Все чаще учителя начальной школы используют в работе со словарными словами приемы мнемотехники.

Мнемотехника (от греч. mnзmз -- память и tйchnз -- искусство, мастерство) - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций, это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации .

Как мы уже упоминали выше, мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.

Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

1. Установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.

2. Заинтересованность: легче запоминается то, что интересно.

3. Яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции.

4. Образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Суть использования мнемотехники при запоминании словарных слов в том, чтобы с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспомнилось, и дети были уверены, какую именно букву в нём надо писать. Существует немало способов, чтобы «уярчить» орфограмму, привлечь к ней особое внимание. «Усиление» идёт за счёт образного представления материала, путём выстраивания сюжетной линии запоминания, сочинения своеобразных рассказов, сказок, стихов, небылиц, шуток .

Эффективными приёмами «усиления» орфограммы являются:

1) написание в слове запоминаемой буквы по аналогии самого предмета;

2) составление ребусов;

3) использование рифмовок;

4) заучивание обобщённым способом путём составление рассказов;

5) обращение к истории слова - этимологии.

Ниже рассмотрим несколько методов, в которые входят вышеперечисленные приёмы образного запоминания слов.

Этимология - отдел языкознания, изучающий происхождение слов, а также само происхождение того или иного слова .

Элементы этимологического анализа вводятся в работу с русскими словами, простыми по структуре. Частыми в употреблении и доступными учащимся по происхождению (берёза - восходит к слову белый, большой - к исконному боль -«сила», корова - к общеславянскому кор - «рог», кочан - к слову кочка, лягушка - к исконному ляга от лягать - «бить ногами», огурец от огур - «незрелый», пирог - к исконному пир). Язык-источник на этом этапе детям можно не сообщать, достаточно слова «в старину» .

Этимологический анализ - выяснение раннее существовавшего морфологического строения слова, его прошлых словообразовательных связей, определение времени и источника появления слова, установление способа его образования от соответствующей производящей основы

Этимологический анализ - эффективный приём обогащения словаря младших школьников. Этот прием может служить важным средством объяснения значений непонятных слов, относящихся к природоведческим, нравственным и эстетическим понятиям на уроках русского языка и чтения.

Основываясь на том, что орфографический навык формируется в процессе речевой деятельности, обладает содержательной и операционной сторонами, можно выделить четыре этапа, способствующих качественному изменению навыка правописания непроверяемых и труднопроверяемых слов.

1. Подготовительный этап.

Целью данного этапа является вооружение учащихся необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями составляющими содержательную сторону навыка правописания словарных слов.

2. Ориентировочный этап.

Объектом является непроверяемое слово, а целью правильность и осознанность его написания.

3. Закрепительный этап.

Используются разнообразные задания творческого характера, которые развивают ум, активизируют воображение и фантазию детей.

4. Этап контроля и самоконтроля.

На этом этапе следует проводятся диктанты, изложения и игры из занимательной грамматики.

По утверждению А.Н. Тихонова знание этимологии слова, правил словообразования, умение членить слово на составные компоненты, определять роль и значение частей слова помогает избежать многих ошибок, способствует повышению грамотности и культуры речи .

Итак, использование этимологического анализа на уроках русского языка при работе со словами с непроверяемыми написаниями ставит обучение орфографии на научную основу. При этом оказывается задействованным сознание ребёнка, благодаря чему словарно-орфографическая работа становится более эффективной. При использовании на уроках этимологического анализа необходимо чёткое разграничение его с морфемным анализом во избежание неверного морфемного членения слов. Этимологический анализ в начальной школе должен применяться как вспомогательный приём для орфографических, лексических и других практических целей и проводиться учителем с учётом возрастных особенностей учащихся. В этом случае этимологические справки доступны младшим школьникам, воспринимаются им с большим интересом. При этом объясняемые слова усваиваются школьниками и по значению и со стороны правописания.

К сожалению, этимологический анализ довольно редко используется в начальной школе в орфографических целях. Причина в недостаточной оснащённости школ материалом, специально ориентированным на такой анализ. Поэтому, представленные ниже виды работ помогут учащимся закрепить полученные знания, умения и навыки в процессе словарной работы с опорой на этимологию.

1. Рассказы о происхождении слов.

2. Этимологические словарики "К истокам слова", составленные учащимися по материалам изученных слов.

3. Игра "Верно ли?", разработанная О.Н. Лёвушкиной.

4. Этимологические кроссворды.

5. Диктант с обоснованием.

Например, (сольдо) солдат, (тетра) тетрадь, (кара) карандаш, (раб) работа, (огур) огурец.

6. Самодиктант.

Например: вспомни и запиши как можно больше слов имеющих в своём составе исторический корень - кол - (от коло) со значением "круг".

(Колесо, коляска, кольцо, кольчуга, около, околица, колобок и др.)

7. Аукцион "трудных" слов.

Проводится устно. Побеждает тот, кто последним назовёт слово с указанным в задании признаком.

Назови слова, имеющие в своём составе полногласие -оро-.

(Город, горох, воробей, мороз, огород, дорога, ворона, корова, хорошо и др.)

Опираясь на знание этимологии, такая работа развивает внимание учащихся, так как дети не должны повторять уже названных слов.

8. Сочинение-миниатюра.

Учащимся предлагается из предложенного списка изученных слов выбрать одно и написать маленькое сочинение на тему: "Почему это слово так называется?"

9. Этимологические упражнения.

1) Скажите, от каких слов образованы слова заяц, машина, работа.

2) Определите, на какой признак предмета указывает его название.

Берёза, воробей, капуста, земляника, лопата, пенал, тетрадь.

Описанные виды работы способствуют закреплению полученных школьниками знаний об этимологии слов, умению членить слова на морфемы как в современном, так и в историческом плане, навыка сопоставлять созвучные слова по значению (а значение слова выводить из его происхождения), знаний о правописании словарных слов.

Ученые-психологи - Матюгин Игорь Юрьевич, Чакаберия Елена Исаковна, Рыбникова Ирина Константиновна и Слоненко Татьяной Борисовна, разработали оригинальную научную методику, в которой используются простые и эффективные методы запоминания словарных слов:

1. Метод графических ассоциаций.

2. Метод звуковых (фонетических) ассоциаций.

3. Комбинированный метод.

4. Метод обобщения.

Эта методика прошла многолетнюю апробацию в "школе Эйдетики".

Эйдос - по гречески "образ", а эйдетизм является разновидностью образной памяти, выраженной в сохранении ярких, наглядных образов предметов на длительное время.

Эйдетикой называют учение о субъективных наглядных образах, наблюдающихся у детей и подростков в определённой фазе их развития, а так же сохраняющихся иногда, большей частью в виде исключения, и у взрослых .

Эйдетика включает в себя систему игровых упражнений, которые направленны на развитие памяти, внимания, воображения. В играх и упражнении используется присущая каждому ребёнку способность к воображению. При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти. Приёмы эйдетики можно использовать непосредственно на уроке. Для этого и существуют игры: «На что похоже буква», «Превращения слов», «Как образуются слова», «Дорисуй букву», «Измени одну букву - изменится слово». Загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Таким образом, они знакомятся с самыми простыми приёмами эйдетики и мнемотехники, а самое главное учатся творчески мыслить, то есть нестандартно, нешаблонно.

Метод графических ассоциаций больше других нравится детям. Суть его состоит в том, что ребенок, для того, чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Запоминаемая буква может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.

РА КЕТА (А - ракета),

ЯГО ДА (О - ягода).

ЛЕСТ НИЦА (Т - лестница)

ЗА ВОД (А - труба завода)

Зая ц (я - зайчик)

Го рох (о - горошина)

Очень разнообразно представлены словарные слова с картинками для быстрого запоминания в книге Ушаковой О.Д. «Напиши диктант без ошибок!» .

Метод звуковых (фонетических) ассоциаций.

Метод звуковых ассоциаций использован при составлении четверостиший автором книги «Словарь в стихах» Е.З. Солдатовой .

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

Пе туха назвали “Пе тя”-

Пе ть он любит на рассвете.

А мед ведь, наоборот.

Петь не любит, любит мед .

Чтоб не обиделась ко рова

И не прокисло мо ло ко,

Мы оба этих дружных слова,

Напишем в корне с буквой О .

Посмотрите, дети,

Рак летит в рак ете.

Раз Ната в комна ту вошла,

И букву А она нашла.

Там буква а попала в плен

Меж буквой Т и буквой Н.

Можно также использовать шуточные вопросы и загадки.

В каких словах ель «растет»? (учитель , картофель)

Следующий приём используется при удачном созвучии фразы и словарного слова.

Например, слово завтрак. Созвучное ему слово рак. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится:

На завтрак - рак .

Можно использовать и такие фразы:

Кос тя в кос тюме, а Па вел в па льто.

Запоминая такие фразы учащиеся, практически, не делают ошибок в этих словарных словах.

Недостатком этого метода является нагромождение фраз при подборе созвучий к словам с двумя и более непроверяемыми буквами. В каком случае рекомендуется - воспользоваться комбинированным методом.

Комбинированный метод - это использование при запоминании словарного слова и графических, и фонетических ассоциаций одновременно в том случае, если в этом слове содержится несколько непроверяемых букв.

При ветли во (2 и - протянутые ладошки для приветствия).

Приветливо во рон во ркует.

Метод обобщений.

При использовании данного метода ученикам предлагается:

1. Представить себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова.

2. Объединить слова в группы.

3. «Оживить» группы слов путём составления предложений.

Класс

Субб ота

Русс кий

У нашего класс а в субб оту был русс кий язык.

Квартира

карандаш

У Кати в ква ртире ка ртина, на ка ртине ка ранда шом нарисован ста кан.

Со бака

со рока

ябло ко

Бессовестная со бака украла у со роки ябло ко .

Психологи утверждают, что информация, подкрепленная эмоциями, фиксируется в памяти лучше. И чем больше ученики при придумывании сюжета картинок используют опыт, подкрепленный яркими воспоминаниями, тем лучше будет результат.

Нами был предложен ещё один метод запоминания словарных слов - метод использования жестов дактильной азбуки .

Дактили - это жесты, обозначающие буквы словесного языка.

Русская дактильная азбука - это вспомогательная система русского жестового языка, в которой каждому жесту одной руки соответствует буква русского языка. В русском языке 33 буквы - соответственно, дактилей столько же. Проговаривание ведётся по правилам русской орфографии.

Мы предлагаем для усиления запоминания и акцента на «трудном месте» в словарном слове показывать жест обозначающий букву, которая соответствует непроверяемой орфограмме.

Анализируя нетрадиционные методы и приемы изучения словарных слов, мы пришли к выводу, что использование образного запоминания, этимологического анализа, применение жестовой азбуки вызовет у учеников живой интерес к процессу обучения, разнообразит уроки русского языка, наполнит творчеством внеурочную деятельность, а также послужит способом развития всех психических процессов учащихся в целом.

Выводы по 1 главе

Исходя из лингвистических основ развития навыков грамотного письма

у младших школьников, а также возрастных особенностей детей 9 - 10 лет и их учета в работе по развитию навыка грамотного письма и анализа традиционных программ в 3 классе можно сделать следующие выводы:

1. Формирование навыка грамотного письма - одна из наиболее важных и трудно решаемых задач в современной школе.

2. В работе над формированием орфографических навыков у учащихся необходимо опираться на знание основных принципов орфографии в школе, а так же учитывать возрастные и психологические особенности детей.

3. Многообразие правил русской орфографии объясняется, с одной стороны, особенностями фонетического и грамматического строя русского языка, спецификой его развития, а с другой - взаимодействием с другими языками, как славянскими, так и неславянскими. Результатом последнего является большое количество слов нерусского происхождения, написание которых приходится запоминать.

4. Младший школьный возраст - это период благоприятный и восприимчивый для любой информации поступающей извне, это ответственный этап обучения, на котором закладываются основы обучения языку в целом.

У учащихся младшей школы имеется большой потенциал к развитию познавательных процессов, что дает возможность управлять процессом обучения, опираясь на психофизиологические особенности детей данного возраста.

5. При проведении образовательного процесса для более продуктивного усвоения учащимися материала необходимо учитывать ведущий канал восприятия каждого ученика класса и исходя из этого, по возможности, подавать информацию так, чтобы ребята могли её увидеть, услышать и ощутить.

6. Применение традиционной и нетрадиционной методики знакомства со словарными словами развивают у детей внимание, память, мышление, воображение. Нетрадиционные методы делают работу по запоминанию слов с непроверяемыми написаниями не только живой, увлекательной и нетрудной, но и позволяют расширить и словарный запас учащихся, и диапазон их грамотного письма, воспитывая у них любовь к слову, к языку.

7. Анализ традиционных программ обучения третьеклассников показывает, что для обучения правописанию слов с непроверяемыми орфограммами выделяется недостаточно времени и места в контексте урока и в годовом плане. Поэтому во многом качество усвоения словарных слов учащимися будет зависеть от мастерства и творческого подхода к процессу образования учителя.

8. Одна из главных задач учителя начальной школы - правильно оценив индивидуальные особенности развития речи, мышления, памяти, воображения и восприятия каждого ученика, наиболее полно их использовать в процессе обучения, пробудить интерес к учению и познанию, придумать такие методы и приёмы, которые помогут преодолеть детям трудности обучения, сформируют у учащихся устойчивый интерес к процессу познания, снимут напряжение, скованность, помогут сформировать навыки учебной деятельности и создадут такие условия, при которых процесс обучения будет интересным, увлекательным, плодотворным и эффективным.

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

Для того, чтобы учение было успешным, интересным, увлекательным, на разных этапах уроков русского языка учителя используют занимательные задания, которые побуждают детей размышлять, искать и находить правильное решение грамматических задач. Проблемная ситуация создается, когда встает вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов.

Работа строится в несколько этапов:

Предъявление нового слова:

а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;

б) рассматривание картинки (предметной, из набора “картинный словарь” или на слайде);

в) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.

1. Работа над слуховым образом слова.

Учащиеся проговаривают слово хором орфографически правильно, затем по одному, без выделения слогов, определяют в нём “опасное место”.

2. Запись слова с “окошком”.

После того, как дети определили ударный и безударный слоги, они записывают словарное слово в тетрадь и словарь.

3. Работа над зрительным образом слова, сообщение учителем или учащимися этимологической справки, краткая схематическая запись её на доске, в тетрадях или словариках, например: деревня- от слова “дерево”; место, очищенное от деревьев; крестьянское селение. Однокоренные слова: деревянный, деревенский и др. Земляника – от слова “земля”; земляная ягода. Петух – от слова “петь”; с помощью суффикса –ух. Рябина – от слова “рябой” - пёстрый, покрытый пятнами другого цвета. Однокоренные слова: рябой, рябчик, рябинник (заросль из кустов рябины). Учащиеся получают ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарю. Также можно использовать элемент этимологического анализа.

4. Подбор и запись однокоренных слов.

При работе со словарными словами использование кроссвордов дает возможность еще раз зафиксировать в памяти правильное написание изучаемых слов.

Правил для написания словарных слов не существует. Проверить их родственными словами не получается. Так как память у учащихся начальной школы очень яркая и образная, можно воспользоваться этим и предложить учащимся самим придумывать для словарных слов свои правила - “неправильные”. Если сделать это при помощи ассоциаций, то эмоционально образная память ребёнка активно заработает. Свяжем наше слово с другим, “проверочным”, но не однокоренным, где безударный непроверяемый звук становится ударным. У словарного слова появляется “приёмный родственник”, который помогает точно запомнить нужную орфограмму. Решение такой проблемной ситуации выражается у детей в создании рисунков, которыми может пользоваться весь класс.

“Приемных родственников” нельзя путать с настоящими родственными словами, слишком далеки они по смыслу. Детям интересен и увлекателен именно сам процесс их сочинения, рисование, а вся работа в целом даёт качественный результат изучения словарных слов. Помогаю детям интуитивно уловить алгоритм формирования ассоциативной связи. Такой алгоритм помогает ученику быстро и прочно усваивать самую разную информацию, и не только на уроках русского языка.

Этимологическая справка о словарных словах не всегда содержит опорное написание. В таких случаях трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. К одному и тому же слову можно придумать несколько ассоциативных образов, а затем выбрать наиболее удачный.

Требования к ассоциативному образу:

а) ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком;

б) ассоциативный образ должен иметь своё написание, не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в данном словарном слове.

Ассоциативная связь может быть выявлена по ряду признаков: по цвету, количеству, действию, звучанию, назначению, месторасположению, форме, материалу, вкусу, массе и т.д.

Работа над созданием ассоциативного образа включает следующие этапы:

  1. Записать словарное слово и поставить ударение;
  2. Выделить слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании;
  3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив цветом сомнительную орфограмму;
  4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова;
  5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок);

Прочитать словарное слово, чётко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую сомнительную орфограмму. Использование приёма ассоциаций в словарной работе предполагается начинать со второго года обучения в начальной школе, когда учащиеся достаточно прочно овладели навыками подбора однокоренных слов и уверенно отличают родственное слово от ассоциативного образа.

Ценность данного приёма работы – наличие у каждого ученика своего ассоциативного образа при общих требованиях: заданная орфограмма и ассоциативная связь. На начальном этапе работы с использованием приёма ассоциативного образа учитель сам показывает и создаёт образы. В дальнейшем уже ведётся совместный разбор словарных слов, учитель выполняет лишь роль помощника. И уже потом учащиеся выполняют данные задания самостоятельно. (Папка с рисунками учащихся прилагается) .

3. II этап. Практическая реализация проекта.

4. Развитие речи на уроках развития русского языка.

5. Психодиагностика на уроках русского языка.

6. "О любви к орфографическим правилам..."

7. Развитие орфографической интуиции на уроках русского языка.

8. Ассоциативный алгоритм запоминания словарных слов.

Ассоциативный алгоритм запоминания словарных слов

Ребенку с первых его шагов в учебной деятельности в учебнике русского языка О.Л. Соболевой предлагается три альтернативных пути, три способа овладения грамотным письмом: осмысленное применение правила, обращение к орфографической интуиции и запоминание.

Запоминание на сознательном уровне орфографического образа слова - один из эффективных путей овладения грамотностью. Автор решает одновременно две задачи: помочь ребенку запомнить, как пишутся конкретные слова, и гораздо более важную - способствовать интенсивному развитию мозговых структур, а не только памяти.

В учебниках О.Л. Соболевой практически отсутствует механическое запоминание. Не секрет, что в больших дозах оно может привести к притуплению способностей и уменьшению творческого потенциала ребенка. Кроме того, такое запоминание отнюдь не способствует повышению интереса к предмету. Поэтому естественным и необходимым становится обращение к яркой эмоционально-образной памяти ребенка, к огромным возможностям, заложенным в ассоциативном способе мышления.

Находкой в этом отношении стала ассоциативная методика запоминания и усвоения информации, разработанная Василием Агафоновым, автором оригинальных учебных пособий «Неправильные правила», «Совсем неправильные правила», «Считайте в рифму» и многих других. Его замечательные сказки и стихи, в которых реализован ассоциативный алгоритм запоминания, стали при создании учебника основой словарной работы.

Алгоритм запоминания, который автор предлагает ребенку, в учебниках распространен в первую очередь на слова с непроверяемыми орфограммами, то есть на словарные слова. Однако любое слово, написание которого подчиняется правилу, само собой разумеется, тоже можно запомнить. Таким образом, по отношению к любому слову ребята могут выбирать между правилом, орфографической интуицией и собственной памятью. Помимо прочего, это работает на развитие альтернативного мышления ребенка, развивает его способность к самоанализу: он учится понимать самого себя, прислушиваться к себе. Это очень важно.

Суть алгоритма в том, чтобы найти зацепку, ассоциативную ниточку, мостик между словом, которое ты хочешь запомнить, и другим словом, в котором «упрямая» буква слышится ясно и четко.

На первом этапе ассоциативная «зацепка» включается в эмоционально-образный контекст сказки или стихотворения. Кроме текста, в котором необходимый для запоминания образ буквы повторяется различными способами, есть еще рисунки. В рисунках возникает множество дополнительных ниточек, вторичных «зацепок», которые усиливают эффект запоминания. Визуальная метафора возбуждает эмоциональную память ребенка, активизирует его внимание к объекту запоминания, обеспечивает избирательную направленность этого внимания. Органичное соединение вербального и графического образов создает прочную основу для ненасильственного, активного и долговременного запоминания. Вот как это может быть:

СКАЗКА О БАКЕ С «О»

Жила-была когда-то давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом и любила выть на круглую луну, которая немножко похожа на букву «О» . И грызть бублик, похожий на букву «О» . А ещё она любила смотреть на круглое облако и на круглое солнце, похожие на букву «О» , любила осень, которая начинается с буквы «О». В общем, вы, конечно, догадались, что она полюбила и саму букву «О» . А когда полюбила, то захотела писаться с этой буквой.

Ну хорошо, - сказали ей, - будем писать тебя «бока».

Нет, я так не хочу! С какого ещё бока?! - обиделась бака. - Я не хочу так называться! Я просто хочу писаться с «О».

И стали её писать с «О» .Вот так: с «О » бака. А потом и просто: собака. Так до сих пор и пишут.

(В. Агафонов)

Как видите, ниточек много, и они пронизывают собой весь текст сказки: это и слова, где "О" под ударением, и слова, которые начинаются с этой буквы, и игра с ее формой - акцентация внимания на реальных предметах, напоминающих эту букву по форме: круглая луна, бублик, похожий на букву "О" , круглое облако, круглое солнце.

Есть еще и подтекст, работа с которым, по мнению нейрофизиологов, активизирует мыслительные процессы и является мощным фактором развития мозговых структур ребенка.

И наконец, есть рисунок. Вы сможете рассмотреть на нем письменный образ буквы "О", и обилие круглых предметов, которые с большим желанием и очень быстро отыскивает ребенок: окошко в доме, тарелка и т.д. Запомнить помогает цвет, мажорная энергетика рисунка, его особенности, учитывающее целостное и одновременно дискретное восприятие ребенка.

В каждом случае волшебные ниточки, как мы называем их с детьми, разные. Так, чтобы запомнить, как пишется береза, оказалось достаточно всего один раз прочитать с детьми четыре строчки:

Берёза так была бела,

Что буква "Е" из слова "белый"

К ней незаметно перешла

И уходить не захотела.

(В. Агафонов)

Стоит ребенку «войти» в картинку, вжиться в нее (а это происходит за несколько секунд) и всмотреться в выражение лица березы и особенно самой буквы, так трепетно и нежно прильнувшей к стволу, - и уже просто невозможно написать береза с буквой «И» .

Кстати, я спрашивала детей, какую именно строчку нарисовал художник, и всегда слышала ответ: четвертую, «и уходить не захотела» . Через какое бы время ни попалось в диктанте это слово, образ, воспринятый из рисунка и текста, мгновенно и непроизвольно возникнет в сознании ребенка - и ошибки не будет.

Однако стихи и сказки, просторный контекст для ассоциативной «зацепки» на следующем этапе усвоения алгоритма уже необязателен. Достаточно просто образа. Например, чтобы запомнить слово огурец, можно представить себе огромный-преогромный огурец и сказать самому себе: «Ого! О-го-го-го, какой огурец! Огромный, хороший! И сам похож на букву «О». Он и начинается с буквы «О»!» Вот и все!

Оказалось, что ребенок гораздо легче, чем взрослый, изобретает свои собственные ниточки и привязывает к ним слова, «как воздушные шарики». Я считаю, что моим ученикам помогает само слово «упрямые». «Им не хватало этого слова, как не хватало глагола придумай вместо составь. Им так и хочется переупрямить «упрямые» слова и написать их правильно, без ошибки». Может быть, и в самом деле семантика слова упрямый вызывает определенные эмоциональные импульсы, усиливается мотивация запоминания, мотивация поиска конкретных приемов, способных помочь «переупрямить» слово.

Позже автор уже только предлагаем свой вариант ассоциативной «зацепки», давая ребенку понять, что это именно вариант. Делать это можно, например, так. Помещаем в алой рамочке три словарных слова: колесо, страница и платок. В задание вводится метафора: «Постарайся привязать каждое упрямое слово к другому слову...». А чуть ниже:

Колесо колется спицами?

Страница - странная?

Из платка Дюймовочке сшили платье?

Ищи волшебные ниточки!

В самом деле, так и представляешь себе колесо от велосипеда, из которого торчат острые спицы и колются. Они ведь кО лются, поэтому кО лесо !

Интересный факт! Дети не путают слова-помощники, которые находят по ассоциации, и родственные слова. В их сознании это четко разделяется, и никаких специальных усилий для этого не требуется: только однажды, раз и на всегда развести эти понятия. Вопросительными знаками мы как бы говорим ребенку: "Мы вот что придумали, но может быть, у тебя есть другой вариант? Другой образ? Можешь воспользоваться нашим, а можешь и своим".

И очень важно, чтобы ребенок уже в семь лет понимал, что ассоциации у каждого свои, хотя они и могут иногда совпадать у разных людей. Очень важно научить ребенка непроизвольно находить тот образ, который больше подходит именно ему и именно для него облегчает запоминание, доверять себе в этом отношении.

Сам образ волшебных ниточек (и словесный, и на рисунке) тоже работает. Ниточки, узелки, привязки, зацепки, мостики - все эти слова, когда ребенок их слышит или читает, стимулируют ассоциативное мышление, способствуют непроизвольному возникновению образов, ассоциативных цепочек.

Навык ассоциативной работы формируется у младших школьников настолько быстро, что уже к концу первого класса они намного опережают в этом своих родителей, а нередко и учителя. А самое главное - им нравится так запоминать.

Котлета

Жил-был кот. Не любил он зиму, а любил он лето!

Так сильно любил, что начал ездить по свету, чтобы догнать лето. Кот прославился, и стали его называть Кот - лета.

Кот Кот-лета был отличным кулинаром. Он изобретал разные блюда из мяса. Однажды он взял фарш, добавил лук, яйца, соль, перец, перемешал и слепил маленькие круглые лепёшечки. Кот Кот-лета поджарил их на сковороде. Всем понравилось новое блюдо. Люди ходили к коту Кот-лете за рецептом. Он открыл ресторан, в котором фирменным блюдом были лепёшки из фарша. Все полюбили это блюдо и назвали такую лепешку в честь кота Кот-леты – КОТЛЕТА . С тех пор котлеты знают все!

Иней

Жили-были две буквы – "И" и "Й" . Они были очень похожи друг на друга, хотя немножко и отличались. У "Й" был бантик, а у "И" его не было. Первоклассники всё время их путали. Вместо "И" писали "Й" или наоборот.

Однажды ночью буквы посовещались и придумали, как помочь детям. Они попросили слог "не" устроиться между ними. и на доске появилось предложение "И – не Й!".

Утром дети увидели его и обрадовались. Буквы им очень помогли. А учительница сказала: "Какое красивое слово серебрится на нашей доске! " И дети хором прочитали слово "ИНЕЙ". С этого дня они навсегда запомнили, как пишется это красивое слово.

А одна девочка нарисовала целое наглядное пособие, которое помогает запомнить, как пишется слово осадки. Она нарисовала на большом листе бумаги огромное облако и написала около него - ОБЛАКО. Потом нарисовала дождь и снег, которые идут из этого облака и написала: ОСАДКИ. И соединила эти два слова стрелкой: осадки - потому что из облака. Здорово!

Но дело не в том, чтобы запомнить тридцать, или сорок, или даже двести конкретных слов, и даже не в том, чтобы научиться запоминать таким способом написание любого слова. Самое важное - то, что ребята экстраполируют ассоциативный алгоритм запоминания вообще на любую учебную информацию - по математике, природоведению, по любым предметам. Впрочем, наверно, даже и не это самое главное, а то, что этот алгоритм развивает, что он сообщает необходимый импульс ассоциативным процессам в деятельности мозга, увеличивает творческий потенциал детей. Ну и просто - делает интересней и эмоциональней жизнь на уроке. Ассоциативная методика - не единственная, с помощью которой автор помогает детям запоминать образ слова. Есть много других приемов: игра со шрифтом, насыщение текста определенной буквой и звуком, этимологические открытия, которые мы совершаем. Однако ассоциативная линия остается ведущей. Она проходит даже сквозь этимологический анализ. В ребенке формируется активная потребность в несущей информацию метафоре, вырабатывается не только навык усвоения такой метафоры, но и навык ее создания.

При работе с метафорой (как чужой, так и собственной) включается эмоциональная память, запоминание и усвоение становятся быстрыми и прочными.Нужно сказать, что ассоциативная методика, и в частности, те ее приемы, которые работают на запоминание, помогают согласовывать различные каналы восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический, и в этом одно из ее достоинств.Пусть в этой статье будет еще одно стихотворение об "упрямом" слове. Мы с детьми продолжаем учиться запоминать!

Маленький маляр

Как-то краской красил шар

Очень маленький маляр.

Был маляр росточком мал,

Со стремянки он упал.

Со стремянки вниз упал,

В букву "А" рукой попал.

В букве "А" рука застряла,

А ему и горя мало:

"Ну и что, что я упал?

Ну и что, что ростом мал?

А зато я красил шар,

Потому что я маляр!"

(В. Агафонов)

Положительные эффекты:

Словарные слова дети пишут практически без ошибок. А алгоритм запоминания словарных слов у ребят стал излюбленным «снарядом» для тренировки воображения и памяти. Они часто предлагают свои ассоциации, идеи, образы, придумывают сказки и даже сочиняют стихи.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Запоминание словарных слов методом ассоциаций Учитель: Деркач С. В.

Цель исследования: выяснить, как лучше и быстрее запомнить написание слов, не подчиняющихся правилам орфографии.

Проблема Многолетний опыт работы показал, что не смотря на кропотливую работу по запоминанию словарных слов, учащиеся продолжают делать ошибки. Многократно возникал вопрос, как за короткий промежуток времени достичь хорошего результата, то есть при наименьших усилиях научить запоминать словарные слова надолго, прочно, основательно?

Проблемные вопросы Учёные о памяти человека Что такое «эйдетика»? Методика ассоциативного запоминания Экспериментальное исследование Практические рекомендации и выводы

Ученые о памяти Память – способность нервной системы (головного мозга) воспринимать окружающую действительность, запечатлевать её в нервных клетках, хранить воспринятые сведения, а затем, по мере необходимости, воспроизводить её.

Что такое эйдетика? Эйдос (греч.) – «образ» Эйдетизм- разновидность образной памяти.

Школа эйдетики занимается по оригинальной научной методике, разработанной учёными- психологами и апробированной на практике. Эта школа предлагает простые и оригинальные приёмы, основанные на фантазии, воображении, которые превращают запоминание словарных слов в увлекательное занятие.

Метод графических ассоциаций При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нём запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.

Звуковые (фонетические) ассоциации Предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. завт рак На завтрак рак и

Комбинированный метод Это использование при запоминании словарного слова и графических, и фонетических ассоциаций одновременно, в том случае, если в этом слове содержится несколько непроверяемых букв

Методика ассоциативного запоминания словарных слов Проблема: дети школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов. Цель: научить правильно писать словарные слова. Средство: использование метода ярких ассоциаций. Суть метода: трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Методика- не догма, а источник творчества

Требования к ассоциативному образу Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по: Цвету ин е й- сн е г, б е лый Форме к о рзина- овальная Месту з а вод- труб а Звучанию э стафета- « Э й!» Действию ст а кан- ст а влю Назначению к а пуста- з а яц Материалу г а зета- бум а га Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Экспериментальные исследования

Практические рекомендации и выводы Применение ассоциативного метода способствует успешному запоминанию словарных слов. Повышается интерес к обучению, учащиеся находятся в постоянном поиске, творческий процесс приносит радостные эмоции и удовольствие от работы. Самое главное, дети стали хорошо учиться.

Ассоциативный метод имеет ряд ограничений: Нельзя навязывать взрослые ассоциации ребёнку Нельзя перегружать ассоциациями память

Используемая литература Рождественский Н.С. Обучение орфографии в школе.- М.: Владос, 1992.- 218 с. Соболева О.Л. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык- 1 класс» Матюгин И.Ю. Как запоминать слова- Д.: Сталкер, 1997.- 448 с. Матюгин И.Ю. Как развивать хорошую память-Д.: Сталкер, 2003. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителя начальных классов- Р-на-Д.: Феникс, 2002.


Школьникам с «врождённой грамотностью» намного проще даётся общеобразовательное обучение. Такие люди могут писать без единой ошибки, не зазубривая правила - они пишут слова интуитивно, не задумываясь. Некоторым же очень трудно запомнить правописание, и практически каждое предложение вызывает затруднение.

Правописание при помощи рисунков

Чтобы запомнить простое слово, можно применить способ графической ассоциации. Этот метод превращает обучение в своеобразную игру, поэтому дети занимаются с удовольствием, и результаты практически всегда положительны.

Нужно нарисовать предмет, отражающий «проблемное слово», и выразить акцент на конкретной букве, вызывающей затруднение. Однако, этот метод не подходит для изображений с абстрактными понятиями. Лучше пользоваться таким приёмом только для запоминания слов, которые можно изобразить.

Чтобы воспользоваться графическим методом, нужно обыграть проблематичную букву. Например, для запоминания слова «яблоко» требуется нарисовать этот фрукт с буквой «О». Ребёнок быстрее научится правильно писать, если применять такие хитрости для написания без орфографических ошибок.

Огромным преимуществом в таком методе является то, что для него не требуется никаких определённых художественных навыков для рисования. Рисунки выполняются схематично, не нужно точно и красиво изображать предметы, главное - запомнить правильное написание.

Например, для успешного запоминания слова «поросёнок» нужно нарисовать само животное и выделить на рисунке его нос. Форма пятачка напоминает букву «О», с которой часто встречаются ошибки. Сконцентрируйте внимание на том, что рисунок изображает слово с двумя «О», нарисовав на пятаке два отверстия.

Преимущества графического метода

Впоследствии, чтобы вспомнить, как пишется слово, достаточно представить нарисованную картинку. Психологи одобряют такой метод запоминания, ведь при самостоятельном изображении предметов намного легче воспроизвести в памяти правильное написание.

Все дети в младшем школьном возрасте обожают учиться правописанию, изображая предметы на бумаге. Ребёнок одновременно развивает свои художественные навыки и запоминает правильное написание без утомительного зазубривания правил. На первых порах нужно контролировать обучение, а впоследствии ребёнок сможет справиться и без помощи взрослых.

Недостаток приёма использования рисунков для грамотного письма

Но всё же у этого способа есть один недостаток - формируется установка на запоминание всех слов без исключения только графическим методом, привычка поиска изображения в памяти для правильного написания.

С помощью исследований было выяснено, что к «поиску рисунка глазами» очень быстро привыкают, ученики запоминают правописание таким методом даже при наличии чётких правил.