Китай имеет долгую и практически непрерывную историю, насчитывающую около шести тысяч лет. Письменные источники, правда, свидетельствуют о чуть меньшем возрасте – 3600 лет. Китай подарил человечеству множество изобретений, включая порох, компас, бумагу и наборную печать. До XIX века Китай был одним из самых передовых мировых государств и основным культурным центром Восточной Азии. Позднее страна пережила целые века колониальных захватов, однако смогла вновь стать могущественной, независимой промышленной державой.

Краткий обзор

Считается, что люди на территории Китая жили уже 7 млн лет назад. А первая китайская династия – Ся – начала править еще в 2700 году до н.э. Все последующие периоды связывают с правлением в стране разных династий, последовательно сменявших одна другую. Чтобы облегчить восприятие всей китайской истории, используют следующую периодизацию, основанную на традиционной ханьской историографии:

  1. Доимперский Китай (Ся, Шан, Чжоу - до 221 до н. э.)
  2. Имперский Китай (Цинь - Цин)
  3. Новый Китай (1911 - совр.)

Первый император Ши Хуанди - объединил Китай под своей властью, разделив новообразованную империю Цинь (221-206 до н.э.)на 36 провинций, управлявшихся чиновниками, назначаемыми императором. Он объявил о прекращении всех войн, собрал у подданных оружие и переплавил, построив 12 больших монументов. Он упорядочил меры и веса, ввёл стандартное написание иероглифов, организовал жёсткую бюрократическую систему управления. Во время правления Ши Хуанди была начата постройка Великой Китайской стены. Сеть дорог шириной 15 м. и общей длиной 7500 км связала страну.

Вторую в истории Китая империю, получившую название Хань (206 до н.э.-220 н.э.), основал выходец из среднего чиновничества Лю Бан. Этот период считается одним из важнейших периодов в истории Китая, сами китайцы взяли своё самоназвание отсюда (ханьцы).

Эпохи Тан (618-907 гг.) и Сун (960-1127 гг.) принято называть классическим периодом в истории Китая.
В период господства Тан была сформирована система государственных экзаменов. Они способствовали воспитанию образованной элиты, поскольку кандидат, который хорошо знал классические тексты, независимо от социального происхождения был способен занять ранг чиновника. Люди гуманитарных занятий - писатели, философы, учёные - были людьми привилегированного класса.
Период Сун считается эпохой экономического и культурного расцвета Китая. Растёт число городов, продолжается рост численности городского населения, китайские ремесленники достигают высот в изготовлении изделий из фарфора, шёлка, лака, дерева, слоновой кости и др.

В начале XIII века в Китай вторгаются объединенные под властью Чингисхана монголы. Они были изгнаны в середине XIV века после длительной борьбы. К власти пришёл один из руководителей восстания - сын крестьянина Чжу Юаньчжан, основавший государство Мин (1368-1644)

Династия Цин (1644-1911), созданная кочевниками-завоевателями из Маньчжурии, выстроила последнюю империю, максимально расширив территорию страны. К середине XIX века население Китая выросло до примерно 400 миллионов человек, но управленческая и финансовая система была крайне неэффективной, что заложило основу для будущих проблем и кризиса. Коррупция была повсеместной, правящая элита не желала реформ. После череды поражений в Опиумных войнах, Китай был вынужден заключить с европейскими державами неравноправные договоры, открыв свои рынки и передав главные порты под иностранный контроль.

Маньчжурская династия была свергнута в результате Синьхайской революции (1911). Империя Цин рухнула и было провозглашено создание Китайской республики. В 1912 году при поддержке США и Японии была создана революционная партия Гоминьдан. А в 1921 году при поддержке российских организаций Коминтерна была создана Коммунистическая Партия Китая. С 1927 года между Гоминьданом и КПК начинаются вооруженные столкновения, вылившиеся в гражданскую войну. В 1930-х годах начинается японская интервенция, на какое-то время прервавшая конфликт. После поражения Японии в 1945 году, война между Гоминьданом и КПК возобновилась. К 1949 году армия КПК установила контроль над большей частью страны.

1 октября 1949 года было провозглашено образование Китайской Народной Республики. Председатель Компартии Китая Мао Цзэдун торжественно сообщил об этом с трибуны на площади Тяньаньмэнь. На следующий день Советский Союз первым признал КНР и заключил с ней Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи.

Возникновение китайской цивилизации

Культура Яншао

Этот очаг земледельческого неолита возник в бассейне Хуанхэ примерно в VI-V тысячелетиях до н. э. Для древнекитайского неолита были характерны ближневосточные виды злаков (пшеница, ячмень) и породы домашнего скота (корова, овца, коза), гончарный круг и иные нововведения, к тому времени уже хорошо известные к западу от Китая. Расписная керамика и навыки выращивания зерновых культур, знакомство с одомашниванием скота (свинья), позволяют связать культуру Яншао с аналогичными культурами расписной керамики, в частности ближневосточного. При этом речь идет не о влиянии в форме массовой миграции. Преобладающим расовым типом на древнекитайской равнине издревле были монголоиды (вкрапления европеоидно-австралоидных расовых типов единичны), и именно это отличает древнекитайский очаг цивилизации.

Бронзовый век в Китае

Начало бронзового века зафиксировано археологами с середины II тысячелетия до н. э. В конце эпохи неолита в луншаньско-луншаноидной неолитической среде земледельцев бассейна Хуанхэ появляется достаточно развитая бронзовая культура Шан-Инь . Можно предположить, что цивилизация бронзового века в Китае опять же многим обязана культурным влияниям извне. Об этом говорят высокие темпы появления и расцвета бронзового века: развитие бронзолитейного дела, появление письменности, строительство пышных дворцов и сооружение гробниц, искусство резьбы по камню, отделка утвари, украшений, оружия. Об связи цивилизаций наиболее убедительно свидетельствуют иньские боевые колесницы идентичные индоевропейским. Доиньский Китай не знал ни лошадей, ни колесниц. Таким образом индоевропейские племена могли сыграть определенную роль в процессе генезиса китайской цивилизации. При этом иньцы также были монголоидами, поэтому опять-таки трудно говорить о миграциях в существенных размерах.

Древний Китай. Доимперский период.

Древнекитайская историографическая традиция начинает историю Китая с описания периода правления пяти легендарных императоров. Время их владычества воспринимается как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Мудрец Яо передал свой престол способному и добродетельному Шуню , а тот – великому Юю , начиная с правления которого власть стала передаваться по наследству. Юй считается основателем первой династии Ся . Китайская историографическая традиция полагает, что династия Ся правила Китаем в конце III и начале II тысячелетия до н. э. Её последний недобродетельный представитель Цзе растерял свой авторитет и лишился поэтому морального права управлять Поднебесной. Он был побежден добродетельным Чэн Таном , основавшим новую династию Инь .

Есть основания полагать, что никакого Ся вообще не существовало. Когда записывались первые иньские предания, термином Ся обозначалась совокупность китайских земель и населения. Не исключено, что вторжение иньцев в бассейн Хуанхэ со временем и были осмыслены как замена одних (Ся) другими (иньцами).

Иньская общность осела в районе Аньяна. Здесь достаточно быстро сложилось крупное протогосударство во главе с всевластным правителем. Правитель-ван был одновременно и первосвященником. Должность стала наследственной при последних четырех правителях. Администрация делилась на три основные категории – высших администраторов-сановников, низших чиновников-распорядителей, должностных лиц, отвечавших за военную подготовку и охоту. На долю вана и его приближенных выпадали заботы об урожае, подготовке и расчистке полей. Книга песен Шицзин упоминает о больших полях, обрабатывавшихся коллективами крестьян под контролем надсмотрщиков. Вся ремесленная продукция также использовалась в централизованном порядке. Подобная модель была и в царско-храмовых хозяйствах Древнего Египта или Двуречья.

Важнейшим источником эпохи Шан-Инь являются гадательные надписи на специально обработанных бараньих лопатках и панцирях черепах. Всего было обнаружено более 150 тыс. таких надписей. Судя по всему, иньцы жили компактным коллективом одноплеменников, сплоченных совместной обрядово-культовой практикой, жертвоприношениями в честь их общих предков, божеств и духов. Известно, что иньцы практиковали человеческие жертвы из числа пленных соседей. Важное значение имел обряд общения с умершими ванами и предками. От их воли и поддержки, по представлениям иньцев, зависело существование коллектива. Информируя предков о положении и текущих проблемах, обращаясь к ним с просьбами, иньцы записывали суть дела на костях и проводили обряд гадания.

Иньцы вели активную внешнюю политику, включая войны и расширение своих территорий за счет соседей. Наибольшего могущества иньцы достигли при У Дине. Вооруженная боевыми колесницами, состоявшая из профессиональных лучников и копейщиков, иньская армия была грозной силой, державшей в повиновении соседей.

К числу таких соседей относились чжоусцы , жившие к западу от Шань-Инь. Их столицей было Цзунчжоу. Чжоуские правители признали сюзеренитет иньского вана. Со временем они сумели укрепиться и затем создать коалицию племен, которая в конечном счете и разгромила Шан-Инь в решающей битве при Муе в 1027 г. до н. э. Новым властелином Древнего Китая стал У-ван .

Китай в период Западного Чжоу (1027-771 гг. до н. э.)

Немногочисленное племя Чжоу, разгромив иньцев, оказалось во главе крупного военно-политического объединения, пределы которого вышли далеко за рамки прежней территории Шан-Инь и практически охватили почти весь бассейн Хуанхэ. Искусными иньскими мастерами была выстроена для чжоусцев новая столица Чэнчжоу . Она стала местом пребывания значительной части чжоуской администрации, а также главным военным центром где размещалось 8 армий. Остальная часть администрации, 6 армий и сам ван со всем его двором продолжали жить в Цзунчжоу , в районе прежних родовых поселений чжоусцев. Отсюда и пошло наименование описываемого периода (Западное Чжоу).

В этот период была выработана учение о Мандате Неба (тянь-мин), согласно которому Небо вручает мандат на управление Поднебесной добродетельному правителю, лишая тем самым власти недобродетельного. Защитившись легитимной идеей, чжоусцы сумели наладить эффективную централизованную администрацию, опиравшуюся на 14 армий центра в двух столицах. На административные должности обычно назначались имевшие способности и заслуги аристократы, прежде всего из числа чжоуской и иньской родовой знати. Есть сведения, что способных администраторов продвигали вверх по служебной лестнице. Важным нововведением стало создание системы уделов, предоставлявшихся в наследственное владение и управление родственникам и приближенным правителя. Владелец удела опирался дружину воинов-чжоусцев. По началу владельцы уделов были тесно связаны с центром, зависели от его помощи и военной поддержки. С годами, однако, ситуация изменялась. Правители уделов уже в 4-6-м поколениях уже чувствовали себя полными хозяевами в своих землях.

Упадок власти вана и укрепление уделов

Число первоначальных уделов со временем сокращалось. Одни из них с самого начала были крупнее соседних, что помогало им быстрее расти и легче одолевать соперников. Другие были выгодно расположены, что позволяло им богатеть или приращивать земли за счет более слабых соседей. Третьи, окраинные, смело увеличивали свои пределы за счет войн с племенами внешнего пояса. Четвертые, напротив, оказывались зажатыми более сильными соседями и в неравной борьбе постепенно теряли наследие отцов. Все это привело к усилению нескольких крупных уделов.

Один из правителей Западного Чжоу, Сюань-ван попытался провести ряд реформ, направленных на усиление центральной власти, например в области налогообложения. Однако реформы наталкивались на сопротивление окружающих и, главное, оказались слишком запоздалыми. Сын Сюань-вана, Ю-ван , поставил свою любимую наложницу выше законной жены, дочери правителя удела Шэнь. Тот в союзе с соседними варварскими племенами вторгся в Цзунчжоу и сверг Ю-вана. После этого сын Ю-вана, Пин-ван , был вынужден в 771 г. до н. э. перенести свою резиденцию в восточную столицу, в Лои , что стало началом периода Восточное Чжоу. Земли же в районе старой столицы Цзунчжоу Пин-ван отдал одному из союзников, который на базе этих земель создал новый удел Цинь – тот самый, что спустя 500 лет объединил царства чжоуского Китая в рамках единой империи.

Период Чжаньго («Борющиеся царства», V-III вв. до н.э.)

Это время масштабных сдвигов во всех сферах жизни Китая, от производительных сил до идеологии, от освоения окраин до ведения войн. В этот период Китай вступил в железный век. Помимо роли в производстве, железные орудия буквально революционизировали армию. На смену колесницам пришла многочисленная и хорошо вооруженная пехота, а затем и конница. Происходили сражения с участием многих десятков и сотен тысяч воинов, развивались военная стратегия и тактика, что нашло отражение в трактатах о военном искусстве (Сунь Цзы) .

Период Чжаньго был временем сосуществования и междоусобной борьбы семи крупнейших царств (Вэй, Чжао, Хань, Цинь, Ци, Янь и Чу) . Соперничавшие друг с другом царства вели между собой ожесточенные войны. Постепенно перекраивалась карта страны, на передний край выходили наиболее могущественные государства. В большинстве из них были проведены реформы легистского типа. Наиболее полно и радикально такие реформы были осуществлены в середине IV в. до н.э. в Цинь. Начало им положил легист Шан Ян .

Во-первых, было строго регламентировано общинное землепользование. Большие семьи должны были быть разделены на малые. Была создана система круговой поруки: дворы были объединены в пятки и десятки, в рамках которых все жители Цинь были обязаны следить друг за другом и отвечать друг за друга.

Во-вторых, была введена новая система социальных рангов, которые присваивались любому человеку за его заслуги, прежде всего военные. С определенного уровня, ранги давали льготы и привилегии, вплоть до права на должностное владение и доход с него. К чрезмерно разбогатевшим собственникам, получавших выгоду из второстепенных занятий, к каковым причислялись ремесло и торговля был применен своеобразный механизм экспроприации. Избежать неприятностей можно было при условии приобретения за немалые средства социального ранга.

В 350 г. до н.э. все царство было разделено на управляемые чиновниками уезды. Была унифицирована система мер и весов, закреплены за крестьянами их наделы. Распределение излишков находилось под строгим контролем властей.

Обеспокоенные быстрым ростом мощи Цинь, остальные шесть попытались создать коалицию против него. Вся вторая половина Чжаньго прошла под знаком интриг, искусной дипломатии. Однако интриги и сложные союзы не помогли. Последним пало царство Чу и в 221 г. до н. э. Цинь Ин Чжэн , будущий император Цинь Ши-хуанди завершил объединение Китая под своей властью.

Империя Цинь

Ин Чжэн принял новый титул «Цинь Шихуанди» («Первый властитель-император династии Цинь») Страна была превращена в бюрократическую централизованную империю. Государство подчинило строгому административному контролю все стороны жизни людей, у населения отобрали все оружие и перелили его на колокола. Во всей империи действовало единое законодательство. Его основу составляла система поручительств. Смертная казнь применялась за всевозможные провинности, в том числе мелкие. Часто казнили или превращали в государственных рабов всю семью преступника.

Территория была поделена на 36 административных округов, в каждом округе гражданская власть была сосредоточена в руках одного чиновника, а военная – другого. Надзор за ними осуществлялся особой службой инспекторов – доверенных лиц императора. Император назначал двух советников, которые были ответственны за то, чтобы указы выполнялись незамедлительно. В своем подчинении советники имели многочисленные центральные ведомства. Одним из важных было ведомство юйши дафу. В обязанности его чиновников входили хранение государственного архива и проверка работы округов.

В стране шли массовые работы по строительству дорог и каналов. Это способствовало развитию торговли и повышало эффективность управления. Для того чтобы дороги реже требовали ремонта, были введены единообразные оси для повозок. По всей империи для Цинь Ши-хуанди было построено 700 дворцов. Одним из самых красивых городов империи стала столица Саньян. В период правления Цинь Шихуанди была возведена Великая Китайская стена и гигантская усыпальница для императора. В ней разместили 6000 терракотовых воинов-гвардейцев в натуральную величину. Стройки производились за счет жесточайшей эксплуатации, налоги для крестьян достигли 2/3 урожая.

По всей стране была унифицированы деньги, единицы меры и веса, а также письменность,. Приказано было уничтожить все произведения доциньской эпохи, чтобы людям неоткуда было узнать об старых временах и порядках. За приверженность древности и сопротивление реформам были казнены сотни ученых-конфуцианцев.

Династия Цинь вызывала всеобщую ненависть, и после смерти Цинь Шихуанди в 210 г. до н. э. сразу начались восстания по всей стране. В 207 г. до н. э. отряды восставших взяли столицу и свергли сына Цинь Шихуанди. Однако Китай с того момента существовал как единое государство. Поледующие китайские империи, пришедшие на смену Цинь, в политическом и экономическом плане многое заимствовали у своей предшественницы. Империя Цинь просуществовала всего 14 лет, но по количеству событий и важности произошедших изменений это время является целой эпохой для Китая.

Падение Цинь

Цинь Шихуанди стремился найти секрет бессмертия, но в 210 г. до н. э. неожиданно скончался в возрасте 49 лет. Его наследником стал младший сын, вступивший на престол под именем Эрши Хуанди (210-207 гг. до н. э.).

В 209 г. до н. э. в стране началось народное восстание, на сторону повстанцев начали переходить императорские войска. Одну из армий возглавил мелкий чиновник Лю Бан. В 202 г. до н. э. он объединяет Китай под своей властью и принимает императорское имя-титул Гао-цзу (202-195 гг. до н. э.).

Династия Хань

Гао-цзу становится основателем новой династии Хань (206/202 г. до н. э. - 220 г. н. э.).

Была изменена система управления государством. Не менее половины территории страны Гао-цзу отдал в наследственные уделы ближайшим соратникам: семь главнейших из них получили титулы ванов. В своих владениях они пользовались широкими полномочиями. Ваны могли самостоятельно назначать и смещать чиновников, собирать налоги и устанавливать повинности. В остальной части страны был возрожден административный аппарат, существовавший при династии Цинь. Были предприняты ряд мер, резко улучшивших положение народа и поощрявших развитие производства. Гао-цзу значительно снизил поземельный налог (до 1/15 урожая). Многие категории населения были освобождены от всех повинностей.

Наивысшего расцвета Ханьская империя достигла в правление императора У-ди (140-87 гг. до н. э.). У-ди провел реформы, направленные на дальнейшую централизацию государства. Официальной идеологией становится учение Конфуция Была введена система подготовки чиновников. Наместники округов должны были отыскивать и рекомендовать правительству способных юношей. Кандидаты отправлялись для обучения в специально созданную академию в столице, выпускники которой после сдачи экзаменов назначались на должности в государственном аппарате. Право поступать в академию имели все свободные люди, независимо от ранга знатности.

В конце II в. до н. э. ханьские войска совершают походы против сюнну на севере, в Корею, на запад в Восточный Туркестан и к границам современных Вьетнама и Мьянмы. Территория империи Хань увеличилась почти на одну треть однако в результате погрузилась в экономический и социальный кризис. Власть была узурпирована одним из родственников императора, начались народные волнения, крупнейшими из которых стали восстания «краснобровых» и «зеленого леса». Крестьянские армии свергли узурпатора, затем схватились между собой.

Победителем из этой междоусобицы вышел Лю Сю, провозгласивший себя императором Гуан У-ди и основавший династию Восточная, или Поздняя, Хань (25-220 гг.). Столица была перенесена на восток, в город Лоян. В это время Ханьская империя налаживает постоянные торговые и дипломатические связи с Парфией и с Римской империей. Во второй половине I-II вв. империя ведет почти непрерывные войны с соседями.

Конец династии Восточная Хань также положили народные восстания, наиболее мощным из которых стало восстание «желтых повязок», начавшееся в 184 г. н. э. В 220 г. н. э., после смерти У-ди, Китай распадается на три независимых царства: Вэй, Шу и У . Это событие условно считается концом истории древнего Китая.

История Древнего Китая, резюме

Первая империя Древнего Китая - Цинь просуществовала всего полтора десятка лет, но она заложила прочную социально-экономическую основу империи Хань. Новая империя стала одной из сильнейших держав древнего мира. Ее более чем четырехвековое существование было важным этапом в развитии всей Восточной Азии, совпадая с эпохами подъема и крушения рабовладельческого способа производства. Для национальной истории Китая это был важный этап консолидации древнекитайской народности. Чжаньго-Цинь-Ханьская эпоха для исторического развития Китая и всей Восточной Азии имеет то же значение, что и грекоримский мир для Европы. Древнекитайская цивилизация заложила основы культурной традиции, которая прослеживается далее на протяжении многовековой истории Китая вплоть до Нового и новейшего времени.

Особенности изучения и периодизации истории Древнего Китая

Ни один другой народ не проявлял большего усердия в хронометраже исторических событий, чем китайцы, которые начали вести свои летописи вначале первого тысячелетия до н.э. и впоследствии они пунктуально обновляли их династия за династией.

В китайской историографии принято использование династийных периодов. Каждая династия имеет собственное название, отличное от фамилии правителей. В качестве таких названий вначале использовались этнонимы (название народности, основавшей данное государство) и топонимы (названия удельных владений будущих основателей династий). С XII в. династии обозначаются философскими категориальными терминами, например, юань дословно «первоначальная» то есть, закладывающая начало истинного правления, мин – «просветленная».

Между династийными периодами пролегают периоды «смутного времени» – административно–территориальной раздробленности страны, на что указывают терминологические определения: «Эпоха борющихся царств», «эпоха Шести династий», «Троецарствие» и так далее.

Традиционное китайское государство с глубокой древности было едва ли не классическим воплощением принципа власти-собственности и централизованной редистрибуции. Пока крестьяне имели наделы, обрабатывали землю и платили налог-ренту в казну, структура китайской империи была крепкойй. Стабильность такого рода существовала, как правило, в рамках династийного цикла не слишком долго, чаще всего не более, чем на протяжении столетия. Но коль скоро земли в значительном количестве переходили к богатым землевладельцам ситуация начинала меняться. Казна недополучала норму прихода, это нередко компенсировалось усилением произвола власти на местах. Это в свою очередь вело к углублению кризисных явлений.

История Древнего Китая в школе - 5-й класс

Историю Древнего Китая в российских школах изучают в 5-м классе. Задача урока: Сформировать представления о Древнем Китае, познакомить учащихся с историей Древнего Китая, его географическим положением, сформировать представление о вкладе китайской культуры в мировую историю. Тема урока новая для обучающихся, но она играет важную роль в изучении раздела «Древний Восток». Ожидаемые результаты: знание географического положения, природных условий Древнего Китая, истории образования Циньской державы. Умение показывать на карте территорию Циньской державы, Великую Китайскую стену и Великий шелковый путь. Высказывать суждения о вкладе культуры Древнего Китая в мировую культуру. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древнего Китая, положение представителей разных слоев. Основные термины, понятия: «Великая Китайская стена», «Великий шелковый путь», Конфуций.

Эпоха Троецарствия (220-280) и империя Цзинь

После падения второй династии Хань и нескольких годов междоусобиц на первый план вышло трое наиболее удачливых полководцев. Цао Цао господствовал на севере, в бассейне Хуанхэ, где в 220 г. его сын Цао Лэй провозгласил себя правителем государства Вэй . Лю Бэй объявил себя правителем юго-западной части страны Шу . Сунь Цюань, стал правителем юго-восточной части Китая, царства У . Краткий период Троецарствия, привел к образованию двух самостоятельных государств на слабо освоенном до той поры юге Китая.

Уже к середине III в. власть в царстве Вэй перешла к могущественному клану полководца Сыма. В 265 г. он основал здесь новую династию Цзинь, которой вскоре, в 280 г., удалось подчинить себе Шу и У, объединив под своей властью снова весь Китай, правда, лишь на несколько десятилетий. С начала IV в. кочевые северные племена одно за другим стали вторгаться в Северный Китай, империя Цзинь прекратила свое существование, начался период Нань-бэй чао, южных и северных династий.

Нань-бэй чао (IV-VI вв.)

Завоевателями северного Китая были сравнительно отсталые по сравнению с китайцами народы. Под воздействием китайской культуры кочевники к V-VI вв. окитаились настолько, что к концу VI в. их потомки стали обычными китайцами. Поговорка «Можно завоевать империю, сидя на коне, но нельзя управлять ею, сидя на коне» , – означала, что воздействие китайской культуры рано или поздно приводило к ассимиляции и китаизации любого завоевавшего страну этноса. Тем более, что иноземцы составляли в Северном Китае всего лишь 20%; все остальное население, несмотря на массовые миграции китайцев на юг, было китайским.

Южные династии тоже достаточно быстро сменяли друг друга (Сун, 420-479; Ци, 479-502; Лян, 502-557; Чэнь, 557-589; сосуществовавшая с ней Поздняя Лян, 555-587). На юге сосредоточился центр китайской культуры: здесь жили выдающиеся ученые, поэты, мыслители, энергично развивался укрепившийся в Китае еще во II в. буддизм. Уже с V в. на плодородных полях рисового пояса начали собирать по два урожая в год, что практикуется и поныне. На юге быстрыми темпами стали создаваться новые города, развиваться старые и возникать новые виды ремесел, расцветать торговля и товарно-денежные отношения.

Расцвет китайской империи (VI-XIII вв.)

Династия Суй (581-618)

В 581 г. полководец царства Северное Чжоу Ян Цзянь объединил весь Северный а затем и Южный Китай под своей властью, провозгласив новую династию. Новый император провел ряд реформ, стремясь укрепить государство, выбить почву из-под ног "сильных домов". Каждый пахарь должен был иметь свое поле и платить налог. Его сын Ян-ди переселил 10 тыс. богатых семей из разных районов страны в отстроенную им столицу Лоян. В районе Лояна были выстроены роскошные дворцы, а также огромные зернохранилища, причем для транспортировки налогового зерна с юга, который стал уже основной житницей страны, был вырыт Великий канал, связавший Янцзы с Хуанхэ. На обслуживании этого сооружения со всеми его шлюзами и иными устройствами было занято, по некоторым данным, до 80 тыс. человек. Ян-ди вел одновременно несколько колоссальных строек, пытался вести активную внешнюю политику и постоянно воевал и в итоге страна не выдержала бремени. Вспыхнули восстания, Ян-ди был убит.

Династия Тан (618-907)

Правителем новой династии Тан провозгласил себя один из военачальников и родственников Ян-ди по женской линии Ли Юань. Он и его сын Ли Ши-минь (Тай-цзун, 626-649) заложили фундамент процветания китайской империи. Земельная реформа и реализация налоговой системы в рамках надельного землепользования обеспечили казну регулярным притоком дохода, а государство – необходимой рабочей силой (трудовые повинности). То и другое способствовало укреплению инфраструктуры империи – строились дороги, каналы, дамбы, дворцы, храмы, целые большие города. Расцветали ремесло и торговля, включая казенное ремесло, где обычно сосредоточивались лучшие мастера высокой квалификации, работавшие в порядке трудовой повинности либо сверх этого по найму. Ремесло и торговля находились под строгим контролем государства, специальных чиновников, которые через посредство глав туаней и ханов (цехов и цехо-гильдий) строго регулировали каждый шаг городских жителей.

В танское время империя была разделена на 10 провинций (дао), которые в свою очередь подразделялись на области (чжоу) и уезды (сянь). Все чиновники назначались из центра и им же контролировались. Эта особенность придавала административно-бюрократической системе Китая силу и устойчивость. Работу исполнительных органов и всей государственной системы, прежде всего аппарата власти, чиновников, строго контролировали цензоры-прокуроры специальной палаты Юйшитай, которые имели большие полномочия, включая право подачи докладов на высочайшее имя. Исполнительную власть представляли два канцлера (цзайсаны или чжичэны) – левый (он обычно считался старшим) и правый, каждый из которых ведал тремя из шести ведомств палаты Шаншушэн, своего рода Совета министров. К первой группе ведомств относились управления чинов (подбор кадров и назначения по всей империи), обрядов (контроль за соблюдением норм поведения, охрана общественного порядка) и налогов. Ко второй – управления военными делами, наказаний и общественных работ (реализация трудовых повинностей, строительство, включая ирригационное).

Власть уездного начальника была очень большой и потому обычно контролировалась наиболее строго. Она ограничивалась как сроком (не более 3 лет на одном месте с последующим перемещением на другое), так и местом службы (ни в коем случае не там, откуда чиновник родом). В империи уделялось особое внимание важной проблеме подготовки и принципов комплектования кадров чиновников. В танском Китае это делалось на специальных экзаменах на степень в уездных, провинциальных и столичных центрах, под строгим надзором специальных комиссий, присланных со стороны, причем в закрытом помещении и в письменной форме под девизом. Для успешной сдачи экзамена следовало хорошо знать сочинения древних, прежде всего классические конфуцианские каноны, а также уметь творчески интерпретировать сюжеты из истории, отвлеченно рассуждать на темы философских трактатов и обладать литературным вкусом, уметь сочинять стихи. Все это, разумеется, в строго конфуцианском духе, с соблюдением соответствующей обязательной формы. Лучше других справившиеся с заданием (3-5% из числа кандидатов-абитуриентов) удостаивались желанной степени и, главное, получали право сдавать экзамен на вторую степень, а обладатели двух – на третью.

Династия Сун (960-1279)

Этот период тоже считается временем расцвета китайской империи в сфере экономики, культуры, администрации. Росло число, население и благосостояние городов. Появились новые ремесла: производство фарфора, шелка, изделий из лака, дерева, слоновой кости и т. п. Именно в это время были изобретены порох и компас, стало широко распространяться. Больших успехов достигло сельское хозяйство и агротехника, были выведены урожайные сорта зерна, началась культивация индийского хлопка.

Однако все это сочеталось с натиском северных кочевых племен (кидани, тангуты) и малоуспешных попыток сунской империи отразить этот натиск. Китай был вынужден платить унизительную дань, но и это не помогало и он терял территорию за территорией, город за городом.

В 1127 чжурчжэни захватывают столицу империи Сун - Кайфын и берут в плен императорскую семью. Один из сыновей императора бежит на юг, в Ханчжоу, который позднее становится столицей новой - южносунской империи (1127-1280). Продвижение армии чжурчжэней на юг сдерживает лишь река Янцзы. Граница между Цзинь и южносунской империей устанавливается по междуречью Хуанхэ и Янцзы.

На фоне расцвета Тан-Сун последующие века были уже периодом если и не всегда упадка, то во всяком случае стагнации.

Монголы и династия Юань (1280–1368)

Покорив народы Южной Сибири, соседние с монгольской степью, армия Чингис-хана в 1210 г. начала войну с чжурчжэнями и в 1215 г. уже заняла Пекин. На завоевание южносунского Китая у монголов ушло более 40 лет. В 1280 г. Китай целиком оказался под властью монголов, а великий хан Хубилай стал китайским императором монгольской династии Юань (1280–1368).

Экономика Китая после полувека войнпришла в упадок, земледелие и торговля были расстроены. Конфуцианские чиновники были вынуждены уступить свое место монголам и выходцам из иных районов Азии. Китайцы считались людьми третьего и четвертого сорта (после самих монголов и сэму-жэнь, т.е. выходцев из других стран). Однако через несколько десятилетий в администрацию снова начали приходить конфуцианские чиновники (с 1317 г. начала функционировать система экзаменов); потомки первых монгольских правителей, часто бравших в жены китаянок, все больше превращались в обычных китайцев. Однако обычный сценарий ассимиляции захватчиков не состоялся.

После серии катаклизмов, самым катастрофичным из которых стал прорыв дамб на Хуанхэ в 1334 году, унесший сотни тысяч жизней. В стране резко возросло недовольство монголами. Начали вспыхивать восстания, участников которых назвали «красноповязочниками». Лидер восставших Чжу Юань-чжан (1328–1398) в конце концов и занял императорский трон, основав династию Мин.

Китай в период династии Мин (1368–1644)

Как и прежние вошедшие на престол императоры Чжу Юань-чжан немало сделал для укрепления центральной власти начав с аграрных реформ. Было введено фиксированное налогообложение со сравнительно невысокими налогами, а некоторые категории дворов подчас вообще от налогов освобождались, как то бывало и прежде. Система повинностей была всеобщей, но реализовывалась поочередно.

Успешно изгнав монголов с территории Китая, минская армия провела несколько успешных военных походов и на юге, в районе Вьетнама. Китайский флот, возглавлявшийся Чжэн Хэ, с 1405 по 1433 г. совершил несколько морских экспедиций в страны Юго-Восточной Азии, в Индию и даже к восточному побережью Африки.

К этому же периоду относится установление торговых связей с соседними странами. Торговля была крайне выгодной для иноземцев. Свои товары они представляли как «дары» от властей своей страны, китайцы же, воспринимая их как проявление даннической торговли с «варварами», «отдаривались», причем объем и ценность императорских наград и пожалований должны были во столько же раз превышать «дань», во сколько престиж китайского императора ценился самими китайцами выше престижа «правителей-данников».

Династия Мин просуществовала почти три века, последнюю половину этого срока – в условиях затяжного кризиса. За полтора века затянувшейся политической борьбы в верхах за необходимые стране реформы процесс разорения крестьян достиг крайней степени. Во главе очередного восстания стал Ли Цзы-чэн (1606–1645). В 1644 г. войска Ли заняли Пекин, а сам он, покончив с Мин, объявил себя императором. Однако закрепиться на троне у него не получилось.

История Древнего Китая делится на четыре периода, связанных с правлением определенной династии:

  • 1) Инь (Шан) – XVI-XI вв. до н.э.;
  • 2) Чжоу – XI–III вв. до н.э.;
  • 3) Цинь – 221–207 гг. до н.э.;
  • 4) Хань – 206 г. до н.э. – 220 г. н.э.

В течение четвертого периода начинается процесс перерастания рабовладельческого государства в феодальное.

Образование Древнекитайского государства согласно китайской традиции было связано с завоеванием племенем Шан соседних племен. Необходимость удержания в повиновении покоренного населения активизировала процесс формирования государства.

Государственный строй Древнекитайского государства с течением времени трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь являлся средоточием высшей государственной власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога. Высшие должности в государственном аппарате занимали родственники царя, а более мелкие – судей, писцов, сборщиков налогов и другие – профессиональные чиновники.

На высшей ступени в социальной иерархии находился царь (Ван). Затем шли шанская рабовладельческая аристократия и жречество. Следующую ступень занимала рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии.

Основную часть населения составляли свободные общинники. В период государства Инь (Шан) община играла большую роль. Общинное землепользование было организовано по системе "колодезных полей". Все земли делились на две категории: "общественное" поле и "частные" поля. "Общественное" поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю. "Частные" поля были в индивидуальном пользовании семьи, в распоряжении которой был и весь урожай. Вся земля рассматривалась как государственная собственность и была в распоряжении царя. В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда.

Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: военный плен, продажа за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов в качестве дани. Рабы находились на положении скота; они не могли иметь ни семьи, ни имущества.

В XII в. государство Инь (Шан) переживало глубокий кризис. В то же время укрепляло свои силы одно из племен – Чжоу, находившееся под контролем государства Шан. В 1027 г. до н.э. племена Чжоу нанесли поражение войскам Шан. На смену империи Шан пришло государство, основанное племенами Чжоу.

Правление династии Чжоу делится на три периода (период Западного Чжоу, Восточного Чжоу и Чжаньго ("борющихся царств")), которые последовательно сменяли друг друга.

Первые правители Чжоу раздали своим родственникам и предводителям дружественных племен уделы в наследственное владение. Всего зарегистрировано около 200 таких пожалований. Владельцы уделов образовали сословие наследственной знати – чжу хоу. Самые знатные титулы – гун и хоу – носили ближайшие родственники правителя. Гуны и хоу, в свою очередь, жаловали своим близким родственникам титулы даифу. Низший слой чжоуской аристократии составляли служилые люди – ши – потомки знатных людей по боковой линии.

Верховная власть в государстве находилась в руках царя (вана), который именовался Сыном Неба (тянь цзы). Вся территория страны делилась на области во главе с правителями, назначенными царем. Однако по существу это были отдельные царства. Централизованного государственного аппарата в течение всего периода Чжоу не существовало.

В период царства Чжоу царь по-прежнему являлся верховным собственником земли, но владения рабовладельческой знати постепенно превращались в частную собственность, которую можно было отчуждать, сдавать в аренду, закладывать. Для земледельцев продолжали сохранять свое значение община и общинное землепользование. Однако в период "воюющих царств" происходит разрушение системы "колодезных полей" и идет дальнейшее укрепление индивидуального землевладения.

Со временем районы традиционного проживания чжоу стали подвергаться все более частым набегам западных племен, и в 771 г. до н.э. правитель Китая Пин-ван был вынужден перенести столицу на восток. Начался период Восточного Чжоу или, как его еще называют, "разделенных царств" (чунцю). Оказавшись на земле удельных правителей китайские ваны сохраняли лишь номинальную власть. Усиливалась раздробленность и соперничество между уделами, которые превращаются в фактически самостоятельные государства. В центральных районах располагались относительно небольшие царства, основанные ближайшими родственниками чжоуских царей. К их числу относились царства Лу, Вэй, Чжэн, Хань, Цзинь и др. Именно их правители первыми стали называть свои владения серединными государствами. На пере- ферии располагались более крупные и могущественные государства: на востоке царство Ци, на западе царство Цинь, в низовьях и среднем течении реки Янцзы царства У, Юэ и Чу.

С VII в. до н.э. эти государства вступили в борьбу за первенство, которая первоначально велась под лозунгом реставрации власти чжоуских правителей. Возникло понятие "гегемона" (ба), власть которого базировалась на голой силе, в отличие от царя (вана), который воздействовал на подданных "силой добродетели". Впервые звание принял в 651 г. правитель царства Ци Хуаиь-гуи. Позднее оно неоднократно переходило к правителям других царств. В 544 г. до н.э. правители уделов заключили договор о мире, который, однако, соблюдался недолго.

В V в. до н.э. страна распалась на множество самостоятельных государств, которые вели между собой ожесточенную борьбу.

Формальной датой, разделяющей эпоху "разделенных царств" от эпохи "борющихся царств" считается 481 г. до н.э. – год окончания старейшей китайской летописи "Чунь цю". Однако для противопоставления двух периодов имелись объективные причины, связанные с глубокими переменами в общественной и экономической жизни Китая. Во многих царствах осуществлялись политические реформы, направленные на ограничение привилегий родовой аристократии и усиление единоличной власти правителя. Главной целью этих преобразований была мобилизация всех сил государства в борьбе за выживание.

В III в. до н.э. победителем в этой борьбе стало царство Цинь, превратившееся в сильное централизованное государство. Особое значение для усиления Циньской империи имели реформы Шан Яна – сановника Циньского государства (умер в 338 г. до н.э.). В целях централизации государства административное деление осуществлялось по территориальному признаку, была узаконена свободная продажа и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. В каждую из 36 образованных областей были назначены по два управителя, военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки. Реформы Шан Яна способствовали резкому усилению циньской армии и государства в целом. В 249 г. до н.э. циньская армия разгромила домен чжоуского царя, положив конец Чжоуской династии. В последующие годы правителям Цинь удалось разгромить и остальные государства. К 221 г. до н.э. объединение страны было завершено.

Правитель Цинь принял титул хуанди (император) и вошел в историю под именем Цинь Шихуанди, т.е. первый император Цинь.

Завершив объединение Китая, Цинь Шихуанди немедленно совершил ряд символических жестов, подтверждавших его положение единственного владыки. Он объехал всю страну, установив на разных ее рубежах памятные стелы, взошел на священную гору Тайшань и совершил на ее вершине жертвоприношение Небу, начал строительство грандиозных дворцов в столице и т.п. Однако гораздо большее значение для последующей истории Китая имели царские нововведения, направленные на унификацию политической и общественной жизни империи. Цинь Шихуанди упразднил прежние удельные владения и ввел единую систему управления страной, разделив Китай на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды. Были введены единые правила государственной службы и критерии оценки служебных заслуг чиновников, причем местным служащим вменялось в обязанность чуть ли не ежедневно подавать своим начальникам доклады о состоянии дел в управах; даже отсутствие чиновника на службе по болезни следовало удостоверять документально. Были унифицированы деньги, введены единые меры длины и веса, единая письменность, даже единая ширина оси для телег. Цинь Шихуанди ввел и единое название для своих подданных – "черноголовые". Подданным империи запрещалось владеть оружием, и из изъятых циньскими властями железных мечей, копий и прочего вооружения были отлиты 12 гигантских статуй, которые установили в циньской столице. Цинь Шихуанди позаботился о безопасности внешних границ своей империи. Он задумал строительство грандиозной стены вдоль северных рубежей Китая, согнав на работы несколько миллионов человек. Эта стена должна была защитить Китай от набегов кочевых племен сюнну. Одновременно Цинь Шихуанди послал войска на юг – в район современных провинций Гуандун и Фуцзянь. Там были построены крепости и учреждены новые области, первое китайское население которых составили ссыльнопоселенцы.

Цинь Шихуанди принял решительные меры и для обеспечения идеологического единообразия. Он запретил своим подданным чтение любых книг за исключением тех, которые могли принести практическую пользу (к последним были отнесены руководства по земледелию, ремеслам, медицине, гаданию). В 213 г. до н.э. состоялось знаменитое "сожжение книг", за которым последовала казнь более 400 ученых, заподозренных в нелояльности режиму.

Однако затеянные грандиозные строительные работы оказались непомерно тяжелым бременем для казны, а принятые меры административного контроля далеко не такими действенными, как рассчитывал Цинь Шихуанди. Едва он умер и был погребен в своей грандиозной усыпальнице, как по всей империи начались волнения, быстро переросшие в вооруженные мятежи. Авторитет преемника Цинь Шихуанди – Эршихуанди ("Второй император") был явно недостаточен для того, чтобы циньские армии могли сдержать волну народного возмущения. Острые социальные противоречия и народные восстания привели к ликвидации циньской монархии. В 209 г. до н.э. на землях бывшего царства Чу вспыхнуло мощное восстание. Три года спустя одна из повстанческих армий, возглавляемая сельским старостой Лю Баном, нанесла решительное поражение циньским войскам. Эршихуанди был убит своими же придворными, а Лю Бан, заняв столицу империи, стал основателем повой династии Хаиь. Вскоре ему удалось распространить свою власть на весь Китай.

Лю Бан не стал восстанавливать циньскую систему управления. Он пожаловал семерым своим ближайшим сподвижникам титул вана, а впоследствии раздал наследственные уделы еще 130 соратникам. Впрочем, все наследственные владения находились в восточных и южных районах империи, тогда как в западной части сохранились области и уезды, учрежденные Цинь Шихуанди. Заведенный Лю Баном порядок сохранялся еще в течение около полувека после его смерти, когда престол занимали его сын и внук. Вступивший же на престол в 140 г. до н.э. правнук Лю Бана император У-ди предпринял решительные меры для упрочения центральной власти. Теперь удел полагалось делить между всеми наследниками его владельца. Одновременно У-ди восстановил существовавшее в Цинь ведомство инспекторов, контролировавших местную администрацию. Правителям областей отныне вменялось в обязанность рекомендовать для службы способных молодых людей, а для подготовки будущих чиновников в столице была создана специальная академия. Главным правительственным ведомством стал секретариат императора.

Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. В конце I в. до н.э. императором У-ди были введены ограничения на размер земельных владений и число рабов, находящихся в собственности. Никто не мог иметь более 138 га земли и 200 рабов.

После смерти У-ди на ханьском престоле оказались малоспособные правители. При дворе процветал фаворитизм, власть часто попадала в руки временщиков из числа родственников императриц или служителей императорского гарема. Одновременно широкие массы крестьянства – неизменной опоры трона – разорялись и пополняли ряды бродяг или батраков в хозяйствах крупных землевладельцев.

Ослабление ханьского дома привело к смене власти. Родственник императрицы Ван Ман в 8 г., став "да сы ма" – высшим сановником империи Хань, захватил власть в результате государственного переворота. В 9 г. н.э. он провозгласил себя императором новой династии Синь. Придя к власти в условиях нарастающей борьбы народных масс против крупных землевладельцев, Ван Ман провел ряд реформ.

Свой общественный идеал Ван Ман нашел в описаниях раннечжоуского государства. Он запретил куплю-продажу земли, которая была объявлена царской, восстановил систему общинного землевладения. Каждой семье был выделен пахотный надел. Купля-продажа рабов была запрещена, но одновременно увеличилось количество государственных рабов. Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам, проведена денежная реформа и введены новые налоги. Установилась государственная монополия на чеканку монеты, горные и речные промыслы. Ван Ман стремился сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю. Аппарат государственных чиновников был увеличен, назначение па должности стало практиковаться на экзаменационной основе.

Однако предотвратить кризис рабовладельческого государства все эти реформы, конечно, не могли. В 12 г. под давлением богатых землевладельцев был отменен запрет на куплю-продажу земли и рабов. Одновременно засухи и наводнения, случавшиеся с редким постоянством несколько лет подряд, вызвали в центральных районах голод, за которым последовали вооруженные мятежи. Наибольшую известность получили повстанческие отряды из Шэньдуна, членов которых называли "краснобровыми", поскольку они мазали лица красной краской, чтобы своим видом походить на демонов. Их предводитель выдавал себя за отпрыска Ханьской династии. В 23 г. "краснобровым" удалось занять императорскую столицу. Ван Маи погиб в своем дворце.

Однако победа досталась потомку знатной ветви ханьского дома Лю Сю, который в 25 г. провозгласил реставрацию Ханьской династии. Поскольку Лю Сю избрал своей столицей Лоян, его династия получила название Восточная, или Поздняя Хань.

История нозднеханьской династии во многом напоминает историю ее предшественницы. На первых порах центральная власть восстановила контроль над всей территорией страны, хотя спокойствие в империи было куплено ценой компромисса между администрацией и местной элитой. Со временем рост крупной земельной собственности и разорение крестьянства подточили государство. Политически упадок династии, как и в эпоху Ранней Хань, выразился в возвышении императорских фаворитов из числа родственников императриц и дворцовых евнухов, что привело к обострению борьбы между этими временщиками и регулярным чиновничеством. Социальная база власти неуклонно сужалась, а вместе с этим сокращались налоговые поступления в казну.

В 184 г. вспыхнуло восстание, известное как восстание Желтых Повязок, сразу же охватившее большинство центральных районов империи. Выступление Желтых Повязок было подавлено правительственными войсками и дружинами провинциальных магнатов, но ханьский двор окончательно потерял контроль над страной. В 189 г. дворцовая гвардия учинила избиение евнухов императорского гарема, а затем пришедшие с границы войска генерала Дун Чжо полностью разграбили столицу. Ханьская держава фактически перестала существовать. Правда, формально власть ханьского императора держалась еще 30 лет, пока претенденты на трон выясняли между собой отношения. Почти все это время ханьский император находился в ставке полководца Цао Цао, который ловко воспользовался авторитетом ханьского дома для того, чтобы укрепиться в центральных областях бывшей империи. В 220 г. Цао Пи, старший сын Цао Цао, заставил ханьского императора отречься от своего титула и провозгласил воцарение династии Вэй.

Цао Пи, свергнувшему последнего ханьского государя, не удалось стать правителем всего Китая. Полководец Лю Бэй, обосновавшийся в Сычуани, объявил себя императором династии Хань (в истории его царство зовется Шу или Шу-Хань). В ноябре 222 г. примеру Лю Бэя последовая Сунь Цюань, провозгласивший создание царства У в областях нижнего и среднего течения Янцзы.

Царство Вэй было самым сильным среди новых государств. Основой его могущества стала система военных поселений, в которых состояло около 80% податного населения. Одновременно была введена новая система отбора и квалификации чиновников. Отныне все государственные служащие в соответствии с их "заслугами, добродетелями, талантами и поведением" разделялись на девять рангов. В областях учреждались особые должности чжунчжэнов ("беспристрастных и прямых"), ведавших отбором кандидатов на службу. Последним присваивалась "деревенская" категория, которая определяла их личные способности. Институт "деревенских" категорий закреплял господство местной элиты, очень быстро обеспечившей себе право на обладание высшей второй категорией.

Цао недолго оставались хозяевами в своем государстве. В 40-х гг. ключевые посты в армии отошли к роду Сыма, и вскоре преемники Цао Цао разделили судьбу Ханьской династии: в 265 г. последний вэйский правитель "уступил трон" Сыма Яню, основавшему династию Цзинь. К этому времени Сыма Янь уже подчинил себе царство Шу-Хань, а в 280 г. пало и Южнокитайское царство У. Китай был вновь объединен под властью династии Цзинь. Однако триумф дома Сыма оказался непродолжительным. В конце 311 г. внутри царствующего клана вспыхнула междоусобица, которая привела в движение кочевые племена, уже давно обитавшие на северных и западных рубежах империи. В 308 г. предводитель сюнну Лю Юань провозгласил себя императором, а три года спустя конница кочевников захватила и разграбила цзиньскую столицу Лоян. Это событие можно считать концом эпохи древних империй.

Особенности китайской цивилизации.

1. Географическая замкнутость Китая. На севере Китай ограничен пустыней Гоби и сибирскими лесами, на востоке - Тихим океаном, на юге - тропическими джунглями, на западе - Гималаями. На уровне аграрного общества эти преграды трудно преодолимы, поэтому в Китай практически не было вторжений извне, и, кроме того, постоянно возникает перенаселение (избыток трудовых ресурсов).

2. Стабильность. Постепенное развитие общества, без потрясений, революций.

3. Основу экономики составляет сельское хозяйство. Главной отраслью является высоко интенсивное земледелие, основанное на общекитайской оросительной системе. Скотоводство было не развито из-за отсутствия пастбищных земель и из-за использования людей в качестве тягловой силы. Избыток рабочих рук способствовал развитию ремесла.

4. Цикличность политического развития. Вся история Китая движется по этапам:

1 этап - захват власти в ходе целого периода гражданских войн. В это время гибнет значительная часть населения и появляется избыток земли и относительно высокий уровень жизни, социальная стабильность. Этим император подтверждал наличие у него «мандата неба», т.е. право на власть в стране.

2 этап - население растет, земли не хватает, крестьяне уходят в город, появляются нищие, крестьянские восстания, т.е. появляется социальная нестабильность. Это свидетельствует, что у императора исчерпан «мандат неба».

3 этап - свержение старой династии, установление новой.

Один цикл составляет около 300-500 лет.

5. Особенность социальной структуры Китая, в том, что города и сельские уезды ничем не отличаются друг от друга и несут одинаковые повинности перед государством. Все население делится на 2 группы: 1) полноправное сословие - крестьяне, ремесленники, торговцы, правящие классы; 2) неполноправные сословия - люди новых профессий, они не имеют свободы передвижения и не могут сдавать экзамены, чтобы стать чиновником.

6. Система управления Китаем. В Китае никогда вплоть до 19 века не было ни полиции, ни армии, всей страной управлял 1% населения – чиновники (шэньши). Чтобы стать шэньши, нужно было сдать экзамены на знание философской литературы, математики и т.п. Было 9 разрядов шэньши: первые три получались в уезде, следующие три в провинции, а последние три - в столице. Государственные шэньши занимались политикой и управлением государства. Они несли службу вне родной провинции, и каждые 3 года место службы менялось, чтобы предотвратить коррупцию. Шэньши, не имеющие государственных постов, занимались экономикой у себя на родине, они руководили всем, были учителями, врачами.

7. Жесткое подчинение традициям и соблюдение ритуала.

Периодизация китайской истории.

1 этап : 2 тысячелетие до н.э. - разложение первобытного строя и возникновение древнейших государств (Ся, Шан-Инь, Западное Чжоу). Города имели правильную геометрическую планировку. В Шан-Иньский период - возникают первые письменные знаки.

2 этап : 8-3 вв. до н.э. - Древний Китай. Восточный Чжоу.

В это время появляются первые философские школы и первые сборники стихов. Зарождается конфуцианство.

3 этап : 221-207 год до н.э. Империя Цинь. Произошло первое объединение Китая при династии Цинь. Была создана жесткая административная структура. Начинается строительство Великой китайской стены.

4 этап: 2 в. до н.э.-3 в. н.э. Империя Хань. С 1 века н.э. называется Восточная Хань. Распространяется конфуцианство, строятся дворцы, написана первая история Китая, изобретена бумага и другие «великие» изобретения.

5 этап : 3 – 6 вв. н.э. Политический распад. Наиболее сильное государство - Северный Вэй (4-6 вв.) со столицей в Лояне. Распространяется буддизм.

6 этап : Кон. 6 – нач. 7 вв. Империя Суй (объединение Китая). Прорыт Великий китайский канал, соединивший Янцзы и Хуанхэ (более 1000 км).

7 этап : 7 – нач.10 вв. Империя Тан. Введена система шэньши, составлен единый свод законов. Китай ведет интенсивную торговлю с Арабским халифатом, Средней Азией, Индией. Изобретено книгопечатание.

8 этап : Сер.10 – кон. 13 вв. Империя Сун. Она завоевана внуком Чингисхана Хубилаем, который основал монгольскую династию Юань.

9 этап : Кон.13 – сер.14 вв. Династия Юань. Монголы освоили китайский язык и письменность, восприняли систему управления. Но активнее, чем китайцы участвовали в международных торговых отношениях.

10 этап: Кон.14 – сер.17 вв. Династия Мин. Столицей стал Пекин. Развивается ремесло. В Китае появляются европейцы, создают концессию в Макао. Проникновение в Китай первых миссионеров – иезуитов.

11 этап: 1644-1911 гг. Маньчжурская династия Цин. Активное проникновение европейцев, поэтому в 1757 году были закрыты все порты для иностранных торговцев (это продолжалось до середины 19 века). Китай был отрезан от внешнего мира, поэтому происходит консервация экономического и общественного строя, ухудшение и задержка развития.

Мифология.

Выделяют:

1. космогонические мифы, согласно которым все возникло из двух частиц: Ян (мужской дух, положительный, светлый, управляет небом) и Инь (женский дух, холодный, отрицательный, управляет землей). Позднее возникло представление, что человек был создан богиней Нюй-Ва из глины и сухой травы. Впоследствии возник миф, что Вселенная произошла из первочеловека Пань-Гу.

2. Мифы о стихийных бедствиях и героях спасших от них людей. В основном это - наводнения и засуха.

Представления о потустороннем мире отражали порядок, существовавший на земле. Вся власть на небе принадлежала верховному божеству Ди. Ближайшее окружение Ди - это усопшие предки императора (император - Ван или Хуанди). Они выполняют поручения Ди и передают ему просьбы Вана. Поэтому принося жертвы своим предкам, Ван мог легко умилостивить их, а заодно и заручиться поддержкой верховного божества. Функция Вана, как верховного жреца, общение со своими предками, которые являются посредниками между миром людей и миром богов.

Постепенно происходит отделение мира предков от мира богов. В итоге появляются два культа: культ предков, культ верховного божества. При этом культ верховного божества трансформируется и Ди превращается в Небо.

3. Право Древнего Китая

1. На обширной территории между рекамиХуанхэ и Янцзы издавна проживали земледельческие племена.

В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

Царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н.э. до XII в. до н.э.;

В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из

которых связан с царствованием определенной династии:

Царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;

Царство Чжоу - с XII в. до н. э. до 221 г. до н.э.;

Царство Цинь - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;

Царство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.

Процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу в Китае был активизирован многочисленными войнами и покорением одного народа другим. Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, был создан специальный государственный аппарат.

2. Характерной особенностью развития древнекитайского общества являлось наличие в нем в течение многих столетий двух практически неизменных социальных институтов:

1) Традиционная крестьянская община , которая с одной стороны поддерживала своих сородичей, а с другой – жестко контролировала их мысли и поступки;

2) Развитый бюрократический аппарат , который выражался в существовании системы сложных социальных рангов.

Бюрократическая система управления совершенствовалась сменявшими друг друга династиями.

Общество и государство Древнего Китая были рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства.

Господствующий класс составили жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных племен. Большую часть населения составляли свободные общинники.

Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества.

Основными источниками рабства были:

Захват пленных на войне;

Продажа в рабство за долги;

Обращение в рабство за некоторые преступления;

Получение рабов от подчиненных племен в качестве дани.

Земля считалась государственной собственностью и находилась в распоряжении царей. Все земли делились на две категории:

общественное поле , которое обрабатывалось совместно всей общиной. Весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю;

частные поля , которые находились в индивидуальном пользовании семьи, не являясь, однако, собственностью их держателей. В частной собственности были рабы, дома, орудия труда.

В середине 4 в. до н.э. была проведена реформа сановника Шан Яна, которая узаконила продажу и покупку земли.

Также эта реформа ввела новое территориальное деление страны – на уезды. По реформе существовала круговая порука. Каждые пять крестьянских семей составляли первоначальную ячейку – пятидворку, во главе со старостой. Пять пятидворок составляли «деревню», пять «деревень» - клан и т.д. – вплоть до округов и областей.

В 9 г. н.э. реформы Ван Мана – пытались запретить продажу земли, но не получилось.

Социальная структура Древнего Китая не была закрытой, существовала возможность выдвинуться из низов общества на крупные административные должности.

Во главе государства стоял царь-ван («сын неба»)

Царь обладал высшей законодательной и судебной властью, командовал войсками, являлся верховным жрецом, ведущим свою родословную от бога. Трон передавался по наследству, если тому не мешали обстоятельства.

Вану подчинялись высшие чиновники (дафу), а те, в свою очередь, имели своих подчиненных.

Одним из самых знаменитых правителей Древнего Китая был Цинь Ши-хуанди (259-210 гг. до н.э.), первый император династии Цинь. Он централизовал управление государством.

Китай был единственным государством Древнего Мира, где предпринимались попытки ослабить значение знати, в частности освободить государственный аппарат от ее влияния Назначение на государственную должность требовало определенных знаний от соискателя. Они должны были задавать конкурсные экзамены.

3. Источники права: обычаи, писаные законы, распоряжения правителя.

Древнекитайское право испытывало мощное влияние двух противоборствующих учений: конфуцианской религии и идеологии легистов . Приверженцы Конфуция считали главным регулятором поведения людей не закон, а нормы морали. Легисты (законники - Шан Ян и др.) настаивали на том, что жизнь подданных вана должна быть упорядочена с помощью общеобязательных законов, выражающих интересы государственной власти. В период правления династии Хань произошло слияние конфуцианства и легизма, что нашло свое отражение в новой концепции единства морали и закона , которые дополняют друг друга.

В эпоху Хань появляются многочисленные правовые сборники, которые содержали статьи о праве собственности, брачно-семейных отношениях, уголовном праве и процессе.

Таким образом , важнейшей чертой древнекитайского общества было наличие традиционной крестьянской общины и развитого бюрократического аппарата. В Древнем Китае циклически сменялись правящие династии, которые совершенствовали бюрократическую систему предшествующей династии, не ломая ее полностью. Древнекитайское право испытывало мощное влияние двух противоборствующих учений: конфуцианской религии и идеологии легистов .

Государство и право Древней Греции. Древняя Спарта

Древний Китай это самая древняя культура, которая практически не поменяв уклада жизни до наших дней. Мудрые Китайские правители смогли провести великую империю сквозь тысячелетия. Давайте кратко рассмотрим все по порядку.

Древнии люди, вероятно, достигли Восточной Азии в период между 30 000 и 50 000 лет назад. В настоящее время куски глиняной посуды, керамики были обнаружены в китайской пещере охотника-собирателя, примерный возраст пещеры составляет 18 тысяч лет, это самая старая керамика, когда-либо найденная.

Историки считают, что сельское хозяйство появилось в Китае около 7 000 лет до нашей эры. Первым урожаем было зерно, называемое просом. Рис начали выращивать тоже примерно в это время и, возможно, рис появился чуть раньше, чем просо. Так как сельское хозяйство стало давать больше пищи, стало увеличиваться население, также это позволило людям делать другие работы, отличные от постоянного поиска пищи.

Большинство историков согласны с тем, что китайская цивилизация сформировалась примерно в 2000 году до нашей эры вокруг Желтой реки. Китай стал домом для одной из четырех ранних цивилизаций. Китай отличается от других цивилизаций, культура, которая развивалась, осталась и по сей день, конечно на протяжении тысячелетий произошли изменения, но суть культуры осталась.

Другие три цивилизации исчезли или были полностью поглощены и ассимилированы новыми людьми. По этой причине люди говорят, что Китай — старейшая цивилизация в мире. В Китае семьи, которые контролировали землю, стали лидерами семейных правительств, называемых династиями.

Династии Китая

История Китая с древних времен до позапрошлого века делилась на разные династии.

Династия Ся

Династия Ся (2000 г. до н.э.-1600 до н.э.) была первой династией в истории Китая. Ее период длился около 500 лет и включал царство 17 императоров — император тоже самое что и король. Люди Ся были фермерами, обладали бронзовым оружием и глиняной посудой.

Шелк является одним из самых важных продуктов, которые когда-либо создавал Китай. Большинство историков согласны с тем, что династия Ся производила шелковую одежду, при этом шелковое производство, возможно, началось намного раньше.

Шелк производится путем добычи из коконов шелковых насекомых. Каждый кокон дает одну шелковую нить.

Не все историки согласны с тем, что Ся была настоящей династией. Некоторые считают, что история Ся всего лишь мифическая история, потому что некоторые моменты не соответствуют археологическим открытиям.

Династия Шан

Династия Шан (1600 г. до н.э.-1046 г. до н.э.) первоначально была кланом, живущим вдоль Желтой реки во время династии Ся. Клан — это группа очень близких семей, которые часто рассматриваются как одна большая семья. Шан завоевали землю Ся и получили контроль над китайской цивилизацией. Династия Шан длилась более 600 лет и ее возглавляли 30 разных императоров.

Шан были самой старой китайской цивилизацией, оставившей после себя письменные записи, которые были нанесены на панцири черепах, костях крупного рогатого скота или других костях.

Кости часто использовались для определения того, чего хотят или природа. Если императору нужно было знать будущее, допустим какой «у короля будет сын» или «начинать ли войну», помощники вырезали на костях вопросы, затем нагревали их до трещин. Линии трещин рассказывали желания богов.

Во времена династии Шан, люди поклонялись многим богам, наверно как греки в древности . Также поклонение предкам было очень важно, поскольку они полагали, что их члены семьи становятся богоподобными после смерти.

Важно понимать, что другие меньшие китайские семьи тоже существовали в разных частях Китая в то же время, что и Шан, но Шан, по-видимому, был самыми передовыми, так как оставили после себя много письменности. В конце концов Шан были побеждены кланом Чжоу.

Династия Чжоу

Династия Чжоу (1046 г. до н.э.-256 до н. э.) существовала дольше, чем любая другая династия в истории Китая. Из-за раскола в династии со временем Чжоу разделилась на части, называемые Западный Чжоу и Восточный Чжоу, .

Чжоу сражались с вторгшимися армиями с севера (монголами), они строили большие курганы из грязи и камня в качестве барьеров, которые замедляли врага — это был прообраз Великой стены. Арбалет был еще одним изобретением этого времени — он был чрезвычайно эффективен.

Во время Чжоу начался железный век Китая. Оружие с железным наконечником было намного сильнее, а железный плуг помог увеличить производство продуктов питания.

Все сельскохозяйственные земли принадлежали дворянам (богатым). Дворяне позволяли крестьянам обрабатывать землю, подобно феодальной системе, которая развивалась в Европе в средние века.

Появление философии Китая

Во времена династии Чжоу развились две важнейшие китайские философии: даосизм и конфуцианство. Великий китайский философ Конфуций разработал образ жизни, называемый конфуцианством. Конфуцианство говорит, что всех людей можно обучать и совершенствовать, если найти подход.

Основные постулаты: люди должны сосредоточиться на том, чтобы помогать другим; семья самая важная ценность; старейшины общества самые почитаемые. Конфуцианство и по-прежнему важно сегодня, но оно не получило широкого распространения в Китае до периода династии Хана.

Основателем даосизма был Лаози. Даосизм — это все, что следует за «Дао», что означает «путь». Дао является движущей силой всех вещей во Вселенной. Символ Инь Янь обычно ассоциируется с даосизмом. Даосы считают, что вы должны жить в гармонии с природой, быть смиренными, жить просто без лишних вещей и сострадать всему.

Эти философии отличаются от религий, потому что у них нет богов, хотя идея предков и природы часто рассматривается как боги. Сила императора также была связана с религиозными убеждениями. Чжоу говорил о Мандате Небес как о законе, который позволял китайским императорам править, — он сказал, что правитель был благословлен Небесами, чтобы управлять народом. Если он потерял благословение небес, его следует удалить.

Вещи, которые доказали, что правящая семья потеряла мандат Небес, были стихийными бедствиями и мятежами.

К 475 г. до н.э. провинции королевства Чжоу были более мощными, чем центральное правительство Чжоу. Провинции восстали и сражались друг с другом на протяжении 200 лет. Этот период называется периодом Воюющих царств. В конце концов, одна семья (Цинь) объединила всех остальных в одну империю. Именно в этот период появляется понятие Имперский Китай.

Династия Цинь

С 221 до н. э. До 206 г. до н. э. династия Цинь получила контроль над цивилизованным Китаем. Правление Цинь длилось недолго, но оказало важное влияние на будущее Китая. Цинь расширили свою территорию и создали первую империю Китая. Жестокий лидер Цинь Ши Хуан объявил себя первым истинным императором Китая. Эта династия создала стандарт валюты (деньги), стандарт размера колесной оси (чтобы сделать дороги все одного размера) и единые законы, применяемые во всей империи.

Цинь также стандартизировал различные системы написания в одну систему, которую сегодня используют в Китае. Цинь Ши Хуан навязывал философию «Легализма», которая фокусируется на людях, которые следуют законам и получают инструкции от правительства.

Монгольские нашествия с севера были постоянной проблемой в Китае. Правительство Цинь приказало, чтобы стены, построенные ранее, были объединены. Это считается началом создания Великой китайской стены. Каждая династия строила новую стену или улучшила стену предыдущей династии. Большая часть стен периода Цинь в наши дни разрушено или были заменены. Стена, которая существует сегодня, была построена более поздней династией под названием Мин.

Для императора была сделана удивительная гробница, больше, чем футбольное поле. Она по-прежнему запечатана, но легенда гласит, что внутри нее есть реки ртути. За пределами гробницы находится армия из глины в натуральную величину, обнаруженная в 1974 году.

В терракотовой армии более 8 000 уникальных солдат, более 600 лошадей, 130 колесниц, а также акробаты и музыканты — это все сделано из глины.

Хотя династия Цинь правила недолго, ее стандартизация китайской жизни оставила глубокое влияние на более поздние династии в Китае. Именно из периода этой династии мы получили название «Китай». Первый император этой династии умер в 210 г. до н. э. ему на смену пришел слабый и маленький сын. В результате чего началось восстание, и член армии Цинь взял под свой контроль Империю, которая начала новую династию.

Династия Хань

Династия Хань началась в 206 году до нашей эры и продержалась 400 лет до 220 года н.э. и считается одним из величайших периодов за всю историю Китая. Как и династии Чжоу, династия Хань делится на Западный Хань и Восточный Хань. Ханьская культура сегодня определяет китайскую культуру. Фактически, большинство китайских граждан сегодня заявляют о «хань» как об этническом происхождении. Правительство сделало конфуцианство официальной системой империи.

За это время империя сильно выросла, завоевав землю в современной Корее, Монголии, Вьетнаме и даже в Центральной Азии. Империя настолько выросла, что императору потребовалось более крупное правительство, чтобы управлять ею. В это время было изобретено много вещей, включая бумагу, сталь, компас и фарфор.

Фарфор — очень жесткий тип керамики. Фарфор изготовлен из специальной глины, которая нагревается до тех пор, пока она не расплавится и не превратиться почти в стекло. Фарфоровые блюда, чашки и чаши часто называют «Китайскими», потому что нескольких сотен лет назад весь фарфор был произведен в Китае.

Династия Хань также была известна своей военной мощью. Империя расширилась на запад до края пустыни Такла-Макан, что позволило правительству охранять торговые потоки в Центральной Азии.

Пути трассы караванов часто называют «Шелковый путь», потому что этот маршрут использовался для экспорта китайского шелка. Династия Хань также расширила и укрепила Великую китайскую стену, чтобы защитить Шелковый путь. Другим важным продуктом Шелкового пути была религия буддизма, которая дошла до Китая в этот период.

Китайские династии будут продолжать править Китаем до Средневековья. Китай сохранил свою уникальность, потому что испокон веков они чтят свою культуру.

Интересные факты о Древнем Китае