Броненосный крейсер «Рюрик»

Броненосный крейсер "Рюрик" - русский броненосный крейсер первого ранга, предназначавшийся для борьбы с торговым судоходством противника на большом удалении от собственных баз. На момент вступления в строй был одним из самых крупных крейсеров мира. Участвовал в Русско-японской войне, в составе Владивостокского отряда крейсеров провел ряд успешных рейдерских операций против японского флота. Героически погиб в ходе Боя в Корейском проливе. По значительно усовершенствованному проекту "Рюрика" в дальнейшем были построены "Россия" и "Громобой".

 

 

 

 

 

Схема крейсера "Рюрик"

Броненосный крейсер "Рюрик"

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение: 10 993 т.

Длинна: 132,6 м.

Ширина: 20,42 м.

Скорость хода: 18 узлов.

Дальность плавания: 6700 миль при 10 узлах.

Вооружение:

  • 4 орудия калибра 203 мм;
  • 16 орудий калибра 152 мм;
  • 6 орудий калибра 120 мм;
  • 6 орудий калибра 47 мм;
  • 10 орудий калибра 37 мм;
  • 2 десантных орудия Барановского калибра 63,5 мм;
  • 6 торпедных аппаратов (381 мм).

Бронирование: до 254 мм.

Экипаж: 741 человек, из них 22 офицера.

Введен в строй: 1895 г.

 

Проектирование и строительство.

Проектирование.

Крейсер "Рюрик" в докеВо второй половине XIX века в качестве вероятного противника флота Российской Империи рассматривалась Великобритания, имевшая разветвленную сеть морской торговли и полностью зависевшая от поставок из колоний. Как следствие, одной из главных задач русского флота должны были стать длительные рейды на торговых путях. Действовать при этом предстояло на большом удалении от собственных портов.

Подобная концепция была отражена в судостроительной программе 1882 г. Эта программа предусматривала строительство девяти больших крейсеров, предназначенных для "истребления торговли" на просторах Тихого океана и способных действовать максимально автономно.

Проект "Рюрика" ведет свое начало от инициативного (без задания) эскизного проекта Балтийского завода, представленного в Морской технический комитет в 1888 г. В 1889 г. проект был кардинально переработан, после чего МТК утвердил основные характеристики корабля. Водоизмещение должно было составлять около 10 000 тонн, скорость хода до 18 узлов, в качестве основного вооружения принимались 203-мм орудия. Запас угля должен был позволить крейсеру иметь дальность плавания до 7000 миль. Закладка крейсера на Балтийском заводе состоялась 19 мая 1890 г.

Постройка и испытания.

Крейсер "Рюрик" на достройкеПроблем при строительстве "Рюрика" возникло множество: начиная от постоянно срывавшихся сроков поступления материалов, заканчивая регулярными "пожеланиями" МТК по внесению изменений в конструкцию.

По ходу строительства несколько раз перекомпоновали устройство боевой рубки, что было вызвано необходимостью установки дополнительных систем. 4 раза переделывали погреба боезапаса и элеваторы, т.к. МТК никак не мог определиться с типом заряжания 120-мм орудий. Активные дискуссии шли даже по отделке, в частности, долго обсуждался вопрос стоит ли делать мебель для крейсера из красного дерева.

Позже было решено установить более мощные динамомашины, что тоже не добавило скорости строительства. Лишь в сентябре 1894 г. "Рюрик" вышел на первые ходовые испытания, которые прошли в общем успешно: крейсер легко достигал скорости 18,8 узлов.

Испытания и дооснащение, а местами - и достройка корабля продолжались около года. 16 октября 1895 г. "Рюрик" вступил в строй. Большую роль в строительстве и испытаниях "Рюрика" сыграл С.О. Макаров, благодаря стараниям которого крейсер был принят действительно без недоработок.

 

 Описание конструкции.

 

Броненосный крейсер "Рюрик"Строительство "Рюрика" пришлось на период бурного развития науки и техники, когда на смену традиционным кораблям, восходившим еще к парусному флоту, приходили корабли современной схемы: с орудийными башнями, высоким уровнем электрификации и с совершенно другими боевыми возможностями.

Именно этим объясняется противоречивая конструкция "Рюрика", а также то, что два других корабля серии - "Россия" и "Громобой", отличались от прототипа очень серьезно и в сущности представляли собой совершенно другие крейсеры.

"Рюрик" был огромным кораблем: при длине в 132,6 м ширина составляла 20,42 м, а осадка доходила до 8,3 м, при этом водоизмещение крейсера было сопоставимо с более поздними броненосцами типа "Полтава". Высокий борт и полубак обеспечивали крейсеру хорошую мореходность. Это было особенно важно на необъятных просторах Тихого океана с его изменчивой погодой и климатическими зонами от жарких тропиков до холодных арктических вод.

Бронирование.

Боевая рубка и носовой мостик крейсера "Рюрик"Бронирование крейсера было мощным и недостаточным одновременно: бронепояс толщиной до 254 мм. проходил на уровне ватерлинии и обеспечивал вполне надежное прикрытие жизненно важных механизмов корабля.

Дополнительную защиту обеспечивала карапасная броневая палуба над цитаделью толщиной до 89 мм. Кроме того на корабле была оборудована защищенная боевая рубка, прикрытая 152-мм броней.

Других бронированных участков гигантский крейсер не имел, не защищены были даже элеваторы подачи боеприпасов и румпельное отделение. Подобная схема бронирования привела к тому, что крейсер было чрезвычайно сложно потопить, но под огнем противника на "Рюрике" слишком легко выходила из строя артиллерия, системы управления и коммуникации, т.е. хотя корабль и не тонул, сражаться он также не мог.

Броня была сталежелезной (броня Вильсона) и к началу XX века сильно уступала и гарвеевской, и, тем более, крупповской.

Энергетическая установка и ходовые качества.

Элеватор подачи снарядовЭнергетическая установка состояла из четырех вертикальных трехцилиндровых паровых машин тройного расширения и восьми двойных огнетрубных котлов. Количество машин и их возможности были весьма достойными: крейсер мог набирать и поддерживать 18-узловый ход. Дальность плавания доходила до 6 700 морских миль.

Скорость изначально не была приоритетом при проектировании, но достигнутые показатели МТК вполне удовлетворили. Кроме того, энергетическая установка получилась надежной и редко подводила команду корабля.

"Рюрик" стал одним из последних представителей броненосных кораблей, сохранивших парусное вооружение. Планировалось, что оно даст некоторую экономию угля при длительных автономных действиях, но само подобное решение было, конечно, анахронизмом. Ходил ли "Рюрик" под парусами хотя бы раз неизвестно и, скорее всего, этот пережиток уходящего века ему не пригодился.

Следует отметить, что в целом мореходные качества крейсера оказались превосходными: он легко входил в волну, а огромные размеры и отработанная форма корпуса позволяли "Рюрику" комфортно чувствовать себя в любых погодных условиях.

Вооружение.

На палубе крейсера "Рюрик", слева 203-мм орудиеВооружение корабля состояло из 4-х орудий калибра 203 мм: по два с каждого борта. Орудия располагались в выступающих спонсонах (по одному на носу и корме с каждого борта), поэтому в бортовом залпе "Рюрик" мог использовать только два орудия  главного калибра. Некоторую защиту артиллерии обеспечивали броневые траверсы, но брони непосредственно мест размещения орудий крейсер не имел.

В дополнение к главному калибру "Рюрик" нес 16 152-мм орудий, объединенных в батарею на главной палубе и 6 орудий калибра 120 мм, находившихся на верхней палубе. Средний калибр отличался надежностью, но единственной его защитой была обшивка борта и легкие щитки. В сущности, артиллерия никакой защиты не имела и легко выводилась из строя: даже разорвавшийся рядом снаряд убивал комендоров, разрушал механизмы орудий и мог привести к детонации части снарядов.

Еще одним слабым местом стала скорострельность: подача снарядов на верхнюю палубу была неудачно механизирована, поэтому заряжание занимало длительное время. "Рюрик" нес также многочисленную малокалиберную артиллерию: 6 (по другим данным - 10) 47-мм орудий и 10 37-мм скорострельных пушек Гочкиса. Завершали арсенал 2 десантных орудия Барановского и 6 торпедных аппаратов.

Оборудование и вспомогательные системы.

Камбуз и электрический колокол на батарейной палубеНаиболее ярко противоречивое время строительства "Рюрика" отразилось на его вспомогательных системах. При проектировании ряд достижений науки был недоступен, но по ходу строительства крейсер спешно переоборудовали под современные технологии. В дополнение к переговорным трубам, машинным телеграфам и приводам звонковой сигнализации проложили кабели телефона - впервые в отечественном флоте. Добавили электрические колокола для объявления боевой тревоги и вызова команды на боевые посты. Впрочем, традиционные методы в виде горна и барабана тоже никуда с "Рюрика" не делись.

Управление крейсером могло осуществляться с носового или кормового мостика, а также из расположенной в носовой части боевой рубки. В ней помимо традиционных систем установили электрические индикаторы для стрельбы из всех 152-мм орудий единым залпом. Таким образом конструкция "Рюрика" стала уникальным сочетанием старого и нового: паруса и формы, напоминающие классические линейные корабли XVIII века, соседствовали с телефонами и электрической сигнализацией.

Отделка корабля (как внутри, так и снаружи) была выполнена с небывалым старанием и "Рюрик" получился действительно красивым кораблем. А такие приятные "мелочи", как обилие сверкающей меди и благородного красного дерева формировали запоминающийся облик крейсера.

 

 Служба.

До Русско-японской войны.

Крейсер "Рюрик" в Суэцком каналеПервым длительным походом "Рюрика" стал переход в Германию, где он в составе отряда кораблей Балтийского флота принял участие в торжествах по случаю открытия Кильского канала совместно с немецкими и французскими кораблями. Гигантский русский крейсер произвел на иностранных коллег весьма сильное впечатление.

После возвращения в Кронштадт "Рюрик" начали спешно готовить к переброске на Дальний Восток, где уже находилась эскадра русских кораблей, готовая совместно с силами Франции и Германии вступить в войну с Японией, чтобы пресечь амбиции последней по захвату территории Китая. Однако поскольку Япония под сильным давлением отказалась от своих планов и угроза войны сошла на нет, отпала и необходимость в быстрой переброске "Рюрика". В силу этого крейсер задержался в Кронштадте, где прошел ряд дополнительных испытаний и был несколько модернизирован.

Крейсер "Рюрик" в походеВ конце октября 1895 г. "Рюрик" навсегда покидает Кронштадт и направляется в Средиземное море. После длительного пребывания в порту Алжира крейсер продолжает свой поход на Дальний Восток, в апреле 1896 г. прибывает с визитом в Нагасаки. В начале 1897 года "Рюрик" вошел в состав сил Российской Империи на Тихом океане.

Через два года корабль принял участие и в первых боевых операциях: при подавлении Восстания Боксеров в Китае "Рюрик" использовался весьма активно. Остальное время было посвящено различным маневрам и повышению боевой готовности экипажа. Крейсер несколько раз незначительно модернизировался и, в конечном итоге, в 1903 г. вошел в состав Владивостокского крейсерского отряда вместе с родственными "Россией" и "Громобоем".

Русско-японская война.

"Рюрик" встретил известие о начале Русско-японской войны во Владивостоке и именно тогда для крейсера настал звездный час. В отличие от кораблей в Порт-Артуре владивостокские крейсеры имели полную свободу действий и начали делать ровно то, для чего их создавали: уничтожать коммуникации противника.

За полгода войны Владивостокские крейсеры потопили 10 транспортов и 14 шхун, еще 5 кораблей были захвачены. В числе жертв крейсерского отряда оказался и транспорт, перевозивший осадные мортиры для сил генерала Ноги под Порт-Артуром - их потеря очень помогла в обороне крепости.

"Рюрик" в Порт-АртуреПоскольку решительные и чрезвычайно успешные действия Владивостокского отряда вызывали в Японии настоящую панику, для борьбы с русскими рейдерами были брошены все силы, какие были у Страны Восходящего солнца. Владивосток был неуязвим, поэтому единственным шансом справится с неуловимыми крейсерами был их перехват в открытом море. Это понимали и во Владивостоке, поэтому корабли успешно уходили от преследования.

Бой в Корейском проливе.

Все изменилось в августе 1904 г., когда отряд получил приказ идти навстречу кораблям эскадры Тихого океана, прорывавшейся из осажденного Порт-Артура. 14 августа 1904 г. состоялся последний бой "Рюрика" - бой в Корейском проливе, когда "Громобой", "Россия" и "Рюрик" были перехвачены 3-м боевым отрядом японцев в составе 4 броненосных и двух бронепалубных крейсеров. См. бой в Корейском проливе.

"Рюрик" в доке ВладивостокаИменно в августе 1904 г. все недостатки уже устаревшего "Рюрика" дали о себе знать и привели к гибели корабля: удачно попавший снаряд заклинил руль и снес штурвал. Если бы румпельное отделение крейсера имело защиту, подобных повреждений, скорее всего не случилось и "Рюрик" смог бы благополучно отступить. Неуправляемый корабль потерял ход и, несмотря на ураганный огонь с "Громобоя" и "России", стало ясно, что крейсер до Владивостока не доберется.

"Громобой" и "Россия" ушли, за ними последовали и основные силы японцев. "Рюрик" к этому времени получил многочисленные повреждения, а незащищенная артиллерия была выведена из строя. Тем временем два японских бронепалубных крейсера продолжали обстрел, противопоставить которому было нечего. Тогда же стало ясно и то, что легкие японские корабли сделать с "Рюриком" ничего толком не могут: крепкий бронепояс не позволял нанести фатальные повреждения. При сближении с противником "Рюрик" выпустил торпеду из последнего оставшегося аппарата и попытался пойти на таран, но японские корабли легко уклонились.

Когда на горизонте показались дымы возвращающихся японских крейсеров (погоня за "Россией" и "Громобоем" закончилась полным провалом), на "Рюрике" были открыты кингстоны. Героический корабль ушел на дно не сдавшись и не спустив флага. В ходе боя погибло 203 члена экипажа, остальных подобрали японские корабли. Раненным была оказана вся возможная помощь и в дальнейшем к пленным относились с колоссальным уважением, что было вполне заслуженно. Часть экипажа отпустили на родину почти сразу, другие смогли вернуться домой после окончания войны.