Конспект по истории России

Международное положение СССР после войны , в которой он победил ценой больших потерь, было в высшей степени парадоксальным. Страна была разорена. В то же время ее лидеры имели законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества. Однако соотношение сил было для СССР едва ли не худшим за все время его существования. Да, он извлекал выгоду из оккупации обширнейшей территории большей части Европы, и его армия занимала по численности первое место в мире. В то же время в области военной технологии США и Великобритания далеко обогнали СССР, промышленный потенциал которого в западных регионах к тому же понес огромные потери.

Таким образом, налицо было острое противоречие между видимой ситуацией и реальным раскладом сил. Советские руководители ясно осознавали это положение, что заставляло их испытывать сильное чувство уязвимости, но в то же время они считали, что СССР стал одной из великих держав. Тем самым, включение Советского Союза в международную сферу характеризовалось большой нестабильностью. В этой ситуации возможны были два подхода: первый предполагал усилия по сохранению "большого альянса", созданного в годы войны, и получение передышки для реконструкции и развития экономики; второй делал эквивалент военного противовеса из приобретения "залогов безопасности" посредством расширения сферы советского влияния.

Второй подход, поддерживаемый Сталиным и Маленковым, исходил из предположений о неминуемом кризисе, который сметет капиталистическую систему, но отодвигал его приход в отдаленное будущее, признавал существование возможности урегулирования отношений в двухполюсном мире между социалистическим лагерем во главе с СССР и империалистическим лагерем во главе с США и подчеркивал опасность скорой конфронтации между ними.

Из-за некоторой пассивности западных держав второй подход, непосредственно выражавшийся в политике приобретения "залогов безопасности", возобладал в первые месяцы, последовавшие за Ялтинской конференцией.

В условиях все более поляризующегося мира эта политика привела в последующие годы к образованию блоков, конфронтации, в первую очередь, вокруг немецкого вопроса, и настоящей войне в Корее. После столкновений 1945-1946 гг. "холодная война" вошла в свою активную фазу летом 1947г., когда мир раскололся на два антагонистических блока.

Советская дипломатия высказывала свое намерение решать крупные международные проблемы только с США (показательно, что с конца 1945 года контакты между Сталиным и Эттли, сменившим Черчилля на посту премьер- министра Великобритании, становились все более эпизодическими). В феврале 1946 года Молотов, в частности, заявил, что СССР - одна из двух крупнейших стран мира и никакой международный вопрос не может быть решен без ее участия. Сохраняя свою приверженность к политике раздела сфер влияния, противостоявшей американскому проекту коллективной безопасности, который отводил ООН центральное место в урегулировании конфликтов, СССР постарался упрочить свои позиции в Иране, так как до этого момента политика получения "залогов безопасности" приносила свои плоды.

Когда иранский кризис достиг своей кульминации (начало марта 1946 года), Черчилль произнес в Фултоне (Миссури), в присутствии президента Трумэна, свою знаменитую речь о "железном занавесе". Эта речь, основные положения которой разделялись на Западе не всеми, особенно находившимися тогда у власти английскими лейбористами, тем не менее, свидетельствовала о начале нового и важного этапа в осознании Западом реальности угрозы "советского экспансионизма".

Парижские конференции апреля 1946 года и Мирная конференция, проходившая во французской столице с 29 июля по 15 октября 1946 года, были посвящены главным образом урегулированию германской проблемы. Они не привели ни к какому сближению западных и советских позиций, за исключением вопроса о репарациях. Между тем госсекретарь США Бирнс объявил в Штутгарте, что, по мнению американского правительства, настал момент передать немецкому народу ответственность за ведение своих собственных дел, предоставить Германии возможность обрести самостоятельность в экономической области. Бирнс, далее, даже заявил, что "большая тройка" не принимала на себя в Потсдаме никаких окончательных обязательств о восточной границе Германии.

Со своей стороны СССР приступил к активной "денацификации" своей оккупационной зоны, аграрной реформе, национализации промышленных предприятий и созданию смешанных советско-германских предприятий, которые работали исключительно на СССР. Хотя СССР неизменно подтверждал свою приверженность идее воссоединения демократизированной и демилитаризованной Германии, растущее несоответствие политических и экономических структур в западных и советской оккупационных зонах делало эту идею все более иллюзорной.

После провала Мирной конференции отношения между западными странами и СССР еще более ухудшились. Чтобы попытаться урегулировать не решенные Мирной конференцией проблемы, новое совещание министров иностранных дел собралось в Москве 10 марта 1947 года, которое также закончилось безрезультатно. Из провала московской конференции американцы сделали для себя бесспорный вывод о необходимости без промедления связать западные оккупационные зоны с западноевропейскими государствами экономическими и даже политическими соглашениями. 5 июня Маршал изложил в Гарварде основные направления экономического плана, призванного "помочь европейцам снова обрести экономическое здоровье, без которого невозможны ни стабильность, ни мир".

В июле в Париже была назначена конференция, открытая для всех стран, в том числе и СССР. Совершенно неожиданно для всех во французскую столицу прибыл Молотов во главе делегации, количество членов которой и их ранг давали пищу для оптимистических прогнозов. Однако через три дня представители советской делегации выразили свое принципиальное несогласие с американским проектом: они соглашались на двустороннюю помощь без предварительных условий и контроля, но возражали против коллективного предприятия, способного поставить под сомнение исключительное влияние СССР в Восточной Европе и увеличить способность Западной Европы к сопротивлению. В то же время они постарались уменьшить психологический эффект, произведенный предложением Маршала, путем сравнения огромных нужд послевоенной Европы и ограниченных возможностей США. 2 июля Молотов прервал переговоры, заявив, что "поставленные под контроль" европейские страны потеряют ради удовлетворения "нужд и желаний некоторых великих держав" свою экономическую и национальную независимость.

Ухудшение международного климата продолжалось в течение всего 1947 года, отмеченного все более заметным втягиванием восточноевропейских стран в орбиту СССР.

Конфронтация СССР и Запада поднялась еще на одну ступень летом 1948 года из-за событий, связанных с блокадой Берлина .

Провал конференции "последнего шанса" по германской проблеме (Лондон, ноябрь - декабрь 1947 года) ускорил процесс создания Западной Германии. В знак протеста против решения Западных держав об организации выборов в западногерманское учредительное собрание маршал Соколовский, советский представитель в межсоюзническом Контрольном Совете по управлению Берлином, 20 марта вышел из этого органа, что привело к ликвидации четырехсторонней администрации Берлина. 24 июня советская сторона полностью блокировала западные зоны в Берлине. Маршал Соколовский открыто заявил, что "технические трудности" в передвижении между Берлином и Западной Германией сохранятся до тех пор, пока Вашингтон, Лондон и Париж не откажутся от своего проекта создания "трехзонного" правительства. Запад был вынужден организовать "воздушный мост", который снабжал город около года, до 12 мая 1949 года, когда блокада была, наконец, снята.

На Совете четырех министров иностранных дел, проходившем в Париже с 22 мая по 20 июня 1949 года, заменивший Молотова на посту руководителя советской дипломатии Вышинский отверг проект самостоятельности трех западных зон. В ответ на создание 23 мая Федеративной Республики Германии, созванное в Восточном Берлине народное собрание приняло конституцию демократической неделимой Германии.

Через несколько месяцев, 7 октября 1949 года, была провозглашена Германская Демократическая Республика, которой Советский Союз передал все гражданские правомочия.

1949-1950 гг. стали, несомненно, кульминацией "холодной войны", ознаменованной подписанием 4 апреля 1949 года Североатлантического Договора, чей "открыто агрессивный характер" неустанно разоблачался СССР, войной в Корее и перевооружением Германии. 1949 год был "крайне опасным" годом, поскольку СССР уже не сомневался, что американцы надолго останутся в Европе. Но он же принес советским руководителям и удовлетворение: успешное испытание первой советской атомной бомбы (сентябрь 1949 г.) и победа китайских коммунистов.

В большей степени, чем конфликт в Корее, "головной болью" советской внешней политики в начале 50-х годов был вопрос об интеграции ФРГ в западную политическую систему и ее перевооружении. Используя глубокие расхождения между западными державами по этой проблеме, советская дипломатия имела возможность ловко маневрировать.

23 октября 1950 года собравшиеся в Праге министры иностранных дел восточноевропейского лагеря предложили подписать мирный договор с Германией, предусматривающий ее демилитаризацию и вывод из нее всех иностранных войск. В декабре западные страны в принципе согласились на встречу, но потребовали, чтобы на ней были обсуждены все проблемы, по которым имело место противостояние Запада и Востока. Продолжавшиеся с 5-го марта по 21-ое июня 1951 года в Париже переговоры не привели стороны к соглашению.

Аннотация: Поляризация послевоенного мира и "холодная война".- Восстановление народного хозяйства страны.- Ужесточение политических и идеологических мер. Новая волна репрессий.- Борьба за сталинское наследие.-ХХ съезд КПСС и либерализация режима.-Внешняя политика.

Поляризация послевоенного мира и "холодная война". Вторая мировая война привела к коренным изменениям в мире и международных отношениях. Были повержены фашистская Германия и Италия, милитаристская Япония, наказаны военные преступники, создана международная организация – Организация Объединенных Наций (ООН) . Все это продемонстрировало относительную сплоченность держав-победительниц.

Своим вкладом в победу над фашистской Германией СССР вызвал к себе симпатии населения стран Запада, а роспуск Коминтерна в 1943 г. способствовал росту авторитета компартий. За годы войны число их членов увеличилось почти в 3 раза, и коммунисты в 1945-1947 гг. входили в правительства 13 государств Европы, Азии и Латинской Америки.

Война привела к резким изменениям на карте мира. Прежде всего, гигантски усилились США в экономическом, военном и политическом отношениях. Этой стране принадлежала подавляющая часть мирового промышленного производства и золотовалютных резервов. США имели первоклассную армию, превратились в лидера Западного мира. Германия и Япония были повержены и вышли из числа ведущих стран, другие европейские страны были ослаблены войной.

Значительно усилилось военное и политическое влияние СССР. Однако его международное положение было парадоксально: победившая ценой больших потерь страна была разорена, но, несмотря на это, она имела законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества. Экономическое разорение компенсировалось военными и политическими преимуществами.

В целом положение СССР кардинально изменилось: он вышел из международной изоляции и стал признанной великой державой. Количество стран, с которыми СССР имел дипломатические отношения, увеличилось по сравнению с довоенным периодом с 26 до 52.

Однако с исчезновением фашистской угрозы стало проявляться все больше противоречий между бывшими союзниками. Столкновение их геополитических интересов вскоре привело к развалу коалиции и созданию враждебных блоков. Союзнические отношения сохранялись примерно до 1947 г. Однако уже в 1945 г. обнаружились серьезные противоречия, которые выразились в борьбе за раздел сфер влияния в Европе. На фоне обострившихся разногласий Черчилль приказал фельдмаршалу Монтгомери собирать немецкое оружие для вооружения пленных в случае, если русские продолжат свое наступление на Запад.

Черчилль 5 марта 1946 г. в городе Фултоне (США) в присутствии президента Трумэна впервые открыто обвинил СССР в том, что он отгородил Восточную Европу "железным занавесом" , призвал к организации давления на Россию с тем, чтобы добиться от неё как внешнеполитических уступок, так и изменений во внутренней политике. Это был призыв к открытой и жесткой конфронтации с Советским Союзом.

Основное внимание советского руководства было сосредоточено на сколачивании в Европе социалистического блока , и эти страны находились в зависимости от СССР, под его контролем проводили свою внешнюю и внутреннюю политику (за исключением Югославии).

Становление советского блока шло параллельно с усилением конфронтации с Западом. Переломным стал 1947 г., когда советское руководство отказалось от участия в плане Маршалла и вынудило поступить аналогичным образом и другие восточноевропейские страны.

Для ужесточения контроля над своими союзниками Сталин в сентябре 1947 г. учредил Информационное бюро коммунистических и рабочих партий – Коминформ (Коминтерн он распустил в 1943 г., рассчитывая, что это будет способствовать открытию второго фронта). В Коминформ вошли восточноевропейские компартии и из западных – итальянская и французская. В 1949 г. социалистические страны в качестве альтернативы плану Маршалла образовали Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) . Однако закрытость, отсутствие настоящего рынка, свободного перетока капитала не позволили странам СЭВ достичь экономической близости и интеграции, как это было на Западе.

Образовавшемуся социалистическому блоку стран во главе с СССР противостоял союз стран Западной Европы и Северной Америки во главе с США, который с созданием в 1949 г. НАТО оформился окончательно. Жесткая конфронтация между Западом и Востоком способствовала "поправению" внутренней политики ведущих держав. В 1947 г. под влиянием правящих кругов США коммунисты были удалены из правительств Италии и Франции. В самих США началась проверка лояльности государственных служащих, были составлены списки "подрывных организаций", члены которых выгонялись с работы. Особенно подвергались преследованиям коммунисты и лица левых взглядов. В июне 1947 г. конгресс США одобрил закон Тафта-Хартли, ограничивший забастовочные и профсоюзные движения.

На Западе завершился раздел Европы. Теперь центр противоборства переместился в Азию. В 1949 г. победила Китайская революция, еще раньше коммунистический режим утвердился в Северной Корее. В конце 40-х годов мировой социализм охватывал более 1/4 всей земной суши и 1/3 населения Земли. Исходя из этого обстоятельства, а также с учетом наличия коммунистического движения в странах Запада, руководители советского блока и Китая, видимо, склонялись к мнению о возможности изменить в свою пользу сложившееся в мире соотношение сил. В феврале 1950 г. руководители СССР и Китая подписали договор о взаимопомощи сроком на 30 лет.

Восстановление народного хозяйства страны. Победа над фашизмом досталась Советскому Союзу дорогой ценой. Нанесенные войной человеческие и материальные жертвы были очень тяжелы. Общие безвозвратные людские потери оцениваются примерно в 27 млн. человек, что составляло шестую часть активного населения страны. Подверглись разрушению большинство промышленных центров на европейской части страны и все основные житницы – Украина, Северный Кавказ, значительная часть Поволжья. Сумма прямых потерь, причиненных войной в 5,5 раза превышала национальный доход СССР в 1940 г.

Предстояло перевести народное хозяйство на мирные рельсы, демобилизовать и трудоустроить миллионы военнослужащих. Трудности восстановления усугублялись сильной засухой 1946 г. От голода и болезней в этом году погибло около 1 млн., а в 1946-1948 гг. – полтора миллиона человек [13.3 , c.13,20,29,170].

По пятилетнему плану (1946-1950 гг.) сельскохозяйственное производство должно было превысить довоенный уровень на 27 %, а оно не достигло даже уровня 1940 г. Сказалось нежелание идти на реформы, аналогичные НЭПу, стимулирующие развитие производства. Сталинское руководство ограничилось применением внеэкономических, принудительных методов управления, консервировавших хронические трудности деревни, связанные с колхозным строем.

Экономика оставалась милитаризованной . Многие заводы имели одновременно и гражданский, и военный профиль. Другими словами, экономика была мирной на словах и военной по существу, она возвращалась к довоенной модели. Дальнейшее развитие получил военно-промышленный комплекс (ВПК) . Огромные средства направлялись на реализацию атомного проекта . Работы по созданию атомной бомбы велись в СССР с 1942 г. После войны их возглавил Берия, научным руководителем проекта был академик И. В. Курчатов. Секреты атомного оружия сумела получить у американцев советская разведка, создавшая в США широкую разведывательную сеть .

Параллельно шло техническое перевооружение армии, насыщение её новейшими образцами стрелкового оружия, артиллерии, танков. Огромные средства выделялись на создание реактивной авиации и ракетных систем для всех родов войск. Такой сдвиг в пользу военных отраслей создавал дисбаланс в развитии экономики. Милитаризованная экономика тяжёлым бременем ложилась на общество, резко ограничивала возможности повышения материального благосостояния народа.

Ужесточение политических и идеологических мер. Новая волна репрессий. Для сохранения советского режима, для борьбы с богатейшей державой мира – США диктатор воссоздал атмосферу, позволяющую держать народ в страхе, изолировал его "железным занавесом" от остального мира. Делалось все это под аккомпанемент коммунистической, антиамериканской пропаганды. Россия была провозглашена родиной чуть ли не всех изобретений и открытий, а современные открытия в западных странах провозглашались ложными. Была объявлена реакционной лженаукой кибернетика , генетика , подвергнута критике квантовая физика, теория относительности.

В 1946 г. власти развернули широкую кампанию против любого проявления интеллектуального творчества, где обнаружились так называемые "заграничное влияние", "западное упадочничество", "мелкобуржуазный индивидуализм", "искусство для искусства", космополитизм , низкопоклонство перед Западом. Идеологическое руководство этой кампанией осуществлялось лично Ждановым, поэтому её окрестили "ждановщиной". ЦК КПСС обрушился с критикой прежде всего на журналы "Ленинград" и " Звезда ", обвиненные в проведении чуждой идеологии, особенно после публикаций произведений поэта А. Ахматовой и сатирика М. Зощенко, которых исключили из Союза писателей.

Другим постановлением ЦК подверг критике "безыдейные" фильмы – "Большая жизнь", "Адмирал Нахимов" и "Иван Грозный". В 1948 г. те же тенденции "обнаружили" в музыке. Представителями формалистического направления в музыке были названы А. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, В. Мурадели и др.

Вскоре последовал запрет на контакты и вступление в брак советских граждан с иностранцами. Критика космополитизма быстро приобрела все более откровенный антисемитский характер.

В январе 1953 г. было объявлено о разоблачении "террористической группы врачей", работников Кремлевской больницы. Было арестовано 9 высокопоставленных врачей, в большинстве евреев, в том числе личный врач Сталина академик В. Н. Виноградов. Он поплатился за то, что посоветовал уже престарелому вождю уйти на покой. Они были обвинены в том, что действуя по заданиям американской и английской разведок, умерщвляли руководителей партии и государства путем заведомо неправильного лечения.

Сталин, организуя новый большой террор, преследовал следующие цели: устрашение народа, подавление любой, даже потенциальной оппозиции и психологическая подготовка к войне. В деятельности средств массовой информации, государственной пропаганде доминирующим направлением было формирование образа врага, создание произведений на антиамериканскую тему.

Борьба за сталинское наследие. Официально считалось, что к власти пришло так называемое коллективное руководство из ближайшего окружения Сталина – Г. М. Маленков, В. М. Молотов, Л. П. Берия, Н. С. Хрущев, Л. М. Каганович, А.И. Микоян, Н.А. Булганин, К.Е. Ворошилов. Определились три ключевые фигуры – Маленков, Берия, Хрущев. Первое место в новой иерархии занял Маленков, который получил пост председателя Совета Министров и встал во главе Секретариата ЦК; Берия, близкий соратник Маленкова, возглавил воссоединенное МВД и МГБ; Хрущев не имел государственных должностей, но занимал второе место в Секретариате ЦК. И Маленков, и Хрущев, боясь и ненавидя Берию, объединились ради отстранения и ареста последнего.

Возникшее "дело Берии" остается до сих пор недостаточно выясненным. Нет единого мнения о личной позиции Берии. Считается, что Берия готовил заговор с целью установления личной диктатуры. Существует версия о Берии-реформаторе, что он наказан номенклатурой за попытку масштабных преобразований. Он мог проявлять радикализм, желая как-то избавиться от кровавого имиджа.

С устранением Берии Маленков лишился опасного, могущественного союзника. Позиции Маленкова ослабли, его политического конкурента Хрущева - усилились. Маленков уже не мог опираться на органы МВД-МГБ, так как они были поставлены под контроль партии. К тому же с осени 1953 г. Хрущев стал первым секретарём ЦК КПСС, существенно расширив свои полномочия. Наследники вождя волей-неволей вынуждены были пойти по пути трансформации режима личной власти, уходя от вождистской модели.

Тем не менее, с именем Маленкова связан так называемый "новый курс" . Уже 10 марта 1953 г. на заседании Президиума ЦК Маленков заявил о необходимости прекращения "политики культа личности".

Поворот в политике проявлялся также в экономической и социальной области. С именем Маленкова колхозы связывают довольно значительное снижение сельхозналога (к 1954 г. – в 2,5 раза), увеличение размеров приусадебных хозяйств. В апреле 1953 г. было осуществлено самое крупное в послевоенный период снижение цен на продукты питания и потребительские товары. В августе 1953 г. на сессии Верховного Совета Маленков сформулировал новый экономический курс, предусматривающий приоритетное развитие лёгкой промышленности, производства товаров народного потребления. Речь шла о впервые проводимом в советской истории курсе на социальную переориентацию экономики.

Между тем, сама ситуация в стране требовала решительных действий. Источниками социальной напряжённости были зона подневольного труда в системе ГУЛАГ и разорившаяся колхозная деревня. У узников ГУЛАГа после смерти Сталина и ареста Берии пробудились надежды на амнистию и реабилитацию , вызвавшие мощную волну восстаний и беспорядков в лагерях в 1953-1954 гг. Казалось, надежды подтверждались: в сентябре 1953 г. были ликвидированы Особое совещание при МВД и другие внесудебные органы ("тройки", "пятёрки"), в апреле 1954 г. пересматривалось "Ленинградское дело" и реабилитировались осужденные партийные и хозяйственные руководители. Годом позже началась реабилитация по политическим процессам 30-х – начала 50-х годов. За 1954-1956 гг. были реабилитированы 7679 человек, многие посмертно. Из тюрем и лагерей уже до XХ съезда вышли десятки тысяч человек.

Большое беспокойство у нового руководства вызывала проблема вывода сельского хозяйства из затяжного кризиса, увеличения производства продовольствия. Получаемое крестьянами на трудодни составляло в среднем лишь 20,3% денежных доходов семьи. Крестьяне кормились в основном за счет личного подворья, которым занимались после работы в колхозном хозяйстве. 22,4% колхозов в 1950 г. вообще не выдавали на трудодни. Начиная с сентября 1953 г. по инициативе Хрущева принималась серия действенных мер: были значительно увеличены капиталовложения, повышены государственные закупочные цены на продукцию колхозов, расширены посевные площади, началось освоение целинных и залежных земель в Казахстане, Сибири и Поволжье. Принятые меры оправдали себя: в 1954-1958 гг. среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства составили 8% (в 1950-1953 гг. было 1,6%), денежных доходов колхозов – более чем в 3 раза.

На январском пленуме ЦК в 1955 г. Хрущев обвинил Маленкова в недостаточной зрелости, стремлении к "дешёвой популярности" среди народа, в ошибочном высказывании в пользу ускорения темпов роста производства группы "Б" и др. Сессия Верховного Совета в феврале 1955 г. приняла отставку Маленкова, на посту председателя Совета Министров его сменил Н. А. Булганин.

XX съезд КПСС. Либерализация режима. Изменение политического курса нового руководства, его разрыв с многочисленными сталинскими постулатами и традициями были подтверждены XX съездом КПСС , состоявшимся 14-25 февраля 1956 г. Анализируя новую международную обстановку, съезд выдвинул ряд теоретических положений по проблемам мирового развития: о мирном сосуществовании государств с различным социальным строем, о возможности предотвращения мировой войны в современных условиях и о разнообразии форм перехода стран к социализму.

Во внутренней политике съезд высказался за восстановление и упрочение ленинского принципа коллективного руководства, демократизации общественно-политической жизни страны. Перед окончанием съезда на закрытом заседании выступил Хрущев с докладом "О культе личности и его последствиях" . Из секретного доклада участники съезда узнали о "завещании" Ленина, существование которого до тех пор отрицалось руководством партии. Впервые было сказано об отступлении от принципов демократии, о грубейших нарушениях социалистической законности, массовых репрессиях, крупнейших просчетах и порочных методах руководства, допущенных по воле Сталина.

Начавшаяся критика культа личности и либерализация общества сопровождались пробуждением общества, массовым движением в виде собраний, появлением споров, дискуссий, неформальных обсуждений. Все это, а также возвращение реабилитированных из лагерей обостряло ситуацию в стране. Негативную роль сыграл и венгерский кризис 1956 г., вызвавший у советского руководства опасения повторения подобной попытки радикального обновления и в СССР. Ввод советских войск в Венгрию также вызвал неоднозначную реакцию у населения.

Ликвидация наиболее очевидных порождений сталинщины началась уже вскоре после смерти диктатора. Этот процесс приобрел более или менее последовательный характер после XX съезда КПСС (разумеется, в ограниченных рамках существующей социалистической системы и ценностей). Демократизация , пусть ограниченная, коснулась почти всех институтов политической системы общества.

В январе 1957 г. было принято постановление ЦК КПСС "Об улучшение деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами", предусматривающее некоторое расширение полномочий Советов, привлечение общественности к их работе. Было решено увеличить число рабочих и колхозников в составе депутатов. В 1957-1958 гг. они составляли около 60% в местных Советах и Верховном Совете СССР. Однако реальная власть оставалась в руках партийных органов, Советы функционировали под их опекой.

Хрущевым делалась попытка пробудить от бюрократического оцепенения общественные организации. Были несколько расширены права профсоюзов, в их ведение переданы санатории и дома отдыха, они стали участвовать в приеме и увольнении работников, распределении жилья и т.д. Рост общественной активности коснулся и комсомола. Около 350 тыс. юношей и девушек выехали на освоение целинных и залежных земель, 300 тыс. отправились на крупнейшие стройки. Расширились международные контакты: в 1957 г. проведен VI всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, ставший беспрецедентным событием для закрытой страны.

XX съезд партии принес реабилитацию не только заключенным лагерей и тюрем, но и восстановление прав целых народов, пострадавших в сталинское время. В феврале 1957 г. была восстановлена национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов. Однако немцев Поволжья, крымских татар, турков-месхетинцев это не коснулось.

Как реакция на разоблачение Сталина и рост личного влияния первого лица в руководстве возникла антихрущевская оппозиция ("антипартийная группа "). Но она была разгромлена.

В марте 1958 г. Хрущев, отстранив Булганина, занял пост главы правительства. Теперь он совмещал самые высокие партийную и государственную должности.

Превращение Хрущева в единоличного лидера имело противоречивые последствия для судеб "оттепели" . Лишившись оппозиции, Хрущев все больше начал проявлять волюнтаризм , проводить многочисленные реорганизации и кампании. В 1959 г. XXI съезд КПСС сделал вывод , что социализм в СССР одержал полную и окончательную победу, страна вступила в период развернутого строительства коммунизма. В 1961 г. XXII съезд КПСС принял новую, третью программу партии – программу строительства коммунизма . Ставилась задача создания материально-технической базы коммунизма уже к 1980 г., намечались резкое повышение благосостояния населения, широкая демократизация общества. Волюнтаристская политика, несмотря на её утопизм , вызвала у масс новые иллюзии, восстанавливала веру в "светлые идеалы", рождала общественную активность . Началось движение за коммунистическое отношение к труду. Энтузиазм масс, как и во все периоды советской истории, в определенной мере стимулировал развитие экономики, компенсировал пороки административной системы управления.

В 1955-1959 гг. проводились меры по повышению уровня жизни населения. В апреле 1956 г. был отменен антирабочий закон 1940 г., прикрепляющий трудящихся к предприятиям. Минимальная зарплата в госсекторе была повышена примерно на 35%, размер пенсий почти удвоился, пенсионный возраст был снижен до 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Значительно возросло потребление населением промышленных и продовольственных товаров. За 1950-1958 гг. реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, а колхозников – на 90%. В 1956-1960 гг. завершился перевод рабочих и служащих на 7-часовой, а на подземных работах – на 6-часовой рабочий день. Рабочая неделя была сокращена с 48 до 46 часов. Были отменены принудительные государственные займы.

Наконец, впервые в истории страны было развернуто массовое жилищное строительство . Городской жилищный фонд в 1955-1964 гг. увеличился на 80%. Несмотря на это, преодолеть жилищный кризис не удалось. В целом вторая половина 50-х годов осталась в коллективной памяти общества как время, когда материальное положение, в особенности положение с жильем, начало улучшаться.

Внешняя политика. Начиная с XX съезда КПСС внешняя политика начала проводиться с учетом новых реалий современности, что привело к некоторому смягчению международной напряженности. По мысли Хрущева, в ходе мирного сосуществования социализм должен был продемонстрировать миру свои преимущества как системы, и движение человечества к социализму станет необратимым. В этой политике искусно чередовались давление с компромиссами, позволяющими избегать военного столкновения противоборствующих блоков.

Было достигнуто некоторое улучшение отношений с западными державами. В 1965 г. был заключен мирный договор с Австрией, обеспечивший нейтралитет этой страны. В 1956 г. была подписана декларация с Японией, предусматривающая прекращение состояние войны и восстановление дипломатических отношений в обмен на передачу Японии двух южнокурильских островов. По соглашению с США в 1958 г. развивались сотрудничество в области культуры, экономики, обмен различными делегациями. 1959 г. ознаменован беспрецедентным событием – визитом Хрущева в США, что имело огромное значение , укрепляло международный престиж СССР, к которому США должны были относиться почти как к равному партнёру. Нормализованы были и отношения с Югославией.

Однако развитие событий шло противоречиво, чередовалось с серьезными осложнениями. В эти годы резко осложнились отношения с Китаем и Албанией, дошло до открытой конфронтации.

Некоторое потепление в отношении с Западом чередовалось острыми кризисами, нередко инициированными действиями нашей стороны.

Осенью 1962 г. разразился, пожалуй, самый опасный кризис – Карибский, поставивший человечество на грань атомной войны. Он был инициирован размещением советских ракет на Кубе. Сделано это было под нажимом Фиделя Кастро как фактор устрашения США. 22 октября в ответ президент Кеннеди установил морскую и воздушную блокаду Кубы, привел в готовность войска, потребовал от СССР демонтировать и вывести ракеты. Мир балансировал на грани войны. Два лидера проявили мудрость, достигли компромисса и избежали катастрофы: СССР вывел с Кубы свои ядерные ракеты, а США отказались от захвата Кубы и от размещения своих ракет в Турции. Хотя престиж СССР был сильно подорван, но выигранный мир стоил того. Между Белым домом и Кремлем была установлена "горячая" линия связи . В 1963 г. в Москве был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трёх средах: в атмосфере, космосе и под водой. Это было первое соглашение по ограничению стратегического оружия .

Послевоенный развал колониальной системы создал благоприятные условия для активизации советской внешней политики в "третьем мире": в 1957-1964 гг. Москва обменялась визитами более чем с 30 развивающимися странами, подписала свыше 20 различных соглашений о сотрудничестве. Желая упрочить свои международные позиции, СССР стремился вовлечь в свою орбиту все больше стран, объявивших себя идущими если не по социалистическому, то по некапиталистическому пути.

В целом к середине 60-х годов была достигнута определенная стабилизация международных отношений . СССР и США вышли из опасных конфликтов, приобрели важный опыт взаимодействия в условиях противостояния военно-политических блоков.

В этот период СССР добился заметных успехов в области науки и техники. В конце 50- начале 60-х годов он стал мировым лидером в ракетной технике и пионером в освоении космоса. В 1957 г. впервые в мире был осуществлен запуск многоступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты. 4 октября 1957 г. стартовал первый советский спутник, выведенный на космическую орбиту. 12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин совершил первый в истории полёт человека в космос.

Таким образом, в послевоенном мире политическое и военное влияние СССР значительно усилилось. Однако из-за серьезных противоречий антигитлеровская коалиция распалась на враждебные блоки. Началась "холодная война" и гонка вооружений, приведшая к противостоянию двух систем. "Холодная война", милитаризация экономики вели к экономическим трудностям, ужесточению режима, новой волне репресий. Преобразования, проведенные в социальной, политической и духовной жизни общества 1953-1964 гг., были весьма значительными. Они дали толчок духовному обновлению народа, постепенному преодолению сталинского наследия, подтачивали тоталитарный режим.

Темы рефератов

  1. СССР и создание социалистического блока государств.
  2. Альтернативы послевоенного развития СССР.
  3. "Холодная война" СССР и США: истоки и ход.
  4. Послевоенные репрессии – особенности и масштабы.
  5. Судьба немецких военнопленных в СССР.
  6. Историческое значение ХХ съезда КПСС.
  7. Послевоенные политические процессы.
  8. Исторические портреты: Молотов, Хрущев, Каганович, Микоян, Маленков.
  9. Дело Берии.
  10. Создание ракетно-ядерного щита СССР.
  11. Освоение целинных и залежных земель.
  12. Карибский кризис 1962 г. и угроза третьей мировой войны.
  13. Жилищное строительство в СССР.
  14. Первый полет советского человека в космос.

Вторая мировая война резко изменила соотношение сил на мировой арене. Германия, Италия, Япония, которые до войны принадлежали к числу великих держав, в результате военного поражения на некоторое время превратились в зависимые страны, оккупированы иностранными войсками. Их экономический потенциал был существенно ослаблен.

Временно потеряла статус великой державы и Франция, которая была разгромлена Германией в 1940 г. и в течение четырех лет находилась под оккупацией немецко-фашистских войск. Великобритания, хотя и завершила войну как одна из трех великих держав-победительниц, ослабила свои позиции. В экономическом и военном отношении она далеко отстала от США и была зависимой от американской помощи.

США значительно укрепили свои позиции на мировой арене. Американцы располагали самую многочисленную и мощную армию во всем капиталистическом мире: к 1949 г. они пользовались монополией на ядерное оружие. США превратились в лидера капиталистического мира, претендовавших на мировую гегемонию.

Другой влиятельной силой в мировой политике стал Советский Союз, престиж которого в послевоенном мире вырос небывалой степени. Исходя из того, что СССР понес наибольшие потерь во времена войне и его вклад в разгром фашизма был решающим, советское руководство претендовало на ведущую роль в решении вопросов послевоенного устройства мира. Итак, начали определяться контуры новой, биполярной структуры послевоенного мира.

Определились и сферы влияния «сверхдержав», что конфронтувалы между собой. На конференции в Ялте и последующих совещаниях представителей СССР, США и Великобритании было достигнуто соглашение о разделительную линию между советскими и англо-американскими войсками, действовавшими в Европе. Она проходила с севера на юг: от Балтийского моря через Германию и Австрию, по границе Югославии с Италией вплоть до Адриатического моря. Территория к востоку от этой линии (за исключением Греции) освобождалась советскими войсками, к западу от нее — англо-американскими. Аналогичная разрешение линия — по 38-й параллели — была проведена и в Корее. Северную Корею освобождали советские войска, Южную Корею — американские. Сначала эти разделительные линии мыслились как временный военный мероприятие, однако вскоре они превратились в фактический границу между советской и американской сферами влияния.

Важным фактором мирового развития становится национально-освободительное движение. К моменту окончания Второй мировой войны он достиг наибольшего размаха в странах Юго-Восточной Азии. Капитуляция Японии послужила сигналом для провозглашения независимости Вьетнама, Индонезии и Бирмы. Движение за независимость развернулось на Филиппинах, в Индии, в Малайе и других азиатских странах. Начинается распад колониальной системы.

Советское руководство активно поддерживало процесс деколонизации, подрывала позиции европейских союзников США. Политическая поддержка и военно-техническая помощь СССР позволили китайским коммунистам одержать победу в гражданской войне и взять под свой контроль почти всю территорию страны. Сторонники Советского Союза возглавили государства, возникшие на севере Кореи и на севере Вьетнама. В дальнейшем региональное соперничество между СССР и США все больше обострялось.

Создание ООН

Важным событием первых послевоенных лет стало создание Организации Объединенных Наций (ООН), главной задачей которой было поддержание международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между народами и государствами.

Согласно решению Ялтинской конференции, Учредительная конференция ООН открылась в апреле 1945 г. в Сан-Франциско (США). На нее были приглашены государства, объявили войну Германии и другим странам фашистского блока. Среди учредителей ООН была и Украина.

Конференция приняла Устав ООН, который зафиксировал важнейшие принципы международного права: развитие дружественных отношений между нациями на основе равноправия и самоопределения народов, невмешательства во внутренние дела других государств, решения международных споров мирными средствами, воздержание от угрозы применения силы.

Согласно Уставу руководящими органами ООН являются Генеральная Ассамблея — собрание всех членов ООН ежегодного созыва, где каждая страна имеет один голос, и Совет Безопасности, которая состояла из 5 постоянных членов (СССР, США, Великобритания, Франция и Китай) и 6 непостоянных, что избираемых Генеральной Ассамблеей.

Совет Безопасности приобретала права санкций, блокады и применения силы против агрессора. Каждый из постоянных членов Совета Безопасности имел право вето относительно любого решения, что не соответствовало его интересам. На самом деле право вето означало, что Совет Безопасности не могла принять никаких мер против действий кого-либо из своих постоянных членов.

Были утверждены и другие органы: Секретариат во главе с Генеральным секретарем, Международный суд, Совет по опеке и др.. Кроме того, при ООН был создан ряд специализированных международных организаций: ЮНЕСКО (Организация по вопросам образования, науки и культуры), МОТ (Международная организация труда), ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) и др.. Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 г. Этот день ежегодно отмечается как день ООН. Штаб-квартира ООН располагается в Нью-Йорке.

В 1945 г. членами ООН стали 50 государств, принявших участие в конференции в Сан-Франциско. Страны фашистского блока сначала не допускались к членству в ООН. Затем количество ее членов значительно увеличилось и к концу 50-х годов достигла 83.

Мирные договоры с бывшими союзниками Германии в войне

Одним из наиболее актуальных вопросов послевоенного урегулирования было заключение мирных договоров. Поскольку Германия не имела правительства, державы-победительницы решили в первую очередь заключить мирные договоры с европейскими союзниками Германии — Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией.

Проекты этих договоров были подготовлены Советом министров иностранных дел пяти великих держав: СССР, США, Великобритании, Франции и Китая. Подготовлены проекты были вынесены на рассмотрение Парижской мирной конференции, проходившей с июля по октябрь 1946

В процессе подготовки договоров, как и при работе Парижской конференции, обнаружились серьезные противоречия между СССР, США и Великобританией. Правительство СССР поддерживал созданы при его содействии правительства Румынии, Венгрии и Болгарии, а правительства США и Великобритании требовали их коренной реорганизации.

В результате взаимных уступок все же удалось достичь договоренностей по спорным вопросам, и к концу 1946 г. работа по подготовке договоров была завершена. В феврале 1947 г. в Париже состоялось подписание мирных договоров с Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией.

В преамбулах мирных договоров речь шла о прекращении состояния войны с бывшими союзниками Германии. Политические постановления мирных договоров обязывали побежденные страны предоставить своим гражданам все демократические свободы, не допускать возрождения фашистских организаций, отдать под суд военных преступников.

Территориальные постановления мирных договоров отменили достояние, осуществленные ранее фашистскими агрессорами. Италия признала суверенитет Албании и Эфиопии, потеряла свои колонии в Африке. Оккупированные итальянцами Додеканезьки острова возвращались Греции.

Славянские земли, за исключением Триеста, передавались Югославии. Триест и небольшая область, прилегающей к нему, были провозглашены свободной территорией (в 1954 г. западная часть «свободной территории» с г. Триест отошла к Италии, восточная — к Югославии).

Венгрия вернула Румынии часть Трансильвании. Финляндия вернула СССР область Петсамо (Печенга) и предоставила Советскому Союзу территорию Порккала-Удд (недалеко от Хельсинки) в аренду сроком на 50 лет для создания там советской военно-морской базы. Границы Болгарии остались неизменными.

Экономические разделы договоров предусматривали выплату репараций жертвам агрессии: Советскому Союзу, Албании, Греции, Югославии, Чехословакии и Эфиопии.

Сан-Францисский договор с Японией

В Японии, в отличие от Германии и Австрии, не существовало различных зон оккупации. Оккупацию Японских островов осуществляли только американские войска. Фактически американцы единолично контролировали всю деятельность японского правительства.

Процесс мирного урегулирования с Японией затянулся и происходило уже в условиях начавшейся «холодной войны» и усиленного противостояния двух сверхдержав — США и СССР, что вскоре сказалось на результатах этого процесса.

Вопреки союзническим соглашениям проект мирного договора с Японией был подготовлен правительствами США и Великобритании без участия СССР, а также Китая. Для его формального утверждения в сентябре 1951 г. было созвано мирную конференцию в Сан-Франциско. В ней приняли участие 52 государства.

На конференцию не пригласили представителей многих заинтересованных стран: КНР, Корейской Народно-Демократической Республики, Монгольской Народной Республики и Демократической Республики Вьетнам. Индия и Бирма отказались делегировать своих представителей, поскольку не соглашались с англо-американским проектом договора.

В ходе конференции советская делегация выдвинула ряд предложений и поправок к договору, в том числе, касающиеся четкого определения принадлежности территорий, которые отошли от Японии. Но эти предложения не были даже приняты к рассмотрению. В ответ советская делегация соответствии с инструкциями, полученными от И. В. Сталина, отказалась подписывать договор и покинула зал заседаний конференции. По этому примеру последовали также делегации Польши и Чехословакии. Остальные 49 государств подписали мирный договор с Японией.

Согласно подписанному договору Япония признала независимость Кореи, отказалась от каких-либо претензий на Курильские острова и Южный Сахалин, на остров Тайвань, Пескадорские острова и ряд других территорий. Но в договоре не было указано, что эти территории возвращаются Советскому Союзу и Китаю, как это было предусмотрено соглашениями союзных держав военного времени.

Как результат — Сан-Францисский договор не решил многих проблем, которые должен был решить. В частности, юридически не было прекращено состояние войны между Японией и Советским Союзом, Китайской Народной Республикой и некоторыми другими азиатскими странами (то есть не был полностью — в правовом смысле — восстановлен мир).

Договор не установил никаких ограничений на ремилитаризацию Японии, ее участие в военных блоках. Не был решен проблему репараций: американцы объявили, что Япония является государством-банкротом, и на этом основании освободили ее от выплаты серьезных репараций жертвам агрессии.

Одновременно с мирным договором в Сан-Франциско был подписан «договор безопасности» между Японией и США. Этот договор позволил Соединенным Штатам под предлогом «обеспечения безопасности Дальнего Востока» за неограниченного срока держать свои войска на японской территории.

Нормализация отношений между Японией и СССР затянулась. Лишь в октябре 1956 г. была подписана совместная декларация о прекращении состояния войны и восстановление дипломатических отношений.

Однако из-за разногласий по вопросу о возвращении Японии островов Южно-Курильской гряды (японцы их называют «северными территориями») мирный договор между Москвой и Токио до сих пор не подписан.

Нюрнбергский и Токийский процессы над военными преступниками

Согласно соглашениям военного времени СССР, США, Англия и Франция основали Международный военный трибунал для суда над главными военными преступниками. Местом работы трибунала было выбрано город Нюрнберг, где раньше проходили съезды фашистской партии.

Нюрнбергский судебный процесс начался 20 ноября 1945 и продолжался до 1 октября 1946 г. до суда международного военного трибунала были привлечено 24 главные нацистские военные преступники, остались живы. Им было предъявлено обвинение в заговоре против мира путем подготовки и ведения агрессивных войн, в военных преступлениях и преступлениях против человечности, которые заключались, в частности, в обращение на рабов и массовом истреблении мирного населения.

Ни один из подсудимых себя виновным не признал. Трибунал приговорил 12 обвиняемых к смертной казни через повешение, 3 — к пожизненному заключению, других — к тюремному заключению сроком от 10 до 20 лет. Трибунал признал руководящий состав нацистской партии, охранные и штурмовые отряды (СС и СД), гестапо преступными организациями. Вопреки особом мнении члена трибунала от СССР трибунал не признал преступными организациями правительство, генеральный штаб и высшее военное командование Германии.

Главные японские военные преступники также были отданы под суд Международного военного трибунала, заседания которого проходили в столице Японии Токио с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 Токийский трибунал состоял из представителей 11 государств, пострадавших от японской агрессии.

Перед судом предстали 28 бывших руководящих деятелей Японии (в их составе 4 бывшие премьер-министры, 11 министров, командующие армии и флота). Им были предъявлены обвинения в подготовке и решении агрессивных войн, нарушении международных договоров, правил и обычаев ведения войны (в частности, убийств военнопленных). 7 обвиняемых были повешены, другие осуждены на разные сроки тюремного заключения.

Нюрнбергский и Токийский процессы над главными военными преступниками были первыми в истории судебными процессами над организаторами агрессивных войн и других преступлений против мира и человечности. Их приговоры, осуждающие агрессию, военные преступления, террор против мирного населения, не только наказали главных военных преступников, но и стали важным источником международного права. Впервые было признано, что статус главы государства, ведомства или армии не освобождает от уголовной ответственности.

МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО И СССР

(1945-сер.1960-х гг.)

1.Поляризация послевоенного мира и «холодная война».

2. Восстановление народного хозяйства страны.

3 .Ужесточение политических и идеологических мер. Новая волна

репрессий.

4.Борьба за сталинское наследие.

5.XX съезд КПСС и либерализация режима.

6.Внешняя политика.

Поляризация послевоенного мира и «холодная война»

Вторая мировая война привела к коренным изменениям в мире и в международных отношениях. Были повержены фашистская Германия и Италия, милитаристская Япония, наказаны военные преступники, создана международная организация - Организация Объединенных Наций. Все это продемонстрировало относительную сплоченность держав-победительниц.

Своим вкладом в победу над фашистской Германией СССР вызвал к себе симпатии населения стран Запада, а роспуск Коминтерна в 1943 г. способствовал росту авторитета компартий. За годы войны число их членов увеличилось почти в 3 раза, и коммунисты в 1945-1947 гг. входили в правительства 13 государств Европы. Азии и Латинской Америки.

Война привела к резким изменениям на карте мира. Прежде всего, гигантски усилились США в экономическом, военном и политическом отношениях. Этой стране принадлежала подавляющая часть мирового промышленного производства и золотовалютных резервов. США имели и первоклассную армию, превратились в лидера Западного мира. Германия и Япония были повержены, и вышли из числа ведущих стран, другие европейские страны были ослаблены войной.

Значительно усилилось военное и политическое влияние СССР. Однако его международное положение было парадоксально: победившая ценой больших потерь страна была разорена, но несмотря на это, она имела законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества. Экономическое разорение компенсировалось военными и политическими преимуществами.

В целом положение СССР изменилось: он вышел из международной изоляции и стал признанной великой державой. Количество стран, с которыми СССР имел дипломатические отношения, увеличилось по сравнению с довоенным периодом с 26 до 52.

Однако с исчезновением фашистской угрозы стало проявляться все больше противоречий между бывшими союзниками. Столкновение их геополитических интересов вскоре привело к развалу коалиции и созданию враждебных блоков. Союзнические отношения сохранились примерно до 1947 г. Однако уже в 1945 г. обнаружились серьезные противоречия, прежде всего в борьбе за раздел влияния в Европе. На фоне обострившихся разногласий Черчилль приказал фельдмаршалу Монтгомери собирать немецкое оружие для вооружения пленных в случае, если русские

Черчилль 5 марта 1946 г. в городе Фултоне (США) в присутствии президента Трумэна впервые открыто обвинил СССР в том, что он отгородил Восточную Европу «железным занавесом», призвал к организации давления на Россию с тем, чтобы добиться от неё как внешнеполитических уступок, так и изменений во внутренней политике. Это был призыв к открытой и жесткой конфронтации с Советским Союзом.



Основное внимание советского руководства было сосредоточено на сколачивании в Европе социалистического блока. В этих странах поддерживались коммунистические партии, устранялись (нередко физически) руководители оппозиции. Поэтому восточноевропейские страны находились в зависимости от СССР, под его контролем проводили свою внешнюю и внутреннюю политику (за исключением Югославии).

Становление советского блока шло параллельно с усилением конфронтации с Западом. Переломным стал 1947 г., когда советское руководство отказалось от участия в плане Маршалла и вынудило поступить аналогичным образом и другие восточноевропейские страны.

Для ужесточения контроля над своими союзниками Сталин в сентябре 1947 г. учредил Информационное бюро коммунистических и рабочих партий - Коминформ (Коминтерн он распустил в 1943 г., рассчитывая, что это будет способствовать открытию второго фронта). В Коминформ вошли восточно-европейские компартии и из западных - итальянская и французская. В 1949 г. социалистические страны в качестве альтернативы плану Маршалла образовали Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Однако закрытость, отсутствие настоящего рынка, свободного перетока капитала не позволили странам СЭВ достичь экономической близости и интеграции, как это было на Западе.

Образовавшемуся социалистическому блоку стран во главе с СССР противостоял союз стран Западной Европы и Северной Америки во главе с США, который с созданием в 1949 г. НАТО оформился окончательно. Жесткая конфронтация между Западом и Востоком способствовала «поправению» внутренней политики ведущих держав. В 1947 г. под влиянием правящих кругов США коммунисты были удалены из правительств Италии и Франции. В самих США началась проверка лояльности государственных служащих, были составлены списки «подрывных организаций», члены которых выгонялись с работы. Особенно подвергались преследованиям коммунисты и лица левых взглядов. В июне 1947 г. конгресс США одобрил закон Тафта-Хартли, ограничивший забастовочные и профсоюзные движения.

На Западе завершился раздел Европы. Стало очевидно, что попытки Сталина дальше расширить здесь сферу своего влияния отбиты. Теперь центр противоборства переместился в Азию. В 1949 г. победила Китайская революция, еше раньше коммунистический режим утвердился в Северной Корее. В конце 40-х годов мировой социализм охватывал более 1/4 всей земной суши и 1/3 населения Земли. Исходя из этого обстоятельства, а также с учетом наличия коммунистического движения в странах Запада, руководители советского блока и Китая, видимо, склонялись к мнению о возможности изменить в свою пользу сложившееся в мире соотношение сил. В феврале 1950 г. руководители СССР и Китая подписали договор о взаимопомощи сроком на 30 лет.

Далее Сталин организовал международную авантюру крупного масштаба на Корейском полуострове. Он сыграл решающую роль в инициировании Корейской войны (1950-1953 гг.), в которой погибло более миллиона человек с обеих сторон.

Из рассекреченных в последние годы писем Сталина стало известно, что советский диктатор рассматривал возможность и вероятность третьей мировой войны. В письме Мао Цзэдуну он писал: «…США из-за престижа могут втянуться в большую войну; будет, следовательно. Втянут в войну Китай, а вместе с тем втянется в войну и СССР, который связан с Китаем пактом о взаимопомощи. Следует ли этого бояться? По - моему, не следует, так как мы вместе будем сильнее, чем США и Англия. А другие капиталистические европейские государства без Германии… не представляют серьезной военной силы. Если война неизбежна, то пусть она будет теперь, а не через несколько лет, когда японский милитаризм будет восстановлен, как союзник США…». Тяжело сознавать, что третья мировая война стала почти реальностью во время противостояния блоков в Корее, и ее могли «организовать» коммунистические вожди, для которых на первом плане были глобальные интересы коммунистической системы. Война окончилась в июле 1953г, после смерти Сталина; Корея, как прежде, оставалась разделенной. Сталин до своей смерти продолжал жертвовать жизнями сотен тысяч людей, чтобы, как он говорил, «попортить кровь американцам».

В последние годы жизни особое внимание Сталина привлекал район Берингова пролива и Аляски. Именно здесь началось активное развертывание вооруженных сил СССР. С начала 50-х годов создавались аэродромы и военные базы. Весной 1952г. Сталин принял решение о срочном формировании 100 дивизий реактивных бомбардировщиков фронтовой авиации. Подготовка к новой мировой войне разворачивалась в непосредственной близости от границ США. В случае войны для Америки создавалась угроза массированных авиационных ударов и вторжения сухопутных сил. Человечество в целом стояло на пороге третьей мировой войны с чудовищными последствиями. К счастью, планам Сталина не суждено было сбыться, а его преемники имели иное видение в решении проблемы войны и мира.

После Второй мировой войны в международной политике произошли серьезные изменения. Возросла роль ООН. Некоторые решения были воплощены в жизнь, а некоторые не осуществились. Руководители фашистских преступников были наказаны.

С 20 ноября 1945 года по 1 сентября 1946 года заседал международный трибунал, который судил фашистских преступников. 12 человек были приговорены к смертной казни, 7 человек на длительные сроки и пожизненное заключение. Впервые в истории виновники войны были наказаны на международном уровне.

Гонка вооружений и «холодная война»

После войны началась гонка вооружений. В 1945 году американцы испытали в Японии атомную бомбу и стали подумывать о господстве в мире путем применения этого страшного оружия.

После создания США атомной бомбы СССР также решил и предпринял все меры, чтобы не отставать. И в 1949 году атомная бомба была создана и испытана.
США в 1952 году создали еше более страшное оружие массового уничтожения - водородную бомбу. Ее мощность была равна 10 тысячам тонн в тротиловом эквиваленте. СССР обладал подобным же оружием уже через год. В это же время США создали самолеты, способные довести до цели ядерное оружие. СССР же удалось создать межконтинентальную ракету. Были созданы атомные подводные лодки. Таким образом, был создан запас оружия массового поражения, способный несколько раз уничтожить человечество.

Прошло немного времени и началась «холодная война». Ее инициатором был У. Черчилль. Он поставил задачу борьбы с «восточным коммунизмом». Подтверждением этому могут служить принятые 14 марта 1947 года «доктрина Трумэна», рассчитанная на оказание помощи Греции и Турции, а 5 июня 1947 года «план Маршалла» об оказании помощи 16 европейским государствам.

В результате резкого обострения отношений между двумя великими державами было созданы два военно-политических блока.

Разделение мира и Европы на две части

Первым был создан Северо-Атлантический блок (НАТО) 4 апреля 1949 года в Вашингтоне при участии 12 государств (США, Великобритании, Франции, Канады, Бельгии, Дании, Исландии, Италии, Люксембурга, Голландии, Норвегии, Португалии). Его главнокомандующим был назначен американский генерал Д. Эйзенхауэр.

1 октября 1949 года была создана коммунистическая Китайская Народная Республика. В 1950 году между СССР и Китаем был подписан договор «О дружбе и взаимной помощи*. Эго сильно обеспокоило США. С созданием КНР было закончено формирование «мировой социалистической системы». В 1955 году в состав НАТО вошла ФРГ. (В настоящее время членами НАТО являются такие страны, как Болгария, Венгрия, Греция, Испания, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Чехия, Эстония.) В ответ на это 14 мая 1955 года страны Восточной Европы - Польша, Венгрия, Румыния, Чехословакия, ГДР - создали свой военно-политический союз, который получил название Варшавского Договора. Таким образом, мир разделился на две части.

Корейская война

После Второй мировой войны северную часть Кореи завоевала армия СССР, а южную - США. Как и в Германии здесь образовались два государства и два правительства. В 1949 году СССР и США вывели свои войска из Кореи. 25 июня 1950 года Северная Корея, нарушив границу, начала наступление на Южную Корею. США добились обсуждения этого вопроса в ООН. ООН признала Северную Корею в качестве агрессора и разрешила начать против нее боевые действия.

15 сентября международные силы были брошены на корейский полуостров, они приостановили наступление армии Северной Кореи и выдворили их с территории Южной Кореи. В конце октября вооруженные силы США захватили столицу Северной Кореи г. Пхеньян. После этого Китайская Народная Республика отправила свои вооруженные силы на помощь Северной Корее. Стала очевидным возможность вмешательства в корейскую войну и СССР. Только после этого США вынуждены были приостановить свои военные действия в Северной Корее. В 1953 году был заключен договор о перемирии. В соответствии с ним, границы обеих корейских государств были восстановлены в довоенном положении (т е. на 38 параллели широты). Так закончилась корейская война. Однако страна так и осталась разделенной на две части. Северная Корея установила тесные контакты с СССР, а Южная - с США.

Ближневосточный конфликт

После Второй мировой войны великие державы стали поддерживать идею создания еврейского государства в Палестине.
В это же время 29 ноября 1947 года ООН приняла решение о создании в Палестине двух государств (Израиля и Палестины). Переезд тысяч евреев со всех частей света обострил отношения между евреями и арабами. }