Имеет огромное значение в обменных процессах организма человека. Она включает в себя плазму и взвешенные в ней форменные элементы: эритроциты, тромбоциты и лейкоциты, которые занимают около 40-45 %, на входящие в состав плазмы элементы приходится 55-60 %.

Что такое плазма?

Плазма крови является жидкостью с однотипной вязкой структурой светло-желтого цвета. Если рассматривать ее как взвесь, можно обнаружить кровяные клетки. Плазма обычно прозрачная, но употребление в пищу жирных продуктов может сделать ее мутной.

Каковы же основные свойства плазмы? Об этом далее.

Состав плазмы и функции её частей

Большая часть состава плазмы (92 %) занята водой. Помимо этого, она содержит такие вещества, как аминокислоты, глюкоза, белки, ферменты, минералы, гормоны, жир, а также жироподобные вещества. Главным белком является альбумин. Он имеет невысокую молекулярную массу и занимает более 50 % во всём объёме белков.

Состав и свойства плазмы интересуют многих студентов-медиков, и следующая информация будет для них полезной.

Белки принимают участие в обмене веществ и синтезе, регулируют онкотическое давление, отвечают за сохранность аминокислот, переносят разного рода вещества.

Также в составе плазмы выделяют крупномолекулярные глобулины, которые производятся органами печени и иммунной системы. Различаются альфа-, бета- и гамма-глобулины.

Фибриноген - белок, который образуется в печени, обладает свойством растворимости. Из-за влияния тромбина может потерять этот признак и стать нерастворимым, вследствие чего появляется кровяной сгусток там, где был повреждён сосуд.

Плазма крови, помимо вышеперечисленного, содержит белки: протромбин, трансферрин, гаптоглобин, комплемент, тироксинсвязывающий глобулин и С-реактивный белок.

Функции плазмы крови

Она выполняет очень много функций, среди которых выделяются:

Транспортная - перенос продуктов обмена веществ и кровяных клеток;

Связывание жидких сред, расположенных за пределами кровеносной системы;

Контактная - обеспечивает связь с тканями в организме с помощью внесосудистых жидкостей, что позволяет плазме осуществлять саморегуляцию.

Физико-химические свойства плазмы

Она применяется в медицине в качестве стимулятора регенерации и заживления тканей организма. Белками, входящими в состав плазмы, обеспечивается свертываемость крови, осуществление транспортировки питательных веществ.

Также благодаря им происходит функционирование кислотно-основного гемостаза, поддерживается агрегатное состояние крови. Альбуминами выполняется синтез в печени. Питаются клетки и ткани, осуществляется транспортировка желчных веществ, а также резерв аминокислот. Выделим основные химические свойства плазмы:

  • Альбуминами доставляются лекарственные компоненты.
  • α-глобулинами активизируется выработка белков, осуществляется транспортировка гормонов, микроэлементов, липидов.
  • β-глобулинами выполняется транспортировка катионов таких элементов, как железо, цинк, фосфолипиды, стероидные гормоны и желчные стерины.
  • В G-глобулинах содержатся антитела.
  • От фибриногена зависит свертываемость крови.

Самыми значимыми свойствами крови физико-химического характера, а также её компонентов (в том числе и свойствами плазмы) являются следующие:

Осмотическое и онкотическое давление;

Суспензионная устойчивость;

Коллоидная стабильность;

Вязкость и удельный вес.

Осмотическое давление

Осмотическое давление напрямую связано с концентрацией в плазме молекул растворённых веществ, суммой осмотических давлений разных ингредиентов в её составе. Такое давление представляет собой жёсткую гомеостатическую константу, которая у здорового человека равна примерно 7,6 атм. Оно осуществляет переход растворителя от менее концентрированного к более насыщенному посредством полунепроницаемой мембраны. Играет значимую роль в рассредоточении воды между клетками и внутренней средой организма. Основные свойства плазмы рассмотрим ниже.

Онкотическое давление

Онкотическое давление - это давление осмотического типа, создающееся в белками (другое название - коллоидно-осмотическое). Поскольку белки плазмы обладают плохой проходимостью в тканевую среду через стенки капилляров, онкотическое давление, которое ими создаётся, удерживает воду в крови. При этом осмотическое давление одинаковое в тканевой жидкости и плазме, а онкотическое гораздо выше в крови. Кроме того, уменьшенная концентрация белков в тканевой жидкости связана с тем, что они вымываются лимфой из внеклеточной среды; между тканевой жидкостью и кровью есть перепад насыщенности белка и онкотического давления. Так как в составе плазмы наиболее высокое содержание альбуминов, то онкотическое давление в ней создаётся преимущественно данным видом белков. Уменьшение их в плазме приводит к потере воды, отёкам тканей, а повышение - к задержке в крови воды.

Суспензионные свойства

Суспензионные свойства плазмы взаимосвязаны с коллоидной стабильностью белков в ее составе, то есть с сохранением клеточных элементов в состоянии взвеси. Показатель данных свойств крови оценивается по скорости оседания эритроцитов (СОЭ) в недвижимом кровяном объёме. Наблюдается следующее соотношение: чем больше альбуминов содержится по сравнению с менее устойчивыми тем выше суспензионные свойства крови. Если же повышается уровень фибриногена, глобулинов и других нестабильных белков, СОЭ растёт и суспензионная способность снижается.

Коллоидная стабильность

Коллоидная стабильность плазмы детерминирована свойствами гидратации белковых молекул и присутствия на их поверхности двойного слоя ионов, создающих фи-потенциал (поверхностный), в который включён дзета-потенциал (электрокинетический), находящийся на стыке между коллоидной частицей и жидкостью, окружающей её. Он обусловливает возможность скольжения частиц в коллоидном растворе. Чем выше дзета-потенциал, тем сильнее белковые частицы отталкивают друг друга, и на этом основании определяется устойчивость коллоидного раствора. Величина его значительно больше у альбуминов в составе плазмы, и её стабильность чаще всего определяется данными белками.

Вязкость

Вязкость крови - способность её сопротивляться течению жидкости во время перемещения частиц с помощью внутреннего трения. С одной стороны, это сложные взаимоотношения между макромолекулами коллоидов и водой, с другой - между форменными элементами и плазмой. Вязкость плазмы выше, чем у воды. Чем больше она содержит крупномолекулярных белков (липопротеинов, фибриногена), тем сильнее вязкость плазмы. В целом данное свойство крови отражается на общем периферическом сосудистом сопротивлении кровотоку, то есть обусловливает функционирование сердца и сосудов.

Удельный вес

Удельный вес крови связан с количеством эритроцитом и содержанием в них гемоглобина, структуры плазмы. У взрослого человека средних лет колеблется от 1,052 до 1,064. За счёт различного содержания эритроцитов у мужчин такой показатель выше. Кроме того, удельный вес возрастает из-за потери жидкости, обильном потении в процессе физической трудовой деятельности и высокой температуры воздуха.

Мы рассмотрели свойства плазмы и крови.

, Б. Рассел и др.) . Трактовка ощущений как элементарных «кирпичиков» психического получила особое распространение в ассоциативной психологии . Философская критика тезиса о возможности построения восприятия из ощущений или чувственных данных была осуществлена, в частности, Г. Райлом и М. Мерло-Понти . В психологии XX века произошёл отказ от трактовки восприятия как соединения атомарных чувственных содержаний (ощущений); восприятие стало пониматься как целостное и структурное. Согласно современному психологу Дж. Гибсону , восприятие - это активный процесс извлечения информации об окружающем мире, включающий в себя реальные действия по обследованию того, что воспринимается. Понятое таким образом восприятие презентует субъекту те свойства внешнего мира, которые соотносятся с потребностями субъекта и выражают возможности его деятельности в данной реальной ситуации. Согласно У. Найссеру , извлечение информации происходит на основе имеющихся у субъекта схем различных предметов и мира в целом. Большинство из этих схем приобретается в процессе опыта, но есть и исходные схемы, которые являются врождёнными. Подобные идеи были высказаны также представителями когнитивной психологии , которые полагают, что восприятие - это процесс категоризации воспринимаемого, то есть отнесения воспринимаемых предметов к тому или иному классу (категории) объектов, начиная с таких категорий, как стол или дерево, и заканчивая такими, как предмет, причинность и так далее. Некоторые из этих категорий являются продуктом опыта, другие являются врождёнными .

Часть психологов продолжает рассматривать восприятие как синтез ощущений , при этом ощущения трактуются как возникающие в результате непосредственно чувственного познания субъективные переживания силы, качества, локализации и других характеристик воздействия стимулов на органы чувств .

Уровни восприятия [ | ]

Выделяются четыре операции или четыре уровня восприятия: обнаружение , различение , идентификация и опознание . Первые два относятся к перцептивным, последние - к опознавательным действиям.

Обнаружение - исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия - различение , или собственно восприятие. Конечный результат её - формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие восприятия идёт по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определённому классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Свойства восприятия [ | ]

  • Предметность - объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Структурность - предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Апперцептивность - на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • дистального объекта при изменении проксимального стимула .
  • Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
  • Осмысленность - предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу.
Осмысление состоит из этапов:
  1. Селекция - выделение из потока информации объекта восприятия
  2. Организация - объект идентифицируется по комплексу признаков
  3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

Константность восприятия [ | ]

Константность - постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула , способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений). Воспринимаемый в различных обстоятельствах и условиях объект рассматривается как один и тот же. Так, яркость объекта как величина характеризующая отражённый свет изменяется если переместить его из слабо освещённой комнаты в комнату с хорошим освещением. Тем не менее объект при изменении проксимальной стимульной информации в обоих случаях рассматривается как один и тот же. Можно выделить константность таких свойств объекта как размер, форма, яркость, цвет. Константность восприятия формы исследуется на установке, основными элементами которой являются квадрат-эталон (со стороной 10 см) и прямоугольник-измеритель (шириной 10 см). Квадрат-эталон всегда в опыте наклонён к наблюдателю, а плоскость прямоугольника-измерителя должна быть перпендикулярна оси зрения испытуемого. Высота прямоугольника-измерителя может изменяться испытуемым с помощью специальной кнопки. Испытуемого просят подобрать такую высоту прямоугольника-измерителя, чтобы он имел ту же видимую форму, что и наклонённый квадрат-эталон. В опыте варьируется наклон квадрата-эталона (25°, 30°, 35° и 40°). Для каждого значения наклона эталона испытуемый четыре раза подравнивает высоту измерителя. Таким образом получаются данные для вычисления коэффициента константности.

Константность восприятия измеряется коэффициентом константности по формуле Брунсвика - Таулесса:

K = V − P R − P {\displaystyle K={\frac {V-P}{R-P}}}

где V {\displaystyle V} - высота прямоугольника-измерителя, которую установил испытуемый в стремлении подравнять видимые формы измерителя и эталона, R {\displaystyle R} - высота квадрата эталона, P = R ⋅ cos ⁡ α {\displaystyle P=R\cdot \cos \alpha } , где α {\displaystyle \alpha } - угол наклона квадрата-эталона.

Константность восприятия формы в опытах с инверсией поля зрения с помощью инвертоскопа падает до нуля, а в процессе адаптации восстанавливается, достигая доэкспериментального уровня. Эксперименты с инверсией поля зрения человека проводятся для исследования механизмов константности зрительного восприятия.

Одно из объяснений константности восприятия основывается на различении восприятия и чувствительности (ощущения). Восприятие действительных свойств объектов это субъективный психический процесс связывающий ощущения (чувственный опыт) свойств объекта с другой стимульной информацией.

Так свойство размера объекта связывается с расстоянием до объекта, яркость объекта связывается с освещенностью. Субъективный психический процесс восприятия, который позволяет человеку признавать объект одним и тем же даже если он располагается на разном расстоянии от него (у объекта в таком случае различный угловой размер - если он на большом расстоянии - малый угловой размер, если на маленьком расстоянии - большой угловой размер) в некоторых случаях сопровождается «регрессом к действительным объектам» . Примером регресса к действительным объектам как следствия константности восприятия являются оптические иллюзии . Так иллюзия Понцо показывает, как осуществляемая восприятием регрессия к действительным объектам, которые располагаются в трехмерном мире, в случае с двухмерным объектом - рисунком - заставляет человека воспринимать горизонтальный отрезок у сходящихся концов вертикальных линий как более длинный, чем отрезок, расположенный у расходящихся концов тех же вертикальных линий, как будто последний расположен «ближе» к наблюдателю.

Факторы восприятия [ | ]

Внешние [ | ]

  • размер
  • интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)
  • контрастность (противоречие с окружением)
  • движение
  • повторяемость
  • новизна и узнаваемость

Внутренние [ | ]

  • стереотипность восприятия, установка восприятия: ожидание увидеть то, что должно быть уви́дено по прошлому опыту
  • потребности и мотивация : человек видит то, в чём нуждается или что считает важным
  • опыт : человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом
  • я-концепция : восприятие мира группируется вокруг восприятия себя
  • личностные особенности: оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты , напротив, - в неблагоприятном
  • принцип резонанса - соответствующее потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее
  • принцип защиты - противостоящее ожиданиям человека воспринимается хуже
  • принцип настороженности - угрожающее психике человека распознаётся быстрее прочего

Формы и принципы восприятия [ | ]

  • Фигура - фон - восприятие выделяет фигуру из фона.
  • Константность - объекты длительное время воспринимаются одинаково.
  • Группировка - однообразные стимулы группируются в структуры.
Принципы группировки:
  • Близость - расположенное рядом воспринимается вместе.
  • Подобие - схожее по каким-то признакам воспринимается вместе.
  • Замкнутость - человек склонен заполнять пробелы в фигуре.
  • Целостность - человек склонен видеть непрерывные формы, а не сложные комбинации.
  • Смежность - близкое во времени и пространстве воспринимается как одно.
  • Общая зона - стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа.

Результат восприятия [ | ]

Результатом процесса восприятия становится построенный образ.

Образ - субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств .

Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации , то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении .

Восприятие в зоопсихологии [ | ]

Восприятие присуще главным образом высшим живым существам ; в слабых формах, позволяющих говорить лишь о зачатках восприятия, нечто подобное можно обнаружить у существ средних стадий эволюции.

К механизмам социальной перцепции относят: рефлексию , идентификацию , каузальную атрибуцию .

Максимальное количество людей, с которыми человек в состоянии в постоянном режиме комфортно взаимодействовать и воспринимать, называется числом Данбара . Это число находится в диапазоне от 100 до 230, чаще всего считается равным 150. По Р. Данбару это число линейно связано с размером неокортекса .

Эффекты восприятия [ | ]

Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.

  • Эффекты стереотипизации:
  • Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) - общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
  • Эффекты последовательности:
  • Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) - первая информация переоценивается по отношению к последующей.
  • Эффект новизны - новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
  • Эффект роли - поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
  • Эффект присутствия - чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
  • Эффект авансирования - к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
  • Эффект снисходительности - руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
  • Эффект гипервзыскательности - руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
  • Эффект физиогномической редукции - вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
  • Эффект красоты - внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
  • Эффект ожидания - ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
  • Внутригрупповой фаворитизм - «свои» кажутся лучше.
  • Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки - во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
  • Презумпция взаимности - человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
  • Феномен предположения о сходстве - человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.
  • Эффект проекции - человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
  • Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося - информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.

Атрибуция [ | ]

Атрибуция - приписывание характеристик себе или другому человеку.

Впечатление [ | ]

Впечатление - мнение, оценка, сложившиеся после знакомства, соприкосновения с кем-чем-нибудь.

Формирование впечатления [ | ]

Формирование впечатления - процесс создания своих впечатлений о других.

Впечатления составляют:

  • Образцы поведения
  • Абстракции

Управление впечатлениями [ | ]

Управление впечатлениями - поведение, направленное на формирование и контроль за впечатлением о себе других людей.

Тактики управления впечатлением:

  • Усиление собственной позиции
  • Усиление позиции собеседника
  1. Представление собеседника в лучшем свете
  2. Согласие с мнением собеседника.
  3. Самопрезентация
  4. Комбинация 1-3
  5. Оказание услуг

Физиология восприятия [ | ]

Восприятие мира человеком осуществляется посредством его сенсорных систем при этом обрабатывается поток информации, скорость которого составляет около 11 миллионов бит в секунду.

Восприятия возникают в результате обработки сенсорной информации из которой извлекается (формируется) семантическая, прагматическая и другая информация. В случае, если сформированные воспринятия (семантические содержания) недостаточны сильны для того, чтобы достичь сознание (так называемые подпороговые (сублиминальные) восприятия), они могут сохраниться в личном бессознательном , из которого в дальнейшем могут быть извлечены в область сознания, например, с применением гипноза .

Визуальное восприятие мира [ | ]

Визуальное восприятие мира осуществляется посредством зрительной системы и хотя визуальная картина мира кажется цельной, она собирается из результатов нервной деятельности нескольких десятков взаимодействующих областей мозга, специализированных на реализацию конкретных аспектов зрения. К 2000 году было идентифицировано более 30 участков коры головного мозга, связанных с глазами через зрительную зону V1 и выполняющих специфические функции обработки визуальной информации. При формировании визуальной картины мира зрительная система человека обрабатывает поток информации в 10 миллионов бит в секунду.

Восприятие зрительной и пространственной информации [ | ]

Зрительная и пространственная информация выделяется из визуальной информации, находящейся в сенсорной иконической памяти (см. память), системами распознавания - «что» (по вентральному пути) и локализации - «где»(по дорсальному пути) выявляется семантическая информация: зрительная о свойствах объектов (о форме, цвете и распределении объектов) и пространственная (о местоположении и движении объектов).

Восприятие лиц [ | ]

С рождения младенцы интересуются человеческими лицами, однако имеют очень приблизительную модель лица и потому смотрят почти на любой круглый предмет, имеющий два «глаза» и «рот» и находящийся на расстоянии, приблизительно 20 см . К четырём или пяти месяцам дети начинают уверенно отличать лица от других предметов. Вероятно, что это связанно с развитием веретенообразной (веретеновидной) извилины , участка на границе между затылочной и височной долями, вентральная поверхность которой специализируется на распознавание лиц . По всей видимости, активизация веретенообразной извилины происходит уже у двухмесячных младенцев. При поражении этой области возникает прозопагнозия - расстройство восприятия лица, при котором теряется способность узнавать лица.

Обработка и восприятие визуальной информации о лице, осуществляется распределенной системой, состоящей из нескольких областей мозга . Ядро этой системы составляют: область в нижней затылочной извилине (OFA) , обеспечивающая начальный анализ отдельных частей лица; область в веретеновидной извилине (FFA), проводящая анализ инвариантных характеристик лица и обеспечивающая узнавание человека по лицу ; область в задней части верхней височной борозды (pSTS), активирующаяся при анализе изменчивых аспектов - выражения лица, движений губ при речи и направления взгляда . В расширенной системе происходит дальнейший анализ направления взгляда (межтеменная борозда - IPS), семантики (нижняя лобная извилина - IFG, передняя височная кора - ATC), эмоциональной составляющей (миндалина - Amy, островковая кора - Ins), биографической (предклинье - PreCun, задняя поясная извилина - pCiG) и другой информации. Связанная с восприятием объектов, латеральная затылочная кора (LOC), может включаться в ранний анализ структуры изображения лица. При этом выявление различных аспектов визуальной информации о лице осуществляется не автономной работой отдельных областей мозга, реализующих конкретные функции, а взаимосвязанной скоординированной их работой .

Не вся информация, связанная с восприятием лиц может достигать сознания . Так, проведённые в 2004 и 2006 годах исследования, показали, что у пациентов, которым экспонировали испуганные лица представителей других рас, наблюдалось повышение активности миндалевидного тела, в то время, как информация об эмоциях лиц на показанных картинках уровня сознания не достигала .

Восприятие речи [ | ]

Усвоение и понимание письменной и устной речи осуществляется частью коры головного мозга, называемой областью Вернике . [ ] Одной из самых популярных моделей естественного чтения текста человеком на средней скорости по целым словам является E-Z Reader , разработанная на основе положений когнитивной психологии . [ ]

Непосредственное восприятие математических свойств и соотношений [ | ]

Восприятие людей и высших животных включает функцию непосредственного определения различных математических свойств и соотношений, в том числе количественных.

Люди и животные обладают непосредственным восприятием множественности, позволяющим им практически мгновенно сравнивать размеры различных групп объектов, так младенцы обладают способностью без расчетов определять соотношение размеров групп при количестве объектов в них 1:2. Взрослые могут определять более сложные соотношения 7:8. Другой универсальной способностью восприятия является субитизация , умение мгновенно определять количество объектов в небольших группах (до четырёх).

Исследования, проводимые с применением фМРТ показывают, что количественные значения активируют участки, расположенные в лобных и задних отделах теменных долей, головного мозга. Одним из ключевых мест является внутритеменная борозда, где представлен семантический смысл чисел. У людей, страдающих дискалькулией - неспособностью к изучению арифметики, данный участок мозга меньше, чем у здоровых людей, и недостаточно активен.

Есть предположение, что в мозге образ множества чисел представлен в виде прямой, точки которой в порядке возрастания соответствуют числам. Из-за этого время ответа, «какое из чисел больше», для близких чисел (например, 7 и 8), требует больше времени, чем для тех, разность которых велика (8 и 2).

Есть информация, что некоторые оленеводы могут мгновенно определять потерю нескольких голов в полутора, двухтысячных стадах оленей. При этом они не обладали умениями счета больших количеств.

Первые системные исследования развития непосредственного восприятия математических характеристик, в рамках изучения развития общих когнитивных способностей детей проводил французский психолог Пиаже .

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Soltani, A. A., Huang, H., Wu, J., Kulkarni, T. D., & Tenenbaum, J. B. Synthesizing 3D Shapes via Modeling Multi-View Depth Maps and Silhouettes With Deep Generative Networks. In Proceedings of the IEEE Conference on Computer Vision and Pattern Recognition (pp. 1511-1519). (неопр.) .

, 09.09.2019 Организация деятельности ГПС Тема № 1. Организация по , Военно-морской флот Российской Федерации.pptx , Прогноз социально-экономического развития Российской Федерац (1) , МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.do , Курганская М. Я. Автореферат ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИ , Министерство образования и науки Российской Федерации.docx .

Восприятие

40. Восприятие часто принято называть:

а) осязанием,

б) апперцепцией,

в) перцепцией,

г) наблюдательностью.

41. Впервые понятие перцептивных действий было выдвинуто в:

б) отечественной психологии

в) гештальт психологии

г) психологии сознания
42. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта при:

а) его непосредственном взаимодействии с этим объектом

б) его опосредованном взаимодействии с этим объектом

г) все ответы неверны

43. Образы представлений ______ по отношению к образам ощущении и

восприятия.

а) первичны

б) вторичны

в) третьичны

г) все ответы верны

44. Совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия, - это:

а) апперцепция

б) перцептивная система

в) перцептивные действия

г) осязание

45. Основным критерием классификации восприятия на восприятие пространства, времена, движения выступает:

в) форма существования материи

г) активность субъекта

46. Основанием разделения восприятия на произвольное и непроизвольное служит:

а) ведущий анализатор

б) предмет отражения

в) форма существования материи

47. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений:

а) апперцепция

б) иллюзии

в) наблюдательность

г) осязание

48. Субсенсорное восприятие это одно из проявлений:

а) бессознательного

б) сознательного

в) надсознательного

г) все ответы верны

49. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются:

а) агнозией

б) галлюцинацией

в) иллюзией

г) бредом

50. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля иллюстрирует закон:

а) транспозиции

б) фигуры и фона

в) прегнантности

г) константности

51. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:

а) иллюзиями восприятия

б) галлюцинациями

в) фантазиями

г) грезами

52. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности называется:

а) инсайтом

б) перцепцией

в) апперцепцией

г) сенсибельностью
53. Феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее фона известен как _______ восприятия.

а) иллюзия

б) константность

в) целостность

г) предметность

54. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и с пониманием сущности предметов , называется:

а) константностью

б) осмысленностью

в) избирательностью

г) целостностью

55. Константность восприятия _____ свойство.

а) врожденное

б) приобретенное

в) генетически обусловленное

г) все ответы верны

56. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется свойство _____ восприят ия:

а) целостности

б) предметности

в) константности

г) структурность

57. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, зависит главным образом от:

а) потребностей

б) интересов

в) ожиданий

г) все ответы верны

58. Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные , но существенные детали, характеризует:

а) иллюзии

б) перцептивные действия

в) наблюдательность

г) осязание

59. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как:

а) более продолжительное

б) быстро прошедшее

в) обычно, без изменений

г) все ответы верны

60. Готовность организма к восприятию предмета или явления определенного вида определяется как:

а) апперцепция

б) установка

в) наблюдательность

  • 5. Индивидуальность, индивид, личность, субъект. Структура индивидуальности.
  • 6. Культурно-исторический подход к развитию психики л.С.Выготского. Понятие впф. Их специфика, структура и развитие.
  • 7. Личность как иерархия мотивов. Другие теории личности в современной психологии.
  • 8.Основное содержание гуманистической психологии. Модель психического здоровья в гуманистической психологии: понятие и критерии.
  • 9. Основное содержание деятельностного подхода. Модель психического здоровья в деятельностном подходе. Психотерапевтический потенциал деятельностного подхода.
  • 19. Воображение, его виды и функции. Воображение и творчество.
  • 20. Основные идеи и вклад Рене Декарта в современное психологическое знание.
  • 21. Основные понятия и положения гештальтпсихологии, понятие инсайта (к.Дункер). Примеры гештальтфеноменов (м.Вертгаймер).
  • 22. Основные теории эмоций.
  • 23. Понятие «нормы» в психологии и ее критерии.
  • 24. Понятие ведущей деятельности в периодизации психического развития личности. (л.С. Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Б. Эльконин).
  • 25. Понятие способностей, проблема их диагностики и развития. Способности и задатки. Способности и личность.
  • 26. Проблема личностного смысла. Смысл как отношение мотива к цели. Ситуативный смысл.
  • 27. Проблема распределения внимания. Внимание как политика распределения органического ресурса. (д. Канеман).
  • 28. Психология как наука. Ее место среди других наук о человеке. Отрасли современной психологии.
  • 29. Психофизическая проблема и варианты ее решения в философии и психологии. Психофизиологическая проблема.
  • Исследования в школе к.Левина.
  • 31.Сознание как предмет научной психологии. Явления и свойства сознания по в.Вундту. Поток сознания (в.Джемс).
  • 3 Различных по своему функциональному значению образующих сознания.
  • 31. Темперамент в структуре индивидуальности. Общая характеристика теорий темперамента.
  • 33. Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий п.Я.Гальперина. Опыт формирования внимательности у школьников.
  • 34. Характер в структуре индивидуальности. Основные теории характера.
  • 35. Возрастная периодизация психического развития и её разновидности. Проблема психологического возраста.
  • 10 Вопрос. Методы психологии: классификация, общая характеристика, возможности и ограничения
  • Различные классификации методов:
  • Методы наблюдение и эксперимент
  • 11. Мышление как предмет экспериментального исследования. Понятие задачи в психологии познания. Факторы, влияющие на успешность решения мыслительных задач.
  • 12. Общая характеристика бихевиоризма. Поведение. Подкрепление. Основные законы научения (Торндайк, Уотсон).
  • 13. Теория личности к.Левина в гештальтпсихологии. Понятие жизненного пространства и психологического поля. Квазипотребность.
  • 14. Общая характеристика психоанализа. Бессознательное. Психоаналитические методы. Индивидуальная психология Адлера, аналитическая психология Юнга.
  • 15. Общая характеристика школы деятельности. Деятельность, действие, операция. Детерминация психического. (Леонтьев, Рубинштейн).
  • 16. Внимание и его виды. Основные свойства внимания, методы исследования.
  • 17. Память и ее виды. Основные процессы памяти.
  • 18. Восприятие, его виды, свойства восприятия. Восприятие пространства и движения. Восприятие как процесс построения перцептивного образа.
  • 18. Восприятие, его виды, свойства восприятия. Восприятие пространства и движения. Восприятие как процесс построения перцептивного образа.

    Восприятие (перцепция) – это целостное отражение предметов, ситуаций, событий, возникающее при воздействии адекватных физ. раздражителей на органы чувств. Активный процесс сбора, анализа и интерпретации информации.

    Ощущение – это псих. отражение изолированных свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. Врожденное, не требует научения.

    Переход от ощущения к восприятию требует пожизненного научения.

    Для развития восприятия недостаточно только наличие адекватной стимуляции, необходима собственно активность.

    Схема – способ организации новой информации в соответствии с уже существующей. (построение образа)

    - Найссер: схема как основной принцип организации потока информации. – это активный организатор опыта, который подготавливает субъект к принятию информации строго определенного типа.

    Найссер предложил модель перцептиного цикла, объясняет как мы используем схемы при восприятии. Модель включает: схему, которая направляет исследование, которое выбирает объект, который модифицирует схему. (замкнутый треугольник).

    - Схема – эта та часть перцептивного цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему, она модифицируется опытом и специфична в отношении того, что воспринимается. Формируется и развивается по мере накопления опыта.

    Восприятие носит циклический характер – мы отбираем поступающую информацию, основываясь на предсказаниях существующих у нас схем, а затем изменяем схемы в соответствии с поступающей информацией.

    Свойство:

    Константность восприятия – фиксирует факт относительного постоянства воспринимаемых свойств предметов в широком диапазоне изменения условий восприятия.

    Константность размера, формы, цвета.

    Гельмгольц (объяснение константности) – «теория бессознательных умозаключений» - система восприятия производит молниеносные автоматические вычисления, исходя из постоянства отношения размера изображения на сечатке и расстоянии до него.

    Восприятие – система перцептивных действий, направленных на ознакомление с предметами, явлениями, воздействующими на органы чувств.

    Процесс построения перцептивных образов состоит в следующем:

      структурирование хаотических потоков стимуляции

      Выделение наиболее характерных для него признаком;

      Опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений, классификация.

    гипотеза эталона – соотнесение с эталоном, идеалом. но это крайне неэкономно.

    гипотеза черт – каждый символ кодируется с помощью комбинаций простейших деталей – эталонов и ключевых связей между ними. Более экономна.

    Категорическое опознание – это такой вид восприятия, когда объекты опознаются, как принадлежащие к разным категориям, и исключается возможность их градации в пределах одной категории. (напр. мы не можем оценить некоторый звук между «б» и «п».)

    гипотеза прототипа – прототип= «главная идея» того или иного объекта, не имеет четко фиксированных границ, отнесение к той или иной категории зависит от контекста. Дополняет гипотезу черт.

    Восприятие пространства:

    Движущиеся объекты представляют биологический интерес для человека.

    Изменение местоположения на сечатке стимула со схожими характеристиками однозначно интерпретируется мозгом как движение.

    Феномен кажущегося движения (Вертгеймер) – окружность с 2мя прорезями с расстоянием в 30 градусов. Луч света пропускался попеременно через них. Когда интервал между освещением 1 и 2 прорези около 60мс, у испыт-ого создавалось впечатление, что светящаяся полоска движется по часовой стрелке.

      Явление бинокулярного параллакса – физиологическое различие между осями зрения двух глаз. На его основе мозг непосредственно оценивает расстояние до объекта.

      Явление монокулярного параллакса: Можно вынести суждение о глубине и размере объекта, основываясь на данных лишь одного глаза – монокулярные признаки расстояния: относительный размер, интерпозиция, относительная четкость, яркость, градиент текстуры итд.

      Интерпозиция – если изображение одного объекта частично накладывается на другое, мы воспринимаем его, как расположенного ближе.

      Относит. четкость и яркость – свет отражаемый отдаленным объектом рассеивается сильнее, нечеткие объекты кажутся нам расположенными дальше.

      Градиент текстуры: мы оцениваем смену крупных и отчетливых объектов более мелкими и более тесно расположенными как сигнал увеличения расстояния.

      Относительное движение (двигательный параллакс) – мы воспринимаем не просто движение изолированных объектов в пространстве, но и изменение их взаимного расположения.

    Распознавание целостных объектов с помощью групп стимулов – принципы организации феноменального поля:

      принцип близости – элементы, которые близки друг к другу в пространстве или во времени, кажутся объединенными в группы.

      принцип непрерывности – сущ-ет тенденция следовать в направлении, позволяющем связывать элементы в непрерывную последовательность (напр. колонки точек или строчки)

      принцип сходства – подобные элементы воспринимаются совместно, образуя замкнутые ряды

      принцип замыкания – тенденция к завершению незаконченных предметов и заполнению пробелов.

      принцип простоты – организация стимулов таким образом, чтобы получившаяся фигура была максимально симметричной, простой, устойчивой.

      принцип выделения фигуры из фона – склонность разделять зрительное поле на объект и задний фон. Объект (фигура) кажется более яркой.

    Восприятие движения . Это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Движение способна воспринимать периферия зрения. Точная оценка скорости движения объекта в поле зрения возможна только при участии версионных (следящих) движений глаз. При неподвижном положении глаз восприятие движения объекта в поле зрения переоценивается в 1,5 – 2 раза (явление Ауберта-Флейшла).

    Другие виды восприятия:

    Гаптическое – канал восприятия информации, образуемый сочетанием кожной и кинестетической стимуляции. (давление, холод, боль и пр.)

    Экстрасенсорное восприятие – восприятие происходящее независимо от известных сенсорных процессов. (телепатия, предсказание)

    Слуховое восприятие – частота, громкость,

    Вкусовое восприятие – 4 основных вкусовых ощущений – горькое, сладкое, соленое, кислое.

    Зрительное восприятие – яркость, цвет, контур, форма. Сюда особенно относятся гипотезы эталона, черт, прототипа и принципы организации феноменального поля.

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

    ТЕМА «ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ»

    ВВЕДЕНИЕ

    1. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

    2. ВОСПРИЯТИЕ КАК ПРОЦЕСС

    3. ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ И ИСКАЖЕНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ

    4. ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    ВВЕДЕНИЕ

    Тема данной работы является весьма актуальной и интересной для изучения. Ведь восприятие – это весьма сложный позитивный процесс, формирующий уникальную картину мира, которая может значительно отличаться от реальности. Признание разницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайне необходимы для понимания организационного поведения.

    В ходе работы я ознакомилась и пользовалась материалами различных авторов, также уделяющих внимание изучению процесса восприятия, а именно: О.С. Виханского, А.И. Наумова, П.М. Дизеля, У.М. Раньяна и др. За основу я взяла материалы из «Хрестоматии по организационному поведению», где собраны воедино все вышеуказанные источники.

    Цель написания работы заключается в раскрывании сущности процесса восприятия, его составляющих, а также факторов, оказывающих влияние на восприятие человека.

    При этом моими задачами были следующие: показать взаимосвязь ощущения и восприятия, рассмотреть восприятие как процесс получения из окружения и обработки информации, показать, из чего складывается восприятие человеком организационного поведения, указать на возможные ошибки и искажения при восприятии, более подробно рассмотреть особенности восприятия человека, которое сильно влияет на многие важные организационные процессы.

    1. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

    Отправной точкой в изучении восприятия служит выявление взаимосвязи между восприятием и ощущением.

    Природа рецепторных аппаратов у различных видов живот­ных весьма различна и позволяет воспринимать звуковые или свето­вые волны более или менее высокой частоты: собака слышит ультра­звуки, пчелы воспринимают ультрафиолетовые лучи, некоторые животные не различают цветов...

    Человек занимает свое место в этой иерархии, и, хотя диапазон волн, которые он способен воспринять, довольно широк, он улав­ливает далеко не все. Более того, даже внутри одного вида ощущение варьирует в зависимости от качества сенсорных аппаратов. У одного хорошее зрение, но посредственный слух, другой может похвастать­ся качеством и остротой обоняния.

    Закон Вернера-Фехтера сформулирован следующим образом:

    абсолютный порог ощущения - это наименьшая интенсивность сти­мула, достаточная для того, чтобы вызвать ощущение;

    дифференциальный порог ощущения - это увеличение интенсивно­сти раздражителя, достаточное для того, чтобы вызвать у субъекта изменение ощущения.

    Именно Фехтер сформулировал отношение, существующее меж­ду ощущением и раздражителем: ощущение увеличивается как лога­рифм раздражения.

    Ощущение называется элементарным, если оно физиологически и анатомически точно определено. Оно, следовательно, соответству­ет конкретному типу рецептора и типу системы передачи.

    Ощущение называется сложным, если оно связано с различными сенсорными органами и требует их согласованного действия. Боль­шинство наших ощущений - сложные. Так, например, курильщик ощущает не только вкус табака, его дополняют обонятельные и зри­тельные ощущения.

    Количество основных сообщений, которые получает кора голов­ного мозга в течение жизни человека, можно оценить в миллион миллиардов. Однако по-прежнему остается открытым вопрос, заре­гистрировал ли мозг эти сообщения, как он их истолковал и проана­лизировал. Именно он, как мы сказали, отбирает информацию и для этого принимает во внимание то, что знает, т.е. прошлый опыт.

    На уровне коры головного мозга ощущение перестает быть им­пульсом физико-химического типа и приобретает смысл. Здесь осу­ществляется переход от ощущения к восприятию.

    Таким образом, ощущение относится к элементарным актам поведения, которые во многом определяются физиологическими функциями.

    Восприятие – явление более сложное и емкое, чем ощущение. Процесс восприятия характеризуется как сложное взаимодействие процессов выбора, систематизации и интерпретация. В целом процесс восприятия как бы добавляет и вынимает из картины «реальность» чувственного мира.

    Завершающим событием в процессе восприятия может быть реакция или поведение (явное или завуалированное), которое необходимо, чтобы восприятие рассматривалось как поведенческое событие, как важная составляющая организационного поведения.

    2. ВОСПРИЯТИЕ КАК ПРОЦЕСС

    Поведение человека во многом зависит от того, как он вос­принимает ситуацию, в которой находится. Восприятие является важ­ным источником объяснения поведения. К тому же, изменяя восприятие той жизненной ситуации, в которой находится человек, можно изменить его поведение. Таким образом, изучение восприятия - одна из основных задач психологии.

    Все люди различны. Эти различия проявляются во всем многооб­разии характеристик человека. Люди имеют разный возраст, пол, образование, говорят на разных языках и по-разному ведут себя. Это разнообразие существенно расширяет потенциал и возможности орга­низации, и оно же порождает трудности в ее управлении, а также проблемы и конфликты во взаимодействии человека с организаци­онным окружением.

    Создавая роли, организация стремится к стандартизации и уни­фикации. Однако если большинство ролей можно стандартизировать, то поведение большинства людей с трудом вписывается в стандарти­зированные рамки. Для того чтобы определить противоречия между стандартизацией и разнообразием поведения человека, а также меж­ду поведением человека и нормами организационного окружения, необходимо понимать и знать, что является основополагающим в поведении человека, т.е. необходимо знать, как он воспринимает себя и окружающих, каким образом он реагирует на те или иные стиму­лирующие воздействия, чем мотивируются его предпочтения, что для него неприемлемо, а что само собой разумеется. Тремя осново­полагающими личностными началами поведения человека являются (здесь используется терминология О.С. Виханского и А.И. Наумова) восприятие, критериальная основа и мотивация.

    Восприятие может быть определено как процесс получения из окружения и обработки информации.Сам по себе этот процесс един для всех. На входе - получение ин­формации из внешней среды, далее обработка этой информации и приведение ее в определенный "порядок" и, наконец, на выхо­де - систематизированная информация, заключающая в себе представление человека об окружающей среде и ложащаяся в основу его действий, т.е. информация, выступающая исходным материалом для поведения человека. Несмотря на внешнее еди­нообразие процесса, восприятие каждым человеком действитель­ности различно. Оно всегда носит субъективный характер. Даже если воспринимаются совершенно одинаковые явления, на вы­ходе каждый индивид имеет собственную информацию о них, которая может существенно различаться у различных индиви­дов. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на одно и то же явление, но видят его совершенно по-разному.

    Восприятие человеком организационного окружения скла­дывается из двух процессов: отбор информации и систематиза­ ция информации , каждый из которых осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием ин­дивидуальных особенностей личности.

    Важнейшей особенностьюотбора информации является то, что он носит селективный характер. Используя доступные ему каналы получения информации, человек воспринимает зритель­ную, звуковую, осязательную информацию и запах. Однако он воспринимает не всю поступающую к нему информацию. Он слышит или видит не все звуки и не все световые "сигналы, а только те, которые имеют для него специальное значение. При этом на отбор информации влияние оказывают не только физические возможности органов чувств воспринимать инфор­мацию, но и такие составляющие личности человека, как отно­шение к происходящему, предыдущий опыт, его ценности, настроение и т.п., т.е. информация как бы проходит через психо­логический фильтр. Отбор позволяет человеку отбросить неваж­ную или ненужную информацию. Например, не слышать разго­вора людей, стоящих рядом, в том случае, если он его не интере­сует. В то же время отбор информации может привести к потере важной информации, к существенному искажению реальности. Защищая мозг человека от перегрузки, облегчая психологичес­кие нагрузки, давая "отдохнуть" органам чувств, отбор инфор­мации в то же время делает абсолютно невозможным полное восприятие человеком наблюдаемой действительности, обязатель­но приводит к искаженному восприятию действительности и воз­никновению разновидения одинаковых явлений отдельными людьми. Человек получает информацию из окружения с помо­щью органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Наибольший объем информации идет через органы зрения и че­рез органы слуха. Получаемая с помощью органов чувств ин­формация всегда фактологична и всегда это информация данно­го момента времени. Нельзя потрогать то, что было вчера, или увидеть то, что будет завтра. Важной особенностью информа­ции, получаемой с помощью органов чувств, является то, что она носит преимущественно объективный характер, хотя в це­лом она и не адекватна полностью отражаемой ею реальности.

    Органы чувств играют очень большую роль в восприятии человеком реальности. Однако они не являются единственным источником - получения информации. Не менее важную роль в получении информации играет интуиция. Используя вообра­жение как основное средство получения информации, интуиция позволяет человеку "видеть" то, что ему не доступно с помощью органов чувств. Информация, получаемая с помощью интуиции, относится к будущему, она связана с возможными событиями, действиями и носит предсказательный характер. Систематиза­ция информации предполагает обработку информации с целью приведения ее к определенному виду и интерпретацию информа­ции, позволяющую индивиду определенным образом отреагиро­вать на полученную информацию. Обработка информации рас­полагает ее в определенном порядке, придает ей некие завер­шенные формы, что наполняет информацию определенным смыс­лом и значением. Обработка информации создает образы, формы, которые человек может распознать, и которые понимаются им определенным образом. При этом происходит процесс сведе­ния комплекса информационных сигналов до упрощенных син­тезированных образов и категорий.