по Современные проблемы науки и техники (образования)

Заочной формы обучения

Донецк 2017

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Социально-гуманиратный факультет

кафедра социально-гуманиратных дисциплин

По курсу «Современные проблемы науки и техники (образования)»

Для направления подготовки 38.03.01 Менеджмент

Профиля «экономические науки»

Образовательного уровня «магистр»

Заочной формы обучения

Донецк 2017

В методических рекомендациях для выполнения индивидуального задания по курсу «Современные проблемы науки и техники (образования)» даны методические советы, сведения о структурной компоновке материала, библиографическом стандарте, тематика контрольных работ и список основной литературы.

Составитель:

Докт. филос. наук, профессор Муза Д.Е.

© Донецкий педагогический институт, 2017

Основные требования и методические советы к выполнению индивидуальных заданий по курсу «Современные проблемы науки и техники (образования)»………………….…………………………………………….….3

Перечень тем контрольных работ……………………………………………...8

Литература………………………………………………………………………10

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО КУРСУ «Современные проблемы науки и техники (образования)»

Учебным планом магистерской подготовки, в курсе «Современные проблемы науки и техники (образования) » предусматривается выполнение индивидуального задания в виде домашней контрольной работы.

Письменная работа выполняется в течение семестра и сдается на проверку но не позже, чем за две недели до экзаменационной сессии.

Студенту необходимо знать, что вовремя сданная контрольная работа позволит преподавателю проверить текст выполненной работы и дать рецензию на него. В случае, если работа выполнена с нарушением требований или ошибками, студент обязан устранить их путем корректировки текста, либо подготовиться к ответу на высказанные замечания на экзамене.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

1. Работа должна быть выполнена студентами самостоятельно, на основе изученной специальной учебной и научной литературы (желательно, выведшей в последние пять – семь лет).

2. Объем контрольной работы составляет 20 – 25 страниц стандартной ученической тетради, либо 10 – 12 страниц формата А4.

4. Выполненная работа должна удовлетворять следующим условиям: быть логичной (предполагать последовательность в изложении материала), иметь аргументированную позицию, композиционную цельность, отвечать условию грамотности, иметь (по возможности) литературную форму.

ВЫБОР КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Студенты заочной формы обучения выбирают номер темы контрольной работы произвольно.

СТРУКТУРА И ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа должна иметь титульный лист, лист под названием «содержание» (где отражены вопросы плана), затем «Введение», основную часть – развернутые ответы на поставленные в плане вопросы, «заключение» и список использованной литературы.

Контрольная работа выполняется преимущественно в ученической тетради, соответствующей указанному объему. Обложка тетради должна быть оформлена в виде титульного листа:

Образец

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

Донецкий педагогический институт

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Контрольная работа

по курсу «Современные проблемы науки и техники (образования)»

Выполнил:

Кононенко Алексей Сергеевич

студент второго курса

заочного факультета

гр. МО-00, шифр 012301

Все страницы тетради обязательно должны быть пронумерованы. На первой странице студент фиксирует тему работы и вопросы плана. Со второй страницы начинается собственно изложение содержания работы в строгом соответствии с пунктами плана.

Во Введении необходимо обосновать актуальность темы, указать на ее значение в развитии историко-научных представлений и проблемах, сопровождавших конкретный этап в развитии науки, сформулировать цель или задачи работы.

В основной части в соответствии с вопросами плана даются корректные ответы на них. Контрольный вопрос плана следует выделить в тексте отдельным пунктом, причем, в именно той последовательности, в какой он прописан в структуре плана. В заключении , исходя из намеченной цели (задач), а также раскрытого студентом содержания, делаются выводы, согласующиеся с современными теоретическими и практическими знаниями.

Поскольку, работы выполняются с привлечением не менее пяти источников (учебники, учебные пособия, словари, справочники, статьи периодических изданий, монографии), то задействованная литература должна быть правильно описана в соответствии с действующими стандартами и размещена в конце работы в виде списка использованной литературы . (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу; Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 7.0.5–2008 «Библиографическая ссылка»).

Кроме того, контрольная работа должна быть снабжена списком использованных источников, расположенных либо:

а) в алфавитном порядке;

б) в порядке цитирования;

в) в хронологическом порядке выхода литературы.

Работа подписывается студентом с обязательным указанием даты ее фактического выполнения. В контрольную работу должен быть вложен лист «рецензии», заполненный аналогично титульному листу работы и необходимый для написания преподавателем соответствующего текста рецензии.

Студент заочной формы обучения получает зачет по контрольной работе в том случае, если им будут выполнены все требования, предъявляемые к написанию работы в высшей школе.

Получив рецензию на свою работу, студент должен ознакомиться с содержанием рецензии, и в случае высказанных замечаний быть готовым ответить на них во время зачета.

В случае если контрольная работа не зачтена (по содержательным и формальным признакам), студенту необходимо выполнить новую работу (по предложению преподавателя либо на ту же тему, либо избрав новую тему).

Если контрольная работа была выполнена не в установленные учебным процессом сроки, то допускается возможность собеседования с преподавателем по ее содержанию непосредственно перед зачетом.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Наука и образование в структуре техногенной цивилизации.

Современная научная картина мира и деятельность педагога.

Техносфера, инфосфера, ноосфера.

Техника и технологический детерминизм.

Общество и образование.

Компетентностный подход.

Институциональная парадигма образования.

Информационная парадигма образования.

Ноосферная парадигма образования.

Аксиологическая парадигма в образовании.

Образование и идеолого-ценностные установки.

Современный университет.

Международные системы оценки качества образования.

Концепция непрерывного образования.

Субъект - субъектные взаимодействия как основа педагогических отношений.

Современные парадигмы и технологии в образовании.

Синергетический подход в образовательном процессе.

Диалогический подход в образовании.

Пространственно-средовой подход в образовании.

Социопрофессиональный подход в образовании.

Российское образование: актуальное состояние и траектории модернизации.

Роль науки в современном образовании и развитии личности.

Место и роль техники в подготовке современных специалистов.

Система образования в ДНР: структура, состояние, качество.

Будущее образования.

ЛИТЕРАТУРА

Перечень основной учебной литературы :

1. Ильин В.В. Философия науки / В.В. Ильин. М.: МГУ, 2003.

2. Батурин В.К. Социология образования [Текст]:учебное пособие для вузов/ В.К. Батурин.-Москва: ЮНИТИ,2012.

3. Философские проблемы социально-гуманитарных наук / под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2006.

4. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика [Текст] учебник для магистров/А.Н. Джуринский; Моск. пед. гос. ун-т.-2-е изд., перераб. и доп.-Москва:Юрайт, 2013Образование человека [Текст] : философия образования: семинар / [авт.-сост. М.Н. Кожевникова]. - СПб. : Лема, 2011.

Перечень дополнительной учебной литературы :

5. Методологическая сфера образования: современные научные подходы. Монография. Ростов-на-Дону: «Булат», 2007.

6. Агапова, Н.Г. Парадигмальные ориентации и модели современного образования (системный анализ в контексте философии культуры) : монография [Электронный ресурс] / Н.Г. Агапова. – Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2008. – 364 с. http://library.rsu.edu.ru/blog/wp-content/uploads/e-library2/libds/agapova_paradigmalnii_orientacii_i_modeli_sovremennogo_obrazovaniy.pdf

7. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность [Электронный ресурс] / В.А. Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2010. http://www.monographies.ru/76

8. Образование как планетное явление: монография. Донецк: ДонНТУ, Технопарк ДонНТУ УНИТЕХ, 2011.

9. Новиков, А. Методология учебной деятельности [Электронный ресурс] / А. Новиков. - М.: Эгвес, 2005. - 176 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/novik/index.php

10. Омарова, В.К. Современные парадигмы и технологии образования: Лекция №2 курса «Инновации в образовании» [Электронный ресурс]. – Павлодар: Павлодарский государственный педагогический институт, 2013. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=466025

11. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие для вузов [Текст] / А.П. Панфилова. - М. : Академия, 2009. - 192 с. 1Ф(021) Б 53 ЧЗ-2 ФБ-2А1-11А2-10

12. Поливанова, К.Н. Национальные и международные программы оценки качества образования: Учебное пособие [Электронный ресурс] / К.Н. Поливанова. - М.: Московская высшая школа социальных и экономических наук, 2012. - 154 с. http://rcokoit.ru/dld/hse/polivanova.pdf

13. Ткач, Г.Ф. Тенденции развития и реформы образования в мире [Электронный ресурс] / Ткач Г.Ф., Филиппов В.М., Чистохвалов В.Н. - М.: РУДН, 2008. – 303 с. http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/iop_pdf/247-Tkach.pdf

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. (Источники не вошедшие в список основной и дополнительной литературы)

14. Белая книга российского образования [Электронный ресурс]. - Москва: Изд-во МЭСИ, 2000. - 344 с. http://ecsocman.hse.ru/text/19153933/

15. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] http://rosmu.ru/activity/attach/events/1179/sostoyanie.pdf

16. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5. http://www.pedlib.ru/Books/3/0389/3_0389-1.shtml

17. О концепции непрерывного образования [Электронный ресурс] http://logosbook.ru/VOS/08_2007/12-17.pdf

18. Философия и методология познания: Учебник для магистров и аспирантов [Электронный ресурс]. - СПб.: «Университет», 2003. - 560 с. http://socioline.ru/files/5/81/filosofiya_i_metodologiya_poznaniya.pdf

19. Закон об образовании ДНР // http://mondnr.ru/dokumenty/zakony/category/6-zakony

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» является одной из первых по времени организации с началом функционирования ВУЗа. В настоящее время, она как структурное подразделение, входит в состав филологического факультета.

За эти годы она претерпела различные трансформации, но при этом сохраняла основное направление деятельности. Кафедра социально-гуманитарных дисциплин ко времени организации КИПУ в 1994 году именовалась «Кафедрой общественных дисциплин» После реорганизации в 1995 году кафедра стала именоваться «Кафедрой истории и философии», за которой были закреплены такие дисциплины, как «История Украины», «Философия», «Народоведение»; «Этика», «Эстетика», «Социология», «Религиоведение», «Логика» и др.

Одним из главных направлений научно-исследовательской работы кафедры являлось исследование политической истории Крыма ХХ века. В списке кафедральных тем значились проблемы межнациональных отношений в Крыму XXв.; правовые проблемы крымскотатарской государственности; трансформации крымских республик, история Великой Отечественной войны и послевоенного периода, возвращение и реинтеграция репрессированного крымскотатарского народа и этнических групп в Крым.

В целях упорядочения организации учебно-методической и организационно-воспитательной работы, Кафедра истории и философии была прикреплена к педагогическому факультету. В 1997–1998 учебном году на кафедре читались 16 учебных дисциплин.

1 февраля 1999 года «Кафедра истории и философии» была переименована в «Кафедру социально-гуманитарных дисциплин», выведена из состава педагогического факультета и обрела статус обще университетской кафедры.

С 2003 г. кафедра переходит в состав историко-филологического факультета. В сентябре 2005 года из Кафедры социально-гуманитарных дисциплин была выделена «Кафедра истории», которая обрела статус выпускающей кафедры с открытием на факультете специальности «История» . Все эти годы кафедра активно работала по всем направлениям деятельности высшей школы. В составе кафедры: 9 кандидатов наук; 8 доцентов;. На кафедре защищены – 1 докторская и 8 – кандидатских диссертаций.

С 2013 г. кафедрой руководит кандидат социологических наук, доцент Куртсеитов Рефик Джаферович, начавший трудовую деятельность доцентом кафедры в начале 1996года, по приглашению первого ректора университета Ф.Я.Якубова. Куртсеитов Р.Д с 1998 по 2010гг. работал деканом филологического/историко-филологического факультета, оставаясь штатным совместителем на кафедре.

В настоящее время кафедральная научная тема звучит следующим образом: «Социально-политические проблемы современности». Научным руководителем темы является кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой Куртсеитов Рефик Джаферович, автор более 60 научных и научно-методических работ.

Научные интересы преподавателей кафедры отличаются разнообразием тематики, разносторонностью исследований и векторов научной работы. Это – исследования в области философии и социологии политической деятельности, этносоциологии и социологии образования, политической теории, истории политической деятельности, этнополитологии, изучения традиций обычаев и культуры народов и этнических групп Крыма.

В процессе исследовательской работы сложилось несколько блоков проблематики, которые отразили актуальные направления развития научных исследований в ГБОУ ВО РК «КИПУ» с учётом своеобразия инженерно-педагогического университета. Этот фактор помогает оптимально реализовать научный потенциал сотрудников кафедры.

Основными формами научной работы преподавателей кафедры стали: изучение архивных документов Государственного архива Республики Крым, освещающих процессы в политической деятельности в XX столетии, их интерпретация в журнальных публикациях; работа с политической периодикой; социологические опросы. Итоги исследовательской работы кафедры представлены на международных и региональных научно-практических конференциях.

Уникальность воспитательной работы кафедры состоит прежде всего в том, что в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин у студентов формируются философские, социолого-политологические, культурологические, политико-правовые, этические и эстетические знания и ценности, отражающие основные сферы жизнедеятельности и культуры. Воспитательная работа фактически общевузовской кафедры делает ее определяющей в формировании интеллектуальной, общекультурной, нравственной атмосферы ВУЗа.

Главной задачей воспитательной работы педагогический коллектив кафедры видит в формировании целостной личности, гражданина, патриота.

Активную работу по изучению этносоциальных проблем крымскотатарского народа, формированию у студентов национальной идеи – «культ интеллекта» – проводят к.соц.н., доцент Р. Д. Куртсеитов, к.филос.н., доцент В.Н.Чудомех, к.филос.н., преподаватель Н.В. Бекиров, к.полит.наук, доцент А. И. Апселямова, к. культурологии, доцент В. Э. Вейсова, ст. преподаватель М. Э. Меджитов.

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин ведет активную работу в плане возрождения традиционных и национальных культур народов Крыма. Эта работа проходит как в контексте преподаваемых дисциплин, так и в рамках учебно-воспитательных мероприятий. Изучая гуманитарные дисциплины «Религиоведение», «История культуры народов и этнических групп Крыма», студенты по-новому открывают для себя специфику традиционной культуры крымских татар, русских, украинцев, болгар, караимов, греков, крымчаков и других этнических образований.. При изучении дисциплин «Профессиональная этика», «Социология», «Политология» студенты познают государственно-правовые основы межнациональных отношений, особенности этики межнациональных отношений и формирования полиэтнического социума Крыма.

Профессорско-преподавательский состав кафедры воспитывает у студентов чувство патриотизма, толерантности, способствующие формированию национального самосознания современной молодежи. Активно работают в этом направлении доценты Чудомех В. Н., Ломко И.Г., Вейсова В.Э.

За период работы кафедры подготовлено и проведено 7 научно-теоретические конференции ППС, в т. ч. международные и межвузовские в работе которых принимали участие сотни ученых, преподавателей и студентов. Научные работы сотрудников кафедры систематически публикуются в отечественных и зарубежных изданиях (Российской Федерации, Белоруссия, Польша, Болгария, Турция, Румыния, Казахстан и т.д.). В 2008 г. была организована первая межвузовская конференция «Социально-политические и культурные проблемы современности», с 2010 г. проводятся международные научно-теоретические конференции, по результатам которых издаются научные сборники.

Кафедра поддерживает учебно-методические, научные контакты с Крымским федеральным университетом им. В. И. Вернадского (бывш. Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского), Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ, Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Харьковским национальным университетом им. В. Н. Каразина, Национальным педагогическим университетом им. М. П. Драгаманова, а также с творческими и национальными организациями Крыма.

Одним из направлений работы педагогов со студенческой молодежью является вовлечение их в научно-исследовательскую работу,

С 2009 года проводится Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Актуальные вопросы гуманитарных наук». В научном мероприятии принимают участие студенты всех факультетов и специальностей ГБОУ ВО РК «КИПУ» и Крыма. Преподавателями кафедры подготовлены студенты к выступлению на конференции по всему спектру социально-гуманитарных дисциплин: политологии, культурологи, истории, религиоведению, философии.

Профессорско-преподавательский состав кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Ф.И.О. Звание, Должность
1. Куртсеитов Рефик Джаферович Заведующий кафедры,кандидат социологических наук, доцент
2 Апселямова Алиме Исмаиловна Декан Филологического факультета,
3 Абдулхаиров Абжемиль Закерьянович кандидат педагогических наук, доцент
4 Батракова Ирина Викторовна кандидат политических наук, доцент
5 Бекиров Надир Валерьянович кандидат философских наук, преподаватель
6 Вейсова Ветана Энверовна к. культ., доцент
7 Ломко Ирина Григорьевна кандидат политических наук, доцент
8 Меджитов Марлен Эдемович старший преподаватель
9 Сенченко Наталья Анатольевна кандидат культурологии, доцент
10 Чередниченко Ольга Владимировна преподаватель
11 Чудомех Валерий Николаевич кандидат философских наук, доцент
12 Умеров Эрвин Нузетович преподаватель

Основная задача и главное предназначение кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин заключается в формировании современного высокообразованного, всесторонне развитого, культурного и компетентного человека эпохи высоких технологий, специалиста с широким кругозором, адаптированного к быстро изменяющимся условиям окружающей действительности.


История кафедры начинается еще в 1-й Вольской военной авиационной школе авиамехаников.

В 1949 г. возникла острейшая необходимость готовить не только специалиста с техническим образованием, но и опытного командира, воспитателя и наставника солдат. С этой целью, в дополнение к уже существующим, в военной школе создается социально-экономический цикл. Его основными дисциплинами были история КПСС, Партийно-политическая работа и Основы воинского воспитания.

Первым начальником цикла назначается полковник Н.В. Палатников.

В 1964 г. училище приступает к подготовке специалистов служб материального обеспечения и до 1971 г. ведётся обучение по программам среднего профессионального образования.

История оставила имена первых преподавателей цикла. Основную дисциплину, «Историю КПСС», вели подполковники Н.П. Андреев, А.В. Дорофеев, В.П. Дорофеев, Корепанов, А. Мигунов, А. Овчинников, Сакович, Харитонов, майоры Е.П. Воронин, А. Макогон, И.В. Рашев, В.Б. Свердлов.

Занятия по партийно-политической работе - подполковник И.Г. Козюкин, майоры Васильцов, Д.Д. Вачугов, Л.М. Суслов.

«Основы воинского воспитания» преподавал подполковник Н.И. Киряшов, «Политическую экономию» – подполковник В.Н. Кротов.

В 1971 г. училище переходит на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием со сроком обучения 4 года.

Меняются учебные программы, тематические планы преподаваемых дисциплин. Цикл перестал существовать, вместо него была организована кафедра социально-экономических дисциплин.

За весь период существования цикла его возглавляли полковники: в 1949–1952 гг. – Н.В. Палатников; в 1952–1958 гг. – Т.И. Гребенчук; в 1958–1961 гг. – И.И. Данильев; в 1961–1963 гг. – кандидат исторических наук Паутов; в 1963–1972 гг. – И.Ф. Макаров.

В последующие годы вводятся программы по философии, политической экономии, научному коммунизму, педагогике и психологии, а также истории СССР. Кафедра неоднократно меняет свое название: с 1975 г. – марксизма-ленинизма, с 1983 г. – истории КПСС и партийно-политической работы.

В ноябре 1991 г. прекращает свое существование идеологическая работа в армии. Поэтому с 1991 г. кафедра получает свое новое название и становится кафедрой отечественной истории и воспитательной работы; с 1994 г. – кафедрой общественных наук (и гуманитарных). В этом же году училище переходит на пятилетний срок обучения специалистов служб МТО.

В 2009 г. в связи с происходящими в Вооруженных силах РФ реформами кафедра стала гражданской. С 1 сентября 2009 г. и по настоящее время это кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Ее начальниками за весь период существования были полковники М.Ф. Губанов (1972–1974), С.М. Шамилев (1974–1977), кандидат исторических наук В.П. Головинский (1977–1985), В.П. Иванов (1985–1987), И.К. Швидкий (1987–1991), доцент В.Я. Ефремов (1991–1998), кандидат философских наук, профессор С.А. Бровко (1998–2007), кандидат исторических наук, доцент Г.М. Ганчар (2007–2015). В мае 2015 г. заведующим кафедрой был избран кандидат экономических наук, доцент А.Г. Наумлюк.

Заместителями начальника кафедры в ее бытность военной были подполковник И.В. Моренов (1971–1975); полковники доценты А.В. Шестериков (1987–1998); А.Г. Радионенко (1998–2006); кандидат исторических наук Г.М. Ганчар (2006–2007), кандидат философских наук доцент А.П. Шумаров (2007–2009).

В прошлом на кафедре проходили службу такие замечательные педагоги – офицеры и гражданский персонал, как Р.Г. Багратян, И.И. Бизякин, Е.Г. Гапонец, Ж.А. Касьяненко, А.Т. Николенко, И.Н. Пенской, П.Д. Ракул, Е.В. Стромов, А.Л. Хоменко, И. Якушин, кандидат педагогических наук, профессор Л.Ю. Горбунова, кандидат исторических наук Т.А. Шилина; заведующие методическим кабинетом Н.П. Безделина, О.А. Бровко и лаборанты Л.Н. Богацкая, М.П. Железнова, С.А. Иваско, М.А. Чебан и др.

На современном этапе небольшой коллектив кафедры продолжает успешно трудиться на учебной и научно-методической ниве.

Действуют четыре предметно-методические комиссии: «Отечественной истории», «Философии и культурологии», «Политологии. Социологии», «Психологии и педагогики».

Преподаваемые на кафедре учебные дисциплины – основа теоретической и практической подготовки специалистов служб МТО Вооружённых сил РФ.

В настоящее время на кафедре трудятся 12 преподавателей: заведующий кафедрой кандидат экономических наук, доцент А.Г. Наумлюк; профессор кафедры доктор исторических наук, профессор В.Я. Ефремов; доценты кафедры кандидаты педагогических наук, доценты С.В. Постников и И.А. Хациева, кандидат педагогических наук Т.А. Абдулмуталинова, кандидат исторических наук С.В. Маркушина; старшие преподаватели доценты В.И. Лубяной и А.В. Шестериков; преподаватели доцент Е.В. Шориков; Р.Г. Хабибулин и Л.А. Курышова.

Всесторонним обеспечением образовательного процесса занимаются заведующая учебным кабинетом С.Е. Гацай, лаборанты И.В. Рябоконева и Е.С. Саклак.

В настоящее время наряду с организацией образовательного процесса по программам высшего образования специалистов служб МТО кафедра принимает непосредственное участие в подготовке и переподготовке адъюнктов, специалистов в системе среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по всему перечню специальностей, возложенных на вуз.

Научно-педагогический состав кафедры активно участвует в научно-исследовательской деятельности института. Ежегодно его усилиями организовывается и проводится Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук». В ней принимают участие ученые из России, Казахстана, Беларуси, Узбекистана, Словакии, Германии, Японии. По результатам конференции издается сборник трудов, размещаемых на электронной платформе Российского индекса научного цитирования.

Ученые кафедры ежегодно издают 2-3 монографии, 2-3 учебника или учебных пособия, каждый преподаватель публикует в среднем 10 научных статей.

Кафедра заключила договоры о сотрудничестве с коллегами из вузов г. Саратова, Самары, Казани, Сызрани, проводит с ними совместные научные мероприятия, организует совместные научно-исследовательские проекты.

Особое внимание уделяется организации воспитательной работы с обучаемыми института, молодежью г. Вольска и Вольского района, Саратовской области. Педагоги кафедры ежегодно организуют олимпиады, турниры и конкурсы по своим учебным дисциплинам, занимаются проведением мероприятий, посвященных Дням воинской славы России, знаменательным событиям в истории страны. К юбилейным датам в истории института и Вооруженных сил России усилиями педагогов кафедры подготавливаются и издаются исторические очерки и памятные альбомы.

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин создана 01 февраля 2014 года путем слияния кафедры истории и кафедры социологии, политологии и права, каждая из которых имеет свою долгую историю.

11 октября 2017 года кафедра философии и межкультурных коммуникаций была присоединена к кафедре социально-гуманитарных дисциплин.

Кафедра истории

История кафедры берёт свое начало в 1930 году, когда в вузе была создана кафедра общественных наук, возглавляемая Б. Ф. Фёдоровым и претерпевшая в дальнейшем ряд переименований и реструктуризаций.

Так в 30-е годы она была переименована в кафедру социально-экономических дисциплин. А в 1945 – в кафедру основ марксизма-ленинизма, работой которой руководили в разное время П. М. Потетенькина, Г. И. Федянина, И. Д. Левенталь, Ф. Г. Окишев.

В сентябре 1957 года приказом Министерства высшего образования произошло разделение структурного подразделения на кафедру политической экономии и кафедру марксизма-ленинизма, заведовать которой стал А. Г. Миронов. На 1963–64 учебный год на кафедре работало 15 человек. Из них 6 доцентов, 2 старших преподавателя и 7 ассистентов.

В сентябре 1964 года от кафедры отделилась часть преподавателей, которые составили кафедру философии. У кафедры марксизма-ленинизма изменилось название, и она стала называться кафедрой истории КПСС. В дальнейшем кафедра получила название «Политическая история», а в 1990 году она становиться кафедрой отечественной истории и, в конце концов, кафедрой истории.

Начиная с 1972 г., когда заведующим кафедрой, на замену уехавшему М. И. Казанцеву, был назначен Ю. А. Иванов, кафедрой заведовали: 1977–1982 гг. – И. И. Лавренюк, 1982–1983 гг. – Р. И. Ефремова, 1993–94 гг. – С. П. Батурин. С 1995 по 2005 гг. заведующей кафедрой была к.и.н., доцент Ефремова Раиса Ивановна. С 2006 г. по 2014 год кафедру возглавлял к.и.н, доцент Оршанский Дмитрий Игоревич.

Кафедра социологии, политологии и права

Кафедра социологии, политологии и права была организована в 1990 г., к.ф.н., Эрнстом Семёновичем Гершгориным, и за 10-летний период сменила несколько названий и направлений.

Изначально она называлась кафедрой прикладной социологии. Первый состав кафедры насчитывал 6 человек. В рамках научно-исследовательской деятельности, кафедра прикладной социологии занималась разработкой планов и программ работы с персоналом на отдельных промышленных предприятиях.

В 1995 году кафедра получила новое название – кафедра общей социологии. Работа кафедры в это время была сосредоточена вокруг актуальных вопросов теоретической социологии и проблем, связанных с эмпирическими исследованиями. Преподавателями кафедры разрабатывались и проводились социологические исследования по заказам института и отдельных предприятий.

В 1997 году, с введением в учебные планы дисциплины «Политология», кафедра изменила свое название, став кафедрой социологии и политологии. На ней в этот период работало две секции: «Общей и прикладной социологии» и «Политологии».

В 1998 году усилиями кафедры была открыта специальность «Социальная работа» и сделан первый набор студентов. В том же году было признано целесообразным передать данную специальность вновь созданной профильной кафедре социальной работы, психологии и педагогики.

С 2004 года на кафедре преподавались дисциплины по социологической и политологической наукам, а также юриспруденции. В 2007 году все правовые дисциплины были переданы на кафедру, и она вновь сменила название, став кафедрой социологии, политологии и права. В тот период на кафедре работала 9 человек, 5 из которых имели ученую степень кандидата наук.

Ещё через год кафедре было поручено ведение занятий по дисциплине «Концепции современного естествознания», учебный процесс по которой и сегодня курирует доктор культурологии, профессор кафедры Н. К. Анохина. Таким образом, к 2008 году на кафедре стали функционировать научные направления не только по социологии и политологии, но и по культурологии и праву. Научная работа кафедры охватывала ряд актуальных вопросов права, социологии, политологии, социальной этнографии и демографии, культурологии. Сотрудниками кафедры были разработаны курсы лекций по таким дисциплинам как «Социальная политика», «Социология организаций», «Социология управления», «Современная организация государственных учреждений России» и др.

Летом 2010 г. на кафедре произошло печальное событие. Вследствие тяжелой болезни, ушел из жизни основатель кафедры и ее бессменный руководитель, почетный работник высшего профессионального образования, человек яркий и талантливый – Э. С. Гершгорин. В том же году на кафедре состоялись выборы заведующего, по итогам которых новым руководителем кафедры была утверждена доктор культурологии Надежда Константиновна Анохина.

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

На сегодняшний день кафедра социально-гуманитарных дисциплин представляет уникальную, целостную, сложную систему, содержащую профессионалов разных направлений, которая способна самостоятельно решать поставленные перед ней задачи.

На кафедру ложится ответственная задача по работе со студентами всех курсов и направлений подготовки. Именно кафедра социально-гуманитарных дисциплин на теоретическом и практическом уровнях закладывает фундамент будущего специалиста, участвует в формировании творческой личности, имеющей свой индивидуальный стиль работы и представление об окружающем мире.

Понимая эту ответственность в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, преподаватели помогают каждому студенту организовать самого себя, воспитывать самодисциплину. Каждый преподаватель учитывает разный исходный уровень знаний студентов в рамках организации индивидуальной работы, т. к. только качественная деятельность преподавателя, реализующего свои профессиональные обязанности, способствует развитию интеллекта, компетентности и творческого потенциала будущего специалиста.