Важным фактором, влияющим на эффективность педагогической деятельности, являются личностные качества учителя. Специфика педагогического труда предъявляет к учителю ряд требований, которые в педагогической науке определяются как профессионально значимые личностные качества.

Ученые предлагают разнообразный набор личностных качеств, значимых для профессии педагога, предпринимаются попытки выделить наиболее существенные и значимые с точки зрения эффективности педагогической деятельности.

Л.М. Митиной были выделены и собраны в группы 55 личностных свойств, которые и составили значимые качества педагога. Учитель должен не просто знать эти качества, а уметь диагностировать себя на предмет определения степени сформированности их на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и искоренения отрицательных.

Профессионально-значимые качества личности учителя как характеристики интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон личности существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога.

Правомерным является выделение доминантных, периферийных, негативных и профессионально недопустимых качеств (Табл. 1).

Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности.

Периферийные качества решающего значения не имеют, но способствуют успешности профессиональной деятельности.

Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда, а профессионально недопустимые ведут к профессиональной непригодности учителя.

педагогическая профессиональная личность качество

Таблица 3.4.1 Качества личности учителя

Профессиональные значимые качества учителя

Негативные качества учителя

Профессионально-недопустимые качества

Доминантные

Периферийные

Социальная активность,

интерес к общественным проблемам;

целеустремленность;

уравновешенность;

желание работать с детьми;

быстрота реакции в экстремальной ситуации;

честность;

справедливость;

ответственность;

современность;

творческий подход к делу;

гуманность;

эрудиция;

тактичность;

толерантность;

оптимизм;

компетентность

Доброжелательность;

приветливость;

чувство юмора;

артистичность;

мудрость;

внешняя привлекательность

Пристрастность;

неуравновешенность;

высокомерие;

мстительность;

рассеянность

Наличие вредных привычек, признанных социально-опасными (алкоголизм, наркомания);

нравственная нечистоплотность;

рукоприкладство;

грубость;

беспринципность;

некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания;

безответственность

В качестве вариантов классификации профессионально-значимых личностных качеств преподавателя приведем авторскую разработку Т.П. Ивановой, В.С. Николаевой, В.П. Симонова, которая содержит три уровня качеств: оптимальные, допустимые, критические (Табл. 2).

Таблица 2 Классификация качеств личности учителя

Индивидуально-психологические черты

Оптимальные

Допустимые

Критические

Сильный, уравновешенный тип нервной системы;

тенденция к лидерству;

уверенность в себе;

требовательность;

эмпатийность и добросердечие;

гипертимность;

креативность

Сильный неуравновешенный тип нервной системы;

властность;

самоуверенность;

непримиримость;

недостаточная самостоятельность;

педантичность;

принятие творческих решений в резких случаях

Слабый инертный тип нервной системы;

деспотизм;

самовлюбленность;

жестокость;

чрезмерный конформизм;

возбудимость;

экзальтированность;

действия по шаблону;


Особая комбинация личностных качеств образует педагогические способности. Способности являются субъективными условиями успешного осуществления педагогической деятельности.

Выделяют следующие педагогические способности: дидактические (способности к обучению и способности к воспитанию), конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные, организаторские. Знание профессионально-значимых качеств и способностей, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.

Любая профессия, обладая специфическими особенностями, предъявляет к человеку особые требования. Чем сложнее структура профессиональной деятельности, чем значимее для общества ее цель и результат, чем разнообразнее профессиональные задачи, тем выше требования к профессионалу. Круг этих требований не может ограничиваться только знаниями, умениями и навыками, он неизбежно расширяется в сферу личностных характеристик.

Учитывая особенности педагогической деятельности, ее сложность и многогранность, а главное, максимально общественно значимую цель – подготовку к жизни подрастающего поколения, встает вопрос о том, каким научно обоснованным требованиям должна отвечать личность учителя? Другими словами, каким должен быть современный учитель?

Пожалуй, это один из наиболее сложных вопросов, на который педагогическая наука постоянно ищет ответ. Несмотря на огромный накопленный опыт, вопрос остается открытым и продолжает волновать как педагогов и психологов, так и самих учителей, а также учеников, родителей и все общество в целом.

В квалификационных характеристиках раскрываются обобщенные требования к личности и профессиональной компетентности учителя, однако доминирующее положение в них занимает совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для организации учебно-воспитательного процесса в школе. Это связано с тем, что деятельностный подход был и остается ведущим в теории педагогического образования. Но следует иметь в виду, что в рамках деятельностного подхода фигура учителя оказывается полностью зависимой от предметно-технологической стороны педагогического труда, происходит обезличивание учителя.

Однако именно к личности учителя общество предъявляет особо высокие требования (учитель должен быть не только умным и знающим, но и добрым, отзывчивым, культурным, любящим детей и т.д., и т.п.). Поэтому только на личностном уровне учитель может рассматриваться как активный субъект, "реализующий в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности, готовность доопределять задачи, принимать ответственность за их собственное и самостоятельное решение. Речь идет о таком уровне внутренней активности, при котором учитель оказывается в состоянии поступать независимо от частных ситуаций и обстоятельств, складывающихся в его биографии, творить эти обстоятельства, вырабатывать собственную стратегию профессионального поведения и деятельности".

Поэтому сегодня содержание профессиональной готовности учителя аккумулировано в профессиограмме. Профессиограмма – это своего рода идеальная модель, включающая характеристики профессиональной деятельности и характеристики личности, она моделирует предвосхищаемый результат, который существует идеально, он должен быть получен по прошествии определенного срока обучения и воспитания студента, она дает возможность предвидеть конкретные пути, средства, операции, критерии профессиональной подготовки и профессионального совершенствования учителя. Особую роль профессиограмма играет в разработке вопросов диагностики профпригодности и методики профессионального отбора молодежи в педагогические учебные заведения, а также в организации профессионально-педагогической ориентации школьников. Профессиограмма может быть использована для совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Научная разработка профессиограммы учителя означает, во-первых, тщательное выявление основных свойств и характеристик педагогической профессии не путем эмпирических номенклатур, а на основе анализа всех сторон деятельности учителя и, во-вторых, определение тех требований, которые проецируются обществом.

Построению профессиограммы должно предшествовать исследование психологии личности, а также спецификации личностных и профессиональных качеств учителя. Эта задача может быть решена как на основе использования экспериментальных методик, так и путем монографического изучения творческих биографий мастеров педагогического труда.

Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей, представляющих собой синтез качеств ума, чувств и воли личности.

Педагогическими способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности – это особенности личности, а педагогические умения – это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Как отмечалось ранее, сложность педагогической деятельности предполагает широкий круг способностей, которыми должен обладать учитель. В связи с этим в психолого-педагогической науке существуют различные классификации педагогических способностей. Большинство авторов сходятся во мнении, что существуют общие (необходимые всем учителям, независимо от преподаваемого предмета) и специальные (определяемые спецификой преподаваемого предмета) педагогические способности.

Так, В. А. Крутецкий условно выделяет три группы общих педагогических способностей: дидактические, организационно-коммуникативные и личностные .

Дидактические способности.

  • 1. Способность передавать информацию детям, делая ее доступной, преподносить детям материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.
  • 2. Экспрессивно-речевые способности – это способности выражать свои мысли и чувства в речевой форме, окрашенной выразительной мимикой и пантомимикой.
  • 3. Академические (познавательные) способности связаны с постоянной потребностью учителя в углублении и расширении своих знаний в области преподаваемого предмета.
  • 4. Распределенное внимание – способность распределять внимание одновременно между двумя или несколькими видам деятельности.

Организационно-коммуникативные способности.

1. Коммуникативные способности – способности к педагогическому общению, которые проявляются в умении устанавливать, формировать у себя педагогически-целесообразную позицию в отношении школьников, что опреде

ляет стиль и тон взаимоотношений с учащимися (как с коллективом, так и с отдельными учениками).

  • 2. Педагогический такт – это чувство меры в поведении и обращении учителя с учащимися, способность находить наиболее целесообразные меры воздействия на учащихся, принимая во внимание их психическое состояние в данный момент, а также конкретную ситуацию.
  • 3. Организаторские способности учителя проявляются в двух видах. Во-первых, в способности организовать ученический коллектив и, во-вторых, в способности организовать самого себя как субъекта педагогической деятельности.
  • 4. Суггестивные способности (в переводе с латинского – "основанные па внушении") выражаются в непосредственном волевом воздействии учителя на учащихся, в его способности предъявлять требования и добиваться их выполнения.

Личностные способности.

  • 1. Перцептивные способности (от лат. "перцепция" – "восприятие") – это способность учителя воспринимать ученика, и не только его внешние особенности, а, главным образом, его внутренний мир. Это своеобразная проницательность. Связанная с тонким пониманием личности ученика и его временных психических состояний.
  • 2. Педагогическое воображение (или прогностические способности) – способность учителя предвидеть с достаточной степенью вероятности последствия своих действий в отношении ученика.
  • 3. Способность саморегуляции эмоциональной сферы и поведения. В этой общей способности можно выделить два компонента:
    • а) выдержка и самообладание – это способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденной ситуации владеть собой, управлять своими чувствами, темпераментом, не терять даже на короткое время контроля над своим поведением;
    • б) саморегуляция психических состояний – способность учителя создавать у себя оптимальное психическое состояние, которое отличается энергичной уверенностью, бодростью, оптимизмом, благожелательностью .

А. И. Щербаков к важнейшим педагогическим способностям относит: дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские.

В исследованиях Н. В. Кузьминой раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности.

Ф. Н. Гоноболин перечисляет и раскрывает следующие способности, необходимые учителю: способность понимать ученика, способность доступно излагать материал, способность развивать заинтересованность учащихся, организаторские способности, педагогический такт, предвидение результатов своей работы и др.

Как видно из приведенных выше классификаций педагогических способностей, они одинаково полно охватывают всю структуру педагогической деятельности. Их авторы лишь по-разному группируют, классифицируют важные способности и личностные качества учителя.

Учитель осуществляет важнейшую социальную функцию – духовное воспроизводство человека, а значит, и общества. Учитель не только профессия, суть которой транслировать знания. Это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке. Именно поэтому большинство характеристик учителя и требований к нему задаются обществом, представлением в обществе о том, каким должен быть хороший учитель и каким он не должен быть.

По результатом проведенного исследования, в котором необходимо было описать желательные и нежелательные характеристики учителя, были выявлены личностные и профессионально-педагогические качества учителей, составляющие полярный профиль "эталонной" модели учителя-воспитателя. К ним можно отнести: личную неорганизованность, неумение организовать детей на выполнение общего дела и довести его до конца, безынициативность, индифферентное отношение к педагогической деятельности, нелюбовь к школьникам, незнание их психологии, отсутствие самообладания, выдержки, поспешность, нервозность, уступчивость, внушаемость.

На основании этого В. А. Сластёниным были определены следующие базовые свойства и характеристики личности педагога .

  • 1. Высокая гражданская активность и социальная ответственность. Такой учитель нс будет равнодушным ни к делам страны, ни к судьбам детей. Главный ориентир его деятельности – высокий профессиональный долг. Он способен критически оценивать собственную работу и деятельность окружающих, не пойдет на сделку с совестью.
  • 2. Любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце. Учитель, любящий и понимающий детей, способен к педагогическому сотрудничеству с ними, родителями, коллегами, он видит в формировании личности растущего человека главный смысл жизни. Такой учитель не "искореняет недостатки и пороки", а, опираясь на диагностику личности воспитанника, определяет стратегию и тактику ее развития.
  • 3. Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими. Он способен найти верное применение своим силам и способностям в коллективном педагогическом творчестве. Он выше мелочных обид, амбиций и пристрастий, способствует созданию благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Такой учитель становится живым примером для детей.
  • 4. Высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и к принятию творческих решений. Шаблон и трафарет ему решительно противопоказан. Учитель – творец, он в непрерывном поиске нестандартных подходов к постоянно развивающейся личности. Он не только способен четко и безошибочно действовать по образцу, но и владеет индивидуальным стилем педагогического человекознания и человековедения.

Учитель нс может, не имеет права останавливаться в своем научном, духовном, идейном росте. Ему нельзя превращаться в верстовой столб, который указывает дорогу другим, а сам стоит на месте.

Меняющиеся реальности жизни требуют от учителя постоянного напряжения всех его сил, больших нервнопсихологических затрат, в известной мере самоотверженности и подвижничества.

В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности.

Социально-нравственная направленность личности педагога находит свое выражение в системе его ценностных ориентации, среди которых ведущее место занимают гуманистические; ориентация на личность ребенка и ее развитие, на диалогическое общение с ним, па воспитание гражданской активности учащихся и др.

В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.

Профессиональная направленность личности учителя характеризуется прежде всего наличием интереса к педагогической профессии и педагогического призвания. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу.

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

Среди таких качеств – педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольнооценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности. В. А. Сухомлинский писал: "Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю. По нет какой-то абстрактной справедливости – вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка" .

Качества личности, характеризующие профессионально- педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения "научный авторитет", "признанный авторитет в своей области" и т.п., то у учителя может быть единый и неделимый авторитет личности.

Основу познавательной направленности личности учителя составляют духовные потребности и интересы.

Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности являются потребность в знаниях и признание их самоценности. Непрерывность педагогического самообразования – необходимое условие профессионального становления и совершенствования учителя.

Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально- экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало – он должен постоянно быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы педагогической пауки.

Таким образом, педагогические способности и личностные качества учителя играют важнейшую роль в успешности осуществления профессиональной деятельности, являются залогом его профессионального становления и развития.

  • Крутецкий В. А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М.: Прометей, 1991. С. 10-22.
  • Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. К., 1969. С. 3.

Министерство образования Российской Федерации

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Кафедра социальной и прикладной психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Психология профессионального образования»

на тему: «Личностные качества педагога»

Выполнил: Студентка гр. ЗПИ-215

Викторова

Проверил:

Екатеринбург 2004

1. Введение. ……………………………………………………………………2 2. Требования к личностным качествам педагога. ………………………….3

3. Профессиональная компетентность. ……………………………………....5

4. Педагогическая центрация. ………………………………………………...6

5. Анализ результатов диагностического исследования. ……………………7

6. Заключение. …………………………………………………………………15

7. Список литературы. ………………………………………………………...17

Введение.

Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое - это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов.

Как еще в начале нашего века подчеркивал П.Ф.Каптеров, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Какие же свойства педагога были определены им как основные? Прежде всего, были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».

Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело; второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества. Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.

Наряду со «специальными» свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные – «нравственно-волевые» свойства учителя. К ним отнесены: беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям.

В педагогической психологии подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место, функции, в обществе и анализируется предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально-педагогическая подготовка и самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблем педагогической психологии.

Анализ общей ситуации педагогического труда в настоящее время, показывающий подвижническую работу учителя, его включенность в улучшение образования, к сожалению, не дает оснований для оптимизма. Это, в частности связано с тем, что многими из требуемых качеств (тем более их собственностью) обладают не все педагоги и, что очень серьезно, с исходным нежеланием некоторых педагогов работать «учителем» и случайностью выбора этой профессии. Такими же «случайными» они остаются и в профессиональной деятельности.

Следовательно, возникает вопрос проведения целенаправленной, профессиональной постоянной подготовки и самоподготовки педагогов к учительской деятельности, прежде всего в плане осознания себя в качестве ее субъекта, формирования педагогического самосознания. Педагогическое самосознание включает образ – «Я»: идеальный и реальный, и постоянное соотнесение как процесс приближение к идеальному объекту педагогической деятельности.

Требования к личностным качествам педагога.

Рассмотрим личностные и индивидуальные качества педагога. Они должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.

Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притя­заний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого - руководителя лаборатории различны.

Ф. Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

Способность делать учебный материал доступным;

Творчество в работе;

Педагогически-волевое влияние на учащихся;

Способность организовать коллектив учащихся;

Интерес и любовь к детям;

Педагогический такт;

Способность связать учебный предмет с жизнью;

Наблюдательность;

Педагогическая требовательность.

Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество.
Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

Профессиональная компетентность.

Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста.

Что же включает в себя понятие «профессиональная компетентность»? Чем она отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний, умений, навыков? Профессиональная компетентность - это интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач.
Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Педагогическая центрация.

Важной характеристикой социально-психологической направленности педагога является тип педагогической центрации.
Центрация - это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса. Выделяются 6 типов центрации:

Конформная - центрация на интересах, мнениях коллег;

Эгоцентрическая - центрация на интересах, потребностях своего Я

Гуманистическая - центрация на интересах детей. Педагогов с такой центрацией отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся;

Центрация на интересах, требованиях администрации. Характерна для педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности;

Центрация на интересах родителей. Встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников.

Методическая, или познавательная - центрация на содержании, средствах и методике преподавания.

Анализ результатов диагностического исследования.

Рассмотрим результаты диагностического исследования современной проблемы сформированности профессиональной направленности личности, проведенного Зеером Э. Ф. и Шахматовой О. Н.

Ниже приведена обобщенная форма профессионально-психологического профиля педагога.

1.Социально-психологическая направленность.
Тип педагогической центрации:

Конформная,

Эгоцентрическая,

На интересах родителей,

Методическая.

2.Профессиональная компетентность.
2.1.Педагогическая компетентность.
2.2.Психологическая компетентность.

2.3. Социально-коммуникативная компетентность:

Социально-коммуникативная адаптивность,

Стремление к согласию,

Нетерпимость к неопределенности,

Избегание неудач,

Фрустрационная толерантность.

3.Педагогически значимые качества.
3.1.Логическое мышление.

3.2.Творческий потенциал.
3.3. Эмпатия.

Сопереживание,

Действенная эмпатия.
З.4.Субъективный контроль:

Интернальность,

Экстернальность.

3.5. Социальный интеллект.

4.Педагогически нежелательные качества.
4.1.Ригидность.

4.3.Демонстративность.

5. Педантичность.

Основой диагностики профессиональной компетентности стали профессиональные типовые задачи и ситуации, а также профессионально-педагогические умения.

Наиболее сформированными по результатам оценки являются гностические умения - познавательные умения в области приобретения профессионально-педагогических знаний, получения новой информации, выделения в ней главного, обобщения и систематизации передового педагогического и собственного опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства.

Высокий уровень сформированности этих умений отмечают у себя 78,5 %
исследуемых.

73 % педагогов отмечают у себя достаточную сформированность организационно-методических умений по реализации учебно-воспитательного процесса: формированию мотивации учения, организации учебно- профессиональной деятельности учащихся.

66,7 % исследуемых оценивают высокую выраженность у себя дидактических умений. Это общепедагогические умения по определению конкретных целей обучения, выбору адекватных форм, методов и средств обучения, конструированию педагогических ситуаций, объяснению учебного материала.

Следующей по уровню сформированности (64 %) является группа коммуникативно-режиссерских умений, включающих перцептивые, экспрессивные, суггестивные, речевые умения, а также умения по педагогической режиссуре. Среди них наиболее сформированными у педагогов являются культура речи (умение пользоваться словарным запасом, устанавливать оптимальный темп речи) - 82 %; умение вызывать и поддерживать внимание учащихся - 78 %.

Более 50 % педагогов отмечают у себя несформированность таких умений, как способность по внешнему облику, мимике, пантомимике понять душевное состояние учащихся; способность эмоционально-волевого воздействия; умения в области педагогической режиссуры.

Сформированными у себя организационно-воспитательные умения считают 60 % исследуемых. К наименее сформированным умениям в этой группе относятся диагностика уровня воспитанности учащихся, индивидуализация воспитательных воздействий, анализ эффективности учебно-воспитательного процесса, профилактика и коррекция отклоняющегося поведения.

Только половина педагогов обнаруживает у себя профессионально-технологические умения, необходимые для успешной реализации педагогической деятельности.

Особо следует отметить низкий уровень производственно-операционных умений по рабочим специальностям у преподавателей.

Сформированы в минимальной степени или практически отсутствуют прогностические умения по планированию успешности учебно-воспитательного процесса, анализу педагогических ситуаций, построению альтернативных способов реализации педагогической деятельности, проектированию развития личности и коллектива.

Анализ подтвердил полученные данные о недостаточном уровне профессиональной компетентности педагогов. Предлагаемые ситуации были подобраны таким образом, что позволяли диагностировать умения по решению дидактических, воспитательных, а также связанных с развитием личности профессиональных типовых задач.

С первыми из них успешно справились около 80 % педагогов. Решение воспитательных задач вызвало затруднение у 43 %. Задачи, для решения которых требовались знания и умения по развитию личности учащегося, прогнозированию результатов учебно-воспитательного процесса, педагогами практически не были решены.

Таким образом, говоря о профессиональной компетентности исследуемой группы профессионально-педагогических работников, можно отметить:

1) высокий уровень компетентности и стремление к самосовершенствованию, приобретению новых знаний;

2) сформированность знаний и умений, необходимых для решения дидактических и методических задач;

3) недостаточный уровень профессионально-технологической подготовленности (в том числе производственно-операционных умений по рабочим профессиям);

4) низкий уровень психолого-педагогических знаний и умений, необходимых для реализации развивающей функции педагога профессиональной школы.

Следующим компонентом личности педагога являются профессионально важные качества. Обработка результатов показала, что профессионально важные качества выражены в основном достаточно, что характеризует средний уровень их сформированности.

Наиболее ярко выражено у педагогов такое качество, как социальный интеллект (75,5 %), позволяющее личности ориентироваться в межличностных отношениях, в изменяющихся ситуациях общения, устанавливать общее и особенное в поведении людей, адекватно реагировать на их поступки, прогнозировать поведение и поступки окружающих, «прочитывать» человека по
его внешнему облику, мимике, поведению, манере держаться. Социальный интеллект характеризует также способность человека ставить стратегические и тактические цели, добиваться их реализации, умение принимать оптимальные решения в условиях неопределенности.

На втором месте по степени сформированности стоит эмоциональная отзывчивость (69 %). Данное качество характеризует степень эмоционального отклика, способность педагога приобщаться к эмоциональным переживаниям учащегося, сочувствовать ему, прийти в нужный момент на помощь, создать необходимый эмоциональный фон, соответствующий настроению учащегося и ситуации.

Следующее, наиболее выраженное качество педагога – это требовательность (67 %). Шкала измеряет отношение личности к себе и другим людям. Требовательный педагог придерживается правил, которые считает для себя важными. Он способен к целее направленной деятельности и умеет побудить других к достижению поставленных целей и задач. Его отличают строгость, умение настоять на своем, решительность и неспособность идти на компромисс в ущерб учебно-воспитательному процессу.

Далее по степени сформированности выступает качество реального педагогического гуманизма (66,7 %), которое характеризует способность личности на основании психологических и педагогических знаний подходить к воспитанию растущего человека, учитывая его индивидуальные способности и особенности его развития и характера, если они не соответствуют общепринятым педагогическим нормам.

Следующий ранг по степени убывания сформированности имеет качество «совестливость» (65 %), которое характеризует способность личности к нравственному самоконтролю, проявляющемуся в виде осознания, переживания личностью своего отношения к моральным нормам своей социальной среды, всего общества, соответствия своих поступков требованиям этих норм, в виде внутреннего контроля над своим поведением. Для лиц с высоким значением этого фактора характерны такие черты, как ответственность, добросовестность, строгое соблюдение этических стандартов, невозможность компромисса со своими нравственными убеждениями.

Далее по степени выраженности следует социально-профессиональная ответственность (64 %), характеризующая стремление и умение оценивать свое поведение и деятельность с точки зрения пользы или вреда для общества, учебно-педагогического коллектива или отдельной личности, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами и законами, осознавать свой долг и исполнять его, разумно использовать права и обязанности, рассчитывать свои силы, оценивать профессиональную компетентность и не обвинять в своих неудачах других людей или стечение обстоятельств.

Отчетливо выражена у педагогов способность к волевому воздействию (63 %). Это качество включает в себя осознание цели, действий, принятие взвешенных решений, практическое действие по их реализации, критическую оценку достигнутых результатов.

Близка по степени выраженности к вышеуказанному качеству и профессиональная активность личности (62,3 %). Это качество проявляется в решении задач, интегрирует в себе социальную инициативу, стремление достичь поставленных целей, интерес ко всему новому и необычному.

В меньшей степени выражена сверхнормативная активность (51,5 %). Она предполагает осуществление деятельности, которая не является строго обязательной, не входит в должностные обязанности. Стремление во все вникнуть, принять участие, попробовать себя на самых трудных участках работы, не сулящих наград или материальной выгоды, свидетельствует о готовности личности к инновационной деятельности. Это становится фактором, сдерживающим инновации в профессиональном образовании.

Качество «доминантность» имеет выраженность 44 %, что характеризует слабую склонность к лидерству. Низкий показатель свидетельствует об отсутствии у педагогов стремления к профессиональной карьере, об их неуверенности в правильности своих педагогических воздействий. Доминантность относится к потенциальной характеристике личности, и ее недостаточная выраженность позволяет предположить, что ныне существующая педагогическая система не позволяет личности себя реализовать.

Педагогически значимое качество «эмоциональная устойчивость» имеет выраженность 43,5 %. Данное качество характеризует степень противостояния личности стрессам, психическому напряжению, пессимистическому настроению, раздражительности. Внешне оно выражается в выдержке, самообладании, способности длительно переносить неблагоприятные психические воздействия. Выделенный показатель эмоционального неблагополучия педагогов говорит об их постоянной психической напряженности, что, конечно, отрицательно сказывается на продуктивности их работы, взаимоотношениях с учащимися и коллегами, порождает синдром «эмоционального выгорания».

Таким образом, диагностика показала, что степень выраженности социально и профессионально важных качеств исследуемых педагогических работников неоднородна, многие профессионально значимые характеристики недостаточно выражены. Естественно, это негативно сказывается на продуктивности деятельности педагогов, а также на их профессиональном самочувствии. Профессиональная дисгармоничность испытуемых отражает психологическое состояние педагогов профессиональной школы в целом, невостребованность социально и профессионально важных качеств личности, что порождает неудовлетворенность своей работой.

Обобщенный анализ результатов диагностики степени удовлетворенности основных потребностей показал, что 42 % педагогов не удовлетворяют свои физиологические потребности; у 78,5% частично не удовлетворены потребности в безопасности и защищенности. Благоприятные показатели удовлетворенности социальных потребностей (62 %) являются следствием социономического характера педагогической профессии. Частичная неудовлетворенность (69,6 %) потребности в признании, возможно, является следствием невысокого престижа профессии педагога. Положительной оценки заслуживает преобладание у ряда педагогов (34,8%) потребности в самовыражении, самоосуществлении и самоактуализации. (Эти показатели свидетельствуют о потенциальных возможностях педагогов в совершенствовании и обновлении профессионального начального образования, об их готовности к инновационной деятельности.)

Эти негативные показатели отражают социально-экономическую ситуацию в стране, сложившуюся в последние годы. И конечно, субъективное состояние нужды и беззащитности негативно сказывается на педагогической деятельности, порождает психическую напряженность во взаимоотношениях с учащимися и коллегами.
В ходе исследования установлены следующие характеристики по четырем подструктурам личности профессионально успешных педагогов:

· гуманистическая и методическая центрация, потребности в самоосуществлении и самоактуализации, преобладание интернальности над экстернальностью;

· профессиональная компетентность: психологическая компетентность и социально-коммуникативная адаптивность;

· профессионально важные качества: социальный интеллект, логическое мышление, коммуникативность, педагогическая рефлексия, эмпатия;

· психофизиологические свойства: эмоциональная устойчивость и экстравертированность.

Какие же выводы можно сделать, основываясь на результатах исследования личности и деятельности педагога профессиональной школы?

1. Важным условием достижения социально-экономических целей обновления общества является опережающее профессиональное образование. Обеспечение опережающего характера образования возможно при условии перехода к личностно ориентированному обучению.

2. Психологическая структура деятельности включает деятельность, направляемую мотивами и стратегическими целями; педагогическое взаимодействие, определяемое тактическими и операциональными целями; способы осуществления педагогического взаимодействия, применение которых зависит от условий выполнения действий и операций. Тематическим ядром (центральным звеном) деятельности педагога является личностно ориентированное педагогическое общение.

3. Профессиональные функции, содержание деятельности педагога детерминируют его профессионально важные характеристики, ключевые квалификации и ключевые компетенции.

5 Утверждение личностно ориентированного обучения в системе профессионального образования предъявляет к педагогу новые требования. Важным условием становления педагога-фасилитатора и инноватора становится развитие ключевых квалификаций и компетенций.

Заключение.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога не совсем обычная. Педагоги заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с «живым материалом», порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог - это личность. Личность педагога, ее влия­ние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогичес­кая техника.

Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Подчеркнем также важность самосовершенствования, саморазвития, ибо учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специ­альности, но и в области политики, искусства, общей культу­ры, должен быть для своих воспитанников высоким приме­ром нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Что же должно быть объектом осознания педагога в плане его психологической профессионально-педагогической подготовки? Во-первых: его профессиональные знания и качества («свойства») и их соответствие тем функциям, которые должен реализовать учитель в педагогическом сотрудничестве с учениками, во вторых: его личностные качества, как субъекта этой деятельности, и, в-третьих: его собственное восприятие себя как взрослого – человека, хорошо понимающего и любящего ребенка.

Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только лю­бовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет толь­ко любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учите­ля, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

Список литературы.

1. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000.

2. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999.

3. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр. соч. – М.: Педагокика, 1982.

4. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1986.

Профессия педагога требует от личности не только глубокого знания содержания и методики преподавания учебного предмета, но и наличия ряда профессионально значимых качеств. Сегодня существует достаточно много специальных профессиограмм, в которых определены качества личности, играющие доминирующую роль в профессиональной деятельности педагога.

Современные профессиограммы должны включать не только педагогические, психологические, но и нравственно-этическиекачества личности педагога, что обусловлено массовой практикой педагогических дидактогений среди детской аудитории.

Анализ нравственных аспектов педагогической деятельности позволил ряду исследователей выделить основные группы нравственнопедагогических качеств педагога:

Нравственный выбор и отношение учителя к своей профессии,

Нравственное отношение учителя к учащимся и к другим участникам педагогического процесса,

Нравственное отношение учителя к социальной среде и общественной жизни.

Однако, с нашей точки зрения, более четкую и полную классификациюпрофессионально-значимыхкачеств личности педагога приводят те исследователи, кто моральное поведение личности учитывает как главное звено в деятельности педагога.

Профессионально значимые качества личности педагога (классификация В.И. Журавлева )

1.Интеллектуальные параметры:

Владение устной и письменной речью,

Готовность к самосовершенствованию,

Самокритичность, спокойствие, остроумие, чувство юмора,

Хорошая память, эрудиция.

2. Мировоззренческая направленность:

Желание работать с детьми,

Любовь к профессии,

Честность, твердость,

Наличие профессиональной позиции,

Стремление отдавать себя детям. 3.Психотипологические качества:

Воля, твердость,

Наблюдательность,

Самообладание, саморегулирование,

Сдержанность, уравновешенность,

Смелость, стойкость,

Толерантность.

4. Экстравертивные качества :

Альтруизм, доброжелательность, коммуникативность,

Ласковость, милосердие, нежность,



Справедливость и уважение к ученику,

Эмпатийность.

Выделение таких качеств, как милосердие, понимание, нежность, уважение к ученику и других, акцентирует внимание на сфере нравственных чувств педагога. Эмоциональная жизнедеятельность и культура нравственных чувств педагога отражает его моральный уровень и является важнейшим средством воспитания. По своей психологической природе чувства являются устойчивымиусловно-рефлекторнымиобразованиями в сознании человека, составляющими основу егоаффективно-волевыхреакций в различных ситуациях.

Какими же качествами должен обладать хороший воспитатель? На этот вопрос пытались ответить и педагоги-практики,в деятельности которых доминировало гуманистическое начало. Однако данные «качества» педагогигуманисты (Я. Корчак и др.) рассматривали уже не как постулаты, а как необходимые умения, показатели истинного мастерства педагога:

Умение быть заинтересованным в чувствах ребенка, его мнениях и высказываниях,

Умение «наклоняться к ребенку и прислушиваться»,

Умение предоставлять ребенку относительную свободу, избавлять его от постоянной опеки,

Умение быть добрым и справедливым,

Умение не порицать детей,

Умение найти в каждом ребенке «изюминку» и раскрыть ее,

Умение доверять воспитаннику в самостоятельной организации его жизни,

Умение терпеливо ждать то время, когда раскроются способности ребенка,

Умение дарить детям нежность, доброту, любовь,

Умение поддержать слабого, замкнутого, неудачливого, отвергнутого всеми,

Умение пропустить чужую обиду через свое сердце,

Умение создать такие условия для ребенка, которые дадут ему возможность стать лучше и тем самым доставить радость воспитателю.

С точки зрения педагогической этики возможно выделить также и кри-

терии педагогического профессионализма , овладение которыми может быть включено в обязательный комплекспрофессионально-значимых качеств:

терпимость (многократные ответы на вопросы воспитанников, отсутствие «репрессивной» реакции на детские шалости),

доброжелательность (тон, стиль речи, поведение),

чуткость (умение проводить опрос на уроке, не подавляя личность ученика, не «подлавливая» его на незнании),

уравновешенность (единый стиль общения, как «с легкими», так и с «трудными» воспитанниками),

утонченность (охрана детских чувств),

сострадание (эмпатия),

общечеловечность (любовь к каждому ученику).

Любая классификационная модель или профессиограмма идеальна и статична. В педагогической практике многообразие личностных качеств педагога проявляется в динамике, где достаточно сложно провести грань между тем, что положительно оценивается учениками в личности педагога и что высоко ценит сам учитель в себе как профессионал.

Исследования в области профессионально-значимыхкачеств личности педагога в целом дают крайне полярные результаты Спозиции обучающихся (школьников, студентов) качественные характеристики распределились следующим образом:

1)доброжелательность, справедливость, отзывчивость педагога,

2)глубокое знание предмета, профессионализм,

3)научная деятельность (научные публикации, ученые степени и др.)

Спозиции самих педагогов главным показателем профессиональной деятельности учителя является его стремление к научной деятельности (участие

внаучно-практическихконференциях, разработка новых учебных программ и т. п.), анравственно-этическиекачества по шкале ранжирования занимают нижние позиции наряду с некоторыми другими показателями.

Таким образом, неудивительно, что педагог не всегда способен найти взаимопонимание с детской аудиторией и общаться с воспитанниками на равных.

Следует помнить, что педагога детская аудитория оценивает прежде всего по моральным качествам :

Доброта - 64,1% , - душевность - 51,8% ,

Справедливость в выставлении оценок - 41,2%, - глубокое знание предмета - 40%,

Понимание учеников, способность расположить их к себе, проникнуть в их душу - 22,5%),

Ровное отношение ко всем - 22,5%, - заботливость, умение радоваться успехам - 20%,

Честность, откровенность, правдивость - 18,1%,

Яндекс.Директ

Незлопамятность - 11,1%,

Отзывчивость, искренность - 11,1% ,

Умение хорошо объяснять материал - 10,5%,

Эрудиция - 9,9%,

Требовательность, принципиальность, строгость, чувство юмора - 7%,

Терпеливость, спокойствие, вежливость - 5,9%.

Ядром всех педагогических качеств, как отмечает В.А. Караковский, служит получение удовлетворения от заботы о других: «Доброта - яркая альтруистическая направленность, установка на постоянное, ежедневное добротворчество, абсолютная бескорыстность, воспитание в себе привычки заботиться о людях и получать от этой заботы удовольствие».

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Какие профессионально-значимыекачества с точки зрения этики общения необходимо проявить педагогу в следующих ситуациях:

1.Ученик намазал другому ученику стул клеем «Момент». Учащиеся смеялись. Пострадавший ученик плакал.

2.Ученик принес голубя в класс и выпустил во время урока. Урок сорван, дети прыгали от возбуждения и ловили голубя.

3.Ученик налил в надувной шар воды. Кинул в классе на уроке. Шар прыгал. Ученики смеялись.

4.Ученик пожаловался классному руководителю, что ему незаслуженно поставили двойку. Забыл дома тетрадь с домашним заданием, но утверждает, что домашнее задание полностью выполнил.

Какие качества учителя нашей современности просто обязаны иметь при себе? Вопрос весьма интересный и, что немаловажно, актуальный. Педагог - профессия древняя и востребованная во все времена. Однако преподавателем может быть далеко не каждый человек. Почему? Вот об этом и стоит подробнее рассказать.

Определение

Итак, перед тем как рассказывать про качества учителя, необходимо дать определение термину. Педагог, преподаватель… кто это? Традиционно - образованный специалист, который передаёт свои знания и вооружает ими остальных людей, чаще всего детей или подростков. Процесс передачи своих знаний и навыков является для преподавателя профессиональной деятельностью. Педагог можно быть либо узкопрофильным, либо широкопрофильным.

Преподаватель обязан иметь соответствующее образование. Человек также может стать учителем, даже если не учился в педагогическом. Но для этого он должен получить не только диплом бакалавра, а еще и закончить обучение по степени магистра. Последняя стадия получения образования - это аспирантура (не всегда необходима, но желательна). Это та форма подготовки, после которой человек может считаться специалистом высшей квалификации. Действительно, чтобы быть просто дипломированным (допустим, инженерного), достаточно закончить бакалавриат. Но если человек хочет преподавать, еще как минимум два года придется отучиться.

Главная обязанность педагога

Рассказывая про качества учителя, нельзя не затронуть вниманием то, какие огромные он выполняет обязанности. Итак, первая функция (и одна из самых главных) - воспитательная, или, как её еще иначе называют, социализирующая. То есть, преподаватель обязан научить детей нормам поведения, ознакомить с понятиями нравственных ценностей и морали, пояснить, что очень важно отстаивать свою личную позицию и мнение. Но здесь важно чувствовать грань. Профессионал должен рассказывать, объяснять, приводить в примеры, беседовать с детьми - но ни в коем случае не пытаться навязать определенную установку. Современный учитель, истинный педагог сможет почувствовать эту тонкую грань.

Просвещение

Вторая функция - образовательная. Она же информационная и, собственно говоря, обучающая. Здесь всё просто - учитель должен доступным и понятным языком разъяснять материал, подлежащий ознакомлению и изучению детьми. Важно подать информацию так, чтобы каждый из класса или аудитории (во всяком случае - большинство) понял и усвоил тему.

И, конечно, третья функция - это развитие особых, познавательных интересов. Современный учитель старается сделать все возможное, чтобы дети не только учились в школе, но еще и развивались в других направлениях. Он открывает им новые пути, информирует о том, что существует искусство, спорт, музыка, литература - как это познавательно, полезно и может пригодиться в будущем.

Способности

Качества учителя - это важно, но также необходимо, чтобы этот специалист обладал определенными должен быть склонен к общению с детьми и иметь искреннее желание учить их чему-то новому и полезному. Потенциальные преподаватели должны любить своё дело и, желательно, самих детей. В противном случае получится не специалист, а тиран.

Очень важны организаторские умения и знания учителя. У него должно получаться занимать детей делами, увлекать заданиями. Дидактические способности тоже важны. Педагог обязан уметь подбирать интересный материал и преподносить его должным образом, то есть убедительно, интересно и понятно. Перцептивные способности - то, без чего не обойтись. Настоящий специалист сумеет подобрать к каждому ребенку подход, понять его внутренний мир и психику. Еще одна способность - коммуникативная. Здесь все понятно: преподаватель должен уметь общаться, его монолог должен быть понятным и, собственно говоря, такой человек обязан понимать других. И касается это не только детей, но еще и их родителей, а также педагогического коллектива. А еще учитель должен уметь влиять на учеников эмоционально-волевым способом. Всем нам известно, что дети плохо поддаются воздействию, однако истинный педагог сможет подыскать верный подход.

Профессионализм

Какими качествами обладает учитель, помимо вышеперечисленных? Их еще масса. Так, например, важнейшими профессиональными качествами является истинное трудолюбие, ответственность, работоспособность, умение быть настойчивым, ставить себе цели, четко планировать урок и, конечно же, постоянное стремление увеличить свой авторитет в глазах учащихся. И это, кстати, лишь минимальный перечень. Есть еще и другие качества, необходимые учителю. Только через них преподаватель может реализоваться как значимое, весомое звено в производственных отношениях. И, кстати, знание своего предмета - это самое важное. Но эта тема будет рассмотрена чуть ниже.

Личностные качества учителя

Преподаватель - это в первую очередь человек. Личность с большой буквы! И всем нам известно, как трудно приходится порой этим людям, ведь они работают с детьми, которые в большинстве своем неорганизованные, шумные, нередко невоспитанные и избалованные. В таком случае педагогу приходится тяжело. Но он должен проявить лучшие личностные качества учителя. Быть добрым, человечным, терпеливым, порядочным, честным, справедливым, обязательным, щедрым, объективным, самоотверженным… это лишь малый список всех этих качеств! Преподаватель должен демонстрировать уважение к детям и взрослым, быть высоко нравственным человеком, желательно оптимистичным и (обязательно!) эмоционально уравновешенным.

Еще педагог обязан быть гуманным, проявлять интерес к своим ученикам, относиться к ним на равных. Учитель - личность творческая, вдохновляющая, вселяющая уверенность. Он - живой пример своим воспитанникам, которому они должны подражать и впитывать все самые лучшие его качества.

Как справиться с тяжелым трудом?

Есть еще профессионально-значимые качества учителя. Это те, которые помогают непосредственно преподавателю справиться со своей непростой ответственностью и оставаться настоящим педагогом во что бы то ни стало. Три важнейших качества: выдержка, терпение и самообладание. Выдерживать непростые ситуации, терпеть неудачи и исправлять их. И даже если кажется, что ученики вот-вот выведут из себя (работа крайне нервная) - нужно постараться успокоиться и удержать равновесие. Беспричинный крик, перерастающий в истерику, сложит впечатление неуравновешенной личности. И как такой учить детей? Вполне резонное впечатление. А вот правильно подобранные слова, сказанные уже в тишине и соответствующим тоном, могут дать результат. Ведь, как говорилось выше, преподаватель найдет психологически-эмоциональный способ воздействовать на детей и привести дисциплину в порядок.

Кнут и пряник

Итак, продолжая тему дисциплины, необходимо отметить, что очень важно не только хвалить учеников за их достижения, но еще и наказывать за проступки. “Учительница первая моя!” - у каждого человека после вспоминания этих слов возникают ассоциации: “Школа - наш второй дом, а классная руководительница - наша вторая мама”. И действительно, учитель должен воспитывать учеников. Похвалить словом и оценкой, наказать - делом, но только полезным. Например, можно дать больше домашнего задания, чем остальным, оставить после уроков дополнительно заниматься. В общем, наказание должно быть полезным и поучительным. Дети должны осознавать, что они ответственны за свои действия и слова. Но и хвалить тоже необходимо. Ученики с ранних лет должны усвоить, что хорошие поступки оцениваются по достоинству, а плохие - караются.

О справедливости

Об этом качестве хотелось бы сказать отдельно. “Учительница первая моя!” - какие воспоминания всплывают в нашей памяти после упоминания этой теплой фразы? Наверняка образ той женщины, которая на протяжении нескольких лет воспитывала нас, учила быть людьми и занималась нашим образованием. А еще она была справедливой…

Это очень важное качество. К сожалению, в нашем современном мире справедливость торжествует редко. И важнейшая задача любого педагога - сделать так, чтобы в мире было больше честных людей, справедливых, искренних. Все эти качества способен привить ребенку педагог своими словами и, самое главное, действиями.

Со студентами намного проще - это уже вполне сформировавшиеся личности, которые всё уже давным-давно поняли (во всяком случае, своё представление о тех или иных вещах имеют). Всё, что остается преподавателю, - пытаться корректировать их мировоззрение, если это нужно для их блага. Но больший упор всё-таки идет на качество специального образования, профессионального.

А вот дети как губка - впитывают всё, что видят и слышат. Потому нужно сделать так, чтобы это было нечто хорошее и положительное.

Техника преподавания

Это еще одна немаловажная тема, которую нужно затронуть, рассказывая про профессиональные и психологические качества учителя. Задача педагога - не только воспитать в учениках личность, но и преподать им урок. То есть разъяснить материал, научить их пользоваться полученными знаниями.

Итак, учитель должен владеть методикой преподавания - это во-первых. Во-вторых, у него должна быть психологическая подготовка. Также он обязан являться эрудированным во всех отношениях человеком. Соответствующий кругозор также приветствуется. техника, такт и владение ораторским искусством - всё это тоже является качествами профессионального преподавателя.

Еще человек должен быть увлечен своим делом, предметом. Он обязан его любить. Тогда педагог будет рассказывать материал профессионально, но интересно, от себя, даже не глядя в конспекты. Это очень ценно. По сути, преподаватель делает невиданную ранее учениками чужую, непонятную информацию простой и элементарной. Для этого необходим талант. Именно по данной причине говорят, что учитель - это не профессия. Это - призвание.