Имя св. Варнавы просияло в созвездии 70-ти апостолов. Святая Церковь воспевает эту церковную звезду, как первого среди семидесяти. Благовестника Слова Божия - св. апостола Варнаву называют основателем Кипрской Православной церкви и первым архиепископам Кипра. На северную часть острова Кипр (ныне - самопровозглашенная Турецкая Республика Северного Кипра) отправляются паломники, чтобы посетить там все места, связанные с апостольской деятельностью, мученической кончиной, обретением святых мощей и возведением монастыря в честь апостола Варнавы.

1.Икона св. апостола Варнавы

Среди руин античного Саламина

В наши дни средиземноморский берег невдалеке от руин древнего портового города Саламин, имевшего на протяжении столетий пальму первенства на Кипре, ничем не напоминает о его славном прошлом. Согласно справочникам, здесь когда-то была построена «превосходная гавань, вмещавшая множество кораблей». Хорошо укрепленный город Саламин на восточном побережье острова был известен как процветающий торговый центр с населением около двухсот тысяч человек. Каменные руины разрушенного арабскими набегами в VII в. и затем прекратившего свое существование Cаламина долгие годы служили строительным материалом для находящегося в нескольких километрах к северу от него другого портового города Фамагуста.

Приблизительно весной 45-го года [ 1 ] из Селевкии в Саламин приплыл на корабле апостол Варнава. Это было первое его миссионерское путешествие на Кипр вместе с апостолом Павлом (Деян. 13:5). Варнава (Бар-Наба) в буквальном переводе означает «сын утешения». Варнава - этим именем апостолы нарекли христианина Иосия (Иосиф), иудея-кипрянина, происходившего из богатой семьи и состоявшего членом иерусалимской церкви. С молодых лет он отличался благочестием, посещал храм, соблюдал посты и хранил себя от разных юношеских увлечений. Он был щедрый и добросердечный человек, явивший добрый пример христианина, жертвующего на нужды своих собратьев. После Вознесения Господа на Небо он продал принадлежавшее ему под Иерусалимом имение и положил все вырученные деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе (Деян. 4:36,37). Варнава вступился за новообращенного Павла: когда тот пришел в Иерусалим, Варнава тепло принял его и затем ввел в среду апостолов (Деян. 9: 26,27). Около 34 -35 г. апостолы привлекли Варнаву к миссионерской деятельности, которая началась после побиения камнями первомученика Стефана. Сначала иерусалимская община послала Варнаву в Антиохию посодействовать новым христианам (Деян.11:22-26). К Антиохии тогда относился и остров Кипр.

Ступив с корабля на берег Саламина, Варнава в сопровождении своего племянника Иоанна Марка предпринял здесь немалые труды по обращению ко Христу эллинов и иудеев. Умножив сначала в этом городе, а затем и в других местах Кипра число верующих, Варнава и Павел отправились в Малую Азию.

После успешного проведения в течение ряда лет в разных городах миссионерской деятельности апостол Варнава решил вновь возвратиться на Кипр для продолжения проповедей об учении Христа.

Во второй раз в город Саламин апостол Варнава прибыл около 57 г. (по другим данным - ок. 61/62 г.). В ту пору ему уже было 76 лет [ 2 ]. Внешне апостол выглядел, вероятно, таким, каким его изображают на иконах: человек преклонных лет, с темными волосами или с проседью и с бородой средней длины [ 3 ]. В этот приезд на остров город Саламин стал местом последних проповедей и мученической кончины апостола. Об этом сообщается в апокрифическом труде «Хождения и мучение Апостола Варнавы» (Акты Апостола Варнавы; V в.), приписываемом апостолу Марку [ 4 ], и в богословском сочинении «Энкомий святому Варнаве» Александра Кипрского [Саламинский], жившего в VI веке. О последних днях земной жизни апостола Варнавы в Саламине повествуется и в изложении святителя Димитрия Ростовского . Ревностная проповедь апостола восстановила против него живших в Саламине иудеев. Они всячески противились ему, хулили его честное имя и затем, настроив против него многих горожан, решили убить его. Предвидя свою кончину, Варнава созвал верующих, совершил божественную литургию, причастил их, преподал последнее наставление и навсегда простился с верующими. При этом он поручил своему спутнику Марку взять после смерти его тело, которое он найдет «вне города на западной стороне», похоронить его и позже обо всем рассказать апостолу Павлу. Варнава завещал также положить с собой в гроб переписанное некогда им самим Святое Евангелие от Матфея, с которым никогда не разлучался. Далее апостол Варнава сам приобщился Святых Христовых Тайн и безбоязненно явился в синагогу, где проходило собрание иудеев и начал там проповедовать собравшимся учение Христа. Озлобленные иудеи бросились на Варнаву, вывели его за город и побили камнями. После этого они разложили костер и хотели предать святое тело сожжению, однако оно осталось цело и невредимо. Впоследствии в этом убедился тайно пришедший к месту сожжения Марк. Взяв тело апостола, он похоронил его «в одной пещере, отстоявшей на пять стадий от города». Время мученической кончины апостола Варнавы относят к 57 г. [ 6 ].

После убиения апостола саламинские иудеи начали в городе гонение всех последователей Христа. Верующие бежали из Саламина и скрывались во многих местах. Из Кипра Марк отправился на поиски апостола Павла и, встретив его в Ефесе, поведал ему о мученическом венце святого апостола Варнавы. Апостол Павел оплакал кончину Варнавы.

Некоторые дополнительные сведения о последних часах жизни Варнавы содержатся в труде Александра Кипрского, рассказавшего, что апостола «схватили во время проповеди в синагоге», а перед побиением камнями его подвергли «долгим мучениям». В «тайном погребении» апостола Варнавым участвовали не только Марк, но и «другие христиане».

В «Хождении и мучении Апостола Варнавы» повествуется, что через «два дня» после прибытия в Саламин апостола Варнавы и начала его проповеднической деятельности в местной синагоге в тот же город приехал и «иудейский маг и псевдопророк Вариисус-Елима». Ему удалось восстановить против Варнавы иудеев. Те схватили апостола и хотели доставить его на суд к правителю города, но потом, изменив планы, решили казнить его втайне. В ночное время в синагоге ему надели аркан на шею и повели сначала к ипподрому и далее за городские стены, где и предали сожжению. Прах апостола «собрали в пелену и, запечатав ее свинцом, решили бросить в море». Тем временем Марку «вместе с Тимоном и Родоном удалось ночью похитить прах» и похоронить его в одной из пещер около города, где «прежде поселились иевусеи» (иевусеи - народ, проживавший в Ханаане еще до прихода израильтян и основавший в конце III тысячелетия до РХ город Иерусалим и первоначально населявший его. - Примечание А.Х.). После похорон «Марк, Тимон и Родон три дня скрывались в пещере от иудеев, а затем отправились в Лимнит». С течением времени место погребения апостола Варнавы возле Саламина было надолго предано забвению.

Местность Игиас, где обретены святые мощи апостола Варнавы

В начале IV в. Саламин стал местом казни и святых мучеников Аристоклия Саламинского (Кипрский), Димитриана и Афанасия. За открытое исповедание христианской веры во времена (ок. 306 г.) правления императора Максимиана они были усечены мечом. Со времен правления Константина Великого Саламин стал церковным центром Кипра [ 7 ]. В 332 и 342 гг. на острове произошли два сильных землетрясения, полностью разрушившие Саламин. В прошлом веке (1952 -1974 гг.) археологами обнаружены на его территории руины нескольких небольших раннехристианских и византийских храмов и каменные бассейны, где, вероятно, совершались крещения. Римский император Констанций II (сын Константина Великого), правивший в 337-361 гг., восстановил город после разрушений и переименовал его в Констанцию. После распада Римской империи Кипр в 395 г. стал частью Византии.

Спустя четыре столетия после мученической кончины Варнавы Господь прославил (ок. 488 г.) то потаенное место возле Саламина, где пребывали святые останки апостола. Это было время, когда Христова вера распространилась уже по всему Кипру, однако полную христианизацию населения острова историки относят только к началу V века [ 8 ]. Это было и напряженное для острова время, когда окончательно разрешался вопрос об автокефалии Кипрской Церкви. Попытки ее присоединения к своему диоцезу предпринимал Антиохийский Патриарх Петр Гнафевс [ 9 ]. Еще в 431 г. кипрские христиане обратились к Отцам Третьего Вселенского Собора с просьбой подтвердить автокефалию Кипрской Церкви и получили положительное решение Собора. В 478 г. архиепископ Констанции и всего Кипра Анфемий вновь обратился с той же просьбой к византийскому императору.

Чудеса и исцеления от мощей святого Варнавы открыли народу то место, где находилась гробница апостола. Ее обнаружили в неглубокой пещере, расположенной приблизительно в одном километре от города Констанция (Саламин), в местности, называемой Игиас («Место здравия»). Здесь на глазах многих людей часто совершались чудеса, молва о которых распространилась по всему острову. Ныне это «Место здравия» находится рядом с кипрским селением Энгоми (Энкоми, также - Тузла). По преданию, пещера с гробницей находилась под вечнозеленым деревом с широкой кроной, называемым «рожковым». Оно известно еще с древних времен и как «хлебное дерево Иоанна». На Руси его плоды называли «цареградским стручком». Высушенные сладкие стручки коричневого цвета очень любили бедные люди, отдыхавшие под деревом, имевшем в народе еще одно название - «шоколадное».

В Игиас на месте произрастания этого удивительного дерева происходили многие дивные чудеса. Так, больные или усталые от дальней дороги путники, переночевавшие под рожковым деревом, получали к утру следующего дня «здравие» и прилив новых сил. Узнав о подобныхх чудесах, верующие люди специально приходили к этому необычному месту, проводили здесь ночи и получали исцеление от разных недугов. Со временем «Место здравия» сделалось очень известным на Кипре и сюда жители окрестных селений приносили многих немощных и расслабленных. По преданию, здесь исцелялись бесноватые, хромые исправляли свою походку, слепые становились зрячими.

Сохранилась и легенда, рассказывающая о том, как были обретены в Игиас честные мощи святого апостола.

Согласно «Энкомию святому Варнаве», архиепископу Анфемию трижды являлся во сне апостол Варнава, указавший, где нужно искать его захоронение. В тексте Димитрия Ростовского находим такие строки: «...Вот тебе [т.е. архиепископу Анфемию] знамение: выйди за город к западной стороне на пять стадий и на том месте, которое называется «Местом здравия» (ибо там ради меня Бог чудесно подает болящим здравие), раскопай землю под деревом, произращающим рожки: там ты найдешь пещеру и раку, в которой положены мощи мои; найдешь также и Евангелие, написанное моею собственной рукой» [ 10 ].

И вот 11 июня преисполненный радости архиепископ Анфемий рассказал собравшемуся народу о троекратном ему явлении и речах апостола Варнавы, а после этого возглавил с псалмопением крестный ход в сторону Игиас. В указанном месте раскопали землю под деревом, нашли закрытую камнями пещеру, а в ней - раку. Все присутствующие в момент открытия раки ощутили «великое и несказанное благоухание» и увидели в ней целые и неповрежденные мощи святого апостола Варнавы, а также и Евангелие . В час обретения мощей на всем острове Кипр произошли многие чудеса. Раку с мощами апостола запечатали оловом и решили не переносить ее в другое место. По приказу архиепископа Анфемия при апостольском гробе стали денно и нощно совершать псалмопения.

История свидетельствует, что благодаря обретению мощей апостола Варнавы и находке ценного Евангелия острову Кипру была дарована позже свобода, а его Церкви удалось добиться автокефалии. Архиепископ Анфемий отправился в Царьград, взяв с собою в дорогу обнаруженное Евангелие и часть мощей святого апостола. Византийский император Флавий Зенон возрадовался тому, что именно в дни его царствования на Кипре обретено было столь великое духовное сокровище. Архиепископ Анфемий, передавший императору Евангелие и часть мощей апостола, был награжден большими почестями от императора и от всего духовного собора. Император благосклонно отнесся к прошению архиепископа Анфемия о необходимости автокефалии Кипрской Церкви. По его же приказу в Константинополе был созван Синод, определивший статус автокефалии Кипрской Церкви. Утвердив это решение, император у распорядился, чтобы остров Кипр больше не был в подчинении у патриарха и получил право самостоятельного избрания предстоятеля . Однако окончательно автокефалия Кипрской Церкви была утверждена только в 691 - 692 гг. .

Евангелие и часть мощей святого апостола поместили в церкви св. Стефана в Большом дворце Константинополя. Архиепископ Анфемий получил в подарок от императора много золота для возведения храма на месте обретения честных мощей апостола Варнавы .

Энгоми, где стоит монастырь во имя святого апостола Варнавы

Архиепископ Анфемий со славой и честью возвратился на Кипр и в скором времени (ок. 488 г.) выстроил на средства византийского императора Флавия Зенона и на свои сбережения большой храм в форме трёхнефной базилики. Существует также мнение, что первоначально византийская базилика имела двухскатную деревянную крышу. При храме был основан мужской монастырь святого апостола Варнавы.

2.Здание монастыря в честь св. апостола Варнавы

Ныне этот недействующий монастырь находится в трех километрах от Саламина, неподалеку от селения Энгоми. Те, кто паломничал по следам апостола Варнавы на Кипре, знает, что монастырь возвышается вовсе не на месте предполагаемого обретения мощей апостола, а в некотором отдалении от него. По преданию, рака с мощами апостола была перенесена из пещеры установлена в новом храме. Архиепископ Анфемий установил праздновать память святого апостола Варнавы в день обретения честных его мощей - в одиннадцатый день месяца июня.

Во время арабских набегов в VII в. храм и все постройки монастыря были разрушены. Такая же участь постигла и древний Саламин (Констанция), чьи жители переселились в соседний город Фамагуста . В 1674 г. в Энгоми удалось заново отстроить храм. Современный вид здание монастыря приобрело только после его реконструкции в 1757 г. Иконы для иконостаса были написаны в XVII-XVIII вв. .

3.Иконостас храма в честь св. апостола Варнавы

Число братии в монастыре было совсем немногочисленным: например, в 1917 г. - три, после 1965 г. - 7 человек. В 1974 г. все монахи были изгнаны турками, а монастырский храм разграблен. В настоящее время монастырь представляет собою Археологический музей, где собраны из православных монастырей и храмов северного Кипра иконы и разные христианские реликвии, а также различные археологические находки.

По давней традиции 11 июня, в день памяти апостола Варнавы, на площади перед монастырем проходили праздничные базары, но в середине 70-х годов в связи с политическими событиями на острове они были прерваны. С 2005 г. ситуация изменилась в сторону возрожднения в Энгоми праздника в честь апостола Варнавы и организованного паломничества по местам апостольского служения апостола на севере острова. В монастырь периодически приезжают православные священники из храмов и монастырей южного Кипра, куда в 1974 г. перенесли части мощей святого апостола Варнавы.

4.Часовня «Место здравия» над криптой

Современная часовня на месте обретения мощей в Игиас, примыкающему к селению Энгоми, построена в 1954 г. В разные столетия эта часовня над криптой неоднократно разрушалась и восстанавливалась. Киприоты по традиции называют ее «Местом здравия». Из часовни к высеченной в камне гробнице ведут 14 ступеней. В освещенной электричеством пещере на земле и на стенах паломники оставляют в дар иконы, а также возжигают лампады и свечи рядом с тем местом, где находилась рака с мощами апостола Варнавы. Место гробницы покрыто плащаницей.

5.В пещере, где находилась рака с мощами св. апостола Варнавы

От часовни к монастырскому зданию ведет эвкалиптовая аллея длиною приблизительно 80 метров.

О мощах святого апостола Варнавы

Сведения о том, когда и куда были перенесены из Кипра мощи святого апостола, можно почерпнуть из «Православной энциклопедии» . Издание со ссылкой на западные источники сообщает, что «основная часть мощей» апостола Варнавы была перенесена с Кипра в Милан, «откуда глава святого попала в Тулузу». Эту информацию сегодня можно освежить новыми фактами. Только в одной Италии существует несколько версий о местах хранения мощей (главы) апостола. Так, одна глава находится в монастырской церкви «Св. Роза да Лима», вошедшей после ее закрытия (1866) в состав гостиничного комплекса «Св. Роза да Лима» в итальянском населенном пункте Конка-деи-Марини (Conca dei Marini; провинция Салерно). Известно, что эти мощи были подарены домениканскому монастырю епископом из Поццуоли Джероламо Дандольфи (Ландольфи; 1722-1789).

Другая глава хранится в приходской церкви населенного пункта Энденна (коммуна Дзоньо в регионе Ломбардия). Третья глава находится якобы в Неаполе, в церкви Джезу Нуово (Gesu Nuovo), а именно - в часовне католического святого Джузеппе Москати, где проводит паломнические экскурсии местный приход Апостола Андрея Первозванного (Московский Патриархат). Конечно, не во всех перечисленных случаях может идти речь о подлинных мощах апостола.

Согласно итальянским источникам, мощи (часть руки) апостола Варнавы хранятся в базилике Св. Варнавы (Basilica di San Barnaba a Marino) в городе Марино (регион - Лацио; провинция Рима), а также в Милане и Падуе. В Западной Европе частицы мощей апостола хранятся в Праге, Кельне, в бельгийском городе Намюр, в баварском монастыре Андекс.

В 1974 г. после оккупации турками северной части Кипра частицы мощей апостола Варнавы были вывезены в южную часть острова. Здесь ценные реликвии хранятся в Священном царском и ставропигиальном монастыре Киккской иконы Божией матери (Киккский монастырь), в ставропигиальном мужском монастыре Махера (Махерас) и в монастыре Ставровуни (Святого Креста).

Во всех этих кипрских монастырях, а также в разных европейских городах и аббатствах, где почивают мощи святого апостола Варнавы, зафиксировано немало свидетельств о том, что на протяжении веков эти реликвии являются источником многих чудес и потому они с особенною любовью чествуемы восточными и западными христианами.

Литература:

[ 1 ]. Апостол от 70-ти Варнава. - Православная энциклопедия. - Т. VI (c. 641- 646). - М.,2003; Библейская энциклопедия. Путеводитель по Библии.(Российское Библейское общество). -1995, с.344.

[ 2 ]. Жития святых славных и всехвальных апостолов. - М.: Лествица; Артос-Медиа, 2006, с.218.

[ 3 ]. Апостол от 70-ти Варнава. - Православная энциклопедия. - Т. VI (c. 641-646). - М.,2003.

[ 4 ]. Там же.

[ 5 ].

[ 6 ]. Апостол от 70-ти Варнава. - Православная энциклопедия. - Т. VI (c. 641-646). - М.,2003.

[ 7 ]. См.: Коровина А. К.,Сидорова Н.А. Города Кипра. Города и музеи мира. - М.:Искусство, 1973; Старшов Е. Святыни и древности Кипра. - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2013.

[ 8 ]. Там же.

[ 9 ]. Зоитакис А. История Кипрской Православной Церкви в I - X вв. - [Электронный ресурс] URL: http://www.agionoros.ru/docs/468.html

[ 10 ]. Житие и страдание святого апостола Варнавы . 11 июня по ст. ст./ 24 июня по н.ст. - В кн.: Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. Том 6. Июнь.

См.: Коровина А. К.,Сидорова Н.А. Города Кипра. Города и музеи мира. - М.:Искусство, 1973; Старшов Е. Святыни и древности Кипра. - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2013.

. Житие и страдание святого апостола Варнавы . 11 июня по ст. ст./ 24 июня по н.ст. - В кн.: Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. Том 6. Июнь.

Святой апостол Варнава родился на острове Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом. Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе со своим другом и сверстником Савлом (будущим апостолом Павлом) у знаменитого в то время законоучителя Гамалиила. Иосиф был благочестив, часто посещал храм, строго соблюдал посты, хранил себя от юношеских увлечений. В то время Господь наш Иисус Христос начал общественную проповедь. Увидев Господа и услышав Его Божественные слова, Иосиф уверовал в Него как в Мессию, возгорелся к Нему любовию и последовал за Ним. Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосиф получил второе имя - Варнава, что по-еврейски значит "сын утешения". После Вознесения Господа на Небо, он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе (Деян. 4, 36, 37).

Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Варнава же пришел с ним к апостолам и рассказал, как Господь явился Савлу на пути в Дамаск (Деян. 9,26-28).

По поручению Апостолов святой Варнава ходил в Антиохию для утверждения уверовавших: "Прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем" (Деян. II, 23). Затем апостол Варнава пошел в Тарс, а потом привел апостола Павла в Антиохию, где около года учили в храме народ. Здесь ученики впервые стали называться христианами. По случаю наступившего голода, взяв щедрую милостыню, апостолы возвратились в Иерусалим. Когда царь Ирод умертвил апостола Иакова Зеведеева и в угоду иудеям взял под стражу апостола Петра , святые апостолы Варнава и Павел, выведенные из темницы Ангелом Господним, скрылись в доме тетки Варнавы, Марии. И как только гонение утихло, они возвратились в Антиохию, взяв с собой сына Марии Иоанна, прозванного Марком. По внушению Духа Святого, бывшие там пророки и учители рукоположили Варнаву и Савла и отпустили на дело, к которому призывал их Господь (Деян. 13; 2-3). Побыв в Селевкии, они отплыли на Кипр и в городе Саламине в иудейских синагогах проповедовали Слово Божие. В Пафе они нашли волхва, лжепророка по имени Вариисус, который находился при проконсуле Сергии. Желая услышать Слово Божие, проконсул пригласил святых апостолов к себе. Волхв старался отвратить проконсула от веры, но апостол Павел обличил волхва и, по его слову, тот внезапно ослеп. Проконсул уверовал во Христа (Деян. 13, 6-12). Из Пафа Апостолы прибыли в Пергию Памфилийскую, а затем проповедовали иудеям и язычникам в Антиохии Писидийской и по всей стране той. Иудеи произвели возмущение и изгнали Павла и Варнаву. Апостолы пришли в Иконию, но, узнав о том, что иудеи хотят побить их камнями, удалились в Листру и Дервию. Там апостол Павел исцелил человека, от рождения не владевшего ногами. Народ принял их за богов Зевса и Гермеса и хотел принести им жертву. Апостолы едва убедили не делать этого (Деян. 14,8-18).

Когда возник вопрос, следует ли обращенным язычникам принимать обрезание, апостолы Варнава и Павел отправились в Иерусалим. Там их с любовью приняли апостолы и пресвитеры. Проповедники рассказали, "что Бог сотворил с ними и как Он отверз дверь веры язычникам" (Деян. 14, 27). По долгом рассуждении Апостолы соборно постановили не возлагать на язычников никакого бремени, кроме необходимого - воздерживаться от идоложертвенного и крови, удавленины и блуда и не делать другим того, чего не желают себе (Деян. 15, 19-20). Послание было отправлено с апостолами Варнавой и Павлом, и они вновь благовествовали в Антиохии, а спустя некоторое время решили посетить города, где ранее проповедовали. Апостол Варнава желал взять с собой Марка, но апостол Павел не хотел, так как он ранее отстал от них. Произошло разногласие, и Апостолы разлучились. Павел взял с собой Силу и отправился в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком - на Кипр (Деян. 15, 36-41).

Умножив число верующих на Кипре, апостол Варнава отправился в Рим, где, возможно, первый проповедовал Христа.

Апостол Варнава основал епископский престол в Медиолане (Милане), а по возвращении на Кипр продолжил проповедь о Христе Спасителе. Тогда ожесточенные иудеи возбудили язычников против Апостола, вывели его из города, побили камнями, и разложили костер, чтобы сжечь тело. Позднее, придя на это место, Марк взял оставшееся невредимым тело Апостола и похоронил в пещере, положив на грудь, согласно завещанию Апостола, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.

Скончался апостол Варнава около 62 года, на 76 году жизни. С течением времени место погребения Апостола в пещере было забыто. Но многочисленные знамения были явлены на этом месте. В 448 году при императоре Зеноне апостол Варнава трижды являлся в сновидении архиепископу Кипра Анфиму и показал место погребения своих мощей. Начав копать в указанном месте, христиане нашли нетленное тело Апостола и лежавшее на его груди святое Евангелие. С этих пор Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного избрания предстоятеля. Так апостол Варнава защитил Кипр от притязаний противника IV Вселенского Собора, еретика Петра, по прозванию Кнафея, захватившего патриарший престол в Антиохии и домогавшегося власти над Кипрской Церковью.

Несмотря на то, что последние пару лет мы чаще слышим о крушениях отечественных космических проектов, россияне по-прежнему могут гордиться тем, что наши скафандры легче и дешевле американских, а наши ассенизационные установки закупает NASA. Побывем на предприятии, где их производят.

«Звезда» начала работать в 1952 году. Правда тогда у завода не было названия — предприятие проходило как «№918» и было одним из самых секретных объектов Министерства авиационной промышленности СССР. После перестройки с него сняли гриф секретности, преобразовали в ОАО, и он стал одним из ведущих разработчиков оборудования для всей авиакосмической индустрии. В 50-е здесь изготавливали систему жизнеобеспечения, в которой находилась собака Лайка, и скафандр для пассажира корабля «Восток» — Юрия Гагарина. Сейчас на «Звезде» производят высотное снаряжение для пилотов — скафандры, костюмы, защитные шлемы, кислородные маски, системы пожаротушения, катапультные кресла, парашюты и надувные трапы.

На заводе не только производят скафандры и гидрокостюмы, но также испытывают их в условиях, приближенных к реальным. Например, в этой стационарной барокамере проводят тестирования личного состава на готовность к высотным полетам и адаптацию в условиях разряженной атмосферы. Будущие космонавты одеты, разумеется, в продукцию «Звезды». Как раз в такой камере тренировался Алексей Леонов перед выходом в открытый космос.

В этой камере проходят обязательную тренировку все космонавты, летающие на МКС. Раньше экипаж состоял из трех человек, сейчас одновременно летают 6. Из них трое остаются на станции на полгода, а часть экипажа в середине этого срока меняется.

Cкафандр «Орлан-МК» для работы в открытом космосе весит 110 кг. Американский аналог весит 136 кг и, в отличие от российского, не приспособлен к годам самообслуживания на станции. Кроме того, его невозможно надеть самостоятельно. Американские EMU и MEGA-EMU еще и гораздо дороже: 10 лет назад они стоили порядка 15 млн долларов, а «Орлан» стоит всего 3 млн. EMU для ремонта надо спускать на Землю — для справки: доставка 1 кг груза на МКС стоит $25 000, возвращение — $60 000.

Сейчас «Орлан» шьется уже в пятой модификации. К дюралюминиевому корпусу крепятся рукава и штанины. Все провода и шланги системы жизнеобеспечения вмонтированы под кирасу. На двери люка крепится компьютер, который анализирует информацию со всех датчиков скафандра — их порядка 50-ти. Космонавт регулирует температуру сам, дергая за рычаг водяного охлаждения. «Орлан» — это небольшой космический корабль. Его производство занимает больше полугода, а официальный срок годности — 4 года. Разумеется, по факту эксплуатируют их дольше.

Каждый космонавт должен самостоятельно надеть скафандр и после этого провести в невесомости два часа под наблюдением специалистов. Но даже если инженеры отвлекаются, то компьютер, встроенный в скафандр, подсказывает космонавту, что нужно делать в той или иной ситуации.

Мягкий скафандр «Сокол», используемый при взлете и посадке, шьется всегда индивидуально на каждого космонавта. Кроме него, для каждого космонавта отливают индивидуальный ложемент — специальное сиденье. Сначала из гипса делают слепок спины и попы, потом по нему изготавливают модель из полиуретана. Это необходимо для предотвращения травм в случае отказа двигателей мягкой посадки. Каждый космонавт, собирающийся на МКС, приезжает для снятия мерок на «Звезду». Потом два месяца отшивается скафандр. Готовый «Сокол» он лично испытывает два часа в барокамере, и, если не чувствует никакого неудобства, костюм считают готовым. Весит такое снаряжение 10-12 кг.

Помимо сканфандров для космонавтов и летчиков, на производстве шьют профилактические костюмы «Пингвин» (крайние слева) и «Чибис» (темно-синий. Костюм «Чибис» необходим для тренировки сердечно-сосудистой системы перед спуском на землю. Внутри него пониженное давление, и благодаря ему кровь задерживается в нижней части тела, как это бывает при земном тяготении. «Пингвин» желательно носить постоянно на МКС для профилактики негативного влияния невесомости. На «Звезде» также шьют вещи попроще — тренировочные костюмы, теплую одежду, спальные принадлежности, термобелье. А вот гидрокостюм «Форель» (крайний справа) вместе с шерстяным костюмом греет и поддерживает на плаву — в том случае, если пилот оказался в холодном море.

Скафандр Юрия Гагарина, в котором он летел в космос, тоже висит в музее, несмотря на постоянно слухи о том, что его продали. Рядом висит скафандр Валентины Терешковой.

Внутри костюма «Пингвин» натянуты резинки, которые создают нагрузку на мышцы и кости. Он необходим, чтобы в долгом пребывании невесомости тело находилось в тонусе и мускулы не атрофировались. Сейчас космонавты предпочитают ему тренажеры, а вот в медицине он до сих пользуется популярностью и используется в некоторых клиниках для профилактики и лечения ДЦП. До последнего времени на заводе был отдельный цех, отшивавший для нужд клинки «Пингвинов», но сейчас этим занимается частная фирма. Кроме этого костюма, в медицине еще применяется противошоковый костюм «Каштан»: при большой кровопотери он сильно сдавливает вены на ногах и выталкивает кровь вверх, поддерживая таким образом кровоснабжение жизненно важных органов. Благодаря «Каштану» можно поддерживать жизнь пострадавшего до доставки в больницу.

Система АСУ — ассенизационное устройство или попросту туалет — гордость НПП «Звезда». Конструкция оказалась настолько удачной, что американцы на свой сегмент МКС закупили именно такую.