A+ A-

Акула — Толстой Л.Н.

Рассказ про опасный заплыв двух мальчишек у берегов Африки. Они не послушали приказ капитана и уплыли в открытое море. Их чуть не съела акула, но опытный артиллерист не растерялся выстрелил в акулу.

Акула — Толстой Л.Н. читать

Наш корабль стоял на якоре у берегa Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед зaкaтом солнцa кaпитaн вышел нa пaлубу, крикнул: «Купaться!» — и в одну минуту мaтросы попрыгaли в воду, спустили в воду пaрус, привязaли его и в пaрусе устроили купaльню.

Нa корaбле с нaми было двa мaльчикa. Мaльчики первые попрыгaли в воду, но им тесно было в пaрусе, и они вздумaли плaвaть нaперегонки в открытом море.

Обa, кaк ящерицы, вытягивaлись в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок нaд якорем.

Один мaльчик снaчaлa перегнaл товaрищa, но потом стaл отстaвaть.

Отец мaльчикa, стaрый aртиллерист, стоял нa пaлубе и любовaлся нa своего сынишку. Когдa сын стaл отстaвaть, отец крикнул ему:

— Не выдaвaй! Понaтужься!

Вдруг с пaлубы кто-то крикнул: «Акулa!» — и все мы увидaли в воде спину морского чудовищa.

Акулa плылa прямо нa мaльчиков.

— Нaзaд! Нaзaд! Вернитесь! Акулa! — зaкричaл aртиллерист. Но ребятa не слыхaли его, плыли дaльше, смеялись и кричaли ещё веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный кaк полотно, не шевелясь, смотрел нa детей.

Мaтросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибaя вёслa, понеслись что было силы к мaльчикaм; но они были ещё дaлеко от них, когдa aкулa уже былa не дaльше двaдцaти шaгов.

Мaльчики снaчaлa не слыхaли того, что им кричaли, и не видaли aкулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхaли пронзительный визг, и мaльчики поплыли в рaзные стороны.

Визг этот кaк будто рaзбудил aртиллеристa. Он сорвaлся с местa и побежaл к пушкaм. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нaс ни было нa корaбле, зaмерли от стрaхa и ждaли, что будет.

Рaздaлся выстрел, и мы увидaли, что aртиллерист упaл подле пушки и зaкрыл лицо рукaми. Что сделaлось с aкулой и с мaльчикaми, мы не видaли, потому что нa минуту дым зaстлaл нaм глaзa.

Но когдa дым рaзошёлся нaд водою, со всех сторон послышaлся снaчaлa тихий ропот, потом ропот этот стaл сильнее, и, нaконец, со всех сторон рaздaлся громкий, рaдостный крик.

Стaрый aртиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел нa море.

По волнaм колыхaлось жёлтое брюхо мёртвой aкулы. В несколько минут лодкa подплылa к мaльчикaм и привезлa их нa корaбль.

Подтвердить оценку

Оценка: 4.8 / 5. Количестов оценок: 117

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Отправить

Спасибо за отзыв!

Прочитано 1001 раз(а)

Другие рассказы Толстого Л.Н.

  • Много ли человеку земли нужно — Толстой Л.Н.

    Рассказ про крестьянина Пахома, который мечтал, что у него будет очень много земли, тогда ему сам черт не страшен. Ему представилась возможность недорого купить столько земли, сколько он сумеет обойти до заката. Желая иметь побольше, …

  • Косточка — Толстой Л.Н.

    Мама купила сливы на рынке. Один из сыновей не удержался и съел одну, но признать в этом не захотел. Папа сказал детям, что кто не умеет правильно есть косточки, тот через день умрет. Мальчик сразу …

  • Кавказский пленник — Толстой Л.Н.

    Рассказ про двух офицеров, служивших на Кавказе и попавших в плен к татарам. Татары вели написать родственникам письма с требованием выкупа. Жилин был из бедной семьи, выкуп платить за него некому. Но он был сильный …

    • Как мальчик Женя научился говорить букву Р — Чарушин Е.И.

      Рассказ про мальчика Павла, который не умел буквы Р говорить. Как-то раз около него села ворона и долго каркала, а он пытался ее передразнить, переставлял язык во рту в разные места. И вот у него …

    • Навестила — Осеева В.А.

      Рассказ про девочку Мусю, которая ходила навестить больную одноклассницу. Но вместо того, чтобы помочь больной, она без умолку болтала и рассказывала, как она тоже болела. Навестила читать Валя не пришла в класс. Подруги послали к …

    • Две мышки — Чарушин Е.И.

      Рассказ о том, как однажды познакомились лесная и домашняя мышь. Лесная мышь показала свои кладовки и запасы на зиму. Но заносчивая домашняя мышь хотела похвалиться своим сытым жильем и попалась в лапы кошке. Две мышки …

    Волшебная сказка

    Диккенс Ч.

    Сказка про принцессу Алиссию, у которой было восемнадцать младших братьев и сестер. Ее родители: король и королева были очень бедные и много работали. Однажды добрая фея подарила Алиссие волшебную косточку, которая могла выполнить одно желание. …

    Бутылочная почта для папы

    Ширнек Х.

    Сказка про девочку Ханну, у которой отец — исследователь морей и океанов. Ханна пишет письма отцу, в которых рассказывает о своей жизни. Семья Ханны необычная: и профессия отца, и работа мамы — она врач по …

    Приключения Чиполлино

    Родари Д.

    Сказка про смышленого мальчика из многодетной семьи бедных луковок. Однажды его отец случайно наступил на ногу принцу Лимону, который проходил мимо их дома. За это отца бросили в тюрьму, и Чиполлино решил вызволить отца. Оглавление: …

    Чем пахнут ремёсла?

    Родари Д.

    Стихи про запахи каждой профессии: в булочной пахнет хлебом, в столярной мастерской — свежими досками, рыбак пахнет морем и рыбой, маляр — красками. Чем пахнут ремёсла? читать У каждого дела Запах особый: В булочной пахнет …


    Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …

    В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …

    Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …

    Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …

    1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 - Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и …

    3 - Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 - Про мышонка из книжонки

    Джанни Родари

    Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать …

Открытый урок

в 3 «А» классе

МБОУ СОШ №1

по литературному чтению

Тема: Л.Н.Толстой.Рассказ «Акула».

Учитель:

Дутова Марина Михайловна

Тема: Л.Н.Толстой. Рассказ «Акула».

Цели урока:

    продолжить знакомство с произведениями Л.Н.Толстого;

    познакомить с краткой биографией писателя;

    развивать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;

    развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

    наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;

    развивать навыки осмысленного, выразительного чтения.

Оборудование:

    презентация с портретом Л.Н.Толстого, его родового имения и др.; с иллюстрациями к произведению;

    выставка книг.

    2 фотографии акулы (А 4): одно фото разрезанное на 5 фигур;

    словарные слова на карточках: палуба, парус, якорь, хобот, фитиль, ропот, артиллерист; рисунки к словарной работе.

    для каждого ряда полоски синей бумаги (море), расположенные вертикально с обратной стороны доски;

    рисунки корабликов на магните по количеству полосок синей бумаги;

    паруса для корабликов алого цвета и серого цвета в расчете на каждого ребенка двух цветов;

    учебник Литературное чтение. 3 класс, 1часть.

Ход урока

    Орг. момент. Приветствие, проверка рабочих мест.

    Проверка д/з. «Детство Л.Н.Толстого» (из воспоминаний писателя).

Фронтальный опрос. Выборочное чтение.

С детством, какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? (портрет - презентация, слайды 10-18)

Где родился и провел свое детство Л.Н.Толстой?

Что вспоминает Л.Н.Толстой о своей матери? (зачитать)

Сколько детей было в семье Толстовых? (5 детей)

Кто был заводилой в играх детей? (Николай)

Что еще узнали о нем?

В чем заключалась тайна, о которой объявил

младшим Николай? (прочитать)

Что вы можете сказать об этой палочке? (показ палочки)

Как относились дети ко всем этим тайнам?

(верили, трепетали, с важностью)

Итог с сообщением нового:

Своё детство и большую часть жизни Лев Николаевич провел в имении Ясная Поляна, неподалеку от Москвы и Тулы. Ему было полтора года, когда умерла его мама, но теплота большой и дружной семьи – сначала отец, а потом бабушка, тётки, три брата и сестра – не давали возможности остро ощущать сиротство. Л.Н.Толстой считал детство не только самой счастливой но и наиболее важной порой, потому что именно тогда его душе было дано направление, куда расти, к чему стремиться. Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал разные произведения. Много работал. Свои сочинения он по нескольку раз перерабатывал, по 10-12 раз переписывал, чтоб сделать их хорошими. Толстой любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен; уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудиться. Очень долго Толстой жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В соседней деревне Лев Николаевич утроил школу и стал учить крестьянских детей по учебникам, которые написал сам. По этим учебникам училось не одно поколение детей.

    Самоопределение к деятельности:

Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с хитрым заданием.

(Слайды 1-5:

артиллерист – а) военнослужащий или б) спортсмен

полотно - в) слабое освещение или г) льняная ткань

фитиль – д) горючий шнур для орудия или е) тропическое растение

ропот - ж) негромкая недовольная речь или з) классическая музыка

хобот - и) удлиненный нос или к) задняя часть орудия (для этого слова важно сказать, что оба толкования правильные, но только первое слово «артиллерист» подскажет выбор)

/ На доске слева разрезанная картинка акулы (5 частей под буквами правильных ответов словаря: а, г, д, ж, к и 5 частей бумаги без рисунка/.

Дети, найдите правильное толкование словарному слову, выбрав ответ среди двух предложенных. Правильный ответ оставим, а фигуру с буквой неправильного толкования уберем. (на доске останутся 5 фигур, которые перевернув, сложить как пазлы для воссоздания рисунка акулы. Картина будет разрезанной и здесь нужно ее заменить на целую)

Что скажите? (-На уроке будем говорить, и читать об акуле.)

Верно. А какое литературное произведение по-своему содержанию нас ждет: научный, научно-популярный или художественный текст?

(Разные варианты ответов. Нужно прочитать или открыть учебник хотя бы, чтобы узнать.)

    Вступительная беседа. Словарная работа.

    Где можно встретить акулу? (в морях) --презентация, слайд 6

Это слово с ненависть произносят моряки и рыбаки. Акулы – это хищники. Они рвут сети, уничтожают рыбу, нападают на людей, чаще всего тогда, когда вода в море теплая, свыше 18 0 .

    В рассказе вам встретятся малознакомые слова. Прочитайте их и объясните значение. (Толковые словарики к этому рассказу - презентация, слайды 19-27)

    Работа над новым материалом: (слайды 28-34)

    Я приглашаю вас в путешествие к берегам материка, который экватор делит пополам. (Это… Африка)

Назовите особенности климатического пояса.(-Жаркий)

Попробуйте ощутить горячий пустынный ветер

А какой транспорт выберите для путешествия? (-Корабль)

Точнее парусник

    Чтение рассказа (со стоп-кадрами и игрой «Двойник»).

Чтение первого отрывка учителем.

«Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День бы прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!» - и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!».

Кто такой артиллерист? (-Служащий артиллерии, человек, который стреляет из пушки)

Кем приходится старый артиллерист одному из мальчиков? (-Отцом)

Игра «Двойник».

Как вы думаете, какие чувства испытал артиллерист? Сядьте на этот стул и расскажите. (Старый артиллерист любуется мальчиком, ему нравится, что его сын такой ловкий, шустрый, подвижный, как ящерица, ему нравится, что он хорошо плавает)

Чтение второго отрывка подготовленным учеником.

«Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула» - и все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков.

Назад! Назад! Вернитесь! Акула! – закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей».

Игра «Двойник».

А теперь что испытывает артиллерист? (Артиллерист находится в шоке, это высшая степень страха и ужаса)

Стоп-кадр.

Когда матросы и артиллерист увидели акулу, что бы вы предложили им сделать? (Развернуть корабль на акулу, спустить лодку, поплыть артиллеристу самому за мальчиками)

Давайте узнаем, что же произошло дальше?

Чтение третьего отрывка подготовленным учеником.

«Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны».

Игра «Двойник»

Что сделали мальчики, когда увидели акулу? (Они пронзительно закричали)

В каком состоянии человек пронзительно кричит? Расскажите. (Они испытывают страх, панику)

Стоп-кадр.

Акула находится на расстоянии двадцати шагов от мальчиков, лодка с матросами находится далеко от мальчиков. Что вы предложите сделать в этой ситуации?

Что может сделать артиллерист?

Давайте узнаем, что произошло дальше.

Чтение четвертого отрывка учителем.

«Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза».

Игра «Двойник»

Почему упал и закрыл лицо руками артиллерист? Что он чувствовал?

«Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль».

    Физминутка (по выбору,на усмотрение учителя)

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперед,

На опушке зайка ждет

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

    Чтение рассказа учащимися по частям, аналаз прочитанного. (слайды 35-40)

1 часть.

Где происходят события в рассказе?

Что значит «корабль стоял на якоре?»

Какой был день?

Как изменилась погода к вечеру? (прочитать)

Что значит «точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом» ? (жарко)

Расскажите, почему матросы устроили купальню в парусе?

Почему они не стали купаться в открытом море?

2 часть.

Почему мальчики вздумали плавать в открытом море? Что они задумали?

Как соревновались они друг с другом? (прочитать)

Какие слова употребил? (извивались, выпрыгивали, извивались и ныряли)

О каких чертах характера мальчиков можно сказать из этого отрывка? (смелые, ловкие, задорные, но легкомысленные)

А почему?

Как отец одного из мальчиков, старый артиллерист, реагировал на происходящее? (прочитайте)

Предвещали ли что-нибудь беду? ак отец одного из мальчиков, старый артиллерист, реагировал на происходящее?ывов.ли.открыта людям, и люди будут счастливы, не

3 часть.

Кто первый заметил акулу?

Как по-другому называют ее моряки?

Подумайте и скажите, какое состояние в этот момент было у отца?

Почему он стал «бледным как полотно»?

Кто бросился на помощь мальчикам? Успели бы они?

Прочитайте, как повели себя мальчики, когда увидели, что рядом с ними акула?

4 часть.

Что сделал старый артиллерист, чтобы спасти мальчиков?

Почему он упал и закрыл лицо руками?

Когда он успокоился?

Какие черты характера старого артиллериста проявились в этой ситуации? т.е. какими чертами характера он обладал? (смелый, находчивый, чуткий, сосредоточенный)

Какое место в рассказе вы считаете самым напряженным, волнующим, неспокойным?

Почему вы так считаете?

8. Подведение итогов урока .

Пора возвращаться к родным берегам. Мы это сделаем на разных парусниках (открываю оборотную сторону доски с синими полосками, изображающими море и с парусниками на каждой полосе; сюда же вызываю детей мало работающих на уроке, чтобы они с каждым ответом ребят со своего ряда двигали парусник вперед).

Я буду задавать вопрос, поднимайте руку, и мы будем продвигаться вперед.

К какому литературному жанру относится произведение?

Кто главный герой?

Как называется прием, использованный автором: «…Оба плыли как ящерицы, вытягивались в воде…»

Назовите, с чем сравнивает Толстой лицо артиллериста?

Как понимаете выражение «сорвался с места»?

Как называется рассказ?

Чему учит вас этот рассказ?

(не быть легкомысленными, прежде чем что-то сделать, надо хорошо подумать)

9. Рефлексия.

Покажем свое отношение к тому, что вы сегодня сделали на уроке с помощью парусов разного цвета. Если вы довольны своей работой - алый парус, не совсем довольны - серый парус. Выберите и приклейте к своему паруснику.

10. Домашнее задание. (слайд 40-41)

Cлайд 1

Cлайд 2

Образовательные: развивать технику чтения, учить составлять характеристику героя, продолжать знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого. Развивающие: развивать умение анализировать художественное произведение, развивать произвольное внимание, мыслительные операции (анализ, синтез) через составление характеристики героев. Воспитательные: воспитывать интерес к чтению художественных произведений, через составление характеристики героев, воспитывать смелость, решительность. Оборудование: географическая карта мира, предметные картинки с изображением корабля, пушки.

Cлайд 3

Cлайд 4

Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого, познакомимся с очень интересным захватывающим рассказом «Акула», автором которого и является Л.Н. Толстой.

Cлайд 5

Проверка домашнего задания. Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.

Cлайд 6

Для этого вернемся к рассказу «Детство» Л.Н.Толстого. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: В какой семье рос Л.Н. Толстой? Как появились «Муравейные» братья»? Прочитайте, в чем состояла тайна? Как это характеризует братьев? А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение?

Cлайд 7

Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк, как Африка. Слушайте внимательно. Африка, второй по величине после Евразии материк. Его площадь 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом +20 – 25 градусов, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (10 – 16 градусов). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи, кроме того, у них есть много рядов острых, загнутых назад зубов.

Cлайд 8

Cлайд 9

Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим как описывают Африку Толстой в своем рассказе «Акула» Словарная работа. Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи. Для этого мы проведем словарную работу.

Cлайд 10

Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте. Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.

Cлайд 11

Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов. Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.

Cлайд 12

Сейчас я прочитаю рассказ, вы меня послушайте внимательно и скажите в какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?

Cлайд 13

Итак, в какой момент вы всего переживали за мальчиков? Когда заметили акулу с палубы? Когда мальчики старались уплыть от акулы? Когда артиллерист выстрелил?

Cлайд 14

Давайте потренируемся в чтении трудных слов из рассказа для того, чтобы при самостоятельном чтении вы не допустили ошибок. 1. Прекрáсный - прéкрасный – прекрасныʹй. Топлéнной – тóпленной – топленнóй. Послыʹшался – послышáлся – послышалсяʹ. 2. оба закат отставать наперегонки

Cлайд 15

Сейчас мы будем читать рассказ по частям, отвечать на вопросы и составлять характеристику одного из героев – артиллериста. Для этого составим таблицу: Смысловая Поведение артиллериста Черты характера

Cлайд 16

Итак, читаем 1 часть: Кто герой данного рассказа? Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца? Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, «что вздумали» , что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали. Итак мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист. Как вы думаете: как он относился к своему сыну? Докажите текстом. Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду? Перечитайте 1 абзац. Какие авторские слова предвещали этот момент? Читаем вторую часть: Как автор передает неожиданность, внезапность, появления акулы? Как Толстой называет акулу? Почему?

Cлайд 17

Итак, акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? Насколько эффективно было это решение? Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист? Что почувствовали мальчики когда увидели акулу? А как автор это передает? Как понимаете, «визг разбудил артиллериста, почему автор использует именно это выражение? Что автор хотел передать словами «сорвался с места?» А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии?

Cлайд 18

Что автор хотел показать этими словами? Какой из этого можно сделать вывод? Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый? Читаем четвертую часть: Почему артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками? Сразу ли стало ясно помог ли артиллерист мальчикам? Анализ иллюстрации. Сейчас мы с вами поучимся анализировать иллюстрацию к тексту и выделять в ней то, что художник привнес своего. Внимательно рассмотрите иллюстрацию на стр. 129 Как вы думаете к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию? Почему вы так решили?

Урок чтения

Слайд 2

Цели урока

  • Образовательные:развивать технику чтения, учить составлять характеристику героя, продолжать знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого.
  • Развивающие:развивать умение анализировать художественное произведение, развивать произвольное внимание, мыслительные операции (анализ, синтез) через составление характеристики героев.
  • Воспитательные:воспитывать интерес к чтению художественных произведений, через составление характеристики героев, воспитывать смелость, решительность.
  • Оборудование:географическая карта мира, предметные картинки с изображением корабля, пушки.
  • Слайд 3

  • Слайд 4

    Ход урока

    Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого, познакомимся с очень интересным захватывающим рассказом «Акула», автором которого и является Л.Н. Толстой.

    Ход урока

    Слайд 5

    Проверка домашнего задания

    Проверка домашнего задания.

    Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.

    Слайд 6

    Для этого вернемся к рассказу«Детство» Л.Н.Толстого.

    Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

    1. В какой семье рос Л.Н. Толстой? Как появились «Муравейные» братья»?
    2. Прочитайте, в чем состояла тайна?
    3. Как это характеризует братьев?
    4. А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение?
  • Слайд 7

    Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк, как Африка. Слушайте внимательно.

    Африка, второй по величине после Евразии материк. Его площадь 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом +20 – 25 градусов, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (10 – 16 градусов).

    В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи, кроме того, у них есть много рядов острых, загнутых назад зубов.

    Слайд 8

    • Африка
    • Пустыня Сахара
  • Слайд 9

    Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим как описывают Африку Толстой в своем рассказе «Акула»

    Словарная работа.

    Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи. Для этого мы проведем словарную работу.

    Слайд 10

    • Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
    • Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.
    • Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.
  • Слайд 11

    • Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.
    • Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.
  • Слайд 12

    Сейчас я прочитаю рассказ, вы меня послушайте внимательно и скажите в какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?

    Слайд 13

    Итак, в какой момент вы всего переживали за мальчиков?

    1. Когда заметили акулу с палубы?
    2. Когда мальчики старались уплыть от акулы?
    3. Когда артиллерист выстрелил?
  • Слайд 14

    Давайте потренируемся в чтении трудных слов из рассказа для того, чтобы при самостоятельном чтении вы не допустили ошибок.

    1. Прекрáсный - прéкрасный – прекрасныʹй.

    Топлéнной – тóпленной – топленнóй.

    Послыʹшался – послышáлся – послышалсяʹ.

    отставать

    наперегонки

    Слайд 15

    Для этого составим таблицу:

    Для этого составим таблицу:

    Слайд 16

    Итак, читаем 1 часть:

    1. Кто герой данного рассказа?
    2. Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца?
    3. Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, «что вздумали» , что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали. Итак мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист. Как вы думаете: как он относился к своему сыну? Докажите текстом.

    Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду? Перечитайте 1 абзац. Какие авторские слова предвещали этот момент?

    Итак, акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? Насколько эффективно было это решение? Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист?

    Что почувствовали мальчики когда увидели акулу? А как автор это передает?

    Как понимаете, «визг разбудил артиллериста, почему автор использует именно это выражение? Что автор хотел передать словами «сорвался с места?» А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии?

  • Слайд 18

    1. Что автор хотел показать этими словами?
    2. Какой из этого можно сделать вывод?
    3. Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый?

    Читаем четвертую часть:

    1. Почему артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками?
    2. Сразу ли стало ясно помог ли артиллерист мальчикам?

    Анализ иллюстрации.

    Сейчас мы с вами поучимся анализировать иллюстрацию к тексту и выделять в ней то, что художник привнес своего.

    Внимательно рассмотрите иллюстрацию на стр. 129

    1. Как вы думаете к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию?
    2. Почему вы так решили?
  • Слайд 19

    1. Как вы думаете, что художник нарисовал ориентируясь на текст произведения, а что принес своего?

    Читаем пятую часть:

    1. Почему Толстой пишет, что сначала послышался тихий ропот, потом ропот стал сильнее и наконец, со всех сторон раздался громкий радостный крик?
    2. Что можете в этот момент сказать об артиллеристе?
    3. Что он в это время чувствовал?
  • Посмотреть все слайды

    1 слайд

    2 слайд

    Образовательные: развивать технику чтения, учить составлять характеристику героя, продолжать знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого. Развивающие: развивать умение анализировать художественное произведение, развивать произвольное внимание, мыслительные операции (анализ, синтез) через составление характеристики героев. Воспитательные: воспитывать интерес к чтению художественных произведений, через составление характеристики героев, воспитывать смелость, решительность. Оборудование: географическая карта мира, предметные картинки с изображением корабля, пушки.

    3 слайд

    4 слайд

    Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого, познакомимся с очень интересным захватывающим рассказом «Акула», автором которого и является Л.Н. Толстой.

    5 слайд

    Проверка домашнего задания. Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.

    6 слайд

    Для этого вернемся к рассказу «Детство» Л.Н.Толстого. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: В какой семье рос Л.Н. Толстой? Как появились «Муравейные» братья»? Прочитайте, в чем состояла тайна? Как это характеризует братьев? А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение?

    7 слайд

    Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк, как Африка. Слушайте внимательно. Африка, второй по величине после Евразии материк. Его площадь 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом +20 – 25 градусов, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (10 – 16 градусов). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи, кроме того, у них есть много рядов острых, загнутых назад зубов.

    8 слайд

    9 слайд

    Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим как описывают Африку Толстой в своем рассказе «Акула» Словарная работа. Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи. Для этого мы проведем словарную работу.

    10 слайд

    Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте. Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.

    11 слайд

    Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов. Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.

    12 слайд

    Сейчас я прочитаю рассказ, вы меня послушайте внимательно и скажите в какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?

    13 слайд

    Итак, в какой момент вы всего переживали за мальчиков? Когда заметили акулу с палубы? Когда мальчики старались уплыть от акулы? Когда артиллерист выстрелил?

    14 слайд

    Давайте потренируемся в чтении трудных слов из рассказа для того, чтобы при самостоятельном чтении вы не допустили ошибок. 1. Прекрáсный - прéкрасный – прекрасныʹй. Топлéнной – тóпленной – топленнóй. Послыʹшался – послышáлся – послышалсяʹ. 2. оба закат отставать наперегонки

    15 слайд

    16 слайд

    Итак, читаем 1 часть: Кто герой данного рассказа? Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца? Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, «что вздумали» , что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали. Итак мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист. Как вы думаете: как он относился к своему сыну? Докажите текстом. Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду? Перечитайте 1 абзац. Какие авторские слова предвещали этот момент? Читаем вторую часть: Как автор передает неожиданность, внезапность, появления акулы? Как Толстой называет акулу? Почему?

    17 слайд

    Итак, акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? Насколько эффективно было это решение? Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист? Что почувствовали мальчики когда увидели акулу? А как автор это передает? Как понимаете, «визг разбудил артиллериста, почему автор использует именно это выражение? Что автор хотел передать словами «сорвался с места?» А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии?

    18 слайд

    Что автор хотел показать этими словами? Какой из этого можно сделать вывод? Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый? Читаем четвертую часть: Почему артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками? Сразу ли стало ясно помог ли артиллерист мальчикам? Анализ иллюстрации. Сейчас мы с вами поучимся анализировать иллюстрацию к тексту и выделять в ней то, что художник привнес своего. Внимательно рассмотрите иллюстрацию на стр. 129 Как вы думаете к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию? Почему вы так решили?