§ 1. Психическое развитие с позиций классическогопсихоанализа 3. Фрейда

Основы психоаналитического подхода к пониманию развития психики в онтогенезе заложены 3. Фрейдом (1856-1939)1. Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом услож-

нения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций. Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принципиальной возможности осознания психических процес-сов) - сознание, предсознание и бессознательное. В центре его научных интересов был бессознательный уровень пси-хики - вместилище инстинктивных потребностей организма, влече-ний, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Именно бессоз-нательное изначально противостоит обществу. Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необхо-димому. Личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных компонента - Оно, Я и Сверх-Я, которые возникают неодновре- менно. Оно (Ид) - примитивное ядро личности; оно имеет врожденный характер, находится в бессознательном и подчиняется принци-пу удовольствия. Ид содержит врожденные импульсивные влече-ния (инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос) и составляет энергетическую основу психического развития.

Я (Эго) - рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни и руководствуется принципом реальности. Задача Эго - объяснить происходящее и построить поведение человека так, чтобы его инстинктивные требования были удовлетво-рены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены. При содействии Эго конфликт между индивидом и социумом в течение жизни должен ослабевать. Сверх-Я (Супер-Эго) как структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни. Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и строго контролирует соблюдение норм, принятых в данном обществе. Тенденции со стороны Ид и Супер-Эго, как правило, имеют конфликтный характер, что порождает тревогу, нервозность, напряженность индивида. В ответ Эго создает и использует ряд защитных механизмов, таких, как вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и др. Однако пока Эго ребенка еще слабо, не все конфликты могут быть разрешены. Переживания становятся длительными, ≪фиксируются≫, образуя определенный тип характера, т.е. фундамент личности закладывается переживаниями раннего детства. Необходимо отметить, однако, что Фрейд " не изучал детскую психику специально, а пришел к формулирова-нию основных положений своей теории развития личности, анализируя невротические нарушения взрослых пациентов. Подходы к пониманию детской сексуальности изложены Фрейдом еще в начале XX в. в ≪Трех очерках по теории сексуальности≫ (1905)1. Он исходил из идеи, что человек рождается с неким количеством сексуальной энергии (либидо), которая в строго определенной последовательности перемещается по разным областям тела (рот, анус, гениталии). Фрейд наметил порядок развертывания психосексуальных стадий по мере созревания организма (биологический фактор развития) и считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Периодизацию возрастного развития 3. Фрейда называют психосексуальной т е о рией личности, поскольку центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как получение удовольствия. Названия стадий личностного развития (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) указывают на основную телесную (эрогенную) зону, с которой связано ощущение удовольствия в этом возрасте.


Стадии - это своего рода ступени на пути развития, и существует опасность ≪застрять≫ на той или иной стадии, и тогда компоненты детской сексуальности могут стать предпосылками невротических

симптомов последующей жизни.

1. Оральная стадия продолжается от рождения до 18 месяцев. Главный источник удовольствия на начальной стадии психосексуального развития соединяется с удовлетворением основной ор -

ганической потребности и включает действия, связанные с кормлением грудью: сосание, кусание и глотание. На оральной стадии складываются установки в отношении других людей - установки зависимости, опоры или независимости, доверия. Мать пробуждает в ребенке сексуальное влечение, учит его любить. Именно оптимальная степень удовлетворения (стимуляции) в оральной зоне (грудного вскармливания, сосания) закладывает основы здоровой самостоятельной взрослой личности.



Крайности материнского отношения в первые шесть месяцев жизни (чрезмерная или, напротив, недостаточная стимуляция) искажают личностное развитие, происходит фиксация оральной пас-

сивности. Это означает, что взрослый человек будет использовать в качестве способов адаптации к окружающему миру демонстрации беспомощности, доверчивости, будет нуждаться в постоянном одобрении своих действий со стороны. Слишком много родительской нежности ускоряет половую зрелость и делает ребенка ≪избалованным≫, зависимым.

Во второй половине первого года жизни, с прорезыванием зубов, когда акцент смещается на действия кусания и жевания, наступает орально-садистическая фаза оральной стадии. Фиксация на

орально - садистической фазе приводит к таким чертам взрослой личности, как любовь к спорам, цинично-потребительское отношение к другим, пессимизм. Область рта, по мнению Фрейда, остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Привязанность либидо к оральной зоне иногда сохраняется и у взрослого и дает о себе знать остаточным оральным поведением - обжорством, курением, грызением ногтей, жеванием резинки и т.п.

2. Анальная стадия развития личности, связанная с возникновением Эго, приходится на возраст от 1 -1,5 до 3 лет. Анальная эротика связана, по Фрейду, с приятными ощущениями от работы кишечника, от выделительных функций, с интересом к собственным фекалиям.

На этой стадии родители начинают приучать ребенка пользоваться туалетом, впервые предъявляя ему требование отказаться от инстинктивного удовольствия. Способ приучения к туалету, практи-

куемый родителями, определяет будущие формы самоконтроля и саморегуляции ребенка.

Правильный воспитательный подход опирается на внимание к состоянию ребенка, на поощрение детей к регулярному опорожнению кишечника. Эмоциональная поддержка опрятности как прояв-

ления самоконтроля имеет, по Фрейду, долговременный позитивный эффект в становлении аккуратности, личностного здоровья и даже гибкости мышленияПри неблагоприятном варианте развития родители ведут себя чрезмерно строго и требовательно, добиваются опрятности как можно раньше, ориентируясь в основном на формальные режимные моменты. В ответ на эти неадекватные требования у детей возникают своего рода протестные тенденции в виде ≪удерживания≫ (запоров) или, напротив, ≪выталкивания≫. Эти фиксированные реакции, распространившись позже на другие виды поведения, приводят к складыванию своеобразного типа личности: анально-удерживающего (упрямого, скупого, методичного) или анально-выталкивающего (беспокойного, импульсивного, склонного к разрушению).

3. Фаллическая стадия (3- лет) -стадия психосексуального развития с участием уже собственно генитальной зоны. На фаллической стадии психосексуального развития ребенок часто рассмат-

ривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отношениями. Именно в этот возрастной период в индивидуальном развитии ка-

ждого человека возрождается некий исторический конфликт -комплекс Эдипа. У мальчика обнаруживается желание ≪обладать≫ матерью и устранить отца. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх предполагаемого жестокого наказания с его стороны, страх кастрации, в трактовке Фрейда. Амбивалентные чувства ребенка (любовь/ненависть к отцу), которые сопровождают Эдипов комплекс, преодолеваются между пятью и семью годами. Мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери. И д е н т и ф и к а ция себя с отцом (подражание интонациям, высказываниям, поступкам, заимствование норм, правил, установок) способствует возникновению Супер-Эго, или совести, последнего компонента структуры личности. У девочек Фрейд подразумевает аналогичный доминирующий комплекс -комплекс Электры. Разрешение комплекса Электры также происходит путем идентификации себя с родителем своего пола -матерью и подавления тяготения к отцу. Девочка, увеличивая сходство с матерью, получает символический ≪доступ≫ к своему отцу.

4. Л а т е н т н а я стадия -сексуальное затишье, от 6- лет до 12 лет, до начала подросткового возраста. Запас энергии направляется на несексуальные цели и занятия -учебу, спорт, познание, дружбу со сверстниками, в основном своего пола. Фрейд особо значение этого перерыва в сексуальном становлении человека как условия для развития высшей человеческой культуры.

5. Генитальная стадия (12 -18 лет) -стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуаль-

ных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне Аутоэротизм исчезает, ему на смену приходит интерес к другому сексуальному объекту, партнеру противоположного пола. В норме в юности происходит поиск места в обществе, выбор

брачного партнера, создание семьи. Одна из самых значительных задач этой стадии -освобождение

Гениталъный характер -это идеальный тип личности с психоаналитической позиции, уровень зрелости личности. Необходимое качество генитального характера -способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелая личность характеризуется Фрейдом гораздо более широко: она многогранна, и ей присущи активность в решении жизненных проблем и способность прикладывать усилия, умение трудиться, умение откладывать удовлетворение, ответственность в социальных и сексуальных отношениях и забота о других людях.

Таким образом, детство интересовало 3. Фрейда как период, который преформирует взрослую личность. Фрейд был убежден, что все самое существенное в развитии личности происходит до пятилетнего возраста, а позже человек уже только ≪функционирует≫, пытается изжить ранние конфликты, поэтому каких-либо особых стадий взрослости он не выделял. При этом само детство отдельного индивида преформировано событиями из истории развития человеческого рода (эта линия представлена возрождением Эдипова комплекса, аналогией оральной стадии в развитии личности и каннибальской стадии в истории человеческого сообщества и т.п.). Самые значимые факторы становления личности в классическом психоанализе -это биологическое созревание и способы общения с родителями. Неудачи приспособления к требованиям среды в раннем детстве, травматические переживания в детские годы и фиксация либидо предопределяют глубокие конфликты и болезни в будущем.

Ценность психоаналитической концепции в том, что это динамическая концепция развития, в ней показана сложная гамма переживаний, единство душевной жизни человека, ее несводимость к отдельным функциям и элементам. Хотя эти представления в большой степени мифологичны, тем не менее они обнаруживают значимость детства, важность и долговременностъ родительского влияния. Общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и срывы адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека. Психоаналитики настаивали на том, что негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности личности и такой взрослый будет испытывать значительные трудности с собственным ребенком, в реализации родительской роли. Важнейшей стороной психоаналитического подхода можно считать идею чуткого внимания к ребенку, стремление разглядеть за внешне обычными егр словами и поступками вопросы, понастоящему беспокоящие или смущающие его. Так, К.Г. Юнг, анализируя ≪конфликты детской души≫, критически замечает: ≪Ведь обычно к детям совсем не прислушиваются, обычно их (в любом возрасте) опекают, точно невменяемых, чуть только дело коснется чего-нибудь существенного, все же остальное сводится к дрессировке, ведущей к автоматоподобному совершенству≫ (выделено нами. -И.Ш.). Такой подход, по мнению Юнга, неприемлем:≪Надо брать детей такими, каковы они в действительности, надо перестать видеть в них только то, что мы хотели бы в них видеть, а воспитывая их, надо сообразоваться не с мертвыми правилами, а с естественным направлением развития. Дальнейшее развитие психоаналитического направления в психологии связано с именами К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксона, Б. Беттельгейма, М. Малер и др.

§ 2. Психоанализ детства. Попытки организовать аналитическую работу с детьми с позиций традиционного психоанализа натолкнулись на реальные трудности: у детей не выражен интерес к исследованию своего прошлого, отсутствует инициатива обращения к психоаналитику, а уровень вербального развития недостаточен для оформления своих переживаний в словах. На первых порах психоаналитики в основном использовали как материал для интерпретации наблюдения и сообщения родителей.

Позже были разработаны методы психоанализа, направленные именно на детей. Последователи Фрейда в области детского психоанализа А. Фрейд и М. Кляйн создали собственные, различающиеся

варианты детской психотерапии.

А. Фрейд (1895-982) придерживалась традиционной для психоанализа позиции о конфликте ребенка с полным противоречий социальным миром. Ее труды ≪Введение в детский психоанализ≫

(1927), ≪Норма и патология в детстве≫ (1966) и др. заложили основы детского психоанализа. Она подчеркивала, что для понимания причин трудностей в поведении психологу необходимо стремиться

проникнуть не только в бессознательные слои психики ребенка, но и получить максимально развернутое знание обо всех трех составляю щих личности (Я, Оно, Сверх-Я), об их отношениях с внешним миром, о механизмах психологической защиты и их роли в развитии личности. А. Фрейд считала, что в психоанализе детей, во-первых, можно и нужно использовать общие со взрослыми аналитические методы на речевом материале: гипноз, свободные ассоциации, толкование сновидений, символов, парапраксий (обмолвок, забывания), анализ сопротивлений и перенос. Во-вторых, она указывала и на своеобразие техники анализа детей. Трудности применения метода свободных ассоциаций, особенно у маленьких детей, частично могут быть преодолены путем анализа сновидений, снов наяву, мечтаний, игр и рисунков, что позволит выявить тенденции бессознательного в открытой и доступной форме. А. Фрейд предложила новые технические методы, помогающие в исследовании Я. Один из них -анализ трансформаций, претерпеваемых аффектами ребенка. По ее мнению, несоответствие ожидаемой (по прошлому опыту) и продемонстрированной (вместо огорчения -веселое настроение, вместо ревности -чрезмерная нежность) эмоциональной реакции ребенка указывает на то, что работают защитные механизмы, и таким образом появляется возможность проникнуть в Я ребенка. Богатый материал о становлении защитных механизмов на конкретных фазах детского развития представляет анализ фобий животных, особенностей школьного и внутрисемейного поведения детей. Так, А. Фрейд придавала важное значение детской игре, полагая, что, увлекшись игрой, ребенок заинтересуется и интерпретациями, предложенными ему аналитиком относительно защитных механизмов и бессознательных эмоций, скрывающихся за ними.

Психоаналитик, по мнению А. Фрейд, для успеха в детской терапии обязательно должен иметь авторитет у ребенка, поскольку детское Супер-Эго относительно слабо и неспособно справиться с

освобожденными в результате психотерапии побуждениями без посторонней помощи. Особое значение имеет характер общения ребенка со взрослым: ≪Чтобы мы ни начинали делать с ребенком,

обучаем ли мы его арифметике или географии, воспитываем ли мы его или подвергаем анализу, мы должны прежде всего установить определенные эмоциональные взаимоотношения между собой и ре-

бенком. Чем труднее работа, которая предстоит нам, тем прочнее должна быть эта связь≫, -подчеркивала А. Фрейд1. При организации исследовательской и коррекционной работы с трудными детьми (агрессивными, тревожными) основные усилия должны быть направлены на формирование привязанности, развитие либидо, а не на прямое преодоление негативных реакций. Влияние взрослых, которое дает ребенку, с одной стороны, надежду на любовь, а с другой стороны, заставляет опасаться наказания, позволяет в течение нескольких лет развить у него собственную способность контролировать внутреннюю инстинктивную жизнь. При этом часть дости-

жений принадлежит силам Я ребенка, а остальная -давлению внешних сил; соотношение влияний определить невозможно. При психоанализе ребенка, подчеркивает А. Фрейд, внешний мир оказывает гораздо более сильное влияние на механизм невроза, чем у взрослого. Детский психоаналитик с необходимостью должен работать над преобразованием среды. Внешний мир, его воспита-

тельные воздействия -могущественный союзник слабого Я ребенка в борьбе против инстинктивных тенденций.

Английский психоаналитик М. Кляйн (1882-960) разработала свой подход к организации психоанализа в раннем возрасте. Основное внимание уделялось спонтанной игровой активности ребенка. М. Кляйн, в отличие от А. Фрейд, настаивала на возможности прямого доступа к содержанию детского бессознательного. Она считала, что действие более свойственно ребенку, чем речь, и свободная игра выступает эквивалентом потока ассоциаций взрослого; этапы игры -это аналоги ассоциативной продукции взрослого.

Психоанализ с детьми, по Кляйн, строился преимущественно на спонтанной детской игре, проявиться которой помогали специально созданные условия1. Терапевт предоставляет ребенку массу мелких игрушек, ≪целый мир в миниатюре≫ и дает ему возможность свободно действовать в течение часа. Наиболее подходящими для психоаналитической игровой техники являются простые немеханические игрушки: деревянные мужские и женские фигурки разных размеров, животные, дома, изгороди, деревья, различные транспортные средства, кубики, мячи и наборы шариков, пластилин, бумага, ножницы, неострый нож, карандаши, мелки, краски, клей и веревка. Разнообразие, количество, миниатюрные размеры игрушек позволяют ребенку широко выражать свои фантазии и использовать имеющийся опыт конфликтных ситуаций. Простота игрушек и человеческих фигурок обеспечивает их легкое включение в сюжетные ходы, вымышленные или подсказанные реальным опытом ребенка. Игровая комната также должна быть оборудована весьма просто, но предоставлять максимальную свободу действий. В ней для игровой терапии необходимы стол, несколько стульев, маленький диван, несколько подушек, моющийся пол, проточная вода и комод с выдвижными ящиками. Игровые материалы каждого ребенка хранятся отдельно, заперты в конкретном ящике. Такое условие призвано убедить ребенка в том, что его игрушки и игра с ними будут известны только ему самому и психоаналитику. Наблюдение за различными реакциями ребенка, за ≪потоком детской игры≫ (и особенно за проявлениями агрессивности или сострадания) становится основным методом изучения структуры переживаний ребенка. Ненарушаемый ход игры соответствует свободному потоку ассоциаций; прерывания и торможения в играх приравниваются к перерывам в свободных ассоциациях. Перерыв в игре рассматривается как защитное действие со стороны Я, сопоставимое с сопротивлением в свободных ассоциациях. В игре могут проявиться разнообразные эмоциональные состояния: чувство фрустрации и отверженности, ревность к членам семьи и сопутствующая агрессивность, чувство любви или ненависти к новорожденному, удовольствие играть с приятелем, противостояние родителям, чувство тревоги, вины и стремление исправить положение.

Предварительное знание истории развития ребенка и имеющихся у него симптомов и нарушений помогает терапевту в интерпретации значения детской игры. Как правило, психоаналитик пытается

объяснить ребенку бессознательные корни его игры, для чего ему приходится проявлять большую изобретательность, чтобы помочь ребенку осознать, кого из реальных членов его семьи представляют фигурки, использованные в игре. При этом психоаналитик не настаивает на том, что интерпретация точно отражает переживаемую психическую реальность, это скорее метафорическое объяснение или интерпретативное предложение, выдвигаемое для пробы. Ребенок начинает понимать, что в его собственной голове есть нечто неизвестное (≪бессознательное≫) и что аналитик тоже участвует в его игре. М. Кляйн приводит подробное описание деталей психоаналитической игровой техники на конкретных примерах. Так, по обращению родителей М. Кляйн проводила психотерапевтическое лечение семилетней девочки с нормальным интеллектом, но с негативным отношением к школе и неуспешностью в учебе, с некоторыми невротическими нарушениями и плохим контактом с матерью. Девочка не хотела рисовать и активно общаться в кабинете терапевта. Однако, когда ей был предоставлен набор игрушек, она начала проигрывать волновавшие ее отношения с одноклассником. Именно они и стали предметом интерпретации психоаналитика. Услышав истолкование своей игры со стороны терапевта, девочка стала больше доверять ему. Постепенно, в ходе дальнейшего лечения, улучшились ее отношения с матерью и школьная ситуация. Иногда ребенок отказывается принять истолкование психотерапевта и может даже прекратить игру и отбросить игрушки, услышав, что его агрессия направлена на отца или брата. Подобные реакции в свою очередь, также становятся предметом интерпретации психоаналитика.

Изменения характера игры ребенка может прямо подтверждать правильность предложенного толкования игры. Например, ребенок находит в ящике с игрушками испачканную фигурку, символизировавшую в предыдущей игре его младшего брата, и отмывает ее в тазу от следов своих прежних агрессивных намерений. Итак, проникновение в глубины бессознательного, по мнению М. Кляйн, возможно с использованием игровой техники, через анализ тревожности и защитных механизмов ребенка. Регулярное высказывание ребенку-пациенту интерпретаций его поведения помогает ему справиться с возникающими трудностями и конфликтами. Некоторые психологи считают, что игра целебна сама по себе Так, Д.В. Винникот подчеркивает созидательную силу именно свободной игры (play) в сравнении с игрой по правилам._

4. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ

В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Можно предложить лишь некоторое схематическое определение личности: Личность ­это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека. Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:

1) являются ли главные источники развития личности врожденными или приобретенными?

2) какой возрастной период является для личности наиболее решающим?

3) какие процессы являются доминирующими в структуре личности – сознательные (рациональные) или же бессознательные (иррациональные)?

4) обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением, или же его поведение полностью детерминировано факторами, которые находятся за пределами его сознания?

5) является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов? На первый из этих вопросов существует пять различных ответов.

Главным источником развития личности являются:

1) врожденные биологические факторы – инстинкты, врожденные тенденции;

2) врожденные психологические факторы (идеи, архетипы);

3) средовые, социальные факторы (воспитание, научение);

4) взаимодействие врожденных и приобретенных факторов;

5) субъектно-объектное взаимодействие (деятельностные факторы).

На второй вопрос ученые психологи дают три различных ответа. Наиболее решающим возрастным периодом в развитии личности является:

1) период детства;

2) период детства и юношества;

3) формирование личности и личностные изменения происходят в течение всей жизни человека.

На третий вопрос существует также три ответа. В структуре личности доминируют:

1) бессознательное;

2) сознательное;

3) могут доминировать и те и другие процессы в зависимости от типа поведения.

На вопрос о свободе воли мнения психологов разделяются на три категории, а именно, личность обладает:

1) полной свободой воли;

2) ограниченной свободой воли:

3) личностные процессы полностью детерминированы.

И, наконец, по пятому вопросу специалисты-психологи также делятся на три лагеря. По их мнению, внутренний мир личности:

1) полностью субъективен;

2) частично субъективен и частично объективен;

3) полностью объективен.

Итак, личность – это многомерная система свойств. Обычно выделяют три уровня анализа личности как психологического образования: 1) свойства отдельных "элементов" личности; 2) компоненты, "блоки" личности; 3) свойства целостной личности. Соотношение свойств и блоков личности всех трех уровней называют "СТРУКТУРОЙ ЛИЧНОСТИ". Некоторые теории, а иногда и разные авторы в рамках одной и той же теории, обращают внимание не на все уровни, а преимущественно на один из них. Название элементов и блоков личности сильно варьирует от автора к автору. Отдельные свойства часто называют: характеристиками, чертами, диспозициями, особенностями характера, качествами, димензиями, факторами, шкалами личности. Блоки – ­компонентами, сферами, инстанциями, аспектами, подструктурами. Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей являются пока чисто умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.

^ ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ

Основоположником этого подхода является австрийский ученый З.Фрейд (1856-1939).

Источники развития. Главным источником развития личности, согласно З. Фрейду, являются врожденные биологические факторы­-инстинкты, а точнее, - общая биологическая энергия - "ЛИБИДО". Либидо в переводе означает "желания". Чего же желает человек? Во-первых, продлить род (сексуальные влечения) и, во-вторых, ­разрушить жизнь себе и другим – агрессивные влечения.

^ Решающий возрастной период. По мнению З. Фрейда, личность формируется в течение первых шести лет жизни.

Согласно З. Фрейду, в структуре личности доминирует "бессознательное". Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком никогда не осознаются.

^ Свобода воли. З. Фрейд утверждал, что личность не обладает свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл "ОНО". ОНО – нечто темное, биологическое, не знающее законов, требующее немедленной разрядки психической энергии, производимой сексуальными и агрессивными побуждениями. Для более полного удовлетворения глубинных мотивов у человека формируются особые структуры личности: "ЭГО" и "СУПЕРЭГО", призванные отражать текущие требования физической и социальной среды. ЭГО – это часть сознания, которая стремится выразить и удовлетворить желания ОНО в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. СУПЕРЭГО – это приобретенная система ценностей и норм, принятых в социальном окружении конкретного человека. ОНО, ЭГО и СУПЕРЭГО находятся в постоянном конфликте из-за ограниченного объема энергии либидо. Для снятия (временного) конфликтов личность вырабатывает специальные защитные механизмы. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям.

Субъективное-объективное. Мир личности в рамках данного подхода полностью субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за "фасадом" поведения. И только описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.

В рамках психодинамической теории не проводится четкой границы между элементными, блочными и целостными свойствами личности.

^ Основные элементные психологические свойства личности часто называют чертами ХАРАКТЕРА. Эти свойства формируются у человека в раннем детстве. Например, на первой, так называемой "ОРАЛЬНОЙ" фазе развития (от 0 до 1,5 лет), резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как "недоверие", "сверхнезависимость" и "сверхактивность", и наоборот, длительное кормление (более 1,5 лет) может привести к формированию "доверчивой", "пассивной" и "зависимой" личности. На второй (от 1,5 до 3 лет), "АНАЛЬНОЙ" фазе, грубое наказание ребенка в процессе обучения туалетным навыкам порождает "анальные" свойства характера - "жадность", "чистоплотность", "пунктуальность". Попустительское отношение родителей к туалетным проблемам ребенка может привести к формированию "непунктуальной", "щедрой" и даже "творческой" личности. На третьем, "ФАЛЛИЧЕСКОМ", самом важном этапе развития ребенка (от 3 до 6 лет), происходит формирование "КОМПЛЕКСА ЭДИПА" у мальчиков и "КОМПЛЕКСА ЭЛЕКТРЫ" у девочек. Комплекс Эдипа выражается в том, что мальчик ненавидит своего отца за то, что тот прерывает его первые эротические влечения к противоположному полу (к матери). Отсюда – агрессивные свойства, незаконопослушное поведение, связанное с неприятием семейных и социальных нормативов, которые символизирует отец. Комплекс Электры (тяга к отцу и неприятие матери), по мнению З. Фрейда, формирует у девочек отчуждение в отношениях между дочерью и матерью.

^ Блочные свойства личности. З. Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности. 1) "ОНО" – ­главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений. ОНО функционирует в соответствии с принципом удовольствия. 2) "ЭГО" – совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих в широком смысле все наши знания о реальном мире. ЭГО – это структура, которая призвана обслуживать ОНО. Функционирует в соответствии с принципом реальности. Данная структура регулирует процесс взаимодействия между ОНО И СУПЕРЭГО и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними. 3) "СУПЕРЭГО" – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором

Живет человек. Структуры ОНО, ЭГО и СУПЕРЭГО находятся, согласно З. Фрейду, в постоянной борьбе за психическую энергию. Чтобы снять напряженность этой борьбы, ЭГО И СУПЕРЭГО вырабатывают специальные целостные "ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ", которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения.

^ Целостные свойства личности. Защитные механизмы и являются целостными свойствами личности. Насчитывают более 10 защитных механизмов, которые охраняют человека от угрожающей ему тревоги. Вот некоторые из них.

1. ВЫТЕСНЕНИЕ - "выбрасывание" в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания. З. Фрейд считал, что этот механизм защиты приводит человека к различным формам невротического поведения, к психосоматическим заболеваниям.

2. ПРОЕКЦИЯ – процесс, посредством которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая таким образом на них вину за свои недостатки или промахи. Четким защитного действия проявлением этого механизма являются расовые или этнические предрассудки.

3. ЗАМЕЩЕНИЕ – переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему. Например, жена, вернувшись с работы, без причины кричит на мужа (или детей). В чем дело? Оказывается, на нее на работе накричал начальник. Она не может ответить ему тем же или конструктивно решить данный конфликт. Возникшее эмоциональное напряжение (фрустрационную агрессию) она снимает дома, смещая объект своей агрессии на любой случайно попавшийся на ее пути нейтральный объект (в данном случае, муж или дети).

4. РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения. Кто из нас не встречал "льстивых" людей. Как приятно их иногда слушать. Но что имеет место на самом деле? На самом деле, человек ненавидит вас, настроен к вам агрессивно. А для того, чтобы скрыть это, чтобы вы ни в коем случае не догадались об этом, он бессознательно прибегает к лести.

5. СУБЛИМАЦИЯ – замена неприемлемых побуждений (сексуальных, агрессивных) в целях адаптации на социально приемлемые формы поведения. По мнению 3. Фрейда, все великие достижения в науке, культуре, спорте – результат сублимации. У каждого свой механизмов, набор человека защитных сформированных в течение детских лет жизни. Следовательно, в рамках психодинамической теории структура личности – это индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

Таким образом, в рамках этой теории личность – это система сексуальных и агрессивных мотивов – с одной стороны и защитных механизмов, - с другой. На поставленный нами выше контрольный вопрос, почему некоторые люди более агрессивны, чем другие, в рамках теории классического психоанализа, можно ответить следующим образом: потому, что в самой природе человека (в его либидо) содержатся агрессивные влечения, а структуры ЭГО и СУПЕРЭГО развиты недостаточно, чтобы им противостоять.

^ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ

Психоаналитический подход близок к рассмотренному выше психодинамическому подходу и имеет с ним много общих корней. Многие представители этого подхода были учениками З. Фрейда. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг.

^ Источники развития. Главным источником развития К. Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи - "АРХЕТИПЫ". Некоторые архетипы универсальны, например, идеи Бога, добра и зла, и присуши всем народам. Но есть архетипы культурно- и индивидуально-специфические. К. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, архитектуре и религии. Согласно К. Юнгу, смысл жизни каждого человека наполнить врожденные АРХЕТИПЫ конкретным содержанием.

^ Решающий возрастной период. По мнению К. Юнга личность формируется в течение всей жизни. Он не выделял какого-то специального периода в развитии личности.

Сознательное-бессознательное. Согласно К. Юнгу, в структуре личности доминирует "бессознательное", основная часть которого составляет "КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ" ­совокупность всех врожденных архетипов. В процессе взаимодействия человека с социальным окружением формируется "ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАТЕЛЬНОЕ", где функционируют мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя. Вытесненные из сознания "КОМПЛЕКСЫ", или эмоционально заряженные мысли и чувства, составляют "ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ". В случае нарушения внутренней гармонии между коллективным бессознательным, индивидуальным бессознательным и индивидуальным сознательным могут возникать психологические нарушения.

^ Свобода воли. К. Юнг считал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Поведение человека фактически подчинено его врожденным архетипам, или коллективному бессознательному.

Субъективное-объективное. Внутренний мир человека, в рамках данной теории, полностью субъективен. Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.

В психоаналитическом подходе также не проводится четкой границы между элементными, блочными и целостными свойствами личности.

^ Элементные свойства личности. Основными элементами личности являются психологические свойства отдельных реализованных "АРХЕТИПОВ" данного человека. Эти свойства также часто называют чертами характера. Например, свойства архетипа ""ПЕРСОНА"" (маска) – это все наши психологические характеристики, роли, которые мы выставляем напоказ другим людям. Свойства архетипа "ТЕНЬ" – это наши истинные психологические чувства, которые мы прячем от людей (Юнг, 1994). А вот психологические свойства, связанные с архетипами "АНИМУС" - "АНИМА" (Дух – Душа). Aнимус – свойства мужского поведения. Это – то, какими свойствами должен обладать мужчина в социуме. Быть мужественным, твердым, смелым. Защищать, охранять, охотиться и т.д. Анима ­это свойства внутреннего мира мужчины, который противоположен внешнему психологическому облику мужчины. Если на поверхности мужчина проявляет жестокость, твердость, агрессивность, то внутри себя мужчина – нежный, мягкий, заботливый. У женщины – все наоборот. Анима (доброта, нежность) – на поверхности, и Анимус (жестокость, агрессивность) – внутри.

^ Блочные свойства личности. В аналитической модели выделяют три основных концептуальных блока, или сферы личности.

1) "КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ" – основная структура личности, в которой сосредоточен весь культутрно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.

2) "ИНДИВИДУАЛЬНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ" – совокупность "КОМПЛЕКСОВ", или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером «комплекса» может служить "комплекс власти", когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность, прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.

3) "ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАТЕЛЬНОЕ" – структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.

^ Целостные свойства личности. Целостность личности достигается за счет действия архетипа - "САМОСТЬ". Главная цель этого архетипа - "ИНДИВИДУАЦИЯ" человека, или выход из коллективного бессознательного. Это достигается благодаря тому, что Самость организует, координирует, интегрирует все структуры психики человека в единое целое и создает уникальность, неповторимость жизни каждого отдельного человека. У Самости существует два способа, две установки такой интеграции. "ЭКСТРАВЕРСИЯ" – это установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожденные архетипы внешней информацией (ориентация на объект). Вся жизнь такого человека направлена на внешний мир. Другая, противоположная установка - "ИНТРОВЕРСИЯ" – это ориентация на внутренний мир, на собственные переживания (на субъект). Если Вы избегаете людей и вам приятно почитать книгу наедине с собой, то вы скорее "ИНТРОВЕРТ". В действительности же, в каждом человеке, согласно К. Юнгу, существует одновременно и экстраверт, и интроверт. Однако степень их выраженности у каждого человека может быть совершено различной. Более того, К. Юнг выделял еще четыре подтипа переработки информации: мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный, доминирование одного из которых придает своеобразие экстравертивной или интровертивной установке человека. Таким образом, в типологии К. Юнга можно выделить восемь подтипов личности. В качестве примера приведем характеристики двух типов личности:

1. Экстраверт-мыслительный – сфокусирован на изучении внешнего мира, практичен, заинтересован в получении фактов, логичен, хороший ученый.

2. Интроверт-мыслительный – заинтересован в понимании собственных идей, рассудителен, бьется над философскими проблемами, ищет смысл собственной жизни, держится на расстоянии от людей. Следовательно, согласно аналитической теории, структура личности – это индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков "бессознательного" и "сознательного", а также экстравертированной или интровертированной установок личности.

Таким образом, психоаналитической согласно подходу, личность – это совокупность врожденных и реализованных архетипов.

Ответ на наш контрольный вопрос, почему одни люди более агрессивны, чем другие, можно теоретически сформулировать следующим образом: потому, что они родились с соответствующими архетипами (воина, преступника и т.д.) и социальная среда позволила "наполнить" эти архетипы.

^ ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ

В гуманистическом подходе выделяют два основных направления. Первое – «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику) представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса (1902-1987). Основоположником второго - "мотивационного" направления является американский исследователь А. Маслоу (1908-1970).

^ Источники развития. Главным источником развития представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к "САМОАКТУАЛИЗАЦИИ". Развитие личности – есть "развертывание" этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им "САМОАКТУАЛИЗИРУЮIЦEЙСЯ ТЕНДЕНЦИЕЙ", содержит изначально в "свернутом" виде будущие свойства личности человека. Вторая - "ОРГАНИЗМИЧЕСКИЙ ОТСЛЕЖИВАЮЩИЙ ПРОЦЕСС" - представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная "СТРУКТУРА Я", которая включает "ИДЕАЛЬНОЕ Я" И "РЕАЛЬНОЕ Я". Эти подструктуры "структуры Я" находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии. Цель жизни, согласно К. Роджерсу, реализовать весь свой врожденный потенциал, быть "ПОЛНОСТЬЮ ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ ЛИЧНОСТЬЮ", т.е. быть человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.

А. Маслоу выделял два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: "ДЕФИЦИТАРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ", которые прекращаются после их удовлетворения и "РОСТОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ", которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Существуют также потребности промежуточные по своему содержанию - "ПОТРЕБНОСТИ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ", связанные с потребностью в других людях. А. Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня. Другими словами, если человек голоден (первый уровень потребностей) и у него нет крыши над головой (второй уровень потребностей), то этому человеку трудно создать семью (третий уровень потребностей) и тем более испытывать уважение к себе (четвертый уровень) или заниматься творчеством (пятый уровень). Наиболее важными для человека являются потребности пятого уровня – потребности в самоактуализации. Самоактуализация – не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, называется "ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТЬЮ".

^ Решающий возрастной период. По мнению гуманистов, личность формируется и развивается в течение всей жизни. Тенденция к самоактуализации – это процесс реализации человеком своего потенциала на протяжении всей жизни. Ранние периоды жизни (детство и юношество) играют, однако, для гуманистов особую роль. При рождении обе подструктуры "СТРУКТУРЫ Я" полностью конгруэнтны (совпадают), и поэтому человек изначально добр и счастлив. Впоследствии "структура Я" усложняется, благодаря взаимодействию с окружающей средой. Расхождения между "реальным Я" и "идеальным Я" у ребенка могут приводить к искаженному восприятию реальности ­"СУБЦЕПЦИИ", по терминологии К. Роджерса. При сильных и длительных расхождениях между "реальным Я" и "идеальным Я" могут возникать психологические проблемы.

^ Сознательное-бессознательное в личности. По мнению гуманистов в личности доминирует рациональные процессы, где "бессознательное" возникает лишь временно, когда по тем или иным причинам блокируется процесс самоактуализации.

^ Свобода воли. Гуманисты считают, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои поступки, строит планы, ищет смыслы жизни. Человек – творец собственной личности, творец своего счастья.

Субъективное-объективное. Внутренний мир человека, его мысли, чувства и эмоции для гуманистов – не есть прямое отражение мира реальности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием. Внутренний мир человека в полной мере доступен только ему самому. Основу действий человека составляет субъективное восприятие и субъективные переживания. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения конкретного человека.

В гуманистическом подходе к изучению личности выделение структурных уровней является еще более затруднительным. "Элементы" и "блоки" личности здесь фактически совпадают. Главный акцент делается на описании целостных свойств личности.

^ Элементные и блочные свойства личности. Основными концептуальными "единицами" личности выступают:

1. "РЕАЛЬНОЕ Я" – совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас».

2. "ИДЕАЛЬНОЕ Я" – совокупность мыслей, чувств переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.

3. "ПОТРЕБНОСТИ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ" – врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности.

Хотя "Реальное Я" и "Идеальное Я" являются довольно "размытыми" понятиями, тем не менее, существует способ измерения их сопряженности, или КОНГРУЭНТНОСТИ. Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии "Реального Я" и "Идеального Я" (о высокой "САМООЦЕНКЕ" т.д.). При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии. Студенты с высокой самооценкой в случае неудачи (например, провала на экзамене) пытаются установить контакт с преподавателем и пересдать данный предмет еще раз. При повторных попытках их показатели только улучшаются. Студенты же с низким уровнем самооценки отказываются от дальнейших попыток переедать экзамен, преувеличивают свои трудности, избегают ситуаций, где они могли бы проявить себя, чаще страдают одиночеством.

В качестве блоков личности в этой теории выступают также и уровни потребности человека. В известной 5-уровневой пирамиде мотивации А. Маслоу потребности располагаются следующим образом:

L-й уровень - "физиологический" (потребности в еде, сне);

2-й уровень - "потребности в безопасности" (потребность в квартире, работе). Потребности этих двух уровней относятся к "дефицитарным";

3-й уровень – промежуточные ("потребности в принадлежности"), в которых отражаются потребности одного человека в другом человеке, например, в создании семьи. За ними следуют "ростовые" потребности:

4-й уровень – уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

5-й уровень - потребности в "самоактуализации" ("метапотребности" в творчестве, красоте, целостности и т.д.).

^ Целостные свойства личности. Целостность личности достигается в том случае, когда конгруэнтность между "Реальным Я" и "идеальным Я" приближается к единице. Целостность личности - основное условие бытия "ПОЛНОСТЬЮ ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ". Смысл воспитания и коррекции личности состоит в развитии целостной личности. Целостная личность:

1) СТРЕМИТСЯ К УСТАНОВЛЕНИЮ ХОРОШЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА СО СВОИМИ ДРУЗЬЯМИ И БЛИЗКИМИ, К РАСКРЫТИЮ ИМ СВОИХ СКРЫТЫХ ЭМОЦИЙ И ТАЙН;

2) ЧЕТКО ЗНАЕТ, КТО ОНА ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ (РЕАЛЬНОЕ Я) И КЕМ БЫ ОНА ХОТЕЛА БЫТЬ (ИДЕАЛЬНОЕ Я);

3) МАКСИМАЛЬНО ОТКРЫТА К НОВОМУ ОПЫТУ И ПРИНИМАЕТ ЖИЗНЬ, ТАКОЙ КАК ОНА ЕСТЬ "ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС";

4) ПРАКТИКУЕТ "БЕЗУСЛОВНОЕ ОТНОШЕНИЕ" КО ВСЕМ ЛЮДЯМ;

5) ТРЕНИРУЕТ В СЕБЕ "ЭМПАТИЮ" К ДРУГИМ ЛЮДЯМ, Т.Е. ПЫТАЕТСЯ ПОНЯТЬ ВНУТРЕННИЙ МИР ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА И СМОТРЕТЬ НА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ЕГО ГЛАЗАМИ.

Согласно А. Маслоу, только та личность становится целостной, которая достигла вершины мотивационной пирамиды, т.е. самоактуализировалась. Целостная личность получила у А. Маслоу название "ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ", для которой характерно:

1) ЭФФЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕАЛЬНОСТИ;

2) СПОНТАННОСТЬ, ПРОСТОТА И ЕСТЕСТВЕННОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ;

3) ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, НА ДЕЛО;

4) ПОСТОЯННАЯ "ДЕТСКОСТЬ" ВОСПРИЯТИЯ;

5) ЧАСТЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ "ПИКОВЫХ" ЧУВСТВ, ЭКСТАЗА;

6) ИСКРЕННЕЕ ЖЕЛАНИЕ ПОМОЧЬ ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ;

7) ГЛУБОКИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ;

8) ВЫСОКИЕ МОРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ.

Следовательно, согласно гуманистической теории, структура личности – это индивидуальное соотношение "Реального Я" и "Идеального Я", а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализзции. В рамках гуманистического подхода, личность – это внутренний мир человеческого "Я" как результат самоактуализации.

Отвечая на выше поставленный контрольный вопрос, почему одни люди более агрессивны, чем другие, гуманисты отвечают следующим образом: потому, что в силу определенных обстоятельств на пути их роста и развития возник временный блок (резкое расхождение между "реальным Я" и "идеальным Я", застревание на низших уровнях потребностей), удалив который они смогут снова вернуться к нормальному (неагрессивному) поведению.

Согласно психоанализу психическое развитие совершается в процессе борьбы биологических по происхождению желаний и потребностей человека с заданными обществом ограничениями на их удовлетворение. Допускается, что исход этой борьбы неясен не только па каждой конкретной стадии развития, но и в результате его. В зависимости от более или менее удовлетворительного прохождения стадий развития у взрослого человека наблюдается больший или меньший уровень психической зрелости. В то же время психическая незрелость проявляется в склонности к использованию неэффективных защитных механизмов и к неврозам. По теории З. Фрейда, личность состоит из трех компонентов: "Оно", "Я" и "Сверх-Я". "Оно" – наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов и влечений. Будучи бессознательным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия. "Я" следует принципу реальности и учитывает свойства внешнего мира. "Сверх-Я" служит носителем моральных норм и выполняет роль критика и цензора.

Согласно З. Фрейду, новорожденный ребенок представляет собой чистое "Оно", т.е. набор непосредственных желаний, требующих немедленного удовлетворения. На первом этапе психосексуального развития средоточием эмоциональной жизни младенца, его главной эрогенной зоной является рот – оральная стадия. Но даже при самом лучшем уходе неизбежны ограничения или задержки в выполнении желаний младенца. Они и приводят к дифференциации, выделению объекта. Постепенно из "Оно" под воздействием внешних факторов дифференцируется "Я". Эта инстанция личности заставляет ребенка подчиняться внешним требованиям и учиться откладывать удовлетворение, т.е. происходит переход к принципу реальности.

пример

На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению Фрейда, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Согласно его представлениям, уже на оральной стадии люди делятся на оптимистов и пессимистов.

На втором году жизни при обучении ребенка опрятности центром эмоциональной жизни становится анальное отверстие. На анальной стадии (длящейся от одного года до трех лет) запреты и требования внешнего мира постепенно по мере овладения ребенка своими выделительными физиологическими функциями становятся внутренними, т.е. начинает формироваться инстанция "Сверх-Я". В этой инстанции заложены авторитеты, влияние родителей и других взрослых.

пример

Согласно психоаналитикам, на данной стадии закладываются такие черты характера, как аккуратность, опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к коллекционированию.

Фаллическая стадия (3–5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если две предыдущие стадии были аутоэротичными, т.е. направленными на самого ребенка, то теперь либидо становится предметным, направленным на другого человека, прежде всего на родителя противоположного пола.

Сексуальное влечение, направленное у мальчика на мать, и амбивалентные в связи с этим чувства к отцу-конкуренту З. Фрейд назвал комплексом Эдипа. Аналогичный мотивационно-аффективный комплекс у девочек получил название комплекса Электры. Разрешение комплекса Эдипа (Электры) происходит за счет идентификации с родителем своего пола. Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференцируется инстанция "Сверх-Я".

Таким образом, согласно З. Фрейду, все три личностные инстанции сформированы у человека к концу фаллической стадии, т.е. к пяти-шести годам. Именно это послужило основанием для известного изречения Фрейда: "Ребенок – отец взрослого". Инстанция "Я" с данного возраста играет важнейшую роль в организации жизни человека. Действуя на основе принципа реальности, "Я" борется одновременно и против разрушительных импульсов "Оно", и против строгости "Сверх-Я". В таких условиях появляется состояние тревоги как сигнал о наличии внутренних или внешних опасностей. Механизмами защиты "Я" против чувства тревоги становятся сублимация и вытеснение. При этом сублимация рассматривается Фрейдом как позитивный механизм, делающий возможным плодотворную деятельность человека, а вытеснение – как более негативный, способный привести к неврозу.

пример

Период детства до пяти-шести лет с точки зрения психоанализа считается важнейшим в жизни человека. Фиксации на фаллической стадии способствуют зарождению таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем – утрирование мужского начала.

  • Латентная стадия (5–12 лет) получила свое название благодаря тому, что в этот период наблюдается снижение интереса ребенка к вопросам пола, они уходят на второй план. В это время "Я" полностью контролирует потребности "Оно". Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на усвоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семьи.
  • Генитальная стадия (12–18 лет) характеризуется объединением всех предыдущих эрогенных зон, ростом напряженности сексуального влечения и стремлением подростка к нормальному сексуальному общению. Согласно Фрейду, это завершающая стадия психосексуального развития, которая должна привести к формированию зрелой сексуальности и зрелого баланса между любовью и работой. Данная стадия (как и все другие) складывается в сильной зависимости от полного или частичного разрешения противоречий предыдущих стадий. На генитальной стадии "Я" использует два новых механизма защиты: аскетизм и интеллектуализацию. Аскетизм путем внутренних запретов подавляет навязчивые стремления к чувственному удовольствию, интеллектуализация же сводит их к представлению в воображении, чем также позволяет освободиться от них.

пример

На генитальной стадии могут сформироваться психический гомосексуализм и нарциссизм. Первый тин характера связан с предпочтением своего пола, активной деятельностью и общением в однополых группах, но не обязательно с сексуальными извращениями. При нарциссической сексуальности либидо как бы обращается от внешнего мира к самому субъекту, главное место начинают занимать самоудовлетворенность и самодовольство. Подобные характеры направляют свое внимание преимущественно на себя, свои действия и переживания.

Бихевиористский (поведенческий) подход. Здесь фактически ставится под вопрос необходимость употребления понятия «личность». Представители теории убеждены, что человек не наследует личностных свойств: личность порождается воздействиями окружающей среды. Реагируя на эти внешние воздействия, человек обучается, т. е. приобретает навыки поведения в среде, а также определи ные рефлексивные реакции. Другими словами, человек рассматривается бихевиористами как чистый лист бумаги, на котором с помощью специально составленной программы подкреплений и наказаний за выполненный им поведенческий акт можно «нарисовать» личность с любыми свойствами. «...Я гарантирую, что выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля - врачом, адвокатом, художником, торговцем, даже нищим или вором, карманником - вне зависимости от его склонностей и способностей, рода занятий и расовой принадлежности его предков», -писал в своей книге «Бихевиоризм» основатель подхода (1878-1958).

По мнению Э. Толмена, личность формируется не по классической форме бихевиоризма «стимул - реакция», а по формуле «стимул - организм - реакция». Составляющая «организм» вводится через так называемые «промежуточные переменные» - ненаблюдаемые, но предполагаемые факторы организма, которые фактически обусловливали определенное поведение личности. Задача психолога состоит в нахождении их связи, с одной стороны, со стимулами (независимыми экспериментальными переменными), а с другой -с поведенческой реакцией организма. Примером промежуточной переменной может служить голод, а операциями для его измерения -продолжительность лишения человека пищи. Толмена считают представителем «целенаправленного бихевиоризма», утверждающим, что поведение человека «пахнет целью», т.е. всегда направлено на достижение какой-либо цели. И хотя это порождало противоречие (ведь целеобразование возможно лишь при наличии сознания), он настойчиво повторял, что для его исследований понятия «сознания» не требуется.

К. Халл рассматривал психикику личности человека через призму привития ему определенного набора условных рефлексов. По его мнению, к личности следует относиться как к «самоподдерживающемуся роботу». Он высказывал удивление сходством человеческого организма с умной машиной («и все же только машиной»).

По мнению Б. Скиннера, любое поведение (моторное, вербальное) личности является заученным, т. е. психическая жизнь человека обусловлена единственным всемогущим стимулом - системой подкреплений. Сформулированный им закон подкрепления (психологический рисунок поведения закрепляется тем быстрее, чем чаще в повседневной жизни личности используются положительные подкрепления определенного характера) направлен на развитие операн-тного поведения личности. Индивид должен получать подкрепление лишь в том случае, когда он самостоятельно выполнит то, что от него требуется. Крыса получит порцию пищи лишь после того, как, побегав по ящику, нажмет специальный рычажок, находящийся внутри (первый раз это может быть случайное нажатие, но впоследствии такие действия реализуются на базе быстро формируемых условных рефлексов).

Социальный бихевиоризм проявил интерес к когнитивным процессам в поведении человека. Так, А. Бандура отрицал прямую связь между стимулом и реакцией, включив между ними когнитивные процессы личности. Научение личности может осуществляться не только путем прямых подкреплений, непосредственно направленных наличность, как это представлено в схеме классического бихевиоризма. Источниками изучения моделей поведения других людей могу также выступать средства массовой информации, литературные герои, повседневные наблюдения на улице и др.

Э. Эриксон (1902 - 1994) рассматривал жизнь человека как постоянный поиск собственной идентичности. Идентичность понималась им как субъективное представление индивида о себе, как процесс опознания у себя того качества, на основе которого личность может отнести себя к какому-либо типу, группе и т.п. («кто есть я, кем и каким я хочу стать»). По его мнению, жизнь человека периодически прерывается остро переживаемыми утратами ощущения собственной идентичности. В эти периоды, получившие название «кризисов идентичности», индивид может испытывать чувство потери постоянства своей личности. Сильное чувство идентичности подготавливает индивида к преодолению любых жизненных сложностей, слабое - разрушает такую способность.

К личности. Здесь приоритет отдается изучению сознательного опыта человека, его высших потребностей. Личность следует рассматривать не как бихевиористский ящик, способный лишь реагировать на входные стимулы, а как целостное с природой образование. Человек не запрограммирован своим прошлым (как это представляют сторонники психоанализа), а открыт для самосовершенствования.

Такая позиция в значительной мере была подготовлена работами Г. Олпорта (1897-1967), который утверждал, что психически нормальный человек находится не столько под влиянием бессознательного, сформированного (по 3. Фрейду) в детском возрасте, сколько обусловлен мотивами текущей и будущей деятельности. В этой связи он ввел понятие функциональной автономии, отражающее независимость поведения личности от детских «фрейдовских» переживаний («взрослое дерево уже не зависит от того семени, из которого оно выросло»).

Американский психолог (1908-1970) считал наивысшей врожденной потребностью человека потребность в самоактуализации. Этим он подчеркивает роль самого индивида в построении своей личности. По его мнению, любой человек рождается с потребностью делать только добрые дела.

Сторонником взгляда на личность как продукт влияния сознательных оценок повседневных ситуаций был также (1902 -1987). Он рассматривал личность с позиции изменяющегося представления индивида о себе. Индивид постоянно сравнивает себя с другими людьми, чтобы получить ответ на вопрос: «Кто я?». Позитивный характер ответа способствует адаптации личности к окружающему миру, негативный же вызывает внутренние конфликты, депрессию и, как результат, не позволяет человеку реализовать в полной мере его возможности.

Когнитивный подход к личности. Представители этого подхода видели свою задачу в доказательстве решающей роли знания в поведении человека. В центре внимания теории - процессы переработки человеком информации обо всем, что его окружает (в том числе и о себе) на основе системы приобретенных знаний. Для данного направления интересны механизмы познания, которые задействуют все познавательные процессы, не ограничиваясь бихевиористской схемой «стимул - реакция». Когнитивный подход находится «на марше», привлекая в свои ряды все большее число сторонников. Будет справедливо отметить заслуги Ж. Пиаже (1896 - 1980) в этом направлении. Ведь в центре внимания его исследований оказании, когнитивные стадии развития детей.

Дж. Келли (1905 - 1967) считал главной детерминантой поведения личности человека его стремление предвидеть развитие событий в своей жизни. Человек решает эту задачу благодаря имеющемуся у него специфическому образованию - системе личностных конструктов, выполняющих функции всех познавательных и социально-психологических процессов. Формируя субъективный взгляд индивида на реальный мир, эта система определяет его судьбу.

У. Найсер (1928 г. р.) утверждает, что познание присутствует в любом акте человеческой деятельности: в ощущениях, восприятии, памяти, мышлении, представлении, воображении и др. В связи с чем личность должна изучаться во всех этих измерениях.

П. Жане (1859-1947), назвав свой подход к личности «поведенческим», акцентировал внимание на роли саморегуляции. Саморегуляция рассматривалась им как результат постоянных контактов индивида с окружающими людьми, приобретения навыков мысли-1 ельной деятельности, эмоционального поведения и др. Именно этот опыт позволяет индивиду регулировать свое поведение и накапливать все новые и новые свойства личности. В рамках этой позиции автор выделил семь уровней поведения:
- простейшие рефлекторные акты;
- отложенные во времени перцептивные действия, включающие фазы их подготовки и завершения;
- элементарные социальные акты типа имитации, подражания;
- элементарные интеллектуальные акты;
- манипуляция реальными объектами;
- мыслительная деятельность как процесс интериоризации;
- созидательная трудовая деятельность.

Когнитивная психология не осталась в стороне от развития информационно-компьютерных технологий. Это заметно даже по иногда употребляемым терминам, заимствованным оттуда: «схема», «алгоритм», «объем данных», «программа».

Диспозиционный подход к личности. Основная идея этого подхода, развиваемая рядом зарубежных психологов, заключается в том, что личность человека рассматривается с позиций его предрасположенности к определенному поведению, действиям, поступкам. Такую устойчивую готовность индивида различные психологи связывают с его многообразными характеристиками и свойствами. Так, еще древнегреческие врачи-мыслители Гиппократ (460 -377 гг. до н. э.) и Гален (129-199) увязывали личностные свойства человека с наследуемыми характеристиками морфологии и физиологии.

Э. Кречмер (1888-1964) и У. Шелдон стремились описать личность через телесное строение (конституцию организма) человека или соотношение компонентов телосложения. Выделенные Э.Креч-мером по этому критерию типы личностей, по его мнению, имеют не только существенные различия в поведении, но и предрасположены к определенным психическим расстройствам.

Г. Айзенк (1916 г. р.) объясняет интровертный или экстравертный типы личности соотношением возбуждающих и тормозных влияний ретикулярной формации на активность коры больших полушарий головного мозга. Низкая активность коры, характерная для экстравертов, восполняется на уровне подсознательных процессов усилением контактов человека с внешней средой, высокая же компенсируется сокращением подобных контактов.

В некоторой мере идее врожденной предрасположенности подчинен тестологический аспект деятельности Д. Кеттелла (18601944), связанный с изучением черт личности. Черта как устойчивая характеристика личности означает предрасположенность индивида к той или иной манере поведения, а набор черт данного индивида обусловлен его психофизиологическими свойствами. Конечно, стабильность проявления черт неодинакова. В этом плане автор классифицировал их на базовые (свойственные только данному человеку), общие (характерные для большинства людей) и вторичные (наименее устойчивые).

Ученых, внесших вклад в развитие названных подходов к исследованию личности, значительно больше перечисленных. Некоторых просто трудно отнести к представителям той или иной позиции, из-за сложного переплетения в их взглядах различных подходов. Необходим исторический взгляд на ситуацию, в которой эти подходы возникали и взаимодействовали, что составляет предмет изучения истории психологии.

Деятельностный подход к личности. Здесь личность, ее формирование и развитие рассматриваются с позиций практической деятельности как особой формы психической активности человека. Согласно этому подходу, внутренне богатство личности онределяется разнообразием видов деятельности, в которые реально включен человек, и тем личностным смыслом, которым наполняет он эти виды деятельности.

Для понимания сущности деятельностного подхода к личности важно отметить, что:
- эта форма активности для отдельно взятого человека не является генетически наследуемой, а появляется у него в результате появления социального опыта, жизни среди людей;
- деятельность предметна, она воплощается в ее продуктах, в ней отражаются знания, умения, язык, ценности, накопленные человечеством;
- деятельность субъектна, так как подчинена потребностям, мотивам и целям индивида (субъекта);
- средством освоения деятельности является не бихевиористский рефлекс типа «стимул - реакция», а процессы интериоризации - экстериоризации, т. е. процессы взаимной замены внешних (практических) и внутренних (мыслительных) действий.

Основной акцент в деятельностном подходе уделяется социальной сущности личности. Иначе говоря, личность рассматривается как совокупность социальных характеристик (свойств, качеств), Которые человек приобретает в предметной деятельности, выполняя полезную общественную роль с позиций своего положения в обществе. Социальная среда, в которой живет человек, занимаясь ественнополезной деятельностью, вступая в деловые и межличностные отношения с другими людьми через общение, есть источник становления его личности. Единство взглядов на личность с пошипи деятельностного подхода не исключает разнообразия точек фения отечественных психологов на отдельные важные моменты проблемы. Основные разногласия касаются вопросов соотношения биологического и социального начал личности, самого понятия личности, его соотношения с понятиями «индивид» и «индивидуальность», «психологическая структура личности», процессы ее формирования и развития.

Так, соотношение психического, биологического и социального начал в личности рассматривается со следующих позиций:
- эти начала совершенно независимы, что же касается психического, то оно имеет неземное происхождение и поэтому обсуждение процессов его формирования и развития лишено всякого смысла (психика в виде души вдыхается в биологическую оболочку человека во временное пользование на планете Земля);
- психическое следует за биологическим в рамках естественного эволюционного воспроизводства человека как вида (из семени банана вырастает банан, из семени человека - человек);
- психическое представляет собой надуманное и реально несуществующее начало, ибо все психические процессы можно объяснить с позиций физиологии (личность человека, принявшего излишнюю дозу алкоголя, изменяется на глазах не из-за каких-то психических процессов, а вследствие взаимодействия химических, физических и электрических процессов в организме человека);
- психическое есть прямое следствие исключительно социального в рамках процесса развития общества, воспроизводства социальных отношений между людьми (даже если человека не обучать грамоте, профессии, нравам и ценностям, он, живя среди людей, сам решит эти задачи);
- биологическое начало есть предпосылка психического, но последнее реализуется лишь через социальное (в отличие от сказочных, реальные «воспитанники джунглей, «маугли», внешне ничем не отличались от человека, но не стали личностями).

И хотя эти разногласия не являются антагонистическими, взаимоисключающими, они тем не менее должны быть известны каждому психологу в интересах формирования собственной научной позиции по данной проблеме.

Считается, что в отечественную психологию термин «деятельность» впервые ввел М.Я. Басов (1892- 1931). По его убеждению, деятельность первична относительно важнейших психических процессов и, в частности, условных рефлексов. До этого проблема деятельности практически выпадала из поля научных интересов (и не только в психологии). Яркое подтверждение этому - отсутствие в Большой Советской Энциклопедии (первое издание) статьи «Деятельность».

Глубокую разработку деятельностный подход получил в работах С. Л. Рубинштейна (1889-1960) и А. Н. Леонтьева (1903-1979). Исходной для них являлась трактовка деятельности К. Марксом, согласно которой, изменяя внешний мир, человек изменяет и собственную психическую природу. В этом проявляется принцип единства сознания (психики) и деятельности. Были, конечно, и различия во взглядах этих ученых. Так, С. Рубинштейн, отвергая саму деятельность как предмет изучения психологии, говорил, что предмет психологии - это психика в деятельности, а не психика и деятельность. Леонтьев же, настаивал на том, что сама деятельность должна непосредственно входить в предмет психологии своим особым содержанием.

Культурно-исторический подход к личности.
Здесь личность рассматривается как продукт освоения индивидом ценностей культуры. Автор подхода, Л. С. Выготский (1896-1934) нашел «ключ ко всей психологии», позволяющий проводить объективный анализ высших психических функций личности в значении слова. По его мнению, именно слово-знак первично как относительно практического действия, так и относительно мышления. Он даже повторил чей-то афоризм: «речь думает за человека». Оперируя с этими «культурными» знаками-словами, индивид строит свою личность.

Вначале человек был неотделимой частью окружающей природы, которая «шлифовала», по выражению автора, его «натуральные» (врожденные, не требующие волевых осознанных усилий) свойства, позволявшие ему выживать, просто приспосабливаться к среде. Затем он сам стал воздействовать на природу через орудия труда, вырабатывая у себя высшие психические функции («культурные»), позволявшие ему осуществлять осознанные действия (например, осознанно запоминать ситуацию, явление, предмет), полезные с точки зрения создания благоприятных условий своего существования. В качестве орудий воздействия в данном подходе рассматривались не те, которые имеют материальную основу (камень, палка,
топор и т. п.), а так называемые психологические знаки. Знаком могла служить палка, воткнутая человеком в землю и указывающая направление движения. Это могли быть зарубки на деревьях или сложенные человеком определенным образом камни, напоминающие ему о чем-то важном и т. д.

Исторические корни подобных знаков находятся в совместном (руде. На первых порах это были звуки - команды, исходившие от тугого человека и носившие условно сигнальный характер. С течением времени человек научился отдавать подобные команды себе И с помощью их управлять своим поведением. В процессе дальнейшего культурного развития человека звуки-знаки вытеснялись словами знаками. Человек овладевал собственной психикой. Этот процесс трансформации внешних средств-знаков (палок-указателей, зарубок, чужих звуков) во внутренние (внутренняя речь/образы представления, образы воображения) получил название интериоризации.

Таким образом, в деятельностном подходе личность изучается через призму активности человека в совокупности длительностей в которые он включен. Культурно-исторический подход в качестве «производящей причины» выбрал знак, слово, символ, речь, труд. Термин же «деятельность» здесь хотя и использовался, но не был нап0лнен тем психологическим содержанием, которое характерно для деятельностного подхода.