Эскадренные броненосцы типа «Пересвет»

Эскадренные броненосцы типа "Пересвет" - уникальная серия броненосцев, отличавшихся высокой скоростью и дальностью хода при ослабленном вооружении и бронировании. В сущности представляли собой то, что несколько позже будет составлять отдельный класс линейных крейсеров. Построено три корабля: "Пересвет", "Ослябя" и "Победа". Броненосцы активно участвовали в Русско-японской войне и все были в ходе нее потеряны: "Ослябя" погиб в Цусимском сражении, "Пересвет" и "Победа" - в осажденном Порт-Артуре.

 

 

 

 

 

Схема броненосцев типа "Пересвет"

Эскадренный броненосец "Пересвет"

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение: 13 810 т.

Длинна: 132,4 м.

Ширина: 21,8 м.

Скорость хода: 18 узлов.

Дальность плавания: 6 200 миль при 10 узлах.

Вооружение:

  • 4 орудия калибра 254 мм;
  • 11 орудий калибра 152 мм;
  • 20 орудий калибра 75 мм;
  • 20 орудий калибра 47 мм;
  • 6 орудий калибра 37 мм.
  • 2 десантных орудия Барановского калибра 63,5 мм.;
  • 5 торпедных аппаратов (381 мм).

Бронирование: до 229 мм.

Экипаж: 778 человек, из них 28 офицеров.

Первый корабль серии введен в строй: 1901 г.

 

Проектирование и строительство.

Проектирование.

Корпус броненосца "Пересвет" после спуска на водуПоскольку во второй половине XIX века в качестве вероятного противника российского флота рассматривались, в первую очередь, британские корабли (эхо Крымской войны), в умах ряда флотских начальников возникла идея блокады британских торговых путей с помощью кораблей, обладавших хорошим ходом и большой дальностью плавания. В рамках этой концепции был создан, в том числе крейсер "Рюрик".

В середине 1894 г. Морскому техническому комитету было поручено разработать эскизный проект "броненосца-крейсера" с вторичным бронированием и вооружением: приоритет отдавался ходовых качествам. После рассмотрения ряда представленных проектов остановились на варианте броненосца водоизмещением около 12 000 тонн, с вооружением из четырех 254-мм орудий (уже в процессе строительства была попытка заменить их на 12-дюймовые, но сделать это было уже невозможно) и скоростью хода в 18 узлов.

При разработке проекта учитывались характеристики английских броненосцев второго класса "Ринаун" и французских "Шарлемань". От первого "Пересвет" перенял саму концепцию облегченного броненосца, а от второго - общую схему расположения артиллерии среднего калибра.

Постройка и испытания.

"Пересвет" в достройкеОфициальная закладка "Пересвета" состоялась на Балтийском заводе 09.11.1895 г., в тот же день на верфях Нового Адмиралтейства заложил однотипный "Ослябя". Незначительно усовершенствованная "Победа" была заложена позже - 30.05.1898 г. и уже в рамках программы "Для нужд Дальнего Востока".

Строительство шло с рядом проблем: постоянно срывались сроки поставки комплектующих и отдельных механизмов, кроме того, периодически возникали дополнительные изменения уже утвержденного проекта. Тем не менее, в 1900 г. "Пересвет" без части артиллерии вышел на ходовые испытания. Второй корабль серии - "Ослябя" - был достроен только в 1902 году, при этом "Победа", заложенная намного позже, его опередила.

Столь существенные проблемы с постройкой броненосцев были тем более обидными, поскольку изначально серия планировалась как простая и дешевая в производстве. Впрочем, если говорить о цене, то "Пересветы" действительно были относительно недороги.

"Ослябя" во время ходовых испытанийИспытания броненосцев прошли в целом успешно: скорость оказалась даже выше проектной ("Пересвет" достиг 19 узлов). В тоже время не обошлось и без разочарований: на первых испытаниях выявили перегрев подшипников, что для броненосца-рейдера было серьезной проблемой, кроме того обнаружился перерасход угля, особенно на холостом ходу.

Если проблемы с подшипниками решить удалось без особых усилий, то излишня "прожорливость" стала хронической болезнью всех трех броненосцев серии. Еще одной неожиданностью на испытаниях стало требование Николая II переделать мостик таким образом, чтобы с него можно было видеть корму.

Другие механизмы и узлы новых кораблей особых замечаний не вызвали и, после полного цикла испытаний, "Пересвет", "Ослябя" и "Победа" пополнили состав флота Российской Империи. "Пересвет" вступил в строй в августе 1901 г., "Победа" - в октябре 1902 г., а "Ослябя" - в июне 1903 г.

 

Описание конструкции.

 

"Победа" на полном ходуБроненосцы "Пересвет" отличались чрезвычайно узнаваемой внешностью, чему немало способствовал высокий борт, в казематах которого размещалась многочисленная артиллерия.

Впечатляли и размеры кораблей: длина составляла 132,4 м., ширина - 21,8 м., осадка составляла 8,43 м. Таким образом пропорции корабля были скорее "крейсерские" с большой длиной корпуса при умеренной ширине, в отличие от бочкообразных и коротких броненосцев того времени.

Корпус был разделен на 10 водонепроницаемых отсеков, каждый из которых имел собственную систему откачки воды. "Пересвет" стал не первым кораблем, на котором было применено подобное новшество (ранее откачка воды обеспечивалась через единую магистральную трубу, проходившую по всему корпусу), но безусловно одним из первых.

Бронирование.

На палубе "Пересвета" - вид с кормы на правый бортБронирование кораблей было облегченным, хотя назвать его слабым нельзя. Главный бронепояс достигал толщины 229 мм., а верхний состоял из 120-мм броневых плит. При постройке броненосцев использовалась гарвеевская броня, которая заметно уступала по стойкости броне, закаленной по методу Круппа.

Защиту дополняла карапасная бронепалуба переменной толщины: на скосах палуба доходила до 82,6 мм. Лобовая броня башен главного калибра составляла 229 мм., бронирование казематов доходило до 127 мм, при этом вся основная артиллерия имела броневую защиту. Боевая рубка прикрывалась 152-мм броней.

Как показало Цусимское сражение, бронирование "Пересветов" было недостаточным: из-за высокого сплошного борта броненосец был прекрасной мишенью, резко выделяясь на водной поверхности, и на средних дистанциях огневого боя попасть в него не составляло труда. В то же время, в ходе боя в Желтом море "Победа" и "Пересвет" показали достаточную прочность конструкции, хотя эти корабли и не являлись приоритетными целями японской эскадры (когда японская эскадра перенесла весь огонь на "Пересвет", японцам, по-сути, уже нечем было стрелять, а "Победа" под плотный огонь ни разу не попала).

Энергетическая установка и ходовые качества.

Энергетическая установка кораблей не отличалась абсолютно никакими новшествами: 3 вертикальные паровые машины тройного расширения и 30 котлов Бельвиля производства Балтийского завода. Установка была относительно надежной, но из-за особенностей конструкции отличалась значительным расходом угля.

Запас хода превышал 6 000 миль, что соответствовало назначению "броненосцев-крейсеров" и техническому заданию. В движение корабль приводили 3 гребных винта, максимальная скорость составляла 18-19 узлов. 

Вооружение.

Броненосец "Победа". Хорошо видна артиллерия корабляПоскольку увеличение скорости и дальности хода достигалось за счет экономии на других системах корабля, вооружение броненосцев типа "Пересвет" было не вполне традиционным. Вместо классических 12-дюймовых орудий он был оснащен четырьмя 254-мм орудиями в носовой и кормовой башнях. Разумеется, уменьшение калибра огневой мощи кораблям не добавило. В то же время был у этих орудий и определенный сюрприз для возможного противника: за счет хорошего угла возвышения, орудия могли забрасывать снаряды на дистанцию более 17 км., что не уступало дистанции стрельбы орудий калибра 305 мм. Впрочем, попасть на такой дистанции в то время можно было разве что случайно.

Вспомогательная артиллерия состояла из традиционной батареи 152-мм орудий Канэ. "Пересвет" нес 11 таких орудий, расположенных в казематах, часть которых была двухъярусной. Противоминный калибр был представлен двадцатью 75-мм пушками, двадцатью 47-мм орудиями Гочкиса и шестью 37-мм орудиями. Помимо всего вышеперечисленного броненосцы имели по три надводных и два подводных торпедных аппарата.

Оборудование и вспомогательные системы.

При проектировании "Пересвета" его создатели в полной мере использовали те преимущества, которые предоставляла электроэнергия: электроприводы орудий были совершенными и мощными, а внутренние системы связи обеспечивали прекрасную скорость и четкость передачи приказов. Как и все крупные корабли начала XX века "Пересвет" был оборудован радиостанцией.

 

Служба. 

"Победа" и "Пересвет" в осажденном Порт-Артуре.

"Победа" и "Пересвет" в Порт-АртуреБроненосцы типа "Пересвет" задумывались и создавались как сверхкрейсеры, способные нанести тяжелейший урон торговым путям противника и отбиться от любого преследования. Увы, в этом качестве ни один из броненосцев не служил, напротив, условия Русско-японской войны поставили их в линейный строй более мощных броненосцев и под огонь таких же тяжелых броненосцев, к которому "Пересветы" были не приспособлены.

"Победа" и "Пересвет" встретили начало войны в Порт-Артуре и повторили судьбу Тихоокеанской эскадры: многочисленные стычки с японскими кораблями и губительный огонь осадной артиллерии. В ходе боя в Желтом море оба корабля показали себя неплохо: "Пересвет" получил до 13 попаданий 12-дюймовыми снарядами, но, несмотря на тяжелые повреждения, оставался в строю до конца. При этом отвечал он весьма точно: именно на счет "Пересвета" относится разрушенная кормовая башня "Сикисимы". "Победа" в том бою серьезно не пострадала: огонь японцев ни разу на ней не сосредотачивался. См. Бой в Желтом море. Зато в начале осады Порт-Артура "Победа" подорвалась на мине, что позволило продемонстрировать весьма приличную живучесть: воду насколько могли откачали и своим ходом добрались до гавани.

Повреждения броненосца "Пересвет"После захвата горы Высокой, флот в гавани оказался под ураганным огнем японской артиллерии. "Победа" и "Пересвет" получили многочисленные попадания, на "Пересвете" вспыхнул сильный пожар. Оба корабля легли на грунт и были оставлены экипажами.

"Победа" в японском флоте.

Позже броненосцы были подняты японцами и включены в состав флота. "Пересвет" переименовали в "Сагами",  а "Победу" - в "Суо". Последняя большую часть времени использовалась как учебное судно, но с началом Первой мировой войны вернулась в строй и участвовала в осаде Циндао. В 1922 году корабль разобран на металл.

Возвращение "Пересвета" в Россию и гибель корабля.

Что касается "Пересвета", то его судьба был более драматичной. В 1916 г. броненосец был выкуплен русским правительством и прибыл во Владивосток, где констатировали весьма плачевное состояние корабля. После спешного ремонта "Пересвет" направился в европейскую часть России, но 22 декабря 1916 г., находясь недалеко от Порт-Саида, он подорвался сразу на двух немецких минах. Корабль начал быстро погружаться под воду, 261 член экипажа погиб, остальные были подобраны английскими и французскими кораблями.

"Ослябя" в Цусимском сражении.

Не приходится завидовать и судьбе "Осляби" - включенный в состав Второй Тихоокеанской эскадры броненосец открыл длинный список жертв Цусимского сражения. После выхода из строя "Князя Сувоврова" огонь японской эскадры обрушился на броненосец, в результате чего он загорелся и получил многочисленные подводные пробоины. Вскоре корабль лег на борт и быстро затонул, спастись успели 349 человек. Командир "Осляби" - Владимир Иосифович Бэр отказался покидать обреченный броненосец и погиб вместе со своим кораблем. См. Цусимское сражение.