Психология восприятия времени - одна из наиболее интересных и малоизученных тем психологии. Многие философы и психологи считают, что время - это субъективное понятие. Часы, минуты и секунды были созданы человеком лишь для удобства организации своих дел. В действительности подобное деление не имеет никакого значения для нашего внутреннего мира.

Время течет для нас совершенно по-разному, в зависимости от от возраста. В какие-то минуты мы стареем быстрее, в какие-то - медленнее. Многие люди мечтают о том, чтобы остановить время или хотя бы замедлить его бег. Ведь оно неумолимо приближает нас к старости и к смерти.

Рассмотрим, что лежит в основе нашего восприятия течения времени.

И.М. Сеченов, на основе экспериментальных данных, утверждал, что психофизиология восприятия времени связана со слуховыми анализаторами и слуховой памятью. Также во многом восприятие времени зависит от кинестетических ощущений. Именно они отвечают за точное определение временных промежутков, за работу так называемых внутренних часов.

Жизнь человека в традиционных культурах в большей степени подчинена природным циклам. И лишь с появлением технического прогресса и цивилизации люди начинают усваивать социальные эталоны длительности времени, составляющие систему временных шкал и мер.

Нередки случаи, что человек, который не привязан в своей жизни к определенному графику, «переключается» на индивидуальное восприятие времени, то, которое устраивает его организм и психику. Следовательно, в нас есть определенные внутренние механизмы, которые управляют восприятием времени, но мы их обычно не замечаем, так как подчинены общепринятой системе измерения. Иными словами, для каждого человека восприятие времени состоит из двух характеристик. Во-первых, собственных вегетативных процессов и произвольных движений, а во-вторых, это эталонов, развившаяся в культуре.

Почему же в детстве время течет медленнее, чем во взрослом возрасте? Существует точка зрения, что особенности восприятия времени зависят от новизны получаемой информации и настроенности на проживание настоящего момента. Ребенок постоянно получает и обрабатывает новую информацию, он полностью погружен в настоящее, в то время как взрослый человек действует «на автомате», не затрачивая усилий на восприятие нового. Замедлить субъективное ощущение времени возможно, если отдавать себе отчет о каждом проживаемом моменте. Это повышает качество осознавания и качество жизни, соответственно, независимо от количества прожитых лет, жизнь будет ощущаться полнее и длительнее.

Восприятие времени всегда зависит от нашей эмоциональной вовлеченности в процесс и глубины его проживания. Например, на скучном мероприятии, на котором мы присутствуем «отстраненно», время тянется невообразимо медленно. Если же мы становимся участниками захватывающих событий, то часы пролетают как один миг. При этом в ретроспективе все оценивается противоположным образом. Скучные события не запоминаются или воспринимаются как быстро пролетевшие, а интересные - запоминаются надолго и ощущаются как более длительные.

Психофизиологические механизмы восприятия, лежащие в основе этой особенности, таковы. Чем более активированы процессы возбуждения в коре головного мозга, тем быстрее происходит обмен веществ в организме, следовательно, мы ощущаем, что часы проходят быстрее. Если же преобладают процессы торможения, то обмен веществ замедляется, и субъективно время течет медленно.

Восприятие времени зависит также от особенностей профессии человека, и даже от его вероисповедания. Известно, что на Западе и на Востоке существуют две разные времени. В западных странах время линейно и нацелено в будущее. На Востоке большую ценность имеет настоящий момент, его глубокое восприятие и проживание.

Также во время ситуаций, связанных с опасностью, время меняет свое течение. Все процессы в организме становятся во много раз быстрее, и человек успевает сделать то, что не смог бы при других обстоятельствах. В результате субъективно может казаться, что время остановилось.

За планирование действий во времени отвечают лобные доли головного мозга, при их поражении человек теряет такую способность.

Изучение времени - тема интересная и многогранная, ей посвящено множество трудов. Проблемой течения времени занимаются как физики, так и философы. Но до сих ор многое остается неясным для науки, так что в этой области человеку предстоит сделать еще много интересных открытий.


Введение

Если проблема пространства была носительницей основной психологической проблематики на рубеже XIX - XX вв., то проблема времени стала за последние годы одной из центральных проблем современной философии.

Удельный вес, который приобрела проблема времени в философском сознании современности, не могла не сказаться и на психологии; и в психологии эта проблема начала привлекать к себе значительный интерес. Но, к сожалению, она все же не получила еще достаточной разработки.

На сегодняшний день существуют разные взгляды на проблематику времени. Психофизиологии считают, что отсчет времени осуществляется с помощью сложной системы, получившей название «биологические часы». Идеи К. Левина, впервые поставившего вопрос о существовании единиц психологического времени различной направленности, послужили стимулом для дальнейшего исследования субъективного восприятия времени.. Головаха Е.И и. Кроник А.А считают, что психологическое время формируется на основании переживания человеком, детерминационных связей между основными событиями его жизни. Так же нужно упомянуть о Трубникове Н.Н., который выделяет постулаты времени, Зинченко Т.П., обращающей внимание на рассмотрение времени через показатель его субъективности восприятия событий и явлений, Рубинштейн С.Л., выделяющем восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности. Абульханова-Славская К.А. выделяет стратегии рацио-нальной организации времени (стратегия активного учета биологически и социально обусловленных ресурсов времени, имеющихся у человека) и стратегии пассивного приноравливания к внешним требованиям.

Таким образом, мы видим, что подходы к восприятию времени довольно широки и многогранны. Интерес психологической науки к проблеме времени не случаен и объясняется, прежде всего, тем, что человек постоянно находится в динамике, он развивается и изменяется, т.е. находится под влиянием и во взаимосвязи со временем. Так же происходят изменения и в доминирующей временной направленности, что объясняется условиями развития и особенностями возраста, в котором пребывает в данный момент индивид. Подростку свойственная направленность в будущее: кем он станет, чем будет заниматься и какой профессии посвятит свою жизнь. Для пожилого человека характерна временная направленность в прошлое: переоценка своей жизни, формирование мудрости, как новообразования. Однако, если брать в рассмотрение период взрослости, то утрачивается однозначность. Взрослый человек уже не так направлен в будущее, как подросток, но и не оглядывается постоянно в прошлое, как пожилой человек. В нем поочередно проявляются черты как направленности в прошлое, настоящее так и направленности в будущее. Сложно выявить доминирующую временную направленность.

В связи с этим интересным представляется вопрос рассмотрения проблемы времени в ее связи с психологическими особенностями определенных возрастов. В данной работе мы предлагаем рассмотреть пристальнее взаимосвязь периода поздней и средней взрослости и особенностей восприятия времени: есть ли эта взаимосвязь, какова она и как обусловлена особенностями возрастов.

Взрослость -- самый длительный и самый значимый период в жизни человека, когда он должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить свое предназначение. В этом смысле взрослость -- цель развития, но эта цель не обязательно предполагает его конец. Это достижение расцвета, за которым может следовать не увядание, а дальнейшее развитие.

Взрослость окончательно выявляет характер различных линий онтогенеза, доводит их до логического конца. Для одних людей она является лишь чисто хронологическим понятием, ничего не прибавляя к ранее сложившемуся стереотипному существованию. Другие во взрослости исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути.

В свете данной проблеме актуальным становится определение доминирующей ориентации личности во времени. Ведь от нее в некоторой степени зависит прохождение кризиса середины жизни. Так же немаловажную роль играют и направления психологической помощи людям в период взрослости

Объект исследования данной работы - восприятие времени.

Предмет исследования - возрастно-психологические особенности субъективного восприятия времени.

Целью является изучение возрастно-психологических особенностей субъективного восприятия времени в период средней и поздней взрослости.

Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы субъективного восприятия времени;

Рассмотреть возрастно-психологические особенности субъективного восприятия времени в период средней взрослости;

Рассмотреть возрастно-психологические особенности субъективного восприятия времени в период поздней взрослости.

Методы исследования - теоретический анализ литературы.

Глава 1. Психологическая природа восприятия времени

время психологический субъективный восприятие

1.1 Теоретические подходы к определению понятия «время»

Время является одной из центральных категорий философии и важнейшей проблемой психологических исследований.

Основным общепринятым определением восприятия времени считается определение данного типа восприятия как отражения длительности, скорости и последовательности явлений, отношения между которыми фиксируются при помощи таких понятий, как хронометрия - отсчет времени посредством использования подручных инструментов с равномерным движением частей; хронология - отражение времени в сопоставлении с общеизвестными событиями; хроногнозия - субъективное время каждого человека, зависящее от значимости и эмоциональной окрашенности события .

Выдающиеся мыслители прошлого выражают разные точки зрения на время, расходятся в вопросе об отношении категорий времени и бытия. В теологии и различных системах объективного идеализма время рассматривалось как преходящая и конечная форма проявления вечности (Платон, Августин, Г.В.Ф. Гегель и др.). Аристотель в свой работе «Физика», писал, что «Мы разграничиваем их [предыдущее и последующее] тем, что воспринимаем один раз одно, другой раз другое, а между ними - нечто отличное от них; ибо когда мы мыслим крайние точки отличными от середины, и душа отмечает два "теперь" - предыдущее и последующее, тогда это [именно] мы и называем временем, так как ограниченное [моментами] "теперь" и кажется нам временем. Это мы и положим в основание [последующих рассуждений]» .

Августин считал, что ни прошлого, ни будущего самих по себе не существует. Есть настоящее прошедшего, настоящее будущего. Только в душе нашей есть соответствующие тому три формы восприятия, а не где-нибудь вовне. Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас память или воспоминание (memoria); для настоящего настоящих предметов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание (intuitus), а для настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда (expectatio) .

И. Ньютон различал абсолютное время как внешнее условие бытия и относительное время, выражающее длительность конкретных состояний и процессов. В XVII-XIX вв. ему противостояло понимание времени как меры всеобщего изменения тел (Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Д. Дидро, М.В. Ломоносов). И. Кант рассматривал время как априорную форму чувственного созерцания: «Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, т.е. созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния. В самом деле, время не может быть определением внешних явлений: оно не принадлежит ни к внешнему виду, ни к положению и т.п.; напротив, оно определяет отношение представлений в нашем внутреннем состоянии» . В концепциях Дж. Беркли и Д. Юма время толковалось как форма упорядочения комплекса ощущений или непосредственных эмпирических данных. На более поздних этапах развития философии, в концепциях феноменологов и экзистенциалистов (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и др.), время стало анализироваться как внутрипсихический феномен с позиций субъективного его восприятия.

В течение советского периода в отечественной философии традиционным и наиболее разработанным являлся анализ объективного времени, как одного из атрибутов материи. Время определялось как последовательность и смена состояний объекта, и его философский анализ сводился к чисто физической интерпретации. Однако в последние годы основная тенденция в рассмотрении проблемы времени противостоит этой упрощенческой позиции.

Разграничив философское понятие времени как такового и понятие о физическом времени как форме протекания природных процессов, ученые стали глубже рассматривать философскую концепцию времени. Яковлев В.П. берет за основу триаду: индивид, социальное поколение, история общества - и выделяет соответственно время индивида, время поколения и время истории . Дроздова А.В., опираясь на философские направления, в центре внимания которых оказывается существование человека, анализирует экзистенциальное время .

Изучением вопросов, так или иначе касающихся психологического времени, занимались такие ученые, как Левин К., Бюлер Ш., Рубинштейн С.Л., Ананьев Б.Г., Зинченко В.П., Абульханова-Славская К.А., Цуканов Б.И., Дмитриев А.С. и многие другие. В настоящий период можно выделить три основных направления изучения времени в отечественной психологии: психофизиологическое, субъективно-психологическое и личностно-стратегическое.

В рамках психофизиологических исследований центральной признается проблема адаптации человека к системе текущего времени, что является необходимой предпосылкой для успешной ориентации в окружающей среде. Представителями данного направления являются Бриттен Т., Глыбин Л.Я., Бюннинг Э. . По их мнению, отсчет времени осуществляется с помощью сложной системы, получившей название "биологические часы", в которой сочетаются эндогенные процессы организма в виде сердечных сокращений, дыхательного цикла, цикла обмена веществ и экзогенные влияния в виде циркадических ритмов, температурных изменений, изменения влажности и т.д. .

В психофизическое направление так же входит бихевиоризм. Сеченов И.М., как его представитель, определял время, как объективную форму бытия, существующующую вне человека, вне его сознания и деятельности. Оно воспринимается посредством слуховой и кинестетической чувствительности. Таким образом, время рассматривалось, как одна из основных форм материи. Сеченов считал, что именно слух является измерителем времени, а слуховая память - память времени. Также роль в восприятии времени отводилась «чувству усилия», которое вызывается произвольной активностью человека и позволяет дифференцировать моменты движения и неподвижности, из которых и складывается ориентировка во временных отрезках .

В субъективно-психологическом направлении рассматриваются индивидуальные особенности восприятия времени, в исследованиях важную роль начинает играть такая психическая функция, как память, а также представления о прошлом, настоящем и будущем. Немало работ в области изучения психологического времени направлено на решение вопроса о том, что считать «настоящим», что «будущим», а что «прошлым». Левин К. установил взаимосвязь между тремя этими характеристиками, он подчеркивал, что когда человек воспринимает, переживает свое теперешнее положение, то оно неминуемо связано и с его прошлым опытом, и с его ожиданиями, желаниями, представлениями о будущем. Такое включение будущего и прошлого жизни в контекст настоящего Левин К. назвал временной перспективой. Идеи Левина К., впервые поставившего вопрос о существовании единиц психологического времени различной направленности, послужили стимулом для дальнейшего исследования субъективного восприятия времени .

Одной из наиболее интересных является причинно-целевая концепция, разработанная Головахой Е.И. и Кроником А.А.. Ее ключевое положение можно определить следующим образом: психологическое время формируется на основании переживания человеком детерминационных связей между основными событиями его жизни. Специфика человеческой жизни заключается в том, что, наряду с детерминацией прошлым (причинной обусловленностью последующих событий предшествующими), имеет место и детерминация будущим, т.е. целями и предполагаемыми результатами деятельности. Авторы предлагают рассматривать причинно-целевые связи в качестве единиц анализа психологического времени личности .

В отечественной психологии также активно разрабатывается личностно-временная проблематика, т.е. вопрос об индивидуальных стратегиях структурирования времени жизни (Абульханова-Славская К.А., Ковалев В.И., Кублицкене Л. Ю., Серенкова В.Ф. и др.). В концепциях, развивающих данное направление, центральными являются понятие личностное самоопределение и жизненная стратегия. Также вводится понятие личностное время, под которым понимается психотемпоральная организация человеком своей жизни. К.А. Абульханова-Славская выделяет стратегии рациональной организации времени (стратегия активного учета биологически и социально обусловленных ресурсов времени, имеющихся у человека) и стратегии пассивного приноравливания к внешним требованиям. Для определения истинных критериев личностной организации времени вводится понятие своевременность, что понимается как способ разрешения противоречий между социальными и личностными характеристиками времени .

В.И. Ковалев рассматривает типы индивидуальной организации времени и отношения к нему в зависимости от характера и направленности жизнедеятельности времени человека. По критериям ситуативности-пролонгированности и активности-пассивности им было выделено четыре способа жизни (стратегии) личности: обыденный (ситуативно-пассивный, построенный на безинициативном приспособлении); функционально-действенный (ситуативно-активный, центрированный на решении конкретных задач); созерцательно-рефлексивный (пролонгированно-пассивный, построенный на отказе от осознанной самодетерминации и деятельности, направленной в будущее); созидательно-преобразующий (пролонгированно-активный, построенный на осознанной самодетерминации и целенаправленной деятельности способы жизни личности

Как справедливо отмечают В.А. Москвин и В.В. Попович, идеи многих философов находят свое отражение в современных психологических концепциях. Интерес психологической науки к проблеме времени не случаен и объясняется, прежде всего, тем, что человек постоянно находится в динамике, он развивается и изменяется, т.е. находится под влиянием и во взаимосвязи со временем.

1.2 Структура восприятия времени

Восприятие времени, в отличие от других видов, не имеет специального анализатора, способного указать человеку на объективные характеристики прошедшего отрезка времени. Его заменяет непосредственное переживание, основанное на опыте каждого и названное «чувством времени». Оно связано с органической основой человека, а именно с постоянной сменой в нервной системе человека процессов возбуждения и торможения. Ритмичность функционирования организма: ритм сердечных сокращений, дыхания, физиологических потребностей - влечет за собой выработку определенных рефлексов, позволяющих правильно оценивать определенные отрезки времени . Известно также, что на восприятие времени оказывают влияние некоторые медикаменты, оказывающие воздействие на ритмику организма. Экспериментально доказано, что под влиянием амфетаминов у людей возникает ощущение более медленного течения времени, чем происходит на самом деле . Подобное же действие оказывает и кофеин. Оксид азота и другие анестезирующие газы воздействуют на человека так, что время для него укорачивается, т.е. происходит недооценка временных интервалов . С другой стороны, мескалин и марихуана имеют сильное, но непостоянное влияние на восприятие времени: они могут приводить как к ускорению, так и к замедлению субъективного времени. Вообще говоря, воздействия, ускоряющие процессы в организме, ускоряют течение времени, а физиологические депрессанты замедляют его. Тем не менее, механизм, опосредующий восприятие времени, а также причины, по которым химические вещества оказывают искажающее влияние на данный тип восприятия, до сих пор являются одной из нерешенных психофизиологических проблем . Данные выводы представляют собой выводы в рамках психофизиологической школы. Таким образом, можно сделать предположение об управлении временем на физиологическом уровне с помощью разных веществ, однако, путем угнетения нервной системы, что может негативно сказаться на последующей активности.

Н.Н. Трубников в своей работе «Время человеческого бытия» вывел следующие постулаты в отношении времени .

Время движется от прошлого к будущему. Что заключает в себе утверждение, вытекающее из данного постулата: время не может двигаться из прошлого в будущее. Соответственно, наше сознание совершает то невозможное, которое не может иметь места в реальном мире - идет из настоящего в прошлое - вспоминает.

Второй постулат гласит: Момент “теперь” есть настоящее время, отделяющее прошлое от будущего. Согласно его логике, человеку следует жить в настоящем, тем самым, отделяя свое прошлое от еще не свершившегося будущего. Проблема состоит в том, что часто люди живут либо в субъективном прошлом, либо мыслями ушли в будущее. И момент «теперь» стирается в их понимании, что влечет за собой ряд психологических проблем.

Третий постулат заключается в том, что прошлое никогда не возвращается. Опять же, человеческое сознание делает исключение и для этого правила. В мыслях, образах и идеях прошлого человек может вспомнить событие и, таким образом, его «вернуть».

Четвертый постулат говорит нам, что мы не можем изменить прошлое, но мы можем изменить будущее. Он имеет четкий вектор направленности в будущее, призывая откинуть сожаления о том, что прошло. Беря во внимание способность сознания, вытаскивать из памяти события уже прошедшие, очень важно помнить о том, что свершившееся изменить невозможно - мы можем принять его и пытаться изменить лишь последствия. Что автоматически избавляет от сожаления. Принятие событий - один из аспектов созревшей личности.

Из этого постулата вытекает и пятый: мы можем иметь протоколы прошлого, но не будущего, а значит, прошлое детерминировано, а будущее недетерминировано (6 постулат).

Зинченко Т.П. рассматривает время через показатель его субъективности восприятия событий и явлений. Она говорит, что субъективное восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональным состоянием субъекта. Таким образом, время, заполненное интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Однако в ретроспективном отчете соотношение может быть обратным: время, проведенное в безделье и скуке, кажется короче, когда о нем вспоминают спустя некоторое время. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные - субъективно несколько растягивают временные интервалы. Таким образом, субъекты, которые пережили травмирующие события, часто говорят о том, что время тянулось, а минуты шли часами. Это наглядно иллюстрирует данное положение .

Рубинштейн С.Л. в своем труде «Основы общей психологии» делит восприятие времени на восприятие последовательности явлений, их длительности, темпа и ритма. Рассмотрим это подробнее.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими. Одни явления отражаются в сознании как непосредственно на нас действующие в данный момент, другие -- как уже ранее воспринимавшиеся, третьи -- как ожидаемые и еще не наступившие.

Восприятие последовательности явлений связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе: закономерная смена дня ночью и ночи днем, смена времен года и т. д. Однажды воспринятое явление остается в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее.

Неоднократное повторение приводит к образованию своеобразного условного рефлекса: появление данного раздражителя является сигналом появления и других раздражителей, которые были связаны с ним в прошлом опыте. Образование и закрепление этого условного рефлекса необходимо также и для возникновения представлений о будущем.

Восприятие последовательности явлений опирается, таким образом, на обобщение предшествующего опыта и почти всегда характеризуется большой правильностью. Некоторые ошибки могут иметь место в представлении о последовательности давно прошедших событий благодаря выпадению из памяти отдельных представлений. Восстановление в памяти этих представлений, касающихся побочных обстоятельств, обыкновенно приводит к уточнению последовательности событий . Однако, нужно уточнить, что данное восстановление в памяти прошедшего может иметь ошибки. На это влияют эмоциональность индивида, субъективная значимость события, сила эмоционального выплеска, которую спровоцировало событие. Например, в стрессовых ситуациях индивид часто не может вспомнить, как события следовали друг за другом.

Восприятие длительности явлений опирается на представления о начале и конце явления, т. е. на представления о моменте, который уже прошел и с которого начинается отсчет времени (при беге такую роль играет момент старта), и о моменте, которым завершается данное явление и с которого прекращается счет времени (при беге таким моментом будет финиш). Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки. Так, при беге на длинные дистанции общее время преодоления всей дистанции может быть разбито на отдельные отрезки, соответствующие количеству времени, затрачиваемому на пробег каждого круга. На субъективную оценку длительности влияют и многие другие, не столь очевидные факторы: окружающая среда (шум укорачивает субъективную длительность), задача, стоящая перед субъектом (чем сложнее задача, тем короче кажется длительность), мотивация (всякий раз, когда мы обращаем внимание на течение времени, оно кажется нам длиннее, самое точная - это непринужденная спокойная оценка времени), фармакологические средства. Также время, проведенное в движении, субъективно протекает значительно быстрее, чем время в покое. Даже повседневные наблюдения и житейский опыт доказывают этот факт: время летит, когда человек куда-то спешит, и неимоверно тянется, когда он вынужден ждать что-то, особенно оставаясь на одном месте .

Восприятие времени длительных событий есть в собственном смысле не восприятие, а представление об этой длительности. Только очень малые промежутки времени (не более 0,75 сек.) могут быть восприняты непосредственно: это такие промежутки, в которых нервные возбуждения, вызванные началом события, еще продолжают существовать, в то время когда возникают возбуждения, вызванные его концом. Во всех же других случаях мы отражаем начало события только в своем представлении о нем на основании следов ранее бывших возбуждений.

Поскольку восприятие длительности всегда связано с целым рядом всплывающих в памяти представлений, оно отличается большой неточностью. Оцениваемые отрезки времени никогда не бывают пустыми, они всегда заполнены какими-либо промежуточными событиями. Представление только о начале и конце без представления каких-либо промежуточных действий или событий (хотя бы тех, на фоне которых совершалось данное явление) не может вызвать представления длительности потому, что в этом случае начало и конец слились бы в одно представление. Заполненность данного отрезка времени той или другой деятельностью, теми или иными событиями является необходимым условием для оценки его длительности .

Отрезки времени, заполненные большим количеством разнообразных и интересных событий или собственных действий, воспринимаются как очень быстро проходящие. Наоборот, промежутки времени, заполненные небольшим количеством событий или действий, особенно если они при этом однообразны и неинтересны, воспринимаются как очень медленно идущие.

В этих случаях мы не воспринимаем длительности всего данного отрезка времени от его начала и до конца, а судим о нем по непосредственному восприятию его «плотности» (наполненности событиями) в каждый данный краткий момент.

Оценка длительности временных промежутков по представлениям о них диаметрально противоположна суждению о них по непосредственному восприятию: заполненные отрезки времени оцениваются при воспроизведении в памяти (т. е. по представлению о них) как очень длительные, так как они богаты событиями; незаполненные же кажутся прошедшими очень быстро, так как они бедны событиями, и воспроизведение в памяти их длительности не требует большого труда и времени .

Отражением сложных форм временных отношений являются восприятия темпа и ритма.

В восприятии темпа отражается скорость, с которой сменяют друг друга отдельные элементы совершающегося во времени процесса, например чередование звуков. Темп характеризует это чередование только с одной стороны -- быстроты следования одних элементов за другими.

В восприятии ритма отражается структура периодически повторяющегося во времени сложного явления, называемая ритмической фигурой. Примерами могут служить различные ритмы в музыке. Субъект различает ритм вальса и ритм польки по характерным особенностям их ритмических фигур. У вальса эта фигура состоит из трех, у польки -- из четырех элементов.

Ритм составляют как количество входящих в ритмическую фигуру элементов, так и временные и динамические соотношения их друг с другом. Эти элементы могут быть разъединены более или менее длительными промежутками -- паузами; каждая из них может иметь большую или меньшую длительность. Все это придает ритмической фигуре определенное своеобразие.

Отдельные элементы, составляющие ритмическую фигуру, неравноценны. Некоторые из них выделяются, подчеркиваются, что иногда делается с помощью звука или данного движения. Так, в ритме вальса такой акцент падает на первый из трех основных элементов ритмической фигуры. Сочетая количество элементов, их длительность, способ акцентирования, можно создать очень большое разнообразие ритмических соотношений .

Интересен взгляд на структуру временного восприятия С.Л. Рубинштейна. Он выделяет восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности, что перекликается с вышеописанными теориями. «Как одно, так и другое включает в единстве и взаимопроникновении и непосредственные, и опосредованные компоненты. У нас имеется некоторое непосредственное переживание, ощущение, или "чувство", времени. Оно обусловлено органическими ощущениями и связано с ритмичностью основных процессов органической жизни - пульса, дыхания и т. д. По крайней мере у больных, у которых наблюдается анестезия внутренних органов, оказывается утраченной или очень сниженной непосредственная оценка времени. Значительную роль в "чувстве", или ощущении времени играют, по - видимому, необратимые химические реакции в нервной системе» .

Так же, он выдвигает интересную идею о том, что оценка длительности коротких временных интервалов зависит также от внутренней температуры тела. Но надо помнить о том, что восприятие времени обусловлено не только ею, но в не меньшей мере и тем содержанием, которое его заполняет и расчленяет: время неотделимо от реальных, во времени протекающих процессов.

Соответственно, чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени.

Для времени переживания настоящего имеет место обратное положение. Если прошедшее время в воспоминании кажется нам тем более длительным, чем оно было богаче событиями, и тем короче, чем более оно было пустым, то в отношении текущего времени наоборот: чем оно беднее событиями и чем однообразнее его течение, тем более длительным, "тягучим" оно является в переживании; чем богаче и содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает, тем меньше кажется его длительность. В этом расчленении закона заполненного временного отрезка на два противоположных по своему содержанию положения сказывается качественная специфика прошлого и настоящего. Прошлое объективировано в своем содержании и целиком определяется им; события в нем внеположны: они тем самым расчленяют время и этим удлиняют его для переживания. В настоящем, как бы ни было велико его заполнение, поскольку оно переживается как настоящее, оно по существу смыкается в переживании в одно единство; заполняющими его событиями оно не расчленяется именно постольку, поскольку оно переживается как настоящее. При незаполнении же переживаемого времени в переживании обычно создается томительное напряжение, так что внимание концентрируется на самом течении времени, которое в результате как бы удлиняется .

По мере того как в переживаемом времени выступает на первый план установка на будущее, снова видоизменяются закономерности, определяющие переживаемую длительность. Время ожидания желательного события в непосредственном переживании томительно удлиняется, нежелательного - мучительно сокращается. В первом случае время никогда не течет достаточно быстро, во втором - оно всегда протекает слишком быстро. Переживаемая длительность отклоняется от объективного времени в сторону, обратную господствующей у субъекта направленности. Роль этого фактора, связанного с эмоциональным характером переживания, можно зафиксировать как закон эмоционально детерминированной оценки времени. Он сказывается и в том, что время, заполненное событиями с положительным эмоциональным знаком, сокращается в переживании, а заполненное событиями с отрицательным эмоциональным знаком в переживании удлиняется: "Грустные часы длинны", - как говорит Ромео у Шекспира .

Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, от которого мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло. Установление объективного порядка или однозначной, необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ними.

Именно на основании причинных зависимостей мы обычно опосредованно решаем вопрос об объективной последовательности событий. Непосредственная локализация во времени ограничивается лишь очень общим недифференцированным не столько знанием, сколько "чувством" того, что данное событие близко, поскольку оно актуально, или отдалено, поскольку оно чуждо. Более точная временная локализация переживаемого предполагает умение оперировать соотношениями временных величин. Поскольку время - направленная величина (вектор), однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, сутки, месяц, год, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка. С этим связан дальнейший момент, особенно осложняющий восприятие времени опосредованными компонентами. Естественной отправной точкой во времени является настоящее, это "теперь", которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Оно одно как будто непосредственно дано как нечто наличное; от него взор направляется на прошлое и на будущее, которые могут быть определены лишь через свое отношение к настоящему. Но проблематика времени здесь осложняется диалектикой всех временных определений, связанной с текучестью времени .

Глава 2. Возрастные особенности субъективного восприятия времени

2.1 Подходы к классификации периода взрослости

На сегодняшний день, к сожалению, не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой так и не было создано.

Биррен Дж. делит этап взрослости на три этапа. Первый этап занимает возрастные границы от 17 до 25 и носит название ранняя взрослость. Второй этап - от 25 до 50, его Биррен назвал зрелость. В возрасте 50-75 лет человек переходит на 3 этап - позднюю зрелость .

В классификации Бромлей Д. выделяются циклы развития: внутри-утробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл «взрослость» состоит из трех стадий: ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрослость (от 25 до 40 лет), поздняя взрослость (от 40 до 55 лет) .

В классификации Эриксона Э. выделяется следующее разделение этапа взрослости на стадии: от 20 до 25 лет (ранняя зрелость), от 26 до 64 лет (средняя зрелость), от 65 лет (поздняя зрелость) .

Крайг Г. придерживается идеи о том, что взрослость имеет стадии и озвучивает их. Ранняя взрослость от 20 до 40, средняя взрослость от 40 до 60 и поздняя взрослость от 60 и бессрочно .

В работе Абрамовой Г.С. описание развития дается в терминах «задач развития», специфичных для каждого этапа.

Взросление (23-30 лет). Задача личного развития - устройство и организация жизни в новой семье. В этой задаче несколько планов: физиологический, социальный, психологический. Если эта задача развития не выполняется, то реальное жизненное пространство превращается в фантом - «проявление смерти в жизни».

Не менее важная задача развития - освоение родительской роли. Для Матери важно найти свое «Я» не только в пространстве семьи, но и в пространстве общества. Для Отца - выстроить «модель правильной жизни» для всей его семьи, которая складывается из рациональной оценки возможностей и воплощения их в жизнь.

Другая задача, связанная с предыдущими, - выработка собственного (семейного) стиля, который предполагает семейное единение «Мы» и свободное существование «Я» каждого члена семьи, принятие на себя определенных обязательств, ответственности.

Переходный возраст (30-35 лет). Для женщины основной становится задача контроля и самоконтроля, чтобы приспособиться к новой ситуации. Дети подросли, и у них появляется своя жизнь, надо учиться заново проявлять чувство к мужу, чтобы оно жило, стараться не попасть в психологические ловушки несбывшихся надежд и неоправдавшихся мечтаний.

Для мужчины в переходном возрасте важно решение тех же задач, что и для женщины, но они имеют другой вектор. Для женщины он лежит в области чувств, для мужчины - в интеллектуальной сфере.

Зрелость (36-50 лет). Для женщины главная задача связана с философской оценкой взятых на себя обязательств как по отношению к себе, так и по отношению к близким. К этому ее побуждают множество факторов - изменение физиологического состояния, изменение состава семьи и роли в семье (бабушка, свекровь, теща), достижение высокого профессионального уровня.

В жизни мужчины действуют те же закономерности, что и у женщины: к концу периода зрелости он должен переосмыслить свое место в изменившемся социально-психологическом пространстве, увидеть другой потенциал собственного «Я», связанный с наставничеством, руководством, учительством, примириться с физическим спадом. Если для женщины основное место занимают семья и работа, то для мужчины не меньшее значение имеют друзья и общество в целом .

Как мы видим выше, классификаций периода взрослости существует несколько, зачастую они разнятся. Разные авторы на основании различных признаков выделяют различные этапы.

В данной работе мы попытаемся охарактеризовать период средней и поздней взрослости с точки зрения нескольких авторов, чьи точки зрения разительно не отличаются друг от друга.

2.2 Возрастно-психологические особенности субъективного восприятия времени в период средней взрослости

Говоря о средней взрослости, стоит упомянуть, что разные авторы неоднозначно определяют возрастные рамки данного периода. Эриксон Э. полагает, что человек переживает среднюю взрослость от 26 до 64 лет, в том время как Сидоров и Парняков пишут о более коротком периоде средней взрослости - от 35 до 45 лет, Абрамова Г.С. включает в данный период людей от 30 до 35. В данной главе будут рассматриваться названные точки зрения.

Для каждого возрастного периода, по Эриксону Э., характерен конфликт двух дихотомий. Решая его, человек приобретает соответствующее новообразование и переходит на следующий возрастной этап. Для этапа средней взрослости характерен конфликт производительность - стагнация. Каждый взрослый, по утверждению Эриксона Э., должен или отвернуть, или принять мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры. Таким образом, продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену. Основной темой психосоциального развития личности является забота о будущем благополучии человечества. Чувство заботы, по Эриксону Э., психологически противоположно апатии, безразличию, поглощенности собой, характерным для необретших чувства собственной продуктивности. Те взрослые, кому не удается стать продуктивным, постепенно переходят в состояние поглощенности собой. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям .

Сидоров П.И и Парянков А.В. в свою очередь считают, что средняя зрелость лежит в границах 35-45 лет. В этот период происходит своеобразная переоценки личностных целей и притязаний, которая сопровождается внезапным ощущением и осознанием того, что уже прожито полжизни -- "кризис середины жизни".

Кризис середины жизни определяется расхождением между мечтами, целями молодости и действительными, достигнутыми результатами. Поскольку мечты молодости чаще являются не очень реальными, то и оценка достигнутого также часто оказывается негативной и окрашенной отрицательными эмоциями. Человек начинает пессимистично оценивать и свое будущее -- "уже не успеть, а менять что-либо поздно...".

Убывание физических сил и привлекательности -- одна из многих проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и в последующем. Для тех, кто полагался ранее на свои физические качества и привлекательность, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии. Многие люди просто начинают жаловаться на то, что они больше устают--не могут, например, как в студенческие годы, проводить несколько дней без сна, если этого требует важное дело. Хотя хорошо продуманная программа ежедневных упражнений и соответствующая диета оказывают свое положительное действие. Большинство людей находят новые преимущества в знании, накопленном жизненном опыте; они приобретают мудрость.

Другим важным вопросом среднего возраста является сексуальность. У среднестатистического человека в период среднего возраста могут наблюдаться некоторые отклонения в сексуальных интересах, способностях и возможностях, особенно, по мере того как подрастают дети. Он может удивиться тому, сколь большую роль сексуальность играла для него ранее в отношениях с людьми. С другой стороны, есть люди, которые и в среднем возрасте продолжают рассматривать каждого человека противоположного пола лишь в рамках сексуального притяжения или отталкивания, а одноименного пола -- как потенциального соперника. По мнению психолога Пека, в более удачных случаях достижения зрелости сексуальная эгоцентрическая установка до известной степени блокируется, а партнеры по общению воспринимаются более как потенциальные друзья и взаимопонимающие личности, т.е. "социализация" в отношениях с людьми замещает прежнюю "сексуализацию" .

Успешное разрешение кризиса среднего возраста включает обычно переформулировку целей на более реалистичные с осознанием ограниченности жизни всякого человека. Супруг, друзья и дети приобретают все большее значение, тогда как собственное Я все более лишается своего исключительного положения. Главным в средней зрелости становится желание повлиять на следующее поколение через собственных детей или путем личного вклада в успехи общества. Эта центральная тема и определяет желание человека быть продуктивным, нужным окружающим людям, что, в свою очередь, и делает его счастливым. Жизненная неудача на этой стадии может также способствовать изоляции и поглощенности только самим собой .

По мнению Абрамовой Г.С., для женщины в период средней взрослости (который основной становится задача контроля и самоконтроля, чтобы приспособиться к новой ситуации. Дети подросли, и у них появляется своя жизнь, надо учиться заново проявлять чувство к мужу, чтобы оно жило, стараться не попасть в психологические ловушки несбывшихся надежд и неоправдавшихся мечтаний.

Для мужчины в переходном возрасте важно решение тех же задач, что и для женщины, но они имеют другой вектор. Для женщины он лежит в области чувств, для мужчины - в интеллектуальной сфере .

Проанализировав информацию по вопросу средней зрелости, можно сделать вывод о доминирующей временной направленности. Личность переживает кризис по несоответствию задуманных мечт своей юности и реально имеющейся действительностью. Соответственно, для нее характерна доминирующая направленность в настоящее с элементами направленности в прошлое. При успешном прохождении кризиса формируется чувство продуктивности, что усиливает ориентацию человека в настоящее, нежели в переживание прошлого.

2.3 Возрастно-психологические особенности субъективного восприятия времени в период поздней взрослости

Последняя стадия, которую Эриксон Э. уважительно называет «поздняя зрелость», начинающаяся с 65 лет и завершающая жизнь человека, обращает его к прожитой жизни, ее анализу, оценке, которые, как и прошлый опыт, интересуют его больше будущих планов. Позитивным итогом этого анализа оказывается чувство мудрости, включающее как ощущение полноценно и разумно прожитой жизни, так и спокойное отношение к смерти; в противоположном случае прожитая жизнь воспринимается как череда ошибок или нереализованных возможностей, сожаление о том, что нельзя начать сначала, и отсутствие времени для этого усиливают страх смерти в явном или скрытом виде (например, боязнь возможных будущих несчастий) .

Скаткин П.И и Парняков А.В. заключают понятие поздняя зрелость в рамки возраста 45-60 лет. Авторы утверждают, что данный период протекает неодинаково у людей, ярко переживших кризис середины жизни, и у людей, которым удалось его избежать. Последние не производили осознанно ревизии своих планов и достижений и гораздо легче теряют энергичность и живость, так необходимую для продолжения своего личностного роста в последующие годы.

Если переоценка ценностей в середине жизни все же состоялась, то ее следствием является глубинное обновление личности с ростом удовлетворения собой в последующие годы. Активность личности не снижается, и даже наблюдается ее рост. Например, имеются наблюдения, что кроме первого оптимального интервала для выдающихся открытий (40 лет) существует и второй пик творческой активности -- в 50-55 лет .

Мазуренко Я.А. период поздней взрослости называет геронтогенезом, или периодом старения. Главной особенностью возраста является генетически запрограммированный процесс старения, который затрагивает и нервную систему человека. Происходит снижение ее чувствительности, что обусловливает замедление реакции организма на внешние воздействия и изменение чувствительности разных органов чувств .

При достижении человеком периода поздней взрослости и определенном снижении его когнитивного развития он выигрывает в некоторых сферах мышления, особенно в таком аспекте, как мудрость.

Мудрость - это экспертная система знаний человека, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам. Большинство исследователей сходятся на том, что мудрость - это когнитивное свойство человека, в основе которого лежит кристаллизованный, культурно-обусловленный интеллект и которое связано с опытом и личностью человека .

Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом. Эмоции и чувства, которые появляются у человека на определенной стадии развития, являются продолжением эмоций в более раннем возрасте. Новые чувства появляются вместо старых, одно чувство, ставшее значительным переживанием для личности, может определить новый период в ее жизни. Эмоциональный фон, сопровождающий человека в этом возрасте, во многом обусловлен выбором его жизненной стратегии: болезни и потеря трудоспособности или возможность вести полноценную жизнь. Выбор этот человек делает на протяжении всего жизненного пути. Люди, подверженные страхам, депрессиям, комплексу неполноценности часто остаются такими до конца дней. Активные, эмоционально и психологически устойчивые сохраняют жизненную энергию и в 70 лет .

На основании выше озвученных данных, а именно, что в период поздней взрослости для человека характерна переоценка прожитой жизни, мы можем предположить, что доминирующая временная ориентация личности направлена в прошлое. Она анализирует прошедшие события, переоценивает их с точки зрения уже прожитых лет. Для данного возраста эта временная ориентация является естественной. Однако, если мы наблюдаем такую же направленность в прошлое в юности или ранней взрослости, то можно сделать вывод о том, что данные условия не соответствуют желаемым и личность ищет утешения в прошлом, которое идеализируется. При негативной оценки настоящего в период поздней взрослости прошлое может так же идеализироваться, усугубляя негативное восприятие настоящего.

Соответственно, мы имеем два варианта восприятия времени для данного возраста. Один из них заключается в том, что личность переоценивает прошлое в позитивном ключе: выводит из него уроки, смотрит со стороны, чего добилась, а что нуждается в развитии. Итогом должна стать удовлетворенность в настоящем и позитивное отношение к прошлому. В этом случае мы можем говорить о формировании новообразования - мудрости. Второй вариант - преувеличенно хорошее отношение к прошлому и неудовлетворенность настоящим. Как писалось выше, в этом случае прошлое идеализируется и происходит смещение временной перспективы в прошлое. В этом случае личность начинает тосковать по прошлому и негативно оценивать настоящее, как неизбежно худшее.

Заключение

Проблема восприятия времени является важной и актуальной, особенно в наши дни. Зная временную направленность, психолог может выбрать методы работы более точно, подходящие для конкретного индивида.

Таким образом, в данной работе мы рассмотрели подходы к вопросу времени и особенности субъективного восприятия времени в период средней и поздней взрослости, с учетом возрастных особенностей.

Освещены такие моменты, как подходы к проблематике времени, в том числе и в философии, и в науке, выделение постулатов времени, наличие различий в выделении периодов средней и поздней взрослости,

Были сделаны предположения о ведущей временной направленности в данные возрастные периоды: для средней взрослости характерна доминирующая направленность в настоящее с элементами направленности в прошлое, для людей, принадлежащих возрастной группе поздней взрослости - направленность в прошлое.

В заключение можно сказать, что в современной меняющемся мире ученые пытаются создать единую психолого-возрастную теорию личности, постоянно выдвигая свои взгляды. Но проблема любой науки - субъективизм. И даже стремясь к объективизму, невозможно учесть все факторы, влияющие на сложную структуру человека. Однако, осознание факта, что данные исследования ведутся, продвигает науку вперед. Еще на шаг ближе к идеальной возрастной теории личности

В дальнейших работах планируется более подробное рассмотрение вопроса связи субъективного восприятия времени с возрастными особенностями и экспериментальная проверка.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 1999, 458 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991, 576 с.

4. Ананьев, Борис Герасимович Избранные психологические труды: в 2 т./ Б.Г. Ананьев; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1980, 657 с.

5. Аристотель. Физика. Собр. соч. в 4-х тт. Т. 3. М. 1981. 223 с.

6. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 684 с.

7. Вайнштейн Л.А. Психология восприятия.- Мн.: Тесей, 2007.- 224 с

8. Дроздова, А.В. Экзистенциальное время как взаимосвязь вечности и повседневности: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.11 / А. В. Дроздова. - Екатеринбург, 1996. - 137 с.

9. Калиш Р. Пожилые люди и горе. Психология зрелости и старения - 1997, 493с.

10. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994, 556 с.

11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.

12. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с

13. Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Восприятие движения и времени. - СПб., 1969, 517 с.

14. Крылов Альберт Александрович - Психология. Учебник. Проспект. М., 1998, 459 с.

15. Моисеева, Н.И. Время в нас и время вне нас / Н.И. Моисеева. - Л.: Лениздат, 1991. -156 с.

16. Петровский, А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.

17. Попович, В.В. Особенности психологического времени при хроническом алкоголизме / В.В. Попович, В.А. Москвин // Вопросы психологии. - 2002. - N 3. - С. 68-79.

18. Психология ощущений и восприятия/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. - М.: ЧеРо, 1999.- 610 с.

19. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. -- М.; СПб., 2004, 656 с.

20. Рубинштейн С.Л.. Основы общей психологии. СПб., 1998, 654 с.

21. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. - М.: Госполитиздат, 1957, 613 с.

22. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000, 384 c

Подобные документы

    Психологическая природа субъективного восприятия времени. Особенности субъективного восприятия времени личностью в период ранней взрослости. Переоценка ценностей в середине жизни. Временная перспектива гедонистического настоящего. Результативность жизни.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2014

    Время как психологическая категория, методологические подходы к изучению психологического времени. Особенности развития личности и восприятия времени личности в юношеском и в среднем возрасте. Проведение исследования по анкете "Психологическое время".

    дипломная работа , добавлен 26.11.2011

    Характеристика психических познавательных процессов в период средней взрослости. Влияние брачных отношений на эмоциональную сферу личности. Значение стресса в жизни человека период средней взрослости. Мотивация взаимоотношений с детьми и родителями.

    реферат , добавлен 25.11.2010

    Теоретическое исследование психологических и физиологических изменений в организме пожилого человека. Изучение и анализ психологических особенностей и задач развития людей пожилого возраста. Состояние поздней взрослости и самосознание старого человека.

    реферат , добавлен 23.04.2011

    Характеристика развития личности взрослого человека. Психофизиологические изменения и проблемы периода средней взрослости. Психологические факторы кризиса. Эффект кумулятивности. Влияние особенностей профессиональной деятельности на формирование личности.

    дипломная работа , добавлен 24.11.2014

    Понятие и особенности восприятия времени. Методика и организация эмпирического исследования. Искажение восприятия времени под влиянием эмоционального фактора. Неверная оценка временных интервалов и снижение биологической и социальной адаптации человека.

    дипломная работа , добавлен 30.11.2010

    Понятие времени. Биологическое и "психологическое" время. Разное отношение ко времени в разные исторические эпохи. Основные свойства восприятия, основные факторы, влияющие на его содержание. Особенности восприятия времени человеком, анализаторы.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2008

    Основные представления о времени в разные исторические периоды и особенности процесса восприятия. Механизмы, особенности и степень точности восприятия времени студентом в стрессовой ситуации. Сходство между восприятием времени и восприятием причинности.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2011

    Основные закономерности восприятия времени и его длительности. Особенности воспроизведения и оценки времени в различных видах деятельности (музыкальной, спортивной). Влияние личностных характеристик индивида на восприятие времени при работе за ПК.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2014

    Проведение анализа психологических особенностей кризисов взрослости. Изучение проблем самопознания, рассмотрение взрослости как времени непрерывного изменения и роста. Достижение личностной зрелости, самопознания, наличия определенной жизненной философии.

Масса вопросов, "мы сотканы из вещества времени. Время - река, которая уносит меня, но эта река - я сам; тигр, который пожирает меня, но этот тигр - я сам; огонь, который меня пепелит, но этот огонь - снова я", - писал Хорхе Луис Борхес.

Время определяет нашу жизнь и поведение. При этом до сих пор никто точно не знает, что это такое!

Никто не сомневается в том, что оно есть, что оно "идет", поскольку каждый видит вокруг себя различные процессы со сменой явлений.

Все это доказывает, что, помимо пространства, существует еще один вектор измерения. Но как его правильно измерять?

Для оперирования непокорной субстанцией ученые придумали так называемого "наблюдателя": персонаж, фиксирующий изменения окружающей его действительности, отражающие именно течение времени.

Но едва все стало чуть понятнее, как не заставил себя ждать новый вопрос: если время нельзя заметить и постичь без наблюдателя, не сам ли наблюдатель создает время?

Психологи же, обходя философские дебри, оставили только "наблюдателя" и задались вопросом: а как от конкретной личности зависит ее собственное восприятие времени?

В отличие от объективного времени, психологическое время подвластно разнообразным изменениям.

Каждому из нас знакомо чувство, что время тянется бесконечно. Минуты в очередях или проведенные за скучным занятием многим кажутся часами.

А бывает, вы встретились с друзьями, и вдруг кто-то говорит: "Уже два часа ночи". Как?! Вы думали - максимум одиннадцать часов вечера! Время просто "пролетело".

В целом восприятие времени имеет множество сторон: ощущение течения времени, оценка длительности происходящего в настоящем, прошлом и будущем.

Ученые, глядя на результаты исследований, говорят о биологических "часах" в мозге человека, но еще никто не нашел этих часов.

Мы так мало знаем о восприятии времени, потому что это никогда не было зоной повышенного внимания науки и инвестиций. Большинство исследований было проведено на животных.

Это странно, ведь, казалось бы, разгадать тайну времени - значит управлять им. Тем не менее, кое-что уже известно, и наука продолжает открывать тайны времени.

Кому в жизни везет?

Ощущение течения времени - лишь иллюзия нашего восприятия, считают многие ученые. Если бы оно было физической характеристикой мира, то не зависело бы от субъективной оценки происходящего.

Следующий эксперимент, как и многие прочие, показывает, что наше восприятие времени зачастую иллюзорно.

Добровольцам предлагается нажимать на пробел на клавиатуре, и на экране монитора появляется светящийся круг. Между нажатием клавиши и появлением света установлен интервал в 200 миллисекунд.

Затем экспериментаторы уменьшают этот интервал до 50 миллисекунд, и тогда участники готовы поклясться, что он зажегся еще до прикосновения к клавише!

Вы можете понять, как вы в целом воспринимаете время, ответив на вопрос. У вас была назначена встреча на среду, но была перенесена на два дня.

Не задумываясь долго, скажите: на какой день она перенесена? (Ответ - в конце статьи.)

Ученый обнаружил, что ориентация во времени влияет на наши решения и поведение, формируя нашу жизнь, даже если мы об этом не подозреваем.

Вот классический эксперимент: десятилетним детям предлагали одну конфету, но говорили, что если они подождут пять минут, то получат две.

Две трети детей поддались искушению, остальные стали ждать большего вознаграждения в будущем.

Через четырнадцать лет участников этого эксперимента нашли и проанализировали их жизнь. Между группами сладкоежек и стойких оказалась невероятно большая разница!

Те, кто умел ждать, имели гигантский отрыв по оценкам в школе, были хорошими учениками, меньше поддавались вредным привычкам, получили лучшую работу и больше зарабатывали.

Зимбардо описал шесть типов отношения ко времени и нашел подтверждение влияния этого отношения на все аспекты жизни, даже в политике.

Почему, например, северные итальянцы не понимают южных? Потому что северяне ориентированы на будущее в большей мере, тогда как южане хотят получать удовольствие здесь и сейчас, меньше заботясь о том, что будет завтра.

В результате своих исследований Зимбардо вывел оптимальное отношение ко времени: надо быть ориентированным в будущее, умеренно относиться к наслаждениям в настоящем и позитивно относиться к своему прошлому (стараться помнить в основном хорошее. А трудности воспринимать как полезный опыт).

Пессимизм и фатализм - очень вредные черты, рождающие беспомощность и приводящие к депрессии.

Факторы, влияющие на восприятие времени

Ощущение опасности и связанные с этим сильные эмоции изменяют восприятие времени, порождая эффект его замирания.

Дело в том, что в состоянии стресса организм стремительно мобилизуется, все нервные процессы разгоняются, мозг обрабатывает информацию с невероятной скоростью, поскольку все ресурсы тела направляются на выход из угрожающей для жизни ситуации.

Неудивительно, что в состоянии такой боевой готовности мысли и движения ускоряются до такой степени, что время в сравнении действительно "замирает". Этот феномен был хорошо изучен в боевых условиях.

Так, исследования показали, что во время перестрелок в 65% случаев у полицейских возникало ощущение замедления времени.

Также было обнаружено, что землетрясения ощущаются гораздо более длительными по времени, чем в реальности.

Алан Джоисощ журналист ВВС, которого держала в заложниках радикальная группа исламистов в течение четырех месяцев, рассказывал, что однажды ночью он услышал по радио новость о том, что его казнили!

Джонсон подумал, что его захватчики сообщили новость заранее и скоро придут исполнить приговор. Время драматически замедлилось, и та ночь показалась ему вечностью.

Психолог Дэвид Иглман из Медицинского колледжа Бэйлора (США) решил проверить: правда ли, что внезапный острый стресс и страх вызывают замедление времени.

Он набрал добровольцев, которые согласились спрыгнуть с тридцатиметровой вышки на сетку, закрепленную внизу: это было безопасно, но очень страшно.

На руку им прикрепили часы, на которых с огромной скоростью менялись цифры, их было невозможно увидеть в нормальном состоянии.

Исследователь полагал, что, если время для добровольцев замедлится, они смогут увидеть эти цифры.

Но ничего этого не произошло, и, вероятнее всего, замедление субъективного времени - это внутренняя иллюзия.

Известный эксперимент американских психологов Жана Туенге, Кейтлин Катаниз и Роя Баумайстера, опубликованный в 2003 году в Journal of Personality and Social Psychology показал, как социальное отвержение меняет и личность людей, и восприятие ими времени.

Добровольцев собрали в комнате, где они познакомились и поговорили на обычные темы.

Затем ученые предложили каждому участнику выбрать двух людей, с которыми они будут выполнять определенные задачи.

Этих людей незаметно для них и случайным образом разделили на две группы.

Одним участникам сказали: "Извините, такого раньше никогда не случалось, но вас никто не выбрал и вам придется работать одному".

Другим сказали, что они настолько популярны, что все выбрали их, и будет только справедливо, если они будут работать в одиночестве.

Затем их попросили оценить длительность одной минуты. Для отвергнутых всеми минута длилась очень долго, а для популярных и любимых пролетала быстро.

Время замедляется, когда мы чувствуем боль. А вот алкоголь в больших дозах ускоряет время, так же как и кокаин и метамфетамин. Марихуана чаще всего замедляет время.

Американский психолог Хоглаид Хадсон случайно обратил внимание на то, что его больная жена жаловалась, что он слишком долго шел за ее лекарствами, в то время как он отсутствовал всего минуту.

Он заинтересовался и попросил ее отмерить мысленно одну минуту. Она подала знак на 37-й секунде.

Хогланд проделал несколько десятков экспериментов, установив, что чем выше температура тела, тем длиннее казалась минута.

Другой психолог, Алан Бадли, исследовал противоположный феномен, попросив испытателей плавать в холодном море.

Он обнаружил, что субъективная длительность минуты для пловцов составляла две минуты реального времени.

Депрессия и мрачные мысли приводят к субъективному ощущению замедления времени. Для детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания время течет очень медленно.

Когда учитель требует у такого ребенка спокойно посидеть хотя бы пять минут, для него это кажется нетерпимо долго.

У шизофреников время изменяется в самых разных направлениях. А вот люди с синдромом Туретта (неврологическим нарушением, характеризующимся непроизвольными моторными тиками и выкриками грубостей) невероятно точны в определении длительности времени, особенно те, которые научились подавлять свои приступы.

Если вы ответили, что встреча перенесена на пятницу, вы "движетесь" по линии времени. Если вы ответили "понедельник", то вы воспринимаете время как движущееся вам навстречу.

В сравнении с "пятничными" людьми вы меньше контролируете происходящее и более подвластны влиянию прошлого.

Борис Зубков - психолог исследователь.

Восприятие времени - образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность. В построении временных аспектов картины мира принимают участие различные анализаторы, из которых наиболее важную роль в точной дифференцировки промежутков времени играют кинестезические и слуховые ощущения. Индивидуальное восприятие продолжительности временных периодов существенно зависит от интенсивности деятельности, которая совершается в эти периоды и от эмоциональных состояний, порождаемых в ходе ее реализации.

В восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект связан с нашей личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от заполненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности. Объективно-условный аспект связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает наше ощущение времени, то второй аспект помогает нам ориентироваться во времени.

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ (англ. time perception ) - отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

В основе В. в. лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга. В В. в. участвуют различные анализаторы , наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестезические и слуховые ощущения. И . М . Сеченов называл слух измерителем времени, а слуховую память - памятью времени. Субъективное восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональным состоянием субъекта. Время, заполненное интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Однако в ретроспективном отчете соотношение м. б. обратным: время, проведенное в безделье и скуке, кажется короче, когда о нем вспоминают спустя некоторое время. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицат. - субъективно несколько растягивают временные интервалы. (Т. П. Зинченко.)

Добавление ред.: Человек переживает и осознает время в значительной степени с помощью культурно-исторических средств его измерения и отражения (разнообразных часовых механизмов, календарей, учебников истории, внутренних сенсорных эталонов временных промежутков т. д.).

На культуральном уровне Л. Н. Гумилев (1979) выделил 7 типов отсчета времени и отношения к нему:

· атемпоральность,

· фенологический и циклический календари,

· живая хронология и линейный счет,

· квантование и релятивизация времени.

Важную роль в В. в. у древних людей и в традиционных культурах играли производственные процессы, согласованные с природными циклами, что находило прямое отражение в названиях «месяцев» народных календарей (напр., в нанайском календаре есть «месяц горбуши», «месяц летней кеты», «месяц осенней кеты», «месяц петель на соболя» и т. п.).

В своих долголетних исследованиях сов. психолог Д . Г . Элькин показал, что у человека на протяжении его культурного развития происходит постепенное усвоение социальных эталонов длительности, составляющих систему временных шкал и мер. Такое опосредствование позволяет не только точнее оценивать различные интервалы, но и выходить далеко за пределы возможностей непосредственного В. в. Отметим также, что культурно опосредствованное чувство времени играет огромную роль в различных видах практической деятельности (напр.: охотника и рыболова, крестьянина и кузнеца, рабочего и инженера, ученого и педагога, космонавта и спортсмена, актера и музыканта). Т. о., В. в. основывается, с одной стороны, на сигнальном значении временных характеристик собственных произвольных движений и ритмов непроизвольных вегетативных процессов («биологические часы» ), как натуральных мерках, при посредстве которых осуществляется оценка времени; с др. стороны, на исторически развивающейся системе социальных эталонов и технических средств.

ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ НАРУШЕНИЯ (англ. disturbances , илиimpairments of time perception ) - утрата или снижение способности ориентироваться в коротких (с, мин, ч.) и длинных (дни, мес, гг.) промежутках времени; проявляются в 2 основных формах.

1. В. в. н., связанные с нарушением сознания и проявляющиеся в виде общей дезориентировки во времени. Подобные нарушения возникают как при локальных поражениях мозга (лобных долей, глубоких структур правого полушария и др.), так и при психических заболеваниях (в синдромах различных нарушений сознания).

2. В. в. н., имеющие более частный характер и проявляющиеся как невозможность правильно оценить относительно короткие интервалы времени (с, мин). Эта форма нарушений возникает при поражении височных отделов мозга (преимущественно правого полушария) в синдроме др. расстройств в работе слухового анализатора. В. в. и. возможны при различных экстремальных состояниях: при стрессе , длительной сенсорной депривации, алкогольном опьянении и др.

Уважаемые читатели! Я хочу познакомить Вас с гипотезой о психологических и психофизиологических явлениях, связанных с особенностями субъективного восприятия времени. Эта гипотеза на первый взгляд противоречит нашему опыту и привычным ощущениям. Подавляющее большинство воспринимает время, как некий острый дефицит. Времени, как кажется, всегда не хватает. Многочисленные тренинги направлены на обучение "рачительному времяпользованию".

Тем не менее, в тексте утверждается, что для многих категорий людей это совсем не так. И это утверждение основывается на экспериментальных данных. Хотя я выполнил эту работу более 20 лет назад, она никогда ранее не публиковалась. Несмотря на небезупречное изложение, рекомендую дочитать до конца, так как это имеет непосредственное отношение к жизни каждого из нас.

Понятие "время" все еще остается загадочным. Не ясна даже егофизическая природа. Тем не менее, мы все оперируем этим понятием и считаем его чем-то в высшей степени реальным. Примем за основу, что так оно и есть. Будем считать, что реальное или объективное время – это то, что показывают самые точные часы для всех жителей нашего часового пояса.

Однако, помимо реального или объективного времени, общего для всех (далее ОВ), у каждого из нас имеется свое собственное ощущение течения времени. Назовем его субъективным (далее – СВ). Это как бы наши собственные ручные часы, показания которых обычно очень близки к ОВ, но могут иногда чуть-чуть запаздывать или забегать вперед.

СВ начинает заметно отклоняться от ОВ главным образом ввиду ситуативных обстоятельств. Так, мы знаем, что иногда время "летит". О каком времени мы говорим? Разумеется, об ОВ, хотя нам прекрасно известно, что оно течет равномерно. Когда нам хорошо, когда мы заняты чем-то интересным и пр., наше субъективное время как бы замедляется, а то и останавливается. И вдруг, хотя по нашим ощущениям прошло "всего ничего", часы свидетельствуют, что нам уже давно пора спатыньки. Как правильно выразить это искажение? Следует сказать, что наше СВ отстало от ОВ, что оно "опаздывает". И, наоборот, когда нам скучно, нечем заняться или мы заняты неинтересной деятельностью, "время тянется бесконечно". Снова мы применяем метафору к О-времени, хотя "виной всему" наше С-время, которое в данном случае сильно опережает ОВ, т.е. "спешит".

Что помимо наших психологических состояний, обусловленных ситуативно (интерес, азарт, эмоциональный подъем или, напротив, безделье, скука, ожидание), может влиять на субъективное восприятие времени, т.е. на СВ? Определенные вещества. Они меняют наше СВ вне зависимости от ситуации. Так сказать, принудительно. К таким веществам относятся некоторые лекарственные препараты, алкоголь, различные виды наркотиков. О лекарствах мы сегодня говорить не будем, а остановимся исключительно на алкоголе и, отчасти, наркотиках. Они как раз относятся к числу веществ, "убивающих время". Мы видим, что и в этом случае мы используем метафору по отношению к ОВ. И делаем это неправомерно, что и запутывает ситуацию. На самом деле, речь идет исключительно о субъективных ощущениях. И они-то как раз совершенно обратны метафоре. СВ замедляется при применении алкоголя и наркотиков. С ОВ ничего не происходит.

Я столь подробно останавливаюсь на том, какое из времен меняется и как, потому что, в отличие от пространственных характеристик, временнЫе характеристики представимы труднее. Здесь возникает опасность запутаться в трех соснах. Поэтому надо быть особенно внимательными, чтобы не воспринять некоторые метафоры типа "спешит", "опаздывает" с точностью до наоборот. Меняется только СВ и мы должны быть аккуратны, чтобы понять – как оно меняется.

Итак, большинство знает на собственном опыте, что после приема алкоголя СВ резко меняет свой ход – оно замедляется. Причем, тем сильнее, чем больше доза алкоголя. Мы же находимся во власти иллюзии, что это ОВ начинает нестись вскачь. Казалось бы, только что было 7 часов. Глядишь, а уже 10. А через минуту уже бьет полночь. Не так ли? Ну, а потом просто наступает провал. ОВ "убито". То же самое можно сказать и о действии большинства наркотиков. Во всех случаях ОВ "прошло быстрее", чем без приема этих веществ. Создается впечатление, что это и является целью для групп людей, которые ПОСТОЯННО прибегают к алкоголю или наркотикам. И не только для них. Сюда же можно причислить и азартных игроков, завсегдатаев казино, любителей разных спортивных зрелищ. Просто они для "убыстрения" О-времени (на самом деле, для замедления СВ) используют иные средства.

Но ведь мы так ценим время, так дорожим им? Да, каждый из нас порой мается от скуки и желает, чтобы часы безделья или ожидания поскорее прошли. Но это ситуативное желание. Оно, как правило, быстро сменяется "обычными" состояниями, когда времени не хватает и нам хочется замедлить его бег. Что же побуждает людей к постоянному "убиению" времени? Какая потребность лежит в основе такого поведения?
У меня возникла следующая идея: в "норме", т.е. для большинства людей, показания ОВ и СВ очень близки Для простоты примем, что они просто совпадают в большинстве случаев (хотя это не совсем так). Лишь иногда они заметно расходятся под влиянием ситуативных факторов или при приеме определенных веществ. Но эти расхождения легко и быстро корректируются объективными факторами – ритм жизни, режим рабочего дня, необходимость осуществить запланированные ранее действия и пр., и пр.

Но если есть временная "норма", то, возможно, существует и временная или "таймическая" патология? Или, скажем мягче, девиация. У некоторых категорий индивидов по непонятным нам причинам существует ПОСТОЯННОЕ отклонение СВ от ОВ? Причем такое отклонение возможно в обе стороны. Либо СВ постоянно опережает ОВ, т.е. "спешит". Сюда и относятся описанные ранее группы алкоголиков, наркоманов, азартных игроков. Либо, наоборот, постоянно отстает. Ясно, что к такой категории должны, например, относиться люди с гипоманиакальным поведением. И, вероятно, не только они.

Но сейчас мы займемся только первой группой. Итак, если существует феномен, что у людей определенных групп наблюдается "спешка" СВ, то это можно проверить экспериментально. Я как раз тогда (80-е годы) работал психологом в наркологической клинике и у меня не было проблем с испытуемыми. Эксперимент был очень прост: было 2 группы испытуемых – больные алкоголизмом, у которых была диагносцирована 2 стадия болезни и контрольная группа, состоящая из здоровых (в этом смысле) людей – сотрудников больницы, знакомых и пр.

Каждый испытуемый должен был по моему сигналу подождать, ничего не делая (И НЕ СЧИТАЯ ПРО СЕБЯ!), когда по его мнению пройдет одна минута и сказать "Стоп".

Я специально запасся таймером, фиксирующим время с точностью до десятитысячных, так как был уверен, что различия между испытуемыми двух групп будут минимальны. Каково же было удивление, когда оказалось, что алкоголики не только всегда ошибаются ТОЛЬКО в одну сторону, но и что их "ошибка" оказывается необычайно велика. Самые "точные" из них ошибались не менее, чем на 15 секунд (т.е. по их мнению минута истекала через 45 секунд).

Были и рекордсмены, говорившие "стоп" до истечения 20 секунд. Средняя ошибка в этой группе из 43 испытуемых составила 24 секунды, т.е. в среднем минута О-времени длилась лишь 36 секунд по их "субъективным часам".

В контрольной группе (37 человек) ошибки наблюдались в обе стороны. Хотя тоже в среднем наблюдалась тенденция к "спешке" С-времени. Но у этих испытуемых средняя ошибка составила только 7 секунд (ср. с 24 секундами у другой группы). В контрольной группе тоже был 1 рекордсмен, "ошибавшийся" на 30 секунд. И что бы вы думали? Он оказался завсегдатаем бегов, всю свою жизнь проводившим на ипподроме!

Результаты были настолько впечатляющими, что я провел второй этап эксперимента. Все - то же самое, но я просил испытуемых определить промежуток не в 1, а в 2 и в 3 минуты.

И вот что выяснилось: в группе больных пропорция, т.е. соотношение ошибки к длительности промежутка, который требуется оценить, остается практически неизменной. Т.е. если минута у них субъективно длится только 36 секунд, то 2-минутный интервал длится всего 1мин 14 сек., т.е. они "спешат" на 46 секунд. Иными словами расхождение между СВ и ОВ увеличилось практически вдвое, а соотношение, т.е. величина ошибки остается без изменений. При интервале в 3 минуты она даже несколько возрастает, но я счел это артефактом.

В контрольной группе также пропорция сохраняется, что только подтверждает предположение, что субъективная переоценка или недооценка времени является довольно константной характеристикой.

Если мы экстраполируем результаты при оценке коротких промежутков времени (от 1 до 3 минут) на гораздо более длинные временные интервалы, то придем к неизбежным выводу, что в сутках, измеряемых в реальном, т.е. в О-времени у такого человека оказывается изрядное количество лишних часов. Даже если предположить, что этот избыток как-то корректируется общим ритмом жизни и пр., все равно оказывается, что часа 3-4 в сутках, как минимум, оказываются "лишними".

Понятно, что такая особенность субъективного восприятия времени должна привести к целому букету особых психологических и психофизиологических явлений. Здесь мы оказываемся в абсолютно неизученной с этой точки зрения и захватывающе интересной области. Так, например, если у детей наблюдается такая же особенность, т.е. рассогласование С- и О-времени, то легко предположить, что "спешка" С-времени должна неизбежно породить ослабление внимания во время школьных занятий, вообще, и каждого урока, в частности. Особенно, в последней трети каждого урока. Кроме того, у него должны наблюдаться такие симптомы, как быстрая утомляемость, пассивность, апатия, сонливость в вечерние часы, когда по его "С-часам" уже наступил поздний вечер, расстройства сна и пр.

Отклонение СВ может также объяснить такое явление, как расстройства питания. Ведь если чувство голода связано с С- временем, а многие данные позволяют думать именно так, то становится понятно, что у людей со спешащими С-часами, это чувство возникает раньше, чем в норме. Отсюда – постоянные "перехваты" и "перекусы" то печенья, то орешков. А если вспомнить, сколько "лишних" часов появляется в реальных сутках, то и ест он не 3, а, минимум, 4 раза в день. Вот этот лишний раз и компенсирует чувство голода в оказавшиеся "лишними" часы.

Можно было бы еще долго говорить о разнообразных нарушениях, которые получают неожиданное объяснение, исходя из гипотезы о девиации восприятия времени, но мы отложим этот разговор на будущее. Ограничимся лишь самым общим утверждением, что человек, чьи субъективные сутки заканчиваются регулярно намного раньше реальных, должен испытывать сильный общий дискомфорт. Естественно, что для уменьшения этого дискомфорта он ищет и находит "экспериментальным" путем те "лекарства", которые позволяют ему вычерпать постоянно образующееся лишнее время, "убить" его. И эти средства были уже указаны выше – алкоголь, наркотики, азартные игры и пр.

Таким образом, мы должны совершенно по-новому взглянуть на проблему этих людей, а, главное, на методы их лечения. Становится понятно, почему многочисленные способы снижения наркозависимости не приносят нужных результатов. Отказ от алкоголя и наркотиков с помощью таблеток, уговоров, страха (все эти торпеды, кодирование и пр.) и т.д., оказывается малоэффективным. А если и оказывается, то зачастую приводит к еще более серьезным негативным последствиям. И понятно почему – причина, которая вынуждает эти категории людей прибегать к столь разрушительным "лекарствам", не устранена.

Вполне возможно, что категории людей, страдающих от "спешки" СВ, не ограничиваются только наркоманией, страстью к азартным играм и пр. Просто другие группы просто не принимают этих "лекарств"(см. о возможных симптомах у детей и людей с избыточным весом)

Ранее, для того, чтобы объяснить совокупность симптомов тех или иных психологических расстройств или отклонений, приходилось привлекать совершенно разные объяснительные модели. Более того, возникала мозаика причин. Одна из них хорошо объясняла один или несколько симптомов, но заведомо н была связана с другими симптомами и явлениями. Для них приходилось искать другую причину. В результате, приходилось объединять разнородные причины, чтобы объяснить общую картину характерных нарушений. В итоге возникало сложное многокомпонентное объяснительное "чудовище", отдельные элементы которого не стыковались, а то и просто противоречили один другому. Предлагаемая концепция предпочтительнее их хотя бы в том, что практически все нарушения можно объяснить, как следствия единой причины – нарушения субъективного восприятия времени.

Мне могут указать, что причина или причины такого искажения восприятия времени неизвестны. Да, это так. Но, во-первых, выяснением механизмов такого искажения ранее практически не занимались (или, скажем, мало занимались). В этом случае, по крайней мере, ясно, что искать и на что требуется обратить внимание. Во-вторых, не исключено, что нарушение этих механизмов будет легче обнаружить, чем искать ответ, разматывая запутанный клубок разноплановых и противоречивых объяснений. Наконец, в-третьих, также не исключено, что, выявив дефект, "часовщики" смогут исправить его относительно легко.

Но даже если это и не так, возникают некоторые идеи, связанные с новыми, иногда парадоксальными способами лечения и профилактики таких нарушений. Но об этом поговорим в следующий раз.