Задания с решениями

1. Сформулировать гипотезу - значит

1. Собрать имеющиеся факты

2. Выдвинуть предположение

3. Подтвердить объективность полученных данных

4. Провести эксперимент

Объяснение: гипотеза — предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств. Гипотеза считается научной, если она удовлетворяет научному методу, например, критерию Поппера, то есть потенциально может быть проверена критическим экспериментом. Правильный ответ - 2.

2. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

1. Формулирование положения на основе полученных фактов

2. Формирование у собаки условного рефлекса на звонок

3. Описание в природе нового вида организмов

4. Сравнение двух микропрепаратов

Объяснение: применение экспериментального метода очень хорошо видно на примере опытов Павлова с собакой. Правильный ответ - 2.

3. Как называется наука, занимающаяся изучением наследственности и изменчивости организмов?

1. Анатомия

2. Генетика

3. Цитология

4. Физиология

Объяснение: анатомия изучает строение организма, цитология - наука о клетке, физиология - наука о процессах, а вот генетика изучает наследственность и изменчивость. Правильный ответ - 2.

4. Какая наука классифицирует организмы на основе их родства?

1. Экология

2. Систематика

3. Морфология

4. Палеонтология

Объяснение: классификацией организмов на основе их родства занимается систематика. Правильный ответ - 2.

5. Какой метод используется при изучении под микроскопом передвижения амебы обыкновенной?

1. Моделирование

2. Наблюдение

3. Сравнение

4. Измерение

Объяснение: когда мы смотрим на амебу обыкновенную под микроскопом, мы наблюдаем за ее передвижением, метод называется наблюдение. Правильный ответ - 2.

6. Определить различие в частоте пульса при физических нагрузках и в состоянии покоя можно методом?

1. Наблюдения

2. Экспериментальным

3. Описательным

4. Моделирования

Объяснение: чтобы определить различие пульса в данных двух состояниях, нужно провести соответствующий эксперимент. Правильный ответ - 2.

7. Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом

1. Моделирования

2. Сравнения

3. Наблюдения

4. Эксперимента

Объяснение: в данной примере, например, можно определить будут или не будут влиять удобрения на растения только методом эксперимента. Правильный ответ - 4.

8. Заслуга В.И. Вернадского в том, что он

1. Сформулировал учение о биосфере

2. Создал учение о рефлексах головного мозга

3. Открыл вирусы

4. Разработал основы систематики

Объяснение: В.И. Вернадский получил признание после формулирования учения о биосфере (названное его именем) Правильный ответ - 1.

9. Какая наука изучает влияние загрязнений на окружающую среду?

1. Анатомия 2. Генетика 3. Ботаника 4. Экология

Объяснение: экология изучает не только влияние загрязнений на окружающую среду, но и взаимодействие организмов между собой и с окружающей средой. Правильный ответ - 4.

10. Закономерности передачи наследственных признаков изучает

1. Генетика

2. Систематика

3. Антропология

4. Биохимия

Объяснение: закономерности передачи, а также проявление наследственных признаков, изучает генетика. Правильный ответ - 1.

Задания для самостоятельного решения

1.Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости, называется

1. Физиологией

2. Цитологией

3. Систематикой

4. Генетикой

Ответ: 4

2. Цитология - это наука о

1. Строении растений

2. Строении органических веществ

3. Функциях организма

4. Строении и функциях клетки

Ответ: 4

3. Механизмы биосинтеза белка в организме открыли

1. Анатомы

2. Физиологи

3. Биохимики

4. Экологи

Ответ: 3

4. Создателем эволюционного учения был

1. И.И. Мечников

2. Л. Пастер

3. Ч. Дарвин

4. И.П. Павлов

Ответ: 4

5. Изучением ископаемых останков организмов занимается наука

1. Палеонтология

2. Геология

3. Археология

4. Микология

Ответ: 1

6. Создание схем, чертежей, объектов, похожих на натуральные, относится к методам

1. Экспериментальным

2. Наблюдения

3. Теоретическим

4. Моделирования

Ответ: 4

7. Основной функцией теории является

1. Экспериментальное подтверждение фактов

2. Предсказание появления определенных фактов

3. Выдвижение гипотез

4. Описание наблюдений

Ответ: 2

8. О ком из известных ученых могли сказать: "Ни один врач не спас жизнь такому числу людей, как этот человека"? О

1. И.П. Павлове

2. Э. Дженнере

3. К. Галене

4. А. Везалии

Ответ: 2 (разработал первую в мире вакцину - против оспы)

9. Заслуга И.И. Мечникова заключается в том, что он открыл

1. Явление фагоцитоза

2. Структуру белка

3. Структуру ДНК

4. Пристеночное пищеварение

Ответ: 1

10. Узнать, как изменяется состав воздуха при дыхании, можно путем

1. Наблюдения

2. Описания

3. Эксперимента

4. Измерения

Ответ: 3

11. Примером применения экспериментального метода исследования является

1. Построение модели цветка

2. Исследование условий прорастания семян в разных условиях

3. Измерение роста растения на протяжении длительного времени

4. Описание нового вида растений

Ответ: 2

12. Предметом изучения ихтиологов являются

1. Ихтиозавры

2. Земноводные

3. Пресмыкающиеся

4. Рыбы

Ответ: 4

13. Гастроэнтеролог - это врач, который лечит болезни органов

1. Дыхания

2. Выделения

3. Пищеварения

4. Кровообращения

Ответ: 3

14. Теорию иммунитета создали и развили

1. И. Мечников и Л. Пастер

2. И.М. Сеченов и И.П. Павлов

3. Г.Мендель и Т. Морган

4. М. Шлейден и Т. Шванн

Ответ: 1

15. Установили структуру и создали модель молекулы ДНК

1. Ч. Дарвин и А. Уоллес

2. Д. Уотсон и Ф. Крик

3. М. Шлейден и Т. Шванн

4. Г. Мендель и Т. Морган

Ответ: 2

16. Клеточную теорию создали

1. А.И. Опарин и Дж. Холдейн

2. М. Шлейден и Т. Шванн

3. Р. Гук и А. Левенгук

4. М. Ломоносов и Ч. Дарвин

Ответ: 2

17. Учение о второй сигнальной системе у человека создал

1. И.М. Сеченов

2. И.П. Павлов

3. У. Гарвей

4. А. Везалий

Ответ: 2

18. Изучение перелетов у птиц и выяснение мест их зимовки происходит при помощи метода

1. Экспериментального

2. Биохимического

3. Скрещивания

4. Кольцевания

Ответ: 4

Задания взяты из книги для подготовки к ОГЭ за 2016 год под редакцией В.С. Рохловой, а также автора Г.И. Лернер.

1. Какой из перечисленных ниже процессов характерен только для животных?

1) образование органических веществ из неорганических на свету

2) восприятие раздражений из окружающей среды и преобразование их в нервные импульсы

3) поступление веществ в организм, их преобразование и удаление конечных продуктов жизнедеятельности

4) поглощение кислорода и выделение углекислого газа в процессе дыхания

2. Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на Земле?

1) обмен веществ

2) раздражимость

3) размножение

4) изменчивость

3.Укажите признак, характерный только для царства животных.

1) дышат, питаются, размножаются

2) состоят из разнообразных тканей

3) обладают раздражимостью

4) имеют нервную ткань

4. Русский биолог Д.И. Ивановский, изучая заболевание листьев табака, открыл

1) вирусы

2) простейших

3) бактерии

5.Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука

1) генетика

2) физиология

3) морфология

4) эмбриология

6.Строение и распространение древних папоротниковидных изучает наука

1) физиология растений

2) экология растений

3) палеонтология

4) селекция

7. Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы на основе родства?

1) морфология

2) систематика

3) экология

4) физиология

8.Для изучения строения молекул полисахаридов и их роли в клетке используют метод

1) биохимический

2) электронной микроскопии

3) цитогенетический

4) световой микроскопии

9.Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют

1) воспроизведением

2) эволюцией

3) раздражимостью

4) нормой реакции

10. Генеалогический метод использует наука

1) морфология

2) биохимия

3) генетика

4) эмбриология

11.Изучение сортового и видового разнообразия растений – задача науки

1) палеонтологии

2) биогеографии

3) экологии

4) селекции

12.Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

1) клеточный

2) популяционно-видовой

3) биогеоценотический

4) биосферный

13.Обмен веществ характерен для

1) тел неживой природы

2) бактериофагов

3) вирусов гриппа

4) водорослей

14. На каком уровне организации происходит реализация наследственной информации?

1) биосферном

2) экосистемном

3) популяционном

4) организменном

15.Наука, классифицирующая организмы на основе их родства, –

1) экология

2) систематика

3) морфология

4) палеонтология

16.Высшим уровнем организации жизни является


1) организм

2) экосистема

3) биосфера

4) популяция

17. Генные мутации происходят на уровне организации живого

1) организменном

2) популяционном

3) видовом

4) молекулярном

18.Получением высокоурожайных полиплоидных растений занимается наука

1) селекция

2) генетика

3) физиология

4) ботаника

19.Выведением новых высокопродуктивных штаммов микроорганизмов занимается наука

1) генетика

2) биохимия

3) цитология

4) селекция

20. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки?

1) генная инженерия

2) микроскопирование

3) цитогенетический анализ

4) культуры клеток и тканей

5) центрифугирование

6) гибридизация

21. Методы выведения новых пород животных разрабатывает наука

1) генетика

2) микробиология

3) селекция

4) физиология животных

22. Генетика имеет большое значение для медицины, так как она

1) устанавливает причины наследственных заболеваний

2) создает лекарства для лечения больных

3) ведет борьбу с эпидемиями

4) защищает окружающую среду от загрязнения мутагенами

23. Главный признак живого –

1) движение

2) увеличение массы

3) обмен веществ

4) преобразование веществ

24. Изучать структуру органоидов клетки позволяет метод

1) светового микроскопирования

2) электронного микроскопирования

3) центрифугирования

4) культуры тканей

25.Процессы экологического и географического видообразования исследует наука

1) генетика

2) селекция

3) об эволюции

4) систематика

26. Изучением влияния загрязнений на окружающую среду занимается наука

1) физиология

2) экология

3) биогеография

4) селекция

27. По каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы?

1. единство химического состава (С, Н.О, N – 98 %, образуют белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты

2. клеточный принцип организации (клетка – структурная и функциональная единица живого. Исключение составляют вирусы, не имеющие клеточного строения, но не способные к размножению вне клетки)

3. энергозависимость

4.открытость

5. обмен веществ (дыхание, питание, выделение)

6. раздражимость (таксисы у простейших, тропизмы и настии у растений, рефлексы у животных)

7. саморегуляция

8. наследственность (способность передавать признаки от предков к потомкам)

9. изменчивость (способность приобретать новые признаки)

10. Рост (количественные изменения)

11. развитие (качественные изменения). Онтогенез – индивидуальное развитие. Филогенез – историческое развитие

12. ритмичность (фотопериодизм)

13. дискретность (способность состоять из отдельных частей, взаимосвязанных друг с другом и формирующих единое целое)

28. В цитологии используют метод

1) гибридологического анализа

2) искусственного отбора

3) электронной микроскопии

4) близнецовый

29.Клевер красный, занимающий определенный ареал, представляет собой уровень организации живой природы

1) организменный

2) биоценотический

3) биосферный

4) популяционно-видовой

30. Эмбриология – наука, которая изучает

1) ископаемые остатки организмов

2) причины мутаций

3) законы наследственности

4) зародышевое развитие организмов

31. Какая наука изучает строение и функции клеток организмов разных царств живой природы?

1) экология

2) генетика

3) селекция

4) цитология

31.Основная задача систематики – изучение

1) этапов исторического развития организмов

2) отношений организмов и окружающей среды

3) приспособленности организмов к условиям обитания

4) организмов и объединение их в группы на основе родства

33.На каком уровне организации живого осуществляется в природе круговорот веществ?

1) клеточном

2) организменном

3) популяционно-видовом

4) биосферном

34.Увеличение массы и размеров тела в онтогенезе человека –

1) размножение

2) развитие

3) рост

4) эволюция

35.Для живых объектов природы, в отличие от неживых тел, характерно

1) уменьшение веса

2) перемещение в пространстве

3) дыхание

4) растворение веществ в воде

36. Для выявления изменений, происходящих в живой клетке в процессе митоза, используется метод

1) микроскопии

2) пересадки генов

3) конструирования генов

4) центрифугирования

37. Ископаемые остатки организмов изучает наука

1) биогеография

2) эмбриология

3) сравнительная анатомия

4) палеонтология

38. Наука о многообразии организмов и распределении их по родственным группам –

1) цитология

2) селекция

3) систематика

4) биогеография

39.В какой микроскоп можно увидеть внутреннее строение хлоропластов?

1) школьный

2) световой

3) бинокулярный

4) электронный

40.Один из признаков отличия живого от неживого – это способность к

1) изменению размеров

2) самовоспроизведению

3) разрушению

41.Изучение строения мельчайших органоидов клетки и крупных молекул стало возможным после изобретени 1) ручной лупы

2) электронного микроскопа

3) штативной лупы

4) светового микроскопа

42.Наука, изучающая сходство и различие зародышей позвоночных, –

1) биотехнология

2) генетика

3) анатомия

4) эмбриология

43.Близнецовый метод используется в науке

1) селекции

2) генетике

3) физиологии

4) цитологии

44.Образование новых видов организмов происходит на уровне организации живого

1) организменном

2) популяционно-видовом

3) биогеоценотическом

4) биосферном

45.Какая наука занимается проблемами взаимосвязи организмов между собой и их средой обитания?

1) палеонтология

2) эмбриология

3) экология

4) селекция

46.Какому уровню организации живого свойственны хромосомные мутации?

1) организменному

2) видовому

3) клеточному

4) популяционному

47.В световой микроскоп можно увидеть

1) деление клетки

2) биосинтез белка

3) рибосомы

4) молекулы АТФ

48.Первичную, вторичную, третичную структуры белка изучают на уровне организации живого

1) тканевом

2) молекулярном

3) организменном

4) клеточном

49.Причины комбинативной изменчивости изучают

1) генетики

2) палеонтологи

3) экологи

4) эмбриологи

50.Какой метод исследования используют в цитологии?

1) гибридологический

2) центрифугирования

3) генеалогический

4) инбридинг

51.Какой признак живого характерен для вирусов?

1) раздражимость

2) возбудимость

3) обмен веществ

4) воспроизведение

52.Нарушения углеводного обмена у человека исследуют с помощью метода

1) цитогенетического

2) генеалогического

3) экспериментального

4) биохимического

53.Особенности процессов онтогенеза изучает наука

1) систематика

2) селекция

3) эмбриология

4) палеонтология

54.Использование в цитологии современных методов исследования позволило изучить строение и функции

1) организма растений

2) органов животных

3) органоидов клетки

4) систем органов

55.Какие органоиды были обнаружены в клетке с помощью электронного микроскопа?

1) рибосомы

3) хлоропласты

4) вакуоли

56.В основе разделения органоидов методом центрифугирования лежат их различия по

1) размеру и массе

2) строению и составу

3) выполняемым функциям

4) расположению в цитоплазме

57.Созданием новых особей из комбинированных клеток занимается

1) цитология

2) микробиология

3) клеточная инженерия

4) генная инженерия

58.Наука, изучающая роль митохондрий в метаболизме, –

1) генетика

2) селекция

3) органическая химия

4) молекулярная биология

59. Начальные стадии онтогенеза позвоночных животных изучает наука

1) морфология

2) генетика

3) эмбриология

ЕГЭ 2005г.
ВАРИАНТ № 1
А1. Наука, классифицирующая организмы на основе их родства, —
1) экология
2) систематика
3) морфология
4) палеонтология
А2. Из приведенных формулировок укажите положение клеточной теории.
1) Оплодотворение — это процесс слияния мужской и женской гамет.
2) Онтогенез повторяет историю развития своего вида.
3) Дочерние клетки образуются в результате деления материнской.
4) Половые клетки образуются в процессе мейоза.
А3. Вещество, которое состоит из азотистого основания, дезоксирибозы и остатка фосфорной кислоты, — это
1) аминокислота
2) транспортная РНК
3) аденозинтрифосфат
4) нуклеотид
А4. Какая структура изображена на рисунке?
1) хромосома
2) эндоплазматическая сеть
3) комплекс Гольджи
4) микротрубочка
А5. В хлоропластах в световую фазу фотосинтеза используется энергия солнечного света для синтеза молекул
1) липидов 2) белков 3) нуклеиновых кислот 4) АТФ
А6. Уменьшение числа хромосом вдвое, образование клеток с гаплоидным набором
хромосом происходит в процессе
1) митоза 2) мейоза 3) дробления 4) оплодотворения
А7. Неклеточные формы, способные размножаться, только проникнув в клетку-мишень, — это
1) вирусы 2) бактерии 3) простейшие 4) лишайники
А8. Повышение жизнеспособности потомства происходит в результате размножения
1) спорами
2) почкованием
3) корневищем
4) семенами
А9. Парные гены, расположенные в гомологичные хромосомах и контролирующие проявление одного итого же признака, называют
1) аллельными
2) доминантными
3) рецессивными
4) сцепленными
А10. Определите на рисунке генотип гибридного потомства морской свинки, полученного от скрещивания гомозиготных родительских форм (черная (А) и мохнатая (В) шерсть доминирует


1) ААВb
2) АаВВ
3) АаВb
4) ааВb
А11. Изменение цвета шерсти у горностаевого кролика под воздействием температуры среды — пример изменчивости
1) модификационной
2) генотипической
3) соотносительной
4) комбинативной
А12. Полиплоидия применяется в селекции
1) домашних животные
2) культурных растений
3) шляпочные грибов
4) плесневых грибов
А13. Какова роль бактерий и грибов в круговороте веществ?
1) производители органических веществ
2) потребители органических веществ
3) разрушители органических веществ
4) разрушители неорганических веществ
А14. Часть клетки, с помощью которой устанавливаются связи между органоидами, обозначена на рисунке буквой

1) А 2) Б 3) В 4) Г
А15. У млекопитающих газообмен происходит в
1) трахеях
2) бронхах
3) бронхиолах
4) легочные пузырьках
А16. Изгибы позвоночника человека связаны с
1) прямохождением
2) трудовой деятельностью
3) формированием грудной клетки
4) развитием большого пальца кисти
А17. Организм человека снабжается витаминами, как правило, в процессе
1) энергетического обмена
2) поступления растительной и животной пищи
3) окисления органических веществ в клетках тела
4) превращения не растворимых органических веществ в растворимые
А18. Функция гормонов
1) образование ферментов
2) обеспечение организма энергией
3) участие в образовании безусловные рефлексов
4) регуляция процессов обмена веществ, роста и развития организма
А19. Окончательные анализ высоты, силы и характера звука происходит в
1) барабанной перепонке
2) слуховом нерве
3) слуховой зоне коры
4) внутреннем ухе
А20. При малокровии уменьшается количество
1) гемоглобина
2) лейкоцитов
3) лимфоцитов
4) антител
А21. Видом называется группа особей,
1) обитающих на общей территории
2) появившаяся в результате эволюции
3) скрещивающихся и дающих плодовитое потомство
4) созданные человеком на основе отбора
А22. Признаки, формирующиеся у особей в процессе естественного отбора, полезны
1) человеку
2) виду
3) биоценозу
4) окружающей среде
А23. Что служит материалом для естественного отбора, предпосылкой эволюционные изменений органического мира?
1) приспособленность
2) мутации
3) модификации
4) наследственность
А24. Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется
1) образованием большого количества пыльцы
2) наличием легкой неклейкой пыльцы
3) цветением до распускания листьев
4) наличием в цветках нектара, яркого венчика
А25. Среди ископаемых животных переходными формами считают
1) ихтиозавров
2) стегоцефалов
3) динозавров
4) бесхвостых земноводных
А26. У предков человека прямохождение способствовало формированию
1) сводчатой стопы
2) пятипалой конечности
3) мозгового отдела черепа
4) плечевого пояса
А27. У большинства видов растений и животные отсутствуют приспособления к антропогенным факторам вследствие того, что их воздействие
1) проявляется постоянно
2) зависит от климатических условий
3) носит случайным характер
4) носит ритмичный характер
А28. В биогеоценозе большое разнообразие видов растений и животные, разветвленные пищевые связи являются причинами его
1) смены
2) развития
3) саморегуляции
4) устойчивости
А29. Наибольшая роль человека в биогенной миграции атомов состоит в
1) вовлечении в биологический круговорот химических элементов
2) увеличении скорости круговорота воды
3) регулировании численности растений и животные
4) регулировании численности микроорганизмов
А30. Агроценозом называют
1) геологическую оболочку Земли, заселенную живыми организмами
2) территорию, временно изъятую из хозяйственного пользования
3) территорию, отведенную для сбора грибов, орехов, ягод и лекарственных растений
4) искусственную экосистему, возникающую в результате сельскохозяйственной деятельности человека
А31. Биогенная миграция в биосфере — это круговорот входящих в состав организмов
1) энергетических запасов
2) химических элементов
3) органических веществ
4) неорганических веществ
А32. Необходимое условие сохранения равновесия в биосфере —
1) постоянство климатических условий
2) замкнутый круговорот веществ и превращение энергии
3) усиление сельскохозяйственной деятельности
4) эволюция органического мира
А33. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 10% от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином в этой молекуле?
1) 10% 2) 20% 3) 40% 4) 90%
А34. При моногибридном скрещивании гетерозиготной особи с гомозиготной рецессивной в их потомстве происходит расщепление признаков по фенотипу в соотношении
1) 3:1 2) 9:3:3:1 3) 1:1 4)1:2:1
А35. Какое влияние на объем и среднюю плотность тела птиц оказывает перьевой покров с прослойкой воздуха между перьями?
1) не оказывает большого влияния на данные признаки птиц
2) способствует увеличению объема тела и уменьшению его средней плотности
3) вызывает увеличение объема тела и его средней плотности
4) приводит к уменьшению объема тела птицы и увеличению его средней плотности
А36. В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии
1) слизь 2) инсулин 3) желчь 4) соляная кислота
А37. Одно из доказательств родства кишечнополостных и простейших —
1) расположение клеток в два слоя
2) наличие стрекательных клеток
3) развитие организма из одной клетки
4) внеклеточное пищеварение
В1.Какие структурные компоненты входят в состав нуклеотидов молекулы ДНК?
A) азотистое основание: А, Т, Г, Ц
Б) разнообразные аминокислоты
B) липопротеины
Г) углевод дезоксирибоза
Д) азотная кислота
Е) фосфорная кислота
(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)
В2. Бактерии в отличие от растений
A) доядерные организмы
Б) содержат рибосомы
B) только одноклеточные организмы
Г) размножаются митозом
Д) хемосинтетики и гетеротрофы
Е) имеют клеточное строение
В3. Человек в отличие от позвоночных животных
A) имеет пять отделов головного мозга
Б) образует различные природные популяции
B) обладает второй сигнальной системой
Г) может создавать искусственную среду обитания
Д) имеет первую сигнальную систему
Е) может создавать и использовать орудия труда
В4. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.
ОТДЕЛ
А) Папоротниковидные
Б) Голосеменные
ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ
1) в большинстве — травянистые растения
2) преобладают деревья и кустарники
3) размножаются спорами
4) размножаются семенами
5) оплодотворение не связано водной средой
В5. Установите соответствие между строением мышечной ткани и ее типом.
СТРОЕНИЕ МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ
1) клетки достигают размера 10—12 см
2) имеет поперечную исчерченность
3) клетки имеют веретеновидную форму
4) клетки многоядерные
5) иннервируются вегетативной нервной системой
ТИП МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ
А) гладкая
Б) скелетная поперечнополосатая
В6. Установите соответствие между характеристикой мутации и ее типом
ХАРАКТЕРИСТИКА МУТАЦИИ
1) включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК
2) кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке
3) нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка
4) поворот участка хромосомы на 180°
5) изменение числа хромосом по отдельным парам
6) удвоение нуклеотидов в ДНК
ТИП МУТАЦИИ
A) хромосомные
Б) генные
B) геномные
В7. Установите последовательность процессов, происходящих на рибосоме.
A) тРНК отрывается от и РНК и выталкивается из рибосомы
Б) рибосома нанизывается на иРНК, в ней размещается два триплета
B) к двум триплетам присоединяются два комплементарных триплета тРНК, с аминокислотами рибосома перемещается на соседний триплет, к которому тРНК доставляет новую аминокислоту
Д) рядом расположенные аминокислоты на рибосоме взаимодействуют с образованием пептидной связи
С1. Каковы причины появления влажного смога в крупные городах?
С2. Составьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумента третьего порядка в составленной цепи.
С3. Какие основные процессы происходят в темновую фазу фотосинтеза?
С4. В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли?
С5. У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца (рецессивным признак — h) родились две дочери и два сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак свертываемости крови сцеплен с полом.
С6. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Объясните, как может измениться жизнь дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые.

В6: БВБАВБ

С1: Смог - сильное загрязнение воздуха в промышленных центрах и крупных ородах, вызванное сочетанием тумана и примесей дыха и газообразных отходов производств: угарный газ, диоксид серы, растовряющийся в каплях тумана с образованием кислоты, вызывающей разрушение металлов и сооружений, вредно действующий на здоровье людей иживотных.

С2: перегной, ком.муха, паук, б.синица, ястреб. консумент 3 порядка - синица.

С3: тесновая фаза протекает в строме хлоропластов. Связана с фиксацией углерода, образованием триоз, промежуточных нестойких гексоз и глюкозы.

С4: биосфера - живая оболочка Земли по В. Вернадскому. Имеет мозаичное строение, т.к. состоит из экосистем (по Тенсли).Является экосистемой планетраного масштаба и открытого типа, т.к. нуждает в поступлении солнечной энергии. Характеризуется биогеохимческим круговоротом и потоком энергии. Степень воспроизводства циклов 98%, и часть вещества накапливается (резервируется) в осадочных г.п., атомсфере, гиросфере, живых организмах. Биосфера способна быстро наращивать массу вещества, интенсивно размножаться и осваивать все живое пространство, способна к движение под действием сил гравитации, устойчива в течении жизни, но быстро разлагается, адаптируется к условиям, высокая скорость реакции. Основа биосферы - живое вещество, которое захватывает и переспределяет неживое вещество, создает биокосное т.п.

С5: родители - Х D Х D - зд. женщина, XdY -гемофилик

дети: девочки - 2ХDXd - носители; мальчики - 2ХDY - здоровые.

С6: уничтожение растительноядных насекомых привдет к экологической катастрофе: некому будет опылять цветковые, распространять семена, отсуствие корма для насекомоядных птиц и т.п.

Тестовая работа по теме «Организм»

1 вариант

Часть А.

К каждому из заданий А1-А10 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа запишите в тетради.

A1. Какая наука классифицирует организмы на основе их родства?

1) экология

2) систематика

3) морфология

4) палеонтология

A2. Сколько хромосом в половых клетках плодовой мухи дрозофилы, если в её соматических клетках содержится 8 хромосом?

1) 12

2) 10

3) 8

4) 4

A3. Половое размножение организмов эволюционно более прогрессивно, так как оно

1) способствует их широкому распространению в природе

2) обеспечивает быстрое увеличение численности

3) способствует появлению большого разнообразия генотипов

4) сохраняет генетическую стабильность вида

A4. Какая фаза деления клетки следует за анафазой?

1) профаза

2) метафаза

3) анафаза

4) телофаза

А5. В какой части сперматозоида содержатся хромосомы отца? 1) в цитоплазме 2) в рибосомах 3) в ядре 4) в митохондриях

А6. Пластический обмен в клетке характеризуется

1) распадом органических веществ с освобождением энергии 2) образованием органических веществ с накоплением в них энергии 3) всасыванием питательных веществ в кровь 4) превращением пищи с образованием растворимых веществ

А7. Внутреннее оплодотворение характерно для

1) костных рыб

2) бесхвостых земноводных

3) хвостатых земноводных

4) пресмыкающихся

А8. В процессе фотосинтеза происходит

1) синтез углеводов и выделение кислорода

2) испарение воды и поглощение кислорода

3) газообмен и ассимиляция жиров

4) выделение углекислого газа и ассимиляция белков

А9. Энергия, необходимая для круговорота веществ, вовлекается из космоса

1) гнилостными бактериями

2) растениями в процессе фотосинтеза

3) клубеньковыми бактериями

4) организмами гетеротрофами

А10. Процесс энергетического обмена начинается с

1) синтеза глюкозы

2) расщепления полисахаридов

3) синтеза фруктозы

4) окисления пировиноградной кислоты

Часть В

B1 . Выберите три верных ответа из шести.

Биологическое значение мейоза заключается в

1) предотвращении удвоения числа хромосом в новом поколении 2) образовании мужских и женских гамет 3) образовании соматических клеток 4) создании возможностей возникновения новых генных комбинаций 5) увеличении числа клеток в организме 6) кратном увеличении набора хромосом

B2 . Установите последовательность процессов, происходящих в интерфазной клетке.

А) на одной из цепей ДНК синтезируется иРНК Б) участок молекулы ДНК под воздействием ферментов расщепляется на две цепи В) иРНК перемещается в цитоплазму Г) на иРНК, служащей матрицей, происходит синтез белка

В3. Установите соответствие между особенностями питания организмов и их способами.

ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ СПОСОБЫ ПИТАНИЯ

1) захватывают пищу путём А) автотрофы

фагоцитоза Б) гетеротрофы

2) используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ