уровень включает гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности. Отсутствие каждой из указанных способностей есть конкретная форма неспособности.

Гностические способности проявляются в быстром и творческом овладении методами обучения учащихся, в изобретательности способов обучения. Гностические способности, по Н. В. Кузьминой, обеспечивают накопление информации учителя о своих учениках, о самом себе.

Гностический компонент - это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. К последним относится умение строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний.

К общекультурным знаниям относятся знания в области искусства и литературы, осведомленность и умение ориентироваться в вопросах религии, права, политики, экономики и социальной жизни, экологических проблемах; наличие содержательных увлечений и хобби. Низкий уровень их развития ведет к односторонности личности и ограничивает возможности воспитания студентов.

Специальные знания включают знание предмета, а также знания по педагогике, психологии и методике преподавания. Предметные знания высоко ценятся самими преподавателями, их коллегами и, как правило, находятся на высоком уровне. Что касается знаний по педагогике, психологии и методике преподавания в высшей школе, то они представляют собой самое слабое звено в системе. И хотя большинство преподавателей отмечают недостаток у себя этих знаний, тем не менее только незначительное меньшинство занимается психолого-педагогическим образованием.

Важной составляющей гностического компонента педагогических способностей являются знания и умения, составляющие основу собственно познавательной деятельности, т.е. деятельности по приобретению новых знаний.

Если гностические способности составляют основу деятельности преподавателя, то определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства выступают проектировочные или конструктивные способности. Именно от них зависит эффективность использования всех других знаний, которые могут или остаться мертвым грузом, или активно включиться в обслуживание всех видов педагогической работы. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного процесса.

Проектировочные способности проявляются в способности представить конечный результат воспитывающего обучения в заданиях-задачах, расположенных во времени на весь период обучения, что готовит обучающихся к самостоятельному решению задач.

Проектировочные способности обеспечивают стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, при планировании курса учитывать его место в учебном плане и устанавливать необходимые взаимосвязи с другими дисциплинами и т.п. Такие способности развиваются лишь с возрастом и по мере увеличения педагогического стажа.

Конструктивные способности проявляются в создании творческой рабочей атмосферы совместного сотрудничества, деятельности, в чувствительности к построению урока, в наибольшей степени соответствующего заданной цели развития и саморазвития обучающегося.

Конструктивные способности обеспечивают реализацию тактических целей: структурирование курса, подбор конкретного содержания для отдельных разделов, выбор форм проведения занятий и т.п. Решать проблемы конструирования воспитательно-образовательного процесса в вузе приходится ежедневно каждому педагогу-практику. Можно выделить несколько компонентов педагогического мастерства (Д. Аллен, К. Раин). Элементы этой микросхемы могут служить показателями уровня освоения педагогической деятельности:

1. Варьирование стимуляции учащегося (может выражаться, в частности, в отказе от монологичной, монотонной манеры изложения учебного материала, в свободном поведении преподавателя в аудитории и т.п.).

2. Привлечение интереса с помощью захватывающего начала (малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы и т.п.).

3. Педагогически грамотное подведение итогов занятия или его отдельной части.

4. Использование пауз или невербальных средств коммуникации (взгляда, мимики, жестов).

5. Искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений.

6. Постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера.

7. Постановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению учебного материала.

8. Использование задач дивергентного типа с целью стимулирования творческой активности.

9. Определение сосредоточенности внимания, степени включенности студента в умственную работу по внешним признакам его поведения.

10. Использование иллюстраций и примеров.

11. Использование приема повторения.

Коммуникативные способности проявляются в установлении контакта, педагогически целесообразных отношений. Эти способности обеспечиваются, по Н. В. Кузьминой, четырьмя факторами: способностью к идентификации, чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся, хорошо развитой интуицией, суггестивными свойствами. Добавим еще фактор речевой культуры (содержательность, воздейственность).

От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит легкость установления контактов преподавателя со студентами и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т.п.

Отсюда ключевая роль общения наряду с совместной деятельностью (в которой оно также всегда занимает важнейшее место) в воспитании студентов. Преподаватели вуза должны теперь стать не столько носителями и передатчиками научной информации, сколько организаторами познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работы, научного творчества.

Роль преподавателя изменяется радикальным образом, и резко возрастает роль студента, который не только начинает самостоятельно планировать и осуществлять познавательную деятельность, но и впервые получает возможность достигнуть социально значимых результатов в этой деятельности, т.е. осуществить творческий вклад в объективно существующую систему знаний, открыть то, чего не знал преподаватель и к чему он не мог подвести ученика, детально планируя и расписывая его деятельность.

Чтобы руководить процессом развития и формирования студентов вузов, необходимо правильно определять особенности свойств личности каждого из них, тщательно анализировать условия их жизни и деятельности, перспективы и возможности выработки лучших качеств. Без использования психологических знаний нельзя выработать всестороннюю подготовленность и готовность студентов к успешной профессиональной деятельности, обеспечить высокий уровень их обучения и воспитания, единство теоретической и практической подготовки с учетом профиля вуза и специализации выпускников. Это становится особенно важным в современных условиях, условиях кризиса общества, когда из сферы политики и экономики кризис перешел в область культуры, образования и воспитания человека.

Организаторские способности проявляются в избирательной чувствительности к способам организации учащихся в группе, в освоении учебного материала, самоорганизации обучающихся, в самоорганизации собственной деятельности педагога.

Организаторские способности служат не только организации собственно процесса обучения студентов, но и самоорганизации деятельности преподавателя в вузе. Долгое время им приписывалась подчиненная роль: условия подготовки специалистов в вузах традиционно оставались неизменными, а в организации учебной деятельности студентов предпочтение отдавалось проверенным временем и хорошо освоенным формам и методам. Кстати, установлено, что организаторские способности, в отличие от гностических и конструктивных, снижаются с возрастом.

Н.А. Аминов считает, что в качестве основы дифференциации педагогических способностей выступает успешность. Выделяются два ее вида: индивидуальная (достижения человека по отношению к самому себе во времени) и социальная (достижения одного человека по отношению к достижениям других людей). Первый вид - это индивидуальная (ресурсная) успешность, второй - конкурентоспособность.

Под собственно способностями (терминальными способностями) Аминов понимает именно те индивидуально-психологические особенности человека, которые не только обеспечивают ему успешность в какой-либо деятельности, но и повышают его конкурентоспособность, т.е. успешность в ситуации соперничества (соревнования) с другими на любом поприще. В повышении конкурентоспособности человека, по классификации В. А. Богданова, решающая роль принадлежит такому психическому процессу, как воображение, именно способность придумать и реализовать нечто новое дает преимущество одному человеку перед другими. Поэтому развитость воображения (креативность) можно считать ключевым компонентом перцептивных способностей.

Способы (психологические ресурсы), с помощью которых человек достигает успеха в реализации себя (личностном росте) без конкуренции с другими, Аминов называет инструментальными способностями, которые делятся на две группы: общие (перцептивные) и специальные. Последние, по Н. А. Аминову, включают эмоциональные, волевые, мнемические, аттенционные, имажинативные (представления) способности. Терминальная способность (повышающая конкурентоспособность) к педагогической деятельности предполагает преобладание в своей структуре сопротивляемости к развитию синдрома эмоционального сгорания (истощение эмоциональных ресурсов).

Важным свойством педагогической деятельности является сопротивление "синдрому эмоционального сгорания" или психофизиологического истощения.

С ссылкой на Е. Малера, Н. А. Аминов приводит перечень основных и факультативных признаков этого синдрома: 1) истощение, усталость; 2) психосоматические осложнения; 3) бессонница; 4) негативная установка к клиентам; 5) негативная установка к работе; 6) пренебрежение исполнением своих обязанностей; 7) увеличение приема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства); 8) уменьшение аппетита или переедание; 9) негативная самооценка; 10) усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности); 11) усиление пассивности (цинизм, пессимизм, безнадежность, апатия); 12) чувство вины.

Н.А. Аминов подчеркивает, что последний симптом свойствен только людям, в силу профессии интенсивно взаимодействующим с другими людьми. При этом он предполагает, что "синдром эмоционального сгорания" сказывается сильнее у учителей, проявляющих профессиональную непригодность. Качество сопротивляемости развитию этого действительно субъектного синдрома (так как он развивается в процессе и результате деятельности) предопределяется индивидуальными психофизиологическими и психологическими особенностями, которые в значительной мере обусловливают и сам синдром сгорания.

Миркина Инна
Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога

Что такое педагогическое мастерство ? Тысячи педагогов дадут своё определение. Начинающие свой педагогический путь за основу формирования педагогического мастерства принимают научно- теоретические знания, практические знания и умения и навыки, усвоенные в педагогических учебных заведениях , внутреннюю мотивацию и активную творческую деятельность. Когда молодой педагог стремится ко всему новому, самостоятельно пополняет запас своих знаний, настойчиво овладевает новыми достижениями педагогики и методик , анализирует свою деятельность. Для тех. у кого за плечами большой опыт, мастерство воспринимается более конкретно- это то, чего педагогу недостаёт , по его мнению. Но каждый понимает, что мастерство-это определённая педагогическая вершина к которой он стремится.

Мастерство для педагога - определённая педагогическая вершина , к которой он стремится. «Мастер » (начальник, учитель) человек, достигший в своём деле высокого уровня творчества и совершенства.

Мастерство - высший уровень профессионализма , индивидуальный творческий процесс, комплекс качеств личности, которые предопределяют высокий уровень профессиональной педагогической деятельности .

Общие компоненты педагогического мастерства :

1. Личностные качества педагога : ответственность, трудолюбие, высокий моральный облик, педагогическая справедливость , любовь к детям, терпение, оптимизм, чувство юмора,педагогические способности и профессиональная направленность .

2. Профессиональные знания : знания методики педагогики , психологии, умение решать педагогические задачи , углубленные знания в области преподаваемого предмета.

3. Профессиональная педагогическая техника- умения навыки и приёмы помогающие управлять процессом воспитания.

Умение педагога управлять своим поведением, саморегуляция как организованный психический процесс управления всеми формами и видами активности, направленной на достижение выбранной цели.

Педагогическая техника как умения и саморегуляция (управление эмоциями и настроением) мимика, жесты, пантомимика -как средства общения с воспитанниками, их родителями, коллегами, техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи, умение воздействовать на личность и коллектив.

4. Социально - перцептивные способности- способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия (внимание, наблюдательность, воображение) .

5. Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога (личностное развитие, совершенствование личности воспитателя, самовоспитание- формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью (самопознание, самонаблюдение, самооценка, достижение цели,самопобуждение, самоорганизация, самоконтроль).

Делаем вывод :

Основой развития педагогического мастерства являются знания профессиональной направленности и личность педагога , а условием успешности педагога являются педагогические способности и умения в области педагогической техники .

Публикации по теме:

Деловая игра «Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности» СЛАЙД 1. Тема: «Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности». Цели: выявить уровень профессиональной подготовленности.

Карта анализа «Профессиональное мастерство воспитателя по театрализованной деятельности» Карта анализа «Профессиональное мастерство воспитателя по театрализованной деятельности»1. Умение педагога мотивировать на театрализованную.

Деловая игра «Педагогическое мастерство» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «Педагогическое мастерство» Форма проведения: Деловая игра Цель педсовета: выявить уровень профессиональной.

Педагогическое мастерство –высший уровень педагогической деятельности в связи с введением ФГОС. Что же такое педагогическое мастерство? Это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном.

Педагогическое эссе «Миссия педагога» ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА - 2015 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ «Миссия педагога» Машарова Н. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 113».

Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить? Быть здоровым - Это значит производительно и творчески работать, обладать способностью самому находить в себе резервы эффективной жизнедеятельности.

Профессиональный стандарт педагога как способ повышения его профессиональной компетентности Профессиональный стандарт педагога как способ повышения его профессиональной компетентности. «20 сентября 2013 года, Советом по профессиональным.


Введение

Заключение


Введение


Целью производственного обучения является формирование основ профессионального мастерства в области определенной профессии или группы профессий. Процесс производственного обучения происходит на основе тесной взаимосвязи теории и практики. Практические умения и навыки формируются на основе знаний, которые в ходе их применения совершенствуются, углубляются, расширяются. Таким образом, чтобы теория опережала практику, необходимо выполнять домашние задания, для усвоения материала.

Домашнее задание - типичный пример самостоятельной работы учащихся, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного обучения. Однако в последнее время некоторые считают, что домашние задания не являются обязательным для усвоения материала.

В работе я ставлю перед собой цель - изучить литературу и ответить на вопросы:

) каковы задачи, структура и содержание профессионального обучения;

) система домашних заданий и их роль в обучении.


1. Задачи, структура, содержание профессионального обучения


Задачи и основную направленность процесса производственного обучения необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с перестроечными процессами происходящими в общество, с учетом основных целей профессионально-технического образования.

В соответствии с концепцией профессионально-технического образования основные цели его определяются следующим образом:

создание условий для получения каждым человеком профессии и включения его в общественно-полезный производительный труд в соответствии с его интересами и способностями;

удовлетворение текущих и перспективных потребностей экономики и квалифицированных, конкурентоспособных рабочих, обладающих широким политическим кругозором, профессиональной мобильностью, общей культурой;

обеспечение переподготовки рабочих кадров, повышения их квалификации применительно к современным требованиям научно-технического прогресса, быстро меняющихся потребностей производства;

воспитание на передовых традициях рабочего класса, приоритетах общечеловеческих ценностей социально активных, творческих членов общества.

Цели профессионально-технического образования рассматриваются в единстве и реализуются через содержание, организационные структуры, формы, методы, средства профессионального обучения и воспитания с учетом возрастных, психофизиологических особенностей учащихся, отраслевых и территориальных потребностей, с опорой на исторические и национальные традиции соответствующих регионов.

Исходя из такого понимания задач производственного обучения, выделим основные критерии-показатели, определяющие сущность понятия профессиональное мастерство:

качество выполнения учебно-производственных работ: выполнение технических и технологических требований к работе, соответствие ее установленным показателям и параметрам, получение устойчивых. положительных результатов;

производительность труда: выполнение установленных норм времени и выработки, способность ценить фактор времени, стремление к освоению высокопроизводительной техники и технологии, наиболее экономных и производительных способов организации труда;

умение выполнять и применять рациональные приемы и способы работы, методы и способы труда передовиков и новаторов производства;

техническая культура: умение работать с применением современной техники и технологии, высокая технологическая дисциплина, умение применять в работе технические знания, техническая эстетика;

производственная самостоятельность: умение выбрать способы работы, обеспечивающие высокое качество и производительность труда, наметить рациональный процесс выполнения учебно-производственных работ, самостоятельно разобраться в производственной обстановке, принять правильное решение; осуществление рационального самоконтроля хода и результатов работы;

творческое отношение к труду: способность вносить в процесс выполнения учебно-производственных работ новое, оригинальное, совершенствовать организацию труда, трудовые приемы, инструменты, приспособления; стремление и способности к техническому изобретательству и рационализации;

культура труда: способность к привычке планировать свой труд; умение рационально использовать рабочее время, рационально организовать и содержать рабочее место в соответствии с требованиями научной организации труда; соблюдение в процессе выполнения учебно-производственных работ правил безопасности труда, санитарии и гигиены.

К решению этих задач, к формированию у учащихся этих качеств в конечном итоге сводится весь процесс производственного обучения. Их реализация составляет сущность обучающей деятельности мастера и учебной деятельности учащихся. В них сконцентрированы и образовательные, и воспитательные, и развивающие функции процесса производственного обучения.

Это система знаний, умений и навыков представляет собой обобщенное отражение научно-технических основ производства, накопленного практического опыта осуществления производственных процессов по конкретным видам труда, а также положительного опыта практики профтехучилищ по подготовке квалифицированных рабочих.

Основой определения содержания производственного обучения является анализ содержания трудовой деятельности квалифицированного рабочего соответствующей профессии (специальности).

Трудовая деятельность - эго совокупность трудовых действий рабочего (физических и умственных), при помощи которых он воздействует на предметы труда и управляет работой средств труда (оборудования, оснастки, приспособлений и т.п.)

Анализ трудовой деятельности с целью определения содержания производственного обучения осуществляется с трёх точек зрения:

)функциональной;

) структурной;

)педагогической.

Трудовая деятельность по большинству профессий включает следующие типичные функции: планирование, подготовка, осуществление, контроль и обслуживание производственного процесса.

При этом необходимо подчеркнуть, что закономерности развития научно-технического прогресса, комплексная механизация и автоматизация производства неизбежно приводят к повышению в структуре трудовой деятельности квалифицированного рабочего. Рабочий всё меньше воздействует на предмет труда.

Важное значение в трудовой деятельность имеет расчленение содержания на относительно законченные структурные элементы - трудовые процессы, операции и приёмы.

Наиболее крупной единицей трудовой деятельности является трудовой процесс, который охватывает все действия рабочего, связанные с выполнением определенного вида законченных работ, типичных для данной профессии или группы профессий. Для токаря, например, законченной работой будет обработка детали, для слесаря - изготовленное изделие, отремонтированный станок, для наладчика - наладка станка для обработки определенного вида деталей.

Для большинства профессий квалифицированных рабочих характерный для них трудовой процесс и связанный с ним вид работ носит сложный (комплексный) характер. Поэтому трудовые процессы принято расчленять на трудовые операции, каждая из которых характеризуется применением однотипных инструментов, приспособлений, одних и тех же или родственных способов труда.

В свою очередь операции делятся на трудовые приемы, каждый из которых имеет частную роль. Многие приемы входят в различные операции, как нередко одни и те же операции включаются в различные трудовые процессы. Наряду с этим встречаются приемы, присущие только одной операции, и операции, характерные лишь для одного трудового процесса.

Таким образом, основным содержанием процесса производственного обучения с позиций функционального и структурного анализа трудовой деятельности рабочего является формирование у учащихся совокупности умений и навыков выполнения трудового процесса, включающего трудовые операции и приемы, связанные с его планированием, подготовкой, осуществлением, контролем и обслуживанием.

Возникает вопрос, а как сочетать учебные и производственные задачи обучения? Степень взаимного приспособления каждого из этих двух процессов не всегда одинаково зависит от особенностей содержания трудовой деятельности и условий обучения. В ряде случаев производственный процесс, как таковой использовать для целей обучения настолько трудно, а подчас и невозможно, что приходится приспосабливать главным образом учебный процесс к производственному. Это характерно для обучения профессиям, связанным с обслуживанием автоматизированных процессов, в особенности химических и энергетических. Поэтому иногда приходится моделировать отдельные стороны управления процессами - создавать тренажеры и приспосабливать к обучению уже не сам процесс, а его модель.

Основными факторами, которые определяют взаимоотношения учебной и производственной сторон внутри производственного обучения являются следующие:

возможность вычленения в производственном процессе в целях обучения отдельных структурных элементов: операций, приемов, трудовых движений;

возможность группировать разновидности операций, приемы;

повторяемость основных операций и приемов в трудовом процессе.

Учебные характеристики трудовых процессов можно объединить в один решающий фактор - возможность превращения той или иной части трудового процесса в самостоятельную часть процесса обучения.


2. Система домашних заданий, их роль в обучении


Домашнее задание - это задание, задаваемое учителем ученику для самостоятельного выполнения после уроков. Домашнее задание закрепит новый изученный на уроке материал, усвоение которого носит концентрированный характер. Самое элементарное в домашнем задании - это буквальное повторение пройденного учебного материала.

Домашние задания различают по задачам, которые они выполняют и по видам:

.Усвоение фактического материала. В первую очередь здесь предлагается закрепление знаний и навыков, полученных на уроке. Это достигается различными письменными упражнениями, решением задач, работой над текстом учебника, наблюдениями за окружающими явлениями.

.Усвоение знаний в системе. Имеются в виду такие задания, которые требуют установления причинно-следственных и других связей и отношений между изучаемыми явлениями или процессами. Учащиеся должны выделить в изучаемом материале наиболее существенные понятия или закономерности, определить последовательность событий, классифицировать фактические данные.

.Формирование обобщения. Здесь речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно прочные навыки и умения, связанные с применением мыслительных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Ученик должен самостоятельно изучить материал, выделить из него существенное, установить имеющиеся связи между рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы.

.Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой. Обычно подобные задания завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков, которые вырабатываются как в классной, так и во внеклассной работе.

.Контроль знаний учащихся. Здесь предполагаются такие задания, которые специально предназначены для проверки знаний, умений и навыков. От учащихся требуется не только знание фактов и понятий, но и достаточно глубокое их осознание, умение применять знания в различных условиях, устанавливать необходимые связи и т. д.

.Нравственное воспитание учащихся. Речь идет о заданиях; специально направленных на формирование научного мировоззрения учащихся и на нравственное воспитание их. Несомненно, что почти все виды заданий способствуют решению этой задачи, но в данном случае учитель подчеркивает специальную цель и при проверке задания акцентирует на ней внимание учащихся.

Виды домашних заданий:

) Лежащие в основе развития знаний, умений и навыков:

·заучивание материала учебника и его пересказ;

·группировка материала по какому-либо признаку и подготовка к его изложению

·осознание последовательности отдельных фактов и положений;

·ответы на специально поставленные вопросы учителя;

·подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;

·выделение в тексте основного и второстепенного материала,

·постановка опытов (домашних экспериментов по физике, химии, биологии, математике);

·практические работы, решение качественных задач;

·решение задач, связанных с материалом предыдущего урока;

·работа над устранением ошибок,

·письменные ответы на вопросы;

) Направленные на развитие творческих способностей и учитывающие индивидуальные особенности учеников:

·Сочинение

При написании сочинения учащиеся проделывают полезную работу - изучают учебную и научно-популярную литературу по теме, отбирают из большого материала необходимый минимум. Тематика сочинений разнообразна.

·Самостоятельное составление задач.

Положительное влияние на умственное развитие учащихся оказывают домашние задания по составлению задач. Для выполнения такой работы надо иметь знания об определенных явлениях, о соотношении различных величин, участвующих в процессе, уметь выбрать данные в соответствии с действительностью.

Составлять задачи можно:

) по применению математики в какой-нибудь отрасли народного хозяйства (такие задачи уместны после проведения экскурсии на производство);

) по составлению логических задач, числовых ребусов, чайнвордов и т.д.

В практике указанный вид домашнего задания не находит широкого применения. Многие учителя недооценивают работу по самостоятельному составлению задач учащимися. Между тем, самостоятельно составляя задачи, ученики глубже усваивают изучаемый материал, учатся выбирать для формулировок жизненные данные из окружающей жизни, оценивать получаемые результаты.

При составлении задач у учащихся вырабатывается навык творческой работы. Давая возможность учащимся внести свой вклад в поиск рационального условия задачи, вы не только побуждаете их работать упорнее, но и развиваете у них желательный склад ума.

·Домашние контрольные работы.

Определенную роль в воспитании самостоятельности, настойчивости, умения работать с книгой играют домашние контрольные работы, которые даются наряду с текущими домашними заданиями. В них необходимо предусматривать задания не только на простое воспроизведение изученного, сколько на применение усваиваемых правил, приемов, понятий в новых ситуациях, а также новое комбинирование материалов, его видоизменение, придумывание самостоятельных примеров.

Эти работы преследуют следующие цели:

1.приведение в систему материал какого-либо раздела, проследить линию вопроса по программе разных классов, обеспечивая необходимое повторение материала.

2.развитие мышления учащихся;

.предупреждение отставания учащихся;

.расширение и углубление знаний;

.воспитание интереса к предмету и др.

·решения нетипичных и нестандартных задач;

·изготовление наглядных пособий, схем, таблиц и т.д.

Все эти виды домашних заданий могут быть предназначены:

·для закрепления пройденного материала;

·для подготовки в усвоении нового материала.

Нужно отметить, что здесь приведены далеко не все виды домашних заданий, которые существуют, так как в основном вид домашней работы зависит от конкретного учебного предмета.

Умение правильно использовать и применять домашние задания в школьной практике дают возможность ученику развивать ответственность и самостоятельность, а учителю - видеть индивидуальные способности учеников.

Огромный вклад в обучения внес великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России К. Д. Ушинский (1824- 1871). Он считал выполнение домашних заданий необходимым видом учебных занятий, составной, обязательной частью обучения. С его точки зрения "без домашних уроков учение может продвигаться вперед лишь очень медленно". К. Д. Ушинский определял домашнюю работу как одну из форм самостоятельной работы, придавая при этом большое значение умению ученика самостоятельно учиться. В своих трудах он сформулировал ряд требований к домашним заданиям школьников:

·домашнее задание должно быть посильным;

·домашнее задание не должно быть большим по объему;

·домашнее задание не следует задавать на первых порах обучения, пока учащиеся не начнут работать самостоятельно.

Самостоятельный поиск и самостоятельное решение вопросов воспитывают у учащихся убежденность в знаниях, уверенность в своих силах, формируют потребность заниматься учебной деятельностью, воспитывают навыки самообразования.

Выполнение домашних заданий может способствовать развитию инициативы учащихся, активизировать их познавательную деятельность и тем самым развивать их мышление. Регулярное выполнение этих заданий втягивает учащихся в постоянную умственную деятельность, развивает потребность в умственной работе, толкает на поиски рационального использования времени, т.е. вырабатывает определенный стиль учебной деятельности.

Таким образом, домашняя учебная работа является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации.

производственный обучение домашний задание


Заключение


Весь процесс производственного обучения сводится к решению основных задач: повышение качества учебно-производственного труда, высокая производительность труда, владение приемами и способами труда передовиков и новаторов производства, техническая культура, творческое отношение к труду, культура труда; формирование у учащихся совокупности умений и навыков выполнения трудового процесса.

А что касается роли системы домашних заданий, то главное назначение домашнего задания:

·воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;

·овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;

·формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;

·формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).


Список информационных источников


1.http://ru.wikipedia.org/wiki/Домашние_задание (использование источника 10.03.2013)

2.http://festival.1september.ru/articles/511854/ Система домашних заданий для учащихся (использование источника 10.03.2013)

А.Г. Пашков, Труд в школе: кризис или обновление. М. 1992.

Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ. - М. Высшая школа 1987. [с.8-20]


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Обращаем внимание, что для оформления документов и доставки наград требуется от 2-х недель до 2-х месяцев.

Новости

Сегодня День социолога!

14 ноября российские социологи отмечают свой профессиональный праздник - День социолога, который пока не утвержден официально.

Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции!.

7 ноября в России отмечается памятная дата - День Октябрьской революции 1917 года. Установлена федеральным законом РФ от 21 июля 2005 года. "О внесении изменений в Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России".

27 октября, в воскресенье - День автомобилиста!

День работников автомобильного транспорта - профессиональный праздник не только водителей, но и ремонтных рабочих, инженерно-технических работников,всех, чей труд связан с автомобилями.

В ближайшее воскресенье в России отметят свой профессиональный праздник работники пищевой промышленности!

День работников пищевой промышленности был установлен в эпоху существования СССР, в 1966 году, и с тех пор традиционно отмечается в третье воскресенье октября.

Поздравляем с профессиональным праздником работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности!

День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности - это праздник тружеников полей и ферм, руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, ученых-аграриев, сельской интеллигенции, работников пищевой и перерабатывающей индустрии.

Профессиональное мастерство

Международный проект «Профессиональное мастерство» разработан в 2008 году. Тогда же Межотраслевой объединенный комитет по наградам и Международный общественный совет по нематериальному поощрению приступили к его реализации. При поддержке Союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, в тесном сотрудничестве с Санкт-петербургским Фондом профессионального образования им. А.Г. Неболсина и Международным фондом поддержки социальных инноваций проект «Профессиональное мастерство» активно развивается.

Учреждены и зарегистрированы Золотая медаль «За профессиональное мастерство» и Серебряная медаль «За профессиональное мастерство» , а также новые оригинальные формы поощрения труда лучших работников предприятия – Международная премия «За профессиональное мастерство» и Национальная премия «За трудовые достижения».

Профессионал – это специалист, способный в сфере своей деятельности решить любую задачу. Для таких специалистов есть уважительное слово «мастер». Профессионал годами накапливает ценнейший опыт, он всегда открыт для новых знаний. Поощрение таких мастеров, признание их опыта – важная задача руководителя. Изготовленные специалистами Санкт-Петербургского Монетного Двора, символы признания профессионального мастерства призваны выделить наиболее достойных представителей профессии, отдавших своему делу время, силы и вложивших в него душу.

Профессиональное мастерство представляет собой высший уровень овладения работником своей профессией (специальностью) и подразумевает целый ряд качеств: высокую квалификацию и компетентность, надёжность и ответственность, технологическую культуру и самодисциплину. Кроме того, профессиональное мастерство всегда связано с профессиональным творчеством.

Признание профессионального мастерства

На любом предприятии, в любой организации можно наблюдать одинаковую картину: одни сотрудники (и их, к сожалению, большинство) занимаются профессиональной деятельностью без огонька, не стремясь получить новые знания и достичь выдающихся результатов. Такие люди, как правило, довольствуются малым, и от них не приходится ждать особого усердия и каких-либо достижений. К счастью, есть и такие работники, которые стремятся достичь наивысшего профессионального мастерства , и с этой целью они стараются овладевать новыми знаниями и навыками, а в процессе деятельности не боятся экспериментировать и создавать что-либо принципиально новое.

Причин инертности работника может быть несколько:

  • неправильный выбор профессии;
  • недостаток профессиональных знаний;
  • отсутствие стимула для профессионального роста.

Поскольку успешность и эффективность любого бизнеса и предприятия напрямую зависят именно от профессионализма и настроения кадрового состава, то крайне важно уделить достаточное внимание разработке адекватной системы мотивации, которая должна стимулировать специалистов к профессиональному становлению.

Компетентность, квалификация и профессионализм мастеров и специалистов устанавливается на самом предприятии (в частности, соответствующими тарифно-квалификационными комиссиями, коллегиями) или на специализированных тематических конкурсах. При этом берутся во внимание достижения кандидата за последнее время и/или результаты конкурсных работ. Конкурсы профессионального мастерства, как правило, проводятся сразу по нескольким номинациям – для оценки работы специалистов различных подразделений.

Подтверждённое профессиональное мастерство , как правило, вознаграждается на предприятии повышением разряда или повышением по службе, материальными надбавками, ценными призами, грамотами, дипломами и специальными наградными знаками. В качестве поощрения сотрудник может рассчитывать на получение более интересной работы (заказов).

Признание успехов сотрудников, доказавших своё профессиональное мастерство , и их награждение рекомендуется проводить в виде торжественных публичных церемоний. Это позволяет не только мотивировать перспективных специалистов и стимулировать весь коллектив, но и поднимает престиж организации в глазах её сотрудников.

Моральное поощрение, в том числе и за профессиональное мастерство, должно быть своевременным (следовать за достижением), а критерии вознаграждения – максимально понятными и прозрачными. Только в этом случае можно рассчитывать на ожидаемый эффект.

На основании анализа современной педагогической науки и практики, многолетнего опыта работы, можно выделить уровни педагогического мастерства педагогов ПО:

1 уровень (самый низкий) - преподаватель не способен к предвидению, к педагогическому предвосхищению хода и результатов занятия, четко не осознает конечные результаты усвоения студентами содержания программного материала;

2 уровень - преподаватель способен устанавливать оптимальный объем содержания программного материала, доступный для усвоения на конкретном занятии. Четко представляет конечные результаты обучения на занятии, но не может их соотнести с целями изучения темы, раздела, дисциплины в целом;

3 уровень - преподаватель способен соотнести цели и задачи конкретного занятия с целями и задачами темы, раздела, дисциплины в целом. Преподаватель способен обеспечить развитие целей от занятия к занятию, от темы к теме;

4 уровень - преподаватель способен соотнести цели данного занятия, дисциплин с целями других изучаемых инженерных дисциплин. Преподаватель владеет объектной сферой дидактического процесса;

5 уровень - преподаватель определяет цели занятия с учетом общих целей формирования личности специалиста. Преподаватель владеет методологией процесса профессионального обучения.

Самый высокий профессиональный уровень - педагогическое мастерство, высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Стремясь к мастерству, педагог практически отрабатывает навыки организации, общения, отношения и взаимодействия с детьми. Совершенствование мастерства требует от воспитателя сознательного контроля за своими психическими состояниями, поступками, тщательного анализа событий, развития педагогической интуиции, умения быстро оценивать ситуацию, чувствовать состояние ребенка, принимать оперативные решения.

Модель педагога ПО профессионально-технического учебного заведения:

1. Образовательный ценз - высшее профессиональное образование.

2. Профессиональная характеристика.

Область знаний Должен
Знать Уметь
1. Специальные дисциплины 1. В объеме образовательного ценза. 1. Применять на практике полученные знания.
2. Педагогика 2. Формы организации учебного процесса. Цели обучения и воспитания студентов (модель выпускника). Методы обучения. Все типы (виды) средств обучения. Виды и типы контроля знаний. Тестовый контроль. Формы и методы воспитательной работы. Условия формирования личности студента. Условия формирования коллектива студентов. Направление и содержание методической работы Требования к разработке учебно-программной документации (типовой и рабочей). 2. Проводить учебные занятия всех видов. Диагностично ставить цели обучения и воспитания. Владеть основными методами обучения: информационным, объяснительно-иллюстративным, репродуктивным, проблемным, частично-поисковым (эвристическим), исследовательским. Дидактически обоснованно применять современные средства обучения в учебном процессе. Профессионально проводить контроль знаний студентов (традиционный, тестовый контроль). Обучать студентов процедуре самоконтроля. Реализовывать воспитательные функции в ходе аудиторной и внеаудиторной работы со студентами. Создавать условия для полноценного развития способностей студента, осуществлять индивидуальный подход. Владеть методикой создания коллектива. Создавать методические и дидактические материалы для учебного процесса. Разрабатывать рабочую учебно-программную документацию в соответствии с требованиями стандарта профессионального образования.
3. Психология 3. Психологические процессы и состояния. Психологическую характеристику личности. Психологические особенности студентов. Методы педагогической и возрастной психологии. Психологические основы организации усвоения учебной информации. Методы стимулирования познавательной активности. Психологию делового общения. 3. Индивидуализировать учебный процесс с учетом личностных качеств обучающихся и их возрастных их особенностей. На основе методов педагогической и возрастной психологии обеспечить усвоение учебной информации за счет правильной организации познавательного процесса. Правильно строить свои отношения с коллегами и студентами.
4. Экономика 4. Экономические знания в объеме образовательного стандарта: маркетинг как метод управления образовательным учреждением; - основные формы учета и отчета в образовательном учреждении; - современную систему налогообложения. 4. Применять экономические знания на практике. Изучать рынок труда и образовательных услуг для планирования контингента образовательного учреждения. Составлять коммерческие и некоммерческие маркетинговые планы для учебного заведения.
5. Право 5. Правовые знания в объеме образовательного стандарта, а также: - законодательство в сфере образования; - законодательство в сфере коммерческой деятельности; - законодательство в сфере авторского права. 5. На практике применять правовые знания.

Педагогическое мастерство , прежде всего, выражается в умении организовать у чебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний. Искусство педагога особенно проявляется в умении учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке. Важный показатель мастерства - умение активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке. Умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность - также элемент педагогического мастерства. Педагогу-мастеру необходим высокий уровень педагогической техники (комплекс знаний, умений, навыков, необходимых учителю для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им методы педагогического сотрудничества).



Аттестация учителей - комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений.

Цель аттестации - стимулирование роста квалификации и профессионализма, качества педагогического труда, развитие творческой инициативы, а также обеспечение социальной защищенности педагогов в условиях рыночных экономических отношений путем дифференциации оплаты труда.

Принципы аттестации - добровольность, открытость, системность и целостность экспертных оценок, обеспечивающие объективное, корректное, бережное и доброжелательное отношение к педагогическим работникам.

Приоритет при аттестации имеют педагоги, изменяющие педагогический процесс путем нововведений (инноваций), путем оптимизации учебного труда.

Анализ современного процесса нововведений позволяет выделить следующие уровни: низкий (относятся инновации, предполагающие изменения в виде необычных названий и формулировок), средний (изменение форм, не затрагивающее сущностей), высокий (изменяющий систему или ее главные компоненты по существу).

Оптимизация (от лат. optimum - наилучшее) - процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных.

Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - важнейшая социальная функция и назначение педагога в обществе. Функция современного педагога - помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества.

Современное воспитание подрастающего поколения должно строиться именно на гуманизме, а не на культивировании силы, нетерпимости к людям других взглядов, иных национальностей и вероисповедания. В самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало, которое реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое и проявляется ко всем участникам воспитательного процесса.

Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения. Остро стоит вопрос о подготовке такого учителя, кото­рый способен в условиях массовой школы обеспечивать высокий уровень обучения, а также проявлять квалифицированную заботу о здоровье, досуге учащихся, участвовать в семейном воспитании.

Педагог, чтобы отвечать современным повышенным требованиям, должен постоянно пополнять знания, работать со значительным напряжением сил, обладать развитым чувством ответственности за свои действия.

Педагогическая функция - предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Главная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. К основным функциям учителя относятся: целеполагание, диагностическая, прогностическая, проективная, планирования, информационная, организационная, контрольная, коррекционная, аналитическая.

Многообразие функций, выполняемых учителем, привносит в его труд компоненты многих специальностей - от актера, режиссера и менеджера до аналитика, исследователя и селекционера.

Первое требование к учителю - наличие педагогических способностей (качество личности, выражающееся в склонностях к работе с учениками, любви к детям, получению удовольствия от общения с ними).

Выделены главные группы способностей педагога :

1. Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учеников, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.

2. Дидактические.Подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п.

3. Рецептивные.Выражаются в умении проникать в духовный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

4. Коммуникативные.Проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учениками, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

5. Суггестивные.Заключаются в эмоционально-волевом влиянии на учеников.

6. Исследовательские.Воплощаются в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

7. Научно-познавательные. Сводятся к способности усвоения учителем новых научных знаний в области педагогики, психологии, методики.

К ведущим педагогическим способностям, по результатам многочисленных опросов учителей, относятся педагогическая зоркость (наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрессивные, остальные могут быть причислены к разряду сопутствующих, вспомогательных.

Важными профессиональными качествами педагога является: любовь к детям, трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, умение ставить цель, организованность, настойчивость, справедливость, мастерство, педагогический такт, знание педагогической теории, знание детской психологии, владение методикой, владение передовыми технологиями, требовательность, справедливость, чувство юмора.

Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных: человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, обязательность, щедрость, уважение к людям, нравственность, оптимизм, уравновешенность, интерес к воспитаннику, доброжелательность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, душевная чуткость.

Профессиональное воспитание, как непрерывный процесс, включает три содержательно-временных периода: профессиональное самоопределение, профессиональное становление, профессиональная адаптация. Обучение в вузе связано с периодом профессионального самоопределения, важнейшим направлением профессионального воспитание в этом периоде является формирование мастерства, интересов, эрудиции и культуры труда будущего специалиста.

В большинстве работ по профессионализации личности говорится о связи профессионального самоопределения и профессионального сознания , самосознания. Согласно А.К.Марковой, профессиональное самосознание строится на базе общего самосознания личности. В структуру профессионального самосознания, по Е.А.Климову, входит: сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; знание о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей; знание человека о степени его признания в профессиональной группе; знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач; представления о себе и своей работе в будущем. А.К.Маркова определяет профессиональное самосознание как «комплекс представлений человека о себе как профессионале, систему отношений и установок к себе как профессионалу».

Самоопределение личности - это осознание своей позиции внутри в зависимости от системы значимых отношений. Н.Р.Битянова выделяет существенные составляющие данного понятия:

Содержательными характеристиками саморазвития выступают: ценностные ориентации, личностные смыслы, самооценка, мотивационно-волевыек омпоненты, целеполагание. Они определяют динамику и направленность саморазвития, уровень зрелости личностных компонентов, дают возможность преобразовывать себя, организовывать самостоятельную деятельность по собственному самосовершенствованию;

Основной принцип саморазвития - трансформация и развитие смысловых образований личности вследствие динамических отношений надситуативной активности и установки;

Профессиональное саморазвитие является частью саморазвития личности, выступает фактором личностного саморазвития, так как под его влиянием наступают изменения в мотивационно-личностно-смысловой сфере личности.

Рассматривая структуру профессионального саморазвития, А.К.Маркова выделяет его компоненты: профессиональное самосознание, принятие себя как профессионала, самоопределение, саморазвитие профессиональных способностей, интернальность, самопроектирование, построение стратегии профессионального роста. Из обобщения этих характеристик, выделяют мотивационно-волевые компоненты, самоотношения, ценностные ориентации и самооценки личности.

Процесс профессионализации включает этапы : выбор профессии с учетом своих возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала; развитие своей личности средствами профессии и др.

С современных позиций профессиональное становление происходит под влиянием социальной ситуации, в которой находится субъект становления, его собственной активности и ведущей деятельности, причем на начальной стадии становления решающее значение имеют внешние (социальные, педагогические) воздействия, на последующих - возрастает роль внутренних, субъективных факторов (направленности, компетентности, профессионально важных качеств).

Под становлением личности понимается процесс формирования различных сторон и уровней психики, выработки у нее социально необходимых черт и качеств. Процесс становления охватывает интеллектуальную, эмоционально-волевую сферу, область самопознания, навыков, практических действий; включает в себя формирование различных значимых сторон личности: духовно-нравственной, эстетической, профессиональной и др.

Контрольные вопросы