Саша Негина – девушка молодая и очень красивая. Вообще, по профессии она является актрисой. Ей отлично удается играть разные роли, и на сцене она прекрасно держится. Ее считают хорошей актрисой, так как она справляется со всеми поставленными целями. Она популярна среди людей и поклонников ее игры и красоты.

Негина играет в провинциальном театре, но нравы актеров и всей сценической жизни ей уже не по нутру. Она воспротивилась всей этой грязи, которая часто присутствует в театре за кулисами, конечно. Девушка влюблена в одного молодого человека – Мелузова. Но он студент, а потому беден, как и она. Мелузов также любит ее. Вместе они частенько мечтают от нормальной обеспеченной жизни. Но часто жизнь делает все по-своему. Поэтому все и на этот раз обернулось по-другому.

Красивая актриса очень понравилась одному богатому помещику, который влюбился в нее, если так можно выразиться. Помещик по имени Великатов, так его зовут. Он смущает бедную девушку, которая не знает, как быть. Ведь именно он предлагает ей путь к богатству и радостям жизни. Он хочет, чтобы Негина стала его любовницей, а потому настойчиво идет к цели, соблазняя ее богатством и райской жизнью. Негина Саша долго мучилась, но наконец-то понимает, что ей придется продать себя во имя искусства, как она выразилась, чтобы облегчить свою вину перед собой и бывшим любимым.

Она уезжает, оставив студента проклинать ее и всех артистов.

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Аришка-Трусишка Бианки

    Жила – была на свете Федора, работала она в колхозе. Была у нее дочь, звали ее Арина, люди по - простому прозвали Аришкой – трусишкой. А все вот почему, была Арина очень трусливым ребенком, еще и лентяйкой.

  • Краткое содержание Сухово-Кобылин Дело

    Прошло около 6 лет с момента несостоявшегося бракосочетания Кречинского. С того момента помещик Муромский с сестрой и дочерью Лидочкой переехали в деревню. С недавнего времени семья переехала в Петербург

  • Краткое содержание Пантелеев Новенькая

    Рассказ «Новенькая» является образцом хорошей книги. Книга написана для детей младшего и среднего возраста, и насыщенна историей, воспитывающей высокие моральные качества подрастающего поколения.

  • Краткое содержание Вечно живые Розов

    Борис, работающий на секретном заводе и имеющий право на бронь, уходит добровольцем на фронт. Это происходит в канун дня рождения его любимой девушки, Вероники. Вероника не успевает попрощаться с Борисом

  • Краткое содержание Пушкин Барышня-крестьянка

    Повесть рассказывает о приключении одной провинциальной девушки, которая, переодевшись в крестьянку, знакомится с сыном соседского помещика. Молодые люди полюбили друг друга и хотят быть вместе. Тем, временем ничего не подозревающие отцы

Александр Николаевич Островский закончил работу над пьесой «Таланты и поклонники» сравнительно быстро. На ее создание было потрачено четыре месяца, в декабре 1881 года автор поставил последнюю точку.

Действующие лица

Главная героиня повествования - юная и прекрасная Сашенька. А если говорить более ясно, актриса Александра Николаевна Негина. Необходимо отметить в кратком содержании «Талантов и поклонников» Островского, эта девушка очень бедна.

Ее возлюбленный - бедный студент-выпускник. Он хочет стать учителем и ожидает рабочего места, а зовут юношу Петр Егорович Мелузов.

Есть в пьесе Островского «Таланты и поклонники» возрастной помещик. Он не просто обеспеченный финансово, а баснословно богат. Но человек достаточно хороший, бывший кавалерист, общается с купцами и стремится подражать им в манерах и поведении. Носит имя Иван Семенович Великатов.

Это основные герои постановки, есть и второстепенные персонажи. Мать Саши, к примеру, пожилой барин, чиновник, а также иные лица.

Краткий сюжет

Красавица Александра обладает актерским талантом, она играет на сцене одного провинциального театра. У девушки много поклонников, некоторые не прочь развлечься с юным дарованием, но Сашенька остается неприступной. Очаровательной актрисе противны законы закулисья, многочисленные похотливые ухажеры и продажность своих сестер по ремеслу. И не нужно списывать со счетов влюбленность Александры. Ее жених Петр не имеет денег, но он благороден, целеустремлен, мечтает добиться богатства. И Саша витает в облаках, вместе с ним мечтает о сытой, роскошной жизни.

Так бы и жила молодая актриса, ухаживая за матерью, блистая на подмостках и стремясь к мечте, но в дело вмешивается господин случай. Вернее, богатый барин, не знающий отказа и твердо уверенный в том, что все можно купить. Он настойчиво начинает ухаживать за Александрой, обещая ей сытую и безбедную жизнь. Только характер девушки барин не учел, она дает ему резкий и дерзкий отпор. И старый богач приходит в ярость, он готов уничтожить карьеру Саши, тем более что средства позволяют растоптать наглую девицу.

В дело вмешиваются двое: жених актрисы и помещик Великатов. Бывший кавалерист влюблен в красавицу Сашеньку, он готов помочь ей в решении проблемы, а взамен просит очень мало. Всего лишь стать его любовницей, играть в собственном театре Великатова. Он предлагает богатую жизнь, к которой стремится девушка. Александра, вкусившая плоды славы, задумывается над предложением Ивана Семеновича. С одной стороны, это противоречит ее моральным принципам, любви к жениху Петру и сладким мечтам о счастливой жизни рядом с ним. Да и будет ли девушка довольна своей судьбой, понимая, что от актерской карьеры придется отказаться. Петр порядочен, но с ним ее ждет счастливая трудовая жизнь. А Великатов предлагает жизнь в театре, роскошь и блистательную карьеру. На этом краткое содержание «Талантов и поклонников» Островского можно считать почти оконченным.

В общем, желание стать великой актрисой перевесило все принципы. Александра уезжает с Иваном Семеновичем в его поместье, бросив бедного Петра. А ому остается только слать проклятия на головы актеров и их поклонников.

Краткий анализ

«Таланты и поклонники» А. Н. Островского - прямое свидетельство того, как тяжело сохранять моральные устои перед лицом постоянных проблем. Крест бедности слишком тяжелый, а желание роскошной жизни - большой соблазн для юной души. Вот и отвергла свои принципы красавица Саша, доказав в очередной раз этим поступком, что все покупается.

Заключение

В пьесе Островского «Таланты и поклонники», анализ которой можно видеть выше, остро поставлены проблемы молодежи, которая гонится за красивой жизнью. На первом месте здесь собственные желания, ради которых забываются самые важные нормы, растаптывается мораль и отвергаются собственные взгляды на жизнь. Саша позабыла о такой простой вещи, как любовь. Она пренебрегла своим бедным женихом, бросила мать и помчалась за призрачным счастьем. Но обретет ли его актриса рядом с нелюбимым человеком - остается тайной для читателя.

Александра Николаевна Негина , актриса провинциального театра, молодая девица .

Домна Пантелевна , мать ее, вдова, совсем простая женщина, лет за 40, была замужем за музыкантом провинциального оркестра .

Князь Ираклий Стратоныч Дулебов , важный барин старого типа, пожилой человек .

Григорий Антоныч Бакин , губернский чиновник на видном месте, лет 30-ти .

Иван Семеныч Великатов , очень богатый помещик, владелец отлично устроенных имений и заводов, отставной кавалерист, человек практического ума, ведет себя скромно и сдержанно, постоянно имеет дела с купцами и, видимо, старается подражать их тону и манерам; средних лет .

Петр Егорыч Мелузов , молодой человек, кончивший курс в университете и ожидающий учительского места .

Нина Васильевна Смельская , актриса, постарше Негиной .

Мартын Прокофьич Нароков , помощник режиссера и бутафор, старик, одет очень прилично, но бедно; манеры хорошего тона .

Действие в губернском городе. В первом действии в квартире актрисы Негиной: налево (от актеров) окно, в глубине, в углу, дверь в переднюю, направо перегородка с дверью в другую комнату; у окна стол, на нем несколько книг и тетрадей; обстановка бедная.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Домна Пантелевна (одна).

Домна Пантелевна (говорит в окно). Зайди денька через три-четыре; после бенефиста все тебе отдадим! А? Что? О, глухой! Не слышит. Бенефист у нас будет; так после бенефиста все тебе отдадим. Ну, ушел. (Садится.) Что долгу, что долгу! Туда рубль, сюда два… А каков еще сбор будет, кто ж его знает. Вот зимой бенефист брали, всего сорок два с полтиной в очистку-то вышло, да какой-то купец полоумный серьги бирюзовые преподнес… Очень нужно! Эка невидаль! А теперь ярмарка, сотни две уж всё возьмем. А и триста рублей получишь, нешто их в руках удержишь; все промежду пальцев уйдут, как вода. Нет моей Саше счастья! Содержит себя очень аккуратно, ну, и нет того расположения промежду публики: ни подарков каких особенных, ничего такого, как прочим, которые… ежели… Вот хоть бы князь… ну, что ему стоит! Или вот Иван Семеныч Великатов… говорят, сахарные заводы у него не один миллион стоят… Что бы ему головки две прислать; нам бы надолго хватило… Сидят, по уши в деньгах зарывшись, а нет, чтобы бедной девушке помочь. Я уж про купечество и не говорю – с тех что взять! Они и в театр-то не ходят; разве какой уж ошалеет совсем, так его словно ветром туда занесет… так от таких чего ожидать, окромя безобразия.

Входит Нароков.

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Домна Пантелевна и Нароков.

Домна Пантелевна . А, Прокофьич, здравствуй!

Нароков (мрачно). Здравствуй, Прокофьевна!

Домна Пантелевна . Я не Прокофьевна, я Пантелевна, что ты!

Нароков . И я не Прокофьич, а Мартын Прокофьич.

Домна Пантелевна . Ах, извините, господин артист!

Нароков . Коли хотите быть со мной на «ты», так зовите просто Мартыном; все-таки приличнее. А что такое «Прокофьич»! Вульгарно, мадам, очень вульгарно!

Домна Пантелевна . Люди-то мы с тобой, батюшка, маленькие, что нам эти комплименты разводить.

Нароков . «Маленькие»? Я не маленький человек, извините!

Домна Пантелевна . Так неужели большой?

Нароков . Большой.

Домна Пантелевна . Так теперь и будем знать. Зачем же ты, большой человек, к нам, к маленьким людям, пришел?

Нароков . Так, в этом тоне и будем продолжать, Домна Пантелевна? Откуда это в вас озорство такое?

Домна Пантелевна . Озорство во мне есть, это уж греха нечего таить! Подтрунить люблю, и чтобы стеснять себя в разговоре с тобой, так я не желаю.

Нароков . Да откуда оно в вас, это озорство-то? От природы или от воспитания?

Домна Пантелевна . Ах, батюшки, откуда? Ну, откуда… Да откуда чему другому-то быть? Жила всю жизнь в бедности, промежду мещанского сословия: ругань-то каждый божий день по дому кругом ходила, ни отдыху, ни передышки в этом занятии не было. Ведь не из пансиона я, не с мадамами воспитывалась. В нашем звании только в том и время проходит, что все промеж себя ругаются. Ведь это у богатых деликатности разные придуманы.

Нароков . Резон. Понимаю теперь.

Домна Пантелевна . Так неужто ж со всяким нежничать, всякому, с позволения сказать… Сказала б я тебе словечко, да обижать не хочу. Неужто всякому «вы» говорить?

Нароков . Да, в простонародии все на «ты»…

Домна Пантелевна . «В простонародии»! Скажите, пожалуйста! А ты что за барин?

Нароков . Я барин, я совсем барин… Ну, давай на «ты», мне это не в диковину.

Домна Пантелевна . Да какая диковина; обыкновенное дело. В чем же твоя барственность?

Нароков . Я могу сказать тебе, как Лир: каждый вершок меня – барин. Я человек образованный, учился в высшем учебном заведении, я был богат.

Домна Пантелевна . Ты-то?

Нароков . Я-то!

Домна Пантелевна . Да ужли?

Нароков . Ну, что ж, божиться тебе, что ли?

Домна Пантелевна . Нет, зачем? Не божись, не надо; я и так поверю. Отчего же ты шуфлером служишь?

Нароков . Я не chou-fleur и не siffleur, мадам, и не суфлер даже, а помощник режиссера. Здешний-то театр был мой. ‹chou-fleur – цветная капуста (франц.), siffleur – свистун (франц.)›

Домна Пантелевна (с удивлением). Твой? Скажите на милость!

Нароков . Я его пять лет держал, а Гаврюшка-то был у меня писарем, роли переписывал.

Домна Пантелевна (с большим удивлением). Гаврила Петрович, ампренер здешний?

Нароков . Он самый.

Домна Пантелевна . Ах ты, горький! Так вот что. Значит, тебе в этом театрашном деле счастья бог не дал, что ли?

Нароков . Счастья! Да я не знал, куда девать счастье-то, вот сколько его было!

Домна Пантелевна . Отчего ж ты в упадок-то пришел? Пил, должно быть? Куда ж твои деньги девались?

Нароков . Никогда я не пил. Я все свои деньги за счастье-то и заплатил.

Домна Пантелевна . Да какое ж такое счастье у тебя было?

Нароков . А такое и счастье, что я делал любимое дело. (Задумчиво.) Я люблю театр, люблю искусство, люблю артистов, понимаешь ты? Продал я свое имение, денег получил много и стал антрепренером. А? Разве это не счастье? Снял здешний театр, отделал все заново: декорации, костюмы; собрал хорошую труппу и зажил, как в раю… Есть ли сборы, нет ли, я на это не смотрел, я всем платил большое жалованье аккуратно. Поблаженствовал я так-то пять лет, вижу, что деньги мои под исход; по окончании сезона рассчитал всех артистов, сделал им обед прощальный, поднес каждому по дорогому подарку на память обо мне…

Домна Пантелевна . Ну, а что ж потом-то?

Нароков . А потом Гаврюшка снял мой театр, а я пошел в службу к нему; платит он мне небольшое жалованье да помаленьку уплачивает за мое обзаведение. Вот и все, милая дама.

Домна Пантелевна . Тем ты только и кормишься?

Нароков . Ну нет, хлеб-то я себе всегда достану; я уроки даю, в газеты корреспонденции пишу, перевожу; а служу у Гаврюшки, потому что от театра отстать не хочется, искусство люблю очень. И вот я, человек образованный, с тонким вкусом, живу теперь между грубыми людьми, которые на каждом шагу оскорбляют мое артистическое чувство. (Подойдя к столу.) Что это за книги у вас?

Домна Пантелевна . Саша учится, к ней учитель ходит.

Нароков . Учитель? Какой учитель?

Домна Пантелевна . Студент. Петр Егорыч. Чай, знаешь его?

Нароков . Знаю. Кинжал в грудь по самую рукоятку!

Домна Пантелевна . Что больно строго?

Нароков . Без сожаленья.

Домна Пантелевна . Погоди колоть-то: он жених Сашин.

Нароков (с испугом). Жених?

Домна Пантелевна . Там еще, конечно, что бог даст, а все-таки женихом зовем. Познакомилась она с ним где-то, ну и стал к нам ходить. Как же его назвать-то? Ну и говоришь, что, мол, жених; а то соседи-то что заговорят! Да и отдам за него, коли место хорошее получит. Где ж женихов-то взять? Вот кабы купец богатый; да хороший-то не возьмет; а которые уж очень-то безобразны, тоже радость не велика. А за него что ж не отдать, парень смирный, Саша его любит.

Нароков . Любит? Она его любит?

Домна Пантелевна . Отчего ж его не любить? Что, в самом деле, по театрам-то трепаться молодой девушке! Никакой основательности к жизни получить себе нельзя!

Нароков . И это ты говоришь?

Домна Пантелевна . Я говорю, и уж давно говорю. Ничего хорошего, окромя дурного.

Нароков . Да ведь твоя дочь талант, она рождена для сцены.

Домна Пантелевна . Для сцены-то для сцены, это точно, это уж что говорить! Она еще маленькая была, так, бывало, не вытащить ее из театра; стоит за кулисами, вся трясется. Муж-то мой, отец-то ее, был музыкант, на флейте играл; так, бывало, как он в театр, так и она за ним. Прижмется к кулисе, да и стоит не дышит.

Нароков . Ну, вот видишь. Ей только на сцене и место.

Домна Пантелевна . Уж куда какое место прекрасное!

Нароков . Да ведь у нее страсть, пойми ты, страсть! Сама же ты говоришь.

Домна Пантелевна . Хоша бы и страсть, да хорошего-то в этом нет, похвалить-то нечего. Это вот вам, бездомовым да беспутным.

Нароков . О, невежество! Кинжал в грудь по рукоятку!

Домна Пантелевна . Да ну тебя с кинжалами! У вас путного-то на сцене немного; а я держу свою дочь на замужней линии. Со всех сторон там к ней лезут, да подлипают, да глупости разные в уши шепчут… Вот князь Дулебов повадился, тоже на старости лет ухаживать вздумал… Хорошо это? Как ты скажешь?

Нароков . Князь Дулебов! Кинжал в грудь по рукоятку!

Домна Пантелевна . Ох, уж много ты очень народу переколол.

Нароков . Много.

Домна Пантелевна . И все живы?

Нароков . А то как же? Конечно, живы, и все в добром здоровье, продли им, господи, веку. На-ка, вот, отдай! (Подает тетрадку.)

Домна Пантелевна . Это что ж такое?

Нароков . Роль. Это я сам переписал для нее.

Домна Пантелевна . Да что ж это за парад такой? На тонкой бумаге, связано розовой ленточкой!

Нароков . Ну, да уж ты ей отдай! Что тут разговаривать!

Домна Пантелевна . Да к чему ж эти нежности при нашей бедности? Небось ведь за ленточку-то последний двугривенный отдал?

Нароков . Хоть и последний, так что ж из этого? Ручки у нее хорошенькие, душка еще лучше; нельзя же ей грязную тетрадь подать.

Домна Пантелевна . Да к чему, к чему это?

Нароков . Что ты удивляешься? Все это очень просто и естественно; так и должно быть, потому что я в нее влюблен.

Домна Пантелевна . Ах, батюшки! Час от часу не легче! Да ведь ты старик, ведь ты старый шут; какой ты еще любви захотел?

Нароков . Да ведь она хороша? Говори: хороша?

Домна Пантелевна . Ну, хороша; так тебе-то что ж?

Нароков . Кто ж хорошее не любит? Ведь и ты тоже хорошее любишь. Ты думаешь, коли человек влюблен, так сейчас гам… и съел? Из тонких парфюмов соткана душа моя. Где ж тебе это понять!

Домна Пантелевна . А ведь ты чудак, как посмотрю я на тебя.

Нароков . Слава богу, догадалась. Я и сам знаю, что чудак. Что ж ты меня обругать, что ли, этим словом-то хотела?

Домна Пантелевна (у окна). Никак, князь подъехал? И то он.

Нароков . Ну, так я уйду тут, через кухню. Адье, мадам.

Домна Пантелевна . Адье, мусье!

Нароков уходит за перегородку. Входят Дулебов и Бакин.

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Домна Пантелевна, Дулебов, Бакин.

Домна Пантелевна . Дома нет, ваше сиятельство, уж извините! В гостиный двор пошла.

Дулебов . Ну, ничего, я подожду.

Домна Пантелевна . Как угодно, ваше сиятельство.

Дулебов . Вы делайте свое дело, не беспокойтесь, пожалуйста, я подожду.

Домна Пантелевна уходит.

Бакин . Вот мы и съехались, князь.

Дулебов . Ну, что же, здесь не тесно и для двоих.

Бакин . Но, во всяком случае, один из нас лишний, и этот лишний – я. Уж такое мне счастье; заехал к Смельской, там Великатов сидит, молчит.

Дулебов . А вы бы разговаривали. Вы разговаривать умеете, значит, шансы на вашей стороне.

Бакин . Не всегда, князь. Великатов и молчит-то гораздо убедительнее, чем я говорю.

Дулебов . Да почему же?

Бакин . Потому что богат. А так как, по русской пословице: «С богатым не тянись, а с сильным не борись», – то я и ретируюсь. Великатов богат, а вы сильны своей любезностью.

Дулебов . Ну, а вы-то чем же хотите взять?

Бакин . Смелостью, князь. Смелость, говорят, города берет.

Дулебов . Города-то, пожалуй, легче… А впрочем… уж это ваше дело. Коли не боитесь проигрыша, так отчего ж и смелость не попробовать.

Бакин . Я лучше готов потерпеть неудачу, чем пускаться в любезности.

Дулебов . У всякого свой вкус.

Бакин . Ухаживать, любезничать, воскрешать времена рыцарства – уж это не много ли чести для наших дам!

Дулебов . У всякого свой взгляд.

Бакин . Мне кажется, очень довольно вот такой декларации: «Я вот таков, как вы меня видите, предлагаю вам то-то и то-то; угодно вам любить меня?»

Дулебов . Да, но ведь это оскорбительно для женщины.

Бакин . А уж это их дело, оскорбляться или нет. По крайней мере, я не обманываю; ведь не могу же я, при таком количестве дел, заниматься любовью серьезно: зачем же я буду притворяться влюбленным, вводить в заблуждение, возбуждать, может быть, какие-нибудь несбыточные надежды! То ли дело договор.

Дулебов . У всякого свой характер. Скажите, пожалуйста, что за человек Великатов?

Бакин . Я об нем знаю столько же, сколько и вы. Очень богат; великолепное имение в соседней губернии, свеклосахарный завод, да еще конный, да, кажется, винокуренный. Сюда приезжает он на ярмарку; продавать ли, покупать ли лошадей, уж я не знаю. Как он разговаривает с барышниками, я тоже не знаю; но в нашем обществе он больше молчит.

Дулебов . Он деликатный человек?

Бакин . Даже очень: никогда не спорит, со всеми соглашается, и никак не разберешь, серьезно он говорит или мистифирует тебя.

Дулебов . Но он очень учтивый человек.

Бакин . Уж слишком даже: в театре решительно всех по именам знает, и кассира, и суфлера, и даже бутафора, всем руку подает. А уж старух обворожил совсем; все-то он знает; во все их интересы входит; ну, одним словом, для каждой старухи сын самый почтительный и предупредительный.

Дулебов . А из молодых он, кажется, никому особого предпочтения не дает и держится как-то в стороне от них.

Бакин . С этой стороны, князь, будьте покойны, он вам соперник не опасный; он как-то сторонится от молодых и никогда первый не заговаривает: когда обратятся к нему, так у него только и слов: «Что прикажете? что угодно?»

Дулебов . А может быть, это рассчитанная холодность, он хочет заинтересовать собою?

Бакин . Да на что ему рассчитывать! Он завтра или послезавтра уезжает.

Дулебов . Да… разве?

Бакин . Наверное. Он мне сам говорил; у него уж все приготовлено к отъезду.

Дулебов . Жаль! Он очень приятный человек, такой ровный, спокойный.

Бакин . Мне кажется, его спокойствие происходит от ограниченности; ума не скроешь, он бы в чем-нибудь выказался; а он молчит, значит, не умен; но и не глуп, потому что считает за лучшее молчать, чем говорить глупости. У него ума и способностей ровно столько, сколько нужно, чтобы вести себя прилично и не прожить того, что папенька оставил.

Дулебов . В том-то и дело, что папенька оставил ему имение разоренное, а он его устроил.

Бакин . Ну, прибавим ему еще несколько практического смысла и расчетливости.

Дулебов . Пожалуй, придется и еще что-нибудь прибавить, и выйдет очень умный, практический человек.

Бакин . Как-то верить не хочется. А впрочем, мне все равно, умен ли он, глуп ли; вот что богат очень, это немножко досадно.

Дулебов . Неужели?

Бакин . Право. Как-то невольно в голову приходит, что было бы гораздо лучше, если бы я был богат, а он беден.

Дулебов . Да, это для вас лучше, ну а для него-то?

Бакин . А мне черт его возьми; что мне до него! Я про себя говорю. Однако пора и за дело. Уступаю вам место без бою. До свиданья, князь!

Дулебов (подавая руку). Прощайте, Григорий Антоныч!

Бакин уходит. Входит Домна Пантелевна.

ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Дулебов и Домна Пантелевна.

Домна Пантелевна . Ушли, не дождались?

Дулебов . Вы что за эту квартиру платите?

Домна Пантелевна . Двенадцать рублей, ваше сиятельство.

Дулебов (указывая в угол). Тут сыро, должно быть?

Домна Пантелевна . По деньгам и квартира.

Дулебов . Надо будет переменить. (Отворяя дверь направо.) А там что?

Домна Пантелевна . Спальня Саши, а направо-то моя комната, а там кухня.

Дулебов (про себя). Мизерно. Да… конечно, так невозможно.

Домна Пантелевна . По средствам, ваше сиятельство.

Дулебов . Пожалуйста, не говорите, чего не понимаете. Хорошей актрисе нельзя так жить, ну, нельзя, я вам говорю, невозможно. Это неприлично.

Домна Пантелевна . Какие же достатки?

Дулебов . Что такое за слово: «достатки»?

Домна Пантелевна . Из каких доходов, ваше сиятельство?

Дулебов . Какое же нам дело до ваших доходов?

Домна Пантелевна . Да где ж взять-то, ваше сиятельство?

Дулебов . Ну, «где взять»! Кому нужно! Никому до этого дела нет; где хотите, там и берите. Только так нельзя, это… это… ну, просто неприлично, да и все тут.

Домна Пантелевна . Вот кабы жалованье…

Дулебов . Ну, там жалованье или что другое, это уж ваше дело.

Домна Пантелевна . Бенефисты очень плохи берем.

Дулебов . А кто виноват? Чтобы брать большие бенефисы, нужно знакомство хорошее, нужно уметь его выбрать, уметь обходиться…, Я могу вам назвать лиц десять, которых нужно привлечь на свою сторону; вот и великолепные бенефисы будут: и призы и подарки. Это дело простое, давно всем известное. Нужно принимать у себя порядочных людей… А где же тут! Что это такое? Кто сюда поедет?

Домна Пантелевна . А ведь, кажется, публика ее любит, а вот в бенефист так… ничем не заманишь.

Дулебов . Какая публика? Гимназисты, семинаристы, лавочники, мелкие чиновники! Они рады все руки себе отхлопать, по десяти раз вызывают Негину, а уж ведь он, каналья, лишнего гроша не заплатит.

Домна Пантелевна . Что правда, то правда, ваше сиятельство. Конечно, кабы знакомство, так уж совсем другое дело.

Дулебов . Само собой. Публику винить нельзя, публика никогда виновата не бывает; это тоже общественное мнение, а на него жаловаться смешно. Надо уметь заслужить любовь публики. Надо, чтоб постоянно окружала вашу дочь богатая молодежь, ну, а главными-то, собственно, ее друзьями были бы мы, солидные люди. Все мы целый день заняты, кто семейными и хозяйственными делами, кто общественными, у нас свободны только несколько часов вечером; где же удобнее, как не у молодой актрисы отдохнуть, так сказать, от бремени забот, одному – хозяйственных, а другому – о вверенном его управлению ведомстве или районе.

Домна Пантелевна . Уж это очень мудрено для меня, ваше сиятельство. Вы вот эти-то слова Саше и скажите.

Дулебов . Да, скажу, непременно скажу, я за этим и приехал.

Домна Пантелевна . Да вот, кажется, и она бежит.

Дулебов . Только уж вы нам не мешайте!

Домна Пантелевна . Ах, помилуйте, да разве я своему детищу враг.

Входит Негина.

Что ты так долго? Князь тебя давно дожидается. (Берет у дочери шляпку, зонтик, плащ и уходит.)

ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ

Дулебов и Негина.

Дулебов (подходит и целует руку Негиной). Ах, моя радость, я вас заждался.

Негина . Извините, князь! с бенефисом все хлопочу, такая мука… (Задумывается.)

Дулебов (садясь). Скажите, пожалуйста, мой дружочек…

Негина (выходя из задумчивости). Что вам угодно?

Дулебов . Как эта пьеса, что вы в последний раз играли?…

Негина . «Уриель Акоста».

Дулебов . Да, да… Прекрасно вы играли, прекрасно. Сколько чувств, благородства! Не шутя вам говорю.

Негина . Благодарю вас, князь.

Дулебов . Странные пьесы нынче пишут; не поймешь ничего.

Негина . Да она уже давно написана.

Дулебов . Давно? Чья же она, Каратыгина или Григорьева?

Негина . Нет, Гуцкова.

Дулебов . А! Гуцкова… знаю, знаю. Еще у него есть комедия, прекрасная комедия: «Русский человек добро помнит».

Негина . То Полевого, князь.

Дулебов . Ах, да… я смешал… Полевого… Николай Полевой. Он из мещан… По-французски выучился самоучкой, ученые книги писал, всё с французского брал… Только он тогда заспорил с кем-то… с учеными или с профессорами. Ну где же, возможно ли, да и прилично ли! Ну, ему и не велели ученых книг писать, приказали водевили сочинять. После сам был благодарен, большие деньги получал. «Мне бы, говорит, и не догадаться». Что вы так печальны?

Негина . Много хлопот, князь.

Дулебов . Вам, моя красавица, надо веселее быть, вам еще рано задумываться; старайтесь развлекать себя, утешать чем-нибудь. Вот мы сейчас с вашей матушкой говорили…

Негина . Об чем, князь?

Дулебов . Разумеется, о вас, мое сокровище, а то о чем же! Вот квартира у вас нехороша… Нельзя актрисе, хорошенькой девушке, в такой избе жить; это неприлично.

Негина (несколько обидясь). Не хороша квартира? Ну, так что же? Я и сама знаю, что бывают квартиры лучше этой… Вам бы, князь, пожалеть меня, не напоминать мне о моей бедности, я и без вас ее чувствую каждый час, каждую минуту.

Дулебов . Да разве я вас не жалею? Я вас очень жалею, красавица моя.

Негина . Так вы жалейте про себя, ваше сиятельство! Мне нет никакой пользы от ваших сожалений, а слышать их неприятно. Вы находите, что моя квартира не хороша; а я нахожу, что она удобна для меня, и мне лучше не надо. Вам моя квартира не нравится, вам неприятно бывать в такой квартире, так ведь никто вас не принуждает.

Дулебов . Не горячитесь, не горячитесь, моя радость! Вы не дослушаете, да и сердитесь на человека, который вам предан всей душой… Так нельзя…

Негина . Извольте говорить, я слушаю.

Дулебов . Я человек деликатный, я никогда никого не оскорбляю, я известен своей деликатностью. Я бы никогда не посмел осуждать вашу квартиру, если б не имел в виду…

Негина . Чего, князь?

Дулебов . Предложить вам другую, лучше гораздо.

Негина . За ту же цену?

Дулебов . Ну, какое вам дело до цены?

Негина . Я что-то не понимаю, князь.

Дулебов . Вот видите ли, мое блаженство, я человек очень добрый, нежный – это тоже всем известно… я, несмотря на свои лета, до сих пор сохранил всю свежесть чувства… я еще до сих пор могу увлекаться, как юноша…

Негина . Я очень рада; но какое же отношение имеет все это к моей квартире?

Дулебов . Очень просто. Разве вы не замечаете? Я люблю вас… Лелеять вас, баловать… это было бы для меня наслаждением… это моя потребность; у меня очень много нежности в душе, мне нужно ласкать кого-нибудь, я без этого не могу. Ну, подойдите же ко мне, мой птенчик!

Негина (встает). Вы с ума сошли!

Дулебов . Грубо, мой друг, грубо!

Негина . Да с чего вы вздумали? Помилуйте! Я вам никакого повода не подавала… Как вы осмелились выговорить?

Дулебов . Потише, потише, мой дружочек!

Негина . Это что ж такое! Приехать в чужой дом и ни с того ни с сего затеять глупый, обидный разговор.

Дулебов . Потише, потише, пожалуйста! Вы еще очень молоды, чтобы так разговаривать.

Негина . Вот это мило! «Вы еще молоды»! Значит, молодых можно обижать сколько угодно, и они должны молчать.

Дулебов . Да какая тут обида? В чем обида? Дело самое обыкновенное. Вы не знаете ни жизни, ни порядочного общества и осмеливаетесь осуждать почтенного человека! Что вы, в самом деле! Вы меня обижаете!

Негина (в слезах). Ах, боже мой! Нет, это выше сил…

Дулебов . На все есть приличная форма, сударыня! В вас совсем нет благовоспитанности; не нравится вам мое предложение, вы должны были все-таки поблагодарить меня и высказать ваше нежелание учтиво или как-нибудь на шутку свести.

Негина . Ах, оставьте меня, пожалуйста! Не нужно мне ваших нравоучений. Я сама знаю, что мне делать, сама знаю, что хорошо, что дурно. Ах, боже мой!… Да не желаю я вас слушать.

Дулебов . Да что же вы кричите?

Негина . Отчего ж мне не кричать? Я у себя дома, кого ж мне бояться?

Дулебов . Прекрасно! Только вы помните, моя радость, что я обиды не забываю.

Негина . Ну, хорошо, хорошо, буду помнить,

Дулебов . Извините, я думал, что вы девица благовоспитанная; я никак не мог ожидать, что вы от всякой малости расплачетесь и расчувствуетесь, как кухарка.

Негина . Да ну, хорошо; ну я кухарка, только я желаю быть честной.

Домна Пантелевна показывается из дверей.

Дулебов . И поздравляю вас! Только честности одной мало, надо быть и поумнее, и поосторожнее, чтобы потом не плакать. Билета мне не присылайте, я не поеду на ваш бенефис, мне некогда; а если вздумаю, так пошлю взять в кассе. (Уходит.)

Входит Домна Пантелевна.

ЯВЛЕНИЕ ШЕСТОЕ

Негина и Домна Пантелевна.

Домна Пантелевна . Что такое? Что тут у вас? Князь уехал? Уж не рассердился ли он?

Негина . Да пускай его сердится!

Домна Пантелевна . Что ты! Опомнись! Перед бенефистом-то? Да в уме ли ты?

Негина . Да ведь невозможно! Что он говорит! Кабы вы послушали!

Домна Пантелевна . А тебе что! Пускай говорит. От его слов тебя не убудет.

Негина . Да ведь вы не знаете, что он говорил; что ж вы мешаетесь не в свое дело?

Домна Пантелевна . Очень я знаю, оченно прекрасно все это знаю, что мужчины говорят.

Негина . И можно это слушать равнодушно?

Домна Пантелевна . А что ж такое! Городи, сколько хочешь. Пусть его мелет в свое удовольствие, а ты знай посмеивайся!

Негина . Ах, не учите! Оставьте, пожалуйста! Я знаю, как вести себя.

Домна Пантелевна . Уж и видно, что знаешь: перед самым бенефистом побранилась ты с таким человеком!

Негина . Маменька, да разве вы не видите, что я расстроена? Я дрожу вся, а вы ко мне пристаете.

Домна Пантелевна . Нет, ты погоди! Ты выслушай от матери резон! Как же это перед бенефистом браниться, ежели которые люди тебе нужные?… Не могла ты подождать-то? Ну, после бенефиста бранись сколько хочешь, я тебе ни слова не скажу. Потому нельзя тоже им и волю давать; ограничить следует. Ах, мол, ты пугало огородное!…

Негина . Маменька, да довольно уж…

Домна Пантелевна . Нет, постой! А перед бенефистом ты должна была учтиво…

Негина . Да я и не бранилась, я только обиделась и сказала, чтоб он оставил меня в покое.

Домна Пантелевна . Вот и глупа, вот и глупа! Ты бы, как можно, старалась учтивее. «Мол, ваше сиятельство, мы завсегда вами оченно довольны и завсегда вами благодарны; только подлостев таких мы слушать не желаем. Мы, мол, совсем напротив того, как вы об нас понимаете». Вот как надо сказать! Потому честно, благородно и учтиво.

Негина . Что сделано, то сделано; нечего теперь об этом толковать!

Домна Пантелевна . Я вот и не ученая, да знаю, как с людьми разговаривать; а тебя еще учитель учит…

Негина . Что вы еще об учителе?… Ведь не понимаете вы этого ничего, так нечего вам и мешаться не в свое дело.

Домна Пантелевна . Да чего понимать-то? Обнаковенно студент… Эка важность какая, скажите пожалуйста! Не барон какой-нибудь!… Видали мы этого звания-то довольно. Только на разговоре их и взять… Голь на голи да голью погоняет. Только один форс, а сертучишка нет порядочного.

Негина . Что он вам сделал… ну, за что вы? За что вы и меня-то мучаете?

Домна Пантелевна . Ну, да как же, эка особа! И говорить про него не смей! Нет, матушка, никто мне не запретит, захочу вот, так и обругаю, в глаза обругаю. Самые что ни есть обидные слова подберу, да так-таки прямо ему и отпечатаю… Вот ты и знай, как с матерью спорить, как с матерью разговаривать.

Негина . Уйдите!

Домна Пантелевна . Вот еще; «Уйдите»! Да уходи сама, коли тебе со мной тесно.

Негина . Вон кто-то подъехал, кажется… Уйдите, маменька! Кому интересно наши с вами умные разговоры слушать!

Домна Пантелевна . Так вот не уйду же. Ишь ты… Сама разобидит мать как нельзя хуже, да еще разные претензии представляет… «Умные разговоры». Не глупее я тебя с студентом-то с твоим, с лохматым.

Негина (взглянув в окно). Великатов! В первый раз к нам… а у нас тут…

Домна Пантелевна . Не беспокойтесь, сударыня, мамзель Негина, знаменитая актриса, обращение не хуже вас знаем… Только я тебе это припомню.

Негина . Смельская с ним.

Домна Пантелевна . Да-с, вот люди умеют же…

Негина . Какие лошади, какие лошади!

Домна Пантелевна . Смельская-то катается, а мы пешечком ходим.

Входят Смельская и Великатов.

ЯВЛЕНИЕ СЕДЬМОЕ

Негина, Домна Пантелевна, Смельская и Великатов.

Домна Пантелевна . Пожалуйте, пожалуйте, Нина Васильевна!

Смельская . Здравствуйте, Домна Пантелевна! Гостя к вам привезла, Ивана Семеныча Великатова.

Великатов кланяется.

Домна Пантелевна . Ах, очень приятно познакомиться. Давно я вас знаю, в театре часто видала, а познакомиться не приводилось.

Смельская . Здравствуй, Саша! Я сбиралась к тебе, уж и шляпу надела, а Иван Семеныч и заехал; ну, и увязался со мной. Ты не сердишься? Она ведь у нас затворница.

Негина (подает руку Великатову). Ах, что ты! Я очень рада. Вам бы давно догадаться, Иван Семеныч.

Великатов . Не смел, Александра Николавна; я человек робкий.

Смельская . Да, уж робкий – похоже!

Негина . Скажите лучше, гордый.

Домна Пантелевна . Вот уж это ты напрасно; Иван Семеныч человек обходительный со всеми, я сама это видала. Гордости этой в них совсем нет.

Великатов . Совсем нет, Домна Пантелевна.

Домна Пантелевна . Я люблю правду говорить.

Великатов . Я тоже, Домна Пантелевна.

Негина . Садитесь, Иван Семеныч.

Великатов . Не беспокойтесь, сделайте одолжение! У вас, вероятно, какие-нибудь дела есть; вы на нас не обращайте внимания. Я с Домной Пантелевной побеседую. (Садится у стола.)

Негина и Смельская говорят шепотом.

Негина (Смельской). Вот что, Нина…

Смельская . Неужели?

Негина . Да. Не знаю, что и делать.

Смельская . Как же быть-то? Да ты бы… (Говорит шепотом.)

Домна Пантелевна . Да что вы, в самом деле, шепчетесь? Нешто это учтиво?

Великатов . Не мешайте им! У всякого свои дела.

Домна Пантелевна . Какие дела! Всё пустяки. Ведь я знаю, про что говорят. О тряпках. Вот у них дела-то какие!

Великатов . Для нас с вами тряпки – пустяки, а для них – важное дело.

Домна Пантелевна . Платьишка нет к бенефисту, да и денег-то.

Великатов . Ну, вот видите! А вы говорите, что пустяки. (Взглянув в окно.) Курочки-то это ваши?

Домна Пантелевна . Которые?

Великатов . А вот кохинхинские.

Домна Пантелевна . Нет, где уж нам кохетинских разводить! Были две гилянки да две шпанки, а петух русский; орел, а не петух – да всех разворовали.

Великатов . А вы любите курочек-то, Домна Пантелевна?

Домна Пантелевна . До страсти, батюшка, всякую птицу люблю.

Входит Мелузов.

ЯВЛЕНИЕ ВОСЬМОЕ

Негина, Смельская, Домна Пантелевна, Великатов и Мелузов.

Негина (Великатову). Позвольте вас познакомить! Петр Егорыч Мелузов. Иван Семеныч Великатов.

Смельская . Ах, знаете ли, Иван Семеныч, ведь Петр Егорыч – студент; он жених Сашин.

Великатов (подавая руку). Очень приятно с вами познакомиться.

Мелузов . Что же тут приятного для вас? Ведь это фраза. Ну, познакомились, так и будем знакомы. Вот и все.

Великатов (почтительно). Совершенно справедливо; очень много говорится пустых фраз, я с вами согласен; но то, что я сказал, извините, не фраза. Мне приятно, что артистки выходят замуж за порядочных людей.

Мелузов . Да, коли так… благодарю вас! (Подходит и горячо жмет руку Великатову.)

Негина . Пойдем, Нина, я тебе покажу платье! Посмотри, можно ли из него сделать что-нибудь! (Великатову.) Извините, что мы вас оставляем! Но я знаю, что вам не будет скучно: вы будете разговаривать с образованным человеком, это не то, что с нами. Маменька, пойдемте! Отоприте шкаф!

Уходят Негина, Смельская и Домна Пантелевна.

ЯВЛЕНИЕ ДЕВЯТОЕ

Великатов и Мелузов.

Великатов (заметив на столе книги). Книжки и тетрадки.

Мелузов . Да, учимся понемножку.

Великатов . И успехи есть?

Мелузов . Некоторые, так сказать, относительные.

Великатов . И того довольно. Времени у Александры Николавны мало: чуть не каждый день новая пьеса, надо и рольку подготовить, и о костюме подумать. Не знаю, как вы полагаете, а мне кажется, что это довольно затруднительно: учить и роли и грамматику вместе.

Мелузов . Да, удобств больших не представляет.

Великатов . По крайней мере, есть стремление, есть охота, и то уж великое дело. Честь вам и слава.

Мелузов . Да за что же слава-то, например?

Великатов . За благородные намерения. Кому же в голову придет актрису грамматике учить!

Мелузов . Да вы смеетесь, может быть?

Великатов . Нисколько, помилуйте; я никогда себе не позволю. Я очень люблю молодых людей.

Мелузов . Уж будто?

Великатов . Очень люблю их слушать… это освежает душу. Такие благородные, высокие замыслы… даже завидно.

Мелузов . Чему же тут завидовать? Кто ж вам мешает иметь благородные, высокие замыслы?

Великатов . Нет, где же нам, помилуйте! Нас проза жизни одолела. И рад бы в рай, да грехи не пускают.

Мелузов . Какие же грехи за вами водятся?

Великатов . Тяжкие. Практические соображения, материальные расчеты – вот наши грехи. Постоянно вращаешься в сфере возможного, достижимого; ну, душа-то и мельчает, уж высоких, благородных замыслов и не приходит в голову.

Мелузов . Да что вы называете благородными замыслами?

Великатов . А такие замыслы, в которых очень много благородства и очень мало шансов на успех.

Входят Негина, Смельская и Домна Пантелевна.

ЯВЛЕНИЕ ДЕСЯТОЕ

Великатов, Мелузов, Негина, Смельская и Домна Пантелевна.

Смельская (Негиной.) Все это, душа моя, не годится.

Негина . Я и сама вижу. Новое делать – будет очень дорого.

Смельская . Да как же быть-то! ведь нельзя же… Поедемте, Иван Семеныч!

Великатов . К вашим услугам. (Подает руку Негиной.) Честь имею кланяться!

Негина . Какие у вас лошади! Вот бы прокатиться как-нибудь.

Великатов . Когда вам угодно, прикажите только. (Подает руку Мелузову, потом Домне Пантелевне.) Домна Пантелевна, мое почтение! А как вы на мою тетеньку похожи.

Домна Пантелевна . Да ужли?

Великатов . Ведь это удивительно… такое сходство… чуть не назвал вас тетенькой.

Домна Пантелевна . Да зовите, за чем дело стало!

Смельская . Ну, едемте! Прощай, Саша! Прощайте! (Кланяется всем.)

Великатов (Домне Пантелевне). До свидания, тетенька!

Уходят Смельская и Великатов. Домна Пантелевна провожает их до двери.

Домна Пантелевна . Ах, прокурат! (Негиной.) А ты говоришь, он гордый! ничего не гордый. Уж на что еще обходительнее. (Уходит.)

ЯВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОЕ

Негина и Мелузов.

Негина (у окна). Как покатили! Что за прелесть! Счастливая эта Нина; вот характер завидный.

Мелузов обнимает ее.

Ах, медвежьи объятья!… До смерти не люблю. Нет, Петя, оставь меня!

Мелузов . Саша, да ведь я от тебя еще ни одной ласки не видал. Хороши жених с невестой!

Негина . После, Петя, после. Дай мне немного успокоиться! Мне теперь не до того.

Мелузов . А коли не до того, так давай учиться!

Негина . Какое ученье! У меня бенефис из головы нейдет; платья нет, вот моя беда.

Мелузов . Не о платье же мы будем говорить, это не мой предмет; по этой части я в преподаватели не гожусь.

Негина . Ох, мне теперь не преподавание нужно, а деньги.

Мелузов . Ну, и по этой части я тоже швах. Вот получу место, запрягусь; тогда будем жить безбедно. Ну, что ж мы будем делать? А вот что, Саша: давай примемся за исповедь!

Негина . Ах, мне всегда это как-то неловко!

Мелузов . Ты меня стыдишься?

Негина . Нет, а как-то вот тяжело… неприятно.

Мелузов . Надо побороть в себе это неприятное чувство. Ведь ты меня просила учить тебя жить; ну, как же я стану тебя учить, не лекции же читать? А вот ты мне говоришь, что ты чувствовала, говорила и делала; а я тебе говорю, как надо чувствовать, говорить и поступать. Так ты постепенно и улучшаешься и со временем будешь…

Негина . Что буду, милый мой?

Мелузов . Будешь совсем хорошей женщиной, такой, какой надо, как это нынче требуется от вашего брата.

Негина . Да, я тебе благодарна. Я уж и так много лучше стала, я сама это чувствую… А все тебе обязана, голубчик… Ну, изволь.

Мелузов (садится у стола). Садись со мной рядом!

Негина (садится подле, Мелузов обнимает ее одной рукой). Ну, вот слушай! Нынче утром заезжал ко мне князь Дулебов. Говорил, что у меня квартира нехороша, что так жить неприлично; ну, я немножко обиделась, сказала, что коли моя квартира ему не нравится, так никто его не принуждает бывать здесь.

Мелузов . Зачем это ему?

Негина . А затем, что у него очень много нежности в душе и что ему, видишь ты, ласкать некого.

Мелузов (хохочет). Вот силлогизм неожиданный! Так как мне ласкать некого, а ласкать нужно, то эта квартира не хороша, и вы должны переехать на новую квартиру. (Хохочет.) Ай да князь! Одолжил.

Негина . Ты вот смеешься, тебе весело, а я расплакалась.

Мелузов . Так и надо: мне смеяться, а тебе плакать.

Негина . Да почему же это?

Мелузов . Да ты подумай! Если бы от таких разговоров тебе очень весело было, а я бы заплакал, хорошо ли бы это было?

Негина (подумав). Да, уж это было бы очень нехорошо. Ах ты, головка! (Гладит его по голове.) Скажи мне, Петя, отчего ты такой умный?

Мелузов . Умный или нет, еще это вопрос; но что я умней многих вас, в этом нет сомнения. И умней оттого, что я больше думаю, чем говорю; а вы больше говорите, чем думаете.

Негина . Ну, теперь уж я тебе скажу самую сокровенную вещь… Только ты, пожалуйста, не сердись! это уж наш порок женский. Я сегодня позавидовала.

Мелузов . Кому ты можешь завидовать, милая? В чем?

Негина . Да только ты не сердись! Смельской… что она так весело живет, катается на таких лошадях. Дурно, знаю, что дурно.

Мелузов . Зависть да ревность – опасные чувства; мужчины это знают хорошо и пользуются вашей слабостью. Из зависти да из ревности женщина много дурного способна натворить.

Негина . Знаю, знаю, видала примеры. Мне так это на минуту в голову пришло, я потом одумалась.

Мелузов . Надо уж что-нибудь одно, Саша. Мы с тобой хотим честную, трудовую жизнь вести, так об лошадях ли нам думать!

Негина . Да, конечно! Ведь и в трудовой жизни есть свои удовольствия, Петя? Ведь бывают?

Мелузов . Еще бы!

Негина . Ты у нас пообедай! После обеда я тебе роль почитаю, так и проведем целый день вместе. Будем привыкать к тихой семейной жизни.

Мелузов . Бесподобно!

Негина (прислушиваясь). Это что такое? Подъехал кто-то.

Входит Смельская с двумя свертками в руках.

ЯВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОЕ

Негина, Мелузов и Смельская.

Смельская . Вот, Саша, на! (Подает один сверток.) Это Иван Семеныч купил нам по платью. Это тебе, а это мне.

Развертывают и смотрят оба куска.

Мелузов . Да какое же он имеет право делать подарки Александре Николавне?

Смельская . Ах, оставьте, пожалуйста, ваши рассуждения! Ваша философия теперь не к месту. Это совсем не подарок, это он ей за билет в бенефис.

Мелузов . А вам за что?

Смельская . А вам какое дело! За то, что любит меня.

Негина . Именно то, что мне нужно, Нина. Ах, как мило!

Смельская . Ведь я выбирала; уж я знаю, что тебе требуется. Ну, едем, Саша, едем скорей!

Негина . Куда?

Смельская . Кататься, я на лошадях Ивана Семеныча, а потом обедать в вокзал. Он звал всю труппу, хочет проститься со всеми; он скоро уезжает.

Негина (задумчиво). Право, не знаю.

Смельская . Да что ты, помилуй! Об чем тут думать! разве отказаться можно? Должна же ты поблагодарить его.

Мелузов . Весьма любопытно, как вы поступите в этом случае?

Негина . Знаете что, Петр Егорыч? Я думаю, что мне надо ехать, а то неучтиво. Можно вооружить против себя всю публику: князь уж сердится, да и Великатов может обидеться.

Мелузов . А когда же мы будем к тихой семейной жизни привыкать?

Смельская . Это уж после бенефиса, Петр Егорыч. Время ли теперь о семейной жизни думать. Это смешно даже. Еще семейная-то жизнь успеет надоесть; а теперь нужно пользоваться случаем.

Негина .(решительно). Нет, Петр Егорыч, я поеду. В самом деле, отказываться нехорошо.

Мелузов . Как вам угодно; это ваше дело.

Негина . Тут не в том дело, угодно ли мне; может быть, мне и неугодно; а необходимо ехать; конечно, необходимо, и рассуждать нечего.

Мелузов . Так поезжайте!

Смельская . Сбирайся, сбирайся!

Негина . Я сейчас. (Уходит за перегородку со свертком.)

Смельская . Вы не ревновать ли вздумали? Так успокойтесь, он через день уезжает, да и я не уступлю его Саше.

Мелузов . «Не уступлю». Вы меня извините, я таких отношений между мужчинами и женщинами не понимаю.

Смельская . Да где же еще вам понимать! Ведь вы жизни совсем не знаете. А вот поживите между нами, так научитесь все понимать.

Входит Негина одетая.

Ну, идем! Прощайте! (Уходит.)

Негина . Петя, ты приходи вечером; мы будем учиться; я буду умница; я буду тебя слушаться всегда во всем, а теперь прости меня! Ну, прости, милый! (Целует его и убегает.)

Мелузов (нахлобучивает шляпу). Гм! (Подумав.) Зашагаем ко дворам! Ничего не поделаешь!

Таланты и поклонники - жизненная постановка, поставленная по знаменитому произведению Островского. Главной героиней спектакля является Александра Негина. Она актриса, достаточно известная, хотя довольно бедная. И свое покровительство ей предложил богатый князь Дулебов, от чего она отказывается. Тогда князь пытается сорвать ее бенефис, хотя это у него не получается благодаря ее друзьям - помещику Великатову и Василию. В результате многочисленных интриг вокруг актрисы, Александре приходится отказаться от своей любви, славы в своем городе и уехать в паре с богатым Великатовым, который и стал покровителем ее таланта.

Главная героиня спектакля немного отличается от островской Негиной своей живостью, энергичностью и самостоятельностью. Именно поэтому спектакль так хорошо вписывается в нашу современность, раскрывая самые актуальные темы - любви и преданности. В спектакле раскрываются разные стороны человеческого характера, от чего постановка будет особенно интересна зрителям.

Посмотреть уникальное театральное зрелище «Таланты и поклонники» в театре Сатиры сможет любой желающий, стоит лишь успеть купить билеты на эту постановку и насладиться безупречной игрой актеров.

Сюжет пьесы Островского «Таланты и поклонники» основан на истории об актрисе, которую талант ведет по жизни как путеводная звезда. Но редко, когда ваш талант воспринимается окружающими адекватно. Для актрисы Негиной такая ситуация стала подлинной драмой: окружающие ее люди не видели в ней человека искусства. Но, как истинная актриса, Негина ради своего таланта жертвует всем, даже любовью, и уезжает с Великатовым, посулившим ей яркую жизнь, чтобы остаться верной своему призванию - сцене.

Изменить размер шрифта:

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ЛИЦА:

Александра Николаевна Негина , актриса провинциального театра, молодая девица .

Домна Пантелевна , мать ее, вдова, совсем простая женщина, лет за 40, была замужем за музыкантом провинциального оркестра .

Князь Ираклий Стратоныч Дулебов , важный барин старого типа, пожилой человек .

Григорий Антоныч Бакин , губернский чиновник на видном месте, лет 30-ти .

Иван Семеныч Великатов , очень богатый помещик, владелец отлично устроенных имений и заводов, отставной кавалерист, человек практического ума, ведет себя скромно и сдержанно, постоянно имеет дела с купцами и, видимо, старается подражать их тону и манерам; средних лет .

Петр Егорыч Мелузов , молодой человек, кончивший курс в университете и ожидающий учительского места .

Нина Васильевна Смельская , актриса, постарше Негиной .

Мартын Прокофьич Нароков , помощник режиссера и бутафор, старик, одет очень прилично, но бедно; манеры хорошего тона .

Действие в губернском городе. В первом действии в квартире актрисы Негиной: налево (от актеров) окно, в глубине, в углу, дверь в переднюю, направо перегородка с дверью в другую комнату; у окна стол, на нем несколько книг и тетрадей; обстановка бедная.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Домна Пантелевна (одна).

Домна Пантелевна (говорит в окно). Зайди денька через три-четыре; после бенефиста все тебе отдадим! А? Что? О, глухой! Не слышит. Бенефист у нас будет; так после бенефиста все тебе отдадим. Ну, ушел. (Садится.) Что долгу, что долгу! Туда рубль, сюда два… А каков еще сбор будет, кто ж его знает. Вот зимой бенефист брали, всего сорок два с полтиной в очистку-то вышло, да какой-то купец полоумный серьги бирюзовые преподнес… Очень нужно! Эка невидаль! А теперь ярмарка, сотни две уж всё возьмем. А и триста рублей получишь, нешто их в руках удержишь; все промежду пальцев уйдут, как вода. Нет моей Саше счастья! Содержит себя очень аккуратно, ну, и нет того расположения промежду публики: ни подарков каких особенных, ничего такого, как прочим, которые… ежели… Вот хоть бы князь… ну, что ему стоит! Или вот Иван Семеныч Великатов… говорят, сахарные заводы у него не один миллион стоят… Что бы ему головки две прислать; нам бы надолго хватило… Сидят, по уши в деньгах зарывшись, а нет, чтобы бедной девушке помочь. Я уж про купечество и не говорю – с тех что взять! Они и в театр-то не ходят; разве какой уж ошалеет совсем, так его словно ветром туда занесет… так от таких чего ожидать, окромя безобразия.

Входит Нароков.

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Домна Пантелевна и Нароков.

Домна Пантелевна . А, Прокофьич, здравствуй!

Нароков (мрачно). Здравствуй, Прокофьевна!

Домна Пантелевна . Я не Прокофьевна, я Пантелевна, что ты!

Нароков . И я не Прокофьич, а Мартын Прокофьич.

Домна Пантелевна . Ах, извините, господин артист!

Нароков . Коли хотите быть со мной на «ты», так зовите просто Мартыном; все-таки приличнее. А что такое «Прокофьич»! Вульгарно, мадам, очень вульгарно!

Домна Пантелевна . Люди-то мы с тобой, батюшка, маленькие, что нам эти комплименты разводить.

Нароков . «Маленькие»? Я не маленький человек, извините!

Домна Пантелевна . Так неужели большой?

Нароков . Большой.

Домна Пантелевна . Так теперь и будем знать. Зачем же ты, большой человек, к нам, к маленьким людям, пришел?

Нароков . Так, в этом тоне и будем продолжать, Домна Пантелевна? Откуда это в вас озорство такое?

Домна Пантелевна . Озорство во мне есть, это уж греха нечего таить! Подтрунить люблю, и чтобы стеснять себя в разговоре с тобой, так я не желаю.

Нароков . Да откуда оно в вас, это озорство-то? От природы или от воспитания?

Домна Пантелевна . Ах, батюшки, откуда? Ну, откуда… Да откуда чему другому-то быть? Жила всю жизнь в бедности, промежду мещанского сословия: ругань-то каждый божий день по дому кругом ходила, ни отдыху, ни передышки в этом занятии не было. Ведь не из пансиона я, не с мадамами воспитывалась. В нашем звании только в том и время проходит, что все промеж себя ругаются. Ведь это у богатых деликатности разные придуманы.

Нароков . Резон. Понимаю теперь.

Домна Пантелевна . Так неужто ж со всяким нежничать, всякому, с позволения сказать… Сказала б я тебе словечко, да обижать не хочу. Неужто всякому «вы» говорить?

Нароков . Да, в простонародии все на «ты»…

Домна Пантелевна . «В простонародии»! Скажите, пожалуйста! А ты что за барин?

Нароков . Я барин, я совсем барин… Ну, давай на «ты», мне это не в диковину.

Домна Пантелевна . Да какая диковина; обыкновенное дело. В чем же твоя барственность?

Нароков . Я могу сказать тебе, как Лир: каждый вершок меня – барин. Я человек образованный, учился в высшем учебном заведении, я был богат.

Домна Пантелевна . Ты-то?

Нароков . Я-то!

Домна Пантелевна . Да ужли?

Нароков . Ну, что ж, божиться тебе, что ли?

Домна Пантелевна . Нет, зачем? Не божись, не надо; я и так поверю. Отчего же ты шуфлером служишь?

Нароков . Я не chou-fleur и не siffleur, мадам, и не суфлер даже, а помощник режиссера. Здешний-то театр был мой. ‹chou-fleur – цветная капуста (франц.), siffleur – свистун (франц.)›

Домна Пантелевна (с удивлением). Твой? Скажите на милость!

Нароков . Я его пять лет держал, а Гаврюшка-то был у меня писарем, роли переписывал.

Домна Пантелевна (с большим удивлением). Гаврила Петрович, ампренер здешний?