Возрастные кризисы - условное наименование переходных моментов от одного возрастного этапа к другому. Иногда такие называют негативным результатом столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Психическое развитие человека осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов: в рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в возрасте критическом. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.

Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (З.Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л.Божович). Другие авторы видят в возрастных кризисах девиантное, злокачественное проявление индивидуального развития (С.Л.Рубенштейн, А.В.Запорожец).

Возрастные кризисы могут отмечаться значительным психическим дискомфортом, иногда даже ставящем под угрозу выживание организма. Такие переходы могут происходить спонтанно, как в случае кризиса середины жизни. Они могут быть вызваны интегративными психотехнологиями, участием в духовной практике. Психологический переход к более высокому уровню благополучия, ясности и зрелости редко протекает плавно и безболезненно. Скорее рост обычно отличается переходными периодами смятения и мучительных вопросов или в экстремальных случаях - периодами дезорганизации и полного отчаяния. Если эти кризисы успешно преодолены, то определенная дезорганизация и хаос могут оказаться средством избавления от ограничивающих, изживших себя жизненных паттернов. Появляется возможность переоценить, «отпустить на волю» старые убеждения, цели, идентификации, образ жизни и принять новые, более перспективные жизненные стратегии. Поэтому психологический кризис - это физическое и психическое страдание, с одной стороны, и трансформация, развитие и личностный рост - с другой.

При переходе от одной возрастной стадии развития к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой системы взаимоотношений с миром и людьми, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. Выделяют малые кризисы (кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис 17--18 лет) и большие кризисы (кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис 13--14 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. А малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание. Зрелость также разделяют на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости, или молодость (с 20-23 лет до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды: кризис 33-35 лет -- когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизации от 35 до 40-43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, сексе.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 45-55 лет, когда человек начинает чувствовать приближение среднего возраста, когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере, в любви; в результате возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через любовные интриги или взлет карьеры. Завершающий период зрелости длится с 55 до 65 лет -- период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным -- человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах, и либо принимает «свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса: первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие.

В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает ряд стадий. Первая из них -- стадия отрицания. Мысль: «Нет, не я!» -- самая обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Затем стадия гнева -- гнев, охватывающий больного при вопросе: «Почему именно я?» -- изливается на заботящихся о нем людей и вообще на всякого здорового человека. Для завершения этой стадии важно, чтобы умирающий получил возможность излить свои чувства вовне.

Следующая стадия «торга»: больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом или примерным верующим, выторговывает себе жизнь с помощью достижений медицины и покаяния перед Богом за свои грехи и ошибки. Перечисленные три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке или с частыми возвращениями назад.

После разрешения этого кризиса умирающий вступает в стадию депрессии, он осознает: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне», замыкается в себе и часто испытывает потребность плакать от мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап, и все дальше отделяется от живых людей, замыкаясь в себе -- наступает состояние «социальной смерти» (от общества, от людей человек уже отдалился, как бы умер в социальном смысле).

Пятая стадия -- это «принятие смерти»: человек осознает и соглашается, смиряется с неизбежностью близкой смерти и смиренно ждет своего конца -- это состояние «психической смерти» (психологически человек уже как бы отказался от жизни). Клиническая смерть наступает с момента прекращения работы сердца и дыхания, но в течении 10--20 минут медицинскими усилиями еще возможно вернуть человека к жизни.

Мозговая смерть означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма, в результате происходит гибель клеток мозга. Физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма и гибели всех клеток организма.

Некоторые ученые утверждают, что с гибелью тела не происходит полная гибель души, психики человека, существует гипотеза, что душа человека в виде информационного сгустка после смерти человека продолжает существовать и соединяется с общемировым информационным полем. Традиционно материалистическое понимание отрицает возможность сохранения души, психики человека после его смерти, хотя последние исследования физиков, медиков, психологов уже не так категоричны.

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные , а есть так называемыекритические .

Критические периоды

Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

    Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.

    Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.

    Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями .

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей (см. ниже).

Стабильные периоды

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.

Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

Динамика развития

    К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью - социальная ситуация развития .

    Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований .

    Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений.

    Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.

Сензитивные периоды

Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.

Зона ближайшего развития

Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым.

Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.

Ведущая деятельность на определенном этапе является смыслообразующей. В ее контексте складываются отношения со взрослыми и со сверстниками. Осваивая ведущую деятельность, ребенок приобретает новые навыки и способности, которые называются «новообразования возраста» - например, умение говорить, умение ходить.

На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.

Критические периоды

Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

    Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.

    Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.

    Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития.

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей (см. ниже).

Стабильные периоды

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.

За время развития ребенка критические и стабильные периоды чередуются.

Сензитивные периоды

В отдельные периоды воздействия ребенок наиболее чувствителен к определенным воздействиям, к развитию определенных способностей. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.

Границы сензитивных периодов не бывают точными: они могут быть смещены на несколько месяцев. И тем не менее, сензитивные периоды крайне важно использовать для обучения ребенка – именно в этот отрезок времени он наиболее легко способен освоить новые навыки.

Зона ближайшего развития

Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым.

Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.

Критические периоды развития ребенка

Развитие ребенка имеет неравномерный характер. На одних этапах изменения в детской психике накапливаются медленно и поступательно (стабильные периоды), на других – они проходят бурно и быстро (критические периоды).

Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов. Незначительные и малозаметные для окружения изменения во время долгих стабильных периодов обуславливают, в конце концов, появление возрастных новообразований вследствие качественных прыжков в развитии во время кризисов.

Во время кр изиса ребенок за очень короткое время очень изменяется по своим основным чертам. Это революционное, бурное, стремительное течение действий как по темпам, так и по содержанию изменений, которые происходят.

Возрастной кризис – период в жизни человека, когда на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год) проявляются резкие и существенные психологические сдвиги и изменения личности, развитие приобретает бурный, стремительный, кризисный характер.

Особенностью переживания кризисных периодов у людей является то, что чаще всего они становятся в это время трудновоспитуемыми, вступают в острые конфликты, переживают болезненные, тяжелые переживания.

У разных детей эти периоды могут проходить по-разному: более остро или менее заметно для окружающих. Это связано с индивидуальными особенностями детей, с типом темперамента и уровнем развития их эмоциональной сферы, с условиями воспитания. Все границы переживания возрастных кризисов относительно условные. Это также связано с индивидуальными особенностями детей и процессами акселерации, которые особенно ярко наблюдаются в последние годы.

Для критических периодов характерны определенные особенности:

    Их границы крайне невыразительны, размыты. Кризис наступает незаметно, очень тяжело определить момент его начала и завершения. Резкое обострение наблюдается лишь в середине этого этапа.

    Апогей кризиса для окружения определяется в изменении поведения ребенка, его трудново спитуемости. Ребенок как бы выходит из-под контроля взрослых, становится вредным, быстро падает успеваемость в школе и снижается трудоспособность, увеличивается число конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь связана с болезненными переживаниями.

    Развитие во время кризиса имеет преимущественно отрицательный характер. В отличие от стабильных периодов развития, здесь происходит скорее разрушительная, чем творческая работа. Ребенок не только приобретает, но что-то теряет из приобретенного раннее (напомним, что возникновение нового в развитии обязательно определяет и отмирание старого). Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития, появление новообразований, которые имеют переходный характер и не собираются дальше в том же виде.

Критические периоды в развитии детей:

    Кризис новорожденного (родовой кризис).

    Кризис первого года жизни.

    Кризис третьего года жизни.

    Кризис шестого (седьмого) года жизни.

    Кризис одиннадцати-тринадцати лет жизни.

Рассмотрим характерные проявления критических периодов развития ребенка более детально, относительно к возрастным особенностям:

    Кризис новорожденного

Появляется в период острого жизненного противоречия в результате резкой смены условий пребывания ребенка – завершения перинатального (дородового) периода и его рождения, что сопровождается разрывом многих органических и физиологических связей, сменой среды, окружения.

Физически отделившись от матери, ребенок должен адаптироваться к полностью другим условиям жизни (привыкнуть получать кислород из воздуха, принимать еду из вне, переваривать ее, выделять ненужные организму вещества и т.д.). Все это сказывается на его общем состоянии, повышенной чувствительности к разным неблагоприятным условиям. Основ ным физическим признаком кризиса является потеря ребенком веса в первые дни после рождения.

Психологические проблемы связаны с особенностями адаптации ребенка к новой среде и другому способу жизни, а также с особенностями установки матери, которая до этого воспринимала ребенка как часть собственного «Я» и перестраивается на восприятие его как отдельного человеческого существа.

    Кризис первого года жизни.

Этот кризис является характерным для первого года жизни ребенка и связан с освоением окружения и речи. Если сначала жизнедеятельность младенца регулировала биологическая система, она поступательно вступает в конфликт с вербальными ситуациями, которые создаются взрослыми. Как следствие, в возрасте около года ребенок остается без надежных ориентиров в окружающей среде: биологические составляющие уже существенно деформированы, а языковые еще не настолько сформированы, чтобы ребенок с их помощью мог свободно владеть своим поведением.

В возрасте от 15 месяцев до 2-х лет дети проявляют свой характер. В поведении доминирует возражение, которое проявляется в желании делать наоборот.

Внимание родители!

Нельзя наказывать ребенка за поведение, которое естественно проявляется в его потребности познания и развития. Помните, что в этом возрасте для вырабатывания правильных социальных ориентиров и полноценного развития эмоциональной сферы ребенка очень важным является участие в воспитании обоих родителей – отца и матери.

Кризис первого года не считают острым. Установление новых отношений с ребенком, оказание ему определенной самостоятельности в дозволенных границах , терпение и выдержка взрослых смягчают характер кризиса.

Советы родителям

    Создать для ребенка условия, которые будут безопасными в его познании окружения: закройте розетки; не оставляйте доступным для него огонь, спички; Горячие блюда и напитки ставьте так, чтобы он не мог до них дотянуться и перевернуть на себя; не оставляйте его в одиночестве.

    Приучайте ребенка пользоваться разными бытовыми вещами – это позволит выработать у него навыки самообслуживания и избежать проблем с использованием их по назначению.

    Запрещая ребенку что-то, обязательно объясняйте ПОЧЕМУ.

    Необходимо, чтобы дети понимали требовательность родителей к их поведению и последовательность этих требований.

    Кризис трех лет.

Одним из последствий интенсивного развития совместной деятельности ребенка и взрослого в раннем возрасте является формирование образа собственного «Я» - центрального новообразования, которое возникает в конце этого этапа. Малыш учится отделять себя от взрослого, начинает относиться к себе как к самостоятельной личности, то есть у него появляются начальные формы самосознания. Все приводит к стремлению ребенка хотя бы в границах своих возможностей действовать самостоятельно, без помощи взрослых, что в первую очередь проявляется в его словах «Я сам!» и стремлениях делать все самостоятельно. Именно для окружающих он кажется упертым, вредным и своевольным. Этот период считают критическим в первую очередь потому, что взрослые сталкиваются с трудностями взаимоотношений с ребенком.

В основе этого кризиса – объективное противоречие между новой тенденцией развития ребенка к самостоятельному удовлетворению собственных потребностей и требованиям взрослого сохранить предыдущий стиль отношений и ограничить тем самым активность ребенка.

Известна четкая когнитивная (интеллектуальная) симптоматика приближения кризиса:

    острый интерес ребенка к своему изображению в зеркале;

    обеспокоенность тем, что он выглядит в глазах других;

    заинтересованность девочек своими нарядами;

    озабоченность мальчиков собственной компетентностью, например, в конструировании;

    острая реакция на неудачи;

    настаивание на своем выборе.

Признаки прохождения кризиса трех лет:

    Детский негативизм. Проявляется в неосновательном, бестолковом, глупом противостоянии ребенка любому вмешательству взрослых, сопротивлению внешнему влиянию, демонстративному отказу исполнять требования взрослых. Ребенок вообще не хочет подчиняться взрослым. Негативизм не следует отождествлять с непослушанием. В основе негативизма – сознательное нежелание слушать советы и придерживаться определенных правил.

    Детская упертость. Одно из проявлений непослушания. Возникает в ситуациях, когда требования взрослых противоречат желаниям ребенка и намерениям, а также из-за отсутствия нормальных условий для деятельности и удовлетворения природных потребностей. Ребенок настаивает на своем требовании, на собственном решении потому, что начинает осознавать себя как личность и хочет, чтобы на эту личность обращали внимание. По сути это один из способов самоутверждения. Упертость не надо путать с настойчивостью, поскольку в ее основе находится конфликт с окружающими.

    Капризность. Близко к негативизму и упертости, но имеет больше генерализованный и безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома. Но протест против того, что предлагают другие (например, против конкретного платьишка или рубашки, способа проведения досуга, предложенного меню и т.д.). Нередко реализуется в истерических формах: дети падают на пол, упрямится, заходятся плачем и криком, откидывает предложенные ему вещи и т.д.

    Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок хочет быть самостоятельным. Это немного напоминает кризис первого года, но тогда не было стремления к физической самостоятельности, а теперь говорится про глубокий уровень – самостоятельность намерений, замыслов. Своеволие – своя воля. То есть настойчивость на своем выборе, даже если он хуже того, что предлагают другие.

    Обесценивание взрослых. Может проявляться в безапел ляционных заявлениях та открытом игнорировании. Родители переживают настоящий шок, услышав от ребенка «дурачок» или что-то подобное. Но в основе подобных реакций не нелюбовь и неуважение к родителям, а недостаточность опыта по выявлению разных эмоциональных реакций, умение по-другому защищать себя и свою позицию.

    Протест-бунт. Проявляется в открытых конфликтах с родителями в ситуациях, когда ожидания детей не совпадают с ожиданиями родителей, и их заставляют действовать именно по родительским представлениям. Но не каждый ребенок способен по своим индивидуальным особенностям к открытому протесту. Кое-кто использует формы скрытого протеста, который может проявляться в разном вреде и нежелании осознавать к этому свою причастность.

Советы родителям

    Не предъявляйте чрезмерных требований (всегда ориентируйтесь на возрастные возможности и состояние здоровья ребенка) и не злоупотребляйте запретами!

    В достаточной мере реализуйте разумные желания ребенка – ему необходимо:

а) познать окружающий мир;

б) развивать навыки самообслуживания;

в) определять собственные силы и способности.

    Скорректируйте инициативу и самостоятельность ребенка в продуктивное русло – найдите ему интересное и полезное занятие.

    Не становитесь на путь прямой борьбы с детской упертостью, чтобы не обострять на этом внимание самого ребенка (это будет формировать враждебность во взаимоотношениях).

    Создавайте ребенку такие ситуации, в которых бы он сам смог убедиться, что его старания напрасные.

    В беседах с ребенком ведите разговор спокойно.

    Не спешите реагировать на прихоть ребенка. Он должен привыкнуть к определенному порядку вещей и уважать ваш авторитет.

    Позвольте ребенку самому делать выбор: не навязывайте ему свое одно предложение (платье, еду, игрушку, игру и т.д.), а предложите на выбор несколько (например: «Чтобы ты хотела сегодня кушать на завтрак: кашу или картофельное пюре?» или «В каком из этих платьев ты бы хотела сегодня пойти в детский садик?»). Тогда это будет именно ее выбор и не будет причины для конфликта.

    Приучайте ребенка к управлению собой на основе восприятия и сознания актов своего поведения и его последствий.

    Содействуйте потребности ребенка в анализе результатов его деятельности, поступков, взаимоотношений с другими людьми. Предлагайте ему обговаривать все то, что и как он делает, избегая простой критики т однозначно негативных оценок.

    Учите ребенка правилам поведения и, а именно, правилам уважительного отношения с родителями.

    Показывайте собственный пример уважительного и культурного поведения.

    Не доводите взаимоотношения с ребенком к такому конфликту, когда каждой из сторон тяжело сдерживать свои негативные эмоции.

    Помните, что Вы мудрее и более опытнее в жизни, чем дети, что Вы любите своего ребенка. Это должно быть в основе Вашей модели родительского поведения.

    Стимулируйте наилучшие намерения ребенка, поддерживайте его высокую самооценку.

Желание ребенка этого возраста к самостоятельности находит продуктивное решение в форме игры, поэтому кризис трех лет легче проходит путем привлечения ребенка к игровой деятельности.

Образование образа ребенка, его «Я» - концепции происходит в общении: при доброжелательном отношении удовлетворяются потребности в признании и положительной оценке, ребенок вырастает спокойным и уверенным; негативный опыт общения провоцирует агрессию и замкнутость, неуверенность в себе и в своих возможностях.

    Кризис шести-семи лет.

Этот кризис является переходным периодом, который отделяет школьное детство от младшего школьного возраста. Характеризуется потерей непосредственности и наивности, большой скованностью поведения, способностью ставить себя на место другого, умением ощущать и учитывать эмоциональные состояния окружающих. Рядом с негативизмом заметно вырастает самостоятельность ребенка, обогащается содержание его жизни : расширяются интересы, круг друзей и знакомых, сферы деятельности.

Основные признаки:

    нарушение психического равновесия, нестойкость воли, настроения;

    потеря непосредственности в поведении (заметными становятся внутренние переживания в оценке желаний и поступков, правомерности или целесообразности собственных действий);

    манерность поведения (стараясь оправдать ожидания взрослых, ребенок открыто демонстрирует даже те положительные качества, которые ему не характерны);

    симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается это скрывать).

Однако далеко не все дети этого возраста способны сдерживать свои чувства, умеют управлять ими. Потеряв одни формы поведения, они еще не овладели другими. Это приносит трудности в воспитании, «замыкание» детей в себе и неуправляемости их поведением.

Если кризис трех лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, то теперь ребенок начинает осознавать свое место в свете социальных отношений, это коренным образом меняет его самос ознание. Кризис 7 лет – это период зарождения социального «Я» ребенка.

Ребенку необходимо вступать в отношения с обществом как с совокупностью людей, которые осуществляют обязательную, общественно необходимую и полезную деятельность. Это выражается, в первую очередь, в стремлении ребенка идти в школу, стать учеником. Все, что касается обучения, выходит на первый план, а то, что связано с игрой, становится менее важным, хотя и не менее интересным.

Советы родителям

    Содействуйте расширению форм общения с ребенком, развитию его потребностей в диалоговом общении на правах партнеров.

    Стремитесь к установлению доверительных отношений, но не будьте в этом навязчивыми – находите необходимые слова и удачное для этого время и настроение ребенка.

    Содействуйте адекватному проявлению эмоций: объясняйте, если ребенок не знает, как себя вести в ситуациях горя и радости; будьте сами щедрыми в проявлении эмоций в подобных ситуациях.

    Помогайте ребенку подготовиться к школе: обучайте его письму, грамоте, счету; тренируйте пальчики (специальными упражнениями , приучайте к длительным и правильным манипуляциям карандашом и ручкой); соблюдению правил поведения в разных ситуациях.

    Содействуйте развитию самостоятельности ребенка: позволяйте ему самому доводить дело до конца, даже если у него это еще не очень хорошо получается.

    Вселяйте веру в ребенка, в его способности и возможности.

    Кризис одиннадцати-тринадцати лет.

Ломание старых психологических структур, характерно для этого возраста, приводит к настоящему взрыву непокорности, наглости, дерзости и трудновоспитуемости. Характерным для этого периода является снижение трудоспособности и учебной успеваемости.

Основную причину таких бурных проявлений одни психологи считают в том, что взрослые не изменяют своего поведения в ответ на появление у подростков желания к новым, более взрослым формам взаимоотношений с родителями и учителями. Другие рассматривают этот кризис как прямое отображение процесса полового созревания, мало связанное с особенностями воспитания, а третьи считают, такой кризис не является проблемой и у большинства подростков его просто не бывает.

Главное содержание и специфическое отличие в развитии кризиса этого возрастного периода – переход от детства к взрослости, что проявляется в социальном и половом созревании ребенка и сопровождается стремлением к полной самостоятельности, избегания контроля со стороны взрослых, повышенным интересом к своей внешности и представителям противоположного пола, обостренным чувством справедливости.

Симптомы кризиса подросткового возраста:

    Снижение продуктивности учебной деятельности (а также возможности ею заниматься), даже в тех сферах, когда подросток одаренный. Регресс проявляется при выполнении творческих заданий, хотя способность выполнять механические задания сохраняется. Обусловлено это переходом от конкретного до логического мышления.

    Негативизм. Подросток будто отделяется от своего окружения, становится склонным к ссорам, нарушениям дисциплины, переживая одновременно внутреннее беспокойство, неудовлетворение, стремление к одиночеству и самоизоляции.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет отрицательный характер. Возможно три его варианта:

    Негативизм ярко выраженный во всех сферах жизни. Длится такое от нескольких недель до случаев, когда подросток надолго самоизолируется от семьи, является чрезмерно возбужденным или же наоборот равнодушным. Подобные болезненные и острые проявления негативизма наблюдается у 20% подростков.

    Приблизительно 60% подростков проявля ют негативизм лишь в отдельных жизненных ситуациях, прежде всего как реакцию не негативное влияние среды (семейные конфликты, угнетающая атмосфера в школе).

    У 20% подростков негативизм в поведении вообще не проявляется.

Все это дает возможность сделать допущение, что негативизм обусловлен недочетами педагогического подхода.

Интересно, что родители и учителя связывают трудности воспитания не с кризисом и не с докризисным периодом, когда собственно и начинается процесс разрушения старых психологических структур, а с периодом после кризиса (14-15 лет). Объясняется это прежде всего неэффективностью действия в новых условиях старых воспитательных подходов и неумением находить другие, которые бы большей мерой соответствовали этому послекризисному периоду, настоящим интересам и потребностям детей.

Советы родителям

    Расширять круг социальных ролей подростка (сына/дочери, внука/внучки, родственника, школьника, ученика, друга, ровесника, члена детской организации, гражданина и т.д.), раскрывать их морально-этическое содержание.

    Создавать больше ролевых нагрузок.

    Давать больше самостоятельности и ответственности.

    В своих высказываниях, действиях не терять авторитет справедливых и рассудительных родителей.

    Стараться меньше критиковать детей и их поступки.

    Переключать заостренное внимание подростков на сво ю внешность на внимание к внутреннему состоянию.

    Содействовать формированию у ребенка адекватной самооценки.

    Создавать условия для самообразования и самовоспитания ребенка, определенности к наклонностям и профессиональным вкусам.

    Содействовать духовному развитию личности, закреплению морально-этических норм и правил поведения.

Выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода. Дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.

Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития.

Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. В настоящее время у нас чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят за счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или, наоборот, усилить.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер.

Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости», как пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими – типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.



Таким образом, каждый этап жизни открывается кризисом (сопровождающимся появлением тех или иных новообразований), за которым следует период стабильного развития, когда происходит освоение новообразований.

Кризис новорожденности (0-2 месяца).

Младенчество (2 месяца - 1 год).

Кризис одного года.

Раннее детство (1-3 года).

Кризис трех лет.

Дошкольный возраст (3-7 лет).

Кризис семи лет.

Школьный возраст (8-12 лет).

Кризис тринадцати лет.

Подростковый (пубертатный) период (14-17 лет).

Кризис семнадцати лет.

Юношеский период (17-21 год).

27. Критерии построения возрастных периодизаций в отечеств и зарубеж возрастной психологии.

Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.

По мнению Л.С. Выготского , все периодизации можно разделить на 3 группы:

*Первая группа вкл в себя периодизации, построенные на основе внешнего критерия, связанного с процессом развития .

К ней можно отнести периодизацию, созданную по биогенетическому принципу : в основу ставятся биологические процессы созревания, а остальные процессы развития рассматриваются как производные.

1) Пер-ция Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):

0 - 3 года -- раннее детство; 3 - 5 лет -- дошкольное детство; 6 - 12 лет -- наче школьное обр;

12 - 16 лет -- обучение в средней школе; 17 л и старше -- высшее и университетское обре.

2) Блонский предложил строить периодизацию по смене зубов :

0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство; 2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов

6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)

*Ко 2й группе относятся периодизации, основанные на одном внутреннем критерии, выбранном произвольно .

1) Зигмунд Фрейд прослеживает линию - психосексуального развития. Фрейд построил периодизацию с учетом полового созревания. Возрастное развитие, его стадии, связаны со смещением эрогенных зон - тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие .

0 - 1год оральная стадия . Реб получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного "Оно" формируется "Я").

1 - 3 анальная стадия . Формируется опрятность, аккуратность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в резул чего в личности реб начинает формир - "Сверх-Я" как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).

3 - 5 л фаллическая стадия . Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры).

5 - 12 л латентная ст как бы временно прерывает сексуальное разв реб. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы реб напр-ются на общение с друзьями, школьное обучение.

12 - 18 л генитальная ст соответствует собственно половому разв реб.

2) Л. Колберг сделал акцент на моральное развитие.

1. Страх наказания (до 7 л): страх перед правом силы, страз быть обманутым и недополучить благ.

2. Стыд перед окр людьми (13 л): перед товарищами, ближайшим окружением; стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

3. Совесть (после 16 л): желание соответствовать своим нравственным принципам, собственной системе нравственных ценностей.

3) Э. Эриксона пер-ция личностного рав: (нормальная линия разв/аномал-я линия разв)

1) доверие -- недоверие (1 год);

2) достижение равновесия: самостоятельность и нерешительность (2 - 4 года);

3) предприимчивость и чувство вины (4 - 6 лет); 4) умелость и неполноценность (6 - 11 л);

5) идентификация личности и путаница ролей (12 - 15 лет - девочки и 13 - 16 л- мал);

6) близость и одиночество (начало зрелости и семейной жизни);

7) общечеловечность и самопоглощенность (зрелый возраст);

8) целостность и безнадежность.

На каждом этапе формируется новое, необходимое для социальной жизни качество, противоположные черты характера и идет подготовка к следующему жизненному этапу.

4) Ж. Пиаже за основу взял интеллектуальное развитие :

1) сенсомоторная стадия (от рож до 18 -- 24 месяцев);2) дооперационная ст (от 1, 5 - 2 до 7 л);

3) стадия конкретных операций (от 7 до 12 л); 4) стадия формальных операция (от 12 до 17 лет).

*Третья группа выделяет периоды развития на основе существенных критериев, признаков .

1) Периодизация Л.С. Слободчикова :

1 ступень -- оживление (от рождения до 1 года); 2 ступень -- одушевление (от 1 г до 5 - 6 л);

3 ступень -- персонализация (от 6 до 18 лет); 4 ступень -- индивидуализация (от 17 до 42 л).

2) Периодизация Выготского и Эльконина используются 3 критерия - соц ситуация разв, ведущая деят-ть и возрастное новообразование.

Младенчество (от рож до 1 г), Раннее детство (1-3 л), Игровой возраст, дошк (3-6 лет),

Шк возр (6-12), Юность (12-20), Молодость (20-25 л), Взрослость (25-60 лет),Старость (от 60 л)

28.Проблема периодизации жизни взрослого человека.

Возрастные периодизации психич развития взрослого человека.

Учитывая социальные, психологические и биологические факторы, исследователи определяют границы взрослости по-разному.

Например, Е Эриксон выделяет раннюю взрослость (20-45 лет), среднюю взрослость (40-60) и позднюю взрослость (свыше 60 л)

По мнению Бромлея , взрослость состоит из 4х стадий:

ранней (20-25 л), средней (25-40 л), поздней взрос (40 - 55 л) и предпенсионного возр-та (55-65 л)

После нее наступает старение, в котором выделяют стадии \"удаления от дел\", или \"отставки\" (65-70 лет), старости (70 л и более и дряхлости \"болезненной старости и смерти

По периодизации Ананьева , средний возраст (зрелость) состоит из 2х фаз (от 21-22 до 35 л и от 36 до 55 - 60 л), затем наступает преклонный возраст (от 55-60 до 75 л), далее - старость (75-90 л) и возраст долгожители5-90 лет)

Одна из специфических проблем - это определение объективных критериев зрелости человека. Эти трудности привели к тому, что в современной психологической литературе довольно часто понятие «зрелость » заменяется понятием «взрослость », что позволяет избежать многих сложностей и, как правило, выделяют 3 стадии:

Ранняя взрослость от 20 до 40

Зрелая взрослость от 40 до 60

Поздняя взрослость от 60 и старше.

Для определения возраста человека используют также понятие \"биологический возраст \", \"социальный возраст\" и \"психологический возраст\"

Психологический возраст указывает на уровень адаптированности человека к требованиям окружающего мира, характеризует развитие его интеллекта, способность к обучению, двигательные навыки, а также такие субъективные факторы, как идентичность, жизненно ный план, переживания, установки, мотивы, смыслы и т.д.

Социальный возраст определяют, учитывая соответствие положения человека существующим в конкретном социуме нормам

Биологический возраст чаще всего указывает на соответствие состояния организма и его функциональных систем определенному моменту жизни человека

30.Кризис юности . Варианты взросления в юности. Кризисы возрастного развития.

Наиболее очевидное проявление кризиса юности, перехода к самостоятельной жизни встречается у юношей и девушек, не поступивших в вузы или колледжи . Крушение надежд переживается очень тяжело – необходимо снова начинать работу по самоопределению.

Свои опасности и трудности подстерегают юношей и девушек, поступивших в учебные заведения и подтвердивших тем самым свои жизненные планы. Процесс адаптации первокурсников к вузу обычно сопровождают отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неподготовленность к обучению в вузе; неумением осуществлять психологическое саморегулирование собственного поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычного; поиском оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживанием быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие и т.п.

В силу недостаточностижизненного опыта молодые люди путают идеалы с иллюзиями, романтику с экзотикой. В поведении юношей и девушек проявляется внутренняя неуверенность в себе, сопровождающаяся иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности и даже представлением о собственной неполноценности.

В студенческом возрасте нередки и разочарования в профессиональной и жизненном выборе , несоответствие ожиданий и представлений о профессии и реальностью ее освоения.

В кризисе юности молодые люди впервые сталкиваются с кризисом смысла жизни. Актуальны вопросы о смысле жизни вообще и смысле своей жизни, о назначении человека, о собственном Я. Отсюда – интерес к нравственно-этическим проблемам, психологии самопознания и самовоспитании. Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к таким негативным вариантам развития, как наркомания, алкоголизм .

Кризис юности

Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни – взаимоотношений с другими, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности – и вступлением в новый период жизни, для которого нет еще необходимых органов жизнедеятельности.

Позитивное начало кризиса юности связано с новыми возможностями становления индивидуальности человека, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования. Начало ступени индивидуализации (по периодизации В.И.Слободчикова) означает вступление человека в период не только возрастного (общего для всех), но и индивидуального становления.