(eLearning) в компании, как запуск ракеты, требует инвестиций, тщательного проектирования, командной работы и не только.
В этой статье вместе с экспертами из сферы eLearning мы разберем весь цикл запуска дистанционного обучения и по шагам расскажем, как вывести eLearning на «орбиту».

Шаг 1. Определить цели запуска дистанционного обучения

Ракету отправляют в космос по разным причинам: исследовать новую планету, вывести на орбиту спутник или, к примеру, доставить космонавтам полезный груз. Всегда есть цель. Так же и с дистанционным обучением - нет смысла внедрять его просто потому, что это модно.

Если вы открыли эту статью, значит, уже представляете, для чего вашей компании нужно онлайн-обучение. Если нет, небольшой совет: цель проще нащупать, оттолкнувшись от «болевой точки». Какую задачу вы надеетесь решить с помощью eLearning?

Так, например, в компании Skyeng возникла потребность: быстро обучить 120 новых сотрудников преподавать английский в онлайн-формате и работать на платформе Vimbox. Теперь с помощью eLearning компания подготавливает в месяц по 200 профи.

В «Пермэнергосбыт» хотели развивать персонал без отрыва от производства и оперативно проводить тестирование. При помощи eLearning компания за полгода автоматизировала систему аттестации и взяла под контроль знания в 74 филиалах Пермского края.

Чего хотите добиться вы? Чем конкретнее сформулирована цель, тем проще попасть в яблочко.

Компания MW-LIGHT производит и продает декоративные светильники по всему миру. В ассортименте 300 коллекций, в каждой - от 10 до 100 моделей. При этом за год ассортимент обновляется на 35%. Продавцам было сложно запомнить особенности каждой модели. Иногда продажа срывалась просто потому, что сотрудник не мог грамотно рассказать о новинке.

В MW-LIGHT поставили цель: за полгода повысить лояльность клиентов, обучив продавцов продуктам компании. Теперь по каждой коллекции есть электронные курсы для сотрудников. Результат: число благодарных покупателей выросло вдвое, как и количество успешных сделок.

Руководитель проекта дистанционного обучения MW-LIGHT

«Заранее продумайте, как замерить успех eLearning. Количество обученных сотрудников и число пройденных тестов - лишь основа общей картины эффективности. Вы можете «прокачать» сотни и тысячи - толку мало. Смотреть нужно на бизнес-результат.

Например: сотрудники моментально узнают о продуктовых новинках, после обучения менеджеров вдвое выросли дополнительные продажи, вполовину сократились затраты на обучение персонала в регионах (больше не нужно платить командировочные тренеру, оплачивать билеты на самолет и номер в гостинице) и так далее».

Итог шага 1: вы знаете цель дистанционного обучения и ключевые показатели, по которым будете замерять успех проекта.

Шаг 2. Выбрать инструменты для дистанционного обучения

Как устроены космические корабли? Опытные ракетостроители ответят приблизительно так: «У каждой ракеты разная конструкция. Все зависит от задачи». К примеру, в состав американского «Шаттла» входят стартовые ускорители, бак с топливом и орбитальный корабль. Этого достаточно, чтобы достичь низкой околоземной орбиты. Но до Марса не доберешься - потребуются другие комплектующие.

Арсенал eLearning тоже напрямую зависит от целей. Как правило, для дистанционного обучения компании используют один из трех видов инструментов или весь набор сразу:

  1. вебинары;
  2. система дистанционного обучения;
  3. редактор электронных курсов.

Давайте подробно разберем каждый из них.

Вебинары

Это очный семинар в онлайн-формате: вы читаете лекцию сотрудникам сразу из нескольких филиалов, только при этом сидите за компьютером в центральном офисе компании, в кафе или дома в удобном кресле и мягких тапочках.

Вебинар похож на беседу по Skype: можно говорить в микрофон, писать в чат, показывать рабочий стол на ПК или презентацию. Лекцию тут же можно записать на видео и отправить сотрудникам, чтобы позже освежили знания.

Вебинары в бизнесе обычно используют, когда хотят сократить расходы и количество очных тренингов. К примеру, в страховой компании «Сентрас Иншуранс» через вебинары регулярно тренируют руководителей отделов продаж и продавцов из 17 филиалов Казахстана. Для первой группы разработана программа по подбору и адаптации персонала, для второй - курс по техникам продаж. Компания сэкономила на проезде, номерах в гостиницах и командировочных расходах тренеров, которые раньше ездили по регионам. При этом качество обучения не пострадало.

Начальник отдела развития персонала АО «Страховая компания «Сентрас Иншуранс»

«Выбирая платформу для вебинара, выясните, насколько часто бывают технические сбои. Нет ничего хуже, чем связь, оборвавшаяся в ключевой момент лекции.

Желательно, чтобы платформа поддерживала тестирование, опросы и интерактив: возможность «поднять руку», смайлики для обозначения настроения и т.д. Все это хорошо вовлекает в обучение. У слушателей нет искушения переключить вкладку браузера и проверить соцсети.

Важный момент: перед арендой платформы убедитесь, что в филиалах хорошее интернет-соединение. Иначе вы зря потратите деньги - никто из сотрудников не сможет выйти с вами на связь».

Система дистанционного обучения (СДО)

СДО - это виртуальная школа, где можно учить персонал из любой точки мира: назначать курсы, тесты, отслеживать успеваемость и анализировать результаты.

В системе дистанционного обучения можно:

  1. Создать базу знаний. Хранить электронные курсы, тесты, видео и другой учебный контент в одном месте, а не на сотне компакт-дисков и флешек. В любое удобное время сотрудники могут зайти на портал и повторить пройденный материал.
  2. Прокачивать персонал на расстоянии. В несколько кликов назначить курс конкретному сотруднику, отделу компании или филиалу.
  3. Контролировать качество обучения. По каждому материалу в СДО можно собрать детальную статистику. Вы всегда будете знать, как усвоен материал и пройдены тесты, и сможете оценить прогресс сотрудников.
  4. Держать связь с учениками. Внутренний чат или форум - место, где сотрудники могут обмениваться идеями, писать, какой материал оказался полезным, что улучшить, по каким ещё темам пригодятся электронные курсы.

«При выборе системы дистанционного обучения определитесь с типом: СДО с установкой на сервер компании или облачное решение.

В первом случае вы фактически вслепую внедряете в сервер компании систему, которой ваши сотрудники будут вынуждены пользоваться очень долго. И если по каким-то причинам она окажется неудобной, компания вряд ли согласится ее менять: ведь в покупку вложены сотни тысяч, а то и миллионы рублей. Приобретать систему придется с учетом численности сотрудников, которых вы планируете обучать. Кроме того, обслуживать «стационарную» СДО сложно - нужна помощь ИТ-специалистов. Срок запуска: 3-4 месяца.

Для быстрого внедрения СДО лучше использовать облачные технологии. Они не требуют установки на сервер, нужен лишь доступ в интернет. Начать обучение можно сразу после регистрации. При этом система зачастую не уступают по функционалу «стационарной» СДО, а управлять ей может один человек - HR-специалист или сотрудник отдела обучения. IT-навыки не обязательны. Срок запуска: 1-2 дня».
Протестировать демо-версию облачной СДО →

Редактор курсов

Кроме системы дистанционного обучения вам потребуется инструмент для создания электронных курсов, тестов и диалоговых тренажеров.
В редакторе можно создать слайды с текстом и графикой, добавить анимацию, дикторскую начитку, записать видео. В зависимости от инструмента, возможности могут быть самые разные.

Чтобы создать онлайн-курс, не обязательно быть программистом или дизайнером - достаточно знать PowerPoint. К примеру, вот этот курс сделан из простой презентации:

Курс создали в программе iSpring Suite. Как она работает: после того, как вы установите Suite на компьютер, в PowerPoint появится отдельная вкладка.

Заходите, добавляете в презентацию картинки, анимацию, аудио, видео, тесты - курс готов. Теперь его можно загрузить в СДО и назначить персоналу.

Сотрудники смогут изучить материал в любое время и с любого устройства: компьютера, планшета, смартфона.

Специалист по обучению Inventive Retail Group

«С iSpring наша компания выпускает по три курса в неделю для магазинов re:Store, Samsung, Sony Centre, LEGO, Nike, Street Beat, Rookie, UNOde50 и kid rocks.

Сверстать электронный тренинг в iSpring так же просто, как собрать презентацию. Большой плюс: библиотека контента. Не нужно составлять ТЗ для дизайнера или рыться в фотостоках. iSpring предлагает сотни готовых шаблонов, фонов, персонажей, картинок. Ты просто выбираешь из готовых материалов контент, дорабатываешь под задачи компании и верстаешь электронный тренинг.

Всего за полгода наша компания разработала более ста онлайн-курсов».

Итог шага 2: вы определили, какие инструменты eLearning больше подходят для компании, проанализировали рынок дистанционного обучения, выбрали подходящие предложения.

Шаг 3. Просчитать бюджет и составить план действий

Сколько стоит ракета? Чтобы корабль долетел до МКС, потребуется 2,589 миллиарда рублей, до Марса - 10 миллиардов долларов. Цена напрямую зависит от целей и ресурсов, которые вы используете.

Когда цель определена и выбраны инструменты, становится проще прикинуть чек - во сколько обойдется дистанционное обучение.

В бюджет следует заложить не только стоимость инструментов eLearning. Внесите в список зарплату для команды дистанционного обучения, деньги на разработку электронных курсов, покупку компьютеров для сотрудников - всего того, без чего eLearning не взлетит.

Владимир Раджапов,
управляющий менеджер по развитию бизнеса компании eQueo

«Когда определена цель, выбраны инструменты и подсчитан бюджет, составьте рабочий план. В нем нужно подробно расписать всю последовательность действий. Прикиньте точные сроки по каждому пункту.

Пример: поставщик пообещал настроить СДО за 2 дня, 5 дней уйдет на разработку курса, 5 - на пилотный запуск и донастройку СДО. Всего проект потребует 12 дней.

Следующий шаг - презентовать план руководству. Информация должна быть краткой и аргументированной. Что нужно показать:

  • Цели проекта с точки зрения бизнеса. Пример: снизить долю очного обучения на 40%, повысить скорость адаптации нового сотрудника в компании (например, с 30 рабочих дней до 20) и так далее.
  • Выгода компании - сколько она сэкономит или заработает. Пример: компания «Сладкая жизнь» выводит на рынок новый батончик «Сластун». Рассказать об особенности продукта нужно 3 000 торговым представителям. На очное обучение понадобится 2 месяца и ххх рублей. На дистанционное - 5 дней и на ххх рублей меньше.
  • Какие ресурсы понадобятся: СДО, редактор курсов, платформа для вебинаров, компьютеры для сотрудников в филиалах, разработчик электронных курсов.
  • Бюджет проекта: на проект понадобится N рублей.
  • Когда ожидать результат: проект будет запущен через ххх дней.

Также презентуйте проект топ-менеджерам и руководителям ключевых подразделений. Если они не в курсе, что такое eLearning, то могут мешать работе».

Итог шага 3: вы знаете ценник eLearning, руководство утвердило бюджет, готов план действий, известны сроки запуска проекта. Можно покупать инструменты для дистанционного обучения и начинать работу.

Шаг 4. Подготовить обучающий контент

СДО установлена. Теперь нужно наполнить ее контентом. Пустая система дистанционного обучения - как ракета, в которую не погрузили инструменты и припасы, не залили топливо - на такой рано в космос.

Загрузите в СДО презентации, книги, инструкции, видеоролики, электронные курсы - все, что нужно изучить сотрудникам.

В идеале на этом этапе у вас должен быть план развития eLearning на год-два вперед и список материалов, необходимых для изучения. Но на старте достаточно выпустить один электронный курс, чтобы провести пилотный запуск и «обкатать» систему.

Если вы планируете разрабатывать курсы в компании регулярно, то понадобятся два специалиста:

  1. Методолог - собирает информацию, пишет сценарий к электронному курсу, придумывает практические задания, верстает черновой вариант курса. Часто в российских компаниях эту задачу выполняет специалист HR-отдела или бизнес-тренер, который раньше проводил очные занятия.
  2. Дизайнер - подбирает иллюстрации, персонажей, оформляет курс в корпоративном стиле.

Консультант по организации дистанционного обучения

«Если компании редко нужны новые курсы или вы не хотите держать в штате eLearning-специалистов, есть два варианта: купить готовые электронные курсы на рынке или заказать у опытных разработчиков.

Готовые курсы. Это шаблонные тренинги по общим темам: тайм-менеджмент, управление персоналом, работа с Outlook. Каждый выглядит, как простая PowerPoint-презентация: текст, картинка, видео. Такие курсы через интернет может скачать любая компания.

Преимущества:

  • Дешево. На рынке такие курсы стоят от 40 000 рублей и больше. Ценник зависит от тематики, сложности, интерактивности курса.
  • Бесплатный тест-драйв. Как правило, продавцы разрешают изучить курс перед покупкой.
  • Экономия времени. Не нужно самостоятельно разрабатывать контент. Оптимальное решение для быстрого старта eLearning.

Курсы на заказ. Опытные разработчики «затачивают» курс под вашу компанию, учитывая задачи и особенности бизнеса, корпоративный стиль и т.д. Такие курсы становятся визитной карточкой учебного портала, о них говорят, их рекомендуют, они охватывают большую целевую аудиторию учащихся. Стоимость: от 120 000 до 5 000 000 рублей. Срок разработки: от недели до двух месяцев.

Преимущества:

  • Командная работа. Курс верстает команда профессионалов: педагогические дизайнеры, художники-иллюстраторы, разработчики и тестировщики, эксперты и методисты.
  • Методология. Тренинг собирают по канонам педагогического дизайна, делая его максимально интересным и полезным для сотрудников.
  • Индивидуальный подход. Курс разрабатывают конкретно под вашу компанию, учитывая специфику работы и особенности бизнеса».

Итоги шага 4: вы загрузили в СДО один-два электронных курса для пилотного запуска.

Шаг 5. Провести пробный запуск дистанционного обучения

Прежде чем отправлять ракету к звездам, инженеры проводят «сухой старт» - пускают корабль по баллистической траектории, без вывода на орбиту. Это своего рода генеральный прогон, который помогает отработать ошибки перед настоящим полетом.

Для дистанционного обучения «сухой старт» тоже важен. Вместо того, чтобы сразу «ковать» профи по новым стандартам, сперва обкатайте eLearning на тестовой группе. Ее задача - выявить сложности в работе с СДО.

Сооснователь Corporate
e-Learning Club

«Для пилотного запуска стоит выбрать потенциально лояльных сотрудников. Людей в команду тестеров лучше всего отбирать вместе с руководителями подразделений, для которых готовится eLearning.

Фокус-группа не должна быть большой. Все зависит от размера компании. Если в ней работают 150 человек, то для пробного запуска хватит и 10.

Первый курс должен обязательно заканчиваться анкетированием: просто ли использовать СДО? быстро ли открылся курс? какие сложности возникли?

Вместо анкеты можно собрать опрос и поставить его в конце курса. Люди протестируют первый курс и напишут о своих впечатлениях, трудностях, о замеченных ошибках, расскажут, чему научились».

Собрав эту информацию, вы внесете нужные изменения в систему и сделаете ее «дружелюбнее» для сотрудников.

Итоги шага 5: провели пилотный запуск дистанционного обучения, получили список замечаний от фокус-группы, исправили ошибки. Можно запускать обучение.

Шаг 6. Провести внутренний PR дистанционного обучения

Как любому новому проекту, eLearning нужна рекламная поддержка. Если сотрудники заходят на учебный портал лишь по приказу свыше, значит, внедрение провалилось. Как повысить авторитет дистанционного обучения?

Александр Лопарь,
eLearning-эксперт

«Сперва подключите к дистанционному обучению руководство. Высшие эшелоны компании должны пройти пару курсов и твердо заявить: «eLearning - это круто!». Если идея электронного обучения приживется среди руководителей, то за ними автоматически последуют и члены команды. В конце концов именно руководитель стимулирует своих сотрудников учиться.

Чтобы проект приносил больше пользы, свяжите eLearning с критически важным для компании проектом: нужно в сжатый срок обучить торговых представителей из 10 филиалов новой линейке продуктов или за месяц «натаскать» менеджеров в работе с недавно установленной CRM.

Не забывайте про внутренний PR: новости, анонсы, трейлеры курсов, видеоприветствия, награды, рейтинги, поздравления.

Собирайте отзывы коллег о пройденных курсах, записывайте интервью - транслируйте, каких высот добились те, кто закончил обучение. Так вы подчеркнете преимущества нового формата обучения.

Отдельное внимание уделите мотивации «студентов». Вовлечь в обучение помогут:

  • Акцент на пользе. Объясните работникам, в чем польза курса именно для них. Чтобы сохранить мотивацию, сотрудники должны понимать реальную выгоду от электронных курсов, а также использовать полученные знания в «бою».
  • Сертификаты. Выдавайте грамоты за пройденные курсы: «Жгун месяца - прошел все курсы в СДО», «Золотой мозг компании - набрал 100 баллов в тесте». Исследования показывают, что статус на работе столь же важен для сотрудников, как финансовое вознаграждение. Людям важно чувствовать, что руководство видит их достижения.
  • Виртуальная доска почета. Составьте рейтинг отличников. Благодаря общественному признанию и одобрению лидеры рейтинга стремятся держать планку, а остальные получают стимул учиться лучше.
  • Обратная связь. Реагируйте на замечания и пожелания сотрудников: вносите изменения в курсы, создавайте новый контент по заявкам, исправляйте ошибки в СДО».

Итоги шага 6: все в компании произносят «eLearning» с уважением, сотрудники активно используют СДО, внутренний чат разрывается от количества дополнительных заказов на контент.

Шаг 7. Оцените эффективность дистанционного обучения

Итак, корабль под названием eLearning покинул атмосферу. Вы за штурвалом. Теперь главное - придерживаться курса.

Как понять, что вы «летите» в правильном направлении:

  • собирайте отзывы сотрудников;
  • сравнивайте достижения тех, кто учится дистанционно и очно;
  • регулярно проводите срезы знаний;
  • отслеживайте, как меняются успехи сотрудников, улучшаются ли показатели работы: количество закрытых сделок, выполненных проектов и т.д.

eLearning достиг «орбиты», если решил реальные задачи бизнеса, помог сотрудникам быстрее получить новые навыки или сократил затраты на обучение.

Тогда можно выбрать другой маршрут и лететь к новым звездам.

Запомнить

  1. Перед тем, как запускать дистанционное обучение, определитесь с направлением: куда и зачем летите.
  2. СДО, редактор курсов, платформа для вебинаров - комплектация eLearning-ракеты зависит от целей и задач звездной кампании.
  3. Подробный план действий поможет «продать» идею руководству и получить бюджет на полет.
  4. «Сухой старт» поможет найти ошибки и отладить eLearning-ракету.
  5. Чтобы космическая экспедиция принесла пользу, она должна решить реальную задачу бизнеса.
  6. Чаще сверяйтесь с курсом: собирайте отзывы сотрудников, проводите срезы знаний, сравнивайте результаты обучения с бизнес-показателями.

Дистанционное обучение (E-learning) используют практически все крупнейшие компании мира. Среди них Honeywell , Johnson &Johnson , Sony , Adidas , MW-Light . При этом, согласно исследованию Brandon Hall Group , 42% из них планировали в 2018 году увеличить бюджет на внедрение и поддержку дистанционного обучения. Весь мировой рынок онлайн-образования оценивается в $165 млрд, а к 2023 году, по прогнозу Global Market Insights, он вырастет до $240 млрд, – и это консервативный прогноз.

Безусловный лидер по онлайн-образованию – США. Там дистанционное обучение применяют уже несколько десятков лет. Российские компании тоже оценили преимущества eLearning. По данным «Высшей школы экономики», объем корпоративного сегмента онлайн-образования в нашей стране уже составляет 3 млрд рублей.

«Дистанционное обучение дает бизнесу несколько преимуществ. Во-первых, сокращает расходы на обучение. Например, на оплату перелетов и гостиниц для тренеров. Во-вторых, можно на одном уровне поддерживать знания большого количества сотрудников, как центрального офиса, так и филиалов. В-третьих, можно ускорить обучение персонала новым продуктам компании: доступ к онлайн-курсам открыт в любое время», – рассказывает Юрий Усков , основатель компании iSpring , специализирующейся на продуктах для дистанционного обучения.

По его словам, охотнее всего в онлайн вкладываются банки и торговые компании с развитой сетью филиалов и тысячью сотрудников по России. Управлять дистанционным обучением в компании может один человек, главное правильно подобрать инструменты для работы.

Какие инструменты нужны для запуска дистанционного обучения?

Для запуска E-learning нужно два инструмента: редактор электронных курсов и система дистанционного обучения (СДО).

В редакторе создают учебный контент: курсы, тесты, видеоуроки, интерактивные игры. «Сейчас есть такие редакторы, которые интегрируются в PowerPoint. Вы создаете курс, как презентацию. Дополнительно изучать интерфейс программы не придется», – рассказывает руководитель учебного центра Honeywell Игорь Гапонов . В его компании уже больше года тренируют в онлайне менеджеры по продажам.

Система дистанционного обучения – это виртуальный класс, в котором сотрудникам можно назначить учебный материал и в режиме реального времени следить за их успеваемостью по отчетам. И неважно, где ученики находятся физически: на работе, дома или в отпуске.

Вот минимальный набор задач, которые помогает решать СДО:

  • База знаний. Электронные курсы, тесты, видеоуроки – весь контент находится в одном месте. В любой момент сотрудники могут зайти в СДО, изучить нужный курс.
  • Виртуальный наставник. В несколько кликов вы можете назначить курс конкретному сотруднику, отделу или филиалу. Они проходят электронный курс, будто учатся у наставника, только виртуального.
  • Результаты обучения. В СДО вы видите результаты обучения каждого сотрудника: сколько курсов прошли, какую оценку набрали за тест, на какие вопросы ответили неправильно.
  • Обмен идеями. Внутренний чат или форум – место, где сотрудники могут обмениваться идеями, писать, какой материал оказался полезным, что улучшить, по каким темам еще нужны электронные курсы.

Системы дистанционного обучения делятся на два типа: коробочные и облачные. Коробочную СДО устанавливают на сервер компании. Проект потребует несколько месяцев на внедрение и постоянного контроля со стороны IT-специалистов. Плюс такого решения – все данные хранятся в вашей организации.

Чаще всего новое направление берет под контроль отдел очного обучения. Есть еще один сценарий – наделить E-learning автономией. Так, например, поступила компания Honeywell. «Преимуществ несколько. Во-первых, отдел самостоятельно разрабатывает оформление для курсов, отталкиваясь от брендбука компании. HR и маркетинг лишь корректируют и направляют. Во-вторых, в финансовом плане вы ни от кого не зависите – у вас отдельный бюджет», – рассказывает Игорь Гапонов. По его словам, эта независимость дает eLearning-команде возможность работать с максимальной отдачей для бизнеса.

В Honeywell и MW-Light утверждают, что онлайн – не альтернатива очному обучению, а его дополнение. «Иногда мы используем eLearning для выравнивания знаний, иногда – для погружения в тему. К примеру, мы знаем, какой тренинг очно прошли сотрудники, и назначаем несколько электронных курсов для закрепления знаний. В некоторых случаях мы используем курсы перед тренингом: даем основные понятия, теорию. На очной встрече тренер уже не тратит время на методологию и фокусируется на практике», – делится опытом Лана Виноградова.

eLearning помогает ускорить обучение и развивать сотрудников непрерывно , чтобы они всегда работали на пике возможностей. Ведь бизнес – это люди. И чем мощнее команда, тем успешнее компания.

Российские компании давно признали, что дистанционное обучение дает ощутимые результаты и экономит ресурсы. Сейчас руководителей и специалистов, занятых обучением и развитием персонала, больше всего интересует, как внедрить систему eLearning с минимальными затратами и в максимально короткие сроки. Профессиональными рекомендациями делится Юлия Шувалова, директор по развитию компании iSpring.

Российскому бизнесу уже не надо доказывать преимущества eLearning: удаленный образовательный формат позволяет компаниям эффективно решать многие бизнес-задачи:

  • Охватить обучением неограниченное число сотрудников даже из географически удаленных районов.
  • Поддерживать актуальные знания о продуктах и услугах компании.
  • Экономить средства на организацию обучения и поездки в филиалы.
  • Обеспечить непрерывное обучение сотрудников.
  • Оперативно проводить срезы знаний.

Для сотрудников дистанционное обучение имеет свои плюсы:

  • Возможность учиться в любое время.
  • Возможность учиться в любом месте: курсы и тесты можно проходить со своих мобильных устройств.
  • Выбор индивидуального темпа обучения.
  • Возможность саморазвития, расширения кругозора.
  • Это интересно, современно и увлекательно.

Неважно, крупная у вас компания или небольшая, - вы сможете быстро внедрить дистанционное обучение, если ответите на три вопроса:

1) какие инструменты выбрать?

2) какие ресурсы компании нужно задействовать?

3) как измерить эффективность?

Выбор инструмента обучения

Запуск eLearning в любой компании прежде всего связан с выбором системы дистанционного обучения (СДО). Это виртуальная комната, где можно проводить обучение и проверку знаний сотрудников, независимо от того, где они находятся.

При выборе системы дистанционного обучения определите: это будет готовый продукт «в коробке» (необходима установка на сервер компании) или облачное решение (позволяет развернуть СДО на удаленном сервисе).

В чем основное отличие?

Покупая «коробочную» программу, вы фактически вслепую внедряете у себя систему, которой ваши сотрудники будут вынуждены пользоваться очень долго. И если по каким-то причинам она окажется неудобной, компания вряд ли согласится ее менять: ведь в покупку вложены сотни тысяч, а то и миллионы рублей. Приобретать систему придется с учетом численности сотрудников, которых вы планируете обучать. Кроме того, для «стационарной» СДО требуются существенные технические возможности, а для ее обслуживания необходима помощь ИТ-специалистов.

Для быстрого внедрения СДО лучше использовать облачные технологии. Они экономят время и бюджет и не требуют привлечения технических специалистов для развертывания и управления. На российском рынке немало достойных облачных СДО: iSpring Online, Competentum, WebTutor, Mirapolis и другие.

Как правило, у таких систем есть пробный период и гибкая система оплаты. Вы сможете протестировать СДО на группе сотрудников, а затем распространить этот опыт на другие подразделения.

Что должна уметь любая СДО?

Обеспечивать полноценный процесс обучения по аналогии с очным. Все как в школе, только дистанционно.

1) предоставлять доступ в виртуальный класс для ученика и преподавателя;

2) объединять учащихся в группы по общим признакам (например, сотрудники отдела продаж, сотрудники отдела разработки);

3) приглашать пользователей к обучению, назначать учебные курсы и тесты сотруднику или группе сотрудников;

4) загружать материалы любого формата (лекции, презентации, видео, документы, графику);

5) поддерживать стандарты дистанционного обучения, в которых вы разрабатываете курсы (AICC, SCORM, xAPI, BlackBoard);

6) обеспечивать регулярный мониторинг процесса обучения с помощью отчетов;

7) проводить тестирования с закрытыми и открытыми вопросами.

Но это лишь верхний пласт задач, которые решает СДО. Современные системы предоставляют гораздо больше возможностей, главное правильно обозначить критерии выбора:

  • Позволит ли система организовать мобильное обучение на планшетах, смартфонах?
  • Будут ли доступны курсы при отсутствии интернет-соединения?
  • Можно ли настроить индивидуальную траекторию обучения для сотрудника или группы?
  • Содержит ли СДО необходимые типы отчетов?
  • Позволяет ли проводить вебинары?

Лучше всего составить лист пожеланий и проверять, соответствует ли ему СДО. Включайте в свой чек-лист только тот функционал, который действительно нужен для решения ваших задач по обучению.

Пример чек-листа

Необходимое количество пользователей

  • от 100 до 150 человек

Необходимость обслуживания техническими специалистами

  • не требуется

Разграничение ролей пользователей

  • администраторы, преподаватели, студенты

Возможность делить пользователей на группы

Доступ в личный кабинет студента

  • онлайн

Поддерживаемые форматы материалов

  • DOC, PDF, MP3, MP4, XLS, SCORM 2004

Возможность проходить курсы с мобильных устройств

Возможность проходить обучение при отсутствии интернета

Возможность проведения вебинаров

Возможность настроить индивидуальную программу для каждого студента

Возможность обратной связи с преподавателем

  • онлайн и офлайн

Отчеты

  • о прогрессе обучения каждого студента/группы студентов
  • о просмотренных студентом курсах о пройденных тестах
  • о прослушанных вебинарах

Возможность выгрузки отчета в формате excel, pdf

Наличие сертификата по завершении обучения

Наличие технической поддержки от поставщика

Помните: если накрутить список сотней пунктов, вы скорее всего не найдете подходящего поставщика СДО. А если и найдете, то лишь зря потратите деньги компании, потому что вряд ли станете пользоваться всем функционалом. Например, некоторые компании просят большое количество отчетов, которые потом ни разу не открывают.

Что еще?

Кроме самой системы дистанционного обучения вам потребуется инструмент для разработки электронных лекций, тестов и других обучающих материалов.

Универсальных инструментов нет, а точнее, нет универсальных правил обучения, на которые можно было бы ориентироваться. У каждого бизнеса свои особенности, поэтому успешные компании обычно применяют два-три инструмента для разработки курсов.

На отечественном рынке не так много поставщиков таких решений (наиболее известны iSpring Suite и CourseLab). Среди зарубежных аналогов иногда выбирают Articulate, но он подходит для компаний, где бюджет не ограничен. Кроме того, техническая поддержка Articulate находится за рубежом и на русском языке не предоставляется. Это существенно осложняет оперативное решение возникающих вопросов.

Если стоит задача - внедрить дистанционное обучение быстро и с минимальными затратами, выбирайте простые инструменты за разумные деньги. Они не потребуют привлечения технических экспертов, у них интуитивно понятный интерфейс, и ваши HR-специалисты смогут самостоятельно создавать электронные курсы.

Еще проще, когда набор модулей интегрирован с популярными приложениями, которые знает каждый сотрудник, например, пакет Microsoft Office.

Бывает, что в компании уже наработано большое количество образовательных материалов^ их нужно просто «перевести» в электронный формат и предоставить сотрудникам доступ.

Большой плюс - возможность бесплатно протестировать функционал перед покупкой. Тогда вы будете точно знать, что приобретаете качественный инструмент, который соответствует вашим ожиданиям.

Дополнительно стоит узнать, предоставляется ли обучение от разработчика, инструкция или видеоуроки для быстрого знакомства с программным продуктом.

Как оценить трудозатраты

Оценка трудозатрат зависит от целей обучения и напрямую связана с выбором инструментов внедрения, о которых шла речь выше. Если продукт сложный, то и для работы с ним потребуется больше времени и ресурсов.

Вы должны четко представлять результат дистанционного обучения, которого хотите достичь. Чем конкретнее сформулирована цель, тем проще будет к ней идти. Например : к 1 сентября 80 сотрудников производственного отдела в 3 филиалах должны пройти курс по охране труда .

Для измерения трудозатрат важно понять, кто будет создавать и поддерживать учебные материалы в актуальном состоянии, а также оценить количество курсов, которые вы планируете создать. Если вы выбрали простой вариант - с этим справятся ваши сотрудники, а значит, компания сэкономит время и средства.

Быстрый сценарий (задействованы сотрудники компании)

1) HR-специалисты продумывают содержание курса, форму подачи (презентация, видеолекция, игра, диалоговый тренажер и т.д.), подбирают материалы (текст, аудио, видео, изображения).

2) Разработчик (это может быть тот же HR-специалист) оформляет контент в электронный курс.

3) Администратор системы загружает курс в СДО, назначает курсы, а затем собирает статистику по обучению.

Плюсы этого сценария:

Ваши сотрудники смогут передавать друг другу опыт работы с инструментом,

Запуск eLearning не зависит от внешних подрядчиков.

Долгий сценарий (с привлечением команды внешних разработчиков).

1) Постановка задачи внешнему разработчику, погружение его в контекст ситуации.

2) Согласование сроков и заключение договоров.

3) Сбор и передача материалов, обсуждение формы подачи, структуры курса.

4) Разработка курса.

5) Согласование, правки.

В этом случае процесс запуска eLearning может растянуться на год и больше.

Если в штате компании нет профильных IT-специалистов, для обновления курсов придется всякий раз обращаться к внешним разработчикам, а значит - снова тратить время и средства.

Как измерить эффективность системы eLearning

Еще до запуска дистанционного обучения ответьте на вопрос, насколько доступным и полезным получился электронный курс?

Дело в том, что у дистанционного обучения своя специфика. Сотрудники могут проходить курсы в любое удобное время и в любом месте. В этот момент преподаватель может не быть на связи, уточнить детали не получится. Поэтому учебный материал должен быть понятным, структурированным, наглядным и главное – приближенным к практике.

Давайте сотрудникам прикладные знания: как вести себя в ситуации с недовольным клиентом, что нужно знать, чтобы грамотно ответить на вопрос покупателя и т.д.

Как показывает практика, для мониторинга обучения нужно знать всего две вещи: как учится каждый конкретный сотрудник, какие курсы (темы) вызывают наибольший и наименьший интерес.

После обучения оценивайте эффективность комплексно:

  • Собирайте отзывы сотрудников.
  • Сравнивайте достижения тех, кто учится дистанционно и очно.
  • Регулярно проводите срезы знаний.
  • Оценивайте долю успешно завершивших обучение относительно общего числа прошедших курс.
  • Отслеживайте, как меняются успехи сотрудников, улучшаются ли показатели работы (количество закрытых сделок, выполненных проектов и т.д.).

На самом деле формула успеха проста: удобные и качественные инструменты разработки, адекватная оценка целей и результатов обучения, наличие минимального бюджета и ресурсов для старта. Конкуренция возрастает и выиграет та компания, чей персонал владеет актуальными знаниями и постоянно развивается. Начните внедрение eLearning-системы и вскоре вы сможете оценить первые плоды дистанционного обучения.

Юлия Шувалова, директор по развитию компании iSpring

Дистанционное обучение (далее ДО) - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучающимся основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Дистанционное обучение в настоящее время претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Введение

Федеральные государственные образовательные стандарты акцентируют внимание современной школы на всестороннем развитии личности каждого обучающегося, обучении и психолого-педагогическом сопровождении категорий детей с разными образовательными возможностями и потребностями. Под такой формулировкой понимается удовлетворение образовательных потребностей школьников , которые:

  • в связи с отклонениями в своем развитии или здоровье не могут обучаться по обычной классно-урочной системе;
  • в определенный период не могут посещать школу из-за спортивных соревнований;
  • имеют выдающиеся способности в обучении в разных предметных областях и нуждаются в углубленном уровне освоения основной образовательной программы.

На практике школа часто сталкиваются с тем, что традиционных ресурсов для эффективного обучения указанных категорий обучающихся просто не достаточно. Тогда возникает закономерная проблема организации обучения таких детей. Помочь в решении проблемы может дистанционное обучение.

Дистанционное обучение (далее ДО) - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучающимся основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Дистанционное обучение в настоящее время претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).

Система образования, строящаяся на основе дистанционных образовательных технологий, в наибольшей мере отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения по различным причинам.

Дистанционное обучение является следствием объективного процесса информатизации общества и образования и вбирает в себя лучшие черты других форм и представляет собой перспективную, синтетическую, гуманистическую, интегральную форма получения образования.

Объект исследования: Дистанционное обучение.

Предмет исследования: Этапы работы по организации ДО в ГБОУ гимназии № 49 Приморского района Санкт-Петербурга.

Цель исследования: Планирование внедрения ДО в ГБОУ гимназии № 49 Приморского района Санкт-Петербурга.

Задачи исследования:

  • Изучить нормативную базу по теме дипломного проекта;
  • Изучить существующий опыт по организации ДО в образовательных организациях Санкт-Петербурга;
  • Оценить возможности внедрения технологий ДО в ГБОУ гимназии № 49Приморского района Санкт-Петербурга;
  • Разработать дорожную карту внедрения технологий ДО в гимназии № 49Приморского района Санкт-Петербурга;
  • Продумать внутрифирменную систему повышения квалификации по теме «Организация дистанционного обучения в образовательной организации».

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация, анкетирование.

1.1 Особенности дистанционного обучения

В области дистанционных образовательных технологий нет единства терминологии. В литературе активно используются такие термины, как дистанционное обучение, дистанционное образование, интернет обучение, дистанционные образовательные технологии. Эти технологии используют для описания особенностей обучения на расстоянии с применением современных информационных технологий или традиционной почтовой и факсимильной связи.

Сотрудники лаборатории дистанционного обучения Института содержания и методов обучения Российской академии образования дают следующие определения:

Дистанционное обучение - взаимодействие учителя и обучающиеся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное образование - образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

С понятием «дистанционное обучения» тесно связано понятие "дистанционные образовательные технологии". Федеральный закон от 01.07.2002 № 110819-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» дают следующее определение этому понятию:

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Под "опосредованным взаимодействием" в данном определении понимается взаимодействие на расстоянии.

Также необходимо упомянуть о некоторых терминах, активно использующихся в зарубежной литературе:

Computer-basedTraining (CBT) - использование компьютеров в интерактивном обучении и тестировании;

ElectronicLearning (E-learning) - электронное обучение или интернет-обучение, т. е. предоставление доступа к компьютерным обучающим программам через глобальную сеть;

DistanceCommunication (дистанционная коммуникация) - применение коммуникационных технологий для реализации таких функций, как организация встреч, дискуссионных групп и т. д., в условиях удаленного нахождения собеседников;

Interaction (интерактивность) - взаимодействие, обмен информацией, идеями, мнениями между студентами и преподавателями, обычно происходящий с целью поддержки обучения;

Multimedia (мультимедиа) - системы, поддерживающие интерактивное использование текста, аудио, видео и графики, преобразованных в цифровой формат.

Система дистанционного обучения отличается от традиционных форм обучения:

Высокой динамичностью, связанной с гибкостью выбора обучающимися учебных курсов;

Большим объемом самостоятельной деятельности обучающихся;

Использованием всевозможных форм учебно-методического обеспечения;

Уровнем мотивации потребителей образовательных услуг;

Комфортностью условий организации углубленного изучения конкретных проблем, обеспечения альтернативных способов получения информации;

Наличием интерактивной коммуникации.

Дистанционное обучение имеет следующие характерные черты

Гибкость предполагает возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, при этом обучающемуся предоставляется нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;

Модульность обеспечивает возможность из набора независимых учебных модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям, формировать индивидуальную образовательную траекторию;

Параллельность означает обучение параллельное с профессиональной деятельностью, т. е. обучение без отрыва от производства;

Охват обеспечивает одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т. д.) большого количества обучающихся, общение через сеть Интернет друг с другом и с преподавателями;

Экономичность предполагает эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств; концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов;

Технологичность означает использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство, а также личностно-ориентированных педагогических технологий;

Социальное равноправие обеспечивает равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучающегося;

Интернациональность предполагает экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг, возможность использовать мировые информационные ресурсы;

Новая роль преподавателя, который должен организовывать и координировать познавательный процесс (выступать менеджером учебного процесса), постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями в области ИКТ.

В данном дипломном проекте используются следующие аббревиатуры:

ИКТ - информационные и коммуникационные технологии;

ДО - дистанционное обучение;

СДО - системы дистанционного обучения;

ДОТ - дистанционные образовательные технологии;

ГОС - государственные образовательные стандарты;

ЭУМК - электронный учебно-методический комплекс;

ОИС - образовательная информационная среда.

1.2 Нормативно-правовое обеспечение организации дистанционного обучения в образовательной организации.

Нормативно-правовое обеспечение организации дистанционного обучения в образовательной организации имеет следующую структуру:

Нормативные акты федерального уровня,

Нормативные акты регионального уровня

Нормативные акты локального уровня (внутришкольная документация).

Законодательная база организации дистанционного обучения федерального уровня:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти».

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

Законодательная база организации дистанционного обучения регионального уровня:

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N 453 (ред. от 23.03.2016) «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы»

Нормативно-правовое обеспечение организации дистанционного обучения на уровне образовательной организации:

«Положение о реализации образовательных программ с использованием дистанционного обучения»;

Приказ «О внедрении дистанционного обучения и утверждении дорожной карты внедрения дистанционного обучения»;

Приказ «О назначении лица, ответственного за организацию ДО»;

Приказ «О назначении учителей дистанционного обучения»;

Дорожная карта внедрения дистанционного обучения.

Договор об освоении образовательной программы в дистанционной форме.

Положение «О реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий» должно содержать следующие разделы:

Общие положения;

Организация образовательного процесса с использованием ДО;

Права и обязанности участников образовательного процесса;

Организация текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся;

Должностная инструкция ответственного за ДО в ОО;

Должностная инструкция учителя ДО.

1.3. Варианты организации дистанционного обучения в образовательных организациях Санкт - Петербурга

Практическая реализация дистанционного обучения в ОО Санкт-Петербурга организована средствами самых различных ИКТ-технологий: от применения обычной электронной почты и блога до комплексной системой типа Moodle. Ниже приведены примеры различных вариантов организации ДО в ОО СПб, изученные в ходе подготовки данного дипломного проекта.

1.3.1. Опыт организации дистанционного обучения в ГБОУ гимназии №528 Невского района Санкт – Петербурга.

ГБОУ гимназия № 528 представила электронное приложение к образовательной программе – инновационный продукт «Контент». Это авторский вариант по реализации дистанционного обучения. Непосредственно платформа дистанционного сопровождения образовательной программы охватывает учебные предметы с 1 по 11 класс и предназначена для обучающихся разных категорий на всех ступенях обучения (в начальной, основной и средней школе). Загрузка учебных программ идет из АИСУ «ПАРАГРАФ» для обеспечения целостности данных в рамках информационной системы гимназии. «Контент» имеет 2 электронных приложения: «Школьный ГЛОНАСС» (база конкурсов и олимпиад) и «Конструктор тестов», с помощью которого можно создавать тесты по разным предметам, получить детальную статистику о допущенных ошибках и общий коэффициент освоения изученного материала.

Взаимодействие ученика и учителя происходит с помощью электронной почты и сайта (страницы) преподавателя.

Предложенный продукт позволяет:

Сформировать единое содержательное пространство образовательной организации и механизмы управления им для повышения качества обучения;

Обеспечить сопровождение основной образовательной программы гимназии средствами дистанционных образовательных технологий;

Осуществить переход к модели непрерывного образования базовой категории обучающихся с качественным методическим сопровождением с использованием электронных образовательных ресурсов;

Активизировать самостоятельную работу обучающихся и расширить её спектр в урочное и внеурочное время;

Создать комфортные условия для освоения материала программы обучающимся разных групп здоровья, ученикам, обучающимся на дому или пропустившим занятия по каким-либо причинам;

Предоставить возможность углубленного изучения предметов для одарённых детей в соответствии с принципами развивающего обучения;

Повысить степень удовлетворенности учеников и родителей образовательным процессом в ОУ.

«Контент» - мощный, инновационный универсальный и очень технологичный продукт.

1.3.2. Опыт организации дистанционного обучения в ГБОУ школе №683 Приморского района Санкт – Петербурга.

В ГБОУ школе № 683 Приморского района СПб внедрение дистанционного обучения реализовано на платформе системы Moodle с декабря 2009 г.

Основная цель организации ДОв школе № 683 - расширение образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями.

В Moodle одновременно может работать множество пользователей (их число ограничивается только мощностью сервера). Для подключения к Moodle нового рабочего места не требуется дополнительных затрат - достаточно просто подключить новый компьютер к сети (локальной или Интернет).

На сегодняшний день Moodle - уникальная система, являющаяся в полном смысле оболочкой для подключения учебных курсов различных производителей, полноценной интеграции учебных курсов в учебно-воспитательный процесс.

1.3.3. Опыт организации дистанционного обучения в ГБОУ школе №258 Колпинского района Санкт – Петербурга.

ГБОУ школа № 258 Санкт-Петербурга с 01.09.2015 года является экспериментальной площадкой Санкт-Петербурга

Дистанционное обучение - это обучение, при котором его субъекты разделены в пространстве и, возможно, во времени, реализуется с учетом передачи и восприятия информации в виртуальной среде, обеспечивается специальной системой организации учебного процесса, особой методикой разработки учебных пособий и стратегией преподавания, а также использованием электронных или иных коммуникационных технологий. Дистанционное образование позволяет удовлетворить индивидуальные потребности каждого человека в обучении и решить такие проблемы традиционного образования, как отсутствие индивидуального подхода к учащимся, недостаточное использование активных форм обучения, директивность образовательного процесса, слабая мотивация к самостоятельной познавательной деятельности учащегося, жесткая привязка к территории и во времени, субъективность оценки результатов обучения.

Таким образом, дистанционное обучение способно оптимально преодолеть недостатки традиционного образования и отличается от него по ряду показателей:

Повышает посещаемость мероприятий за счет онлайн участников и просмотров записей;

Привлекает тех участников, кто не может присутствовать на занятиях в силу нехватки времени или географической удаленности;

Предоставляет возможность доступа к электронным материалам и видеозаписям после лекции;

Привлекает новых слушателей, предоставляя им возможность в любое свободное время присоединиться к онлайн занятию;

Обеспечивает доступность и экономичность образования для всех категорий граждан, в том числе социально незащищенных и маломобильных;

Обеспечивает возможность выбора индивидуального содержания обучения, а также эффективность и результативность обучения;

Дает возможность выбора индивидуального темпа освоения знаний;

Стимулирует самостоятельную познавательную деятельность учащегося.

Так же Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ перед традиционной очной формой :

Большая свобода доступа -- учащийся имеет возможность доступа через Интернет к электронным курсам из любого места, где есть выход в глобальную информационную сеть.

Более низкие цены на доставку обучения -- процесс доставки образования включает в себя только обмен информацией через Интернет без затрат со стороны учащегося на покупку учебно-методической литературы.

Возможность разделения содержания электронного курса на модули -- небольшие блоки информации позволяют сделать изучение предмета более гибким и упрощают поиск нужных материалов.

Гибкость обучения -- продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности.

Возможность обучения на рабочем месте -- учащиеся имеют возможность получать образование без отрыва от работы, а также дома, в пути с использованием мобильного Интернета.

Возможность развиваться в ногу со временем -- пользователи электронных курсов, и преподаватели, и студенты, развивают свои навыки и знания в соответствии с современными, новейшими технологиями и стандартами. Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.

Возможность определять критерии оценки знаний -- в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения.

Применение дистанционных технологий нуждается в тщательной подготовке материалов: программного обеспечения, планов, учебных пособий по управлению программой, руководства, индивидуализации инструкции, а также предъявляет требования к технической оснащенности, информационной компетентности учащегося и преподавателей, к личностным качествам учащегося в связи со сложностью учебной мотивации при данной форме обучения. Особую сложность при подготовке к реализации дистанционного курса представляет проблема аутентификации студента при дистанционной проверке знаний.

При этом дистанционные курсы могут быть использованы в качестве дополнения к основному курсу, в качестве основного курса с поддержкой куратора или без поддержки куратора. Кроме того могут быть использованы различные модели дистанционного обучения:

Очная форма + дистанционная;

Сетевое обучение (автономные курсы или информационно-образовательная среда - виртуальные кафедры, школы, университеты);

Сетевое обучение + кейс-технологии;

Обучение, построенное преимущественно на видеоконференцсвязи.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

Среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),

Методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению.

SCORM (Sharable Content Object Reference Model) -- это международный стандарт, который определяет требования к организации учебного материала и всей СДО. Соответствие электронных курсов стандарту SCORM обеспечивает совместимость компонентов и возможность их многократного использования. Учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться в СДО независимо от того, кем, где и с помощью каких средств были созданы. SCORM основан на стандарте XML.

Перечень популярных СДО, совместимых со стандартом SCORM.

ISpring Online;

SharePoint LMS;

ShareKnowledge;

Формы взаимодействия:

Чат-занятия -- учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия -- дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей "Всемирной паутины".

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы -- форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференция -- проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название "Природный процесс обучения" (англ. natural learning manner). Дистанционное обучение -- это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях.

Телеприсутствие. Существует много различных способов дистанционного обучения. Например, дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве, в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик-инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах он может также общаться со своими одноклассниками. Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России .