Бронепалубные крейсеры типа «Диана»

Бронепалубные крейсеры типа "Диана" - крейсеры I ранга водоизмещением 6000 тонн, построенные по кораблестроительной программе 1895 г. Всего было построено три крейсера: "Паллада", "Диана" и "Аврора". Несмотря на достаточно средние характеристики, видимо, самая прославленная серия крейсеров в отечественном флоте: корабли с успехом участвовали в Русско-японской войне, Первой мировой войне и Второй мировой войне. Крейсер "Аврора", имеющий самую богатую "биографию" из всех трех кораблей серии, дошел до наших дней и в настоящее время в статусе корабля-музея находится на вечной стоянке в Санкт-Петербурге.

 

 

 

 

 

Крейсеры типа "Диана" - схема

Бронепалубный крейсер "Диана"

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение: 6 657 т.

Длинна: 126,8 м.

Ширина: 16,76  м.

Скорость хода: 19,2 узлов.

Дальность плавания: 3700 миль при 10 узлах.

Вооружение:

  • 8 орудий калибра 152 мм;
  • 24 орудий калибра 75 мм;
  • 8 орудий калибра 37 мм;
  • 2 десантных орудия Барановского калибра 63,5 мм.;
  • 3 торпедных аппарата (381 мм).

Бронирование: до 152 мм.

Экипаж: 570 человек, из них 20 офицеров.

Первый корабль серии введен в строй: 1901 г.

 

Проектирование и строительство.

Проектирование.

Крейсер "Аврора" после спуска на водуЗадание Морского технического комитета предусматривало проектирование и постройку крейсеров водоизмещением не более 8 000 тонн, предназначенных для длительных действий в открытом море, в первую очередь - на торговых путях. Корабли должны были иметь внушительную дальность плавания (до 9 000 миль 10-узловым ходом), и высокую, до 20 узлов, скорость. В качестве основного вооружения предусматривались два орудия калибром 203 мм.

В целях экономии времени конкурс на проектирование и строительство, хотя и был объявлен, но не был завершен. В 1895 году задание было выдано Балтийскому заводу. В МТК было представлено четыре проекта нового крейсера, весьма сильно отличающиеся друг от друга: проектное водоизмещение колебалось от 4 000 до 6 000 тонн.

В конечном итоге был утвержден проект на основе британского крейсера "Тэлбот" со следующими характеристиками: водоизмещение 6 000 т., восемь 152-мм орудий в качестве основного вооружения, скорость до 20 узлов. Запас угля и, как следствие - дальность хода, были существенно сокращены.

Постройка и испытания.

Крейсер "Аврора" в достройкеВсе три заказанных корабля были официально заложены 23 мая 1897 г. Крейсеры строились на верфях Адмиралтейства ("Аврора") и на Галерном островке ("Диана" и "Паллада"). Проект новых кораблей подвергался критике на всех этапах разработки и строительства. При значительном водоизмещении крейсеры не отличались ни высокой скоростью, ни мощным вооружением, ни крепким бронированием.

Кроме того, из-за необходимости устранения перегруза дальность хода была уменьшена настолько, что говорить об автономных рейдерских операциях с участием этих крейсеров просто не приходилось. Из тех же соображений отказались от противоосколочных щитков орудий. Похожая ситуация была при постройке "Варяга", но там слабая защита компенсировалась огромной скоростью, в то время как "Диана" такого преимущества не имела. Несмотря ни на что, через 3 года с начала постройки новые крейсеры начали выходить на испытания.

В ходе испытаний "Паллады" (крейсер был достроен первым) и "Дианы" выяснилось несколько неприятных фактов. Ни один из кораблей не смог даже подобраться к проектной скорости в 20 узлов. Кроме того, энергетические установки отличались низкой надежностью и страдали от частных поломок.

Недостатки спешно устранили, а на "Авроре", все еще строившейся, постарались учесть обнаруженные проблемы. Впрочем, скорость ни одного из крейсеров так и не поднялась выше 19,2 узлов. Остальные характеристики кораблей испытания подтвердили, после чего серия "богинь" вступила в строй: "Паллада" - в мае 1901 г., "Диана" - в декабре 1901 г., "Аврора" - в июне 1903 г.

 

Описание конструкции.

 

Крейсер "Диана" в Суэцком каналеКрейсеры "Диана" не являлись чем-то новым или прорывным в кораблестроении, более того, в отличие от других русских крейсеров начала XX века, нельзя отметить какую-то отдельную сильную сторону корабля. В то же время это имело и один плюс: не отличаясь высокими характеристиками крейсеры были вполне надежны и выполняли возложенные на них задачи без особых эксцессов.

Длинна кораблей составляла 126,8 м., ширина - 16,76 м., осадка - до 6,4 м. Трюм делился на 14 водонепроницаемых отсеков, пространство над батарейной палубой разделялось еще на четыре отсека. Три палубы - верхняя, батарейная и броневая - были своеобразным стандартом бронепалубных крейсеров того времени. Следует отметить, что крейсеры типа "Диана" отличались весьма приличной мореходностью - этому способствовал полубак и горизонтальный килевой пояс.

Бронирование.

152-мм орудия крейсера "Диана"Бронирование корабля обеспечивала карапасная бронепалуба, толщина которой на скосах доходила до 63,5 мм. Отдельную броневую защиту имели коммуникационная труба (до 89 мм), в которой находились приводы основных систем, боевая рубка (152 мм), снарядные лифты (38 мм) и люки машинных отделений (25,4 мм).

Живучесть повышали водонепроницаемые отсеки и отсеки-коффердамы по бортам. Как и на других кораблях своего времени жизненно-важные механизмы экранировались угольными ямами.

Из очевидных недостатков бронирования следует отметить отсутствие существенной защиты артиллерии. Обшивку борта в качестве брони признать довольно трудно, поэтому орудийная прислуга в любом бою находилась в большой опасности.

Броневая палуба была изготовлена из экстрамягкой никелевой стали, которая имела свойство вызывать рикошетирование снарядов. При попадании снаряд оставлял глубокую вмятину и терял энергию не вызывая пробития. Остальная броня крейсеров была закалена по методу Круппа, что обеспечивало ей высокую стойкость к вражеским снарядам.

Энергетическая установка и ходовые качества.

Кормовая рубка крейсера "Аврора", 1928 г.Энергетическая установка крейсеров типа "Диана" состояла из трех трехцилиндровых (высокого, среднего и низкого давления) паровых машин тройного расширения и 22 котлов системы Бельвиля. Фактическая скорость крейсеров была меньше проектной и колебалась около 19 узлов.

В то же время, после фиаско на испытаниях, энергетическую установку доработали и она позволяла крейсерам поддерживать максимальную скорость разумно долгое время. Кроме того этим кораблям не приходилось проводить половину времени службы в ремонте, как это случилось с "Варягом". Номинальная скорость последнего была много выше, а на практике не могла быть достигнута из-за чудовищной ненадежности механизмов. В движение корабль приводился тремя гребными винтами.

Вооружение.

На палубе крейсера "Диана"Вооружение корабля состояло из восьми 152-мм орудий системы Канэ: по 1 орудию на носу и корме и по три орудия в бортах. Всего в бортовом залпе крейсера типа "Диана" могли задействовать 5 орудий главного калибра. Этого было явно недостаточно для подавления кораблей аналогичного водоизмещения.

Противоминный калибр состоял из 24 орудий калибром 75 мм., которые зарекомендовали себя как надежные и простые. В дополнение к этому арсеналу крейсер имел восемь 37-мм орудий, которые располагались на мостиках и боевом марсе фок-мачты, а 3 торпедных аппарата (1 надводный и 2 подводных) завершали комплекс вооружения.

Кроме того корабль мог нести мины для постановки минных заграждений и в качестве минных заградителей крейсеры типа "Диана" использовались регулярно.

Оборудование и вспомогательные системы.

Интересной особенностью корабля стало наличие целых пяти постов управления: боевая рубка, центральный пост, ходовая рубка, штурманская рубка и запасная штурманская рубка на корме. Поскольку управление могло осуществляться из любого поста, это обеспечивало чрезвычайно высокую живучесть крейсера: практически при любом раскладе выход из строя всех пунктов управления был невозможен.

Система управления огнем крейсера позволяла использовать как централизованные указания, так и индивидуальные для каждого орудия, а развитая система коммуникации обеспечивала своевременное доведение приказов.

 

Служба. 

Крейсер "Диана".

Крейсер "Диана" в СайгонеНа долю крейсеров типа "Диана" выпало множество испытаний и сражений. "Диана" и "Паллада" к началу Русско-японской войны находились в Порт-Артуре, входя в состав эскадры Тихого океана.

"Диана" избежала японских торпед в ночь на 09.02.1904 г., в дальнейшем принимала участие во всех боевых операциях эскадры. В ходе боя в Желтом море крейсер вырвался из блокады и был интернирован в Сайгоне, откуда перешел в западную часть России. См. Бой в Желтом море.

В ходе Первой мировой войны активно использовался на Балтике, совершая набеговые операции, ставя минные заграждения и прикрывая легкие корабельные силы. Последней боевой операцией "Дианы" стало Моонзундское сражение, в ходе которого крейсер не пострадал. Выведен из состава флота в 1925 г., разрезан на металл.

Крейсер "Паллада".

По-иному сложилась судьба "Паллады": в ходе ночной атаки японских миноносцев крейсер получил торпедное попадание и пробыл в ремонте до мая 1904 г. В декабре крейсер был потоплен в гавани Порт-Артура осадной артиллерией японцев, затем поднят и вошел в состав японского флота под имением "Цугару".

В руках новых владельцев корабль использовался как учебный и ничем особенным не отметился. Эпизодически бывшая "Паллада" выполняла роль минного заградителя. В 1924 г. потоплен японской авиацией в ходе учений.

Крейсер "Аврора" в Русско-японской и Первой мировой.

"Аврора "после Цусимского сраженияСамая богатая биография из всей серии оказалась у "Авроры". Крейсер в составе Второй Тихоокеанской эскадры участвовал в Цусимском сражении и оказался одним из немногих русских кораблей, который его пережил. См. Цусимское сражение.

После разгрома эскадры, "Аврора", имевшая целый ряд боевых повреждений, ушла в Манилу, где интернировалась и прошла минимально необходимый ремонт. В феврале 1906 г. крейсер вернулся на Балтику.

В межвоенный периода "Аврора" (как и "Диана") была модернизирована, число орудий главного калибра довели до 10, а основные системы корабля были капитально отремонтированы. В дальнейшем число 152-мм орудий на "Авроре" довели до 14, сняв большую часть остальной артиллерии. В ходе Первой мировой войны корабль участвовал в обороне Рижского залива, ставил минные заграждения и вел рейдерские действия.

Крейсер "Аврора" в Октябрьской революции и Второй мировой войне.

Крейсер Аврора на вечной стоянкеИз-за участия крейсера в Октябрьской революции "Аврора" стала легендой в СССР, но все же следует признать, что холостой выстрел по Зимнему дворцу был самым малозначительным и самым спорным эпизодом в истории героического крейсера.

С ноября 1922 г. "Аврора" использовалась как учебный корабль, а начало Великой Отечественной войны встретила в Ораниенбауме, где "Аврору" включили в состав ПВО Кронштадта. Понятно, что морально устаревший крейсер не рассматривался как полноценная боевая единица, но снятые с него орудия активно участвовали в обороне Ленинграда, а сама "Аврора" вполне успешно использовалась в целях противовоздушной обороны. По свидетельствам очевидцев на счет зенитчиков следует отнести как минимум один вражеский самолет. В ходе одного из налетов "Аврора" получила тяжелые повреждения и легла на грунт.

Крейсер "Аврора" после Второй мировой войны.

К концу 1948 г. крейсер "Аврора" был поднят, условно отремонтирован и отбуксирован к месту вечной стоянки на Большой Невке. В 1970 г. на крейсере был проведен ремонт, в ходе которого оригинальное днище было заменено на выполненное из современных материалов, были внесены и другие изменения в конструкцию (в частности установлены новые щитки орудий).

Последний ремонт крейсера (в этот раз без замены исторических частей) закончился в 2016 г. и с тех пор прославленный крейсер пребывает на заслуженном месте вечной стоянки в Санкт-Петербурге в статусе корабля-музея.