Ниже предлагается примерная форма отчёта по теме самообразования воспитателя детского сада "Формирование основ педагогического мастерства"

Тема самообразования «Формирование основ педагогического мастерства» выбрана мною не случайно. Так как я стала воспитателем не так давно (указать срок) , то самообразование по этой теме для меня очень важно.

Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. Считаю, что за год-два вершины педагогического мастерства не достичь, но попытаться понять душу ребёнка, разгадать мотивы его поступков, научиться направлять его деятельность в нужное русло, можно.

Не обойтись без теоретической базы при изучении данного вопроса. Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература:

...перечислить изученную литературу

Полезной оказалась информация на следующих сайтах:

...перечислить сайты-помощники

Кроме этого, в течение года я посещала методические объединения на муниципальном уровне, открытые занятия, проводившиеся в нашем детском саду, на которых я для себя почерпала много нового и интересного. Особенно ценными в плане изучения темы «Формирование основ педагогического мастерства» оказался просмотр форм работы образовательной деятельности у воспитателей с богатейшим педагогическим опытом, работающих в нашем детском саду (указать ФИО педагогов) .

В феврале текущего года мною была подготовлена консультация для воспитателей нашего детского сада «Формирование основ педагогического мастерства». В ходе неё было отмечено, что воспитатель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей, знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им средства и методы педагогического сотрудничества, берёт на себя ответственность за результаты своей работы.

В том же месяце был организован открытый просмотр для педагогов нашего дошкольного учреждения (указать тему открытого занятия) . В результате просмотра, воспитатели детского сада сошлись во мнении, что педагогического опыта мне не достаёт, но педагогические способности имеются.

В марте я принимала участие в «Конкурсе профессионального мастерства педагогов ДОУ», в котором заняла ... место в номинации «Педагогический дебют». Участие в конкурсе придало мне уверенности в себе, стало подтверждением тому, что я нахожусь на правильном пути, но, в то же, время показало, что мне есть к чему стремиться и на кого равняться.

В апреле-мае я впервые участвовала в подготовке и проведении проекта на тему: «Этот День Победы!» (указать тему своего проекта) . Подготовка проекта стало значимым событием в моей педагогической карьере, т.к. в короткий срок предстояло узнать самой и поведать детям о героях-земляках, пробудить у ребят интерес к истории России, вызвать у них гордость за свой народ.

Одним из важнейших показателей мастерства является умение активизировать воспитанников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Для этого в группе на протяжении всего учебного года я проводила экспериментальную, индивидуальную работу с учётом увлечений детей, читала познавательную литературу, старалась чередовать методы работы, возбуждать активность воспитанников. Для меня стало правилом: «Нельзя повторяться, нужно постоянно находить новые оригинальные способы общения с воспитанниками».

Благодаря наблюдениям за работой педагогов детского сада, их советам и наставлениям, а также изучению специальной литературы у меня сформировалось представление о мастерстве воспитателя детского сада. Я сделала вывод, что педагогическое мастерство — это искусство воспитания, требующее постоянного совершенствования.

Общество всегда предъявляет к педагогу самые высокие требования, так как доверяет ему самое ценное – воспитание собственных детей, своё будущее. Воспитатель должен не только знать предмет и методику воспитания ребёнка, но и обладать обширными познаниями в близких областях, разбираться в тенденциях общественной, политической, экономической жизни страны. Только в процессе самообразования педагог может соответствовать своему назначению. Мало обладать способностями, необходимо иметь непреодолимую тягу к самообразованию. Одного желания мало, его может не хватить для борьбы с собственной ленью и инерцией, маскирующихся под лозунги: не хватает времени, трудно найти источники информации и так далее. В этом вопросе дисциплинирует составление плана самообразования и подведение его итогов, как промежуточных, так и конечных. Как составить план и как написать отчет по самообразованию?

План по самообразованию обязательно включает в себя такие реквизиты: фамилию,имя и отчество педагога, выбранную тему, сроки исполнения, форму отчета по его выполнению.Формы отчета по самообразованию могут быть самыми разными. Наиболее живой и интересной формой отчета может послужить проведение какого-либо методического мероприятия с внедрением элементов процесса самообразования или подготовка доклада, проведение семинара, консультационная педагогическая деятельность. Важен неформальный аспект процесса самообразования, его демократичность, чтобы самообразование молодого педагога не свелось, в конечном итоге, к решению вопроса: как написать отчет о мероприятии.

Процесс самообразования невозможно представить без глубокой теоретической проработки проблемы: ознакомление с темой, тематическая подборка научно-методической, художественной литературы, поиск и изучение материала по газетным и журнальным источникам, видеозаписям.На следующем этапе нужно проанализировать и оценить работу по самообразованию молодого педагога. Как написать аналитический отчет воспитателя? На этом этапе помощь руководителя (наставника) окажется неоценимой. В процессе анализа прекрасно зарекомендовали себя тематические выставки работ детей и педагога, оформление различных стендов по изучаемому предмету.

Как оформить результаты изучения темы молодого педагога и написать отчет по практике? Хорошо подготовить выступление по итогам работы, обмену опытом, составить план работы с детьми на будущее, создать сценарий проведения игр, составить рекомендации по внедрению новаторского педагогического опыта молодого специалиста.

Правильно организованный процесс самообразования послужит стимулом для развития личности молодого педагога, раскроет его творческий потенциал и повысит собственную самооценку. Следовательно, возрастут конкурентные преимущества в области педагогики и востребованность молодого воспитателя.

МКДОУ «Карсинский детский сад»

Отчет по самообразованию в старшей группе за 2015-2016 учебный год воспитателя С. Н. Моториной по теме: «Игра,как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Тема самообразования «Игра, как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС» выбрана тема мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Дж.Леви, Р.Кайца, Ж.Пиаже, К.Д.Ушинского, Й.Хейзинги. Психологический анализ роли игры в нравственном воспитании и развитии личности дан Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, Д.Б.Элькониным. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н.П.Аникеевой, О.С.Газмана, Т.Е.Конниковой, Д.В.Менджерицкой, И.И.Фришман, С.А.Шмакова и многих других.
Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно - ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально - нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:
За основу в своей работе я взяла Основную общеобразовательную программу дошкольного образования

«Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г.Нечаевой и Т. А.Марковой (я определила и поставила для себя цели и задачи в игровой деятельности, направленные на формирование нравственных качеств дошкольников).
«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л.И.Каплан (я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей).
«Воспитание детей в игре» А.К.Бондаренко, А.И.Матусик (данное пособие помогло мне освоить методику вовлечения детей в игру, помогая им понять нравственные нормы и представления).
«Ребёнок в детском саду» Т.И.Бабаева (книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств).
«Роль игры в воспитании детей» А.П.Усова (книга помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников).
«Организация сюжетной игры в детском саду» Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова (организация самостоятельной игровой деятельности)
«Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В.Краснощёкова. (организация самостоятельной игровой деятельности)

Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным - воспитывать у дошкольников такие нравственные качества: культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение), стремление оказать помощь, через игру.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы - формирование у ребёнка положительных межличностных отношений в процессе игр.

Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
изучение психолого - педагогической литературы по данной проблеме;
создание предметно - игровую среду, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;
освоение современных технологий и методов организации игры;
классифицирование игр для воспитания нравственных качеств и подготовка их обеспечения;
проведение диагностики по воспитанию нравственных качеств;
повышение компетентности родителей в вопросе нравственного воспитания детей;
повышение личной компетентности в данном вопросе.

Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств только при соблюдении ряда условий:
правильная организация и руководство игрой;
правильно сформулированная мотивация;
многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность;
учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.

При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:
организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;
общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель);
образные игры - имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных (образовательная методика «Добрые сказки»);
рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье);
сюжетно - ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.

Работая по теме, я разработала планирование игр с учётом возможностей детского сада и с учётом особенностей детей дошкольного возраста в логопедической группе.
Также я изготовила картотеку игр. В процессе работы были оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
В дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.

В своей работе я использовала следующие принципы организации игры в детском коллективе:
развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию;
формирование умения договориться о теме игры;
самостоятельное распределение ролей;
обсуждение основного развития сюжета;
подготовка игровой обстановки.

Оценка осознания детьми нравственных норм в старшей группе 2015 – 2016 учебный год . 1. Высокий уровень:
*начало учебного года - 20%
*конец учебного года - 60%
2. Средний уровень:
*начало учебного года - 30%
*конец учебного года - 30%
3. Низкий уровень:
*начало учебного года - 50%
*конец учебного года - 10%

Самым главным показателем результативности моей работы, считаю: когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

Э. Тельман говорил, что воспитание без всестороннего обогащения собственного жизненного опыта — абсурд. Так и с педагогами: самообразование учителя в настоящее время — это один из важнейших аспектов профессионального мастерства.

И, естественно, всякая деятельность представляется бессмысленной, если в результате не создается какой-то продукт. Один из таких "продуктов" — отчет по самообразованию учителя, который позволяет не только проанализировать свою работу за отведенный промежуток времени, но и зафиксировать достижения, наметить план дальнейшей работы.

Как писать отчет по самообразованию

Отчет пишется по завершении работы над выбранной темой. Удобнее, если работа рассчитана на 1 учебный год. Хотя, возможен и выбор микротем, для работы над которыми достаточно 1-2 четвертей учебного года.

Единого шаблона для отчета нет, поэтому каждый учитель пишет его по своему разумению. Мы предлагаем лишь общие рекомендации, которые помогут учителям найти свою форму.

  • Тема, над которой работал учитель: обоснование выбора именно этой темы, запланированное количество времени, цели, задачи изучаемой темы, предполагаемые результаты.
  • Перечисление всех мероприятий, проведенных по данному направлению (кратко, тезисно). Это могут быть уроки, ведение занятия в кружках, мероприятия и конкурсы и т.д. Обязательно описать итоги каждого мероприятия.
  • Итоги работы над выбранной темой по самообразованию: что получилось, каковы достижения, в чем была трудность, что (возможно) нужно доработать.
  • Цели и задачи на следующий год.

Для удобнее, если отчет будет представлен в виде презентации.

В данном разделе вы найдете образцы и примеры отчетов по самообразованию учителей, преподающих разные предметы.

Боровская областная санаторная школа-интернат

Воспитатель младшей группы: Кижеватова Н.Н.

Итоговый отчет по теме самообразования

Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Воспитательная система нашей школы имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением - отдаленностью от места проживания детей. Большой процент наших воспитанников из многодетных, неблагополучных, неполных семей.

Ребенок, попавший в новые условия проживания, начинает испытывать трудности познавательного и коммуникативного характера. Формирующаяся, неустойчивая детская психика чутко реагирует на любые воздействия извне, т.к. социальная ситуация является одним из главных факторов личностного развития ребенка.

Учитывая неустойчивое социальное положение семьи, попадание ребенка в незнакомый коллектив и все вытекающие отсюда проблемы, определила следующие задачи:

    помочь детям найти свое место в обществе сверстников;

    учить умению выстраивать продуктивные личные контакты в социальном окружении.

Проблема адаптации ребенка в нашей школе для меня имеет одно из приоритетных значений.

Тема: «Адаптация и развитие личности в новых условиях проживания с учетом сохранения здоровьесбережения».

Цель: создание благоприятных условий для сохранения здоровья и самореализации личности ученика, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь воспитанников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду через выполнение следующих задач воспитания:

    Создание оптимальных условий для развития каждого школьника на основе знания его индивидуальных способностей и потребностей.

    Развитие познавательных интересов, потребностей в познании культурно- исторических ценностей, развитие творческой активности.

    Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции.

    Развитие самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в организации и управлении учебно-воспитательным процессом, в деятельности творческих и общественных объединений.

    Укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта.

    Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.

Считаю, что внеурочная работа в группе - это форма организации социального воспитания, осуществляемая за пределами классно-урочной организации жизнедеятельности воспитательных организаций.

Внеурочная учебная работа дает дополнительные возможности в плане дифференциации и индивидуализации воспитания школьников, оказания индивидуальной педагогической помощи.

Для достижения указанной цели в своей работе использую следующие направления работы:

    Гражданско-патриотическое воспитание;

    Правовое воспитание;

    Художественно-эстетическое воспитание;

    Физическое совершенствование, укрепление здоровья и формирование санитарно-гигиенический культуры;

    Трудовая подготовка и профориентация воспитанников;

    Экологическое воспитание;

В своей работе использую формы:

    изучение личных дел и медицинской документации ребенка;

    индивидуальные и групповые беседы;

    диагностические методики;

    воспитательные часы;

    открытые мероприятия;

    игры;

    экскурсии;

    практикумы;

    конкурсы, соревнования.

С целью более успешного протекания адаптационного периода в первый учебный месяц планирую больше мероприятий, способствующих сплочению детского коллектива: игры на знакомство, экскурсии, прогулки, занятия по интересам. Первичный диагностическо-прогностический тренинг, который провожу в первые дни пребывания детей в школе, позволяет более подробно изучить личность воспитанника.

Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. У воспитанника изменились социальное окружение и система деятельности. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт. Длительное психологическое напряжение может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Дети с ослабленным здоровьем являются наиболее подвержены дезадаптации.
Восприятие ребенком школьной жизни, развитие отношений с одноклассниками может быть непредсказуемыми. Очень важен процесс адаптации для воспитателя, который не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно группы и отдельных ребят.
Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Тесты, опросники помогают выявить:

Особенности общения со сверстниками;

Особенности общения с педагогами, со взрослым;

Особенности поведения: поведенческая саморегуляция, умение сдерживать непроизвольные эмоции и желания;

Эмоциональное состояние: адекватность переживаний, личная тревожность, эмоциональная устойчивость;

Мотивационная сфера: позитивное отношение к школе, ориентация на самостоятельное получение знаний.

Действия воспитателя в тревожный адаптационный период:

1. снять тревожность, создать доброжелательную атмосферу в группе;

2. познакомить детей друг с другом и классным руководителем;

3. познакомить детей со школой, с режимом дня в школе;

4. познакомить воспитанников с условиями, правилами проживания в группе.

Задачи самообразования:

1. Изучение методической литературы.

2. Изучение личности воспитанников.

3. Изучение и применение воспитательных технологи й.

4. Обобщение по теме самообразования.

Индивидуальную самообразовательную работу осуществляла с помощью:

    средств массовой информации;

    оргтехники;

    библиотек;

    творческих дел и заданий;

    обмена опытом коллег.

В рамках повышения квалификации посетила курсы:

    «Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе санаторной школы-интерната»;

    «Особенности гендерной социализации в процессе воспитания».

    «Воспитательные технологии в образовательном пространстве детских домов и школ-интернатов».

Изучала литературу