В качестве механизмов саморазвития рассматриваются рефлексия (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Анциферова, К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон и др.), самопринятие и самопрогнозирование (В.Г. Маралов).

Исследователи отмечают, что именно рефлексия позволяет человеку выйти за пределы собственной жизни, деятельности и обозначить в качестве объекта своего исследования, анализа, оценки и практического отношения свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения и всего себя в целом. Рефлексия рассматривается как способность к ценностной самоориентации, смысловой саморегуляции. Указывается, что рефлексия как бы встроена в сам механизм саморазвития личности.

И.С. Кон, показывая роль рефлексии как механизма и средства саморазвития, анализирует модель «рефлексивного Я », в которой низшие уровни психологических функций являются основой саморазвития высших уровней. Согласно этой модели индивид сначала становится наблюдателем собственных чувств, мыслей, поступков. Затем он может осуществить направленность собственного сознания на свое «Я », преодолеть поглощенность текущей жизнью и занять позицию над ней. Это помогает человеку осознать противоречивость и несостоятельность некоторых своих мыслей, действий, принципов и активизирует его внутренний диалог, превращая самопознание в самовоспитание, в сознательное формирование и закрепление новых, желательных элементов поведения. Рефлексивность определяет высокий уровень волевой регуляции личности в контексте деятельности и общения и обеспечивает самоорганизацию и самоутверждение личности в соответствии с жизненными целями и ценностями.

Рефлексию как механизм саморазвития человека исследует Ю.Н. Кулюткин, обращаясь к проблемам рефлексивной саморегуляции как процессу сознательного, целенаправленного управления человеком своей деятельностью и поведением, которые являются характерным для социально ответственной созревающей личности, осуществляются на основе ценностных ориентаций и личностных смыслов. Интересными являются идеи В.П. Зинченко, который рассматривает проблему саморазвития как творческое самодостраивание по собственному «масштабу» на основе рефлексии, соотносимого с социальными ожиданиями. Рефлексия понимается при этом как процесс познания и моделирования человеком чужого и своего сознания.



Самопринятие как механизм саморазвития, по мнению В.Г. Маралова, проявляется через признание человеком в самом себе всех сторон и качеств личности, вызывающих как позитивные, так и негативные эмоции. Самопринятие – это признание права на существование всех аспектов собственной личности, как и личности в целом. Как сильные стороны, так и слабые, как положительные, так и отрицательные – все они имеют равное право на существование, функционирование, какие бы отрицательные эмоции и переживания эти слабые стороны, негативные черты у нас ни вызывали.

Другой механизм саморазвития – самопрогнозирование – дает возможность осуществлять человеку выходы за пределы себя сегодняшнего, предвосхищать события внешней и внутренней жизни, ставить задачи предстоящей деятельности и саморазвития. Самопрогнозы могут быть проанализированы с точки зрения их содержания, направленности, определенности-неопределенности, устойчивости, расположенности на временной оси.

· ориентация на определенные события жизненного пути (поступки, события внутренней жизни, среды);

· направленность самопрогнозов на предвосхищение событий среды и себя в них, своих поступков, событий внутренней жизни;

· самопрогнозы, связанные с представлением себя на разных этапах жизненного пути, на разных этапах овладения деятельностью, направленные на создание представлений о развитии своих качеств в будущем.

Определенность неопределенность самопрогнозов. О данном параметре можно судить по четкости представлений или суждений личности о себе в будущем. При оценке степени определенности самопрогнозов важно проанализировать их аргументированность, доказательность, реалистичность.

Устойчивость самопрогнозов определяется по частоте обращений личности к одному и тому же образу себя в будущем. Устойчивые самопрогнозы постепенно превращаются в перспективы развития личности.

Временные характеристики самопрогнозов определяются психологическим возрастом как мерой реализованное психологического времени.

С практической точки зрения вполне допустимо оперировать тремя группами самопрогнозов: ситуативные (прогноз на ближайшее будущее, исходя из своих возможностей и сложившейся ситуации); перспективные (прогноз достижений, результатов деятельности по истечении определенного срока); жизненно-целевые (далекие перспективы, связанные с постановкой и реализацией задач самосовершенствования и самореализации).

Механизмы самопринятия и самопрогнозирования являются взаимозависимыми. Их сочетание порождает разные стратегии саморазвития . Причем, как отмечает В.Г. Маралов, самопрогнозирование как основа выработки стратегии саморазвития в большей степени определяется уровнем самопринятия личности, обратная тенденция также возможна, но менее вероятна.

Одной из наиболее очевидных и понятных стратегий саморазвития является следующая: человек полностью понимает в себе собственную личность, достоинства и недостатки, он не видит необходимости прогнозировать в себе какие-либо другие изменения, у него не возникают стремления быть лучше, совершеннее, ему даже утверждаться, по его мысли, нет необходимости. Это ведет к тому, что личность становится самодостаточной, но такая самодостаточность носит ложный характер и знаменует не развитие, а стагнацию личности: «Я хороший, у меня все хорошо, и я этим доволен, удовлетворен, далее развиваться не имеет смысла».

Другая стратегия саморазвития определяется, наоборот, осознанной неудовлетворенностью какими-либо своими качествами, характеристиками личности и поведения. Поэтому самопрогнозирование будет работать в сторону предвосхищения образа Я, избавившегося от недостатка. Хорошо, если человеку в процессе упорной работы над собой действительно удается избавиться от недостатков, осознать это и быть удовлетворенным. А если нет? В этих ситуациях собственные недостатки и черты еще в большей степени отвергаются, возникает чувство крайнего неудовлетворения собой, человек начинает постоянно корить себя в том, что он слабоволен, не может справиться со своими недостатками, – это, естественно, не ослабит напряженность, а усилит ее.

Суть третьей стратегии заключается в том, что человек, не всегда осознавая причины своего личностного дискомфорта, вместо того чтобы выстраивать психологически здоровую личность, способную брать на себя ответственность, в силу неумения и неведения начинает видеть себя в будущем полностью защищенной личностью путем наращивания все новых и новых психологических защит и защитного поведения. В результате создается иллюзия – проблемы исчезли, ты стал другим, более совершенным. На самом же деле все обстоит иначе, а проблемы, личностные недостатки не изживаются, а усиливаются многократно.

Четвертая стратегия является неоптимальной и возникает тогда, когда личность подвержена установке: «Я плохой», «Я хуже других». Здесь возникает тенденция не снизить уровень напряженности, а, наоборот, усилить его. Саморазвитие приобретает форму самоуничижения и самобичевания, и человек от этого может испытывать удовлетворение: «Я плохой, так мне и надо».

В качестве оптимальной следует признать стратегию, когда человек, принимая в себе и положительные, и отрицательные качества, тем не менее ставит путем самопрогнозирования реальные задачи личностного роста и изменения, носящего постоянный и устойчивый характер. Не отрицая себя, он утверждается; не разрушая себя, он самосовершенствуется; принимая во внимание все обстоятельства своего жизненного пути, он полностью самореализуется, выстраивает такой свой образ, который на самом деле выражает не его видимость, а его истинную суть.

Формы саморазвития

Характеристиками саморазвития как специфического процесса, разворачивающегося во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, являются неоднозначность и многоплановость. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из которых является существование различных форм саморазвития. В русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация, самореализация и др. Все они составные – первая часть «само» указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая – характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться.

В.Г. Маралов выделяет следующие основные формы, которые являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация – выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и самоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развития испытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себя есть и акты самоактуализации.

Самоутверждение как форма саморазвития характеризует направленность человека самостоятельно утвердить себя как личность, чтобы это качество не поколебали ни обстоятельства, ни другие люди, ни сам утверждающийся субъект. Или иными словами, самоутверждение – это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению, подтверждению своих определенных качеств личности, черт ха­рактера, способов поведения и деятельности.

В основе данной деятельности лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конкурентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму трех мотивов: быть, как все; быть лучше, чем другие; и в негативном плане – быть хуже всех. Первые два мотива характеризуют самоутверждение, последний – самоотрицание.

Цели самоутверждения могут быть различными. В зависимости от особенностей сфер самоутверждения, мотивов и потребностей они могут значительно варьироваться. Для одного человека цель – приобрести уверенность, для другого – доказать, что он не хуже других, для третьего – испытать чувство превосходства, своей исключительности, а значит, обоснованности права руководить другими.

Способы самоутверждения также многообразны. Они зависят от выбранных сфер и видов самоутверждения. Сферами самоутверждения могут быть практически все виды жизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость. Немаловажную роль имеет то, в чьих глазах утверждается человек: в своих собственных или близких и значимых людей, незнакомых и т.п. Способы могут быть классифицированы в зависимости от ведущего мотива. Мотив «быть, как все» определяет такие способы, как делать то, что делают другие, не предпринимать действий, выходящих за пределы ожиданий данной группы. Здесь работает механизм конформизма, т.е. зависимости от группы, податливости группе. Мотив «быть лучше, чем все» порождает такие способы, как занять лидерские позиции, утверждаться в воле, уме, находчивости и т.п. Мотив «быть хуже, чем все» приводит к способам самоотрицания личности, когда человек демонстрирует, что он недостоин внимания других, не обладает талантом, хуже всех. Такая позиция нередко приводит к тому, что человека начинают жалеть, сочувствовать, предоставлять ему определенные преимущества, он же в это время через такое самоуничижение утверждается.

Результаты самоутверждения очевидны – они дают человеку ощущение своей нужности, полезности, оправдывают в его глазах смысл собственной жизни и деятельности; начинает срабатывать установка «я не хуже других» или чувство превосходства, своей исключительности, преодолевающее любые поступки и действия. В случае самоотрицания человек утверждается в своей никчемности, ненужности, низости, что порой также может давать свои преимущества.

Возможны и другие высокие (в контексте общества, цивилизации) сферы самоутверждения, когда человек ставит более значимые цели самосовершенствования и самоактуализации. В данном случае личная потребность в самоутверждении отступает на второй план, хотя и не утрачивает полностью своего потенциала, а самоутверждение становится объективным процессом, зависящим не только от того, как и каким образом личность утверждает себя, но и от того, как и каким образом другие утверждают личность, признавая ее достоинства.

Самосовершенствование – это форма саморазвития, которая означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел. Самосовершенствование – это процесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. Хотя идеал, как правило, недостижим и понимается каждым человеком по-своему, тем не менее тенденция к развитию, если она имеется, придает осмысленность жизни, насыщает ее полнотой, устойчивостью и определенностью .

Самосовершенствование может идти разными путями: в одном случае – приобретение социально значимых свойств и качеств; в другом – овладение негативными способами жизни и деятельности. Возможен и обратный самосовершенствованию процесс, который называется саморазрушением, когда в силу различных причин человек прилагает специальные усилия, ведущие не к улучшению личности, достижению идеала, а, наоборот, к деградации и регрессу, утрачиванию достижений, личностных черт и качеств, которые были присущи ему ранее.

В современной психологической литературе имеется множество концепций, описывающих особенности, своеобразие, цели позитивного аспекта самосовершенствования, который называется личностным ростом.

В психоанализе это тенденция к индивидуации, или саморазвитию, понимаемая как движение к большей свободе (К. Юнг); движение от центрированности на себя в целях личностного превосходства к конструктивному овладению средой, понимаемое как движение к совершенству (А. Адлер). В гештальттерапии – переход от опоры на среду к опоре на себя и саморегуляцию (Ф. Перлз). В гуманистической психологии личностный рост означает приобретение все большей автономии, независимости личности, стремление к зрелости и психологическому здоровью (К. Роджерс) или последовательному удовлетворению все более высших потребностей (А. Маслоу).

Обобщенно можно сказать, что в основе стремления к самосовершенствованию, к личностному росту лежит определенная потребность, на базе которой формируются мотивы самосовершенствования (предельным является мотив самореализации), мотивы личностного роста. Самосовершенствоваться необходимо для того, чтобы наиболее полно реализовать себя в этой жизни, а через самореализацию понять и обрести смысл своего существования, смысл жизни, что характерно уже для более высокой формы саморазвития – самоактуализации.

В качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько цели самоутверждения – быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели – быть лучше, чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал.

Способы самоусовершенствования многообразны. Они могут быть определены в самых различных видах деятельности. Например, овладевая новыми знаниями, новыми видами деятельности, человек становится на ступень выше в своем развитии. Ставя конкретную цель – не конфликтовать с другими – и достигая ее, он также поднимается на новый уровень. Отказываясь от вредных привычек, он также делает шаг в своем развитии. В качестве средств самосовершенствования выступают средства самовоспитания. К ним относятся соревнование с собой, самообязательство, самоприказ и др.

К результатам самосовершенствования относятся, прежде всего: удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми.

Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека. По определению автора теории самоактуализации А. Маслоу, самоактуализация – это умение человека стать тем, кем он способен стать, т.е. он обязан выполнить свою миссию – реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т.д. Согласно А. Маслоу, потребность в самоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнуть и быть реализованной, если не реализованы потребности более низшего порядка.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы, направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования. Согласно другому представителю гуманистической психологии – В. Франклу, смыслы жизни не даны человеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По его мнению, существуют три наиболее общих пути поиска смысла: то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); то, что мы берем от мира (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются три группы ценностей: созида ние, переживание и отношения. Смысл определяется человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваются смыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть – интуитивное отыскивание единственного смысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления к счастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысла собственной жизни в целом. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития, названную самоактуализацией. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни, испытать высшую удовлетворен­ность собой и своей жизнью, проявлять активность, радоваться успехам и тому, что удалось что-то сделать.

В процессе самоактуализации вплотную смыкаются две линии человеческого бытия – самопознание и саморазвитие. По­знать себя, насколько это возможно, – значит приобрести основу для самоактуализации как способности наиболее полно использовать свои таланты, способности, возможности. Самоактуализироваться – обрести смысл жизни, реализовать себя, выполнить тем самым свою миссию, свое предназначение и, как итог, ощутить полноту жизни, полноту существования.

А. Маслоу выделяет во­семь путей (способов) поведения, ведущих к самоактуализации:

· живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью; в момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком; это момент, когда Я реализует самого себя;

· жизнь – процесс постоянного выбора: продвижения или отступления; самоактуализация – это непрерывный процесс, когда предоставлены многократные отдельные выборы: лгать или говорить правду, воровать или не воровать и др.; самоактуализация означает выбор возможности роста;

· способность человека прислушиваться к самому себе, т.е. ориентироваться не на мнение других, а на свой опыт, «прислушиваться к голосу импульса»;

· способность быть честным, умение брать на себя ответственность;

· способность быть независимым, быть готовым отстаивать позиции, независимые от других;

· не только конечное состояние, но и сам процесс актуализации своих возможностей;

· моменты: высшие переживания, мгновения экстаза, которые нельзя купить, не могут быть гарантированы и невозможно даже искать;

· способность человека к разоблачению собственной психопатологии – умение выявить свои защиты и после этого найти в себе силы преодолеть их.

Самый важный результат самоактуализации – ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, что все сделано правильно, несмотря на частные промахи и ошибки, что другие признают в тебе личность, твою уникальную индивидуальность и одновременно универсальность.

Процесс саморазвития сопряжен с определенными трудностями, которые осознанно или неосознанно воспринимаются человеком как барьеры саморазвития. Наиболее серьезным и труднопреодолимым барьером саморазвития, с точки зрения В.Г. Маралова, является барьер отсутствия ответственности за собственную жизнь (стечение случайных событий и обстоятельств, когда человек не способен и не может по объективным причинам нести ответственность за все, что с ним происходит). Кроме того, многие трудности определяются: неразвитостью способности к самопознанию; влиянием сложившихся стереотипов и установок; несформированностью механизмов саморазвития; препятствиями, которые создают другие люди, для которых саморазвитие, самосовершенствование кого-либо, кроме них, вызывают реакцию противодействия, осложненную чувством зависти и стремлением к личностному превосходству.

Таким образом, саморазвитие – это сложный, нелинейный, многоплановый процесс, который может идти как в положительном направлении, так и в отрицательном с точки зрения соответствия высшим образцам и идеалам, выработанным человечеством. Оно как процесс имеет: свои цели, мотивы, способы, результаты, которые определяются формами саморазвития.

Выводы

· Саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

· Саморазвитие осуществляется в рамках жизнедеятельности человека в процессе проявления активности, определяемой способностью осуществлять личностные выборы на основе познания себя.

· Саморазвитие выражает в активной форме особенности внутреннего мира личности. Внутренний мир, или субъективная реальность, находится в процессе постоянного становления.

· Выделяются механизмы (рефлексия, самопринятие, самопрогнозирование), формы саморазвития (самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация), а также барьеры, которые могут сдерживать преобразующую активность человека.

Вопросы для обсуждения

1. В чем состоит междисциплинарный характер проблемы саморазвития?

2. Какие основные философские модели развития создали предпосылки для формирования представлений о саморазвитии человека?

3. Как в зарубежной психологии саморазвитие человека рассматривается в контексте проблемы «детерминация – свобода» личности?

4. В чем заключается принцип саморазвития с позиций культурно-исто­рической теории развития личности?

5. Как саморазвитие рассматривается с позиций субъектного подхода?

6. Как саморазвитие рассматривается в антропологической модели субъективной реальности?

7. Каковы механизмы саморазвития?

8. Каковы формы саморазвития?

9. Как соотносятся процессы самопознания и саморазвития?

10. Каково значение саморазвития в жизни человека?


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности: Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности [Текст] / К.А. Абульханова. – М. ; Воронеж, 1999. 243 с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М., 1991. – 301 с.

4. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер; пер. с нем. и вступ. ст. А.М. Боковикова. – М., 1995. – 296 с.

5. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] : избр. психол. тр. / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева. – М. ; Воронеж, 1996. – 384 с.

6. Анцыферова, Л.И. Некоторые теоретические проблемы личности [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психология личности: сб. ст. / сост. А.Б. Орлов; М., 2001. – Вып. 192. – С. 41 – 51. (Б-ка журн. «Вопр. психологии»).

7. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. – М., 1990. – 367 с.

8. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб., 2005. – 672 с.

9. Большой толковый психологический словарь [Текст] : в 2 т. / пер. с англ. А. Ребера. – М. : Аст, 2000. – 560 с.

10. Большой энциклопедический словарь [Текст] / ред. А.М. Прохоров. – М. : Норинт, 2006. – 1456 с.

11. Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта [Текст] / А.В. Брушлинский. – М., 1994. – 109 с.

12. Дергачева, О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана [Текст] / О.Е. Дергачева // Современная психология мотивации / под. ред. Д.А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 103 – 121.

13. Егорычева, И.Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) [Текст] / И.Д. Егорычева // Мир психологии. – 2005. – № 3. – С. 11 – 32.

14. Знаков, В.В. Психология субъекта: самопознание субъекта [Текст] / В.В. Знаков, Е.А. Павлюченко // Психолог. журн. – 2002. – № 1. – С. 31 – 41.

15. Знаков, В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы [Текст] / В.В. Знаков. – М. : Институт психологии РАН, 2005. – 448 с.

16. Знаков, В. В. Самосознание, самопонимание и понимающее себя бытие [Текст] / В.В. Знаков // Методология и история психологии. – 2007. – Т. 2. – Вып. 3. – С. 65 – 75.

17. Знаков, В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия [Текст] / В.В. Знаков // Психолог. журн. – 2000. – № 2. – С. 7 – 16.

18. Знаков, В.В. Самопонимание субъеккта как огнитивная и экзистенциальная проблема [Текст] / В.В. Знаков // Психолог. журн. – 2005. – № 1. – С. 18 – 29.

19. История философии [Текст] / пер. с чеш. И.И. Богута. – М., 1994. – 590 с.

20. Коростылева, Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности [Текст] : дис. … д-ра психол. наук / Л.А. Коростылева. – СПб. : [б. и.], 2003. – 416 с.

21. Кряхтунов, М.И. Психолого-педагогические условия профессионального саморазвития учителя [Текст] : дис. … д-ра пед. наук / М.И. Кряхтунов. – М. : [б. и.], 2002. – 466 с.

22. Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности [Текст] / Л.Н. Куликова. – Хабаровск: ХГПУ, 1997. – 315с.

23. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых [Текст] / Ю.Н. Кулюткин. – М. : Просвещение, 1985. – 128 с.

24. Леонтьев, Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке [Текст] / Д.А. Леонтьев // Вопр. психологии. – 1989. – № 3. – С. 11 – 21.

25. Леонтьев, Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психолог. журн. – 2000. – № 1. – С. 15 – 25.

26. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. – М., 1999. – 487 с.

27. Леонтьев, Д.А. Самореализация и сущностные силы человека [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М., 1997. – С. 156 – 175.

28. Макарова, Л.Н. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся [Текст] / Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов. – М., 2005. – 96 с.

29. Мамардашвили, М.К. Философия и личность [Текст] / М.К. Мамардашвили // Общая психология: сб. текстов / под ред. В.В. Петухова. – М., 1988. – С. 262 – 269.

30. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В.Г. Маралов. – М., 2002. – 256 с.

31. Михайловская, Т.А. Творческое саморазвитие будущих учителей в процессе реализации компетентностно-ориентированного подхода [Текст] : дис. … канд. пед. наук / Т.А. Михайловская. – Тольятти: [б. и.], 2003. – 275 с.

32. Новейший философский словарь [Текст] / сост. И гл. науч. ред. А.А. Грицанов. – 3-е изд., испр. – Минск: Кн. Дом, 2003. – 1280 с.

33. Попова, М.Г. Саморазвитие как условия формирования профессиональной направленности студентов педагогического колледжа [Текст] : дис. … канд. пед. наук / М.Г. Попова. – Якутск: [б. и.], 2004. – 153 с.

34. Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой [Текст] / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1986. – 431 с.

35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 1999. – 720 с.

36. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973. – С. 255 – 385.

37. Семенов, И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности [Текст] / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Вопр. психологии. – 1983. – № 2. – С. 35 – 42.

38. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст] : учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М., 2000. – 416 с.

39. Слободчиков, В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования) [Текст] : автореф. дис. … д-ра психол. наук / В.И. Слободчиков. – М., 1994. – 40 с.

40. Степин, B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция [Текст] / В.С. Степин. – М., 2000. – 744 с.

41. Философия [Текст] : учеб. пособие: в 2 ч. : учеб. пособие / под ред. Л.А. Беляевой, Л.И. Летягина. – Екатеринбург, 2002.

Ч. 1. История философии. – 2002. – 195 с.

42. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М. : Сов. энцикл., 1983. –7840 с.

43. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / пер. с англ. Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб., 1997. – 608 с.

44. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития [Текст] / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М., 1995. – 228 с.

45. Чирков, В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека [Текст] / В.И. Чирков // Вопр. психологии. – 1996. – № 3. – С. 116 – 132.

46. Шаршов, И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе [Текст] : дис. … д-ра пед. наук / И.А. Шаршов. – Белгород: [б. и.], 2004. – 465 с.

47. Deci, E. A motivational approach to self: Integration in personality / E. Deci, R. Ryan // Perspectives on motivation / Lincoln, 1991. V. 38. P. 237 –288.

48. Deci, E. The dynamics of self-determination in personality and development / E. Deci, R. Ryan // Self-related cognitions in anxiety and motivation / Hillsdale, 1986. P. 171 – 194.

49. Harre, R. Personal being: a theory for individual psychology / R. Harre. Oxford, 1983. 299 p.

50. Harre, R. Social being: a theory for social psychology / R. Harre. Oxford, 1979. 438 p.

51. Tageson, W. Humanistic psychology: a synthesis. / W. Tageson. Homewood (III.), 1982.


Если обратится к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить его неоднозначность и многоплановость. Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные формы саморазвития: самопрезснтация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация, самореализация и др. Все они составные. Первая часть «само-», как мы уже отмечали, указывает па то, что субъектом, инициатором деятельности является человек. Вторая - характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться.

Какие же из этих форм являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно? К ним относят самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализацию и самореализацию.

Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как личности. Самосовершенствование характеризует стремление приблизиться к некоторому идеальному образу, который выступает в качестве ориентира для достижения каких-либо качеств в себе в будущем. Самоактуализация - выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни.

Сложнее дело обстоит с самореализацией. В одних исследованиях она отождествляется с самоактуализацией. В других - самореализация, наряду с саморазвитием в целом, рассматривается как самостоятельный процесс. В частности, А. А. Дсркач и Э. В. Сайко считают, что саморазвитие и самореализация являются базовыми составляющими развития индивида и характеризуют две его стороны движения-развития в жизненном пространстве [Деркач, Сайко, 2009]. Есть и такая точка зрения, где самореализация является более общим понятием по отношению к самоактуализации. Например, Д. А. Леонтьев рассматривает самореализацию как более широкое понятие, так как оно используется в различных психологических теориях и направлениях. А самоактуализация - это термин, характерный для гуманистического направления в психологии [Леонтьев, 2002].

Мы полагаем, что самореализация - это одновременно и форма саморазвития, и самостоятельный процесс.

Указанные основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, конечно, является самоутверждение. На этот факт указывали многие исследователи. В частности, А. Маслоу называл самоутверждение предтечей самоактуализации. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других людей. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и личностью самоутверждающейся. Одновременно и самоутверждение, и самосовершенствование, и самоактуализация тесно взаимосвязаны с самореализацией личности. Утверждаясь, совершенствуясь и актуализируя свой потенциал, человек реализуется в жизни и в деятельности: в груде, в учении, в познании, в общении, в творчестве. В этом смысле самореализация выступает в качестве своеобразной формы саморазвития. Уровень самореализации свидетельствует и о ступени в саморазвитии, на которую поднялся человек. Однако ее можно рассматривать и как самостоятельный процесс. Дело в том, что, даже имея актуализированный потенциал, человек в силу объективных или субъективных обстоятельств далеко не всегда может реализовать себя. И наоборот, он может реализоваться в доступных видах деятельности, не испытывая стремления к саморазвитию и не прилагая для этого особых усилий.

Проблема формирования творческой личности всегда была одной из актуальных проблем педагогической науки. Современное общество выдвигает перед образованием новые цели. Их приоритетным направлением является ориентация на личность, развитие ее творческого потенциала, формирование личности, способной к саморазвитию и самореализации. Благодаря саморазвитию , личность реализует свои способности, самосовершенствуется, в результате чего становится инициатором саморазвития сообщества, в котором находится, тем самым внося свой вклад в культурно-историческое развитие общества. Поэтому значение саморазвития личности педагога в решении современных социально-экономических задач нашего общества выступает на первый план. И перед педагогами стоит задача формирования и постоянного совершенствования своих способностей к учению и самостоятельной работе в условиях динамичного развития культуры.

В педагогической науке и практике установлено, что саморазвитие - это особый вид творческой деятельности субъект - субъектной ориентации , направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости» , среди которых системообразующими являются самопознание, самоуправление, творческое самоопределение, творческая самореализация и самосовершенствование личности (В.И. Андреев), при этом саморазвитие происходит при активном самовлиянии личности на себя и взаимодействии с самим собой.

Отметим, что понятие «саморазвитие» близко к понятию «самовоспитание». Е.А. Климов считает, что «самовоспитание – это сознательная, продолжительная, систематическая работа над самим собой в целях формирования, укрепления ценных личностных качеств». В этой связи можно считать, что самовоспитание - это один из компонентов саморазвития. Самовоспитание представляет собой средство, обеспечи­вающее основу творческого саморазвития личности, ее приобщения к общечеловеческому опыту профессионально-педагогической культуры.

Особого внимания заслуживает понятие «творческое саморазвитие личности» - это особый, вид творческой деятельности субъект – субъектных отношений, направленный на интенси­фикацию и повышение эффективности процессов «самости» среди которых системообразующими являются самопознание, творческое, самоопределение самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности.

Говоря о механизме творческого саморазвития личности педагога, следует заметить, что если даже каждый педагог и имеет потенциальные творческие способности, его творческое саморазвитие может плодотворно происходить лишь тогда, когда он способен преодолевать трудности, возникающие на пути профессионально-педагогической деятельности и в социальной среде.

В педагогической литературе выделяют следующие характерные черты творческого саморазвития:

    Последовательность и непрерывность: процесс творческого саморазвития можно представить в виде спирали, каждый виток которой, устремляясь вверх, сначала представляет линию трудностей, преодоление которых позволяет закрепить достигнутое и перейти к новому восхождению по витку спирали - новообразованиям в творческом саморазвитии.

    Как показал анализ и обобщение психолого-педагогической литературы (Е.А. Климов, Т.И. Артемьева и др.), высокого уровня творческого саморазвития педагог достигает при наличии сформированного индивидуального стиля деятельности. «Какими бы выдающимися творческими способностями он ни обладал, учитель имеет свои неповторимые индивидуальные особенности» (В.И. Андреев).

    Творческое саморазвитие педагога всегда сопровождается свободным выбором, который проявляется в выборе и форм деятельности, и средств деятельности, и средств общения, и т.п.

Анализ массовой практики со всей очевидностью подтверждает, что творческое саморазвитие включает разностороннее развитие психических процессов в профессионально-педагогичес­кой деятельности, охватывает при этом волю, чувства, интересы. Психические процессы могут иметь как позитивный, так и негативный характер в процессе творческого саморазвития педагога.

Среди основных препятствий творческого саморазвития педагога в психолого-педагогической науке выделяют: личностные черты характера, индивидуальные особенности мышления, наличие неадекватной самооценки, неуверенность в себе, недостаточное развитие памяти, способностей саморегуляции; отсутствие умений входить в новый коллектив и устанавливать контакты, склонностей к творческой деятельности, ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности; низкий уровень самоорганизации, развития психологической культуры.

Необходимо отметить, что в содержание творческого саморазвития личности педагога входят и личностные параметры творческой деятельности: стремления к новому, педагогический поиск, свободный творческий выбор методов, приемов, средств деятельности, потребность, интересы, целеустремленность в достижении конечных результатов. Творческое саморазвитие проявляется в процессе активной творческой деятельност и на уровне субъекта творчества – как сложной системы с многомерными компонентами, охватывающими: интеллектуальную, мотивационную, психологическую сферы деятельности.

Анализ психолого-педагогической, философской и науковедческой литературы позволяет выделить системообразующие компоненты творческой деятельности:

    способность критически мыслить;

    легкость генерирования идей, диалектичность и нестандартность мышления;

    способность к переносу знаний, умений и опыта в нестандартные ситуации;

    способность к анализу и самоанализу.

Однако полноценное развитие личности педагога может быть осуществлено только при условии, если он сам стремится к самосовершенствованию. Поэтому представляется необходимым выделение в творческом саморазвитии субъекта его мотивационной сферы.

Творческое саморазвитие невозможно без активной деятельности самого педагога. Мотив достижения выполняет ведущую роль в процессе саморазвития личности. Постановка определенных целей, направленных на саморазвитие, стремление к их реализации, позволяет достичь того значимого результата, который отражает уровень активности субъекта.

Проанализировав сущность саморазвития личности, раскрыв содержательные характеристики этого явления, можно определить структурные компоненты процесса саморазвития педагога:

Рефлексивный компонент - выражается, с одной стороны, в построении новых образов себя, его различных подструктур («Я-реальное», «Я-будущее», «Я-идеальное»), реализующихся в виде соответственных поступков, а с другой – в выработке более адекватных знаний о профессиональной творческой деятельности и глубокого понимания смысла связей личности и профессиональной деятельности.

Регулирующий компонент - включает профессиональные знания, умения саморегуляции, объединяет конкретные средства преобразования педагогической ситуации и индивидуальных возможностей педагога. Развитие данного компонента связано с умением педагога соотносить знания о возможных преобразованиях в педагогической деятельности с требованиями, выбирать средства и способы для достижения поставленной цели, определять условия, при которых поставленная цель может быть достигнута, анализировать причины ус­пеха или неуспеха и закреплять полученный результат в индивидуальном опыте. Регулирующий компонент предполагает развитие самоанализа, самооценки и самосовершенствования личности педагога.

Коммуникативный компонент – центральный компонент творческого саморазвития личности, так как деятельность педагога коммуникативна по своей природе и вне общения реализованной быть не может. Данный компонент находит свое выражение в умении педагога в процессе взаимодействия с участниками педагогического процесса находить условия для собственного личностного роста и развития. Необходимость развития данного компонента обусловлена тем, что коммуникативная деятельность предъявляет к личности, ее осуществляющей, свои специфические требования, то есть предполагает у человека наличие особого рода способностей – коммуникативных способностей. Не менее значимо для коммуникативной деятельности стремление личности к самовыражению, раскрытию перед людьми. И в тоже время, кроме этого, личность должна стремиться к обогащению своего собственного развития, что является непременным условием ее эффективного саморазвития.

Реализация основных компонентов саморазвития профессиональной деятельности педагога может быть представлена как программа, в которой выделены основные направления и содержание деятельности по построению эффективной педагогической работы в школе. Основной целью такой программы может являться построение системы действий педагога, которые приводят не только к повышению профессиональных знаний, умений и навыков, но и к высокому уровню его личностного и профессионального роста.

Саморазвитие - это регулярная работа человека над собой, направленная на реализацию и развитие своих возможностей, и устранение недостатков. Благодаря такому подходу человек совершенствует свои знания и навыки, становясь с каждым днем лучше. Процесс саморазвития не имеет временных рамок, и зачастую длится всю жизнь, поскольку невозможно знать и уметь все.

Перед тем, как начать изменения, необходимо составить для себя небольшой план по достижению целей.

  1. Анализ личности и вопросы самому себе. На этом этапе важно проанализировать свою жизнь, обдумав те вопросы, ответы на которые не получалось найти раньше. Что мешает быть счастливым? Какие черты характера не дают продвинуться вперед? Какие умения нужно приобрести для дальнейшего развития. Главное, быть честным с самим собой, иначе не получится сдвинуться с места.
  2. Выявление недостатков. Самокритика полезна в меру, и если честно признать свои недостатки, это поможет составить план по движению к цели.
  3. Формирование целей. Этот этап плавно вытекает из предыдущего, т.е. если у человека есть недостаток, мешающий счастливой жизни, то одной из целей станет его устранение.
  4. Поиск возможностей по реализации плана. Определившись с желаниями, нужно сосредоточить все силы для сбора необходимой информации: полезная литература, курсы, тренинги, общение с успешными людьми.

Следуя описанному плану, и развивая определенные качества, физические или интеллектуальные, со временем не замечаешь, как занятия становятся стилем жизни. Приобретенные качества меняют человека, наполняя его внутренними ресурсами для достижения целей, и тогда работу над собой можно считать успешной.

Что значит саморазвитие и как оно осуществляется

Не нужно пытаться охватить все стороны жизни одновременно, иначе успеха не будет ни в одном из аспектов. Начинать личное саморазвитие стоит с тех вопросов, которые беспокоят больше всего, и постепенно, по мере решения, переходить к другим.

  • Духовная сторона. Развитие человека начинается изнутри. Негативные чувства, такие как зависть, гнев или злость, мешают жить, вгоняют в депрессию и апатию. Поэтому важно полюбить себя и окружающих людей, весь мир с его недостатками. Положительный настрой наполняет созидательной энергией, вдохновляет на великие дела. Для поддержания душевного спокойствия практикуются медитации или чтение духовной литературы.
  • Физическая. Для улучшения качества жизни важно позаботиться о собственном здоровье. Решение этой задачи очевидно: нужно избавиться от вредных привычек, пересмотреть рацион питания, и заняться спортом. Кроме того, что это даст заряд сил и бодрости, подтянутое тело и цветущий внешний вид повысят самооценку.
  • Материальная. Несмотря на то, что счастье человека не в деньгах, от материальных благ отказываться не нужно. И для того, чтобы улучшить уровень жизни, тоже нужно развиваться. Возможностей для этого очень много: сменить квалификацию, перейти на другую работу, получить новую специальность, открыть собственное дело.
  • Интеллектуальная. Развитие интеллекта необходимо для того, чтобы всегда оставаться в форме. Мозг нуждается в подпитке новой информацией и знаниями: чтение книг, посещение семинаров, общение с профессионалами в различных сферах, - не только развивают память и внимание, но и помогают быть в курсе всех событий, и не пропустить очередную возможность в достижении успеха.
  • Социальная. Взаимодействие с социальной средой оказывает большое влияние на жизнь и развитие человека. Поэтому для построения гармоничных отношений с близкими людьми, родственниками, коллегами и партнерами по бизнесу, важно научиться слушать и слышать окружающих, уважать чужое мнение и уметь контролировать эмоции.

В саморазвитии так же важно то, как общаться с людьми. В то же время у многих женщин возникает вопрос - а нужна ли мне карьера для саморазвития? Ответ на этот вопрос есть в этой статье .

Личное саморазвитие на практике

Пример саморазвития на практике выглядит так: человек осознал, что его не устраивает его место работы. Он много лет выполняет рутинные, низко квалифицированные обязанности, хотя чувствует в себе потенциал к движению вверх по карьерной лестнице. Однако у него не хватает квалификации для перевода на более высокую должность. Проблема выявлена - и это уже часть успеха, теперь осталось сформулировать цель, и двигаться к ее достижению. А для этого продумать план профессионального саморазвития, например:

  1. Пройти курсы повышения квалификации.
  2. Проработать личностные качества, необходимые для новой должности: коммуникабельность, усидчивость, концентрацию.
  3. Изучить основы тайм-менеджмента.
  4. Составить грамотное резюме и подготовиться к успешному собеседованию.

Для достижения успеха необходимо сделать большой рывок, чтобы вырваться из зоны комфорта. И именно этот момент можно считать началом работы над собой, ведь чтобы изменить жизнь, нужно начинать с себя. Независимо от выбранного направления в работе над собой, важно постоянно быть готовым к обучению, приобретению новых знаний и опыта, а для этого развивать в себе черты характера, которые нужны для достижения успеха:

  • Умение планировать свои действия и придерживаться плана.
  • Сила воли и самоконтроль.
  • Позитивное отношение к себе и окружающему миру.
  • Умение отдыхать и восстанавливать силы, здоровый образ жизни.
  • Стремление к совершенству в выбранном деле.

Саморазвитие: мотивация к успеху

Не важно, в какой момент человек решил изменить свою жизнь. Саморазвитие дома или на работе всегда приносит положительный эффект. Главное в этом деле - всегда верить в себя.

А для большей мотивации пригодятся простые советы:

  • Визуализация. Изображение желаемого предмета нужно разместить на видном месте и как можно чаще рассматривать.
  • Самовнушение. Нужно проговаривать свои цели вслух в настоящем времени - так, словно это уже произошло.
  • Общение с успешными людьми. Так можно не только получить новый опыт от профи, но и увидеть перед собой пример, к которому стоит стремиться. С этой же целью можно читать биографии великих людей.
  • Прослушивание бодрящей и энергичной музыки.
  • Раннее пробуждение по утрам.
  • Отказ от бестолкового времяпровождения - просмотра сериалов и серфинга в интернете и социальных сетях.

Только развиваясь и совершенствуясь в течение жизни, человек становится успешным. Новые знания дают новые возможности в жизни, поскольку никогда не знаешь, когда именно они пригодятся. Поэтому, лучше не терять зря время, а стремиться вперед, к новым целям.

Человек всю жизнь не живет, а сочиняет себя, самосочиняется.

Ф. М. Достоевский

Показатели прогрессивного саморазвития. Определив саморазвитие как специфическую деятельность по созданию человеком в себе нечто нового, целесообразно поставить вопрос о конкретных показателях саморазвития. Учитывая тот факт, что саморазвитие может выступать как прогресс и как регресс в развитии, иметь как асоциальную, так и просо- циальную направленность, остановимся на показателях прогрессивного саморазвития.

Показателями прогрессивного саморазвития, так же как и развития личности, выступают:

  • рост целостности и интегративности психологической организации личности;
  • усиление взаимосвязей различных свойств и характеристик личности;
  • накопление новых потенций развития;
  • расширение и углубление связей с окружающим миром, обществом, другими людьми;
  • возрастание системности и многоуровневое™ ценностно-смысловых отношений к миру;
  • способность к реализации ценностно-смысловых отношений в созидательной деятельности, общении, активном созерцании, эстетическом переживании и др.

Еще раз обратим внимание на то, что прогрессивное развитие как переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному «включает и некоторые элементы регрессии» [Анцыферова, 1977, с. 6]. Осуществляющееся развитие создает широкий спектр потенций психологического развития личности, но в то же время ограничивает возможности ее становления в иных направлениях. Направленность саморазвития - результат свободного выбора человека, отсюда его ответственность за этот выбор.

Для определения перехода саморазвития с одного уровня на другой следует исходить из такого показателя, как «новообразования». Выготский определял возрастные новообразования как «тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» [Выготский, 1984, с. 248]. В личностном саморазвитии следует иметь в виду не закономерно возникающие возрастные новообразования, а «новообразования», которые являются итогом напряженного волевого усилия целеустремленно саморазвивающейся личности. Общее с возрастными новообразованиями здесь то, что они так же мощно могут определять сознание человека, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, менять весь ход его развития. Если нет таких новообразований, мы не можем говорить о том, что саморазвитие увенчалось успехом, что оно результативно.

Саморазвитие, следовательно, можно рассматривать как работу по созданию нового в себе, что пока еще отсутствует, но необходимо человеку на новом жизненном витке, в новых обстоятельствах, в случаях затруднений и т.д. Саморазвитие можно понимать и как самоутверждение, и как самосовершенствование, и как поддержание собственной самости, и в некоторых других планах. Цели саморазвития постоянно корректируются в связи с возрастными изменениями, изменениями в физических, материальных, временных ресурсах и другими обстоятельствами жизни человека.

Итак, находясь на определенном уровне своего развития, человек как субъект саморазвития производит некоторую деятельность для достижения самоизменений; если эта деятельность приводит к появлению новообразований, влияющих на последующую жизнь, человек переходит на новый уровень своего личностного функционирования. В очередной раз подчеркнем, что развитие личности может происходить и без сознательного участия человека. Но субъектность человека ярко проявляется в актах его саморазвития, в процессе его творческой эволюции, направляемой «автономным, внутренним, жизненным порывом целеустремленно саморазвивающейся личности» [Выготский, 1984, с. 247-248].

Основные характеристики саморазвития человека. Важнейшей характеристикой саморазвития является его субъектность. Прежде всего, необходимо отметить, что наиболее общим понятием для анализа саморазвития является понятие жизнедеятельности как непрерывного процесса целепо- лагания, деятельностей и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития. Поэтому человек с момента выделения своего «Я» из окружающего мира, которое происходит в раннем возрасте, становится субъектом своей жизнедеятельности, поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требований других. Однако, как отмечают исследователи, в частности Г. А. Цукерман , субъектом саморазвития он становится только в подростковом возрасте. Это связано с тем, что в подростковом возрасте происходят кардинальные изменения в самосознании, возникает чувство взрослости, идет процесс переориентации с детских норм на взрослые. В то же время, подросток, так же как и взрослый, может и не стать субъектом саморазвития. Субъектом саморазвития человек становится только тогда, когда он начинает ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, т.е. определять перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или, наоборот, не желает менять в себе.

Другой характеристикой саморазвития является активность личности , которая, рассмотренная в ракурсе взаимодействия человека с социумом, проявляется как социальная активность или как социальная реактивность [Ситаров, Маралов, 2015]. Единицей анализа социальной активности является оптимальное сочетание инициативы и исполнительности. Социальная реактивность проявляется либо в виде социальной импульсивности, либо в виде пассивности. Социальная активность проходит в своем развитии ряд уровней: нормативный, нормативно-личностный, личностно-продуктивный и продуктивно-творческий. Понятно, что нормативный уровень - это уровень воспроизводства, пусть и в авторском исполнении, того, что уже известно, а вот уже начиная с нормативно-личностного уровня человек начинает проявлять себя в качестве субъекта саморазвития.

Способность к проявлениям социальной активности постепенно определяет и способность к совершению личностных выборов , т.е. развивается тенденция к субъективной свободе. Эта свобода состоит в том, что человек самостоятельно может осуществлять выбор среди ряда альтернатив, конструировать эти альтернативы. Возможность самому совершать выбор, в том числе и выбор личностного роста, - признак субъектности индивида как автора своей жизнедеятельности и саморазвития. Когда человек сам осуществляет выбор саморазвития, он учится брать на себя экзистенциальную ответственность и держать ответ не только перед другими, но и перед самим собой, перед своей совестью.

Наконец, еще одной важной характеристикой саморазвития является уровень развития самосознания у способность к самопознанию. Самопознание - это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т.д. Развитая способность к самопознанию с ее механизмами идентификации и рефлексии органически включаются в процесс самопостроения личности, определяет перспективы, способы и средства саморазвития.

Общие закономерности саморазвития. К настоящему времени общие закономерности психического развития как объективного процесса изучены достаточно хорошо. К ним, как мы уже указывали выше, относятся стадиальность развития, неравномерность и гетерохронность, существование сензитивных периодов и др. Этого нельзя сказать о саморазвитии. Причина здесь понятна - процесс саморазвития предельно индивидуализирован, он определяется мерой субъектности каждой личности, особенностями ее субъективного внутреннего мира, ее активности, характером целей и мотивов саморазвития.

Все это позволяет говорить о значимости выявления и психологического осмысления общих закономерностей саморазвития человека.

Прежде чем остановиться на кратком описании основных закономерностей саморазвития, отметим один важный момент, касающийся движущих сил саморазвития человека.

Движущей силой саморазвития, так же, как и развития в целом, являются противоречия. Основным противоречием выступает рассогласование в характеристиках «Я-реального» и «Я-желаемого». Именно такое рассогласование и порождает потребность в самоизменении себя в выбранном направлении, на базе которой и возможно осуществление саморазвития как специфической деятельности.

Современные теоретические и эмпирические исследования, проведенные в сфере психологии саморазвития, позволяют выделить следующие его общие закономерности: возрастание субъектности индивида, направленность саморазвития, его неравномерность и индивидуальный характер, цикличность и стадиальность саморазвития.

Обратимся к характеристике этих закономерностей.

Возрастание субъектности индивида в саморазвитии. На данную закономерность указывают практически все исследователи. Так, В. И. Сло- бодчиков 120001 считает, что, начиная с подросткового возраста (этап персонализации), индивид становится субъектом не только своей жизнедеятельности, но и субъектом саморазвития. Становясь субъектом собственного саморазвития, человек приобретает широкие возможности для личностного, а затем и профессионального самоопределения, что позволяет накапливать и актуализировать свой внутренний потенциал. Несколько в ином ключе рассматривают эту проблему А. А. Деркач и Э. В. Сайко . Анализируя взаимосвязь и взаимообусловленность саморазвития и самореализации, делают важный вывод о том, что в ходе онтогенеза саморазвитие осуществляется за счет роста субъектности индивида. Такой рост обусловливает новые возможности в освоении действительности и презентации себя миру. Авторы указывают, что саморазвитие провоцирует потребность и возможность самореализации, и, наоборот, апробирование и раскрытие своих возможностей в самореализации полагает внутреннюю потребность и возможность саморазвития. В результате воспроизводятся и развиваются субъектность субъекта; его субъективность, полагающая сознательное отношение к «Другому», себе; самость как понимание себя в своем сущем. Это проявляется в способности человека к порождению количественных и качественных изменений в своем внутреннем и внешнем мире.

Направленность и качественное своеобразие саморазвития. Направленность саморазвития характеризуется особенностями общественных задач, в решение которых включается личность. Эти задачи могут обладать про- социальными и асоциальными ценностями. С позиций общества совсем не безразлично, совершенствуется личность, например, в профессии, науке, спорте и т.п. или овладевает «мастерством» воровства, коррупции, манипулирования другими людьми. Качественное своеобразие саморазвития определяется уровнем социальной (асоциальной) активности или социальной (асоциальной) реактивности. Человек, саморазвитие которого осуществляется в рамках проявления социальной (асоциальной) реактивности, может так и не стать субъектом собственного саморазвития. Результатом чего могут быть агрессивность, враждебное отношение к миру, защитное поведение, различного рода девиации, несамостоятельность, зависимость от других, безответственность и т.н. В жизни возможны и своеобразные «зигзаги», непоследовательность в проявлениях активности: в одних случаях человек проявляет себя как социально активная личность, в других - его поведение носит явно социально импульсивный, или пассивный, или даже асоциальный характер. Нередки ситуации, когда личность не испытывает никакого стремления к саморазвитию, ее жизнь осуществляется по принципу привычного функционирования: «Жить в свое удовольствие и ничего не делать».

Неравномерность и индивидуальный характер саморазвития. Неравномерность так же характерна для саморазвития, как и для развития человека в целом. Она проявляется в том, что один человек уже в подростковом возрасте становится субъектом саморазвития, знает, что ему нужно, определяется в жизни с тем, что ему нужно, быстро проходит нормативный уровень и приобретает способность к самостоятельному формулированию своих жизненных задач и притязаний. Другой так и не становится субъектом саморазвития или становится им достаточно поздно. Его активность может проявляться как реактивность, а жизненные притязания минимальны. Индивидуальный характер саморазвития обнаруживается в той неповторимой траектории, которую выбирает человек. Линия жизни и саморазвития может быть описана через многие показатели: доминирующие интересы и жизненные принципы личности, сферы, в которых саморазвитие осуществляется наиболее интенсивно, своеобразие целей и жизненных стратегий личности и многое другое.

Цикличность и стадиальность саморазвития. Как следует из периодизации В. И. Слободчикова и концепции саморазвития А. А. Деркача и Э. В. Сайко, на каждом возрастном этапе осуществляются определенные повторяющиеся циклы. У В. И. Слободчикова - это кризис рождения - стадия принятия - кризис развития - стадия освоения. У А. А. Деркача и Э. В. Сайко - смена циклов взаимодействия саморазвития и самореализации. К этому можно добавить, что применительно к саморазвитию точнее говорить о циклах приобретения (накопления) личностного опыта (личностного потенциала), а сюда входит все, что приобретает человек (в том числе и знания о себе), и о циклах его реализации (использования). Приобретение и реализация личностного потенциала в различных сферах бытия на разных возрастных этапах и есть тот механизм самодвижения, которое и характеризует саморазвитие в различных его формах и проявлениях. В ходе функционирования этих циклов, проявляя субъектную активность, разрешая противоречия между возросшими потребностями и возможностями их удовлетворения, человек обретает те новообразования, которые вписываются в особенности того или иного возраста и выражают уникальность и неповторимость данной личности.

Если провести сравнительный анализ общих закономерностей развития и общих закономерностей саморазвития, то со всей очевидностью можно констатировать, что закономерности саморазвития в большей степени носят вероятностный характер. Когда мы говорим о психическом развитии как объективном процессе, то его закономерности объективно существуют и неотвратимо проявляются. Применительно к саморазвитию такого сказать нельзя. Здесь очень много допущений и условий, важнейшим из них является факт становления субъектности индивида. Если человек становится субъектом не только своей жизнедеятельности, но и саморазвития, тогда можно вести речь и о других закономерностях саморазвития: направленности, неравномерности, цикличности. Если же он так и не берет бразды правления в свои руки, не возлагает ответственность за свое развитие на себя, не становится подлинным субъектом своего саморазвития, то о других закономерностях не может быть и речи. Сказанное позволяет заключить, что с практической точки зрения, с точки зрения содействия саморазвитию важно создавать такие психологические условия, которые бы актуализировали субъектную позицию личности, ее потенциальную способность быть подлинным автором самого себя и своего жизненного пути.