Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет ко всему вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.

Существует множество определений социальной коммуникации. Наиболее часто встречающиеся из них: социальная коммуникация - это передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов; - это процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом; - это механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

Выделяют несколько видов социальной коммуникации:

По характеру аудитории:

  • · межличностная (индивидуализированная)
  • · специализированная (групповая)
  • · массовая

По источнику сообщения:

  • · официальная (формальная)
  • · неформальная

По каналу передачи:

  • · вербальная
  • · невербальная

Коммуникация представляет собой сложный многокомпонентный процесс.

Основными его компонентами являются:

  • 1. Субъекты коммуникационного процесса - отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и реципиент);
  • 2. Средства коммуникации - код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.);
  • 3. Предмет коммуникации (какое - либо явление, событие) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.п.)
  • 4. Эффекты коммуникации - последствия коммуникации, выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях.

Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных взаимосвязанных задачи:

  • 1. Интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних в единую и целостную систему общества;
  • 2. Внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов;
  • 3. отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций.

Модели социальной коммуникации

В процессе социологического исследования коммуникационных процессов выработались различные модели социальной коммуникации. Любая коммуникативная деятельность предполагает не только знание характеристик коммуникатора, анализ содержания информации, но и анализ аудитории. Чтобы осуществить такой анализ, коммуникатору необходима психологическая компетентность. Знание психотипов позволяет определить стратегию коммуникативного процесса, прогнозировать действия. Психотип - модель поведенческой структуры личности и ее взаимодействия с окружающей средой. Психологи выделяют пять основных психотипов: квадратный, треугольный, круговой, прямоугольный и зигзаговый. Зная различные психотипы, коммуникатор в процессе коммуникации использует эту информацию для правильного управления коммуникационным процессом.

На эффективность восприятия информации аудиторией влияют культурный, образовательный, социальный уровни коммуниканта. Важными факторами успешной коммуникации служат знание аудитории, уважение к ней, умение общаться с ней на равных, т.е. равенство психологических позиций коммуникатора и коммуниканта. В 80-х гг. ХХ в. Дж.Голдхаберг создал харизматическую модель коммуникациии. Он исходил из того, что ТВ больше действует на эмоции, чем на разум. Поэтому успех телевизионных передач меньше связан с информационным содержанием, а напрямую зависит от “харизмы” той личности, которая на экране. Д. Голдхаберг выделил три типа харизматической личности:

  • · Герой - идеализированная личность, выглядит “как мы хотим”, говорит то, “что мы хотим”.
  • · Антигерой - “простой человек”, один из нас. Выглядит “как мы все”, говорит то же, “что и мы”. Мы с ним чувствуем себя безопасно. Мы ему доверяем.
  • · Мистическая личность - чужд нам (“не как мы”), необычен, непредсказуем. Такой тип коммуникатора подходит для поздних, ночных передач.

При изучении влияния на восприятие информации интеллектуального уровня аудитории выяснили, что для аудитории с высоким уровнем образования предпочтительнее двустороннее сообщение. Такое сообщение представляет собой текст, который кроме аргументов коммуникатора содержит аргументы противной стороны. Это объясняется тем, что такой аудитории необходимо сопоставлять взгляды и самостоятельно их оценивать. Для аудитории же с низким образовательным уровнем рекомендуется использовать одностороннее сообщение, содержащее только аргументы коммуникатора. Одностороннее сообщение эффективно так же, когда аудитория согласна с коммуникатором, когда она не подверглась воздействию аргументов противника.

Целью специалиста является изменение ценностных установок и поведения коммуниканта. Если удается изменить поведение объекта коммуникации, то действия коммуникатора рассматриваются как влияние. Влияние можно оказывать тремя способами: принуждая; манипулируя сознанием коммуниканта; привлекая его к сотрудничеству. Так как специалист формальной властью не обладает, его влияние строится либо на манипуляции, либо на сотрудничестве, либо на этих двух способах сразу.

Под манпуляцией сознанием понимают действия коммуникатора, направленные на изменение психологических установок, ценностных ориентаций, поведения индивидов и целых аудиторий независимо от их желания. Среди причин манипуляции выделяют: конфликт человека с самим собой (А.Маслоу); недоверие по отношению к другим людям (Э.Фромм); ощущение абсолютной беспомощности (экзистенциализм); боязнь тесных межличностных контактов (Э.Берн); некритическое стремление получать одобрение всех и каждого; стремление к символическому овладению партнером по общению (З.Фрейд); реализацию компенсаторного стремления к власти (А.Адлер).

Цель манипуляции - контроль над аудиторией, ее управляемость и послушность. Для достижения цели используются различные манипулятивные технологии: целенаправленное преобразование информации (умолчание, селекция, “передергивание”, искажение информации, переворачивание); сокрытие воздействия; мишени воздействия; роботизация. Данные технологии применяются в таких видах манипулятивного влияния, как:

  • · Манипуляция образами - так как образы обладают сильным психологическим воздействием, их широко применяют в коммуникативной практике, особенно в рекламе.
  • · Конвенциональная манипуляция - опирается не на личные психологические установки, а на социальные схемы: правила, нормы, традиции, принятые в обществе, семье.
  • · Операционально-предметная манипуляция - основана на таких психических особенностях личности, как сила привычки, инерция, логика исполнения действия.
  • · Манипуляция личностью адресата - стремление переложить ответственность за какое-либо действие на адресата, в то время как в выигрыше остается манипулятор.
  • · Манипуляция духовностью - манипуляция высшими уровнями психики (смыслом жизни, духовными ценностями, чувством долга).

Широкое признание и распространение получила линейная модель коммуникации, разработанная известным американским социологом и политологом Г. Лассуэллом и включающая пять элементов:

  • 1. Кто? (передает сообщение) - коммуникатор
  • 2. Что? (передается) - сообщение
  • 3. Как? (осуществляется передача) - канал
  • 4. Кому? (направлено сообщение) - аудитория
  • 5. С каким эффектом? - эффективность

Найдя модель Лассуэлла применимой, хотя и сильно упрощенной, некоторые исследователи стали развивать ее дальше. Р.Брэддок добавил к ней еще два элемента коммуникативного акта: условия, в которых протекает коммуникация, и цель, с которой говорит коммуникатор. "Формула Лассуэлла" отражает характерную особенность ранних моделей коммуникации - она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять на реципиента, и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как процесс убеждения. Это допущение ориентирует модель на применение прежде всего в области анализа политической пропаганды.

В модели Шеннона-Уивера коммуникация также описывается как линейный односторонний процесс. Математик Шеннон работал над своей коммуникационной моделью в конце 40-х годов по заказу лаборатории "Белл Телефон" и это во многом определило "технический" характер созданной модели, ее "дистанционность". Главной задачей было снижение "шума" и максимальное облегчение обмена информацией. Модель описывает пять функциональных и один дисфункциональный (шум) факторы коммуникативного процесса. К функциональным элементам относятся: источник информации, продуцирующий сообщение; отправитель, кодирующий сообщение в сигналы; канал, проводящий это сообщение; получатель; цель, или место назначения.

Сигнал уязвим настолько, насколько он может быть искажен шумом. Примером искажения может являться наложение сигналов, одновременно проходящих через один канал.

Преимущество данной схемы состоит в очевидности того, что сообщение, отправленное источником и сообщение, достигнувшее реципиента, имеют неодинаковое значение. Позднее положение об искажении информации было дополнено другими причинами исходной и конечной информации. В связи с работами по селективности восприятия стало известно, что коммуникационный канал включает последовательность фильтров, приводящих к тому, что количество информации на входе в систему больше той информации, которая срабатывает на выход [Н.Винер].

Неспособность участников коммуникации осознать, что посланное и полученное сообщение не всегда совпадают, является частой причиной затруднений коммуникационного обмена. Эта важная мысль, заложенная в модели Шеннона-Уивера привлекла внимание и получила развитие в исследованиях ДеФлюеру, расширившего исходную модель в более разветвленную сеть:


Он в частности, отмечает, что в коммуникативном процессе "значение" трансформируется в "сообщение" и описывает каким образом отправитель переводит "сообщение" в "информацию", которую затем посылает по каналу. Получатель декодирует "информацию" в "сообщение", которое, в свою очередь, трансформируется в месте назначения в "значение". Если между первым и вторым значениями есть соответствие, то коммуникация состоялась. Но, согласно ДеФлюеру, полное соответствие является весьма редким случаем.

В модели ДеФлюера учтен основной недостаток линейной модели Шеннона-Уивера - отсутствие фактора обратной связи. Он замкнул цепочку следования информации от источника до цели линией обратной связи, повторяющей весь путь в обратном направлении, включая трансформацию значения под воздействием "шума". Обратная связь дает коммуникатору возможность более приспособить свое сообщение под коммуникационный канал для повышения эффективности передачи информации и увеличивает вероятность соответствия между отправленным и принятым значением.

Включение обратной связи на правах полноправного элемента в модели таких, казалось бы, односторонних процессов как телевидение, радиовещание, пресса на первый взгляд представляется проблематичным. Но следует различать обратную связь первого порядка, когда коммуникатор может получать ее в ходе воздействия, и опосредованную связь второго порядка, получаемую на основе оценки результатов воздействия. Кроме того, коммуникатор начинает получать обратную связь не только от реципиента, но уже от самого сообщения (например, от звука и изображения на мониторе). Принципиальное отсутствие обратной связи можно отметить лишь в исключительных случаях общения больших социальных групп - например, при засылке зондов с информацией в космос, "навстречу" внеземным цивилизациям.

Но окончательным преодолением упрощенной трактовки коммуникации как одностороннего линейного процесса явилась циркулярная модель Осгуда - Шрамма. Ее главная отличительная черта - постулирование циркулярного характера процесса массовой коммуникации. Другая ее особенность определяется тем, что если Шеннона интересовали в первую очередь каналы - медиаторы между коммуникатором и аудиторией, то Шрамм и Осгуд обратили свое внимание на поведение главных участников коммуникации - отправителя и получателя, основными задачами которых являются кодирование, декодирование и интерпретация сообщения.


Обзор определений "коммуникации" проведенный У.Шраммом, позволил выделить то общее, что их объединяет - существование набора информационных знаков. В этот набор могут входить не только факты, предметы, но и эмоции, латентные значения ("беззвучный язык").

Адекватность восприятия сообщения предполагает существование области, в которой опыт коммуникатора и реципиента похож, в которой определенные знаки распознаются ими одинаково. Коммуникатор и реципиент имеют "фонд используемых значений", "рамки соответствия" и область, в которой они могут успешно общаться, находится в "перехлесте" их "рамок". Успех коммуникации зависит также от ожиданий, предъявляемых участниками общения друг другу. Профессор отделения журналистики Мемфисского университета Дж.ДеМотт указывает на то, что между средствами массовой информации и их аудиторией сложилось некое молчаливое соглашение, договор (Mass Comm Pact), определяющий обязанности СМК по отношению к аудитории, и обязанности аудитории по отношению к СМК. Несовершенство этого договора заключается в том, что точки зрения потребителей информации и ее производителей на круг этих обязанностей неодинаковы.

Согласно Шрамму, неверно думать, что коммуникативный процесс имеет начало или конец. На самом деле он бесконечен. "Мы представляем собой маленькие коммутаторы, непрерывно принимающие и распределяющие бесконечный поток информации...". (Некоторые исследователи, идут в этом направлении еще дальше, утверждая, что вся внутренняя жизнь человека складывается исключительно из уникального сочетания того, что он видел, слышал и запоминал в течение всей своей жизни.)

Возможным моментом критики этой модели является то, что она создает впечатление "равноправия" сторон в процессе коммуникации. А между тем, часто этот процесс бывает несбалансированным, особенно, когда речь идет о массовой коммуникации. В этих условиях получатель и отправитель не являются столь уж равноправными участниками коммуникации и циркулярная модель, уравнивающая их как звенья одной цепи, неадекватно отражает долю их участия в процессе коммуникации.

Спиралевидная модель Дэнса не претендует на статус полноправной модели и возникла лишь как яркий аргумент в дискуссиях, посвященных сравнению линейной и циркулярной моделей коммуникации. Дэнс отмечает, что в настоящее время большинство исследователей согласятся с тем, что циркулярный подход является более адекватным для описания коммуникативных процессов. Но циркулярный подход имеет также некоторые ограничения. Он предполагает, что коммуникация проходит полный круг до той точки, с которой начинается. Эта часть аналогии с кругом явно ошибочна. Спираль же показывает, что процесс коммуникации продвигается вперед, и то, что находится в данный момент в процессе коммуникации, будет влиять на структуру и содержание коммуникации в дальнейшем. Большинство моделей дают так называемую "замороженную" картину коммуникативного процесса. Дэнс же подчеркивает динамическую природу этого процесса, который содержит элементы, отношения и условия, непрерывно изменяющиеся во времени. Например, в разговоре когнитивное поле постоянно расширяется для тех, кто в него включен. Участники получают все больше и больше информации по обсуждаемому вопросу, о партнере, его точке зрения. Знания в дискуссии расширяются и углубляются. В зависимости от хода беседы спираль принимает различные формы в различных условиях и для различных индивидов.

Модель Дэнса не является, безусловно, удобным средством для подробного разбора коммуникационного процесса. Основное достоинство и назначение спиралевидной модели Дэнса состоит в том, что она напоминает о динамической природе коммуникации. Согласно этой модели, человек в процессе коммуникации является активным, творческим, способным хранить информацию индивидом, тогда как многие другие модели описывают его, скорее, как пассивное существо.

Целью американского исследователя массовой коммуникации Г. Гербнера было создание модели с широкой сферой применения. Она была впервые представлена в 1956 году.

Специфической чертой данной модели является то, что она приобретает различные формы в зависимости от того, какой тип коммуникативной ситуации описывается. Словесное описание модели Гербнера по форме напоминает схему Лассуэлла: Кто-то воспринимает событие и реагирует в данной ситуации с помощью некоторых средств чтобы создать доступное для других содержание в некоторой форме и контексте и передает сообщение с некоторыми последствиями. Графическое представление модели уже имеет оригинальный вид:


Эта модель подразумевает, что человеческая коммуникация может рассматриваться как субъективный, избирательный, изменчивый и непредсказуемый процесс, а система человеческой коммуникации - как открытая система.

То, что люди выбирают и запоминают из коммуникативного сообщения часто связано с тем, как они собираются использовать полученные сведения. Бихевиористический подход связывает селективность восприятия с категориями вознаграждения-наказания. Вероятность отбора информации в рамках этой концепции определяется по формуле:

Вероятность отбора = (В - Н) / У

В - предполагаемая мера вознаграждения,

Н - предполагаемая мера наказания,

У - предполагаемая затрата усилий.

Кроме переменных, затронутой в этой формуле, при выборе сообщений играют роль и многие другие факторы: случайные помехи, импульсивность, привычки аудитории и т.д. - то, что Гербнер называет контекстом.

Гербнер считает, что модель может быть использована для описания смешанного типа коммуникации, включающего как человека, так и машину, динамична, наглядна, применима к различным по масштабу коммуникационным взаимодействиям - как на уровне отдельных людей, так и на уровне больших социальных общностей.

Рассмотрим подробнее наиболее простую линейную коммуникативную модель Лассуэлла. Он выделил три основные функции процесса коммуникации как процесса по своей сути управленческого:

  • 1. наблюдение за окружающей средой для выявления угрозы представляемому обществу и определение возможностей оказания влияния на ценностные ориентации этого общества и / или его составных частей
  • 2. корреляция соотношения составных частей этого общества при его реагировании на «поведение» окружающей среды;
  • 3. передача социального наследия от поколения к поколению.

Итак, в этой модели выделяются следующие компоненты коммуникационного процесса:

  • · источник коммуникации (коммутатор)
  • · содержание
  • · канал коммуникации
  • · мишень (аудитория)
  • · эффект

Виды коммуникаций – это, в общем смысле, формы процессов взаимодействия между различными людьми; это многогранный процесс обмена между индивидами, группами людей различными интересами, идеями, информацией.

Коммуникационное действие – это завершённая операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участков коммуникации. «Коммуникационная деятельность включает не одного, а двух социальных субъектов, в отличие от трудовой и познавательной деятельности, имеющих одного исполнителя. Отсюда следует, что коммуникационная деятельность есть общественное отношение, полюсами которого являются сотрудничество и конфликт» .

Количество участников коммуникации может меняться. В зависимости от этого можно выделить несколько видов коммуникации: микрокоммуникацию, мидикоммуникацию и макрокоммуникацию.

Микрокоммуникация – это коммуникация, где индивидуальная личность выступает в качестве активного реципиента или активного коммуниканта; в качестве же коммуникационных партнёров могут выступать либо другой индивид, либо социальная группа, либо массовая совокупность. Микрокоммуникация имеет 7 форм. А именно:

1) Копирование образца – усвоение форм поведения, умений, внешних атрибутов выбранного образца для подражания (на межличностном уровне).

2) Беседа – обмен идеями, доводами, предложениями между собеседниками (на межличностном уровне).

3) Команда – указания для исполнения их подчинённому, (на межличностном уровне).

4) Референция – подражание социальной группе (на групповом уровне).

5) Руководство коллективом – лидерство в группе (на групповом уровне).

6) Социализация – освоения человеком общепринятых норм (на массовом уровне).

Заметим, что диалог индивида с группой или массой исключаются, потому что диалог возможен только между равноуровневыми партнёрами .

Второй вид социальной коммуникации называется мидикоммуникацией. Мидикоммуникация – это коммуникация где в роли коммуниканта и реципиента выступают социальные группы. Мидикоммуникация имеет пять форм: мода, переговоры, групповая иерархия, адаптация к среде, руководство обществом.

Охарактеризуем каждую из этих форм.

1)Мода – основанная на подражании передача в социальном пространстве вещественных форм, образцов поведения и идей, эмоционально привлекательных для социальных групп.

2)Переговоры – обычный способ разрешения конфликтов и достижения соглашений между социальными группами.

3)Групповая иерархия складывается в крупных учреждениях, по схеме «управленцы – рабочие». Как пример можно назвать армейские подразделения, сословно-кастовые общества. Там контакты между группами чётко регламентированы.

4)Адаптация к среде превращается в коммуникационную проблему для национальных диаспор, живущих среди чужеземцев; для иноверцев и т. д.

5)Руководство обществом осуществляется со стороны творческих групп, производящих мировоззренческие смыслы, определяющие духовную жизнь общества. Необходимо заметить, что мировоззренческие смыслы – это знания, объясняющие наблюдаемые явления, происхождение человека и вселенной, смысл человеческой жизни, идеалы, нормы и стимулы социальной деятельности. Социальные группы, вырабатывающие эти смыслы и коммуникационные сообщения, в которых они запечатлены, оказываются в центре духовной жизни общества. Эти центры смещаются по ходу социально-культурной эволюции .

Следующий вид социальной коммуникации – макрокоммуникация. Макрокоммуникация – это коммуникация, где в качестве объектов действуют общества в целом или государственные образования, цивилизации и т. д. Данный вид коммуникации имеет три формы:

    Заимствование достижений

    Взаимодействие культур

    Информационная агрессия (явление относительно новое, появилось лишь в XX веке).

Обобщая вышеизложенное, надо отметить, что все виды социальной коммуникации направлены на выстраивание взаимосвязей, на взаимовлияние, на обмен информацией между коммуникантами. Коммуникационное действие – это обмен информацией. В зависимости от цели участников коммуникационное действие может осуществляться в трёх формах: подражание, управление, диалог. Те виды коммуникационной деятельности, где в качестве активного, целенаправленного субъекта выступает индивидуальная личность – называются микрокоммуникацией, где выступает социальная группа – мидикоммуникацией, где выступает массовая совокупность (вплоть до общества в целом) – макрокоммуникацией. Те виды, где индивидуальная личность, либо социальная группа, либо массовая совокупность выступают в роли объекта воздействия, называются соответственно межличностным, групповым и массовым уровнем коммуникации.

Разобравшись с видами социальных коммуникаций, необходимо уделить особое внимание функциям, так как они имеют огромное значение для формирования и развития личности, преемственности и передачи социального опыта и организации совместной деятельности. Представление о назначении социальных коммуникаций связано с их глобальными социальными функциями.

Главным субъектом коммуникации является человек, который для обеспечения своей жизнедеятельности вступает во взаимосвязь с другими людьми. Человек не может освободиться от коммуникационного взаимодействия с другими людьми. Жить в обществе и быть свободным от социальной коммуникации нельзя. Система человеческих взаимоотношений опосредуется культурой, которая определяет характер и эффективность человеческого общения. Но в ходе различных видов деятельности человека складывается потребность в поиске более совершенных и эффективных форм общения, что порождает различные роли и назначение тех или иных форм общения. Другими словами, в зависимости от разнообразных причин различные формы общения приобретают соответствующее назначение в жизнедеятельности людей, то есть функцию. Функциональный анализ коммуникации дает возможность выявить ту социальную роль, которую она выполняет в обществе, и помогает более точно понять ее сущность.

В современной науке социальная коммуникация изучается под разными углами зрения; подход к ней зависит от принадлежности ученого к определенной научной традиции, школе или некоторому направлению. Соответствующие понимания коммуникации можно условно разделить на три группы. Это понимания, сформированные на 1) социальной, 2) языковой и 3) собственно коммуникативной основе. Понятие «социальная коммуникация» охватывает все эти три истолкования. Первый подход ориентирован на изучение коммуникативных средств ради их применения (реализации социальных функций коммуникации); второй подход связан с проблемами межличностной коммуникации; третий - с проблемами воздействия массовой коммуникации на развитие общественных отношений.

А.В. Соколов предлагает следующую научную дефиницию социальной коммуникации: социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве. Это движение возможно только между субъектами, так или иначе вовлеченными в социальную сферу, поэтому обязательное наличие коммуникантов и реципиентов подразумевается. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. С.17-18.

В целесообразной социальной коммуникации коммуниканты и реципиенты осознанно преследуют три цели:

1. познавательная - распространение (коммуникант) или приобретение (реципиент) новых знаний или умений;

2. побудительная - стимулировать других людей к каким-либо действиям или получить нужные стимулы;

3. экспрессивная - выражение или обретение определенных переживаний, эмоций.

В зависимости от материально-технического оснащения, т. е. от применяемых каналов, Соколов предлагает различать три рода социальной коммуникации (рис. 1.2) Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. С.101-102.:

Рис. 1.2. Соотношение различных родов коммуникации

1. Устная коммуникация , использующая, как правило, одновременно и в неразрывном единстве естественные невербальные и вербальные каналы; ее эмоционально-эстетическое воздействие может быть усилено за счет использования таких художественных каналов, как музыка, танец, поэзия, риторика. К устной коммуникации относятся путешествия с познавательными целями - экспедиции, туризм.

2. Документная коммуникация , применяющая искусственно созданные документы, первоначально - иконические и символьные, а впоследствии письменность, печать и различные технические средства для передачи смыслов во времени и пространстве.

3. Электронная коммуникация , основанная на космической радиосвязи, микроэлектронной и компьютерной технике, оптических устройствах записи.

Один из наиболее важных феноменов, порожденных коммуникационной революцией ХХ века - Глобальная информационная сеть - Интернет (World Wide Web = WWW). Интернет, по общему мнению, превращается в виртуальное государство со своей собственной «киберкультурой», территорией и населением, не зависящее от национальных или политических границ.

Широко используемый термин «информационное общество» применяется для обозначения особого вида общественной формации, поздних разновидностей постиндустриального общества и нового этапа развития человеческой цивилизации. Наиболее яркие представители этого направления - А. Турен, П. Серван-Шрайбер, М. Понятовский (Франция), М. Хоркхаймер, Ю. Хабермас, Н. Луман (Германия), М. МакЛюэн, Д. Белл. А. Тоффлер (США), Д. Масуда (Япония) и др. В качестве основного условия формирования информационного общества рассматриваются высокотехнологичные информационные сети, действующие в глобальных масштабах. Информация как основная социальная ценность общества является и специфическим товаром.

Основой теории информационного общества является концепция постиндустриального общества, разработанная Д. Беллом. В виде теории информационного общества доктрина получила широкое развитие в период компьютерного бума 1970-1980-х годов. Культуролог О. Тоффлер в книге «Третья волна» сделал заявление о том, что мир вступает в новую, третью стадию цивилизации, в судьбе которой решающую роль будут играть информационные демассированные средства связи, основу которой будут составлять компьютерные системы, соединяющие частные дома со всеми заинтересованными субъектами коммуникаций.

Конец ХХ - начало XXI века вообще ознаменовался растущим интересом научного сообщества к вопросам информатизации общества См.: Бурдуковская Л.П. О влиянии информации на человека, общество, культуру // Российская культура глазами молодых ученых. - СПб., 2003. - Вып. 14. - С. 10-29; Каландия И.Д. Концепция информационного общества и человек: новые перспективы и опасности. // Человек постсоветского пространства: сб. материалов конф. - СПб. : С.-Петерб. философское об-во, 2005. - Вып. 3. - С.256-266 и др. - важнейшему из проявлений научно-технического прогресса. Римский клуб (А. Печчеи, А. Кинг, Д. Медоуз, Э. Пестель, М. Месарович, Э. Ласло, Дж. Боткин, М. Эльманджра, М. Малица, Б. Гаврилишин, Г. Фридрихе, А. Шафф, Дж. Форрестер, Я. Тинберген и др.) - одна из организаций, занимающаяся масштабными исследованиями современных процессов общественного развития и прогнозированием будущего, инициировала компьютерное глобальное моделирование перспектив развития человечества и «пределов роста» технологической цивилизации. Многие прогнозы Римского клуба весьма безрадостны. Сегодня уже смело можно заявлять, что человечество в начале нового тысячелетия вступило в четвертую стадию развития, а «четвертая волна» способна захлестнуть весь мир не только бесконтрольными коммуникациями, но и окончательно оторвать человека от его природной сущности и межличностного общения, перенеся его в виртуальную сферу.

Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями. С помощью его становится возможной связь между поколениями, накопление и передача социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организация совместной деятельности, трансляция культуры.

Каждое реальное социально-психологическое явление уходит своими корнями в коммуникацию. Если один человек намерен каким-либо образом повлиять на другого, необходимо, чтобы источник влияния адресовал объекту влияния некое сообщение, будь то красноречивый убедительный довод, мимолетный сердитый взгляд или послание, переданное на большое расстояние с помощью современных средств связи.

Термин "коммуникация" используется во многих науках, общая для всех наук элементарная схема коммуникации приведена на рис.2.4.

Рис.2.4 Элементарная схема коммуникации

Приведенная схема коммуникации оправдывает себя в области проводной и радиосвязи, теории информации, телекоммуникации и в других технических приложениях, но она не является схемой социальной коммуникации. Ее ограничение в том, что здесь не показано как в процессе коммуникации происходит порождение новых смыслов. Поэтому она называется элементарной.

Элементарная схема показывает, что коммуникация предполагает наличие не менее трех участников: передающий субъект (коммуникант) - передаваемый объект (сообщение) - принимающий субъект (реципиент).

По этой схеме коммуникация представляет собой разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом. Для отграничения коммуникации от других процессов обратим внимание на следующие ее отличительные признаки:

1. В качестве участников коммуникации выступают два субъекта, которыми могут быть: отдельный человек или группа людей, вплоть до общества в целом, а также животные. Согласно этому признаку из понятия коммуникации исключается взаимодействие неодушевленных объектов

2. Обязательно наличие передаваемого объекта, который может иметь материальную форму (книга, речь, жест, подарок и т.д.) или не иметь ее.

3. Коммуникации свойственна целесообразность или функциональность. Целесообразность может проявляться в трех формах:

Перемещение материального объекта в пространстве из пункта А в пункт В - в этом заключается цель транспортной или энергетической коммуникации.

Цель взаимодействующих субъектов заключается не в обмене материальными предметами, а в сообщении друг другу смыслов, обладающих идеальной природой.

Элементарная схема коммуникации (рис.1.) пригодна для понимания генетической связи "дети - родители". В данном случае цель коммуникации заключается в передаче генетического образа от поколения к поколению. Например, как передача "лошадности" от лошади к жеребенку.

Исходя из сказанного, можно дать следующее определение: коммуникация есть опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов.

В зависимости от пространственно-временной среды получается типизация коммуникации, представленная на рис.2.5.

Рис.2.5 Типизация коммуникации

Как видно из рисунка (рис.2.5), имеются четыре типа коммуникации, т.е. опосредованного и целесообразного взаимодействия субъектов:

материальная (транспортная, энергетическая, миграция населения, эпидемии и др.);

генетическая (биологическая, видовая);

психическая (внутриличностная, автокоммуникация);

социальная ( общественная).

Последние три типа являются смысловыми. Здесь в качестве передаваемого сообщения выступает не данная в ощущениях вещь или вещественное свойство, а умозрительно постигаемый смысл. При этом соблюдается следующий закон коммуникации: сообщения смысловых коммуникаций всегда имеют идеальное содержание и, как правило, но не всегда материальную, чувственно воспринимаемую форму.

Важно обратить внимание на то, что все виды смысловой коммуникации взаимосвязаны через личность, то есть субъекта социальной коммуникации. Благодаря генетической коммуникации мы получаем свойственные человеку как биологическому виду нейрофизиологические и анатомические предпосылки мыслительной и речевой деятельности. Можно сказать, что наследственность делает способным человека к социальной коммуникации.

Внутриличностная коммуникация формируется в ходе интеллектуального становления человека в социальной среде. Считают, что внутриличностная коммуникация - это интериоризованная социальная коммуникация. При этом внутренняя речь выполняет две функции:

во-первых, функцию "полуфабриката" внешних высказываний, смысл которых окончательно "совершается в слове" ;

во-вторых, функцию особого коммуникационного канала, обращенного к "самости" личности, ее "внутреннему голосу".

Именно этот скрытый диалог с самим собой активизируется при восприятии произведений искусства, которые нужно не просто осмыслить как сообщение о чем-то, а пережить как личный опыт.

Итак, социальная коммуникация неразрывно связана с генетической и психологической смысловыми коммуникациями, которые служат ее необходимыми предпосылками. Вместе с тем она воздействует на их становление и формирование.

Теперь можно дать научное определение социальной коммуникации: социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве. Это движение возможно только между субъектами, так или иначе вовлеченными в социальную среду, поэтому обязательное наличие коммуникантов и реципиентов подразумевается.

Для более глубокого понимания определения социальной коммуникации мы рассмотрим три момента:

что такое смысл, образующий содержание сообщений;

как этот смысл понимается реципиентом;

чем социальное время и социальное пространство отличаются от астрономического времени и геометрического пространства.

Проблема смысла

Мы остановимся на тех смыслах, которые содержатся в социально-коммуникационных соотношениях.

В целесообразной, а не хаотичной социальной коммуникации коммуниканты и реципиенты осознанно преследуют три цели:

познавательную - распространение (коммуникант) или приобретение (реципиент) новых знаний или умений;

побудительную - стимулирование других людей к каким-либо действиям или получение нужных стимулов;

экспрессивную - выражение или обретение определенных переживаний, эмоций.

Начальным источником знаний, умений, стимулов, эмоций является индивидуальная психика. В ней эти стимулы зарождаются и движутся в психическом времени и пространстве. Для того, чтобы началась социальная коммуникация, коммуникант должен опредметить, овеществить свои смыслы. Их нужно выразить в содержании коммуникационного сообщения. Коммуникационное сообщение движется в материальном пространстве и времени, достигая в конце концов своего реципиента. Для того, чтобы завершилась социальная коммуникация, реципиенту нужно распредметить смысловое содержание сообщения. Он должен понять его и включить понятые смыслы в свою психику, в индивидуальную память.

Социальная коммуникация является весьма сложным процессом. В ней происходят операции опредмечивания и распредмечивания смыслов и переход смыслов из психического уровня в материальный и снова впсихический.

Проблема понимания

До этого момента мы обращали внимание на смысловые процессы в сознании отправителя сообщений - коммуниканта. Теперь обратимся к воспринимающему сообщения - реципиенту. Именно реципиент является конечной звеном, определяющим эффективность смысловой коммуникации.

Единственный способ овладеть смыслами сообщения - понять их. Понимание присутствует в двух умственных процессах: в познании и в коммуникации. Когда речь идет о понимании причинно-следственной связи, мотивов поведения человека, особенностей сложившейся ситуации, имеет место познавательное понимание. Когда же речь идет о понимании сообщения, имеется в виду коммуникационное понимание. Познавательное понимание - предмет изучения гносеологии (теории познавания), а коммуникационное понимание со времен античности изучается герменевтикой.

Понимание речи - это процесс, при котором на основании некоторого сообщения создается мысленный образ (представление) информации, содержащейся в этом сообщении. Последовательность произносимых нами звуков должна соответствовать смыслу сообщаемого, если мы хотим, чтобы нас поняли. Кроме того, "отправитель" и "получатель" должны обладать общим знанием значений слов и правил грамматики. Поскольку речь всегда отличается незаконченностью, "получатель", для того чтобы создать верный мысленный образ сообщаемого, должен полагаться на свои предварительные знания, контекст или обстановку и другие "ключи", облегчающие понимание.

Коммуникационное понимание может иметь три формы:

реципиент получает новое для него знание; коммуникационное понимание сливается с познавательным и имеет место коммуникационное познание;

реципиент, получивший сообщение, не постигает его глубинный смысл, ограничиваясь коммуникационным восприятием например, текст басни понят, а мораль не постигнута;

реципиент запоминает, повторяет, переписывает отдельные слова или фразы, не понимая даже поверхностного смысла сообщения; тогда имеет место псевдокоммуникация, так как нет движения смыслов, а есть лишь движение материальной оболочки знаков.

Коммуникационное познание является творческим познавательным актом, потому что воспринимающий не только осознает поверхностный и глубинный смыслы сообщения, но и оценивает их с точки зрения этического долженствования и прагматической пользы.

Мысль, возникшая в уме "адресанта", это внутренняя, структура. Она известна только ему. Задача "адресанта" - создать поверхностную структуру на основании своего глубинного представления, в то время как задача "получателя" - вернуться от поверхностной структуры к глубинному представлению говорящего, или автора текста.

Выдвигаются разные критерии распознавания уровня понимания. Одни ученые считают критерием поведение человека. Если один человек попросил другого выключить свет, то неважны познавательно-коммуникационные операции в головах собеседников, важно, будет ли выключен свет. Если же свет выключен, то имеет место коммуникационное познание.

Другие полагают, что сообщение понято правильно, если реципиент может стать автором разумных утвердительных высказываний по поводу его содержания. Например, обсуждать раскрытие темы, идейно-художественные достоинства, стиль изложения, полезность сообщения и так далее.

Третьи отвергают столь упрощенные критерии, считая, что они не годятся для оценки адекватного понимания художественного, религиозного, научного произведения. Понимать совершенное произведение искусства, значит, заново создавать его в своем внутреннем мире. Дело в том, что глубокое понимание включает сопереживание. Нужно не только узнать знаки и уяснить поверхностный и глубинный смысл сообщения, но также открыть и пережить то эмоциональное состояние, которое владело автором в процессе творчества. Конечно, не каждый человек может заново воссоздавать произведения искусства в своей душе и тем более не любое произведение искусства.

С точки зрения завышенного, практически недостижимого уровня коммуникационного познания скептически видится возможность понимания людьми друг друга.

Наш современник Ю. Б. Борев говорит, что: "Понимание вовсе не есть соприкосновение душ. Мы понимаем мысль автора настолько, насколько мы оказываемся конгениальны ему. Объем духовного мира автора шире самого обширного авторского текста. Понимание имеет дело с текстом, а не с духовным миром человека, хотя они и не чужды друг другу".

Проблему понимания усугубляет еще и тот факт, что оно всегда сопровождается "приписыванием смысла" со стороны реципиента. Получается ситуация "суперпонимания", которую А. А. Потебня описал так: "Слушающий может гораздо лучше говорящего понимать то, что скрыто за словом, и читатель может лучше самого поэта постичь идею его произведения., сущность, сила такого произведения не в том, что разумел под ним автор, а в том, как оно действует на читателя". Действительно, ученый-герменевтик может прочитать в трактате средневекового алхимика такие откровения, о которых тот и не подозревал.

Не доходя до глубинных мотивов и замыслов коммуниканта, реципиент в состоянии поддерживать диалог с ним и даже понимать мысль автора настолько, насколько он его внутренний мир оказывается созвучен миру автора. Что относится к псевдокоммуникации, то, вообще, она представляет собой обычное явление в нашей жизни и является причиной многих недоразумений и конфликтов.

Социальное пространство и время

Существуют разные хронотопы или пространственно-временные координаты. Теперь нужно пояснить, почему для социальной коммуникации мы выбираем социальный хронотоп, а не материальное трехмерное пространство и астрономическое время. Ведь члены общества обитают в географическом пространстве трех измерений и время отсчитывают согласно календарям, согласованным с движением небесных светил. Зачем понадобилось из осязаемого и привычного материального хронотопа удаляться в умозрительный хронотоп?

Все дело в идеальной природе смыслов, которыми оперирует социальная коммуникация. Смыслы принадлежат не материальной, а идеальной реальности, поэтому их движение нельзя проследить или измерить сверхточным хронометром. Его нужно фиксировать идеальными, а не материальными инструментами. Такими "идеальными инструментами" служат понятия социальное пространство и социальное время.

Социальное пространство - это интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними. Социальные отношения многочисленны и разнообразны: родственные, служебные, соседские, случайные знакомства и так далее. Поэтому социальное пространство должно быть многомерным. Когда говорят, что человек "пошел вверх" или "опустился на дно жизни", имеется в виду социальное пространство.

Социальное время - это интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемое современниками. Это ощущение зависит от интенсивности социальных изменений. Если в обществе изменений мало, социальное время течет медленно; если изменений много, время ускоряет свой ход. Согласно "социальным часам", десятилетия застоя равны году революционной перестройки.

Социальные смыслы: знания, эмоции, стимулы обладают свойством старения, то есть они утрачивают свою ценность со временем. Но это не относится к календарно-астрономическому времени, которое мы измеряем сутками, годами, веками. Здесь имеется в виду социальное время, которое измеряется скоростью общественных преобразований. Смыслы устаревают потому, что появляются новые, более актуальные смыслы, завладевающие вниманием общества. Поэтому такие смыслы как, например математические теоремы, сохраняют свою ценность веками, а другие, например прогнозы погоды на завтра, через один день уже никого не интересуют. Движение смыслов в социальном времени.

Не стоит забывать, что важнейшей составляющей социального взаимодействия будет социальная коммуникация. Хотя в каких-то ситуациях возможно взаимодействие без коммуникации, в подавляющем большинстве случаев социальные контакты включают коммуникацию.

Коммуникация - ϶ᴛᴏ взаимный обмен информацией, предполагающий ориентацию обоих участников на ответную открытость партнера. Такой обмен происходит не обязательно в словесной форме (вербальной), но и в невербальной. Невербальная коммуникация значительно древнее вербальной. Стоит заметить, что она содержит в себе жесты и мимику, танец, музыку, изобразительное искусство, скульптуру и архитектуру. В самом деле, оставшиеся от прошедших веков инженерные сооружения, храмы, дворцы, скульптуры, картины передают без слов информацию о жизни, чувствах, взаимоотношениях давно умерших людей.

Суть процесса коммуникации, как следует из определения, состоит в передаче другому участнику сообщения, содержащего информацию. Сам акт раскрытия содержания ϲʙᴏего сознания в ходе коммуникации в социологии называют сигналом.

Но сигнал — ϶ᴛᴏ не всегда сообщение или информация. К примеру, если на улице к нам обратится прохожий на иностранном языке, кᴏᴛᴏᴩого мы не знаем, то мы примем такой сигнал, но не получим реального сообщения. Конечно, в таком случае не состоится ни коммуникации, ни получения информации. В случае если говорится что-то такое, что нам уже известно, мы получаем сообщение, но оно не будет для нас информацией. Сообщение будет информацией только в том случае, если оно содержит нечто для нас неизвестное.

Передача информации в ходе коммуникативного процесса требует определенных носителей — символов и знаков, так как коммуникация по ϲʙᴏей природе — символический процесс. В качестве символов и знаков выступают объекты, раскрывающие смысл, кᴏᴛᴏᴩый они содержат не сами по себе, а благодаря тому, что данным смыслом их наделило общество. Такой смысл — ϶ᴛᴏ значение знака. По϶ᴛᴏму можно сказать, что коммуникация представляет собой процесс расшифровки знаков и прочтения их социальных значений.

Знаками будут слова, жесты, позы, мимика, иногда — экспрессивное поведение (смех, улыбки, слезы, вздохи и т.д.)

Язык - важнейшая знаковая система, институционализированная обществом и имеющая по϶ᴛᴏму исторический характер. Индивид рождается и формируется в конкретном социальном контексте, где уже задана конкретная структура языка. По϶ᴛᴏму язык любого общества опосредованно демонстрирует структуру самого общества и как бы задает специфику социальной коммуникации.

Не стоит забывать, что важной характеристикой любого коммуникативного процесса будет намерение участников повлиять друг на друга. Влияние может осуществляться за счет использования таких механизмов психологического воздействия, как:

  • убеждение — процесс целенаправленного коммуникативного воздействия, характеризующийся логическим обоснованием сообщения (или нескольких сообщений) с целью добиться согласия собеседника (или аудитории) с высказываемой точкой зрения;
  • внушение — способ коммуникативного воздействия, рассчитанного на некритическое восприятие информации; такой характер восприятия не требует ни развернутого логического анализа, ни оценки, ни глубоких размышлений, а реализуется за счет воздействия на чувства, эмоции, кᴏᴛᴏᴩые в ϲʙᴏю очередь влияют на интеллектуальные и волевые характеристики индивида, не подозревающего о том, что он подвергается внешнему воздействию.

Внушение используется для того, ɥᴛᴏбы создать у собеседника состояние, побуждающее его к определенным действиям. Результативность ϶ᴛᴏго процесса напрямую зависит от индивидуальных особенностей индивида, уровня его образования, культуры, психического состояния и степени подверженности влияниям. Исключая выше сказанное, сила воздействия во многом зависит от наглядности, доступности, образности и лаконичности информации. Эффективность коммуникативных средств во многом определяется тем, насколько содержание внушаемого сообщения в общем и целом ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует интересам и потребностям аудитории.