Дети — такие создания, которых очень легко научить чему-либо, если при этом заинтересовать. Развивая креативное мышление, любой педагог или родитель одновременно решает сразу несколько задач.

Во-первых, он формирует у ребенка нетривиальное мышление, лишенное стереотипов, что помогает в решении разных проблем.

Во-вторых, развивая креативность, педагог (будем употреблять это слово в широком смысле, называя так и родителей, ибо они тоже являются учителями) делает ум ребенка подвижным и гибким.

И, наконец, в-третьих, параллельно с мыслительными способностями развиваются фантазия и усидчивость . Ведь не секрет, что если дети увлеклись какой-то задачей, они способны заниматься ее решением в течение долгого времени.

Креативность — это использование обычных вещей для создания чего-то необычного

В общем, развивать креативное мышление у детей — полезно, хорошо, нужно. Но как? Попробуем разобраться.

Вопрос первый: что такое креативное мышление?

Термин «креативность» близок к понятию «творчество». Только если последнее дается от природы, то креативный подход можно развить. Казалось бы, креативность - это специфический талант, и дано такое не всем. Но на самом деле, данный тип реакции на проблемы вполне можно выработать даже во взрослом возрасте. А о детском уж и говорить нечего. Нужно лишь найти правильный подход и выработать определенную тактику, направленную на формирование креативного мышления у ребенка.

Вопрос второй: как развить креативное мышление?

Конечно, специальными упражнениями и тренировками. Развитие креативности, как у детей, так и у взрослых, может осуществляться разными способами. Их разработано великое множество, и перечислить все вряд ли получится, но обозначить основные можно.

Итак, как развить креативность у школьников и малышей?

1. Занятия творчеством

Творчество невозможно без самого акта творения. И лучше, если этот акт будет лишен всяких стандартов. Например, с детьми можно заниматься той же самой аппликацией, но преподнести ее в совершенно ином виде. Можно попробовать выполнить изображения посредством высыпания на бумагу разной крупы. Научить как обычными вещами, при должной смекалке и фантазии, можно создавать что-то уникальное, неповторимое и совершенно необычное — вот одна из основных целей.

2. Постановка необычных задач
Чтобы развить у детей креативное мышление, нужен проблемный метод обучения. В чем он заключается? В том, что перед ребенком ставят задачу, желательно практического характера, не предлагая никаких решений. Можно давать наводящие вопросы, но только в том случае, если ваш подопечный вообще никак не справляется с поставленным перед ним вопросом. Самостоятельность в принятии решения - это одно из основных условий успешного развития креативности .
3. Специальные упражнения
Без них никуда. Любая методика предлагает целый рад способов достижения лучшего результата, частными проявлениями которого являются как раз упражнения разного рода. Для развития креативного мышления можно использовать следующие:

  • Возьмите какую-нибудь самую обычную вещь (карандаш, например) и предложите ребенку придумать, как ее можно использовать не по прямому назначению. Например, сделать аннтенку для приемов космических посланий или в качестве шпильки для закрепления пучка волос. В общем, тут непаханое поле для развития фантазии и креативности.
  • Еще одно упражнение: каждый день добавлять в свою жизнь что-то, отличающее этот день от вчерашнего или завтрашнего. Учиться находить новые пути к школе, стараться посещать незнакомые места, привносить новый штрих в повседневность. Это задача не из легких, но она очень увлекательная.
  • Игра в ассоциации - очень действенный способ развития нестандартного подхода к жизни. Ассоциативная связь алогична, она базируется не на логике, а на мировосприятии и пережитом опыте, тем самым стимулируя воображение и рождая невероятные образы.
  • Необъяснимые вещи должны быть объяснены. Это не каламбур, а еще одно упражнение. Учите ребенка объяснять даже то, что находится за гранью его понимания. Это поможет детскому мышлению выйти за стандартные рамки.

Итак, не бойтесь развивать креативное мышление у детей. Начните как можно раньше, и со временем вы непременно увидите положительные изменения в развитии вашего ребенка.

«Креативность – это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».
© Американский психолог Абрахам Маслоу

Мы уже публиковали статью . Сейчас предлагаем вам практические упражнения, которые помогут сделать ваш ум более гибким и острым, развить креативные способности и поспособствуют совершенствованию творческого мышления.

Итак, 5 упражнений:

2 случайных слова

Возьмите любую книгу или толковый словарь. Наугад выберите 2 слова: откройте любую страницу и не глядя ткните пальцем. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, сравнивайте, анализируйте, ищите взаимосвязи. Вы можете придумать невероятную, даже сумасшедшую историю, которая бы связывала эти два понятия. Упражняйте и тренируйте свой мозг.

Говорил: «Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют».

Безумства архитектора

Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать дом? Не умеете рисовать или вспомнили с ужасом школьные уроки черчения и сопромат в универе? Ничего страшного, умение рисовать и чертить здесь дело десятое. Главное – процесс. Ну что, согласны? Отлично, тогда поехали.

Сначала запишем на лист 10 существительных, любых. Мандарин, стакан, луг, вода, помидор – все, что приходит в голову. Эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом. К примеру, «мандарин» – сделайте стены дома оранжевого цвета, «вода» – пусть перед домом будет фонтан или прудик, «помидор» – запустите в пруд красных рыбок или повесьте в доме красные занавески и т.д. Дайте своей фантазии волю. Рисуйте и представляйте, как бы это выглядело в реальной жизни.

Ассоциации (5+5)

Взгляните на комнату, в которой вы сейчас находитесь. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Мой – за шоколадку, которая лежит на столе. А теперь возьмите листок бумаги с ручкой и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к предмету, который вы выбрали. Например, горький шоколад, вкусный шоколад, бельгийский шоколад, натуральный шоколад, развесной шоколад (в голову приходит ещё импортный, отечественный, любимый, белый, молочный, горячий, плиточный шоколад и много других вариантов).

Написали? А теперь самое интересное – напишите еще 5 прилагательных, которые абсолютно не подходят. Сделать это ощутимо сложнее: стеклянный шоколад, плюшевый шоколад, летний шоколад, загадочный шоколад, жареный шоколад. o_O Вот, что пришло мне в голову. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятиях и найдите нужные определения. Приложите чуть больше усилий, и все получиться, главное не оставляйте задание невыполненным. Посидите и поразмышляйте.

Час «безмолвствия»

Не пугайтесь, набирать в рот воду и молчать не придётся. Как вы поняли из названия упражнения, это задание займет у вас один час, но при этом вы не должны отрываться от своих дел и обычного распорядка дня. В этот час отвечайте людям только на общие вопросы, использую «да» и «нет». Ведите себя как можно более естественно, чтобы никто не заподозрил ничего странного. У окружающих не должно сложиться впечатление, что вы не в себе, заболели или встали утром не с той ноги. Попробуйте и, поверьте, вы войдете во вкус.

Тут главное поверить в себя, и отбросить все сомнения прочь. Берем лист бумаги и рисуем вот такие крестики: 6 в высоту и 9 в длину:



Теперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так:



Закончили? А теперь посмотрите, что получилось и выберите наиболее удачные, такие наверняка найдутся.

Исходное задание может выглядеть по-другому, например, вот так:



Или вот так:


P.S.

Генерируйте мысли, не останавливайтесь на достигнутом. Чем больше вы будете тренировать свой мозг, развивать фантазию и креативную составляющую, тем больше интересных идей и решений к вам будет приходить.

Будьте креативны!

«Креатив - не то ремесло, где ты должен оправдывать свою зарплату; это такое ремесло, где твоя зарплата оправдывает тебя. И карьера креатора, так же эфемерна, как карьера директора телепрограмм». © фильм «99 франков»

Рады приветствовать вас друзья!

В этой статье вы найдете практические советы, как развить креативность и перестать мыслить шаблонно. В силу своей природы не все способны творчески думать и нестандартно подходить к решению важных вопросов. При желании это достаточно легко исправить и, наконец-то, перестать ждать, когда же вдохновение придет самостоятельно к вам.

Прочитав нашу статью внимательно, вы узнаете много полезных советов, которые помогут развить креативность, а также поймете, какие упражнения необходимо делать ежедневно для тренировки творческого мышления.

Умение творчески подходить к решению задач помогает решить большое количество проблем, а также продвинуться по карьерной лестнице. Тем, чья профессия напрямую связана с креативным мышлением (дизайнерам, писателям, художникам, музыкантам и т.д.) особенно важно уметь быстро включиться в процесс. Зачастую, творческие люди часто затягивают сроки выполнения работ, ожидая музу, однако, вдохновение не всегда быстро приходит, а иногда и вовсе пропадает надолго.

Независимо от того, в какой сфере вы трудитесь, вам все равно будет полезно поработать над своими творческими задатками, тем самым упростив себе жизнь. Мы подготовили несколько наиболее действенных способов для улучшения вашего потенциала.

4. Отдых

Иногда, чтобы настроиться на правильную волну и отыскать вдохновение необходимо немного отвлечься. Если вы долго работали над своим проектом, то пришла пора переключиться на другое.

Устройте себе 30 минутный отдых. Разложите пасьянс, выпейте кофе, пообщайтесь по телефону с друзьями. После этого приступайте к работе. Такой подход позволит вашим мыслям немного расслабиться и заново включиться в творческий процесс.

5. Начните «творить»!

Многие писатели так и не напечатали свой новый шедевр, потому что все это время искали музу. Иногда подобные поиски приводят творческих людей к допингу в виде алкоголя или еще чего-то похуже.

Однако подобным образом креативность развить, как правило, ни у кого не получается. Не ищите вдохновение – начните творить уже сейчас и оно придет к вам в процессе работы. Недаром говорят, что аппетит приходит во время еды!

6. Работа в шумном месте

Идеальным местом для творческого процесса станет любая кофейня. Средний уровень шума поможет развить вашу креативность и подскажет, как мыслить иначе. При повышенном уровне шума работоспособность наоборот понижается. Поэтому выберите кофейню себе по душе и трудитесь. Таким образом, вы дистанцируетесь от домашних проблем и суеты и сможете творить.

Если вы начнете регулярно упражняться, то легко сможете развить свою креативность. В этой статье мы подготовили наиболее действенные техники, которые позволят вам стать лучше. Выполняйте наши упражнение регулярно и вскоре заметите первые результаты.

Наиболее действенны такие техники:

  • Используйте предметы. Например, придумайте, что бы вы смогли сделать с пуговицей или спичечным коробком. Можете поиграть в эту игру вдвоем, так будет гораздо веселее. Найдите 10 способов, что вы сможете сделать с этой вещью и сравните результаты с вашим другом
  • Ассоциативный ряд. Выберите одно слово существительное, например, «чашка». Теперь придумайте к нему 5 наиболее подходящих прилагательных (чашка: красивая, горячая, стеклянная, глиняная, узорчатая). После этого подберите 5 прилагательных, которые совершенно не подходят к предмету (плюшевая чашка, жареная чашка и т.д.);
  • Два слова. Откройте книгу на любой странице и ткните пальцем в абсолютно разные по смыслу 2 слова. После этого попытайтесь «поиграть» со словами. Что есть схожего между ними? Как вы можете их сопоставить или объединить в одно целое? Придумайте интересную историю, которая бы помогла связать эти 2 слова;
  • Побудьте строителем. Напишите 10 любых слов существительных. Например: голубь, фазан, цветы, дерево, книга, озеро и т.д. После этого возьмите карандаш и бумагу. Нарисуйте дом и попробуйте пририсовать к нему различные детали, которые подходили бы к значению выше перечисленных слов. Нарисуйте белоснежные стены в доме, как в случае с перьями у «голубя». Добавьте лужайку перед домом, по которой будет ходить «фазан». Нарисуйте клумбу к слову «цветы» и т.д. После того как рисунок будет готов попробуйте представить себе, как ваш дом может выглядеть вживую.

Дорогие друзья, мы надеемся, что наша статья поможет вам качественно улучшить свою жизнь и развить креативность. Упражняйтесь регулярно и уже вскоре вы заметите приятные результаты.

У ваших друзей схожая проблема и им нужно научиться мыслить нестандартно? Тогда посоветуйте им прочесть нашу статью в соц.сети.

Поделись статьей с другом:

Когда мы слышим слово «креатив», на ум сразу приходят такие сферы деятельности человека, как маркетинг и реклама. Это объясняется тем, что работа специалистов из данных областей напрямую связана с генерацией новых идей. Однако если задуматься о том, что такое креатив, то, скорее всего, процесс, поэтому он очень

Важен для любой сферы деятельности.

На сегодняшний день

На данный момент креативность стала важным качеством, которым должен обладать кандидат, принявший участие в борьбе за высокооплачиваемую должность. Кто-то говорит, что она сродни гениальности, и развить ее невозможно. Кто-то, напротив, предлагает развить это качество и гарантирует успех для любого человека. Сейчас повсюду можно наткнуться на сотни тренингов, направленных на развитие но так ли они необходимы? Поэтому прежде чем подписывать на очередной курс, стоит разобраться, что же все-таки такое креатив.

Значение слова

Если представить креативность на бытовом уровне, то ее можно назвать смекалкой, то есть способностью достигать поставленных целей и находить выход из сложившейся непростой ситуации, используя при этом предметы и обстановку нестандартным способом. Со стороны это может показаться чем-то гениальным, но в то же время простым. Возникает мысль: "Почему я до этого не додумался?" Подобный нетривиальный подход к решению проблем и есть креатив.

В переводе с английского это слово скорее звучит как "творить" или "создавать", но относится это не только к материальным вещам. Как видите, это крайне полезная вещь. Но откуда она берется? Согласно Абрахаму

Маслоу, американскому психологу, эта способность индивида врожденно свойственна абсолютно каждому, но в ходе воспитания и внешнего воздействия она может быть утрачена. Для оценки уровня творческих используются различные тесты, личностные опросники, а также проводится моделирование всевозможных ситуаций.

Проблема создания креатива

Теперь вы знаете, что такое креатив. Давайте же рассмотрим подробнее сам процесс создания идей. Может показаться, что гениальные мысли берутся из ниоткуда и просто появляются в голове, но все совсем не так. Английский психолог Грэхем Уоллес выделяет 4 фазы творческого решения поставленной задачи.

Первая из них - подготовка. На этом этапе происходит формулирование задачи или проблемы, а также производятся первые попытки решить ее. Далее идет фаза инкубации. Тут человек, как правило, отвлекается на другой предмет или действие и не возвращается к задаче до момента просветления (третья фаза), до интуитивного проникновения в саму суть проблемы. И заключительный этап - это проверка, то есть реализация решения.

На самом деле, для того чтобы проявилась креативность мышления, необходимо отключить сознание и полностью довериться подсознанию. Поэтому так важна вторая фаза. Чаще всего мы мешаем себе сами, пытаясь осознано найти решение в уже нам известных ситуациях, но ведь это не поможет придумать что-то новое. Проблемой креативности могут также стать наши комплексы или страх показаться глупым. Все это мешает мыслить творчески.

Критерии креативного мышления

Многие тесты направлены именно на оценку критериев творческого начала в человеке. Самый известный на данный момент тест создал психолог Пол Торренс. Он позволяет определить уровень этого самого начала. Вот некоторые из критериев:

  • беглость;
  • оригинальность;
  • гибкость (позволяет определить ложную оригинальность);
  • метафоричность, то есть способность видеть в простом сложное и наоборот;
  • восприимчивость;
  • разработанность;
  • удовлетворенность.

Методы креативности

Методики творчества - это методы и техники, разработанные для того, чтобы способствовать процессу генерации новых оригинальных идей и решений поставленных

задач. Они призваны помочь четко и ясно формулировать проблемы, ускорить сам процесс поиска решений, увеличить количество идей, а также расширить отрасль проблемы. Однако стоит заметить, что это не алгоритм, следуя которому непременно получишь решение. Методы лишь увеличивают вероятность появления хороших и правильных идей, они организуют сам процесс поиска, делая его более эффективным.

Что такое креатив? Это прежде всего инструмент для получения чего-то нового и оригинального. Методики стимулирования используются во всех сферах жизни, например, инженеры и изобретатели успешно применяют такие из них, как и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Техника широко используется в сфере рекламы и маркетинга, а методика SCAMPER применяется для создания абсолютно новых продуктов. Есть и универсальные. К ним относятся мозговой штурм и метод Уолта Диснея. Они нашли применение практически в любой отрасли. Иногда в ход идут и графические изображения, например прием построения карты мыслей, такие еще направлены и на дополнительное развитие креативности.

Популярные методы и техники

Наиболее известными на данный момент являются следующие:


Развитие творческого начала

Узнав, что такое креатив, вам непременно захочется попробовать найти нестандартное решение. Возможно, вы относитесь к тем людям, которые не утратили эту способность, тогда у вас не возникнет проблем. Однако практика показывает, что без тренировок, направленных на развитие, добиться креативности не так просто. Как же развить свое творческое начало?

Прежде всего, нужно избавиться от стереотипов в мышлении и

приобрести способность мыслить вне рамок. Этому могут поспособствовать упражнения, которые должны стать для вас привычкой.

Упражнения на каждый день

Возьмем, к примеру, ваш путь домой или на работу. Обычно он проходит по одной и той же дороге. Попробуйте изменить маршрут до остановки или пройти пешком ту часть расстояния, которую вы проезжаете на автобусе. Каждый день старайтесь менять дорогу и находить новые варианты.

Полезно все новое и неиспробованное: места, меню, действия, одежда и даже мысли. Креатив, значение которого напрямую связано с творчеством, помогут развить занятия искусством или рукоделием. Такие упражнения, как чтение наоборот (снизу вверх или справа налево), тоже весьма полезны и к тому же поднимают настроение.

Постарайтесь придумать 10 экзотических имен, например Диосфена, Гематина или Эйергестиор. Нарисуйте животное, которого не существует, дайте ему название, придумайте, где оно живет и чем питается. Возьмите любое слово и представьте, что это аббревиатура, расшифруйте ее. Все эти упражнения просты и забавны, но именно они помогут вам развить креативность.

Янв 29 2016

Нестандартное мышление во многом востребовано в сфере информации. Развитие креативного мышления у взрослых пригодится в таких профессиях, как:

  • профессии в сфере рекламы и менеджмента;
  • профессии психолога (ведение психоанализа);
  • профессии дизайнера, художника;
  • профессии писателя;
  • в других творческих профессиях.

Людям временами кажется, что те, кто преуспел в творческих профессиях, пришли из другого мира. Откуда берутся их гениальные идеи? Ничего необычного в этом нет, они видят ту же реальность, что и все остальные, но при этом они её видят совершенно по-другому.

Они не подстраиваются под реальность, а стараются подстроить саму реальность под свои идеи. Для взрослого человека сложно увидеть в обычной вещи что-то необычное, когда маленький ребенок в тени от ветки может увидеть силуэт птицы. Это происходит потому, что в детстве каждый видит мир без ограничений, ему дан весь творческий потенциал, чтобы познать мир. Но с взрослением он теряет эту способность. В школе нас учат принципам общей логики.

Так как же развить наше утраченное с годами творческое мышление?

Прежде всего напомним, что творческое мышление связано с правым полушарием мозга. Там, где берут начало наши эмоции, интуиция. В детстве у ребенка сначала более развито правое полушарие, а у большинства взрослых людей – левое, логически-абстрактное. Как же развить креативное мышление у взрослых?

Первое, что требуется для выработки гениальных мыслей – это психологический настрой.

Привычная серая обстановка притупляет восприятие и вызывает унылое настроение. Чтобы оно было всегда хорошим, начните видеть мир так, словно вы видите все в первый раз. Подумайте о том, что вы – инопланетянин и никогда прежде не бывали в этом городе, на этой планете. Повесьте красочную картину в том месте, где вы работаете над идеями. Она поможет вам сосредоточиться и стимулировать свое восприятие и мыслить более позитивно.

Организуйте процесс тренировок развития креативного мышления на Викиум по индивидуальной программе

Один мудрец сказал: «Счастливый нищий спит на пороге несчастного богача». При этом многие пытаются понять, в чем смысл жизни? Можно сказать, что любое творческое занятие, которое дает вам ощущение самоудовлетворения, может стать вашим смыслом. Физиологически ощущение счастья связано с химической реакцией мозга и выделением эндорфинов. Этот нейрогормон участвует в формировании позитивного восприятия и подкреплении успеха. Любое занятие, даже домашняя уборка, к примеру, может принести удовольствие, если при этом вы испытываете позитивные эмоции.

Взрослый человек склонен ставить себе различные мысленные ограничения. Мысль о том, что вы не сможете решить сложную задачу, за которую вы взялись впервые, ведет к негативной установке и заведомо обрекает вас на неудачу.

Необходимо помнить, что в мире все возможно и он неограничен, а ограниченным может быть только ваше восприятие. В какой-то мере гениальная идея потребует от вас отречения от всего известного, от интеллектуальных запретов. Если всё же задачу решить не удалось, не следует использовать неудачный опыт в качестве генерализации мысли «я никогда не смогу этого сделать».

Постарайтесь работать над своими идеями в одном и том же месте. Происходит связывание ощущений, эмоций с определенной обстановкой, которая настраивает на продуктивную умственную работу. В дальнейшим данная обстановка и даже определенное время суток будет стимулировать ваш творческий процесс без всяких усилий.

Чтобы ум начал работать творчески, нужно его приучить работать в разных направлениях. Вам помогут следующие упражнения на развития креативного мышления.

Упражнение «Найти другое применение предмету». Возьмите, к примеру, обычный предмет табуретку и попытайтесь придумать что ещё с ней сделать. Можно её перевернуть и использовать как подставку для ёлки. Можно использовать её гладкую поверхность в качестве стола. Можно такой метод применить и к словам. Возьмите любое слово и придумайте с ним нестандартную фразу или метафору. Представьте смысл образно, затем сверните и замените символом. Постарайтесь найти этот символ в очертаниях какого-нибудь предмета.

Упражнение «Рассказ из ограниченного количества слов» . Чем больше вы ограничиваете для себя реальное пространство, тем больше стимулируется выработка всевозможных мыслей, как можно применить эти слова (как в критической ситуации, когда подключается ресурсы подсознания). Не бойтесь высказывать мысли с фантастическими идеями, не следует ограничивать себя только реальными смыслами.

Это упражнения, которые вам помогут развить креативность.

Упражнение «Сочетая несочетаемое» . Попробуйте ассоциировать в словосочетания слова с противоположным смыслом. Например, горячий лед, твердая вата, темный день. Такая игра в ассоциации способствует перестройки ума на другой лад.

Упражнение «Слова наоборот» . По пути на работу, на учебу, видя названия магазинов и кафе, попытайтесь прочитать эти и другие названия наоборот. Например, аптека – «акетпа». Затем пытайтесь, таким образом, читать не только названия, но и словосочетания и фразы.

Упражнение «Сначала развязка» . Ещё одно замечательное упражнение способствует перестройке на нестандартный лад. Попробуйте начать читать книжку не сначала, а с середины или конца. Таким образом первой по смыслу будет развязка, а последним предисловие.

Изучение иностранного языка . Лучшей гимнастикой для ума является изучение иностранного языка. Если вы уже знаете какой-то иностранный язык, то возьмите учить второй. Старайтесь, чтобы языки ни имели сходной структуры (например, немецкий, китайский). Изучая чужой язык, вы постепенно станете видеть структуры родного языка. Это позволит вам воспринимать события и предметы более многогранно, с позиции восприятия другого языка. Такая эрудиция в отношении «определений и их связей» достаточно сильно способствует развитию нестандартного мышления.

Упражнение «Перефразируй это» . При обдумывании определенной задачи или идеи старайтесь мысли о ней выразить косвенно, с помощью свободных ассоциаций. Попробуйте перефразировать свои мысли, пересказать другими словами.

Заведите себе блокнот, в который будете записывать все пришедшие в голову неожиданные идеи. Старайтесь сохранить каждую идею , даже если она на первый взгляд кажется совсем глупой.

Расширяйте свой кругозор . Если вы узнали в разговоре или из книги какое-то незнакомое слово, не ленитесь посмотреть значение слова в словаре. Если это слово взято из исторического контекста, узнайте, что оно означало в те времена, и с каким временным периодом связано, какие события способствовали его возникновению. Изучите, например, такие слова и фразы, как «примус», «красный октябрь».