ОТЧЕТ

О прохождении производственной (педагогической) практики

Магистром I курса по направлению

«44.04.01 - Педагогическое образование»

Магистерская программа

«Образование в области безопасности жизнедеятельности»

ФИО магистранта

Ибаева Татьяна Губатуллиновна

Научный руководитель: доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук Гафнер Василий Викторович

Екатеринбург, 2018

ДНЕВНИК

Производственной (педагогической) практики

магистранта __1__ курса по направлениюОПОП 44.04.01 - Педагогическое образование. Образование в области безопасности жизнедеятельности.

(фамилия, имя, отчество)

Место прохождения практики: Уральский государственный педагогический университет. Факультет безопасности жизнедеятельности.

Сроки прохождения практики: 15.01.2018 – 25.03.2018;

21.05.2018 – 03.06.2018

Руководитель практики: заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности

Гафнер Василий Викторович

(должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество)

Индивидуальный план работы магистранта

________ Ибаева Татьяна Губатуллиновна ____

(фамилия, имя, отчество )

Дата Содержание деятельности Форма отчетности Отметка о выполнении Подпись руководителя
15.01 Установочная конференция: ознакомление с задачами и содержанием практики, организационные вопросы Участие в работе конференции
17.01-17.02 Присутствие на занятиях педагогов эссе
18.02-25.03 Проведение занятий Конспекты занятий
18.02-25.03 Проведение контрольных и диагностических мероприятий Аналитический отчет
18.02-25.03 Анализ среды образовательного учреждения Аналитический отчет
21.05-03.06 Подготовка отчета Составление отчета по практике


Магистрант______________________ ФИО Ибаева Т.Г.


Отчет о прохождении производственной (педагогической) практики

________________Ибаева Татьяна Губатуллиновна ______________

(фамилия, имя, отчество )

Сроки и место прохождения практики: с 15.01-25.03. 2018г. _и с 21.05-03.06.2018г. Уральский государственный педагогический университет Факультет безопасности жизнедеятельности.

Виды работ, выполненные в период практики: в период прохождения производственной (педагогической) практики познакомилась с организационной структурой и основными направлениями деятельности университета, посетила занятия преподавателей, разрабатывала конспекты занятий и проводила на практике, где применялись современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса (кейс-технологии, тренинговые технологии); кроме этого разрабатывались - учебно-технологическая карта, индивидуальный образовательный маршрут и т.д.

Личностно-профессиональные изменения, произошедшие за время практики (личностно-профессиональный рост, расширение жизненного опыта, повышение мотивации учебной деятельности, формирование представления о будущей профессии и т.п.): произошло развитие профессиональной компетентности как педагога, личностно-гуманистической ориентации, системного видения педагогической реальности, овладение педагогическими технологиям и способностью к интеграции с педагогическим опытом, расширение жизненного опыта.

Профессиональные знания и навыки, полученные в ходе практики: повторила и закрепила теоретические знания, расширила и повысила основные профессионально-педагогические умения, навыки; вспомнила основы владения педагогическими технологиями и педагогической техникой; узнала современные методы мониторинга в процессе педагогической деятельности; проявила творческое мышление, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, исследовательский подход к ней; появились потребности в педагогическом самообразовании, самосовершенствовании.

Трудности, возникшие в ходе практики:

организационные: практика на базе университета отнимает много времени от постоянного места работы, работодатель неохотно идет на встречу

содержательные : возникли сложности преподавания в студенческой среде, так как до этого была ориентирована на школьников. У школьников урок 40 минут, у студентов 1,5 часа, это существенно по нагрузке на преподавателя, кроме этого манера изложения для школьника и для студента различается, студенты быстрее «схватывают» материал, быстро записывают и времени на это у них уходит меньше чем у школьника, было тяжело правильно распределить время занятия.

другие_____________________________________________________________

___________________________________________________________________

Оценка собственных перспектив профессионального развития: благодаря своей целеустремленности, нежеланием останавливаться на достигнутом, активной жизненной позиции, коммуникабельности я стремлюсь реализовывать на практике свои идеи и замыслы, постоянно повышать собственный образовательный уровень, свое педагогическое мастерство, осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому школьнику. Овладение новыми образовательными технологиями, формами и методами преподавания, дает мне хорошую перспективу применения их в своей профессиональной деятельности и дальнейшему профессиональному росту.

Заключение ответственного руководителя практики о работе студента(технические навыки, охват работы, качество, активность, дисциплина)

Примеры характеристик студента с места практики

За время прохождения производственной практики в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Колледж искусств» студентка _________________ проявила себя дисциплинированной, стремящейся к получению знаний, навыков и умений, необходимых в данной области управления. Основной задачей её практической работы стало ознакомление с основными аспектами работы отдела кадров колледжа. Под руководством опытного специалиста, начальника отделов кадров колледжа изучала основные законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по управлению персоналом; трудовое законодательство; структуру и штат предприятия, его профиль, специализацию и перспективы развития; кадровую политику и стратегию предприятия; порядок составления прогнозов, определения перспективной и текущей потребности в кадрах; источники обеспечения предприятия кадрами; состояние рынка труда; системы и методы оценки персонала; методы анализа профессионально квалификационной структуры кадров; порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением; порядок формирования и ведения банка данных о персонале предприятия; методы учета движения кадров, порядок составления установленной отчетности; возможности использования современных информационных технологий в работе кадровых служб.

Несмотря на короткий срок прохождения практики ___________ проявила себя активной, дисциплинированной студенткой, смогла охватить очень большой объем необходимой информации. Помогала оформлять личные дела вновь принятых сотрудников. Изучала основы работы с информационно-правовыми системами « Гарант» и « Консультант».

Ко всем заданиям своей производственной практики ______________ относилась очень ответственно, поручения с документами выполняла аккуратно. Практическая работа ____________ заслуживает высокой оценки.

За время прохождения практики ознакомилась со структурой организации, порядком ведения кадрового делопроизводства, учета и хранении документов. Принимала участие в подготовке документов.

В отношении профессиональных качеств _____________ проявила себя как человек компетентный, исполнительный, аккуратный, ответственно относится к порученным заданиям. Умело применяет теоретические знания, полученные в период обучения в практической деятельности ______________ внимательна при работе с документами, легко ориентируется в их содержании. Владеет навыками работы за компьютером, которые использовала при составлении различных документов.

В межличностных отношениях вежлива, общительна, легко приспосабливается к работе в коллективе.

В период прохождения практики ___________________ проявила себя дисциплинированным и ответственным сотрудником. Четко соблюдала распорядок рабочего дня компании, следовала поставленным указаниям, заданиям.

Изучала процесс управления персоналом компании, применяла теоритические и практические навыки в работе. В процессе студентка имела возможность не только изучать документацию, но и принимала участие в её составлении, чем показала высочайшую степень знаний в области кадрового документооборота.

По моему мнению ______________ показала хорошие знания теории на практике.

Стандартная характеристика содержит следующие сведения:

1. Имя, отчество и фамилии сотрудника, дата рождения, образование.

2. Указывается место работы, с которого выдается характеристика, называются должности, которые занимал сотрудник, за время работы в данной компании, и обязанности, которые он выполнял.

3. Указываются положительные качества сотрудника (личные и деловые); сведения о поощрениях и наградах.

4. Сведения о курсах повышения квалификации, которые прошел сотрудник, а также его участие в различных проектах компании.

5. Указывается, для каких целей и для кого выдается характеристика.

Пример характеристики на сотрудника

ХАРАКТЕРИСТИКА

На маркетолога ООО «ДаунТаун» Иванова Николая Евгеньевича

Иванов Николай Евгеньевич 1985 года рождения. В 2007 году закончил с отличиемГосударственный Университет Гуманитарных Наук.

Работает на должности маркетолога с октября 2009 года.

За время работы проявил себя как квалифицированный специалист. Является настоящим профессионалом, умело руководит вверенным ему направлением, пользуется заслуженным уважением среди сотрудников.

Н. Е. Иванов постоянно повышает свой профессиональный уровень: посещает тематические мероприятия, тренинги и семинары, читает специализированную литературу, ответственно и серьезно относиться к выполнению должностных обязанностей.

Руководство компании выделяет постоянное стремление Н. Е. Иванова к профессиональному развитию: в настоящее время он получает дополнительное профессиональное образование по специальности «управление персоналом».

За добросовестное отношение к работе награжден грамотой «Лучший сотрудник 2009».

В общении с коллегами дружелюбен и внимателен. За время работы внедрил конкретные предложения, которые оказали благотворное влияние на деятельность компании.

Характеристика выдана для представления по месту требования.


Андреев

А. А. Андреев

Дата, печать
Пример характеристики на студента

ХАРАКТЕРИСТИКА

Иванова Николая Евгеньевича
1985 года рождения, украинца, образование высшее

Иванов Н.Е. - выпускник инженерно-экономического факультета киевского Национального Университета Технологи и Дизайна. За время обучения проявил себя как старательный студент, постоянно повышал свой профессиональный уровень. Иванов Н.Е.. неоднократно принимал участие в научных конференциях. Выступал с содержательными докладами по тематике маркетинга. Выпускник также принимал участие в межуниверситетской студенческой конференции «Новое поколение Маркетологов», где выступил с темой: «Падение медиа-бюджетов в условиях финансового кризиса».

Иванов Н.Е.. с первого курса работал над темой дипломной работы «Интернет-маркетинг». Дипломная работа показывает, что выпускник прекрасно ориентируется в исследованном материале и свободно владеет теоретическими основами, удачно соединяет теорию с практическим анализом реальных компаний.

Следует отметить, что Иванов Н.Е.. печатался в журналах «Выпускник», «Молодые Предприниматели».

Выпускник требователен к себе, пользуется уважением среди товарищей и преподавателей факультета.

Декан инженерно-экономического факультета
Сидорова

Л. К. Сидорова

Выпускник инженерно-экономического факультета Государственного Университета Гуманитарных Наук (специальность: маркетинг, дневная форма обучения). Дата, печать

Пример характеристики на студента с места практики

ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Название практики: преддипломная.

2. Место прохождения практики:
ООО «ДаунТаун»,
г. Москва, ул. Тимура Фрунзе 2. оф. 1,
тел. (044) ___ __ __

3. Выполняемая студентом работа на предприятии (подразделении):
Изучение внутренней документации компании (документы по кадрам, внутренние процедуры, должностные инструкции), изучение опыта работы компании «ДаунТаун», анализ деятельности предприятия, знакомство с отчетностью и планами компании.

4. Оценка прохождения практики (деятельности студента) руководителем предприятия (подразделения):
Иванов Николай Евгеньевич за время прохождения преддипломной практики показал хороший теоретический уровень подготовки в вопросах управления предприятием. Всю порученную работу выполнял добросовестно. Стремился приобретать новые знания, чтобы быть еще более полезным. В целом работу Николаева Н. А. можно оценить на «отлично».

5. Время прохождения практики:
Прибыл ______________
Убыл ________________

Генеральный директор ООО «ДаунТаун»
Музафаров

С. Г. Музафаров

Настоящая характеристика выдана студенту Государственного Университета Гуманитарных Наук Иванову Николаю Евгеньевичу.

Характеристика студента с места практики - это документ, прилагаемый к отчету о преддипломной или производственной практики. Она составляется ответственным лицом организации или руководителем студента. Но, как правило, руководитель доверяет студенту написать на себя характеристику самостоятельно. Рассмотрим ее содержание основные требования к оформлению.
Что пишут в характеристике на студента?

Заголовок с указанием места прохождения, информация об организации и ее реквизиты
Эта информация должна быть юридически достоверна.

Информация о сроках прохождения практики
Может располагаться в произвольном месте характеристики (см. ниже).

Описание должностных обязанностей студента
Пример: В обязанности практиканта Петрова В.Д. входило составление трудовых договоров, проверка анкетных данных сотрудников организации, работа с бухгалтерскими документами и оформление архивной документации.

Характеристика теоретических знаний студента и приобретенных им практических навыков
Пример: Практикант Иванов А.Б. успешно применял полученные в Университете теоретические знания для выполнения заданий на производстве. Помимо этого,
в период прохождения практики студент изучил структуру предприятия и координацию отделов, освоил основные принципы документооборота, составления отчетности и договоров.
Оценка выполненной студентом работы
Пример: Руководство организации ООО "Образец" положительно оценивает работу студента Петрова П.С. в период с ___ по ____, все поставленные задачи были им выполнены в срок с соблюдением требований к качеству исполнения.

Характеристика профессиональных качеств студента
Проявляет внимательность к мелочам, особенно к финансовым документам. Работоспособен, исполнителен. Компетентен в профессиональной сфере.

Оценка личных качеств практиканта
Пример: Общителен, дружелюбен, проявляет инициативу, стремится помогать коллегам и работать в команде.

Итоговая оценка
Пример: Результаты работы студента Петрова В.Г. в рамках производственной практики заслуживают оценки "отлично".

Печать, дата, подпись руководителя
Подпись должна быть заверена в отделе кадров.

Отметим, что недостатки и недочеты, в отличие от рецензии на дипломную работу, указывать необязательно.
Пример характеристики с места практики

Другие примеры смотрите ниже.

Характеристика

На студента Кафельникова Михаила Львовича, проходившего практику во ФГУП "Электроавтоматика" с 11.04.11 по 28.04.11.

Студент Кафельников М.Л. проходил практику в отделе разработки и внедрения автоматизированных систем. За время производственной практики на Кафельникова М.Л. были возложены следующие обязанности:

Составление конструктивных схем сбора двигателей малой мощности.
Систематизация отчетной документации.
Доработка чертежей базовых деталей производственного оборудования.

В течение всей практики Кафельников М.В. показал себя исключительно с положительной стороны. Личные качества проявлялись в умении найти общий язык с коллегами в решении поставленных задач. Отличается коммуникабельностью и инициативностью. Целеустремлен, всегда доводит решение поставленных задач до конца.
Успешно применял полученные в университете теоретические знания в области машиностроения, закрепляя и развивая их в процессе производственной практики.

За время работы студент освоил и закрепил следующие практические навыки:

Составление проектных чертежей.
Монтаж базовых частей промышленного оборудования.
Корректировка рабочих параметров производственных установок.

Также практикант получил опыт работы в инженерном коллективе (работа в команде).

Оцениваю работу студента Кафельникова М.В. в течение всего срока практики на "отлично" и рекомендую его к зачислению в производственный штат предприятия по окончании университета.

Главный инженер ФГУП "Электроавтоматика", доктор технических наук, профессор Белобородов С.В.

ББК: 74.5 УДК: 378.147.88

Исакова Т.Б., Исхаков Р.Х.

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНИВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКИ

IsakovaT.B., IskhakovR.H.

PERSON-ORIENTED APPROACH IN THE EVALUATION OF THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE STUDENT IN THE CONDITIONS

Ключевые слова: личностно ориентированный подход, практика, профессиональные компетенции, профессиональное становление, рефлексия, самооценка.

Keywords: learner-centered approach, practices, professional competence, professional formation, reflection, self-evaluation.

Аннотация: в статье описывается личностно ориентированный подход в оценивании профессионального становления студента себя как специалиста в условиях практики. В статье представлены критерии личностной самооценки студента себя как специалиста в условиях практики.

Abstract: the article describes the learner-centered approach in the evaluation of the professional development of the student himself as a specialist in the conditions of practice. The article presents the criteria of personal self-assessment the student himself as a specialist in the conditions of practice.

В центре внимания современной педагогической науки и практики находится процесс социального и профессионального становления молодежи, связь формирования социально-значимых личностных качеств молодого человека с профессиональной подготовкой. Эта идея сформулирована в Концепции

модернизации российского образования.

Смена когнитивной и деятельностной парадигм образования на компетентностно-контекстную и личностно-развивающую обуславливает необходимость разработки и применения новых форм и методов организации учебно-познавательной

деятельности студентов. Актуальным становится использование методик, стимулирующих обучение посредством действия, обмена опытом, творческого решения проблем, представления креативных идей, исследования ролевых моделей.

Компетентностный подход усиливает практическую ориентированность

образования, его прагматический,

предметно-профессиональный аспект. Такой подход демонстрирует

необходимость подтверждения знаний умениями.

Центральное место в организации образовательного процесса должно отводится практике. Во время учебно-ознакомительной практики происходит первичное непосредственное знакомство с организацией будущей профессиональной деятельности, при этом будущие профессионалы не пассивно наблюдают, а активно анализируют данную

деятельность. Перед прохождением практики студенты, наряду с другими заданиями, получают установку на анализ достоинств и недостатков организации процесса профессиональной деятельности. Результаты своих наблюдений

практиканты фиксируют в дневнике практики, где отводятся специальные графы для замечаний и предложений. Кроме того, опыт учебно-ознакомительной практики является прекрасным уроком для будущего специалиста, так как

он получает возможность учиться на чужих успехах и неудачах, что в дальнейшем, в производственной практике, поможет ему достигать наилучших результатов. Таким образом, учебно-ознакоми-тельная практика

практика способствует развитию умений наблюдать за процессом, конструктивно оценивать его, анализировать, сравнивать, обобщать наблюдаемые феномены, что является составляющим культуры самообразования.

Следующий этап работы

предполагает самостоятельное

переосмысление выявленных проблем, анализ причин их возникновения, предложение способов их устранения и профилактических мер. Для

осуществления указанных видов деятельности необходимо проявить поисковую активность, актуализировать знания, провести сбор и анализ теоретического материала, проявить проектировочные и конструктивные способности. На этом этапе разрабатывается проект решения одной из профессиональных проблем, который в дальнейшем представляется на

конференции, предваряющей

производственную практику.

Конструктивная критика предложенных проектов позволяет предварительно откорректировать их, что помогает достичь наилучших результатов при их апробации. Далее происходит

исследование эффективности

предложенного проекта решения профессиональной проблемы на практике.

Во время производственной практики студенты не просто упражняются в проведении различных видов профессиональной деятельности, они приобретают первый опыт исследовательской, экспериментаторской, новаторской деятельности.

Производственная практика завершается конференцией, на которой излагаются результаты деятельности, организуется обмен мнениями о проведенной работе. Ценность этого этапа работы в плане развития культуры самообразования состоит в возможности иметь первую

практику анализа, систематизации и обобщения результатов собственной деятельности.

Более того, современное

профессиональное образование по подготовке специалистов

профессиональной сферы «Человек-Человек» тенденциозно направлено на формирование у студентов компетенций по личностно ориентированному подходу в своей будущей профессиональной деятельности.

Это возможно, если во время практики реализуется личностно ориентированный подход по отношению к клиентам, с которым взаимодействует наш студент-практикант. Мы студентов ориентируем на то, что бы они учитывали при работе с клиентами их типологические особенности при решении их проблем. Данный концепт всеми осознаваем и понимаем и есть положительная динамика в

профессиональном становлении студентов как специалистов.

Но в настоящее время актуализируется и другой концепт. Очень важно не только то, что происходит с клиентом на его личностном уровне, но и что происходит со студентом уже на его личностном уровне после

взаимодействия и взаимоотношений с клиентом, то есть после оказании помощи клиенту в целом или после единичного акта действия. С одной стороны, клиент получает профессиональную помощь и испытывает в итоге удовлетворение или не удовлетворение своих потребностей на личностно-социальном уровне и, с другой стороны, студент то же получает удовлетворение или не удовлетворение от выполненной им работы, но уже на личностно-профессиональном уровне. В студенте происходят, на сознательном или на бессознательном уровне, профессио-нально-личностные изменения.

В связи с этим практика, как составляющая учебного процесса, меняет свои содержательно-организационные концепты, усиливая ее личностную значимость в профессиональном

становлении студентов как специалистов1

На основании этой концептуальной позиции должны измениться подходы к критерию оценивания степени успешности прохождения студентом практики.

Акцент оценивания сменится с контрольно-оценочных параметров, на личностно-ориентированные.

Внешняя оценка осуществляется специалистами, которые по роду своей деятельности отвечают за

профессиональное становление студентов как специалистов. Она всегда субъективно, зависит от многих профессиональных, личностных,

ситуационных влияний на данную оценку. Очень важно насколько сам студент оценивает свой уровень готовности к будущей профессии. Очень важны его субъективные ощущения по отношению себя как специалиста, профессионально-личност-ные переживания по поводу своей готовности к будущей работе. Это возможно при проведенной личностной рефлексии, а точнее профессионально-личностной рефлексии2.

При профессиональной подготовке специалистов в условиях вуза возникает необходимость организации помощи в профессионально-личностной рефлексии студентов.

Главный вопрос не сколько «чего сделал и как сделал», а как личностно повлияло то «чего и как сделал» студент на него самого как будущего специалиста.

На каждом этапе определенного вида практики происходит не только профессионально-когнитивное, но и личностно-про-фессиональное приращение.

Для успешной организации практики необходимо откорректировать рабочие программы по практике -

1 Галагузова, М.А. Интегративно-дифференцированная профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: научно-практический аспект: моногр. / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова. - М.: ВЛАДОС, 2010.

2 Двоеглазова, М.Ю. Особенности реализации личностной рефлексии субъектом // Образование и наука: достижения, задачи и перспективы / М.Ю. Двоеглазова - Мурманск: МГИ, 2004. -С. 10-14.

добавить анкеты по личностной самооценке студента себя как специалиста в условиях практики.

Управленческая система любого учреждения по социальной защите это

есть изначально производство, где присутствует взаимодействие,

взаимоотношение, посредничество между основными участниками (специалист, клиент), где есть система номенклатур служебных документов, где есть организационно-исполни-тельная система, где социальная помощь реализуется через нормативно-правовую систему

законодательных документов и все это является содержанием системы

профессиональных компетентностей

специалистов.

Критерии оценивания личностно-профессионального изменения студента как будущего специалиста должны отражать основные базовые

производственных умения, которые относятся к категориям профессиональной компетенции: коммуникативных,

правовых, организационно-

управленческих, документных,

консультационно-информационных.

Организационно-содержательно личностно-профессиональную рефлексию можно реализовать на основе личного анкетирования студента по этим критериям.

Структура заданий должна быть системной, выстроена с учетом принципа динамизма.

Студенты отвечает на поставленные структурированные вопросы на основе своих субъективных ощущений.

Орган изац ионн о-управл ен ческая компетенция

Студент оценивает себя на основе понимания сущности данной

компетенции: клиенту можно помочь, если студент знает, как организовать

административно - исполнительскую (таблица 1). реализацию спроектированной помощи

Таблица 1 - Степень сформированности организационно-управленческой компетенции

1 Степень уверенности в способности самостоятельно спроектировать и организовать исполнительскую реализацию этой помощи Высокая Низкая Затрудняюсь ответить

2 Вы уверенно себя чувствуете при обращении к вышестоящему должностному лицу или специалисту из другого ведомственного учреждения Да Нет Затрудняюсь ответить

3 Вы владеете знаниями, умениями и навыками сильной аргументации при обращении к вышестоящему должностному лицу или специалисту из другого ведомственного учреждения Да Нет Затрудняюсь ответить

4 Способны ли принимать ответственные решения по отношению к другим людям Да Нет Затрудняюсь ответить

5 Сформированы ли волевые качества, способствующие завершению начатого дела по оказанию социальной помощи Да Нет Затрудняюсь ответить

6 Вы способны убедить клиента в необходимости выполнения рекомендаций специалистов по решению его социальной проблемы Да Нет Затрудняюсь ответить

7 Какие качества необходимы для успешного управленца

Правовая компетенция

Студент оценивает себя на основе понимания сущности данной компетенции: клиенту (ребенку) можно помочь на основе знаний государственной законодательной

системы социальной защиты; без знаний законов, решение проблемы останется только на уровне эмоциональных переживаний (таблица 2).

№ п/п Вопросы Ответы (нужное подчеркнуть)

1. К ак часто при решении проблемы Вы применяли законы Часто Редко Никогда

2. Появилась ли уверенность в социальной защищенности самого себя на примере решения социальной проблемы клиента Да Нет Затрудняюсь

3. Появилась ли уверенность, что законы действенны и работают в нашем государстве Да Нет Затрудняюсь

Таблица 2 - Степень сформированности правовой компетенции

4. Уровень правовой компетентности до Изменился Не Затрудняюсь

практики и после практики изменился положительно изменил ся

Служебно-документная компетенция

Студент оценивает себя на основе понимания сущности данной компетенции:

помощь будет реализована, если студент знает, как документально оформить нормативно-правовое оказание помощи (таблица 3).

Таблица 3 - Степень сформированности служебно-документной компетенции

№ п/п Вопросы Ответы (нужное подчеркнуть)

1 Степень уверенности при заполнении служебного документа Высокая Средняя Низкая

2 Я получаю удовольствие от правильно оформленного служебного документа Да Нет Затрудняюсь ответить

3 Правильно оформленный документ является условием успешности решения социальной проблемы клиента Да Нет Затрудняюсь ответить

4 Аккуратность оформления служебных документов сформировало мою внутреннюю дисциплину Да Нет Затрудняюсь ответить

Консультационно-информационная компетенция

Студент оценивает себя на основе понимания сущности данной компетенции: способность на основе теоретико-

практических знаний проконсультировать клиента по его проблеме, дать адекватно целесообразные рекомендации, приводящие к положительному исходу решения его проблемы (таблица 4).

Таблица 4 - Степень сформированности консультационно-информационной компетенции

№ п/п Вопросы Ответы (нужное подчеркнуть)

1 Достаточно ли вы владеете логикой консультирования клиентов по его социальной проблеме Да Недостаточно Затрудняюсь ответить

2 Насколько вы выдержаны и спокойны при консультировании клиентов Выдержан Не выдержан Затрудняюсь ответить

3 Насколько вы сильно эмоционально сопереживаете с клиентом по его проблеме Сильно Нисколько Умеренно

4 Вы владеете знаниями, умениями и навыками сильной аргументации о необходимости исполнения клиентом профессиональных рекомендаций Да Нет Затрудняюсь ответить

5 Учитываете ли при консультировании типологические особенности клиента Да Нет По необходимос ти

насколько для вас важен жизненный опыт клиента необходимос ти

7 Происходит ли обогащение вашего жизненного опыта знаний людей при консультировании клиентов по различным социальным проблемам Да Нет Затрудняюсь ответить

Коммуникативная культура

Студент оценивает себя на основе понимания сущности данной компетенции: правильно воспринять, преобразовать и

сформулировать проблему, выраженную клиентом (ребенком) как обычно на основе его эмоционально-личностного

переживания своей проблемы.

Таблица 5 - Степень сформированности коммуникативной культуры

№ п/п Вопросы Ответы (нужное подчеркнуть)

1 Мне нравится общаться с клиентом Да Нет Затрудняюсь ответить

2 Степень уверенности в том, что вы сможете наладить коммуникацию с клиентом по решению его проблемы Высокая (сразу создаю контакт) Средняя (не сразу, но создаю контакт с клиентом Низкая (не стремлюсь создавать контакт с клиентом)

3 Было ли у вас чувство пренебрежения (призрения, брезгливости) какому либо клиенту Нет, никогда Иногда Да

4 Ждете ли вы эмоциональной реакции от клиента за выполненную (оказанную помощь) работу Всегда жду Никогда не жду, мне этого не надо Иногда

5 Какую обратную реакцию вы получали от общения клиентом Положител ьную Негативную Безразличную

6 Вы избегаете на прямую взаимодействовать с клиентом Нет Иногда Да

7 В чем основа вашей уверенности / неуверенности общения с клиентом

Итоговую личностную самооценку провести в таком варианте (таблица 6). студенту себя как специалиста можно

Таблица 6 - Самооценка личностных умений

№ 1. Личностные умения качества Нужное подчеркн уть

1 Умение четко ставить цели и соблюдать этику общения 1 2 3 4 5

2 Умение говорить с человеком на его языке, придерживаться согласованной и понятной собеседнику терминологии, не употреблять неизвестных ему терминов 1 2 3 4 5

3 Умение наблюдать и чувствовать эмоциональное состояние клиентов (детей), учитывать их потребности и интересы 1 2 3 4 5

4 Умение соблюдать стадии общения, социальную дистанцию 1 2 3 4 5

5 Умение грамотно ориентироваться во времени общения: не затягивать консультацию ил общение, умение вовремя закончить диалог, сохранив доверительные отношения с клиентом (ребенком) 1 2 3 4 5

6 Умение сопереживать и понимать проблемы клиента (ребенка) 1 2 3 4 5

7 Умение быть искренним и открытым в общении 1 2 3 4 5

8 Умение быть спонтанным и активным в профессиональном общении 1 2 3 4 5

9 Умение проявлять конгруэнтность. Поведение не противоречит внутреннему содержанию 1 2 3 4 5

10 Умение испытывать неподдельный интерес к людям 1 2 3 4 5

11 Умение поддерживать человека и побуждать, воодушевлять его на решение проблемы Продолжение 1 2 3 4 5 5 таблицы 6

12 Умение прогнозировать свое поведение и его последствия 1 2 3 4 5

13 Умение брать ответственность на себя и когда необходимо передавать ее самому клиенту (ребенку) 1 2 3 4 5

14 Умение активно слушать 1 2 3 4 5

15 Уметь справляться с своими чувствами - обидой, раздражением, виной 1 2 3 4 5

16 Уметь предотвращать конфликты и конструктивно с ними справляться 1 2 3 4 5

17 Умение мотивировать на изменение неконструктивного поведения 1 2 3 4 5

18 Умение справляться со стрессом, преодолевать трудности и разочарования без разрушения себя и сохраняя позитивную жизненную позицию 1 2 3 4 5

19 Уметь влиять на иррациональное поведение и закреплять позитивное поведение - конструктивно критиковать и хвалить 1 2 3 4 5

20 Уметь изменять нежелательное поведение и закреплять позитивное поведение- конструктивно критиковать и хвалить 1 2 3 4 5

21 Умение уважать мнение другого и не навязывать свое 1 2 3 4 5

22 Умение не проявлять излишнего любопытства, не нарушать границ частной жизни 1 2 3 4 5

23 Сохранять интерес к профессиональному развитию 1 2 3 4 5

2. Лист профессиональной самооценки

События, вызвавшие профессиональную гордость и удовлетворение События, вызвавшие досаду и профессиональное неудовлетворение

Можно, конечно, провести какую-то многостороннюю диагностику в конце всех видов практик, но тогда будет виден только окончательный результат, а для нас, преподавателей вуза, важно именно определить динамику профессионального становления студента как специалиста в условиях практики.

При положительной динамике студент в большей вероятности пойдет работать по специальности, при отрицательной динамике студент в меньшей вероятности пойдет работать по специальности, но если и пойдет по специальности, то принудительно, на основе неблагоприятных жизненных обстоятельств.

На основе анализа личностно-профессиональной самооценки студентом себя как будущего специалиста можно

сделать вывод о его личностной готовности к профессиональной деятельности, что позволит корректировать учебно-профессио-нальную траекторию

профессионального становления в условиях вуза.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Галагузова, М.А. Интегративно-дифференцированная профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: научно-практический аспект: моногр. / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова. - М.: ВЛАДОС, 2010.

2. Двоеглазова, М.Ю. Особенности реализации личностной рефлексии субъектом // Образование и наука: достижения, задачи и перспективы / М.Ю. Двоеглазова - Мурманск: МГИ, 2004. - С.10-14.

ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Я, Позняк Елена Николаевна, проходила педагогическую практику в СОШ №8 г. Мозыря в период с 05.09.2010 по 24.10.2010 г.

Педагогическая практика началась с установочной конференции в университете. Нам объяснили цели и задачи практики. В этот же день состоялась беседа с групповым руководителем, на которой нам рассказали основное направление педагогической деятельности студентов-практикантов: овладение методикой проведения уроков, умение активизировать деятельность учеников в урочное время.

За мной был прикреплен 9 «А» класс, в котором 27 ученика. В этом классе я проходила практику в качестве учителя-предметника.

Классным руководителем этого класса является Дайнеко Елена Владимировна. Она познакомила меня с планом воспитательной работы в 9 «А» классе.

Основная цель, которая была поставлена в начале практики – это выработать профессионально-педагогические умения и навыки.

В первую неделю я посетила уроки физкультуры у учителя-предметника Сенько И.Г. с целью изучения методики проведения уроков, ознакомления с типами, целями и задачами уроков, структурой урока, наблюдения за организацией дисциплины и поддерживанием внимания учащихся, исследования методов и приемов объяснения нового материала, организации самостоятельной работы учащихся. Посещение уроков помогло мне при подготовке и проведении своих уроков, написании планов-конспектов.

Также я посетила уроки истории, математики, истории, белорусского языка и др. в 9 «А» классе с целью ознакомления с учащимися этого класса и учеником, на которого была написана психологическая характеристика.

В соответствии с индивидуальным планом я провела 13 уроков, 11 из которых были зачетными.

В процессе проведения учебных занятий мною были приобретены профессионально-педагогические умения и навыки, включающие в себя умение на основе учебной программы и учебника конкретизировать содержание предстоящих учебных занятий и определять обучающие, развивающие и воспитательные цели урока, умение определять тип и структуру урока, умение готовить к занятиям необходимые учебно-наглядные пособия и технические средства обучения, умение оформлять план-конспект урока и других видов учебных занятий, умения и навыки использования разнообразных приемов установления порядка и дисциплины учащихся в начале урока, умение придавать работе над пройденным материалом повторительно-обучающий характер, умение использовать устные, письменные и практические упражнения по применению полученных знаний на практике и многие другие.

Также я посетила уроки, проводимые студентами-практикантами с целью наблюдения за организацией дисциплины и поддержания внимания учащихся в процессе изложения нового материала, за организацией осмысления и запоминания учащимися новых знаний на уроке, за организацией работы учащихся с учебником при закреплении нового материала, за умением практикантов ставить проблемные вопросы в процессе обучения, за умением использовать дополнительный материал в качестве приема активизации познавательной деятельности учащихся и др. Это позволило мне сравнить методику проведения своих уроков с уроками моих товарищей.

У меня сложились очень хорошие отношения с учащимися.

На протяжении всей практики я поводила методики с классом для написания психологической характеристики.

Таким образом, во время прохождения педагогической практики в школе я провела всю необходимую учебно-воспитательную работу. Педагогическая практика оказала положительное влияние на развитие моих профессиональных личностных свойств и качеств. Я научилась осмысленно применять психолого-педагогическую теорию в реальных условиях школьного обучения и воспитания. Был получен опыт в подготовке и поэтапной разработке учебных занятий, умения и навыки в определении темы, целей и задач урока, а также в правильном подборе необходимых учебно-наглядных пособий.

Главным своим достижением и успехом в ходе практики считаю приобретение педагогической уверенности и осмысленности своих действий в ходе урока, чего мне определенно не хватало на начальном и пробно-тренировочном этапах практики. Считаю, что педагогическая практика такого рода достаточно эффективна, помогает овладеть педагогической умелостью в целом; такую педагогическую практику следует продолжать использовать для подготовки будущих учителей-предметников и в дальнейшем.

После прохождения педагогической практики я отметила для себя очень много интересных вещей. Первое, это то, что мое отношение к профессии педагога изменилось в положительную сторону. Второе, вопреки тому, что я не представляла себя в роли учителя, то теперь я понимаю, что у меня для этого куча задатков.