История государственного управления в России Щепетев Василий Иванович

Управление в Новгородской республике

С точки зрения государственно-правового развития особое место в период феодальной раздробленности принадлежит Нов городской земле.

Новгород Великий расположен по обоим берегам реки Волхов, недалеко от его истока из озера Ильмень. Он разделялся на две стороны (Торговую – на восточном берегу реки и Софийскую – на западном) и на «пять концов». На Софийской стороне находился детинец (новгородский кремль) и в нем кафедральный храм св. Софии – главной святыни Новгородского государства. На Торговой стороне располагались главная рыночная площадь (торг) и так называемый Ярославов двор – место вечевых собраний. Здесь стояла вечевая башня с вечевым колоколом. Вблизи находились торговые дворы иноземцев – готский и немецкий.

Новгород был столицей огромной территории, занимавшей весь север Великой Русской равнины. Из новгородских «пригородов», разбросанных на этом необъятном пространстве, наиболее важными были Псков, Старая Руса, Ладога, Новый Торг, или Торжок.

Основное ядро новгородской территории разделялось на пять земель, которые с конца XV в. назывались пятинами. Далее к северу и северо-востоку шли обширные пространства новгородских земель, или волостей, простиравшиеся за Урал, до Северного Ледовитого океана.

Развитие этой территории определялось рядом обстоятельств.

1. В период своего расцвета она не знала опустошительных набегов, что позволило развиваться по самобытному пути.

2. Огромные размеры территории республики требовали особых форм управления и образа жизни.

3. При всей самобытности Новгородской земли она являлась частью Руси и не отделяла себя от ее проблем.

Во главе новгородского общества (городского и сельского) стоял сильный, влиятельный и богатый класс феодалов, владевших землей, лесами, водными угодьями. Его можно разделить на две группы: духовные феодалы – высшие духовные иерархи, источниками доходов которых были земля и покровительство торговле; светские феодалы – бояре, житъи люди – новгородские домовладельцы и землевладельцы средней руки, а также своеземцы – мелкие земельные собственники. В большинстве случаев они формировались в результате разорения житьих людей, распада земельной собственности городской общины или покупки небольших земельных участков у крестьян, вышедших из сельской общины.

Важной особенностью Новгорода было отсутствие княжеского домена и наличие земельных владений городской общины.

В новгородском боярстве выделялись две группы – крупные землевладельцы, потомки родоплеменной знати, и бояре – члены городской общины, что определяло благодаря имущественному положению их важную роль в политической жизни республики.

В составе городского населения следует выделить купцов, ремесленников, «молодших людей». Наиболее влиятельным из них был многочисленный и деятельный слой купцов, производивших торговые операции с иноземцами и русскими. Высший разряд новгородского купечества составляло купеческое общество при церкви св. Иоанна Предтечи. Согласно учредительной грамоте этого общества «кто хочет в купечество ложиться в Иванское, должен сделать вступительный вклад в размере 50 гривен (фунтов) серебра».

Ниже купцов на социальной лестнице стояла масса городского населения, так называемые черные люди – мелкие ремесленники и наемные рабочие (плотники, каменщики, гончары, кузнецы и т. д.).

Все слои свободного городского населения пользовались одинаковыми гражданскими и политическими правами и, принимая участие в вечевых собраниях, образовывали политическую общину, которой юридически принадлежала верховная власть во всем Новгородском государстве.

Свободное сельское население делилось на две категории.

К первой относились землевладельцы-собственники (земцы), которые иногда объединялись в товарищества или артели для совместной землевладельческой и промышленной эксплуатации своих земель и разных угодий, – так называемые сябры, или складчики. Ко второй категории относились смерды, которые жили на государственных землях Великого Новгорода, а также на землях церкви и частных собственников.

Сельское население объединялось в особые общины, носившие название погостов. Крестьяне были лично свободны и имели право переходить от одних землевладельцев к другим. В погостах существовало самоуправление. Народ собирался на сход (преимущественно по воскресным дням) к церкви своего погоста. Здесь выбирали старост, решали вопросы сбора и расклада податей, исполнения повинностей, обсуждали свои нужды и творили суд.

Низшую ступень социальной лестницы в новгородской земле занимали холопы, которые были слугами в боярских дворах и рабочими в крупных боярских вотчинах.

В X–XI вв. Новгород находился под властью киевских князей, которые держали в нем своего наместника (обычно одного из своих сыновей) и которым Новгород до времени Ярослава Мудрого платил дань наравне с другими русскими землями. Однако уже при Ярославе в отношении Новгорода к великому князю киевскому произошла существенная перемена. Покидая Новгород, Ярослав дал новгородцам «грамоту», которая определяла их отношение к великому князю. Согласно этой грамоте Ярослав предоставил Новгороду определенные права и привилегии.

В результате разделения Руси в XI–XII вв. Новгороду представилась возможность приглашать к себе того из князей, который был ему «люб». С этого времени в летописях можно найти многочисленные известия о том, что новгородцы «изгнаша», «выгнаша» или «выслаша» от себя какого-то князя, к себе «позваша», «прияша» или «посадиша» другого.

С конца XIII в. вся полнота власти в Новгороде, а также в отделившемся от него Пскове перешла к республиканским органам. В XIV–XV вв. в Новгороде и Пскове оформляется развитый административный и судебный бюрократический аппарат, создаются свои правовые кодексы – Новгородская и Псковская судные грамоты.

Определяющим в эволюции политического строя в Новгороде было усиление его боярско-олигархического характера. Родовитое новгородское боярство консолидируется в замкнутую правящую касту, не допускавшую в свою среду и к власти даже представителей меньших бояр – богатых, но не родовитых феодалов-землевладельцев (житьих людей).

Узурпация боярством республиканских органов власти на протяжении XIV–XV вв. выразилась прежде всего в резком увеличении числа посадников (с одного – в XII–XIII вв., до 34–36 – во второй половине XV в.), представлявших исключительно боярскую знать пяти городских концов и составивших вместе с другими высшими должностными лицами (архиепископом, тысяцким, кончанскими старостами) новгородский сенат – Совет господ, боярское правительство республики.

Князь. Князь был нужен Новгороду главным образом как предводитель войска. Но, предоставляя князю командование вооруженными силами, новгородцы не позволяли ему самостоятельно вести дела внешней политики и начинать войну без согласия веча. Новгородцы требовали от своего князя присяги в том, что он будет нерушимо соблюдать их права и вольности.

Приглашая нового князя, Новгород заключал с ним договор, точно определявший его права и обязанности. До нас дошел ряд таких договоров, первый из которых относится к 1265 г.

При этом вся местная администрация назначалась из новгородцев, а не из княжьих мужей. Новгородцы следили за тем, чтобы князь со своей дружиной не вмешивался во внутреннюю жизнь новгородского общества и не сделался бы в нем влиятельной силой. Он со своим двором должен был проживать за чертой города, на Городище. Ему и его людям запрещалось принимать кого-либо из новгородцев в личную зависимость, а также приобретать земельную собственность во владениях Великого Новгорода.

Вече. Господин Великий Новгород разделялся на «концы», «сотни» и «улицы», и все эти деления представляли собой самоуправляемые общины. Они имели свои веча и выбирали для управления представительства сотских, а также кончанских и улицких старост. Союз этих местных общин и составлял Великий Новгород, а его воля выражалась в общем вече города. Вече созывалось не в определенные сроки, а лишь в том случае, когда в этом возникала необходимость. И князь, и посадник, и любая группа граждан могли созвать вече. На вечевую площадь собирались все свободные новгородцы, все имели одинаковое право голоса. Иногда в вече принимали участие жители новгородских пригородов.

Компетенция новгородского веча была всеобъемлющей. Оно принимало законы и правила. В частности, на вече в 1471 г. был принят и утвержден новгородский судебник, или так называемая Судная грамота.

Вече имело свою канцелярию (вечевую избу), во главе которой стоял вечевой дьяк – секретарь. Постановления или приговоры веча записывались и скреплялись печатями господина Великого Новгорода (так называемые вечевые грамоты). Грамоты писались от имени всего Новгорода – его правительства и народа.

Большое новгородское вече обычно собиралось на торговой стороне, на Ярославовом дворе. Собиравшаяся здесь огромная толпа не всегда соблюдала порядок и благочиние. Решение определялось на глаз, лучше сказать, на слух, скорее, по силе криков, чем по большинству голосов. В случае разногласий на вече возникали шумные споры, иногда драки, и «осилившая» сторона признавалась большинством. Иногда собирались два веча: одно – на торговой, другое – на Софийской стороне. Некоторые участники являлись «в доспехах», т. е. вооруженными, и споры между враждебными партиями доходили иногда до столкновений на мосту через Волхов.

Во главе новгородской администрации стояли степенный посадник и степенный тысяцкий.

Суд распределялся новгородским владыкой между княжеским наместником, посадником и тысяцким. В частности, тысяцкий вместе с коллегией трех старост от «житьих людей» и двух старост от купцов должен был «управливати всякие дела» купечества и «суд торговый». В надлежащих случаях действовал совместный суд разных инстанций.

Для «пересуда», т. е. для пересмотра дел, решенных в первой инстанции, существовала коллегия из 10 «докладчиков», по одному боярину и представителю от каждого «конца». Для исполнительных, судебных и административно-полицейских действий высшая администрация имела в своем распоряжении ряд низших агентов: приставов, подвойских, позовников, изветников, биричей.

Многолюдная вечевая толпа, конечно, не могла обстоятельно обсуждать подробности управления или отдельные статьи законов и договоров. Она могла только принимать или отвергать готовые доклады высшей администрации. Для предварительной же разработки необходимых мероприятий и для подготовки докладов в Новгороде существовал особый правительственный совет, или Совет господ. Он состоял из степенных посадника и тысяцкого, кончанских старост, сотских и старых (т. е. бывших) посадников и тысяцких, архиепископа. Совет, в который входили верхи новгородского боярства, имел большое влияние в политической жизни Новгорода и часто решал вопросы, подлежащие решению веча. Это была скрытая, но очень деятельная система новгородского правления.

В областном управлении Новгородского государства существовала двойственность начал централизации и местной автономии. Из Новгорода назначались посадники в пригороды. Судебные учреждения старшего города служили высшей инстанцией для жителей пригородов. Пригороды и все новгородские волости должны были платить дань господину Великому Новгороду.

Церковь. Во главе новгородской церкви стоял владыка (архиепископ) Великого Новгорода и Пскова. Начиная с 1156 г. кандидат на архиепископскую кафедру выбирается новгородским вечем, и затем утверждается митрополитом всея Руси. В XIII–XIV вв. в Новгороде устанавливается своеобразный порядок избрания владыки: вече избирало трех кандидатов, затем три записки с их именами клали на престол в кафедральном храме св. Софии, и жребий решал, кому быть архиепископом. Архиепископ был не только главой новгородской церкви, но и имел огромное влияние на политическую и социальную жизнь Великого Новгорода.

Таким образом, феодальная раздробленность стала объективной, новой политической формой организации общества. Во многих сферах общественной жизни наблюдалось развитие по восходящей линии. Освоение новых земель сопровождалось повышением культуры земледелия, развитием хлебопашества, ремесла, производством оружия, изделий из различных материалов (серебра, эмали, керамики и т. д.). Развитие ремесла сопровождалось бурным ростом городов, зарождением мелкотоварного производства, развитием местных рынков.

В политической сфере новый наследственный порядок власти сделал ее более устойчивой, а децентрализация позволила лучше приспособить политическое устройство земель к местным условиям. В одних землях великокняжеская власть установилась в монархической форме (Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества), другие стали боярскими феодальными республиками (Новгородская, Псковская).

Из книги Последняя республика автора Суворов Виктор

ГЛАВА 5 К ПОСЛЕДНЕЙ РЕСПУБЛИКЕ Россия - предвестница мировой федерации республик. Герберт Уэллс. Март 1917г. 1Итак, голову Ленина повелели сделать большой.Очень большой.Настолько большой, чтобы в ней мог бы поместиться зал для конференций и съездов.К такой голове надо

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

25.17. Демократия в Китайской Народной Республике «Без демократии невозможен ни социализм, ни модернизация», - заявляет Цзян Цзэминь, глава китайской державы и Генеральный секретарь КПК, говоря о будущем Срединного государства. Является ли это признанием высшим

Из книги Великая русская революция, 1905-1922 автора Лысков Дмитрий Юрьевич

6. Промышленность: рабочий контроль, планирование, национализация. Буржуазное управление, управление «снизу» или управление «сверху»? Практическое разрешение конфликта Пожалуй, наиболее эклектично для стороннего наблюдателя выглядит промышленная политика

Из книги Украина - противостояние регионов автора Широкорад Александр Борисович

Глава 32 Быть ли Федеративной Республике Украине? Подавляющее большинство населения Российской Федерации к 1991 г. было уверено, что Украина - это этнически и экономически однородная если не страна, то по крайней мере регион. Но, как мы уже знаем, незалежной Республикой

Из книги Вице-канцлер Третьего рейха. Воспоминания политического деятеля гитлеровской Германии. 1933-1947 автора фон Папен Франц

Часть первая От монархии к республике

автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА XVI О законодательной власти в римской республике Раздоры были воспрещены при децемвирах, но зависть воскресла.вместе со свободой; пока у патрициев оставались какие-то привилегии, плебеи не переставали отнимать у них эти привилегии.Большого зла тут не было бы, если

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА XIX Как приостанавливают пользование свободой в республике В государствах, где наиболее дорожат свободой, существуют законы, дозволяющие нарушить свободу одного, дабы сохранить ее для всех. Таковы в Англии так называемые ЬШз от аиатйег. Они принадлежат к одному

Из книги Три революции [черновик книги Великая русская революция, 1905-1922] автора Лысков Дмитрий Юрьевич

17. На пути к Республике Советов Правота Ленина была доказана временем. К осени 1917 года Советы существовали по всей России. Возможности самоорганизации, в которую не верили «соглашатели», превзошли все ожидания. Советы делили сферы ответственности, выстраивали

автора Курбанов Сергей Олегович

§ 1. Диктатура и демократия в Третьей Республике Одним из условий дальнейшей поддержки власти Пак Чонхи и оказания Южной Корее разносторонней помощи со стороны Соединенных Штатов Америки, которые имели военные базы на Корейском полуострове и контролировали военные

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 3. Экономическая ситуация в Республике Корея В начале 2000-х годов ситуация в отдельных сферах южнокорейской экономики (прежде всего в сфере производства полупроводников) складывалась крайне благоприятно. За первое полугодие 2000 г. экспорт южнокорейских полупроводников

Из книги Великие битвы уголовного мира. История профессиональной преступности Советской России. Книга первая (1917-1940 г.г.) автора Сидоров Александр Анатольевич

Жив курилко! Миф о Соловецкой «Жиганской Республике» Хотелось бы сказать несколько слов о дальнейшей судьбе бывших белогвардейских офицеров и других представителей «старого мира» - предводителей тех самых «жиганов», которые потерпели поражение в первой серьёзной

Из книги Империя тюрков. Великая цивилизация автора Рахманалиев Рустан

От империи к республике Уже никогда больше Османская империя не считалась агрессивной, расширяющейся державой, какой ее знали и боялись христианские страны на протяжении более чем трех минувших столетий. Раз и навсегда, хотя она и оставалась сильной державой в Азии,

Из книги Русский народ и государство автора Алексеев Николай Николаевич

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

5. От Чехо-Словакии к Словацкой республике

Из книги Краткая история часового искусства автора Канн Генрих

Часовое искусство в нашей Республике Перейдем теперь к обзору часового дела в нашей республике.Более 50 лет тому назад у нас возникло кустарное производство простых стенных часов без боя и с боем. Этим делом занялись преимущественно подмосковные кустари.Образцами часов,

В X-XI веках Новгород ничем не отличался от других русских городов ни по образу жизни, ни по форме правления. Кто княжил в Киеве, тот владел и Новгородом. Киевские великие князья держали в Новгороде своего наместника, обычно одного из своих сыновей. И управляли Новгородской областью в общем порядке, как управляли Киевом. Но когда в Киевской Руси, после смерти Владимира Мономаха в 1125 г., начались непрерывные распри князей за Киев, Новгород воспользовался княжескими усобицами и перестал послушно принимать у себя князей из рук киевского князя.

До второй четверти XII в. киевские князья без особого успеха боролись с древней, еще племенной традицией вечевой власти Новгорода, постепенно отдавая городу все больше прав. С середины XII в. Новгород становится боярской республикой с самобытным вечевым политическим устройством, при котором важнейшие государственные дела решались на городском собрании - вече, в то время как в других землях и княжествах Древней Руси главным законом была воля князя.

Князь более не был полновластным господином в Новгороде. Новгородцы приглашали князей сами, придирчиво выбирая наиболее подходящего из кандидатов и ограничивая его пребывание в городе жесткими рамками: приглашенным князьям запрещалось приобретать земельные владения в Новгородской земле для себя и своей дружины, они не могли пользоваться доходами сверх строго определенных размеров и распоряжаться городской казной.

Избирая себе князя, новгородское вече вступало с ним в договор, или «ряд». Оно обязывало князя целовать крест на том, на чем целовали народу крест его предки: «Новгород держати в старине по пошлине». Само же вече целовало князю крест на том, чтобы его «княжение держати честно и грозно, без обиды». По новгородской «пошлине», т. е. по старому обычаю, князь в Новгороде был высшею военною и правительственною властью. Он предводительствовал новгородской ратью, был верховным судьею и правителем новгородским. Среди своих внутренних ссор и усобиц новгородцы очень нуждались в справедливом посреднике, который бы ни от кого из них не зависел, «любил добрых и казнил злых». Таким посредником и являлся князь.

Править Новгородом князь обязывался, не изменяя новгородских законов и порядков. В ту минуту, когда вече «показывало ему путь из Новгорода», т. е. отказывало ему во власти, князь терял всякую связь с Новгородом и сейчас же мог оставить его пределы. Как постороннее Новгороду лицо, князь и жил не в самом Новгороде, а верстах в трех от него, ближе к Ильменю, в так называемом городище. Править Новгородом князь обязывался, не изменяя его законов и порядков, притом с постоянным участием посадника, избранного на вече.

Вече устанавливало новые законы, утверждало договоры с иноземцами, решало вопросы о войне и мире. Вече судило важнейших лиц и важнейшие дела - от столкновений князя с новгородскими сановниками до преступлений самих горожан. Словом, новгородское вече направляло всю политическую жизнь города и его земель. Местом собрания вече был Ярославский двор (площадь торга на Торговой стороне) или же площадь в Детинце у Софийского собора. На вече шел каждый свободный гражданин Новгорода, имевший свое хозяйство (дети, даже взрослые, но жившие в хозяйстве отца, не считались в Древней Руси полноправными гражданами).

Одинаково с новгородцами на вече могли идти и жители пригородов, приезжавшие в Новгород. Дела на вече решались не по большинству голосов, а общим криком. На наш, современный взгляд, этот способ кажется странным и беспорядочным. Чтобы понять его, нужно помнить, что Новгород состоял из нескольких общин - концов, делившихся, в свою очередь, на меньшие общины - сотни и улицы.

На вече члены этих общин стояли, конечно, вместе, и легко могли сговориться между собою по каждому делу, так что после переговоров выяснялось мнение каждой общины. А из суммы этих мнений и составлялось общее мнение вече. Таким образом не нужно было считать отдельные голоса людей, составлявших тысячную толпу: необходимо было только убедиться, что все общины, составлявшие Великий Новгород, сошлись на том или другом решении. В случае их согласия дело считалось решенным. Если же согласия не достигали, то ссорились и даже дрались. Иногда из одного вече образовывалось два взаимно враждебных. Начиналось междоусобие; чаще всего на мосту через Волхов сходились враги для боя, и владыка новгородский с духовенством спешили примирить сограждан.

При таких порядках, понятно, вече не могло толково обсуждать подробности сложных и важных дел. Оно могло только, выслушав готовый доклад по делу, принять его или отвергнуть. Такие доклады готовились для вечевых собраний особым правительственным советом. В него входили все важнейшие новгородские сановники - посадники и тысяцкие. Во главе совета стоял в древнейшие времена князь, а потом - владыка. Совет назывался по-новгородски, «господою». Вся государственная жизнь Новгорода велась «господою»; она руководила и внешними отношениями, и вечевой деятельностью. Со временем именно этот аристократический совет стал самым влиятельным в Новгороде.

Выборные новгородские сановники, посадник и тысяцкий, вели текущие дела управления, помогая князю и в то же время наблюдая за ним. Посадник ведал гражданские дела, а тысяцкий был предводителем новгородской тысячи, т. е. ополчения. Под ведением посадника находились выборные старосты концов (кончанские) и улиц (уличанские). Тысяцкому были подчинены сотские - начальники десяти сотен, составлявших тысячу. Каждый чиновник не только управлял, но и судил своих подчиненных; был свой суд и у посадника, и у тысяцкого. Вече выбирало этих сановников без срока; они исполняли свою должность, пока были угодны вече. Посадник всегда выбирался из знатнейших и богатейших новгородцев, из больших бояр, и потому был представителем новгородской аристократии. Напротив, тысяцкий представлял собою всю новгородскую массу, входившую в тысячу.

Управление пятин новгородских и пригородов находилось в руках выборных новгородских властей.

Новгородскими волостями правили новгородские промышленники, которые в них заводили свои промыслы и устраивали свое частное, вотчинное управление.

Новгородский владыка, архиепископ, не только ведал церковью, но имел большое значение и в политической жизни Новгорода. Он занимал первое место в правительственном совете. Он следил за деятельностью вече: всякое решение вече требовало благословения владыки; в вечевых распрях владыка являлся примирителем, входя в бушующую толпу в священном облачении и с крестом. В отношениях с иностранцами владыка играл первостепенную роль: он своею печатью скреплял договорные грамоты; к нему иностранцы обращались за покровительством и защитой, когда их обижали в Новгороде.

Двор владыки у Софийского собора и сам собор Святой Софии были правительственным центром, где собиралась «господа», хранился государственный архив Новгорода и богатая софийская церковная казна, на которую новгородцы смотрели как на государственную. Владыка управлял огромным количеством церковных земель. У него был штат чиновников и свой полк, отдельный от общего новгородского ополчения. Именно поэтому новгородцам было важно самим выбирать своего архиепископа, а не получать назначенного со стороны.

1. Используя карту (с. 101), расскажите о географическом положении и природных условиях Новгородской земли.

Формально Новгород контролировал огромную территорию простиравшуюся на север до Ледовитого океана и далеко на восток. Но в основном он просто собирал дань с племён, живших на этих землях. Новгородцы жили в самом городе и на относительно небольшой территории вокруг него. В этих землях холодный климат. Главное, почвы в основном болотистые, потому земледелие там вести весьма сложно.

С другой стороны, для торговли место очень благоприятное. Новгород стоит на реке Волхов близ её впадения в озеро Ильмень – на пути «из варяг в греки» недалеко от Балтийского моря. Город был главным балтийским портом русских земель, потому что крупных городов ближе к побережью в то время не существовало – берега Невы были слишком болотистыми. Таким образом, новгородские купцы были посредниками между германскими и скандинавскими купцами с одной стороны и русскими с другой, хорошо на этом зарабатывая.

2. Охарактеризуйте основные занятия населения Новгородской земли. Что служило главным источником благосостояния и могущества Господина Великого Новгорода?

Исходя из природных условий основным занятием населением была торговля, а также ремесло, которое развивалось под воздействием торговли: раз в городе всегда были купцы, ремесленникам было кому продавать то, что они сделали, потому ремесленников становилось всё больше, раз это дело приносило прибыль. Именно торговля давала казне города основной доход, хотя не собирался Новгород отказываться и от дани диких фино-угорских племён, живших как относительно близко к городу, так и далеко на севере и северо-востоке.

Кончанский староста или посадник управлял городом, ведая как внутренней, так и внешней политикой, вместе с князем вершил суд и в целом контролировал князя.

Князь возглавлял войско, полностью распоряжался своей дружиной, которую приглашали вместе с князем. Также отвечал за сбор дани и вершил суд вместе с посадником.

Тысяцкий во время войны возглавлял ополчение новгородцев, а в мирное время ведал судом по торговым делам.

Архиепископ заведовал всеми церковными делами, а также утверждал международные договоры и важнейшие решения. Кроме того, он был хранителем городской казны. Со временем у архиепископа появилось даже собственное войско, правда, значительной военной силой оно не стало.

4. Объясните, какое положение в Новгороде занимали князья. Чем оно отличалось от положения князей, например, в землях Юго-Западной Руси?

В Галицко-Волынской земле князья были пусть и не полноправными, но правителями. В Новгороде они являлись лишь руководителями войска, которые отвечали за войны с соседями и сбор дани. Все полномочия князя указывались в специальном договоре (ряде), которые князь подписывал, вступая в должность. В Галицко-Волынской земле власть князя передавалась по наследству, для смещения князя нужен был заговор бояр, то есть переворот. В Новгородской земле князей приглашало вече, причём из любой ветви Рюриковичей. Также по решению вече князя в любой момент могли и прогнать – это была полностью законная процедура, прописанная в ряде с князем.

5. Историки отмечают, что среди населения древнего Новгорода была весьма широко распространена грамотность. В чём это выражалось? Как вы думаете, чем объяснялась такая высокая степень распространения грамотности?

Высокую грамотность показывает обилие берестяных грамот, которые писали люди из самых разных слоёв населения. Большинство горожан так или иначе имело дело с торговлей, а значит с торговыми договора. Для этого нужна была хотя бы элементарная грамотность.

6. Рассмотрите иллюстрации с изображениями новгородских храмов (с. 119-120). Какие типичные черты вы в них отметили? Что отличало их от церковной архитектуры других русских земель?

Храмы Новгорода выглядят гораздо проще, чем архитектура других русских земель. На стенах нет резьбы, окна занимают только часть высоты барабана под куполом. Это происходило потому, что эти храмы строились на деньги не щедрых князей, а на суммы которые собирали жители улиц и районов – они считали свои сребренники.

7*. Как вы думаете, чем определялся выбор героев в древних русских былинах, сказаниях? Почему, например, герои новгородских былин отличались от персонажей былин Киевской Руси?

В былинах люди привыкли видеть героев своего времени, только идеальных. В остальных землях таковыми были лучшие дружинники, которые получали милости от князя, потому там в былинах действуют богатыри. В Новгороде к князю с дружиной относились с подозрением, в почёте были те, кто сколачивал большие состояния – чаще всего их получали с помощью торговли, потому герои новгородских былин – богатый гость Садко, лихой молодец Василий Буслаев и др.

8*. Историческое путешествие. Подготовьте сообщение о поездке в Новгород XIII века. Укажите род занятий своего героя, цель его поездки, впечатления от города, его достопримечательностей и т.д. Используйте в своём сообщении иллюстрации из учебника и других доступных вам изданий, а также интернет-ресурсов.

Из родной Риги я прибыл в Новгород морем. Временами нам приходилось с новгородцами воевать, но сейчас, слава Господу, мир, потому можно спокойно торговать. К городу ведёт широкий водный путь по реке и огромному как морю озеру. В самом городе в июле, когда я прибыл, тепло. Тепло даже ночью – жар за день впитывают окрестные болота. Правда, из-за них там без счёта назойливых комаров.

Новгородский торг большой и оживлённый. Здесь принимают любую монету из тех, что в ходу на Балтике. Я продал добрые кубки и купил мех, привезённый из каких-то северных земель, название которых даже не запомнил. Местные купцы знают свою выгоду. Честное слово, нехристей-иудеев проще провести, чем новгородцев (впрочем, они тоже не настоящие христиане, а схизматики). Но товаров здесь можно набрать хороших.

Местный Софийский собор, что на другой стороне реки, я видел в прошлый приезд, потому пошёл смотреть что-то ещё. Церкви в Новгороде какие-то невзрачные. Скульптуры, которой славны наши костёлы, русские вообще не признают, но в Новгороде и других украшений не много. Взять, к примеру, церковь Спаса на Нередице. Его я рассмотрел лучше всего, потому что рядом продавали хорошее пиво, но другие церкви так называемых концов не лучше.

Простые стены, разделённые лишь вертикальными рельефными перегородками. Венчает её купол, даже не позолоченный, в отличии от других крупных русских городов, причём всего один. Внутри всё так же скучно – росписи есть, но они грубые и прямолинейные. Витражей новгородцы не создают, скульптуру не используют.

В общем славу Иерусалима Новгороду не стяжать, но торгуют тут бойко, и потому рижане и другие немцы будут приезжать сюда снова и снова.

Культ Александра Невского. В национальном самосознании подвиги "святого и благоверного Александра Невского" стоят особняком. Имя знаменитого князя-воина удивительно гармонично вошло в нашу историческую память. Культ Александра Невского возник чуть ли не сразу после его кончины. Пожалуй, нет другого русского князя, канонизированного церковью, который бы так часто изображался на иконах. С другой стороны, Александр Невский - один из наиболее чтимых героев военной и гражданской истории Руси - России, вплоть до сего дня. А сражения против шведов и тевтонов стали частью национально-политического мифа.

Славные предшественники: дед и отец Александра. Стоит отметить, что деяния и посмертная слава князя Александра Ярославича затмили жизнь и ратные подвиги его предков, а ведь воинская удаль победителя шведских и немецких рыцарей была, если так можно сказать, наследственной. Его дед Мстислав Удалой, пользовавшийся необычайной популярностью среди новгородцев, отличался редкостной воинской доблестью.

В 1216 г. во главе новгородских полков он наголову разбил в битве на Липице владимиро-суздальские полки. Это сражение было одним из наиболее кровавых в междоусобной борьбе русских князей. Сменив несколько княжеств и завоевав наконец Галич, дед великого русского полководца подчинил своей власти спесивых галицких бояр. Лишь раз бежал он с поля боя, в роковой для Руси битве на Калке.

Отец будущего Александра Невского князь Ярослав Всеволодович также княжил в Новгороде, но, не поладив с боярами, покинул его, оставив в городе своих детей: 10-летнего Федора и 8-летнего Александра. До нашествия татар на Русь князь Ярослав ходил в походы на мордву, чудь, литву. В 1236 г. он завоевал киевский престол, а после гибели своего брата Юрия на реке Сить взошел на Владимирский престол, став первым русским князем, получившим от татар сразу после завоевания ими Руси ярлык на великое княжение.

Опасность с Запада. С установлением татарского ига беды Руси не закончились, правивший в Новгороде юный князь Александр Ярославич (родившийся, вероятнее всего, в 1220 г.) столкнулся с воинственными планами и действиями западных соседей в 1240-е гг.

После разгрома Северо-восточной и Южной Руси татарами опасность нависла и над Северо-западом Руси, в первую очередь над Новгородом.

Новгородская земля: хозяйство, государственное устройство, система управления. Новгородские земли занимали огромную территорию от Ледовитого океана до верховий Волги, от Прибалтики до Урала. По климатическим условиям в Новгороде не могло быть обилия хлеба, поэтому основу экономики составляли промысловое хозяйство (охота, рыболовство, солеварение, производство железа, бортничество) и торговля. Исключительно выгодное географическое положение Новгорода Великого способствовало развитию обширной торговли: город находился на перекрестке торговых магистралей, связывавших Западную Европу с Русью, а через нее - с Востоком и Византией.


Первоначально, Новгородом владел князь Киевский, а управлял один из его сыновей. Удаленность Северо-западных земель от границ со степью давала возможность для стабильного, спокойного развития. Интенсивность и обширность торговых связей способствовала возвышению торгового боярства.

После восстания 1136 г. и изгнания князя Новгород стал боярской республикой.

Весь город был разделен по течению Волхова на две стороны: Софийскую и Торговую. Высшим органом управления в Новгороде было общегородское вече (на Софийской стороне), избиравшее должностных лиц, решавшее все вопросы внутренней и внешней политики. Кроме общегородского вече, существовали "кончанские вече" (город делился на пять районов-концов) и "уличанские" вече (объединявшие представителей улиц, на которых, как правило, селились представители одной профессии). Реальная власть в Новгороде принадлежала боярской элите, т.н. "300 золотым поясам".

Главным должностным лицом в Новгороде был посадник, избиравшийся из числа крупнейших бояр, в его руках были управление и суд. Вече выбирало главу новгородской церкви - епископа (впоследствии архиепископа). Владыка распоряжался казной, ведал вопросами внешней политики Великого Новгорода, определял торговые меры веса и прочее. Глава новгородской церкви имел даже свой полк. Важное значение в системе городского управления имел тысяцкий, распоряжавшийся городским ополчением, судом по торговым делам, сбором налогов.


Вече приглашало (или изгоняло) князя, управлявшего войсками во время военных походов; княжеская дружина обеспечивала порядок в городе. Власть князя ограничивалась городской администрацией, законами Новгорода и распоряжениями вече. Княжеская резиденция находилась на Ярославовом дворище, на Торговой стороне, а затем в нескольких километрах от кремля - на Городище. Князь не имел права владеть земельной собственностью в пределах Новгородской земли. Пределы власти и полномочий князя четко оговаривались: "Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не иметь, грамот не давать". Тем не менее, князья, ограниченные сначала устными, а затем и письменными договорами, активно участвовали в судебно-административном и военном управлении, поддерживали единство Новгорода с другими княжествами и землями Руси.


Военная организация Новгорода. Новгородская земля отличалась от других русских земель и княжеств не только политическим устройством, но и военной организацией. Верховным военачальником великого Новгорода был князь, имевший собственную дружину. При князе находился посадник, исполнявший обязанности главы новгородского ополчения, кроме того, собственную дружину имел и новгородский владыка. Посадник распоряжался "гридями", несшими гарнизонную службу в пригородах Новгорода: Пскове, Ладоге, Изборске и других городах. В случае необходимости Новгород формировал т.н. "кончанские" полки (весь город делился на пять концов - районов, имевших собственное самоуправление) и ополчение посадов. Каждый такой полк делился на две сотни во главе с воеводами, подчинявшимися князю. Конные войска содержались за счет богатых новгородцев, малоимущее население выставляло пешее войско.

Воинственные потомки варягов. Северными соседями Руси были скандинавы. Примерно в то же время, что и у славян, у них стали возникать государства, начала укрепляться знать. Источником ее богатства и могущества были стада скота и все то, что удавалось захватить во время морских военных набегов. Не только в IX-XI вв., но и в XII-XIII вв. эти набеги оставались важной частью жизненных интересов всех скандинавов, в том числе и шведов. Они-то и попытались прощупать силы Руси на северо-западе.

Читайте также другие темы части IX "Русь между Востоком и Западом: битвы XIII и XV вв." раздела "Русь и славянские страны в средние века":

  • 39. "Кто суть и отколе изыдоша": татаро-монголы к началу XIII в.
  • 41. Чингисхан и "мусульманский фронт": походы, осады, завоевания
  • 42. Русь и половцы накануне Калки
    • Половцы. Военно-политическая организация и социальная структура половецких орд
    • Князь Мстислав Удалой. Княжеский съезд в Киеве - решение помочь половцам
  • 44. Крестоносцы в Восточной Прибалтике
    • Вторжения немцев и шведов в Восточную Прибалтику. Основание ордена меченосцев
  • 45. Невская битва
    • Александр Невский. Новгородская земля: хозяйство, государственное устройство, система управления

Стать киевским князем. До начала усобиц Новгородом по обычаю владел князь, правивший в Киеве. В Новгород он посылал своего наместника. «Господин Великий Новгород» называли новгородцы, отличавшиеся гордостью и независимостью, свое княжество-государство, раскинувшееся на огромных пространствах и владевшее несметными богатствами.

Город Новгород, центр княжества, расположился на реке Волхов при истоке ее у озера Ильмень. Река делила город на две части. На правом берегу располагалась Торговая сторона, где находился главный рынок — торг. На левом, на Софийской стороне, — храм Святой Софии и детинец (новгородский Кремль). Торговая сторона делилась на две части (концы), Софийская — на три. Пять концов города были самостоятельными районами со своим самоуправлением. Обширная Новгородская земля от Ладожского и Онежского озера до верховьев Волги делилась на пять областей (пятин).

Кроме того, Новгороду подчинялись обширные земли за пределами самого княжества, так называемые земли Новгородские — по Северной Двине, на берегу Белого моря, по рекам Печоре, Каме до Перми и Уральских гор. Отряды новгородцев, так называемые ушкуйники (от названия лодки — ушкуй), переходили за Камень, за Уральские горы. В состав Новгородского княжества входили 14 крупных по тогдашним временам городов. Пригородами Новгорода были Псков (впоследствии отделившийся в самостоятельное княжество), Изборск, Ладога, Старая Русса, Новый Торг (Торжок).

Новгород был окружен сильными и агрессивно настроенными к нему соседями: на востоке — Ростово-Суздальское княжество, на западе — Литва и владения немецких рыцарских орденов в Прибалтике. На территории обширного Новгородского княжества находились несметные богатства: меха, мед, воск, лес, металл. Географическое положение превратило Новгород в крупнейший торговый центр Древней Руси . Торговые связи объединяли Новгород с Ганзой (союз балтийских торговых городов — Риги, Любека, Гамбурга) с другими немецкими городами. В Новгороде располагались Ганзейский и Готский (германский) торговые дворы. Новгородских купцов можно было встретить во всех городах Древней Руси. Но Новгородская земля была малоплодородная. Хлеб новгородцы ввозили из Ростово-Суздальского княжества.

Новгородское княжество часто называют в исторической литературе «республикой». Н.И. Костомаров определил политический строй Новгорода и Пскова как «народоправство».


Обособлению Новгорода и формированию его государственного устройства способствовали несколько объективных причин:

- Первая. Обособленность Новгородской земли, ее отдаленность от других русских княжеств. Даже татаро-монголы не смогли вступить в город, потому что весной дороги к городу были непроходимыми.

- Вторая. Обширный Новгородский край уходил на север и северо-восток, где жили малые народы и откуда Новгород черпал свои огромные богатства. Торговые связи с Западом превратили его в своеобразное «окно» в Европу для всей Руси.

- Третья. Благодаря огромным богатствам новгородские бояре и купцы были независимыми и имели возможность проводить свою политику.

- Четвертая. Распад Киевского государства, княжеские усобицы и неразбериха облегчали обособление Новгорода и установление его политической системы.

Переломным моментом в установлении новгородской вольницы стали события 1136 г., когда новгородцы изгнали князя Всеволода и посадили его в тюрьму со всей его семьей. Причем через два месяца князя выпустили, но именно с тех пор, по сообщению летописца, возможны стали изгнание приглашение князей. В 1140 г. новгородцы изгнали Святослава , брата великого князя киевского Всеволода Ольговича. Словом, если князь не нравился или нарушал договор, ему «указывали путь». Случалось, что князья уходили сами, когда убеждались, что им с новгородцами не сладить.

И все же княжеская власть в Новгороде сохранялась. Изгнав одного князя, население призывало другого. В летописи фигурируют термины «позваша», «признаша», «посадиша» князя. Зачем же новгородцам нужен был князь, в чем заключались его полномочия? Князь и его дружина нужны были как боевая сила. Новгороду всегда угрожали враги, и нужно было от них отбиваться. Известно, что даже князя Александра Невского, который одержал крупные победы над шведами и немецкими рыцарями и спас независимость Новгорода, также изгоняли. Князь вершил суд. Постоянные распри между жителями требовали авторитетного вмешательства и объективного суда, чтобы «любил добрых и казнил злых».

Новгородцы заключали с князем «ряд» (договор) с целованием креста, в котором оговаривались взаимные обязательства. Так, князь и его дружина не имели права приобретать в новгородских владениях земли и челядь, самостоятельно торговать с иноземными купцами. Князю полагалось жить не в городе, а в отведенном ему месте — Городище. Были и другие ограничения княжеской власти.

Главой новгородской администрации был посадник. Вначале его назначал князь, а в середине XII в. эта должность стала выборной. Место посадника занимали обычно самые богатые и знатные бояре. Избранный посадник должен был защищать интересы новгородцев. Посадник ведал местной администрацией. Другой выборной должностью был тысяцкий — предводитель новгородского ополчения (тысячи). Ему подчинялись командиры сотен и десятков (сотские и десятские). Ополчение участвовало в походах вместе с княжеской дружиной.

Со второй половины XII в. стал выбираться глава церкви — епископ (впоследствии архиепископ). Киевский митрополит только утверждал избранного кандидата. Новгородский владыка обладал широкими полномочиями. Он хранил в Софийском соборе городскую казну, образцы мер и весов, следил за порядком взвешивания и измерения товаров. Ему также подчинялись обширные государственные земельные владения Новгорода. В Софийском соборе хранился также городской архив, под руководством епископа составлялась летопись. Велика была роль епископа во внешней политике и внешней торговле. Сохранились соглашения с союзом балтийских торговых городов (Ганза), подписанные новгородским владыкой Долматом (третья четверть XIII в.). В случае нарушения договоров зарубежные купцы жаловались владыке.

Главным органом управления в Новгороде было вече — собрание граждан, имеющих свои дома, глав семей. Вече собиралось на так называемом Ярославовом дворе, близ торговой площади. Здесь стояла башня с вечевым колоколом, символом Новгородской вольности. По звону колокола люди устремлялись на вечевую площадь. Обсуждения проходили бурно, а решения принимались без голосования, при общем согласии улиц и концов. Часто возникали острые разногласия, которые заканчивались дракой на большом мосту через Волхов. В таких случаях князь мог выступать посредником. Археологические раскопки показали, что вечевая площадь была не очень велика и могла вмещать не более 300-400 человек.

Следовательно, в собраниях участвовали лишь наиболее влиятельные и знатные граждане. В 1471 г. новгородское вече приняло и утвердило Судебник (судная грамота). Вече решало вопросы войны и мира, призывало князя и заключало с ним договор, разбирало споры с князем, избирало посадника, тысяцкого, владыку. Вече было высшей судебной инстанцией по важнейшим преступлениям, требующим самого сурового наказания (смертная казнь и конфискация имущества). Вече ведало внешней политикой и всеми вопросами обороны (сбор войска, постройка крепостей и т.д.). В концах и улицах города было свое местное самоуправление, собирались свои веча, которые избирали «кончанских» и «уличанских» (объединявших жителей улиц) старост.

В управлении Новгородом большую роль играл совет господ. В его состав входили работающие и бывшие посадники и тысяцкие, «кончанские» и «уличанские» старосты. Совет господ предварительно обсуждал все вопросы, которые выносились на вече. По заключению В.О. Ключевского, это была «скрытая, но очень деятельная пружина новгородского управления».