Горбунова Екатерина Петровна
Должность: мастер производственного обучения, преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Каменск-Уральского радиотехникума"
Населённый пункт: г.Каменск-Уральский, Свердловская область
Наименование материала: учебная программа по дисциплине
Тема: "Социальная адаптация"
Дата публикации: 13.07.2017
Раздел: среднее профессиональное

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАПОУ СО «КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по учебно-производственной работе

_____________/Исакова Т.А./

«____» ______________ 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОПД.06. Дисциплины «Социальная адаптация»

г. Каменск-Уральский

П А С П О Р Т

РА Б О Ч Е Й

П Р О Г РА М М Ы

У Ч Е Б Н О Й

ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КОНТРОЛЬ

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная адаптация»

профессиональной подготовки по профессии

17531 «Рабочий зеленого

хозяйства»,

адаптированная

программы

профессионального

обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья выпускников

специальной

(коррекционной)

программа

дисциплины«Социальная адаптация»)разработана на основе учебного плана

программ

подготовки

повышения

квалификации

производстве

профессии 17531

«Рабочий

зеленого

хозяйства»

утвержденного

экспертно-методическим

экономики труда»

Уральский межрегиональный филиал г. Екатеринбург. 2008 г.

О р г а н и з а ц и я - р а з р а б от ч и к:

« К а м е н с к - Ур а л ь с к и й

радиотехнический техникум»

Разработчик:

Горбунова

производственного

обучения

ГАПОУ СО«Каменск-Уральский радиотехнический техникум»

Проведена

внутренняя

техническая

экспертиза

рабочей программы учебной практики.

ОДОБРЕНА цикловой комиссией сферы потребительского сервиса

Протокол заседания ЦК №

Председатель ЦК __________ К.А.Мамаева.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

1.1. Область применения программы. Рабочая программа учебной

дисциплины«Социальная адаптация» является частью образовательной

программы профессиональной подготовки по профессии 17531 «Рабочий

зеленого хозяйства», адаптированная на основе программы

профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями

здоровья (выпускников специальной (коррекционной) школы) в части

освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Место

дисциплины

структуре

основной

профессиональной

образовательной программы:

дисциплина

"Социальная

адаптация"

относится

общепрофе ссиона льному

о сновной

п р о ф е с с и о н а л ь н о й

образовательной программы 17531 «Рабочий зеленого хозяйства».

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения

дисциплины.

Цель:

Формирование

адаптивной

развитой

личности

условиях

профессионального образования.

Задачи:

Рассмотреть теоретические представления о личности человека, её

взаимодействии с социумом;

Проводить диагностику обучающихся для выявления актуальных

Обучать конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций,

выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;

развивать

социальную

восприимчивость,

выслушивать

человека,

способность

сочувствию,

сопереживанию;

Показать методы развития собственной личности.

развивать

обучающихся

собственные

позитивные

личностные

установки;

формировать

процессе

проведения

коллективных

мероприятий

умение эффективно и гармонично взаимодействовать с социумом.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

Использовать нормы позитивного социального поведения;

Использовать свои права адекватно законодательству;

Обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;

Анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения

Составлять необходимые заявительные документы;

Составлять резюме, осуществлять самопрезентацию при трудоустройстве;

Использовать приобретённые знания и умения в различных жизненных и

профессиональных ситуациях.

знать:

Механизмы социальной адаптации;

Основополагающие международные документы, относящиеся к правам

инвалидов;

Основы гражданского и семейного законодательства;

Основы трудового законодательства, особенности регулирования труда

инвалидов;

Основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и

образования;

Функции органов труда и занятости населения;

Ориентироваться в процессе развития собственной личности;

Позитивно взаимодействовать с окружающим социумом;

Теоретические представления о личности человека;

Собственные личностные особенности необходимые для понимания себя и

Пути позитивного развития собственной личности;

Понятие социума, окружающей социальной реальности;

Коммуникативные навыки, укрепляющие и гармонизирующие социальные

Способы гармоничного взаимодействия с окружающей социальной

реальностью.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часов;

Самостоятельной работы обучающегося 12часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ»

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество

часов

Обязательная, аудиторная учебная нагрузка

(всего)

в том числе:

практические занятия

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы;

Домашняя работа

Итоговая аттестация в форме зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Социальная адаптация»

Наименование разделов и тем

практические работы, самостоятельная работа

обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем

часов

Уровень

освоения

Раздел 1. Психология.

Социальная психология.

Тема 1.1. Понятие психология.

Предмет, объект, задачи, методы, отросли психологии. Место

психологии в системе наук. Взаимосвязь психологии и современных

Тестирование "Диагностика личности"

Тема 1.2 Понятие социальная

психология.

Групповой феномен социальной психологии. История

социальной психологии.

Анкетирование

Раздел 2. Социальная адаптация

Тема 2.1. Понятие " Социальная

адаптация".

Понятие «социальная адаптация»; виды (полная социальная,

физиологическая, психологическая, организационная,

экономическая и др.), этапы и стадии социализации (адаптационный

шок, мобилизация адаптационных ресурсов, ответ на вызов среды).

Тема 2.2. Механизмы социальной Содержание

адаптации.

Механизмы социальной адаптации (добровольный, вынужденный).

Дезадаптация: понятие, причины.

Тренинг по адаптации обучающихся «Знакомство»

Тема 2.3.Адаптация в трудовом

коллективе

Общение как обмен информацией. Виды и функции общения.

Рассмотрение роли общения в восприятии людьми друг друга.

Беседа как вид профессионального общения.

Разрешение профессиональных и межличностных конфликтов в

процессе организации совместной деятельности.

Тренинг "развитие уровня профессионального общения".

Раздел 3. Основы российского

законодательства.

Тема 3.1. Конституционное право

Основы конституционного строя РФ: структура органов

государственной власти, принцип разделения властей, суверенитета

Конституционные

политические,

экономические, социальные, культурные.

Тема 3.2. Основы гражданского

законодательства

защите инвалидов в Российской Федерации".

Перечень гарантий инвалидам в Российской Федерации.

Гражданский

Правоспособность

дееспособность

граждан. Понятие гражданско-правового договора.

наследственного

«наследование»,

основания наследования, наследование по закону и по завещанию,

приобретение наследства, право на отказ от наследования и т.п).

Законодательство о защите прав потребителей. Процессуальные

аспекты защиты прав потребителей.

Практическая работа. Решение ситуационных задач (по защите

прав потребителей), составление претензии

Тема 3.3. Основы семейного

Семейное законодательство РФ. Заключение и прекращение брака.

Права и обязанности супругов. Брачный договор.

Права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства

членов семьи.

Практическая работа. Составление брачного договора.

Тема 3.4. Основы трудового

«трудовой

договор».

заключения

трудового договора.

Заключение трудового договора (возраст, с которого допускается

заключение

трудового

договора,

гарантии

заключении

трудового договора, документы, предъявляемые при заключении

трудового договора и т.д.)

Изменение и прекращение трудового договора (перевод на другую

работу, временный перевод, отстранение от работы, расторжение

трудового

договора

соглашению

основания

прекращения трудового договора).

Основы трудового законодательства. Особенности регулирования

труда инвалидов. Трудоустройство инвалидов.

Рабочее время и время отдыха (нормальная продолжительность

рабочего времени, сокращенная продолжительность рабочего

времени, работа за пределами нормальной продолжительности

рабочего времени, ненормированный рабочий день; понятие и виды

времени отдыха, ежегодный оплачиваемый отпуск и др).

Трудовой распорядок Дисциплина труда. (Правила внутреннего

трудового распорядка, поощрения за труд, дисциплинарные

взыскания, порядок наложения взысканий, снятие дисциплинарного

взыскания).

Практическая работа. Составление резюме.

Тема 3.5.Медицинские права

Медико-социальная экспертиза.

Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа

реабилитации инвалида.

Самостоятельная работа:

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

- Решение ситуационных задач по вопросам наследования.

ситуационных

потребителей.

Подготовить развернутый мотивированный ответ на вопрос: «Я

«за» («против») брачный (го) договор (а)».

Решение ситуационных задач по вопросам семейного права.

Решение ситуационных задач по вопросам трудового права.

Подготовить сообщение: «Право работников на забастовку».

Схематически изобразить формы самозащиты работниками своих

Подготовить

развернутый

«Особенности

регулирования труда несовершеннолетних».

Дифференцированный зачёт

Тестирование

программы

Всего:

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие

обозначения:

Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного

кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с

лицензионным программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий и дополнительной литературы.

Основная литература

Основные источники:

Конституция РФ.

Трудовой кодекс РФ.

Семейный кодекс РФ.

Гражданский кодекс РФ.

Конвенция ООН о правах инвалидов.

Конвенция о правах ребенка.

Учебные пособия:

Абрамова

Социально-психологический

образовательном учреждении - СПб.: Питер, 2012. – 276 с.

2. Сухов А.Н. Социальная психология – М.: Академия, 2007. – 240 с.

Дополнительная литература.

1. Абрамова О.А. Социально-психологический тренинг в школе – Н.:

НГПУ, 2012. – 205 с.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры

– М.: Форум, 2010. – 410 с.

3. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия - С-Пб.: Аста,

2008. – 137 с.

4. Битянова М.Р. Социальная психология (учебное пособие) – СПб.:

Питер, 2010. – 368с.

5. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений –

СПб.: Питер, 2010. – 576 с.

6. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и

другими – М.: Вестник, 2011г,

7. Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей - СПб.: Кнорусс,

2010. – 78 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется

преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,

а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные

знания)

Формы и методы контроля и

оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины

обучающийся должен уметь:

ориентироваться

процессе

развития собственной личности.

Позитивно взаимодействовать с

окружающим социумом.

необходимые

понимания

д р у г и х

т е о р е т и ч е с к и е

представления о личности человека.

собственные

л и ч н о с т н ы е

особенности.

позитивного

развития

собственной личности.

Понятие социума, окружающей

социальной реальности.

коммуникативные

укрепляющие

гармонизирующие

социальные связи

с п о с о б ы

г а р м о н и ч н о г о

в за и м од е й с т в и я

о к р у ж а ю щ е й

социальной реальностью.

использовать

позитивного

социального поведения;

использовать

адекватно

законодательству;

Обращаться в надлежащие органы за

квалифицированной помощью;

Анализировать и осознанно применять

з а ко н а

з р е н и я

конкретных условий их реализации;

Составлять необходимые заявительные

документы;

Использовать приобретенные знания и

различных

жизненных

ситуациях

результате

о своения

у ч е б н о й

дисциплины

обучающийся должен

знать :

Механизмы социальной адаптации;

Основополагающие

международные

Формы контроля обучения:

м е т од ы

к о н т р о л я

о п р е д е л я ю т с я

у ч е т о м

индивидуальных

особенностей

обучающихся.

Устный опрос;

Письменный опрос (тестирование,

работа по карточкам, самодиктанты,

ситуаций,

самоконтроля,

письменные

в о п р о с ы,

в ы п о л н е н и е

практических работ, и др.);

Проверка ведения тетрадей;

Внеаудиторная самостоятельная

Дифференцированный зачет.

Формы оценки результативности

обучения:

Практические задания по работе с

собственными диагностическими

результатами;

Подготовка индивидуальных

заданий проектного характера.

Традиционная система отметок в

баллах за каждое выполненное

задание или работу, на основе

которых выставляется итоговая

Методы контроля направлены на

проверку умения обучающихся:

отбирать

оценивать

процессы, явления как личностного,

так и социального характера;

в ы п о л н я т ь

з а д а н и я

представлением

с о б с т в е н н о й

документы по правам человека;

гражданского

семейного

законодательства;

Основы трудового законодательства.

личностной позиции;

о с о зн а н н ы й

собственных способов действий;

о с у щ е с т в л я т ь

к о р р е к ц и ю

сделанных

развитии

собственной личности;

проектировать

собственную

л и ч н о с т н у ю

п о з и ц и ю

взаимодействие с коллективом.

Методы

оценки

результ атов

обучения:

мониторинг

личностной

а к т и в н о с т и

н а в ы к о в

гармоничного

взаимодействия

социумом.

ф о р м и р о в а н и е

р е з у л ь т а т а

итоговой аттестации по дисциплине

результатов

текущего контроля.

Департамент образования и науки Костромской области
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Буйский техникум железнодорожного транспорта
Костромской области»

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора ОГБПОУ
«БТЖТ Костромской области»
№____ от «___» __________ 20__ года

Адаптированная образовательная программа учебной дисциплины
АД.05 «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний»
по профессии: 19.01.17. повар

Рассмотрена на
педагогическом совете
Протокол №
от « » 2016 г.

Буй
2016

Составитель: преподаватель ОГБПОУ «БТЖТ Костромской области» Епишева А. А.
СОГЛАСОВАНО

Зав. Учебным отделом и
Безопасности ОУ
___________Е. В. Румянцева

ОДОБРЕНА
на заседании предметно-цикловой
комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол № __
от «___» __________ 201__ г.

Председатель предметно-цикловой комиссии
_____________

Адаптированная образовательная программа учебной дисциплины разработана на основе п. 28 ст. 2, п. 6 ст. 28, п. 1, п. 2, п. 3, п. 4 ст 79 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273, приказ Минобрнауки РФ от 18.04.2013 г. № 292 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления ФГОС образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014, письмом Минобрнауки России от 20.042015 № 06-830 вн по программе профессиональной подготовки по профессии «Повар»
Код 19.01.17. «Повар»

Организация разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Буйский техникум железнодорожного транспорта Костромской области»

Паспорт адаптированной образовательной программы учебной дисциплины
Структура и содержание учебной дисциплины
Условия реализации адаптированной образовательной программы учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

1. паспорт АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения программы

Адаптированная образовательная программа учебной дисциплины разработана на основе п. 28 ст. 2, п. 6 ст. 28,п.1, п. 2, п.3, п. 4 ст. 79 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273, ФГОС образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014, письма Минобрнауки России от 22.04.2015г. № 06-443 «О направлении Методических рекомендаций» вместе с методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утв. Минобрнауки России 20.04.2015 г. № 06-830 вн) по программе профессиональной подготовки по профессии: 19.01.17. «Повар»
Адаптированная образовательная программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке, переподготовке рабочих по профессии: «Повар»
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: адаптационный учебный цикл.
1.3. Характеристика группы, в которой реализуется программа:
Рабочая программа предназначена для слушателей с ОВЗ с легкой степенью УО и ЗПР. Данная группа слушателей характеризуется:
- сниженной работоспособностью вследствие возникающих явлений психомоторной расторможенности, возбудимости;
- низким уровнем познавательной активности и замедленным темпом переработки информации;
- неустойчивостью внимания, нарушением скорости переключения внимания, объем его снижен;
- память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической;
- наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем нагляднообразное и особенно словесно-логическое;
- имеются легкие нарушения речевых функций;
- несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации;
- ограниченные представления об окружающем мире;
- отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью), болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении;
- характерна повышенная утомляемость. Быстро становятся вялыми или раздражительными, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания;
- отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. При обучении следует разговаривать спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.

1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель – формирование правовой культуры личности, воспитание гражданской позиции.
Задачи:
содействовать формированию уважения к праву, правомерного поведения; умения применять полученные умения и знания в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
2) корректировать недостатки познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с учетом индивидуальных возможностей;
воспитывать у обучающихся целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решения, устанавливать деловые, общечеловеческие взаимоотношения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать нормы позитивного социального поведения;
использовать свои права адекватно законодательству;
обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных ситуациях
знать:
- механизмы социальной адаптации;
основополагающие документы, относящиеся к правам инвалидов;
основы гражданского и семейного законодательства;
основы трудового законодательства, особенности регулирования труда инвалидов;
основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования.

1.5.Характерные для АОП формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ. Направление работы и методические приемы:
- ориентация в пространстве (физкультминутки, начерти таблицу без линейки, найди ошибку);
- развитие глазомера (начерти таблицу без линейки, кроссворды, третий (четвёртый, пятый) лишний, ребусы);
- развитие внимания (проговаривание хором, анаграммы – перестановка букв в слове (работа с терминами), характеристика (описание) объекта, воспроизведение обучающимися информации после её написания на доске и последующего стирания, работа с карточками, на которых написана определённая информация, всякому слову своё место – расстановка слов в предложении-определении, найди ошибку, кроссворды, третий (четвёртый, пятый) лишний, соотнеси вопрос и ответ, термин и его трактовку, восполни пропуски, по рисункам охарактеризуй (процесс, области применения), тест, снежный ком, физкультминутки);
- развитие памяти (проговаривание хором, заучивание вслух (в полголоса), бросание мяча (вопрос – ответ), словарный диктант, составление плана, найди ошибку, кроссворды, третий (четвёртый, пятый) лишний, соотнеси вопрос и ответ, термин и его трактовку (составь пару), загадки, шарады, допиши предложение, по рисункам охарактеризуй объект или процесс, тест, физкультминутки);
развитие мышления (составление плана, найди ошибку, третий (четвёртый, пятый) лишний,), соотнеси вопрос и ответ, термин и его трактовку, загадки, допиши предложение, по рисункам охарактеризуй (процесс, области применения), ребусы, головоломки, тест);
развитие мелкой моторики рук (физкультминутки, бросание мяча (вопрос – ответ), работа с разными материалами).
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
17

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
9

Итоговая аттестация в форме
Текущий контроль

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины АД.05 «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Содержание коррекционной и воспитательной работы (методический инструментарий коррекционноразвивающего обучения)
Объем часов
Уровень освоения

2
3
4
5

Раздел 1. Социальная адаптация

Тема 1.1. Основы социальной адаптации

Понятие «социальная адаптация»; виды (полная социальная, физиологическая, психологическая, организационная, экономическая и др.), этапы и стадии социализации (адаптационный шок, мобилизация адаптационных ресурсов, ответ на вызов среды).
- Ориентация в пространстве

- Развитие памяти (составление плана, соотнеси вопрос и ответ, термин и его трактовку (составь пару), допиши предложение)

1

Тема 1.2. Механизмы защиты прав человека.

Основополагающие международные документы по правам человека (Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Конвенция о правах ребенка, Конвенция ООН о правах инвалидов и др.).
- Ориентация в пространстве (Физкультминутки, найди ошибку)

- Развитие мышления (составление плана, найди ошибку, кроссворды, допиши предложение)
1

Механизм защиты прав человека в РФ. Гарантии основных прав и свобод.


Ознакомление с текстом Конвенции о правах инвалидов.

Раздел 2. Основы российского законодательства

Тема 2.1. Конституционное право

Основы конституционного строя РФ. Конституционные права и свободы граждан: политические, экономические, социальные, культурные. Правоспособность и дееспособность граждан.
- Ориентация в пространстве
(Физкультминутки, найди ошибку)
- -Развитие внимания (работа с карточками, расстановка слов в предложении, восполни пропуски)
- Развитие памяти (составление плана, соотнеси вопрос и ответ, термин и его трактовку (составь пару), допиши предложение),
-Развитие мышления (составление плана, найди ошибку, кроссворды, допиши предложение)

Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспекта по теме: «Основы конституционного строя РФ».

Тема 2.2. Основы гражданского законодательства

Гражданский кодекс РФ. Конституционные права и свободы граждан
Законодательство о защите прав потребителей. Процессуальные аспекты защиты прав потребителей
Ориентация в пространстве
(Физкультминутки, найди ошибку)
- Развитие внимания (работа с карточками, расстановка слов в предложении, восполни пропуски)
- Развитие памяти (составление плана, соотнеси вопрос и ответ, термин и его трактовку (составь пару), допиши предложение),
- Развитие мышления (составление плана, найди ошибку, кроссворды, допиши предложение)
3

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с терминами по теме «Гражданский кодекс РФ»
Проработка конспекта по теме: «Основы наследственного права»

Тема 2.3. Основы семейного права

Семейное законодательство РФ. Заключение и прекращение брака.

Ориентация в пространстве (найди ошибку)
- Физкультминутки Развитие внимания (работа с карточками, расстановка слов в предложении, восполни пропуски)
- Развитие памяти (составление плана, соотнеси вопрос и ответ, термин и его трактовку (составь пару), допиши предложение),
- Развитие мышления (составление плана, найди ошибку, кроссворды, допиши предложение)
3

Практическая работа № 1 (Права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства членов семьи).

Проработка конспекта

««Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Методических рекомендаций по...»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

образовательных программ среднего профессионального образования (утв.

Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих

Организация-разработчик: Вурнарский сельскохозяйственный техникум Минобразования Чувашии СОДЕРЖАНИЕ стр.

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………….... 3

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………….... 5

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………. 11

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………. 13

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний»

1.1. Область применения программы Программа учебной адаптационной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.01.17 Повар, кондитер (на базе среднего общего образования).



1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

(адаптированной для обучающихся инвалидов и обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья): дисциплина «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» входит в адаптационный учебный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

использовать нормы позитивного социального поведения;

использовать свои права адекватно законодательству;

обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;

анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

составлять необходимые заявительные документы;

составлять резюме, осуществлять самопрезентацию при трудоустройстве;

использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных и профессиональных ситуациях;

механизмы социальной адаптации;

основополагающие международные документы, относящиеся к правам инвалидов;

основы гражданского и семейного законодательства;

основы трудового законодательства, особенности регулирования труда инвалидов;

основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования;

функции органов труда и занятости населения.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

–  –  –

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 -ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета (аудитории) и рабочих мест кабинета:

учебная мебель, дидактические пособия, программное обеспечение, компьютеры, проекторы, видеофильмы по отдельным темам.

Технические средства обучения: видеопроекционное оборудования для презентаций, средства звуковоспроизведения, экран, компьютеры с доступом к базам данных и Интернету.

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Похожие работы:

«АУДИТОРСКО-КОНСАЛТИНГОВАЯ КОМПАНИЯ AUDIT & CONSALTING COMPANY Приложение 1 к Коммерческому предложению от 26.04.2012 г. I. Общая и профессиональная характеристика ООО "МауэрГрупп" Полное наименование Общество с ограниченной специализированной о...»

«ГУСЕВСКИЙ СЕРГЕЙ ЛЬВОВИЧ СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ЛИЦ В УСЛОВИЯХ РАСШИРЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА НА ВОСТОК Специальность 12.00.10 – Международное право. Европейское право Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Казань, 2007 Работа выполнена на к...»

«Законодательство о хозяйственной (предпринимательской) деятельности Нормы права регулируют самые различные общественные отношения, в том числе и отношения осуществляемые в сфере хозяйственно...»

«Николай Михайлович Коняев Тайны Шлиссельбургской крепости Серия "Тайны Российской империи" Текст предоставлен правообладателем. http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6028168 Коняев, Н.М. Тайны Шлиссельбург...»

«Александр Сергеевич Барков Денис Давыдов Текст предоставлен правообладателем. http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=145918 А.Барков Денис Давыдов: ИТРК; Москва; 2002 ISBN 5-88010-150-9 Аннотация Поэт-гусар Денис Давыдов (1784 – 1839) уже при жизни стал легендой...»

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СМК РГУТиС УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА" Лист 1 из 40 Тема 1. Конституционное право в зарубежных странах: отрасль права, наука, учебная дисциплина. ТЕСТЫ 1.Объект регулирова...»

«Протопресвитер Иоанн Мейендорф БРАК В ПРАВОСЛАВИИ Содержание: Введение Иудаизм и Новый Завет Древняя Церковь и римское право Брак как Таинство Брак и Евхаристия Венчание Количество браков Условия вступления в брак Смешанные браки Развод Семья и регулирование рождаемости Духовенство и брак Брак,...»

«ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015/2016. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАСС. Время выполнения: 80 минут.1. Выберите все правильные ответы (возможно несколько вариантов правильных ответов). Перечертите данную ниже таблицу в лист ответа и впишите в соответствующие ячейки выбранные вами ответы.1.1. Выберите из списка призна...»

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

технологический техникум в р.п. Новоспасское

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Социальная адаптация в современных социально-экономических условиях

Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 260807. 01 Повар, кондитер

методической комиссией (МК) Директор ____________Л.А. Симакова

Протокол заседания от «___»__________20___г.

№___ от «____» _________20__г.

Председатель МК

преподаватель М.В. Плотникова

Рецензент:

ОГБОУ СПО ТТ в р.п. Новоспасское методист В.Н. Тювакина

1. Паспорт программы учебной дисциплины 4

2. Структура и содержание учебной дисциплины 6

3. Условия реализации программы учебной дисциплины 11 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 13

Паспорт программы дисциплины.

« Социальная адаптация в современных социально-экономических условиях»

1.1 Область применения программы

Программа является частью вариативной составляющей основный профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Программа дисциплины предназначена для образовательных учреждений среднего профессионального образования. Программа дисциплины является универсальной и может быть использована в профессиональной подготовке по профессиям СПО.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Программа учебной дисциплины входит в общепрофессиональный цикл программ СПО, профессиональный цикл программ СПО.

1.3 Цели и задачи дисциплины требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цель дисциплины:

Формировать нормативно-правовых, экономических и организационных знаний и умений по вопросам становления, организации и ведения в социум и адаптироваться в современных социально-экономических условиях в условиях российской экономике и в трудовом коллективе.

Задачи дисциплины:

1. Формировать системные знания об основах современных социально-экономических условиях адаптации в коллективе.

2. Выработать организационно - управленческие умения в ведении социальной деятельности в трудовом коллективе.

3. Формировать знания об ответственности в трудовой деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

Характеризовать виды адаптаций и факторы, на нее влияющие;

Оперировать в практической деятельности динамические процессы социальной адаптации;

Определять сущность и структуру трудовой адаптации;

Разрабатывать план адаптированности человека к конкретной трудовой среде;

Составлять пакет документов для дальнейшего трудоустройства на новую работу;

Оформлять документы для партфолио и резюме;

Разрабатывать стратегию и тактику адаптационной деятельности в новом трудовом коллективе;

Соблюдать профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления трудового устава;

Характеризовать механизм защиты трудовой тайны;

Различать виды ответственности предприятия;

Анализировать культурно – психологическую адаптацию и состояние предприятия;

Осуществлять основные трудовые операции и поручения;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

Типологию и идентификацию процесса адаптации в социуме;

Роль среды в развитии человека в трудовом коллективе;

Технологию принятия трудовых решений;

Организационно-правовые формы деятельности нового сотрудника в трудовом коллективе;

Особенности и правила оформления документов;

Механизмы функционирования предприятия;

Основные положения оп оплате труда на предприятиях;

Основные элементы культуры трудовой деятельности и корпоративной культуры;

Сущность и виды ответственности нового работника перед своей организацией;

Систему показателей эффективности трудовой деятельности;

Принципы и методы оценки эффективности трудовой деятельности.

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54часов, в том числе: обязательной аудиторией учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов, в том числе практические занятия в количестве 24 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка в том числе:

практические занятия

Самостоятельная работа обучающихся

в том числе:

Самостоятельная работа над проектом

Подготовка творческих работ (презентаций, рефератов, докладов)

Итоговая аттестация в формедифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины социальная адаптация в современных социально-экономических условиях.

Наименование разделов и тем

Объем часов

Уровень усвоения

Введение. Виды адаптации и факторы, на нее влияющие .

характеризовать виды адаптации и факторы, на нее влияющие;

знать: типологию социальной адаптации.

Сущность социальной адаптации. Виды адаптации. Сущность культурно-бытовой адаптации. Региональные традиции коллектива.

«Анализ факторов адаптационной».

Практическое занятие № 1. «Сущность и структура трудовой адаптации.

Самостоятельная работа обучающихся.

История социальной адаптации, и ее инновационные направления в России (реферат)

Тема: 2. Социальная адаптация - это динамический процесс.

В результате изучения темы обучающийся должен уметь:

Оперировать в практической деятельности динамический процесс социальной адаптации;

Определять приемлемые границы адаптации;

знать:

Роль среды в развитии трудового коллектива;

Технологию принятия решений в новом трудовом коллективе;

Базовые составляющие внутренней среды фирмы.

Сфера адаптационных решений. Внутренняя и внешняя среда культурно – бытовой адаптации. Базовые составляющие внутренней среды трудового коллектива. Факторы косвенного воздействия на принятие управленческих решений. Технология принятия решений нового трудового коллектива. Экономические методы принятия трудовых решений.

Практическое занятие №2

Тема: «Адаптированность человека к конкретной трудовой среде».

Практическое занятие № 3. Сроки и процессы адаптации человека в конкретной трудовой среде.

Факторы косвенного воздействия на трудовой коллектив управленческих решений (сообщение).

Тема: 3. Профессиональная адаптация

В результате изучения темы обучающийся должен уметь:

Разрабатывать адаптационный-план;

Составлять пакет документов для поступления на новую работу;

Оформлять документы для принятия на работу;

знать:

Организационно-правовые формы трудовой деятельности. Знать трудовой кодекс.

Выбор сферы деятельности в новом предприятии. Технико-экономическое обоснование создания нового коллектива: особенности и устав предприятия. Оформление документов для поступления на новую работу.

Практическое занятие № 4

Тема: «Социально-психологическая адаптация»

Практическое занятие № 5 Тема: «Составление пакета документов для поступления на новую работу».

Практическое занятие № 6

Тема: «Культурно-бытовая адаптация».

Практическое занятие № 7.

Тема: «Бытовая адаптация».

Практическое занятие № 8.

Тема: «Стадии процесса адаптации работника в трудовом коллективе».

Практическое занятие № 9

Тема: «Адаптация трудового коллектива к новому сотруднику».

Самостоятельная работа обучающихся:

Фирменное наименование предприятия: особенности и назначение (проект).

Идентификация

В результате изучения темы обучающийся должен уметь:

Определять организационно- правовую форму нового предприятия;

Разрабатывать стратегию и тактику деятельности в трудовом коллективе;

знать:

Механизмы функционирования нового предприятия и его устав.

Разработка стратегии и тактики в новом трудовом коллективе. Структура предприятия, процессы осуществляемые на предприятии. Функции управления на предприятии. Организация планирования деятельности предприятия. Основные функции организации на предприятии. Механизм функционирования предприятия. Маркетинг и логистика предприятия.

Психологическая адаптация в новом трудовом коллективе.

Практическое занятие №10

Тема: «Нормальные сроки адаптации для разных категорий работников».

Практическое занятие №11

Тема: «Виды работ и особенности адаптации в новом трудовом ритме».

Самостоятельная работа обучающихся:

Способы сокращения срока адаптации в новом трудовом коллективе(сообщение)

Факторы трудовой адаптации

- сущность адаптационного риска и основные способы снижения психологического стресса в новом трудовом коллективе.

Сущность адаптационного риска. Классификация психологических стрессов. Показатели риска и методы его оценки. Основные способы снижения адаптационного риска.

Практическое занятие № 12

Тема: «Профессиограмма».

Практическое занятие № 13

Тест: «Правильно ли я выбрал профессию»

Самостоятельная работа обучающихся:

«Знаменитые и выдающиеся карьеристы нашего века» (сообщение).

Карьера, как индивидуально осознанные позиция и поведениена протяжении рабочей жизни человека.

В результате изучения темы обучающийся должен знать:

Основные положения оп оплате труда на новом предприятии.

Структура новой фирмы или организации.

Процесс управления персоналом в новой фирмы или организации.

Основные положения об оплате труда на предприятии.

Практическое занятие № 14

Тема: « Комплексная система профессиональной ориентации, адаптации и продвижения на

предприятии»

Практическое занятие № 15

Тема: «Адаптация и продвижение на предприятии».

Практическое занятие № 16

Тема: « Профессиональный отбор. Управление трудовой адаптацией работников».

Практическое занятие № 17

Тема: « Эффективная психическая адаптация».

Практическое занятие № 18

Тема: « Стрессовые ситуации в профессиональной управленческой деятельности».

Проблемы в психической адаптации.

-

знать:

Основные элементы культуры трудовой деятельности и корпоративные культуры.

Сущность культуры труда. Корпоративная культура. Трудовая этика и этикет. Возникновение и формирование культуры трудового коллектива за рубежом.

Самостоятельная работа обучающихся:

Возникновение и формирование культуры за рубежом (на выбор) (реферат).

Личностный потенциал работника

В результате изучения темы обучающий должен уметь:

Характеризовать механизм защиты предприятия и его тайны; Протестировать личностный потенциал работника.

знать:

Перечень сведений, подлежащих защите.

Сущность трудовых секретов. Отличие предприятия и тайны от коммерческой. Формирование сведений, составляющих тайну трудового коллектива. Внешние и внутренние угрозы безопасности фирмы и личное дело работника. Основные элементы механизма защиты тайны в новой организации.

Практическое занятие № 19

Тема: «Правильно выбранная профессия лучший путь к скорейшей адаптации в социуме».

Практическое занятие № 20

Тема: «Ядро любой трудовой организации составляют полностью идентифицированные работники».

Самостоятельная работа обучающихся:

Внешние и внутренние угрозы безопасности фирмы. Оформление классификационной схемы или таблицы возможных угроз безопасности фирмы. Тест: Идентификация нового специалиста по профессии «Повар, кондитер».

Социология труда.

В результате изучения темы обучающий должен уметь:

- различать виды ответственности перед работодателем и предприятием в котором работает новый специалист.

знать:

Сущность и виды ответственности.

Сущность и виды ответственности работника и специалиста. Условия возникновения гражданской ответственности работника. Способы обеспечения выполнения рабочим своих обязательств. Административная ответственность. Ответственность работника за нарушение устава предприятия. Ответственность за низкое качество продукции (работ, услуг).

Практическая работа № 21

Тема: «Определение видов ответственности работника по анализу заданных ситуаций».

Практическая работа № 22

Тема: « ».

Практическая работа № 23

Тема: «Социология труда».

Практическая работа № 24

Тема: « ».

Самостоятельная работа обучающихся:

Ответственность работника за нарушение трудового договора (доклад).

Дифференцированный зачет

Всего:

3. Условия реализации программы по дисциплине.

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы требует наличие учебного кабинета для социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

Посадочные места по количеству обучающихся;

Рабочее место преподавателя;

Мебель: стеллажи, полки, шкафы.

Технические средства обучения:

Персональный компьютер;

Мультимедиа;

Видеопроектор;

3.2. Информационное обеспечения обучения.

Основные источники:
1. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала, М., 1998. Стр. 206-224.

2. Виханский О.С., Наумов A.H.: "Менеджмент", М. , 1996

3. Волина В. Методы адаптации персонала // Управление персоналом, 1998, 13.

4. Денисенко Г.Ф.; "Охрана труда", М, 1995

5. Коротков Э.М.: "Концепция менеджмента", М, 1996

6. Коханов Е. Ф. Отбор персонала и введение в должность.

М., 1996.
7. Кричевский Р.Л.: "Если Вы - руководитель", М, 1996

8. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. М., 1999. Стр.169-177.

Дополнительные источники:

1. Ромашов О.В. Социология труда: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 320с.

2. Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. М.: Юридическая литература, 1997. – 448

3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе – М.:Юристъ, 1998. – 496 с.

4. Карпов А.В. Психология менеджмента. Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 1996. – 584 с.

3.3. Общие требования к организации образовательного процесса по дисциплине.

В тематический план программы учебной дисциплины включены 9 тем, которые отражают теоретические и практические аспектысоциальной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Основной технологией реализации дисциплины выступает проблемная технология, направленная на формирование опыты решения задач в сфереСоциологии и адаптации в современных социально-экономических условиях.

К каждой темы дисциплины необходимо разработать пакет информационно-методических материалов, включающих планы учебных заданий, дидактические средства, диагностические методики. Проектирование учебных заданий необходимо осуществлять с учетом принципа сотрудничества, активизации деятельности обучающихся, индивидуализации и дифференциации. При реализации планов учебных занятий целесообразно использовать различные формы организации и методы деятельности обучающихся: деловые и ролевые игры, дискуссии, семинары эвристические беседы, мини-лекции, групповые консультации, анализ и обсуждение конкретных ситуаций. Практические задания и упражнения, методы самоуправляемого обучения.

Участие обучающихся в различных диагностических процедурах, самостоятельной оценке достигнутого уровня сформированности умений и знаний;

Учет образовательных результатов в рабочих тетрадях. При проведении итоговой аттестации в форме дифференцированного зачета можно использовать защиту бизнес - проектов.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателям в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий (сообщений, докладов, рефератов и др.), проектов. Ниже указанные формы и методы оценки результатов обучения могут быть пересмотрены преподавателям.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания).

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения.

Уметь:

характеризовать виды адаптаций;

Экспертная оценка результата выполнения практического задания на практическом занятии №1.

оперировать в практической деятельности экономическими категориями;

Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии №2.

определять приемлемые границы и сроки социальной адаптации в новом коллективе нового сотрудника;

разрабатывать адаптационного план;

Экспертная оценка результата выполнения практического задания на практическом занятии №3.

составлять пакет документов для нового сотрудника

Экспертная оценка хода и результата выполнения практического задания на практическом занятии №4.

оформлять документы для поступления на новую работу.

Экспертная оценка хода и результата выполнения практического задания на практическом занятии №5.

определять организационно-правовую форму предприятия;

Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии: №6.

разрабатывать стратегию и тактику деятельности нового работника на предприятии;

Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии: №7.

соблюдать профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса;

Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии: №8.

характеризовать механизм защиты трудовой тайны;

Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии: №9.

различать виды ответственности работника;

Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии: №10.

анализировать социально-психической адаптации

Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии: №11.

осуществлять основные трудовых операции;

Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии: №12.

рассчитывать личностный потенциал работника и его деятельности;

Экспертная оценка хода и результата выполнения практического задания на практическом занятии: №13.

типологию социальной адаптации;

Тестирование

Тест: «Правильно ли я выбрал профессию»;

Тестирование

Тест: « Стрессовые ситуации в профессиональной управленческой деятельности»;

Тестирование

базовые составляющие внутренней среды фирмы;

Тестирование

основные элементы культуры трудовой деятельности и корпоративной культуры;

Тестирование

перечень сведений, подлежащих защите;

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Старомайнский технологический техникум»

Рабочая ПРОГРАММа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

АЦ.06 социальная адаптация и основы социально-правовых знаний

18545 Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования;

16675 Повар

р.п. Старая Майна

2016 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК

ОД, ОГСЭ, ЕН

дисциплин

Председатель ЦМК

________________ С.В. Радчук

Протокол заседания ЦМК

1 от « 31 » августа 2016г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по

учебной работе

________________ Г.В. Ширманова

« 31 » августа 2016 г.

Радчук С.В. преподаватель высшей категории

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

АЦ.06. Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний

1.1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины разработана на основе профессионального стандарта для профессиональной подготовки рабочих по профессии: 18545 «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования»; 16675 «Повар» из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья без получения общего среднего образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: адаптационный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

должен уметь :

Составлять необходимые заявительные документы;

Использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать :

Основы трудового законодательства, особенности регулирования труда инвалидов;

Основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования;

максимальной учебной нагрузки обучающегося 87 час , в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 58 часа;

самостоятельной работы обучающегося 29 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

- подготовка творческих работ (сообщений, рефератов, докладов)

- написание минисочинений, конспектов

- решение ситуационных задач

- подготовка к практическим занятиям

7

4

6

12

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины

АЦ.06. Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний.

Уровень

усвоения

всего

Сам.раб.

Тема 1. Понятие социальной адаптации, её этапы, механизмы, условия.

Понятие социальной адаптации; виды (полная социальная, физиологическая, психологическая, организационная, экономическая и др.), этапы и стадии социализации (адаптационный шок, мобилизация адаптационных ресурсов, ответ на вызов среды).

Механизмы социальной адаптации (добровольный, вынужденный). Дезадаптация: понятие, причины.

Проработка конспектов занятий, работа с литературой

Тема 2. Конвенция ООН о правах инвалидов.

Основополагающие международные документы по правам человека (Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Конвенция о правах ребенка, Конвенция ООН о правах инвалидов и др.).

Механизм защиты прав человека в РФ (конституционная, государственная, судебная, собственная). Гарантии основных прав и свобод.

Практические занятия:

    Конвенция ООН о правах инвалидов

Самостоятельная работа обучающихся

Ознакомление с текстом Конвенции о правах ребенка;

Ознакомление с текстом Конвенции о правах инвалидов.

Тема 3. Основы гражданского и семейного законодательства

Тема 3.1. Основы гражданского законодательства

Понятие и источники гражданского права.

Граждане как субъекты гражданского права. Гражданин РФ. Права и обязанности граждан РФ. Избирательный процесс. Избирательная система. Голосование, как форма участия граждан в политической жизни страны.

Основы наследственного права (понятие «наследование», основания наследования, наследование по закону и по завещанию, приобретение наследства, право на отказ от наследования и т.п).Гражданские права несовершеннолетних

Законодательство о защите прав потребителей. Процессуальные аспекты защиты прав потребителей.

Практические занятия:

    Решение ситуационных задач по основам наследственного права.

    Решение ситуационных задач по защите прав потребителей, составление претензии

Тема 3.2. Основы семейного законодательства.

Семейное законодательство РФ. Заключение и прекращение брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор.

Права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства членов семьи.Права несовершеннолетних детей. Опека и попечительство

Практические занятия:

    Решение ситуационных задач (заключение и прекращение брака, права и обязанности супругов, брачный договор).

    Решение ситуационных задач (Права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства членов семьи).

- Решение ситуационных задач по вопросам наследования.

Решение ситуационных задач по основам защиты прав потребителей.

Подготовить развернутый мотивированный ответ на вопрос: «Я «за» («против») брачный (го) договор (а)».

Решение ситуационных задач по вопросам семейного права.

Тема 4. Основы трудового законодательства. Особенности регулирования труда инвалидов.

Трудовое право. Работник и работодатель. Порядок приема на работу, трудовая книжка, трудовой стаж.

Трудовой договор. Заключение трудового договора (возраст, с которого допускается заключение трудового договора, гарантии при заключении трудового договора, документы, предъявляемые при заключении трудового договора и т.д.). Изменение и прекращение трудового договора (перевод на другую работу, временный перевод, отстранение от работы, расторжение трудового договора по соглашению сторон, другие основания прекращения т рудового договора).

Рабочее время и время отдыха (нормальная продолжительность рабочего времени, сокращенная продолжительность рабочего времени, работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, ненормированный рабочий день; понятие и виды времени отдыха, ежегодный оплачиваемый отпуск и др).

Трудовой распорядок Дисциплина труда. (Правила внутреннего трудового распорядка, поощрения за труд, дисциплинарные взыскания, порядок наложения взысканий, снятие дисциплинарного взыскания).

Особенности регулирования труда отдельных категорий граждан (особенности регулирования труда женщин, инвалидов, несовершеннолетних и т.п.) Заработная плата. Гарантии и компенсации

Решение трудовых споров.Рассмотрение и решение коллективных и индивидуальных трудовых споров.Забастовка. Формы самозащиты прав работника.

Практические занятия:

    Решение ситуационных задач по вопросам заключения и расторжения трудового договора.

    Решение ситуационных задач по вопросам рабочего времени и времени отдыха работника.

    Решение ситуационных задач по вопросам применения дисциплинарных взысканий.

    Решение ситуационных задач по вопросам регулирования труда отдельных категорий работников.

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение ситуационных задач по вопросам трудового права.

Подготовить сообщение: «Право работников на забастовку».

Схематически изобразить формы самозащиты работниками своих прав.

Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Особенности регулирования труда несовершеннолетних».

Тема 5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Практические занятия:

10. Круглый стол: «Новые изменения в законах об инвалидах».

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка к дискуссии: «Новые изменения в законах об инвалидах».

Тема 6. Перечень гарантий инвалидам в Российской Федерации

Перечень гарантий инвалидам в РФ.

Практические занятия:

10. «Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Чтение и совместное обсуждение статей и гарантий закона.

Самостоятельная работа обучающихся:

Тема 7. Медико-социальная экспертиза.

Деятельность бюро медико-социальной экспертизы. Организация работы бюро медико-социальной экспертизы. Нормативно правовые основы по медико-социальной экспертизе и реабилитации инвалидов

Самостоятельная работа обучающихся:

Направления деятельности специалиста по социальной работе в бюро медико- социальной экспертизы

Тема 8. Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида.

Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов. Профессиональная и трудовая реабилитация инвалидов. Проблемы занятости инвалидов. Порядок формирования и реализации медицинской реабилитации больного. Порядок реализации индивидуальной программы.

Практические занятия:

12. Индивидуальная программа реабилитации инвалида.

Самостоятельная работа обучающихся:

Государственная политика в области профессиональной подготовки инвалидов. (сообщение)

Тема 9. Трудоустройство инвалидов

Понятие и технология социального проектирования в сфере трудоустройства инвалидов. Правовые основы проектирования в сфере трудоустройства инвалидов

Практическая работа №13. Составление перечня документов инвалидов для поступления на работу.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка к практическому занятию

Дифференцированный зачет

Всего:

3. условия реализации программы

УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, стенды, шкафы для хранения дидактических пособий, учебники и учебные пособия, карточки-задания, тесты проверочные, учебные тексты,

Технические средства обучения: компьютер для преподавателя, документ-камера, экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

    Конституция РФ.

    Трудовой кодекс РФ.

    Семейный кодекс РФ.

    Гражданский кодекс РФ.

    Конвенция ООН о правах инвалидов.

    Конвенция о правах ребенка.

Дополнительные источники:

    Основы правоведения, учебник для учреждений НПО/ А.Я. Яковлева – Москва, «Академия, 2007 год».

    Основы права, учебник для учреждений НПО/ В.В. Румынина – Москва, «Форум-инфра-М», 2007.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь :

Использовать нормы позитивного социального поведения;

Использовать свои права адекватно законодательству;

Обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;

Анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

Составлять необходимые заявительные документы;

Использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных ситуациях

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать :

Механизмы социальной адаптации;

Основополагающие международные документы по правам человека;

Основы гражданского и семейного законодательства;

Основы трудового законодательства.

Основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования;

Функции органов труда и занятости населения.

Экспертная оценка результата выполнения практического задания.

Экспертная оценка результата выполнения практического задания.

Экспертная оценка результата выполнения практического задания.

Экспертная оценка результата выполнения практического задания.

Экспертная оценка результата выполнения практического задания

Устный опрос;

Письменный опрос (тестирование, работа по карточкам, разбор ситуаций, вопросы для самоконтроля, письменные ответы на вопросы, выполнение практических работ, и др.);

Проверка ведения тетрадей;

Внеаудиторная самостоятельная работа;

Дифференцированный зачет.