"БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ".

Вторжение Германии в Польшу 1 сентября 1939 года ввергло мир в самую кровопролитную из всех войн, когда-либо бушевавших на Земле. Несмотря на то, что начиная с 1933 года Германия усиленно готовилась к войне, ее подводный флот был лишь на седьмом месте по численности и почти не имел баз для действий против главного противника Германии на море в возможной крупной войне - Великобритании. Для сравнения - численность ПЛ в ВМФ разных стран: Германия-56, Франция-77, США-99, Италия-115, СССР-218. Все подводные лодки Германии были построены после 1934 года, так как по Версальскому мирному договору 1919 года Веймарская республика лишалась права иметь подводные лодки, крупные надводные корабли, танки и авиацию. Несмотря на этот запрет, новые самолеты и танки, произведенные на "совместных предприятиях" испытывались на полигонах в Советской России, в Германии строились 3 "карманных линкора", а в Нидерландах концерн "Голландское бюро по развитию подводных лодок" производил на экспорт подводные лодки, спроектированные немецкими конструкторами на основе опыта Первой Мировой Войны, развивая таким образом новые технологии в строительстве ПЛ.

В результате этого, когда Гитлер в июне 1935 года обьявил о морском соглашении с Англией, дававший "Кригсмарине" право иметь надводный флот в размере 35% от британского и подводный в размере 45% от английского, первая немецкая подводная лодка U-1 была спущена на воду за 10 дней.
Всего же во время войны в Германии было заложено около 2000 ПЛ, а в строй вступили 1155 (из них были потоплены 725 субмарин).

Подводная война в Атлантике началась 3 сентября 1939 года,когда U-30 потопила пассажирский лайнер "Афения", который вез 1103 пассажиров, включая 300 американцев. Погибло 128 человек. Это вызвало бурю негодования у Гитлера, боявшегося испортить отношения с США и повторить ошибку кайзеровской Германии, которая потоплением весной 1915 года пассажирского судна "Лузитания" дала повод сторонникам вступления США в войну на стороне Антанты усилить давление на прави-тельство страны.

У Деница были также и другие поводы для беспокойства: когда 14 сентября 1939 года U-39 атаковала бритаский авианосец "Арк Ройал", её торпеды подорвались слишком рано, не нанесли вреда авианосцу и привлекли внимание английских эсминцев, которые и потопили ПЛ(проблемы с новыми торпедами, имевшими магнитные детонаторы, преследовали немецкие ВМФ на протяжении нескольких лет - часто торпеды, попавшие в цели, не взрывались или взрывались слишком рано); другая проблема состояла в том, что немецкая промышленность не справлялась с пополнением потерь в ПЛ, а учитывая то, что 2/3 ПЛ должны были находиться в базах на ремонте или на переходах к районам патрулирования и что половина всех лодок "Кригсмарине" была типа II и имела малый радиус действия, то на патрулировании в Атлантике могло находиться не более 10 ПЛ.

Первый повод гордиться своими подводниками Германия получила 17 сентября 1939 года, когда U-29 потопила авианосец "Корейджеус". Сразу после этого Дениц во время визита Гитлера в Вильгельмсхафен (главную базу ВМС Германии) выступил со страстной проповедью о значении подводного флота и о том, что подводный флот в размере 300 субмарин, применяющий тактику "волчьей стаи"(способ атаки конвоев группой ПЛ, когда лодка обнаружившая конвой, идет рядом и сзывает по радио остальные ПЛ "стаи", а затем они вместе ночью атакуют) будет "средством, которое причинит решающий ущерб Англии в её самом уязвимом месте". 30 сентября Дениц стал контр-адмиралом, а 13 октября 1939 года подводная лодка U-47 капитан-лейтенанта Гюнтера Прина ночью проскочила в главную базу ВМФ Англии и двумя атаками (во время первой сдетонировала только одна торпеда из пяти) потопил линкор "Ройал Оук".
Результатом этой блестящей атаки стало не только награждение Гитлером Гюнтера Прина Рыцарским крестом, а каждого члена экипажа - Железным крестом, но и снятие многих ограничений на методы ведения войны подводными лодками. Именно атаку Прина можно считать началом крупномасштабной подводной войны против ВМФ Великобритании.

Захват Вермахтом Франции, Бельгии и Нидерландов в свою очередь тоже дал Германии великолепные базы на Атлантическом побережье Франции (такие как Брест, Лорьян, Сен-Назер, Ла-Рошель, Бордо и другие) близость которых к основным районам охоты немецких подводных лодок увеличило время их патрулирования на 1 неделю. Еще до заключения перемирия с Францией, 15 мая 1940 года из Вильгельсхафена отправился Виктор Ёрн на U-37. Он был первым подводником, который плавал в "счастливые времена" - потопив 11 судов общим тоннажем 43000 тонн Ёрн развеял уныние среди немецких подводников, царившее после неудач зимы-весны 1940 года. Скоро появились и другие подводные асы - Отто Кречмер, потопивший за одно патрулирование семь судов противника, Иоахим Шепке, Прин, который потопил суда общим тоннажем 66000 тонн. В июне Верховное Командование объявило о полной блокаде Британских островов, что означало возможность подводным лодкам топить все, что плавало на воде (конечно были и ограничения - например в течении долгого времени, вплоть до объявления Германией войны США 11 декабря 1941 года, немецкие ПЛ не могли атаковать американские корабли, эскортировавшие конвои с грузом для Великобритании).

Дениц применял особый метод измерения эффективности действий своих подводных лодок - "коэффициент полезного действия", измерявшейся в ежедневном среднем тоннаже потопленных кораблей противника на одну подводную лодку.
Этот "коэффициент" поднялся с 514 т в июне до 594 т в июле, затем до 664 т в августе и 758 т в сентябре, достигнув высшей точки за всю войну в октябре – 920 т. Но начиная с осени 1940 года англичане положение стало меняться. Британские ВВС, не проиграв "Битву за Англию", отвели угрозу немецкого вторжения на Британские острова и английский флот, усиленный 50 старыми американскими эсминцами, смог выделить больше кораблей для эскорта конвоев, ранее шедших через Атлантику с не более чем одним легким крейсером в качестве прикрытия.
Тактика "волчьей стаи", над которой Дениц работал с конца I Мировой войны, полностью себя оправдала. У Деница была только одна проблема - ему не хватало лодок. Имея 1 сентября 1940 года 27 пригодных для операций в Атлантике ПЛ, он не мог широко использовать метод "стаи", а из-за того что в конце 1940 г. в месяц в строй вводилось по 6 лодок, Дениц не мог с уверенностью сказать, сможет ли он когда-либо развернуть столь необходимые ему 300 ПЛ в Атлантике. Гитлер пообещал ему постройку 25 подводных лодок каждый месяц, но только к 1943 году промышленность Германии приблизилась к этому показателю, не успев его достигнуть тогда, когда Англия была на пороге поражения.
Несмотря на то, что у него было достаточно много ПЛ чтобы в новом, 1942 году, снова попытаться отрезать Британию от её колоний, Дениц написал: "1941 год закончился в атмосфере беспокойства и тревоги". В войну вступили США...

Пытаясь с самого начала боевых действий американским флотом захватить инициативу у восточного побережья США, Дениц начал операцию "Барабанный бой". 13 января 1942 года 5 ПЛ типа IX прибыли в район своих действий. Спустя месяц после Пёрл-Харбора, американские танкеры с нефтью и транспорты продолжали плавать так, как они плавали до войны - без эскорта, ярко освещенные, с капитанами, ведущими незашифрованные радиопереговоры, они стали великолепными целями для "волков" Кригсмарине. Наступило "второе счастливое время" или "сезон американской охоты" - до 1 февраля было потоплено 13 судов, а в феврале бойня началась и в Карибском море - только 16 февраля США потеряли 8 танкеров. Черчилль был вынужден послать несколько корветов для помощи флоту США, который никак не мог начать конвойные операции у своих берегов.

Первую лодку Дениц потерял 13 апреля 1942 года, когда U-85 была потоплена кораблем "Ропер" американских ВМС. Английская радиопеленгаторная система "хафф-дафф", установленная на кораблях сопровождения, и новые радары на патрульных самолетах привели к увеличению потерь среди немецких подводных лодок. Германия ответила на эти нововведения союзников системой "метокс", которая предупреждала лодку о приближении самолета или корабля с радаром и увеличением строительства ПЛ до 20 шт в месяц.

Дениц имел на 1 июля 1942 года 331 подводную лодку, из которых только 101 была пригодна для операций в Атлантике. "Волчьи стаи" собирались в середине океана, вне пределов дальности новейших бомбардировщиков. Но полоса плохой погоды в сентябре задержала развертывание требуемых Деницу 4 "стай" и он отвлек часть своих ПЛ для операций в Южной Атлантике.

12 сентября 1942 года в районе Фритауна U-156 потопила вооруженный транспорт "Лакония", перевозивший 1800 итальянских военнопленных и много женщин и детей. Несмотря на приказ Деница не подвергать себя опасности, спасая людей с потопленных судов, командир U-156 Вернер Хартенштейн отдал приказ спасать людей с "Лаконии", погрузил 263 человека на ПЛ и стал буксировать 4 шлюпки, набитых спасенными. Дениц направил в этот район для спасения людей с "Лаконии" еще 3 лодки, в том числе U-506 и U-507. Вернер объявил о том, что он не будет атаковать корабли союзников если они помогут ему в спасении людей. 16 сентября бомбардировщик Б-24 атаковал подводную лодку с забитой мирными гражданами Англии и итальянцами палубой, повредив её. Наконец 17 сентября подошли корабли Франции и приняли на борт 1111 чел. Результатом всего этого стало выведение немецких ПЛ из Южной Атлантики и приказ Деница, вводивший запрет на любые попытки спасти пассажиров и экипаж с потопленных судов.

Шторма зимы 1943 года задержали развитие операций подводных сил Германии в Атлантике, а в Берлине Гитлер, после проваленной атаки тяжелого крейсера "Хиппер" и броненосца "Лютцов" на союзный конвой у побережья Норвегии, отправил в отставку гросс-адмирала Редера и назначил главнокомандующим немецким флотом Деница, которому было 51 год. Теперь Дениц мог сосредоточить большую часть ресурсов Германии, которые отдавались на строительство флота, на производстве ПЛ. Министр вооружения и военной промышленности Альберт Шпеер развернул массовое строительство ПЛ, доведя его до 30 шт в месяц, то есть уровня, который Дениц определил еще в 1939 году как необходимый для эффективного противодействия судоходству союзников.

В феврале 1943 года из более чем 400 ПЛ Германии 164 участвовало в операциях в Атлантике. Уничтожение 63 судов союзников общим водоизмещением 359 328 тонн вселяло в подводников оптимизм.

Но апрель и май завершились разгромом немецких подводных сил в Атлантике. Используя новые радары, работавшие в сантиметровом диапазоне, которые не засекались системой "метокс", в результате были уничтожены в мае 41 подводная лодка Деница. Вынужденный вывести свои лодки из Северной Атлантики 24 мая 1943 года, он позволил союзникам использовать для патрулирования Бискайского залива больше самолетов, в результате чего количество потоплений ПЛ в нем резко возросло. 2 августа Дениц приостановил все рейсы своих подводных лодок в заливе.

Пытаясь как-то противостоять действиям союзников, Гитлер отдал приказ увеличить темпы строительства подводных лодок и довести их ежемесячное производство до 40 шт. Одновременно начались работы над "электролодкой", которая должна была иметь больше батарей, что увеличивало время плавания под водой. Другой мерой была установка "шноркеля" (устройство, которое выводило из шедшей в подводном положении лодки выхлопные газы и подавало свежий воздух, в результате чего лодка могла идти на дизеле под водой сутками) на имеющиеся ПЛ. Одновременно были разработаны новые акустические торпеды "заукёнинг" и детекторы радарного излучения "Наксос", созданные фирмами "Хагенук" и "Телефункен", наконец-то обнаруживавшие излучение в 10-сантиметровом диапазоне. Но союзники ответили собственной акустической торпедой "фидо", применявшейся с самолетов, и буи, буксировавшиеся за кораблями конвоев и создававшие шумы, отвлекая торпеды "заукёнинг" на себя. Гонка технологий продолжилась - немцы изобрели торпеду FAT, которая после выхода из торпедного аппарата некоторое время шла по прямой, а затем начинала двигаться зигзагом, имея много шансов попасть в одно из судов в плотных колоннах конвоя. Лучшей торпедой Кригсмарине стала "Lerche", которая имела систему телевизионного наведения и могла корректироваться по кабелю длиной около 6 км. На конечном участке траектории включалась акустическая система наведения, более совершенная, чем на "заукёнинг" и не отвлекаемая постановщиками помех. К несчастью для Деница, эта торпеда появилась только в самом конце войны.
Появилась и антенна детектора радарного излучения "метокс", которую не могли обнаружить английские радары 10-см диапазона.

Попытка Деница снова завоевать инициативу в Атлантике осенью 1943 года, несмотря на успех в первом сражении 20 сентября (стая из 19 ПЛ потопила 3 корабля эскорта и около 9 транспортов), потерпела неудачу. Он потерял много лодок с хорошими экипажами. Немцы потеряли четыре пятых своих подводных танкеров типа XIV, а строительство новых лодок типов XXI и XXIII, запаздывало, вынуждая Деница практически свернуть свои операции в Южной и Западной Атлантике. 1943 год считается переломным годом в борьбе на коммуникациях союзников, завершившийся разгромом "волков" Германии.

В 1944 году все боевые действия в Атлантике свелись к попытке немецких подводных лодок остановить вторжение союзных сил во Францию (операция "Оверлорд"). Боевые действия на коммуникациях союзников если не прекратились, то во всяком случае немецкий флот потерял всякую надежду на "отсечение" Англии от колоний и союзников. Боевые действия в Ла-Манше с июня по начало августа 1944 года протекали при полном господстве союзников в воздухе и на море. Из 60 ПЛ, которые выделил Дениц для противодействия десантному флоту союзников, смогли действовать только оснащенные шноркелями, которые постоянно находясь под водой, потопили 12 транспортов, 4 десантных судна и 5 кораблей охранения при потере 20 своих лодок. Освобождение Франции лишило Деница баз в Бискайском заливе (даже если база и оставалась в руках осажденных немцев, то использовать ее для ремонта и снабжения Пл было невозможно), и подводная война осенью 1944 года вернулась туда, откуда 5 лет назад она началась - в прибрежные воды Британских островов.

Надежды Деница использовать новые ПЛ для захвата инициативы на море не сбылись - в боевых действиях успели поучаствовать только 8 экспериментальных лодок, предназначенных для действий в прибрежных водах. Потопив несколько судов союзников они не смогли повернуть ход истории вспять. Первой и последней ПЛ типа XXI которая успела выйти в море до конца войны, была U-2511 под командованием ветерана Адальберта Шнее. Выйдя из Бергена 30 апреля 1945 года она нашла для себя цель только 4 мая, уже после приказа Деница, ныне руководителя Германии о прекращении боевых действий на море. Заключительное послание гросс-адмирала Деница своим подводникам от 5 мая 1945 года гласило: "Вы сражались как львы. Непревзойденные и безупречные, вы складываете свое оружие после героической битвы, не имеющей себе равных".

Боевые действия на Северном ТВД (Норвегия, Баренцево и Норвежские моря) начались с вторжения Германии в Данию и Норвегию 9 апреля 1940 года. Несмотря на то, что все наличные силы германского поводного флота (31 подводная лодка) были брошены на перехват английского флота, который сразу же стал прикрывать переброску английских войск в Норвегию, из 38 атак на британские корабли успешно завершилась только одна, в ходе которой был потоплен один транспорт. Неудачи ПЛ Деница были вызваны плохими торпедами, неотработанной тактикой действия лодок и знание англичанами по найденной на германском судне карте мест расположения подводных лодок.

Действия в Арктике с новой силой развернулись начиная с 22 июня 1941 года, когда после нападения Германии на СССР в северные порты СССР пошли конвои из Великобритании и позднее из США. Основной ударной силой Германии в борьбе с союзными конвоями и внутренними водными коммуникациями СССР в 1941-1942 годах была авиация. Подводным лодкам было мало работы и они её плохо выполняли - часто поврежденные торпедами транспорты доходили до пунктов своего назначения, как например в случае с транспортом из конвоя PQ-8 в январе 1942 года или с торпедированной 26 августа плавбазой ВВС Северного Флота "Мария Ульянова". В 1941 году немцам не удалось потопить ни одного судна союзников в конвоях из Англии в СССР и обратно.

Боевые действия в 1942 году расширились – комбинированными действиями авиации, подводных лодок и надводных кораблей немцам удалось потопить 69 транспортных судов и 5 кораблей охранения в северных конвоях ("северными конвоями" здесь и далее будут называться конвои из Великобритании в северные порты СССР - Мурманск, Архангельск и другие, и обратно). Действия ПЛ разрастались - подводная лодка потопила 17 января английский эсминец "Матабеле" и повредила транспорт "Харметрес", а 30 апреля крейсер "Эдинбург", груженый золотом в счет поставок по ленд-лизу, был поврежден ПЛ U-456 и затем потоплен атакой немецких эсминцев. Наибольшие потери понесли конвои PQ-16, 17 и 18 - PQ-16 потерял от атак авиации 6 транспортов, а от атак ПЛ - один, истребление 24 транспортов из 36 в конвое PQ-17 вызвало шок в руководстве английского флота, которое приостановило на полтора месяца все конвои в советский союз по арктическим морям. PQ-18 потерял 12 транспортов из 40, поставив несмотря на это рекорд по разовой доставке грузов в СССР за время войны.

Все эти достижения немцев в борьбе с конвоями были достигнуты при господстве в воздухе, а когда количество самолетов уменьшилось, успехи ВМФ Германии уменьшились.

Германия непрерывно наращивала численность ПЛ на Севере - к началу 1943 года они имели там 31 подводную лодку, потеряв только в атаке на PQ-18 3 лодки из 12, бывших в составе "стаи". Действия подводных лодок в 1943 году в Арктике закончились тем же, чем и в Атлантике - неудачей. ПЛ и авиацией было потоплено 4 транспорта из северных конвоев и 6 транспортов на внутренних линиях СССР. В 1943 году количество атак английских и советских эсминцев на подводные лодки выросло, но подтвердить факт уничтожения ПЛ не всегда возможно.

В 1944 и 1945 годах немцам удалось сохранять угрозу коммуникациям союзников, потопив в северных конвоях в 1944 году 6 транспортов и 3 корабля охранения и в 1945 году 4 транспорта и 5 кораблей охранения. Но поддержание такого "давления" стоило больших жертв - только советскими эсминцами было потоплено две ПЛ в 1944 году - U-344 22 августа и U-387 9 декабря и одна в 1945 году - U-286 22 апреля. Всего же немцы потеряли в борьбе с союзными коонвоями 27 подводных лодок.

После того как "Молниеносная война" против СССР потерпела поражение, в штабе германского флота решили привести в исполнение план о переброске нескольких ПЛ на базы ВМФ союзных с Германией Румынии и Болгарии, предложенный еще в марте 1941 года в процессе разработки операции "Барбаросса". Немцы не могли перевести свои или итальянские подводные лодки из Средиземного моря через проливы Босфор и Дарданеллы так как Турция твердо придерживалась нейтралитета в ходе Второй Мировой войны. Поэтому Германия была вынуждена перебрасывать свои ПЛ на 1800 км через всю Европу.

Уникальность этой операции состояла в том, что между Дрезденом-Юбигау (последней точки на Эльбе, до которой можно было довести самые малые немецкие подводные лодки типа IIB на понтонах) и Ингольдштадтом на Дунае, откуда лодки должны были быть отбуксированы до городов Линца и Галац, их нужно было перевезти по шоссе длиной 450 км. Возможность перевозки по железной дороге отпадала в силу её узкой колеи в Европе. Переброска по суше была проведена на специальных многоосных платформах грузоподъемностью по 60 т. Лодки для уменьшения общей высоты кантовали на борт, а для облегчения их веса с них сняли дизеля, другое крупногабаритное оборудование, торпеды, твердый балласт и др. Переброска 6 лодок 30-й флотилии началась весной 1942 года, а последней вступила в строй в Галаце U-20 в июле 1943 года. Вся операция от демонтажа ПЛ на Балтийском море до их вступления в строй заняла 10 месяцев. Этим же водно-шоссейным путем или по железной дороге Германия смогла перебросить на Черное море 30 торпедных катеров, 50 самоходных паромов, 23 тральщика и другие суда общим водоизмещением около 40 000 т.

Корабли 30-й флотилии успели совершить только 57 боевых походов и потопить 5 советских кораблей (из них 2 шхуны) прежде чем летом 1944 года Красная Армия вторглась в Румынию и стало ясно что СССР выиграл войну на Черном море. После авианалета на главную военно-морскую базу стран "Оси" Констанцу 20 августа (в ходе этого налета была потоплена подводная лодка U-9) все ПЛ были затоплены своими экипажами.

Действия немецких подводных лодок на всех театрах военных действий закончились поражением. На Балтике успехов у немцев было не много из-за того, что не было целей - Советский ВМФ не выводил свои крупные корабли из гаваней начиная с осени 1941 года, действуя подводными лодками и "москитным" флотом. Несмотря на это, Кригсмарине потерял в 1944 году несколько подводных лодок в Финском заливе в попытках остановить прорыв советских сил в Балтику.

Подводная война Германии не принесла ей победы, так же как и во время I Мировой войны. Существует мнение, что вид оружия не может принести победу, если в остальных видах противник сильнее вас. Так и получилось - надводные рейдеры Германии прекратили активные действия к началу 1943 года, люфтваффе начиная с 1942 года с трудом защищало саму Германию от налетов союзных бомбардировщиков и не могло эффективно помогать действиям ПЛ.

Дольше всего скоординированные действия надводного флота, подводных лодок и авиации продолжались на Северном ТВД - вплоть до 1943 года, приведя к тому, что словосочетание "северные конвои" стало синонимом быстрой смерти для моряков союзных флотов. Немецкие подводники в одиночку достигали успехов только в идеальных условиях - в "счастливые времена" лета-осени 1940 года, когда они действовали против плохо охраняемых малочисленным эскортом конвоев англичан и в "сезон американской охоты" зимой-весной 1942 года, когда они действовали на вообще не охраняемых коммуникациях у восточного побережья США. Колоссальный успех марта 1943 года был тоже достигнут при огромной концентрации сил и хорошей разведке.
Немцы проиграли "битву за Атлантику" из-за:
а)Пренебрежения к новым технологиям (в начальный период войны);
б)Отсутствия защиты с воздуха (особенно в Бискайском заливе);
в)Нехватки подготовленных экипажей;
г)Правильной тактики союзников;
д)Общего превосходства союзников.
е)Поражения немецких войск в России, повлекшего за собой уменьшения ассигнований на строительство ПЛ и НИОКР.
ж)Наличия такого союзника как Италия, которому немцы были вынуждены всегда помогать, посылая в Средиземное море свои лодки, отвлекая их от главной задачи - борьбы против конвоев и британского флота в водах Метрополии;
з)Знания англичанами кодов немецкого командования, что приводило к срыву хорошо спланированных операций.

Все это и привело к закономерному финалу, несмотря на всю стойкость и умение "волков" Германии. Войну выигрывают не асы и герои, а конструкторы, рабочие и "пушечное мясо" - даже если бы немцы имели к началу союзного вторжения во Францию в 1944 году несколько субмарин типа XXI, союзники бы просто разменяли по пять-шесть своих эсминцев за каждую из них и продолжили бы вторжение...

В войнах XX и XXI веков важнейшее значение имели, имеют и будут иметь не доблесть и количество военной техники к началу военного конфликта, а экономика, информационно-транспортная сеть и наука. Причем чем более они развиты, тем более уязвимы - опять же пример с "битвой за Атлантику" - переруби Германия коммуникации США и Великобритании, эти страны бы рухнули, не сумев создать флот и авиацию, необходимые для восстановления путей снабжения.

21 Мар

Подводный флот немцев во времена Второй мировой

В этой статье вы узнаете:

Подводный флот Третьего Рейха имеет свою интересную историю.

Поражение Германии в войне 1914-1918 года принесло ей запрет на строительство подводных лодок, однако после прихода Адольфа Гитлера к власти кардинально изменило ситуацию с вооружением в Германии.

Создание ВМФ

В 1935 году Германия подписало военно-морское соглашение с Великобританией, результатом которого стало признание субмарин устаревшим оружием, и получение, таким образом, разрешение на их строительство Германией.

Все подводные лодки входили в подчинение Кригсмарине - ВМФ Третьего Рейха.

Карл Демиц

Летом этого же 1935 года фюрер назначает Карла Дёница командующим всеми субмаринами Рейха, на этом посту он находился до 1943 года, когда был назначен главнокомандующим ВМФ Германии. В 1939 году Дёниц получил звание контр-адмирала.

Множество операций разрабатывал и планировал лично он. Через год, в сентябре Карл становится вице-адмиралом, а еще через полтора года получает звание адмирала, в это же время он получает Рыцарский крест с Дубовыми листьями.

Именно ему принадлежит большинство стратегических разработок и идей, применённых во время подводных войн. Дёниц создал из своих подчинённых подводников новую сверхкасту «непотопляемые Пиноккио», а сам получил прозвище «Папа Карло». Все подводники проходили интенсивную подготовку, и знали возможности своей субмарины досконально.

Тактика ведения боя подводными лодками Дёница была настолько талантлива, что получила у противника прозвище «волчьи стаи». Тактика «волчьих стай» была следующей: субмарины выстраивались таким образом, чтобы одна из подводных лодок смогла обнаружить приближение конвоя противника. Нашедшая противника субмарина передавала зашифрованное сообщение в центр, и дальше она продолжала путь уже в надводном положении параллельно противнику, однако довольно удалено за ним. Остальные субмарины наводились центром на конвой противника, и они окружали его как стая волков и нападали, пользуясь численным превосходством. Такие охоты обычно велись в темное время суток.

Строительство


На вооружении ВМФ Германии находилось 31 боевая и учебная флотилия подводного флота.
Каждая из флотилий имела четко организованную структуру. Число субмарин входящих в определенную флотилию могло, меняться. Субмарины часто выводились из состава одного подразделения и вводили в другое. Во время боевых выходов в море командованием занимался одним из командиров оперативной группой подводного флота, а в случаях очень важных операций управление на себя брал командующий подводного флота Бефельсхабером дер Унтерзееботе.

На протяжении войны Германия построила и полностью укомплектовала 1153 субмарины. Во время войны пятнадцать субмарин было изъято у противника, они были введены в «волчью стаю». Турецкая и пять голландских субмарин принимали участия в сражениях, две норвежские, три голландские и по одной французской и английской были учебные, четыре итальянских были транспортные и одна итальянская субмарина, стояла в доках.

Как правило, основными целями субмарин Дёница являлись транспортные суда противника, которые отвечали за обеспечение войск всем необходимым. Во время встречи с судном противника, действовал главный принцип «волчьей стаи» - уничтожить судов больше, чем противник сможет построить. Такая тактика приносила свои плоды с первых дней войны на огромных водных просторах от Антарктиды до Южной Африки.

Требования

Основой нацистского подводного флота были субмарины 1,2,7,9,14,23 серии. В конце 30-х годов Германия в основном строила подводные лодки трёх серий.

Главное требования к первым подлодкам - это применение субмарин в прибрежных водах, такими стали подлодки второго класса, они были просты в обслуживании, хорошо маневренны и могли погрузиться за несколько секунд, но их недостатком был маленький боекомплект, поэтому их сняли с производства в 1941 году.

Во время ведения боя в Атлантике применялась седьмая серия подлодок, разработкой которых изначально занималась Финляндия, они считались самыми надёжными, так как они были укомплектованы шноркелям - устройством, благодаря которому под водой можно было заряжать аккумулятор. Всего их было построено более семисот штук. Для ведения боя в океане использовались субмарины девятой серии, так как они имели большой радиус действия и могли без дозаправки плыть даже в Тихий океан.

Комплексы

Строительство огромной подводной флотилии подразумевало постройку комплекса оборонных сооружений. Предполагалась постройка мощных бетонных бункеров с укрепительными сооружениями для тральщиков и торпедных катеров, с наличием огневых точек и укрытий для артиллерии. Специальные укрытия также строились в Гамбурге, Киле на их военно-морских базах. После падения Норвегии, Бельгии и Голландии Германия получила дополнительные военные базы.

Так для своих субмарин нацисты создали базы в Норвежском Бергене и Тронхейме и французских Бресте, Лорьяне, Сен-Назере, Бордо.

В германском Бремене был оборудован завод по выпуску субмарин 11 серии, оборудован он был в середине громадного бункера возле реки Везер. Несколько баз для субмарин немцам предоставили и японские союзники база в Пенанге и на Малайском полуострове, так же в индонезийской Джакарте и японской Кобе был оборудован дополнительный центр для ремонта немецких субмарин.

Вооружение

Основным вооружением субмарин Дёница были торпеды и мины, эффективность которых постоянно повышалась. Также субмарины были укомплектованы артиллерийскими орудиями 88-мм либо 105-мм калибром, ещё могли быть установлены и зенитные пушки с калибром 20 мм. Однако начиная с 1943 года артиллерийские орудия постепенно снимались, так как эффективность палубного орудия существенно снизилась, а вот опасность авиационной атаки наоборот, заставила усилить мощь зенитного вооружения. Для эффективности ведения подводного боя немецкие инженеры смогли разработать детектор радарного излучения, что позволяло избегать английских радиолокационных станций. Уже в конце войны, немцы стали оборудовать свои подводные лодки большим количеством аккумуляторов, что позволяло развивать скорость до семнадцати узлов, однако окончание войны не позволило перевооружить флот.

Боевые действия

Субмарины участвовали в боевых операциях 1939-1945 года в 68 операциях. За это время субмаринами было потоплено 149 боевых кораблей противника, из них два линейных корабля, три авианосца, пять крейсеров, одиннадцать миноносцев и множество других суден, общим тоннажем 14879472 брутто-регистровые тонны.

Потопление Корейджес

Первой крупнейшей победой «волчьи стаи» стало потопление авианосца «Корейджес». Это произошло в сентябре 1939 года, авианосец был потоплен подлодкой U-29 под командованием капитан-лейтенанта Шухарта. После потопление авианосца субмарину четыре часа преследовали сопровождающие его эсминцы, однако U-29 смогла выскользнуть, почти без повреждений.

Уничтожение Ройял Оук

Следующей блистательной победой стало уничтожение Линкора «Ройял Оук». Произошло это после того как на военно-морскую базу Англии в Скала-Флоу проникла подводная лодка U-47 под командованием капитан-лейтенанту Гюнтера Прина. После этого рейда флот Великобритании пришлось на полгода перебазировать в другое место.

Победа над Арк Ройял

Очередной громкой победой подводных лодок Дёница стало торпедирование Авианосца «Арк Ройял». В ноябре 1941 года субмарины U-81 и U-205, находящиеся возле Гибралтара получили приказ атаковать британские корабли, возвращающиеся с Мальты. В ходе атаки был поражен авианосец «Арк Ройял», сначала британцы надеялись, что смогут отбуксировать подбитый авианосец, однако этого сделать не получилось, и «Арк Ройял» затонул.

С начала 1942 года немецкие подводники начали проводить военные операции в территориальных водах США. Города Соединённых Штатов даже по ночам не были темными, грузовые суда и танкеры перемещались без военного сопровождения, поэтому количество уничтоженных американских судов исчислялось запасом торпед на субмарине, так субмарина U-552.за один выход потопила семь американских кораблей.

Легендарные подводники

Самыми результативными подводниками Третьего Рейха стали Отто Кречмер и капитан Вольфганг Лют, сумевшие потопить по 47 судов с тоннажем свыше 220 тысяч тонн. Наиболее результативной была подводная лодка U-48, экипаж которой потопил 51 судно, с тоннажем около 305 тысяч тонн. Самое длительное время в плаванье пребывала подводная лодка U-196, под командованием Эйтель-Фридриха Кентрата, которая пребывала в плаванье 225 суток.

Оборудование

Для связи с субмаринами использовались радиограммы, зашифрованные на специальной шифровальной машине «Энигма». Великобритания принимала все возможные усилия для получения этого устройства, так как расшифровать тексты по-другому не получалось, однако как только появлялась возможность выкрасть такую машину из захваченной субмарины, немцы первым делом уничтожали устройство и все шифровальные документы. Однако все-таки это им удалось после захвата U-110 и U-505, так же в руки попали и ряд зашифрованных документов. U-110 была атакована глубинными бомбами британцев в мае 1941 года, в результате повреждений субмарина вынуждена была всплыть, немцы планировали сбежать с субмарины и потопить ее, однако потопить её не успели, поэтому лодка была захвачена британцами, и в руки им попала «Энигма» и журналы с шифрами и картами минных полей. Для того, что бы тайна о захвате «Энигмы» была сохранена, из воды спасли весь уцелевший экипаж подводников, сама лодка вскоре была потоплена. Полученные шифры позволяли британцам до 1942 года быть в курсе немецких радиограмм, пока «Энигма» не была усложнена. Взломать этот шифр помог захват зашифрованных документов, находившихся на борту U-559. Она была атакована британскими эсминцами в 1942 году и взята на буксир, там же была найдена и новая вариация «Энигмы», однако субмарина начала быстро идти на дно и шифровальная машина вместе с двумя британскими матросами утонула.

Победы

За время войны немецкие субмарины захватывались много раз, некоторые из них также впоследствии ставились на вооружения флота противника, как например, U-57,ставшая британской подлодкой «Граф», проводившая боевые операции в 1942-1944 годах. Несколько из своих субмарин немцы потеряли из-за наличия брака в устройстве самих подводных лодках. Так субмарина U-377, пошла на дно в 1944 году из-за взрыва своей же циркулирующей торпеды, подробности потопления не известны, так как весь экипаж так же погиб.

Конвой фюрера

На службе у Дёница, так же находилось еще одно подразделение субмарин, получивших название «Конвой фюрера». В секретную группу входило тридцать пять субмарин. Англичане, считали что эти подводные лодки предназначались для перевозки полезных ископаемых из Южной Америки. Однако остаётся загадкой, почему в конце войны, когда подводный флот был почти полностью разрушен, Дёниц не вывел из «Конвоя фюрера» не одной субмарины.

Существую версии, что эти субмарины использовались для контроля над секретной нацистской Базой 211 в Антарктиде. Однако две из субмарин конвоя были обнаружены уже после войны возле Аргентины, капитаны которых утверждали, что перевозили неизвестный секретный груз и двух тайных пассажиров в Южную Америку. Некоторые из субмарин этого «призрачного конвоя» так и не были обнаружены после войны, да и военных документах упоминаний о них почти не было, это U- 465, U-209. Всего историки говорят о судьбе всего лишь 9 из 35 субмарин - U-534, U-530, U-977, U-234, U-209, U- 465, U -590,U-662, U863.

Закат

Началом конца для германских субмарин стал 1943 год, когда начались первые неудачи подводников Дёница. Первые провалы были обусловлены усовершенствованием радара союзников, следующим ударом по субмаринам Гитлера стала нарастающая индустриальная мощь США, они успевали строить корабли быстрее, чем немцы их топили. Даже установление новейших торпед на субмарины 13 серии, не смогли перевесить чашу весов в пользу нацистов. За время войны Германия потеряла почти 80% своих подводников, в конце войны в живых было только семь тысяч.

Однако субмарины Дёница до последнего дня сражались за Германию. Сам Дёниц стал приемником Гитлера, позже арестован и осужден на десять лет.

Категории: / / от 21.03.2017

Германские подводные лодки XXI серии, без преувеличения, являются лучшими в мире кораблями этого класса той эпохи.

Германские подводные лодки XXI серии, без преувеличения, являются лучшими в мире кораблями этого класса той эпохи. Во всех ведущих военно-морских державах они стали образцом для подражания. Что же в них было революционного? Создание подлодок XXI серии началось в 1943 г. Тогда тактика «волчьих стай», основанная на групповых ночных атаках подлодок, которые действовали из надводного положения, перестала приносить результаты. Лодки, преследующие конвои в надводном положении, обнаруживались с помощью радаров и подвергались упреждающим контратакам. Подводные лодки, вынужденные действовать из надводного положения, так как в подводном они уступали конвоям в скорости хода и имели ограниченный запас энергоресурсов, обрекались на проигрыш.

Устройство подводной лодки XXI серии:
а - продольный разрез; б - расположение гребных электродвигателей; в - план палубы.

1 - вертикальный руль; 2 - обтекатель гидроакустической станции (ГАС) «Sp-Anlage»; 3 - контейнеры спасательных плотов; 4 - электродвигатель подкрадывания; 5 - устройство для работы дизеля под водой («шнорхель»); 6 - дизель; 7 - жилые помещения; 8 - шахта подачи воздуха для дизелей; 9 - кранцы первых выстрелов; 10 - 20-мм артиллерийская установка; 11 - газовыхлопная шахта; 12 - выдвижная мачта радиоантенны; 13 - антенна радиолокационной станции; 14,15 - командирский и навигационный перископы; 16 - обтекатель ГАС «S-Basis»; 17 - торпедопогрузочный люк; 18 - запасная торпеда; 19 - торпедный аппарат; 20 - обтекатель ГАС «GHG-Anlage»; 21 - аккумуляторные ямы; 22 - редуктор гребного вала; 23 - гребной электродвигатель; 24 - рубка гидроакустики; 25 - радиорубка; 26 - центральный пост; 27 - стабилизатор; 28 - кормовые горизонтальные рули

Решение проблемы лежало в кардинальном улучшении качества подводной лодки, причем именно качества подводного корабля. А это можно было обеспечить только созданием мощной энергетической установки и источников энергии большой емкости, не требующих атмосферного воздуха. Однако работы над новыми газотурбинными двигателями шли медленно, и тогда приняли компромиссное решение - создать дизель-электрическую подводную лодку, но все усилия сосредоточив прежде всего на достижении наилучших показателей элементов подводного плавания.
Особенностью новой лодки стало применение мощных электродвигателей (в 5 раз больше, чем у предшествующих больших подлодок IX серии, имевших такое же водоизмещение) и аккумуляторных батарей с увеличенным втрое количеством групп элементов. Предполагалось, что сочетание этих отработанных решений и совершенной гидродинамики обеспечит подлодке необходимые подводные качества.

Подлодка изначально оснащалась усовершенствованным устройством для работы дизеля под водой «шнорхель». Это позволяло лодке, находясь под перископом и резко сократив свою радиолокационную заметность, заряжать аккумуляторную батарею, совершая переходы под дизелями. Приближение ведущих поиск противолодочных кораблей обнаруживалось подводной лодкой с помощью установленной на «шнорхеле» антенны приемника сигналов работающих радиолокационных станций. Комбинация этих двух устройств на одной выдвижной мачте позволяла своевременно предупреждать подводников о появлении противника и уклоняться от него погружением на глубину.
Общая масса аккумуляторной установки составила 225 т, а ее доля в водоизмещении достигла 14 %. Кроме того, емкость элементов, ранее созданных для подлодок IX серии, была повышена за счет применения более тонких пластин на 24 % в режиме двухчасового разряда или на 18 % двадцатичасового разряда. Однако при этом срок службы аккумуляторов сократился вдвое - с 2-2,5 до 1-1,5 года, что примерно соответствовало среднестатистической «продолжительности жизни» участвующих в боевых действиях подводных лодок. В этомотношении лодки XXI серии рассматривались проектантами как корабли военного времени, в качестве своеобразного «расходного оружия» с относительно коротким жизненным циклом, такое же как танк или самолет. Они не имели избыточных ресурсов, характерных для кораблей мирного времени, находящихся в строю 25-30 лет.
Размещение столь мощной аккумуляторной батареи стало возможно только благодаря оригинальной форме прочного корпуса с поперечными сечениями в виде «восьмерки». На лодках XXI серии аккумуляторные ямы занимали около трети длины прочного корпуса и располагались в два яруса - в нижнем сегменте «восьмерки» и над ним, с центральным проходом между аккумуляторами.
Прочный корпус подводной лодки XXI серии делился на 7 отсеков. Но, в отличие от предшествующих лодок VII и IX серий, в ней отказались от выделения сферическими переборками повышенной прочности отсеков-убежищ, которыми, как правило, являлись концевые отсеки и отсек центрального поста. Опыт войны показал, что в условиях боевых действий концепция спасения подводников из отсеков-убежищ практически нереализуема, особенно для лодок океанской зоны. Отказ от отсеков-убежищ позволил избежать технологических и компоновочных издержек, связанных со сферическими переборками.
Принятые для достижения высоких скоростных качеств обводы кормовой оконечности не позволяли разместить кормовые аппараты. Но это никак не влияло на способы применения новых подлодок. Предполагалось, что, обнаружив конвой, она должна занять позицию впереди него, а затем, сближаясь в подводном положении на максимально возможной скорости, прорвать охранение и занять место под судами внутри ордера (взаимного расположения кораблей на переходе морем и во время боя). Затем, двигаясь вместе с судами конвоя на глубине 30-45м и прикрываясь ими от противолодочных кораблей, лодка, не всплывая, выполняла атаки самонаводящимися торпедами. Расстреляв боезапас, она уходила на большую глубину и малошумным ходом уклонялась в корму от конвоя.
Артиллерийское вооружение предназначалось только для противовоздушной самообороны. Две спаренные 20-мм артустановки располагались в башенках, органично вписанных в обводы ограждения рубки. В отличие от предшествующих кораблей подлодки XXI серии впервые оборудовались устройством быстрого заряжания, позволявшим перезарядить все торпедные аппараты за 4-5 минут. Таким образом, технически стало возможно выполнить стрельбу полным боекомплектом (4 залпа) менее чем за полчаса. Это становилось особенно ценным при атаках конвоев, требующих большого расхода боезапаса. Глубину торпедной стрельбы довели до 30-45м, что диктовалось требованиями обеспечения безопасности от таранных ударов и столкновений при нахождении лодки в центре ордера, а также соответствовало оптимальным условиям работы средств наблюдения и целеуказания при выполнении бесперископных атак.

Основу гидроакустического вооружения составляли шумопеленгаторная станция, антенна которой состояла из 144 гидрофонов и размещалась под каплеобразным обтекателем в килевой части носовой оконечности, и гидролокационная станция с антенной, установленной в носовой части ограждения рубки (сектор обзора до 100° на каждый борт). Первичное обнаружение целей на дистанциях до 10 миль производилось на шумопеленгаторной станции, а точное - целеуказание для стрельбы торпедным оружием обеспечивалось гидролокатором. Это позволяло лодкам XXI серии в отличие от своих предшественниц выполнять атаки из-подводы по данным гидроакустики, не всплывая под перископ для визуального контакта.
Для обнаружения наиболее опасных противников - противолодочных самолетов - лодка вооружалась радиолокационной станцией (РЛС), которая использовалась только в надводном положении. Впоследствии на лодках, намечавшихся к сдаче флоту летом 1945 г., планировалось устанавливать новую РЛС с антенной на выдвижной мачте, поднимавшейся в перископном положении.
Большое внимание было уделено гидродинамическим качествам. Форма корпуса обеспечивала малое сопротивление в подводном положении, но в то же время позволяла сохранить и хорошие надводные мореходные качества. Выступающие части сводились к минимуму, им придавалась обтекаемая форма. В итоге, по сравнению с предыдущими большими подлодками серии IXD/42, адмиралтейский коэффициент, характеризующий гидродинамические качества корабля, у лодок XXI серии для подводного положения возрос более чем в 3 раза (156 против 49).

Рост скорости подводного хода потребовал увеличения устойчивости подлодки в вертикальной плоскости. Для этого в состав кормового оперения ввели горизонтальные стабилизаторы. Примененная схема кормового оперения оказалась весьма удачной. В послевоенный период она получила широкое распространение и была применена на ряде дизельных, а затем и атомных подлодок первого поколения.
Гидродинамическое совершенство благоприятно сказалось на подводной шумности корабля. Как показали послевоенные испытания, проведенные ВМС США, шумность лодок XXI серии при движении под главными электродвигателями со скоростью 15 узлов была эквивалентна шумности американских подлодок, идущих со скоростью 8 узлов. При движении со скоростью 5,5 узла под электродвигателями подкрадывания шумность германской подлодки была сопоставима с шумностью американских лодок на самом малом ходу (около 2 узлов). На малошумном режиме движения лодки XXI серии в несколько раз превосходили в дальности взаимного гидроакустического обнаружения эсминцы, охранявшие конвои.
Предусматривались специальные меры по существенному улучшению обитаемости новых подводных лодок. Понимая, что в условиях длительного крейсерства боеспособность подлодки во многом зависит от физического состояния и самочувствия экипажа, конструкторы применили на них такие новинки, как кондиционирование воздуха и водоопреснительную установку. Ликвидировалась система «теплых» коек, и каждый подводник получал свое индивидуальное спальное место. Были созданы благоприятные условия для несения службы и отдыха экипажа.
Традиционно большое внимание германские конструкторы уделяли эргономическим факторам - удобству работы экипажа, наиболее эффективному боевому использованию им технических средств. Степень продуманности этих «деталей» характеризует такой пример. Маховики на клапанах корабельных систем в зависимости от назначения имели свою, отличную от других, форму (например, маховики клапанов на магистралях, выходящих за борт, имели рукояти с шаровой наделкой). Такая, казалось бы, мелочь позволяла подводникам в аварийной ситуации даже в полной темноте действовать безошибочно, на ощупь управляя клапанами и перекрывая или пуская в действие необходимые системы.
До завершения Второй мировой войны германская промышленность за 1944- 1945 гг. передала флоту 121 подлодку XXI серии. Однако только одна из них 30 апреля 1945 г. вышла в свой первый боевой поход. Это объясняется тем, что после выхода подлодки из завода предусматривалась 3-месячные испытания, а затем еще 6-месячный курс боевой подготовки. Даже агония последних месяцев войны не смогла нарушить это правило.

Точкой отсчета в истории подводного флота Германии стал 1850 год, когда созданная по проекту инженера Вильгельма Бауэра двухместная субмарина «Брандтаухер» была спущена на воду в гавани Киля, которая при попытке погружения тут же утонула.

Следующим знаковым событием стал спуск на воду подводной лодки U-1 (U-boat) в декабре 1906 года, которая стала родоначальницей целого семейства субмарин, на чью долю выпало лихолетье Первой мировой войны. Всего до конца войны германский флот получил более 340 лодок. В связи с поражением Германии 138 субмарин так и остались недостроенными.

По условиям Версальского мирного договора Германии запрещалось строить субмарины. Все изменилось в 1935 году после установления нацистского режима и с подписанием Англо-германского морского соглашения, в котором подводные лодки… признавались устаревшим оружием, что снимало все запреты на их производство. В июне Гитлер назначил Карла Деница командующим всеми подводными лодками будущего Третьего Рейха.

Гросс-адмирал и его «волчьи стаи»

Гросс-адмирал Карл Дениц – фигура выдающаяся. Свою карьеру он начал в 1910 году, поступив в военно-морское училище в Киле. Позже, в годы Первой мировой войны он показал себя отважным офицером. С января 1917 года и до разгрома Третьего Рейха его жизнь была связана с подводным флотом Германии. Ему принадлежит главная заслуга в разработке концепции подводной войны, которая сводилась к действию устойчивыми группами субмарин, получившими название «волчьи стаи».

Основные объекты «охоты» «волчьих стай» — транспортные суда противника, обеспечивающие снабжение войск. Основной принцип – топить судов больше, чем противник может построить. Очень скоро такая тактика стала приносить свои плоды. Уже к концу сентября 1939 года союзники потеряли десятки транспортов общим водоизмещением около 180 тыс. тонн, а в середине октября лодка U-47, незаметно проскользнув в базу Скапа Флоу, отправила на дно линкор «Ройал Оук». Особенно доставалось англо-американским конвоям. «Волчьи стаи» свирепствовали на огромном театре от Северной Атлантики и Арктики до Южной Африки и Мексиканского залива.

На чем воевали Kriegsmarine

Основу Kriegsmarine — подводного флота Третьего Рейха — составляли субмарины нескольких серий – 1, 2, 7, 9, 14, 17, 21 и 23-й. При этом особо стоит выделить лодки 7-й серии, отличавшиеся надежностью конструкции, хорошим техническим оснащением, вооружением, что позволяло им особо успешно действовать в Центральной и Северной Атлантике. На них был впервые установлен шноркель – воздухозаборное устройство, позволяющее лодке подзаряжать аккумуляторы, находясь в подводном положении.

Асы Kriegsmarine

Немецким подводникам были свойственны храбрость и высокий профессионализм, поэтому каждая победа над ними доставалась дорогой ценой. Среди асов-подводников Третьего Рейха самыми известными были капитаны Отто Кречмер, Вольфганг Лют (каждый по 47 потопленных кораблей) и Эрих Топп – 36.

Смертельный поединок

Огромные потери союзников на море резко активизировали поиск эффективных средств борьбы с «волчьими стаями». Вскоре в небе появились патрульные противолодочные самолеты, оснащенные радарами, были созданы средства радиоперехвата, обнаружения и уничтожения подводных лодок – радары, гидроакустические буи, самонаводящиеся авиационные торпеды и многое другое. Совершенствовалась тактика, улучшилось взаимодействие.

Разгром

Kriegsmarine ждала та же судьба, что и Третий Рейх – полный, сокрушительный разгром. Из 1153 субмарин, построенных за годы войны, было потоплено около 770. Вместе с ними пошли ко дну около 30000 подводников или почти 80 % всего личного состава подводного флота.

March 14th, 2018

Как то мы с вами обсуждали главу ВМФ нацистской Германии "". Вот еще страница к этой истории.

Германские подводные лодки XXI серии, без преувеличения, являются лучшими в мире кораблями этого класса той эпохи. Во всех ведущих военно-морских державах они стали образцом для подражания. Что же в них было революционного? Создание подлодок XXI серии началось в 1943 г. Тогда тактика «волчьих стай», основанная на групповых ночных атаках подлодок, которые действовали из надводного положения, перестала приносить результаты. Лодки, преследующие конвои в надводном положении, обнаруживались с помощью радаров и подвергались упреждающим контратакам.

Подводные лодки, вынужденные действовать из надводного положения, так как в подводном они уступали конвоям в скорости хода и имели ограниченный запас энергоресурсов, обрекались на проигрыш.




Устройство подводной лодки XXI серии:

а — продольный разрез; б — расположение гребных электродвигателей; в — план палубы.

1 — вертикальный руль; 2 — обтекатель гидроакустической станции (ГАС) «Sp-Anlage»; 3 — контейнеры спасательных плотов; 4 — электродвигатель подкрадывания; 5 — устройство для работы дизеля под водой («шнорхель»); 6 — дизель; 7 — жилые помещения; 8 — шахта подачи воздуха для дизелей; 9 — кранцы первых выстрелов; 10 — 20-мм артиллерийская установка; 11 — газовыхлопная шахта; 12 — выдвижная мачта радиоантенны; 13 — антенна радиолокационной станции; 14,15 — командирский и навигационный перископы; 16 — обтекатель ГАС «S-Basis»; 17 — торпедопогрузочный люк; 18 — запасная торпеда; 19 — торпедный аппарат; 20 — обтекатель ГАС «GHG-Anlage»; 21 — аккумуляторные ямы; 22 — редуктор гребного вала; 23 — гребной электродвигатель; 24 — рубка гидроакустики; 25 — радиорубка; 26 — центральный пост; 27 — стабилизатор; 28 — кормовые горизонтальные рули



Решение проблемы лежало в кардинальном улучшении качества подводной лодки, причем именно качества подводного корабля. А это можно было обеспечить только созданием мощной энергетической установки и источников энергии большой емкости, не требующих атмосферного воздуха. Однако работы над новыми газотурбинными двигателями шли медленно, и тогда приняли компромиссное решение — создать дизель-электрическую подводную лодку, но все усилия сосредоточив прежде всего на достижении наилучших показателей элементов подводного плавания.

Особенностью новой лодки стало применение мощных электродвигателей (в 5 раз больше, чем у предшествующих больших подлодок IX серии, имевших такое же водоизмещение) и аккумуляторных батарей с увеличенным втрое количеством групп элементов. Предполагалось, что сочетание этих отработанных решений и совершенной гидродинамики обеспечит подлодке необходимые подводные качества.


Подлодка изначально оснащалась усовершенствованным устройством для работы дизеля под водой «шнорхель». Это позволяло лодке, находясь под перископом и резко сократив свою радиолокационную заметность, заряжать аккумуляторную батарею, совершая переходы под дизелями. Приближение ведущих поиск противолодочных кораблей обнаруживалось подводной лодкой с помощью установленной на «шнорхеле» антенны приемника сигналов работающих радиолокационных станций. Комбинация этих двух устройств на одной выдвижной мачте позволяла своевременно предупреждать подводников о появлении противника и уклоняться от него погружением на глубину.

Общая масса аккумуляторной установки составила 225 т, а ее доля в водоизмещении достигла 14 %. Кроме того, емкость элементов, ранее созданных для подлодок IX серии, была повышена за счет применения более тонких пластин на 24 % в режиме двухчасового разряда или на 18 % двадцатичасового разряда. Однако при этом срок службы аккумуляторов сократился вдвое — с 2—2,5 до 1—1,5 года, что примерно соответствовало среднестатистической «продолжительности жизни» участвующих в боевых действиях подводных лодок. В этомотношении лодки XXI серии рассматривались проектантами как корабли военного времени, в качестве своеобразного «расходного оружия» с относительно коротким жизненным циклом, такое же как танк или самолет. Они не имели избыточных ресурсов, характерных для кораблей мирного времени, находящихся в строю 25—30 лет.

Размещение столь мощной аккумуляторной батареи стало возможно только благодаря оригинальной форме прочного корпуса с поперечными сечениями в виде «восьмерки». На лодках XXI серии аккумуляторные ямы занимали около трети длины прочного корпуса и располагались в два яруса — в нижнем сегменте «восьмерки» и над ним, с центральным проходом между аккумуляторами.

Прочный корпус подводной лодки XXI серии делился на 7 отсеков. Но, в отличие от предшествующих лодок VII и IX серий, в ней отказались от выделения сферическими переборками повышенной прочности отсеков-убежищ, которыми, как правило, являлись концевые отсеки и отсек центрального поста. Опыт войны показал, что в условиях боевых действий концепция спасения подводников из отсеков-убежищ практически нереализуема, особенно для лодок океанской зоны. Отказ от отсеков-убежищ позволил избежать технологических и компоновочных издержек, связанных со сферическими переборками.

Принятые для достижения высоких скоростных качеств обводы кормовой оконечности не позволяли разместить кормовые аппараты. Но это никак не влияло на способы применения новых подлодок. Предполагалось, что, обнаружив конвой, она должна занять позицию впереди него, а затем, сближаясь в подводном положении на максимально возможной скорости, прорвать охранение и занять место под судами внутри ордера (взаимного расположения кораблей на переходе морем и во время боя). Затем, двигаясь вместе с судами конвоя на глубине 30—45м и прикрываясь ими от противолодочных кораблей, лодка, не всплывая, выполняла атаки самонаводящимися торпедами. Расстреляв боезапас, она уходила на большую глубину и малошумным ходом уклонялась в корму от конвоя.

Артиллерийское вооружение предназначалось только для противовоздушной самообороны. Две спаренные 20-мм артустановки располагались в башенках, органично вписанных в обводы ограждения рубки. В отличие от предшествующих кораблей подлодки XXI серии впервые оборудовались устройством быстрого заряжания, позволявшим перезарядить все торпедные аппараты за 4—5 минут. Таким образом, технически стало возможно выполнить стрельбу полным боекомплектом (4 залпа) менее чем за полчаса. Это становилось особенно ценным при атаках конвоев, требующих большого расхода боезапаса. Глубину торпедной стрельбы довели до 30—45м, что диктовалось требованиями обеспечения безопасности от таранных ударов и столкновений при нахождении лодки в центре ордера, а также соответствовало оптимальным условиям работы средств наблюдения и целеуказания при выполнении бесперископных атак.


Основу гидроакустического вооружения составляли шумопеленгаторная станция, антенна которой состояла из 144 гидрофонов и размещалась под каплеобразным обтекателем в килевой части носовой оконечности, и гидролокационная станция с антенной, установленной в носовой части ограждения рубки (сектор обзора до 100° на каждый борт). Первичное обнаружение целей на дистанциях до 10 миль производилось на шумопеленгаторной станции, а точное — целеуказание для стрельбы торпедным оружием обеспечивалось гидролокатором. Это позволяло лодкам XXI серии в отличие от своих предшественниц выполнять атаки из-подводы по данным гидроакустики, не всплывая под перископ для визуального контакта.

Для обнаружения наиболее опасных противников — противолодочных самолетов — лодка вооружалась радиолокационной станцией (РЛС), которая использовалась только в надводном положении. Впоследствии на лодках, намечавшихся к сдаче флоту летом 1945 г., планировалось устанавливать новую РЛС с антенной на выдвижной мачте, поднимавшейся в перископном положении.

Большое внимание было уделено гидродинамическим качествам. Форма корпуса обеспечивала малое сопротивление в подводном положении, но в то же время позволяла сохранить и хорошие надводные мореходные качества. Выступающие части сводились к минимуму, им придавалась обтекаемая форма. В итоге, по сравнению с предыдущими большими подлодками серии IXD/42, адмиралтейский коэффициент, характеризующий гидродинамические качества корабля, у лодок XXI серии для подводного положения возрос более чем в 3 раза (156 против 49).


Рост скорости подводного хода потребовал увеличения устойчивости подлодки в вертикальной плоскости. Для этого в состав кормового оперения ввели горизонтальные стабилизаторы. Примененная схема кормового оперения оказалась весьма удачной. В послевоенный период она получила широкое распространение и была применена на ряде дизельных, а затем и атомных подлодок первого поколения.

Гидродинамическое совершенство благоприятно сказалось на подводной шумности корабля. Как показали послевоенные испытания, проведенные ВМС США, шумность лодок XXI серии при движении под главными электродвигателями со скоростью 15 узлов была эквивалентна шумности американских подлодок, идущих со скоростью 8 узлов. При движении со скоростью 5,5 узла под электродвигателями подкрадывания шумность германской подлодки была сопоставима с шумностью американских лодок на самом малом ходу (около 2 узлов). На малошумном режиме движения лодки XXI серии в несколько раз превосходили в дальности взаимного гидроакустического обнаружения эсминцы, охранявшие конвои.

Предусматривались специальные меры по существенному улучшению обитаемости новых подводных лодок. Понимая, что в условиях длительного крейсерства боеспособность подлодки во многом зависит от физического состояния и самочувствия экипажа, конструкторы применили на них такие новинки, как кондиционирование воздуха и водоопреснительную установку. Ликвидировалась система «теплых» коек, и каждый подводник получал свое индивидуальное спальное место. Были созданы благоприятные условия для несения службы и отдыха экипажа.

Традиционно большое внимание германские конструкторы уделяли эргономическим факторам — удобству работы экипажа, наиболее эффективному боевому использованию им технических средств. Степень продуманности этих «деталей» характеризует такой пример. Маховики на клапанах корабельных систем в зависимости от назначения имели свою, отличную от других, форму (например, маховики клапанов на магистралях, выходящих за борт, имели рукояти с шаровой наделкой). Такая, казалось бы, мелочь позволяла подводникам в аварийной ситуации даже в полной темноте действовать безошибочно, на ощупь управляя клапанами и перекрывая или пуская в действие необходимые системы.

До завершения Второй мировой войны германская промышленность за 1944— 1945 гг. передала флоту 121 подлодку XXI серии. Однако только одна из них 30 апреля 1945 г. вышла в свой первый боевой поход. Это объясняется тем, что после выхода подлодки из завода предусматривалась 3-месячные испытания, а затем еще 6-месячный курс боевой подготовки. Даже агония последних месяцев войны не смогла нарушить это правило.