Патологи́ческая анато́мия - научно-прикладная дисциплина, изучающая патологические процессы и болезни с помощью научного, главным образом микроскопического, исследования изменений, возникающих в клетках и тканях организма, органах и системах органов.

Патологическая анатомия является одной из основных медицинских дисциплин и обязательна для изучения в медицинских и ветеринарных вузах.

Общие замечания

В патологической анатомии выделяют два направления: патологическая анатомия человека (медицинская патологическая анатомия ) и патологическая анатомия животных , в частности, важное практическое значение имеет патологическая анатомия сельскохозяйственных животных. В фитопатологии не принято пользоваться термином «патологическая анатомия» , говорят о морфологических изменениях растений (патологическая морфология растений). В данной статье обсуждается только медицинская патологическая анатомия, в дальнейшем обозначаемая общим термином без уточняющего определения.

Терминология

Термины «патологическая анатомия» и «врач-патологоанатом » в настоящее время применяются для обозначения медицинской дисциплины в основном в Российской Федерации и ряде стран бывшего СССР и социалистического лагеря. В Европе и США используются понятия «патология » (pathology ) и «патолог » (pathologist ), однако полными синонимами эти понятия не являются: патология использует более широкий круг методов для диагностики заболеваний.

Поскольку основными методами патологической анатомии являются морфологические , данная дисциплина часто обозначается как патологическая морфология , но этот термин имеет гораздо более широкое значение: патоморфологические изменения в организме больного, его органах и тканях исследуют врачи различных клинических и параклинических специальностей, а не только патологоанатомы .

В непрофессиональной среде патологоанатомом нередко называют судебно-медицинского эксперта , что связано с использованием в патологической анатомии и судебной медицине метода вскрытия тел умерших. Тем не менее «Патологическая анатомия» и «Судебно-медицинская экспертиза » являются различными специальностями.

Предмет изучения

Патологическая анатомия изучает морфологические проявления патологических процессов на разных уровнях (системном - системы органов и тканей, органном , тканевом , клеточном , субклеточном и молекулярном).

Она широко использует данные, получаемые при экспериментальном моделировании патологических процессов у животных.

Задачи патологической анатомии

Основными задачами патологической анатомии являются следующие:

  1. Выявление этиологии патологических процессов , то есть причин (каузальный генез ) и условий их развития. Причиной считается патоген , без участия которого развитие заболевания невозможно. Условиями называются факторы, способствующие реализации действия основного патогена , но сами патологический процесс не вызывающие (факторы, предрасполагающие к развитию болезни).
  2. Изучение патогенеза - механизма развития патологических процессов. При этом последовательность развивающихся морфологических изменений называется морфогенезом . Для обозначения механизма выздоровления (реконвалесценции) используется термин «саногенез », а механизма умирания (смерти) - танатогенез .
  3. Характеристика морфологической картины болезни (макро- и микроморфологических признаков).
  4. Изучение осложнений и исходов заболеваний.
  5. Исследование патоморфоза заболеваний, то есть стойкого и закономерного изменения картины болезни под влиянием условий жизни (естественный патоморфоз ) или лечения (индуцированный патоморфоз ).
  6. Изучение ятрогений - патологических процессов, развившихся в результате проведения диагностических или лечебных процедур.
  7. Разработка вопросов теории диагноза .
  8. Прижизненная и посмертная диагностика патологических процессов при помощи морфологических методов (задача патологоанатомической практики).

Разделы патологической анатомии

Патологическая анатомия состоит из трёх основных разделов:

1. Общая патологическая анатомия - учение о типовых патологических процессах (нарушениях метаболизма, крово- и лимфообращения, воспалении, иммунопатологических процессах, регенерации , атрофии , гипертрофии, опухолевом росте, некрозе и т. п.).

2. Частная (специальная) патологическая анатомия изучает морфологические проявления отдельных заболеваний (нозологических форм), например, туберкулёза, ревматизма, цирроза печени и т. п. До середины XX века частной патологической анатомией называли патологическую анатомию отдельных органов (костей, печени, почек и т. п.), а специальной - патологическую анатомию заболеваний (патологическая анатомия нозологических форм), в настоящее время они отождествлены.

8. Болезни половых органов

  • Патологическая анатомия мужской половой системы

9. Болезни нервной системы

10. Болезни опорно-двигательного аппарата

  • Болезни костей и суставов
  • Болезни скелетной мускулатуры, сухожилий и фасций

11. Болезни кожи и придатков кожи

12. Инфекционные заболевания

  • Вирусные инфекции
  • Бактериальные инфекции

Туберкулёз

  • Детские инфекции
  • Заболевания вызванные простейшими

16. Патологическая анатомия челюстно-лицевой области

  • Патологическая анатомия глоссита, хейлита и стоматита (Аллергические стоматиты и дерматостоматиты)
  • Сиалоаденопатии - патология слюнных желез

17. Патологическая анатомия профессиональных заболеваний

  • Заболевания, вызванные патогенами физической природы

Вопросы патологоанатомической практики

  1. Организация патологоанатомической службы в Российской Федерации
  2. Техника проведения аутопсии
  3. Составление протокола патологоанатомического вскрытия
  4. Работа с операционным и биопсийным материалом
  5. Оформление заключения по данным исследования операционного и биопсийного материала

Предыстория патологической анатомии

История патологической анатомии тесно связана с историей методов исследования тел умерших людей и трупов животных. Первым европейским врачом, применявшим аутопсию , был представитель александрийской школы Герофил (III век до н. э.), ученик Праксагора Косского. Полагают, что он и его ученик Эразистрат проводили вивисекцию - вскрытие живых людей, преступников, которых царь Птолемей II Филадельф (правил эллинистическим Египтом в -246 гг. до н. э.) передавал для медицинских исследований, что расценивалось как один из способов смертной казни. Труды Герофила и Эразистрата до нас не дошли, но римский учёный Авл Корнелий Цельс описал технику вивисекций , практиковавшихся александрийскими врачами. Вначале вскрывалась брюшная полость, затем пересекалась диафрагма , после чего человек умирал. Далее исследовались органы грудной полости.

До этого вскрытие тела человека не поощрялось по религиозным и этическим мотивам. Так, при бальзамировании трупов умерших в Древнем Египте рассечение тела производилось особой категорией лиц, которых греки называли парасхитами . Парасхиты были презираемой кастой. По описанию Геродота , после того, как парасхит вскрывал брюшную полость, он бросал нож и с криками ужаса бежал от трупа. Считалось, что при рассечении тканей из тела умершего исходит сила, способная причинить зло живому человеку. После вскрытия парасхит должен был совершить обряд очищения, его не пускали ни в один дом, он уходил из поселений в пустыню.

История развития патологической анатомии

I. Макроморфологический этап развития патологической анатомии

Макроморфологический период характеризовался длительным (три столетия) накоплением данных исследования тел умерших. После А. Беневьени в Европе в XVI веке были опубликованы десятки оригинальных работ. Уже к концу века появилась необходимость их обобщения, что было сделано итальянцем Марче́лло Дона́то («De medicina historia mirabilis», г.).

Наиболее известными патологоанатомическими трактатами XVII -XVIII веков являются следующие:

Патологоанатомические исследования проводили также А. Везалий , У. Гарвей , Г. Фаллопий , Б. Евстахий , Ф. Глиссон , Ф. де ля Боэ (Сильвиус) и многие другие.

Становлению патологической анатомии, как и других отраслей современной медицины, способствовала мировоззренческая революция эпохи Возрождения и Реформации.

II. Микроскопический этап развития патологической анатомии

Ксавье Биша. Пионером изучения патологических процессов на тканевом уровне явился французский врач Ксавье́ Биша́ ( -), автор «Traite de membranes» (Париж, г.), умерший от туберкулёза в возрасте тридцати с небольшим лет и поэтому не воплотивший своих идей. Время Биша - Французская революция и наполеоновские войны - коренным образом изменили европейскую медицину в целом и патологическую анатомию в частности. Последователи Биша - Рене Лаэннек ( -), Жан Корвизар ( -) и Гийом Дюпюитрен ( -) - известны в истории медицины не только как реформаторы хирургии и терапии , но и патологической анатомии. Учеником Г. Дюпюитрена является первый профессор патологической анатомии во Франции Жан Крювелье ( -). В г. он возглавил созданную в Париже кафедру патологической анатомии и руководил ею до 1866 года . Им был опубликован первый в мире цветной атлас по патологической анатомии человека.

В Британии патологоанатомические исследования проводили такие известные врачи, как То́мас А́ддисон ( -), То́мас Хо́джкин ( -) и Ри́чард Брайт ( -).

Взгляды Биша и его последователей нашли благодатную почву сначала в Австрии, затем в Германии и России. Развитие патологической анатомии в XIX веке было тесно связано с улучшением микроскопа , прежде всего немецкими оптиками и инженерами.

Карл фон Рокитански. В этот период патологическая анатомия становится самостоятельной академической дисциплиной. В начале XIX века на медицинском факультете Венского университета была создана первая в мире кафедра патологической анатомии, её возглавил профессор И. Вагнер, а в г. патологическая анатомия получает здесь статус обязательного для изучения предмета. Наиболее известным венским патологоанатомом является Карл фон Рокитански ( -), возглавивший кафедру после И. Вагнера. Он стал первым патологоанатомом , не занимавшимся клинической практикой. К. Рокитански - автор трёхтомного руководства «Handbuch der pathologischen Anatomie» ( -), основанного на материале 16 тысяч аутопсий , проведённых по единому плану им и его учениками. К концу жизни учёного число подобных наблюдений достигло 100 тысяч. На кафедре К. Рокитански организовал патологоанатомический институт и создал один из лучших патологоанатомических музеев. Научные интересы К. Рокитански были разнообразны, в частности, известен эмпирический «закон Рокитански »: у больных митральным стенозом не встречается туберкулёз лёгких. Объясняя причины болезней, он придерживался теории гуморальной патологии , и, по существу, был последним крупным представителем этого направления в медицине. Созданное им учение о кразах широко распространилось в Европе, но в 60-е гг. XIX века было вытеснено клеточной теорией Вирхова .

Рудольф Вирхов. Реформатором патологической анатомии XIX века стал основатель берлинской школы Рудольф Вирхов ( -), автор теории клеточной патологии . В г., окончив медицинский институт Фридриха-Вильгельма в Берлине и защитив докторскую диссертацию на тему «De rheumata praesertim corneae», Р. Вирхов поступает на службу в больницу Charite помощником прозектора. В возрасте 24 лет ему поручают чтение речи на торжественном заседании, посвящённом 50-летию института Фридриха-Вильгельма (2 августа г.). В этой речи Вирхов подверг жёсткой критике господствовавшие тогда идеи гуморальной патологии, в частности, учение К. Рокитански о кразах и дискразиях. Впечатление от выступления он передал в письме к отцу: «Мои взгляды были настолько новы, что поставили вверх ногами всё, что было до сих пор известно. Старые врачи вылезли из кожи; то, что жизнь сконструирована механически, казалось им расшатывающим государственные устои и антипатриотичным» . В следующем году Р. Вирхов резко негативно отзывается о руководстве по патологической анатомии К. Рокитански . Смелые заявления молодого Вирхова восстанавливают против него ряд профессоров и администрацию института, поэтому в г. он переходит на работу в Берлинский университет , получив место доцента на медицинском факультете. В этом же году Р. Вирхов основывает научный журнал, выходящий до сих пор под названием «Вирховский архив» . В - гг. он занимает кафедру патологической анатомии в Вюрцбургском университете , где в г. публикует работу «Клеточная патология» , в которой утверждает, что в основе любого патологического процесса лежит нарушение жизнедеятельности клеток. Именно Р. Вирхов первым стал широко применять в патологической анатомии метод микроскопического исследования. В г. он возвращается в Берлин и возглавляет созданную для него кафедру патологической анатомии.

Самостоятельная кафедра патологической анатомии в столице империи появилась в г. в Медико-хирургической (с г. Военно-медицинской) академии. Её возглавил Тимофей Степанович Иллинский (1820-1867). Он читал лекции студентам III курса, демонстрируя макро- и микропрепараты, а для студентов V курса проводил вскрытия . В - гг. кафедрой руководил Михаил Матвеевич Руднев (1837-1878), ученик которого Владимир Платонович Крылов (1841-1906) стал основателем кафедры патологической анатомии Харьковского университета (1872). Известными петербургскими патологоанатомами являются Александр Иванович Моисеев, Георгий Владимирович Шор , Георгий Степанович Кулеша, Михаил Фёдорович Глазунов, Всеволод Дмитриевич Цинзерлинг, Владимир Георгиевич Гаршин, крупнейший патолог страны Николай Николаевич Аничков .

В Казанском университете кафедра патологической анатомии была основана в г. Её первым профессором стал Александр Васильевич Петров (1837-1885). Однако преподавание патологической анатомии проводилось с г. профессором кафедры описательной анатомии человека Евмением Филипповичем Аристовым (1806-1875), который с 1849 г. ввёл в обучение студентов патологоанатомические вскрытия . Особенностью казанской школы патологической анатомии является её тесная связь с профилактическим направлением в медицине. Так, А. В. Петров и его ученики были одними из инициаторов подготовки в России санитарных врачей. Первым штатным санитарным врачом России стал земский врач Пермской губернии И. И. Моллесон.

Методы исследований

Понятие о морфологических методах

Литература

  • Аничков Н. М. 12 очерков по истории патологии и медицины. - СПб: Синтез бук, 2013. - 238 с.
  • Гулькевич Ю. В. История патологической анатомии // Многотомное руководство по патологической анатомии.- Т. 1.- М., 1963.- С. 17-112.
  • Пальцев М. А., Аничков Н. М. Патологическая анатомия. Учебник для медицинских вузов (В 2-х тт.). - М., Медицина, 2001 (1-е изд.), 2005 (2-е изд.).
  • Пальцев М. А., Аничков Н. М., Рыбакова М. А. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии. - М., Медицина, 2002.
  • Пальцев М. А., Коваленко В. Л., Аничков Н. М. Руководство по биопсийно-секционному курсу. - М., Медицина, 2002.
  • Сточик А. М., Пальцев М. А., Затравкин С. Н. Патологическая анатомия и её становление в Московском университете.- М., 2009.- 280 с.

Где учился: В 2004 году поступил на лечебный факультет Астраханской государственной медицинской академии (АГМА), закончил его в 2010. Аспирантуру прошел на кафедре гистологии и эмбриологии там же, в 2012 досрочно защитил диссертацию и стал кандидатом медицинских наук. В 2014 закончил ординатуру на кафедре патологической анатомии и получил лицензию врача-патологоанатома.

Область исследований: Кардиопатология и внезапная сердечная смерть, онкоморфология (строение опухолей). Параллельно участвует в исследовании нового ряда лекарственных препаратов, помогающих при тромбозах.

Особые приметы: Играет на фортепиано, собирает гербарии, составляет коллажи и хорошо готовит.

К решению о том, что хочу работать в медицине, я пришел довольно рано - это была какая-то внутренняя тяга, но она была немного патологичной. Когда мне было лет 6–7, мой отец разводил кроликов, и в какой-то момент им пришло время превратиться в жаркое. Внутренности - сердца, кишки, желудки, - были выброшены, я собрал их в банки, залил водой, перевязывал сверху полиэтиленом и поставил бабушке в шкаф. Бабушка этого не знала. Через неделю в ее комнате стоял такой запах трупачины, что, разумеется, родители начали искать его причину. Я молчал. Когда эти банки с разлагающимся содержимым и опарышами нашли, то интерпретировали мои действия как хулиганство, а не как тягу к научным экспериментам, и, само собой, отругали. Еще, как и все дети, я играл «в больницу», ставил капельницы подружкам-соседкам, всю школу мечтал быть врачом и не рассматривал никакие другие варианты. В 11 классе нужно было осознанно сделать выбор: врач либо повар (по папиным стопам), и, так как я заканчивал музыкальную школу, то третьим вариантом было музыкальное училище и после - консерватория. В итоге я начал изучать медицину в Астраханской государственной медицинской академии.

Со специализацией определился не сразу, но сейчас понимаю, что занимаюсь именно тем, что мне больше всего интересно. На втором курсе, когда у нас началась анатомия, меня очень сильно заинтересовала центральная нервная система - ее сложное устройство и красивые названия - восходящий и нисходящий пути, экстрапирамидная система, черное вещество и красное ядро, таламус, оливы, пучок Бурдаха. Я решил, что стану неврологом, и это желание сохранялось у меня до конца шестого курса. Сдавая госэкзамены, я был уверен, что буду поступать в НИИ по изучению мозга имени Бехтерева в Санкт-Петербурге, отправил туда документы, меня приняли. Но получилось так, что в первый раз за очень долгое время в аспирантуре на кафедре гистологии в моем университете было выделено бюджетное место, и первым кандидатом на его получение был я, потому что параллельно с учебой в течение трех лет я был председателем студенческого кружка по гистологии. Ректор вызвал меня к себе вместе с заведующей кафедрой, и мне было дано указание поступать на это бюджетное место. Я не сопротивлялся и стал аспирантом. Объясню, что гистолог изучает ткани в нормальном состоянии, а без знания норм невозможно говорить о патологии, потому что любая патология - это отклонение от нормы. На тот момент у меня было ощущение, что наукой я смогу заниматься и в Астрахани, поэтому я не расстроился из-за отложившегося переезда.

Я начал работать над морфологической диссертацией, тема была уже далека от неврологии, - «Воздействие сероводородсодержащего газа Астраханского месторождения в предельно допустимой концентрации на слизистую тонкой кишки». Одно из градообразующих предприятий- это «Газпром добыча Астрахань», в 60 километрах от города разрабатывают месторождение газа и серы, построенное в советские годы без учета региональной розы ветров. Сотрудники предприятия находятся в производственных условиях, и у них своя предельно-допустимая концентрация вредных веществ в атмосфере, она, понятно, выше, чем у жителей города, но в любом случае подразумевается, что эта концентрация не ведет ни к каким изменениям на морфологическом или функциональном уровне. Моя работа была экспериментальной, я травил крыс газом рабочей зоны. В работе участвовало 70 животных, все они пострадали во имя науки. Выяснилось, что заявленные как безопасные 3 милиграмма на метр кубический все же негативно влияют на эпителий кишечника, что может вести к ряду заболеваний, в том числе и онкологических. Это исследование описано в моей диссертации - я защищался в Саранске, где меня слушали два десятка профессоров, - но оно никак не повлияло на санпины (санитарные нормы и правила) для данного вида производств.

Диссертацию я написал за год, еще полгода оформлял бумаги, проходил апробацию, писал ВАК-статьи.

ВАК-статьи - публикации в научных журналах, которые должны быть у каждого соискателя, для допуска к защите научной работы.

Обычно на диссертацию уходит три года, но мне так хотелось уйти с кафедры гистологии, что я сидел до 12 ночи, делал препараты, писал даже в выходные и мечтал о том, что я быстро закончу исследование, выйду на защиту и досрочно завершу учебу, а не просто брошу аспирантуру, как это делает большинство. Я достаточно серьезно вложился в работу и морально, и финансово. Всего я потратил около 250 тысяч на расходные материалы, на химикаты и на ремонт лаборатории. Мне не хватало всего, когда я делал исследование, - я сам покупал краски, оборудование, антитела. Единственной удачей было то, что мне достался микротом XIX века фирмы «Карл-Цайсс», я его починил и, фактически, на нем и сделал диссертацию.

Микротом - инструмент для приготовления срезов фиксированной и не фиксированной биологической ткани, а также небиологических образцов для оптической микроскопии толщиной 1–50 микрон.

За время работы над диссертацией сам по книгам и руководствам я научился делать иммуногистохимию и постановку реакции, что дает более точную и глубокую диагностику характеристик ткани и клеток, то есть позволяет идентифицировать специфичные антигенные свойства злокачественных опухолей.

Микроскоп у нас на кафедре был один, хотя любая работа гистолога предполагает работу с оптикой, все сотрудники по очереди им пользовались. Я очень благодарен своим родителям, что передо мной не стояла острая необходимость зарабатывать деньги, они очень серьезно помогали. За преподавание на кафедре мне платили 3 тысячи рублей в месяц, стипендия аспиранта составляла около 6 тысяч. Я знаю, что некоторые люди в России семью на такие зарплаты содержат, но нормальным это не считаю.

По моему опыту, наука - это дорого, но безумно интересно. Это как наркотик, ты подсел на кокаин и все время хочешь на него тратить деньги, - так же и с исследованиями. Мне было все равно, есть дома хлеб или нет, потому что мне нужно было купить антитела, фуксина основного или кислого для покраски срезов и посмотреть, что там происходит.

В этом есть маниакальный момент, обычно все - в дом, а я все - в лабораторию. Иногда у меня случались ссоры с мамой, когда я просил 14 000 рублей на термованночку для расправления парафиновых срезов с образцами тканей, а она не понимала, почему это столько стоит и зачем вообще мне это нужно.

Астраханская медакадемия была достойным учебным заведением приблизительно до 80-х годов прошлого века, входила в пятерку лучших в стране, котировалась на уровне Мечникова и Сеченова, а потом наступила разруха, и сейчас все довольно грустно в плане кадров и студентов. Кафедру патологической анатомии организовал в 1917 году Георгий Владимирович Шор, специально переехавший из Петрограда в Астрахань на несколько лет, его методика вскрытий применяется во всем мире. Здесь в 1963 году исследовательская группа под руководством Юрия Семеновича Татаринова открыла белок альфа-фетопротеин, который является маркером первичного рака печени, и его иммунохимический тест сегодня известен во всех развитых странах. В 1972 году он переехал в Москву и заведовал кафедрой биохимии во втором меде (РГМУ им. Пирогова).

Закончив аспирантуру, я решил пройти ординатуру по патологической анатомии, чтобы получить клиническую специальность и приносить пользу практическому здравоохранению, потому что, повторюсь, гистология - это теоретическая область, идеальный фундамент для дальнейшей работы в области морфологии. Гистология, анатомия и патанатомия относятся к группе морфологических дисциплин.

На вскрытие я первый раз попал со своими друзьями, одна наша подруга училась на юридическом факультете и в рамках курса судебно-медицинской экспертизы они должны были присутствовать на аутопсии. Это был мой первый год обучения в вузе, мне стало дурно, и я ушел, думал, что никогда не стану патологоанатомом. Этот случай я часто вспоминал в первые две недели ординатуры в морге, они очень тяжело проходили для меня в плане брезгливости, а потом я привык пахнуть ксилоном и хлороформом. И позже, когда уже получил лицензию врача-патологоанатома, даже не считал нужным просить санитаров пилить ребра, все всегда делал сам. Полы иногда в лаборатории мыл даже. Также за время своей работы я оцифровал микропрепараты всех иммуногистохимических исследований. Создал банк фотографий, который дает более удобный доступ к существующим материалам, позволяет сравнивать случаи и пересматривать результаты, до этого врачи просто писали диагнозы и складировали стекла в архив.

Патологическая анатомия - это одна из тех научных дисциплин, где очень много возможностей для исследований. Каждый случай - это маленькая работа, может быть, даже диссертационная, в диссертации - статистика, объем и много бумаги, а в патанатомии ты работаешь над каждым случаем, делаешь выводы, рассуждаешь, строишь логические цепочки. Терапевты лечат по стандартам, хирурги - это руки и техника, может быть, разная степень сложности, но ты либо умеешь, либо нет, а тут надо именно соображать.

Два месяца назад я переехал в Москву по приглашению Научно-клинического центра оториноларингологии ФМБА и теперь заведую здесь лабораторией патологической анатомии. Занимаюсь патологической морфологией, просматриваю операционный биопсийный материал, даю свои заключения по данным морфологического строения.

Параллельно я работаю над научным исследованием, которое посвящено внезапной сердечной смерти. Я попросил у одного из ведущих патологоанатомов России Льва Владимировича Кактурского дать мне тему из разряда остро стоящих нерешенных проблем в морфологии. Если я открою что-то значимое в танатогенезе данной патологии, то начну об этом писать. Основной вопрос, который стоит передо мной: почему на фоне относительного благополучия жизни человек может скончаться от сердечного приступа в течение часа, даже не имея заболеваний сердца, иногда приступ может остаться рубцом в миокарде, но часто заканчивается летально.

Мой распорядок дня примерно таков: я встаю в 6 или в 6.30, потому что люблю утро проводить неспешно, в 8.15 я на работе, в 8.30 начинается пятиминутка с врачами, хирургами и с завотделениями, потом приходит время моих персональных кругов ада. Так как лаборатория только открылась, есть много административных вопросов, которые мне приходится решать - найм персонала, закупка оборудования, приведение состояния рабочих помещений в соответствие с нормами и требованиями. Бухгалтерия, юристы и рабочие занимают мое время до обеда, после я готовлю документы на следующий день.

В идеальном мире после пятиминутки я буду просматривать биопсийные материалы, которые мне прислали, вырезать материал для исследований и описывать его, отдавать лаборантам для приготовления гистологических препаратов, а потом смотреть уже готовые стекла, которые за предыдущий вечер и ночь сделали лаборанты, писать ответы и заключения для врачей. Так как у патологоанатома должен быть пятичасовой рабочий день, то в перспективе во второй половине дня я буду уезжать в НИИ морфологии человека РАМН , где я работаю старшим научным сотрудником центральной патологоанатомической лаборатории и делать свое исследование по внезапной сердечной смерти. Сейчас у меня получается там бывать только по субботам.

Вечером я приезжаю домой - готовлю, очень плотно ужинаю и играю на фортепьяно, читаю профессиональную литературу, встречаюсь с друзьями и хожу на свидания.

Несмотря на реформы в области здравоохранения и иногда не совсем радостные перспективы, я верю что наукой можно заниматься везде, хоть на кухне, никто этого не запрещает, - в квартире, в подвале, на отдыхе. Единственный важный момент - это необходимое оборудование и условия для реализации некоторых целей и задач. Сейчас у меня такая лаборатория, что я готов в ней жить. Все, как известно, познается в сравнении.

В заключение хочу передать привет таксистам, которые меня последние несколько лет возили от астраханского морга до дома и обратно, и каждый неизменно спрашивал, работаю ли я там. Когда я говорил да, то они тут же переходили к вопросу, режу ли я трупы, и я дважды в день - утром и вечером - читал маленькую лекцию о том, что врач-патологоанатом не только занимается аутопсиями, но и проводит прижизненную диагностику, исследует операционный биологический материал - биопсии, и 70–80% его работы - это смотреть в микроскоп и ставить диагнозы живым людям, диагностировать онкологию, верифицировать или опровергать поставленный диагноз. Я лично очень счастливым чувствую себя в те дни, когда мне не приходится делать ни одного заключения с подтверждением онкологии.

У большинства из нас сложилось предубеждение, что врач-патологоанатом - это человек, который занимается препарированием трупов. На самом же деле работа патологоанатома на 99 % происходит с живыми людьми, поэтому на Западе, а в последнее время и у нас принято называть эту специальность «клинический морфолог». Его главная задача - установление диагноза. О том, какими методами это достигается и насколько важен точный диагноз в онкологии, рассказывает врач-онкоморфолог Ленинградского областного онкологического диспансера А. А. Кинзерский

– Александр Антонович, чем же все-таки занимается врач-патологоанатом?

– Наше главное рабочее место - это стол с микроскопом и вот такие препараты (доктор показывает тоненькие стекла, на которые нанесены какие-то синие и фиолетовые пятнышки). Что это такое? Допустим, врач-эндоскопист вводит зонд в желудок, пищевод, 12-перстную кишку пациента или, через задний проход, - в прямую кишку, сигмовидную и т.д. Через эндоскоп он видит на фоне неизмененной слизистой оболочки кишки, желудка, пищевода какое-то образование полиповидной формы - попросту полип. Это образование может быть большим или маленьким, похожим на гриб на ножке или плоским, с узким или широким основанием. Его поверхность бывает поврежденной, с эрозией, язвочками и т.д., поскольку проходящая пища или каловые массы могут срезать часть слизистой оболочки. Но однозначно сказать, что это такое, врач-эндоскопист не может. Конечно, наблюдая огромный опухолевый процесс, он подозревает, что это рак. Но ставит диагноз только врач-патологоанатом, иначе - клинический морфолог, используя тот биологический материал, который ему присылают.

– Откуда берется этот материал?

– Вот, к примеру, молодая женщина с какими-то нарушениями менструального цикла. Врач-гинеколог в лучшем случае только догадывается о причине, ведь это может быть все, что угодно, в том числе злокачественное образование, и его надо в первую очередь исключить. Гинеколог берет соскоб в полости матки, в канале шейки матки, отщипывает микроскопический кусочек шейки матки и т.д. и присылает мне. В других случаях это может быть кусочек слизистой оболочки желудка, пищевода, толстой кишки, отщипнутый с помощью эндоскопа. Мы проводим гистологическое исследование, то есть определяем, из клеток какой ткани состоит этот образец, и говорим врачу: это доброкачественное образование, скажем, гиперпластический полип (разрастание слизистой) или аденома (разрастание железистой ткани). После этого совершенно не нужно вспарывать пациенту живот и отрезать кусок кишки вместе с этим разрастанием. Достаточно, например, через прямую кишку аккуратно обрезать полип эндоскопом.

– Думаю, что мало кто из читателей представляет себе, как работают с эндоскопом.

– Эндоскоп - это прибор с устройством для получения цифрового изображения, чтобы видеть все, что делается внутри наших полых органов. Выглядит он, как длинная гибкая трубка. На конце ее находится, грубо говоря, лампочка, которая, как фонарик в темноте, освещает рабочее поле. Там же могут закрепляться различные насадки, например, щипчики, которые позволяют отщипывать и выдергивать кусочки ткани слизистой оболочки. В тех же случаях, когда надо удалить полип, используется другая насадка: электрическая петля. Наблюдая в эндоскоп, врач-эндоскопист накидывает эту петлю на полип, пропускает через петлю электрический ток, петля нагревается и пережигает ножку полипа совершенно безболезненно, поскольку иннервация кишки очень слабая. Теперь полип легко извлечь наружу. Через трубку эндоскопа можно при необходимости раздувать кишку или желудок, как насосом, потому что в обычном состоянии они часто бывают спавшимися, обызвествленными и т.д., а у врача должен быть хороший обзор.

– Достаточно ли крошечного кусочка ткани, чтобы определить характер опухоли?

– Грамотный эндоскопист всегда берет несколько кусочков из разных мест. Потому что та же самая аденома или полип росли уже достаточно долго и могли начать озлокачествляться. Это происходит не в один момент. Представьте себе, что с одного края опухоль уже становится злокачественной, а с другого пока нет. Если эндоскопист отщипнет только с того конца, который еще доброкачественный, и пришлет мне на исследование, то я скажу - это аденома, все в порядке, хотя на самом деле это не так. Поэтому после удаления любого новообразования, как бы оно ни называлось, обязательно проводится его полное гистологическое исследование. И, к сожалению, даже при удалении полипов мы достаточно часто находим в «операционном материале» (так называется то, что удалено) те или иные изменения злокачественного характера.

– Всегда ли удаляют полипы при их обнаружении?

– Не всегда, да это и невозможно. Полипами поражено множество людей, которые даже не подозревают об этом, пока не начинаются какие-то неприятности. Ведь мы проверяемся, только когда начнется что-то серьезное. Полипы бывают единичные, а могут быть множественные - по всей кишке. Для того, чтобы не пропустить образование злокачественной опухоли, как раз и делается эндоскопическое исследование, включая биопсию (удаление кусочка ткани или органа для постановки диагноза) и, в случае удаления опухоли, полное гистологическое исследование.

А вопрос о том, удалять ли полип, решается сугубо индивидуально. Во-первых, полипы бывают разные - от 2 мм до нескольких см в диаметре. Несколько сантиметров - это уже инородное тело, которое вылезает в просвет желудка или кишки, механически травмируется пищей, каловыми массами и т.д. Это язвы, это воспалительный процесс, который неизвестно во что может вылиться.

Во-вторых, предрасположенность к злокачественным новообразованиям желудка и кишечника передается по наследству. Если у пациента отец погиб от рака желудка, дед погиб от рака желудка, как я могу предлагать ему «понаблюдаться», подвергая человека неоправданному риску? В этом случае новообразование лучше убрать.

– У кого-то до биопсии все было нормально, а как сделали биопсию, сразу начался рак. Возможно ли это?

– Бывают просто совпадения. Например, приходит женщина и говорит: вы знаете, у меня была травма груди две недели назад, все болит и болит, я ощупывала и какой-то узел нашла - вот, результат травмы. А этот узел на самом деле возник у нее давно, по крайней мере полгода назад. Если бы она ощупала себя тогда, вопроса бы не было. Женщина и должна регулярно сама контролировать, нет ли изменений в ее теле, а потом идти к врачу. За две недели рак образоваться не может. При обнаружении новообразования в молочной железе делается тонкой иглой биопсия - прямо в этот узел, и тонкий столбик ткани посылается нам.

– Как вы работаете с материалами после биопсии или операции?

– Любой материал, будь то крошечный кусочек ткани, полип, опухоль или удаленный хирургом орган, мы определенным образом обрабатываем - это называется «проводка». Сначала заливаем формалином - чтобы удалить воду и уплотнить ткань. Затем вырезаем небольшие кусочки, промываем от формалина, сушим спиртом и заливаем парафином. Из этих парафиновых блоков делаем тончайшие срезы, от 1 до 7-8 микрон, которые накладываются на стеклышки и окрашиваются специальными красками, чтобы под микроскопом можно было четко разглядеть, с какой именно тканью - костной, мышечной, кожей, соединительной, железистой и т.д. - мы имеем дело. Но бывает, что этого недостаточно, и тогда мы прибегаем к иммуногистохимическим методам исследования. Парафиновые срезы обрабатываются уже не красками, а антителами к определенным опухолям, к определенным тканям. И это помогает достоверно определиться с тканевым происхождением того или иного опухолевого процесса.Это очень важно, потому что опухолей существует несколько тысяч, все они по-разному себя ведут и по-разному лечатся. От моего диагноза зависит лечение. Я должен не только сказать, опухоль это или нет, но и какая это опухоль - доброкачественная или злокачественная, и как она называется. Ведь при одном виде рака достаточно удалить опухоль и понаблюдать несколько лет, при другом - провести химиотерапию, при третьем - радикально иссечь с дальнейшей химиотерапией, лазером и т.д.

– Что бы вы хотели посоветовать нашим читателям?

– Хочу напомнить, что любая ткань, удаляемая у человека, любое образование на коже - родинки (невусы), папилломы, себорейный дерматоз и т.д., обязаны пройти гистологическое исследование. К сожалению, у нас в косметических кабинетах удаляемые родинки часто просто выбрасывают в ведро. Вот женщина попадает в больницу с обширными метастазами - кожными, в печени, легких. Биопсия показывает, что это метастазы меланомы - самой злокачественной опухоли кожи. А началось с того, что когда-то эта женщина удалила родинку. Поэтому даже если врач вам не предложил (хотя обязан это сделать), требуйте гистологического исследования. Не экономьте на своем здоровье!

Предотвратить рак помогают здоровый образ жизни, правильное питание, запрет на курение. И еще: некоторые виды рака, особенно рак желудка, - наследственные. Если у вас какие-то ближайшие родственники страдали этим заболеванием, вам надо помнить об этом и регулярно проходить эндоскопическое обследование. Японцы, у которых рак желудка держит первенство среди онкологических заболеваний, проходят такое обследование дважды в год, вовремя и легко лечатся, и это одна из причин их самой высокой в мире продолжительности жизни.
Но если даже вам сказали, что у вас злокачественное новообразование, не надо впадать в отчаяние. Это не приговор. Онкология не стоит на месте, она мощно развивается, и существует масса возможностей если и не вылечить человека, то облегчить его состояние, качественно улучшить его жизнь.

– Есть много книжек, авторы которых утверждают, что раковая опухоль - это не рак, а колония трихомонад или, скажем, плодовое тело гриба, а метастазы - разросшаяся грибница. Можно ли на самом деле спутать колонию трихомонад с раковыми клетками?

– Конечно, под микроскопом четко видно, где грибы, где микробы, а где действительно поврежденный злокачественным перерождением эпителий. Утверждать обратное может только человек, не имеющий медицинского образования.

Сегодня услугами патологоанатомов пользуются практически все специальности в медицине. Например, при подозрении на гломерулонефрит нефролог берет биопсию почки и отправляет нам, потому что у этой болезни несколько форм и все по-разному лечатся. То же самое - при заболеваниях печени. Особенно важно вовремя распознать самый злостный из гепатитов, «тихого убийцу» - гепатит С. При системных поражениях кожи биопсию присылает нам врач-ревматолог. Иногда за опухоль принимаются какие-то образования, связанные с воспалительными процессами, бугры на коже при туберкулезе кожи. Такого рода ошибка может очень дорого обойтись пациенту. Вот почему только патологоанатом ставит окончательный диагноз. Помните нашумевший роман Артура Хейли с таким названием? Там все написано правильно, ведь автору довелось работать в отделении патологоанатомии самому.

Специально для www.сайт

Прочитано 3 208 раз за период публикации, 1 раз за сегодня

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Морфология растений – наука ботанического цикла. Ботаника (от греч. botanicos – относящийся к растениям, botane – трава, зелень) как наука о растениях зародилась на заре человеческой истории и длительное время развивалась как наука прикладная, преследовавшая чисто утилитарные цели, связанные с земледелием и медициной.

Первая попытка обобщения многочисленных ботанических сведений принадлежит великому древнегреческому мыслителю, ученику Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) Теофрасту (372–287 гг. до н. э.). Великий мыслитель удивительно точно для своего времени сформулировал задачи ботаники как науки. В своем выдающемся труде «Исследования о растениях» он писал: «Различия между растениями и вообще природу их следует рассматривать, подвергая исследованию их части, свойства, распространение и жизнь». Труды Теофраста положили начало возникновению научной ботаники, а сам он по образному выражению выдающегося шведского ботаника Карла Линнея (1707–1778) явился «отцом ботаники». Труды Теофраста оказали огромное влияние на развитие ботаники. В течение восемнадцати столетий (с III в. до н.э. до XVI в.) ученые не поднимались выше его ни в понимании истории развития растений, ни в описании их форм.

Возрождение ботаники как науки началось в конце XV – начале XVI в. Этот период знаменовался великими географическими открытиями. Благодаря развитию мореплавания были открыты Америка, Африка, Индия и европейцы познакомились с многими невиданными до того времени растениями и пряностями, получаемыми из них – корицей, имбирем, гвоздикой, черным перцем. Появление в Европе «иноземных растений» заставило европейцев искать способы их сохранения и изучения. Стремление сохранить эти растения привело к созданию метода гербаризации, который был предложен итальянским ботаником Лукой Гини (1490–1556). С целью изучения живых растений в Европе стали создаваться ботанические сады (Пиза – 1543 г., Падуя – 1545 г.).

В XV в. меняется круг лиц, занимающихся ботаникой. Если до XVI в. ботаникой занимались преимущественно монахи как лица наиболее просвещенные по тем временам, то в период Возрождения ботаникой начинают усиленно интересоваться врачи и аптекари. В этот период начинают появляться особые научные труды – «травники», в которых описывались лекарственные растения, их применение. Первый травник появился в Европе между 1530–1536 гг. Он был составлен немецким врачом О. Брунфельсом (1470–1534), назывался «Живые изображения растений» и представлял фактически первый ботанический атлас. В 1539 г. немецкий ботаник Иероним Бок (1498–1544), известный в научном мире как Трагус, выпустил «Новый травник». В нем были даны описания и рисунки 165 видов растений, приведены их местные, латинские и греческие названия, указаны время цветения, распространение, местообитания. «Новый травник» пользовался такой популярностью, что на протяжении XVI в. выдержал 10 изданий.

В результате интереса к ботанике накапливался огромный фактический материал, оперировать которым становилось все труднее и труднее. Фактически до середины XVIII в. ботаника оставалась собирающей наукой. Но постепенно в недрах этой науки, отягченной массой фактов и научных сведений, обогащенной средствами исследования и научными открытиями, обособляется ряд наук, более узких и конкретных по предмету исследования. Одной из таких наук является морфология.

Термин «морфология» происходит от греческих слов «morphe» – форма и «logos» – учение. Этот термин был предложен в 1817 г. великим немецким поэтом, мыслителем и естествоиспытателем И. В. Гёте (1749–1832). Однако учение о форме и строении растений начало развиваться задолго до того, как Гёте дал ему название.

Можно говорить о морфологии растений в широком и узком смысле слова. В широком смысле морфология изучает строение растений, особенности индивидуального и исторического развития. При таком понимании она должна охватывать изучение как макроскопического, так и микроскопического строения растений, а также особенностей их развития. Именно в таком плане преподается учебный курс «Морфология растений».

По мере накопления морфологических данных морфология растений также постепенно дифференцировалась на ряд специальных дисциплин. Из нее выделилась органография – морфология в узком смысле слова, наука о внешнем строении растений и их органов. Изучение внутреннего строения растений оформилось в анатомию растений. Процессы индивидуального развития изучает эмбриология растений. Частными морфологическими дисциплинами являются цитология (наука о строении клетки), палинология (наука о строении ископаемых и современных спор и пыльцы), стоматография (наука о строении устьичных комплексов) и ряд других наук с узкими предметами исследования.

Как каждая научная дисциплина морфология растений имеет свои проблемы, свои задачи и свои методы исследования.

Основные задачи морфологии сводятся к решению трех основных проблем:

    К изучению особенностей формирования органов растений (формообразовательного процесса) в ходе эволюции.

    К изучению особенностей формирования органов растений в ходе онтогенеза.

    К изучению топографических закономерностей, отражающих взаимное расположение вновь появляющихся органов.

В конечном счете эти проблемы направлены на изучение единого формообразовательного процесса у растений.

Основными методами морфологии растений являются наблюдение, описание и сравнение. Эти методы видоизменяются, усложняются в зависимости от задач, которые ставит перед собой исследователь, объекта изучения, а также уровня развития технических средств исследования.

Как каждая наука, морфология растений имеет свою историю. История развития морфологии, как и ботаники вообще, начинается с работ Теофраста. В «Естественной истории растений» Теофраст назвал около 500 видов растений, разделив их на деревья, кустарники, полукустарники и травы, т. е. впервые дал представление о жизненных формах. Теофраст правильно расчленяет тело на вегетативные органы – корень, стебель, лист. Он дает описание листьев у целого ряда растений. Он впервые ввел в употребление термины плод, околоплодник, сердцевина, сообщил некоторые данные о размножении растений, описал прорастание семян многих растений, дал представление о половых различиях у финиковой пальмы и т. д.

Первые робкие шаги молодой развивающейся отрасли ботаники – морфологии – совпадают с эпохой Возрождения. Наиболее заметное влияние на ее развитие в этот период оказал итальянский врач, ботаник и философ Андреа Цезальпини (1519–1603). В его трудах морфологическая терминология разработана лучше, чем в травниках. Он впервые разрабатывает вопрос о гомологичных органах и рассматривает в качестве гомологов семядоли и настоящие листья растений.

Значительную роль в развитии морфологии растений и разработке морфологической терминологии сыграл немецкий натуралист и философ Иоахи

м Юнг (1587–1657). Однако наибольшее значение в XVII в. имели работы итальянского биолога и врача Марчелло Мальпиги (1628–1694) и английского ботаника Неэмия Грю (1641–1712). Они впервые начинают изучать растение в процессе его развития. Попытку динамического подхода к изучению растений следует рассматривать как весьма прогрессивную, новую в морфологии. Но морфологические изыскания М. Мальпиги и Н. Грю были неполными и непоследовательными. Интересы их многогранны. Строение проростков, строение семян, формирование листьев, строение клеток и тканей, особенности корней и видоизмененных подземных органов – корневищ, луковиц, клубней – вот далеко не полный перечень вопросов, которые нашли отражение в их трудах. Независимо друг от друга они опубликовали результаты своих исследований в «Анатомии растений» (работа Н. Грю вышла в 1672 г., М. Мальпиги – в 1675 г. и 1679 г.).

Фактически до конца XVII в. не было выполнено ни одного цельного морфологического исследования. Поэтому период развития морфологии, начиная с работ Теофраста и заканчивая концом XVII в., принято называть начальным.

На смену начальному периоду приходит описательный, или линнеевский период развития морфологии. В связи с тем, что к XVIII в. накопился огромный фактический материал, сосредоточенный в научных фолиантах античных и средневековых ученых, в коллекциях ботанических садов Италии, Германии, Франции, Голландии, Англии, России, собранный при изучении местных флор, возникла необходимость инвентаризации всего этого огромного количества видов. Выполнить эту работу было весьма сложно, так как у каждого автора были свои подходы к характеристике растений, не было выработано единой терминологии и приемов описания растений, что приводило к путанице. Часто ученые, работавшие в разных странах, давали различные названия одному и тому же виду (так появилась масса синонимов), или, наоборот, различные виды оказывались названными совершенно одинаково (так возникли амонимы).

Огромной заслугой великого шведского ботаника К. Линнея было создание научной терминологии, т. е. введения точных названий для обозначения различных частей растений. Вся терминология была разработана на латинском языке. В «Philosophia botanica» (1751) К. Линней писал: «Исключительная польза терминов в краткости изложения». Он ввел около 1000 терминов, частично заимствованных у предшественников, частично придуманных им самим, настолько удачных, что они сохранились до настоящего времени. Использование специальных терминов позволило сделать описания различных таксонов лаконичными, четкими и сопоставимыми. Таким образом, морфология оказала неоценимую услугу развивающейся систематике растений. Благодаря огромному труду К. Линнея морфология была поставлена на службу систематике. Основной задачей морфологии в этот период было отыскание и детальное описание все новых и новых форм органов у различных растений.

В XVIII в. закладываются также основы сравнительной морфологии. Отсчет этого периода начинается, примерно, с 1790 г. В этом же году вышла в свет работа И. В. Гёте «Опыт объяснения метаморфозов у растений». Гёте, который не был профессиональным ботаником, в отличие от К. Линнея не стремился к описанию новых форм. Основываясь на своих многолетних наблюдениях за развитием растений от семени до образования цветков и плодов, он в своей работе выдвигает идею общности всех органов цветкового растения и считает, что все части цветка – это результат видоизменения одного органа – листа, который Гёте считал главным. Этот процесс видоизменения единого органа и проявление его в самых различных формах Гёте и назвал метаморфозом. Представления об изменении некоторых органов растений высказывались целым рядом ботаников до Гёте. Так, еще А. Цезальпини считал, что лепестки цветка – это видоизмененные листья. Такой же точки зрения на природу лепестков и чашелистиков придерживался и Н. Грю. М. Мальпиги утверждал, что корневища, клубни, луковицы – видоизменения стебля. К. Ф. Вольф полагал, что все части растения, кроме стебля, – видоизмененные листья. Поскольку эти утверждения не были достаточно обоснованы, они прошли почти незамеченными. В то же время проблема единства и метаморфоза органов у растений была глубоко разработана Гёте. Она явилась первой самостоятельной проблемой морфологии и оказала огромное влияние на дальнейшее развитие этой науки. Под влиянием идей Гёте начинает появляться ряд сравнительно–морфологических работ, причем сравниваются не только взрослые организмы, но и растения и их органы на разных стадиях развития. Отдавая дань заслуге И. В. Гёте, период сравнительной морфологии часто называют гетевским.

В сравнительной морфологии можно выделить ряд специфических направлений исследований. История морфологии XIX в. начинается с работ швейцарского ботаника О. П. Декандоля (1778–1841). В отличие от Гёте Декандоль был профессиональным ботаником, что позволило ему разрабатывать морфологические проблемы на широкой сравнительной основе. Он устанавливает определенные закономерности в строении растений, разрабатывает учение о симметрии, распространяет на растения закон о корреляции и считает, что изменение одного органа приводит к изменению другого, с ним связанного. О. П. Декандоль приходит к важному выводу, что сходство органов зависит от их функций, положения, числа и взаимоотношений, т. е., фактически закладывает основы представления об аналогичных и гомологичных органах. Широкое введение в морфологию растений сравнительного метода несомненная заслуга Декандоля, но его морфология статична. Он занимался изучением только сформированных растений. В то же время благодаря использованию сравнительного метода удалось накопить огромный фактический материал о закономерностях строения растительных организмов и заложить основы новой теоретической проблемы морфологии – проблемы возникновения основных органов растений.

Середина XIX в. характеризуется бурным развитием микроскопической техники, что позволило углубить исследования онтогенеза у растений. Принципиально новое в этих исследованиях заключается в том, что морфологи начинают изучать процессы, происходящие в репродуктивных органах. Таким образом, в сравнительной морфологии возникает онтогенетическое направление. Большая заслуга в развитии сравнительно-онтогенетического направления принадлежит русским ученым.

Одна из первых работ по онтогенезу цветка была выполнена русским ботаником Н. И. Железновым (1816–1897). В 1840 г. появилось его сообщение о развитии цветка у традесканции.

Выдающееся открытие сделал профессор Московского университета И. Д. Чистяков (1843–1877). В 1874 г. он впервые описывает митоз у хвоща. Кроме того, он исследует развитие спор у плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений.

Ряд работ по сравнительно-морфологическому изучению гаметофитов и процесса оплодотворения у голосеменных выполнил И. Н. Горожанкин (1848–1904). Он внес большой вклад в изучение морфологии водорослей. Но наивысшей заслугой этого ученого следует считать создание в Московском университете целой школы морфологов, представители которой плодотворно работали как в области морфологии высших растений, так и в области изучения водорослей.

Одним из наиболее выдающихся учеников И. Н. Горожанкина был В. И. Беляев (1855–1911). Он исследовал развитие мужского гаметофита у высших споровых и семенных растений и на основе полученных данных построил морфологический ряд редукции мужского гаметофита. Хотя этот ряд не был филогенетическим, он имел первостепенное значение для последующего развития эволюционной морфологии. В. И. Беляев исследовал также развитие и строение сперматозоидов у харовых водорослей, хвощей и папоротников и доказал, что сперматозоид состоит не только из одного ядра, как думали многие ботаники, но кроме ядра он имеет цитоплазму.

Особое место в истории морфологии растений занимает профессор Киевского университета С. Г. Навашин (1857–1930). В 1898 г. на Х съезде русских естествоиспытателей и врачей он сделал доклад о двойном оплодотворении у покрытосеменных растений. Его открытие коренным образом изменило господствовавшее до того времени представление об оплодотворении у покрытосеменных и позволило объяснить такие явления как ксении и мозаичный эндосперм, которые были известны генетикам, но до открытия С. Г. Навашина не находили объяснения.

Почти одновременно со сравнительно-онтогенетическим направлением в морфологии растений стало формироваться сравнительно–филогенетическое, точнее, эволюционное направление. Развитию этого направления способствовали два события, датированные 1859 годом. В 1959 г. вышел гениальный труд Ч. Дарвина (1809–1882) «Происхождение видов путем естественного отбора», положивший конец метафизическим представлениям о постоянстве органического мира, и в этом же году американский ученый В. Досон открыл в нижнепалеозойских слоях Восточной Канады ископаемые растения, которые, по его мнению, были первопоселенцами суши. Он присвоил им родовое название Psilophyton (от греч. psilos – голый и phyton – растение). Это открытие первоначально вызвало сенсацию, но затем фактически было забыто, хотя сыграло положительную роль в истории морфологии. Под влиянием идей Ч. Дарвина и в связи с открытием ископаемых растений значительно расширились и приняли новое направление исследования в области морфологии вегетативных органов и цветка, а также анатомии и морфологии ископаемых растений.

«Филогенетическое направление в морфологии решало одну из главнейших задач, которая встала перед морфологией после появления теории Дарвина – отыскать филогенетические связи между организмами с целью установления родственных отношений, последовательности появления форм в ходе эволюции и доказать единство происхождения органического мира» (История биологии…, с. 334).

Из работ, выполненных в этот период, следует указать работу австрийского ботаника А. Эйхлера (1839–1887) «Диаграммы цветков», опубликованную в 1875–1878 гг. Август Эйхлер изучал морфологию цветков у представителей различных семейств покрытосеменных растений и в этом труде дал свою систему диаграмм цветка – от более примитивных к более сложным структурам, что отражало эволюцию этого органа.

Видным выразителем эволюционных воззрений в морфологии был профессор Петербургского университета А. Н. Бекетов (1825–1902). А. Н. Бекетов независимо от Дарвина пришел к убеждению, что развитие органических форм – процесс исторический, и впервые с позиций ученого-материалиста дал объяснение причин метаморфоза. Согласно представлениям А. Н. Бекетова, метаморфоз является результатом приспособления растений к различным и изменяющимся условиям существования при выполнении физиологических функций, приспособления, выраженного в изменении формы.

Большое внимание уделялось также изучению ископаемых растений. Так, французский морфолог растений О. Линье (1855–1916) и немецкий ботаник Г. Потонье (1857–1913) рассматривали возможные способы образования листьев из теломов псилофитов (риниофитов), эволюцию типов ветвления и фактически заложили основы теломной теории, которая впоследствии в 1930 г. была сформулирована немецким палеоботаником В. Циммерманом. Эта теория объясняла строение тела первопоселенцев суши и показывала, как из их конструктивных элементов – теломов – могли возникнуть органы высших растений.

Параллельно с эволюционным направлением в морфологии растений начало формироваться экспериментально-экологическое направление. Первые экспериментально-морфологические исследования были проведены в России. В 1868 г. профессор Казанского университета Н. Ф. Леваковский (1833–1898), изучая в лабораторных условиях развитие корневых систем под влиянием различной влажности, различных температур, почв с различными физическими свойствами и химическим составом, обнаружил существенные изменения внешнего и внутреннего строения корней. Изучением изменения корней под действием цинка занимался и великий русский физиолог растений К. А. Тимирязев (1843–1920), он же в 1890 г. ввел в обиход и термин «экспериментальная морфология».

Чрезвычайно интересны экспериментально-морфологические исследования французских ботаников Г. Боннье (1853–1901) и Э. Летелье, которые показали влияние экологических условий на морфологические особенности надземных частей целого ряда растений. Однако классиками экспериментальной морфологии по праву считаются немецкие ботаники Г. Клебс (1857–1918) и К. Гебель (1855–1932). Они фактически сформулировали задачу экспериментальной морфологии, так как считали, что основная задача этого раздела морфологии – научиться управлять индивидуальным развитием растений путем изменения условий существования.

Существенный вклад в экспериментальную морфологию внес Н. П. Кренке (1892–1939), известный своими работами по регенерации и трансплантации у растений и как автор теории циклического старения и омоложения растений. Эта теория заложила научные основы вегетативного размножения растений. Знание закономерностей развития организма, его возрастных изменений позволило Н. П. Кренке уже по ранним стадиям развития давать прогнозы скороспелости растений, что имело большое значение для практики.

Своеобразным продолжением работ морфологов–эволюционистов явились исследования советского физиолога и эколога растений Б. А. Келлера (1874–1945). Основной путь эволюции растений Б. А. Келлер видел в морфолого-физиологической перестройке под влиянием изменяющихся условий среды. Он предложил так называемый метод экологических рядов. Этот метод предполагал изучение постепенной смены условий существования и происходящих при этом постепенных изменений растений.

Итак, приблизительно с середины XIX в. в морфологии, довольно тесно переплетаясь друг с другом, развиваются три направления – сравнительно-онтогенетическое, сравнительно-филогенетическое (эволюционное) и экспериментально-экологическое. Эти направления исследований почти в равной степени представлены и в настоящее время.

Несмотря на то, что морфология растений наука достаточно древняя, она по сей день не утратила своего значения. Сегодня, как и много веков назад, человечество не перестает волновать проблема удовлетворения своих насущных потребностей и в первую очередь – проблема питания.

Сегодня, как в былые, далекие времена, человек не избавлен от многих тяжелых и коварных недугов, поиски средств лечения которых заставляют его вновь и вновь обращаться к миру растений.

И, наконец, сегодня перед человеком остро и насущно встала проблема, о которой заговорили совсем недавно, но заговорили настойчиво и тревожно – проблема охраны растительного мира, проблема рационального использования его богатств. Эти и многие другие вопросы признана решать наука ботаники и ее многочисленные подразделения, в том числе и морфология растений.

Морфология растений как наука имеет научный и прикладной характер. Как научная дисциплина она играет большую роль для систематики и филогении растений, так как только на основании признаков растений можно их отнести к тому или иному таксону и установить родственные связи таксонов различных рангов. Большое значение имеет морфология для генетики и селекции. При проведении генетико-селекционных работ важно иметь сведения по жизнеспособности пыльцы, рыльца пестика, типам опыления и другим показателям, обеспечивающим нормальное осуществление процесса оплодотворения.

Данные морфологии находят широкое практическое применение. Надежным методом в геологии является метод спорово-пыльцевого анализа, основанный на изучении ископаемых пыльцевых зерен и спор, что позволяет определить возраст осадочных пород и целенаправленно вести поиск полезных ископаемых. Этот же метод используется в археологии, геоморфологии, палеогеографиии. Он дает возможность судить о флоре, растительности определенных регионов в далекие геологические эпохи. Спорово-пыльцевой метод находит также применение и в медицине (при выявлении аллергенов), и в товароведении (например, при определении качества меда), и в других областях. Данные морфологических исследований используются в различных отраслях народного хозяйства. Так, подбор пар растений для смешанных посевов (вико-овсяная смесь и др.) основан на изучении урожайности растений в чистых и смешанных посевах. Изучение взаимоотношений некоторых лесообразующих пород с грибами-микоризообразователями способствовало успешному созданию в степной зоне искусственных полезащитных лесных полос, что имело большое значение для развития лесоведения. Не обходятся без морфологических данных и различные ресурсоведческие работы. Именно на основании морфологических исследований процессов размножения можно корректировать сроки и объемы заготовки дикорастущих лекарственных, ягодных, технических и других культур, т. е. давать рекомендации по рациональному использованию естественных природных ресурсов. Только по результатам изучения морфологических особенностей роста и развития растений можно разрабатывать научно обоснованные меры охраны конкретных видов. И, наконец, нельзя забывать о том, что на основании данных морфологии издавна создавались и в настоящее время создаются различные справочные пособия: атласы растений, определители, флоры.