Данную презентацию можно использовать при проведении урока алгебры и начала анализа в 11 классе при изучении темы "Уравнения - следствия" по УМК авторов С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин

Просмотр содержимого документа
«Уравнения следствия. Другие преобразования, приводящие к уравнению следствию»

УРАВНЕНИЯ - СЛЕДСТВИЯ


УСТНАЯ РАБОТА

  • Какие уравнения называют уравнениями-следствиями?
  • Что называют переходом к уравнению-следствию
  • Какие преобразования приводят к уравнению-следствию?


УСТНАЯ РАБОТА

  • √ х= 6
  • √ х-2 = 3
  • 3 √х= 4;
  • √ х 2 =9
  • √ х+4=-2
  • √ х+1+√х+2=-2

Решений нет

Решений нет


УСТНАЯ РАБОТА

Решений нет



Преобразования, приводящие к уравнению-следствию

Преобразование

Влияние на корни уравнения

Возведение уравнения в ЧЕТНУЮ степень

f(x)=g(x) (f(x)) n =(g(x)) n

Потенцирование логарифмических уравнений, т.е. замена:

log a f(x)=log a g(x) f(x)= g (x)

Может привести к появлению посторонних корней

Освобождение уравнения от знаменателей:

Может привести к появлению посторонних корней, т.е. тех чисел x i , для которых или

Замена разности f(x)-f(x) нулем, т.е. приведение подобных членов

Может привести к появлению посторонних корней, т.е. тех чисел, для каждого из которых функция f(x) не определена.


Если при решении данного уравнения совершен переход к уравнению-следствию, то необходимо проверить, все ли корни уравнения –следствия являются корнями исходного уравнения.

Проверка полученных корней является обязательной частью решения уравнения.


8.2 2 (а) Решите уравнение :

2) № 8.23(а)


8.24 (а,в) Решите уравнение :


8.25 (а,в) Решите уравнение :


8.28 (а,в) Решите уравнение :


8.29 (а,в) Решите уравнение :


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Выполнить № 8.24 (б,г), стр. 236
  • № 8.25(б,г)
  • 8.28 (б,г)
  • 8.29 (б,г)


Книга приведена с некоторыми сокращениями

Развитие ощущений зависит от требований, которые предъявляют к ощущениям жизнь, практика, деятельность человека. При отсутствии дефектов в строении органов чувств можно добиться развития чрезвычайной тонкости ощущений.
Всестороннее развитие ощущений связано с разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью ребенка: трудовой, изобразительной деятельностью, музыкальными занятиями.
Однако особенно заметное развитие и совершенствование ощущений у ребенка возможно только в том случае, когда он будет заинтересован в таком развитии, сам будет добиваться успехов в этом развитии, когда упражнения его ощущений будут вытекать из потребности развития всей личности, мечты и жизненных запросов. Например, школьник хочет стать музыкантом: он стремится развить свой музыкальный слух не по принуждению, а из-за страстного желания стать хорошим исполнителем, из потребности иметь большой запас тонких музыкальных впечатлений для своих творческих музыкальных работ.
Другой пример: мальчик хорошо и много рисует, его интересует очень сложный и загадочный мир красок окружающей действительности, поэтому он с энтузиазмом изучает цвета, бесконечно разнообразные их оттенки, цветовые переходы и т. д. При нормальных условиях развития острота зрения у младших школьников улучшается под влиянием систематических упражнений в процессе обучения. Но если учащийся сидит неправильно за партой при чтении и письме, низко склоняется над книгой или тетрадью, то острота зрения может значительно ухудшиться. Очень вредна для зрения привычка читать лежа - это обычно сказывается на качестве зрительных ощущений и состоянии органа зрения.
К семи-восьми годам дети уже хорошо различают основные хроматические цвета. Различение детьми цветовых тонов и их оттенков с возрастом значительно совершенствуется, особенно если детей специально обучать цветоразличению. Установлено, что девочки относительно лучше мальчиков различают и называют цвета и их оттенки. Возможно, лучшему цветоразличению девочек способствует то, что они с самого раннего детства играют в куклы, с различными цветными лоскутами и т. п.
Исследования Л. А. Шварц и Е. И. Игнатьева свидетельствуют о больших возможностях развития цветоощущения у детей младшего школьного возраста. Если учитель систематически упражняет детей в цветоразличении, то они добиваются хороших результатов. Эту работу особенно успешно можно проводить на уроках рисования.
В младшем школьном возрасте наблюдается некоторое увеличение остроты слуха по сравнению с дошкольным возрастом, у младших школьников продолжает развиваться тональный слух (исследования Н. В. Тимофеева). Наибольшая острота слуха наблюдается у детей в возрасте 13-14 лет.
Исследования советского психолога А. Н. Леонтьева и его сотрудников показывают, что звуковысотный слух формируется в процессе специального обучения. Известно, что 20% детей младшего школьного возраста обладают недостаточно развитым звуковысотным слухом, не умеют вокализовать заданный звук, но при специальной педагогической работе с такими детьми можно значительно развить и у них этот слух.
У младших школьников под влиянием обучения чтению и совершенствования устной речи значительно улучшается фонематический слух. С помощью этого слуха учащиеся различают фонемы, т. е. те звуки, которые в нашей речи служат для различения значения слов и их грамматических форм.
Слабое развитие фонематического слуха у школьников I класса часто является причиной их неуспеваемости по чтению и письму. С помощью специальных упражнений на различение трудных для ребенка фонем слух может быть значительно улучшен.
Ощущения младших школьников наилучшим образом совершенствуются при включении специальных упражнений в ту или иную деятельность: игровую или учебную, например игра в лото с быстрым нахождением одинаковых оттенков цвета или формы развивает цветоразличение и различение форм. Занятия музыкой развивают тонкость слуха, занятия рисованием - деятельность зрительного анализатора.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Игры на развитие ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения детей младшего школьного возраста


Выполнила студентка:

2 курса,группы П-141

Добровольская Арина Дмитриевна

Содержание

Игры на развитие ощущений………………………….3

Игры на развития восприятия…………………………5

Игры на развитие внимания…………………………...7

Игры на развитие памяти………………………………9

Игры на развитие мышления………………………….11

Игры на развитие воображения……………………….14

Литература……………………………………………...17

Игры на развитие ощущений.

1.« Дорожки »

Ход игры: перед ребёнком на стол кладётся картинка с наклеенными на ней дорожками разной длинны и из материала разной фактуры: клеёнка, мелкозернистая наждачная бумага, хлопчатобумажная ткань, кожаная ткань и т.д.

Правила:ребёнок проводит пальчиком по дорожке и рассказывает учителю о своих ощущениях: холодная дорожка или тёплая, длинная или короткая, мягкая или твёрдая на ощупь, приятная или не приятная, какую бы дорожку он выбрал для прогулки с мамой (по какому материалу ему приятней всего проводить пальчиком).

2. « Кот в мешке »

Цель игры: развитие осязательных ощущений.

Ход игры: ребёнку даётся мешочек, в котором что-то лежит, но не видно, что именно. Ребёнок засовывает в мешочек руку и ощупывает предмет.

Правила: задача ребёнка состоит в том, чтобы описать свойства спрятанного предмета (мягкий или твёрдый, тёплый или холодный, пушистый или гладкий и т.д.), не доставая его из мешочка, и по-возможности назвать его. Можно придумать несколько вариантов игры. Дети младшего возраста могут угадывать спрятанных игрушечных животных или просто называть свойства предметов. Детям постарше можно предложить угадывать геометрические фигуры, цифры или буквы, если они их уже знают.

3. « Погремушки »

Цель игры: развитие слуховых ощущений.

Ход игры: в приготовленные коробочки (или непрозрачные баночки) насыпают различные материалы (сахар, гречневую крупу, горох, песок, бусины и т.п.) и дают детям погреметь каждой коробочкой по-отдельности.

Правила: детей помладше можно просто спросить, какой звук (громкий или тихий, приятный или неприятный). Дети постарше могут попробовать угадать, какой величины предметы в коробочке (мелкие или крупные), а также попытаться ассоциировать тот или иной звук с каким-нибудь явлением (шум дождя, падающие камни, грохот машин и т.п.).

4.« Подбери картинку »

Цель игры: развитие осязательных и зрительных ощущений.

Ход игры: перед ребёнком на стол кладётся лист картона с наклеенными на нём материалами разной фактуры (наждачная бумага, мех, фольга, хлопчатобумажная ткань, шёлковая или атласная ткань, бархат и т.п.) и разного цвета. К каждому виду материала по-очереди прикладывается сверху другой лист картона с выбитым на нём изображением предмета. Ребёнок смотрит глазками и трогает пальчиками получившейся предмет.

Правила: ребёнок рассказывает о своих ощущениях: какой материал на ощупь (мягкий или жёсткий, шершавый или гладкий, тёплый или холодный, приятный или нет, и т.п.). Также задача ребёнка – подобрать для каждого вида материала подходящую картинку (для меха – шубку, для бархата – игрушку, для атласа – платье и т.д.).

5. « »

Цель: развивать обоняние и вкусовые ощущения у ребенка.

Для игры понадобятся: различные овощи.

Описание: овощи вымыть и очистить. Участникам или участнику игры завязать глаза и давать по кусочку каждого из овощей. Ребенок должен определить какой это овощ. Игру лучше проводить двумя командами: это придаст ей соревновательный азарт. Выиграет та команда, участники которой дадут больше правильных ответов.

Игры на развитие восприятия.

1.Игра «Измеряем на глазок»

Учитель предлагает учащимся внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет. Затем дети по очереди рисуют на доске этот предмет в полную величину. Учитель оценивает результаты, сравнивая рисунки с самим предметом. Победителем считается тот ученик, чей рисунок наиболее близок к оригиналу.

2.Игра «Развиваем глазомер»

Цель: развитие зрительного восприятия

Участники игры делятся на пары. Учитель предлагает одному из членов каждой пары на глазок отметить на доске рост своего товарища от пола, а также размах его рук. После этого учитель отмечает на доске действительный рост и размах рук школьника. Победителем становится тот, чей замер окажется более точным.

Цель: развитие восприятия звуков

Участники могут сидеть в классе на своих местах. Кто-то из детей становится водящим. Он встает спиной к классу. После этого кто-то из игроков произносит 2-3 слова («сегодня жарко» и т. п.). Водящий должен узнать по голосу, кто это сказал. Для каждого водящего предлагаются 2-3 таких задания. В роли водящего должны побывать все участники игры.

4.Игра «Угадай мелодию»

Цель: развитие восприятия звуков, развитие слуха

Для развития восприятия звуков и слуха можно использовать отрывки с записями мелодий известных эстрадных песен. Отрывки предъявляются в течение 3-5 с. После предъявления мелодии дети пытаются отгадать ее. Каждый игрок, первым угадавший мелодию, получает одно очко. Победителем считается ученик, набравший наибольшее количество очков.

5.Игра «Развиваем чувство времени»

Цель: развитие восприятия

Участники игры располагаются в кругу. Ведущий просит их закрыть глаза и расслабиться. Ведущий говорит следующее: «Когда я скажу «начали», вы начинаете чувствовать время. Когда скажу «достаточно», вы по очереди мне скажете, сколько времени прошло». Обычно засекается 1, 1,5 или 2 мин. Побеждает тот, кто назвал время более точно.

Игры на развитие внимания

1.Игра «Мой любимый фрукт»

Цель: игра позволяет создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

2. Игра «Не собьюсь»

Цель: игра способствует развитию концентрации, распределения внимания

Предлагается следующие задания:

считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

3. Игра «Наблюдательность»

Цель: игра на развивает зрительное внимание. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

4. Упражнение «Муха 1»

Для этой игры требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала."Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.

5. Игра «Селектор»

Цель: игра развивает концентрацию внимания

Для упражнения выбирается один из участников игры - "приемник". Остальная группа - "передатчики" - заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. "Приемник" держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый "передатчик". Если ему сложно услышать тот или иной "передатчик", он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как "приемник" достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится "передатчиком". В ходе игры жезл совершает полный круг.

Игры на развитие памяти

    Упражнение «10 слов».

Цель: развитие памяти, методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Ребенку предлагается 10 слов для запоминания. Например: книга, луна, звон, мед, окно, лед, день, гром, вода, брат. После прочтения ребенок повторяет запомнившиеся слова. Можно повторно зачитать слова после первого повтора. Через час, день можно вновь вернуться к прочитанным словам и вспомнить их.

Цель: развитие памяти

Ребенку для запоминания на 15-20 сек. предлагаются какие-либо символы или геометрические фигуры. Например:

Затем их закрывают, и ребенок рисует то, что запомнил. В конце можно сравнить полученные результаты.

    Упражнение «Запомни пары слов».

Цель: развитие памяти

Подобрать 8-10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Например:

Яблоко-сад

Курица-цыпленок

Пылесос-уборка

Корова-молоко и др.

Взрослый зачитывает ребенку пары слов, затем повторяет первое слово, ребенок за ним-второе. Для тренировки долговременной памяти повторить пары слов через час, через день.

    Упражнение «Запомни и нарисуй».

Цель: развитие памяти

Ребенку для запоминания на 15-20 сек. предлагается лист с написанными

Затем взрослый закрывает буквы, ребенок по памяти рисует их на своем листике. Можно использовать карточки с цифрами.

    Игра «Снежный ком».

Цель: развитие памяти

Первый участник называет слово, второй - повторяет его слово и добавляет свое, Третий повторяет два предыдущих слова и свое…Кто запомнит ряд длиннее? Для игры можно выбрать определенную тематику: «Цветы», «Игрушки», «Овощи»…

Игры на развитие мышления

1. Игра развитие мышления «Сокращение рассказа»

Цель: развитие организованности и повышение четкости, умения отвлекаться от мелочей .

Ход игры: Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.

2. Упражнение на развитие мышления «Дерево, лист, плод»

Цель: Расширение представлений детей о живой природе. Материал:

Коробка с двумя отделениями;

Карточки с изображением и названием различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, кокосовая пальма);

Карточки с изображением листьев этих деревьев;

Мелкие игрушки или естественные плоды этих деревьев.

Ход работы: Ребенок выбирает карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плод.

3. Упражнение на развитие мышления «Собрать фигуру»

Цели: развитие пространственных представлений, пространственного мышления и памяти; освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур); развитие графических навыков.

Материалы: комплекты разрезных геометрических фигур по числу участников.

Необходимое время: 20-25 минут.

Процедура проведения

Каждому участнику выдается комплект разрезных геометрических фигур, необходимых для того, чтобы собрать все эталонные фигуры. После этого ведущий демонстрирует первую фигуру собранной, разрушает ее на глазах учащихся и просит детей собрать такую же из тех деталей, которые у них есть. Последовательно демонстрируются все эталонные фигуры, которые дети должны собрать самостоятельно, без опоры на образец. Важно каждый раз убирать эталонную фигуру после ее демонстрации, не оставляя ее для соотнесения и копирования в то время, когда дети решают мыслительную задачу.

Если участники выполняют это задание с разной скоростью, целесообразно перейти к индивидуальному показу эталонов, что позволит сохранить интерес участников к данному упражнению.

Комментарии к занятию: Занятие будет удачным, если к этому времени ведущий сумеет установить контакт с учащимися, сформировать особый микроклимат на занятиях, отличный от атмосферы обычных уроков. Только в этом случае дети будут свободно фантазировать.

Решение мыслительных задач будет успешным, если психологу удастся на предыдущих занятиях развить мотивацию достижения успеха в деятельности и сформировать установку на достижение положительного результата. При выполнении второго упражнения необходимо оказывать помощь в организации деятельности учащимся которые в этом нуждаются

4. Упражнение на развитие мышления «План местности»

Цель: Развитие навыков совместной деятельности.

Материал: картонное игровое поле набор карточек с нарисованным планом местности игрушечные домики, деревья, мосты, река, озеро.

Проведение: Дети разбиваются на команды и выбирают любую карточку с планом и располагают игрушки в соответствии с этим планом.

5. Игра на развитие мышления «Исключи лишнее»

Цель: развитие мышление

Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее.

Цвет:

апельсин, киви, хурма

цыплёнок, лимон, василёк

огурец, морковь, трава

сахар, пшеница, вата.

Форма:

телевизор, книга, колесо

косынка, арбуз, палатка.

Величина:

бегемот, муравей, слон

дом, карандаш, ложка.

Материал:

банка, кастрюля, стакан

альбом, тетрадь, ручка

Вкус:

конфета, картошка, варенье

торт, селёдка, мороженое

Вес:

вата, гиря, штанга

мясорубка, перышко, гантели

Игры на развитие воображения

1. Игра «Два волшебника»

Цель: развитие воображения, также нравственных оценок детей

Одному ребенку предлагается стать «добрым волшебником», а другому «злым». Как вариант, один ребенок может выполнять каждую роль последовательно. Вначале им предлагается изобразить мимику доброго и злого волшебников. Затем перечислить, какие добрые и злые волшебства делает тот и другой. Затем придумать, каким образом добрый волшебник расколдует плохие дела злого.

Дети могут вместе или индивидуально нарисовать доброго и злого волшебников. У одного доброе лицо, а другого злое, а потом раскрасить волшебников так, чтобы сразу было видно, кто добрый, а кто злой. Нарисовать волшебные предметы - волшебную палочку, волшебный эликсир, волшебную шапку и т.п. Главное, чтобы сразу было видно, который добрый волшебник, а который злой.

2. Игра «Конфетный город»

Цель: развитие воображения

Это сюжетная игра для группы или одного ребенка.

Ведущий. Ты любишь конфеты?

А еще что ты любишь? Наверно, игрушки и кататься на каруселях, да?

Сейчас мы попробуем составить как можно больше предложений из твоих любимых слов: КОНФЕТА, ИГРУШКА, КАРУСЕЛЬ.

- Конфеты и сладости любят все дети. Один добрый волшебник решил доставить детям радость и с помощью волшебной палочки превратил один город в Город Сладостей. В этом городе все стало сладким. Дома и тротуары, деревья и машины, карусели и игрушки, скамейки в парке и автомобильные знаки - все стало из карамели, бисквитов, мороженного и шоколада.

- Подумай и расскажи, как живется жителям в таком городе.

- Что происходит, когда в городе наступает жара или идет дождь?

- Ты сам хотел бы жить в таком городе?

За лучший рассказ присуждается звание «главного конфетного мастера». Затем детям предлагается оформить часть игровой комнаты как «Конфетный город». Дети придумывают новые названия конфет, вспоминают как можно больше названий сладостей и записывают их на бумажках (или это делает взрослый ведущий). Из них выбирают названия улиц, площадей, парков «Конфетного города». Все это можно оформить в виде картины-плана «Конфетного города».

3. Игра «Волшебное дерево»

Цель: развитие воображения

Лучше, если для этой игры будет использован большой ветвистый сук, который имитирует дерево, но можно использовать вешалку или искусственную елку. На него вешают самые разные предметы, которые взяли у детей (шарфики, ручки, бантики и т.д.). Детям говорится, что это волшебное дерево и поэтому все, что на него повесили, становится волшебным. Каждый ребенок должен подойти к дереву и снять с него предмет, принадлежащий конкретному игроку. (Например, «волшебный» предмет Пети или Маши или Тани и т.д.) Ребенок должен угадать, какой предмет принадлежит игроку, и придумать, какое «волшебство» может выполнить этот предмет. (Например, заставить владельца танцевать, или громко смеяться, или петь, или скакать на одной ножке и т.п.) Если он угадал владельца предмета правильно, то «волшебство» исполняет хозяин предмета, а если ошибся, то «волшебное действие» выполняет сам.

Для более маленьких детей возможен более простой вариант игры «Волшебное дерево». На нарисованное Дерево прикрепляют изображения различных предметов. Затем ребенку предлагается определить, что реально может находиться на дереве, а что является лишним. Например: «Представь, что существует волшебное деревo, на котором может вырасти все, что вообще растет на деревьях (а может быть, живет среди ветвей). Художник нарисовал такое дерево, но много напутал. Посмотри внимательно и скажи, что правильно и чего нет на этом рисунке».

4. Игра «Превращения»

Цель: развитие воображения

Ведущий берет какой-нибудь предмет (стакан, мячик, ручку и т. д.). Затем с помощью пантомимы манипулирует с предметом, «превращая» его во что-то. Например, стакан становится вазой, подзорной трубой или подсвечником, мячик - яблоком, колобком, воздушным шаром, ручка - указкой, шпагой, ложкой и т. п. Дети должны угадать, во что превратился этот предмет. Когда всем становится ясно, во что превратился он, его передают другому участнику игры и просят «превратить» во что-нибудь другое.

Для большего интереса игры будет лучше, если дети заранее приготовят каждый свой предмет и придумают, во что они его «превратят». Затем они показывают предмет с соответствующими манипуляциями. Чем больше участников правильно угадают, во что превратился предмет, тем лучше результат игры. Важно, чтобы каждый ребенок участвовал в игре.

5. Игра «изобретатель»

Цель: развитие воображения, также активизирует мышление

Ребенку предлагается несколько задач, результатом которых должно явиться изобретение. На работу дается 15 минут. За это время ребенок должен сформулировать свое изобретение по каждой задаче.

Литература:

1.Батынская Л.Н. Контрольная работа по психологии,ощущения,2009 г.

2.Н.В.Валиева,Н.Б.Пыркова,картотека дидактических игр,2013 г.

3.Ю.К. Громова, упражнения на развитие внимания детей

4. . И.В. Дубровина, пособие для учителей, младший школьник: развитие познавательных способностей, просвещение

5.А.Р.Лурия, заучивание 10 слов

6.И.В. Лунева, развитие воображения

7.А.М.Никонова, картотека по развитию зрительной памяти,2012г.

8..К.Эхова,игры и упражнения по развитию познавательных процессов

Введение

Когда мы говорим младший школьник, то в это понятие включаем ребенка в возрасте 6-10 лет. От 6 до 10 лет на протяжении того времени, которое занимает обучение в начальных классах, у ребенка складывается новая для него деятельность - учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на все его поведение. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Поэтому рассматриваемая тема весьма актуальна. Цель исследования - изучение особенностей когнитивного развития у детей младшего школьного возраста, выделение рекомендаций для педагога и родителей.

Объект исследования - младшие школьники, дети от 6 до 11 лет.

Предмет исследования - психологические особенности младших школьников. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1). Осуществить теоретический обзор и проанализировать литературу по проблеме исследования;

2). Раскрыть сущность когнитивных процессов в младшем школьном возрасте;

В соответствии с целью и задачами были применены приемы, являющиеся компонентами разных методов: описательного (сбор материала, обработка, интерпретация и обобщение).

Гипотеза исследования: При правильном использовании знаний, касающихся особенностей психического развития младших школьников, можно строить учебный процесс таким образом, чтобы активизировать познавательный интерес учащихся, и успешно развивать память, мышление и другие психические функции детей.

Особенности когнитивного развития у детей младшего школьного возраста

Особенности развития ощущений младших школьников

Ко времени обучения детей в школе анализаторы вполне сформировались, однако их развитие продолжается и в школьном возрасте. Следует отметить, что анализаторы развиваются неравномерно. В младшем школьном возрасте в несколько замедленном темпе увеличивается острота зрения. Вместе с тем у младших школьников быстро развивается способность к различению зрительных и слуховых раздражителей. В младшем школьном возрасте заметно совершенствуется и умение быстро перестраивать зрительный аппарат для рассматривания близких предметов (тетрадь, книга, раздаточный, наглядный материал) и более отдаленных предметов (классная доска, карта на стене, приборы на столе учителя).

Дети приходят в школу со знанием основных цветов. За время пребывания в начальных классах они учатся не только различать оттенки цветовых тонов, но и называть их (например, светло-синий, темно-зеленый, бледно-розовый).

У девочек цветоощущение развито несколько сильнее, чем у мальчиков. Это отчасти можно объяснить тем, что при играх девочки больше интересуются окраской вещей, чем мальчики.

Что касается остроты слуха, то она у младших школьников несколько возрастает по сравнению с детьми дошкольного возраста. Речевой слух особенно развивается в первые годы обучения в школе, чему способствует обучение чтению и письму. В свою очередь, обучение происходит успешнее при достаточно развитом фонематическом слухе. Дети производят анализ слова на слоги, слоги расчленяют на звуки, затем обучаются обратному процессу -- синтезу, объединению звуков в слоги, а из слогов составляют слова. Исследования Плагиной показали, что те учащиеся, которые мало упражнялись в этой аналитико-синтетической деятельности на словесном материале, медленнее обучаются чтению и больше допускают ошибок при письме. Для правильного письма большое значение имеет также проговаривание по слогам вслух или про себя тех слов, которые пишутся.

Возможности тренировки ощущений. Развитие ощущений зависит от требований, которые предъявляют жизнь, практика, деятельность человека. При отсутствии дефектов в строении анализаторов упражнением, тренировкой можно добиться развития чрезвычайной тонкости ощущений. Некоторые работники текстильной промышленности могут различать до 40 и даже 60 оттенков черного цвета, тогда как школьники способны различить лишь 2-3 оттенка. Опытный летчик или шофер по звуку мотора точно определяет его дефекты, для нас же мотор звучит всегда одинаково.
Дефект работы одного анализатора обычно компенсируется усиленной работой и совершенствованием других анализаторов. Ярко выражается «взаимопомощь» анализаторов при потере одного из них. Оставшиеся неповрежденными анализаторы своей более четкой работой как бы возмещают (компенсируют) деятельность «выбывшего» анализатора. Выше уже приводились примеры развития слуховых, обонятельных, осязательных ощущений - у слепых.
Очень интенсивная компенсаторная деятельность наблюдается у слепоглухих. При отсутствии зрения и слуха у них настолько развивается и обостряется деятельность оставшихся анализаторов, что эти люди научаются довольно хорошо ориентироваться вокружающей обстановке. Слепоглухая О. И. Скороходова за счет хорошо развитого осязания, обоняния и вибрационной чувствительности сумела добиться больших успехов в познании окружающего мира, в умственном и эстетическом развитии. Скороходова стала научным работником, кандидатом наук, опубликовала несколько ценнейших работ, посвященных анализу восприятия слепоглухими людьми окружающего мира. Она хорошо знает литературу, сама пишет стихи, уровень ее общей культуры весьма высок.
В г. Загорске, около Москвы, существует единственная в мире школа-интернат для слепоглухонемых детей. Они учатся, занимаются спортом - легкой атлетикой, лыжами. Многие выпускники этой школы работают на специализированных производственных предприятиях. Четверо из них окончили в 1977 г. психологический факультет Московского государственного университета, отлично защитили дипломные работы и ныне работают научными сотрудниками Института общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР.
Развитие ощущений у детей. Как известно, психика развивается в деятельности. Всестороннее развитие ощущений ребенка связано с его разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью: трудовой, художественно-изобразительной деятельностью, музыкальными занятиями.
Подлинное развитие и совершенствование ощущений у ребенка возможно только в том случае, когда он сам будет заинтересован в таком развитии, сам будет добиваться успехов, когда упражнения, тренировка его ощущений будут вытекать из потребностей его личности, его жизненных запросов. Если школьник любит музыку, хочет стать музыкантом, то он стремится развить свой музыкальный слух не по принуждению, а из-за желания стать хорошим исполнителем, композитором, из потребности иметь большой запас тонких музыкальных впечатлений. Или другой пример: мальчик хорошо и много рисует, его интересует сложный и чарующий мир красок, поэтому он с энтузиазмом изучает цвета, бесконечно разнообразные их оттенки, цветовые отношения и т. д.
Что касается зрения, то при нормальных условиях развития острота зрения у младших школьников и подростков улучшается под влиянием систематических упражнений в процессе обучения. Но если учащийся при чтении и письме неправильно сидит, низко склоняется над книгой или тетрадью, если слаба освещенность, то острота зрения может значительно ухудшиться. Очень вредна для зрения привычка читать лежа - это обычно отрицательно сказывается на состоянии органа зрения.
Исследования психологов свидетельствуют о больших возможностях развития цветоощущения у детей младшего и среднего школьного возраста. Если учитель систематически упражняет детей в цветоразличении, то они добиваются хороших результатов.
В младшем и среднем школьном возрасте наблюдается некоторое увеличение остроты слуха по сравнению с дошкольным возрастом. Наибольшая острота слуха наблюдается у детей 13- 14 лет. Под влиянием обучения чтению, совершенствования устной речи, изучения иностранного языка у школьников значительно улучшается фонематический слух. С его помощью учащиеся довольно хорошо выделяют фонемы, т. е. звуки, которые в нашей речи служат для различения значения слов и их грамматических форм. Слабое развитие фонематического слуха у школьников I класса - частая причина их неуспеваемости по чтению и письму. С помощью специальных упражнений на различение трудных для ребенка фонем фонематический слух может быть значительно улучшен.

Вопросы для повторения
1. Каково значение ощущений в жизни человека?
2. Какие виды ощущений вы знаете?
3. Расскажите о строении и работе анализаторов.
4. Что такое чувствительность и пороги ощущений?
5. Что такое адаптация?
6. Расскажите о путях развития ощущений у школьников.

Практические задания
1. Вместе со школьным врачом определите зрительную чувствительность (остроту зрения) у учеников класса по специальным различительным таблицам. Изобразите полученные данные в виде диаграммы или графика.
2. Проверьте нормальность цветоощущений, у учащихся этого же класса с помощью специальных таблиц проф. Рабкина, которые можно получить в медкабинете.
3. Определите развитие двигательных ощущений у тех же школьников. Для этого попросите учащихся при отсутствии зрительного контроля (с закрытыми или завязанными глазами) выполнить несколько команд типа: «Правую руку сжать в кулак и протянуть вперед, левой взять себя за правое ухо» и т. д.
4. Определите у школьников, абсолютный порог слуховых ощущений. Опыт проводите индивидуально с каждым учеником в помещении, где исключены помехи и где до минимума сведены посторонние звуковые раздражители. В распоряжении экспериментатора должны быть часы с довольно громким звуком (лучше всего - обыкновенный будильник). Испытуемый сидит на стуле, не двигая головой и закрыв глаза (чтобы исключить зрительный контроль), и дает показания: «слышу», «не слышу». Путем перемещения будильника (помещая его ближе к испытуемому или дальше от него) экспериментатор выясняет, на каком расстоянии (расстояние размечается предварительно) у испытуемого впервые возникает слуховое ощущение (когда он начинает слышать звук часов). Для большей точности снимают два показателя - сначала будильник отодвигают на такое расстояние, чтобы его заведомо нельзя было слышать, и постепенно придвигают к испытуемому, пока не последует сигнал «слышу». Затем будильник придвигают на очень близкое расстояние (когда слышен ясный, отчетливый звук) и постепенно отодвигают от испытуемого, пока не последует сигнал «не слышу». Определяют среднее расстояние, которое и будет условным показателем такой величины звукового раздражителя, при котором возникает едва заметное ощущение.

Опыт
Возьмите три сосуда: один с горячей, другой с теплой, а третий с холодной водой, опустите на некоторое время левую руку в горячую, а правую - в холодную воду. Затем выньте обе руки и» сосудов и опустите их одновременно а сосуд с теплой водой. Опишите ваши ощущения и дайте им объяснение.