В науке о правильном мышлении – логике – существует два вида умозаключения. Это индукция и дедукция. В это статье мы расскажем о том, как развивать дедукцию.

Что такое дедукция

Термин «дедукция» образовался от латинского слова deductio, обозначающего «выведение». Дедукцией называется такой метод мышления, при котором в результате цепочки умозаключений, логическим путем, из какого-либо общего положения выводится частное. Как развивать дедукцию, или научиться мыслить и рассуждать от общего к частному?

Шерлок Холмс – мастер дедуктивного метода

Еще не так давно данный термин был известен только узкому кругу ученых специалистов. Однако благодаря Шерлоку Холмсу, герою серии детективных романов Артура Конан Дойля, о дедукции стало известно о всем мире. Этого персонажа называли мастером дедуктивного метода. Как развить дедукцию как у Шерлока Холмса? Возможно ли это?

Отталкиваясь от полной картины совершенного преступления со всеми подозреваемыми, Шерлок Холмс рассматривал каждого возможного его участника: изучал возможности, поведение, мотивы. То есть шел от общего к частному. Так, путем логических умозаключений определял, кто из подозреваемых является преступником, и предъявлял неоспоримые доказательства его вины.

Как использовать дедуктивный метод на практике

Понаблюдав за тем, как Шерлок Холмс распутывает одно преступление за другим, используя дедукцию, можно задаться вопросом о том, как развить логику и дедукцию. Этот метод могут взять на вооружение не только сотрудники правоохранительных органов, следователи и юристы. Дедукция может пригодиться и в повседневной жизни.

Владение методом дедукции пригодится в каждой сфере деятельности. Так, студенты сумеют легче и быстрее понять и запомнить материал к зачету, врачи и менеджеры – быстро принять верное решение и прочее.

Существует ли такая область человеческой жизни, где метод дедукции был бы бесполезен? С помощью него можно сделать выводы об окружающих людях, что крайне важно для построения с ними отношений. Он развивает логическое мышление, наблюдательность, память и просто заставляет мыслить, что не позволяет мозгу состариться раньше срока. Наш мозг нуждается в регулярных тренировках не меньше, чем мышцы. Как развивать и научиться дедукции? Все достаточно просто.

Как развивать дедукцию

Шерлок Холмс постоянно пользовался дедукцией – медленным мышлением, основа которого – формирование выводов и оценок. Нередко люди оценивают каких-либо людей или события, происходящие в их жизни. Но при этом они используют быстрое мышление, которое мгновенно реагирует на происходящее, заставляя человека совершать неправильные поступки, принимать ошибочные решения.

Как развивать дедукцию? С помощью регулярной тренировки. Например, читать книги, развивающие дедукцию.

Решайте задачи

В процессе любой интеллектуальной деятельности происходит тренировка медленного мышления. Решайте задачи по точным наукам: физике, математике, химии. Правда, для этого придется восстановить забытые знания уровня школы.

Что делать, если со школьных времен вы пылаете ненавистью к общим наукам? Выход есть! Можно приобрести несколько задачников, в которых есть игры, развивающие дедукцию, головоломки, ребусы, и решать по одной задаче, например, в обеденный перерыв или перед сном. Возможны и другие способы развития логики.

Также развитию логики способствуют шахматы и покер.

Расширяйте кругозор

Только всесторонне развитая личность способна строить свои умозаключения, опираясь на базу знаний и опыта. В противном случае это будут лишь догадки. Расширяйте свой кругозор. Глубокие знания во многих областях могут стать опорой в принятии верных решений и построении логических суждений.

Неоценимую услугу окажут вам словари, энциклопедии, справочники, фильмы, книги и путешествия.

Проявляйте дотошность

Если беретесь за изучение какого-либо факта или предмета, следует это делать максимально тщательно и всесторонне. Объект исследований должен вызывать у вас интерес и эмоциональный отклик, ведь только в этом случае можно надеяться на хороший результат.

Например, при прочтении книги или просмотре фильма, обращайте внимание на различные детали поведения и внешности героя. Постарайтесь предугадать дальнейший ход событий. Подобные эксперименты полезнее всего проводить с фильмами и книгами детективного жанра.

Развивайте гибкость мышления

Старайтесь решать проблемы и задачи несколькими способами: ищите и второе, и третье решение, смотрите на них с разного ракурса, ищите другую точку зрения. Это окажется полезным при выборе оптимального решения. Стоит прислушиваться и к мнению других людей, ведь их версии – это уже иное видение ситуации. В этом случае ваши знания и опыт будут складываться со знаниями и опытом окружающих, а значит, увеличивать вероятность принятия верного решения.

Будьте наблюдательным

Как развить метод дедукции? Общаясь с другими людьми, не только слушайте, но и смотрите. Полезно отмечать мимику и жесты собеседника, тембр его голоса и интонацию, с которой он говорит о том или ином событии. Таким образом можно раскрыть намерения человека, узнать, насколько он искренен, правдив и дружелюбен.

Для развития наблюдательности полезно рассматривать посторонних людей: прохожих на улице, покупателей в магазине и прочих. Постарайтесь мысленно угадать, где работает мужчина, стоящий в очереди за молоком, куда идет длинноволосая девушка с большим пакетом, какой характер у парня, стоящего на остановке и так далее. Наблюдайте, какое у человека лицо, руки, обувь, платье, сумка… Постарайтесь предположить его предпочтения и привычки, чем он занимается, не спрашивая его об этом. Разумеется, старайтесь делать это как можно незаметнее – никому не нравится, когда его пристально разглядывают.

Развивайте произвольное и непроизвольное внимание

Развитие всех видов внимания необходимо для того, чтобы не упустить важные детали, правильно их растолковывать, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

Развивать необходимо все возможные виды внимания: и произвольное, и непроизвольное.

Произвольным вниманием называют способность субъекта сосредоточиться на одном предмете и ни на что более не отвлекаться. Считается, что человек способен удерживать свое внимание на объекте максимум 20 минут. Например, мастер дедукции Шерлок Холмс для того, чтобы сосредоточиться, играл на скрипке, курил трубку или находился в одиночестве.

Откажитесь от многозадачности: чем больше факторов влияют на органы восприятия, тем сложнее сосредоточиться на одном деле. Занимаясь несколькими проблемами сразу, вы будете делать больше ошибок, пропускать большой объем важной информации.

Непроизвольное внимание считается своего рода боковым зрением. Для его развития нужно регулярно наблюдать за привычными объектами в необычных условиях. Например, при ином звуковом фоне или освещении.

Для тренировки непроизвольного внимания можно создавать необычные для восприятия условия, после чего сознательно наблюдать и «ловить» то, что привлекло субъекта в «пограничном» спектре, когда фиксация еще отмечается, но уже ясно, что оно ускользает.

Так, можно вести наблюдение за привычными объектами в недостаточной освещенности; поэкспериментировать с силовыми характеристиками раздражителей: тихая музыка – музыка средней громкости – громкое звучание музыки, сочные яркие краски – пастельные тона; сознательно фиксировать свое внимание при переходе между предметами: обращать внимание на то, что привлекло внимание при переходе от одного объекта к другому или при переходе к иному виду деятельности; можно «прислушиваться» к работе непроизвольного внимания при перемене акустического восприятия: резкие звуки – звук приятной музыки.

Совмещайте дедукцию и индукцию

Пользуясь обоими видами логического мышления, можно делать более точные выводы об окружающей обстановке и полноценно развиваться. Кроме того, стоит критически подходить ко всем возникающим ситуациям и искать оптимальный выход из положения.

Помните, что для успешного использования методов дедукции и индукции необходимо располагать большим багажом опыта и знаний.

В течение жизни люди самосовершенствуются и развиваются. В процессе личностного развития необходимо развивать логическое мышление. В развитии логики большое значение имеет такой метод мышления, как дедукция. И многие задаются вопросами:

  1. Что такое логика?
  2. Как развить дедукцию?

Под дедукцией подразумевают способность рассуждать логически и приходить к неопровержимому итогу.

Дедукция (от лат. deductio – выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному.

Дедукция, как частный способ мышления, базируется на выделении главной идеи из общего. В любых науках и в жизни широко применяется метод дедукции, поэтому так важно развивать дедуктивное умозаключение.

Простейший пример дедуктивного умозаключения:

  • Оля и Маша придерживаются диеты;
  • диета исключает употребление сладкого;
  • следовательно, Оля и Маша не употребляют шоколад.

Всем хорошо известен «король» дедуктивного мышления – Шерлок Холмс. В раскрытии преступлений он всегда отталкивался от общего – полной картины преступления с предполагаемыми участниками, и двигался к частному – рассматривал каждого по отдельности, кто мог его совершить, изучал возможности, мотивы, поведение. А затем, путем логического умозаключения вычислял преступника, предъявляя ему неопровержимые доказательства.

Существует множество способов, методов и игр, развивающих дедуктивное мышление.

Книги

Первым и самым главным способом развития дедукции является чтение книг. Во-первых, это элементарное расширение кругозора, тренировка памяти и личностное развитие.

По частицам грунта на обуви, Шерлок Холмс мог определить, из какого уголка Англии прибыл человек. И различал 140 видов табачного пепла. Холмс интересовался буквально всем и имел огромнейший запас знаний.

Во-вторых, вы должны не просто читать книги, а анализировать описанные ситуации, запоминать, предполагать, сравнивать, вычислять. Читая, например, детектив, попробуйте методом логических умозаключений определить, кто окажется преступником. Это научит вас строить логические цепочки.

Сюжеты детективов Дарьи Донцовой прекрасно подойдут для тренировок

Игры

Для того чтобы развивать дедукцию, вы должны ежедневно тренировать свою память. В этом вам помогут не только книги, но и различные игры. Вспомните, существует достаточное количество игр, которые станут вам помощниками в ваших каждодневных тренировках:

  • Шахматы – настольная логическая игра для двух соперников. Отлично развивает логику, сообразительность, внимательность.

Игра в шахматы прекрасно развивает сообразительность

  • Шашки – настольная логическая игра для двух игроков на многоклеточной доске, подобной шахматной. Учит мыслить на шаг вперед, развивает наблюдательность и память.

Играя в шашки, вы развиваете память

  • Судоку – популярная логическая головоломка. Квадрат 9х9 нужно заполнить цифрами по особым правилам. Игра развивает внимание, интеллект, объемный взгляд на мир, а так же дивергентное мышление.

Судоку позволит вам овладеть дивергентным мышлением

  • Пазлы игра-головоломка, представляющая собой мозаику из множества фрагментов рисунка различной формы, которую требуется сложить в единое изображение. Развивает внимательность, логику, воображение и тренирует память.

Составление пазлов развивает логику и внимание

  • « Memory » - настольная игра, состоящая из нескольких десятков парных карточек. Карточки перемешиваются и раскладываются рубашкой вверх, затем открываются две за раз. Когда картинки на них совпадают, то карточки остаются лежать перевернутыми, если же изображения разные, карточки переворачиваются снова рубашкой вверх. « Memory » по сей день остается лидером среди игр, развивающих визуальную и пространственную память.

Увлекательная игра, которая по-настоящему полезна при развитии памяти

  • «Снежный ком» - игра с участием большого количества незнакомых людей. Ее также называет игрой для первого знакомства. Суть состоит в том, что все присутствующие становятся в круг, и кто-то первым называет свое имя. Далее по часовой стрелке следующий участник называет имя предыдущего и свое. Третий должен будет назвать имена предыдущих двух и произнести свое, и так по кругу. В игру можно играть и с друзьями, называя не имена, а, например, название городов. Отличная тренировка памяти.

Подобные игры развивают память и внимание

  • Карточные игры – всем известная карточная игра в «дурака» и пр. В игре не просто приходится запоминать карты, но и просчитывать ходы.

Хоть игра в карты и считается азартной, но является развивающей

Вы можете придумывать игры для себя сами. Например, возьмите картинку, в течение 15 секунд запомните изображение, а затем на листке бумаги воспроизведите перечень предметов, которые вы смогли запомнить.

Загадки

Всем, наверняка, известны загадки. Их великое множество и они прекрасно развивают логику. Если вы не можете отгадать загадку, не спешите заглядывать в ответы. Постарайтесь сами логически прийти к ответу, пусть даже это займет у вас несколько дней.

Не стоит забывать, что лучшие загадки – это загадки с подвохом. Они позволяют развивать логику и дедукцию намного эффективнее, чем простые.

Примеры загадок на логику и мышление:

  1. К реке подходят два человека. У берега лодка, которая может выдержать только одного. Оба человека переправились на противоположный берег. Как?
  2. Где встречается такое, что конь через коня перепрыгивает?
  3. Шерлок Холмс шел по улице. И вдруг он увидел мертвую женщину, лежащую на земле. Он подошел, открыл ее сумку и достал телефон. В телефонной книге он нашел номер ее мужа. Он позвонил. Говорит: «Срочно приезжайте сюда. Ваша жена умерла». И через некоторое время муж приезжает. Он смотрит на жену и произносит:«О, милая, что с тобой случилось???»
    Потом приезжает полиция. Шерлок показывает пальцем на мужа женщины и говорит: «Арестуйте этого человека. Это он убил ее». Вопрос: Почему Шерлок так подумал?
  4. Банка стоит на столе. Стоит она так, что одна её половина находится в воздухе, а другая на столе. Что лежит в банке, если через полчаса она упадёт? И почему?
  5. Отправился человек в море и попал в шторм. Его отнесло на остров, где не было мужчин, а жили только девушки. Утром проснулся он весь в веревках на каком-то ритуале и узнал, что его хотят убить. И попросил он последнее слово. После того, как он озвучил его, девушки смастерили ему лодку, дали еду, воду и отправили домой. Что он сказал?
  6. Эту загадку ученик 1-ого класса решает за 5 минут, старшеклассник за 15 минут, студент за 1 час, профессор никогда не решит. Загадка: расшифруйте ОДТЧПШСВДД.
  7. Известно, что среди девяти монет есть одна фальшивая, у которой вес меньше, чему у остальных. Как с помощью чашечных весов за два взвешивания определить фальшивую монету?
  8. Кошка – 3, лошадь – 5, петух – 8, ослик – 2, кукушка – 4, лягушка – 3. Собака - ?
  9. Повстречались три преступника: медвежатник Белов, домушник Чернов и карманник Рыжов. «Удивительно то, что один из нас имеет черные, второй белые, а третий рыжие волосы, но ни у одного цвет волос не совпадает с фамилией», - сказал черноволосый. «И, правда…», - сказал медвежатник Белов. Какой цвет волос у карманника?
  10. Отец с двумя сыновьями отправился в поход. На их пути встретилась река, у берега которой находился плот. Он выдерживает на воде или отца, или двух сыновей. Как переправиться на другой берег отцу и сыновьям?
  1. Они были на разных берегах.
  2. В шахматах.
  3. Потому что Холмс не назвал мужу адрес.
  4. Пусть меня убьет самая некрасивая.
  5. Один. Два. Три. Четыре. Пять. Шесть. Семь. Восемь. Девять. Десять.
  6. Первое взвешивание: 3 и 3 монеты. Фальшивая монета в той кучке, которая меньше весит. Если кучки равны, то фальшивка в третьей кучке. Второе взвешивание: из кучки с наименьшим весом сравниваются 1 и 1 монета. Если они равны, то фальшивка - оставшаяся монета.
  7. Кошка – «мяу» (3), лошадь – «и-го-го» (5), петух – «ку-ка-ре-ку» (8), ослик – «и-а» (2), кукушка – «ку-ку» (4), лягушка – «ква» (3), собака – «гав» (3).
  8. Белов - не белый из-за фамилии и не черный, так как он ответил черноволосому. То есть Белов - рыжий. Чернов не черный из-за фамилии и не рыжий, так как рыжий - медвежатник Белов. Карманнику Рыжову остался черный цвет.
  9. Вначале переправляются оба сына. Один из сыновей возвращается обратно к отцу. Отец перебирается на противоположный берег к сыну. Отец остается на берегу, а сын переправляется на исходный берег за братом, после чего они оба переправляются к отцу.

Наблюдательность и детали

Для развития дедукции очень важно подмечать детали везде и во всем. Например, если вы едите в автобусе, выберите одного человека и, примечая даже мелочи, попробуйте понять, чем он увлекается, кем работает, каково его семейное положение, образ жизни. Внимание к мелким деталям, позволит вам видеть более правдивую картину ситуации, чем может показаться на первый взгляд.

Наблюдательность сама по себе является способностью подмечать в вещах, явлениях и ситуациях существенно важные признаки и черты, но мало заметные, а поэтому ускользающие от внимания большинства людей.

Развивать наблюдательность можно с помощью разных картинок:

Необходимо за короткое время найти в таблице числа в последовательности от 1 до 90

Чтобы понять сам смысл дедукции можно смотреть фильмы , герои которых наделены развитой логикой:

  • Шерлок Холмс (любые фильмы и любые части).
  • Менталист.
  • Эйс Вентура.
  • Доктор Хаус и пр.

Если ежедневно пользоваться основными способами, развивающими логику, результат не заставит себя ждать. Вы станете наблюдательными, у вас появится внимание к деталям, а это первые признаки развитой дедукции.

Это умозаключение о частном предмете, логически выведенное из общего. Многие из нас читали романы об английском сыщике, который раскрывал даже самые запутанные преступления. И метод, которым с успехом пользовался знаменитый Шерлок Холмс, как раз и является дедуктивным способом мышления. Развитие дедуктивного мышления - процесс долговременный, требующий особой концентрации и усердия. Для этого вам придется научиться разбирать предмет изучения досконально, углубленно, не делая поспешных выводов.

Как развить дедуктивный метод мышления?

  1. Как ни странно, но в развитии дедукции вам помогут обычные школьные задачники. Возьмите учебники по нескольким разным предметам и решите все заданные там упражнения.
  2. Тренируйте гибкость мышления. Не торопитесь с выводами, даже когда ответ очевиден. Постарайтесь на каждую ситуацию найти несколько альтернативных вариантов решений.
  3. Читая художественную литературу, анализируйте персонажей, старайтесь просчитать события наперед, исходя из их характеров и даже окружающих предметов. Вспомните знаменитую фразу: "Если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно обязательно выстрелит".
  4. Прочитайте небольшую познавательную статью и перескажите ее своими словами. Делайте это систематически. Пробуйте одну и туже статью пересказывать несколько раз, но с употреблением других слов.
  5. Будьте любознательны. Мир постоянно развивается, поэтому найти для себя что-то интересное не составляет труда. Не пренебрегайте новыми знаниями.
  6. Гуляя по улице, внимательно наблюдайте за людьми. Постарайтесь определить их характер, место работы или занимаемую должность, возраст и семейное положение. Обратите внимание на невербалику: мимику, жесты, походку.
  7. Соблюдайте законы логического мышления (тождества, исключенного третьего, непротиворечия, и закон достаточного основания), при чем делайте это сознательно, помня о каждом из них, а не автоматически.
  8. Учитесь выстраивать логические цепочки. Самый частый пример - вопрос о том, смертен ли Сократ. Можно, конечно, рассуждать о том, что его мудрость вечна, но логически все немного иначе: все люди смертны. Сократ - человек, а значит, он смертен.
  9. Внимательно слушайте собеседника. Старайтесь не упускать ни одной детали разговора. Со временем постарайтесь научиться запоминать не только , но и все попутно происходящие события. То есть, обращайте внимание на картину в целом: что говорит собеседник, кто в это время проходит мимо и как выглядит, какие звуки вы слышите.

В развитии дедуктивного мышления вам помогут специальные упражнения и задачи, например, попробуйте решить знаменитую загадку Эйнштейна. По времени, потраченному на ее решение, вы сможете оценить свой уровень. Решить ее в уме могут всего около 5% людей. Ответ можно увидеть внизу статьи.

Задачи на развитие дедуктивного мышления.

  1. Человек живет на 15 этаже, но в лифте доезжает не дальше девятого. Остальной путь он проделывает пешком. До своего этажа человек едет в лифте только в дождливую погоду, либо когда его сопровождает кто-то из соседей. Почему?
  2. Отец приходит домой с работы и замечает, что его ребенок плачет. На вопрос о том, что случилось, ребенок отвечает: "Почему ты - мой отец, но я, при этом, тебе не сын?" Кем же приходится этот ребенок?
  1. Человек еще маленький и не достает до кнопки 15 этажа. В дождливую погоду он дотягивается до нужной кнопки зонтиком.
  2. Это девочка. Соответственно, дочь.

Иногда эмоции захлестывают настолько, что вместо тысячи нужных фраз вы произносите короткое: «Слов не хватает». Дело в том, что мозг не успевает генерировать в достаточном количестве образы, которые можно быстро и легко перевести в словесную форму. Одной из частностей, почему так происходит, лингвисты считают недостаток слов. Сегодня поговорим о том, как увеличить словарный запас в общении и блистать в любом диалоге.

Генеральная зачистка

Чтобы понимать кухню быстрого чтения недостаточно несколько статей. Рекомендуем обратиться к книгам: это источник концентрированной информации, написанной в хронологическом порядке.

Приобретите или скачайте:

  • «Искусство чтения. Как понимать книги» Томас Фостер. Причтите, прежде чем приступать к быстрому чтению. На примере произведений классиков автор учит понимать смысл между строк и воспринимать информацию под другим углом. «Воспоминания, символы, параллели - вот что отличает профессионального читателя от любителя», - говорит Фостер. Принятие другой модели чтения книг поможет лучше запоминать информацию, которая теперь будет основана на ассоциативном мышлении и связана с пережитым опытом.
  • «Скорочтение на практике. Как читать быстро и хорошо запоминать прочитанное» Павел Палагин. Книга была признана миллионами книголюбов и получила недурные отклики. Методики просты и понятны, позволяют овладеть техникой быстрого чтения за несколько недель. Автор жестко критикует нерасторопных читателей, тем самым мотивируя скорей закончить изучение вопроса. На семинарах Палагин, не стесняясь, советует прочесть лишь 25% книги и отбросить остальное за ненужностью. Это утверждение подогревает интерес публики, стремящейся опровергнуть слова автора.
  • «Развитие памяти» Гарри Лорейн. Идеальная книга для тренировки памяти и воображения. После прочтения вы станете лучше воспринимать информацию, запоминать даты и большие числа, играючи продолжать сюжетную линию любого рассказа.

Индуктивный и дедуктивный методы познания

Индукция - это познание от частного к общему. Например, анализируя частные знания (отдельные факты), исследователь - может прийти к общему знанию, в т.ч. умозаключению, гипотезе. Т.о. из частных знаний - получаются т.н. обобщённые знания. Чем обобщённее (=абстрактнее) знание - тем оно, в целом, полезнее, и могущественнее. Философия, например - совокупность наиболее обобщённых знаний. Наука и технологии, относительно философии - это знания со средней степенью обобщённости.

Именно такие (обобщённые и наиболее обобщённые) знания - дают человеку больше всего могущества (Силы).

Индукция, т.е. познание от частного к общему (обобщённому), по сути, есть основное содержание абстрактного мышления, - т.е. получение обобщённых (=абстрактных) и всё более обобщённых знаний из частных. В целом, именно так возникают и развиваются: искусство, наука и технологии, философия. Абстрактное мышление (индукция) - обуславливает превосходство человека над другими формами жизни на Земле.

Далее: Если индукция - это основное содержание абстрактного мышления, то чем же тогда является противоположный метод (дедукция)? Дедукция - тоже относится к абстрактному мышлению, т.к. она, хоть и не получает обобщённых знаний из частных, но оперирует обобщёнными (= абстрактными) знаниями:

В отличие от индукции, дедукция - это познание от общего к частному (а также от общего к общему, и от частного к частному). Это - получение новых знаний, при комбинации уже имеющихся общих, либо использование общих (и абстрактного мышления в целом) для получения новых частных знаний из частных. (За исключением, пожалуй, лишь самых примитивных выводов от частного к частному, которые можно осуществить без общих знаний).

Далее: В обобщённом знании, кстати - всегда содержится частное знание, вернее, много частных знаний, соединённых в одно общее. В этом - сила общих (обобщённых и наиболее обобщённых, = абстрактных) знаний. Например, обобщённое знание, что все деревья покрыты корой - содержит в себе связанные частные знания о каждом из триллионов деревьев, т.е. триллионы частных знаний! (связанных в одно лаконичное и могущественное общее знание о всех их). Узнав, что конкретный объект является деревом, мы получаем, используя дедукцию, знание, что наше конкретное дерево должно быть покрыто корой (т.е. получаем знание от общего к частному). Но ведь мы и так знали о том, что все деревья покрыты корой. По сути, дедукция от общего к частному - это применение уже имеющихся знаний, получение выводов (=новых знаний) на основе уже имеющихся общих знаний…

Кстати, дедукцию прославил, в своё время, всем известный, Шерлок Холмс, - имевший «выдающиеся дедуктивные способности».

Одним из проявлений дедукции является также метод познания - экстраполяция. Например, узнав, что открыт новый вид травы, и зная, что все известные виды травы - зелёные, мы можем сделать вывод, что новый вид травы является зелёным. Получаем т.о. - такое новое частное знание: «новый вид травы является зелёным». Т.е. мы этого не проверяли, и не видели, но экстраполировали (применили) имевшееся общее знание - на новый предмет, который в обобщение не входил. Получили т.о. дедуктивное знание, которое приняли на веру.

Из книги Философия для аспирантов автора Кальной Игорь Иванович

5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ БЫТИЯ Проблема метода познания актуальна, ибо она не только определяет, но в некоторой мере и предопределяет путь познания. Путь познания имеет свою собственную эволюцию от «способа отражения» через «способ познания» к «научному методу». Эта

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

XII. ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. УРОВНИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ. ПОЗНАНИЕ МИРА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 1. Два подхода к вопросу о познаваемости мира.2. Гносеологическое отношение в системе «субъект-объект», его основания.3. Активная роль субъекта познания.4. Логические и

Из книги Том 20 автора Энгельс Фридрих

4. Логика, методология и методы научного познания Сознательная целенаправленная деятельность по формированию и развитию знания регулируется нормами и правилами, руководствуется определенными методами и приемами. Выявление и разработка таких норм, правил, методов и

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

[б) ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. О «ГРАНИЦАХ ПОЗНАНИЯ»] * * *Единство природы и духа. Для греков было ясно само собой, что природа не может быть неразумной, но еще и теперь даже самые глупые эмпирики доказывают своими рассуждениями (как бы ни были ошибочны эти

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

5. Логика, методология и методы научного познания Сознательная целенаправленная деятельность по формированию и развитию знания регулируется нормами и правилами, руководствуется определенными методами и приемами. Выявление и разработка таких норм, правил, методов и

Из книги Вопросы социализма (сборник) автора Богданов Александр Александрович

28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический.ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - это непосредственное чувственное исследование реально существующих и

Из книги Теория познания автора Этэрнус

Методы труда и методы познания Одна из основных задач нашей новой культуры - восстановить по всей линии связь труда и науки, связь, разорванную веками предшествующего развития.Решение задачи лежит в новом понимании науки, в новой точке зрения на нее:наука есть

Из книги Начала современного естествознания: концепции и принципы автора Савченко Валерий Нестерович

Обычные методы познания Обычными методами - будем считать методы, входящие в состав науки и философии (эксперимент, размышление, дедукция, и т.п.). Эти методы, в объективно- или субъективно-виртуальном Мире - хоть и стоят на ступеньку ниже специфических методов, но тоже

Из книги Философия: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Специфические методы познания в объективной виртуальной реальности У любого объективно-виртуального мира - есть свой создатель. У книги - есть автор, у фильма - режиссёр, у игры - программист… Если Земля - Мир объективно-виртуальный, то это значит, что у Земли

Из книги Философские афоризмы Махатм автора Серов А.

РАЗДЕЛ I Теоретико-концептуальный и естественноисторический 1. Принципы, методы и философские концепции науки и естественнонаучного познания 1.1. Определение науки и естествознания как отрасли наукиВ науке и для науки интересно все. Даже само слово наука. Этимология (от

Из книги Сочинения, том 20 («Анти-Дюринг», «Диалектика природы») автора Энгельс Фридрих

3. Средства и методы познания Разные науки, вполне понятно, обладают своими специфическими методами и средствами исследования. Философия, не отбрасывая такую специфику, тем не менее сосредоточивает свои усилия на анализе тех способов познания, которые являются общими

Из книги Логика для юристов: Учебник. автора Ивлев Юрий Васильевич

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

[б) Диалектическая логика и теория познания. О «границах познания»] * * *Единство природы и духа. Для греков было ясно само собой, что природа не может быть неразумной, но еще и теперь даже самые глупые эмпирики доказывают своими рассуждениями (как бы ни были ошибочны эти

Из книги Логика для юристов: учебник автора Ивлев Ю. В.

Из книги автора

Гипотетико-Дедуктивный Метод (Hypoth?tico-D?ductive, M?thode -) Всякий метод, отталкивающийся от выдвинутой гипотезы с целью вывести из нее следствия, независимо от того, являются ли эти следствия фальсифицируемыми (как в экспериментальных науках) или нет. Применяется прежде всего в

Из книги автора

§ 5. ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ КАК МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ Вопрос об использовании индукции и дедукции в качестве методов познания обсуждался на протяжении всей истории философии. Под индукцией чаще всего понималось движение познания от фактов к утверждениям общего характера, а под