Юрий Нехайчук

Всплеск политической активности, который можно наблюдать в последние полгода, часто называют рождением гражданского общества в России. РБК daily вгляделась в лицо «новорожденного» и попыталась нарисовать его портрет. Оказалось, что ему уже примерно лет пять, его волнуют судьба бездомных котов, произвол полиции, пропажа людей и избирательное право. Растет и развивается гражданское общество не только в Москве и Санкт-Петербурге.

Как все начиналось

Если допустить, что социальные процессы в любом государстве подчиняются законам цикличности, то начало нового цикла в России пришлось на 2006 год. В период экономического роста 2000-х граждан больше волновали проблемы накопления, а происходящее во власти и обществе ушло на задний план. Воспользовавшись моментом, государство ужесточило отношение не только к оппозиционным радикальным партиям, но и к гражданским активистам, правозащитникам и экологам.

К 2006 году в кошельках многих соотечественников водилось уже достаточно денег, чтобы переключить внимание на происходящее в обществе. Власть ожидала такого поворота событий, и в апреле того же года были окончательно приняты и законодательно закреплены правила игры для некоммерческих организаций. Они получили контролера в лице Федеральной регистрационной службы (ФРС) и стали обязаны сдавать отчетность, а значит, могли ждать проверок.

Исходя из данных Московской Хельсинкской группы, именно на 2006-2007 годы пришелся пик давления со стороны ФРС. За два года с проверкой нагрянули более чем в 30 тыс. некоммерческих организаций. Возглавлявший в то время службу Сергей Васильев объяснил такую активность необходимостью понять, откуда гражданские активисты берут средства, допустил, что финансируются они Западом, и назвал ужесточение мер вопросом национальной безопасности.

Власти решили взять становление и развитие гражданского общества под свой контроль, создав Общественную палату, а с ней и программу грантов на поддержку общественности, которую курирует Мин­экономразвития. Эта программа неэффективна, считает глава программы «Общество и региональная политика» Центра Карнеги Николай Петров. По его словам, сейчас гранты раздаются фактически на выполнение тех функций, которые должно, но не хочет брать на себя государство.

Руководитель Института проблем гражданского общества (один из операторов конкурса грантов Общественной палаты) Мария Слободская через помощников передала отказ обсуждать перспективы и проблемы гражданского общества России, сославшись на большую занятость в Общественной палате. Эксперты, опрошенные РБК daily, отмечают, что рост гражданского самосознания с середины 2000-х имеет свои пиковые точки (события, объединявшие общество, отмечены на инфографике).

Что сейчас

С некоторой условностью все гражданское общество можно разделить на три сегмента. В первом - оппоненты власти, во втором - ее помощники, в третьем - те, кто работает на благо общества и никак с властью не связан. «Именно третий, наи­менее развитый сегмент демонстрирует сейчас наибольшее развитие. То, как ему удастся выстроить отношения с обществом, обойдя тему власти - ни за нее, ни против нее, - и будет определять перспективу», - считает Николай Петров.

Этот третий сегмент был назван в 2010 году «новыми неформалами» в исследовании «Общественные объединения нового типа» Евгения Гонтмахера, члена правления Института современного развития (ИНСОР). Он писал: «Мы имеем дело с искренним желанием отстоять свои и чужие попранные права, что для современной России весьма свежо и, хочется верить, перспективно».

К «новым неформалам» можно отнести 3-4% россиян, которые, согласно опросам НИУ-ВШЭ, участвуют в регулярной добровольческой деятельности, и еще 3%, тем или иным способом помогающие некоммерческим организациям (НКО). «На фоне чуть ли не 350 тыс. зарегистрированных в России некоммерческих организаций, участниками которых числятся миллионы людей, это немного», - пишет в своем исследовании г-н Гонтмахер. Но, по его словам, преобладающая часть старых НКО либо давно умерла (по данным на 2010 год, реально действующие НКО составляют не более 38%), либо «легла под власть».

Наряду с этим растет и число оппонентов власти. Митинги на Болотной площади и проспекте Сахарова в Москве, названные многими отправной точкой формирования гражданского общества, имели политическую подоплеку. Борьба за свои избирательные права оживила, например, институт независимых наблюдателей на выборах.

Эксперты исследовательской группы ЦИРКОН по итогам 2010-2011 годов оценили гражданскую активность в российских регионах и разделили их на шесть групп (см. карту). Потенциал гражданской активности рассчитывался исходя из пяти показателей, предоставленных Росстатом: удельного веса городского населения от общей численности населения региона, числа студентов (на тысячу человек), выпуска газет (на тысячу человек), числа общественных организаций и объединений (на тысячу человек) и количества малых предприятий. Декларируемый уровень институциональной общественной активности основан на базе опросов Фонда общественного мнения, интересовавшегося, в деятельности каких общественных объединений и других некоммерческих организаций принимают участие респонденты, на протяжении какого срока и как часто.

Чего ждать

РБК daily пообщалась с гражданскими активистами, которые начали свою работу задолго до декабря 2011 года. Они не питают иллюзий, что после череды митингов некоммерческим организациям станет легче жить в плане проверок, финансирования или суд будет чаще вставать на их сторону. Но то, что к гражданской активности помимо защиты животных, охраны природы и помощи больным людям присоединилась борьба за политические свободы, сформировало определенное информационное поле. Теперь быть гражданским активистом, интересоваться происходящим в обществе - значит быть в тренде. Все собеседники РБК daily испытывают определенный душевный подъем - теперь на их работу обращают внимание, это придает сил.

Что касается будущего гражданского общества, пути его развития тесно связаны с дальнейшими действиями власти, уверены эксперты. «Пока события показали, что требования выдвигают не столько политические активисты, сколько гражданские, заинтересованные лишь в надлежащем исполнении властью взятых на себя обязательств», - говорит исследователь из Левада-Центра Денис Волков. По его словам, люди сейчас начинают задумываться, как государство работает и для кого.

Общественные организации должны сотрудничать с властью, обосновывать ей свои предложения и настойчиво убеждать в своей правоте и нужности, считает глава ИГ «Циркон» Игорь Задорин. «К сожалению, многие из них дистанцируются от активного контакта с властью, а кому-то просто не хватает терпения. По-настоящему известных и влиятельных организаций, борющихся за права граждан и действующих на федеральном уровне, в настоящее время нет», - говорит он.

С ростом социальной активности, и особенно молодежной, у любых хэппенингов большое будущее, считает Николай Петров. По его мнению, любые коллективные действия граждан, при этом не нарушающие права других граждан, можно считать проявлением гражданской позиции участников. Если они приводят к появлению полезных результатов, будь то реальное решение проблемы или просто привлечение к ней внимания, они, безусловно, формируют гражданскую позицию и у тех, кто не участвует.

Гражданская активность молодежи (в социологии) - деятельность молодежи и молодежных социальных групп, направленная на изменение и развитие гражданского общества.

Теория гражданского общества разрабатывалась на основе историко-философских, социологических и политологических исследований, посвященных проблемам устройства жизни общества в системе государства. Проблематика идеи гражданского общества присутствовала в трудах ученых со времен Древней Греции. Именно там впервые было сформулировано понятие «гражданин», сущность которого раскрыта в историко-философских трудах Аристотеля, Платона и Цицерона. Развитие теории гражданского общества связано с изменениями общественных формаций. Проблемы гражданского общества нашли отражение в теории естественного права и общественного договора в трудах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Гуго Гроция, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Фергюсона. С конца XVIII в. развиваются рационалистические учения Ф. Гизо, В. Гумбольдта, И. Канта, А. Токвиля.

На рубеже XIX–XX вв. происходит существенное развитие социологии, которая также вносит свой вклад в изучение проблем общественного развития (труды М. Вебера, Э. Дюркгейма, Н. Д. Кондратьева и др.).

В отечественной литературе идеи гражданственности и стабилизации общественного развития представлены трудами Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. А. Котляревского, С. Л. Франка, Б. Н. Чичерина и др. В их работах проблема взаимоотношения гражданского общества и государства рассматривалась с иных, чем в западных концепциях, позиций. Эти отношения мыслились как партнерские, а не формируемые на основе противостояния государства и гражданского общества. ХХ в. существенно изменил представления о научной картине мира. Большое методологическое значение в связи с этим имеют труды, посвященные анализу формирующегося информационного общества. В современных условиях развиваются новые аспекты теории демократии и гражданского общества в трудах западных исследователей Г. А. Алмонда, Р. Арона, С. Вербы, М. Дюверже, К. Поппера и др.

С учетом исторического опыта развития идеи, национальных особенностей, а также специфики, обусловленной становлением глобального информационного общества, рассматривается проблематика гражданского общества в трудах современных отечественных исследователей - А. А. Аузана, Н. Е. Беловой, Ю. Н. Беляевой, Г. И. Ванштейна, В. В. Витюка, М. К. , Т. Н. Наумовой, С. Г. Смолькова, С. Л. Серебрякова, К. А. Феофанова, И. В. Ушаковой, А. В. Шевченко и др. Применительно к молодежной проблематике имеют значение материалы трех международных молодежных научных конференций «Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации», прошедших в 2009–2011 гг. (Глобальное общество…, 2009, 2010, 2011), а также публикации по тематике информационного общества в аспекте участия молодежи (Луков, Погорский, 2014).

Современное развитие России сопряжено со становлением и развитием гражданского общества. Глубокие трансформационные процессы, явившиеся следствием перехода России на путь демократического развития потребовали поиска новых идей и форм организации жизни социума, которые обеспечивали бы ему устойчивое существование и развитие. Решение этих задач было невозможно без развития гражданского общества, призванного формировать социально-политическую активность личности и уравновесить государственное влияние различными формами самоорганизации и самоуправления.

Условием функционирования гражданского общества является наличие людей, способных конструктивно взаимодействовать с другими силами общества во имя общих целей, интересов, ценностей, а также готовых подчинять свои частные интересы и способы их достижения общему благу, выраженному в правовых нормах. «Вырастить» активного субъекта гражданского общества легче с , когда осуществляется процесс первичной социализации, формируется личность, что означает развитие молодого поколения в рамках новых общественных формаций, обеспечивающих построение нового государства с новой системой ценностей.

Институтами гражданского общества, среди прочих, считают органы местного самоуправления, средства массовой информации, политические партии, общественные объединения. Негосударственные, некоммерческие и добровольческие объединения принято называть организациями третьего сектора. Сочетание основных трех признаков - независимость, добровольность и неприбыльный характер деятельности - образует то своеобразие, которое позволяет отличить организации третьего сектора их от некоторых похожих организаций, принадлежащих государственным и коммерческим институтам. Реальные формы существования третьего сектора в разных странах являются итогом разрешения длительных противоречий и компромиссов между государством, рыночными субъектами и самими гражданами по поводу их доли ответственности и меры участия в социальном воспроизводстве.

Определяющим моментом становления гражданского общества является социальная ответственность. Ее роль в системе координации многоаспектных форм взаимосвязи интересов личности, общества и государства заключается в том, что ответственность как социальный феномен определяет пределы допустимой деятельности отдельных индивидов, групп, организаций в об­ществе. Это особенно важно в российских условиях, где традиционно велико понимание роли государства и крайне сложно проходит процесс разграничения обще­ственного, государственного и личного.

В то же время процесс трансформации российского общества сопровождается изменением роли государства и переносом центра тяжести многих воспроизводственных задач преимущественно на возрастающую активность и ответственность самих граждан, их хозяйственные, политические и иные организации и объединения.

Сегодня приоритетным направлением государственной молодежной политики на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном), должны стать развитие социальной активности молодежи, гражданского самосознания через их участие в деятельности молодежных и детских общественных объединений, молодежных парламентов, правительств, иных консультативно-совещательных структур, созданных при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня, органах студенческого самоуправления (Государственная молодежная политика…, 2013).

Общественное движение на современном этапе характеризуется как демонополизированное, вариативное по направленности деятельности, разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ и проектов. Соответственно и деятельность большинства молодежных и детских общественных объединений выступает как разнонаправленная. Эти организации объединяют представителей разных социальных групп подростков и молодежи. Деятельность большинства организаций направлена на решение конкретных проблем общества, детей и молодежи. Многие из них реализуют программы по созданию социальных молодежных служб, бирж труда, развитию детского и молодежного предпринимательства, спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, национально-культурному возрождению, летнему отдыху, решению жилищных проблем и т. д.

Обществом признается социальная значимость этих организаций. В отличие от неформального сообщества (группы, компании, банды и т. д.) в организации молодому человеку предоставляется возможность стать субъектом права и социальной деятельности. Она включает субъекта в систему социальных отношений, помогает постигать новые социальные роли. Такие молодежные группы заявляют о наличии у них гражданской цели.

Объединяющим началом для детского и молодежного движения России стало создание в 1992 г. ассоциации общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России», цель деятельности которого - координировать усилия молодежных и детских общественных объединений России по защите и реализации интересов и прав молодежи и детей. В Национальный Совет входят 72 коллективных члена.

В 2001 г. создана общероссийская ассоциация общественных объединений «Союз молодежных организаций Российской Федерации» («СОЮЗМОЛ»).

В 2006 г. была сформирована Молодежная общественная палата (МОП), цель деятельности которой - подготовка кадрового резерва для органов государственной власти и выдвижение собственных предложений по формированию государственной молодежной политики. МОП объединила определенную часть молодежных лидеров в возрасте от 18 до 35 лет. В ее состав вошли представители таких молодежных объединений и политических движений, как Центр студенческих инициатив, Молодежный союз правых сил, Союз активной молодежи, Союз молодых ученых, молодежный центр либерально-демократической партии России, «Молодая гвардия» и др.

Характерным признаком современного развития молодежных и детских общественных объединений является добровольность вступления в организации. Это стало безусловной нормой их деятельности. Однако свобода выбора молодым человеком своей организации на данном этапе проявляется для большинства молодежи как свобода не выбирать ни одной из них, что существенно затрудняет диалог государственных и общественных структур с подрастающим поколением. Лишь немногие из молодежных общественных объединений предусматривают массовое членство в них молодых людей.

В середине 1990–х гг. началось оформление молодежных консультативно-совещательных структур, действующих при органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (общественные молодежные палаты, парламенты, правительства, советы и т. д.), являющихся добровольными, самоуправляемыми формированиями, созданными по инициативе молодых людей, действующими с соблюдением принципов выборности и легитимности. Важным шагом в развитии молодежного парламентского движения стало создание молодежных парламентов.

Значительную роль в формировании гражданской активности молодежи с 1960-х гг. начали играть студенческие отряды. В 1965–1991 гг. в их работе приняло участие почти 13 млн юношей и девушек. Студенты трудились во всех сферах народного хозяйства, на территории всех областей, краев и республик Советского Союза. За это время были выработаны четкие правила организации и деятельности студенческих отрядов. Государство перешло на плановое формирование студенческих отрядов. Были законодательно закреплены льготы и преимущества для участников движения. Был сформирован механизм работы ССО начиная от отряда вуза и заканчивая Центральным штабом. С середины 1990-х гг. студенческие отряды начинают возрождаться в ряде российских вузов, тем не менее движение не является столь масштабным, как в СССР. В 2003 г. инициатива регионов по развитию студенческих отрядов была поддержана на федеральном уровне. 9 июля 2003 г. в г. Москве состоялось заседание Правительственной комиссии по делам молодежи «О государственной поддержке студенчества и студенческих отрядов», в соответствии с решением которого был создан межведомственный Координационный совет по поддержке деятельности студенческих отрядов в Российской Федерации.

17 февраля 2004 г. в Москве прошел Всероссийский Форум студенческих отрядов, посвященный 45-летию движения ССО на котором было учреждено Молодежное общероссийское общественное движение «Российские Студенческие Отряды».

Результаты экспедиционного исследования «Социально-экономическая эффективность молодежной политики в условиях формирования многополярного мира (региональный и федеральный аспект)» (2010) показали, по мнению студентов, студенческое движение должно определять и решать следующие приоритетные вопросы: «организация полноценного досуга молодежи»; «развитие личностных качеств, необходимых в будущей деятельности»; «привлечение студенческой молодежи к активной общественно-политической деятельности»; «помощь в трудоустройстве»; «подготовка будущих лидеров страны»; «помощь социально незащищенным группам населения». Были также обозначены такие позиции, как «экологические вопросы»; «защита гражданских прав и свобод»; «связь органов власти с общественностью»; «социально-психологические проблемы». Среди форм общественно-политической деятельности наиболее привлекательными для молодежи, по данным этого исследования, являются: «организация творчества студентов»; «благотворительные акции»; «деятельность по защите прав студентов»; «участие в работе студенческих средств массовой информации»; «митинг, демонстрация». Меньшей значимостью для молодых людей обладает такая позиции, как «партийная деятельность» (Гневашева, Фальковская, 2010).

Под понятиями «патриотизм, гражданственность» практически каждый второй опрошенный в ходе данного исследования студент понимает позиции: «гордиться своей страной», «знать историю и культуру своей страны». Две трети считают, что рассматриваемые понятия означают «в процессе своей деятельности вносить вклад в развитие страны». И лишь незначительная доля опрошенных определяют под этими понятиями активную позицию, как то: «участвовать в выборах»; «участвовать в общественно-политических акциях». Наиболее значимые проблемы, в решении которых студентов охотно приняли бы участие, являются: «проблемы трудоустройства»; «проблемы социально незащищенных групп населения (многодетные, инвалиды, беспризорники, мигранты и др.)»; «социально-психологические проблемы (семейные, проблемы отцов и детей, одиночества и др.)»; «экологические проблемы» (там же).

Исследования 2000–2010-х годов показывали, что гражданская активность молодежи носит слабо выраженный характер. В частности, отмечалось, что для молодого поколения понятие патриотизм и гражданственность - различные по сути и смыслу термины. Если понятие патриотизма носит более привычный характер и под этим понятием молодые люди подразумевают то, что предполагается общими , а именно: любовь к стране, ее истории и культуре, то понятие гражданственности не является выраженным понятием в сознании общества, а тем более в сознании и действиях молодого поколения. Поэтому и деятельность общественных молодежных организаций, существование и цель которых по определению должны быть связаны с формированием третьего - общественного сектора, и восприниматься молодым поколением с позиции гражданственности, воспринимаются им с позиции социальной, общественной значимости, что определяется перечнем тех значимых мероприятий, которые молодые люди приписывают общественным организациям и результаты которых выносят в социум, демонстрируя их как результат влияния общественных движений, а именно: работа в команде, целеустремленность, личностные организационные качества и социальная работа. Деятельность общественных организаций трактуется молодым поколением из названия - значимые для общества и отдельного молодого человека мероприятия, как то: трудоустройство, проведение досуга и т. д., и, практически, не идентифицируется молодыми людьми с позиции гражданского общества и его определяющих характеристик.

Современная молодежь, находясь в социальном поиске согласно своему , вряд ли может в полной мере определить собственное место в социальной и политической системе российского общества, тем более в структурах активного диалога с властью. Индивидуальность, присущая молодежи, во многом есть результат протеста и поиска себя. Во многом запутанность социальных сетей способствует большему взаимодействию молодых людей и малых социальных групп, определению своего социального статуса именно в этих социальных координатах.

Лит.: Алмонд, Г.А., Верба, С. (1992) Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. № 4; Аристотель (1984) Политика // Аристотель. Соч. : в 4 т., М.: Мысль. Т. 4; Арон, Р. (1993) Демократия и тоталитаризм: пер. с франц. М. : Текст; Аузан, А. А. (2002) Выступления // Цикл публичных дискуссий «Россия в глобальном контексте» Вып. 7: Гражданское общество и государство (механизм взаимодействия) / под ред. И. Ж. Житловской. М. : ММВБ; Белова, Н. Е. (1997) Становление гражданского общества в России: дис. … канд. полит. наук. М. : МГУ; Беляева, Н. Ю. (2001) Гражданская экспертиза как форма гражданского участия. М. : Изд-во ФрегатЪ ООО Эл.Си.Ай.Си.; , М.К. (2000) Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М. : РОССПЭН; Наумова, Т.Н. (2002) Гражданское общество в зеркале науки. Методологические предпосылки исследования роли СМИ в становлении и функционировании гражданского общества / под ред. Г. В. Лазутиной. М. : ИД Априори; Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации (2009) : материалы молодеж. междунар. науч. конференции, 20–21 окт. 2009 г. / отв. ред. Вал. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 208 с.; Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации (2010) : II Молодеж. науч. конференция. Москва, 19–20 ноября 2010 г. : сб. материалов / отв. ред. Вал. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 242 с.; Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации (2011) . Раздел: Политические процессы: III междунар. молодеж. науч. конференция. Москва, 26 окт., 18–19 ноября 2011 г. : док. и материалы. Ч. 1: Правовые и социокультурные основы формирования гражданского общества / ред. совет: Вал. А. Луков (предс.) и др. ; под ред. Т. А. Сошниковой. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 356 с.; Официальный сайт Молодежного общероссийского общественного движения РСО «Российские студенческие отряды» URL:http//www.shtabso.ru ; Серебряков, С. Л. (2003) Гражданское общество, рациональность, ответственность // Социально-гуманитарные знания. № 3; Смольков, В. Г. (2005) Становление и проблемы социального партнерства в России // Социально-гуманитарные знания. № 5; Ушакова, И. В. (2004) Гражданское общество в западных и российских исследованиях // Проблемы становления гражданского общества в России. Выпуск № 5. М. : ФРПЦ; Феофанов, К. А. (2006) Социально-политические и ценностно-ментальные особенности цивилизационного развития России // Социально-гуманитарные знания. № 1; Гневашева, В. А., Фальковская, К. И. (2010) Социально-экономическая эффективность молодежной политики в условиях многополярного мира: отчет по исследованию. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та; Фальковская, К. И. (2010) Молодежь в обществе: социально-технологические аспекты изучения проблемы. М. : МГУУ Правительства Москвы. 51 с.; Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи: Теоретические и эмпирические исследования / под общ. ред. В. А. Гневашевой. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. 320 с.; Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений (2013) [Электронный ресурс] / под общ. ред. Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 718 с. URL: http://hdirussia.ru/assets/files/Books/State-Youth-Policy.pdf; Луков, Вал. А., Погорский, Э. К. (2014) Информационное общество и молодежь. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 160 с.

В. А. Гневашева, К. И. Фальковская

Выводы многих зарубежных философов и исследователей позволили изучить современные формы гражданской активности в России. Теме гражданской активности уделяли большое внимание философы эпохи Просвещения, такие, как Вольтер, Жан-Жак РуссоРуссо Жан Жак. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Городское управление. --2003. --№10. --С. 2-5., Джон ЛоккЛокк Д. О государственном правлении // Социология власти. --2005. --№6. --С. 149-173. . Они отмечали необходимость высокого уровня гражданского участия для становления успешной демократической системы, в рамках которой гражданин думает не только о личных интересах, но и об общественно значимых, уделяет внимание общему благу. Философы отмечали значимость общественных инициатив для эффективного государственного управления Круглов М.С. Современные формы гражданской активности в политическом процессе Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. --2014. --№3. --С. 29-31.. Британский исследователь Джон Милль рассматривал гражданскую активность как важнейший элемент политического процесса. Американский политолог А. Бентли, сформулировавший теорию заинтересованных групп, отмечал позитивное влияние общественных организаций, которые формируют групповые интересы, на развитие политической системы Бентли А. Процесс государственного управления. Изучение общественных давлений. - М. Издательство Перо, 2012. - С. 235. .

Немецкие исследователи СюзанноЛанг, Александра Хэртэль и Михаэль Бюрш определяют гражданскую активность, как добровольную, безвозмездную активность ради создания общего блага, отделенную от рыночного и государственно-административного видов деятельности. Активные инициативные граждане и общественные организации составляют единое целое в рамках понятия гражданского обществаЛанг С., Хэртель А., Бюрш М. Гражданское общество и гражданская активность в России. --2010. [Электронный ресурс] URL: http://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/08191.pdf (дата обращения: 28.03.2016).. Гражданское общество появляется тогда, когда инициативные граждане могут получить прочную организационную поддержку со стороны некоммерческих организаций, которые со временем начинают строить институциональную структуру.

Социолог Э. Гидденс выделяет параметры, по которым может «ожить» гражданское общество: партнерство правительства и гражданского общества, подразумевающее постоянный обмен информации, поощрение локальных инициатив, развитая публичная сфера, использование «третьего сектора»Гидденс Э. Демократизируя демократию: государство и гражданское общество // Социология: научно-теоретичесскии? журнал. -2010. - №1. - С. 4-7. . Социолог отмечает важность партнерства и взаимного контроля государства и общества. Автор фиксирует возрастающуюрефлексивность современного общества и уровня его самоорганизации, однако отмечает, что большинству государств присуще общественное недоверие общества к властным структурам, которое характеризуется термином «апатия».

Гражданская активность представляет собой деятельность самых разных общественных и политических сил, преследующих различные социальные, политические, идеологические и экономические интересы, и является объективным условием развития современного российского общества. О достаточном уровне развития гражданского общества служит способность гражданских движений и объединений аккумулировать многообразные интересы различных групп и слоев населения, а затем трансформировать их в реальные практики. Специально созданные институты и механизмы призваны переводить многообразные индивидуальные и групповые интересы граждан на язык общезначимых проблем. Развитие низовых форм демократии, разнообразных гражданских инициатив предполагает развитие разнообразных форм общественно-государственного партнерства.

Фонд общественного мнения в октябре 2015 года провел опрос, изменились ли представления о «гражданском обществе» в России за последний 15 лет: осведомленность россиян о гражданском обществе показывает положительную динамикуЧто такое «гражданское общество»? // Исследование ФОМ. --2015. [Электронныи? ресурс] URL: http://fom.ru/TSennosti/12375 (дата обращения: 20.04.2016). . Доля тех, кому знакомо это понятие, увеличилась на 8% (с 44% в 2001 году до 52% в 2015 году). Также со временем сокращается доля тех, кто считает, что в России нет гражданского общества: 21% людей считают, что в России есть гражданское общество, а что нет -- всего 3%, в то время, как в 2001 году ответ «безусловно нет» выбрали 16%. Однако 33% участников опроса все же заявили, что слышат словосочетание «гражданское общество» впервые.

Влияние гражданского общества связано со степенью доверия к сложившейся институциональной системе, которая регулирует социальные, экономические и политические отношения. Совершенствованию форм коммуникации между государством и обществом в современной России способствуют специально созданные гражданские институты, такие как Общественная палата РФ. Общественная палата отвечает за развитие гражданского общества в России, за рост гражданской активности, а именно -- осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти Официальный сайт Общественной палаты РФ. [Электронный ресурс] URL: https://www.oprf.ru/about/ (дата обращения: 2.03.2016). . С 2009 года установлен порядок, всоответствии с которым все социально значимые законопроекты в обязательном порядке проходят экспертизу Общественной палаты, то есть проходят общественные слушания с учетом мнения граждан. Общественная палата Российской Федерации стремится сделать тему гражданского активизма и некоммерческого сектора одним из государственных приоритетовФедеральныи? закон от 4 апреля 2005 г. №32-ФЗ «Об Общественнои? палате России?скои? Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] URL: http://rg.ru/2005/04/07/obshestv-palata-dok.html(дата обращения: 10.03.2016). . Согласно ст.2 №32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», палата должна поддерживать и обеспечивать права и интересы общественных объединений и некоммерческих организаций.Федеральныи? закон от 4 апреля 2005 г. No 32-ФЗ «Об Общественнои? палате России?скои? Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] URL: http://rg.ru/2005/04/07/obshestv-palata-dok.html(дата обращения: 10.03.2016). Инструмента прямой финансовой поддержки у Общественной палаты нет, однако есть огромный ресурс нематериальной поддержки. Значимость Общественной палаты РФ как института гражданского общества подчеркивают на федеральном уровне руководство страны во время публичных выступлений Пленарное заседание Общественнои? палаты // Саи?т Президента России?скои? Федерации, 23 июня 2015 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/49751 (дата обращения: 10.04.2016)..

Общественная палата ежегодно публикует доклад о состоянии гражданского общества в России. В докладе за 2015 год фиксируется рост третьего некоммерческого сектора. Рост гражданской активности члены Общественной палаты связывают с ростом числа некоммерческих организаций и их проектов: «Качественный рост третьего сектора - не просто одна из особенностей современного развития. Это новая тенденция, которая способна менять и уже меняет социальные отношения, воздействует на государственные институты, способствует вынесению на суд общественности таких проблем, которые еще вчера решались исключительно кулуарно. Гражданские активисты начинают формировать повестку дня, создают конкуренцию традиционным политическим структурам по влиянию на общество» Доклад о состоянии гражданского общества в России?скои? Федерации за 2015 год. - М.: Общественная палата России?скои? Федерации, 2015. [Электронный ресурс] URL: https://www.oprf.ru/files/1_2016dok/doklad_OPRF_2015_19012016.pdf (дата обращения: 28.04.2016). .

В рамках фонда «Перспектива» Общественной палаты РФ было проведено исследование, впервые отразившее состояние гражданской активности в России, которая включает деятельность зарегистрированных некоммерческих организаций, разнообразные неформализованные гражданские сообщества и отдельные гражданские инициативы, которые преимущественно развиваются на платформе социальных сетей Анализ третьего сектора в России: субъекты и взаимодеи?ствие // Исследование Фонда «Перспектива». --2015. . Исследование показало, что гражданская активность в регионах зависит от уровня развития социального капитала. Социолог Роберт Патнем определяет социальный капитал, как способность социальной организации посредством «сети гражданской вовлеченности», которая может координировать действия в обществеPutnam R. Making Democracy Work: Civic Traditions. - Princeton: Princeton University Press, 1993. - P. 258. . Категория социального капитала включает в себя три фактора: уровень доверия в обществе, развитость норм гражданского поведения, развитость гражданский сетей.

Важной составляющей развития гражданского активизма является уровень поддержки обществом демократических ценностей. В основе представлений россиян о желаемой модели демократии лежат идеи правовой защищенности, экономической эффективности и социальной справедливости. То есть, демократия, отвечающая интересам большинства - это, прежде всего, работающий механизм, ориентированный на реализацию не только политических, но и социальных прав граждан, начиная от снижения уровня социального неравенства и заканчивая расширением возможностей политического участия для более широких слоев населения, чем это имеет место сейчасПетухов В.В., Бараш Р.Э., Седова Н.Н., Петухов Р.В. Гражданскии? активизм в России: мотивация, ценности и формы участия // Власть. --2014. --№9. --С. 11-19. .

Формирование общественного механизма участи граждан РФ в жизни страны - дело самих граждан, их активности, настойчивости, способности к самоорганизации. Соответственно, ключевым аспектом современной демократической «повестки дня» становится проблема структурирования гражданского общества таким образом, чтобы оно могло влиять на государство, на равных взаимодействовать с ним.

В исследовании фонда ИСЭПИ было выявлено мнение россиян о приоритетных направлениях общественно-государственного партнерства. По результатам исследования было выявлено, что без участия граждан невозможно решение проблем в социальной сфере (здравоохранение, образование, активная старость, адаптация социально уязвимых групп населения). Кроме этого, сферы, в которых важно участие граждан -- защита окружающей среды, права человека, благотворительная деятельность, антикоррупционная деятельность.

На данный момент гражданский активизм в России сформировал ядро активистов и слой граждан, потенциально готовых оказать поддержку различным движениям и течениям. Задача некоммерческого сектора -- в том, чтобы расширять этот слой для привлечения большего количества людей к участию в социально-политической жизни страны, а государства -- в том, чтобы оказывать поддержку некоммерческим организациям.

Шелекский Политехнический колледж

Доклад

«Формирование гражданской активности и социальной ответственности у студентов в современном обществе»

Заместитель директора по
Учебно – воспитательной работе
Турганов И. А.

2013 г.

Социально – политехнические и экономические преобразования в Казахстане породили много различных проблем, одной из них является подготовка социально активного специалиста среднего звена, отвечающего идеалам построения демократического гражданского общества и правового государства. В новых условиях общество детерминирует возрастающую роль гражданской активности студентов, поскольку от этого зависит осуществление социальных функций и ролей, обеспечивающих освоение и принятие индивидуально общественных ценностей и идеалов, развитие форм и методов их реализации в поведении, труде, образа жизни.

Актуальность проблемы в современном обществе в формировании гражданской активности и социальной ответственности у студентов профессионального образования определяется рядом негативных тенденций, влияющих на снижение активности нынешнего поколения молодежи. Это связанно с пассивностью, без иниациативностью, привычкой перекладывать всю ответственность на старшее поколение, аполитичность, преобладание узко личностных мотивов, снижение творческой активности, потребности в самосовершенствовании, стремлением получения в сиюминутной выгоды.

Формирование гражданской активности и социальной ответственности студентов в образовательных учреждениях становится решающим фактором прогрессивного социального развития, т.к. от качества профессиональной подготовки специалиста среднего звена о решающей степени зависят темпы технологического, экономического, политического прогресса, состояние культуры и духовности в обществе. Характер и содержание активности студентов во многом определяется возрастным периодом жизни, характеризующемся развитием потребности в самооценке, саморазвитии, самореализации. Анализ переходного периода от старшего подросткового возраста к раннему юношескому поколению, что на данном этапе формирование гражданской активности и социальной ответственности у студентов, как интегративного качества личности, определяет успешность дальнейшего личностного и профессионального специалиста среднего звена.

Формирование гражданской активности и социальной ответственности у студентов в современном обществе – одно из ведущих направлений воспитательно – образавательного процесса в колледже. Сегодня гражданская активность студентов рассматривается в контексте понятий гражданственности, патриотизма, гражданской культуры, гражданской позиции, самоопределения, гражданского общества, признания прав на свободу общества человека. Гражданская активность и сознательность рассматривается как выполнение чем студентами своих гражданских обязанностей и гражданского долга, комплекса субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально – ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности и служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной ориентации на общепринятые нормы и нравственные ценности. Гражданская активность студенческой молодежи представляет собой социально – педагогический феномен, имеющий сложную многогранную структуру. Она характеризует осознанное участие молодого человека в жизни общества и отражает его сознательные реальные действия и поступки в выполнении функциональных задач профессиональной деятельности, гражданского долга, активном участии в общественной жизни. Основными компонентами ее выступает гражданственность, гражданская ответственность, социальная активность. У большинства студентов не сформирована осознанная гражданская позиция чаще всего это либо интуитивные поиски на основании бытовых, случайных знаний и представлений, либо сугубо книжное толкование, не пропущенное через себя знание, не превратившееся в убеждение. Многие студенты считают что их голос все равно не будет услышан, при этом они не отождествляют себе с государством в котором они живут, они не чувствуют ответственности за происходящее в нем.

Эффективность педагогического процесса формирования гражданской активности и социальной ответственности студентов в значительной степени зависти от уровня социального интеллекта, от способности и готовности преподавателей к организации специальной деятельности в социально – деятельностном образовательном пространстве, от пониманием каждым педагогом своей роли в достижении поставленной цели, от умения совершенствовать свою деятельность, от потребности использовать новые формы и методы работы со студентами и их родителей. Успех в формировании гражданской активности студентов в социально – деятельностном образовательном пространстве колледжа на прямую зависит от понимания необходимости организовать специальную среду обучения, воспитания и развития, так как сколько бы методисты ни описали методов, сколько бы чиновники ни утвердили стандартов, сколько бы ученые ни сформулировали целей, все это ничуть не отразиться на результате, если оно не прошло через сознание преподавателя, не превратилось в его убеждение, в его позицию. Не вызывает сомнения тот факт, что сформировать студента способен преподаватель, обладающий специальными умениями организации образовательной деятельности, сам умеющий жить в условиях расширяющейся демократизации и правильно ею пользоваться. Это означает способность признавать и принимать как должное наличие разных точек зрения, на демократической основе вести дискуссии, решать возникающие разногласия. Это, с другой стороны, отказ от диктата, от методов давления на студентов, осознание и признание необходимости осваивать новые формы и методы обучения, воспитания и развития, отказ от принципа, согласно которому интересы некоего абстрактного коллектива - на первом месте, а интересы конкретного студента - на втором. Это способность осваивать новые роли: консультанта, партнера. Это необходимость постоянного самосовершенствования, овладения и использования в образовательном процессе различных технологий, адекватных поставленным целям.

Сформировать гражданскую активность и социальную ответственность у студентов способен педагог, обладающий лидерскими качествами, коммуникативными умениями, эмпатией, развитым социальным интеллектом, владеющий активными методами обучения, воспитания и развития, способный создавать развивающую среду.

На современном этапе развития к системе среднего профессионального образования предъявляются новые общественные требования по подготовке специалистов в изменяющихся социально-экономических условиях. На первый план выходят профессиональные и личностные качества, которые позволят специалисту успешно адаптироваться, жить и работать в условиях наступающего века, проявлять активность в различных сферах жизнедеятельности. Выпускнику СПОУ необходимы умения самостоятельно принимать решения и оценивать их возможные последствия; прогнозировать развитие профессиональной среды, быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, владеть оптимальными способами адаптации и развития, тактикой и стратегией решения личных, профессиональных и общественно-значимых задач. Все это требует от него социальной активности, представляющей основу для личностного и профессионального самосовершенствования.

К процессу формирования социальной активности студентов СПОУ на примере колледжа следует подходить с позиций моделирования нового образовательного процесса, основой которого становится включение студентов в разнообразные виды деятельности, способствующие развитию познавательной, профессионально-трудовой, гражданской и собственной активности.

Таблица 2 – Структура гражданской позиции студентов технического колледжа

познавательный

мотивационно-нравственный

деятельностный

рефлексивный

· выработка знания о гражданственности, гражданской позиции, о гражданских правах и обязанностях;

· понимание социально-политических процессов и явлений;

· наличие базовых знаний, позволяющих студенту определять характер взаимоотношений человека и общества;

· восприятие особенностей культуры, гражданских норм своего народа;

· сформированность потребности к реализации гражданских прав и обязанностей

· гуманистическая направленность отношений личности к обществу, труду, к людям и самому себе;

· формирование гражданских ценностных ориентаций, обеспечивающих усвоение норм гражданского поведения;

· осознание гражданских ценностей как личностно значимых;

· стремление к гражданскому самообразованию и к гражданской деятельности;

· позитивная направленность преобразовательной социальной деятельности

· выполнение гражданских обязанностей из внутреннего чувства осознанной необходимости;

· соблюдение социальных и правовых норм;

· участие в различных видах общественной деятельности и на разных уровнях

· разработка и реализация социально-значимых проектов;

· развитие умения гражданского поведения.

· умение анализировать свои поступки и прогнозировать их результат в соответствии с гражданскими ценностями;

· умение анализировать социальные ситуации и проблемы;

· осознание и анализ реальной проблемной ситуации, возникающей вследствие рассогласования потребностей личности и гражданских норм;

· осознание и переосмысление бытия и средств деятельности, его содержания в проблемно-конфликтных ситуациях самовыражения и самоактуализации;

· рефлексивное отношение к проявлению своей гражданской позиции в жизнедеятельности

Формирование гражданской позиции студентов технического вуза

Принципы: профессиональной направленности, акмеологический, субъектно-деятельностный

Методы обучения: игровое моделирование, дискуссионные, поисковые, ситуативные.

формирование личностного отношения к будущей профессии, гражданским ценностям;

развитиегражданских способностей студентов и становление гражданской ответственности;

формирование готовности к профессиональной и гражданской деятельности;

проявление активной гражданской позиции

Студенты

Преподаватели вуза

Представители общественных организаций и объединений

Результаты

· динамика уровней сформированности гражданской позиции;

· проявление социальной активности, гражданского самосознания и гражданских качеств личности

Методы контроля и оценивания

наблюдение, анкетирование, экспертная оценка

Организационные условия: актуализация гуманитарной составляющей общепрофессионального блока дисциплин; участие в работе студенческой думы и общественных организациях и ассоциациях; организация и реализация социально значимых проектов; создание благоприятного социально-психологического климата в вузе. Педагогические условия: контекстное обучение; организация субъект-субъектных отношений; создание коммуникативных ситуаций и ситуации успеха; мотивационная поддержка формирования гражданских качеств; расширение социального поля деятельностистудента;развитие его потребности к формированию гражданской позиции

1

Необходимость создания эффективных институтов гражданского общества, которые в будущем должны стать достойными оппонентами власти, делает актуальной проблему гражданской активности в политической и социальной жизни общества. В статье рассматриваются отдельные аспекты активной гражданской позиции общества и человека в частности. Дается определение социальной и политической активности граждан. Проанализированы проблемы и перспективы развития гражданской активности в России. Выявлена и обоснована позиция того, что слабая формализация на уровне гражданской активности несет в себе опасность не только увеличения раскола между общественными организациями и гражданами, но и препятствует сближению гражданского общества и государства, усиливает дефицит демократии в стране.

активное гражданское общество.

правовое государство

Конституция

1. Затонский В.А. Эффективная государственность. – М.: Юристъ, 2006. – 286 с.

3. Фаткуллин Ф.Н. Основы учения о праве и государстве: Учебное пособие КГФЭИ. – Казань, 1997. – 223 с.

4. Шушпанова И.С. Гражданское общество в социологическом измерении // Социологические исследования. – 2008. – № 11. – С. 59-63.

5. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. – М.: Проспект, 2013. – 652 с.

Исследование проблем и перспектив развития гражданской активности в России на сегодняшний день обусловлено важностью и значимостью процессов совершенствования институтов гражданского общества. Активное гражданское общество - это одно из жизненно значимых условий для становления демократического правового государства. При этом в данном процессе важнейшей составляющей является активное, социально полезное поведение человека в частности и общества в целом. В данном случае речь может идти о появлении качественно новых типов личности, которые выступают как носители новых политических и правовых ценностей и норм, в результате чего образуется правовая культура и правовое сознание, что является важным критерием оценки личности с позиции активного гражданина и человека. Таким образом, одним из важнейших критериев характеристики личности как активного индивида должен стать уровень ее правосознания и правовой культуры.

По нашему мнению, проблематика гражданской ответственности обусловлена политическими и правовыми реформами, проводимыми в России в XXI веке, которые предполагают всеобъемлющую правовую информированность общества, открытость власти и прозрачность механизмов деятельности государства.

Следовательно, гражданская активность - это форма активности общества, которая направлена на реализацию социальных интересов, присуща индивиду, а также различным общественным объединениям граждан. Она зависит от политических, духовных, культурных ценностей общества и человека в частности.

Гражданская активность нацелена на привлечение наибольшего внимания общества, средств массовой информации (СМИ), структур власти к различным общественным проблемам. Целесообразно выделить наиболее социально значимые, в частности ветеранские, женские, молодежные, проблемы профсоюзов; вопросы, связанные с развитием местного самоуправления, образования, культуры, медицины, с состоянием экологии, экономики и т.п.

Процесс формирования активности граждан, как правило, протекает стихийно, независимо от деятельности различных социальных институтов, путем дискуссий, обмена мнениями, сопоставления различных точек зрения. Но зачастую гражданская активность - это результат действий государственных учреждений, политических организаций, масс-медиа. Формами коллективной самоорганизации граждан являются общественные комитеты, союзы, движения; инициативные группы гражданского давления, экспертные общественные комиссии, советы и другие. Диапазон действий достаточно широк - начиная от сбора подписей, подачи петиций и кончая уличными манифестациями и актами гражданского неповиновения.

В большинстве случаев акции неповиновения - это результат массовых эмоций активного гражданского населения. Они могут проявляться в виде пикетов, митингов, распространения печатной продукции (листовок, газет), в иных формах. Такая гражданская активность, как правило, давит на органы власти как на местах, так и на уровне Федерации, в целях принятия политических решений, угодных протестующим. В этом случае есть вероятность того, что за мирными и социально значимыми лозунгами может скрываться и иная цель, например, захват власти или изменение политической ситуации в корыстных целях отдельных граждан. В результате необходимо говорить о том, что гражданская активность основана на принципах полной добровольности и свободы участия. Углубление непримиримости с представителями власти может усилить политический характер гражданской активности, может привести к политическому кризису на локальном, региональном или национальном уровнях. Данное обстоятельство обусловливает необходимость оперативного анализа и учета общественного мнения в процессе принятия политических решений.

Правовое государство на современном этапе - это демократическое государство, права и свободы в котором выступают в качестве гарантии со стороны государства, и, следовательно, обеспечивается участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает наличие высокого уровня правовой и политической культуры, развитого гражданского общества. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит выражение в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, политическом плюрализме, свободе прессы и т.п. В.А. Затонский считает, что «среди наиболее важных признаков правового государства необходимо выделить такие, как:

  1. Верховенство закона.
  2. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  3. Ответственность человека и государства.
  4. Политический и идеологический плюрализм» .

Вместе с тем правовое государство, как и любое другое государство, имеет общие характерные признаки, которые проявляются в следующем:

  1. Посредством государственной власти происходит внутренняя и внешняя политика.
  2. Государства базируют свою деятельность на социально-экономической основе общества в целом.
  3. Государства осуществляют свою деятельность посредством специальных государственных механизмов.
  4. Любое государство - это обособленная административно-территориальная организация.
  5. Без налогов и сборов не может существовать ни одно государство.
  6. И, наконец, государство обладает суверенитетом.

В этой связи необходимо обратить внимание на позицию Ф.Н. Фатхуллина, который отмечает, что: «имеются отличительные признаки механизмов жизнедеятельности правового государства, все базисные элементы правового государства осуществляют свою деятельность на основе механизмов разделения властей. Данная структура правого государства позволяет осуществлять свою деятельность строго в соответствии с целями назначения. Наделяя каждую ветвь власти властными полномочиями, общество осуществляет свою волю в полном объеме. Должностные лица, выбранные или назначенные главой государства, несут личную ответственность за посягательства на права и свободы человека и гражданина, которые гарантированы конституцией и нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение конституции. Более того, в правовом государстве органы государства обеспечивают права и свободы граждан в пределах своих компетенций, а в совокупности все органы власти обеспечивают полный комплекс прав и свобод человека и гражданина»
.

Таким образом, в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом, на службе которого он находится. По мнению И.С. Шушпановой, «правовое государство есть не что иное, как концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества - это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап - утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации» .

Развитие и становление гражданского общества - это в первую очередь процесс самоорганизации, объединения людей для защиты своих интересов сегодня, сейчас и на длительное время. На самоорганизацию и самосознание, являющимися составными частями социальной активности граждан, можно и необходимо влиять, и такое влияние не должно ограничиваться одной лишь пропагандой. Данную проблему можно решать с двух основных позиций: посредством влияния извне (управление); посредством стимулирования саморазвития и самоорганизации граждан (создание условий для саморазвития и самостоятельной активности граждан).

Правовая активность личности - одна из важнейших составных частей (форм) социальной активности, включающая в себя все многообразие ее проявлений, играющая важнейшую роль в процессе становления российского государства как правового.

Правовую активность личности следует рассматривать как интенсивную деятельность личности в сфере права, включающую в себя как позитивный (одобряемый государством и обществом), так и негативный (отрицательно воспринимаемый государством и обществом) факторы. Правовая активность характеризуется рядом признаков:

во-первых, правовая активность личности всегда проявляется в действиях, так как сущность активности заключается именно в действии, в активном поведении человека;

во-вторых, действия совершаются свободными индивидами. Свобода в данном случае рассматривается как «гарантия того, что каждый из нас может делать нечто без помех со стороны другого, воспрещающего это делать, или заставляющего делать нечто иное»;

в-третьих, данные действия происходят в сфере права и могут носить как правомерный, так и противоправный характер. Противоправное поведение - это тоже поведение правовое (но не правомерное), поэтому противоправный характер, как и правомерный, является ее составляющей;

в-пятых, правовая активность в процессе своего функционирования должна ориентироваться на тесное взаимодействие с общечеловеческими ценностями и исходить от надлежащих ей субъектов.

Раскрыть сущность правовой активности невозможно вне связи с такими категориями, как «правовая жизнь» и «правовая политика», что позволяет выявить весьма значимые аспекты исследуемого понятия.

По мнению А.В. Малько, «правовая жизнь общества - это форма социальной жизни, выражающаяся преимущественно в правовых актах и правоотношениях, характеризующая специфику и уровень правового развития данного общества, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов» .

Одним из важнейших элементов правовой жизни является активное поведение людей как членов гражданского общества, основанное на их сознании. Именно они выступают показателем состояния и хода развития и функционирования общественных процессов. Поэтому их исследование представляет важный инструмент для принятия научно обоснованных решений во всех сферах общественно-правовой жизни.

Правовая активность личности может выполнять роль критерия правовой жизни, «двигателя» общественного развития только на основе «объективного знания права», которое является теоретическим и жизненным основанием, для того чтобы спорить о праве и бесправии, возмущаться произволом, противодействовать, защищать, апеллировать к суду, настаивать на своих правах политической свободы, отрицать по праву свой «мнимый долг», протестовать против нарушения своих имущественных прав, избирать представителей власти и прочее.

При этом правовая активность личности может рассматриваться не только как элемент правовой жизни, но и как показатель ее качественного состояния. Оттого, насколько активнее ведет себя личность в сфере права, в том числе и в политической жизни общества, определяется и уровень (состояние) правовой жизни.

Таким образом, правовая активность личности в отношении к правовой жизни является:

  • необходимым элементом правовой жизни;
  • способом ее функционирования;
  • показателем, нормативом ее качественного состояния.

Правовая активность выступает не только одним из основных способов правовой жизни, но и является объектом, критерием эффективности проводимой правовой политики.

Итак, правовая активность личности как важнейшая составная часть правовой жизни выступает критерием ее качественного состояния.

В зависимости от масштабов гражданская активность проявляет себя в рамках отдельной производственной административной единицы, в пределах региона, на общенациональном уровне. Она оказывает воздействие на развитие политических отношений в обществе, может способствовать их сохранению и укреплению либо воздействовать на изменение сложившегося статус-кво в отношениях между субъектами политики. Гражданская активность неразрывно связана с гражданским долгом. Это означает, что любой гражданин должен честно исполнять свои обязанности, испытывать чувство нравственной ответственности за свою деятельность перед окружающими людьми и обществом, знать о последствиях неправомерного поведения.

Рецензенты:

Багаутдинов Ф.Н., д.ю.н., судья Конституционного суда Республики Татарстан, профессор кафедры уголовного права и процесса Академии социального образования РТ, г. Казань.

Рудольф К.В., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.

Библиографическая ссылка

Волкова Н.В., Волкова Н.В., Гусева Л.А. ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ЗЕРКАЛО ПОЛИТИЧЕСКИХ, ДУХОВНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБЩЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10681 (дата обращения: 25.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»