теоретического занятия № 1

Тема:

Составитель: Маклаков И.А.

    Тема занятия: Предмет гигиены и экологии человека. Основные положения гигиены

    Форма организации учебного занятия: лекция.

    Вид лекции: традиционная.

    Тип лекции: вводная.

    Продолжительность: 90 мин.

    Цель занятия: сформированность представлений о науках гигиена, экология и экология человека, знаний о законах и методах исследования гигиены, основных положений гигиены.

Задачи:

обучающие:

    знать определение понятий экология, экология человека и гигиена; предмет и содержание экологии, экологии человека и гигиены; задачи экологии и гигиены, законы гигиены; методы гигиенических исследований;

    знать взаимосвязь экологии, экологии человека и гигиены и их место в системе медицинских и биологических наук; основные исторические этапы развития экологии и гигиены

воспитательные:

    демонстрировать умения и навыки учебной работы, ответственное отношение к учению

развивающие:

    формировать навыки конспектирования, самоконтроля собственной деятельности; развивать внимание, память, познавательный интерес;

    Методы обучения: словесные – изложение, беседа; наглядные – демонстрация иллюстраций; объяснительно-иллюстративный, дискуссия.

    Оборудование (оснащение) занятия: информационное (методическая разработка занятия для преподавателя), наглядное – иллюстрация «Символ Гигиены».

    Межпредметные связи: История, Экология.

    Внутрипредметные связи: Т 2. Современное состояние окружающей среды. Глобальные экологические проблемы, П 1. Физиологический метод исследования.

    Описание хода занятия (таблица 1).

    Список основной и дополнительной литературы по тематике лекции:

1. Архангельский, В.И. Гигиена и экология человека: учебник / В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 176 с.

2. Крымская, И.Г. Гигиена и основы экологии человека: учеб. пособие для студ. средн. проф. образования/ И.Г. Крымская, Э.Д. Рубан.- Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 351 с.

Таблица 1

Описание хода занятия

п\п

Этапы занятия

Ориентировочное время

Содержание этапа.

Методические указания

Организационный момент

Цель: организовать студентов на деятельность для достижения поставленных целей, создать у них положительный эмоциональный настрой

3 мин.

Проверка присутствующих, наличия формы, готовности студентов к занятию, оснащение рабочего места.

Целевая установка. Мотивация учебной деятельности

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

10 мин.

Сообщение темы, цели и задач занятия.

Формирование мотивации (Приложение 1)

Актуализация опорных знаний студентов

Цель: выявить уровень остаточных знаний по экологии, формировать коммуникативные навыки

10 мин.

Формы актуализации

1.Фронтальный опрос

Вопросы:

Что изучает наука экология?

Что такое гигиена?

Что общего у экологии и гигиены?

Для чего медицинскому работнику необходимы знания по экологии и гигиене?

Изложение нового материала

Цель: формирование познавательного интереса к учебной дисциплине, формирование теоретических знаний в соответствии с целью и задачами занятия.

55 мин.

Изложение основного содержания лекции (Приложение 2) в соответствии с планом.

План лекции:

2 Законы гигиены и экологии.

3 Краткая история возникновения гигиены, экологии и экологии человека.

4Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование.

5Санитария. Профилактика, виды профилактики.

Осмысление и систематизация полученных знаний. Подведение итогов занятия

Цель: закрепление учебного материала, оценка работы студентов на занятии в целом

7 мин.

Преподаватель осуществляет выборочный опрос, отвечает на вопросы студентов.

Вопросы:

- какое место занимает гигиены в системе медицинских наук?;

Назовите объект изучения гигиены;

Перечислите законы и методы гигиены;

Какова роль Петтенкофера в развитии гигиены?

Что изучает экология?

Назовите основоположника экологии.

Перечислите основные законы экологии.

Задание на дом

Цель: организация студентов для поиска дополнительной информации

5 мин.

Выдача и разъяснение домашнего задания.

Домашнее задание:

1.Конспект лекции 1.

2. Учебник Крымская И.Г. Гигиена и экология человека (стр.4 – 28).

3.ВСРС 1. Заполнить таблицу «История развития гигиены».

Контроль на П1

Приложение 1

Мотивация занятия

Медицинский работник должен уметь оценивать состояние здоровья человека и дать квалифицированные рекомендации по его сохранению и укреплению.

На сегодняшний день подготовка специалистов со средним специальным медицинским образованием немыслима без глубоких гигиенических знаний и развития экологического мировоззрения. При этом практическая деятельность медицинской сестры, фельдшера, акушерки доказывает, что имеется тесная связь между гигиеническим мышлением, профилактической и клинической медициной.

Задача данного курса – выявление связи между эколого-гигиеническими факторами и состоянием здоровья населения.

Приложение 2

Содержание лекции по теме:

Предмет гигиены и экологии человека . Основные положения гигиены .

План:

1. Предмет гигиены и экологии человека.

2. Законы гигиены и экологии.

3. Краткая история возникновения гигиены, экологии и экологии человека.

4. Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование.

5. Профилактика, виды профилактики.

    Предмет гигиены и экологии человека. Законы гигиены и экологии. Краткая история возникновения гигиены, экологии и экологии человека.

Гигиена наука, изучающая влияние факторов окружающей среды и производственной деятельности на организм человека, его здоровье, работоспособность и продолжительность жизни с целью обоснования и разработки гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает укрепление здоровья населения и предупреждение заболеваний.

Задачи гигиены:

Изучение природных и антропогенных (вредных) факторов окружающей среды и социальных условий, влияющих на здоровье населения;

Изучение закономерностей влияния факторов на организм человека или популяцию;

Разработка и научное обоснование гигиенических нормативов, правил, рекомендаций и т.п.;

Максимальное использование положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды;

Устранение неблагоприятно действующих факторов или ограничение их влияния на население до безопасных уровней;

Внедрение и применение в хозяйственной деятельности человека разработанных гигиенических нормативов, правил, рекомендаций, указаний;

Прогнозирование санитарно-эпидемиологической ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу.

Основное направление гигиены - профилактическое.

Название термина связывают с именем греческой мифической богини здоровья Гигиеи, дочери древнегреческого бога врачевания Асклепия , она изображается символически на стендах, медицинских книгах и т.д. в виде красивой девушки, которая держит в руках чашу, наполненную водой и обвитую змеёй (символ мудрости).

С древнегреческого гигиена означает – « целебный, приносящий здоровье». Основателем гигиены является немецкий учёный М. Петтенгофер , который 150 лет назад (1865 г.) обосновал количественные методы измерения факторов внешней среды. Обращал внимание на личную гигиену.

Зачатки гигиены уходят в доисторический период, первобытные люди соблюдали гигиен. навыки при обустройстве жилища, приготовления пищи, захоронение умерших и т.д.

Наибольшего развития достигла в Древнем Риме (600-500 лет назад до н.э.), где строили водопроводы и общественные бани, в Древней Греции, Риме, Египте, Китае и Индии – приоритет здоровым условиям и ЗОЖ, физ-ре.

Когда в Европе 6-14 вв. все науки пришли в упадок, в т.ч. медицина. в следствии господства религии (чистота души, а не тела) , эпоха средневековья – эпидемии чумы, холеры, проказы, тифов и др., которые уносили население целых городов. Париж – «город грязи». Однако и в это время врачи высказывали ценные мысли, так учёный и врач Востока 11 в. - Абу Али Ибн Сины (Авиценны), в труде мировой известности «Канон медицины», обобщил знания в области гигиены питания, жилища, воспитания детей, личной гигиены. Именно он одел мед. работников в белые халаты (символ чистоты и незапятнанности).

Интенсивно гигиена начала развиваться в 17-18 столетиях, в эпоху капитализма, массовые болезни трудящихся (лучше профилактика). Как самостоятельная наука с 60-70 –е гг. 19 в. в Западной Европе и России.

Основоположники в России – М.В. Ломоносов, Пирогов, Боткин, говорили о профилактике. Формирование гигиенической науки принадлежит Доброславину (1-й русский учебник по гигиене, журнал «Здоровье») и Эрисману кафедра гиены в Москве, санитарную станцию, его труды по школьной гигиене, гигиене питания и труда).

Объектом изучения гигиены является – здоровый человек в тесном взаимодействии с окружающей средой (в клинических дисциплинах – больной человек).

Законы гигиены.

Факторы внешней среды могут оказывать на организм положительное или отрицательное действие, что обусловлено определёнными законами:

    Закон нарушения уровня здоровья людей , может проявляться в виде болезни или снижение механизмов компенсации (иммунного статуса). Патологическое действие зависит от интенсивности вредного фактора – исходя из этого были обоснованы гигиенические нормативы:

предельно-допустимые концентрации (ПДК) – концентрации химического вещества, которые при постоянном воздействии не вызывают изменений в состоянии здоровья человека и его потомства;

предельно-допустимый уровень (ПДУ) – уровень физического фактора, (например: уровень радиации, шума, электронного поля), не оказывающие влияние на человека, здоровье и его потомства.

Минимальная летальная доза (МЛД)- количество вещества или фактора, вызывающего гибель человека.

Закон отрицательного влияния деятельности людей на окружающую среду , который проявляется в большей степени, чем ниже технический уровень производства и уровень развития общества (например: промышленный бум в Китае сопровождается интенсивным загрязнением окружающей среды, сопровождающимся массовым возникновением экозаболеваний; высокий уровень промышленности в Швейцарии не оказывает видимого влияния на природную среду). В связи с физиологической, бытовой и производственной деятельностью, люди оказывают отрицательное влияние на окружающую среду.

Законы отрицательного влияния, особенностей природной среды на здоровье населения. Из этого закона выведено учение Вернадского о химических провинциях (территория с недостатком или избытком каких-либо веществ, что сопровождается развитием эндемических заболеваний). Так Забайкальский край входит в число йод-дефецитных территорий, что способствует развитию эндемического зоба, Краснокаменск обеспечивается питьевой водой. Что приводит к развитию флюороза (эндемическое заболевание, сопровождающееся изменением эмали зубов, т.е. коричневая исчерченность).

Закон положительного влияния на организм человека естественной природной среды . Природные факторы: солнце, чистый воздух, вода, пища, способствуют сохранению и укреплению здоровья.

Закон отрицательного воздействия загрязнённой окружающей среды на здоровье человека , что приводит к снижению компенсаторных возможностей организма, физиологическим отклонениям, бессимптомным формам болезни, развитием болезни, патологии (бронхиальная астма, анемия, злокачественные новообразования.

Примеры: индикатором экологического неблагополучия в местах проживания населения является репродуктивное здоровье, влияние на течение беременности и новорожденных (нарушение иммунной, кроветворной и др. систем); отмечено неблагоприятное влияние загрязнений на физическое развитие детей, что обусловлено большей чувствительностью, повышенной проницаемостью кожи, слизистых ЖКТ и дыхательных путей, незрелостью иммунитета; рост загрязнения химическими веществами и радиоактивными влияет на онкологическую заболеваемость.

Гигиена тесно связана с санитарией.

Санитария (с лат. «здоровье») - практическое претварение в жизнь гигиенических норм и правил.

Оздоровительные мероприятия проводятся силами гос. санитарно-эпидемиологической службой (СЭС), в соответствии с законодательством РФ. ФЗ «Об охране здоровья граждан» (1993г.), ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999г.) и др.

В России СЭС возглавляет Гос. комитет сан.- эпид. надзора при Президенте РФ. Председатель является Главным гос. санитарным врачом РФ. (ранее РОСПОТРЕБНАДЗОР).

Санитарный надзор осуществляется в 2-х основных формах:

    предупредительный санитарный надзор проводится в ходе проектирования и строительства различных объектов, а так же внедрение производства промышленных изделий.

    текущий санитарный надзор - обследование действующих объектов, соблюдение в них санитарных правил и норм (СанПиН). Сюда относится и систематическое изучение заболеваемости, травматизма.

Др. словами санитарная служба контролирует выполнение на практике рекомендаций, мероприятий, разработанных гигиеной и эпидемологией.

В вопросах изучения влияния факторов внешней среды на здоровье человека гигиена тесно взаимодействует с экологической наукой, а точнее – экологией человека.

Экология – комплексная наука, изучающая взаимосвязи живых организмов между собой и со средой их обитания, влияние природы на человека.

Термин «экология» от греческого «ойкос» (дом) и «логос» (наука). Дословно «наука о доме», живущих в нём организмах и всех процессах, делающих этот дом пригодным для жизни. Сведения экологического характера (бережное отношение, защита природы) содержатся уже в трудах Гиппократа, Аристотеля и др. Роберт Мальтус говорил об опасности перенаселения планеты (1789). Основатель Эрнст Геккель в 1866 г. выпустил книгу «Всеобщая морфология организмов», где дал определение экологии(наука об отношениях организмов с окружающей средой). Внёс большой вклад Вернадский, его книга «Биосфера» (1926), где впервые была показана планетарная роль совокупности всех видов живых организмов.

Объекты изучения: популяции, сообщества, экосистемы, биосфера.

Популяция это совокупность особей одного вида, проживающих длительное время на определенной территории, свободно скрещивающихся, дающих плодовитое потомство и относительно обособленных от других совокупностей особей этого же вида.

Сообщество – это совокупность взаимодействующих популяций, занимающих

определенную территорию, живой компонент экосистемы.

Экосистема совместное функционирование на данном участке организмов и среды (лес, озеро, болото). Экосистемы не изолированы друг от друга. Множество видов растений и животных можно встретить в нескольких экосистемах, а некоторые виды, н-р перелетные птицы, мигрируют между экосистемами, в зависимости то времени года. Экосистема устроена из 4 составляющих:

Неживая (абиотическая) среда-вода, газ, неживые неорганические и органические вещества.

Продуценты (производители) автотрофные организмы, продуцирующие органическое вещество из простых неорганических веществ при участии солнечной энергии с выделением кислорода - зеленые растения.

Консументы (потребители) потребляют готовые органические вещества, но не доводящие разложение органических веществ до простых минеральных составляющих. Выделяют консументы первого порядка (растительноядные) и второго, третьего и т.д. порядков (хищники).

Редуценты (разлагатели) организмы, минерализующие мертвое органическое вещество до простых неорганических соединений пригодных для продуцентов.

Люди вместе со своими культурными растениями домашними животными образуют группировку организмов, взаимодействующих друг с другом и со средой. Это тоже экосистема. Все экосистемы Земли, включая человеческую, взаимосвязаны и образуют в своей совокупности единое целое- биосферу.

Эти две науки изучают одни и те же явления, а именно – влияние факторов среды на человека и т.о. оценивают роль разнообразных факторов на формирование здоровья населения.

Уровень здоровья человека зависит от влияния факторов внешней среды, которые подразделяются на 3 основные группы:

1) природные факторы – включают атмосферный воздух, солнечное излучение, естественный радиационный фон, растительность, микрофлору, воду и почву. К этим факторам в организме выработаны механизмы адаптации.

2) социальные факторы – факторы, связанные с образом жизни, нравственными и социальными устоями, особенностями быта, поступающей информации.

3) антропогенные факторы возникают в результате деятельности человека (антропос – греческий человек). Они представляют собой физические, химические и биологические факторы, возникающие в результате промышленной деятельности, транспорта сельского хозяйства и т.д. К этим факторам у человека нет механизма адаптации.

Взаимодействие человека с окружающей средой рассматривает отдельное направление – экология человека. Термин появился в 1972 г. на 1-м заседании ООН по окр. среде.

Предметом изучения экологии является – среда.

Основные законы экологии сформулированы американским экологом Б. Коммонером (1974 г.):

1 закон «Всё связано со всем» (эколог. цепи)

2 закон «Всё должно куда-то деваться» (сохранение материи);

3 закон «Природа знает лучше» (природный вариант явлений лучший);

4 закон «Ничто не даётся даром» или «За всё надо платить» (что отняли или испортили надо вернуть или исправить).

Итак, гигиена и экология имеют общие цели изучения: влияние факторов окр. среды на здоровье человека. Гигиенисты разрабатывают мероприятия по предупреждению, экологи природоохранное законодательство, формируют эколог. мировоззрение.

II . Методы гигиенических исследований (МГИ)

Гигиенические методы подразделяются на 2 большие группы:

    методы, оценивающие факторы внешней среды.

    методы, оценивающие реакцию организма на эти факторы.

Все они включают:

    Метод санитарного обследования – описание объекта, в котором даётся его гигиеническая характеристика (санитарное состояние эпидемиологич. и т.д).

    Лабораторный метод:

а) физический метод исследования , позволяет оценить микроклимат помещения (изменения температуры, влажности, шума, вибрации).

б) санитарно-химический метод , который используется для - анализа химического состава, воздуха, воды, продуктов питания и т.д.

в) бактериологические методы, которые используются при оценке бактериальной обсемененности воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов (кишечная палочка, сальмонелла);

г) токсикологический метод, исп-ся в экспериментах при выявлении действия веществ на организмы животных, для установления ПДК.

    Метод клинических наблюдений проводится при профессиональных осмотрах, диспансерном наблюдении и т.д.

    Метод физических наблюдений .

    Санитарно-статистический метод (смертность, рождаемость, заболеваемость, уровень физического развития).

Все исследования проводятся на основании ГОСТ, ТУ, СанПиН (санитарных правил и норм) и др. НМД.

Все методы объединены в понятие – гигиеническая диагностика , цель её – выявление нарушений адаптационных механизмов человека и оценка состояния его адаптационных систем.

III . Профилактика

Цель гигиены – разработка и реализация первичной медицинской профилактики. Профилактика – это комплекс мероприятий (политических, экономических, правовых, медицинских, эколог. и т.д.) по сохранению и укреплению здоровья населения, его долголетия. устранению причин заболеваний, улучшению условий труда, быта и отдыха населения.

Выделяют три уровня профилактики:

    активная наступательная профилактика (обеспечение благоприятной среды обитания, ЗОЖ);

    донозологическая, вкл. оценку рисков здоровью людей (реальную и потенциальную);

    оборонительная или пассивная (профилактика прогрессирования заболеваний, инвалидности)

Выделяют личную и общественную.

Выделяют несколько видов профилактики:

Первичная предполагает предотвращение возникновений заболеваний (либо полное устранение вредного фактора, либо снижение его воздействия до безопасного уровня).

Вторичная предусматривает раннюю диагностику заболеваний у лиц, подвергшихся воздействию вредных факторов окр. Среды.

Третичная направлена на предупреждение ухудшения здоровья. Разработан комплекс мер (лечение и реабилитация) по предотвращению осложнений, которые могут возникать в ходе уже развившегося заболевания.

Греческая мифическая богиня здоровья Гигиея


Гигиенические знания, основанные на жизненных наблюдениях, зародились в глубокой древности. Первые гигиенические трактаты, дошедшие до нас («О здоровом образе жизни», «О воде, воздухе и местностях»), принадлежат перу великого врача Древней Греции Гиппократу (460-377 гг. до н. э.). Первые городские водопроводы, больницы были построены в Древнем Риме.

До сих пор не только известен, но и представляет определенный научный интерес «Трактат по гигиене (устранение всякого повреждения человеческого тела путем исправления различных ошибок в режиме)», написанный великим арабо-мусульманским ученым, родившимся в Средней Азии Авиценной Абу Али ибн Сина (980-1037). В трактате излагаются важные вопросы гигиены, предлагаются способы и средства лечения и профилактики заболеваний, вызванных нарушением режима сна, питания и т. п.

Однако гигиеническая наука развивалась не только на основе эмпирических наблюдений, но и, безусловно, с учетом новых экспериментальных данных. Здесь необходимо вспомнить гигиенические руководства, написанные французом М. Леви (1844 г.) и английским ученым-медиком Э. Парксом. Первую гигиеническую кафедру при медицинском факультете Мюнхенского университета в 1865 г. организовал Макс Петтенкофер (1818-1901). Он не только исследовал факторы окружающей среды (воду, воздух, почву, пищу), но и создал первую школу гигиенистов.

Из Древней (Киевской, Новгородской) Руси к нам также приходят эмпирические знания о гигиене. Достаточно вспомнить известный трактат о быте русской семьи – «Домострой», где изложены основы правильного хранения продуктов, уделено внимание соблюдению чистоты и опрятности.

Много для охраны здоровья населения и предупреждения распространения болезней в России сделал Петр I, издавший ряд указов о санитарном состоянии городов, об обязательном извещении о случаях заразных болезней и т. п.

На особое значение профилактических мероприятий в предупреждении высокой заболеваемости указывали многие русские врачи: Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, Н. Г. Захарьин, М. Я. Мудров.

Н. И. Пирогов писал: «Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной». В актовой речи, произнесенной в 1873 г., другой известный русский клиницист, профессор Г. Н. Захарьин говорил: «Чем зрелее практический врач, тем более понимает он могущество гигиены и относительную слабость лечения, терапии... Самые успехи терапии возможны лишь при условии соблюдения гигиены. Победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена. Мы считаем гигиену одним из важнейших, если не важнейшим предметом деятельности практического врача».

В России гигиена как курс судной науки (судебной медицины) начинает преподаваться в Медико-хирургической академии (СПб) прямо с ее открытия, т. е. с 1798 г. Сначала курс называется «Медицинская полиция», а с 1835 г. «Медицинская полиция и гигиена». Самостоятельная кафедра гигиены в академии и первая в России открывается в 1871 г. под руководством приват-доцента Алексея Петровича Доброславина (1842-1889). А. П. Доброславин организовал при кафедре экспериментальную лабораторию, создал первую русскую школу гигиенистов, им были написаны первые русские учебники по гигиене.

Московская школа гигиенистов была создана Федором Федоровичем Эрисманом (1842-1915). В 1881 г. Ф. Ф. Эрисман был избран приват-доцентом кафедры гигиены медицинского факультета Московского университета. Он много работал в области гигиены детей и подростков (до сих пор известна универсальная парта Эрисмана), социальной гигиены, заложил основы изучения влияния средовых факторов на здоровье подрастающего поколения, доказал, что физическое развитие может выступать в качестве показателя санитарного благополучия детского населения.

В советский период для развития отечественной гигиены много сделали такие ученые, как профессора Григорий Витальевич Хлопин, Федор Григорьевич Кротков, Алексей Николаевич Сысин, Алексей Алексеевич Минх, Геннадий Иванович Сидоренко и многие другие.

Филологическое происхождение гигиены связывается по греческой мифологии с богиней здоровья (Hygieinos) – дочерью Эскулапа. Гигиена – богиня здоровья – символ здоровья.

Гигиена – медицинская, профилактическая дисциплина. Она изучает закономерности воздействия на организм факторов окружающей среды с целью предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей среды. Факторы окружающей среды изучают и другие дисциплины. Особенность гигиены состоит в том, что она изучает влияние факторов внешней среды на здоровье человека.

Задача гигиены как науки состоит в том, чтобы путем проведения гигиенических мероприятий ослабить действие факторов отрицательного характера и усилить действие положительных факторов. В частности, в настоящее время установлено, что фтор в составе питьевой воды оказывает определенное влияние на развитие и формирование зубов.

Например, концентрации фтора в воде менее 0,7 мг/л и особенно на уровне 0,5 мг/л приводят к развитию кариеса. Вода Волги, широко используемая для водопотребления в городах Поволжья, содержит фтор на уровне 0,2 мг/л. Такой уровень фтора в питьевых водах приводит к массовому развитию кариеса. 80 %, а в отдельных пунктах – 90 % населения Поволжских городов страдает кариесом. Наряду с таким известным отрицательным фактором недостатка фтора в питьевых водах избыточная его концентрация (выше 1,5 мг/л) приводит к развитию флюороза. Флюороз – это заболевание, развитие которого связано с действием фтора на организм как протоплазматического яда. В частности, высокая концентрация фтора приводит к изменениям в формировании и развитии зубов. Наряду со скелетной формой существует так называемая дентальная форма флюороза. Оптимальный уровень фтора, обеспечивающий профилактику кариеса и исключающий его токсическое действие, находится в пределах от 0,7 до 1,5 мг/л. Такой диапазон доз фтора в питьевой воде устанавливается с учетом региональных особенностей и некоторых других аспектов. Таким образом, отличительной особенностью гигиены является нормирование факторов, что мы с вами рассмотрели на примере фтора.

Предметами гигиены являются окружающая среда и здоровье. Что они из себя представляют?

Окружающая среда – это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера, которые составляют единую, непрерывно изменяющуюся экологическую систему (экосистему).

Определение здоровья наиболее адекватно современным условиям дается экспертами Всемирной организации здравоохранения. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

За минувший XX в. основные средства, вкладываемые в здравоохранение, шли в основном на решение уже возникших проблем, а не на то, чтобы предотвратить их появление. Упор делали на излечение, или, во всяком случае, на уменьшение плохого здоровья, на терапевтическую помощь, а не на укрепление здоровья и предупреждение болезней. Должна быть проведена переориентация приоритетов. Большее внимание должно уделяться профилактическому направлению развития медицины.

Общеизвестно, что гигиена возникла из потребностей клинической медицины. За развитие гигиены высказывались прежде всего представители клинической медицины, такие видные ученые, как М. Я. Мудров, Н. Г. Захарьин, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин. Общеизвестным является высказывание Захарьина: «Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения – терапии». Сами успехи терапии возможны лишь при условии соблюдения гигиены. Задача гигиены состоит в том, чтобы сделать развитие человека наиболее совершенным, жизнь – сильной, а смерть – наиболее отдаленной.

Знание гигиены необходимо в практической деятельности врачей различного профиля: лечебного, педиатрического и стоматологического.

Общеизвестно, что на развитие различных патологий оказывают влияние факторы окружающей среды. Если не учитывать эти факторы, эффективность проводимого лечения снижается. Например, в области патологии заболеваний ротовой полости известно влияние профессионального фактора.

Работа с теми или иными химическими веществами может усилить развитие патологического процесса в полости рта, кариеса, других заболеваний. На развитие кариеса оказывает значительное влияние такой фактор, как характер питания (алиментарный). Общеизвестно, что кариес чаще развивается у тех, кто потребляет большее количество рафинированных углеводов. В настоящее время в медицине известно значительное количество заболеваний, имеющих в генезе экологический фактор. На течение целого ряда заболеваний оказывают влияние жилищные условия, потребление воды того или иного минерального состава. Условия труда способствуют развитию тех или иных заболеваний, могут усугубить течение сердечно-сосудистой патологии, оказать негативное воздействие на развитие патологии органов дыхания. Нужно сказать, что есть заболевания, которые обусловлены воздействием на организм профессионального фактора. Эти болезни так и названы: профессиональные заболевания.

Врачу необходимы знания воздействия того или иного фактора на организм: алиментарного фактора, характера воды, ее состава, качества. При проведении того или иного лечения с использованием фармакологических препаратов следует учитывать характер питания, так как оно может ослабить или усилить действие препарата (так же, как и питьевая вода может усилить действие или, наоборот, ослабить эффективность проводимого медикаментозного лечения).

Развитие гигиены идет по двум направлениям. С одной стороны, отмечается процесс ее так называемой дифференциации. Процесс дифференциации связывается с выделением из общей гигиены таких ее самостоятельных отраслей, как социальная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена, военная гигиена, гигиена и токсикология полимерных материалов, космическая гигиена, авиационная гигиена. С другой стороны, развитие гигиены идет и по пути интеграции. Гигиена развивается в тесном контакте с клиническими направлениями медицины, терапией, педиатрией, акушерством и гинекологией и другими отраслями.

В настоящее время из гигиены выделился такой курс, как валеология – наука, изучающая закономерности формирования высокого уровня здоровья. Закономерностям формирования патологического процесса всегда уделялось большое внимание, но недостаточное внимание уделялось проблемам, связанным с условиями, факторами и закономерностями, определяющими условия формирования высокого уровня здоровья.

Методология гигиены

Методология гигиены – ее раздел, часть гигиены, занимающаяся вопросами использования ее методических приемов для изучения закономерностей взаимодействия организма и окружающей среды. Методология гигиены связывается с разработкой гигиенических нормативов, методических указаний, санитарных норм и правил. В гигиене существуют так называемые специфические классические гигиенические методы. К ним относятся метод санитарного обследования, метод санитарного описания и метод санитарного наблюдения. В гигиене широко используются различные методы, связанные с оценкой факторов, действующих на человека. Такими методами являются физические, химические, которые оценивают физическое и химическое состояние окружающей среды. В гигиене широко используются токсикологические методы, направленные на оценку характера токсического действия на организм тех или иных химических веществ. Широко применяются физиологические методы, недаром гигиену называют прикладной физиологией.

Для оценки воздействия факторов на те или иные системы организма широко используются биохимические, генетические, клинические и эпидемиологические методы исследования. Для обобщения полученных результатов широко используются статистические методы с привлечением современных технологий.

Методы изучения влияния факторов окружающей среды в натурных условиях. Это направление называют натурным экспериментом. Что связывают с изучением состояния здоровья тех или иных групп населения, проживающих под воздействием различных факторов окружающей среды. В натурных условиях можно изучать и влияния условий труда на здоровье работающих. Изучают и влияние факторов учебного процесса на растущий организм ребенка. Проводятся клинико-гигиенические исследования, позволяющие разрабатывать предельно допустимые концентрации вредных химических веществ в рабочей зоне. Таким образом, клинико-гигиенические исследования и лабораторный эксперимент дополняют друг друга и составляют единый подход к гигиеническим исследованиям окружающей среды и здоровья человека.

Окружающая среда и здоровье

Предметом гигиены являются окружающая среда и здоровье. В окружающей среде (экосистеме), биосфере происходят чрезвычайно сложные процессы. Одни из этих процессов связаны с действием факторов, направленных на обеспечение постоянства качества окружающей среды (воды, почвы, атмосферного воздуха). Это факторы стабилизирующие. Другие факторы (а они могут быть естественного, природного характера или связаны с деятельностью человека, так называемые антропогенные факторы) приводят к нарушению природного равновесия, гармонии в природе. Это дестабилизирующие факторы.

В экологии существует понятие антропогенного обмена. Антропогенный обмен имеет на вводе природные ресурсы, на выводе – производственные и бытовые отходы. Экологический антропогенный обмен крайне несовершенен. Он носит открытый, незамкнутый характер и лишен того кругооборота жизни, который присущ биосфере в целом. Для характеристики антропогенного обмена существует показатель – его коэффициент полезного действия, показывающий величину использованных природных ресурсов на благо человека. Величина КПД на сегодня составляет 2 %, т. е. 98 % – это неиспользованные природные ресурс, и, более того, эта та часть ресурсов, которая выступает в качестве отходов – загрязнителей окружающей среды. Среди этих загрязнителей существуют вещества, у которых ярко выражено дестабилизирующее действие, так называемые дестабилизирующие факторы. К ним относятся галогенсодержащие компоненты, редкие и тяжелые металлы, вещества, обладающие ионизирующим эффектом, и другие факторы. В целом эти факторы по характеру действия могут быть отнесены к физическим или химическим. Серьезную опасность представляют химические соединения. Действие отдельных химических веществ может привести к развитию дестабилизационных, деструктивных процессов, которые приводят к нарастающему эффекту. Этот процесс выходит из-под контроля человека. Он превышает действие природных стабилизирующих факторов, в результате чего отмечается развитие спонтанно неуправляемых, нарастающих дестабилизирующих явлений. Вещества и факторы, обладающие таким действием, получили название суперэкотоксикантов. Химические вещества, отнесенные к этому классу, – это редкие и тяжелые металлы, ионизирующее излучение, галогенсодержащие компоненты. Все они обладают особым характером воздействия на организм человека, выражающимся в повреждении мембран клеток, в развитии нарушений в ферментных системах организма, нарушениях гомеостаза, приводя к деструктивным явлениям в организме человека. Для экотоксикантов характерны высокая устойчивость в окружающей среде, стабильность. Они способны накапливаться в объектах окружающей среды. Стабильность и способность химических веществ к накоплению в окружающей среде обеспечивают их миграцию, что чрезвычайно опасно для человека и среды его обитания.

Между организмом человека и окружающей средой складывается тесное взаимодействие. Проблема единства организма и окружающей среды является важнейшей проблемой. Нужно сказать, что между окружающей средой и организмом складывается определенная форма равновесия. Это равновесие окружающей среды и организма формируется в результате важнейших механизмов физиологического реагирования организма на воздействия тех или иных факторов и осуществляется через работу центральной нервной системы. Этой формой равновесия является так называемый динамический стереотип, т. е., если фактор действует постоянно, носит повторяющийся характер, организм вырабатывает стереотипные реакции. Появление новых факторов приводит к разрушению этого равновесия. Особенно серьезную опасность в этом отношении представляют так называемые чрезмерные факторы. Они приводят к нарушению динамического стереотипа. Изменения динамического стереотипа связывают с существенным нарушением функций организма: нервно-психическим, стрессовым состоянием, экстремальным фактором.

Задача гигиены – изыскание путей и методов формирования нового стереотипа. Это может быть достигнуто путем соответствующих изменений внешней среды, а также путем совершенствования механизмов адаптации организма. В диаграмме, разработанной академиком РАМН профессором Ю. Л. Лисициным, по данным экспертов Всемирной организации здравоохранения представлены факторы, определяющие уровень соматического здоровья человека. Определяющим фактором соматического (общего) здоровья, по данным экспертов Всемирной Организации здравоохранения, является стиль, или, как мы говорим, образ жизни. Он определяет соматическое состояние здоровья человека на 53 %. 17 % соматического здоровья человека определяется качеством окружающей среды, 20 % приходится на наследственные факторы, и только 10 % соматического здоровья определяются уровнем и доступностью медицинской помощи населению. Таким образом, на 70 % уровень здоровья человека зависит от тех моментов, которые напрямую связаны с гигиеной. Это здоровый образ жизни человека, качество окружающей среды.

Окружающая среда оказывает влияние на основные показатели здоровья населения (продолжительность жизни, показатели рождаемости, уровень физического развития, заболеваемость и смертность). Более того, существует целый ряд заболеваний, которые носят ярко выраженный характер в зависимости от экологических условий. Это экологически обусловленные болезни. К ним, в частности, относится заболевание, получившее название «синдром хронической усталости». В основе данного заболевания лежат мембраноповреждающее действие и действие на ферментные системы химических загрязнителей и ионизирующих излучений. Неблагоприятное действие химических веществ приводит к резкому снижению иммунобиологических показателей. Массовые обследования крупных городов показывают резкое изменение иммунного гомеостаза у жителей. Изменение показателей иммунитета на 50 % отмечается у жителей Москвы. Возникает ситуация, свидетельствующая о так называемом вторичном неспецифическом иммунодефиците, связанным с воздействием на организм ряда неблагоприятных факторов, в том числе и химических веществ.

Оценка уровня здоровья населения, проживающего в различных условиях окружающей среды, в настоящее время заставляет говорить о существовании экологически обусловленных очагов заболеваний. Эти заболевания связаны с загрязнением городской среды редкими и тяжелыми металлами, к действию которых прежде всего чувствителен детский организм. Потому изучение воздействия факторов городской среды на организм населения, особенно детского, является актуальной задачей гигиенической науки.

Гигиена является профилактической медициной. Что же понимают под самой профилактикой? Существуют понятия первичной и вторичной профилактики. Начнем с понятия так называемой вторичной профилактики. Под вторичной профилактикой понимается комплекс мероприятий, направленных на локализацию и ослабление патологического процесса путем активной диспансеризация, противорецидивной терапии, санаторно-курортного лечения и лечебного питания, т. е. вторичная профилактика – это та деятельность, которая осуществляется врачами-практиками. Гигиена же осуществляет первичную профилактику. Основа первичной профилактики – устранение причин и факторов, приводящих к возникновению патологических процессов, и в целом заболеваний путем оздоровления природной, производственной, бытовой среды; формирования здорового образа жизни, направленного на повышение сопротивляемости организма и укрепление здоровья. Под профилактикой следует понимать не только предупреждение заболеваний и проведение оздоровительных мероприятий, имеющих целью охрану здоровья населения, а всю совокупность государственных, общественных и медицинских мер, направленных на создание для человека наиболее благоприятных условий жизни, в полной мере отвечающих его физиологическим потребностям.

Гигиена является профилактической дисциплиной, и основу профилактических мероприятий составляет гигиеническое нормирование.

Гигиеническое нормирование

Что следует понимать под гигиеническим нормативом? Гигиенический норматив – строгий диапазон параметров факторов среды, оптимальный и безвредный для сохранения нормальной жизнедеятельности и здоровья человека, человеческой популяции и будущих поколений. Санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы – это нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его жизнедеятельности. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйственными субъектами, организациями, учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Гигиенические нормативы для химических веществ устанавливаются в виде предельно допустимых концентраций (ПДК). Для физических факторов они устанавливаются в виде допустимых уровней воздействия (ПДУ).

Для химических веществ ПДК устанавливаются в атмосферном воздухе населенных мест в виде максимальных разовых и среднесуточных предельно допустимых концентраций. Устанавливаются ПДК вредных химических веществ в воде водоемов, питьевой воде. Устанавливаются ПДК для содержания вредных химических веществ в почве. В пищевых продуктах вредные химические вещества нормируются в виде допустимых остаточных количеств (ДОК). Для химических веществ предельно допустимые количества в воде устанавливаются в миллиграммах на 1 дм 3 , или 1 л, для воздуха – в миллиграммах на 1 м 3 воздуха, пищевых продуктов – в миллиграммах на 1 кг массы продукта. ПДК характеризуют безопасные уровни воздействия вредных химических веществ в тех или иных объектах окружающей среды.

Также устанавливаются ПДУ воздействия физических факторов. В частности, существует представление об оптимальных и допустимых параметрах микроклимата, т. е. температуры, влажности, скорости движения воздуха и т. д. Устанавливаются оптимальные допустимые количества питательных веществ, их нормирование происходит с учетом физиологических потребностей. Существуют так называемые физиологические нормы потребности в белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах. При установлении ПДК вредных химических веществ в окружающей среде соблюдают определенные принципы гигиенического нормирования, которые включают:

1) принцип этапности;

2) принцип пороговости.

Этапность в нормировании состоит в том, что работа по нормированию проводится в строго определенной последовательности, связанной с выполнением соответствующего этапа исследований. Для химических веществ первым этапом данных исследований является аналитический этап. Аналитический этап включает в себя оценку физико-химических свойств: данные о структуре химического вещества, его параметрах – температуре плавления, точке кипения, растворимости в воде, других растворителях. Для проведения аналитических исследований необходимо наличие специфических методов определения. Вторым обязательным этапом гигиенических исследований при установлении ПДК является токсикометрия, т. е. определение основных параметров токсичности. Токсикометрия включает проведение исследований по определению параметров острой токсичности (острая токсикометрия или, проще, острые опыты). Далее следуют подострый эксперимент и хронический санитарно-токсикологический эксперимент.

Главной и основной задачей острого опыта является определение среднесмертельных концентраций и доз LD 50 или CL 50 . Постановка острых опытов позволяет оценить степень опасности химических веществ, характер направленности действия, уязвимость тех или иных систем и функций организма. Острые опыты позволяют наиболее обоснованно подойти к постановке подострого и хронического санитарно-токсикологического экспериментов. Этапность нормирования позволяет также в отдельных случаях сократить объемы проводимых исследований, используя так называемый принцип нормирования по аналогии, т. е. изучение показателей оцениваемого токсического вещества по физико-химическим свойствам позволяет выяснить наличие так называемых веществ-аналогов и осуществить нормирование, используя принцип аналогичности. Этот подход так и называется – нормирование по аналогии. Для веществ, обладающих сходными свойствами, т. е. нормирование которых проводится по аналогии, обязательным является установление параметров острой токсичности. Наличие параметров острой токсичности также позволяет сократить объем проводимых исследований и экономить значительное количество материальных средств, а также время, затраченное на проведение эксперимента.

Важным этапом токсикометрических исследований является проведение подострого санитарно-токсикологического эксперимента. Подострый эксперимент позволяет выявить наличие кумулятивных свойств с позиции качественной и количественной оценки этого этапа действия. В подостром опыте также выявляются наиболее уязвимые системы организма, что позволяет объективно подойти к постановке основного этапа токсикометрии, связанного с определением параметров токсичного в условиях хронического эксперимента. В подостром эксперименте испытывается большой набор токсикологических тестов, оценивающих воздействие химического вещества на сердечно-сосудистую систему, нервную систему, желудочно-кишечный тракт, выделительную системы и иные функции и системы организма.

Важнейшим принципом гигиенического нормирования является изучение порогового характера действия нормируемого фактора. По пороговому уровню воздействия в хроническом эксперименте определяется наименьшая концентрация, вызывающая сдвиги в организме лабораторного животного. По результатам хронического санитарно-токсикологического эксперимента для веществ, прежде всего обладающих выраженным токсическим действием, устанавливаются ПДК.

При нормировании вредных химических веществ в водной среде обязательными этапами исследования являются изучение влияния вещества на органолептические свойства воды и санитарный режим водоемов, т. е. для установления ПДК химических веществ в водоемах вводятся дополнительные этапы исследования. На всех этих этапах изучения воздействия вредных химических веществ обязательно устанавливаются пороговые уровни воздействия, пороговые дозы и концентрации. По пороговым концентрациям определяется лимитирующий признак вредности, т. е. устанавливается та наименьшая концентрация, в которой прежде всего проявляется действие вредного химического вещества либо на органолептические свойства воды, либо на санитарный режим водоема, либо при оценке токсических свойств. При установлении ПДК вредных химических веществ в воде водоемов выявляют лимитирующий признак либо органолептический, либо по санитарному режиму, либо токсикологический. По лимитирующему признаку вредности с учетом наименьшей пороговой концентрации устанавливается ПДК. Таким образом, определяющими принципами нормирования являются принципы пороговости и этапности.

Установленные принципы нормирования химических веществ и уровней воздействия физических факторов положены в основу действующего санитарного законодательства.

ПДК позволяют, с одной стороны, осуществлять контроль содержания вредных химических веществ в окружающей среде, с другой – создать так называемую систему контроля содержания вредных химических веществ, т. е. осуществлять их мониторинг в окружающей среде. ПДК также используются при проектировании промышленных предприятий, ПДК закладываются в проекты строительства промышленных и других предприятий.

Структура санитарной службы

Деятельность санитарно-эпидемиологической службы в Российской Федерации определяется Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Происходящие в 2004-2005 гг. в стране изменения затронули и структуру санитарной службы. Министерством здравоохранения и социального развития РФ Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) были преобразованы в территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ТУ) и федеральные государственные учреждения здравоохранения «Центры гигиены и эпидемиологии» (ФГУ).

Основными задачами Территориального управления Роспотребнадзора (ТУ) являются:

1) госнадзор и контроль исполнения требований законодательства РФ в области обеспечения санэпидблагополучия населения в сфере защиты прав потребителя;

2) предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания;

3) профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения.

Функции Территориального управления:

1) госнадзор и контроль за исполнением требований РФ в обеспечения санэпидблагополучия населения в сфере защиты прав потребителя;

2) санэпиднадзор при разработке, строительстве, реконструкции, ликвидации объектов градостроительства, промышленного строительства; за производством, реализацией продукции, за эксплуатацией систем водоснабжения, лечебно-профилактических учреждений;

3) организация и проведение социально-гигиенического мониторинга;

4) выдача санэпидемиологического заключения на программы, методики, режимы воспитания, обучения;

5) проведение противоэпидемических мероприятий, аттестация декретированного контингента и осуществление их контроля;

6) контроль лабораторных исследований и испытаний;

7) проведение санитарно-карантинного контроля.

Основной задачей федеральных государственных учреждений здравоохранения является проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и других экспертиз.

Главного государственного санитарного врача – руководителя Территориального учреждения и руководителя Федерального государственного учреждения здравоохранения в областном масштабе назначает на должность и освобождает министр здравоохранения и социального развития РФ по предоставлению руководителя Федеральной службы (Главного государственного санитарного врача РФ).

Финансирование расходов на содержание территориальных учреждений здравоохранения осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Санитарный надзор в России осуществляется в виде двух форм. В виде предупредительного санитарного надзора и текущего санитарного надзора.

Предупредительный санитарный надзор предусматривает разработку мероприятий, связанных с внедрением оздоровительных, профилактических мероприятий на этапе разработки проектов промышленных и гражданских объектов, строительстве коммунальных объектов, при разработке новых технологий, внедрении новых продовольственных и промышленных товаров, детских игрушек. Следует особо отметить действенную, а не созерцательную роль санитарной службы во всех вышеперечисленных мероприятиях. Другими словами, профилактика, предупредительный санитарный надзор должны всегда идти впереди человека, а не следовать за ним. В этом заключается важнейшая роль предупредительного санитарного надзора. Предупредительный санитарный надзор на примере строительства тех или иных объектов заканчивается на этапе его приемки. Начинается он с согласования проекта, контроля за ходом строительства и приемки. Важнейшим моментом при осуществлении предупредительного санитарного надзора за строящимися объектами является контроль за ходом скрытых работ. После приемки объекта начинается текущий санитарный надзор.

Текущий санитарный надзор охватывает практически все направления деятельности тех или иных учреждений, объектов на территории того или иного населенного пункта, района, области и в целом всей России. Органы санэпиднадзора осуществляют контроль деятельности промышленных предприятий, коммунальных объектов, ДДУ, школ, лечебно-профилактических и других учреждений. Санитарно-эпидемиологическая служба наделена большими правами надзора за деятельностью тех или иных учреждений и организаций. Санитарная служба осуществляет контроль выполнения санитарных правил теми или иными учреждениями, предприятиями и объектами. Санитарные правила обязательны для выполнения всеми государственными и общественными организациями и другими хозяйственными организациями независимо от их подчиненности и формы собственности, а также должностными лицами и гражданами. Санитарная служба осуществляет контроль, направленный на предотвращение санитарных правонарушений. Санитарными правонарушениями признаются посягаемые на права граждан и интересы общества противоправное, виновное умышленное или неосторожное действие или бездействие, связанные с несоблюдением санитарного законодательства РФ, в том числе различных санитарных правил и норм.. Гигиенические нормативы, разработанные санитарные нормы и правила обеспечивают эффективное выполнение предупредительного и текущего санитарно-эпидемиологического надзора, эффективное осуществление мероприятий по оздоровлению окружающей среды и улучшению здоровья населения.

Сущность науки гигиены, ее отличия от других наук

Определение 1

Гигиена – это наука, которая изучает влияние факторов природной и антропогенной среды на состояние здоровья человека и общества. Целью науки является уменьшение их отрицательного влияния на организм, при помощи профилактических мероприятий.

Гигиена, хотя во многом и напоминает медицину, имеет ряд важных отличительных особенностей. Тогда как в центре изучения медицины находится больной человек, гигиена ставит в центр изучения здорового человека. В медицине помощь оказывается индивидуально, гигиена же разрабатывает мероприятия по профилактике в различных коллективах (на работе, в школе, на производстве).

В течение жизни, каждый человек подвергается воздействию множества факторов окружающей среды. Они могут быть как положительными и необходимыми человеку, так и негативными, отрицательно влияющими на здоровье и состояние человека. Все их можно распределить по четырем группам:

  • Химические факторы. Это химические соединения, которые входят в состав воздуха, воды и почвы. Они попадают в организм через растения, а их недостаток или избыток может спровоцировать заболевание.
  • Физические факторы. Сюда относится температура, влажность, скорость движения воздуха, атмосферное давление, солнечная радиация, шум, вибрация и так далее.
  • Биологические факторы. Это живые организмы, такие как бактерии, грибы или простейшие, которые являются причиной многих заболеваний.
  • Психогенные факторы. В эту категорию входя слово, речь, письмо. Эти явления вызывают у человека эмоции, а это в свою очередь, сильно воздействует на организм.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Гигиена и экология 410 руб.
  • Реферат Гигиена и экология 240 руб.
  • Контрольная работа Гигиена и экология 190 руб.

Все вышеперечисленные факторы тесно связаны с характером рабочей деятельности человека и с особенностями окружающей его природной и техногенной среды.

Задачи гигиены

В задачи гигиены входит обоснование гигиенических нормативов факторов окружающей среды. Гигиенический норматив – это минимальная или предельная величина количественного показателя, характеризующего биологический фактор окружающей среды, который допустим для нормальной жизнедеятельности организма.

Сюда относятся установление предельно допустимых концентраций вредных примесей (ПДК) в воде, в атмосфере, в почве и так далее.

В науку гигиену входит также ряд самостоятельных направлений:

  • Коммунальная гигиена;
  • Гигиена питания, труда, детей, подростков и др.
  • Герогигиена (наука, изучающая действие факторов окружающей среды на процесс старения организма).
  • Личная гигиена и так далее.

Методы науки

В зависимости от того, какие задачи стоят перед исследователями, используются самые разнообразные методы данной науки, среди которых можно выделить следующие:

  • Метод санитарного обследования применяется для изучения окружающей среды. Он состоит в обследовании и описании объектов среды, например, промышленное предприятие, столовая, водный источник.
  • Метод лабораторных исследований применяется при оценке характеристики факторов окружающей среды для получения объективных данных.
  • Метод мониторинга применяют для непрерывного слежения за определенными параметрами среды и для их автоматической регистрации.
  • Клинический метод применяется во время медицинских осмотров, с его помощью можно выяснить, как организм реагирует на изменение факторов окружающей среды. Например, ухудшение зрение в условиях плохой освещённости или заболевания легких, развивающихся в запыленных помещениях.
  • Метод лабораторного эксперимента. В этом случае, в условиях лаборатории воспроизводят различные условия окружающей среды и следят за тем, как организм реагирует на изменения – отрицательно или положительно. Все данные тщательно обрабатываются, а в качестве подопытных выступают животные или добровольцы.
  • Метод статистики. Охватывает показатели здоровья всего населения и позволяет выяснить положительное или отрицательное влияние среды на организм.

Замечание 1

Не стоит путать понятия гигиены и санитарии, две эти науки отличны друг от друга. Гигиена – это наука о влиянии жизни и труда на здоровье человека. Гигиена предусматривает разработку правил и нормативов, направленных на предотвращение различных заболеваний. Санитария – это практическое претворение в жизнь гигиенических нормативов и правил.

Санитарное просвещение в настоящее время является очень важной сферой в общественном образовании. Распространение знаний о причинах большинства болезней и мерах их предупреждения, помогают не только повысить экологическую и гигиеническую образованность граждан страны, но и предупредить большинство эпидемий и эпизоотий.

В данном случае значительна роль медицинских работников. Именно представители сферы медицины являются основным источником достоверных знаний о болезнях и средствах защиты от них. Образовательные тематические беседы с населением и информационные санбюллетени являются элементами работы по предотвращению массовых заболеваний среди населения.

Гигиена и экология

В последнее время, гигиена тесно связана с экологией человека, науки имеют как много общего, так и множество различий. Однако гигиеническая наука не представляется возможной без знаний, которые дает экология.

Стоит заметить, что экология и гигиена имеют все же фундаментальные различия. Дело в том, что гигиена, посредством санитарии направлена на ослабление влияния негативных факторов на человека и его среду обитания. В то время как наука экология, посредством ответвления - науки об охране природы, стремится защитить природную среду от негативных влияний, в том числе от антропогенного воздействия.

Обе науки должны действовать сообща, это продиктовано тем, что нельзя решать экологические проблемы только при помощи правовых инструментов природоохранного порядка и при этом не брать во внимание санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. И напротив, невозможно обеспечивать благополучие населения в условиях опасной экологической обстановки.

Е.Л. ИГАЙ

Гигиена и Экология человека

(курс лекций)

Учебное пособие для преподавателей и студентов

образовательных учреждений среднего профессионального

образования, обучающихся в медицинских техникумах и колледжах

Минусинск, 2012 г.

Предисловие

Раздел 1. Предмет гигиены и экологии человека

Введение. Предмет и содержание гигиены, экологии и экологии человека

Основы общей экологии

Экологические факторы и здоровье населения

Раздел 2 Гигиена окружающей среды

Атмосферный воздух и его физические свойства

Химический состав воздушной среды и его гигиеническое значение

Экологическое значение воды

Гигиеническое значение воды

Экологическое значение почвы

Гигиеническое значение почвы

Раздел 3. Экологические и гигиенические проблемы питания

Питание и здоровье человека. Значение основных пищевых веществ в обеспечении жизнедеятельности организма. Роль витаминов и минеральных веществ. Основы рационального питания. Режим питания

Санитарно-гигиенические требования к пищеблокам лечебно-профилактических учреждений. Гигиенические требования к качеству пищевых продуктов. Пищевые отравления

Заболевания, связанные с характером питания. Лечебное и лечебно-профилактическое питание

Раздел 4. Влияние производственных факторов на состояние здоровья и жизнедеятельность человека. Классификация основных форм трудовой деятельности

Основные понятия о производственных вредностях и профессиональных заболеваниях. Гигиенические требования к оптимизации условий труда женщин и подростков. Производственный травматизм и меры борьбы с ним.

Гигиена труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях

Раздел 5. Урбоэкология, экологические и гигиенические проблемы жилища, лечебно-профилактических учреждений

Особенности формирования городской среды. Основные мероприятия по оздоровлению окружающей среды населенных мест. Гигиенические требования к жилым помещениям.

Гигиенические требования к лечебно- профилактическим учреждениям

Раздел 6. Здоровый образ жизни и личная гигиена

Компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ) и пути их формирования. Методы, формы и средства гигиенического воспитания

Основы личной гигиены здорового человека.

Раздел 7. Гигиена детей и подростков.

Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста. Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. Школьная зрелость.

Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских учреждений.

Литература

ПРЕДИСЛОВИЕ

Средние медицинские работники, владеющие знаниями в области экологии могут оказать действенную помощь в процессе лечения, доводя до населения экологические представления о механизме происхождения болезненных состояний. Знание гигиены поможет ориентироваться в выборе рациональных рекомендаций по коррекции здоровья и выработке у населения санитарных навыков, умело использовать правила гигиены при реализации мероприятий по снижению отрицательных воздействий вредных факторов и усилению положительного влияния других на сохранение и укрепление здоровья.

В предлагаемом учебном пособии последовательно и доступно излагаются основные вопросы экологии человека и гигиенических знаний в виде лекций, составленных в доступной для изложения и понимания форме.

Методологической основой подготовки пособия послужила Примерная программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека», разработанная в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников базового (повышенного) уровня среднего профессионального образования для специальности 060101 «Лечебное дело», и 060109 «Сестринское дело. Пособие составлено в соответствии с Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования для указанных специальностей. В соответствии с Государственным образовательным стандартом, рассчитанным на 40 часов теоретических аудиторных занятий, в пособие включено 20 лекционных тем по гигиене и экологии человека.

Тематика лекций объединена в 7 разделов.

В 1 разделе излагаются основы общей экологии и в частности экологии человека, как места его обитания, дыхания, питания, водопотребления и др. Иллюстрируются экологические факторы и их воздействие на здоровье человека. В отличие от экологии гигиена изучает действие этих факторов на здоровье и разрабатывает рекомендации по оздоровлению условий жизни и профилактике заболеваний. Вопросами практического претворения в жизнь гигиенических норм и правил занимается санитария, которая определяет уровень санитарной культуры человека.

Второй раздел посвящен экологической характеристике воздуха и его гигиеническому значению. Уделено внимание проблемам нарастающего загрязнения атмосферы. Иллюстрируется экологическое значение воды для человека, в частности отдельных водоисточников и их гигиеническая характеристика. Раскрывается важное значение почвы для здоровья человека с экологических и гигиенических позиций, действующей через пищевую цепочку.

Особое внимание проблемам питания уделено в 3 главе. Анализируются особенности современного питания в условиях гиподинамии, структура рационального питания, механизмы возникновения и особенности пищевых отравлений.

Учитывая высокую интенсификацию труда в современных лечебно-профилактических учреждениях, средние медицинские работники должны хорошо знать положения охраны труда, влияние производственных факторов на здоровье и жизнедеятельность человека, гигиенические требования к рациональному труду и отдыху. Этим вопросам посвящена 4 глава.

Экологические и гигиенические особенности проживания в современных городах и жилищах, их роль в возникновении патологии, особенно у детей, анализируются в 5 главе. Тут же отмечаются гигиенические проблемы лечебно-профилактических учреждений.

Актуальнейшей проблеме государства и здравоохранения – формированию здорового образа жизни посвящена 6 глава. Изучаются компоненты здорового образа жизни, методы, формы и средства их гигиенического воспитания.

В 7 разделе рассматриваются анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, методы оптимизации режима дня детей различного возраста. Достаточно уделяется внимания гигиеническим требованиям к планировке, оборудованию и содержанию детских дошкольных и учебных заведений.

Каждая тема содержит перечень контрольных тестовых вопросов по уточнению уровня восприятия студентами материала.

В список литературы включены право-установочные документы и основные литературные источники по актуальным проблемам гигиены в изложении, доступном для восприятия студентами среднего профессионального уровня подготовки.

Учебное пособие рассчитано для преподавателей дисциплины «Гигиена и экология человека» и студентов средних медицинских заведений по специальностям 060101 Лечебное дело, и 060109 Сестринское дело . Предполагается, что преподаватель самостоятельно будет определять объем учебного материала, излагаемого во время теоретического занятия, взяв за основу лекционный материал данного сборника. В то же время материал, не включенный в содержание занятия, можно предложить студентам как основу для внеаудиторной самостоятельной работы, для которой рационально использовать дополнительную литературу из прилагаемого списка.

Раздел 1. ПРЕДМЕТ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Тема № 1: ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ГИГИЕНЫ, ЭКОЛОГИИ И

ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА.

Терминология и структура дисциплины

    Роль экологии и гигиены в системе наук, изучающих природную среду.

    Задачи экологии и гигиены.

    Методы гигиенических исследований.

    Гигиеническое нормирование.

УМЕТЬ:

Использовать полученные знания в просветительской работе

    Определение понятий экология, экология человека и гигиена. Предмет и содержание экологии, экологии человека и гигиены.

    Взаимосвязь экологии, экологии человека и гигиены и их место в системе медицинских и биологических наук. Задачи экологии и гигиены. Санитария.

    Основные исторические этапы развития экологии и гигиены.

    Основные законы гигиены.

    Методы гигиенических исследований и гигиеническое нормирование.

    Роль среднего медицинского работника в просветительной работе с населением.

      Определение понятий экология, экология человека и гигиена. Предмет и содержание экологии, экологии человека и гигиены.

Экология (греч. – учение о доме) – это наука об отношениях растительного мира и животных организмов и образованных ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» предложен немецким ученым Э. Геккелем в 1866 г. В целом, проблемы большой экологии охватывают все вопросы жизнедеятельности всех живых организмов. Поэтому по отношению к предметам изучения экология подразделяется на экологию любого живого существа- микробов, растений, животных и т.д.

Нас интересует экология человека , которая изучает влияние факторов окружающей среды на человека и в свою очередь влияние человека и групп людей на окружающую среду. С ней тесно связана медицинская экология , изучающая болезни человека, вызванные загрязненной средой, и способы их предупреждения. Здоровье населения на любой территории – лучший показатель состояния среды его обитания.

Понятие «гигиены» восходят в глубокую древность. Гигиея – дочь бога медицины Асклепия, изображавшаяся красавицей с чашей в руке, обвитой змеей – богиня здоровья, лечившая солнцем, водой и воздухом, соблюдением чистоты тела. Другая ее сестра – Панацея – лечила лекарствами.

Гигиена (греч. – здоровый) – это область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, оздоровлению условий жизни и труда человека, сохранению его здоровья и продлению жизни.

    Взаимосвязь экологии, экологии человека и гигиены и их место в системе медицинских и биологических наук. Задачи экологии и гигиены. Санитария.

Экология человека – это часть экологии – т. е. всей жизни на Земле. Если наука экология изучает способы жизни и выживания всех живых существ на Земле, то экология человека - изучает, как выжить человеку, особенно в эпоху перенаселения и увеличивающегося загрязнения Земли. Проблемой экологии человека является поиск методов нравственного и духовного воспитания человека, чтобы он осознал свое место в природе и не портил ее. Медицинская экология является составной частью экологии человека, изучающая экологические болезни человека.

Если для человека экология – это место проживания с ежесекундным общением с окружающими факторами –микроклиматом, воздухом, водой, пищей и др., с которыми организм ведет постоянное соприкосновение и борьбу за выживание, то гигиена – это инструмент, который изучает влияние условий жизни человека в экологической обстановке, как они влияют на его здоровье, работоспособность, продолжительность жизни, и на основании этого изучения разрабатывает рекомендации по снижению риска вредного влияния окружающей среды на здоровье.

Санитария – это практическое претворение в жизнь гигиенических норм и правил. Если гигиена – наука с рекомендациями по сохранению и улучшению здоровья, то санитария – это практическая деятельность человека, с помощью которой достигается выполнение гигиенических правил. Но в жизни «знаю и выполняю/но не выполняю» или «не знаю и не выполняю» – это и есть уровень санитарной культуры человека.

Используя гигиенические знания, санитария помогает человеку выжить, продлить жизнь и размножиться.

Во взаимоотношении этих дисциплин можно ориентироваться с помощью следующих девизов: «ЭКОЛОГИЯ – ЖИВУ!», «ГИГИЕНА – ЗНАЮ КАК ДЕЛАТЬ!» и «САНИТАРИЯ – А ДЕЛАЮ ВОТ ТАК!».

Еще один пример на взаимоотношение этих дисциплин: укус комара – это экология; знаю, что он может вызвать малярию, надо сделать прививку – это гигиена; прихлопываю/не прихлопываю его, делаю/не делаю прививку от малярии – это санитария.

Поэтому все последующие наши лекции будут строиться из трех направлений или разделов: экологический раздел – изучение факторов окружающей среды и их свойств; в разделе гигиены – изучение воздействия этих факторов на здоровье человека и раздел санитарии – ознакомление с рекомендациями по способам и методам ограничения этих вредных воздействия и развития полезных навыков.

Подготовка современного фельдшера, акушерки или медсестры в современных условиях немыслима без гигиенических знаний, которые тесно связаны с экологическим мировоззрением, профилактикой и клинической медициной. Гигиенические знания касаются вопросов питания, труда, устройства больниц, здорового образа жизни и т.д. Познав их, вы поймете, что на первом месте идут гигиенические рекомендации по формированию здорового образа жизни, а потом лекарства.

Поэтому медицинский работник в области гигиены и экологии человека должен знать :

    основные экологические факторы окружающей среды, действующие на человека в местах его проживания и труда;

    закономерности влияния этих факторов на здоровье человека;

    способы санитарно-гигиенической оценки экологических факторов, в окружении которых живет и трудится человек, чтобы предвидеть появление болезни и дать рекомендации как избежать или снизить риски для здоровья воздействий факторов;

    методику санитарно-просветительной работы и уметь проводить ее среди людей с учетом экологических факторов и соответствующих им санитарно-гигиеническим рекомендациям.

В процессе изучения гигиены вы узнаете, что у значительной части населения отсутствуют элементарные экологические знания, что и определяет развитие у конкретного человека развитие определенной болезни. Опираясь на знания анатомии, физиологии, биологии и других предметов, которые вы изучите в училище, вы получите знания (а желательно, и убеждения!), необходимые для вашей профилактической деятельности, которые помогут бороться с болезнями, давать рекомендации по формированию здорового образа и самим оставаться здоровыми и служить образцом для подражания.

      Основные исторические этапы развития экологии и гигиены

Истоки гигиены – в глубокой древности. В Древней Греции в храмах большое внимание уделяли климату, мытью, паренью, посту. Расцвет гигиены – в Древне Риме – бани по 12 га, весь день в ней проводили в гимнастических упражнениях, беседах. В Средние века – упадок гигиены. Возрождается гигиена в Х1Х веке.

Интенсивно гигиена стала развиваться с середины Х1Х века с ростом капитализма, повлекшим скоплением людей в городах, ростом вредного производства и участившихся больших эпидемий холеры, чумы, тифов. Начались систематические научные исследования в области гигиены.

Макс Петтенкофер (1818-1901гг), немецкий ученый-врач, основоположник гигиенической науки: ввел эксперимент в гигиену, превратив ее в точную науку. Предлагая оздоровлять окружающую среду, он наметил пути профилактики многих болезней. Впервые обратил внимание на личную гигиену как важный фактор многих заболеваний: «насколько человек владеет личной гигиеной – таков его путь по жизни и такова его скорость к смерти»

На Руси гигиена как система навыков зародилась раньше, чем на Западе. Петр 1 ввел систему медико-санитарного обеспечения Армии, поскольку во всех армиях мира большое количество солдат гибло не в сражениях, а в болезнях (холера, дизентерия, тифы).

В развитии гигиены большую роль сыграли основоположники русского здравоохранения – терапевт М.Я. Мудров и акушер С.Г. Зыбелин

Необходимо знать о деятельности трех отечественных ученых, сыгравших основополагающую роль в развитии отечественной гигиены.

А.П. Доброславин (1842-1889 гг) – создал первую кафедру гигиены (1871) при Петербургской ВМА; издал первый русский учебник по гигиене, стал издавать журнал «Здоровье», открыл первую экспериментальную гигиеническую лабораторию, организовал Русское общество по охране народного здоровья и женского врачебного образования в России; разрабатывал основы коммунальной гигиены.

Ф.Ф. Эрисман (1842-1915 гг) – основал кафедру гигиены при Московском университете (1882 г), Гигиенический институт с городской санитарной станцией для исследования пищевых продуктов, воды и почвы; разрабатывал проблемы школьную гигиену и гигиены питания; издал трехтомное руководство по гигиене.

Г.В. Хлопин (1863-1929 гг) – ученик Эрисмана, поставил гигиену на обязательные лабораторные исследования и эксперимент, издал руководства по основам гигиены и общей гигиене.

В 1922 г. впервые в мире в СССР вышел государственный закон «О санитарных органах республики», который на государственном уровне обязал соблюдать вопросы гигиены и ввел государственный санитарный надзор. Деятельность санэпидслужбы в СССР была одна из самых эффективных в мире.

Принятие новой Конституции Российской Федерации (1993) потребовало пересмотра и ряда положений в сфере обеспечения санэпидблагополучия населения В настоящее время основу санитарного законодательства как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду составляет Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999). В настоящее время санитарное законодательство включает в себя 11 федеральных законов, 165 региональных законов и свыше 3 тыс. санитарных правил и иных нормативных правовых актов.

В 2004 г. образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по осуществлению функции контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке. Государственный санитарный надзор осуществляется в двух формах: а) предупредительного санитарного надзора – контроль за проектами, строительством, производством будущих изделий и б) текущего санитарного надзора – повседневного, планового и целенаправленного за действующими объектами. Роспотребнадзор представляет собой единую централизованную государственную систему, основной функцией которой является реализация государственной политики по обеспечению безопасности окружающей среды и снижение рисков для общественного здоровья. Сюда включаются такие виды деятельности, как санитарное нормирование, санитарный надзор, санитарно-гигиенический мониторинг, государственная регистрация и сертификация, исследование и испытание веществ и продукции, представляющих потенциальную опасность для человека и др. При этом осуществление практических мер по предупреждению эпидемий и их последствий, а также по охране окружающей среды возложено на субъекты Российской Федерации и является их обязательством.

В настоящее время Роспотребнадзор объединяет 2218 Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН), которые объединены в 90 территориальных управлений – по числу регионов и 1 - на железнодорожном транспорте. Кроме того, деятельность санэпидслужбы обеспечивают 21 научно-исследовательский институт (научные центры). Основной целью этих органов является обеспечение санитарно-эпидемического благополучия, предупреждение и ликвидация опасных и вредных влияний среды обитания человека на его здоровье. Это обеспечивается повседневным контролем за средой обитания человека и его здоровьем и управлением санитарно-эпидемической ситуацией на местах. Ведущим направлением деятельности госсанэпидслужбы в последнее время стал санитарно-гигиенический мониторинг по контролю за окружающей средой и оценкой рисков воздействия различных факторов на организм человека.

      Основные законы гигиены

Шесть законов гигиены по влиянию на окружающую среду для запоминания можно объединить в три «отрицательных», два – «положительных» и один – «технологический».

«Отрицательные» законы:

    Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности людей: производственной и бытовой. Чем ниже научно-технический прогресс в стране, тем сильнее загрязнение окружающей среды и ее воздействие на здоровье живущих тут людей.

    Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений – вулканов, землетрясений, вспышек на солнце и т.д.

    Закон отрицательного воздействия загрязнений окружающей среды на здоровье населения: какие бы не были эти загрязнения, они снижают иммунитет, вызывают частые заболевания, ускоряют старость и смерть.

«Положительные» законы: ... Учебное пособие адресовано студентам преподавателям ... правил гигиены , ... лекции для ... школу с курсами для рабочих. ... воспитания, экология человека , ...

  • УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ ИСТОРИЯ

    Учебное пособие

    ... учебного пособия для студентов высших учебных ... Учебное пособие адресовано студентам вузов, осваивающим социально-педагогические профессии, а также преподавателям ... правил гигиены , ... лекции для ... школу с курсами для рабочих. ... воспитания, экология человека , ...

  • Перечень монографий учебников и учебных пособий выпущенных преподавателями за последние 5 лет

    Список учебников

    ... Учебное пособие для студентов II курса . Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина. учебное пособие ... Профессионально-личностное становление преподавателя и студента : практико-ориентированная... Общее библиотековедение: курс лекций учебное пособие 6,0 100 2008 ...