Проведение изменений в любой сфере требует наличия кадров, обладающих соответствующим уровнем компетенций. Между тем, постоянные изменения во внешней среде заставляют работника адаптироваться к новым условиям, поэтому полученного в начале карьеры образования не достаточно для продуктивной работы. Все это в полной мере относится к образованию, где для успешной адаптации к происходящим в этой сфере изменениям педагогу необходимо расти и развиваться как профессионально, так и личностно.

Говоря о профессионально-личностном развитии, можно, в первую очередь, иметь в виду такое профессиональное качество, как профессионализм, который может рассматриваться как некое единство профессионализма личности и профессионализма деятельности, но чаще всего рассматривается как синоним профессиональной компетенции.

Вопросы профессиональных компетенций и переход к ним от квалификационных компетенций особенно активно обсуждались в начале нулевых. Симоненко В.Д. понимает под профессиональной компетентностью «интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений».

По мнению Митиной Л.М. профессиональная компетентность - это знания, умения и навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Иными словами, под профессиональной компетентностью понимается гармоничное сочетание элементов деятельностной и коммуникативной (культура общения, навыки социального поведения) подструктур.

Теперь не знания - умения - навыки, а готовность применять их в профессиональной сфере ставится на первый план, когда речь идет о профессиональной квалификации педагога. В А. Сластениным разработана модель профессиональной компетенции учителя, Н.А. Гончаро- вой - структурно-функциональная модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя в условиях информатизации образования.

Э.М. Никитин в качестве двух аспектов выделяет квалификацию и компетентность. Получение квалификации является результатом обучения педагога в средних специальных и высших учебных заведениях. А компетентность понимается им как признание педагога профессиональным сообществом и непрерывный профессиональный рост учителя.

Но речь идет не столько о профессиональных компетенциях, сколько о проблеме профессионального роста педагога. Причем в настоящее время в литературе можно встретить два термина: профессиональный рост и профессиональное развитие педагога, которые нередко употребляются как синонимы.

Изучая различные источники, мы убедились в том, что учеными, в основном, используется термин «профессиональный рост». В исследованиях Дж. Сьюпера под профессиональным ростом понимается процесс развития личности, происходящий в онтогенезе человека, направленный на усвоение им профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков.

М.М. Поташник называет профессиональным ростом цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников. .

А.В. Мудрик считает, что профессиональный рост учителя - это самостоятельное и/или кем-то управляемое на рациональном (осознанном) и/или интуитивном уровнях «нарастание» разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций. Т.е. ученый утверждает, что профессиональный рост - это суммарное накопление различной информации.

М.В. Левит определяет профессиональный рост как, с одной стороны, спонтанное, с другой, - целенаправленное, всегда авторско- личностное самостроение учителя себя самого как профессионала из внутренних качеств и внешних источников. Т.е. здесь особое внимание уделяется личности учителя и его личным потребностям в саморазвитии.

Е.А. Ямбург считает, что профессиональный рост - это неустранимое стремление учителя к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве при работе с детьми. .

Во всех вышеперечисленных определениях профессиональный рост рассматривается как некая сумма знаний, умений, способов деятельности.

Н.И. Ляленко подразумевает под профессиональным ростом целенаправленную деятельность учителя, направленную на приобретение определенных знаний, умений и способов деятельности, позволяющих ему реализовывать свое педагогическое предназначение и решать стоящие перед ним общественные задачи.

Несколько иное определение данного понятия О.В. Плетенева и В.В. Целикова, которые понимают под профессиональным ростом положительную динамику в преодолении педагогом своих профессиональных затруднений через приобретение знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему успешно решать стоящие перед ним педагогические задачи.

Мы видим, что здесь акцент перемещается с накопления педагогами определенных знаний к осознанию своих профессиональных затруднений и преодоления их.

В то же время в литературе нередко можно встретить понятие профессиональное развитие. В частности, именно этот термин употребляется в новых стандартах.

В философии термин развитие определяется как процесс и результат качественных и количественных изменений физических и духовных сил человека. Это процесс, в результате которого происходит постепенное накопление изменений количественных и переход их в качественные изменения.

Профессиональное развитие личности предполагает способность быстро находить решения в постоянно обновляющемся мире, способность быть субъектом своего развития.

В настоящее время многие исследователи рассматривают проблему профессионального развития. Л.И. Анцыферова понимает под развитием «основной способ существования личности: психическое и социальное становление личности осуществляется на всех этапах жизненного пути человека. Чем более зрелой в социальном и психологическом плане становится личность, тем более возрастает ее способность к дальнейшему развитию».

Л.М. Митина считает, что профессиональное развитие - это рост, становление, интеграция и реализация личностных качеств индивида в профессиональном труде и, главное, творческая реализация в профессии, которая обусловлена качественным преобразованием внутреннего мира.

По мнению В.И. Слободчикова, понятие «развитие» включает в себя процессы становления, формирования, преобразования. Становление понимается как «переход от одного определенного состояния к другому- более высокого уровня; единство уже осуществленного и потенциально возможного». Формирование - это единство цели и результата развития относится к социально-культурному аспекту. Преобразование - относится к духовно-практическому аспекту, это саморазвитие.

Многие исследователи определяют различные этапы становления профессионального роста.

Стадиям, этапам профессионального роста посвящены работы Э. Гусинского, Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой и других.

Общим во взглядах этих ученых можно считать определение некоторых этапов. Например, первой стадией все эти исследователи считают некую адаптацию педагога, формирование интереса, первоначальное усвоение приемов, форм, минимальных норм педагогического сообщества. Следующий этап - накопление собственного опыта, развитие профессиональных качеств. Э.Ф. Зеер, дающий более подробную характеристику стадий профессионального роста, формирование готовности к самостоятельному труду относит уже к третьей стадии. Э. Гусинский называет завершающим (третьим) этапом «постижение смысла деятельности», когда педагог может обобщать собственный опыт. А.К. Маркова считает, что завершающему (четвертому) этапу, на котором педагог владеет профессией как творец, должно предшествовать свободное владение учителем своей профессией с использованием разнообразных методических материалов. Э.Ф. Зеер также считает, что завершающим этапом является этап профессионального мастерства, творческая деятельность учителя, предшествовать которой будут профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация, когда от формирования готовности к саморазвитию через индивидуальный стиль учитель придет к освоению инновационных форм, методов деятельности.

И.Н. Шматко выделяет следующие уровни профессионального развития: педагогическую компетентность как эффективное владение педагогическими умениями и навыками, позволяющее осуществлять педагогическую деятельность; педагогическое мастерство, предполагающее «отшлифованность» применения педагогической теории на практике; и педагогическое творчество - не только продуцирование новых идей, но также их видоизменение, модернизацию. На этом высшем уровне профессионального развития можно говорить о педагогическом новаторстве, о возможности создавать новые педагогические технологии. Таким образом, профессиональное развитие педагога выражается в мотивации деятельности, удовлетворённости трудом, потребности признания социальной значимости его деятельности.

Т.А. Катербарг определяет профессиональное развитие педагога как «сложное многокомпонентное образование, отражающее степень познавательных возможностей педагога, осведомленности в области педагогических систем и технологий, применяемых в общеобразовательной организации, применение программных продуктов для обеспечения качества профессиональной деятельности, проявляющееся через качественные и количественные изменения в личностных и профессиональных сферах педагога».

Б.С. Гершунский, говоря о профессиональном развитии педагога, предлагает следующую модель: специалист (владеет современными образовательными технологиями) - личность (коммуникабельность, мобильность, гражданственность, медиаобразованность способность к самоактуализациии) - исследователь (способность к апробации инновационных технологий, педагогическому эксперименту, мониторингу результативности)

Если иметь в виду определение «профессиональное развитие» педагога, то можно говорить не столько о суммарном накоплении знаний и способов деятельности, сколько о качественном изменении позиции педагога. Так Г.А. Игнатьева под профессиональным развитием понимает процесс развития субъекта собственной деятельности в про- фессиогенезе, представляющего собой «движение» от освоения предмета деятельности (специалист) к наращиванию средств преобразования деятельности (профессионал) и до конструирования новых средств и предмета деятельности (эксперт). .

Последнее определение кажется нам наиболее точным, т.к. оно показывает этапы профессионального развития и отражает последовательное накопление педагогом профессиональных компетентностей.

Но нам кажется очень важным говорить не просто о профессиональном развитии, а именно о профессионально-личностном. Частью профессионально-личностного развития является готовность педагога к творчеству, поиску новых нестандартных решений, проявление инициативы, конструктивного диалога с обучающимися. Личностнопрофессиональное развитие трактуют как «количественное, качественное изменение психологических характеристик личности, связанных с выполнением ею различных действий в процессе профессиональной деятельности».

Для профессионально-личностного развития педагогу необходимо проявлять личную активность, использовать условия внешней среды для личностного развития, самореализовываться, распространять в социум свой опыт, управлять собственной профессиональной деятельностью.

Таким образом, главными факторами развития профессионализма можно считать «стремление к самореализации, ответственность за саморазвитие, самосознание, творческий потенциал личности, мотивация достижения, ценностные ориентации, высокие профессиональные и личностные стандарты в профессиональной деятельности, личностные особенности и т.д.

Кроме того, педагог должен быть не просто профессионалом высокого класса: хорошо знать предмет, использовать современные методики преподавания, но и обладать теми нравственными качествами, которые он в процессе воспитания должен прививать своим ученикам. Когда учитель хорошо владеет предметными компетенциями, он уверен, убедителен, интересен своим ученикам. Учитель должен быть актером, т.е. владеть умением управлять своим голосом, жестами - это придаст ему еще больший авторитет. Третье важное личностное качество - эрудиция. Учитель должен не только ориентироваться в своем предмете, но быть начитанным, знать интересные и полезные факты из самых разных областей знаний, разбираться в искусстве, спорте и т.д. Учитель должен развивать свой творческий потенциал и на каждом уроке демонстрировать свою увлеченность предметом.

Если к профессиональным качествам можно отнести знание психологических возрастных особенностей детей школьного возраста, то к личностным качествам - любовь к детям. К сожалению, это качество нельзя приобрести, скорее всего, педагогами становятся именно те люди, которые обладают этим качеством. Любовь к детям означает внимательное отношение к ребенку, желание его понимать, терпеливо объяснять ему все вопросы, на которые ему приходится искать ответ в жизни. Итак, говоря о профессионально-личностном развитии надо понимать, что оно представляет собой совокупность следующих качеств: профессионализм в области преподаваемого предмета; самообладание, контроль своего настроения и эмоций; развитие и совершенствование всесторонней эрудиции; творческое развитие; искренняя любовь к детям.

Если говорить о психологических требованиях к личности педагога, то таковыми можно считать следующее: вариативность мышления, эмпатийность (способность настроиться на «волну» другого человека), толерантность (терпимость к инакомыслию), коммуникативность (как культура диалога), рефлексивность, способность к сотрудничеству и др.

Важно помнить, что содержание профессионально-личностного развития также меняется под давлением факторов внешней среды. Меняется роль школы, контекст, в котором она функционирует, появляются новые функции. Большой поток мигрантов в Россию привел к тому, что во многих школах педагоги вынуждены работать в многонациональной среде, с учащимися, представляющими другие культуры, имеющие свои религиозные и языковые особенности. Возрастает роль педагога в работе с учащимися, которые имеют особые потребности в учебе, испытывают определенные трудности в учебе, или наоборот, обладают особыми талантами. Педагоги сегодня должны уметь грамотно работать, социальными партнерами родителями по их привлечению к деятельности школы и т.д. Наконец, эффективное использование ИКТ, о котором говорилось в разделе 1.1. Конечно, теоретической подготовки и прохождения традиционных курсов повышения квалификации для этого недостаточно. Необходимо постоянное профессионально-личностное развитие, включающее различные формальные и неформальные формы. При этом ответственность за содержание и организацию этого процесса должны взять на себя сами педагоги. Обязательные курсы повышения квалификации, в которых педагоги нередко не горят желанием принимать участие, не всегда приводят к какому-либо росту эффективности образовательного процесса. Самостоятельный выбор наиболее эффективных с точки зрения педагога форм профессионально-личностного развития позволит повысить мотивацию педагогов и приведет к реальным изменениям в образовании. Поэтому целесообразно говорить об управлении профессионально-личностным развитием педагога.

Ядрова Надежда Викторовна

старший преподаватель кафедры ДНОВЛ филиала АО «НЦПК

«Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области» г. Костанай, Казахстан.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГОВ

Профессиональный и личностный рост педагога - одна из актуальных целей педагогического образования. Акмеология показывает, что педагогической профессией и педагогическим мастерством можно овладеть только на индивидуально-личностном уровне.

Учитель, в первую очередь, носитель накопленных культурой общечеловеческих ценностей, активный субъект, реализующий в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности, готовность принимать на себя ответственность за решение педагогических задач, вырабатывать свой стиль педагогической деятельности, стратегию профессионального мышления, поведения.

Человеческий фактор является главным во всех сферах жизни общества и предполагает, переосмысление цели и содержания образования, его особого места в решении глобальных проблем, а так же вопросы, связанных с обучением, воспитанием и развитием целостной личности. Логическим центром обновления системы образования является переориентация современной педагогики на человека и его развитие, это выражается в переходе со «знаниевой» на новую образовательную парадигму, в центре которой ученик и его целостное развитие как высшая ценность.

Формированию новых подходов и взглядов в современном образовании способствует усиление гуманистических тенденций, где педагог, выступает не только потребителем, но и активным творцом культуры. Система образования, ориентированная на активность и самобытность её деятелей, выдвигает на первый план изучение проблем подготовки современного педагога, возможности её ориентации на совершенствование и развитие личности, усиление субъектности участников образовательного процесса, развитие направленности «человек-человек».

Главными целями образования и условиями жизни современного общества являются в такой ситуации - развития у педагога способности к самостоятельной организации и конструированию собственного профессионального поведения в соответствии с учетом «вызовов» современности гуманистически развивающегося общества.

К благоприятным условиям, способствующим профессиональному и личностному росту педагога, относятся ситуации включения учителя в инновационные образовательные процессы. Инновации ориентированы на качественное изменение системы образования, её оптимизацию, требуют от педагога гибкости мышления на меняющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы, самостоятельности и креативности в принятии решений, осмысленного выбора способов профессиональной деятельности из широкого спектра возникающих педагогических альтернатив.

Педагогическая компетентность, как эффективное владение системой образовательных умений и навыков, позволяющая осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться оптимального образования учащихся, является основной характеристикой деятельности педагога. Совокупность же знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им как на отдельных учеников, так и на детский коллектив в целом называют педагогической техникой.

В понятие «педагогическая техника» принято включать такие показатели как: умение педагога управлять своим поведением и организмом (мимика, пантомимика, управление эмоциями, настроением); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение), техника речи (дикция, темп речи); умение воздействовать на личность во время педагогического процесса (дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные способности).

Следующим понятием, которое необходимо раскрыть, говоря о профессиональном росте педагога, является педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведённую до высокой степени совершенства образовательную компетентность, отражающую особую отточенность методов и приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

Главным условием развития педагогического мастерства является мотивация педагога к саморазвитию, включающему в себя переход потенциальных особенностей личности в актуальные, необходимые в период обновления процесса образования. Среди основных психологических требований к личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии, выделяют следующие: критичность мышления, эмпатийность, толерантность, коммуникативность, рефлексивность, способность к сотрудничеству и др. Развитие этих качеств, способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями, в частности.

Готовность к нововведениям - это такое личностное проявление творческого стиля деятельности педагога, в котором сочетаются личностная направленность, стремление, потребность внедрять новые способы и формы профессиональной деятельности, т.е. мы наблюдаем своеобразное «сочетание» психологической, теоретической и практической готовности.

Высшим уровнем квалификации педагога называют п едагогическое творчество . Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением. Только на высшем уровне своей профессиональной деятельности-новаторстве - педагог выдвигает и реализует новые, прогрессивные идеи, принципы, приёмы в процессе обучения и воспитания.

Педагог-новатор – является автором новой педагогической системы, то есть совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий. Такой учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию. Авторская методическая система - это совокупность индивидуальных приёмов, средств, а также оптимальных для педагога, его индивидуального стиля деятельности форм и методов, характеризующихся целостностью, оригинальностью и результативностью их применения.

Разработка и усовершенствование образовательных программ - одно из самых распространённых направлений инновационного педагогического поиска в образовательных учреждениях. А готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приёмов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту, авторским стилем его педагогической деятельности - один из важнейших показателей личностного развития педагога.

Таким образом, инновационная деятельность, осуществляемая учителем в образовательном учреждении, позволяет ему подниматься на разные уровни своего профессионально-личностного развития.

Список Литературы:

    Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы / И.В.Никишина. - Волгоград, 2007.

    Разина Н.А. Профессионально–личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 1. – С. 48-51.

© Ядрова Н.В . , 2017 г.

У каждого времени есть свои приметы. Нынешнее время - время перемен. И, в первую очередь, эти перемены связаны с жизнью школы, с возросшими требованиями к процессу обучения. Если раньше образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности, то теперь, речь идёт о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление. Причём ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей.

Профессиональное становление педагога - сложный, многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога.

Модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания обо всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.), о себе как субъекте профессиональной деятельности. Она также должна включать опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент.

Профессионально-педагогические умения, представляющие собой совокупность самых различных действий педагога, соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности педагога, свидетельствуют о его профессиональной компетентности.

Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное и социальное становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обе спечить это становление. Школа - это учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников. Поэтому совершенно очевидно, что учителю как никогда необходимо сегодня не только по-новому учить, но и по-новому учиться. Прежде всего, учиться новому педагогическому мышлению, учиться быть в постоянном творческом поиске подходов и приёмов, обеспечивающих соавторство, сотрудничество с учениками во всей работе.

Главная задача современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. Поэтому неудивительно, что часть президентского послания, которая посвящена стратегии развития российского образования, широко обсуждалась педагогами. Основной акцент в послании президента был сделан на школьном образовании, поскольку именно оно является определяющим и самым длительным этапом в жизни каждого человека. По словам Президента, сфера образования - это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России.

Учитель находится в постоянном творческом поиске ответа на вопрос: «Как учить школьника?» Задачи, стоящие сегодня перед учителем, кардинально отличаются от тех, которые выполнялись им совсем недавно. Современному учителю недостаточно передавать своим ученикам готовые знания, давать установку на их запоминание. Самой первой задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, развитие его познавательных и творческих способностей. Для достижения этих целей учителю нужно сформулировать их через учебную деятельность школьника и работать над организацией процесса обучения с целью достижения максимальных результатов. А постановка различных целей и предполагает использование различных методов и приёмов обучения. Поэтому учителю необходимо иметь в своём арсенале множество приёмов, методов и стратегий, так как ему приходится решать задачи разного уровня. Но и не следует также забывать, что используемые формы преподавания должны варьироваться от возраста, уровня подготовленности учащихся, их интересов. Наличие культуры учебного труда предполагает, что школьникам предъявляют высокие требования, но вместе с тем они не бояться рисковать, высказывая какую-либо идею.

Современный педагог должен выявлять лучшие качества, заложенные в ребёнке, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретённых знаний, чтобы, окончив школу, они чётко осознавали своё место в обществе и могли работать на его благо, а также были готовы к участию в решении перспективных задач нашего общества.

У читель должен быть профессионалом своего дела, а профессионализм определяется целенаправленным формированием в себе таких качеств, как самосовершенствование, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя - это великолепный источник для безграничного творчества. Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник самоудовлетворения и признания. Современный учитель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребёнку. И с каких бы позиций мы не подходили к вопросу о роли учителя в современном обществе - признаем её ключевой. Ведь учитель - главное звено, основа и душа системы образования. Общество ждёт от учителя высокого напряжения труда, динамики мысли, инициативности, упорства и полной отдачи сил обучению и воспитанию будущего поколения.

В условиях модернизации образования на современном этапе одной из центральных является задача по повышению социального статуса педагогического работника, оформление законодательной базы по регулированию статуса педагогов.

Одной из задач российского законодательства в сфере образования является четкое определение прав и обязанностей учителя, создание надлежащих условий для их плодотворной деятельности, правовой и социальной защищенности. Эта задача еще раз подтверждена Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным: « Главная цель, которую мы ставили в рамках модернизации образования, - это, прежде всего, рост качества школьного образования. Решению именно этой задачи подчинена работа по обновлению материальной и учебной базы школ, по повышению профессиональной квалификации, престижа учительского труда, в том числе через его справедливую, заслуженную оплату». Каким должен быть педагог новой школы? Готов ли он соответствовать современным требованиям к процессу обучения?

Статус учителя - это индикатор эффективности государственного и общественного устройства. Профессиональное становление педагога имеет первостепенную важность в развитии общества в целом: личность педагога так же, как и его профессиональные знания, является ценностным капиталом общества. Учитель способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому.

Поэтому одним из направлений является развитие учительского потенциала. Большое внимание уделяется организации непрерывного повышения квалификации учителей, совершенствованию форм и методов обучения, повышению профессиональной компетентности педагогов. Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

Исследовательская деятельность;

Самообразовательная деятельность;

Инновационная деятельность, освоение и использование новых педагогических технологий;

Трансляция собственного педагогического опыта и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Компетентность в педагогической деятельности в школе-интернате отражает умение педагога организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельностью и оценивать ее результаты. Проявляется это в подготовке и проведении занятий, в умении педагога управлять классом (группой). Педагог старается организовать работу каждого ребенка, создавать рабочий настрой и деловую обстановку. Все это повышает интерес, внимание, учебно-познавательную активность обучающихся (воспитанников). Такое поведение учителя позволяет найти подход к отдельным ученикам (воспитанникам) с учетом их индивидуальных способностей, помочь положительно проявить себя.

На занятиях учитель сочетает различные формы коллективной и индивидуальной работы, организует самостоятельную работу учащихся (воспитанников), сокращает однотипные упражнения. Создает ситуацию активного общения - не только монолога, но и диалога, позволяющих ученику (воспитаннику) выразить себя, проявить инициативу, самостоятельность в способах выбора познавательной деятельности, типов учебных заданий, вида и форм дидактического матери.Невозможно быть эффективным учителем, не раскрывая перед учениками своего «символа веры», принципов своего отношения к событиям и людям, элементов своего жизненного опыта. Ценностная роль учителя уникальна. Учитель как образцовый гражданин – это служитель храма, несущий на глазах детей свой крест на свою Голгофу и не ожидающий земного вознаграждения».

Это облик идеального учителя - воспитателя на все времена. Поэтому повышение профессионального уровня педагога и формирование педагогического корпуса, который соответствует запросам современной жизни, является необходимым условием работы школы в системе образования России, условие, которое должно отвечать уровню современного качества образования.

ГОКУ СКШ №1 Г. Черемхово

Условия профессионального роста педагогов

Подготовила: Федорова Т.В.

2015 г.

Залогом профессионального успеха уже не могут
служить полученные один раз в жизни знания.
На первый план выходит способность людей
ориентироваться в огромном информационном
поле, умение самостоятельно находить решения
и их успешно реализовывать.
В.В.Путин.

Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного улучшения образования, его направленности на расширение возможностей личности. Эти ожидания в зависимости от общественных потребностей и новые возможности реализации личности, обуславливают необходимость создания эффективного механизма, позволяющего осуществить выявление конкретных профессиональных возможностей каждого педагога и перспектив его роста.

Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует и новые образовательные потребности педагогов. Она волнует любого педагога, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть способным и готовым к действиям в новых социокультурных условиях. В этом, очевидно, проявляется тенденция формирования нового образа педагога. Она связана с четким различием понятий о педагоге, как хорошо обученном специалисте, и учителе-профессионале, не только виртуозно владеющим педагогической технологией, но и способным к самооценке собственной деятельности.

Современная образовательная ситуация, характер системных изменений, особенно значимо проявляется в период смены образовательной парадигмы, в условиях перехода к непрерывности образования и глобальной информатизации. Центральной проблемой образования становится обеспечение высокого качества образования, что невозможно без решения проблемы профессионального роста педагога. Новые целевые установки заставляют акцентировать внимание на процессе самообразования педагога.

Отсюда выстраиваются задачи кадровой стратегии, в первую очередь - создание условий для постоянной возможности самообразования педагога, создание квалифицированного ядра кадров, которые применительно к сегодняшней ситуации в перспективе дадут возможность эффективного развития Центра, формирования педагогического коллектива как команды единомышленников, поскольку качество образования достигается интеграцией действий и усилий всего педагогического сообщества.

Ожидаемые результаты: Если разработать и внедрить программу, создать условия для организации непрерывного образования педагогов, то это должно способствовать достаточно высокому уровню профессиональной компетентности педагогов, и возможно, готовности к инновационной деятельности.

Условия реализации:

Целостность и аналитичность в оценке педагога;

Индивидуально-ориентированный подход к педагогу;

Мотивация педагогических работников;

Гуманность и демократичность взаимоотношений администрации и педагогов;

Непрерывное отслеживание результатов труда педагога и их оценка;

Дифференцированный подход к возможностям профессионального роста, личностного развития и самореализации разных категорий педагогов.

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуальной траектории человека на различных этапах его жизненного пути. Она невозможна без понимания педагог как активного субъекта , познающего и преобразующего себя в процессе педагогической деятельности, так как субъектность педагога становится перспективой развития обучающегося.

Вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима. Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность, развития в саморазвитие, образования в самообразование. Под самообразованием понимается собственная активность человека в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие способностей и индивидуальности, которая осуществляется добровольно, управляется самим человеком и необходима для совершенствования каких-либо качеств. Самообразование характеризуется, прежде всего, самостоятельностью и непрерывностью и выступает одним из важнейших условий реализации идеи непрерывного педагогического образования.

Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество предъявляет, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен учиться еще и потому, что в глазах его учеников каждый год меняются временные этапы представлений об окружающем мире.

В чем заключается суть процесса самообразования? Каковы же его источники? Все источники знаний делятся на: способствующие личностному росту, и источники, определяющие профессиональный рост педагога. Личностный рост – это интеграция деятельности субъекта, направленная на развитие характера , способностей и индивидуальности работника. Под профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей , профессиональных знаний и умений , приводящих к новому способу деятельности . В целом – это динамичный и непрерывный процесс самопроектирования деятельности педагога.

Существуют различные подходы к классификации этапов профессионального роста педагога.

1 стадия: «выживание» (первый год работы);

2 стадия: «адаптация» (2 – 5 лет работы);

3 стадия: «зрелость» (6 – 8 лет, стремление переосмыслить свой опыт и желание самостоятельного педагогического исследования).

4 стадия: «спад» (в зависимости от индивидуальности педагога)

Каждому из этих этапов присущи специфические черты педагога. Так первый этап отмечен личными профессиональными затруднениями . Когда формируется представление о себе как об педагоге, то возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Второй этап характеризуется особым вниманием педагога к своей профессиональной деятельности , а третий – возрастанием творческой потребности и активности. Это требует обобщения и анализа. Именно на этой стадии возможна организация исследовательской работы учителя по интересующим его проблемам. Механизмом развития и саморазвития, в свою очередь, выступает самопознание и самоанализ деятельности. В первую очередь, это осознание педагогом своих потенциальных возможностей и профессиональных проблем. Одновременно, это скрытый от непосредственного наблюдения, самоанализ, когда явления педагогической деятельности соотносятся учителем со своими действиями, что может привести и к творческому застою.

Необходимо определить условия, при которых процесс самообразования будет проходить более эффективно:

Когда реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

Когда педагог владеет способами самоанализа педагогического опыта;

Если учитель понимает как позитивные, так и негативные стороны своей профессиональной деятельности, то он признает в определенной степени свое несовершенство и, следовательно, является открытым для изменения ситуации.

Когда педагог обладает способностью к рефлексии;

Практика работы с ним становится источником профессионального роста лишь тогда, когда она является объектом анализа педагога и руководителя, поскольку функции педагогического анализа – диагностическая, познавательная, самообразовательная – распознаются и тем и другим. Не отрефлексированная практика бесполезна и ведет не к развитию, а к профессиональному застою педагога. Поэтому рефлексия может осуществляться как процесс переживания и самоотчета индивида, так и коллективный, совместный поиск решения проблемы, например, на примере анализа освоения и применения педагогических технологий обучения.

Методика оценки учителем собственных рефлексивных способностей:

Когда педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

Когда осуществляет взаимосвязь личностного и профессионального развития. Это может быть программа профессионального развития педагога, включающая возможности исследовательской и поисковой деятельности. Можно возразить, зачем и без того загруженному учителю, лишняя головная боль? Соединение личностных знаний и умений с профессиональными навыками – есть способ определения компетентности педагога, возможность и желание прогнозирования творчества и карьерного роста. К тому же без этих критериев педагог не может эффективно выстраивать процесс обучения и воспитания применительно к ученику.

Направления, в рамках которых педагог должен заниматься самообразованием:

- профессиональное (теория преподавания предмета);

- психолого-педагогическое (индивидуальные особенности ученика);

- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);

- информационное (компьютерные технологии, интернет-ресурсы);

- коммуникативное (взаимодействие между субъектами образовательного процесса);

- личные компетентности (имидж, искусство общения, лидерские качества, педагогический такт);

Какова же область их приложения:

Посещение занятий и участие в обмене опытом;

Периодический самоанализ профессиональной деятельности;

Постоянное совершенствование знаний в области классической и современной педагогики и психологии;

Повышение уровня эрудиции, правовой и общей культуры.

Формы самообразования можно условно разделить на две группы – индивидуальную и групповую. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, но руководитель методического объединения может стимулировать этот процесс. При этом необходимо учитывать пять основных мотивов поведения педагога: быть правым, произвести впечатление, не рисковать (не брать ответственность), избегать контроля, оценивать себя и остальных. Тогда в работе администратора действенным рычагом будут те стимулы, которые «подталкивают» педагога. К ним можно отнести:

Мотив самостоятельности в реализации себя в творческой деятельности.

Форма:

    открытие мастер-класса;

    возможность работы в автономном режиме;

Мотив личного развития

Форма:

    самообразование;

    профессиональный рост;

    карьерный рост;

Мотив самоутверждения

Форма:

    обобщение опыта;

    публикации;

    право на проведение семинаров, уроков для коллег;

    привлечение к планированию работы;

    достижения социального успеха;

Мотив состязательности

Форма:

    выдвижение на престижные профессиональные конкурсы;

    присвоение званий, наград;

    признание коллег;

Мотив стабильности

Форма:

    выражение профессионального и общественного признания;

    стимулирующие выплаты;

    дополнительные оплачиваемые дни к отпуску;

    регулирование времени занятости;

    социальные программы;

    занятость в профессии.

Групповая форма в виде работы методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и другие, обеспечивающих обратную связь между результатами индивидуального самообразования учителя и повышением профессионализма всего педагогического коллектива. Среди современных форм самообразования можно назвать дистанционное обучение , получение консультативной помощи специалистами образовательных центров, факультетов послевузовской переподготовки высших учебных заведений. Направление поможет удовлетворить потребности педагогов в самообразовании. Результатом этих и других видов деятельности является рефлексия приобретенного опыта, и на его основе, построение нового, субъектного опыта.

Составляющие потребностей и мотивов, побуждающих педагога:

1. Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятиям, родительскому собранию, общешкольному мероприятию у педагога возникает необходимость поиска и анализа информации.

2. Желание творчества . Творческий педагог не может из года в год, по одному и тому же сценарию, давать одни и те же уроки. Обязательно появится желание - большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

3. Стремительный рост прогресс а. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мироощущение, и очень часто, образ «несовременного» педагога.

4. Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его хорошим или плохим работником. Плохим педагогом быть обидно, хорошим – престижно.

5. Конкуренция. Не секрет, что многие родители приводят ребенка в объединение к конкретному педагогу.

6. Материальное стимулирование. Материальная компенсация тех затрат, которые несет педагог в ходе своего профессионального роста.

Без этого, добиться чего-то невозможно. Каждая деятельность бессмысленна, если в результате ее не создается новый продукт или нет других достижений. Поэтому в личном плане педагога обязательно должен быть список результатов, достигнутых за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования:

Повышение качества преподавания предмета, по которому будет определяться эффективность обучения учащихся;

Разработка новых форм, методов, приемов обучения;

Разработка и проведение открытых уроков;

Создание комплектов педагогических разработок;

Обобщение опыта по исследуемой теме;

Научить творчеству нельзя. Саморазвитие – признак профессионала высокого класса.

подготовила

учитель и литературы

Новочебоксарск 2011

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧИТЕЛЯ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В статье актуализируется проблема профессионально-личностного роста учителей через самообразование и самосовершенствование при условии личной активности, потребности педагога в своем развитии, представлены способы определения результативности профессионального роста учителя.

Проблема , профессионально-личностный рост, самообразование, личная активность, результаты профессионального роста

Реформа образования идет полным ходом, начиная с технического переоснащения, компьютеризации школ, применения педагогами в и заканчивая созданием в школах экспериментальных площадок различных уровней, внедрением новых образовательных стандартов. Зарплата учителя во многом стала зависеть от результатов его труда.

Но, несмотря на позитивные изменения, остается наболевшей проблема педагогических кадров. В настоящее время в школах ощущается дефицит педагогов-профессионалов - ярких, запоминающихся, современных, внедряющих активные методы обучения и воспитания в педагогический процесс.

Как показывают наблюдения, в средних общеобразовательных школах работает немало учителей пенсионного возраста. Мотивами продолжения педагогической деятельности многих из них являются семейные и личные проблемы, отсутствие материального благополучия, а также стремление «отодвинуть старость». Ежедневно они ходят на работу и убеждены, что добросовестно исполняют свои обязанности учителей-предметников и . Хотя налицо «педагогическая усталость», «профессиональное выгорание», отсутствие самомотивации, активности, интереса к профессии. В деятельности таких педагогов срабатывает стереотип: они работают по старинке, с трудом воспринимая нововведения в школе, придерживаясь методик советских времен. Они не интересны детям и не являются примером для подражания. Безусловно, весьма трудно перестроить свою психологию, когда тебе уже 60-70 и более лет. Однако отсутствие удовлетворения от работы в школе, неумение «достучаться» до ребенка, увлечь детей своим предметом, найти общий язык с детьми присущи и некоторым молодым педагогам.


Влияние учителя тем сильнее, чем ярче и самобытнее, его личность. Это касается кругозора учителя, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому того, чего не имеешь сам. Учитель, не владеющий методическим мастерством, учитель неквалифицированный – это беда не одного какого-либо коллектива, это беда всего общества.

Все это позволяет говорить о настоятельной необходимости профессионально-личностного роста учителя как одного из важнейших условий улучшения качества обучения и воспитания подрастающего поколения.

Понятие «профессионально-личностный рост учителя» многосложно, и формулировки его различны.

Профессиональный рост учителя – это самостоятельное и/ или кем-то управляемое на рациональном (осознанном) и/или интуитивном уровнях «нарастание» разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций () .

Профессиональный рост – это неустранимое стремление учителя к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве и работе с детьми () .

Личностный рост – это развитие личностных качеств, которые интегрируются в чертах характера человека и его способностях. Среди качеств личности есть такие, которые оказывают влияние на результативность педагогической деятельности, - это профессиально важные качества. включает сюда такие качества как интерес и любовь к воспитаннику, справедливость, общительность, уравновешенность, требовательность, организаторские способности и др..

С чего же начинается профессионально-личностный рост педагога? Ответ прост: с самообразования, с самосовершенствования учителя. Но заниматься этим он должен с желанием, настроением, сам, по собственной инициативе. Главным в самообразовании является наличие мотива, равноценного наличию личностного смысла в этой деятельности. Это то, что является побудительной причиной самостоятельной работы над собой, и он всегда связан с удовлетворением потребностей педагога как субъекта в своем развитии, то есть в профессионально-личностном росте.

Вот почему самообразование предполагает в качестве исходного внутреннего условия личную активность.

По мнению, именно фактор добровольного участия педагога в тех или иных методических мероприятиях делает их частью самообразования учителя, а недобровольность, принуждение исключает эти мероприятия из числа факторов его профессионального роста ввиду их (в этом случае) абсолютной бесполезности .

Причем следует отметить, что самообразование педагогов-профессионалов, мастеров своего дела происходит «самопроизвольно», естественно, оно не планируется, а является неотъемлемой частью их жизни, они просто любят учиться, постигать новое и воплощать его в жизнь.

Помимо самообразования должна актуализироваться и специальная подготовка педагогических кадров высокого уровня на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Такую подготовку должны осуществлять и институты повышения квалификации, и информационно-методические центры, приглашая лучших российских лекторов, деятелей образования и культуры, организовывая мастер-классы с целью обеспечения профессионального роста учителей.


Как проследить результаты профессионального роста педагога? предлагает технологию для определения одного или нескольких конкретных профессиональных знаний или умений педагога как способ оценки его профессионального роста по этим конкретным знаниям или умениям. Суть такова. Формулируется, например, некоторое требование к учителю, предлагается ему и завучу оценить степень владения этим умением с помощью трех оценок: «Не владею», «Владею, но испытываю затруднение», «Владею свободно». Если опрос провести в начале учебного года (до начала самообразования и методической работы) и в конце учебного года, то, сопоставляя оценки, можно определить, имел ли место профессиональный рост по конкретному умению,

Динамика же профессионально-личностного роста педагога в целом будет определяться в приобретении им новых профессиональных знаний и умений, а главное – в развитии позитивного, ценностного отношения к своей , а именно: к самим детям – объектам-субъектам этой деятельности; к преподаваемому предмету, к , к специальным профессиональным знаниям. Развитие этих ценностных отношений и будет являться показателями его профессионально-личностного роста.

Таким образом, профессионально-личностный рост - это один из основных способов максимальной реализации творческого потенциала! Для учителя это очень важно. Необходимо идти в ногу со временем, не бояться учиться! Как гласит пословица: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться!" Только так можно добиться и уважения со стороны учащихся и их родителей.

Список литературы

Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие / . – М.: Центр педагогического образования, 2010. – 448 с. Акмеология физической культуры и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / , . – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.