01.01.2016

Жизнь курсанта — это как?

Поступление в высшее военное учебное заведение кардинально отличается от поступления в гражданский вуз. Поступая, вчерашние школьники, должны отдавать себе отчёт, что ближайшие 5 лет обучения пройдут вдали от родных и близких ему людей. Тысячи выпускников школ, желающих служить Родине, должны пройти начальный этап поступления в различные военные заведения страны.

Военная «абитура»

«Абитура» (поступление) начинается с начала июля и продолжается до конца месяца. Начальный этап включает в себя подготовку будущих военнослужащих.

Молодым парням становятся знакомы такие понятия как: утренняя зарядка, спортивно- массовая работа, хождение строем, четкий распорядок дня, строевой шаг и многое другое, без чего на «гражданке» большинство привыкли обходиться.

Несколько десятков парней проживают в одном помещении, называемом казармой. Они готовятся к сдаче вступительных экзаменов, к профессиональному отбору, который покажет, кто готов служить в вооруженных силах, а кто нет.

Спустя 2 недели будущие курсанты проходят доскональный медицинский осмотр, по итогам которого будут выявлены лица с отклонением по здоровью.

Сдача экзаменов проходит в соответствии с тем факультетом, по которому поступающий желает обучаться, и в дальнейшем он будет проходить службу по этой специальности. По итогам сдачи вступительных испытаний поступающий зачисляется в ввуз, надевает военную форму, коротко подстригается в соответствии с уставом и получает погоны курсанта.

КМБ или Курс молодого бойца

Начинается с конца июля и длится до конца августа. На этом этапе будущий военнослужащий проходит начальную подготовку. В неё входит: наряды, «священные» воинские ритуалы (подъем, утренний осмотр, проведение вечерней поверки, отбой), изучение статей устава, обучение строевому шагу, марш броски, выполнение по нормативу одевания противогаза и ОЗКА.

Огневая и физическая подготовка является неотъемлемой частью обучения любого военнослужащего.

Порядок в казарме обеспечивают уборщики, которые назначаются каждое утро перед началом зарядки.

В обязанности уборщика входит: вымести пыль из под кроватей и прикроватных тумбочек, подмести между рядами кроватей, при необходимости протереть пол влажной тряпкой, вынести мусор, протереть пыль со всех плоских поверхностей.

У каждого курсанта есть своя тумбочка, где он может хранить умывальные принадлежности, щетки для чистки обуви и одежды, носовые платки, подворотнички (подшивной материал), мелкие предметы личного пользования, тетради, учебные книги, уставы.

Многие ребята, бывшие школьники, привыкшие к кроссовкам и к другой гражданской обуви, быстро натирают мозоли на ногах. За медицинской помощью они могут обратиться в медицинский пункт — лазарет.

По завершению курса КМБ весь личный состав передислоцируется к местам дальнейшего обучения (академия, ввуз). По прибытию в академию (ввуз) курсанты получают парадную форму одежды. Подготовить ее для использования нужно самостоятельно: ребята сами пришивают погоны, нарукавные шевроны, вставляют в лацкан воротника эмблемы. А также до блеска начищают ботинки, отглаживают стрелки на брюках

Спустя три дня в торжественной обстановке проходит главный воинский ритуал — присяга. Присяга является одним из важнейших и значимых событий в жизни каждого военнослужащего, которое ставит его перед личной ответственностью за защиту своей страны.

Курсантские будни

Повседневная жизнь курсанта 1ого курса, как и последующих, проходит по одному и тому же распорядку дня: подъем, утреннее построение, зарядка, на которой будущие военнослужащие совершенствуют свою физическую подготовку, утренний туалет, построение на утренний осмотр, где проверяется внешний вид, завтрак, развод на занятия. Обязательное прохождение торжественным маршем, где курсанты показывают свою строевую выучку и слаженность подразделения в целом. Занятия согласно учебному плану, обед, самоподготовка, на которой курсанты готовят домашние задания и повторяют устав, ужин.


Вечером дается личное время, когда можно пообщаться с родными, девушками, написать письмо домой, подготовить форму к следующему дню.

Заканчивается день построением на вечернюю поверку, в ходе которой зачитывается личный состав курса и список лиц, навечно занесённых в списки, которые погибли смертью храбрых. Отбой.

Наряд

Все без исключения военнослужащие ходят в наряды. Наряд назначается для поддержания внутреннего порядка, охраны личного состава, вооружения, боеприпасов, военной техники, помещений. А также для контроля за состоянием дел в подразделении и своевременному принятию мер по предупреждению правонарушений.

В начале каждого месяца создаётся список нарядов, где указаны даты, по которым тот или иной военнослужащий идет в наряд.

Наряды бывают внешние и внутренние. Внутренний наряд — по курсу, внешний — патрулирование.

Воинское товарищество

«Воинский коллектив — это семья! «В этой семье проходит практически вся моя служба, — рассказал первокурсник. — Каждый помогает друг другу в учебе, спорте и других мероприятиях. Сегодня ты помог ему, а завтра он поможете тебе. Это один большой коллектив, отличный от учебных групп в институте, который живёт дышит, взаимодействует. «Один за всех, и все за одного!» — вот девиз воинского братства».

Увольнение

В ввузе увольнение не такое уж частое явление. Но если у тебя нет замечаний по службе, по нарушению формы одежды, задолженностей и неудовлетворительных оценок по предметам — то имеешь право получить увольнение на сутки. Это время ты можешь провести со своими родными, близкими, друзьями, со своей девушкой. Уходя в город и надевая гражданскую форму одежды, курсант не должен забывать о статусе военнослужащего, о правилах поведения в городе и воинской вежливости.

Жизнь курсанта очень многообразна и полна яркими событиями, которые кардинально отличаются от обычной студенческой жизни. Годы службы в академии нельзя описать на бумаге, нельзя рассказать это нужно почувствовать и проникнуться самому. Военные бывшими никогда не бывают — это идёт через всю нашу жизнь. В армии парень становится мужчиной. Мужчиной, защитником своей Родины, защитником своих родных, своей семьи, своих будущих детей.

Поначалу я хотел сделать эту статью длинной с подробным описанием лекций, семинаров, лабораторных работ и всего остального. Но, во-первых, впереди еще целая глава посвященная только учебе и там все это будет. А сейчас продолжим обзор распорядка дня и остановимся чисто на особенностях военного обучения.

На занятия ежедневно, кроме выходного воскресенья, отводилось три пары. Начало в 9.00, окончание в 14.15. Между парами большой перерыв 15 минут, а между академическими часами 5 минут. Вроде не много и учились, но нам хватало. Особенно если какие-нибудь полевые занятие или все три пары одной дисциплины, бывало и такое.

Какие же особенности?

Самое для меня удивительное это постоянное подведение итогов

Каждую неделю, каждый месяц и, естественно, семестр подводились итоги нашего обучения. В подразделении мы рассаживались на табуретках и происходила раздача. Выделялись лучшие и худшие.

То есть по каждой дисциплине выписывались оценки каждого курсанта за неделю (месяц, семестр) и все люди сортировались на отличников, хорошистов, троечников и двоечников:

  • Если по всем предметам или по 75% дисциплин пятерки, а остальное хорошо – отличник.
  • Если только хорошо или отлично, но пятерок меньше 75% — хорошист.
  • Хотя бы одна тройка – троечник.
  • Хотя бы одна двойка – двоечник.

И одно это иногда решало плохой ты или хороший. Потому что личная дисциплина и отличная служба в нарядах считались само собой разумеющимся явлением, за которые поощрять как бы и не стоит.

Именно так я, получив одну-единственную пятерку на семинаре по культурологи, в первую неделю учебы 2003 года стал отличником. И это позволило мне, чуть ли не единственному со всего курса (кроме поступивших солдат, которые неделей раньше во время присяги стояли в наряде) пойти в первое увольнение. Остальных увольнения лишили за плохой внутренний порядок, я писал об .

Но никогда после мне не удалось быть даже хорошистом именно по итогам недель. Правда и двоечником не был. Всегда с тройками. Что не мешало мне сдавать сессию за сессией только на отлично. (Как же я чертовски скромен!).

Назначение дежурного

Ежедневно назначался дежурный по учебной группе. В нашем высокоорганизованном взводе это был утренний уборщик, чтобы не было путаницы и несправедливости. И хотя я писал, что назначался он из особо чахлых не желающих бегать , но так было не всегда. К старшим курсам очередной уборщик назначался по кроватям. Вот как спали, так по очереди и убирали утром казарму. Это было удобно, потому что всегда можно было примерно знать свой день когда ты дежурный.

Что крайне важно, и вот почему. В обязанности дежурного входило явиться первым к преподавателю. Спросить что нужно, взять мел, карты (топографические), настроить лектор, подготовить доску и всякое такое. Дежурный командовал при входе преподавателя всем встать и докладывал, что такая-то учебная группа в количестве стольки-то человек на занятия прибыла. А на доске был написан расход личного состава. По списку, налицо, наряд, санчасть, отпуск или еще где и сколько.

Запомните: слово НАЛИЦО пишется слитно! Сколько человек пострадало от насмешек особо ревнивых до русского языка преподавателей. Частенько они спрашивали «на чьё лицо?», когда было написано раздельно. Хотя некоторым было не важно.

Так вот если с гражданскими преподавателями было проще, то на кафедру нашей тактики «Тактики восковой ПВО» было категорически трудно просто правильно войти в кабинет к преподавателю. Были они все не ниже подполковника, а в основном полковники. Служивые и заслуженные. Не без снаряда в голове многие. И тогда начинались попутные изучения уставов Внутренней службы и Строевого. Вспомнишь – вздрогнешь.

А имея на руках расписание и зная свою дату дежурства можно было вычислить хороший будет день или не очень. И теперь про расписание.

Собственно расписание

Это еще одна замечательная особенность военного образования. У меня сейчас младшая сестра учится в одном государевом вузе, так для нее не ведомо какие пары и когда поставят раньше, чем за несколько дней до их начала. Такое просто невозможно в военном училище.

Перед стартом каждого семестра в каждое подразделение выдаются отпечатанные в типографии академии (а такая есть!) расписания занятий на весь семестр включая экзамены. За полгода мы знали в каком кабинете, во сколько и кому я буду сдавать экзамен, зачет или еще что-то по той или другой дисциплине.

В специальном зашифрованном виде из букв, цифр и кружочков было записано все. Название предмета, номер темы и занятия, номер учебного корпуса и кабинета, вид занятия и фамилия преподавателя. И ни разу за пять лет не было ни одной замены! Я не знаю сколько человек занимались его разработкой, кто эти люди и даже где они находились. Но это гении. Представьте себе синхронизировать учебный процесс целой академии с примерно полутора тысячей обучающихся. Продумать, кто в каком классе будет сидеть, кто им преподавать и чтобы ничего нигде не пересеклось. Крутые ребята!

Как выглядело само расписание занятий ниже, а вот увеличенный фрагмент:

Разберем первую дисциплину на примере:

  • РЦС – Радиотехнические цепи и сигналы (название дисциплины)
  • 6/63 лр – тема 6, занятие № 63, лр – лабораторная работа.
  • 3/309 – номер корпуса и номер аудитории.
  • 1109, 1108 – номера преподавателей (где 11 – номер кафедры, вторая группа цифр преподавателя непосредственно).
  • Дальнейшая волнистая линия со стрелкой означает, что лабораторная на две пары.

Обратите внимание на линию выше 6 числа вместо занятий и начало такой же линии 13 числа. Это большой наряд. В этот день для взвода занятия не планировались. Мы заступали в караул (от 13 до 15 человек), а остальные в другие виды нарядов академии. Об этом позже.

Все преподаватели были расписаны в аннотации под расписанием, но мы их и так знали, поэтому эту часть обычно отрезали. После этого расписание ламинировалось скотчем сзади и носилось сложенное вчетверо все полгода. Дни постепенно вычеркивались. К концу семестра изрядно потрепанное расписание было как карта боевых действий. Я их старался сохранить. Правда, сейчас навскидку нашел только одно:


221 учебная группа. 3 семестр 2004-2005 учебного года

Раритетнейший раритет. Первый семестр второго курса 2004-2005 учебный год. В расписании есть даже день донора. Правда я был в колхозе как гласит запись. А сзади лично я и еще один мой товарищ записывали свои наряды. Для порядку. Хотя листы нарядов как положено велись замкомвзводом.

Понатужившись, могу вспомнить только несколько раз, чтобы пришел не тот самый препод, который указан в расписании, да и то из гражданских. Точно! Болела как-то преподаватель математики. Всё!

Простор для маневра

Такое жесткое расписание давало место для действий. Однажды я повздорил с прапором-лаборантом одной из кафедр. Дело дошло до начальника кафедры, разобрались и выяснилось, что я прав. Эту показательную сагу я, возможно, как-нибудь распишу, сейчас другое. Полковник извинился, мы вроде как историю замяли, но перед самой сессией до меня через сына одного из преподавателей, по совместительству моего сослуживца дошли сведения, что есть мысль меня зарезать на одном из двух экзаменов этой кафедры. Так как преподаватели прониклись сочувствием к прапорщику.

По одной из дисциплин я шел на «автомат», так как у меня было подряд несколько пятерок, а препод вначале года обещал амнистию таким сознательным военным. И вот грядет последнее перед зачетом с оценкой (страшнее экзамена) занятие. Семинар. На котором я сто пудово получу тройку если не двойку и хана мне. А предмет мутный шокапец. Сдавать его мне в принципе не грело, а при таких раскладах и вовсе. Но есть расписание! Я же знаю когда он семинар этот. Короче, я попросил спрятать меня в наряд по роте на этот день да и все дела. И овцы сыты и волки целы. Автомат я получил-таки.

На этом пока хватит про учебу.


ПРИМЕРНЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ

курсантов 2-4 курсов ВО


Элементы распорядка дня

Продолжительность,

Рабочие дни

Продолжительность,

Предвыходные и

предпраздничные

Продолжительность,

Выходные и

праздничные дни

Прибытие на службу

Мытье рук

Утренний осмотр

Подготовка к занятиям

Информирование, тренировки (по специальной, строевой подготовке, РХБЗ)

согласно плана выходного дня

Учебные занятия

1 -2 часы занятий

3-4 часы занятий

5-6 часы занятий

Следование в подразделения, смена рабочей и специальной одежды, чистка обуви, мытье рук

Личное время


Самостоятельная работа курсантов

Воспитательная, спортивно-массовая работа, подведение итогов

Мытье рук

Убытие со службы


Приложение к распорядку дня курсантов:

1. Подъем Государственного флага Российской Федерации и исполнение Гимна – в 8.55 (1 семестр 1 факультет, 2 семестр 2 факультет).

2. Спуск Государственного флага Российской Федерации – в 18.00.

3. Дни воспитательной, культурно-досуговой работы и информирования:

среда – информирование 08.20 – 08.50;

4. Подведение итогов учебного процесса, состояния правопорядка, воинской дисциплины и службы войск:

в училище – ежемесячно, пятница 1 недели месяца – 15.15 – 16.00;

на факультетах, – ежемесячно, суббота 1 недели месяца – 08.20 – 08.50;

на курсах факультетов – еженедельно, по субботам – 08.20 – 08.50;

в учебных группах – ежедневно на последнем часе самостоятельной работы.

5. Подготовка суточного наряда:

ежедневно с 16.30 до 17.20 в соответствии с п.5 приказа начальника училища.

подготовка дежурного подразделения и подразделения антитеррора проводится ежедневно:

с 16.00 до 16.30 – теоретическая подготовка личного состава;

с 16.30 до 17.30 – практическая подготовка с отработкой действий личного состава на типовых объектах в соответствии с графиком.

6. Подготовка караулов:

первый этап – за 2-3 дня до заступления в наряд;

второй этап – в день, предшествующий заступлению в караул, в классе для подготовки караулов проводить командиру подразделения с 18.30 до 19.20; в группе психологического обследования, обследование лиц заступающих в караулы – 16.50 – 17.20

третий этап (практическое занятие) – с 16.30 до 17.15 лично начальникам курсов, начальнику отделения СПО на караульном городке.

7. Развод суточного наряда – в 17.30.

8. Дни проведения тренировок:

тренировка по РХБЗ – четверг (на строевом плацу) – 08.20 – 08.50;

специальная подготовка – вторник (в учебных аудиториях) – 08.20 – 08.50;

строевая подготовка – пятница (на строевом плацу) – 08.20 – 08.50.

9. Дни проведения спортивно-массовой работы:

вторник, четверг – 1 факультет – 18.30 – 19.00.

понедельник, среда – 2 факультет – 18.30 – 19.00.

воскресение – по плану выходного дня – 10.00 – 13.00.

10. Общий развод училища на занятия:

понедельник – в 08.30.

11. Дни работы военно-научного общества:

вторник, четверг – 16.50-18.25.

12. Амбулаторный приём:

ежедневно - 15.00 – 17.30.

13. Приём по личным вопросам:

начальником училища – 2 и 4 четверг – 15.00 – 17.00;

заместителями начальника училища – 1 и 3 четверг – 15.00 – 17.00.

14. Курсантам, проходящим военную службу по контракту, проживающим в общежитии, находится вне расположения училища:

понедельник - пятница – с 19.30 до 24.00;

в предвыходные (предпраздничные) дни – с 17.00 до 24.00;

в выходные (праздничные) дни – с 09.00 до 24.00.

Курсантам, проходящим военную службу по контракту, проживающим вне расположения военного училища, находится за его пределами:

понедельник - пятница – с 19.30 до 07.00;

в предвыходные (предпраздничные) дни – с 17.00 до 07.00;

в выходные (праздничные) дни – с 09.00 до 08.00.

15. Боевое дежурство, учения и другие мероприятия, перечень которых определён Министром обороны РФ, проводятся без ограничения общей продолжительности служебного времени. Продолжительность служебного времени при несении службы в суточном наряде определяется общевоинскими уставами и соответствующими инструкциями лицам суточного наряда.

6:15

встают дежурные портупей-юнкера, чтобы к заре быть одетыми за этим наблюдают днжурные офицеры

6:30

бьётся заря дежурные будят всех юнкеров

6:30-7:00

умывание, чистка обмундирования, молитва

7:00

осмотр и слушание приказов отданных по училищу. Затем юнкера идут к чаю. После чая дежурный лекарь осматривает в ротах заболевших.

7:45

юнкера идут в классы

11:30

новые дежурные по ротам портупей -юнкера являются к дежурному по училищу

11:30-12:00

завтрак

12:00

по классам

13:00-15:00

занятия по фронтовому учению, верховой ездой и т. п.

15:30

обед по окончанию его юнкера следуют в свои роты

17:00-20:00

лекции и репетиции по очередям

После обеда в свободное от классных и служебных занятий время, юнкера,имеющие на то право, увольняются со двора

21:30

вечерний чай по возвращении с него фельдфебелями проводится поверка в присутствии офицера

22:00

юнкера ложатся спать желающие могут заниматься в ротах до 23:00 в особой комнате

23:30

Ложатся спать дежурные по ротам портупей - юнкера

В течение дня юнкера должны быть всегда и везде опрятно одеты и застёгнуты на все пуговицы, волосы иметь остриженными по форме, бороду чисто выбритую, усы и бакенбарды носить разрешается. В воскресные и праздничные дни после обедни желающие могут увольняются со двора. В эти дни назначаются разводы и церковный парад. Остальные юнкера православного исповедания должны быть у всенощной. Ежедневно, во время свободное от классных и служебных занятий, юнкера младшего класса увольняются в отпуск со двора,3 раза в неделю, включая воскресение и праздничные дни. Юнкера старшего класса увольняются 4 раза в неделю. В продолжительные праздники юнкера увольняются ежедневно.

Распределение дня в Павловском Военном училище

(1910) ст.165

Подьём

6:30

Сигнал к утреннему чаю

7:15

Сигнал в классы

7:45

Сигнал на первую лекцию

7:55

Первая лекция

8:00-8:50

Перемена

10 мин

Вторая лекция

9:00-9:50

Перемена

10 мин

Третья лекция

10:00-10:50

Перемена

10 мин

Четвёртая лекция

11:00-11:50

Прогулка

11:50-12:15

Завтрак

12:25-13:00

Прикладка и прицеливание

13:00-13:15

Первый час строевых занятий

13:15-14:05

Перемена

15 мин.

Второй час строевых занятий

14:20-15:10

Перемена

15 мин.

Третий час строевых занятий

15:25-16:15

Сигнал к обеду

16:45

Сигнал на репетиции

17:50

Репетиции

18:00-21:00

Вечерний чай

20:30

Вечерняя заря

21:00

По окончании 4-й лекции юнкерам сейчас же идти в роты, где, положив книги и взяв фуражки, а в холодное время желающим и шинели, немедленно выходить на Большой плац. По сигналу «сбор» юнкера быстро возвращаются в роты, повесить шинели и фуражки и строиться к завтраку. На прогулку обязаны выходить все юнкера, за исключением имеющих на этот день освобождение от врача училища от занятий на воздухе или прогулки. Юнкера рот Его Величества и 2-й выходят на плац и возвращаются через главную лестницу и через выход, что из швейцарской, а 3-й и 4-й рот через выход у фехтовального зала. Строиться к завтраку в помещениях своих рот. В 12:25 начинается завтрак. После завтрака юнкера тотчас идут в роты и одеваются на строевые занятия. Строевые занятия начинать в часы, назначенные по расписанию и, с перерывами, продолжаются до 16:15. В 16:45 дня, по сигналу, роты идут к обеду. После обеда в 17:50 собираются в классы те юнкера, которым назначены репетиции, прочие же занимаются, по своему усмотрению, в помещении роты и могут отдыхать до 19:00 вечера. После отдыха юнкера обязаны, прежде всего, оправить постели и подушки и потом уже заниматься другими делами. В 20:00 вечера, по сигналу, желающие юнкера строятся, и отводятся к вечернему чаю. По возвращении от чая, собирается вся рота для вечерней переклички и молитвы, причём оставшиеся юнкера к приходу роты из столовой должны быть выстроены распоряжением оставшегося в роте дневального. В 21:00, после зари, желающие юнкера могут ложиться спать, а в 23:00 все юнкера обязаны быть в кроватях и огни должны быть потушены, кроме тех, которые должны гореть ночью. Фельдфебелям разрешается ложиться одним часом позже. 170. По уходе юнкеров в классы, ротные служители приступают к уборке помещений роты. К этому времени юнкерами должны быть убраны в столики все их вещи и столики заперты. В отсутствие юнкеров помещение роты должно быть тщательно проветрено. По возвращении юнкеров из классов, каждый из них, переодевшись на строевые занятия в надлежащую форму, должен оправить кровать поставить на место табуретку и запереть стол. Сорить в помещении и грязнить пол – воспрещается. Юнкера не должны позволять себе плевать в помещении роты, в коридорах и на лестницах, для устранения чего всюду расставлены плевательницы.

«Правила для руководства юнкеров ПВУ 1910г.» ст. 36,37,38