Арт-терапия для детей с овз

Урываева Нина Валерьевна ,

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

В настоящее время арт-терапия охватывает все сферы искусства и творчества. Рисование пользуется огромным успехом у детей всех возрастов. С помощью рисования можно выразить свои эмоции, избавиться от страхов, а также освоить новые знания.

Терапевтическое действие этого молодого направления позволяет решать конфликты и проблемы, успокаивает, приводит мысли и чувства к гармонии. Как правило, арт-терапия назначается для детей с различными психологическими патологиями: задержка умственного развития, нарушение речи и т. д. Арт-терапевтические упражнения и занятия помогают выразить свои чувства и взгляды, побороть агрессию и негатив, повысить самооценку.

Виды арт-терапии:

· Анимационная терапия

· Артсинтезтерапия

· Библиотерапия

· Видеотерапия

· Драматерапия

· Игротерапия

· Изотерапия

· Маскотерапия

· Музыкотерапия

· Оригами

· Песочная терапия

· Работа с глиной

· Сказкотерапия

Библиотерапия используется для детей школьного возраста. Лечение книгой рекомендуется детям с проблемами личного и эмоционального плана, неврозов, для отвлечения от негативных мыслей и проблем. Для ребенка подбирают специальную литературу, которая помогает справиться с психическими расстройствами.Методика самопознания: «Автопортрет в натуральную величину»

Для выполнения данного упражнения понадобится очень большой лист бумаги и партнер. Ложимся на лист, чтобы партнер обвел контуры тела. А теперь приступаем к созданию «образа самого себя»: раскрашиваем и дорисовываем все, что сочтем нужным, чтобы показать, что творится во внутреннем мире, как себя чувствуют разные части тела, какого они цвета и т.п.

Арттерапевтическая техника «Коллаж»

Коллажирование является одним из самых эффективных методов работы с личностью, который к тому же не вызывает напряжения, которое может быть связано с отсутствием у человека художественных способностей. Коллаж помогает определить психологическое состояние человека в данный момент времени, выявить его переживания и актуальные аспекты самосознания, раскрыть потенциальные возможности.

Материалом для создания коллажа могут служить не только иллюстрации из журналов, но также природные материалы, личные фотографии и авторские рисунки. Темы выбираются в зависимости от потребностей конкретно взятой группы: «я», «семья», «тело», «мужчина и женщина», «прошлое-настоящее-будущее» и т.д.

Проективные игры - это перенос вовне переживаний, умений, возможностей ребенка.

На занятиях используются элементы сказкотерапии, арттерапии - это позволяет снизить тревожность, что особенно важно для детей, попавших в сложную социальную ситуацию

Работа с тактильными ощущениями имеет колоссальное значение для развития психики ребенка. Такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние, развивает мелкую моторику, кинестетическую чувствительность, ребенок учится прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения. Это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии, самоанализа, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком.

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.

Основная цель коррекции - снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя. Для реализации поставленной цели используются различные игры и упражнения с кинетическим песком: «Песочный дождик», «Следы на дорожке», «Волшебный холмик», «Воротца и заборчики», «Найди и назови», превращает коррекционно-развивающее занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети эмоционально раскрепощаясь, активно и свободно выражают свои эмоции и настроение в постройках из песка.

Вот пример простого упражнения для знакомства с песочницей: психолог вместе с ребенком по очереди делают отпечатки кистей рук и описывают свои ощущения от прикосновения песка. Сначала у ребенка не хватает словарного запаса, чтобы описать свои ощущения, тогда взрослый приходит ему на помощь и вместе они делают еще несколько упражнений:

Скольжение ладонями по поверхности песка: зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, хвостик, веревочка и т.д.),

Те же движения выполняются ребром ладони,

Пройтись по поверхности песка каждым пальцем по очереди и одновременно, проговорить, чем отличается ощущение от мокрого песка и от сухого,

Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, ребенок научится передавать свои ощущения словами.

Таким образом, появляется возможность готовить ребенка к обучению, опираясь на слуховое, зрительное и тактильно - кинестетическое восприятие.

Песочная терапия полезна, если у ребенка:

    плохой сон, ночные кошмары;

    плохо развита мелкая моторика;

    истерики, непослушание, капризы;

    логоневроз (заикание), задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;

    застенчивость, неуверенность в себе;

    агрессия, тревожность;

    нет взаимопонимания с родителями;

    расстройства невротического характера;

    недержание мочи или кала (энурез, энкопрез);

    психосоматические заболевания;

    страх перед школой, садиком;

    частая плаксивость (без повода);

    ребенок пережил сильный стресс.

Результаты индивидуальны и зависят от целей, поставленных в начале коррекционного курса:

    Улучшится общее эмоциональное состояние ребенка;

    Уйдут страхи, негативные эмоции, переживания;

    Развитие воображения, творческого потенциала;

    Развитие мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики;

    Развитие самооценки и уверенности в себе;

    Адаптация в новой среде (детский сад, школа);

    Улучшение взаимоотношений с родителями и сверстниками;

    Формирование положительных черт характера.

Игры и упражнения с песком.

Данная игра поможет обучить ребенка порядковому счету.

Вам понадобится кинетический песок и небольшая игрушка, например от киндер-сюрприза.

Делаем из песка несколько кучек, в одной из них прячем игрушку. Ребенку нужно найти ее по подсказке взрослого: «Ищи в третьей кучке справа» или «В пятой слева». После можно предложить малышу самому спрятать игрушку и подсказать вам, как ее найти.

Постепенно увеличиваем количество кучек.

«Карта сокровищ»

Эта игра поможет ребенку освоить такое непростое дело, как рисование карт-схем, также она способствует развитию пространственного мышления и воображения. Для игры понадобится песочница с кинетическим космическим песком, набор маленьких игрушек, бумага, фломастер, карандаш или ручка. Сначала психолог совместно с ребенком рисует карту-схему, где условно обозначены дома, деревья, реки, дороги и тому подобное. Далее ребенок самостоятельно строит песочную композицию, используя нарисованную карту. Когда все будет построено, малыш отворачивается, а взрослый прячет игрушки в различных местах песочной композиции и на карте отмечает крестиками места с «сокровищами». В завершении игры ребенок ищет предметы в кинетическом песке, используя карту. Возможен вариант игры, где ребенок рисует карту и прячет «сокровища», а взрослых их ищет.

«Отгадай загадку»

В эту игру можно играть даже с малышами. Несмотря на простоту, данная игра помогает в развитии мелкой моторики и мышления. Для игры вам понадобится песочница с живым или кинетическим песком и маленькие игрушечки.

Правила очень просты – малыш отворачивается, а вы прячете в песке игрушку-ответ к загадке. Далее ребенок поворачивается, вы загадываете загадку, а он должен отгадать ее и проверить правильность ответа, найдя отгадку в песке.

«Веселая ферма»

Данная игра поможет ребенку в развитии умения классифицировать, внимания, памяти.

Для игры вам понадобится песочница с кинетическим космическим песком и маленькие игрушечки.

Начинаем игру с того, что просим построить в песочнице веселую ферму и поселить на ней только домашних животных. Ребенок должен сам построить песочную композицию и выбрать из предложенных игрушечек только нужные. Далее просим ребенка запомнить всех животных, которых он поселил на ферме. После этого он отворачивается, а вы убираете одну из игрушечек. Когда малыш повернется, он должен найти и назвать, кого не хватает. По аналогии можно сделать из песка сказочный лес, волшебный сад, цветочное поле и другое.

Игра «Необыкновенные следы»

Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель, имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.

Игра «Найди отличие».

Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.

Упражнение"Песочный дождик"

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.

Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Упражнение "Змейки"

Цель: снять эмоциональное напряжение

Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Змейки на песке играли

Письма не прочесть никак!

И хвостом слова писали,

Как узнать ей о змеятах?

За узором шли петельки

Что случилось? Где? И как?

Это письма Маме-змейке.

Ты теперь у нас волшебник!

Но пронесся ветерок

Напиши скорей слова,

И засыпал все в песок.

Помоги ты маме-змейке

И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства

Игра "Строители"

Очень часто в процессе игры дети создают из песка различные песчаные скульптуры и постройки (дополнительно можно использовать специальные формочки), теперь при использовании данного песка песочные замки будут цветными, рыбки и морские обитатели пестрыми, как в настоящем море, а на весеннем лугу будут пархать разноцветные бабочки.

Игра "Волшебные превращения"

Не менее интересно соединять несколько видов цветного песка и при этом получать удивительные сочетания, которые в виде необычных образов активно включаются в игру.

Игра "Цветные острова" (групповая)

Детям предлагается взять песок любого цвета и на поверхности стола создать с его помощью - острова, при этом дополнительно можно использовать миниатюрные фигурки. Затем дети отправляются путешествовать по островам друг друга, рассказывая о них.

Буквы

Учим буквы? И вам поможет кинетический песок. Из него легко и просто моделировать, поэтому обязательно потренируйтесь. Весьма увлекательно вылепливать букву и тренировать варианты их произношения.

Разговор с руками”

Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

Инструкция: подберите картинки для заданной темы и оформите их в целостную композицию. С элементами разрешается делать абсолютно все, что вздумается, работу можно дополнять комментариями и надписями, дорисовывать элементы, закрашивать и декорировать пустоты.

Это небольшая часть эффективных методик и арттерапевтических упражнений для самодиагностики и самоисцеления, которые приоткрывают дверцу в увлекательный мир арт-терапии, в котором вас ждет масса удивительных открытий.

Упражнения арт-терапии с чернильными пятнами

Берем чернила, тушь, жидко разведенную гуашь и всем этим капаем посредине листа ватмана. Складываем бумагу пополам и сложенные части прижимаем друг к другу, аккуратно их разглаживая. Развернув лист бумаги, перед нашим взором предстанет симпатичный и симметричный абстрактный рисунок. Используя разные цвета, таких пятен необходимо сделать целую серию. Когда все будет готово, попытайтесь описать свои творения, дав каждому рисунку название и небольшую характеристику.

Заключение

Для ребёнка творчество – это и есть его жизнь, это его реальность. Это и его «язык», с помощью которого он пытается рассказать о себе, своих чувствах, радостях и переживаниях. Он абсолютно спонтанен в своём творчестве. В отличие от взрослых, которые и в творчестве пытаются усмотреть что-то рациональное, и критически относятся к тому, что сделали – ребёнок живёт именно чувствами. Для него не столько важно как что-то нарисовано или вылеплено из пластилина – сколько, что именно. Поэтому для него столь естественным становится самовыражение именно в творческой деятельности.

Сам термин «арт-терапия» (буквально - терапия искусством) был введён А. Хиллом в 1938 году, и является средством свободного самовыражения.
В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы может помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Ведь, перенося свои трудности из реальной жизни в выдуманные сказки или на лист бумаги в виде рисунка – можно совершенно по-другому посмотреть на себя и ситуацию, найти выход. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира.

Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:

Формированию представлений о себе,
- изучению и выражению своих чувств и эмоций;
- формированию позитивного самовосприятия;
- развитию коммуникативных навыков;
- снятию психоэмоционального напряжения;
- развитию способностей к различным видам творческой деятельности.

Арт-терапия-это инструмент, позволяющий развить фантазию и изобразительные способности детей и при этом заглянуть в их внутренний мир, чтобы научиться поддерживать, понимать их психологические переживания.

Занятия подходят для детей, испытывающих трудности в общении, стеснительных, тревожных, нервозных, раздражительных.

Сизова Татьяна Геннадьевна

педагог-психолог


Пояснительная записка

Нарушения познавательной деятельности и личности ребёнка с общим психическим недоразвитием отчётливо обнаруживается в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Однако наряду с недостатками этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития.

В своей работе с такими детьми, я часто использую арт-терапию. Арт-терапия относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Именно поэтому в последнее время данный метод всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими, эмоционально-личностные нарушениями и даёт положительные результаты. Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:

    Формированию представлений о себе,

    Изучению и выражению своих чувств и эмоций;

    Формированию позитивного самовосприятия;

    Развитию коммуникативных навыков;

    Эмоциональному сближению;

    Снятию психоэмоционального напряжения;

    Развитию способностей к различным видам творческой деятельности.

Цель занятия «Прогулка в лес»:

Создание условий для развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей, имеющих нарушения речи, моторики, интеллекта , эмоционально-волевой сферы.

Задачи:

    Учить детей настраиваться друг на друга, действовать согласованно.

    Развивать у детей чувство равновесия, координацию движений, ориентировку в пространстве, силу, ловкость, мелкую моторику.

    Способствовать развитию у детей социальных навыков общения, речи.

    Развивать воображение, внимание, память.

Ход занятия

Разминка.

Приветствие по кругу на невербальном уровне: дети и взрослые под музыку движутся по помещению, по сигналу «руки» – останавливаются и жмут друг другу руки, «носики» – трутся носами, «лобики» – трутся лбами. В завершении «круг» – встают в круг и произносят хором: «Руки вверх я подниму, здравствуйте, всем я вам скажу!»

Основная часть.

Психолог:

Сегодня я вас всех приглашаю совершить путешествие в весенний лес.

Звучит весёлая музыка, дети «идут по тропинке»: прыгают по «кочкам» (это могут быть мягкие поролоновые губки, прикреплённые к основе), шагают по «мостику» (это может быть узкая, длинная дощечка), перешагивают через препятствия.

Психолог:

Вот мы и в лесу. А в лесу хорошо – весна наступила, воздух свежий. Давайте подышим этим замечательным воздухом. Глубокий вдох-выдох (3 раза).

Психолог:

Солнышко пригревает, радуется нам – давайте улыбнемся солнышку (дети вытягивают руки вверх, улыбаются). А теперь улыбнемся друг другу.

В лесу растут разные деревья. Ветерок любит играть с деревьями.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише-тише-тише,
Деревцо все ниже-ниже.

Ребята, послушайте – птички поют. (Аудиозапись пения птиц в лесу).

Давайте превратимся в птичек. Птички, где живут? (в гнездышках). А гнезда, где находятся? (на деревьях).

Дети бегают, изображая птичек.

Психолог:

А сейчас я вам предлагаю наполнить весенний лес птицами, которые мы сделаем с вами сами. Только перед этим разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика с помощью массажных мячиков.

Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрём. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

Выполнение аппликации «Птица».

Основной материал для аппликации – крашеная шерсть разных цветов: жёлтая для яйца, коричневая для гнезда. К тому же нам потребуется: картон, картинка «птица на гнезде с яйцами» (см. приложение), клей, кисточки для клея, краски, влажные салфетки.

Последовательность выполнения:

Приклеиваем картинку на лист картона, того же размера.

Кончиками пальцев раскрашиваем, путём примакивания, птичку. Вытираем ручки.

Катаем шарик из жёлтой шерсти, формируем яйцо, приклеиваем.

Маленькими кусочками коричневой шерсти выкладываем гнездо.

Птицы готовы, поэтому нам нужно вернуться обратно в весенний лес, но на пути нам буду встречаться препятствия.

Завершение.

Звучит весёлая музыка, дети «идут по тропинке»: прыгают по «кочкам», шагают по «мостику», перешагивают через препятствия.

Звучит успокаивающая музыка, садимся вкруг, закрываем глаза, дышим спокойно.

Фото-материалы с занятия:

Приложение к занятию

Елена Байдина

Получение воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми -инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В работе с детьми с ОВЗ выделяю следующие задачи : укрепить психическое здоровье,; формировать эффективные способы психологической защиты; преобразовывать негативные, травмирующие чувства в позитивные; формировать позитивный образ «Я» ; осуществить накопление чувственных ощущений через практическую деятельность; развивать сохранные функции.

Для решения этих задач использую методы арт – терапии . Значение психокоррекционной работы средствами арт-терапии в работе с детьми отмечали многие психологи : с проблемами в эмоционально – личностном развитии Т. А. Добровольская, О. А. Карабанова, с задержкой психического развития Л. В. Кузнецова, Е. А. Медведева, при ДЦП Г. В. Кузнецова и др. Рисование позволяет ощутить и понять себя, выразить свои мысли и чувства; укрепляет психическое здоровье; восстанавливает эмоциональное равновесие; устраняет нарушения в поведении.

Для проведения коррекционно – развивающих занятий создана соответствующая развивающая предметно – пространственная среда с учётом современных требований (магнитофон, диски с записью нейтральной музыки, наличие оборудованного кабинета психолога; ТСО, наличие разнообразного художественного материала для деятельности различными видами изобразительного творчества, пальчиковый бассейн с набором фигурок).Основная форма работы : индивидуальная и подгрупповая в малых подгруппах.


Публикации по теме:

Использование методов ТРИЗ - РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи Основная функция педагогики – воспроизводство культуры общества и передача существующей культуры подрастающему поколению. В связи с тем,.

Использование элементов песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с Нода Гришина Елена Витальевна Учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – детский сад №15» г. Чернушка Пермского края Федеральный закон «Об образовании в.

Арт-терапевтические технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Современные тенденции, происходящие в обществе, новые подходы к реабилитации детей с ОВЗ, влекут за собой изменения и в специальной педагогике.

Использование арт-терапии в работе с детьми с ЗПР Модернизация дошкольного образования подразумевает обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога.

Использование гарденотерапии в работе с детьми с ОВЗ С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится всё больше. Результаты исследований и практика свидетельствует.

Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая.

Использование методов арт-терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ Использование Методов Арт – Терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ Аннотация. В статье рассматриваются особенности адаптационного.

Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения.

Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Арт терапевтические методики дают возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищённость и снижая сопротивление изменениям. Через работу с символическим материалом в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арт-терапия ресурсна, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Арт терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

Цель арт-терапии - лечение и коррекция искусством, изучение и овладение методиками для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса. Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с ограниченными возможностями является работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы. Практическая работа с ребёнком на занятиях предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных по направленности и содержанию методов развития и воспитания. Существует множество различных методик, помогающих диагностировать эмоциональное состояние ребёнка и уровень его психического развития, а также вылечить с помощью волшебной силы искусства некоторые заболевания. Важнейшей техникой арт терапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. Лечение искусством относятся к самым естественным формам коррекции психологических и эмоциональных состояний. Во время выполнения упражнений по арт-терапии мы получаем важное послание от собственного подсознания, оно контактирует с нашим сознанием, и этот диалог позволяет нам увидеть то многое и важное, что скрыто внутри нас.

Арт-терапия уникальна тем, что она лечит уже по факту творения, по факту того, что вы что-то создаёте и делаете. Арт-терапия - самостоятельное избавление от стресса. Методы арт-терапии: изотерапия, музыкотерапия, психогимнастика, сказкотерапия, песочная терапия и др. Арт-терапия апеллирует к символической функции изобразительного искусства, поскольку она является одним из факторов психотерапевтического процесса, помогая пациенту осмыслить и интегрировать материал бессознательного, а арт-терапевту - судить о динамике этого процесса и происходящих в психике пациента изменениях.

Существует две формы арт-терапии:

    пассивная; активная.

При пассивной форме ребёнок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. При активной форме арт-терапии ребёнок сам создаёт продукты творчества: рисунки, скульптуры и т. д. Занятия по арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными. При структурированных занятиях тема задаётся педагогом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т. д. При неструктурированных занятиях ребёнок самостоятельно может выбрать тему, материал, инструменты и т. д. Одним из направлений арт-терапии является сценическое искусство. Участие ребёнка в театральной постановке помогает ему погрузиться в мир собственных переживаний, учит его выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Ребёнок, примеряя на себя различные образы, обретает индивидуальность и учится понимать переживания других людей, а арт-терапевт во время сеансов мягко проводит психологическую коррекцию поведения ребёнка.

Арт-терапия позволяет получить следующие позитивные результаты:

    Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями. Даёт возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит. Создаёт благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счёт того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребёнком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создаёт предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком с ОВ.

Все дети любят играть с песком, а специалист, наблюдая за ними, может анализировать состояние ребёнка и даже лечить такие заболевания, как задержка психического развития и лёгкие формы аутизма. Также песочная терапия помогает детям, пережившим какие-либо стрессы: болезнь близких, переезд на новое место жительство, переход в другой детский коллектив и так далее. При работе с песком и водой ребёнок проявляет свой внутренний мир и даже может корректировать определённые стороны своей личности. Такая работа также отлично развивает мелкую моторику и учит ребёнка концентрироваться. Остановимся более подробно на методе песочной терапии. В работе используется деревянный ящик, окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Ящик должен быть водонепроницаемым потому, что в процессе игр песок приходиться мочить. Габариты ящика для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см. Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребёнка, он способен охватить его целиком. Голубой или синий цвет - это символы неба и воды, кроме того эти цвета действуют успокаивающе на психику ребёнка. Ящик может быть и из других материалов, но предпочтение следует отдать именно дереву.

На 2/3 объёма ящик засыпается песком. Песок должен быть чистым, просеянным, можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь. Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек. Размер игрушек не должен превышать 8 см.

Игрушки для песочной терапии:

    Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами. Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза», можно самим слепить фигурки из пластилина или сделать поделки из солёного теста. Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов. Сказочные персонажи добрые и злые. Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои. Украшения, сувениры. Природные элементы: ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев. Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своём домике.

Возможности песочной терапии

Данный метод позволяет:

    Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне. Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения. Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе. Способствует регрессу ребёнка к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения. Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы.

Психотерапевтическая работа с песком позволяют решать следующие задачи:

    Диагностические. Коррекционные. Терапевтические. Творческого развития.
    Неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает. Ограничен в проявлении своих чувств. Переживает возрастной кризис. Имеет психологическую травму.

Противопоказания к использованию песочной терапии:

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

    Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Эпилепсия или шизофрения. Ребёнок с очень высоким уровнем тревожности. Ребёнок с неврозом навязчивых состояний. Аллергия на пыль и мелкие частицы. Лёгочные заболевания. Кожные заболевания и порезы на руках.

Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребёнка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять. Именно это доверие к тактильно-кинестетическим ощущениям и делает терапевтические игры с песком столь результативными. Поэтому и начинать игротерапию нужно с тактильного знакомства с песком. Есть ряд методик, как грамотно и правильно выстроить эти занятия.

Упражнения для песочной терапии

На ровной поверхности песка взрослый и ребёнок оставляют оттиски своих рук, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребёнка рассказать о своих ощущениях. Маленький ребёнок будет не многословен, нужно задавать ему наводящие вопросы. Какой песок? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребёнка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные. Упражнение развивает мелкую моторику, учит давать характеристику своим ощущениям.

Создать пальцами, костяшками пальцев, рёбрами ладоней, кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи. Можно увидеть цветы, снежинки, ветки или следы животных. Тут необъятный простор для фантазии, нужно только ненавязчиво, исподволь пробудить её в ребёнке. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.

Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведёрко. Важно, чтобы ребёнок осознал идею своей причастности к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию. Являясь регрессивным материалом, песок способен проникать сквозь те защитные механизмы, которые при обычной терапии приходится преодолевать различными, порой долгосрочными, методами. Это ускоряет и облегчает процесс психокоррекции. При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идёт благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а также их взаимодействия. При таком подходе гармонизируется эмоциональное состояние. У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент рисуется определённым пальчиком определённой руки, маленькие фигуры побуждают детей с задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребёнок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система. Давно установлен факт о тесной связи между развитием мелкой моторики и речью. После нескольких песочных занятий дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными.

Особо хочется отметить роль песочной терапии в коррекции когнитивных навыков у детей с ОВЗ. Работа в песочнице с небольшими фигурками даёт много возможностей для развития памяти. Пример: специалист ставит перед ребёнком от 4 до 7 фигур в зависимости от возраста и уровня развития, затем ребёнок закрывает глаза, в это время специалист прячет какую-либо фигуру, ребёнок открывает глаза и называет недостающую фигуру, вынимает её из песка. Упражнение можно усложнять, пряча несколько фигур с целью развития внимания.

Коррекция детской агрессивности методами Арт-терапии

Одним из частых запросов к специалисту, поступающих от родителей сегодня можно назвать агрессивное поведение детей. Чтобы результат работы с агрессивным ребёнком носил устойчивый характер, коррекция должна носить не эпизодический, а системный характер. Выделяют шесть ключевых направлений-блоков, в которых нужно вести работу:

    снижение уровня личностной тревожности; формирование осознанности собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии; развитие позитивной самооценки; обучение ребёнка отреагированию, выражению своего гнева приемлемым, безопасным для себя и окружающих способом, а также отреагированию негативной ситуации в целом; обучение ребёнка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении; обучение ребёнка техникам и способом управления гневом, своими эмоциональными состояниями, развитие контроля эмоций.

Коррекционная работа с агрессивными детьми имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы, т. к. неизбежна отрицательная консолидации в группе, индивидуальная работа является более эффективной. Cпецифика этой категории детей в том, что они находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной, сенсорной фрустрации; высоким уровнем тревоги и страхов; сильными чувствами вины и обиды. Без снятия острого эмоционального состояния, невозможно провести коррекцию поведения. Поэтому первый шаг — гармонизация эмоциональной сферы ребёнка. Реализовать его можно разными способами. Рисование или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения. Этому способствует работа с гуашью, песком, водой, бумагой. Действия с гуашью: мазки и линии различного характера (точечные, длинные, широкие, размашистые, ритмичные и пр.), размазывать краску по поверхности (бумаги, стола, стекла и пр., кисточкой, губкой, пальцами, ладонью), смешивать краску (в баночке, на поверхности, целенаправленно или спонтанно). Действия с водой и песком: пересыпать, выливать в песок воду, вымешивать песочную жижу, полоскать кисти рук в грязной воде, переливать из одной ёмкости в другую, пропускать между пальцами.

Действия с бумагой: сминать, разрывать, сжимать, разбрасывать, метать. Иногда ребёнок спонтанно начинает рисовать пальцами. Получающиеся следы привлекают, и он повторяет эти действия снова. Ещё одна повторяющаяся особенность рисования: начиная работать яркими светлыми красками дети постепенно переходят к более темным. На листе цвета смешиваются, превращаясь в бурое пятно, поглощающее в себе любые краски. Третья особенность заключается в цветовой многослойности, когда накладывают краски слой за слоем. Эти признаки можно считать критериями того, что в работе происходит регрессия на ранние стадии развития. Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции.

Полезным может быть рисование на больших листах бумаги, расширение изобразительного пространства. Колоссальный коррекционный эффект заключает в себе технология рисования на воде. Берём прозрачную чашу с водой, акварельные краски, кисточки и предлагаем сделать первое касание кистью воды, запустить, например, красную кляксу, которая начнёт своё таинственное превращение в облачко... Возможна разная степень активности детей в процессе контакта с водой. Могут получиться экзотические узоры, а может происходить интенсивное хаотическое смешение красок, в котором реализуются деструктивные тенденции. Коррекционный эффект при использовании методов арт-терапии достигается не только за счёт специальных приёмов и техник, описанных выше, но и за счёт содержательной тематики работ.

Детей необходимо научить разумным способам выведения гнева. Среди них: рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку, писать на бумаге все слова, которые хочется высказать в гневе, рисовать чувство гнева. Можно вылепить из глины символическую куклу и смять её резиновым молотком. Сделать из пластилина лицо, которое вызывает агрессию, и поговорить с ним. Предметы, которые могут помочь выразить гнев, — это палки, резиновый нож, игрушечное ружье, надувная кукла, бумага, боксёрская груша и др. Это только некоторые арт-терапевтические и психологические приёмы, которые помогают эффективно преодолевать детскую агрессивность, приводить её в конструктивное русло.

Коррекция детских страхов методами Арт-терапии

Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Отождествляя себя положительным и сильным, уверенным в себе героем, ребёнок борется со злом: защищает близких, побеждает врагов и т. д. Рисование, таким образом, выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Однако это не означает, что активно рисующий ребёнок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для психического развития.

В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов может быть страх сделать что-либо неправильно, когда ребёнок заранее переживает свою неудачу, то есть представляет её, проигрывает в воображении. Чем менее строги родители в воспитании детей, тем более успешно рисование страхов, в то время как излишняя строгость и повсеместные запреты могут снизить его эффект от страха не оправдать ожиданий родителей, нарисовать плохо или не нарисовать вообще. иВ последнем случае необходимо не только изменить отношение взрослых, но и стремиться всячески, поощрять рисование детей, поддерживать и хвалить при этом, даже за сам факт рисования.

Посредством рисования удаётся устранить страхи, порождённые воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребёнка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребёнка. По этическим соображениям нельзя просить ребёнка отобразить страх смерти родителей. Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно их условий полного их устранения. Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками. Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в виде специально сделанных дома масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов. Таким образом, становится понятно, что ребёнок сам должен преодолеть внутренний психологический барьер неуверенности и боязни своих страхов, тогда произойдёт постепенная дезактуализация страха в его сознании и увеличится вера в свои силы, возможности, способности.

Песочная игра - это самый органичный для ребёнка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Ребёнок играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребёнок каждый раз сам себя лечит. Для детей песочная терапия - это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребёнка - это необходимая, естественная и любимая деятельность. Ребёнок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребёнок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и ещё много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребёнку стимул создавать собственный мир.

Фигурки, использованные в песочнице, могут символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включён ребёнок. В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых дети испытывают определённые трудности. В песочных картинах есть ещё один важнейший психотерапевтический ресурс - возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребёнку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, он получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребёнок может перенести в реальность.

Арт-терапия зарекомендовала себя как один из результативных методов в с детьми с ОВЗ. Это метод может быть применён для развития навыков общения и является идеальным инструментов для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребёнка как личности, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей.

Список литературы:

, «Арт-терапия в специальном образовании». Вальдес «Формирование эмоционально-волевой сферы средствами арт-терапии».

Арт-терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Педагог-психолог Ангур Т.А.

МБОУ ДОД ДДТ "Планета"

Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё “Я”, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье.

Я решила, что необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт-терапия. Ознакомившись с методической литературой, материалами Интернета по этой теме я уже на протяжении двух лет использую элементы разновидностей арт-терапии в работе с такими детьми.

Актуальность данной работы заключается в синтезировании наиболее эффективных арт-терапевтических техник в рамках деятельности по развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование средств арт-терапевтических в работе с такими детьми в доступной привлекательной форме.

Цель моего проекта:

Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника с особенностями развития. Использование средств арт-терапии даёт возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности. Как показывает мой опыт работы, использование арт-терапии с детьми с особенностями развития повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребёнка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт-педагогические технологии, даёт больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

Ожидаемый результат:

Практически каждый ребёнок с особенностями развития может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир.

Виды арт-терапии которые я использовала для работы с детьми с особенностями развития: изотерапия; песочная терапия; фототерапия; игротерапия; музыкотерапия; вокалотерапия; сказкотерапия. Далее я предлагаю несколько описаний техник, которые просты в применении и будут интересны нашим детям.

Техника каракулей

Вариант - рисунок по кругу: техника каракулей всегда была ценной методикой психотерапии. Полученные рисунки никого не оставляют равнодушными. Эту технику можно использовать в работе с гиперактивными детьми как инструмент развития ценных социальных качеств (терпения, внимательности и др.), а также для повышения самооценки. Изображение создаётся без красок, с помощью карандашей и мелков. Под каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми либо, наоборот, вычерченными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.

Техника «Волшебный клубок» .

Для работы потребуются клубки ниток разного цвета, лист ватмана или кусок обоев. Помимо того, что данная техника развивает воображение и фантазию, она хороша ещё и тем, что идеально подходит для робких, застенчивых детей, боящихся рисовать и играть. Это своеобразная альтернатива рисованию, где не бывает «хорошей» или «плохой» работы. Технику можно смело использовать для гиперактивных, импульсивных, агрессивных детей. Работать можно как индивидуально, так и в паре. Использование детьми приёмов и техник создания изображений выступает у них как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, а также выступает средством для снижения психоэмоционального напряжения, агрессивности, гиперактивности, тревожности у детей.

Техника «Коллаж».

Задачи: развитие самоинтереса, повышение самооценки, рефлексия различных «Я-схем», развитие креативности.

Ход работы: необходимо вырезать из газет и журналов картинки, лозунги, слова, части текста и из них составить композицию на заданную тему. Если для завершения композиции не хватает материала (его не нашлось в предлагаемых журналах), тогда разрешается дорисовать ее фломастерами и карандашами.

Часто у детей с особенностями развития в коллаже присутствует тема разрушения. Негативного намного больше, чем позитивного, поэтому при обсуждении работ ребята начинают со своих отрицательных черт, не зная, что сказать о положительных.

      1. Двигательные упражнения.

«Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»).Шаги в медленном темпе, представляя вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы.

« Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом.

        1. Музыкальная релаксация.

Данные упражнения направлены на коррекцию психо-эмоциональной сферы ребёнка, на приобретение навыков расслабления. При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребёнка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определённую музыку, вызывая различные эмоции. Например, упражнение для активизации жизненных сил «Энергия» (для гиперактивных детей), муз. М. Равеля «Болеро».

Метод «Рассказывание и сочинение сказки».

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, Педагог и ребёнок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребёнок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребёнком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребёнка, но в то же время действуют в нем.

В работе с детьми с особенностями развития соблюдаются следующие требования занятиям:

    Настроение таких детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приёмов и структуры занятий.

    Структура занятий гибкая, разработанная с учётом возрастных особенностей, степени выраженности дефекта, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии.

    Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.

    Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приёмов и методов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, и др.).

Психологическое воздействие конструируется путём создания дозированных по содержанию, объёму, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций.

Ожидаемые результаты работы.

Психологический аспект: коррекция эмоционально-волевой сферы, дефицитарного развития интеллекта; повышение стрессоустойчивости, самооценки, улучшение саморегуляции поведения; оптимизация психических процессов и функций.

Социальный аспект: гармонизация личностного и интеллектуального потенциала; эмоциональная готовность - восприимчивость к социуму; гармонизация внутри-семейных отношений; снижение уровня конфликтности в социуме.

Педагогический аспект: раскрытие творческого потенциала и творческих возможностей несовершеннолетних; развитие эстетического кругозора.

Литература:

Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб, 2002г;

Выготский Л.С. Психология искусства. - М., Искусство, 2006г.;

Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999г.;

Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001г.;

Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. СПб, 2002г.;

Петрушин В.И. “Музыкальная психотерапия” М. 2000г..