Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

24.05.03 ИСПЫТАНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

(УРОВЕНЬ СПЕЦИАЛИТЕТА)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ специалитета по специальности 24.05.03 Испытание летательных аппаратов (далее соответственно - программа специалитета, специальность).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ОК - общекультурные компетенции;

ОПК - общепрофессиональные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

ПСК - профессионально-специализированные компетенции;

ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

3.1. Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организация).

3.2. Обучение по программе специалитета в организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

Объем программы специалитета составляет 330 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.

3.3. Срок получения образования по программе специалитета:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 5,5 лет. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год, по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы специалитета за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.;

при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения устанавливается не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, срок обучения по программе специалитета в связи с продолжительностью каникулярного времени обучающихся составляет не менее 5 лет. При этом объем образовательной программы не изменяется, а объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год по очной форме, составляет не более 75 з.е.

3.4. При реализации программы специалитета организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.5. Реализация программы специалитета возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе специалитета осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

3.7. Программы специалитета, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются при создании условий и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и нормативных правовых актов федеральных государственных органов, в ведении которых находятся организации, реализующие соответствующие образовательные программы.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛИТЕТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает испытание летательных аппаратов, в том числе проектирование испытательных стендов, разработку методики испытания и выбор средств измерения и регистрации характеристик объекта испытания, обеспечивающие безопасность проведения и информативность испытания.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются:

испытательные стенды и установки;

системы и средства контроля и диагностики технического состояния объекта испытания; системы передачи информации о результатах испытания;

системы комплексной обработки, отображения и регистрации информации об условиях проведения испытания и состоянии объекта;

системы управления проведением испытания и системы предупреждения опасных ситуаций при проведении испытания.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:

эксплуатационно-техническая;

организационно-управленческая;

производственно-технологическая;

проектно-конструкторская;

научно-исследовательская.

Специализации, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:

специализация N 1 "Экспериментальная отработка и эксплуатация летательных аппаратов";

специализация N 2 "Полигонные испытания летательных аппаратов и комплексов дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов";

специализация N 3 "Летные испытания пилотируемых авиационных и воздушно-космических летательных аппаратов".

При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист и выбирает специализацию, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

4.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи:

в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

проведение работ по техническому обслуживанию испытательного оборудования, его силовых и энергетических систем;

проведение контроля и определение работоспособности установленного, эксплуатируемого испытательного оборудования, прогнозирование его технического состояния;

техническая эксплуатация испытательного оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технической документации;

сопровождение работ по модернизации испытательного оборудования, выбор и замена его элементов и систем;

организация безопасного проведения испытания;

проведение маркетинга сервисных услуг при эксплуатации испытательного оборудования различных форм собственности;

участие в осуществлении функций надзора за безопасной эксплуатацией испытательного оборудования;

организация внутреннего аудита и подготовки к сертификации испытательного оборудования;

организация работы и руководство коллективом исполнителей: выбор, обоснование, принятие и реализация управленческих решений;

совершенствование организационно-управленческой структуры предприятий по техническому обслуживанию и ремонту, хранению и списанию испытательного оборудования;

организация и совершенствование системы учета и документооборота;

разработка нормативов труда по техническому обслуживанию испытательного оборудования;

долгосрочное и краткосрочное планирование деятельности в области технической эксплуатации испытательного оборудования с учетом качества, безопасности, стоимости и сроков выполнения работ;

осуществление управления, контроля качества и эффективности процессов проведения испытания летательных аппаратов;

обучение и аттестация обслуживающего персонала;

разработка технической и технологической документации по техническому обслуживанию и ремонту испытательного оборудования;

участие в разработке проектов технических условий, требований, технологической документации для новых объектов профессиональной деятельности;

формирование целей проектов и программ решения производственных задач, критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом социальных аспектов деятельности;

разработка обобщенных вариантов решения проблем, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений;

участие в проектировании и разработке сервисного, вспомогательного оборудования, схемных решений систем автоматизации процессов испытания;

эффективное использование материалов и оборудования, алгоритмов и программ расчета параметров процессов проведения испытания;

организация и эффективное использование современных форм и методов контроля процессов проведения испытания, качества продукции и услуг, контроля аутентичности и качества запасных частей, комплектующих изделий и материалов;

обеспечение экологической безопасности проведения испытания и безопасных условий труда персонала;

внедрение эффективных инженерных решений в практику;

участие в монтаже и наладке испытательного оборудования, в авторском и инспекторском надзоре;

организация и осуществление метрологического обеспечения основных средств измерений;

участие в фундаментальных и прикладных исследованиях в области разработки методик и способов проведения испытания;

анализ состояния и динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности с использованием проблемно-ориентированных методов и средств исследований;

создание теоретических моделей, позволяющих прогнозировать свойства объектов профессиональной деятельности;

разработка планов, программ и методик проведения исследований объектов профессиональной деятельности;

информационный поиск и анализ информации по объектам исследований;

техническое и организационное обеспечение исследований;

анализ результатов исследований и разработка предложений по их внедрению;

решение оптимизационных задач по повышению эффективности использования испытательного оборудования;

участие в выполнении опытно-конструкторских разработок;

в соответствии со специализациями:

обоснование технико-экономических требований к изучаемым техническим объектам и существующим научно-техническим способам их реализации;

владение методами и средствами экспериментальной обработки и контроля функционирования летательных аппаратов, принципами построения и функционирования комплексов систем наземного обслуживания для летательных аппаратов различных типов;

владение методом математического и физического моделирования условий эксплуатации летательного аппарата и комплекса систем наземного обслуживания;

владение методом планирования, подготовки, проведения и обработки результатов испытаний летательного аппарата;

владение методом практической работы на испытательных стендах и контрольных комплексах при проведении экспериментальных исследований, испытаний и контроля летательных аппаратов и их систем;

владение методом проектирования и разработки конструкций элементов комплекса систем наземного обслуживания и испытательных стендов, расчета и оценки их характеристик с использованием элементов систем автоматизированного проектирования;

владение методом проектирования и оценки характеристик испытательных систем и их элементов с учетом требований техники безопасности и экологической защиты, построением их информационного и программного обеспечения;

владение методом обеспечения эксплуатационной технологичности и надежности летательных аппаратов и элементов комплекса систем наземного обслуживания;

владение методом планирования, подготовки, проведения и обработки результатов испытаний летательных аппаратов;

обладание навыком формулирования требований к объектам испытаний со стороны систем наземного обслуживания и экспериментальных испытательных комплексов;

владение методом и средством планирования, проведения и оценки результатов испытаний летательных аппаратов, комплексов систем наземного обслуживания и их элементов;

владение методом проектирования и оценки характеристик испытательных систем и их элементов с учетом требований техники безопасности и экологической защиты, построением их информационного и программного обеспечения;

владение методом математического и физического моделирования условий эксплуатации летательного аппарата;

владение методом планирования, подготовки, проведения и обработки результатов испытаний.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью представить современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);

способностью к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-2);

способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-3);

способностью на научной основе организовывать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности (ОК-4);

готовностью интегрироваться в современное общество, нацеленностью на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-5);

способностью ориентироваться в базовых положениях экономической теории, применять их с учетом особенностей рыночной экономики, самостоятельно вести поиск работы на рынке труда (ОК-6);

готовностью работать в команде, пользоваться профессиональной документацией на английском языке (ОК-7);

способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре (ОК-8);

способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-9);

способностью в качестве руководителя подразделения, лидера группы работников принимать решения в ситуациях риска, учитывая цену ошибки, вести обучение и оказывать помощь работникам в работе над междисциплинарными, инновационными проектами (ОК-10);

готовностью к ответственному отношению к своей трудовой деятельности, пониманием значимости своей будущей специальности (ОК-11);

способностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

способностью самостоятельно и методически правильно использовать методы физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-13).

5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

пониманием целей и задач инженерной деятельности в современной науке и производстве, сущности профессии инженера как обязанность служить обществу и профессии, следуя кодексу профессионального поведения (ОПК-1);

пониманием роли математических и естественнонаучных наук и способностью к приобретению новых математических и естественно-научных знаний, с использованием современных образовательных и информационных технологий, способностью использовать в профессиональной деятельности знания и методы, полученные при изучении математических и естественнонаучных дисциплин (ОПК-2);

способностью анализировать политические и социально-экономические проблемы, использовать методы гуманитарных и социально-экономических дисциплин в профессиональной деятельности (ОПК-3);

пониманием значения охраны окружающей среды и рационального природопользования (ОПК-3);

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4);

готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-5).

5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

эксплуатационно-техническая деятельность:

способностью возглавить проведение комплекса планово-предупредительных работ по обеспечению исправности, работоспособности и готовности испытательного оборудования, его силовых и энергетических систем к использованию по назначению с наименьшими эксплуатационными затратами (ПК-1);

готовностью к проведению испытаний и определению работоспособности летательного аппарата, его агрегатов и узлов (ПК-2);

готовностью нести ответственность за эксплуатацию испытательного оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технической документации (ПК-3);

готовностью участвовать в модернизации испытательного оборудования, формировать рекомендации по выбору и замене его элементов и систем (ПК-4);

способностью организовать безопасные условия ведения работ по монтажу и наладке испытательного оборудования (ПК-5);

готовностью выражать компетентные суждения на основе маркетинга сервисных услуг при эксплуатации испытательного оборудования различных форм собственности (ПК-6);

готовностью участвовать в осуществлении надзора за безопасной эксплуатацией испытательного оборудования (ПК-7);

готовностью к решению задач проведения внутреннего аудита и подготовки сертификации объектов технической эксплуатации испытательного оборудования (ПК-8);

организационно-управленческая деятельность:

способностью организовать работу коллектива исполнителей, обеспечить выбор, обоснование, принятие и реализацию управленческих решений (ПК-9);

способностью к совершенствованию организационно-управленческой структуры предприятий по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и сервису испытательного оборудования (ПК-10);

способностью планировать, организовывать и совершенствовать системы технической эксплуатации, контроля и управления качеством процессов технической эксплуатации испытательного оборудования, учета и документооборота (ПК-11);

способностью разработки рациональных нормативов эксплуатации, технического обслуживания и ремонта испытательного оборудования (ПК-12);

способностью постоянно расширять профессиональные знания, обеспечивая обучение и аттестацию обслуживающего персонала и специалистов (ПК-13);

производственно-технологическая деятельность:

способностью решения проблем эффективного использования материалов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчета параметров процессов испытания (ПК-14);

готовностью к обеспечению экологической безопасности при эксплуатации и обслуживании испытательного оборудования, безопасных условий труда персонала (ПК-15);

готовностью применять основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, меры по ликвидации их последствий и по их предотвращению (ПК-16);

способностью развивать творческую инициативу, рационализаторскую и изобретательскую деятельность, внедрять достижения отечественной и зарубежной науки и техники, внедрять эффективные инженерные решения в практику, в том числе составлять математические модели объектов профессиональной деятельности (ПК-17);

способностью решения проблем монтажа и наладки испытательного оборудования (ПК-18);

способностью к организации и осуществлению метрологического обеспечения основных средств измерений в процессе испытания летательных аппаратов (ПК-19);

проектно-конструкторская деятельность:

готовностью к участию в разработке технической и технологической документации для технического обслуживания испытательного оборудования (ПК-20);

способностью к разработке проектов, технических условий, требований, технологий, программ решения производственных задач и нормативной документации для новых объектов профессиональной деятельности (ПК-21);

способностью к разработке обобщенных вариантов решения проблем, анализа этих вариантов, прогнозирования последствий, нахождения компромиссных решений (ПК-22);

готовностью к проектированию и разработке сервисного, вспомогательного оборудования, схемных решений и средств автоматизации процессов испытания летательных аппаратов (ПК-23);

научно-исследовательская деятельность:

способностью анализировать результаты технической эксплуатации испытательного оборудования, динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности с использованием проблемно-ориентированных методов и средств научных исследований, а также разрабатывать рекомендации по повышению уровня эксплуатационно-технических характеристик испытательного оборудования (ПК-24);

способностью генерирования идей, решения задач по созданию теоретических моделей, позволяющих прогнозировать изменение свойств объектов профессиональной деятельности (ПК-25);

способностью разработки планов, программ и методик проведения научных исследований объектов профессиональной деятельности на основе информационного поиска и анализа информации по объектам научных исследований (ПК-26);

готовностью к участию в выполнении опытно-конструкторских разработок испытательного оборудования (ПК-27).

5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации программы специалитета:

специализация N 1 "Экспериментальная отработка и эксплуатация летательных аппаратов":

способностью обосновать технико-экономические требования к изучаемым техническим объектам и существующим научно-техническим способам их реализации (ПСК-1.1);

владением методами и средствами экспериментальной обработки и контроля функционирования летательных аппаратов, принципами построения и функционирования комплексов систем наземного обслуживания для летательных аппаратов различных типов (ПСК-1.2);

владением методами проектирования и оценки характеристик испытательных систем и их элементов с учетом требований техники безопасности и экологической защиты, построением их информационного и программного обеспечения (ПСК-1.3);

владением методами математического и физического моделирования условий эксплуатации летательного аппарата и комплекса систем наземного обслуживания (ПСК-1.4);

владением методами планирования, подготовки, проведения и обработки результатов испытаний летательных аппаратов (ПСК-1.5);

владением методами практической работы на испытательных стендах и контрольных комплексах при проведении экспериментальных исследований, испытаний и контроля летательных аппаратов и их систем (ПСК-1.6);

специализация N 2 "Полигонные испытания летательных аппаратов и комплексов дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов":

владением методами проектирования и разработки конструкций элементов комплекса систем наземного обслуживания и испытательных стендов, расчета и оценки их характеристик с использованием элементов систем автоматизированного проектирования (далее - САПР) (ПСК-2.1);

владением методами проектирования и оценки характеристик испытательных систем и их элементов с учетом требований техники безопасности и экологической защиты, построением их информационного и программного обеспечения (ПСК-2.2);

владением методами обеспечения эксплуатационной технологичности и надежности летательных аппаратов и элементов комплекса систем наземного обслуживания (ПСК-2.3);

владением методами планирования, подготовки, проведения и обработки результатов испытаний летательных аппаратов (ПСК-2.4);

обладанием навыками формулирования требований к объектам испытаний со стороны систем наземного обслуживания и экспериментальных испытательных комплексов (ПСК-2.5);

специализация N 3 "Летные испытания пилотируемых авиационных и воздушно-космических летательных аппаратов":

владением методами и средствами планирования, проведения и оценки результатов испытаний летательных аппаратов, комплексов систем наземного обслуживания и их элементов (ПСК-3.1);

владением методами проектирования и оценки характеристик испытательных систем и их элементов с учетом требований техники безопасности и экологической защиты, построением их информационного и программного обеспечения (ПСК-3.2);

владением методами математического и физического моделирования условий эксплуатации летательного аппарата (ПСК-3.3);

владением методами планирования, подготовки, проведения и обработки результатов испытаний летательных аппаратов (ПСК-3.4).

5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, а также профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.

5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы специалитета на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности или специализации программы.

5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

6.1. включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ специалитета, имеющих различную специализацию в рамках одной специальности).

6.2. Программа специалитета состоит из следующих блоков:

Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;

Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)", который в полном объеме относится к базовой части программы;

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации.

Структура программы специалитета

Структура программы специалитета

Объем программы специалитета в з.е.

Дисциплины (модули)

Базовая часть

В том числе дисциплины (модули) специализации

Вариативная часть

Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)

Базовая часть

Государственная итоговая аттестация

Объем программы специалитета

6.3. Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы специалитета, являются обязательными для освоения обучающимся с учетом специализации программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы специалитета. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.

6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:

базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы специалитета в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;

элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в з.е. не переводятся.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" реализуется дисциплина (модуль) "Физическая подготовка" в объеме не менее 11 з.е. в очной форме обучения.

6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы специалитета, определяют в том числе специализацию программы специалитета. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся специализации программы набор соответствующих дисциплин (модулей) становится обязательным для освоения обучающимся.

6.7. В Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.

Типы учебной практики:

практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности;

технологическая практика.

Типы производственной практики:

конструкторская практика;

технологическая практика.

Способы проведения учебной и производственной практики:

стационарная;

выездная.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При разработке программ специалитета организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета. Организация вправе предусмотреть в программе специалитета иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.

6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защите и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

6.9. Реализация части (частей) образовательной программы и государственной итоговой аттестации, содержащей научно-техническую информацию, подлежащую экспортному контролю, и в рамках которой (которых) до обучающихся доводятся сведения ограниченного доступа, и (или) в учебных целях используются секретные образцы вооружения, военной техники, их комплектующие изделия, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

6.10. При разработке программы специалитета обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам, с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".

6.11. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)", должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

7.1. Общесистемные требования к реализации программы специалитета.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

7.1.3. В случае реализации программы специалитета в сетевой форме требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы специалитета в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы специалитета на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, квалификационные характеристики должностей руководителей и научно-педагогических работников высшего образования и дополнительного профессионального образования определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы специалитета.

7.2.1. Реализация программы специалитета обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы специалитета на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 60 процентов.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, к научно-педагогическим работникам с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются преподаватели военно-профессиональных и специально-профессиональных дисциплин (модулей) без ученых степеней и (или) ученых званий, имеющие профильное высшее образование, опыт военной службы (службы в правоохранительных органах) в области и с объектами профессиональной деятельности, соответствующими программе специалитета, не менее 10 лет, воинское (специальное) звание не ниже "майор" ("капитан 3 ранга"), а также имеющие боевой опыт, или государственные награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.

В числе научно-педагогических работников с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели военно-профессиональных дисциплин (модулей), специально-профессиональных дисциплин (модулей) с ученой степенью кандидата наук, имеющие или государственные награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.

7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы специалитета (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 10 процентов.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы специалитета.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы специалитета, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени его сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе специалитета.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы специалитета.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный N 39898).

7.4.2. В организации, в которой законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или иная приравненная к ней служба, служба в правоохранительных органах, финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральным органом исполнительной власти.

Профессиональная сфера деятельности данных специалистов заключается в испытании летательных аппаратов (ЛА), конструировании экспериментальных стендов, проектировании технологии испытаний, а также выборе инструментов измеряющих параметры испытуемого объекта, обеспечивающих информативность и безопасность испытания. За время обучения учащиеся по специальности ИЛА, изучат следующие предметы: графику инженерную, метрологию, сертификацию, основы устройства ЛА, стандартизацию и другие предметы по профилю. Также освоят работу двигателей, прочность ЛА, энергосистемы. На основе конструкторских бюро проводятся практические занятия. Студенты данного профиля научатся: производить действия для обслуживания силовых и энергетических систем, испытательного оборудования; выявлять функциональность используемого оборудования; определять техническое состояние элементов; создавать условия, в которых будет безопасно проводить испытательные действия; руководить командой сотрудников; осуществлять внутреннюю проверку. Возможны три типа обучения: дневная, заочная и очно-заочная. Очная форма длится 5,5 лет, остальные две дольше на один год. Но срок обучение варьируется в зависимости от конкретного места обучения. Смотрите на Вузопедии что почем.

Описание

Студенты по данному профилю учатся:

  • осуществлять работы, необходимые для обслуживания испытательного оборудования, энергетических и силовых систем;
  • осуществлять контрольные мероприятия и определять работоспособность эксплуатируемого оборудования;
  • прогнозировать техническое состояние объектов;
  • технически эксплуатировать оборудование, опираясь на требования нормативной и рабочей документации;
  • сопровождать модификационные работы, разрабатывать и заменять детали и элементы приборов;
  • организовывать безопасные условия для проведения испытательных мероприятий;
  • осуществлять маркетинговые исследования в области сервисных услуг;
  • осуществлять надзор за безопасностью на испытательном оборудовании;
  • организовывать внутренний аудит;
  • руководить коллективом работников;
  • совершенствовать структуру управления и организации на предприятии, связанную с техническим обслуживанием и ремонтом;
  • разрабатывать нормативные документы в сфере технического обслуживания;
  • формировать цели проекта, а также определять критерии и параметры, характеризующие их достижение.

Кем работать

Данная специальность открывает широкие возможности в трудоустройстве. Студент может выбрать профессию авиационного механика по планеру и двигателям, бортинженера. В направлении опытно-конструкторской деятельности он может стать испытателем деталей, приборов и изделий. Те, кто в полном объеме изучил механику, могут работать с двигателями и стать испытателями новых моделей. В научную сферу чаще всего без опыта работы принимают в качестве лаборантов. Выпускники могут заниматься газодинамическими, электромеханическими испытаниями и измерениями. Некоторые выпускники становятся слесарями.

Профессиональная сфера деятельности данных специалистов заключается в испытании летательных аппаратов (ЛА), конструировании экспериментальных стендов, проектировании технологии испытаний, а также выборе инструментов измеряющих параметры испытуемого объекта, обеспечивающих информативность и безопасность испытания. За время обучения учащиеся по специальности ИЛА, изучат следующие предметы: графику инженерную, метрологию, сертификацию, основы устройства ЛА, стандартизацию и другие предметы по профилю. Также освоят работу двигателей, прочность ЛА, энергосистемы. На основе конструкторских бюро проводятся практические занятия. Студенты данного профиля научатся: производить действия для обслуживания силовых и энергетических систем, испытательного оборудования; выявлять функциональность используемого оборудования; определять техническое состояние элементов; создавать условия, в которых будет безопасно проводить испытательные действия; руководить командой сотрудников; осуществлять внутреннюю проверку. Возможны три типа обучения: дневная, заочная и очно-заочная. Очная форма длится 5,5 лет, остальные две дольше на один год. Но срок обучение варьируется в зависимости от конкретного места обучения. Смотрите на Вузопедии что почем.

Общая информация

Название: Управление эксплуатацией ракетно-космических систем.

Существующая в настоящее время кафедра 610 «Управление эксплуатацией ракетно-космических систем» создана в 2009 году путем объединения кафедры 605 «Испытания технических систем», образованной в 1968 году для подготовки специалистов по экспериментальной обработке летательных аппаратов, и кафедры 610, созданной в 2005 году для подготовки гражданских специалистов в области эксплуатации ракетно-космической техники.

Кафедра проводит подготовку специалистов для ракетно-космической отрасли. Главные места работы будущих выпускников это - ПАО «РКК «Энергия», ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева», АО «НПО им. С.А. Лавочкина», ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ), а так же другие крупные предприятия «Роскосмоса» и аэрокосмического направления. На базе данных организаций студенты во время учебы проходят производственную практику, приобщаясь заранее к конструкторской и производственной деятельности. денты во время учебы проходят производственную практику, приобщаясь заранее к конструкторской и производственной деятельности.

Студенты кафедры получают глубокую базовую подготовку в области прикладной математики и физики, информатики и вычислительной техники, по конструкции и эксплуатации современных ракет и систем наземного обеспечения.

Кафедра готовит специалистов в области создания и использования испытательных комплексов, отработки новых видов техники различного народно-хозяйственного и специального назначения, а также в области создания систем компьютерной диагностики и автоматизации испытаний, исследования процессов эксплуатации и функционирования технических систем.

В процессе обучения студенты используют самые современные компьютерные технологии. Студентам кафедры предоставлены компьютерные классы, оборудованные современными персональными компьютерами. Все компьютеры объединены в локальную информационную сеть, которая имеет скоростной выход в интернет, что существенно расширяет возможности обучения.

Основными направлениями обучения студентов являются:

· разработка методологий испытаний, технической диагностики и проектирование испытательных стендов с автоматизированными системами управления и сбора получаемой информации;

· проектирование систем подготовки к пуску и проведение пуска ракетно-космических систем;

· проектирование стартовых комплексов и наземной обеспечивающей инфраструктуры космодрома;

· экология испытаний и эксплуатации объектов ракетно-космической техники, экологический мониторинг окружающей среды.

За весь период существования кафедра выпустила около двух тысяч высококвалифицированных специалистов, занимающих передовые позиции в испытательных центрах ведущих предприятий страны.

Среди выпускников кафедры летчик-космонавт, Герой России, Елена Олеговна Серова.

Коллектив

Заведующий кафедрой 610 – Макаров Юрий Николаевич , к.т.н., д.э.н., директор Сводного департамента стратегического планирования и государственных космических программ Государственной корпорации по космической деятельности «РОСКОСМОС», академик Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского (РАКЦ), член-корреспондент Академии инженерных наук (АИН) им. А.М. Прохорова. Награжден орденом Почета РФ за большой вклад в разработку, создание и производство специальной техники, достигнутые трудовые успехи и многолетнюю работу.

До апреля 2017 года заведующим кафедрой 610 был Перминов Анатолий Николаевич, д.т.н., c 2004 по 2011г. руководитель Федерального космического агентства (РОСКОСМОС), заместитель генерального директора-генерального конструктора АО «Российские космические системы».

Выступление А.Н. Перминова можно посмотреть в репортаже 23 марта 2010 года, посвященному 80-летию МАИ (телекомпания «Россия 24»): http://www.vesti.ru/videos?vid=265365 .

В разное время заведующими кафедрой были:

1968-1980гг Абрамов Анатолий Петрович д.т.н., профессор, соратник С.П.Королева

1980-1987гг Полежаев Юрий Васильевич д.т.н., профессор

1987-1988гг Андрейчук Олег Борисович к.т.н., доцент

1988-1993гг Холодков Николай Владимирович д.т.н., профессор

1993-2009гг Афанасьев Владимир Алексеевич д.т.н., профессор

2005-2017гг Перминов Юрий Николаевич д.т.н., профессор

2017 - н/в Макаров Юрий Николаевич д.э.н., с.н.с.

Профессорско-преподавательский состав кафедры формировался на протяжении многих лет и на данный момент является образцом сочетания опыта и молодости. Сейчас на кафедре работают такие профессора и доктора наук как: Балабко Петр Николаевич, Галеев Айвенго Гадыевич, Гофин Михаил Яковлевич, Колесников Анатолий Васильевич, Надежкина Елена Валентиновна, Родченко Владимир Викторович. Кандидаты наук и доценты: Заговорчев Владимир Александрович, Добровольский Сергей Владимирович, Катков Александр Гурьевич, Коробовский Александр Валентинович, Минин Николай Владимирович, Оделевский Владимир Константинович, Палешкин Андрей Вячеславович, Садретдинова Эльнара Рамилевна, Тушавина Ольга Валериановна. Старшие преподаватели: Гусев Евгений Владимирович, Катков Всеволод Александрович, Пичужкин Павел Викторович, Трефилов Максим Анатольевич, Шоль Дмитрий Евгеньевич.

А также ассистенты: Галеев Антон Валерьевич и Кыласов Михаил Ярославович.

Кафедра заинтересована в подготовке и защите диссертаций своих сотрудников. По запросам других вузов и предприятий промышленности преподаватели проводят выездные лекции и курсы повышения квалификации.

Сотрудники кафедры участвуют в научно-исследовательской работе по перспективным направлениям развития космической отрасли. Налажен хороший контакт с промышленностью, в сотрудничестве с которой ведутся НИР. Регулярно публикуются научные статьи в рецензируемых журналах из перечня ВАК. За последнее время издан ряд монографий:

1. Эксплуатация стартовых комплексов ракетно-космических систем / А.Г. Галеев, А.А. Золотов, А.Н. Перминов, В.В. Родченко; Под ред. А.Н. Перминова. – М.: Изд-во МАИ, 2007. – 348 с.: ил.

2. Эксплуатация испытательных комплексов ракетно-космических систем / А.Г. Галеев, А.А. Золотов, А.Н. Перминов, В.В. Родченко; Под ред. А.Н. Перминова. – М.: Изд-во МАИ, 2007. – 260 с.: ил.

3. Прикладные методы и алгоритмы обеспечения надежности и безопасности технических систем на этапе их разработки и эксплуатации / Золотов А.А., Оделевский В.К., Родченко В.В., Черников А.И. – М.: Изд-во МАИ, 2013. – 352 с.: ил.

4. Проектирование испытательных стендов для экспериментальной отработки объектов ракетно-космической техники / А.Г. Галеев, Ю.В. Захаров, В.П. Макаров, В.В. Родченко. – М.: Изд-во МАИ, 2014. – 328 с.: ил.

6. Современные формы и технологии образования в области авиационной и ракетно-космической техники / Под редакцией А.Н. Геращенко, М.Ю. Куприкова, А.Ю. Сидорова. – М.: Изд-во МАИ, 2015. – 372 с.: ил.

7. Радиационные факторы в природной среде и сфере жизнедеятельности человека: учебное пособие / Е. Надежкина, В. Семенов, Т. Хуснетдинова, В. Лапушкин. - М.: Изд-во МАИ, 2015. – 208 с.: ил.

8. Проектирование испытательных стендов для тепловакуумных испытаний космических аппаратов / А.Г. Галеев, А.В. Колесников, А.В. Палешкин, В.В. Родченко. – М.: Изд-во МАИ, 2015. – 204 с.: ил.

Обеспечение учебного процесса

Кафедра обладает хорошей материально-технической базой. Учебные аудитории оснащены мультимедийными проекторами, а для проведения практик связанных с применением персональных компьютеров оборудованы классы с выходом в локальную сеть Университета и глобальную сеть Интернет. Изучение структуры космического аппарата и его подсистем происходит на натурном макете действующего спутника связи. Для ознакомления с одной из многочисленных стадий эксплуатации летательного аппарата на кафедре существует аппаратура приема сигналов системы единого времени, которая служит для формирования, хранения и синхронизации шкалы времени в бортовых системах летательного аппарата.

В состав кафедры входит «Лаборатория компьютерного моделирования», где активные студенты изучают системы автоматизированного проектирования и работают над реальными задачами по конструированию различных деталей и узлов. Лаборатория располагает современной установкой трёхмерной печати. Под научным руководством заведующего лаборатории студенты стали призерами в общероссийских конкурсах по 3D-моделированию, таких как:

1. «Будущие АСы КОМПьютерного 3D-моделирования», 1 место, 2011 год, компания АСКОН;

2. «Испытай возможности в 3D», 1 место, 2012 год, компания CSoft Воронеж;

3. «CAD-OLYMP», 3 место, 2014 год.

4. Всероссийский Межвузовский Чемпионат WorldSkills по компетенции «Инженерный дизайн CAD», 1 место, 2015 год.

5. Всероссийский Межвузовский Отборочный Чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции «Реверсивный инжиниринг», 2 место, 2016 год.

6. Всероссийский Межвузовский Чемпионат WorldSkills по компетенции «Инженерия космических систем», 1 место, 2017 год.

Направления подготовки

Кафедра 610 МАИ производит прием и обучает студентов по следующим направлениям:

специалитета :

24.05.01 - «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов»

со специализацией: «Эксплуатация и испытания космических аппаратов средств межорбитальной транспортировки и их технологического оборудования »

24.05.03 - «Испытание летательных аппаратов»

со специализацией: «Экспериментальная отработка и эксплуатация летательных аппаратов » и «Полигонные испытания ЛА и комплексов ДПЛА»

магистратуры :

24.04.01 - «Ракетные комплексы и космонавтика»

с программами: «Экспериментальная отработка и эксплуатация ЛА» и «Эксплуатация космических аппаратов и систем»

Перечень основных и факультативных дисциплин, читаемых на кафедре 610 МАИ по направлению «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов»

1. Теория поиска и принятия решений.

2. Математические модели функционирования ракетно-космических систем и комплексов.

3. Моделирование систем и процессов.

4. Надежность и техническая диагностика.

5. Тепловое моделирование космических аппаратов.

6. Компьютерные технологии.

7. Основы теории полета космических аппаратов и баллистики ракет.

8. Ракетные двигатели.

9. Основы устройства ракет и космических аппаратов.

10. Эксплуатация космических средств.

11. Экспериментальная отработка космических средств.

12. Комплексы систем наземного обеспечения.

13. Эксплуатация бортовых систем летательных аппаратов.

14. Испытания конструкций и бортовых систем космических аппаратов.

15. Проектирование комплексов космических аппаратов.

Перечень основных и факультативных дисциплин, читаемых на кафедре 610 МАИ по направлению «Испытание летательных аппаратов»

1. Надежность и техническая диагностика.

2. Контрольно-испытательные системы летательных аппаратов.

3. Автоматизация испытаний летательных аппаратов.

4. Основы проектирования, конструирования и производства элементов наземной инфраструктуры летательных аппаратов.

5. Основы устройства комплексов летательных аппаратов и систем.

6. Эксплуатация комплексов летательных аппаратов и систем.

7. Экспериментальная отработка сложных технических систем.

8. Объекты и условия эксплуатации.

9. Тепломеханические испытания.

10. Комплексы систем наземного обеспечения.

11. Климатические испытания.

12. Вакуумные испытания.

13. Радиационные и электромагнитные испытания.

14. Газодинамические испытания.

15. Проектирование испытательных стендов летательных аппаратов.

16. Экологическая безопасность комплексов летательных аппаратов.

17. Предстартовая подготовка.

Перечень основных и факультативных дисциплин, читаемых на кафедре 610 МАИ по направлению «Экологическая безопасность космической деятельности»

1. Медико-биологические основы космической деятельности.

2. Экологический мониторинг.

3. Основы природопользования.

4. Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды.

5. Техногенные системы и экологический риск.

6. Основы устройства комплексов летательных аппаратов и систем.

7. Аэрокосмический мониторинг.

8. Экология искусственной среды обитания.

9. Экологическая безопасность комплексов летательных аппаратов.

10. Основы космической деятельности.

11. Радиационная экология.

12. Мониторинг атмосферы.

13. Измерительная техника.

14. Основы эксплуатации космических аппаратов.

15. Экологическая эпидемиология.

16. Экологическая безопасность сложных технических систем.

17. Экология испытаний летательных аппаратов.

18. Экологическое картографирование.

Экологическое образование является уникальным среди всех экологических специальностей страны, так как напрямую связано с техногенными воздействиями исследования космоса и соответствующим возникновением глобальных экологических проблем.

Контактная информация