Бронепалубные крейсеры типа «Жемчуг»

Бронепалубные крейсеры типа "Жемчуг" - серия бронепалубных крейсеров II ранга, строившаяся на отечественных верфях по переработанному проекту крейсера "Новик". От предшественника получили общую компоновку и форму корпуса, но имели усиленное вооружение при уменьшенном ходе. Построено два корабля: "Жемчуг" и "Изумруд". Оба корабля входили в состав Второй Тихоокеанской эскадры и благополучно пережили Цусимское сражение.

 

 

 

 

 

 

Крейсеры типа "Жемчуг" - схема

Бронепалубный крейсер "Жемчуг"

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение: 3 330 т.

Длинна: 109,86 м.

Ширина: 12,8 м.

Скорость хода: до 23,04 узлов.

Дальность плавания: 3 520 миль при 10 узлах.

Вооружение:

  • 8 орудий калибра 120-мм;
  • 6 орудий калибра 47-мм;
  • десантное орудие Барановского калибра 63,5 мм.;
  • 2 орудия калибра 37-мм на катерах;
  • 3 торпедных аппарата (381 мм.)

 

Бронирование: до 70 мм.

Экипаж: 343 человека, из них 10 офицеров.

Первый корабль серии введен в строй: 1904 г.

 

Проектирование и строительство.

Проектирование.

Спуск на воду крейсера "Жемчуг"Заказывая новые корабли на иностранных верфях по программе "Для нужд Дальнего Востока", Морское министерство планировало в дальнейшем воспроизводить в России наиболее удачные из них. Не стал исключением и "Новик", строившийся немецкой фирмой "Шихау" как легкий крейсер-разведчик: в сентябре 1901 г. Невский завод получил контракт на постройку двух аналогичных крейсеров.

Изначально кораблестроители планировали предложить министерству собственный проект, но поскольку дело затянулось, а представленные наработки никоим образом не устраивали морских чиновников, было решено не мучить завод и Морской технический комитет, а изготовить крейсеры по поступившим из Германии чертежам.

В то же время у "Новика" кроме явных достоинств хватало и недостатков, в числе которых была ослабленная конструкция корпуса из-за экономии водоизмещения. На русских кораблях этот недостаток предполагалось устранить за счет некоторого уменьшения проектной скорости. К сожалению, строительство началось до того, как "Новик" прошел всесторонние испытания, поэтому ряд других недостатков устранить не успели.

Крейсеры "Жемчуг" и "Изумруд" в достройкеНаибольшие споры при строительстве вызвала энергетическая установка: котлы "Шихау", устанавливаемые на "Новике", не удовлетворяли МТК, поскольку были сложны в эксплуатации, а их надежность вызывала определенные сомнения. После рассмотрения всех возможных вариантов (включая котлы Никлосса и Бельвиля) было решено установить котлы системы Ярроу, которые использовались на миноносцах.

Ближе к окончанию строительства было принято решение усилить вооружение новых крейсеров, при это раздавались предложения установить на них орудия калибром вплоть до 203-мм. В  конечном итоге за счет ослабления минного вооружения крейсерам добавили по два 120-мм орудия.

Постройка и испытания.

Новые корабли, получившие имена "Жемчуг" и "Изумруд", были торжественно заложены на Невском заводе 01 июня 1902 г. и спущены на воду во второй половине 1903 г. После начала Русско-японской войны работы по достройке были максимально ускорены. "Жемчуг" удалось вывести на испытания в конце июня 1904 г., при этом он уже был включен в состав Второй Тихоокеанской эскадры. "Изумруд", строился медленнее, чем его собрат, но также начал ходовые испытания в августе 1904 г. На ходовых испытаниях крейсеры достигали скорости выше 23 узлов, при этом на "Изумруде" вышел из строя один из котлов. В итоге "Жемчуг", на котором все работы и испытания были более-менее завершены ушел вместе с эскадрой Рожественского, а "Изумруд" позже отправился их догонять, при этом мелкие доработки и испытания продолжались на нем во время похода.

 

 Описание конструкции.

 

Бронепалубный крейсер "Изумруд"Крейсеры типа "Жемчуг" обводами корпуса и размерами повторяли немецкий прототип без существенных отличий. Длинна кораблей составляла 109,86 м., ширина - 12,8 м. (на 0,6 м. шире "Новика"), осадка доходила до 5,3 м.

Компоновка корпуса, напротив, изменилась довольно сильно: корпус с двойным дном делился на 18 водонепроницаемых отсеков под броневой палубой, выше нее были устроены еще 10 отсеков. Такая схема позволяла не бояться затопления даже при поступлении значительного количества воды: на ее пути всегда были водонепроницаемые преграды.

Способствовала прекрасной живучести и совершенная водоотливная система: большинство отсеков имели собственные осушающие устройства, кроме того ряд бытовых систем корабля (такие, как помпы холодильников) также могли использоваться для откачки воды.

Одновременно с многочисленными достоинствами "Жемчуг" и "Изумруд" унаследовали от "Новика" главный недостаток: посредственные мореходные качества. С одной стороны, за счет развитого полубака, корабль легко входил в волну не зарываясь в нее, а с другой - отсутствие боковых килей способствовало сильной качке. Интересно, что при строительстве русских крейсеров этот недостаток был обнаружен (испытания "Новика" в тот момент еще не были закончены) и установка килей предполагалась, но из-за спешки при достройке сделать этого не успели. Помимо чисто бытовых неудобств сильная раскачка влекла за собой сложность использования орудий даже при умеренном волнении моря: удерживать цель в прицеле было просто невозможно.

Бронирование.

На палубе крейсера "Жемчуг" во время Императорского смотраБронирование не было сильной стороной "Новика" и на русских крейсерах это не поменялось. Основную защиту обеспечивала карапасная бронепалуба, толщиной до 50 мм на скосах (плоская часть палубы - 30 мм). Так же, как и на прототипе, цилиндры машин защищались 70-мм гласисами, а машинный люк имел толщину 30 мм, кроме того механизмы экранировались угольными ямами вдоль бортов.

Помимо палубы на "Жемчуге" и "Изумруде" была бронирована боевая рубка (30 мм) и коммуникационная труба, в которой прокладывались переговорные трубы, приводы руля, кабели телефонов, машинных телеграфов и электрических сигналов. Толщина стенок коммуникационной трубы доходила до 30 мм. Некоторую защиту имела и артиллерия главного калибра: 25-мм противоосколочные щитки обеспечивали хоть и слабое, но все же ощутимое прикрытие орудийной прислуги.

Основным материалом была экстрамягкая никелевая броня, которая имела замечательное свойство легко деформироваться, гася энергию снаряда, при этом пробития обычно не случалось. Нашла применение и крупповская броня - из нее изготавливались гласисы. Таким образом, для своего водоизмещения крейсеры "Жемчуг" были вполне защищенными кораблями. Ожидать от них чего-то большего было бессмысленно - концепция легкого крейсера-разведчика не предполагала наличие тяжелой брони.

Энергетическая установка и ходовые качества.

120-мм орудие крейсера "Изумруд" в музее ВладивостокаЭнергетическая установка состояла из трех вертикальных четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения. Каждая машина работала на свой винт, суммарная мощность доходила до 17 000 л.с. Пар вырабатывали 16 котлов системы Ярроу. Их особенностью была предельная простота конструкции и относительная легкость обслуживания, что выгодно отличало их от котлов Шихау.

Хотя на крейсерах типа "Жемчуг" с энергетической установкой периодически возникали проблемы, в целом она работала надежно, а главное - позволяло держать максимальную скорость долгое время, что было критически важно для легкого крейсера. По факту скорость была чуть больше 23 узлов: до великолепных скоростных качеств "Новика" его аналоги не дотягивали. Впрочем, даже 23 узла были неплохим показателем. Дальность плавания примерно соответствовала "Новику" и доходила до 3 500 миль экономическим ходом при полной загрузке угля. Этого было вполне достаточно для решения возложенных на крейсеры типа "Жемчуг" задач.

Вооружение.

На палубе крейсера "Изумруд"Вооружение состояло из восьми 120-мм орудий Канэ на верхней палубе и шести 47-мм пушек Гочкиса. По сравнению с прототипом "Жемчуг" имел на два орудия главного калибра больше, в остальном артиллерийское вооружение было аналогичным.

Торпедных аппаратов было всего три (против пяти у "Новика"), что само собой ослабляло боевые возможности. Впрочем, все эти корабли мало подходили как для артиллерийского боя из-за слабости брони, так и для торпедных атак из-за больших размеров крейсера и несовершенства самоходных мин того времени. Интересно, что изначально установку торпедных аппаратов на "Жемчуг" и "Изумруд" вообще не планировали и решились на это лишь по настоянию адмирала С.О. Макарова.

Оборудование и вспомогательные системы.

Корабельные системы включали в себя телефонную связь и некоторые элементы централизованной передачи сигналов. Электрификация крейсеров вообще была высокой, несмотря на скромное водоизмещение: электрическими были все элеваторы подачи снарядов, лебедки, турбины и иное оборудование, не говоря уже об освещении. В остальном оснащение "Жемчуга" и "Изумруда" ничем не выделялось в ряду его современников.

 

Служба. 

Русско-японская война.

Бронепалубный крейсер "Жемчуг" в межвоенный период"Жемчуг" и "Изумруд" сразу же после вступления в строй присоединились ко Второй Тихоокеанской эскадре адмирала З.П. Рожественского и направились на Дальний Восток.

В ходе Цусимского сражения оба крейсера скорее мешали: их вооружение и броня не позволяли всерьез участвовать в линейной перестрелке броненосцев, а японские миноносцы и крейсеры на дистанцию выстрела предпочитали не подходить.

Поскольку приказом командующего крейсерам было предписано охранять вспомогательные силы, "Жемчуг" и "Изумруд", в основном, держались подле них периодически занимаясь спасением экипажей гибнущих кораблей. "Изумруд" ничем особенным не отметился и после захода солнца следовал за силами адмирала Небогатова.

Во время сдачи уцелевших броненосцев крейсер дал полный ход и, легко пройдя мимо изумленных японцев, вырвался из окружения. Путь до Владивостока прошел без приключений, если не считать катастрофической нехватки угля: пополнить запасы было негде. Ночью 30 мая 1905 г. "Изумруд", находясь в заливе Владимира (крейсер проскочил Владивосток), напоролся на камни. После нескольких попыток сняться с мели, команда, опасаясь подхода неприятеля, взорвала исправный и неповрежденный крейсер и пешком направилась во Владивосток.

Взорванный "Изумруд" в заливе Владимира"Жемчуг" в  Цусимском сражении действовал более активно, регулярно меняя курс и пытаясь обстрелять корабли противника. За эту активность крейсер поплатился, получив более 10 попаданий снарядами различных калибров. Впрочем, повреждения были умеренными, а механизмы не пострадали. После захода солнца "Жемчуг" вместе с крейсерским отрядом добрался до Манилы, где и интернировался. См. Цусимское сражение.

Межвоенный период и Первая мировая война.

После окончания войны "Жемчуг" прибыл во Владивосток, где вошел в состав Сибирской флотилии. Межвоенный период был посвящен многочисленным учениям и походам в иностранные порты Кореи, Японии и Китая. В 1910 году крейсер прошел основательный ремонт.

После начала Первой мировой войны "Жемчуг" присоединился к союзному флоту на Дальнем Востоке и обеспечивал защиту судоходства от немецких рейдеров. После очередного конвоирования транспортов крейсер прибыл в город Пенанг, где встал на переборку механизмов. 28 октября 1914 г. в гавань беспрепятственно прошел бронепалубный немецкий крейсер "Эмден", который подошел к "Жемчугу" почти вплотную.

Первая торпеда, выпущенная немецким рейдером, в цель не попала, в отличие от последовавших за ней нескольких бортовых залпов. Русский корабль был застигнут врасплох: разобранные машины и полная неожиданность атаки не способствовали успешному отражению нападения. По некоторым источникам моряки успели сделать несколько ответных выстрелов, но они ни на что не повлияли: вторая торпеда поразила пороховой погреб "Жемчуга", после чего крейсер разломился и мгновенно затонул. Погибло 88 человек. После окончания Первой мировой войны крейсер частично подняли и разобрали на металл.