Эскадренный броненосец «Цесаревич»

Эскадренный броненосец "Цесаревич" - один из лучших в мире броненосцев начала XX века. Построен во Франции по заказу России в рамках программы "Для нужд Дальнего Востока". Отличался прогрессивной схемой расположения артиллерии и высокой скоростью при мощном бронировании. Участвовал в Русско-японской войне, был флагманом во время боя в Желтом море. По переработанному проекту "Цесаревича" строились эскадренные броненосцы типа "Бородино".

 

 

 

 

 

Схема ЭБР "Цесаревич"

Эскадренный броненосец "Цесаревич"

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение: 12 915 т.

Длинна: 113,4 м.

Ширина: 23,2 м.

Скорость хода: 18,78 узлов.

Дальность плавания: 5 500 миль при 10 узлах.

Вооружение:

  • 4 орудия калибра 305 мм;
  • 12 орудий калибра 152 мм;
  • 20 орудий калибра 75 мм;
  • 20 орудий калибра 47 мм;
  • 8 орудий калибра 37 мм;
  • 2 десантных орудия Барановского калибра 63,5 мм.;
  • 10 пулеметов;
  • 4 торпедных аппаратов (457 мм).

Бронирование: до 254 мм.

Экипаж: 778 человек, из них 28 офицеров.

Введен в строй: 1903 г.

 

Проектирование и строительство.

Проектирование.

 

"Цесаревич" в постройкеЭскадренный броненосец "Цесаревич" стал еще одним детищем кораблестроительной программы "Для нужд Дальнего Востока". В мае 1898 г. в Петербург прибыл директор французской фирмы "Фо'рж э'Шантье де ля Медитерране", который представил в Морской технический комитет эскизный проект броненосного корабля.

Контракт на проектирование и постройку был заключен уже через два месяца: на столь короткие сроки повлияла как репутация фирмы, с которой Россия уже имела положительный опыт сотрудничества, так и оригинальность проекта нового броненосца.

В окончательном виде проект предусматривал помимо всего прочего 12 шестидюймовых орудий в башнях с очень широкими секторами стрельбы, противоторпедную переборку, защищающую корпус от подводных взрывов, крупповскую броню и скорость в 18 узлов. Кроме того французская компания обязалась передать в Россию все окончательные чертежи, что позволяло в дальнейшем использовать их для постройки собственных кораблей.

Постройка и испытания.

Спуск на воду броненосца "Цесаревич"Официальная закладка броненосца состоялась лишь 26 июня 1899 г., т.е. с момента подписания контракта до начала постройки прошел почти год. Все это время МТК и фирма "Фо'рж э'Шантье" судорожно пытались согласовать чертежи и спецификации, при этом особой скоростью не отличалось ни русское ведомство, ни французская фирма.

Столь же неторопливо шло и само строительство, в ходе которого регулярно всплывали различные проблемы. Были отмечены многочисленные случаи поставок некачественных материалов и оборудования:  к ним относились броневые плиты и паровые машины. Кроме того специально для "Цесаревича" пришлось проектировать новые станки 305-мм орудий, а сами орудия Обуховский завод поставил с большим опозданием. В итоге на ходовые испытания броненосец вышел лишь в феврале 1903 г.

"Цесаревич" на ходовых испытанияхПервые испытания "Цесаревича" вызвали разочарование: корабль едва превысил скорость 16 узлов. Тогда же выявился чрезмерный нагрев подшипников и многочисленные неполадки в электрических системах корабля. 

"Фо'рж э'Шантье" начала устранение недостатков, но заказчик ждать был уже не готов. К этому времени обстановка на Дальнем Востоке накалилась до предела: война с Японией становилась практически неизбежной, что требовало немедленного усиления флота Тихого океана.

Поскольку "Цесаревич" должен был присоединиться к эскадре в Порт-Артуре, любые задержки с испытаниями и устранением недостатков представлялись морским чиновникам недопустимыми. В конечном итоге было принято весьма спорное решение: закрыть глаза на недоработки, сократить программу испытаний и отправить новый броненосец в Порт-Артур прямо из Тулона, без захода на Балтику.

Хотя фирма-производитель смогла устранить часть замечаний (в частности, скорость достигла проектных 18 узлов после изменения скуловых килей), но к берегам Кореи "Цесаревич" отправился с неиспытанными торпедными аппаратами, не пройдя полный цикл ходовых испытаний, без радиостанции и с небоеспособными орудиями главного калибра.

 

Описание конструкции.

 

Эскадренный броненосец "Цесаревич"Конструкция "Цесаревича" для своего времени была достаточно прорывной: второй калибр в полноценных башнях, развитая противоторпедная переборка, солидное бронирование и высокая скорость. Характерной особенностью внешнего вида был сильный завал бортов внутрь: это позволило без потери остойчивости установить тяжелые башни второго калибра и несколько улучшить мореходные качества.

Длина корабля составляла 113,4 м, ширина - 23,2, осадка доходила до 7,9 м. Водоизмещение броненосца оказалось выше проектного и приблизилось к 13 000 тонн. Впрочем, превышение проектного водоизмещения было настолько привычным для русского (и не только) флота делом, что на это уже никто не обращал внимания.

Корпус делился на 10 водонепроницаемых отсеков поперечными переборками, доходившими до верхней палубы. Еще пять переборок разделяли пространство между верхней и батарейной палубами. Часть отсеков (котельные и машинные отделения) была оборудована собственными водоотливными системами, остальные имели общую систему откачку воды.

Бронирование.

"Цесаревич" - ремонт орудийной башни главного калибраБронирование "Цесаревича" было мощным и продуманным. Главный бронепояс защищал весь борт и имел толщину 250 мм в средней части, утончаясь к оконечностям до 140 мм.

Верхний пояс брони также был полным, имел толщину от 120 до 200 мм и обеспечивал прекрасную защиту борта. Дополняли схему бронирования две (впервые в отечественном флоте) бронепалубы толщиной до 50 мм.

Нижняя бронепалуба, изгибаясь вниз, формировала противоторпедную переборку на расстоянии двух метров от борта - еще одно новшество для флота Российской Империи. Броня башен главного калибра составляла 254 мм, при этом дифференцирования брони башен не было. Той же толщины была и броня боевой рубки. Барбеты защищались плитами 229 мм толщиной, башни среднего калибра и их подачные трубы имели толщину брони в 150 мм.

Кроме всего вышеизложенного, на корабле имелась бронированная коммуникационная труба (до 127 мм), защищавшая приводы и коммуникации. Вся броня на "Цесаревиче" была закалена по методу Круппа.

Энергетическая установка и ходовые качества.

Энергетическая установка "Цесаревича" состояла и двух четырехцилиндровых вертикальных паровых машин тройного расширения и 20 котлов Бельвиля. Котлы были несколько усовершенствованными: за счет большой площади нагревательной поверхности и нескольких мелких доработок они отличались высокой экономичностью, что позволило увеличить дальность плавания до 5 500 миль при относительно небольшом запасе угля.

Интересно, что более современные броненосцы типа "Бородино" таких доработок котлов не имели и расход топлива у них был заметно выше. Все вышеуказанное позволяло "Цесаревичу" достигать скорости в 18,78 узлов, что было очень хорошим показателем. В движение корабль приводили 2 гребных винта.

Вооружение.

"Цесаревич" на стрельбахВооружение "Цесаревича" было традиционным и революционным одновременно. Главный калибр представляли привычные 305-мм орудия с длинной ствола в 40 калибров в двух башнях. Каких-либо новшеств здесь конструкторы не привнесли.

Еще на испытаниях стало ясно, что системы заряжания главного калибра сделаны настолько неудачно, что не могут использоваться даже при малейшей качке. Этот недостаток, хотя и не сразу, но устранили, тем не менее, системы подачи снарядов оставались далекими от идеала. Скорострельность не превышала 1 выстрела в две минуты.

Артиллерия второго калибра, напротив, была размещена крайне необычно. 12 шестидюймовых (152 мм) орудий размещались в шести полноценных башнях, по три с каждого борта. За счет вынесения башен на значительное расстояние, орудия имели огромный сектор стрельбы, при этом допускалось использование восьми орудий для стрельбы прямо по курсу.

Кроме того, башни позволяли обеспечить орудиям и их расчетам надежную защиту от вражеских снарядов и непогоды, а главное - защитить механизмы подачи снарядов полноценными барбетами. Поскольку вся артиллерия среднего калибра имела башенное расположение, проблем с ее централизованным наведением (что было характерно для броненосцев типа "Полтава") не было. Единственным недостатком такого размещения была относительно невысокая скорострельность.

Противоминная артиллерия состояла из 20 орудий Канэ калибром 75 мм, размещенных на батарейной палубе, верхней палубе и мостиках, а также из 20 скорострельных 47-мм пушек. Помимо этой артиллерии на корабле имелись 37-мм орудия (8 шт.) и пулеметы (от 4-х до 10 по разным источникам). Торпедных аппаратов было 4: два подводных бортовых и 2 надводных в оконечностях. 

Оборудование и вспомогательные системы.

На палубе "Цесаревича"Оборудование "Цесаревича" мало отличалось от других русских броненосцев начала XX века: высокая механизация систем наведения орудий, относительно развитая система телефонной связи, радиостанция и электрическая индикация для централизованного управления стрельбой.

Электричество применялось чрезвычайно широко и "Цесаревич" стал одним из первых кораблей, где электрические системы были действительно основными, а не просто облегчающими жизнь. Электроприводами были оборудованы все основные системы корабля: от освещения в отсеках до элеваторов подачи снарядов и пожарных насосов.

Столь же высоким был и уровень электрификации бытовых устройств "Цесаревича", что несколько улучшало условия службы экипажа. Из других особенностей следует отметить лишь усложненную систему спуска на воду шлюпок и катеров: традиционные методы из-за уже упомянутой формы бортов оказались неприменимы. Для спуска шлюпок корабль оборудовали выносной стрелой, а катера спускались на воду при помощи П-образной рамы.

 

Служба.

Русско-японская война.

"Цесаревич" в Порт-АртуреКак уже говорилось, сразу после вступления в строй "Цесаревич" направился на Дальний Восток. Пройдя по пути Порт-Саид и Сингапур, в конце ноября 1903 г. новый броненосец прибыл в Порт-Артур.

Следующие два месяца были посвящены завершению его испытаний и устранению обнаружившихся недостатков, хотя их было и не так много, как ожидалось.

Атака японских миноносцев 9 февраля 1904 г. застала "Цесаревич" на внешнем рейде Порт-Артура, при этом броненосец получил торпедное попадание. Сразу же выявился серьезный просчет в конструкции противоторпедной переборки: из-за неудачного устройста перемычки между ней и палубой, вода через пробоину затапливала боковые отсеки.

Ремонт "Цесаревича" шел медленными темпами и продолжался до июня 1904 г. К моменту возвращения корабля в строй обстановка резко изменилась: погиб адмирал Макаров, а японцы достигли существенного успеха на суше, блокировав Порт-Артур, что создало реальную угрозу гибели всей эскадры.

Бой в Желтом море.

"Цесаревич" и Балтийская эскадра в межвоенный период"Цесаревич" был флагманом Тихоокеанской эскадры в ходе боя в Желтом море. В сражении броненосец получил многочисленные повреждения, поскольку именно он был первой целью японских орудий.

Здесь корабль продемонстрировал весьма солидную живучесть: несмотря на ряд попаданий (при этом не менее 10 попаданий 305-мм снарядами) и разрушений, корабль продолжал сражение и успешно отражал все удары.

Роковым стало попадание в ходовой мостик где находился адмирал В.К. Витгефт, отказавшийся переходить в боевую рубку. Адмирал и несколько офицеров были убиты разрывом снаряда, а управление кораблем было потеряло. "Цесаревич" выкатился из колонны, смешав строй русских кораблей. Хотя ни один корабль по итогам сражения потоплен не был, а японский флот пострадал заметно сильнее, русская эскадра не смогла вырваться из Порт-Артура.

После наступления темноты, отставший от остальных кораблей тяжело поврежденный "Цесаревич" направился в Циндао с намерением затем уйти во Владивосток. См. Бой в Желтом море. По требованию германских властей броненосец интернировался до конца войны, что позволило провести необходимый ремонт без лишней спешки.

Возвращение на Балтику и Первая мировая война.

Адмирал Макаров поднимается на "Цесаревич"В феврале 1906 г. "Цесаревич" прибыл на Балтику, где пять лет использовался для подготовки флотского состава, совершая многочисленные дальние походы. В 1911 г. несколько модернизированный броненосец (переквалифицированный в линейный корабль) вернулся к полноценной боевой службе, войдя в состав линейных сил Балтийского флота. До начала Великой войны участвовал в многочисленных учениях и маневрах.

После начала Первой мировой войны использовался в обороне Финского залива, прикрывая более легкие корабли и ведя разведывательные операции. В 1915 г. прошел очередной ремонт и модернизацию, при этом с корабля были сняты практически все малокалиберные орудия, отличавшиеся низкой эффективностью.

В 1917 г. был переименован в "Гражданин", участвовал в Моонзундском сражении, получил ряд тяжелых повреждений от огня немецких дредноутов. Интересно, что в революционных событиях 1917 г. броненосец практически не участвовал и обошелся без восстаний на собственной палубе.

В декабре 1917 г. бывший "Цесаревич" прибыл в Кронштадт, где был включен в резерв морских сил. В сущности боевой ценности он к этому моменту уже не представлял: корабль устарел и требовал основательного ремонта, производить который никто не собирался. В 1925 г. броненосец был разделан на металл.