2.1 Организация всех видов практик должна быть направлена на приобретение студентами опыта профессионально-ориентированной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

2.2 Основными видами практик у обучающихся в институте по образовательным программам высшего образования являются: учебная и производственная .

2.3 Учебные практики могут быть реализованы в формах: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, научно-исследовательская работа, исполнительская практика, творческая практика и других формах, определяемых образовательной программой.

2.3.1 Учебная практика может быть ориентирована на освоение рабочей профессии, если это является одним из видов профессиональной деятельности в соответствии с образовательным стандартом по направлению (специальности). В этом случае обучающийся может получить квалификацию по рабочей профессии.

2.3.2 Точный перечень наименований учебных практик образовательной программы указывается в рабочем учебном плане по направлению подготовки (специальности).

2.3.3 Учебная практика проводится, как правило, в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебных хозяйствах, учебно-опытных участках, полигонах, ресурсных центрах, в полевых условиях и в других вспомогательных объектах института, может также проводиться в профильных сторонних организациях на основе договоров между организацией и институтом.

2.4 Производственная практика проводится с целью закрепления знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, а также изучения опыта работы организаций, являющихся базами практик, овладения производственными навыками и передовыми методами управления. В процессе производственной практики обучающиеся приобретают профессиональные навыки и компетенции, умение адаптации к работе в коллективе и опыт организаторской деятельности.

Производственные практики могут быть реализованы в формах: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, научно-исследовательская работа, педагогическая практика, технологическая практика, исполнительская практика, творческая практика и других формах, определяемых образовательной программой.

2.5 Производственная практика может включать в себя следующие типы практик:

Практика по профилю подготовки;

Научно-исследовательская практика;

Научно-педагогическая практика или педагогическая;

Преддипломная практика и другие.

Перечень и содержание конкретных типов практик определяется образовательными программами направлений подготовки (специальностей) соответствующего профиля.


2.5.1 Практика по профилю подготовки направлена на формирование у обучающихся соответствующих компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках модулей образовательной программы по каждому из видов профессиональной деятельности. Производственная практика проводится, как правило, в организациях на основе договоров, заключаемых между институтом и этими организациями, а также в тех организациях, где, предполагается, будут работать выпускники.

2.5.2 Научно-исследовательская практика проводится в соответствии с индивидуальным заданием, подготовленным кафедрой для обучающихся и предполагает сбор различных научных материалов, а также работу по научной тематике кафедр.

2.5.3 Научно-педагогическая практика (педагогическая) проводится в институте под руководством профессоров и доцентов, а также высококвалифицированных специалистов-практиков с целью формирования педагогических навыков у выпускников.

2.5.4 Преддипломная практика - вид производственной практики, завершающий профессиональную подготовку обучающихся. Проводится после освоения студентами программ теоретического и практического обучения и предполагает сбор, систематизацию и обобщение материала, необходимого для написания выпускной квалификационной работы.

Преддипломная практика направлена на углубление обучающимися профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку готовности студентов к самостоятельной трудовой деятельности. Место проведения преддипломной практики - учреждение, предприятие, а также те организации, где, предполагается, будут работать выпускники.

2.6 В зависимости от способа организации практики делятся на выездные и стационарные . Выездные практики связаны с необходимостью направления обучающихся и преподавателей к местам проведения практик, расположенным вне территории населенного пункта, в котором расположен институт. Стационарные практики проводятся в структурных подразделениях института или на предприятиях (в учреждениях, организациях), расположенных на территории населенного пункта, в котором расположен институт.

Настигает всех студентов без исключения. Сваливается она обычно как снег на голову два-три раза за все время обучения. И требует подробного отчета о проделанной деятельности.

Практика - это применение полученных студентом за время обучения теоретических знаний в практической деятельности.

В каждом вузе действует своя система проведения практики, поэтому универсального описания не найти. Но есть ряд общих принципов и правил, которые могут помочь в понимании, что это такое и с чем это едят?

Существует несколько видов практики

  1. Учебная (1 курс) - обобщение полученных базовых знаний, чаще всего проводится в форме исследовательской или творческой работы. Кроме того, бывает выездной или стационарной. Первая подразумевает деятельность за пределы университета (это могут быть экспедиции и т. п.) и, вторая - прохождение в стенах учебного заведения. Полученные данные фиксируются в виде отчета.
  2. Производственная (2,3 или 4 курс) - студент направляется на предприятие или в организацию, где получает непосредственно опыт работы по специальности - проходит стажировку. Также предполагает письменного оформления полученных практических знаний.
  3. Преддипломная (4 или 5 курс, в зависимости от того, по какой программе вы обучаетесь: бакалавриат или специалитет) - практика, которую студент проходит на заключительном этапе обучения. Практическая работа чаще всего проводится в соответствии с выбранной студентом темой. Иногда производственная и преддипломная практики совмещаются.

Однако любой вид требует наличие полного отчета по проделанной работе - а именно, анализа и обобщения всех полученных знаний и данных. При этом предполагает защиту перед комиссией, но не всегда (это условие зависит от вуза, в котором вы обучаетесь).

Среднее время прохождения практики: от 1 до 4 недель. Также дается определенные период времени для составления отчета. Но работать над оформлением полученного опыта студент должен во время активного учебного процесса, то есть, дополнительных дней для обработки данных не предоставляется.

1. Делайте заметки.

Так как отчет по практике является неотъемлемой частью практики, то лучше начинать работать над ним, когда вы находитесь в стадии её прохождения. Краткое резюмирование каждого дня позже значительно облегчит вам жизнь, так как мы имеем свойство забывать! Вспомнить, какие знания вы получили и что делали месяц назад - будет трудно.

2. Составьте план.

Любая успешная работа начинается с плана, так как он позволяет сконцентрироваться на важных вещах и не путаться в собственных мыслях и идеях. Хорошо составленный план - это 70% успеха.

3. Проведите анализ.

Для того, чтобы полученная вами информация имела ценность, нужно её систематизировать. Проанализируйте полученный материал, и попробуйте выделить общие и частные случаи, что в них общего и в чем различия. Отчет будет гораздо легче написать , так как у вас появится понимание того, чем вы занимались на протяжении стажировки.

В написании практических отчетов мы применяем эти принципы обработки данных, благодаря чему студенты получают положительные оценки. Выполненные нами работы всегда структурированы, логичны, в них отражен как личный опыт студента, основанный на глубоком анализе полученной информации, так и профессиональный взгляд автора.

У нас нет шаблонов, поэтому каждая работа оформляется исходя из требований клиента и обсуждается индивидуально.

Структура отчета по практике

Скорее всего, образец оформления вам выдадут в вузе, но несмотря на это почти любая студенческая работа состоит из следующих частей:

  1. Введение
  2. Общая часть (разделы и подразделы)
  3. Заключение
  4. Приложения
  5. Список литературы и документов

Практика делится на регулярную и дискретную. Регулярная используется чаще всего и представляет непрерывную стажировку. Дискретная практика проходится без отрыва от учебного процесса на протяжении длительного периода. В течение недели выделяется один день для практической деятельности.

В 2016 г. в вузах будет действовать новый порядок прохождения практики студентами. Внесенные изменения необходимо учесть в локальных нормативных актах вуза о прохождении практики. Кроме того, теперь вузам предоставлено больше свободы выбора в вопросах финансирования затрат на выездную практику.

Новое положение и программа практики

С 1 января 2016 г. начало действовать новое Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденное Приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 N 1383 (далее - Положение N 1383).
Данным Приказом признано утратившим силу Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденное Приказом Минобразования России от 25.03.2003 N 1154 (далее - Прежнее положение).
Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, определяет порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов (курсантов), аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажеров), осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (далее соответственно - обучающиеся, ОПОП ВО), формы и способы ее проведения, а также виды практики обучающихся.
Положение N 1383 распространяется на организации, осуществляющие образовательную деятельность по ОПОП ВО (далее - организация) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее - ФГОС ВО) и (или) федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (п. 1 Положения N 1383).
Программа практики разрабатывается учреждением с учетом обязательных требований, установленных Положением N 1383, утверждается им и является составной частью ОПОП ВО, обеспечивающей реализацию стандартов.
Согласно п. 3 Положения N 1383 обязательными требованиями к программе практики являются:
- указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения;
- перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;
- указание места практики в структуре образовательной программы;
- указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах;
- содержание практики;
- указание форм отчетности по практике;
- фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;
- перечень учебной литературы и ресурсов сети Интернет, необходимых для проведения практики;
- перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);
- описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.
Учреждение вправе включить в состав программы практики также иные сведения и (или) материалы.
Данные требования не предусматривались прежним Положением, поэтому с 1 января 2016 г. всем вузам следует проверить соответствие своих программ новым требованиям и при необходимости привести их в соответствие.
Также новым является требование п. 4 Положения N 1383, согласно которому практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Виды, способы и формы проведения практики

Видами практики по-прежнему являются учебная и производственная практика, в том числе преддипломная (п. 5 Положения N 1383). Если стандартом предусмотрена защита выпускной квалификационной работы, то проведение преддипломной практики обязательно (п. 6 Положения N 1383).
Учебная практика проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков. Производственная практика проводится в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. При этом в Положении N 1383 не упоминаются конкретные этапы или типы практик.
Конкретный тип учебной и производственной практики устанавливается учреждением в соответствии с ФГОС ВО (п. 7 Положения N 1383).
Организация проведения практики осуществляется учреждениями на основе договоров с организациями, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках ОПОП ВО (далее - профильная организация) (п. 8 Положения N 1383).
Практика может быть проведена и непосредственно в образовательном учреждении в соответствии с ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ).
Существуют стационарной и выездной способы проведения практики (п. 9 Положения N 1383). Стационарной является практика, которая проводится в образовательном учреждении либо в профильной организации, расположенной на территории того же населенного пункта, в котором расположен вуз. Выездной является практика, которая проводится вне населенного пункта, в котором расположен вуз. Выездная производственная практика может проводиться в полевой форме в случае необходимости создания специальных условий для ее проведения.
Конкретный способ проведения практики устанавливается учреждением самостоятельно с учетом требований ФГОС ВО.
Новшеством является выделение форм проведения практики. Согласно п. 10 Положения N 1383 практика проводится в следующих формах:
а) непрерывно - путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения всех видов практик, предусмотренных ОПОП ВО;
б) дискретно:
- по видам практик - путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида (совокупности видов) практики;
- по периодам проведения практик - путем чередования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий.
Возможно сочетание дискретного проведения практик по их видам и по периодам их проведения.

Руководство практикой

Для руководства практикой, проводимой в организациях, назначается руководитель (руководители) практики от учреждения из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу данной организации.
Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу учреждения, организующего проведение практики, и руководитель (руководители) практики из числа работников профильной организации (п. 11 Положения N 1383).
При этом руководитель практики от учреждения:
- составляет рабочий график (план) проведения практики;
- разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики;
- участвует в распределении обучающихся по рабочим местам и видам работ в организации;
- осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ОПОП ВО;
- оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий, а также при сборе материалов к выпускной квалификационной работе в ходе преддипломной практики;
- оценивает результаты прохождения практики обучающимися.
А руководитель практики от профильной организации:
- согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики;
- предоставляет рабочие места обучающимся;
- обеспечивает безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;
- проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.
При проведении практики в профильной организации руководителем практики от учреждения и руководителем практики от профильной организации составляется совместный рабочий график (план) проведения практики (п. 14 Положения N 1383).
Прежним Положением обязанности руководителя практики от профильной организации не устанавливались, а руководители от учреждения несли ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности - теперь данная ответственность с преподавателей снята.
Кроме того, п. 18 Положения N 1383 установлено, что сами обучающиеся в период прохождения практики обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, а также требования охраны труда и пожарной безопасности.

Прохождение практики и ее результаты

При наличии в организации вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к содержанию практики, с обучающимся может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности (п. 15 Положения N 1383). Из Положения N 1383 исключены содержавшиеся в прежнем Положении упоминания о сезонных и студенческих отрядах, а также об индивидуальной подготовке у специалистов.
Направление на практику оформляется распорядительным актом руководителя учреждения или иного уполномоченного им должностного лица с указанием закрепления каждого обучающегося за учреждением или профильной организацией, а также вида и срока прохождения практики (п. 16 Положения N 1383). Напомним, что в прежнем Положении порядок направления студентов был сформулирован так: "Администрация высшего учебного заведения своевременно распределяет студентов по местам практики" без указания порядка документального оформления.
Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить учебную, производственную, в том числе преддипломную, практики по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики (п. 17 Положения N 1383).
Напомним, что раньше было предусмотрено, что студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки, по решению соответствующих кафедр на основе промежуточной аттестации может быть зачтена учебная и производственная (за исключением преддипломной) практики. На преддипломную практику они направлялись в общем порядке. Теперь зачет прежнего трудового стажа не предусмотрен, практику обязаны проходить все студенты.
Обучающиеся в период прохождения практики обязаны выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программами практики, а результаты прохождения ими практики оцениваются и учитываются в порядке, установленном вузом.
Согласно п. 20 Положения N 1383 при прохождении практик, предусматривающих работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), обучающиеся проходят их в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
Напомним, что такие осмотры проводятся за счет работодателя согласно ст. 213 Трудового кодекса РФ. В том случае, если студенты направляются на практику в профильную организацию, где они будут выполнять работы, требующие обязательного предварительного осмотра, при этом вакантных должностей в организации нет, профильная организация не будет являться работодателем по отношению к таким студентам. Очевидно, что производиться такие осмотры должны за счет средств вуза, направившего студентов на практику.
Пунктом 21 Положения N 1383 установлено также, что особенности организации практики лиц, обучающихся по программам в области медицинского или фармацевтического образования, в области искусств и в области физической культуры и спорта, определяются согласно положениям Закона N 273-ФЗ соответствующим федеральным органом власти.
К соответствующим нормативным документам относятся:
- Порядок организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования утвержден Приказом Минздрава России от 03.09.2013 N 620н;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки, включающий в себя порядок приема на обучение по программам ассистентуры-стажировки, утвержден Приказом Минкультуры России от 12.01.2015 N 1;
- Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта утверждены Приказом Минспорта России от 27.12.2013 N 1125.

Материальное обеспечение

Положением N 1383 существенно изменен порядок материального обеспечения прохождения практики студентов.
Ранее было предусмотрено, что за период прохождения всех видов практики, связанной с выездом из места расположения высшего учебного заведения, студентам выплачиваются суточные в размере 50% от нормы суточных, установленных действующим законодательством для возмещения дополнительных расходов, связанных с командировками работников предприятий, учреждений и организаций, за каждый день, включая нахождение в пути к месту практики и обратно. Проезд к месту практики и обратно оплачивался в полном размере за счет средств вуза.
Студентам, принятым на период практики на штатные должности в геологические партии, экспедиции, в состав экипажей судов и получающим кроме заработной платы полевое довольствие или бесплатное питание, выплата суточных не производилась. При этом было установлено, что, если учебная практика студентов проводится в структурных подразделениях вуза, расположенных по месту нахождения высшего учебного заведения, суточные не выплачиваются.
В соответствии с новым Положением вместо понятия "выезд из места расположения вуза" введено четкое деление практики на стационарную (в том же населенном пункте, что и вуз) и выездную (вне населенного пункта, в котором находится вуз).
Используя новую терминологию, можно сказать, что ранее при стационарных практиках студентам оплачивался проезд, а при выездных - 50% суточных, за исключением случаев получения ими полевого довольствия или бесплатного питания.
Согласно п. 22 Положения N 1383 с 1 января 2016 г. при проведении выездных производственных практик обучающихся порядок оплаты проезда к месту проведения практики и обратно, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), за каждый день практики, включая нахождение в пути к месту практики и обратно, устанавливаются локальным нормативным актом учреждения, то есть остаются на его усмотрение.
При прохождении стационарной практики проезд к месту проведения практики и обратно не оплачивается, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), не возмещаются.

Бухгалтерский учет

Затраты образовательных учреждений на проведение практики студентов должны учитываться в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, следующим образом:
- медицинский осмотр - по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ;
- проезд - по подстатье 222 "Транспортные услуги" КОСГУ;
- суточные - по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Данные расходы отражаются по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".
В бухгалтерском учете данные расходы отражаются записями:
Дебет счета 0 40120 226 "Расходы на прочие работы, услуги"

Кредит счета 0 30226 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам"
- отражены услуги по медосмотру практикантов на основании акта оказания услуг медицинского учреждения.
Локальным нормативным актом учреждения при выездной практике может быть предусмотрено:
- выдача студентам аванса на приобретение билетов;
- возмещение стоимости проезда по факту предъявления студентом использованного проездного билета.
Порядок отражения в учете данных операций не предусмотрен в действующих инструкциях по учету, поэтому учреждениям необходимо разработать его самостоятельно. При этом необходимо учитывать, что студенты не являются сотрудниками учреждения и не могут быть подотчетными лицами.
С учетом этого неправомерно применение счета 20800 "Расчеты с подотчетными лицами". По мнению автора, для выдачи студентам денежного аванса или оплаченного билета может применяться счет 20622 "Расчеты по авансам по транспортным услугам", а при компенсации стоимости билета - счет 30222 "Расчеты по транспортным услугам".
Например, бухгалтерские записи могут быть следующими:



- выдан денежный аванс из кассы студенту на приобретение билетов для проезда к месту выездной практики.
По факту возвращения студент должен отчитаться о поездке. Какую форму учреждение применит для учета затрат о поездке студентов на практику, необходимо предусмотреть в учетной политике. Можно для этой цели использовать обычный авансовый отчет ф. 0504505.
Бухгалтерская запись по принятию к учету затрат на проезд студента может быть следующей:
Дебет счета 0 40120 222 "Расходы на транспортные услуги" или Дебет счета 0 10900 000
"Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг"

- отражены затраты на поездку студенту на практику.




Если компенсация выплачивается по факту предъявления использованного проездного билета, то отражаются затраты на поездку в том же порядке, что указан выше, а запись по выдаче денежных средств студенту будет следующей:
Дебет счета 0 30222 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по транспортным услугам"
Кредит счета 0 20134 610 "Выбытия средств из кассы учреждения".
Одновременно - увеличение забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения"
- выдана компенсация затрат на билет студенту.
Кроме того, если студенты направляются на практику с сопровождающим - преподавателем или другим штатным сотрудником учреждения, билеты могут приобретаться самим учреждением и выдаваться преподавателю на всю группу. В этом случае приобретение и выдача билетов отражаются в учете так:
Дебет счета 0 20622 560 "Увеличение дебиторской задолженности по авансам по транспортным услугам"
Кредит счета 0 20111 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства" (для бюджетных или автономных учреждений),
или Кредит счета 0 20121 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации" (для автономных учреждений, имеющих счет в банке),
или Кредит счета 1 30405 222 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по транспортным услугам" (для казенных учреждений).
Одновременно - увеличение забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения" (для бюджетных и автономных учреждений)
- авансом оплачены проездные билеты перевозчику;
Дебет счета 0 20135 510 "Поступления денежных документов в кассу учреждения"
Кредит счета 0 30222 730 "Увеличение кредиторской задолженности по транспортным услугам"
- поступили купленные билеты в кассу учреждения.
Одновременно:
Дебет счета 0 30222 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по транспортным услугам"
Кредит счета 0 20622 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по транспортным услугам"
- зачтен ранее выплаченный аванс.
Выдача проездных билетов штатным сотрудникам, которые сопровождают студентов на выездную практику, отражается так:
Дебет счета 0 20822 560 "Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате транспортных услуг"
Кредит счета 0 20135 610 "Выбытие денежных документов из кассы учреждения".
На основании авансовых отчетов сотрудников, направленных в поездку, делается в учете запись:
Дебет счета 0 40120 222 "Расходы на транспортные услуги",
Дебет счета 010900 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг"
Кредит счета 0 20822 660 "Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате транспортных услуг"
- отражены затраты на проезд.
Суточные студентам могут как выдаваться авансом, так и компенсироваться по факту прибытия. Затраты на суточные также можно отражать на основании авансового отчета. Если суточные выдаются авансом, бухгалтерские записи могут быть следующими:
Дебет счета 0 20691 560 "Увеличение дебиторской задолженности по авансам по оплате прочих расходов"
Кредит счета 0 20134 610 "Выбытия средств из кассы учреждения".
Одновременно - увеличение забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения"
- из кассы выданы авансом суточные студенту.
На основании предъявленного студентом авансового отчета учитываются затраты записью:
Дебет счета 0 40120 290 "Прочие расходы"
или Дебет счета 0 10900 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг"
Кредит счета 0 30291 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам"
- отражены затраты на суточные студента-практиканта.
Одновременно производится зачет аванса:

Кредит счета 0 20691 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по оплате прочих расходов"
- зачтен ранее выплаченный аванс.
Если суточные выплачиваются после возвращения, то признание в учете затрат на суточные отражаются в том же порядке, что указан выше, а запись по выдаче денежных средств студенту будет следующей:
Дебет счета 0 30291 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам"
Кредит счета 0 20134 610 "Выбытия средств из кассы учреждения".
Одновременно - увеличение забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения"
- выданы суточные студенту после возвращения с выездной практики.

2.1. Основными видами практики обучающихся ПГУ, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, являются:

Учебная практика;

Производственная практика;

Научно-исследовательская работа.

Если стандартом предусмотрена защита выпускной квалификационной работы, то в составе производственной практики обязательно проводится преддипломная практика.

2.1.1. Учебная практика – это практика по получению первичных профессиональных умений. Она направлена на формирование общих и общепрофессиональных компетенций обучающихся.

В частности, для программ бакалавриата, программ магистратуры и программ специалитета основными типами учебной практикив соответствии с учебными планами направлений, профилей подготовки, специальностей являются:

Ознакомительная практика,

Полевая практика,

Археологическая практика,

Фольклорная практика,

Практикум по неорганической химии,

Фармацевтическая и пропедевтическая практика,

Медицинская ознакомительная практика и другие.

2.1.2. Производственная практика включает в себя практику по профилю специальности , в том числе педагогическую практику и преддипломную практику .

Практика по профилю специальности и педагогическая практика направлены на формирование у обучающихся общепрофессиональных и профессиональных компетенций, получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, приобретение практического опыта.

Основными типами производственной практики в соответствии с учебными планами направлений, профилей подготовки, специальностей для программ бакалавриата, программ магистратуры и программ специалитета, в частности, являются:

Технологическая практика;

Проектная практика;

Психолого-педагогическая практика;

Педагогическая практика;

Практика в дошкольных образовательных учреждениях;

Практика на логопедических пунктах при общеобразовательных учреждениях;

Научно-исследовательская практика;

Научно-педагогическая практика;

Производственно-технологическая практика и другие.

Преддипломная практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения, она направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, формирование профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности и проводится после освоения обучающимися программы теоретического и практического обучения для выполнения выпускной квалификационной работы. Преддипломная практика организуется и проводится в организациях и учреждениях, профиль которых включает деятельность, связанную с темой выпускной квалификационной работы. Решение о месте прохождения обучающимися преддипломной практики принимает выпускающая кафедра.

Обучающемуся предоставляется право за 1 месяц до начала практики самому предлагать место ее прохождения при условии, что вопрос об этом согласован с администрацией организации, профиль деятельности которой соответствует теме выпускной квалификационной работы.

Обучающиеся заочной формы обучения, работающие по профилю, соответствующему направлению подготовки, специальности и имеющие возможность подготовить выпускную квалификационную работу по месту занимаемой должности, могут проходить преддипломную практику в организации (на предприятии, в учреждении) без отрыва от производства. Выпускающие кафедры университета выдают таким обучающимся задания, учитывающие условия работы, и принимают необходимую отчетную документацию.

2.1.3. Научно-исследовательская работа для программ бакалавриата может являться частью практики. Для программ магистратуры научно-исследовательская работа является обязательным разделом ОПОП ВО.

При разработке программы научно-исследовательской работы выпускающая кафедра должна предоставить обучающимся возможность:

Изучать научную и профессиональную литературу по программе подготовки; осуществлять сбор и обработку научной информации в процессе выполнения научно-исследовательской работы;

Участвовать в проведении научных исследований совместно с научными сотрудниками и преподавателями университета;

Выступать с научными сообщениями и докладами на научных симпозиумах, круглых столах и конференциях.

Обучающимся при проведении научно-исследовательской работы должны быть доступны современные электронные базы данных, содержащие современную, в том числе зарубежную исследовательскую и иную профессиональную литературу по профилю подготовки; должны быть доступны тематические и профессионально ориентированные Интернет-ресурсы. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение материалов в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся.

2.2. Конкретный тип учебной и производственной практики, предусмотренной ОПОП ВО, разработанный на основе ФГОС ВО, устанавливается выпускающей кафедрой в соответствии с ФГОС ВО.

2.3. Проведение практики осуществляется следующими способами: в качестве стационарной практики или выездной практики.

2.3.1. Стационарная практика проводится в университете (его структурном подразделении), где студенты осваивают образовательную программу или в организациях (учреждениях, предприятиях), расположенных в городе Пензе.

2.3.2. Выездная практика проводится в том случае, если место ее проведения расположено вне города Пензы. Выездная практика может проводиться в полевой форме в случае необходимости создания специальных условий для ее проведения. Для успешной организации и проведения выездной практики, кафедра, отвечающая за эту практику, заранее (в феврале-марте текущего года) предоставляет в учебно-методическое управление (отдел организации практик студентов) примерную смету расходов (приложение 1) на проведение данной практики на следующий календарный год.

2.3.3. Конкретный способ проведения практики, предусмотренной ОПОП ВО, разработанной на основе ФГОС ВО, устанавливается выпускающей кафедрой самостоятельно с учетом требований ФГОС ВО.

2.4. Практика проводится в следующих формах:

Непрерывно – путем выделения в графике учебного процесса непрерывного периода учебного времени для проведения всех видов практик, предусмотренных ОПОП ВО;

Дискретно: по видам практик – путем выделения в графике учебного процесса непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида (совокупности видов) практики;

Дискретно: по периодам проведения практик – путем чередования в графике учебного процесса периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических учебных занятий.

Возможно сочетание дискретного проведения практик по их видам и по периодам их проведения.

2.5. Вид практики, тип, форма и срок ее проведения, трудоемкость, распределение по периодам обучения устанавливаются при разработке основной профессиональной образовательной программы высшего образования выпускающей кафедрой или структурным подразделением университета, отвечающим за реализацию ОПОП ВО, с учетом требований образовательного стандарта, учебного плана направления, профиля подготовки, специальности и настоящего Положения. Выпускающей кафедрой или структурным подразделением университета, отвечающим за реализацию ОПОП ВО могут быть установлены иные типы практик в зависимости от уровня высшего образования, направления подготовки, профиля образовательной программы, специальности.

Введение. 4

1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины.. 4

2.Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы (ОП) 5

3.Требования к входным знаниям, умениям, компетенциям обучающегося:………….….7

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 7

5. Формы проведения учебной практики………………………………………………...…10

6. Место и время проведения учебной практики………………………………………...…10

8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине ………………………………………………………………………….….……..15

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………………….. 22

Введение

Организация и проведение учебной практики регламентируются Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО), Приказом Министерства образования и науки РФ № 1383 от 27.11. 2015 года, Образовательной программой высшего образования направления подготовки 37.03.01. Психология и концепцией Университета РАО.

Обучающийся проходит учебную практику в качестве практиканта - стажера.

Тип учебной практики : практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.

Виды и способы проведения учебной практики : стационарный.

Форма проведения практики – дискретная.

1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины



Основная цель практики - получить первичные профессиональные умения и навыки: углубить и закрепить научно-теоретические знания обучающихся, выработать навыки практической и исследовательской работы, ознакомиться с системой практической работы психолога.

Конкретные цели практики:

· закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин;

· развитие и накопление специальных навыков, изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативных документов для решения отдельных задач по месту прохождения практики;

· изучение организационной структуры предприятия и действующей в нем системы управления;

· ознакомление с содержанием основных работ и исследований, выполняемых на предприятии или в организации по месту прохождения практики;

· изучение особенностей строения, состояния, поведения и/или функционирования конкретных технологических процессов;

· освоение приемов, методов и способов выявления, наблюдения, измерения и контроля параметров производственных технологических и других процессов. В соответствии с профилем подготовки;

· принятие участия в конкретном виде учебного или производственного процесса или исследования;

· усвоение приемов, методов и способов обработки, представления и интерпретации результатов проведенных практических исследований;

· приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельности или в отдельных ее разделах.

Учебная практика является органической частью учебного процесса и служит целям:

Выработки навыков практической и исследовательской работы, ознакомление с системой практической работы психолога-педагога и психолога в других профессиональных сферах деятельности,

- приобретения навыков и опыта самостоятельной работы студентов,

- знакомству и освоению навыков деятельности психологов в рамках выбранной специализации,

- развитию профессионально значимых качеств личности будущего психолога, преподавателя психологии,

- получения практических навыков работы с диагностическим инструментарием,

- подготовки практического психолога широкого профиля, способного работать в социально-экономической сфере, детских учебно-воспитательных учреждениях, системе профориентации, консультировании, медико-консультационной службе.

Задачи учебной практики:

Развитие и укрепление интереса студентов к профессии психолога.

Закрепление, углубление и обогащение специальных знаний в процессе их использования при решении конкретных учебно-психологических задач.

Формирование профессионально значимых качеств личности психолога, потребности в психологическом самообразовании. Уточнить представление о месте индивидуальных характеристик психолога, его Я-концепции как в процессе профессиональной подготовки, так и в практической деятельности.

Формирование профессиональных знаний, умений и навыков.

Формирование творческого исследовательского подхода к профессиональной психологической деятельности.

Ознакомление с инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований.

Приобретение понятий о возможностях применения психологических знаний в различных областях общественной практики.

Усвоение профессионально-этического кодекса практического психолога.

Получение представлений о работе практического психолога на предприятиях, в учреждениях и других организациях социально-экономической сферы.

Получить целостное представление об образовании как особой сфере социокультурной и психолого-педагогической практики,

Получить представление о работе в образовательных, консультационно-педагогических и иных учреждениях, реализующих программы дошкольного, начального и среднего образования.

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы (ОП)

Дисциплина Б2.У.1 «Учебная практика» включена в базовую часть дисциплин Б2.У. Дисциплина «Учебная практика» базируется на знаниях по общим дисциплинам психологического цикла: общепсихологического практикума, введении в психологию, общей психологии, анатомии ЦНС и физиологии высшей нервной деятельности.

«Учебная практика» создает базу для освоения дисциплин диагностико-экспериментального цикла:

Методологические основы психологии,

Экспериментальная психология,

Психодиагностика,

Практикум по психодиагностике,

Математические методы в психологии,

Социальной психологии,

Организационной психологии и др.

Компетентности, сформированные у студентов в процессе прохождения учебной практики, будут необходимы при изучении дисциплин профессионального цикла, а также при прохождении производственной практики.

  1. Требования к входным знаниям, умениям, компетенциям студента:

Обучающийся, освоивший программу бакалавриата, в ходе прохождения производственной практики, должен обладать компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности:

Таблица 1

Код компетенции Содержание компетенции
Профессиональные компетенции
ПК-10
ПК-11 Способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий
ПК-12 Способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества

Для освоения программы учебной практики необходимо наличие у обучающихся следующих сформированных знаний, умений и навыков:

Знать: методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций, существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики; базовые положения о методах и процедурах экспериментального психологического исследования, а также технологиях обработки, стандартного представления, качественной интерпретации и анализа данных.

Уметь: использовать основные психологические методы для решения научных и практических задач; обрабатывать; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; составлять отчет о результатах работы, диагностического обследовании и оказания воздействия в соответствии с общепринятыми в психологии требованиями; планировать и проводить наблюдение, беседу, анализ документов, экспериментальное исследование, а также применять технологии представления, обработки и интерпретации количественных и качественных данных.

Владеть: эмпирическими методами психологического исследования в системе целостного экспериментального исследования; необходимыми для использования основных психологических методов приемами; основными приёмами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; приёмами подготовки и проведения лабораторно-практических занятий.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.

Очная форма обучения – 4 года.

Заочная форма обучения (4,5 года)

Таблица 2

4.2 Разделы дисциплин и виды занятий

Очная форма обучения, заочная форма обучения

Таблица 3

№ пп № раздела дисциплины Тематика практических занятий (семинаров) Трудо-емкость (час.)
1. Раздел 1
2. Раздел 2 2.1 Наблюдение за работой психолога, оказание ему практической помощи в изучении, анализе психических процессов и явлений. 2.2.Посещение 2-3 уроков или групповых занятий по психологической тематике (психологический тренинг). 2.3 Составление методического анализа уроков или занятий в тренинговой группе, на которых присутствовали. 2.2 Участие в подведении итогов выполнения конкретной задачи и выработке предложений и рекомендаций должностным лицам.
3. Раздел 3
Итого:

4.3 Тема, объем и литература для прохождения учебной практики обучающихся очной-заочной формы обучения

Таблица 4

Номер раздела Тема СРО Коли- чест-во часов Литература (ссылка на номер в списке лит-ры) и/или электронный источник (ссылка на номер источника) Формы контроля успеваемости
Раздел 1 1.1 Ознакомление с общими задачами, решаемыми организацией, учреждением, местом и ролью психолога в данных условиях. 1.2 Установление личного и делового контакта со штатным психологом и сотрудниками учреждения. 1.3 Изучение документов, регламентирующих деятельность психолога и условий его работы на данном месте. 1-3
Раздел 2 2.1 Наблюдение за работой психолога, оказание ему практической помощи в изучении, анализе психических процессов и явлений. 2.2 Участие в подведении итогов выполнения конкретной задачи и выработке предложений и рекомендаций должностным лицам. 1-3 Дневник, отчет практики, выступление на конференции по итогам практики. Зачет с оценкой
Раздел 3 3.1 Анализ и подготовка материалов практики для отчета. 3.2 Составление письменного отчета по практике и представление его в установленные сроки в деканат университета. 1-3 Дневник, отчет практики, выступление на итоговой конферен ции. Зачет с оценкой
Итого

Формы проведения учебной практики – дискретная

Преимущественной формой проведения учебной практики является практика, предполагающая работу в образовательном учреждении или организации. В ряде случаев производственная практика может проводиться на базе образовательной организации: Челябинского филиала Университета Российской академии образования.

Работа, выполняемая обучающимся при прохождении учебной практики, должна быть составной частью подготовки к следующим видам профессиональной деятельности:

Педагогическая,

Научно-исследовательская деятельность.

Место прохождения практики, виды и методы работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.