Что играет ведущую роль в профессиональной жизни педагога? Конечно, урок. Это тяжелая работа, когда в течение 45 мин от вас требуется концентрация воли и внимания. Но именно в эти минуты учитель в самой полной мере реализует себя. Урок дает ощущение полезности профессиональной деятельности, и учитель проявляет свое стремление к творчеству и самостоятельности. Педагог академик М.Н. Скаткин отмечал, что урок - это творимое учителем "педагогическое произведение".

Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечивает высокий уровень преподавания. Нужно также учитывать личный опыт, индивидуальные качества учителя, состав класса и особенности текущего учебного материала. Ведь подготовка к уроку - не только наука, но и искусство, требующее от учителя вдохновения, порыва, творчества.

А помните ли вы основные требования к организации современного урока? Предположим, к вам на урок пришел завуч. Он может обратить внимание на:

  • цели урока;
  • структуру и организацию урока;
  • содержание урока;
  • методику проведения урока;
  • работу и поведение учащихся на уроке;
  • домашнее задание, полученное учащимися.

Как же подготовиться к современному уроку?

Помните, ни один урок не может решить всех задач обучения. Он является частью темы, курса, учебного предмета. Важно всегда сознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса, а поскольку это еще и педагогическое произведение, его содержание должно быть законченным, с внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.

Возможные подходы к уроку:

  • личностно ориентированный;
  • деятельностный;
  • системный;
  • инновационно-творческий.

При оценке урока учитываются:

  • требования обязательного минимума содержания образования;
  • самооценка возможностей учителя;
  • диагностика индивидуальных возможностей и потребностей ученика.

Структура урока может быть такова:

  1. Тема урока.
  2. Цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.
  3. Задачи урока: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др.
  4. Содержание урока: активизация познавательной деятельности, использование умений учащихся действовать по образцу; развитие творческой активности; формирование личностных ориентаций и т. п.

Формы:

Методы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • репродуктивные;
  • эвристические;
  • проблемно-поисковые;
  • исследовательские и др.

Средства:

  • оборудование для проведения эксперимента;
  • дидактический материал;
  • карты, схемы, таблицы, оборудование для лабораторных работ;
  • компьютер и т. п.

5. Контроль качества знаний и их корректировка.

  • Устный контроль: беседа, объяснение; чтение текста, карты, схемы.
  • Зачет и устный экзамен - наиболее активная и обстоятельная проверка знаний.
  • Письменный контроль: контрольная работа, изложение, диктант, реферат, выполнение практических работ, дидактические тесты.

6. Самоанализ урока и постановка новых целей.

  • Общая структура урока.
  • Реализация основной дидактической цели урока.
  • Развитие учащихся в процессе обучения.
  • Воспитание в процессе урока.
  • Соблюдение основных принципов дидактики.
  • Выбор методов обучения.
  • Работа учителя на уроке.
  • Работа учеников на уроке.

Соблюдая основные требования к уроку, учитель проводит его, используя свои творческие способности, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от индивидуальных черт учащихся. Для эффективной организации и проведения урока необходимо соблюдение определенных правил:

  1. Определение целей урока.
  2. Уточнение типа урока.
  3. Уточнение вида урока.
  4. Выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями.
  5. Определение структуры урока, соответствующей целям, задачам, содержанию и методам обучения.

Рассмотрим подробнее соблюдение первого правила - определение целей урока. Умеете ли вы их правильно формулировать? Довольно часто в конспектах уроков молодого учителя можно прочитать: "Рассказать учащимся о жанрах эпических произведений и т. д.", "Ознакомить со свойствами пластмасс и т. п." Можно это считать целями урока? Нет!

Цель деятельности педагога - это его познавательное стремление, осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости учащегося. Поэтому цели урока должны быть максимально конкретными.

Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Ее необходимо конкретизировать, например:

  • обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей …;
  • обобщить и систематизировать знания о …;
  • отработать навыки (какие?);
  • устранить пробелы в знаниях;
  • добиться усвоения учащимися понятий (каких?).

Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.

Какие же свойства личности необходимо воспитывать? Прежде всего нравственные качества человека, готовность к труду, к защите Отечества и др.

Для примера можно представить следующий перечень целей воспитания на уроке:

  • воспитание патриотизма;
  • гуманности;
  • эстетического вкуса;
  • добросовестного отношения к труду;
  • толерантности.

Цель развития предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта, мышления, памяти и внимания, познавательных умений.

Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся, на наш взгляд, ключевые, а именно:

  • как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;
  • как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности.

Но есть вопрос вопросов: как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся? Мы считаем, что для этого необходимо использовать личностно ориентированный подход к образованию . Предлагаем вам памятку о характерных особенностях личностно ориентированного урока и схему самоанализа урока.

Особенности личностно ориентированного урока

Замысел урока заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

Для построения образовательного процесса используются принципы:

  • самоактуализации;
  • индивидуальности;
  • субъектности;
  • выбора;
  • творчества и успеха;
  • веры, доверия и поддержки.

Организация учебного занятия предполагает:

  • применение различных педагогических приемов для актуализации и обогащения личного опыта ребенка;
  • проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащегося;
  • использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;
  • создание для учащихся ситуации успеха;
  • проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
  • стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора типа и вида задания, формы его выполнения;
  • выбор приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности учителя на уроке;
  • использование учащимися следующих речевых оборотов: "я полагаю, что…", "мне кажется, что…", "по-моему мнению…", "я думаю…".

Самоанализ урока

Класс______________________________________________________
Тема урока_________________________________________________
Тип урока и его структура:_________________________________

Вопросы для самоанализа:
1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как он "работает" на последующие уроки?
2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
3. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный компоненты)? Дать оценку успешности в достижении этой цели, обосновать показатели результативности урока.
4. Каков выбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока?
5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами?
6. Соответствуют ли выбранные дидактические материалы, ТСО, наглядные пособия целям урока?
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? С помощью каких форм и методов осуществляется? Как организованы регулирование и коррекция знаний?
8. Каковы психологическая атмосфера на уроке и коммуникативное взаимодействие учащихся и учителя?
9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
10. Каковы перспективы дальнейшей деятельности?

Круглова И.В.

Основным звеном в системе учебного процесса является урок, и от того, насколько гигиенически рационально он построен, зависит работоспособность учащихся, а, следовательно, их успеваемость и состояние здоровья.

1. Продолжительность урока (кроме 1 класса) не должна превышать 45 минут. В первом классе продолжительность составляет 35 минут.

2. Профилактика переутомления может быть достигнута не только регламентированием длительности урока, но и его элементов, поэтому урок должен быть построен на чередовании различных видов деятельности (письмо, чтение, устная работа, творческая деятельность). Отдельные виды учебной деятельности на уроке по основным предметам (письму, чтению, математике) значительно влияют на функциональное состояние организма и работоспособность детей. Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах – 10-15 минут. Плотность урока должна быть 80%.

3. Учитель начальных классов должен на уроках организовывать физкультурные минутки для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Обязательное проведение двух физкультминуток на каждом уроке. Физкультминутку необходимо провести в фазу спада работоспособности, так как это препятствует дальнейшему развитию как умственного, так и мышечного утомления. Ее продолжительность должна составлять 2-3 минуты, что временно снижает нагрузку зрительного анализатора и позвоночника, оптимизирует состояние мозгового кровообращения и эмоциональный тонус школьника. На уроках письма физкультминутки должны проводиться на 15 и 25 минуте. Комплексы упражнений должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности. Позитивный эффект физкультминутки проявляется в том случае, если она проводится в положении стоя при открытых в классе фрамугах.

Желательно, чтобы за исключением уроков, характеризующихся значительной нагрузкой на голосовой аппарат, дети сопровождали движения речевками. Они способствуют установлению более правильной ритмики дыхания, а также улучшению осанки, поскольку качественное звукопроизношение нуждается в ее оптимальной организации.

Окончание регламентированной работы с компьютерами, обучения письму, чтению, математике, должно сопровождаться выполнением специального комплекса упражнений для наружных мышц глазного яблока и его аккомодационного аппарата.

4. Использование технических средств обучения. Технические средства обучения (телевидение, видео-, кино-, и диафильмы, звукозаписи) в учебном процессе снимают монотонность урока, придают занятиям эмоциональность и способствуют повышению работоспособности и успеваемости учащихся, но их применение отрицательно влияет на ЦНС, зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому регламентируется оптимальная длительность просмотров диафильмов, кинофильмов и телепередач на уроках в разных классах (табл. № 7).

Урок как форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, прочно занял свое место в советской школе в качестве основной организационной формы обучения.
Среди многообразия используемых в общеобразовательной школе организационных форм обучения урок продолжает сохранять ведущее значение.
Хороший урок - дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок. Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.
Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. К дидактическим, или образовательным, требованиям относятся:
1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также места конкретного урока в общей системе уроков.
2. Определение оптимального содержания урока в соответ ствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на от дельных его этапах.
3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.
4 Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей.
Воспитательные требования к уроку:
1. Постановка воспитательных задач урока, обеспечение идейно-политической направленности, коммунистической идейности и партийности.
2. Формирование у учащихся на основе приобретенных научных знаний диалектико-материалистического мировоззрения, высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства.
3. Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями переноса знаний, творческой инициативы и активности.
4. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.)
5. Соблюдение учителем педагогического такта.
Следует иметь в виду, что требования, выражающие воспи тательные задачи школы, реализуются и в других формах организации обучения и во всей системе внеучебной воспитательной работы с учащимися, проводимой школой и семьей.
Организационные требования к уроку:
1 Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования.
2. Организационная четкость проведения урока (своевре менность начала, максимальное использование каждой его мину ты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока).
3. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и ТСО.
Выполнение перечисленных требований является необходи мым условием эффективности урока, т. е достижения же лаемых результатов. Учитель должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении.

Пояснительная записка

Изучение дисциплины «Методика обучения младших школьников предмету «Окружающий мир» требует от студентов овладения навыками проведения уроков, экскурсий, внеурочной и домашней работы по изучению окружающего мира. Это осуществляется в период прохождения педагогической практики.

Цель педпрактики: формирование специальной компетентности бакалавров педагогики применять знание теоретических основ и технологий начального естественнонаучного образования в профессиональной деятельности.

В процессе педагогической практике у студентов формируются следующие профессиональные компетенции :

· способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

· готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

· способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

· способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

· В период прохождения педагогической практики будущие учителя должны научиться:

· осуществлять отбор содержания материала по темам программы в соответствии с ФГОС НОО;

· выбирать и разрабатывать структурную форму проведения занятий, организовывать педагогическое сотрудничество на уроке;

· грамотно использовать методы и методические приемы обучения, помогающие осознанному усвоению детьми естественнонаучных представлений и понятий, формированию практических умений;

· использовать ИКТ для проведения занятий по «Окружающему миру»;

· осуществлять экологическое образование младших школьников;

Должны овладеть:

· навыками работы с программами, учебниками и учебными пособиями по предмету «Окружающий мир»;

· навыками составления календарно-тематических планов в соответствии с содержанием ФГОС НОО и учебных программ по предмету;



· навыками составления конспектов, технологической карты урока и проведения занятий по «Окружающему миру» в начальной школе;

· навыками проведения уроков и экскурсий по предмету «Окружающий мир»

· навыками организации внеурочных форм естественнонаучной деятельности младших школьников;

В данном пособии даются рекомендации студентам по организации учебного процесса с использованием различных форм, методов и средств обучения младших школьников предмету «Окружающий мир». Приводятся примеры уроков, экскурсий и внеурочной работы, критерии оценивания учебных достижений учащихся.

Формы организации обучения младших школьников предмету «Окружающий мир»

Можно выделить следующие формы организации обучения в начальной школе: урок; экскурсия; внеурочная работа; домашняя работа; внеклассная работа. В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт требует организации проектной деятельности школьников.

Методические требования к подготовке и проведению урока по предмету «Окружающий мир»

Урок – основная форма организации учебной работы по естествознанию, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени.

Главные требования к современному уроку:

1. Общая дидактическая целенаправленность урока. Часто учитель недооценивает специальное продумывание цели урока. В то же время постановка учебной задачи, диктующей формулировку целей (планируемых результатов) урока, помогает выбрать рациональную структуру и методы проведения урока. На современном уроке познавательная задача формулируется совместно с обучающимися, которые хотят разрешить проблемную ситуацию, созданную учителем на уроке. Этот методический прием влияет на мотивационную сферу детей, побуждая их к действию.

2. Достаточная материальная оснащенность . Вреден как недостаток, так и избыток наглядных пособий на уроке. Некомпетентное их применение тормозит развитие личности ребенка. Учителю важно рационально, обоснованно и целесообразно использовать на уроке средства обучения.

3. Концентрация внимания на главном , существенном, на усвоении основных понятий урока, ведущих воспитательных идеях учебного материала. Иногда на уроке наблюдается перегруженность учебного материала дополнительными сведениями, конкретными фактами. Учитель необоснованно стремится отойти от содержания учебника. При этом за деталями теряется суть урока. Необходимо во время объяснения выделять главные мысли голосом, опорными знаками на доске. Рекомендуется выписать на доску тему и задачи (или план) урока.

4. Систематичность, последовательность, преемственность и логическая завершенность учебных операций . Учитель, следуя замыслу урока, должен быть готов быстро перестроить его ход при изменении ситуации. Стремление любой ценой выполнить намеченный план вне зависимости от возникших на уроке обстоятельств часто приводит к формализму в обучении. У хорошего учителя всегда есть запасные методические варианты ведения урока.

5. Обязательное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной работы на уроке. Учитель должен стремиться к организации учебного труда как коллективной деятельности детей. На различных этапах урока следует давать задания не только всему классу, но и отдельным ученикам, парам или небольшим группам. Такие задания могут быть общими или дифференцированными в зависимости от учебных возможностей учащихся и содержания учебного материала. Коллективная деятельность развивает коммуникативные качества личности, усиливает взаимозависимость детей в классе.

6. Оптимальный психологический режим на уроке. Для этого нужно поддерживать познавательный интерес детей, использовать приемы активизации учебной деятельности. В современной школе в основе построения уроков лежит учебное сотрудничество учителя и учащихся, при котором происходит общение на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности. Нельзя недооценивать гигиенические и эстетические условия в классной комнате.

7. Экономия и рациональное использование времени на уроке. Учителю следует правильно определить тип урока и выбрать его рациональную структуру. Грамотный расход времени на различных этапах урока позволяет проводить его в оптимальном для конкретного класса темпе.

8. Восстановление делового равновесия при его нарушении. В классном коллективе с самого первого урока должны формироваться дисциплинарные традиции, помогающие учителю наладить деловую обстановку на уроке.

9. Непрерывный контроль и самоконтроль; закрепление и совершенствование знаний учащихся. Любой вид учебной работы на уроке должен завершаться первичным закреплением, помогающим учителю контролировать усвоение новых знаний и умений школьниками. Во время закрепления учитель может давать задания для самопроверки и взаимопроверки детей.

10. Межпредметные и внутрипредметные связи изучаемого на уроке материала. Любой урок является частью темы, раздела и поэтому должен быть их логической единицей. Важно знать, какую систему научных понятий дает программа, и встраивать новые понятия в эту систему, формировать ассоциативные связи с понятиями, полученными на уроках по другим предметам. В то же время каждый урок должен дать хотя бы небольшое, но целостное знание .

Чтобы сложилась система, состоящая из взаимосвязанных уроков, необходимо использовать преемственные и перспективные связи, знать место каждого урока в теме, его связь с другими. Без такой системы курс «Окружающий мир» не может быть логичным и целенаправленным.

Большинство методистов в начальной школе выделяют следующие типы уроков:

1) вводные; 2) предметные; 3) комбинированные; 4) обобщающие.

Каждый тип урока имеет определенную структуру, которая зависит от его целей, содержания учебного материала, методов проведения и определяется последовательностью взаимосвязанных этапов урока.

Вводные уроки проводятся в начале изучения курса, раздела или большой темы.По небольшим темам учитель дает введение в начале первого урока.

Основные дидактические цели таких уроков следующие:

1. Установить уровень подготовки учащихся к восприятию новых знаний, систематизировать имеющиеся знания.

2. Сформировать общие представления о содержании учебного материала, который предстоит изучать детям на последующих уроках.

3. Познакомить учащихся с особенностями построения и методами изучения новой темы (раздела, курса) в учебнике.

4. Возбудить интерес детей к новой теме (разделу, курсу). Поставить несколько новых проблем и оставить их открытыми.

Вводные уроки могут иметь следующую примерную структуру:

1) организация класса;

2) постановка учебных задач;

3) ознакомление с целями, содержанием, структурой раздела (темы) в учебнике;

4) актуализация имеющихся знаний;

5) формирование новых представлений и понятий;

6) отработка приемов работы с учебником;

7) домашнее задание;

8) итог урока.

Примервводного урока по теме «Что такое природа» (программа «Окружающий мир» 3 кл. 1 ч. А.А. Плешакова) см. в приложении 2.1

Предметные уроки предполагают работу учащихся с предметами природы или учебными приборами. На таких уроках всегда присутствует практическая работа. Выделение этого типа урока обусловлено спецификой содержания начального курса естествознания.

Цели предметного урока:

1. Добиться усвоения новых знаний путем непосредственной работы учащихся с объектами природы.

2. Развивать практические умения по проведению простейших естественно-научных исследований.

Этот тип урока требует серьезной предварительной подготовки. Учитель должен заранее подобрать раздаточный материал. Если требуется, то заложить опыты (например, при изучении развития растения из семени). Следует фронтальные опыты предварительно проделать самому, чтобы отследить, сколько времени тратится на их проведение.

Предметные уроки имеют следующую примерную структуру:

1) организация класса;

2) определение темы и постановка учебных задач;

3) актуализация опорных знаний;

4) проведение практической работы;

5) закрепление;

6) домашнее задание;

7) итог урока.

Пример предметного урока на тему: «Какие бывают почвы»(программа А.А.Плешакова, четвертый класс) см. в приложении 2.2

Комбинированные уроки самые распространенные в практике обучения. Это уроки такого типа, на которых изучается и закрепляется новый материал, устанавливается преемственность с ранее изученным. Они комбинируют несколько равных по своему значению дидактических целей:

1. Повторить и систематизировать ранее изученный материал.

2. Добиться усвоения новых представлений и понятий.

3. Развивать практические умения.

4. Закрепить полученные знания и умения.

На таком занятии можно применять комбинации структурных элементов различных типов уроков.

Пример комбинированного урока на тему: «Водоем – природное сообщество»(программа А.А. Плешакова, четвертый класс) см. в приложении 2.3

Обобщающие уроки проводятся в конце изучения большой темы или раздела.

Цели обобщающего урока:

1. Обобщить и систематизировать знания детей.

2. Отработать полученные умения и навыки.

3. Научиться применять знания и умения в новых ситуациях.

4. Установить уровень усвоения программного материала и овладения практическими умениями.

Традиционная структура такого урока следующая:

1) организация класса;

2) обобщение и систематизация знаний по изученной теме;

3) отработка умений и навыков в процессе самостоятельной работы;

4) использование знаний и умений в новой учебной ситуации;

5) обобщающая беседа;

6) итог урока.

Обобщающие уроки часто проводятся в нетрадиционной форме. Это уроки-конкурсы («Что, где, когда», «КВН» и т.п.) уроки-путешествия («Путешествие по природным зонам России», «Геологические экспедиции по родному краю» и т.п.), деловые игры («Экологическая конференция», «Если бы я был руководителем предприятия» и т.п.). На них рекомендуется организовывать групповую или индивидуальную самостоятельную работу учащихся. При организации уроков последнего типа учитель должен помнить, что для обобщения материала необходимо выделить в нем главное; охарактеризовать ведущие понятия; сравнить их между собой; установить причинно-следственные связи; найти общие закономерности; сформулировать выводы.

Пример обобщающего урока по теме «Полезные ископаемые своего края» (программа А.А. Плешакова, четвертый класс) см. в приложении 2.4

Характеристика уроков естествознания будет неполной, если мы не остановимся подробнее на особенностях их структуры в различных образовательных системах.

Методы проведения и организации уроков по специальной подготовке (ДПЮ) в школе

Требования к современному уроку. Структура, типы организации урока

В основе рациональной организации урока лежат требования, соблюдение которых позволяет учителю повысить коэффициент полезной деятельности учащихся, а следовательно, и качество их подготовки. В совокупности эти требования ориентируют учителя на оптимальную структуру урока и позволяют ему упорядочить урок, повысить его эффективность. Эта совокупность требований одновременно является и критерием качества проведенного урока, ибо для анализа уроков нужна определенная система эталонов, ориентиров. Разумеется, такая система требований никоим образом не исключает творчества учителя. Напротив, она помогает направить его творчество в правильное русло.

Рождение любого урока начинается с осознания его целей. В противном случае урок будет аморфным, случайным. Затем учитель определяет наиболее оптимальный тип урока для достижения целей, тщательно продумывает, где и какими средствами он планирует выполнить поставленные цели. Такое стратегическое планирование принципиально необходимо. Эта деятельность учителя направляется требованиями к структуре урока.

Урок начинается с его подготовки: готовится к работе кабинет, оборудование, отбираются необходимые дидактические материалы и т. д. Вся эта деятельность учителя определяется требованиями подготовке и организации урока.

Урок -- это видимая часть работы учителя. Ей предшествует большая подготовительная деятельность, детерминированная требованиями к содержанию урока и технике его ведения.

На одном уроке решается множество разнообразных задач, но на одном уроке все перечисленные требования не могут быть реализованы. Они реализуются в системе уроков.

Уточним вкратце каждую из перечисленных групп требований.

Требования к структуре говорят о необходимости

Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель и продумываются оптимальные средства ее достижения);

определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);

связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;

отобрать и применить оптимальные сочетания методов изучения нового материала;

обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;

продумать систему повторения и закрепления изученного материала;

найти оптимальное место домашнему заданию, которое является тщательно продуманным продолжением данного урока и подготовкой к следующему, минимальным по объему, своевременным и всем понятным, учитывать индивидуальные возможности учащихся.

Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующим:

обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);

начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме (необходимо заблаговременно отобрать учебный материал к каждому уроку, определить его объем и сложность применительно к данному классу, а также наметить все основные виды работ на уроке);

своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал, технические средства обучения;

обеспечить разнообразие типов урока в системе уроков по данной теме;

создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя, что позволит сделать обучение в принципе самоподдерживающимся процессом.

Требования к содержанию урока и процессу учения:

урок должен быть воспитывающим;

обязательно выполняются требования, вытекающие из основных дидактических принципов (обеспечить изучение основ науки, систематичность и прочность знаний, учет индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью и т. д.);

на уроке следует воспитывать любовь к природе;

процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными;

в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д.

Требования к технике проведения урока можно сформулировать так:

урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;

темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными;

необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, педагогический такт (недопустимы прямые и косвенные оскорбления учащихся);

создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;

менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;

обеспечить соблюдение единого орфографического режима, принятого в школе;

управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока активно работают учащиеся.

Реализация предложенной совокупности требований к системе уроков обеспечит необходимый уровень организованности, а следовательно, и качества урока в современной школе.

Структура и типы организации урока

Структура урока и формы его организации имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной мере определяют эффективность учебной работы школьника.

Любой урок -- традиционный или проблемный, развивающий или тормозящий развитие, интересный или скучный -- структурно состоит из объективно существующих элементов. Их разнообразное сочетание и различия по времени, степени взаимодействия между собой и определяют большое многообразие типов уроков.

Определим элемент урока как часть урока, обладающую свойствами единственности и целостности. Из всех элементов урока выделим наиболее часто встречающиеся в практике, а именно:

Изучение нового материала. Каковы бы ни были организационные формы урока, методы, приемы, этот элемент всегда будет на уроке и при других формах обучения. Он несводим к каким-либо другим элементам.

Закрепление пройденного. Попытка при некоторых модернизациях урока исключить этот "элемент как недостаточно творческий и развивающий привела к плохим результатам. Это естественно, поскольку для получения прочных знаний совершенно необходимо их постоянное закрепление. При правильном взаимодействии с другими элементами закрепление может выполнять функции обучения, развития и контроля.

Контроль и оценка знаний учащихся. Без эффективного контроля процессом обучения нельзя правильно управлять. Принципиального значения не имеют ни формы контроля, ни количество выставляемых оценок. Формы контроля определяются тактическими задачами. Важно, что без контроля и оценки знаний нельзя организовать целенаправленный процесс обучения. Контроль знаний может быть обучающим, выполнять функции воспитания и развития.

Домашнее задание. Это необходимый и не содержащийся в других элемент урока. Домашнее задание -- естественное продолжение данного урока и начало последующего.

Обобщение и систематизация знаний. Этому элементу отводится все более значительное место на современном уроке.

Таким образом, мы выделяем пять основных элементов урока. Вопрос об их числе на конкретном уроке, их взаимосвязи и взаимодействий непосредственно связан с типологией и дидактической структурой урока.

Структура урока не определяется лишь совокупностью ряда его элементов. Именно «механическое» понимание структуры учебного процесса как совокупности ряда звеньев (элементов) и привело в свое время к дискуссии о вреде четырехэлементного урока и необходимости более гибкой его структуры. Специфика такой сложной системы, как урок, не исчерпывается только особенностями составляющих ее элементов, а содержится главным образом, в характере связей и взаимодействия между отдельными ее элементами.

Поэтому под структурой урока можно понимать совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающую в процессе обучения и обеспечивающую его целенаправленную действенность! Это определение, на наш взгляд, точнее отражает суть структуры урока, учитывая процесс взаимодействия структурных элементов.

В природе, как известно, бесструктурных явлений и систем нет. Наш известный дидактик М. А. Данилов подчеркивал, что одним из важнейших вопросов дидактики и методики преподавания отдельных предметов есть вопрос о том, при какой последовательности своих составных элементов процесс обучения оказывается наиболее успешным. Взаимодействие структурных элементов урока объективно. Однако процесс обучения эффективен лишь тогда, когда учитель правильно понял единство функции данного элемента и его структурных взаимодействий с другими элементами урока. Такой подход к структуре исключает шаблонность в проведении уроков. Уровень современности урока, его эффективность в значительной мере определяются характером, способами взаимодействия между отдельными элементами урока. Мастерство учителя и заключается в том, чтобы найти эти оптимальные варианты взаимодействия между элементами урока.

Типы уроков. Типы уроков разнообразны, и их трудно представить в какой-либо одной классификации. В дидактике существует несколько подходов к классификации уроков основе любой классификации лежит какой-либо определяющий признак. Например, уроки классифицируют исходя из дидактической цели, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся. Учитывая все достоинства и недостатки отмеченных подходов к классификации уроков, М.И. Махмутов предлагает классифицировать уроки по цели организации занятий, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. В соответствии с этим подходом он выделяет уроки изучения нового материала, уроки совершенствования знаний, умений и навыков, уроки комбинированные и уроки контроля и коррекции. Отметим, что эта классификация, на наш взгляд, является весьма перспективной. Вместе с тем следует признать, что на сегодня наиболее употребительной является классификация уроков по основным дидактическим целям. В соответствии с этой классификацией выделяются:

Комбинированный урок. Это наиболее распространенный в практике тип урока. Число элементов урока может быть различным. Еще более многообразны при этом внутренние связи и взаимодействия между элементами урока. Например, на уроке может быть анализ домашней работы с целями контроля знаний при устном ответе и развития навыков применения полученных знаний. При закреплении материала можно и нужно осуществлять контроль знаний, умений и навыков и развитие навыков применения этих знаний в разных ситуациях. В процессе изучения нового материала можно сразу организовать его закрепление и применение. Такое комплексное взаимодействие между структурными элементами урока делает урок многоцелевым и очень эффективным.

Урок изучения нового материала. Часто основной дидактической целью урока целесообразно поставить изучение нового материала. Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными: лекция, объяснение с активным привлечением детей, эвристическая поисковая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, и т. д. При этом не следует забывать, что, какой бы метод обучения ни применялся на уроке, в ходе изучения нового материала идет и работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного. Только в искусственных ситуациях можно изучать новый материал, не вспоминая, не опираясь на уже пройденный.

Задавая вспомогательные вопросы ученикам в процессе объяснения, учитель осуществляет контроль знаний и усвоения ранее пройденного.

Крайне важно, понимая объективную многоплановость процессов на уроке, не довольствоваться их стихийным ходом, а постоянно искать и находить оптимальные варианты взаимодействия элементов урока друг с другом.

Уроки закрепления знаний, их систематизации и формирования умений и навыков. В большинстве классификаций этот тип урока разбивают на несколько типов. Однако, по нашему мнению, уроки «чистого» повторения, систематизации или формирования умений и навыков менее эффективны. Из опыта передовых учителей следует, что урок целесообразно организовать так, чтобы ученики одновременно с повторением учились применять знания в несколько измененной ситуации. При планировании урока вместе с повторением можно организовать и контроль, и систематизацию знаний. Не исключена, разумеется, возможность такого построения урока, когда учитель планирует только текущее повторение в пределах темы, например перед контрольной работой. Он может весь урок закреплять какие-либо навыки, что будет основной дидактической целью. Однако наблюдения показывают, что повторение на четырех уроках по 10 минут дает несравненно больший эффект, чем повторение на протяжении всего урока в течение 40 минут. Однако здесь нельзя подходить к вопросу механически. Различные учебные ситуации предполагают разные „подходы.

Урок контроля и оценки знаний учащихся. Это может быть урок самостоятельной или контрольной работы, зачетный урок и т. д. Легко видеть, что перед нами это комбинированный урок с ярко выделенной главной дидактической целью, так как, выполняя контрольную или практическую работу, ученики применяют полученные ранее знания, закрепляют, обобщают и систематизируют их, развивают умения и навыки.