Слайд 1

Мир освещается солнцем, а человек - знанием! Пословица

Слайд 2

Буквенный диктант
1) пок…рать за измену 2) пол…скать собаку 3) пос…деть к старости 4) разв…вать способности 5) осв…щение храма 6) прим…рять пальто 7) пок…рить города 8) пол…скать белье 9) нав…вать печаль 10) ум…лять о пощаде

Слайд 3

Буквенный диктант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 а а е и я е о о е о 1) покарать (кара) за измену 2) поласкать (ласка) собаку 3) поседеть (сед) к старости 4) развивать (развитие) способности 5) освящение (свято) храма 6) примерять (мерить) пальто 7) покорить (покорный) города 8) полоскать (полощет) белье 9) навевать (веять) печаль 10) умолять (молиться) о пощаде

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Тема урока Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

Слайд 7

Цели урока
1)познакомить учащихся с предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи; 2)формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; 3)отработать навыки постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Слайд 8

Союзные
Бессоюзные
Сложносочинённые
Сложноподчинённые
Виды сложных предложений

Слайд 9

ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ, И ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ, И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ.
Сложносочинённое предложение – это сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами и грамматически не зависимы друг от друга, то есть находятся в отношениях равноправия, равнозначности.

Слайд 10

Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.
Пример: Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть. (М. Лермонтов)

Слайд 11


Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого равноправны между собой и связаны бессоюзной связью, при помощи интонации
Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит. (А.Плещеев)

Слайд 12

Дайте характеристику предложений
1. У памятника сейчас же собирались дети прохожие и все они умолкали в ожидании музыки потому что она утешает людей обещает им счастье и славную жизнь. 2. Мы услышали по реке проплыла лодка и на душе стало легко.

Слайд 13

3.Поставь над собой и сто учителей они окажутся бессильными если ты не можешь сам заставить себя. 4.После обеда когда солнце находилось в зените мы решили сделать остановку но неожиданно наши планы изменились слишком мало времени было у нас в запасе.

Слайд 14

КЛЮЧ
1.У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. - Сочинительная и подчинительная: , и , (потому что …) 2. Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. - Бессоюзная и сочинительная: : , и

Слайд 15

3.Поставь над собой и сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. - Бессоюзная и подчинительная: - , (если) 4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе. - Сочинительная, подчинительная, бессоюзная: [ , (когда...), ], но :

Слайд 16

Домашнее задание 1. § 35, упражнение № 296. 2.Из сборника КИМов И.П.Цыбулько выписать 4 предложения: с сочинительной и подчинительной связью, с сочинительной и бессоюзной связью, с подчинительной и бессоюзной связью с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Слайд 17

Работа в парах Соберите предложение
Жизнь – пример начать как человек отрешился он жить только по сердца наносного Пришвин того от всего велению () :

Слайд 18

, (как…) : Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного: он начал жить только по велению сердца.

Слайд 19

1)Русский человек так уверен в своей силе и крепости что он не прочь и поломать себя он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд.

Слайд 20

2) Комната была разделена барьером и я не видел с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать.

Слайд 21

3)Река тоже присмирела немного погодя и в ней кто-то плеснул еще в последний раз и она стала неподвижна.

Слайд 22

1)Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд. , (что…): подчинительная и бессоюзная

Слайд 23

2) Комната была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать. , и , (с кем…) сочинительная и подчинительная

Тема урока: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

    познакомить учащихся с предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи;

    формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи;

    отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Тип урока: комбинированный.

Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 9 класса общеобразовательных учреждений.М.М.Разумовская. - М.: Дрофа, 2012.

Используемые технологии: на уроке применяются компьютерные технологии (мультимедийнаяпрезентация PowerPoint, компьютерное тестирование).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания . На прошлом уроке мы писали контрольное сочинение. Результаты на слайде. Работу над ошибками выполним, когда напишут ребята, отсутствовашие на уроке развития речи. В целом с заданием справились все, кто писал. Критерии написания сочинения мы помним, а вот над орфографией нам ещё предстоит на уроках поработать. Не исключение и сегодняшний урок.

Эпиграфом к уроку мы возьмём слова из пословицы:

Мир освещается солнцем, а человек - знанием! (Пословица) На доске записано

-как вы понимаете слова пословицы?

-для чего нужны знания?

(Ответы учащихся)

Учитель: «Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооруженный знанием», - непобедим. М. Горький

Каждому человеку хочется быть образованным, побольше знать, побольше уметь. Но путь к знаниям нелегок, он требует упорства, настойчивости. И всякий труд бывает вознагражден.
Так для чего же нужны человеку знания? Прежде всего, знания нужны, чтобы получить аттестат, затем приобрести профессию, стать хорошим специалистом и заниматься любимым делом – быть полезным обществу. Очень приятно общаться с человеком всесторонне развитым. Интересно вести разговор с образованными людьми.

3. Повторение изученного материала

Двое работают у доски:

А) Синтаксический разбор предложения:

Все со мной согласятся , что русская природа хороша и что особенно хороши у нас закаты .

(Повеств, невоскл, сложное, СПП с двумя придаточными изъяснительными с параллельной связью)

Б) Разобрать слова по составу:

1)Орфографическая терминологическая минутка: проговаривание слов:

морфема, анафора, синтаксис, аргумент, морфология, эпитет, диалог, орфография.

Дать определение терминам.

2). Буквенный диктант: к акую безударную гласную написали бы в слове?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

а а е и я е о о е 0

1) покарать (кара) за измену 2) поласкать (ласка) собаку 3) поседеть (сед) к старости

4) развивать (развитие) способности 5) освящение (свято) храма 6) примерять (мерить) пальто 7) покорить (покорный) города 8) полоскать (полощет) белье 9) навевать (веять) печаль 10) умолять (молиться) о пощаде

Проверка через слайд-ОЦЕНКИ!!!)

Учитель: -Мы вспомнили с вами орфограмму о правописании провер. безударной гласной в корне)

Какие же 3 вида орфограмм правописания гласной в корне мы знаем?

(проверямая, непр, черед)

4)Проверка у доски

По составу р-р:

слева, увиденный, израсходованный, пригород, возвысился, пришкольный.

Объяснить правописание суффиксов причастий;

Синтаксич. р-р. (Слайд о закатах)

Все со мной согласятся , что русская природа хороша и что особенно хороши у нас закаты .

(Повеств, невоскл, сложное, СПП с двумя придаточными изъяснительными, связанными между собой параллельной связью)

Правописание слова особенно .

Найдите эпитеты в пр-нии. (природа хороша , хороши закаты)

Каков вид подчинения? (Однородное)

Какие ещё бывают) (параллельное/неоднородное, последовательное)

Знание данной темы при выполнении какого задания в КИМАх ОГЭ нужны?

(13-го тестового задания)

5) Работа с классом:

Выписать из написанного на доске предложения словосочетания

1 ряд-словосочетание, в кот. присутствует такой тип подч. связи, как согласование (русская природа);

2 ряд-примыкание (особенно хороши);

3 ряд-управление (согласятся со мной).

Умение определять вид подчинит. связи слов в словосочетании нужны при выполнении какого тестового задания в КИМАх? (7 задания). - Как оно звучит?

6) Объявление темы, целей урока.

Учитель:

(Среди предложенного перечня предложений предлагают найти сложное предложение с бессоюзной и союзной связью)

Учитель: Т.е. нам этот материал, в плане нахождения предложений с бессоюзной и союзной связью, знаком. Однако более подробно, детально мы с ним познакомимся на сегодняшнем уроке, используя предыдущие знания о сложном предложении, сравнивая материал, обобщая.

- Итак, тема сегодняшнего урока «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи» (На слайде и на доске с обратной стороны)

-Цели урока:

1)познакомить учащихся с предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи;

2)формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи;

Учитель:

Проблемный вопрос

-Исходя из темы урока и его целей возникает проблемный вопрос: Для чего необходима нам сегодняшняя тема ещё, кроме как умения определять виды сложных предложений, определять виды союзной связи в сложном предложении, выполнять 14 задание КИМов???

(грамотно расставлять знаки препинания)

-отсюда вытекает след цель:

3)отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.

7)Изучение нового материала.

Слайд ССП, СПП, БСП

Итак, какие виды сложных предложений мы с вами знаем в плане средст свзи простых в составе сложного? (союзные и бессоюзные)

На какие 2 группы делятся созные? (ССП и СПП)

Слайд Запись предложений (Обратите внимание на 1 задание, напечатанное на листочках. Спишите 4 предложения, над которыми мы сейчас поработаем, расставьте по возможности знаки препинания)

МУЗЫКА ВКЛЮЧИТЬ!!!

1.У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании

музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь.

- Сочинительная и подчинительная:

, и , (потому что)

2. Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко.

- Бессоюзная и сочинительная :

: , и

3.Поставь над собой и сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя.

- Бессоюзная и подчинительная:

- , (если)

4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.

-Сочинительная,подчинительная, бессоюзная:

[ , (когда...), ], но :

8. Закрепление и домашнее задание

Откройте стр 214 На доске с обр стороны и СЛАЙД

1)Домашнее задание:

1)параграф 35, упр 296 Объяснить и записать в дневники

2)Из КИМов сборника И.П.Цыбулько выписать 4 предложения:

с сочинительной и подчинительной связью,

с сочинительной и бессоюзной связью,

с подчинительной и бессоюзной связью

с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

2)Работа с учебником 1).Упр 293 устно пр-ня 1-5 (устно)

3)Работа в парах. Собери предложение. Под музыку –пение птиц!!! ВКЛЮЧИТЬ!

,как () :

Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного: он начал жить только по велению сердца.

Бессоюзная и союзная

3)Графический диктант: написать схемы пр-й и при помощи аббревиатур дать характ пр-ний ( в столбик)

1)Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд.

2) Комната была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать.

3)Река тоже присмирела, немного погодя, и в ней кто-то плеснул еще в последний раз, и она стала неподвижна.

(Схемы на слайде)

1) , (что…): подчинительная и бессоюзная

2) , и , (с кем…) сочинительная и подчинительная

3) , , и бессоюзная и сочинительная

РЕЗЕРВ:

1.Над какой темой работали? (1. Конструирование предложений. Работа по рядам (слайд)

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы (на доске).

    1 ряд: Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.

    2 ряд: Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.

    3 ряд: Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.

ИТОГ УРОКА

1.Над какой темой работали? (Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи)

2. Какие виды связи могут присутствовать в сложном пр-нии?

3. Достигли мы сегодня поставленных на уроке целей?

4. Над данной темой мы будем работать и на след. Уроку, и дальше при подготовке к ОГЭ.

А сейчас

2)Тест: на листочках и момент рефлексии: продолжите предложения, их 7, дав оценку сегод уроку и своей деятельности

1.После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра 1) 1,2,3,4 2) 1,2,4 3) 1,3 4) 2,3,4

2.Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые противоречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного беспокойства. 1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 2,3 4) 3,4

3.В новом романе писателя рассказывается о трудностях (1с которыми приходилось сталкиваться людям в начале жизненного пути (2) и (3) несмотря на то что герои книги очень молоды (4) они с честью проходят все испытания. 1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 1,3,4 4) 2,4

4.Пока Никита ездил домой за необходимыми в походе вещами (1) прошло больше часа (2) и (3) когда он вернулся к пункту сбора (4) то ему пришлось многое выслушать от друзей 1) 1,2,3,4 2) 1,2,4 3) 1,2 4) 3,4

ОТВЕТЫ:

Подведение итогов урока. Рефлексия. (Учащиеся продолжают предложения) (слайд)

    Сегодня я узнал…

    Было интересно…

    Было трудно…

    Я понял, что…

    Я попробую…

    У меня получилось…

В Москве продолжается расследование причин ДТП , унесшего жизни четырех человек. Напомним: авария на Садово-Сухаревской улице произошла в среду, 17 августа. За рулем «Мерседеса», который выскочил на встречную полосу и лоб в лоб столкнулся с автомобилем «Хендай», находился актер Никита Ешманов. Вместе с ним в салоне ехала его невеста Екатерина Бирюкова и друг, режиссер Константин Камышанов. Все погибли. Во второй машине выжили трое: Павел Звирь , его жена Наталья и Людмила Долгополова . Супруг Людмилы скончался.

Родственники и друзья Никиты Емшанова недоумевают: куда актер в свой день рождения мчался в 6.40 утра? Почему выскочил на встречную полосу? Ответы на эти вопросы будут известны после детальной экспертизы. Пока - только версии.

Никита и Костя ночью писали сценарий. В 12 у Емшанова были назначены пробы. Большего не знаю, - рассказала «Комсомолке» агент актера Анна Кеоркова .

На своей страничке в «Фейсбуке» Аня выложила детскую фотографию Никиты и вспомнила эпизод из жизни:

Этой весной Никита очень хотел купить мотоцикл. Каждый день мне звонил и рассказывал - какой мотоцикл он выбрал, какой он прекрасный, красивый, крутой и как здорово он будет на нем гонять летом. Потом он позвонил и сказал, что он едет этот мотоцикл "опробовать"... Честно говоря, я не очень хотела, чтобы он его покупал, но спорить-то с ним всегда было бесполезно. Через час позвонил совершенно радостный Никита: "Анчоус, я передумал покупать мотоцикл! Я просто на нем проехал, он такой, блин, крутой! И я понял, что если его куплю, то ты меня этим летом похоронишь!.."

Увы, предчувствие не спасло Никиту Емшанова. Возможно, именно высокая скорость, на которой он мчался по Садовой-Сухаревской, и стала причиной трагедии.

«В МОЕЙ МАШИНЕ МАЛО МОЩИ»

Вчера я была на месте ДТП, - плачет старшая сестра погибшего режиссера Костантина Камышанова Зоя. - Ко мне подошел человек. Он живет в соседнем доме №13. Утром он ехал на работу и видел, как все произошло. «Мерседес» летел на такой скорости, что, казалось, его колеса не касаются асфальта», - сказал он мне. И я вспомнила. Когда Никита купил машину, почему-то повторял: «В ней недостаточно мощности. Хотелось бы побольше». Видимо, они эту мощность и испытывали...

Вечером накануне аварии Никита Емшанов репетировал спектакль. И в девять вечера планировал встретиться с Костей. В это время Константин Камышанов прогуливался пешком по центру Москвы с сестрой.

Мы расстались с Костей в девять вечера на станции метро «Третьяковская», - продорлжает Зоя. - Шли пешком от «Парка Культуры». Вспоминали совместные проекты. Тепло так говорили. Потом Костя пошел встречаться со своей приятельницей Машей. «Давай потом домой поскорее», - попросила его. Я не знала, что у Никиты день рождения. В семь утра Костя не пришел. А в десять утра нам позвонили из морга... Я видела документы у следователя. Судя по состоянию, Костя сидел сзади. После аварии он жил еще несколько минут. Но разве это спасает! - плачет Зоя. - Обширная черепно-мозговая травма, ожоги, перелом ноги... Куда они ехали? Возможно, Никита хотел подвезти Костю до метро «Сухаревская». А там бы он пешком домой прогулялся. Права в этот день он оставил дома. Результаты медэкспертизы нам обещали через месяц. Тогда мы узнаем, что было у них в крови. Если бы вы знали, как обидно! Ведь Костя должен был 15 августа улететь из Москвы на съемки в Армению . И в последний момент он поменял билет на 19-ое августа...


Прощание с Никитой Емшановым состоится сегодня в 14.00 в «Центре драматургии и режиссуры под руководством Казанцева и Рощина ». Похоронят Никиту в Санкт-Петербурге . С Константином Камышанов прощание состоится в субботу в Москве. Место и время пока уточняется.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Так ездят самоубийцы

Эрнест Цыганков, директор Центра высшего водительского мастерства:

Москва - город богатый. Люди имеют возможность покупать дорогие мощные автомобили, которые способны разгоняться до 200 км/час. Конечно, на них хочется погонять! Днем - заторы. Вот и отрываются при любой возможности. При этом большинство водителей навыков экстремального вождения не имеют. Чему их учили на курсах? Трогаться с места, делать «змейку», парковаться... Вот и получается, что машина есть, а водить не умеют совершенно! К тому же ночью многие возвращаются из клубов: кто выпил, кто покурил... Итог - на дорогах полно самоубийц. Дальше так: водитель гонит на скорости за сотню, случается столкновение, машину заносит. У водителя происходит так называемый двигательный паралич. Он от испуга ничего не может делать 1 - 2 секунды. Ему нужно преодолевать занос, машину выравнивать, а человек в ступоре. Действовать в экстремальной ситуации его никто не учил! И часто этой секунды или двух достаточно, чтобы автомобиль еще куда-то врезался. Выход прост: соблюдать правила. Прежде всего не превышать скорость, не ехать на красный, не выезжать на встречку. Несоблюдение именно этих трех пунктов чаще всего приводит к трагедиям.


"Комсомолка" попыталась ответить на важные вопросы о трагедии.

1. Пил ли именинник?

Если бы Емшанов был сильно пьян, это бы стало уже известно, так как при вскрытии эксперты почувствовали бы запах алкоголя, - пояснил «КП » заведующий судебно-медицинским моргом № 10 при Боткинской больнице Георгий Сахаров. - Но раз этого не произошло, то придется ждать результатов химической экспертизы. Сам процесс определения промилле занимает буквально полчаса. Но так как лаборатория на всю столицу одна, а экспертам нужно проводить множество анализов и оформлять кипы документов, то получение официального заключения судмедэксперта занимает от десяти дней до месяца.

2. На машине Емшанова были номера "АМР"?

На «Мерседесе Е 280» точно не было «крутых» номеров. В конце 2010 года Никита купил эту машину у 40-летнего жителя Тулы , и все это время у автомобиля были транзитные номера - 71ЕО 6588. По слухам, Никита Емшанов любил погонять, только в Москве его штрафовали не менее шести раз за превышение скорости. Но официально в ГИБДД это не подтверждают. Кстати, несмотря на безбашенную езду, погибшие были пристегнуты.

Фиксаторы ремней безопасности были сильно деформированны, поэтому и не отстегивались, - сказал «КП» очевидец, который одним из первых подбежал к «Мерседесу». - Да и подушки безопасности тоже сработали, я видел их обрывки.

3. Что случилось с водителем "Ниссана"?

«Комсомолке» удалось поговорить с Александром Федорченко - именно после удара о его машину «Мерседес», которым управлял актер, вылетел на встречку.

Я ехал скоростью около 70 километров в час по средней полосе, - вспоминает 40-летний Александр. - Буквально за десять секунд до столкновения я глянул в левое зеркало. Машин на левой полосе не было. И вдруг - раздался резкий удар в левый задний бок! Я чудом умудрился удержать машину на дороге. Когда остановился, увидел, что черный «Мерседес» уже горит.

Водитель не смог долго пообщаться с журналистом «КП», поскольку до сих пор в сильном шоке. А близкий знакомый Александра, кстати, специалист по расшифровке причин авиапроисшествий (по видео он определят скорость объекта), считает, что «Мерс» ехал со скоростью около 200 км/ч!

Думаю, водитель был в так называемом «состоянии сна». Человек не спит, но внимание его рассеяно. Так бывает после переутомления. До столкновения с «Ниссаном» актер на какое-то время «выключился». От удара очнулся и попытался вывернуть влево, хотя до этого мчался по прямой вплоть до столкновения. Это заметно по видеосъемке.

x HTML-код

ДТП актера Никиты Емшанова [съемка камер наблюдения]. Вечером накануне аварии Никита репетировал спектакль, а потом отправился с Катей в кафе.Елизавета ПЧЕЛКИНА, Артем БЕЛОУСОВ