Позиция социальная

1) место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения . В этом значении П. с. синонимично понятию ;

2) взгляды, , установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в референтных группах .

В этом значении П.с. передает сущностную характеристику понятия как единство субъективного и объективного в личности, формирующееся в совместной деятельности с другими. П.с. отражает идею иерархической организации личности как системной стратегии изучения психических явлений. Смена социальной позиции в деятельности человека, в результате чего он оказывается перед нравственным выбором в ситуации принятия новой для себя социальной роли, является основой изучения личности.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Позиция социальная

1. Место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения. Функциональное место, кое может занять человек по отношению к другим людям. Прежде всего характерно совокупностью прав и обязанностей. Заняв такую позицию, человек должен выполнять определенную роль социальную. В этом значении синонимична понятию статуса.

2. Взгляды, представления, установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в группах референтных. В этом значении передает сущностную характеристику понятия ситуации развития социальной - как единство субъективного и объективного в личности, формируемое в деятельности совместной.

Позиция социальная отражает идею иерархической организации личности. Набор позиций социальных весьма широк и разнообразен.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "позиция социальная" в других словарях:

    ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - англ. position, social; нем. Position, soziale. 1. Место, положение, статус индивида или соц. группы в соц. структуре. 2. Взгляды, установки личности по отношению к собственной жизнедеятельности и соц. реальности. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

    Позиция социальная - место, положение индивида или группы в системах отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения. В этом смысле позиция социальная выступает синонимом статуса. Взгляды, представления, установки … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Позиция социальная - [лат. positio положение, расположение] 1) место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения. В этом значении П. с. синонимична понятию статус; 2)… … Психологический лексикон

    ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - англ. position, social; нем. Position, soziale. 1. Место, положение, статус индивида или соц. группы в соц. структуре. 2. Взгляды, установки личности по отношению к собственной жизнедеятельности и соц. реальности … Толковый словарь по социологии

    ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - см. СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ …

    ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - действующий в данной культуре комплекс представлений о том, на какое социальное положение правомерно рассчитывать индивиду, взявшемуся за исполнение данной социальной функции и делающему это определенным образом; реализация таких представлений… … Глоссарий по политической психологии

    Положение индивида или группы индивидов, регламентирующее стиль их поведения … Юридическая психология: словарь терминов

    СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ (ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ) - структурные элементы соц. организации об ва, обеспечивающие соц. связи между субъектами обществ. отношений. Эти отношения, упорядоченные в рамках соц. организации, группируются в соответствии с соц. эко номич. структурой об ва и образуют сложную… … Российская социологическая энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - концептуально автономная область филос. познания, обращенная на общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий. В истории филос. мысли выделяются два типа социального философствования, исходящие из разного понимания… … Философская энциклопедия

    Социальная группа - Социальная группа объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. … Википедия

Книги

  • Греческая и греко-римская комедия , В. Н. Ярхо. При всей энциклопедичности охвата автором явлений античной культуры греческая и греко-римская комедия - сфера особого интереса В. Н. Ярхо. Здесь им были совершены настоящие научные открытия…

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • основные особенности социальных ролей, выполняемых личностью в организации;
  • специфику взаимовлияния личности и организационной роли;

уметь

  • различать причины ролевой перегрузки и ролевой недогрузки личности в организации;
  • выделять основные причины профессиональной деформации личности;

владеть

Навыками анализа возможных причин недостаточной эффективности того или иного члена организации.

Социальные позиции и роли личности

Дать определение личности – нелегкая задача. Если обратиться к происхождению этого слова, то первоначально личностью, персоной (от латинского persona) называлась театральная маска, которую надевали во время представления актеры античной эпохи. Цицерон употреблял данный термин, чтобы показать, каким человек предстает перед другими людьми, не являясь в действительности таковым, а также как конгломерат личных качеств.

Обычно термин "личность " используется по отношению к человеку как носителю каких-либо свойств, черт, обладающему теми или иными признаками. При этом обязательно отмечается социальность личности, ее включенность в определенную систему социальных отношений. В целом личность каждого индивида представляет собой своеобразную интеграцию его физических, психических, моральных и социальных свойств.

Любой человек, будучи членом какой-либо организации, занимает ту или иную позицию (местоположение) в ее структуре. Если взять, например, официальную организацию, то эта социальная позиция обусловлена прежде всего профессионально-квалификационными характеристиками работника, его функциональными обязанностями. Так, в производственной организации четко различаются позиции директора, главного инженера, бухгалтера, юрисконсульта, контролера отдела технического контроля, начальника участка, мастера, рабочего и т.д.

Многие позиции, занимаемые людьми, характеризуют их в более широком социальном смысле. Например, можно выделить общественно-политические позиции (депутат, член какой-либо партии или инициативной группы граждан), профессиональные (инженер, врач, артист) и ряд других (гражданин, потребитель, пенсионер). Человек, находящийся в той или иной официальной позиции, имеет соответствующие права и обязанности.

Отдельно следует упомянуть позиции, занимаемые человеком в семье и вообще среди родственников (дед, отец, муж, брат, племянник и т.д.). Определенные права и обязанности выступают в качестве регуляторов и в семейно-родственных отношениях. Семью можно рассматривать как своеобразную организацию, которой свойственны как неофициальные, так и официальные характеристики.

Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его статусный набор . Так, один и тот же человек может представать перед другими людьми как врач, муж, отец, брат, друг, шахматист-разрядник, член профсоюза. Рассмотрение любой позиции в группе, организации или в обществе всегда подразумевает наличие других, связанных с ней позиций. Отсюда выводится известная взаимозависимость между людьми, находящимися в позициях, так или иначе соотносимых друг с другом. Например, положение руководителя подразумевает существование позиции подчиненного. Позиция врача подразумевает наличие положения пациента. Имеется определенная взаимосвязь между сотрудниками любой организации, между членами семьи, родственниками, вообще между людьми, вступающими друг с другом даже в один-единственный непродолжительный контакт (например, между продавцом и покупателем, кондуктором автобуса и пассажиром). Таким образом, можно говорить о наличии соответствующих взаимоотношений между людьми, находящимися в этих позициях. При анализе различных взаимоотношений между людьми (в том числе и в организациях) можно обратиться к положениям ролевой теории личности, разрабатываемой в социальной психологии.

Существует много определений понятия "социальная роль ", и в его интерпретации разными исследователями встречаются большие расхождения. Мы будем понимать этот термин как нормативную систему действий, ожидаемых от человека в соответствии с его социальной позицией (положением). Отсюда следует, что роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и далеко не всегда зависит от его индивидуально-психологических свойств. Так, выполнение роли преподавателя вуза должно подчиняться одним официальным предписаниям, а роли студента – другим. Эти предписания безличны, они никак не ориентированы на особенности характеров тех или иных преподавателей или студентов.

Существует ряд классификаций социальных ролей. Так, все их многообразие можно подразделить на роли приписанные и роли достигнутые. К приписанным относятся, например, роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по полу. Их называют гендерными. Обычно родители понимают, что мальчиков и девочек нужно воспитывать по-разному, прививая им различные навыки. Так, мальчиков чаще учат обращаться с различными хозяйственными инструментами, а девочек – готовить пищу и шить. При этом современные родители понимают, что и юношам, и девушкам необходимо овладеть основами компьютерной грамотности, знанием по крайней мере одного иностранного языка, не помешает им и умение водить автомобиль.

К достигнутым ролям относят те, которые выполняются в той или иной профессиональной области, например роли директора предприятия, доктора философии, тренера футбольной команды.

Если окружающим людям известна социальная роль какого-либо человека в данный момент, то они будут предъявлять к его поведению соответствующие ролевые ожидания , которые включают в себя определенные предписания (то, что человеку необходимо делать обязательно), запреты (то, чего он не должен делать) и ряд менее точно определенных ожиданий (то, что человеку следовало бы делать в данной роли). Когда поведение человека, выполняющего какую-либо роль, соответствует ожидаемому образу, оно считается успешным.

Каждый человек обладает множеством социальных ролей. Некоторые из них являются доминантными, т.е. преобладающими, другие – второстепенными. Одни из них выполняются в течение продолжительного периода, другие – время от времени. Подобно тому как человек имеет определенный статусный набор, можно говорить и о соответствующем его ролевом наборе . Так, имея статус отца, человек выступает в разных ролях по отношению к своей жене, сыну, родителям, тестю и теще, учителям школы, где учится ребенок (там он может быть еще членом родительского комитета). Каждое из ролевых взаимодействий, вытекающих из статуса отца, характеризуется своей спецификой (сравните, например, следующие парные взаимодействия: отец, муж – его жена, отец – его сын, отец – его мать, отец – теща, отец – учитель школы и т.д. (рис. 3.1).

Рис. 3.1.

Работая на том или ином предприятии, в учреждении, человек также выполняет ряд социальных ролей, соответствующих его статусному набору. Возьмем, например, такие его статусы, как инженер, начальник цеха, член профсоюза, совладелец акций компании. При этом роли, выполняемые индивидом, имеют официальный характер. Кроме того, человек обладает определенным ролевым "набором" и в системе неофициальных отношений, сложившихся в его организации. Часто эти роли являются следствием некоторых индивидуальных свойств личности. Двое рабочих, выполняющих одну и ту же операцию, но имеющих различные черты характера, могут играть совершенно разные неформальные роли в своей бригаде. Так, спокойный и рассудительный человек порой выступает в роли "третейского судьи", к которому обращаются остальные рабочие в спорных ситуациях. Другой рабочий, обладающий организаторскими способностями и стремлением к лидерству, иногда становится неофициальным лидером какой-либо группы лиц в бригаде.

Порой та или иная роль навязывается человеку другими членами группы. Часто это обусловлено не столько индивидуальными особенностями данного человека, сколько его положением в группе. Например, ученик в производственной бригаде может рассматриваться "старожилами" как объект всевозможных шуток и розыгрышей. Однако роли, которые человек выполняет в тех или иных группах и ситуациях, подвержены изменениям. Так, бывший ученик, выросший до уровня высококвалифицированного рабочего, навсегда прекращает свое пребывание в роли "козла отпущения", приобретая другую неофициальную роль.

Подчеркнем, что личность не исчерпывается всем многообразием ее социальных ролей, как бы ни были они значимы для нее. Важным элементом структуры личности является ее субъективное "Я", которое можно определить прежде всего как представление данного человека о своей внутренней подлинной сущности на основе самовосприятия и самопонимания. Иначе говоря, то, каким данный человек видит себя и как он истолковывает себе свои действия, составляет Я-концепцию личности . Это своеобразная психология и философия собственного "Я". В соответствии со своей Я-концепцией личность и осуществляет деятельность. Поэтому поведение человека всегда логично с его точки зрения, хотя оно может не казаться таковым другим людям.

Для того чтобы понять, почему один и тот же человек ведет себя при выполнении различных социальных ролей по-разному, следует отделять роли и от его субъективного "Я", и от других его индивидуально-психологических особенностей, интеллекта, потребностей, интересов, силы воли, убеждений, темперамента и т.д. Например, придирчивый менеджер может также быть любящим отцом, а недисциплинированный служащий – заботливым сыном.

Следует отметить, что в нашем определении социальной роли и приведенных примерах говорилось лишь об ожиданиях других людей относительно поведения личности. Однако термин "роль" может использоваться также для определения того, как сам человек, занимающий какую- либо позицию, считает необходимым себя вести (воспринимаемая социальная роль). Можно также сконцентрировать особое внимание на том, как именно данный человек в действительности себя ведет (выполняемая роль). Известно, что один и тот же человек может изменять многие свои социальные роли и действовать различным образом в разных ситуациях. Мы будем прежде всего говорить о социальных ролях, выполняемых людьми в официальной организационной структуре. При этом главное значение имеют определенные ожидания других членов данной организации, связанные с поведением работников.

Образцы поведения, ожидаемого от личности в производственной организации, обусловливаются как организационно-технической, так и социальной стороной ее деятельности. Так, будучи членом трудовой бригады, человек должен выполнять определенные обязанности, действуя при этом в соответствии с предписанными ему образцами поведения. Рабочий, например, обязан соблюдать технологию производства, правила техники безопасности, дисциплину труда и т.д. Если его деятельность вполне соответствует ожидаемому образцу, она считается успешной.

Необходимо подчеркнуть при этом, что в ролевых предписаниях, исходящих от конкретных лиц или групп, ярко проявляются и их социально-психологические особенности. Так, взаимные ролевые ожидания двух сотрудников, использующих одно и то же оборудование, обусловлены не только их официальным положением в структуре данной организации, но и чертами личности каждого из них. Допустим, один из них, отличающийся аккуратностью и следящий за безукоризненной чистотой рабочего места, будет требовать от своего коллеги такого же отношения к делу. Другой работник, не столь аккуратный, может игнорировать эти требования, полагая, что достаточно лишь иметь все оборудование в исправном состоянии.

На групповом уровне ролевые предписания определяются соответствующими групповыми ценностями, нормами, традициями и могут быть различными даже в пределах одной организации. В соответствии с этим осуществляется ролевое взаимодействие и в системе неофициальных отношений, сложившихся здесь. Отметим, что положение личности в данной системе отношений также бывает связано с ее трудовой деятельностью.

И соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется статусным набором . Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.

Статусы подразделяются на предписанные (получаемые в силу рождения) и достигаемые (которые приобретаются целенаправленно). Чем свободнее общество, тем менее важными становятся предписанные статусы и более важными — достигаемые.

Человек может обладать разными статусами. Например, его статусный набор может быть таким: мужчина, неженатый, кандидат технических наук, специалист по компьютерному программированию, русский, горожанин, православный и т.д. Ряд статусов (русский, мужчина) получен им от рождения — это предписанные статусы. Ряд других статусов (кандидат наук, программист) он приобрел, приложив к этому определенные усилия, — это достигаемые статусы. Предположим, что этот человек идентифицирует себя прежде всего как программиста; следовательно, программист — его главный статус.

Социальный престиж человека

Понятие статуса обычно связывается с понятием престижа.

Социальный престиж - это общественная оценка значимости того положения, которое человек занимает в .

Чем выше престиж социальной позиции человека, тем выше оценивается его социальный статус. Например, престижными считаются профессии экономиста или юриста; образование, полученное в хорошем учебном заведении; высокая должность; определенное место проживания (столица, центр города). Если говорят о высокой значимости не социальной позиции, а конкретного человека и его личных качеств, в этом случае имеют в виду не престиж, а авторитет.

Социальная роль

Социальный статус является характеристикой включенности человека в социальную структуру. В реальной жизни статус человека проявляется через те роли, которые он играет.

Социальная роль представляет собой совокупность требований, которые предъявляются обществом к лицам, занимающим конкретную социальную позицию.

Иными словами, если кто-то занимает в обществе определенное положение, от него будут ожидать соответствующего поведения.

От священника ожидают поведения, соответствующего высоким моральным стандартам, от рок-звезды — скандальных поступков. Если священник станет вести себя скандально, а рок-звезда — читать проповеди, это вызовет недоумение, недовольство и даже осуждение публики.

Для того чтобы чувствовать себя комфортно в обществе, мы должны ожидать, что люди будут исполнять свои роли и действовать в рамках предписанных обществом правил: преподаватель в вузе будет учить нас научным теориям, а не ; врач будет думать о нашем здоровье, а не своем заработке. Если бы мы не ожидали от других исполнения своих ролей, мы не смогли бы никому доверять и наша жизнь наполнилась бы враждебностью и подозрительностью.

Таким образом, если социальный статус — это позиция человека в социальной структуре общества с определенными правами и обязанностями, то социальная роль — это функции, выполняемые человеком в соответствии со своим статусом: поведение, которое ожидают от обладателя этого статуса.

Даже при одинаковом социальном статусе характер исполняемых ролей может значительно варьироваться. Это связано с тем, что исполнение ролей носит личностную окраску, а сами роли могут иметь разные варианты исполнения. Напри м с р. обладатель такого социального статуса, как отец семейства, может относиться к ребенку требовательно и строго (играть свою роль в авторитарном ключе), может строить отношения в духе сотрудничества и партнерства (демократический стиль поведения) или может пустить события на самотек, предоставив ребенку широкую степень свободы (попустительский стиль). Точно таким же образом разные актеры театра сыграют одну и ту же роль совершенно по-разному.

В течение жизни положение человека в социальной структуре может изменяться. Как правило, эти изменения связаны с переходом человека из одной социальной группы в другую: из неквалифицированных рабочих в специалисты, из жителей села в горожане и т.д.

Особенности социального статуса

Статус - это социальная позиция, которая включает профессию данного типа, экономическое положение, политические пристрастия, демографические особенности. Например, статус гражданина И.И. Иванова определяется так: «продавец» — профессия, «работник наемного труда, получающий средний по размерам доход» — экономические черты, «член ЛДПР» — политическая характеристика, «мужчина в возрасте 25 лет» — демографическое качество.

Каждый статус как элемент общественного разделения труда содержит совокупность прав и обязанностей. Права обозначают то, что человек может себе свободно позволить или допустить в отношении других людей. Обязанности предписывают носителю статуса какие-то необходимые действия: по отношению к другим, на своем рабочем месте и т.д. Обязанности строго определены, зафиксированы в правилах, инструкциях, положениях либо закреплены обычаем. Обязанности ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. Например, статус раба в Древнем мире предполагал только обязанности и не содержал никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязанности минимальны; у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В нашей стране в советское время многие права были провозглашены в конституции, но далеко не все они могли быть реализованы. В демократическом обществе права и обязанности более симметричны. Можно сказать, что уровень социального развития общества зависит от того, как соотносятся и как соблюдаются права и обязанности граждан.

Важно, что обязанности индивида пред полагают его ответственность за их качественное выполнение. Так, портной обязан в срок и качественно сшить костюм; если это не сделано, он должен быть как-то наказан — выплатить неустойку или быть уволенным. Организация обязана по договору поставить заказчику продукцию, в противном случае она несет убытки в виде штрафов и пени. Еще в Древней Ассирии был такой порядок (зафиксированный в законах Хаммурапи): если архитектор построил здание, которое впоследствии рухнуло и придавило хозяина, архитектора лишали жизни. Это — одна из ранних и примитивных форм проявления ответственности. Ныне формы проявления ответственности довольно многообразны и определяются культурой общества, уровнем социального развития. В современном обществе права, свободы и обязанности определяются социальными нормами, законами, традициями общества.

Таким образом, статус — позиция индивида в , которая связана с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.

Поскольку каждый человек участвует во множестве групп и организаций, он может иметь и много статусов. Например, упомянутый гражданин Иванов является мужчиной, человеком средних лег, жителем Пензы, продавцом, членом ЛДПР, православным, русским, избирателем, футболистом, постоянным посетителем пивного бара, мужем, отцом, дядей и т.д. В этом наборе статусов, который имеется у любого человека, один является главным, ключевым. Главный статус — наиболее характерный для данного индивида и обычно связан с основным местом его работы или занятием: «продавец», «предприниматель», «научный сотрудник», «директор банка», «рабочий на промышленном предприятии», «домохозяйка» и т.п. Главным выступает тот статус, который определяет материальное положение, а значит, стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Заданный (прирожденный, предписанный) статус определяется полом, национальностью, расой, т.е. характеристиками, заданными биологически, наследуемыми человеком помимо его воли и сознания. Достижения современной медицины делают некоторые статусы изменчивыми. Так, появилось понятие биологического пола, социально приобретенного. С помощью хирургических операций мужчина, который с детских лет играл в куклы, одевался, как девочка, мыслил и чувствовал себя, как девочка, может стать женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому был предрасположен психологически, но не получил при рождении. Какой пол — мужской или женский — следует в этом случае считать прирожденным? Однозначного ответа нет. Социологи также затрудняются определить, к какой национальности при надлежит человек, родители которого-лица разной национальности. Нередко, переселяясь в другую страну в детском возрасте, эмигранты забывают старые обычаи, родной язык и практически не отличаются от коренных жителей своей новой родины. В этом случае биологическая национальность вытесняется социально приобретенной.

Обретенный статус — это статус, который человек получает при определенных условиях. Так, старший сын английского лорда после его смерти наследует этот статус. Система родства обладает целым набором обретенных статусов. Если прирожденные статусы выражают кровное родство («сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «бабушка», «дедушка», «тетя», «кузен»), то некровные родственники обладают обретенным статусом. Так, женившись, человек может получить в родственники всю родню жены. «Теща», «тесть», «свояченица», «свояк» — это обретенные статусы.

Достигаемый статус - социально приобретаемый человеком благодаря собственным усилиям, желанию, удаче. Так, статус менеджера человек приобретает благодаря образованию и настойчивости. Чем более демократичным является общество, тем больше в обществе достигаемых статусов.

Для разных статусов существуют свои знаки отличия (символы). В частности, форма военных выделяет их из массы гражданского населения; кроме того, каждое воинское звание имеет свои отличия: у рядового, майора, генерала разные нагрудные знаки, погоны, головные уборы.

Статусный образ , или имидж, — совокупность представлений о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом. Чтобы соответствовать статусному образу, человек должен «не позволять себе лишнего», иными словами, выглядеть так, как ожидают от него окружающие. Например, президент не может проспать встречу с лидером другой страны, преподаватели вузов не могут спать пьяными в подъезде, так как это не соответствует их статусному образу. Бывают ситуации, когда человек незаслуженно пытается быть «на равной ноге» с человеком, обладающим иным по рангу статусом, что приводит к проявлению фамильярности (амикошонству), т.е. бесцеремонного, развязного отношения.

Различия между людьми, обусловленные приписанным статусом, заметны в той или иной степени. Обычно каждый человек, так же как и группа людей, стремится занять более выгодное социальное положение. При определенных обстоятельствах продавец цветов может стать вице-премьером страны, миллионером. Другим это не удается, поскольку мешает приписанный статус (пол, возраст, национальность).

В то же время некоторые социальные слои пытаются повысить свой статус, объединяясь в движения (женские движения, организации типа «союза предпринимателей» и т.д.) и лоббируя свои интересы повсюду. Однако существуют факторы, которые препятствуют попыткам отдельных групп изменить свой статус. Среди них — этнические противоречия, попытки других групп сохранить статус-кво, нехватка сильных лидеров и т.д.

Таким образом, под социальным статусом в социологии понимается положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе. Поскольку каждый человек является членом различных , он является обладателем множества статусов (т.е. носителем некоторого статусного набора). С каждым из имеющихся статусов связана совокупность прав, определяющих, что носитель статуса может себе позволить, и обязанностей, предписывающих выполнение конкретных действий. В целом статус можно обозначить как позицию индивида в социальной структуре общества, связанную с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.

Любая личность не существует вне социума, она обязательно является членом определенной социальной группы, социальной общности, то есть каждая личность имеет свое, четко определенное место в обществе.

Понятие социального статуса

Социальный статус личности - это определенное место человека в общественной иерархии, которое обусловлено его происхождением, профессией, возрастом, полом, семейным положением.

Каждый человек имеет не один социальный статус, поскольку включена не в один социальный связь и осуществляет различные социальные функции. Так, современный человек может иметь одновременно статусы гражданина определенного государства, студента, члена семьи, члена политической партии и т. П.

В социологии различают приписываемые статусы и статусы приобретенные. Приписываемые статусы даны человеку от рождения. Примерами приписываемых статусов могут быть пол, национальность, место рождения. Приобретенные статусы - те, которые приобретаются человеком в течение жизни (образование, профессия, квалификация).

Иерархия социальных статусов фиксируется понятием престижа, которое отражает значимость в обществе или социальной общности положения, которое занимает человек. Престижными могут быть профессии, должности, виды деятельности.

Например, профессия юриста в современных условиях является очень престижной, то есть индивид, имеющий такую профессию, имеет и достаточно высокий социальный статус.

Социальные роли личности

Социальная роль отражает динамический аспект социального статуса. Социальная роль - это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений.

Каждый социальный статус имеет свой ролевой набор, то есть соблюдение человеком определенных образцов и норм поведения, вытекающих из социального статуса. Например, статус врача - это определенные права и обязанности, в основном закреплены законом. Социальная же роль врача включает конкретные правила поведения в общении с коллегами, пациентами, администрацией, требования к уровню образования, культуры и т. Д.

Понятно, что каждый человек выполняет разнообразные роли. Это порождает и внутренние конфликты личности, которые называются ролевыми конфликтами, то есть существует не только иерархия ролей, но и иерархия статусов. Например, ситуация: милиционер задерживает преступника, оказывающийся его сыном. Происходит ролевой конфликт, при котором статус отца, вероятно, перевесит статус милиционера.

Вопросам социального статуса и социальной роли много внимания уделял Ральф Линтон (1893-1953), американский антрополог, большинство работ которого были этнологическими и посвящались Мадагаскара и Полинезии.

В своей работе "О статусе и роль" он пишет о том, что функционирование общества зависит от наличия определенных образцов (моделей) соответствующего поведения индивидов или групп индивидов. Различные позиции в этих моделях (образцах) поведения называются статусами. Понятие статуса означает определенную позицию в отдельной структуре. Таким образом, индивид имеет много статусов. Статус конкретного индивида состоит из суммы всех статусов, которые он занимает. Так, например, статус мистера Джонса - это комбинация всех его статусов, которые он как гражданин, как юрист, как человек миссис Джонс.

Статус, который занимает индивид, это простой набор прав и обязанностей. Для нас достаточно сложно удерживать дистанцию между статусом и человеком, который его имеет и использует права и обязанности, его составляют. Взаимоотношения между статусом и индивидом похожи на взаимоотношения между водителем автомобиля и местом водителя в машине. Место водителя является постоянным с его возможностями действия и контроля, а водитель может быть членом какой-либо семьи и может использовать эти возможности очень хорошо или очень плохо. То есть статус - как бы постоянный, а индивиды могут меняться.

Роль представляет собой динамический аспект статуса. Каждый индивид имеет свое социальное назначение, то есть имеет назначенный ему набор статусов. Когда он использует права и выполняет обязанности, которые составляют его статус, он играет роль. Роль и статус е неразделимы. Не существует ролей без статусов, как и статусов без ролей. Каждый индивид имеет серию ролей, вытекающих из различных структур, в которых он участвует. Эти роли определяют то, что он должен делать для общества и общество может ожидать от него.

Статусы и роли неотделимы от тех структур, которые их задают. Так, например, если мы футбольной командой, то позицию защитника нецелесообразно отделять от других позиций, поскольку сама по себе она ничего не стоит. Но с точки зрения самого защитника она отделена. Эта позиция определяет, какое место он занимает в команде и что он будет делать в течение всей игры. Эта его позиция ограничивает и определяет его деятельность.

Подобным образом в случае взаимосвязи работодателя и наемного работника: их статусы определяют, что они должны знать и делать. Работодателю не обязательно знать приемы труда наемного работника, а наемному работнику вовсе не нужно знать методы управления.

Чем лучше индивиды приспособлены к своим статусов, тем стабильнее будет функционировать общество.

Индивидов заранее готовят к определенного статуса, но он может соответствовать одному статуса и вовсе не отвечать другому.

В каждой социальной системе есть роли, которые невозможно просто привить, для успешного их выполнения они требуют большего. Так, например, совершенные методы не делают скрипача большим, как и полное знание тактических приемов не делают большим генерала. Использование особого таланта индивидов является очень важным для общества, но в большинстве ролей индивида можно подготовить.

Общество сталкивается с дилеммой развития двух статусов: приписываемых и приобретенных.

Приписываемые статусы - это те, которые предоставлены индивидам безотносительно к их врожденных различий или способностей.

Приобретенные статусы - те, которые требуют как минимум особых качеств. Они достигаются благодаря соревнованиям и индивидуальным усилиям.

Факторы влияния на статус

Самым простым и наиболее универсальным фактором является пол. Возраст используется почти так же часто, поскольку все индивиды проходят цикл роста, зрелости и старости, и статусы, которые будут обусловлены возрастом, можно предположить и подготовить к ним. Семейные связи также могут быть основой для приписывания целой серии статусов. Наконец, таким основанием может быть рождение в особых социальных группах, таких как класс или каста.

Но статусы приписываются всей совокупности этих факторов. Большинство работ Ральфа Линтона были этнологическими, он долгое время изучал обычаи разных народов. Вот как он описывает приписывание статусов в связи с полом.

Все общества приписывают различные установки для деятельности мужчин и женщин. Большинство из них пытаются обосновать это физиологическими различиями и различными ролями в воспроизведении. Но сравнительное изучение статусов, которые приписываются мужчине и женщине в различных культурах, свидетельствуют о том, что это приписывание обусловлено почти полностью культурой.

Если принадлежность к определенному полу является основанием для приписывания определенного вида деятельности, то можно обнаружить различия в разных обществах.

Например, женщины племени Арапахо (индейское племя, США) постоянно переносят грузы, тогда как мужчины этим не занимаются, они считают, что "головы женщин более сильные и более жесткие". А например, на Маркизские островах (Тихий океан, Полинезия) приготовление пищи, уборка дома и воспитания детей-занятия, свойственно мужчинам, а женщины большую часть своего времени проводят только причепурюючись. Даже такое привычное для нас утверждение, что женщина не может заниматься многими видами деятельности из-за беременности, имеет ряд исключений. Так, среди жителей Тасмании охоты было женским занятием. Женщины подкрадывались к животным и убивали их.

Если же в определенной деятельности женщины и мужчины объединяются, сфера активности каждого строго ограничено. Так, на Мадагаскаре мужчины занимаются рассадой риса, а женщины пересаживают его на поля является тяжелой работой. Женщины также очищают поля от сорняков, но собирают урожай мужчины. Женщины затем перевозят его на ток, где мужчины молотят его, а женщины веют. Наконец, женщины уже готовят его.

Использование возраста человека как основания для приписывания статуса - универсальное. Все общества признают три возрастные категории как минимум: дети, зрелые люди и старики.

Таким образом, основными основаниями для приписывания статуса, по мнению Ральфа Линтона, является пол и возраст, хотя это приписывание значительной степени обусловлено культурой того общества, в котором это происходит.

ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социальная позиция, т.е. поддержка тех или иных социальных сил, выступление на их стороне, выражение и отстаивание их интересов, осознается журналистом и проявляется в его творческой деятельности в разных формах. Социальная позиция может быть неосознанной, фор­мироваться интуитивно. Она может быть и слабо осознанной, когда ее связь с интересами определенных социальных сил видится как необя­зательное и непостоянное совпадение стремлений и направленности действий. Связь социальной позиции журналиста с нуждами и стремле­ниями определенных социальных групп может стать и сознательной, хо­тя понимание места этих групп в социальной структуре общества и их роли в историческом процессе может оказаться неясным и даже лож­ным. Так, неверное понимание изменений, происшедших в конце XX ве­ка в структуре общества, изменений роли и значения различных слоев общества в истории возникновения новых социальных групп приводит к тому, что прежние приоритеты (например, выступление на стороне «капитала» или «пролетариата») оказываются в той или иной мере ус­таревшими стереотипами. Реализация же в практике журналистики по­добных социальных позиций может привести к такому выполнению журналистикой ее функций, результатом которого станет неверная ори­ентация в современности.

Вот почему так важно, чтобы социальная позиция журналиста была глубоко осознанной и правильно отражала бы те интересы, которые спо­собствуют прогрессивному развитию общества.

Так через ясное осознание своей социальной позиции и решительное последовательное проведение ее в жизнь формируются принципы (лат. principium «основа, начало») журналистской деятельности. Принципи­альность журналиста является одной из наиболее важных направляю­щих его деятельности.

Принципы относятся к той области правил и норм деятельности, ко­торая определяет ее общий характер. Создание произведения регули­руется и мерой владения жанром, и способами сбора начальных сведе­ний, и требованиями законов композиции и т.п. Однако называть эти правила принципами некорректно. Принципы всегда лежат в основе какой-то определенной сферы человеческой практики: принцип реак­тивного движения положен в основу ракетостроения; принцип сохра­нения энергии - в основу физики; принцип невмешательства во внут­ренние дела - в основу межгосударственных отношений и т.д. И согласно принципам и «во исполнение» их отбираются и реализуются все более конкретные правила и нормы, способы действия, техничес­кие решения и т.п.


Таким образом, принципы строятся на базе знания очень высокого уровня, прежде всего знания общих законов данной сферы социальной практики, составляющих ее концептуальную базу, играющих роль упоря­дочивающего начала, благодаря чему определяются способы подхода и методы деятельности. В принципе как бы соединяются «фиксирующее» знание высокого уровня (типа закона) и «работающее» знание, на осно­ве применения закона задающее угол зрения и способ деятельности в практике. Образно принцип можно представить как единство «ядра» - знания и «оболочки» - метода (греч. methodos «путь исследования»).

Поэтому, например, гуманизм как принцип для журналиста состоит не только в признании человека мерой всех вещей, в познании его природы, в понимании взаимоотношений человека с себе подобными и с миром природы и т.д. и т.п., но и в направленности всей его деятельности на ре­ализацию гуманистических ценностей, на всестороннее развитие челове­ка, отстаивание прав и интересов личности, гуманизацию всех сфер жиз­ни, гармонизацию отношений с окружающей средой и т.д.

Разумеется, следование принципам будет плодотворным (и особенно в исторической перспективе), если в основе его лежит верное знание. Правда, в ряде концепций принцип просто постулируется или «доказы­вается» ложным образом (как, например, расистский принцип превос­ходства арийской расы, который пытался в идеологической и политиче­ской практике реализовать фашизм). Но век таких «принципов» не может быть долгим, хотя применение их способно принести большой вред. Значит, можно утверждать, что принципы верны лишь постольку, поскольку покоятся на верном знании . Но не менее важно, чтобы перевод «знания» в «метод» также был проведен добросовестно и точно, а реализация его была полнокровной и творческой . И если «социалисти­ческая идея» как вековая мечта человечества при ее видимой справед­ливости оказалась глубоко извращенной по содержанию, а при попытке реализации привела в определенных исторических условиях к формированию методов «построения социализма по-сталински» и воплощалась с применением массовых репрессий, нарушением прав как отдельной лич­ности, так и целых народов, то и «социалистический принцип» оказался серьезно и надолго подорванным в глазах миллионов людей.

Поскольку принципы - это теоретико-методологические основы жур­налистской деятельности, естественно возникает теоретическая и прак­тическая необходимость выяснения оснований выделения принципов, совокупности и определения структуры системы принципов, а также их исторической динамики (генезиса и развития системы в соответствии с изменениями закономерностей).

Порождающим фактором формирования системы принципов является понимание журналистом действующих в окружающем мире законов. При формировании принципов основу составляет группа фундаментальных зако­нов генезиса, функционирования и развития мира в целом и важнейших структурных элементов жизни общества. Критерием отбора законов, необхо­димых для формирования системы принципов, является их всеобщность – основанный на каждом из них принцип должен быть применим к любому рассматриваемому в журналистике явлению и проявляться в любой области и стороне журналистской деятельности. Например, объективность не может не быть принципом журналистики, поскольку все стороны жизни (от оценки политических действий до рассмотрения технических решений, от суждений об экономической и социальной целесообразности налоговой системы до анализа положения в образовании и культуре) и все творческие шаги журна­листа (от постановки задачи и формулирования вопросов собеседникам до концептуально-содержательных решений и предвидимых последствий пуб­ликации) контролируются «на объективность». Конечно, решения и поступ­ки журналиста могут быть и необъективными, более того, произвольно-субъ­ективистскими, но это означает лишь то, что он нарушает принцип и заслуживает осуждения (или даже «отлучения» от профессии). Иной вопрос - содержание принципа объективности (как и всех остальных), поскольку журналисты разных ориентации могут вкладывать в него различные, вплоть до значимо расходящихся, значения (к примеру, для представителей разных сил -либералов, консерваторов или социалистов - объективная необходи­мость экономических решений «центристского» правительства почти неиз­бежно оценивается по-разному).

Каковы же законы, на основе которых объективно возникают принци­пы? Их совокупность может выглядеть так: законы природы и жизни чело­вечества на Земле, затем законы функционирования и развития народа как большой совокупности разнообразных социальных групп (прежде всего классовых), стран с их формами государственного управления, мас­сами населения (всей страны, регионов, профессий, возрастов и т.д.), на­ций и интернациональных сообществ, наконец, человека как субъекта всех социальных отношений. От того, как подходит журналист к каждому из этих объектов, какую позицию по отношению к ним занимает, как судит о конкретных событиях, процессах, тенденциях жизни с учетом специфи­ки фундаментальных «образований» действительности, складываются ос­новы его воззрения на жизнь, методологические основы творчества.

В самом деле: если журналист не признает закономерностей общест­венной жизни, он оказывается на позициях субъективизма; если он не верит в роль демократии - в его собственных убеждениях начинает до­влеть авторитаризм того или иного толка (аристократизм, плутократизм, меритократизм, т.е. предпочтение власти «крови», «богатства», «поло­жения» и т.д.); если он считает какую-то расу или нацию способной иг­рать ведущую роль в обществе, - его позиция неизбежно проникается шовинистическими или националистическими чертами. И, наоборот, стремление проникнуть в закономерность жизни приводит его к объек­тивному взгляду на реальности, вера в преимущества демократии - к де­мократизму, убежденность в равенстве всех людей при понимании осо­бенностей и роли каждой нации в жизни человечества - к патриотизму и интернационализму.

От чего зависит выбор журналистом принципиальной позиции? Преж­де всего от принятой социальной позиции и, далее, от ее осмысления и «разработки» на основе использования тех или иных философско-социальных концепций.

Так в соответствии с осознанием своей позиции, с выбором для себя приоритетов в представительстве интересов тех или иных групп (или всего человечества как предельно большой группы) складывается идея партийности.

Вокруг идеи партийности сразу же после ее рождения в середине XIX века и выдвижения на первый план в прессе русских большевиков в начале XX века по требованию В. И. Ленина (социалистический пролетариат дол­жен был выдвинуть принцип партийности литературы, развить его и прове­сти в жизнь в возможно более полной и цельной форме) развернулась и до сих пор не утихает политическая борьба. Главное возражение против идеи партийности - это то, что подчинение извне идущим требованиям (какой-либо политической партии, группы людей, идеологической концепции) ог­раничивает независимость журналиста, сужает или полностью ликвидирует возможности творческой свободы, вводит его в прокрустово ложе заданной концепции. Однако эти возражения чаще всего основаны либо на недоразу­мении, либо на сознательном извращении идеи партийности.

Термин «партийность» возник на основе латинского слова pars, partis, означающего «часть» (отсюда и «партия товаров», и «геологическая пар­тия», и «партия в шахматы»). При этом понятно, что совсем не обязательно партийность в журналистике жестко связывать с позицией определенной политической партии. Основа партийной позиции - представительство интересов какой-либо части общества , без чего вообще немыслима дея­тельность журналиста, который всегда защищает (сознательно или нет) чьи-то интересы. Это могут быть и интересы частной группы (социальной -предпринимателей или рабочих; профессиональной - шахтеров или учите­лей; возрастной - детей или пенсионеров и т.д.), и интересы всеобщей группы - народа, всего человечества (поэтому идея «соборности» или «всечеловечности» - это тоже партийная идея). При этом в открытом де­мократическом обществе партийная позиция не может не быть гуманисти­чески ориентированной - это либо выступление с позиций «частной груп­пы» при понимании забот и требований других групп, то есть «на фоне» общечеловеческого, либо выступление с общечеловеческих позиций, но при «различении» нужд и интересов «частных групп» как органических со­ставляющих человечества. Иные подходы ущербны и непродуктивны.

В обществе с конкретной социальной системой, в которой находят вы­ражение интересы различных групп, сложившаяся социальная позиция думающего, желающего максимально глубоко разобраться в сущем жур­налиста проявляется как отчетливое выражение интересов тех или иных групп. Партийность в «начальном» смысле и заключается в том, чтобы яс­но и отчетливо определить свое место как позицию на стороне опреде­ленной группы (конечно, это может быть и совокупность групп, и общест­во в целом). Тем самым журналист оказывается «представителем» этой группы, притом сознательно выступающим на ее стороне.

Осознание своей позиции на стороне той или иной (или ряда, или всех) группы и аргументированное и результативное отстаивание ее ав­томатически требует формирования (или присоединения к уже разрабо­танной) идеологической концепции и создания (или участия в уже со­зданной) партии как политической организации единомышленников. Так складываются другие две стороны партийности - идейно-гносеологичес­кая и институционально-организационная .

Таким образом, в законченном виде партийность включает социаль­но-групповую, идейно-гносеологическую и организационно-институцио­нальную стороны . Поэтому принцип партийности можно представить следующим образом:

Конечно, в сознании и реальном поведении конкретного журналис­та социальная позиция может оказаться невыявленной и потому неспо­собной перерасти в партийную позицию. Но и будучи осознанной, пар­тийность может остаться незавершенной, когда успевает сформироваться только одна из трех ее сторон, что, разумеется, может быть объяснено в каждом конкретном случае (причем в определенные моменты это бывает неизбежным и даже оправданным). Так случается, как это ни парадоксально, в ситуациях переломных, когда много неяс­ного и в социальном, и в идеологическом, и в организационном планах, хотя именно в таких ситуациях ясность позиции бывает крайне необхо­дима, поскольку всесторонне «оформленная» партийность позволяет более успешно вести определенную журналистскую линию. Вместе с тем опять-таки в сложных условиях преследований неизбежно «скры­тое» бытование партийной позиции (например, при жестких законода­тельных рамках, цензурных ограничениях, политических преследова­ниях). «Скрытая» партийность часто возникает также из желания казаться независимым, привлечь внимание самых разных слоев ауди­тории на свою сторону. Иначе говоря, существует множество вариан­тов и структурной наполненности партийности, и характера ее прояв­ления на практике.

Особенно важными являются вопросы о содержании партийности, о соответствии (или несоответствии) партийной линии действительным нуждам общественного развития, о мере выражения в ней реальных по­требностей народа, определенных социальных групп, всего человечест­ва. В условиях, когда, общество состоит из множества групп со своими интересами, по-разному выявляющими (а иногда и отрицающими) об­щечеловеческие ценности, когда эта объективная множественность ин­тересов порождает большую совокупность идейно-политических пози­ций, конкурирующих между собой за влияние на аудиторию, когда, наконец, в условиях политического плюрализма действует несколько политических группировок (партий, союзов, блоков, фронтов и т.д.), пе­ред каждым журналистом стоит задача: определиться в своих позициях, «перевести» свои неосознанно, под влиянием конкретных обстоя­тельств жизни складывающиеся симпатии и антипатии, склонности и предпочтения на уровень сознательно выбранных и последовательно отстаиваемых позиций. При этом принципиально важно избегать догма­тического окостенения раз принятой линии поведения, равно как и от­клонений в своих позициях, вызванных конъюнктурой, следованием за политической модой.

Журналисту необходимо развивать свою деятельность по двум направ­лениям: во-первых, расширять горизонты осмысливаемых явлений жизни, все глубже проникая в ее закономерности; во-вторых, внимательно сле­дить за происходящими существенными изменениями, требующими коррекции ранее принятой линии поведения. Эти направления деятельно­сти характеризуют творческое наполнение, содержание партийной пози­ции журналиста.

Социально-групповой аспект партийности, как уже отмечалось, за­ключается в сознательном представлении журналистом интересов тех со­циальных слоев и групп (классовых, национальных, региональных, про­фессиональных, возрастных и т.д.), которые, по его мнению, являются носителями прогрессивных тенденций в общественном развитии, или ин­тересы которых нуждаются в защите в силу ущемления их прав и свобод, или которые по каким-либо иным причинам, с его точки зрения, необхо­димо представить через средства массовой информации. Чтобы иметь уверенность и весомые аргументы при защите интересов представляемых журналистом тех или иных групп, надо максимально глубоко разбираться в социальной сущности, месте, роли и значении этих групп в жизни со­временного общества, постоянно развивать и совершенствовать это зна­ние. В ходе представления интересов групп может обнаружиться, что од­ни из них следует действительно отстаивать, другие - «поправлять», а третьим и вовсе противостоять. Например, из огромной совокупности ин­тересов квалифицированных рабочих всяческой поддержки заслуживает стремление к профессиональному росту, развитию технической и общей культуры, но при этом «поправок» требует стремление отдалиться от дру­гих слоев рабочих и оказывается вовсе неприемлемым резкое противо­поставление себя менеджерам и предпринимателям. Поэтому партийная позиция журналиста вовсе не требует безоглядного следования стихийно проявляющимся формам и направлениям деятельности тех групп, чьи по­зиции в принципе представляются ему исторически прогрессивными. А общегуманистическая «составляющая» позиции, стоит напомнить, пред­полагает, что отстаивание «частных» интересов требует учета «общих», стремления сопрягать частное с общечеловеческим. А для этого требует­ся знание, воля и талант.

В процессе самоопределения в жизни общества, разделенного на множество групп, сложно взаимодействующих между собой, журналист сталкивается с различными политическими организациями, выступаю­щими представителями интересов тех или иных групп, и прежде всего с политическими партиями, названия которых нередко содержат прямые указания на их социально-классовую ориентацию (крестьянская пар­тия, рабочая, мелких сельских хозяев и т.д.), хотя чаще свое название партии определяют по идейным основам (либеральная, христианская и т.д.) или каким-то иным свойствам (демократическая, народная, рес­публиканская и т.д.).

В своих исканиях верной социальной позиции и соответствующей ей идеологической концепции журналисты, как и все политически активные люди, ищут союзников и единомышленников, а это ведет к объединению.

Так проявляется организационно-институциональный аспект партийно­сти. Журналисту как общественному деятелю необходимо определиться среди тех группировок, партий, объединений, союзов, фронтов и других организаций, которые выступают на арене общественной жизни со свои­ми платформами, программами, идеологическими концепциями. Часто ему приходится иметь дело с многообразным миром политических сил, каждая из которых по-своему отражает интересы тех или иных групп об­щества. Он сталкивается с множеством изданий, программ, по-разному связанных с партийными группировками. Одни открыто выступают как органы различных организаций (государственных, партийных, профсоюз­ных, объединений предпринимателей, кооперативов и т.д.), как бы явля­ясь официальными представителями их в сфере массово-информацион­ной деятельности; другие являются официозными изданиями, близкими по своим позициям к тем или иным организациям; третьи - независимы­ми, для которых характерно отсутствие явных признаков связи с какими-либо общественными объединениями. Обычно таким изданиям и про­граммам свойственна широта взглядов, не укладывающихся в рамки какой-либо одной принятой партийной позиции. Однако, не будучи при­надлежащими ни к каким официальным или официозным органам, такие издания и программы «сами себе партия».

Определение своей позиции в организационно-институциональной сфере для журналиста может быть различным. Если обратиться к са­мым характерным проявлениям партийности в организационно-инсти­туциональной сфере, то выбор можно остановить на таких основных вариантах.

Первый. Журналист, разделяющий программные и организационные установки партии (является ли он членом партии, не имеет существенно­го значения), руководствуется ими в своей деятельности и тем самым проводит в журналистике линию партии. Таким образом, он выступает от имени определенной партии, причем может делать это открыто, опреде­ленно, «называя вещи своими именами», или же проводить партийную линию (особенно в трудных для партии условиях работы) без явного ука­зания, позиций какой партии он придерживается.

Второй. Политическая линия организации (партии, фронта, союза, ас­социации) недостаточно четко определена или внутри нее действуют раз­ные фракции, группировки, объединения; журналист имеет большее «пространство» при определении позиции по тому или иному вопросу, так как линия организации или «размыта», или имеет несколько вариан­та. И если в первом случае журналист берет на себя вполне доброволь­но ответственность за творческое и эффективное проведение позиции партии, то во втором он ответствен за выбор наилучшего и наиболее точного способа реагирования на явления жизни, хотя и в рамках определенного «пространства» позиций входящих в организацию сил.

Третий. Журналист, занимая независимую от каких-либо политических организаций позицию, сам выбирает линию поведения в той или иной си­туации общественной жизни. При этом она может частично или полностью совпадать с позицией какой-то партии, но может содержать и вполне ори­гинальные идеи. Это тоже партийная позиция, так как в ней определенным образом выражены интересы какой-либо социальной группы (или обще­ства в целом). И вокруг этой позиции (что бывает нередко) может сфор­мироваться группа сторонников, положив тем самым начало новой поли­тической группировке, способной в дальнейшем стать партией.

Таким образом, идя по пути осознания общественной жизни как вза­имодействия (сотрудничества или столкновения) большой совокупнос­ти различных социальных групп (классовых, национальных, региональ­ных, возрастных, профессиональных и т.д.) к формированию своей позиции, выражающей интересы тех или иных групп (при этом неизбеж­но возникает согласие с одними интересами, нейтральное отношение к другим и неприятие третьих), журналист должен определить и свое ме­сто среди множества действующих политических организаций. В ходе этого самоопределения в мире социальных групп и политических сил неизбежно формируется идейно-гносеологическая сторона партийной линии журналиста.

Идейно-гносеологический аспект партийности как раз и проявляет­ся в системе мировоззренческих представлений журналиста, в совокуп­ности его идеологических ориентиров, определяющих подходы к пони­манию и оценке явлений жизни, к выдвижению перспектив социального развития и путей достижения целей, соответствующих интересам, кото­рые он выражает.

Характер идей, присущих тому или иному журналисту, может быть очень разным в мировоззренческом отношении (разные формы идеализ­ма, агностицизма, материализма; причем они могут быть выражены в раз­ных системах - неотомизм, кантианство, экзистенциализм, прагматизм, марксизм и т.д.) и по-разному выражать интересы представляемых им со­циальных групп. Это зависит от понимания журналистом общества как со­циальной системы, движущих сил и направленности его изменения и раз­вития, места и роли в социальных процессах различных групп общества. Каждый журналист по-своему может видеть место в жизни общества ра­бочих и предпринимателей, крестьян и интеллигенции и, представляя ин­тересы одного из этих слоев, по-разному их осмысливать. Это могут быть и интуитивно выявляемые, неявно выраженные, отрывочные, несистема­тизированные представления. Но в таком случае и гносеологические, со­циально-познавательные черты творческого метода журналиста окажутся расплывчатыми, зависимыми от множества часто случайных влияний и факторов. А отсюда - неточности и ошибки в оценке явлений действи­тельности, в формулировании выводов и социальных требований.

Недостаточная определенность, размытость идейных основ позиции журналиста часто проявляется в периоды социальных кризисов, требующих переосмысления, а нередко и глубоких изменений в идеологических концепциях. Однако такие необходимые этапы следует отличать от принципиальной идейной неопределенности, эклектической «лоскутности», бесперспективного скептицизма. Здоровая тенденция в идей­ной сфере - стремление к определенной и целостной системе взглядов и позиций, к строго очерченной идеологической линии, последователь­но выражающей действительные, верно понятые интересы представля­емых журналистом социально-классовых сил в перспективе гуманисти­ческого развития.

Не случайно в общественной жизни очень часто именно орган журна­листики оказывается «знаменем», вокруг которого собираются сторонни­ки определенных взглядов, а борьба различных сил наиболее ясно про­является как раз в журналистике. И успешной, привлекательной для одних и вызывающей отрицательную реакцию других, оказывается дея­тельность именно таких изданий и программ, которые стремятся занять и отстаивать четкую идейную позицию.

Поэтому журналист оказывается идеологическим деятелем, носите­лем и пропагандистом определенных общественных идей. Его идейность проявляется в возможно более строгом следовании принятой системе взглядов, касающихся понимания характера движущих сил обществен­ного развития, социальных идеалов, соответствующих им целей и путей их достижения. При этом идейность предполагает концептуальную цело­стность убеждений, стремление к ясности и последовательности выра­жения взглядов, что исключает эклектику и явную внутреннюю противо­речивость их составляющих. Идейность как основа творчества исключает также догматическое доктринерство, равно как и субъекти­вистский произвол.

Действительная идейность творческого деятеля журналистики про­является в способности его к критическому взгляду на собственные по­зиции и способы их реализации, к новаторскому осмыслению им жизни и выработке новых решений в изменившейся обстановке, к открытому отказу от устаревших, не отвечающих реалиям жизни идеям. Отсюда непременное условие - единство слова и дела, внутренних убеждений и характера творческой деятельности. Идейность несовместима с фана­тизмом, слепым следованием раз принятым постулатам и, конечно, с де­магогией, основанной на неискреннем использовании высоких, увлекающих массы идей и лозунгов, прикрывающих корыстные цели, чуждые подлинным интересам народа.

Вот почему естественное для журналиста стремление к объективности побуждает его встать на прогрессивные позиции (соответствующие Интересам гуманистического развития общества) и найти (принять, разрабатывать, менять при необходимости) идеологическую концеп­цию, верно выражающую и интересы всех социальных сил, и законо­мерности гуманистического функционирования и развития общества.