Проблемы профильного обучения и подходы к их решению

В настоящее время особенности профильного обучения в значительной степени связаны со спецификой проблем его внедрения и возможных путей их решения, которые предлагаются в теории и на практике.

Что же такое профильное обучение? В основном нормативном документе «Концепция профильного обучения» сказано, что профильное обучение организовано в старших классах общеобразовательных школ предполагает учет интересов, способностей учащихся и способствует их профессиональному самоопределению.

В какой степени эта форма обучения знакома педагогам? Видами профильной дифференциации являются профильные классы и классы, ориентированные на определенный вуз. Кроме того, к ним близки классы с углубленным изучением отдельных предметов. Общее для всех этих форм обучения – ориентация старшеклассников на развитие способностей к самостоятельному поиску знаний и их усвоению, на изучение определенных способов деятельности, характерных для профильных предметов или предметов, изучаемых углубленно.

В период значительных социальных перемен в нашей стране в 90-е гг. ХХ в. широкое распространение получили классы с углубленным изучением отдельных предметов. Порой для их создания было необходимо лишь желание учителя-предметника, администрации школы и заинтересованность учащихся. Создавались биологические, химические и другие классы, в которых практиковалось углубленное изучение только одного учебного предмета.

В дальнейшем в практике работы школ распространились классы с ориентацией на выбранную профессию, профилированные на вуз, хорошо зарекомендовавшие себя как форма к поступлению в него. Интерес к ним объяснялся возможностью подготовки к вступительным экзаменам в институт (университет) в стенах школы и организацией совмещенных выпускных и вступительных экзаменов.

В тот же период начала развиваться такая форма обучения, как профильные классы, в которых учащиеся ориентированы не на учебное заведение, а на конкретную учебную дисциплину. В классе одного профиля могут обучаться школьники, желающие получить в дальнейшем различные профессии в одной области знаний. Например, в классе естественно-научного (биологического) профиля учащиеся ориентируются на профессии медика, биолога, эколога, психолога.

Какие профили предусматриваются существующими нормативными документами? В практике работы школ широкое распространение получили следующие профильные классы: математический (физико-математический), естественно-научный, гуманитарный и др. В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования перечисленны следующие профили: физико-математический, физико-химический, химико-биологический, биолого-географический, социально-экономический, социально-гуманитарный, филологический, информационно-технологический, агротехнологический, художественно-эстетический, оборонноспортивный, индустриально-технологический, универсальный (общеобразовательный). Учебный предмет биология изучается на профильном уровне в классах химико-биологического, биолого-географического и агротехнологического профилей.

Каким образом происходит выбор профиля школой? В «Концепции профильного обучения» предусматриваются следующие возможности. Школа может сохранить только общеобразовательные (универсальные) классы, т.е. остаться непрофильной, выбрать один профиль в зависимости от материально-технических условий, кадрового педагогического состава, предпочтений учащихся или стать монопрофильной.

Фактически для школ поддерживать более двух профилей чрезвычайно трудно, поэтому большинство школ стоит перед альтернативой создания одного-двух профильных классов.

Основные проблемы связаны с определением самого профиля обучения. Ведь не секрет, что часто желания учащихся настолько разнородны, что набор даже одного класса затруднен. В этом случае можно использовать такие формы обучения, как классы гибкого состава, индивидуальные образовательные траектории учащихся, сетевую организацию.

Классы гибкого состава предполагают обучение как минимум двух групп учащихся по разным направлениям. В таких классах общеобразовательные предметы посещают все ученики, а при изучении профильных дисциплин класс делится на группы. Индивидуальные образовательные траектории позволяют учесть интересы разных групп школьников, и расписание учебных часов на неделю составляется индивидуально для каждого. Сетевая организация в настоящий момент реализована через Интернет-образование.

Как определяется выбор профиля учащимися? Факторы, определяющие выбор профиля, чрезвычайно разнообразны. Они могут быть как позитивными (советуют родители, учителя, друзья, нравится учебный предмет), так и негативными (не советуют, не нравится). Помочь целенаправленному выбору помогает предпрофильное обучение, экспериментальное внедрение которого уже началось.

Учителю необходимо учитывать не только предпочтения учащихся, но и их индивидуальные особенности. Психологические и педагогические исследования позволили выявить индивидуально-типологические особенности, характерные для учащихся определенного профиля. К этим особенностям относятся интересы и склонности, которые существуют у учащихся к определенным областям знания, специальные способности, позволяющие им успешно осваивать профилирующие предметы.

Исследования В.А. Крутецкого, Н.С. Пурышевой, И.М. Смирновой показали, что для учащихся математических классов в большей степени характерно абстрактно-логическое мышление, интерес к систематизации, выявлению закономерностей, а у «гуманитариев» развито наглядно-образное мышление, ярче проявляются эмоции.

Учащимся естественно-научных классов свойственны восприятие предмета как целого, гибкость мыслительной деятельности, логическое и чувственное восприятие объекта. Это можно выявить, например, при проведении лабораторных работ, если имеется возможность выбора объектов и заданий для практических исследований (практикумы, лабораторные работы, опыты, наблюдения).

Для учащихся гуманитарных классов значение имеет внешне привлекательный интересный вид объекта исследования. Так, в лабораторной работе «Построение вариационного ряда и вариационной кривой» целесообразно предложить учащимся в качестве объекта исследований комнатные растения. Тогда и выбор заданий видоизменяется. Кроме необходимых измерений площади листьев, построения вариационной кривой предполагается вывод о значении модификационной изменчивости.

В математических классах учащиеся, воспринимая суть процесса, легко абстрагируются от объекта исследований. В рассматриваемой лабораторной работе «Построение вариационного ряда и вариационной кривой» в качестве объекта исследований используются гербарные экземпляры растений. Можно включить такие задания: измерения, самостоятельный выбор учащимися необходимых математических методов, построение вариационного ряда и его графического отображения, а также выявление закономерности, связанной с модификационной изменчивостью.

В естественно-научных классах объект исследований может представлять интерес не только в качестве иллюстрации конкретного явления или закономерности, но и сам по себе. Поэтому рационально давать возможность учащимся самим его подготовить. В описываемой лабораторной работе предполагается самостоятельное составление гербария или подбор семян (фасоли, гороха и др.).

Итак, мы подошли к самой существенной проблеме – содержанию профильного образования. Учебные планы для профильной школы предусматривают несколько групп предметов: базовые, профильные, элективные. Биология на базовом уровне изучается в составе курса естествознания или как отдельный учебный предмет с нагрузкой 1 ч в неделю в 10-м и 11-м классах. В профильных классах на эту дисциплину отводится 3 ч в неделю в течение двух лет обучения. Элективные курсы, изучаемые по выбору учащихся, могут способствовать как углубленному изучению профильного предмета, так и поддержанию базовых общеобразовательных дисциплин. Наибольшее количество вопросов связано именно с базовым уровнем, т.к. предполагается значительная переработка содержания образования.

Практика показывает, что в классах разных профилей необходимо учитывать последовательность изучения основных разделов общей биологии, межпредметные связи с профильными дисциплинами, отбор способов действий с учебным материалом и форм организации учебного процесса.

В классах разных профилей логическая структура курса должна быть различной. Так, у учащихся математических классов развито абстрактное мышление: они легко воспринимают материал в виде логических схем, задач, моделей. Такие науки, как цитология, генетика, селекция, позволяют опираться на имеющиеся знания, умения и навыки. Кроме того, использование строгого дедуктивного метода изложения, применение методов математического моделирования повышают авторитет науки в глазах учащихся.

В гуманитарных классах изучение общей биологии мы начинаем с темы «Основы эволюционного учения». Это связано с повествовательным изложением учебного материала, опорой на сформированные умения и навыки, часто используемые способы деятельности. Все перечисленное позволяет постепенно подготовить учащихся к усложнению учебного материала.

В классах естественно-научного профиля последовательность тем соответствует уровням организации живой материи (от молекул и органоидов к биоценозу и биосфере). Другими словами, изучение биологии начинается с элементов биоорганической химии и основ цитологии.

Приведем другой пример. При изучении темы «Основы генетики» необходимо активно использовать логические структуры и схемы для классов всех профилей. Объяснение нового материала в форме задач облегчает процесс усвоения в математических и естественно-научных классах, причем такая форма подачи материала возможна для всего материала темы (законы Г.Менделя и Т.Моргана, взаимодействие генов, наследование признаков, сцепленных с полом и др.).

Ученики математических классов часто абстрагируются от текста задач, сосредоточившись на его числовом или буквенном выражении, поэтому необходимо учить их анализировать смысл каждой задачи. Это стимулирует усвоение общих принципов построения любой науки и позволяет провести аналогии между науками из разных областей знания. Кроме того, в этом профиле следует устанавливать межпредметные связи с математикой.

В гуманитарных классах особую значимость имеют межпредметные связи с рядом гуманитарных предметов. В теме «Основы генетики» мы опирались на знания иностранного языка. Это и расшифровка смысла терминов, и подход к решению задач по аналогии с восприятием текста на иностранном языке. Среди других областей знания, имеющих существенное значение для обучения естественно-научным дисциплинам, мы выделяем исторические и, в частности, историконаучные знания. Это способствует повышению интереса учащихся к предмету за счет обращения к неизвестным фактам из изучаемых эпох, создается ситуация для успешной самореализации личности благодаря возможности привлечь глубокие знания из другой области науки.

Способы изучения нового материала и формы организации учебного процесса весьма разнообразны. Многие из них необходимо использовать во всех классах, а некоторые наиболее эффективны в классах определенного профиля. Например, в гуманитарных классах можно рекомендовать составление планов, тезисов, рефератов, сообщений, работу с научной и справочной литературой.

Таким образом, можно сделать вывод, что учебный материал необходимо адаптировать к возможностям учащихся классов разных профилей.


канд. пед. наук,
ст. научн. сотр. ИТиИП РАО.

К вопросу о создании программно-методических материалов естественно-научного профиля для школ Подмосковья

Профильное обучение на старшей ступени общего образования является одним из направлений концепции модернизации образования, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.01 г.

Целями профильного обучения являются:

– обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования;
– создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими возможностями создания индивидуальных программ;
– максимальная индивидуализация образования, которое должно стать функциональным и эффективным.

Предполагается, что к 10-му классу учащиеся должны выбрать то направление, тот профиль, который станет основой их профессии. Для этого в старших классах основной школы планируется предпрофильная подготовка. Она складывается из курсов по выбору (их содержание расширяет знания по предмету), работы учителей и психологов, способствующей самоопределению ученика основной ступени, и работы администрации школы по обеспечению информации о рынке профессий (дни открытых дверей, беседы с жителями района, выпускниками школы, достигшими определенных результатов в какой-либо сфере труда).

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций различных предметов, что должно обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Она включает в себя три взаимодействующих компонента:

– базовые общеобразовательные предметы, которые обязательны для всех учащихся во всех профилях;
– профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня (не менее двух), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения;
элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

В связи с этим, одной из актуальнейших задач на сегодняшний момент является задача отбора содержания и определения методики обучения и воспитания в профильных классах. Решение этой проблемы возможно путем создания экспериментальных учебных площадок по различным профилям обучения.

Для организации в подмосковных школах экспериментальных площадок естественно-научного профиля в рамках областной целевой программы «Развитие образования в Московской области на 2001–2005 гг.» планируется создание учебно-методического обеспечения, разработанного с учетом специфики Московской области.

Для этого необходимо:

– разработать базовую программу школьного курса «Биология» по естественно-научному профилю;
– конкретизировать базовую программу школьного курса «Биология» по естественно-научному профилю в связи с различными направлениями (агротехнологическое, биолого-химическое и т.д.);
– разработать программы элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки школьников по естественно-научному профилю с учетом специфики Московской области;
– провести экспериментальную подготовку и апробацию разработанных программ;
– подготовить методические рекомендации и материалы для создания учебно-методических комплектов школьного курса «Биология» по естественно-научному профилю с учетом специфики Московской области.

Создание экспериментальных учебных площадок по различным профилям обучения позволит получить данные, необходимые для отбора содержания и выбора методики обучения и воспитания в профильных классах. Анализ этого материала позволит общеобразовательным школам Московской области перейти в 2006 г. к эффективной работе в условиях профильного обучения.

Реализация идеи профильного обучения может осуществляться различными путями. В настоящее время с учетом реально складывающейся ситуации наиболее эффективно данную идею можно реализовать с помощью введения в учебный процесс элективных курсов. В этом случае учащиеся изучают базовый курс по профилю и выбирают несколько элективных курсов из школьного компонента учебного плана (в общей сложности – не менее 70 учебных часов за 2 года обучения).

Перед учителем профильной школы в настоящий момент неизбежно возникает проблема выбора перечня элективных курсов, которые могут быть предложены учащимся разных профилей.

Сотрудниками кафедры методики преподавания биологии, географии и экологии Московского государственного областного педагогического университета в рамках целевой программы «Развитие образования в Московской области на 2001–2005 гг.» под руководством заведующего кафедрой, доктора педагогических наук, профессора В.В. Пасечника разработаны программно-методические материалы естественно-научного профиля для средних общеобразовательных учреждений Московской области, куда входят программа по биологии для естественно-научного профиля и программы элективных курсов.

Элективные курсы, взятые на вооружение учителями ряда экспериментальных школ, разделяются на две группы с разными функциями. Одни из них поддерживают изучение основных профильных предметов (биология, химия, физика) на заданном стандартом профильном уровне. Таков элективный курс «Закономерности биологических процессов», автором которого является доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО профессор Д.И. Трайтак. Этот элективный курс знакомит учащихся старших классов с закономерностями биологических процессов на примере термодинамики (т.е. строится на основе межпредметных связей химии, физики и биологии).

Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. К ним относятся, например, курсы «Биологические основы растениеводства», «Применение биологических процессов и систем в производстве», «Микроорганизмы в природе и жизнедеятельности человека» и др.

Таким образом, сотрудниками кафедры совместно с учителями ведется активная работа по созданию учебно-методического комплекта материалов для реализации программы по профильному обучению для школ Подмосковья. Созданные и опубликованные учебнометодические материалы успешно апробируются в школах Московской области.

Т.М. ЕФИМОВА,
канд. пед. наук,
доц. каф. методики преподавания биологии, географии и экологии МГОПУ

Об использовании учебников для профильных классов

В качестве одной из значимых целей в стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. В связи с этим на первый план выходят такие образовательные ориентиры, как самостоятельность, самоорганизация, коммуникабельность, толерантность. В определенной степени это решается через переход школы к профильности.

– изучаемый предмет должен быть необходим для последующего образования и востребован в дальнейшей социальной или профессиональной деятельности;
– изменение методов преподавания;
– технологии обучения в старшем звене должны быть направлены на выработку практических навыков анализа, самообучения;
– выбор образовательных программ;
– в старших классах необходимо переходить на разные формы самостоятельной деятельности: реферирование, проектирование, исследование, экспериментирование;
– переход от вариативности для учителя к вариативности для ученика.

Все это позволит развивать личность выпускника, ее социальную и творческую активность.

Каким же образом можно достичь поставленных целей? Прежде всего, это вариативность образования, усиление личностной направленности, т.е., в итоге, это профилизация на старшей ступени школы.

При переходе на профильное обучение педагог стоит перед необходимостью выбора учебно-методического комплекта (УМК), который в той или иной степени помог бы решить проблемы содержания, методов и технологий обучения.

В связи с этим те требования, которые учитель должен прежде всего предъявлять к УМК при его выборе, – это (по И.Я. Лернеру):

– система знаний о природе;
– опыт эмоционально-ценностного отношения к миру;
– опыт осуществления творческой деятельности;
– опыт осуществления способов деятельности.

Всем этим требованиям или хотя бы основным из них должен отвечать УМК для старшей ступени школы.

В учебниках для 10–11-х классов «Общая биология» под ред. И.Н. Пономаревой отражен современный уровень научных биологических знаний. Ему соответствует и принципиально новое построение учебников, учитывающее особенности профильного обучения. Изложение основ различных биологических наук воплощено в определенном структурировании материала учебников: основное ядро знаний и два дополнительных компонента – общеобразовательный и профильный. Такое разделение учебного материала обеспечивает необходимый уровень знаний, который соответствует тому выбору, который учащиеся сделали относительно своего будущего образования или рода деятельности.

Таким образом, для общеобразовательного профиля в учебнике предусмотрены модули для гуманитарного и общеобразовательного профиля. В оглавлении они выделены разными цветами, что позволяет легко в нем ориентироваться. Каждый образовательный модуль может использоваться отдельно или, по усмотрению учителя, дополняя другие.

В курсе можно выделить несколько уровней алгоритмизации, связанных с новой концептуальной основой: от общего к частному.

В 10-м классе изучаются уровни: биосферный, биогеоценотический, популяционно-видовой. В 11-м классе: организменный, клеточный, молекулярный. Красной нитью через весь курс проходит принцип экологизации.

Одним из параметров активизации познавательной деятельности и ее проектирования является алгоритмизация, логика изложения. Весь материал темы представлен взаимосвязанными блоками: образовательные ориентиры, параграфы, семинарское занятие, подведение итогов. Кроме того, имеются следующие рубрики: «Проверь себя», «Подумай», «Обсудите проблему», «Выскажи свое мнение», «Исключи лишнее», «Докажите верность или ошибочность утверждения», «Определи термин», «Основные понятия». Все это позволяет четко планировать деятельность учащихся внутри темы.

Хотелось бы обратить внимание на такой блок, как «Подведем итоги», который имеется во всех учебниках под ред. И.Н. Пономаревой. Он помогает учащимся не только проверить свои знания по теме, но и, что особенно важно в классах гуманитарного направления, научиться высказывать свое мнение, доказывать верность или ошибочность утверждения и т.п. Эта методическая часть делает учебники уникальными.

Особое место в курсе общей биологии занимают семинары, которые авторы программы предлагают проводить в гуманитарных классах при завершении изучения материала каждой главы. Тематика их разнообразна, но тесно связана со спецификой класса. Как показала практика, эти семинары можно проводить во всех классах, т.к. они помогают учителю решать основные задачи, определенные ранее.

У нас выработался определенный алгоритм подготовки семинаров, включающий следующие этапы:

– создание творческой группы по подготовке семинара;
– подбор проблем и вопросов для обсуждения;
– формирование микрогрупп для проработки материала;
– изучение проблемы;
– консультирование у преподавателей;
– подбор материала для вынесения на семинар;
– оформление материала на бумажных и электронных носителях;
– подготовка выступления, презентации.

Как видно, в группе каждый ученик может найти посильное для него задание. При этом разные виды деятельности позволяют ученикам попробовать себя в разных сферах, приобрести навыки, определиться в необходимости совершенствования каких-либо умений.

Заседание актива помогает окончательно определить структуру семинара, вопросы для обсуждения. Составляется общая презентация. Важно отметить, что каждый семинар должен определять для ребенка его личностную значимость, поэтому необходимо, чтобы итогом было какое-либо действие. Например, организовать для малышей конкурс загадок (после семинара «Образ природы в народном творчестве»), написать письмо будущим поколениям с предостережением об экологической опасности и.т.п.

Проведение самого семинара занимает один урок, поэтому необходимо продумать все до мелочей, чтобы успеть сделать все, что запланировано.

Подведение итогов семинара проводится с целью анализа проделанной работы, и, как показывает практика, ребята достаточно критично оценивают себя.

Таким образом, УМК под ред. Пономаревой И.Н. для 10–11-х классов, является одним из путей решения многих задач, стоящих перед педагогом профильной школы. Умелое использование его поможет старшеклассникам овладеть многими учебными навыками, которые пригодятся им в жизни.

О.В. ГОРЬКОВЫХ,
методист по биологии
городского методического центра,
г. Рязань

К вопросу о профильном образовании в старшей школе

Профильное образование становится все более действенным методом подготовки учеников старшей школы к достижению определенной цели – поступлению в высшее учебное заведение. Существующий значительный разрыв между требованиями высшей школы к абитуриенту и возможностями общеобразовательной школы в вопросе реализации образовательного стандарта в полной мере ликвидировать до сих пор не удается. Профильная школа представляется наиболее целостной образовательной структурой, способной решить эту проблему.

В настоящее время чрезвычайно актуальны проблемы организации профильного обучения. Прежде всего следует отметить следующие трудности:

– диагностика профессиональной ориентации школьников;
– организация целостного образовательного процесса, соответствующего параметрам базисного учебного плана и решающего конкретные задачи профилизации;
– обеспечение более тесного взаимодействия педагогических коллективов школ и преподавательского состава вузов;
– проведение регионального мониторинга специальностей;
– повышение качества образовательного процесса.

Опыт подхода к решению ряда проблем уже имеется. Технологии и методики применяются различные – это и составление индивидуальных психолого-педагогических карт учащихся в течение всего периода обучения, и создание классов гибкого состава, и участие в ярмарках вакансий, и проведение совместных научно-практических конференций и семинаров учителей и преподавателей вузов. Полученные положительные результаты свидетельствуют об эффективности и перспективности создания профильных классов уже сейчас, и в ближайшем будущем можно ожидать широкого распространения профильных школ.

Д.В. КОББА,
канд. ист. наук,
руководитель НОУ
«Школа классического образования Луч»

1) Сущность проф.обуч.

2) Цели проф. Обуч.

3) Организация проф. Обуч.

Основная идея обновления старшей ступени общего образ. состав. в том, что образ. должно здесь стать более индивидуально функциональным и эффективным.

Согласно конц. модернизации российского образов. На период до конца 2010 от 2001 ода на старшей ступени общеобразоват. школы предусматрив. проф. обучение став. задачу создания « системы спец. подготовки старших классах общеобразовательной школы, ориент. на индивидуальное обучение, социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, а также отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе

1.Вид предмета

2.Совокупность основных черт характеризующих проф. специальность хоз-ва

3. Совок. спец. деятельности, а также характер производ. или учебной уклона

4. Уклон – направленность к чему-нибудь, какой-нибудь специализации

5.Проф обучение (согл. концепции проф. обучения 2002 г.) это средства дифференциации и индивидуализации обучения,позволяющему за счет изменения в структуре,содержании и орг. образ, создающ. условия для обучения старшеклассников в соответствии с их проф. интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Дифференциация направлена на то, чтобы в наиб. степени обеспечить индивид. обучение, создать оптимальные условия для выявления и развития способностей каждого школьника.

Цель дифференциации: обеспечить каждому ученику условия для развития склонностей и удовлетвор. в процессе усвоения сод. общего образования

Аспекты дифференциации:

1. Учет индивидуальных особенностей

2. группирование учеников на основании этих способностей

3. вариативность учебного процесса в группах

Система проф. обучения включает

1. базовые общеобразовательные предметы

2. профильное (предметы повышенного уровня)

3. элективные курсы (обязат. для посещения курсы по выбору учащихся входящие состав проф. обучения.

Элективные курсы- альтернативные курсы предназначенные для преодоления проф. однонаправленности обучения и нацелены на разв. у учащихся проф. ориентации и выработки специальных навыков необходимых для самообразования и продолжения образования в проф. учебных заведениях

Группы элективных курсов

1. элективные курсы неспециального назначения (способствуют расширению кругозора,развитию способностей и познавательных интересов учащихся могут быть связаны не только с выбранным профилем



2. элективные спец. курсы и элективные спец.практикумы направленные на внутрипрофильную специализацию обучения

3. Элективные спец. курсы – курсы углубляющие отдельные разделы и темы учебной программы и предназначенные для устранения пробелов в усвоенных знаниях

4. Элективные спец. практикумы – призваны выработ. у уч-ся умения и навыки необх. для работы в области элем. биологических исследований

овладевать навыками общенаучной и биологических методов, выполнения научных методов

Модели организации проф. обучения

1. Внутришкольной (связан с объединением в один образ. уче-нии нескольких.

Обучение учащихся конкретной школы идет с привлечением образовательных ресурсов иных образ. учреждений:

а)связан с объедин. нескольких общеобразовательных уч-й вокруг наиболее сильного выпольняющего роль ресурсного центра

б) основан на кооперации обяз. уч-я с уч-ми высшего,среднео и начального образования

Обучающие:

1. формирование у учащихся знаний об основах современной биологии

2. обеспеч. понимания учащимися сущности в развитии и проявлении жизни на разных уровнях организации

3. ознакомление учащихся с историей разв. биолог. исследований и биологическими методами

4. формирование професс. знач. биолог. знаний и умений определять роль человека в природе на основе понимания законов её развития

Воспитательные:

1. воспитание у учащихся научного мировоззрения

2. воспитание ответственного к природе, уважение к личному и проф. труду

Развивающие

развитие интеллектуальных умений необх. для продолжения образования и самообразования

Принципы проф. обучения:

принципы ф-я содержания проф. курса: гуманизация, фундаментальных биол. знаний

культуросообразность,единство и взаимообусловленность

научноистор; проф. направл. и политехнизм

проф. дифференциция

принципы организации процесса обучения

  1. индивидуализация
  2. единство учебной и поисковой познавательной деятельности
  3. интерес
  4. пробное обучение
  5. диалоговое обучение
  6. единство коллективной и индивидуальной деятельности
  7. творческой активности
  8. самостоятельности
  9. удовлетв. потребностей и мотивов

Ведущая идея структуры проф. курса биологии – биология как система наук:



а) инвариантная часть содержательного компонента –идеи целостности и единства природы, единство природы и человека

б)вариативная часть содержательного компонента- методологич., естественнонаучные и биологические знания, виды деятельности, ценности в рамках содерж. элемента курсов специального и неспециального назначения.

Профильное обучение – это средство профессионального самоопределения. Следовательно, содержание образования должно быть ориентировано на будущее профессиональное образование и на будущую профессиональную деятельность.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Учитель профильного класса – продвинутый учитель. Он хорошо знает свой предмет, владеет методикой обучения своему предмету. Он владеет методикой профильного обучения.

Предмет биологии – объекты и процессы природы. Методика же биологии не занимается исследованием этих объектов, не открывает фактов и закономерностей в жизни растений и животных. Предмет ее исследования – процесс обучения и воспитания на материале конкретной дисциплины. Таким образом, предмет и задачи методики не совпадают с предметом и задачами соответствующей науки.

Задачи методики профильного обучения можно определить, исходя из целевых и функциональных аспектов профильного обучения. Как и дидактика, методика профильного обучения ищет ответы на вопросы:

  • - чему обучать? – определение содержания профильного обучения, разработка образовательных стандартов, учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу;
  • - для чего обучать? – цели профильного обучения, связанные с мотивационно-ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности;
  • - как обучать? – отбор дидактических принципов, методов и форм обучения, способствующих эффективности педагогической деятельности.

Средством подготовки учащихся к жизнедеятельности, в том числе профессиональной, является содержание образования.

Большинство авторов отмечают, что сущность содержания образования состоит в том, что оно выступает как социальная цель, социальный заказ общества системе образования в целом. Однако В.В. Краевский отмечает, что необходима педагогическая интерпретация этой категории, которая состоит в определении зависимости объема и структуры проектируемого содержания образования от закономерностей обучения и реальной специфики средств, с помощью которых педагог делает содержание образования достоянием обучаемого. В настоящее время существуют и развиваются три наиболее распространенные концепции содержания образования, представленные В.В. Краевским (Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – с. 8 – 10).

Содержание, методы, приемы, технологии современного образовательного процесса должны быть направлены на раскрытие и использование субъективного опыта каждого ученика и подчинены становлению личностно значимых способов познания через организацию целостной учебной деятельности. Усвоение учебных знаний, таким образом, из цели превращается в средство саморазвития ученика с учетом его жизненных ценностей и реальных индивидуальных возможностей.

В настоящее время наиболее обоснованной в педагогике считается структура содержания образования, предложенная И.Я. Лернером, которая включает в себя:

а) систему знаний, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании обучаемых адекватной диалектической картины мира, вырабатывает системный методологический подход к познавательной и практической деятельности;

б) систему общих интеллектуальных и практических умений и навыков, лежащих в основе множества конкретных видов деятельности;

в) основные черты творческой деятельности, обеспечивающие готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности;

г) систему норм и отношений людей к миру и друг к другу, т.е. систему мировоззренческих и поведенческих качеств личности (Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980. – 86 с.).

Цели профильного обучения биологии имеют два аспекта: предметный и личностный. Когда обучение рассматривается с предметной (объективной) стороны, говорят о предметном аспекте целей обучения. Предметный аспект – это овладение обучающимися основами научных знаний, общая подготовка к практической деятельности и формирование научных убеждений.

Обучение, рассматриваемое с личностной (субъективной) стороны, включает цели, которые находятся в неразрывной связи с реализацией предметных целей. Личностный аспект – это развитие умения мыслить (овладение такими мыслительными операциями, как классификация, синтез, сравнение и т.п.), развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических качеств, как восприятие, воображение, память, внимание, двигательная сфера, формирование потребностей, мотивов поведения и системы ценностей.

Чтобы управлять познавательной деятельностью, учитель должен уметь определять первоочередные цели, т.е. логику, последовательность (иерархию) конкретных целей для каждого этапа обучения с учетом перспектив дальнейшей учебной работы. Необходимо разъяснять учащимся ориентиры в учебной работе, обсуждать ее конкретные цели, чтобы учащиеся ясно и четко понимали их смысл

Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Виды педагогических целей многообразны. Педагогические цели могут быть разного масштаба, они составляют ступенчатую систему. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся.

В старшей ступени школы обучение строится на основе профильной дифференциации. Здесь – цели профильного обучения.

Цель образования – подготовка молодого поколения к активной общественной жизни. Цель обучения конкретнее: усвоение учащимися общеобразовательных знаний, формирование способов деятельности, научного мировоззрения.

Методы обучения в профильной школе должны, наряду со знаниями, способствовать усвоению способов деятельности. Все учащиеся должны иметь возможности для развития своих интеллектуальных способностей начальной исследовательской и проектной деятельности, освоения более сложного содержания, чем это предусматривается в образовательном стандарте.

Профильное обучение должно предполагать существенное увеличение использования таких методов, как самостоятельное изучение основной, дополнительной учебной литературы, других источников информации, обзорные и установочные лекции, лабораторные и лабораторно-практические занятия, семинары, собеседования, дискуссии, творческие встречи и др. Необходима информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, ресурсов Интернета; очень важно проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов; проведение эвристических контрольных работ; использование рейтинговых оценок успешности профильного обучения; экскурсии на предприятия, специализированные выставки, практики на оплачиваемых и учебных рабочих местах. Особое место среди методов профильного обучения должно занимать проектирование как основной вид познавательной деятельности.

Профильное обучение предполагает развитие иного характера субъект-субъектных отношений и содеятельности:

– выделение ученика как субъекта, признание его основной ценностью всего образовательного процесса; развитие его способностей как индивидуальных возможностей, признание того, что развитие индивидуальных способностей ученика – основная цель образования;

– изменение типа отношений между обучающими и обучаемыми, переход от авторитарного управления, подчинения и принуждения к сотрудничеству, взаиморегуляции, взаимопомощи, т.к. в коллективной деятельности каждый участвует в решении обсуждаемой проблемы и находит свои способы решения задачи, адекватные своим склонностям, интересам, индивидуальному темпу развития;

– разработку обучающих технологий, с учетом законов саморазвития и обеспечивающих реализацию основной цели образования посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика путем его согласования с общественно выработанным и социально значимым опытом;

– направленность учителя на учебные возможности учащихся; построение урока, направленного на создание условий самовыражения, самореализации, самостоятельности каждого ученика, избирательности к предметному содержанию; на раскрытие и максимальное использование субъектного опыта ребенка, выявление отношения ученика к знанию, учению; на стимулирование школьников к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; на применение активных форм общения (диалог, обсуждение, аргументация, дискуссия, дебаты);

– осуществление с помощью индивидуальных траекторий обучения выхода за рамки одного учебного предмета и даже существующей сегодня образовательной области и решение жизненно важных для ребенка проблем на интегральном уровне.

Эффективность процесса образования зависит (и это не единственная зависимость) от формы взаимодействия субъектов образовательного процесса. В традиционном образовании учитель сообщает информацию, ученик воспроизводит ее, причем оценка во многом определяется полнотой и точностью воспроизведения; при этом упускается из вида, что усвоение материала связано с его осмыслением. Интересно отметить, что А.Эйнштейн писал о современном обучении: «В сущности, почти чудо, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность…» (Эйнштейн А. Физика и реальность. – М., 1965. – с. 5). Проблема заключается в том, чтобы найти удобные организационные формы, сохранить и развить открытость процесса образования на разных уровнях системы.

Ученики не просто усваивают готовые знания, а осознают, как они получены, почему в их основе лежит то или иное содержание, в какой мере оно соответствует не только научному знанию, но и личностно-значимым смыслам, ценностям (индивидуальному сознанию). Происходит своеобразный обмен знаниями, коллективный отбор его содержания. Ученик при этом – «творец» этого знания, участник его рождения. Учитель вместе с учениками осуществляет равноправную работу по поиску и отбору научного содержания знания, которое подлежит усвоению. При этих условиях усваиваемое знание не «обезличено» (отчуждено), а становится личностно-значимым.

Переход к профильному образованию обострил проблемы готовности преподавателей к поиску адекватных методов и технологий образования. Результаты исследований показали, что большинство учителей испытывают трудности по двум проблемам:

1. При перестройке позиции личности в отношениях с обучающимися – от авторитарного управления к совместной деятельности и сотрудничеству.

2. При переходе от преимущественной ориентации на репродуктивные учебные занятия – на продуктивную и творческую учебную деятельность.

Даже при высоком уровне профессионального мастерства самой трудной задачей была смена личностной установки, становление сотворческой обстановки в процессе образовательной деятельности. Новый подход к организации образовательного процесса требует от педагога, чтобы в его сознании всегда было представлено сознание ученика. Учитель должен уметь, во-первых, организовывать понимание учащихся в коммуникации с ним, что достигается через:

– уход от многозначительности высказываний;

– иллюстрирование мысли примерами;

– удержание предмета обсуждения или фиксацию момента его смены на другой предмет;

Во-вторых, уметь исследовать фактическое непонимание учеников. Это означает выдвижение, практическую проверку и корректировку своей гипотезы о том, какие реальные смыслы «осели» в сознании ученика, какие остались скрыты и какие оказались искаженными.

В-третьих, уметь исследовать причины непонимания учеников. Работа с пониманием учеников – это всегда работа в конкретной и уникальной ситуации, к которой нельзя быть готовым заранее. И, тем не менее, при подготовке к занятию педагог может уже предусмотреть, как тот или иной ученик будет понимать происходящее в учебной ситуации. Эта работа связана с организационно-педагогическим сценированием, и его наличие в арсенале учителя говорит о высоком уровне педагогического профессионализма. Высший уровень мастерства будет задаваться тем, что педагог не только может сам организовать учебную ситуацию, провести исследование непонимания или диагностику, но еще и формирует у учеников эти способности.

Технологические карты по биологии с целеполаганиями учителя и ученика для школ разных типов.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуал ьной образовательной траектории.

На примере биологических дисциплин можно увидеть, как в образовательной программе школы акцентируются, или конкретизируются результаты образовательного стандарта для учителя:

  • - в школе с математическим уклоном учебные курсы биологии и экологии приобретут для ученика дополнительное целеполагание, интегрирующее знания о природе с математическим аппаратом исследования и анализа;
  • - для учащихся гуманитарных классов в целях биологических дисциплин будут доминирующим компонентом социализирующие цели, выводящие предметные знания на уровень биосоциальных структур и служащие поддержке процессам самопознания и самоопределения ученика;
  • - в школах с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин цели обучения на уроках биологии и экологии будут служить расширению и углублению научных знаний, т. к. обучающиеся с высоким уровнем мотивации на предмет готовы к принятию такого целеполагания.

Технологическая карта урока для учителя.№1

Тема урока: «Клетка как живая система»

(для массовой школы)

Целеполагание для ученика

1. Знать названия и функции органоидов клеток.

2. Уметь различать на таблицах растительные, животные, грибные и бактериальные клетки по составу органоидов.

3. Знать сущность клеточной теории

Целеполагание для учителя

1. Предметные цели.


обучающихся.

Технологическая карта урока для учителя. №2

Тема урока: «Клетка как живая система»

(для школ математико-экономического профиля)

Целеполагание для ученика

1.Знать названия и функции 14 органоидов клеток.

4.Иметь представление о методах цитологии как науки и значении этой науки для практики. Уметь построить алгоритм исследования клетки в соответствии с конкретной задачей.

Целеполагание для учителя

1. Предметные цели.

Помочь обобщить знания предыдущих курсов о разных типах клеток;

  • -научить различать клетки по составу органоидов;
  • -познакомить с задачами и методами современной цитологии;
  • -познакомить с сущностью и историей создания клеточной теории;
  • -помочь отработать навыки работы со световым микроскопом.

2. Цели, отражающие развитие общеучебных умений и навыков
обучающихся.

  • организовать деятельность по отработке учениками навыков сравнения и сопоставления при изучении органоидов и разных типов клеток;
  • -познакомить учащихся с приемами мнемотехники при запоминании большого количества терминов.

3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие

Помочь учащимся осознать значение цитологических исследований в медицине;

Помочь учащимся сформировать связь между цитологическими знаниями и осознанным выбором каждым из них здорового образа жизни.

Технологическая карта урока для учителя. №3

Тема урока: «Клетка как живая система»

(для школ естественнонаучного профиля)

Целеполагание для ученика

Уметь нарисовать схему органоида, объяснить принцип работы

2.Уметь различать на таблицах растительные, животные, грибные и бактериальные клетки по составу органоидов. Уметь "сконструировать" заданный тип клетки.

3. Знать сущность клеточной теории. Уметь привести примеры к положениям клеточной теории.

4.Знать методы цитологии как науки и значении этой науки для практики. Знать области применения основных методов цитологии.

Знать правила работы с мик­роскопом, уметь приготовить и /или рассмотреть препарат

Целеполагание для учителя

1. Предметные цели.

Помочь обобщить знания предыдущих курсов о разных типах клеток;

  • -научить различать клетки по составу органоидов;
  • -познакомить с задачами и методами современной цитологии;
  • -познакомить с сущностью и историей создания клеточной теории;
  • -помочь отработать навыки работы со световым микроскопом.

2. Цели, отражающие развитие общеучебных умений и навыков
обучающихся.

  • -организовать деятельность по отработке учениками навыков сравнения и сопоставления при изучении органоидов и разных типов клеток;
  • -организовать отработку навыков системного мышления при анализе строения и функций клеток;
  • -познакомить учащихся с приемами мнемотехники при запоминании большого количества терминов.

3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие

Помочь учащимся осознать значение цитологических исследований в медицине;

Помочь учащимся сформировать связь между цитологическими знаниями и осознанным выбором каждым из них здорового образа жизни.


Технологическая карта урока для учителя. №4

Тема урока: «Клетка как живая система»

(для школ гуманитарного профиля)

Целеполагание для ученика

1.Знать названия и функции органоидов клеток. Уметь нарисовать схему органоида, объяснить принцип работы.

2.Уметь различать на таблицах растительные, животные, грибные и бактериальные клетки по составу органоидов.

Уметь различать их на схеме, рисунке и уметь назвать их составные части.

3. Знать сущность клеточной теории. Уметь привести примеры к положениям клеточной теории.

4.Иметь представление о методах цитологии как науки и значении этой науки для практики.

Целеполагание для учителя

1. Предметные цели.

Помочь обобщить знания предыдущих курсов о разных типах клеток;

  • -научить различать клетки по составу органоидов;
  • -познакомить с задачами и методами современной цитологии;
  • -познакомить с сущностью и историей создания клеточной теории;
  • -помочь отработать навыки работы со световым микроскопом.

2. Цели, отражающие развитие общеучебных умений и навыков
обучающихся.

  • организовать деятельность по отработке учениками навыков сравнения и сопоставления при изучении органоидов и разных типов клеток;
  • -организовать отработку навыков системного мышления при анализе строения и функций клеток;
  • -познакомить учащихся с приемами мнемотехники при запоминании большого количества терминов.

3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие

Помочь учащимся осознать значение цитологических исследований в медицине;

Помочь учащимся сформировать связь между цитологическими знаниями и осознанным выбором каждым из них здорового образа жизни.

Литература

1. Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. – СПб.: Интерс, 1995. – 135 с.

2. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. – Рига: Авотс, 1989. – 304 с.

3. Богин В.Г. Современная дидактика: теория практике / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. – М.: ИТО МИО, 1994. – 288 с.

4. Голуб Б.А. Основы общей дидактики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999. – 96 с.

5. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982.

6. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. – М.: Логос, 1994. – 208 с.

7. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.

8. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 36 с.

9. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980. – 86 с.

10. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. – М.: Педагогика, 1997.

11. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учеб. пособ. – М.: МПУ, РПА, 1996. – 268 с.

12. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 368 с.

13. Хассард Дж. Уроки естествознания / Пер. с англ. – М.: Центр «Экология и образование», 1993. – 121 с.

М. П. Трунова,

заместитель директора по УВР,

учитель биологии,

ГБОУ «СОШ №588» ,

г. Санкт-Петербург

Представила: Воронина Ю.В., ст. преподаватель кафедры естественных дисциплин
Дата: 03.02.2003

В XX в. динамичное развитие биологического познания позволило открыть молекулярные основы живого и непосредственно приблизиться к решению величайшей проблемы науки - раскрытию сущности жизни. Радикально изменились и сама биология, и ее место, роль в системе наук, отношение биологической науки и практики. Биология постепенно становится лидером естествознания. Без широкого знания биологическихзакономерностейневозможно сегодня не только успешное развитие сельского хозяйства, здравоохранения, охраны природы, но и всего нашего общества.Социально - политические преобразования в стране в последниегоды, создали условия для многостороннего процесса широких измененийв сфере образования.

Биология - это ключевой предмет сегодняшней школы, она важна как предмет, способствующий формированию и обогащению духовногомира человека. Решениюзадачмодернизации современной общеобразовательной школыспособствуетдифференциация обучения, предполагающая углубление знаний в определенной области познания, вызывающая наибольший интерес у школьников, с которой они связывают свою дальнейшую профессиональнуюспециализацию.

Основной государственный документ, посвященный развитию образования в России - одобренная Правительством РФ Концепция модернизации образования (Распоряжение Правительства от 29 декабря 2001 г. № 1756-р) - говорит о необходимости отработки и реализации “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда”.Позиция “введение профильного обучения в старшей ступени общеобразовательной школы” отнесена Концепцией к первому этапу и к первоочередным мерам модернизации, то есть к периоду 2001-03 гг..

Для построения исходной структуры профильного обучения в старших классах предлагается различить три компонента в содержании образования старшеклассников:

- базовый (инвариантный, общеобразовательный) компонент : курсы, изучаемые на общеобразовательном, базовом уровне; по своему содержанию и системе требований к выпускникам отвечают базовым (общеобразовательным) стандартам;

- профильный компонент : ряд курсов, изучаемых по выбору на углубленном уровне (этот набор и определяет профильность обучения);

- элективный компонент (компонент по выбору) : ряд курсов, изучаемых по выбору; по своему содержанию данные курсы должны выходить за рамки профильных и базовых стандартов. Школа может использовать элективный компонент на специализацию внутри профиля (что может определяться исключительно самой школой, в зависимости от ее возможностей и запросов учащихся и их родителей): например, могут выстраиваться специализации: Медицина, Промышленные технологии, Сельскохозяйственные технологии, Психология, Гид-переводчик, Военное дело, Дизайн и проч. (Фактически комбинации профилей и специализаций могут задавать индивидуальные образовательные траектории).

Существенна связь планируемой профильности с установкой на введение государственного стандарта общего образования.Соответствующая запись – “Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования включает базовый и профильный уровни” (ст. 5, п.3) - уже вошла в законопроект “О государственном стандарте общего образования” (внесенном в Госдуму РФ летом 2001 г.).

Курс биологии - важное звено в системе естественнонаучного образования. Сложныеобщеобразовательные задачи профилизации на старшей ступенине могут быть успешно решены, если кизучениюсистематического курса биологии не готовить учащихся с первыхлетобучения в школе, не ориентировать их на проведение наблюдений вприроде, на знакомство с многообразием видов растений и животных, на познание своего организма.

Цель профильного обучения биологии в старших классах - подготовка биологически и экологически грамотной, свободной личности, которая понимает значение жизни как наивысшей ценности, строит своиотношения с природой на основе уважения к жизни, человеку, окружающей среде - земной и космической; обладает эволюционным и экологическими стилями мышления,экологической культурой; способностью ориентироваться в биологической ипограничныхснейобластях картины мира; обладает знаниями методов,теорий,стилеймышления,областей практического применения биологических закономерностей, необходимых для плодотворной деятельности влюбойобластиматериальной или духовной культуры, вчастности,дляпостановкиирешения проблем охраны видов и экосистем, ведения здорового образажизни и успешного сотрудничества со специалистами - биологами, экологами, врачами, инженерами и др.

В основе профильного биологического образованиядолжен быть принципиально новый курс биологии,построенный на основе принципов систематичности воспитывающего иразвивающего характера обучения,преемственности,широкойдифференциации при минимально необходимых образовательныхстандартах.Содержание курса должно отражать систему понятий биологии,ееместов культуре, а структурасоответствоватьзакономерностямразвития познавательных возможностей школьников. Взависимости от направления, выбранного школьниками, они могут получить биологическое образование разного уровня - базового или углубленного. Остановимся подробней насодержаниибиологического образованияв профильных химико-биологических классах.

Изучение биологии на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

· освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

· ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

· овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

· воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;

· приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

Для усиления экологической направленности обучения наряду син-вариантной частью - курсом общей биологии - в содержаниеобразования могут входить элективные курсы по экологии и биосфере. В случае усиления медикобиологической направленности обучения наряду скурсом общей биологии целесообразно вести курсы “Здоровьеиокружающая среда”, “Основы цитологии и гигиены”.Сельскохозяйственнуюнаправленность химико-биологическому профилю придадут курсыпофизиологии растений с основами растениеводства, пофизиологииживотных, генетике и селекции.

Внеурочная работа по биологииявляетсянаиболееподвижной формой обучения и воспитания учащихся, содержание и методикакоторой определяется учителем в зависимости от его опыта ивозможностей, интереса учащихся. Эта работа может быть групповой, индивидуальной. В районах, где есть профильные учреждения дополнительного образования (эколого-биологический центр, станция юннатов), условия для работы со школьниками более благоприятные, т.к. происходит интеграция школьного и дополнительного образования. Именно в такой работе наиболее полно проявляется тесная связь основного и дополнительного биологического образования . При этом у школьников заметно меняется характер оценочных суждений, вырабатываются привычки следовать экологическим нормативам в личных поступках и поведении, появляется потребность придерживаться здорового образа жизни.

Таким образом, разумное использование возможностей всех компонентов базисного учебного плана школы создает лучшую, а главное, реалистическую возможность для достижения целей модернизации биологического образования подрастающего поколения нашей области.

Литература:

1. Ахренов В. Обеспечение государственных образовательных гарантий на региональном уровне // Учитель. - 1999. - №5. - С.7-9.

2. Грабиленков М. Кому нужны законы Ньютона? // Русский Журнал / Вне рубрик / Сумерки просвещения www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20020924_mg.html

3. Момот А.И., Леньков Р.В., Романкова Л.И. Эволюция системы координации научнойдеятельности по проблемам высшего образования. / Под науч. ред. А.Я. Савельева- М., 1999. - 64 с.

4. Пинский А. К концепции профильной старшей школы // Доклад на Семинаре в ВШЭ, 23.01.2002

5. Эксперимент: Профильное обучение/под ред. А.Киселева.- М., Владос, 2001

6. Концепция модернизации образования (Распоряжение Правительства от 29 декабря 2001 г. № 1756-р)

7. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Распоряжение Правительства от 18 июля 2002 г. № 2783) // Учительская газета . -2002. - №42.