Большинство процессов в природе носит необратимый характер, но долгое время физика изучала только обратимые процессы. В классической механике достаточно было задать систему координат и скорость движущегося тела для того, чтобы определить характер его движения. С помощью математических вычислений, зная начальные условия, можно было определить положение тела в любой момент: в прошлом, в настоящем и в будущем. Время в классической науке не играло никакой роли. Впервые фактор времени ученые учли при описании тепловых процессов в термодинамике. В науку было введено понятие энтропии – меры беспорядка в системе.

Классическая термодинамика сформулировала несколько принципов, которые привели к важным мировоззренческим выводам. Первое начало термодинамики утверждает, что количество теплоты, сообщенное телу, увеличивает его внутреннюю энергию и идет на совершение им работы. Иными словами, любая система обладает внутренней энергией теплового движения молекул и потенциальной энергией их взаимодействия, и при всех превращениях выполняется универсальный закон сохранения энергии. Первое начало термодинамики отвергает возможность создания вечного двигателя.

Второе начало термодинамики утверждает, что невозможно осуществить работу за счет энергии тел, находящихся в состоянии термодинамического равновесия, энтропия замкнутой системы постепенно возрастает и достигает максимума в состоянии теплового равновесия. То есть термодинамические процессы необратимы, предоставленная самой себе система стремится к тепловому равновесию, в котором ее температура сравняется с температурой окружающей среды. В системе, достигшей термодинамического равновесия, без внешнего вмешательства невозможны никакие процессы. Второе начало термодинамики часто формулируют так: тепло не может самопроизвольно перейти от холодного тела к горячему. Второе начало термодинамики называют также законом возрастания энтропии.

Распространение второго начала термодинамики на всю Вселенную, которую классическая наука и философия понимали как закрытую систему, привело к созданию теории тепловой смерти , в середине XIX в. ее разработали Уильям Томсон и Рудольф Клаузиус . Согласно этой теории, все процессы в мире ведут к состоянию наибольшего равновесия, т.е. к хаосу, энтропия Вселенной увеличивается. Теория тепловой смерти утверждала, что со временем все виды энергии во Вселенной превратятся в тепловую, и она не будет больше изменяться и преобразовываться в другие формы. Состояние теплового равновесия, которое в конце концов неизбежно наступит, будет означать смерть Вселенной, при этом общее количество энергии в мире останется тем же самым. С точки зрения авторов теории тепловой смерти наличие в нашей уже давно существующей Вселенной многообразных форм энергии и движения необъяснимо. Теория тепловой смерти Вселенной подводила ученых к выводу о существовании таинственной силы, которая периодически выводит мир из теплового равновесия. По сути дела, теория Томсона и Клаузиуса вела к представлению о Боге, который вновь и вновь творит Вселенную из хаоса.

Сразу же после создания теории тепловой смерти ученые и философы подвергли ее критике. В частности, появилась флуктуационная теория австрийского физика Людвига Больцмана , согласно которой Вселенная выходит из состояния равновесия с помощью внутренне присущих ей флуктуаций. Кроме того, критики теории тепловой смерти Вселенной говорили, что неверно распространять второе начало термодинамики на весь мир, а последний нельзя рассматривать как замкнутую систему с ограниченным числом элементов. Наиболее последовательным опровержением теории тепловой смерти Вселенной в конце XX в. стала синергетическая концепция Ильи Пригожина и Германа Хакена . Однако она появилась не на пустом месте, к ней привели столетние поиски и исследования в физике, химии и биологии.

Первыми против представлений о необратимости процессов в классической термодинамике восстали биологи. Они обратили внимание, что понятия энтропии явно конфликтуют с тем, что происходит в живой природе. Вопреки законам возрастания энтропии эволюция живых систем приводит к их усложнению и повышению организации. Отчетливо противоречие физических и биологических представлений было осознано в конце XIX в. после создания эволюционной теории Чарльза Дарвина.

Конфликт физических и биологических представлений удалось разрешить после того, как наука обратилась к понятию открытой системы. Закрытые системы , которые классическая физика рассматривала как естественные, не обмениваются энергией и веществом с внешним миром, все процессы в них движутся от упорядоченности через равновесие к хаосу. Такие системы стремятся к максимальной неупорядоченности. Основными характеристиками процессов в замкнутых системах являются равновесность и линейность.

Открытые системы , напротив, обмениваются энергией, веществом и информацией с внешним миром, в них при определенных условиях могут появляться новые структуры, которые повышают степень организации всей системы. Основными характеристиками процессов в открытых системах являются неравновесность и нелинейность.

Изучением открытых неравновесных систем как раз и занимается синергетика . Синергетика возникла на стыке физики и химии в 70-е гг. XX в., а затем приобрела статус междисциплинарного подхода. Термин "синергетика" происходит от греческого слова sinergia – "сотрудничество", "содействие". Синергетика, так же как кибернетика, изучает системы с обратной связью, но в отличие от кибернетики, которая рассматривает стабилизацию и динамическое равновесие в самоорганизующихся системах, синергетика исследует возникновение новых структур за счет разрушения старых.

В современной науке синергетика является наиболее общей теорией самоорганизации и изучает закономерности во всех типах материальных систем, она претендует на открытие универсальных механизмов самоорганизации в живой и неживой природе. Как утверждает ее создатель Герман Хакен, принципы самоорганизации распространяются от молекулярной физики до эволюции звезд, от сокращения мышц до вспучивания металлических конструкций.

Исходным принципом синергетической концепции является различие процессов в открытых и закрытых системах. По мнению ее создателей, именно открытые системы, а не закрытые, как считала классическая физика, являются универсальными. Искусственное может быть обратимым, а естественное непременно содержит элементы случайности и необратимости. Система называется самоорганизующейся, если она без специального воздействия извне обретает новую пространственную, временную или иную структуру. Главные свойства открытых самоорганизующихся систем – неустойчивость и нелинейность развития.

Опираясь на это знание, синергетика предлагает следующее объяснение механизма возникновения порядка из хаоса. Пока система находится в состоянии термодинамического равновесия, все ее элементы ведут себя независимо друг от друга и на создание упорядоченных структур неспособны. В какой-то момент поведение открытой системы становится неоднозначным. Та точка, в которой проявляется неоднозначность процессов, называется точкой бифуркации (разветвления). В точке бифуркации изменяется роль внешних для системы влияний, ничтожно малое воздействие приводит к значительным и даже непредсказуемым последствиям. Между системой и средой устанавливается отношение положительной обратной связи, т.е. система начинает влиять на окружающую среду таким образом, что сама формирует условия, которые ее изменяют. Таким образом система противостоит разрушительным влияниям среды и меняет условия своего существования.

Под влиянием энергетических взаимодействий с окружающей средой в открытых системах возникают так называемые эффекты согласования и кооперации, когда различные элементы начинают вести себя в унисон друг с другом. Такое согласованное поведение синергетика называет когерентным. Как следствие, происходят процессы упорядочения, возникновения из хаоса новых структур. После возникновения новая структура, в синергетике ее называют диссипативной, включается в дальнейший процесс самоорганизации материи. Диссипативные структуры возникают за счет рассеяния (диссипации) энергии, которую система уже использовала, и получения новой энергии из окружающей среды. Диссипативная структура как бы извлекает порядок из окружающей среды, повышает собственную внутреннюю упорядоченность, увеличивает хаос и беспорядок во внешнем мире.

Таким образом, внешние взаимодействия оказываются фактором внутренней самоорганизации систем, которые, в свою очередь, помогают самоорганизации других систем. То есть взаимодействие системы со средой становится условием ее эволюции. Направление развития системы после прохождения точки бифуркации невозможно предсказать, ведь ключевую роль в развитии играют случайные обстоятельства. "Будущее при нашем подходе, – пишут Илья Пригожин и Изабелла Стенгерс в книге “Порядок из хаоса”, – перестает быть данным; оно не заложено более в настоящем. Это означает конец классического идеала всеведения". Представление об объективности случайных факторов становится фундаментальным принципом современной науки.

Синергетический подход позволяет ответить на вопрос, почему вопреки действию закона энтропии в мире царят порядок и организация. К тому же хаос понимается как особый вид регулярной нерегулярности и более не рассматривается как разрушительное состояние. Хаос созидателен, поскольку развитие и самоорганизация систем происходят через хаотичность и неустойчивость. Синергетика утверждает, что законы самоорганизации действуют во всем мире, на всех уровнях материи, поэтому синергетический подход позволяет преодолеть разрыв между живой и неживой природой и объяснить происхождение жизни через самоорганизацию неорганических систем. Создатель концепции Илья Пригожин считает, что синергетический взгляд на мир меняет наше представление о случайности и необходимости, трансформирует привычное представление о времени и позволяет иначе понять сущность энтропии. Синергетический подход получил признание не только в естествознании, но и в гуманитарных науках. Более того, синергетика постепенно вырастает из статуса междисциплинарного научного исследования и превращается в новую мировоззренческую парадигму.

СИНЕРГЕТИКА – междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в начале 70-х гг. и ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы: физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных. Под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях, вблизи особых критических точек – точек бифуркации, в окрестности которых поведение системы становится неустойчивым. Последнее означает, что в этих точках система под воздействием самых незначительных воздействий, или флуктуаций, может резко изменить свое состояние. Этот переход часто характеризуют как возникновение порядка из хаоса. Одновременно происходит переосмысление концепции хаоса, вводится понятие динамического (или детерминированного) хаоса как некой сверхсложной упорядоченности, существующей неявно, потенциально, и могущей проявиться в огромном многообразии упорядоченных структур.

Синергетика предполагает качественно иную картину мира не только по сравнению с той, которая лежала в основании классической науки, но и той, которую принято называть квантово-релятивистской картиной неклассического естествознания первой половины 20 в. Происходит отказ от образа мира как построенного из элементарных частиц – кирпичиков материи – в пользу картины мира как совокупности нелинейных процессов. Синергетика внутренне плюралистична, как плюралистичен тот интегральный образ мира, который ею предполагается. Она включает в себя многообразие подходов, формулировок. Наиболее известный из них теория диссипативных структур, связанная с именем И.Пригожина, и концепция немецкого физика Г.Хакена, от которой идет само название «синергетика». В формулировке Пригожина становление синергетики рассматривается в общем контексте начавшегося во второй половине 20 в. процесса фундаментального пересмотра взглядов на науку и научную рациональность. Суть этого процесса состоит в «возрождении времени» в современном естествознании и начале «нового диалога человека с природой».

Литература:

1. Хакен Г. Синергетика. М., 1980;

2. Пригожин И. От существующего к возникающему: время и сложность в физических науках. М., 1985;

3. Пригожин И. , Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986;

4. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999;

5. Haken H. Principles of Brain Functioning. Cinergetic Approuch to Brain Activity, Behavior and Cognition. B., 1996.

Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований

Возникло в начале 70-х гг. и ставило в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы: физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных.

К этому направлению относят ряд научных теорий.

В их числе: тектология или всеобщая организационная наука (А.А. Богданов); общая теория систем и связанные с ней многочисленные системные подходы (Л. Фон Берталанфи, Э. Ласло, Д. Клир); кибернетика и связанные с ней системные теории управления (Н. Винер, У.Р. Эшби, А.Д. Урсул, В.П. Пушкин и др.); теория функциональных систем П.К. Анохина; теория универсального эволюционизма (Н.Н. Моисеев, Э. Янч и др.); синергетика Г. Хакена; теория диссипативных (открытых) систем и самоорганизации И. Пригожина; теория гиперцикла М. Эйгена; теория тепловых структур С.П. Курдюмова; демографическая теория С.П. Капицы; автопоэзисная теория У. Матурани и Ф. Вареллы; теоретическая история Г. Малинецкого и другие.

Наиболее существенный вклад в становление и развитие системно-синергетического направления в естественнонаучной области принадлежит И. Пригожину, Г. Хакену, Г. Николису, И. Стенгерсу и другим ученым 1 .

Г. Хакену принадлежит формулировка понятия «синергетика», И. Пригожину и его школе в наибольшей мере – разработка ее основных тем, законов, принципов.

Идеи синергетики нашли активное развитие в работах отечественных исследователей Н.Н. Моисеева, В.С. Степина, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, В.И. Аршинова, В.Г. Буданова, В.Э. Войцеховича, Г.И. Рузавина 2 и других.

Вместе с тем, статус синергетики как совокупности знаний, до конца не определен. В.И. Аршинов, В.Э. Войцехович справедливо замечают, что синергетику понимают и как теорию, и как учение, и как науку, и как мировоззрение, исходящие из самых различных образов, фактов, представлений о хаосе, порядке, когерентности, переходных и кооперативных процессах в природе, обществе, духовном мире 3 . И все же синергетика как сфера научного знания вполне институционализирована, представляет собой постнеклассическое научное направление.

Как известно, в методологии науки различаются:

1. классическая наука - от классической механики Галилея – Коперника, И. Ньютона до теории относительности Эйнштейна;

2. неклассическая наука - релятивистская и квантовая механика, в которых отражены линейные модели прогресса;

3. постнеклассическая наука, рассматривающая мир как самоорганизующуюся систему.

Диверсификация общественных процессов, осознание того, что самоорганизация есть онтологический принцип бытия, цивилизационное развитие вошло в режим бифуркационного каскада (который тождественен «взрыву», кризису, катастрофе), недовольство ценностями техногенной цивилизации в европейской культуре, понимание, что классическая и неклассическая наука исчерпала свой методологический потенциал, что наука должна быть не только познающей, но и понимающей, аксиологически ориентированной, способствовали появлению постнеклассического научного подхода с новыми эвристическими возможностями.

Под самоорганизацией в синергетической парадигме понимаются процессы возникновения упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в неравновесных состояниях. Это процесс саморазвития систем, при котором они демонстрируют способность к самозарождению, преобразованию не только благодаря притокам энергии, информации извне, но, прежде всего, своим внутренним возможностям.

Согласно Г. Хакену, «сложные системы – системы, состоящие из большого числа частей, взаимодействующих между собой более или менее сложным образом» 4 . Для К. Майнцера в теории систем «сложность означает не только нелинейность, но и огромное число элементов с большим числом степеней свободы» 5 .

Одна из наиболее парадоксальных особенностей сложных систем заключается в их способности самопроизвольно образовывать пространственные или временные структуры. Поведение отдельных элементов в сложных системах с огромным числом степеней свободы не может быть ни предсказано, ни прослежено в прошлом.

Синергетика и изучает путь к сложному, рождение сложного, его нарастание, процесс морфогенеза.

Синергетический подход в качестве исходных методологических посылок принимает открытость, нестабильность, неравновесность, нелинейность систем, в которых линейность, стабильность, равновесность оказываются моментами этой нестабильности и неравновесности. В таких условиях структуры зарождаются, эволюционируют, претерпевают трансформации.

Центральной причиной самоорганизации является неравновесность, благодаря ей материя приобретает активность, как следствие - зрелость. И. Пригожин указывает, что материя более активна в неравновесном состоянии, поскольку в равновесии она взаимодействует только с элементами, которые непосредственно ее окружают, в то время как неравновесное состояние возбуждает всю систему, и каждая подсистема имеет дело со всей системой. В равновесии материя слепа, а вне равновесия прозревает. В сильно неравновесных условиях она обретает способность воспринимать различия во внешнем мире и «учитывать их в своем функционировании» 6 .

Процесс упорядочивания структур, снятия энтропии, происходит при нахождении системы в далеких от равновесия состояниях, вблизи от особых критических точек (точек бифуркаций), в окрестности которых ее поведение становится неустойчивым. Начинает работать принцип «разрастания малого» или «усиления флуктуаций».

В точках бифуркации система под влиянием самых незначительных воздействий может резко изменить свое состояние, начать эволюционировать в новом направлении, или нелинейность может усилить флуктуации, делая малое отличие большим, даже макроскопическим по последствиям. Этот процесс представляет переход системы от одного стабильного состояния в другое (порядок) через момент хаоса, высшая точка которого и есть бифуркация.

В рамках синергетической парадигмы главная форма бытия – не ставшее, а становящееся. Становление выражается через две свои крайности – хаос и порядок.

Хаос – основа сложности, случайности, творения – разрушения, конструкции – деконструкции. Порядок – основа простоты, необходимости, закона, красоты, гармонии. «Бытие предстает то как ставшее, - утверждают В.И. Аршинов, В.Э. Войцехович, - то как становящееся. Бытие и то, и это» 7 .

Принципиально важным положением является то, что в неравновесной системе хаос, дезорганизация, случай не обязательно разрушительны, но могут быть конструктивны.

Хаос конструктивен, когда он создает новые условия для развития, разрушая преграды, мешавшие до этого образованию новых структур.

В процессе переосмысления концепции хаоса в синергетике вводится понятие динамического (детерминированного) хаоса, что является перманентным состоянием системы, выводит ее за порог стабильности, тем самым, провоцируя бифуркацию, которая приводит к выбору дальнейшего пути развития. Это сверхсложная упорядоченность, существующая неявно, потенциально, которая может проявиться в огромном многообразии упорядоченных структур.

В неравновесных условиях происходит тонкое взаимодействие между случайностью и необходимостью, флуктуациями и детерминистскими законами. Вблизи бифуркаций основную роль играют флуктуации или случайные элементы, тогда как в интервалах между бифуркациями доминируют детерминистские аспекты.Движение «направляется» специфическим аттрактором – состоянием равновесия. Устойчивость возникающих структур обеспечивается балансом нелинейности и диссипации. Слишком сильное нелинейное взаимодействие или слишком сильная диссипация разрушают структуру.

Е.Н. Князева показывает, что нелинейная среда потенциально содержит в себе различные типы локализации процессов (различные типы структур). Среда выступает в качестве носителя различных форм будущей организации, в качестве поля возможных путей, «целей», аттракторов эволюции, которые определяются исключительно внутренними, собственными свойствами открытой нелинейной среды. Иными словами, будущее открыто в виде спектра преддетерминированных возможностей настоящего.

Паттерны самоорганизации и эволюции начинают выстраиваться до самого процесса эволюции. Структуры-аттракторы как будущие состояния предданы, предзаданы. Все воздействия, попытки построить организацию, которые выходят за пределы притяжения («конуса» аттрактора) оказываются тщетными. Хаос – это «сила», выводящая структуры-аттракторы эволюции, а также способ синхронизации темпов развития подструктур внутри сложной структуры.

Макроорганизация строится благодаря, бесспорно, хаосу на микроуровне. Добро и зло, порядок и хаос, организация и дезорганизация – все в мире уравнено. Бессмысленно бороться против хаоса, стремиться полностью вытеснить деструктивные элементы мира. Подчиняясь «ритмам жизни», ритмам колебаний (подъем – спад – стагнация – подъем и т.д.), система может поддерживать свою целостность, динамически развиваться.

В зависимости от уровня динамического равновесия системы должно меняться и наше познавательное отношение к ней.

В ситуации установившегося порядка, по утверждению И. Пригожина, И. Стенгерса, отношения «поддаются» адекватному анализу в каузальной традиции: «Мы можем считать.. системы, близкие к равновесию, контролируемыми или управляемыми» 8 . И наоборот, в точках бифуркации такое поведение становится неустойчивым и может эволюционировать к нескольким альтернативам, следовательно, необходимы иные познавательные принципы. Важно понимание, что бытие как становление узнается (открывается) познающему субъекту, это происходит в ходе диалога, коммуникативного, доброжелательного взаимодействия субъекта и установления гармонии в результате диалога.

Таким образом, в синергетической парадигме меняются отношения субъекта и объекта, характер причинно-следственной связи, трактовка роли случая.

Социосинергетика

В последние годы синергетическое знание активно внедряется в социогуманитарные дисциплины, образовалась вполне самостоятельная отрасль знания социосинергетика 9 .

Социальная эволюция также происходит в форме самоорганизации, но имеет своеобразие. Прежде всего, в объекте.

В самом общем виде, указывает В.Г. Иванов, объектом социальной синергетики являются специализированные процессы деинституционализации и институционализации социальных порядков (систем и подсистем), реализующиеся синергетическим способом, т.е. спонтанно, надсознательно, нелинейно 10 .

Вместе с тем, социальное, кроме саморазвития, дополняется организацией как осознанным процессом управления. Иными словами, в социальных процессах происходит сплетение начал организуемого и самоорганизующегося, сознательного и неосознанного, стихийного, предсказуемого и непредсказуемого.

Социальная система находится в перманентном неравновесном состоянии, поскольку пребывает в диссонансе в силу:

1. постоянных внутренних (исходящих от самой системы) и внешних (возникающих при взаимодействии системы с окружающей средой) информационных воздействий на нее;

2. зависимости существования от объектов внутренней и внешней среды;

3. возникающих противоречий в процессе жизнедеятельности (противоречия между биологической ограниченностью человека и его растущими потребностями, притязаниями, устремленностью к абсолютной свободе и другие) и т.п.

Социокультурная эволюция допускает существование нескольких аттракторов. Социум содержит в себе различные латентные сценарии будущего, количество которых не бесконечно. Реализуемы далеко не все варианты, сценарии, поскольку есть определенный спектр возможного.

Динамичность социального развития, полагает Е.Н. Князева, поддерживается, с синергетической точки зрения, за счет чередования двух взаимодополняющих режимов - возрастания интенсивности процессов и их спада, стекания на центральное традиционное ядро процессов и растекания от него, только за счет частичных возвратов к старому, к традиции, к «прасреде» сознания... 11 .

Синергетика показывает, что пути развития исторических событий существуют объективно и определяются внутренними социокультурными атрибутами общества, а не возможными действиями людей, даже исторических личностей и харизматических вождей.

Парадигмы нелинейного развития, по словам И. Пригожина, И. Стенгерса,акцентируют внимание на не абсолютной роли целенаправленно действующего человека, подчеркивают существование закономерных механизмов социодинамики: «История человечества не сводится к основополагающим закономерностям или простой констатации событий. Каждый историк знает, что изучение исключительной роли отдельных личностей предполагает анализ социальных и исторических механизмов, сделавших эту роль возможной. Знает историк и то, что без существования данных личностей те же механизмы могли бы породить совершенно другую историю» 12 .

Вместе с тем, И. Пригожин выражает убежденность в рациональной способности человека влиять на ход социальных и социально-природных процессов, хотя и в ограниченной степени. Даже если флуктуация становится неуправляемой, это еще не означает, что невозможно локализовать причины неустойчивости, вызванной усилением колебания.

Осуществляя выбор дальнейшего пути, субъект ориентируется на самые общие правила, нормы взаимодействия с реальностью, на запреты, определяющиеся внутренними свойствами среды. Системы напрямую не зависят от непосредственных телеологических социальных воздействий, но подвержены влиянию условий и ограничений, создаваемых людьми.

Задача управления - задача определения возможных путей развития, спектра структур-аттракторов эволюции.

Управленческое воздействие должно быть не энергетически мощным, а адекватным, в этом смысле - правильно организованным. Необходимо понимать важность осторожного обращения с высокочувствительными сложными системами в природе и обществе. Слабые, но правильно организованные (резонансные) воздействия эффективны. Ими необходимо подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных путей развития, тем самым обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие, способствовать преодолению хаоса, его не преодолевая, а делая его творческим, инновационным.

Динамическая устойчивость системы, включающая в себя адаптируемость и изменчивость, позволяет системе сохранить ее самотождественность и одновременно осуществлять креативное развитие.

Креативность социума выражается в познании естественных порядков, в создании более совершенных искусственных порядков, увеличивающих уровень свободы самополагания человека. Важным условием является продуцирование множества конкурентных идей, задающих разнообразные новые паттерны будущего, что тонизируют систему своей непредсказуемой новизной.

Творческие идеи могут способствовать появлению новых ценностей, отношений, нахождению новых способов совмещения науки и морали, знания и ценностей, что, в конечном итоге, должно позволить сделать науку, знание вообще, аксиологически ориентированными. Подобное творчество формирует социум, личность, которые могут задействовать не только рациональные способы освоения мира, но и архаические пласты сознания, подсознание, интуицию, надсознательное, позволяющие целостно увидеть мир в его пространственно-временной перспективе. В этом смысле синергетика актуализирует старую философско-методологическую идею о единстве мира.

Культура как совокупность способов и результатов социальной жизнедеятельности, с точки зрения синергетики, не может быть не только репрессивно-авторитарной, но и поучающей, назидательной. В условиях такого творчества важным становится не сам конечный продукт, но процесс коллективного соучастия, сотворения, смыслопорождения.

Синергетическая парадигма не претендует на истину в последней инстанции, не отрицает детерминизм, редукционизм, концепции линейного развития, она лишь выступает против их всеобщей универсализации. Она направлена на то, чтобы помочь человеку осознать, что он живет в условиях неопределенности, неравновесности, сложности, открытости, где нет единого центра, живет мире, который не только линейно не стремится к какому бы то ни было прогрессу, но возможно вообще никуда не стремится.

1 Николис Ж., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: От диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации. – М.: Мир, 1979; Пригожин И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках / Пер. с англ. Данилова Ю.А.; Под ред. Климонтовича Ю.Л. . – М.: Наука, 1985; Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / Пер. с англ. Данилова Ю.А.; Общ. ред. и послесл. Аршинова В.И. и др.– М.: Прогресс, 1986; Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени. - М.: Прогресс, 1994; Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов / Ред. кол. Степин В.С. и др. – М.: Прогресс-Традиция, 2000; Хакен Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. - М.: Мир, 1985 и др.

2 Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. – М.: Наука, 1987; Моисеев Н.Н. Теория ноосферы и материальные модели // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1987.–М., 1987; Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным// Вопросы философии. – 1992. - № 12; Логика, методология, философия науки. XI Международная конференция. Т.VII. Методологические проблемы синергетики. - М., Обнинск, 1995; Рузавин Г.И. Парадигма самоорганиазции как основа нового мировоззрения // Свободная мысль. - 1993. - № 17-18; Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. / Отв. ред. Акгурин И.А., Аршинов В.И. - М.: РАН, ИФ, 1994.

3 Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов / Ред. кол. Степин В.С. и др. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – С. 107.

6 Пригожин И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках / Пер. с англ. Данилова Ю.А.; Под ред. Климонтовича Ю.Л. . – М.: Наука, 1985. – С.54, 56.

7 Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов / Ред. кол. Степин В.С. и др. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. - С.113-114.

8 Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени. - М.: Прогресс, 1994. – С. 69.

9 Венгеров А.Б. Синергетика и политика // Общественные науки и современность. – 1993. - № 4; Делокаров К.Х., Демидов Ф.Д. В поисках новой парадигмы. Синергетика. Философия. Научная рациональность. - М.: Изд-во РАГС, 1999; Ельчанинов М.С. Методологические идеи социосинергетики. – Тольятти: Тольятинский филиал Самарского гос. пед. ун-та, 2000; Иванов В.Г. Синергетическая природа социальных модернизаций. – Тверь: Тверской гос. тех. ун-т, 1995; Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров: Статьи, исследования, заметки. – СПб.: Искусство-СПб, 2001; Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов / Ред. кол. Степин В.С. и др. – М.: Прогресс-Традиция, 2000; Шалаев В.П. Социосинергетика: истоки, теория и практика в современном мире. – Йошкар-Ола: Мордовский гос. тех. ун-т, 1999 и др.

10 Иванов В.Г. Синергетическая природа социальных модернизаций. – Тверь: Тверской гос. тех. ун-т, 1995. – С.12.

11 Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов / Ред. кол. Степин В.С. и др. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – С. 257.

12 Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени. - М.: Прогресс, 1994. – С. 54-55.

Представление о мире как о самоорганизующейся системе. Синергетика (Стенгерс, Пригожин)

Наиболее значимыми из концепций, определяющих поснеклассический тип научной рациональности являются синергетика Г.Хаккена, теория диссипативных структур И.Пригожина, концепция автопоэзиса У.Матураны и Ф.Варелы.

Синергетика. Синергетическая концепция сыграла в становлении принципа системного эволюционизма не меньшую роль, чем идея раздувающейся вселенной. Термин «синергетика» предложил Г.Хакен. Основным принципом синергетики является принцип сотрудничества согласованности различных процессов, обеспечивающих самоорганизацию сложных систем. Синергетика изучает любые сложные системы, состоящие из множества подсистем. В последние годы данная концепция начинает осторожно использоваться и в психологии [Трофимова, Курганский и др.].

Концепция диссипативных структур И.Пригожина. Важный вклад в новую картину мира внесла концепция Пригожина. Согласно Пригожину, удаляясь от состояния равновесия, термодинамические системы приобретают принципиально новые свойства и начинают подчиняться новым, нелинейным законам. Для описания таких состояний в системе Пригожин использует понятие «диссипативная структура» . «Диссипативный» означает рассеивающий, связанный с потерей энергии, то есть диссипативные структуры описывают неравновесные системы, находящиеся в постоянной нестабильности. Такие системы, согласно Пригожину, характеризуются не планомерным разрушением, но способностью к самоорганизации, в том числе за счет их открытости и, как следствие, возможности черпать энергию извне. Важной частью концепции Пригожина о самоорганизации таких систем является идея возникновения «порядка через флуктуации». Каждая сложная самоорганизующаяся система, согласно Пригожину, характеризуется флуктуациями – отклонениями величин от их среднего значения. В случае если такие флуктуации достигают значительных масштабов, система оказывается в точке бифуркации (раздвоения), в которой она может пойти как в направлении повышения степени организованности, так и в направлении обращения в хаос. Здесь в дело вступает случайность, которая и определяет движение системы в точке бифуркации [Пригожин]. Чем сложнее система, тем более она подвержена флуктуациям. В этом смысле, психика, личность человека – системы в очень значительной степени подверженные флуктуациям. Тем не менее, представления о диссипативных структурах в психологии почти не используются. Среди немногочисленных психологов, использующих идеи И.Пригожина, можно отметить В.П. Зинченко, использующего вышеописанную модель при рассмотрении проблемы выбора человеком пути духовного развития.



Концепция автопоэзиса. Еще одной концепцией является концепция автопоэзиса (самовоспроизведения) У.Матураны и Ф.Варелы. Автопоэзисная система, согласно Матураны, Варелы, состоит из «сети процессов, которые постоянно воспроизводят свои компоненты, таким образом, отделяя себя от окружающей среды» [Лубовский, с.78]. Системы такого типа являются автономными. Внешние воздействия рассматриваются лишь как возможные причины их дезорганизации. Концепция автопоэзиса может применяться в социальных науках, например, для анализа социальных систем (Ф.Хейлигхен).

J. Shotter, анализируя перспективы развития психологии как постнеклассической науки, указывает на необходимость изменения позиции психолога-исследователя. С точки зрения J. Shotter, необходим переход с позиции отстраненного, «обособленного проверяющего теорию созерцателя, к позиции заинтересованного, интерпретирующего, проверяющего процедуру, включенного наблюдателя»; с «одностороннего стиля исследования к двусторонней интерактивной модели» . Shotter также ставит под сомнение исследовательскую процедуру, требующую включения в плоскость рассмотрения поточности и континуальности феноменологии. Этот взгляд, в целом, отражает общую направленность постнеклассически ориентированных психологов в отношении будущего психологической науки.

ТЕОРИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ -

В реальном материальном мире, в котором живет современный человек, одновременно наблюдается упорядоченность и хаос. Под хаосом понимают неупорядоченные, бесформенные структуры или неупорядоченные формы движения. Долгое время предполагалось, что, в соответствии со вторым законом термодинамики, все существующее в природе стремится перейти из упорядоченного состояния в хаотическое. Постоянно шли разговоры о деградации структур и других образований, о росте энтропии и концом этого процесса предполагалась тепловая смерть Вселенной. В последние годы исследователи доказывают, что в природе и обществе происходит слияние порядка и беспорядка, закономерностей и хаоса. В человеческом обществе, как и во всей природе, порядок и беспорядок развиваются одновременно. Из первоначально неупорядоченных, нерегулируемых форм движения без специальных внешних воздействий возникают упорядоченные формы движения и упорядоченные структуры, Это явление получило название самоорганизации.

Проблемам самоорганизации стали уделять большое внимание как теоретики, так и практики в конце 70-х начале 80-х годов. Начинает развиваться новое направление в теории организации - теория самоорганизации , которую назвали “синергетикой” (теорией совместного действия). Этот термин предложил немецкий ученый Г.Хакен. Синергетика изучает такие взаимодействия элементов различных систем, которые приводят к возникновению пространственных, временных и пространственно-временных структур в макроскопических масштабах [ 9 ].

Синергетика в настоящее время связана с различными областями химии, физики, биологии, кибернетики, общей теории систем и многих других.

Г.Хакен отмечает, что “С более общих позиций можно считать, что и теория динамических систем, и синергетика занимаются изучением временной эволюции систем. В частности, математики, работающие в теории бифуркаций (раздвоение, разделение ) отмечают, что в центре внимания синергетики (по крайней мере в современном виде) находятся качественные изменения в динамическом (или статическом) поведении системы, в частности при бифуркациях. Наконец, синергетику можно рассматривать также как часть общего системного анализа, поскольку и в синергетике, и в системном анализе основной интерес представляют общие принципы, лежащие в основе функционирования системы”.

Другими словами, новая междисциплинарная наука синергетика базируется на таких дисциплинах как теория катастроф, системная динамика, теория диссипативных структур и других.

Теория хаоса в последнее время оказывает все большее влияние на развитие обществоведения и на углубление взаимопонимания между обществоведами и представителями естественных наук.



Режим называется хаотическим, если расстояние между двумя точками, первоначально сколь угодно малое, со временем возрастает по экспоненциальному закону.

Очень важным является определение границ области хаоса. Это может позволить получить оценки поведения системы. Чувствительность такой системы позволяет вывести её из хаотического состояния с помощью очень малых, но точных и своевременных воздействий.

Одним из наиболее известных в настоящее время разработчиков синергетики является лауреат Нобелевской премии по химии Илья Пригожин (в настоящее время живет в Брюсселе).

Он утверждает, что cвязи между порядком и беспорядком характеризуют рассеянные (диссипативные) структуры. Некоторые из них развиваются в направлении "хаотической цели". "Хаотическая цель" не представляет собой ни состояние стабильности, ни режим регулярного поведения. Происходят внешне случайные, неопределенные блуждания. Поэтому, по теории И.И.Пригожина, в процессе эволюции двух одинаковых систем одни и те же условия и причины не приводят к одинаковым результатам.

Следует всегда помнить о том, что окружающий нас мир - это мир неопределенности. Он не может быть охарактеризован одной какой-то истиной, одним критерием.

И.И.Пригожин считает, что в социальных, экономических, технических и любых других системах порядок может быть равновесным и неравновесным.

Равновесный порядок характеризуется тем, что когда система находится в равновесии, то её параметры одинаковы с параметрами окружающей среды. При неравновесном порядке они различны.

Неравновесный порядок существует только при подаче энергии извне. Например, для существования человека, как системы, необходимы: пища, вода, воздух, определенная температура, влажность и др.

Равновесный порядок, полная гармония человека с окружающей природой у человека наступает только тогда, когда ему уже ничего не нужно, т.е. тогда, когда он умер.

И.И.Пригожин отмечает, что при переходе от равновесных условий к сильно неравновесным мы переходим от повторяющегося и общего к уникальному и специфическому .

Аналогично можно рассматривать и социальную организацию. Социальная организация представляет собой открытую систему, которая является примером неравновесного порядка и тоже действует в условиях неопределенности. В открытых системах случайные отклонения (флуктуации) пытаются вывести систему из равновесного состояния.

В реальных социальных системах незначительные отклонения, как правило, подавляются и система остаётся стабильной. Если же отклонения от положения равновесия становятся достаточно большими, то её состояние становится неустойчивым. В результате действия положительной обратной связи такие отклонения могут привести к разрушению существующей структуры и переходу в новое макроскопическое состояние.

И.И.Пригожин делает вывод о том, что обратимость и жесткий детерминизм в окружающем нас мире применимы только в простых предельных случаях. Необратимость и случайность рассматриваются не как исключение, а как общее правило. Отсюда, философский детерминизм по отношению к социальным и экономическим системам (т.е. строгое соответствие причин и следствий, воздействий и результатов) становится невозможным, это лишь теоретическая возможность. И поэтому, например, построение сейчас “общества светлого будущего” в какой-то стране по какой-либо умозрительной теории, предложенной полторы сотни лет назад, практически невозможно.

Другим характерным признаком социальных, экономических и других искусственных систем является нелинейность. Долгие годы во многих областях науки господствовал принцип линейности. На этом принципе были основаны методы экстраполяции, с помощью которых строилось большинство прогнозов. Регулярное прогнозирование в социально-экономических системах началось в нашей стране конце 60-х г. ХХ столетия и с тех пор получило широкое распространение. Разрабатывались и использовались на практике десятки новых методов прогнозирования. Наибольшую трудность представляет прогнозирование будущего технологий, рынков, прибыльности новых продуктов, но именно такое прогнозирование входит в число наиболее насущных задач менеджеров и политиков. Принимаемые ими решения зависят от огромного числа технологических, экономических, конкурентных, социальных, политических и других факторов.

При изучении поведения нелинейных систем следует помнить, что система находится в состоянии хаоса, если:

при любых начальных условиях траектории движения становятся апериодическими;

при сколь угодно близких начальных условиях две траектории со временем станут различными.

Исследователи отмечают, что такая высокая чувствительность к начальным условиям ведет к невозможности прогнозирования системы (что является одной из характеристик хаоса) на больших интервалах времени. Однако вероятностные, усредненные характеристики процесса, явления могут быть спрогнозированы. Ведется большая работа по повышению достоверности и точности прогнозов. Однако, как первыми отметили пунктуальные японцы, чем лучше применяемая методика учитывает совокупность факторов, влияющих на развитие прогнозируемой системы, тем больше снижается точность этого прогноза. По нашему мнению, здесь сказывается прежде всего влияние линейного мышления, которое не допускало нелинейных представлений о сложных системах.

В последние годы в науке стали учитывать свойство нели-нейности систем, а линейность теперь рассматривается лишь как результат упрощения, огрубления используемых моделей.

В процессе развития социальных систем одни и те же причины могут вызывать похожие следствия только на очень ограниченных пространствах и отрезках времени. Все остальное время история развивается нелинейно. Количество направлений мирового сообщества, отдельных общественных групп, партий, движений не поддается никакому учету. Социальные системы постоянно отклоняются от предписанного им поведения. В прошлые годы в нашей стране попытались отсекать силовыми методами непонятные, непредсказуемые нелинейные явления в развитии нашего общества, чтобы объяснить их с помощью методов диалектического и исторического материализма. Результат известен всем.

Для любой нелинейной системы характерна также бифуркация, т.е. раздвоение следствий от одной причины. В точке бифуркации (в точке раздвоения траектории системы, в которой нельзя точно спрогнозировать, какую именно траекторию она выберет в ближайшем будущем) для сложных систем будущее не более предсказуемо, чем для систем исторических.

По мнению И.Пригожина историю развития общества двигают события . Он считает, что события - это не изолированные явления. Однако их нельзя заранее вычислить, это продукт творчества исторических сил, результат взаимодействия множества факторов. Человеческую историю можно рассматривать как последовательность бифуркаций, т.е. в каких-то ситуациях траектория развития общества становится всё менее устойчивой и распадается на множество новых траекторий. По какой из этих траекторий пойдёт развитие общества - предугадать невозможно. Малейшее случайное отклонение (флуктуация) может определить будущее человечества, мирового сообщества.

И.Пригожин высказывает уверенность в том, что мы приближаемся сейчас к такой точке бифуркации, после прохождения которой человечество окажется на одной из вероятных траекторий. Главным фактором такого события может стать информационно-технологический бум. Мы подходим к созданию “сетевого общества”, в котором люди будут связаны между собой так, как никогда ранее. На что будет походить сетевое общество - на большой иерархически организованный муравейник или на общество свободных людей?

С ростом народонаселения планеты повышается вероятность нелинейных микрофлуктуаций, связанных с индивидуальной свободой выбора, так как увеличивается число жителей. С другой стороны, в связи с тем, что люди становятся всё более объединены сетями, может появиться и обратный эффект: категорические требования объединённого коллектива подавят индивидуальную свободу. В человеческом обществе, связанном единой сетью, всё может быть подчинено коллективным движениям, а роль индивидуальной деятельности сведена к минимуму.

В предисловии к книге И.И.Пригожина отмечается, что “пригожинская парадигма особенно интересна тем, что она акцентирует внимание на аспектах реальности, наиболее характерных для современной стадии ускоренных социальных: разупорядоченности, неустойчивости, разнообразии, неравновесности, нелинейных соотношениях, в которых малый сигнал на входе может вызвать сколь угодно сильный отклик на выходе, и темпоральности - повышенной чувствительности к ходу времени”.

В книге Пригожина И. и Стенгерс И. приводится описание процесса самоорганизации у термитов во время строительства термитника. Первая стадия - строительство основания термитника является результатом беспорядочного поведения термитов. Термиты приносят и беспорядочно разбрасывают комочки земли, которые они пропитывают гормоном, привлекающим других термитов. Случайным образом в одном месте образуется несколько большая плотность этих комочков. Повышенная концентрация гормонов и, соответственно, более сильный запах привлекает к этому месту все большее число термитов. Благодаря положительной обратной связи повышается уровень концентрации гормонов и, соответственно, объем принесенной термитами земли. Так постепенно возникают опоры термитника [ 13 ].

Процесс построения термитника - это пример явления самоорганизации, т.е. возникновения сложной структуры в хаотической среде благодаря флуктуации (случайным отклонениям).

Другим примером самоорганизации являются транспортные потоки. В условиях относительно свободного движения каждый водитель ведёт себя более или менее свободно. Это индивидуальный режим. По мере нарастания плотности движения вступают в силу законы “коллективного режима” движения, в котором каждый подталкивает другого и испытывает аналогичное воздействие со стороны - водители становятся более связанными друг с другом, транспортный потокам начинает подчиняться законам большого муравейника [ 14 ].

Синергетический подход к социальным явлениям завоевал в последние годы широкую популярность. Усвоение основных положений синергетики изменяет наше представление о природных и общественных явлениях. Природа, человеческое общество предстают перед нами уже не в виде совокупности жестких, неизменяемых систем, подсистем, элементов, а в виде процессов, вихрей, турбулентных явлений, диссипативных (рассеянных) структур. Это позволяет по-новому подходить к исследованию социальных, экономических и других систем, организации их функционирования, подметить скрытые закономерности, формулировать плодотворные гипотезы и проектировать новые организации [ 15 ].

Синергетическая парадигма, по мнению И.Пригожина и.Стен-

герс, - это новый диалог человека с природой. Она также приводит к новому диалогу человека с самим собой и с другими людьми. Нелинейная ситуация, ситуация бифуркации (множественности) путей эволюции или состояние неустойчивости нелинейной среды, чувствительности её к малым воздействием, связана с неопределенностью и возможностью выбора. Осуществляя выбор дальнейшего пути, субъект ориентируется на один из собственных, определяемых внутренними свойствами среды путей эволюции и вместе с тем на свои ценностные предпочтения. Он выбирает наиболее благоприятный для себя путь, который можно рассматривать как оптимистический способ овладения нелинейной ситуацией.

И.Пригожин пишет: “ ... глядя на сегодняшнее человечество с позиций теории неравновесных процессов, вот что можно сказать наверняка: глобализация и сетевая революция ведут не только к болшей связанности людей друг с другом, но и к повышению роли отдельного индивида в историческом процессе. Точно так же, как в точке бифуркации поведение одной частицы может сильно изменить конфигурацию системы на макроскопическом уровне, творческая личность, а не безликие восставшие массы будет всё сильнее влиять на исторические события на новом этапе эволюции общества” [ 14 ].

Знание основных концепций синергетики необходимо современному менеджеру для развития нелинейной интуиции, без которой в настоящее время нельзя эффективно решать проблемы развития общества, экономики, политики и т.п.