Люди формируют мнение о человеке на основе своих ощущений от того, что они видят. Многочисленные психологические исследования подтвердили, что именно этот метод и является правильным в абсолютном большинстве случаев.

Когда вы оцениваете человека, то первым делом проверяете его личностные качества интуитивно. Вы анализируете, насколько он соответствует вашим собственным установкам и «стандартам».

Но как возможно понять что-то за первые минуты или даже секунды общения? Как ни странно, причина в том, что другой человек вас оценивает точно так же, и именно ваша реакция друг на друга позволяет вам обоим составить верное мнение.

Происходит все так. При встрече вы как будто обмениваетесь некоторыми сигналами, и какие-то древние части вашего мозга принимают решение, можно ли проявить чуть больше открытости к этому человеку. Если решение положительное, это всегда заметно по микро-жестам и небольшим изменениям в мимике. То же самое делает другой человек. Это многоступенчатый процесс, в ходе которого вы либо признаете, что он вам нравится, либо что-то вас в нем настораживает, и вы закрываетесь. В этом случае, скорее всего, человек от вас закрывается тоже.

Исключения действительно крайне редки. Если у человека никак не получается адекватно «обменяться» взаимным мнением друг о друге, это может даже указывать на некоторые психические отклонения.

Какими бы высокоорганизованными существами ни становились люди, сознательная часть мозга по-прежнему лишь крохотный остров в океане бессознательных процессов. Большая часть действий, которые совершает ваш мозг, невозможно зафиксировать с помощью мыслей. Однако сознание задает вектор, который позволяет контролировать некоторые вещи. Например, вы сами можете попытаться поработать над тем, какое впечатление вы производите.

Как произвести наилучшее впечатление в первые минуты

Известно, что люди склонны симпатизировать себе подобным. Поэтому схожий стиль в одежде и некоторые «опознавательные» знаки, например, логотипы каких-либо брендов или музыкальных групп, могут сделать за вас половину работы. Но если вы встречаетесь с кем-то, о ком ничего не знаете, например, идете на собеседование, то попробуйте предпринять следующие шаги.

Очень внимательно подготовьте свою одежду. Она должна отражать тот посыл, который вы несете. Когда вы устраиваетесь менеджером в крупную компанию, ни в коем случае нельзя позволить себе небрежность в одежде. Но вот если вы представитель творческой профессии, то идеальный деловой костюм может даже насторожить интервьюера. В любом случае, одежда должна быть очень опрятной.

Будьте открыты и улыбайтесь. Не скрещивайте руки на груди и не складывайте ногу на ногу. Будьте спокойны. Не теребите одежду, не стесняйтесь смотреть собеседнику в глаза. Открытость, выражаемая жестами, всегда работает на вас. Главное – чтобы это было естественно. Если вам сложно и вы нервничаете, то лучше вести себя чуть более закрыто, но не напряженно.

Наверняка у каждого из нас есть история, когда какой-то знакомый при первой встрече показался нам неприятным человеком, но позже мы понимали, что это один из самых интересных людей.

В большинстве случаев у нас есть несколько секунд, чтобы человек захотел провести с вами больше времени. При этом играют роль самые незначительные мелочи, начиная от вашего имени и заканчивая вашим запахом. Вот, некоторые черты и типы поведения, которые могут вызвать неприязнь окружающих людей к вам согласно различным научным исследованиям.

Первое впечатление о человеке

Если вы относитесь к типу людей, которые делятся снимками медового месяца, окончания университета, ваших детей и многими другими, возможно, вам пора остановиться.

Наличие большого количества фотографий в соцсетях может навредить вашим отношениям. Другие люди, за исключением родственников и близких друзей, не очень хорошо ладят с теми, кто постоянно делится своими фотографиями.

Кроме того, друзьям не нравится, когда у вас много семейных фотографий, а родственникам не нравится большое количество фотографий друзей.

2. Слишком много или слишком мало друзей в социальных сетях.

В исследовании 2008 года ученые попросили студентов посмотреть на фиктивные профили Facebook и решить, насколько они им понравились.

Результаты показали что, если вы хотите понравиться другим, золотой серединой является наличие около 300 друзей. Рейтинг привлекательности был низким, если у пользователя было меньше 100 и больше 300 друзей.

Наличие больше 300 друзей может отталкивать, так как человек кажется слишком сфокусированным на социальных сетях, записывая друзей из отчаяния, а не из-за популярности, считают авторы.

3. Когда вы рассказываете что-то очень личное в начале отношений.

В целом люди испытывают симпатию друг к другу после того, как обменялись секретами. Более того, это один из лучших способов завести друзей, будучи взрослым.

Однако психологи предупреждают, что когда вы рассекречиваете что-то очень интимное (например, что у вашей сестры есть интрижка на стороне) вначале знакомства, это может создать о вас впечатление, как о не надежном человеке.

Главное - это правильное количество личной информации, которой вы делитесь. Так, например, если вы рассказываете о своих хобби или любимых детских воспоминаниях, то вас считают более дружелюбным и приятным человеком.

4. Когда вы задаете вопросы, не рассказывая ничего о себе.

Стоит оговориться, что, когда вы делитесь с кем-то личной информацией, важно чтобы это было обоюдно. Обычно людям меньше нравятся те, кто не отвечают им тем же после того, как они раскрыли что-то личное о себе.

Так во время эксперимента участники во время разговора раскрывали информацию о себе попеременно, либо по очереди говорили о себе в течение 12 минут, пока другой собеседник слушал. И, как можно догадаться, участники из первой группы понравились друг другу больше.

5. Когда вы публикуете фотографию профиля в увеличенном масштабе.

Согласно исследованиюКалифорнийского института технологий, лица, сфотографированные с расстояния 45 см, считаются менее привлекательными, не заслуживающими доверия и менее компетентными, чем те, что были сфотографированы с расстояния 135 см.

Формирование первого впечатления

6. Когда вы прячете свои эмоции.

Если вы хотите понравиться окружающим, вам лучше показывать свои истинные эмоции, а не пытаться их прятать.

Все дело в том, что мы не ищем близких отношений без разбора, а склонны выбирать людей, которые ответят нам взаимностью. Если мы видим, что человек прячет свои эмоции, то можем посчитать это за признак отсутствия интереса в таких вопросах как близость, поддержка и взаимодействие.

7. Когда вы ведете себя слишком любезно.

Если рассуждать логически, то чем любезнее и бескорыстнее вы ведете себя, тем больше люди вас любят. Однако исследования говорят об обратном.

Если вы ведете себя слишком любезно, другие начинают относиться к вам подозрительно и считают, что у вас есть какой-то скрытый мотив для такого поведения.

8. Скромное хвастовство.

Чтобы впечатлить своих друзей или потенциальных работодателей, многие люди прячут хвастовство за самокритикой, что может отталкивать других.

Так, в эксперименте ученые попросили студентов написать, как бы они ответили на вопрос о самой большой слабости на собеседовании при приеме на работу. В результате большая часть участников пытались скромно похвастаться.

В то же время работодатели рассказали, что скорее взяли бы на работу тех, кто был честен. Такие люди говорили фразы вроде: "Я не очень собран" или "Иногда я слишком остро реагирую на ситуации".

Когда дело касается собеседования на работу, лучше говорить о слабостях, которые напрямую не связаны с вашей работой, например, что вы не любите публичных выступлений, если вы метите на письменную работу.

9. Слишком нервное поведение.

Ученые утверждают, что запах пота, когда мы нервничаем, может подсознательно влиять на суждение вашей личности.

Так например, в исследовании 2013 года участники смотрели видео женщин в повседневных ситуациях в офисе или во время ухода за ребенком. Кроме того, их попросили понюхать одежду с разными видами пота: пота от упражнений, пота от стресса и пота от стресса, замаскированного дезодорантом.

Участники оценивали женщин в видео, как менее уверенных, менее знающих и не заслуживающих доверия, когда чувствовали запах пота от стресса.

10. Когда вы не улыбаетесь.

Когда вы знакомитесь с новыми людьми, порой бывает сложно все время улыбаться. Однако возможно вам стоит постараться.

Когда участников попросили оценить фотографии женщин в закрытых и открытых позах, улыбающихся или без улыбки, то большую симпатию всегда вызывала женщина с улыбкой независимо от позы.

Даже когда люди общаются в онлайн среде, они чувствуют большую симпатию к тем, на чьих аватарках есть улыбка.

11. Когда вы ведете себя так, будто вам кто-то не нравится.

Когда мы думаем, что кому-то нравимся, этот человек нам обычно тоже нравится.

Ученые выяснили, что когда мы ожидаем, что человек нас примет, мы теплее к нему относимся, Это существенно повышает шансы на то, что мы ему на самом деле понравимся. Так что, даже если вы не уверены в отношении к вам другого человека, ведите себя так, будто он вам нравится, и, вполне вероятно, что отношение будет взаимным.

12. Сложно произносимая фамилия.

Исследование показало, что люди со сложными фамилиями воспринимаются многими негативно.

Участники посчитали человека с более простой фамилией более подходящим для должности.

13. Хвастовство связями.

Возможно, вам не терпится упомянуть известного человека, с которым вы учились, чтобы произвести впечатление на вашего собеседника. Но это не совсем верная тактика.

Исследование показало, что хвастовство знакомством с видными людьми приводит к тому, что вас считают менее приятным и компетентным человеком.

Это частично объясняется тем, что такое поведение расценивается как своего рода манипуляция.

Несколько статей мы посвятим тому, как сделать наше общение с другими людьми приятным и полезным.
И начнем с самого начала — со знакомства.
Случались ли так, что вам отказывали в работе при первой же встрече, хотя эта встреча была назначена? А встреча с человеком важным для деловых или личных отношений заканчивалась ничем? А отношения со свекровью или тещей не сложились потому, что вы не понравились друг другу с первого взгляда?
Сейчас я упомянула те ситуации, которые действительно важны для нас и от того, какое впечатление мы в них производим во многом зависит наша жизнь. Установлено, например, что при приеме на работу, как бы долго ни длился разговор, положительное или отрицательное мнение о кандидате складывается в течение первых 3-4 минут разговора. После этого вопросы задаются в зависимости от сложившегося мнения: при положительном — позволяющие человеку раскрыться с лучшей стороны, при отрицательном — «на засыпку». Думаю, что не все специалисты, занимающиеся изучением проблем общения, согласятся с 3-4 минутами. Некоторые считают и доказывают это экспериментально, что первое впечатление формируется за 10 секунд взаимодействия.

Первое впечатление – всегда ошибочно

Наверное, многие из нас, если и не принимали участие в таком споре, то, по крайней мере, задумывались над вопросом, насколько обманчивым или правильным бывает первое впечатление. Интересно, к каким выводам вы пришли? Я-то убеждена, что нет однозначного ответа на этот вопрос — оно может быть верным, может быть абсолютно ошибочным, может быть частично верным. Все зависит от того, кого воспринимают, кто воспринимает и условий восприятия.
Простите за банальность, но люди разные. Одни открыты для восприятия, о них легко составить первое впечатление. Другие закрыты, о них часто трудно сказать что-либо определенное. Они могут быть или интеллектуалами, или недалекими, или застенчивыми и т. д., но догадаться об этом зачастую нелегко. Третьи постоянно в движении, их внутренний мир скрыт за внешней суетой и действиями. Есть люди, которые хорошо умеют приспосабливаться к обстоятельствам, а встречаются такие, которые не поддаются никакой описательной характеристике. Они растворяются в толпе, не оставляя в памяти наблюдателя следов о своем образе. О них очень трудно сказать что-либо определенное. Безусловно, все это сказывается на первом впечатлении.

Факторы которые влияют на первое впечатление

1. Физическая привлекательность
Действительно, замечено, «что красиво, то и хорошо», т. е. эффект красоты способен приписать собеседнику, без всякого на то фактического основания, исключительно положительные черты характера и нравственные качества.
Оценивая привлекательность, особое внимание обращают на лицо. Привлекательным считается человек с красивым лицом, и это связано не столько с самой красотой лица, сколько с его выразительностью. Если мимика собеседника выражает спокойствие и доброжелательность, то в большинстве случаев он будет оценен окружающими положительно.
Важнейшую роль в формировании физической привлекательности играет осанка. Известно, что хорошая осанка ассоциируется с уверенностью и оптимизмом, а также внутренней силой и достоинством. Плохая же осанка воспринимается как проявление неуверенности, а очень часто - зависимости и подчиненности. Все это очень важно учитывать при установлении контактов с людьми.

2. Помимо внешней привлекательности важнейшее значение имеет невербальное поведение человека.
Особое место занимает взгляд человека. Если человек не отводит взгляд, не смотрит «мимо» другого, не опускает глаза вниз, то о нем складывается более уверенного, более доброжелательного, и это связано со сложившемся у людей в прошлом опыта представления о том, что, с одной стороны, волевой по натуре человек не боится смотреть в глаза людям, с другой — если человек на нас задерживает свой взор, значит, мы ему чем-то интересны.
Оказалось, важна также поза, в которой находится человек во время разговора. Людям больше нравятся те, кто во время разговора наклоняют свой корпус вперед, по сравнению с теми, кто отклоняет его назад.
Установлен факт существования для каждого человека (находящегося в привычной для него обстановке) дистанции, которая должна разделять его и незнакомого человека, чтобы это не вызывало раздражения. Величина этого расстояния зависит от роста людей, их пола, нервно-психического состояния, намерений, имеющихся по отношению к человеку, о котором они пытаются составить мнение. Например, женщины предпочитают несколько меньшую дистанцию такого общения, мужчины — большую. С нравящимися людьми разговаривают на более близкой дистанции. По этому признаку можно определить отношение собеседника к себе. При официальном общении или настороженном отношении стараются расположиться немного дальше.

3. Отношение к людям
Больший эффект на восприятие постороннего человека будет накладывать его позитивное отношение к людям. Благодаря этому эффекту может происходить общая переоценка незнакомого человека. Чтобы собеседник почувствовал хорошее отношение к себе, нужно проявить внимание и интерес к нему. Здесь важно не перегнуть палку, чтобы не произвести впечатление либо льстеца, либо манипулятора.

4. Речь и голос
Мы неосознанно связываем звучание голоса с определенными характеристиками личности. Поэтому, даже, когда мы не видим человека, а только слышим его, то у нас все равно возникает представление о собеседнике и кое-то мнение о его характере. С визгливым голосом устойчиво ассоциируется неуравновешенная или истеричная персона. Быстрая, но слегка сбивчивая речь будет выдавать неуверенность. Томный голос обнаруживает чувственную, но осторожную натуру. А вяло говорящий и растягивающий слова человек может произвести впечатление недотепы. Звонкий же голос, чаще всего, указывает на жизнерадостный нрав.
При восприятии человека также обращают внимание на словесные обороты, часто употребляемые слова и выражения, интонации, твердость звучания, темп речи и артикуляцию. В голосе отражаются мысли. Если мы думаем о чем-то суровом или неприятном, то голос становится тверже. Если думаем о близком человеке, то в голосе появляется мягкость. Помимо этого, значение имеет стиль и содержание – анализируя их, нетрудно понять культурный уровень человека. Уже после нескольких минут разговора собеседник сформирует представление и о том, насколько вы доброжелательны, надежны, о какой степени доверия с вами может идти речь. Интересную закономерность установили ученые – они считают, что эмоции гнева и страха делают звучание голоса более старым, а эмоции радости «уменьшают» возраст.

5. Особенности оформления внешности человека , такие как одежда, прическа, косметика также оказывают воздействие на складывающееся впечатление. Общее правило в подборе одежды гласит: «Выбирайте тот стиль одежды, который приемлем там, куда вы собираетесь». В некоторых обстоятельствах стиль работает как опознавательная система «свой-чужой». Если стили принципиально совпадают, то вас принимают за «своего», и это облегчает коммуникацию с незнакомыми людьми. Платье, костюм заставляют приписывать человеку определенные качества. Например, человеку в военной форме, приписывались такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, настойчивость. Вообще к подбору одежды необходимо относится очень тщательно, учитывая свой цветотип и пропорции фигуры (Об этом можно почитать в интернете, но и на страницах сайта тоже об этом поговорим).

В повседневной жизни, в рабочей и нерабочей обстановке каждому человеку приходится встречать новых для себя людей. Во многих случаях обстоятельства складываются таким образом, что на основе одного только кратковременного восприятия мы бываем вынуждены оценивать этих людей и выбирать кажущийся нам наиболее разумным способ поведения и действия по отношению к каждому из них. Во всех подобных случаях мы имеем дело с так называемым первым впечатлением и с актами поведения на его основе.

Что же такое первое впечатление, если попытаться более подробно раскрыть содержание данного понятия? Это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В него всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. Наконец, в нем всегда присутствует эмоциональное отношение к тому человеку, который оказался предметом восприятия и оценки.

Первое впечатление формируется как при специальном намерении оценить человека с какой-то точки зрения, так и при отсутствии такого намерения.

Среди факторов, которые определяют характер формирующегося у нас впечатления о человеке, которого мы встречаем в своей жизни впервые, важнейшее значение имеют особенности внешнего облика и поведения человека, о котором у нас формируется мнение. Как психика является отражением действительности в целом, так одним из проявлений такого отражения оказывается и формирующееся у нас впечатление о другом человеке.

Именно сам этот человек, его облик, поведение прежде всего всегда обусловливают то, что отразится в нашем впечатлении о нем. Поэтому первая часть нашего исследования была направлена на прослеживание зависимостей, связывающих объективные характеристики внешнего облика человека - его физическую наружность, экспрессию, оформление внешности - и формирующееся о нем впечатление.

Столь же существенное влияние на образование впечатления о ранее незнакомом нам человеке оказывает ситуация, в условиях которой происходит наше познание другого человека; эта ситуация является вторым фактором, детерминирующим характер впечатления о человеке. Второй задачей нашего исследования и является показ влияния социального фона, на котором развертывается формирование впечатления, на его особенности.

Столь же существенное влияние на образование впечатления о ранее незнакомом нам человеке оказывают и наши собственные личностные качества, в которых проявляются наш психический склад и отношение к различным сторонам действительности; ясно, что отделить два вышеназванных фактора, определяющих впечатление о человеке, от третьего - от самого субъекта, который познает другого человека, можно только условно, в интересах научного анализа. Совершенно очевидно, что в реальном процессе эти три глобальных фактора всегда действуют в теснейшем единстве.

Рассмотрим проявление этих трех факторов в формировании первого впечатления о другом человеке более детально.

В последнее время в психологии выполнено большое число исследований, которые свидетельствуют о том, что при формировании у нас мнения о качествах личности человека, которого мы видим впервые, немалое значение имеет общая эстетическая выразительность облика этого человека и, в частности, степень соответствия физической наружности человека сложившемуся у нас в прошлом идеалу красоты.

А. Миллер, использовав метод компетентных судей, выбрал из большого числа фотографий людей лица, названные компетентными судьями красивыми, лица, которые им показались обыкновенными, и лица, по их мнению, некрасивые, затем он показал эти лица мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 24 лет, которые составили группу основных испытуемых, и попросил их высказаться о внутреннем мире каждого из тех, кто был изображен на фотографии.

Испытуемые оценили и мужчин, и женщин, которых компетентные судьи перед этим отнесли к наиболее красивым, как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, находчивых, утонченных и более богатых духовно, чем те, кто, по оценкам компетентных судей, был «объявлен» некрасивым (различия были статистически значимыми). Кроме того, испытуемые-мужчины оценили «красивых» мужчин и женщин, фотографии которых они видели, как более направленных на других людей, заботливых и внимательных к ним.

Сейчас выполнено уже не одно исследование, которые показывают, что «ореол» физической привлекательности вызывает «сдвиг» в оценках не только тогда, когда объектом их оказываются черты личности, но и тогда, когда оценивается конкретный результат деятельности человека или его отдельный поступок.

Вот факты, подтверждающие справедливость высказанной мысли.

Молодым людям предлагали оценивать очерк, написанный женщиной, портрет которой прилагался (автор эксперимента использовал в одних группах испытуемых портрет женщины с привлекательной внешностью, в других - портрет «дурнушки»), и они оценивали этот очерк более высоко, когда считали, что его написала красивая женщина.

Студенткам университета, которые готовились стать педагогами, были даны описания проступков, которые совершили семилетние мальчики и девочки, сфотографированные крупным планом. Студентки должны были высказать свое отношение к каждому из этих малышей и к их поведению. И в этом случае студентки оказались тоже более снисходительными к тем, у кого, по оценкам компетентных судей, была более привлекательная наружность.

Увеличивать дальше число примеров, которые подтверждали бы еще больше проявление названной тенденции при формировании первого впечатления о человеке, вряд ли нужно. Важно подчеркнуть другое: в психологии собрано множество фактов, которые говорят о том, что «эффект красоты» сильно влияет на содержание формирующегося понятия о личности только в момент образования первого впечатления о человеке. В последующем оценивание этого человека другими людьми все больше начинает определяться характером взаимодействия их с этим человеком, ценностью в их глазах его дел и поступков.

Особенности телосложения, конституция человека, рассматриваемая в целом, в первый момент восприятия его другими людьми тоже влияют на формирующееся о нем впечатление.

В одном эксперименте группу взрослых испытуемых попросили охарактеризовать личностные особенности мужчин, которые различались типом телосложения. О полном, с округлыми формами мужчине они настойчиво утверждали, что он несильный, старомодный, болтливый, сердечный, добродушный, сговорочивый, доверчивый, эмоциональный, открытый к людям, любящий житейский комфорт и большой любитель поесть.

О мускулистом атлетического сложения мужчине испытуемые сказали, что он сильный, мужественный и смелый, уверенный в себе, энергичный, дерзкий, инициативный.

О высоком, худощавом и на вид очень хрупком мужчине опрашиваемые говорили чаще всего, что он высокий, тонкий, нервный, честолюбивый, подозрительный, чувствительный к боли, любящий уединение и скрытный.

Высказываясь о каждом из трех мужчин, испытуемые называли их возраст. При этом полного мужчину они видели намного более старым, чем он был на самом деле, а худощавый им, как правило, казался моложе своих лет.

Что характерное для человека выражение лица - угрюмое или радостное, злое или доброе - воздействует на наше впечатление о человеке - это ясно каждому. А вот что взгляд другого человека влияет на наше отношение к нему, это известно меньше.

В одной небольшой аудитории новый преподаватель, впервые читая лекцию, по просьбе экспериментатора на одну группу студентов подолгу неотрывно смотрел, а от другой, взглянув на нее мельком, сразу отводил глаза. И в итоге студенты из первой группы оценили его как властного и уверенного в себе человека, а вторые отнесли его к очень стеснительным людям.

В другом почти подобном опыте студентов попросили высказать свое мнение о новом преподавателе-женщине, которая, так же как и в предыдущем случае, во время изложения учебного материала слушателям по просьбе экспериментатора на одну группу студентов постоянно обращала свой взор, как бы адресуя учебный материал только ей, а на другую группу студентов, сидевших в аудитории, внимания не обращала. И в этом случае студенты из первой группы дали ей как человеку более положительные оценки, чем студенты из второй группы.

Ясно, что выявившееся в приведенных примерах влияние взгляда на формирование первого впечатления о человеке было следствием сложившейся у людей в прошлом опыта представления о том, что волевой по натуре человек не боится смотреть в глаза людям и что, с другой стороны, если человек на нас задерживает свой взор, значит, мы ему чем-то интересны.

На формирующееся у нас впечатление о человеке может повлиять, как показывают исследования, принятая человеком поза. Так, в одном эксперименте людей, выступающих в роли объектов формирования первого впечатления, просили в одних случаях во время разговора с теми, чье впечатление оценивалось, наклонять свой корпус вперед, а в других случаях отклонять его, наоборот, назад. Оказалось, что в первом случае люди - и мужчины, и женщины - нравились больше воспринимавшим их лицам, чем во втором. Кроме того, женщины нравились им сильнее, если они сидели в спокойной позе и с неперекрещенными руками и ногами.

Другие исследования еще в большей степени подтвердили значение характерной для человека позы для формирования впечатления о нем. Вместе с тем они дополнительно раскрыли роль позы по сравнению с ролью лица в передаче истинного состояния, переживаемого человеком. Воспитывающиеся в условиях современного общества люди, как показали исследования, приучаются обычно лучше владеть своим лицом при выражении чувств и хуже - телом. Поэтому очень часто не лицо, а именно поза выдает настоящие переживания людей, их действительное отношение к нам.

Насколько значимы для формирования впечатления о человеке его мимика и пантомимика, настолько же значимы для этого впечатления особенности его речи и голоса. Так, исследования показывают, что низкие и высокие голоса у мужчин, с одной стороны и у женщин - с другой, вызывают совершенно разные ассоциации по поводу личностных качеств владельцев голосов у слушающих их впервые лиц. Точно так же как напряженность в голосе женщины в одинаковых условиях опыта не вела к приписыванию ей негативных характеристик, напряженность в голосе мужчин обычно заставляла людей думать, что он не очень владеет собой, обладает невысоким интеллектом, уязвим и т. д..

Любопытные данные были выявлены при сравнении оценок, которые получили у воспринимавших их впервые людей многоречивые мужчины и женщины. У первых многословие было воспринято как серьезный недостаток в их личности, у вторых - как почти нормальное состояние, не вызывающее предположений о каком-либо личностном изъяне.

Одновременно эти исследования воздействия характеристик голоса и речи человека на формирующееся о нем впечатление позволили выявить другой весьма интересный факт: люди, которые хорошо различали состояния других людей по оттенкам их речи и голоса, обычно обладали высоким умением в донесении до других людей через свои речь и голос собственных эмоций.

Особенности оформления внешности человека в первое время также оказывают воздействие на складывающееся у нас об этом человеке впечатление. Фактов, подкрепляющих это утверждение, сейчас собрано тоже достаточно. Так, к настоящему времени поставлено много однотипных экспериментов, в которых перед разными группами испытуемых, уравненными по признакам возраста, пола, образования, профессии, социального происхождения, в качестве объекта формирования впечатления выступал один и тот же человек, но к каждой новой группе он выходил в другой одежде или менялись его прическа, украшения и пр. (если это была женщина), и испытуемые должны были давать этому человеку характеристику.

Эти эксперименты показали, что когда человек появлялся перед каждой новой группой испытуемых в другом костюме - или в обычном штатском, или в тренировочном, или в рабочем комбинезоне, или в духовном одеянии, или в военной форме, - то испытуемые группы помимо черт, отмеченных у этого человека всеми группами, называли у него также те качества, указывать на которые их явно заставлял костюм, в который был одет оцениваемый ими человек. Например, когда человек был в военной форме, ему устойчиво приписывались такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, настойчивость, открытость по отношению к другим людям, свобода в проявлении чувств.

Оказывается, и отдельные сравнительно частные детали во внешнем облике человека могут воздействовать на формирующееся о нем впечатление.

Э. Холл предъявлял в одних группах испытуемых лица мужчин и женщин без очков, а в других группах эти же самые лица были в очках. Испытуемые и в первом, и во втором случаях должны были высказаться о личностных особенностях представленных им людей. И эти люди, когда они были в очках, показались испытуемым более умными и прилежными, чем тогда, когда они были без очков. Вместе с тем отсутствие у них очков или, наоборот, их наличие никак не отразились на суждениях испытуемых о честности, доброте, независимости воспринятых ими людей и о присущем им чувстве юмора.

В другом эксперименте, проведенном по такой же схеме, одна группа испытуемых в течение десяти минут разговаривала с незнакомой женщиной, которая в меру и очень умело использовала средства косметики, чтобы лучше подать себя аудитории. Другая группа воспринимала эту же самую женщину и тоже разговаривала с нею, но теперь уже женщина использовала косметику сверх меры. И во втором случае испытуемые, а ими были студенты, приписали этой женщине не только дурной вкус, отсутствие одухотворенности, интеллектуальную недалекость, но и сильное желание обратить на себя внимание мужчин.

Большая обусловленность первого впечатления теми признаками, которые лучше всего выражены в облике воспринимаемого человека, выявившаяся в изложенном эксперименте, отмечается также Г. Клаусом и X. Фомэ.

Было установлено, что на содержание складывающегося у людей мнения о личности впервые воспринимаемого человека влияют не только сила и яркость проявления в его внешнем облике и поведении определенного качества или частота, с которой это качество обнаруживает себя, но и последовательность, в которой познающие другого человека люди получают знания о разных сторонах его личности.

Значение последнего обстоятельства особенно убедительно выявлено в экспериментах А. Лачинсом.

Изучая значение порядка поступающей информации о человеке в формировании впечатления о нем у других людей, Лачинс давал четырем группам испытуемых ряд описаний его поведения. Описания, предложенные I группе, характеризовали предъявленного для оценки человека как экстраверта. Сведения, сообщенные об этом же человеке II группе, наоборот, рисовали его как ярко выраженного интраверта, III и IV группам испытуемых были даны комбинированные описания поведения и деятельности человека, ставшего объектом оценки. По первой серии содержащихся в них фактов одна группа могла заключить сначала, что он - экстраверт, а во второй - что он - интраверт. Другая же группа испытуемых на основе содержания полученных ею сведений могла подумать сначала об этом человеке, что он - интраверт, а затем, что он - экстраверт.

После этого всем группам испытуемых Лачинс предложил образцы различных ситуаций, и они должны были сказать, как проявит себя в них человек, с некоторыми фактами поведения которого они только что были ознакомлены. Оказалось, что порядок, в котором испытуемым сообщалась информация о новом для них человеке, определил характер предсказания ими типа его поведения (экстравертированного или интравертированного) в различных ситуациях.

В ряде работ при выяснении условий, которые влияют на характер складывающегося о человеке впечатления, имеются данные о значении фактора пространства в детерминации ряда особенностей этого феномена. Так, установлен факт существования для каждого человека, находящегося в привычной для него обстановке, дистанции, которая должна разделять его и незнакомого человека, чтобы последний не вызывал чувства досады. Величина этой дистанции колеблется в зависимости от роста людей, их пола, состояния нервно-психического здоровья, намерений, которые у них имеются по отношению к человеку, о котором они пытаются составить мнение.

Люди, привыкшие к одиночеству, больше направленные на самих себя, имеют обычно более протяженную личностную дистанцию, о которой идет речь, чем люди, направленные на других и любящие общаться; хотя и незнакомым, но нравящимся нам людям, мы позволяем, как правило, приближаться к нам на более короткую дистанцию и не испытываем при этом состояния психологического дискомфорта.

Исследователи проблемы первого впечатления уже давно подчеркивают также роль в образовании у нас мнения о человеке, отношения к нему того социального фона, на котором этот процесс разворачивается. Как много людей находится около человека, которого мы должны оценить, какие они, каков их облик и как они себя ведут - все это, как показывают и повседневный опыт многих людей, и достаточно строго проведенные эксперименты, более или менее сильно воздействует на то, какие особенности во внешнем облике другого человека мы отметим раньше и лучше, как мы их оценим в целом и какие черты личности или состояние мы прежде всего припишем этому человеку и как к нему отнесемся.

На фоне невысоких людей рослый человек кажется еще выше. На фоне смеющихся лиц спокойное лицо сильнее привлекает к себе внимание воспринимающего эти лица человека. На фоне работающих людей томящийся от безделья человек также скорее останавливает на себе внимание наблюдающих за всей группой. На фоне злых и кажущихся человеку несправедливыми реплик лик людей по поводу допущенной им (в общественном месте) оплошности доброе, произнесенное кем-то в защиту этого человека слово не только воспринимается им с благодарностью, но и заставляет взглянуть на сказавшего с симпатией. Когда во время какого-то происшествия почти все люди - свидетели этого происшествия проявляют растерянность и вдруг среди них оказывается человек, который ведет себя смело и совершает подвиг, мы воспринимаем его поведение в резком контрасте с поведением других людей и не только более выпукло видим обнаруженные им достоинства, но и высоко положительно оцениваем всю его личность.

Это значение социального фона в складывании впечатления о человеке отчетливо прослеживается и в экспериментах.

Так, в одном опыте мужчину с неброской наружностью представляли двум группам незнакомых ему людей, которые должны были затем рассказать о впечатлении, которое произвел на них этот человек. Но в одну из названных групп он был приглашен в сопровождении женщины с яркой привлекательной внешностью, в другую группу его сопровождала женщина некрасивая и неаккуратно одетая. И это различие в облике сопровождающих имело своим следствием неодинаковость оценивания у воспринимавшегося мужчины одних и тех же качеств личности и общего отношения к нему со стороны каждой из групп. Первая группа положительные качества мужчины оценила значительно выше, чем вторая, и общее отношение к нему со стороны первой группы также оказалось более для него благоприятным.

В другом опыте одной группе испытуемых предлагали высказать свое мнение о человеке, который в спокойной позе и с таким же спокойным лицом стоял перед группой подростков, сидевших в один ряд напротив него за длинным столом. Следующей группе испытуемых, уравненной по всем параметрам с первой, тоже пришлось высказаться об этом человеке. Но теперь в такой же позе и с таким же выражением лица, как и в первом случае, он стоял у автобуса, двери которого, не соблюдая очереди, штурмовали несколько мужчин и женщин. Испытуемые последней группы, составленной с учетом возраста, пола и образования привлекаемых к участию в эксперименте лиц, точно так же как и первые две, этого же человека (поза и выражение лица его оставались прежними) оценивали без того социального фона, на котором он был «подан» испытуемым в первых двух случаях.

И во всех трех группах этому человеку помимо черт, отмеченных всеми группами, были приписаны качества, «увидеть» которые в нем явно подтолкнул фон, на котором каждая из групп должна была его воспринимать.

Когда таким фоном были подростки, в личности оцениваемого человека испытуемые увидели доброжелательное отношение к детям, умение разговаривать с ними, быть интересным рассказчиком. Когда же таким фоном были автобус и садящиеся в него пассажиры, в воспринимаемом человеке были отмечены воспитанность, уважение к женщинам, отсутствие чувства стадности, коллективизм в будничном поведении. Когда же человек оценивался один, без людей, и каких-либо предметов вблизи него, намного больше суждений, чем в предыдущих двух случаях, испытуемые высказали об его лице, его глазах, их выражении, о характере телосложения, особенностях оформления внешности и не называли черты, которые были отмечены у него, когда он стоял рядом с сидевшими подростками и когда собирался садиться в автобус.

Эти исследования, раскрывающие роль фона в формировании впечатления о человеке, которого мы раньше не знали, если их вести целенаправленно и в определенной системе, надо полагать, могут обогатить психологию познания людьми друг друга новыми научными фактами.

Хотя первое впечатление о человеке в первую очередь определяется присущими ему особенностями, а также фоном, на котором развертывается его формирование, но то, каким оно будет - более обобщенным, или более конкретным, полным или отрывочным, положительным или отрицательным, - зависит от личности того, у кого оно формируется. Здесь действует та же закономерность, которая характеризует отражение человеком любого объекта действительности: «Внешние причины действуют через посредство внутренних условий... Всякое психическое явление обусловлено в конечном счете внешними воздействиями, но любое внешнее воздействие определяет психическое явление лишь опосредованно, преломляясь через свойства, состояния и психическую деятельность личности, которая этим воздействиям подвергается».

Зависимость восприятия и понимания другого человека от индивидуальных качеств воспринимающего иллюстрирует проведенный нами следующий эксперимент.

Группе взрослых испытуемых из четырнадцати человек было сказано, что в комнату, где они расположились, несколько раз войдет незнакомый им человек и перед ними ставится задача, внимательно наблюдая за этим человеком, всякий раз после его ухода записывать впечатление, которое он у них вызовет. В качестве объекта восприятия перед группой выступал 26-летний человек, обладавший выраженными актерскими способностями.

В первый раз он приоткрыл дверь в аудиторию, где сидели испытуемые, поискал глазами кого-то и, тихо сказав: «Простите», прикрыл дверь. В следующий раз он, войдя в комнату, со спокойным выражением лица и с руками «по швам» на одну минуту замер у стола. В третий раз, появившись в аудитории, он прошел между столами, за которыми сидели испытуемые, заглянул к одному из них в записи, погрозил пальцем девушке, хотевшей в этот момент заговорить с соседом, потом посмотрел в окно и удалился. Вернувшись в аудиторию снова, он мастерски начал читать, пока его не прервали, басню С. Михалкова. При следующем появлении молодого человека испытуемым было разрешено задавать ему любые вопросы, кроме тех, которые требовали бы от него прямого ответа, какие черты личности он себе приписывает.

В описываемом эксперименте испытуемые, впервые встретившись с новым для них человеком, отразили его облик и дали оценку ему как личности заметно неодинаково.

Различными были не только количественные данные отражения личности человека другими людьми при непродолжительном восприятии его облика и поведения, но и оценки тех черт, которые испытуемые видели в этой личности. Одни оценивали развитие их более высоко, другие - скромнее. Одни, характеризуя развитие черт, в которых выражается отношение к людям, отметили вежливость воспринимаемого человека. Другие решили, что он общителен, третьи нашли, что он откровенен, и т. п. Столь же неоднозначным было и отношение, которое возникло у испытуемых к объекту наблюдения. Шесть испытуемых отметили, что он симпатичен, располагает к себе, приятен. На двух человек он произвел неблагоприятное впечатление. Один испытуемый сказал, что объект симпатии к себе не пробудил, но и антипатии не вызвал. Остальные испытуемые не выразили своего отношения к нему.

Приведенных фактов, по всей вероятности, достаточно, чтобы увидеть, насколько формирование образа другого человека, характер психологической интерпретации его облика и поведения и отношение, которое он к себе вызывает, зависят от личности познающего субъекта. Возникает вопрос: какие конкретно факторы в личности субъекта определяют ход и результаты формирования у него впечатления о других людях?

Наш сотрудник Г. В. Дьяконов попытался ответить на него, прослеживая особенности формирования первого впечатления у 1500 учащихся VIII-X классов и 400 взрослых людей, которые выражали свое впечатление о 59 ранее неизвестных им людях, различавшихся по возрасту и полу.

Г. В. Дьяконову, научно корректно использовавшему структурно-корреляционный анализ субъект-объектных зависимостей при формировании первого впечатления о другом человеке, удалось убедительно показать, что у людей, принадлежащих к одной половой группе, первые впечатления о человеке оказываются более сходными, чем у людей, представляющих разные половые группы, и что при фиксировании ряда характеристик в облике человека - объекта формирования первого впечатления обнаруживается заметное различие как между мужчинами и женщинами, так и между мальчиками и девочками, выражающееся в неодинаковом оценивании их значения.

Кроме того, в этом исследовании было установлено, что у школьников, хорошо успевающих по гуманитарным предметам, любящих читать художественную литературу, первое впечатление о другом человеке оказывается более полным и правильным, чем у их одноклассников, которые по гуманитарным предметам успевают слабо и художественную литературу почти не читают.

В группе взрослых испытуемых первое впечатление было более полным и правильным у лиц с высшим гуманитарным образованием, работавших преподавателями. С увеличением возраста испытуемые обнаружили также тенденцию более пространно высказываться о человеке - объекте первого впечатления. Однако это формирование необязательно сопровождалось возрастанием степени правильности впечатления. Так, у лиц, вступивших в пенсионный возраст, были отмечены наивысшая полнота впечатления и резкое уменьшение его правильности.

Ясно, что выявившиеся в исследовании Г. В. Дьяконова факторы - это лишь часть причин, более или менее сильно влияющих на характер формирующегося у людей впечатления о человеке. Есть и другие причины, зависящие от личности субъекта, которые также влияют на это впечатление.

Остановимся еще на некоторых специфических характеристиках человека, которые дают о себе знать, когда он встречается с новым для него лицом.

В очень интересном по использованным методическим приемам исследовании Штрайкленда156 было выявлено значение собственного поведения оценивающего человека по отношению к другим людям для выработки у него определенного мнения о них во время встречи. В поставленном Штрайклендом опыте испытуемые наблюдали за двумя работниками, выполнявшими одинаковое задание с равным уровнем успешности. Однако если за действиями одного лица они могли наблюдать без перерывов, то работу другого они видели лишь эпизодически. Первому лицу они время от времени могли выражать свое одобрение или неодобрение, со вторым человеком у них такой связи не было. Когда во второй части эксперимента испытуемым было предложено сказать, который из рабочих нуждается в большем контроле, присмотре и опеке, они почти все ответили, что первый.

В других исследованиях было установлено, что в формировании впечатления о другом человеке участвует механизм проецирования, заключающийся в том, что познающий субъект может «вкладывать» свои состояния в другую личность, т. е. приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать. Феномен проецирования хорошо иллюстрируется работами Фешбаха и Сингера, Мюррея, Сеарса, Ньюкома и целого ряда других исследователей.

Так, в исследовании Фешбаха и Сингера две группы испытуемых студентов подвергались несильным электроударам (в разной степени в каждой из двух групп), которые вызывали неприятные ощущения. Одновременно этим испытуемым, а также студентам, составившим контрольную группу, демонстрировался кинофильм, в котором фигурировал определенный человек. От всех испытуемых требовалось, чтобы они дали оценки качествам личности этого человека, по возможности оценили его состояние. В результате оказалось, что подвергавшиеся электровоздействию группы испытуемых оценивали человека на экране как более боязливого, испуганного, чем это делали испытуемые, входившие в контрольную группу, причем чем сильнее были электроудары (группа 2), тем большее количество студентов дали воспринимаемому на экране человеку такую характеристику.

Явление интерпретации чужого эмоционального состояния путем «приближения» к своему было обнаружено и в эксперименте, проведенном Мюрреем. Одна из групп его испытуемых изображала сценки, в которых фигурировало резко агрессивное поведение. Затем испытуемые этой группы, а также испытуемые, входившие в контрольную группу, должны были оценивать незнакомых им ранее лиц. И опять оказалось, что предварительно созданное эмоциональное состояние привело к тому, что первая группа испытуемых отмечала в незнакомом человеке такие черты, как злобность, агрессивность, в то время как другая группа эти черты у тех же самых людей не фиксировала.

Сеарс в своих опытах выявил несколько иной тип «проекции» в актах оценки людьми друг друга. По его данным, человек, оценивая другого человека, может увидеть те отрицательные черты, которые характеризуют как личность его самого. Испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, оценивали развитие этих черт у человека, предложенного им для оценки, значительно выше, чем это делали испытуемые, не обладавшие названными чертами.

Все исследователи, наблюдавшие явление проецирования при формировании мнения о другом человеке, отмечают, что тенденция приписывать собственные качества или собственные состояния другим людям особенно сильно выражена у лиц, отличающихся малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность. По данным Ньюкома, эта тенденция в очень большой степени характерна для представителей так называемого «авторитарного» типа личности и почти не обнаруживается у представителей «демократического» типа.

Он знакомил в своих опытах представителей этих двух крайних типов друг с другом, а затем каждого спрашивал, как его новый знакомый ответит на определенные вопросы (Ньюком эти вопросы специально подбирал). Представители «авторитарного» типа, говоря о возможных ответах «неавторитарных» личностей, приписывали им авторитарную манеру высказывания, свои суждения, свои собственные мнения по тем вопросам, которые им предлагал проводивший опыт исследователь. Представители «неавторитарного» типа личности, по утверждению Ньюкома, в подобную крайность не впадали.

Исследователи проблемы познания людьми друг друга достаточно убедительно установили также, что полнота и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, как присущее ему отношение к другим людям и связанная с этим отношением всегда имеющаяся у него (но не всегда осознаваемая) «теория» личности.

Боссом и Маслоу, изучая, как степень уверенности человека влияет на оценку им других людей, выяснили, что уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним. В то же время лица, не уверенные в себе, имеют обыкновение смотреть на других людей как на тяготеющих к холодности и не расположенных к ним.

Говоря о причинах проявления у человека устойчивых тенденций при оценке им других людей, нельзя миновать такую важную субъективную причину, как сформированная у человека система понятий, в которой в концентрированном виде находит выражение весь его опыт познания людей, полученный им как путем личных контактов, так и через другие каналы - художественную литературу, театр, телевидение, радио и т. д. Сформированный у человека общий взгляд на других людей, место, занимаемое ими - мужчинами и женщинами, стариками и детьми, рабочими и крестьянами, белыми и черными и т. д. в имеющейся у него системе ценностей, всегда и постоянно воздействует на характер впечатления, которое складывается у человека о любом другом лице.

Н. Гейдж и Л. Кронбах, изучавшие действие имеющейся у человека «теории личности» на оценку им других людей, многократно указывают, что люди весьма сильно отличаются друг от друга по проявляемым ими тенденциям оценивать благоприятно или, наоборот, неблагоприятно других. Дубайн, Берк, Нил и Чеслер также нашли, что есть категория испытуемых, устойчиво проявляющих мягкость и значительную долю снисходительности при оценке других, и что есть и другая категория, для которой, наоборот, характерна жесткость в оценках.

Изучение действия имеющейся у человека «теории личности» на оценку им других людей показало также, что впечатление, которое у него складывается о другом человеке, в большой мере обусловлено его представлениями о структуре личности, т. е. о том, какие черты каким качествам в ней должны сопутствовать. Так, если, например, мы оцениваем человека как агрессивного, не проявляем ли мы одновременно тенденции оценивать его и как высокоэнергичного? Или, оценивая его как доброго, не приписываем ли мы ему при этом одновременно и честности?

Опыт Келли, представлявшего одной группе студентов ранее незнакомого ей лектора как «весьма холодного», а другой - как «очень сердечного», показал, что на предложенные только что вопросы вполне могут быть даны утвердительные ответы. Студенты, которые слушали «очень сердечного» лектора, оценили в нем тактичность, общительность, естественность, общее обаяние, образованность и привлекательность намного выше, чем это сделали студенты, которым перед их встречей с новым лектором было сказано, что он человек холодный.

Такое «структурирование» личности, о которой формируется впечатление, может быть также связано и с тем, насколько оценивающий ее человек в состоянии синтезировать и обобщить всю ту информацию, которая поступает к нему от этой личности.

Е. С. Голлин показывал 79 студентам кинокартину, героиня которой - молодая привлекательная женщина - представала перед ними в пяти различных ситуациях, причем в первых четырех она проявляла резко противоположные, с точки зрения норм морали, качества личности, а в пятой о ней трудно было сказать что-либо новое, поскольку здесь она была показана просто спокойно идущей с какой-то другой женщиной.

После просмотра фильма каждый из испытуемых дал характеристику личности женщины. Голлин пишет, что эти полученные от испытуемых характеристики-описания четко подразделялись на три группы:
1. Объединяюще-обобщающие: итоговые впечатления в этом случае интегрировали одинаково все качества, проявившиеся у женщины во всех сценах (таких характеристик было 23%).
2. Односторонне-упрощающие: возникшее впечатление исключало «моральную противоречивость» в оцениваемой личности (48%).
3. Разрозненно-отрывочные: во впечатление рядоположенно, без всякого намека на интеграцию, вошли все качества, о наличии которых у женщины можно было предполагать, наблюдая за ее поведением (29%).

Характеризуя первое впечатление и прослеживая особенности его формирования, нельзя миновать вопроса о том, насколько верным и глубоким оказывается знание о человеке, возникающее у субъекта при первом его восприятии. Первые восприятия, как правило, дают индивиду знание об основных особенностях внешнего облика ранее незнакомого человека - о его поле, росте, телосложении, примерном возрасте, характере оформления внешности. В первом впечатлении почти всегда находят отражение какие-то проявления экспрессии и какие-то действия человека, являющегося объектом восприятия и оценки. Тем не менее образ человека, складывающийся у индивида на основе первого впечатления, всегда содержит неточности, а оценка им черт личности этого человека может оказаться поспешным обобщением.

От этих ошибок не избавлены даже люди, перед которыми специально поставлена задача, понаблюдав краткое время за незнакомым человеком, затем как можно точнее воссоздать его облик и психологически правильно оценить его личность. Так, например, в эксперименте, ход и часть результатов которого были изложены в начале этой главы, возраст человека, бывшего объектом восприятия, с точностью ±2 года определили девять испытуемых из четырнадцати. Остальные испытуемые определили число прожитых этим человеком лет с меньшей точностью. Неправильно употребили существующую рубрикацию при оценке роста человека, который был воспринят: с точностью ±2 см пять испытуемых, «уменьшили» рост на пять и более сантиметров четыре человека. Ошиблись в определении цвета глаз шесть испытуемых. Допустили те или иные неточности при характеристике других элементов физического облика человека, за которым велось наблюдение, все испытуемые группы. Не смогли избежать ошибок при оценке цвета различных элементов одежды (темно-синий костюм, светло-серая рубашка, галстук синий в белую крапинку, черные матерчатые утепленные ботинки, серые носки) тринадцать человек.

Неточности и разноречия обнаружились в этом опыте и при оценке людьми по первому впечатлению эмоционального состояния, переживаемого человеком в момент наблюдения за ним. Неадекватная же оценка выразительного поведения и состояний, которые в нем проявлялись, породила искаженное представление о чертах личности человека при первой встрече с ним.

Если сравнить сложившееся у испытуемых впечатление о чертах личности человека, игравшего роль объекта восприятия, с результатами специально проведенного психологического исследования его личности, условно приняв эти результаты за эталон объективности, то оказывается, что правильно назвали по первому впечатлению черты личности наблюдаемого человека, выражающие его отношение к другим людям, 75% испытуемых из всех высказавшихся. Неверно оценили эмоционально-динамические качества личности 28% испытуемых. Ошиблись в оценке качеств воли 42% испытуемых. Был определенный процент ошибок в оценках испытуемыми и других сторон воспринимаемой личности. Особенно он был высоким (50% ошибочных суждений), когда испытуемые, анализируя ту небольшую по объему информацию, которую они смогли получить, пытались высказать предположение об основном роде занятий объекта наблюдения.

Приведенные цифры говорят о трудностях, возникающих перед человеком, когда ему кого-то приходится оценивать как личность при первом знакомстве. Однако и в указанном эксперименте одни испытуемые справлялись с задачей успешнее, чем другие. Естественно поставить вопрос: от чего это зависело? Ответ на него нами пока не получен. В ходе разработки проблемы познания людьми друг друга одним из основных вопросов, привлекающих к себе внимание других исследователей, оказался близкий к поставленному выше вопрос о том, насколько способность правильно оценивать психические качества людей у человека генерализована, насколько она выступает у него как такое общее качество, которое характеризует всю его личность в целом. Одна из групп ученых на основе полученных ими экспериментальных данных выступила с утверждением, что лицо, которое правильно оценивает определенные категории людей, как правило, столь же успешно проявляет себя по отношению и к остальным категориям. Другие ученые с такой же убедительностью показывают, что сформировавшаяся у человека способность правильно оценивать отдельное качество или определенные категории лиц вовсе не обязательно будет удачно «срабатывать» и во всех других случаях.

Так, В. Клайн и Дж. Ричардс, считающие, что указанная способность может выступать как общее качество личности, основывают свой вывод на результатах опыта, к участию в котором они привлекли 50 взрослых испытуемых. Эти испытуемые по ходу опыта смотрели 10 озвученных кинофильмов, в которых действовали в обычной будничной обстановке незнакомые им люди. Затем всем испытуемым было предложено сказать, как поведут себя увиденные ими люди в серии ситуаций, требующих обычно проявления разных качеств личности. При обработке высказываний испытуемых экспериментаторы учитывали, во-первых, степень способности оценивающего предсказывать поведение людей в общем («стереотипная точность») и, во-вторых, степень его способности предсказывать различия между характером действий разных лиц («различительная точность»). Характер предсказаний действий пяти первых лиц в кинофильмах, сделанных каждым испытуемым, был прокоррелирован с предсказаниями, относящимися к поведению пяти других лиц. Эти корреляции ранжировались от 0,77 до 0,79. Оказалось, что выявленная у человека высокая способность точно оценивать определенных лиц дает себя знать и во всех остальных случаях.

В опыте Клайна и Ричардса испытуемые, правильно судившие об одних людях, столь же верно оценивали и других, а испытуемые, совершившие грубые ошибки при психологической интерпретации одних лиц, столь же сильно ошибались, когда пробовали психологически характеризовать и других лиц, которые ранее им тоже не были известны.

Показатели, характеризовавшие один вид точности оценок человека как личности, которые были получены от испытуемых, были в этом опыте скоррелированы с показателями, характеризовавшими другой вид. Полученные интеркорреляции расположились в ряд от 0,30 до 0,65, и все они, кроме одной, оказались статистически достоверными. На основании всех этих данных Клайн и Ричардс сделали вывод, что способность правильно оценивать других может проявляться у некоторых лиц как интегральное свойство, которое «работает» у них при встречах с самыми разнообразными категориями людей.

Вместе с тем другими исследователями (Гуилфорд, Ньюком и др.) были получены не менее убедительные данные, заставляющие предполагать, что способность правильно оценивать других людей является таким свойством человека, которое проявляется лишь по отношению к определенной категории лиц, и границы «работы» этого свойства прямо связаны с тем, насколько похож или не похож своим внешним обликом и поведением оцениваемый человек на тех людей, с которыми познающему субъекту пришлось в прошлом вместе жить, учиться, работать, отдыхать.

Отмечая существование значительных различий в точности первого впечатления об одном и том же человеке у разных людей, необходимо, видимо, еще и еще раз подчеркнуть, что эта точность связана не только с возможностями лица, выступающего в роли субъекта познания, но и с особенностями оцениваемого по первому впечатлению человека. Указывая на трудности правильного суждения о человеке по первому впечатлению, уместно вспомнить слова Ф. М. Достоевского, который, говоря о недостатках простой фотографии фактов, тем самым предостерегал против опасности безапелляционных суждений о людях только на основании первых впечатлений. «Фотографические снимки, - писал Ф. М. Достоевский, - чрезвычайно редко выходят похожими, и это понятно: сам оригинал, т. е. каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль... Фотография же застает человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон, в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк нежным».

Спору нет, в проявлениях личности, отраженных в первом впечатлении, находит выражение ее сущность, но чтобы действительно раскрыть и понять эту сущность, надо увидеть личность во всех ее главных связях с действительностью, т. е. в труде, познании и общении. Факты показывают, что формирование первого впечатления почти всегда означает отнесение индивидом воспринимаемого лица к одной из групп людей в тех «классификациях типов», которые сложились у него в прошлом. Последующее познание им этого человека при нормальном ходе процесса ведет к раскрытию в нем таких признаков, которые составляют своеобразие его личности и образуют его индивидуальность.

2.1. Значение эффекта первого впечатления

Всего больше мы платимся за то,
что не умеем быть вовремя умны.
В. Ключевский, русский историк

У вас никогда не будет второго случая произвести первое впечатление.

Об окружающих нас людях мы судим обычно по первому впечатлению. Установлено, что 90% информации о ком-либо складывается в первые 90 секунд общения (известное правило 90/90).

Формирование первого впечатления - довольно сложный процесс, имеющий психологическую структуру, динамику, различного рода обратные связи. Его психологической ценностью является межличностное оценивание, которое связано с формированием образа другого человека. Психологическое оценивание своего партнёра по общению, как правило, осуществляется по неким универсальным ценностным шкалам: "хорошо-плохо", "красиво-безобразно", "полезно-вредно" и др. Чем больше человек в оценивании другого нашёл таких шкал, тем точнее оценка.

Особую роль в межличностном оценивании играет процесс стереотипизации, который формируется у человека под влиянием многих факторов: социального положения, профессиональной деятельности и др. На формирование первого впечатления оказывают влияние следующие факторы:

  • характеристика внешнего облика человека;
  • экспрессия, переживаемое эмоциональное состояние;
  • выполняемые действия (поведение);
  • предполагаемые качества личности, выявляемые на этой основе, и др.

Уделим внимание двум факторам: внешнему облику и эмоциональному состоянию.

Как утверждают специалисты, внешний облик формируется на основе следующих информативных показателей: физическая привлекательность (особое внимание обращают на лицо, рост, волосы, телосложение, осанку); самопрезентация (умение себя преподнести, т. е. сконцентрировать внимание окружающих на своих несомненных достоинствах и "закамуфлировать" свои недостатки.

Эмоциональное состояние формируется под влиянием преобладающих у человека эмоций, чувств, переживаний, которые могут выражаться в поступках человека. Известно, что хорошее первое впечатление производят люди, буквально "генерирующие" положительные эмоции: улыбчивые, доброжелательные, обаятельные. К ним быстро проникаются симпатией, начинают испытывать доверие, охотно идут навстречу предложениям и пожеланиям. Особая значимость эффекта первого впечатления состоит в том, что из всего спектра прошлого опыта мы сохраняем те черты, которые были запечатлены в переживаниях, связанных с первым впечатлением. Это может привести к тому, что первые впечатления будут управлять нами и в процессе дальнейшего общения.

После формирования первого впечатления обычно мы замечаем лишь то, что ему соответствует. На самом деле, сделав вывод относительно конкретного человека, мы продолжаем действовать так, будто стараемся доказать себе, что наше первое впечатление о человеке было правильным.

Действительно, какие бы качества мы ни приписывали тому или иному человеку, мы всегда стремимся видеть и слышать о нём только то, что подкрепляет именно первое впечатление. Направив все свои усилия на доказательство правдивости первого впечатления, мы неосознанно "блокируем" то, что ему не соответствует.

Не забывайте о первых 10 секундах общения, которые являются решающими.

Походка, мимика, жестикуляция, внешний вид, манера говорить - всё это очень важно для первого впечатления, и особенно в первые 10 секунд общения. Что же обычно происходит в эти первые 10 секунд контакта?

Во-первых, первоначальное появление перед собеседником. Желательно, чтобы осанка и поза демонстрировали вашу энергию и динамичность.

Во-вторых, формирование контакта с помощью взгляда, уместной улыбки и крепкого дружеского рукопожатия. Именно они сообщают партнёру о вашем расположении к нему, об уверенности в себе и открытости во взаимоотношениях.

Третьим слагаемым первого впечатления является интонация голоса, которая должна быть приветливой и выразительной.

Ваша решительность и- уверенное представление во многом определяют то, как партнёр будет обращаться к вам.

Эти первые 10 секунд общения с собеседником можно образно сравнить со стартовой фазой ракеты: именно от этих секунд зависит, будет ли запуск успешным и взлетит ли ракета.

Позаботьтесь о собственном имидже начиная с одежды и помните, что хорошо одет тот, кто не выделяется.

Готовясь к контакту с деловыми людьми, важно помнить о манере одеваться. Речь в данном случае идёт об образе, который сразу же возникает в сознании вашего делового партнёра, когда ещё не сказано ни одного слова. Внутренняя ценность личности, характер и другие особенности, безусловно, ценны и важны, но они оцениваются людьми лишь после длительного контакта. Одежда же и внешний вид в значительной степени определяют, как встретит вас деловой партнёр: с симпатией, вниманием и уважением или с антипатией, пренебрежением и разочарованием.

Забота об имидже начинается для делового человека с заботы о теле и одежде: с головы (постоянно хорошо и аккуратно причёсанной) до ног (всегда в хорошем состоянии и в чистой(!) обуви. Всем этим вы сигнализируете окружающим, что пришёл серьёзный, уверенный в себе, успешно действующий и уже поэтому на первый взгляд симпатичный и компетентный человек.

Если вы приходите на встречу с деловым партнёром в неопрятной или в неподходящей одежде, как правило, вы не заслужите доверия и в отношении деловой компетенции. Практика делового общения подтверждает, что это так, даже если признать, что есть исключения, подтверждающие правила.

Говоря о роли и значении одежды в формировании первого впечатления, не следует забывать о главном - о том, что именно воспитанность, интеллигентность и хорошие манеры способны расположить к себе людей с первого взгляда.

При необходимости воспользуйтесь в общении приёмом "Пудель-трюк".

Общаясь с собеседником на "его территории" (квартира, дом, усадьба и т. п.), не стоит забывать о значении психологического приёма под названием "Пудель-трюк". Главное в нём

состоит в том, что, встречаясь с клиентом на его территории, наверняка можно в доме заметить домашних животных: собаку, кошку или другую живность - и установить точку соприкосновения репликами типа "Да это на редкость прекрасное (милое, необычайное, красивое, чистопородное, умное и т. д.) животное! Поистине великолепное создание! Вы даёте ему специальный корм?" Мы все чувствительны к комплиментам, даже если они высказываются лестно. Не следует забывать, что хозяин считает домашнее животное членом семьи и ему далеко не безразлично, какой будет оценка его любимцев.

Устанавливайте связь с говорящим с помощью взгляда.

Особая роль в начале общения уделяется первому взгляду. Первое мгновение, когда партнёры встречаются и приветствуют друг друга, сопровождается первым взглядом глаза в глаза. Наше сознательное восприятие другого человека всегда происходит с помощью непосредственного зрительного контакта. Если ритуальный взгляд не соблюдён, собеседник обычно чувствует себя проигнорированным или оскорблённым. Вряд ли он может противодействовать оскорблённому чувству: "Ты меня не принимаешь во внимание как подобает".

Опытный собеседник всегда стремится приветствовать своего партнёра открытым взглядом в глаза. А позднее, в разговоре, часто смотрит в глаза собеседнику, чтобы подчеркнуть значение своих слов. Не следует также забывать, что:

  • взгляд способствует внушению так же, как и слова;
  • прерывание зрительного контакта при разговоре на длительное время может привести к прекращению разговора;
  • когда один партнёр говорит, опытный слушающий не допускает поединка глазами, так как это может породить агрессивность.

Правильно пользуйтесь языком взгляда.

Не случайно говорят, что глаза - зеркало человеческой души. Язык взгляда способен сказать о многом, а точнее - об истинных чувствах вашего собеседника.

Взгляд человека и связанные с этим сигналы глазами имеют непосредственное отношение к правдивости той информации,

которая произносится вслух. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжёт), если его глаза встречаются с глазами партнёра менее 1/3 времени разговора, если же более 2/3 - разговор в данном случае более правдив, интересен и искренен.

По своей специфике взгляд может быть: деловой, когда он фиксируется в районе лба собеседника, что предполагает создание серьёзной атмосферы делового партнёрства; светский, когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), - это способствует, как отмечают исследователи, созданию атмосферы светского, непринуждённого общения; интимный, когда взгляд направлен не прямо в глаза собеседника, а ниже лица - на тело до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о несколько большей заинтересованности в общении; и, наконец, взгляд искоса, который говорит, как правило, о подозрительном или критическом отношении к собеседнику.

Таким образом, язык взгляда имеет весьма важное значение для распознавания отношения человека к своему собеседнику или же к ситуации, которая в данном случае обсуждается.

Научитесь управлять мимикой.

Мимика - это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние. Именно она способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут в себе, как отмечают исследователи, более 70% информации. Вот почему лицо человека является главным источником психической информации, а его глаза и взгляд способны сказать больше, чем произносимые слова. И не случайно человек, желающий скрыть свои истинные намерения, стремится вложить необходимый для него смысл только в произносимые слова, так как словами можно солгать, но всегда в этой ситуации он старается спрятать от партнёра своё лицо, поскольку оно способно выдать его, какими бы артистическими способностями он ни обладал. Это обстоятельство подтверждает те жизненные ситуации, когда человек, не желающий показать своё истинное психическое состояние, предпочитает общение с собеседником лишь с помощью телефона, так как в этом случае используется лишь слуховой канал связи,

Всем наверняка знакомы ситуации в общении, когда "слов не надо". Они, как правило, возникают благодаря специфическим мимическим знакам, которыми владеет человек для проявления своих чувств. Среди типичных человеческих эмоций, отражаемых мимикой, можно выделить такие, как удивление, страх, гнев, интерес, отвращение, презрение, печаль, счастье и др. Причём легче всего распознаются положительные эмоции, радость, любовь, удивление. Труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции: печаль, гнев, отвращение. Очень важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Известно, что Лев Толстой описал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки. Это помогло ему, как считают специалисты, лучше находить контакт с людьми.

Научно доказано, что левая сторона лица гораздо чаще выдаёт эмоции человека. Это связано с тем, что правое полушарие мозга, контролирующее эмоциональную жизнь человека, "отвечает" за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих половинах лица, отрицательные - ярче выражены на левой.

Таким образом, владение мимикой необходимо по сути любому человеку, но особенно тем, кто по роду деятельности имеет многочисленные контакты с людьми.

Умело управляйте языком своего тела.

Существуют неречевые сигналы, которые, с одной стороны, располагают к себе партнёра, а с другой стороны, препятствуют, мешают говорить. К первым, располагающим, стимулирующим к дальнейшему раскрытию мысли, относятся невербальные сигналы: улыбка; кивок головы; наклон корпуса вперёд при сидении на стуле; активное молчание; свободная расслабленная поза; прикосновение (при полученном согласии на это); зрительный контакт; обращённость к говорящему (ориентация на него корпуса); открытые ладони и др.

К негативным же сигналам, препятствующим общению, можно отнести: взгляд мимо говорящего или "бегающий" взгляд, руки на затылке; вздохи; прищур глаз; нахмуренные брови; скрещённые на груди руки; остановившийся (обращённый в себя) взгляд; покачивание ногой в позе "нога на ногу" и др.

Овладейте искусством жестовой коммуникации.

Жестика, исследующая многообразную гамму движений частей тела, занимает особое место в структуре невербального общения, поскольку формирует "алфавит" жестов, без которого в общении крайне трудно достигнуть необходимого уровня взаимопонимания.

В языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения, знаки препинания. Их правильное прочтение зависит от многих факторов и прежде всего от конкретной ситуации, которая порождает использование того или иного жеста.

Умение распознавать язык жестов в человеческом общении позволяет читать человека, как книгу.

Научные исследования в области языка проводились давно, но только в конце XX века появляется новая специальность: "учёный-невербалист", для которого истинным удовольствием является наблюдение за невербальным поведением людей.

Богатейший "алфавит" жестовых движений человека можно свести к пяти основным группам:

  1. Жесты-иллюстраторы - это жесты сообщения: указатели ("указывающий перст"); пиктографы, т. е. образные картинные изображения ("вот такого размера и конфигурации"); кинектографы, т. е. движения телом; жесты-биты ("жесты-отмашки"); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
  2. Жесты-регуляторы - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок головой, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
  3. Жесты-эмблемы - это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях "здравствуйте", а поднятые над головой - "до свидания".
  4. Жесты-адапторы - это специфические привычки человека. Как правило, эти жесты связаны с движением рук. Специалисты сводят их в три группы: почесывания, подергивания отдельных частей тела; касания, пошлепывание партнёра; поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т. п.).
  5. Жесты-аффекторы - это жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определённые эмоции.

Научитесь понимать ложные (притворные) жесты партнёра.

Подчёркивая значимость умения читать жесты человека, ответим на вполне закономерный вопрос: можно ли подделать язык жестов? Ответ на данный вопрос будет не однозначный, поскольку для человека, не владеющего основами кинесики (науки о внешних проявлениях человеческих чувств и эмоций), распознать в жестах своего оппонента элементы притворства и ложности всегда будет сложно. Для специалиста же в области языка жестов прочитать несоответствие между словами и жестами, которые демонстрирует партнёр, как правило, не представляет большой сложности. Даже если на специалиста будет воздействовать человек, умеющий искусно скрывать своё эмоционально-психологическое состояние (этим искусством, как показывает практика, в совершенстве владеют многие артисты, дипломаты, государственные деятели и др.), кинесик может по микрожестам определить истинное состояние человека. К таковым микрожестам можно отнести: движение мускулатуры лица, увеличенное сокращение зрачков, покраснение щёк, увеличенное количество миганий в минуту и др.

Практика показывает, что когда люди хотят проявить свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека (или желающего быть таковым) крайне важно приобрести умение понимать ложные (притворные) жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движения руками и корпуса); они подавляют сильные волнения (благодаря ограничению этих движений); эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице.

Несогласованность телодвижений в ситуации, когда человек обманывает, легко объясняется тем, что в процессе лжи подсознание посылает некую нервную энергию, проявляющуюся в виде жеста, который противоречит высказанному слову. Это доказывает истинность утверждения, что жесты человека всегда правдивее его слов.

Научитесь определять реакции собеседника.

Реакция других людей на то, что мы говорим, является очень важной обратной связью, на основе которой мы можем больше

узнать о своих партнёрах. Эта реакция является ценным индикатором, который даёт нам знать, как идёт процесс общения и как интерпретируется наше сообщение. Обратная связь позволяет нам корректировать сказанное и исправлять любые возможные недоразумения. К примеру, собеседник начинает в вашем присутствии что-то рисовать на листе бумаги. О чём это говорит? Если партнёр рисует людей, дома и другие реальные объекты, это означает, что он невнимателен к вам или обсуждаемой проблеме и необходимо изменить тему или тональность разговора. Если же собеседник, напротив, рисует абстрактные фигуры или каракули, вам незачем беспокоиться, поскольку рисование абстрактных фигур осуществляется механически и партнёр внимательно слушает вас.

Каждая подобная реакция показывает, как нас слышат другие. Недопонимание в общении обычно возникает тогда, когда мы выступаем в роли ничего не замечающего наблюдателя.

Используйте при необходимости приёмы психологического маневрирования.

Под психологическим маневрированием понимается такое "преподнесение себя", которое делает декларируемые личностные качества не только приемлемыми для партнёра, но и желаемыми. У партнёра при этом возникает ощущение: "Вот именно такой мне и нужен", "Только ему можно довериться". На формирование такого восприятия влияют особого рода психологические приёмы. Основными из них являются:

  • открытая и доброжелательная улыбка, выражающая особую симпатию к собеседнику;
  • поворот к собеседнику не только своей головы, но и всего тела (включая корпус и ноги);
  • приоритет молчания, чем говорения, с невербальной демонстрацией неподдельного интереса к сказанному собеседником (одобрительное кивание головой, поднимание бровей с выражением "живого" удивления и "радости от общения" и др.;
  • ведение разговора о проблемах, чаяниях, интересах партнёра (человека интересуют прежде всего не чужие нужды и проблемы, а свои собственные);
  • сопровождение своей немногословной речи тактичностью и доброжелательностью;
  • частое использование недвусмысленных намёков типа "мы, мол, с вами понимаем друг друга и все тонкости ситуации, а вот остальные...";
  • демонстрация жестов, символизирующих открытость, простоту и доверие;
  • проявление инициативы, если общение происходит во время застолья, в разливании напитков, активно стремясь "не обидеть" партнёра при умеренном употреблении самим (рюмку или бокал надо держать так, чтобы не было заметно, сколько вами выпито);

Следует, однако, заметить, что если собеседник будет демонстрировать вам вышеуказанные приёмы психологического маневрирования, то такому партнёру надо уделить самое пристальное внимание, чтобы разобраться, чем вызвано такое поведение и какие он преследует цели.

Не забудьте, что другие воспринимают нас так, как мы воспринимаем их.

Если мы критичны и привыкли осуждать, то вполне обоснованно можем предположить, что и другие будут так же относиться к нам. И наоборот, если мы слушаем других доброжелательно, открыто, искренне восхищаемся и относимся к ним с уважением, то большинство людей так же будут относиться к нам.

Всякий раз, когда мы высказываем критическое суждение о ком-либо, мы невольно роем для себя яму: последствия дадут о себе знать если и не сразу, то в ближайшее время. Следовательно, попытки осуждать других, демонстрировать своё неприятие и пренебрежение равносильны самоуничтожению. То, до какой степени мы позволяем людям быть такими, каковы они есть, существенно влияет на то, какими они позволяют быть нам.

Таким образом, мы сами создаём вокруг себя мир, который может быть критичным и враждебным или дружественным и дающим поддержку.

Вдохновитесь и вдохновите партнёра.

Вдохновиться самому и на долгий срок - вот что создаст позитивные отношения в общении с партнёром. Если же дать возможность другим вдохновлять себя, то вы рискуете быть лишь ведомым, а не ведущим в общении. Настоящее вдохновение делает

вас привлекательным, энергичным и целеустремлённым; помогает преодолеть депрессию, страх перед изменениями, неуверенность в себе; способствует концентрации скрытых сил и возможностей; активизирует и побуждает к действию.

Наконец, вдохновение помогает вам показать своему собеседнику, что он симпатичен. Именно это ведёт к успеху во взаимоотношениях.