Екатерина II – Всероссийская императрица , правившая государством с 1762 по 1796 год. Эпоха её правления – это усиление тенденций крепостничества, всесторонние расширение привилегий дворянства, активная преобразовательная деятельность и активная же внешняя политика, направленная на реализацию и завершение некоторых планов .

Вконтакте

Цели внешней политики Екатерины II

Императрица преследовала две основные внешнеполитические цели :

  • усиление влияния государства на международной арене;
  • расширение территории.

Эти цели были вполне достижимы в геополитических условиях второй половины XIX века. Главными соперниками России в это время были: Великобритания, Франция, Пруссия на Западе и Османская империя на Востоке. Государыня придерживалась политики «вооружённого нейтралитета и альянсов», заключая выгодные союзы и расторгая их при первой необходимости. Императрица никогда не следовала в фарватере чьей-то внешней политики, стараясь всегда придерживаться самостоятельного курса.

Основные направления внешней политики Екатерины II

Задачи внешней политики Екатерины II (кратко)

Основными внешнеполитическими задачами, требовавшими решения, были:

  • заключение окончательного мира с Пруссией (после Семилетней войны)
  • сохранение позиций Российской империи на Балтике;
  • решение польского вопроса (сохранение или раздел Речи Посполитой);
  • расширение территорий Российской империи на Юге (присоединение Крыма, территорий Причерноморья и Северного Кавказа);
  • выход и полное закрепление российского морского флота на Чёрном море;
  • создание Северной системы, союза против Австрии и Франции.

Основные направления внешней политики Екатерины 2

Таким образом, основными направлениями внешней политики были:

  • западное направление (Западная Европа);
  • восточное направление (Османская Империя, Грузия, Персия)

Некоторые историки также выделяют

  • северо-западное направление внешней политики, то есть отношения со Швецией и положение на Балтике;
  • балканское направление, имея в виду знаменитый Греческий проект.

Реализация внешнеполитических целей и задач

Реализация внешнеполитических целей и задач может быть представлена в виде следующих таблиц.

Таблица. «Западное направление внешней политики Екатерины II»

Внешнеполитическое событие Хронология Итоги
Прусско-русский союз 1764 Начало формирования Северной системы (союзнические отношения с Англией, Пруссией, Швецией)
Первое разделение Речи Посполитой 1772 Присоединение восточной части Белоруссии и части латвийских земель (часть Ливонии)
Австро-прусский конфликт 1778-1779 Россия заняла позицию арбитра и фактически настояла на заключении воюющими державами Тешенского мира; Екатерина выставила свои условия, приняв которые, воюющие страны восстанавливали нейтральные отношения в Европе
«Вооружённый нейтралитет» относительно вновь образовавшегося США 1780 Россия не поддерживала ни одну из сторон в англо-американском конфликте
Антифранцузская коалиция 1790 Начало формирование Екатериной второй Антифранцузской коалиции; разрыв дипотношений с революционной Францией
Второе разделение Речи Посполитой 1793 Империи отошла часть Центральной Белоруссии с Минском и Новороссия (восточная часть современной Украины)
Третье Раздел Речи Посполитой 1795 Присоединение Литвы, Курляндии, Волыни и Западной Белоруссии

Внимание! Историки предполагают, что формирование Антифранцузской коалиции было предпринято императрицей, что называется, «для отвода глаз». Она не хотела, чтобы Австрия и Пруссия внимательно отнеслись к польскому вопросу.

Вторая антифранцузская коалиция

Таблица. «Северо-западное направление внешней политики»

Таблица. «Балканское направление внешней политики»

Балканы становятся объектом пристального внимания русских правителей начиная именно с Екатерины II. Екатерина, как и её союзники в Австрии, стремились ограничить влияние Османской империи в Европе. Для этого необходимо было лишить её стратегических территорий в районе Валахии, Молдавии и Бессарабии.

Внимания! Императрица планировала Греческий проект ещё до рождения второго внука, Константина (отсюда и выбор имени).

Он не был реализован из-за:

  • изменения планов Австрии;
  • самостоятельного завоевания Российской империей большой части турецких владений на Балканах.

Греческий проект Екатерины II

Таблица. «Восточное направление внешней политики Екатерины II»

Восточное направление внешней политики Екатерины 2 было приоритетным. Она понимала необходимость закрепления России на Чёрном море, а также понимала, что нужно ослабить позиции Османской империи в этом регионе.

Внешнеполитическое событие Хронология Итоги
Русско-турецкая война (объявлена Турцией России) 1768-1774 Ряд знаменательных побед вывел Россию в ряд самых сильных в военном плане европейских держав (Козлуджи, Ларга, Кагул, Рябая Могила, Чесмен). Подписанный в 1774 году Кучюк-Кайнарджийский мирный договор оформил присоединения к России Приазовья, Причерноморья, Прикубанья и Кабарды. Крымское ханство становилось автономным от Турции. Россия получала право держать военный флот на Чёрном море.
Присоединение территории современного Крыма 1783 Крымским ханом стал ставленник Империи Шахин Гирей, территория современного Крымского полуострова вошла в состав России.
«Шефство» над Грузией 1783 После заключения Георгиевского трактата, Грузия официально получила защиту и покровительство Российской империи. Ей это было необходимо для укреплении обороны (нападения со стороны Турции или Персии)
Русско-турецкая война (развязана Турцией) 1787-1791 После ряда значительных побед (Фокшаны, Рымник, Кинбурн, Очаков, Измаил), Россия вынудила Турцию подписать Ясский мир, по которому последняя признавала переход Крыма России, признавала Георгиевский трактат. Также России переходили территории в междуречье Буга и Днестра.
Русско-персидская война 1795-1796 Россия значительно укрепила позиции в Закавказье. Получила контроль над Дербентом, Баку, Шемахой и Ганджей.
Персидский поход (продолжение Греческого проекта) 1796 Планам масштабного похода на Персию и Балканы не суждено было осуществиться. В 1796 году императрица Екатерина II умерла. Но, нужно отметить, что начала похода было вполне удачным. Полководец Валериан Зубов сумел захватить ряд персидских территорий.

Внимание! Успехи государства на Востоке были связаны, прежде всего, с деятельностью выдающихся полководцев и флотоводцев, «екатериниских орлов»: Румянцева, Орлова, Ушакова, Потёмкина и Суворова. Эти генералы и адмиралы подняли престиж русской армии и русского оружия на недосягаемую высоту.

Необходимо отметить, что ряд современников Екатерины, в том числе и прославленный полководец Фридрих Прусский, считали, что успехи её генералов на Востоке следствие, всего лишь, ослабления Османской империи, разложения её армии и флота. Но, даже если это и так, ни одна держава, кроме России, не могла похвастаться подобными достижениями.

Русско-персидская война

Итоги внешней политики Екатерины II второй половины XVIII века

Все внешнеполитические цели и задачи Екатериной были с блеском выполнены:

  • Российская империя закрепилась на Чёрном и Азовском море;
  • подтвердила и обезопасила северо-западную границу, укрепилась на Балтике;
  • расширила территориальные владения на Западе после трёх разделов Польши, вернув все земли Чёрной Руси;
  • расширила владения на юге, присоединив Крымский полуостров;
  • ослабила Османскую империю;
  • закрепилась на Северном Кавказе, расширив своё влияние в этом регионе (традиционно британском);
  • создав Северную систему, укрепила свое положение на международном дипломатическом поприще.

Внимание! При нахождении на троне Екатерины Алексеевны началась постепенная колонизация северных территорий: Алеутских островов и Аляски (геополитическая карта того периода времени менялась очень быстро).

Итоги внешней политики

Оценка правления императрицы

Современники и историки по-разному оценивали итоги внешней политики Екатерины II. Так, раздел Польши воспринимался некоторыми историками, как «варварская акция», идущая в разрез с принципами гуманизма и просвещения, которые проповедовала императрица. Историк В. О. Ключевский говорил о том, что Екатерина создала предпосылки к усилению Пруссии и Австрии. В дальнейшем с этими большими странами, напрямую граничившими с Российской империей, стране пришлось воевать.

Приемники императрицы, и , критиковали политику своей матери и бабушки. Единственным неизменным направлением на протяжении нескольких последующих десятилетий оставалась антифранцузское. Хотя тот же Павел, проведя несколько успешных военных кампаний в Европе против Наполеона, стремился к союзу с Францией против Англии.

Внешняя политика Екатерины II

Внешняя политика Екатерины II

Вывод

Внешняя политика Екатерины II соответствовала духу Эпохи. Практически все её современники, включая Марию-Терезу, Фридриха Прусского, Людовика XVI старались за счёт дипломатических интриг и сговоров усилить влияния своих государств и расширить их территории.


28 июня 1762 г. в результате государственного переворота власть перешла к Екатерине 11, которая объявила указ Петра III 21 марта 1762 г. «святотатственным посягательством» на церковные имения, «неполезным учреждением, которое учинено без всякого порядка и рассмотрения». Императрица заверяла духовных деятелей в отсутствии у нее «намерения и желания присвоить себе церковные земли». 12 августа 1762 г. она подписала указ о возвращении всех вотчин духовенству. Но это был тактический ход. Стремясь успокоить духовенство, Екатерина II действовала осмотрительно и осторожно, подготавливая широкомасштабную программу секуляризации церковных имений.

27 ноября 1762 г. указом императрицы была образована Комиссия о духовных имениях, по своей значимости приравненная к коллегии, под председательством действительного тайного советника Г.Н.Теплова в составе обер-прокурора Св. Синода А.С.Козловского, трех высших иерархов Церкви и трех наиболее влиятельных вельмож из духовных и светских лиц 224 . 29 ноября 1762 г. последовала специальная инструкция, которая определяла ее компетенцию и порядок деятельности; инструкция обязывала Комиссию составить описи монастырской синодальной, церковной и архиерейской земельной собственности, и зафиксировать крестьянские повинности. Комиссия составила об этом основной законопроект, разъясняющий положения и другие нормативные акты, которые легли в основу реформы церковного землевладения.

1762 год был отмечен небывалым размахом волнений монастырских крестьян. Поводом к волнениям явилась отмена Екатериной II указа Петра III об отобрании монастырских земель и крестьян в казну. На подавление волнений были направлены воинские команды. В августе 1762 - июле 1763 гг. были изданы указы о принятии мер к прекращению волнений монастырских крестьян. В числе этих мер было некоторое сокращение повинностей крестьян.

Непосредственное проведение секуляризации церковных имений было возложено на Коллегию экономии, воссозданную 12 мая 1763 г. 225 , действующую согласно специальной инструкции от 6 июня 1763 г. На места были посланы 77 обер-офицеров, которые составили подробные описания монастырских владений.

26 февраля 1764 г. вышел указ о секуляризации церковных владений - в большинстве в великорусских епархиях 226 . Все имения Синода, архиерейских кафедр и монастырей поступали в казну и передавались в управление Коллегии экономии. Численность монастырей сократилась втрое, разделенных отныне на штатные (взятые на содержание государством) и заштатные, которым предстояло существовать «собственным иждивением». Указом 10 апреля 1786 г. была проведена секуляризация монастырских имений в Киевской, Черниговской и Новгород-Северской, а указом от 26 апреля 1788 г. - в Екатеринославской, Курской и Воронежской епархиях- 27 . (О секуляризации монастырских имений см. в гл. 3. «Монастыри и монашество».)

Секуляризация церковных земель лишила церковную оппозицию ее материальной базы. Последней вспышкой церковной фронды явилось выступление в защиту старых (досинодальных) порядков (особенно против секуляризации церковных имушеств) митрополита Ростовского и Ярославского Арсения Мацеевича.

Митрополит Арсений был яркой и одаренной личностью в русской церковной иерархии. Он не мирился с вторжением светских властей в церковные дела. Мацеевич неоднократно посылал в Синод «доношения» против политики правительства по отношению к Православной Церкви. Последнее его «доношение» от 10 марта 1763 г. было направлено против вторжения представителей светской власти в хозяйственные дела его епархии. А еще в феврале 1763 г. в ростовском соборе Мацеевич совершил обряд «отлучения» против «восстающих на церкви Божии», на их «советников», а также и на тех, кто покушался на церковные имения (имелась ввиду предстоящая их секуляризация).

За свои выступления Мацеевич был вызван на суд в Синод. Он был лишен сана и сослан в Николо-Корельский монастырь. Но он продолжал свои протесты и нашел сочувствующих среди северного монашества. В 1767 г. по доносу его судили вторично. Приговор, вынесенный Мацеевичу в соответствии с указом Екатерины II, гласил: «1) Лишить монашеского звания; обряд рас-стрижения совершить в самой губернской (Архангельской. -В.Ф.) канцелярии; 2) одеть в мужицкую одежду и переименовать в Андрея Враля; 3) сослать на вечное и безысходное содержание в Ревель под неусыпный надзор; 4) бумаги, чернил и даже береста (!) ему не давать; 5) не допускать к нему ни под каким видом никого. И, одним словом, так его содержать, чтобы и караульные не только о состоянии его, но ниже и о сем его гнусном имени не знали». Караульных солдат предписано было взять из местного гарнизона, в большинстве не знающих русского языка 228 . Арсений Мацеевич умер в каземате 28 февраля 1772 г. Расправа над ним произвела устрашающее впечатление на русских иерархов.

В Сибири велось следствие против митрополита Тобольского и Сибирского Павла (Канюшкевича), в котором видели «врага» секуляризации церковных имений. Дело было основано на подозрениях, которые не оправдались. Он также подвергся суровым репрессиям и в итоге был лишен кафедры и отправлен «на покой» в Киево-Печерскую лавру.

В связи с секуляризацией с приходов были сняты некоторые прежние платежи в пользу архиерейских домов. Как сообщает

А. В.Карташев, Екатерина «вела разведку и о других архиереях, недружелюбно встретивших секуляризацию» 229 .

Таковы были суровые меры просвещенной монархини к иерархам, противящимся ее воле. Кредо Екатерины II, высказанное ею еще в 1761 г.: «Уважать веру, но никак не давать ей влиять на государственные дела» 230 . По вступлении на престол в речи к Синоду она прямо и без обиняков заявила, что архиереи не только служители алтаря и духовные наставники, но в первую очередь «государственные особы», ее «вернейшие подданные», для которых «власть монарха выше законов евангельских».

Были приняты меры к улучшению положения приходского духовенства. Указами 1764-1765 гг. отменялись все «окладные сборы», которые приходское духовенство обязано было платить архиерею, отменялись или закреплялись жесткими тарифами обременительные подати за поставление, за переводы с должности. Отныне епископат переходил на казенное содержание от доходов секуляризованных церковных имений, «архиерейское тягло» осталось в прошлом. Архиереям запрещалось лишать священнослужителей сана без разрешения Синода, применять телесные наказания (указы 1765-1766). Изменился и характер архиерейского суда: вместо кары устрашающей и публичной, насилий, унижавших достоинство духовного лица, в практику вошли наказания исправительные, «келейные» по соображениям поддержки авторитета духовных лиц. Но «традиционный дух властительства по-прежнему царил в архиерейских домах» 231 . Наряду с этим в 1784 г. последовал новый «разбор» духовенства: снова было предписано (как и в былые «разборы») «безместных» священно- и церковнослужителей приписывать к податным сословиям, а «годных» (к воинской службе) сдавать в рекруты.

Изданный в 1773 г. указ провозглашал Синоду принцип веротерпимости. «Как Всевышний Бог терпит на земле все веры, - говорилось в указе, - то и Ее Величество из тех же правил, сходствуя Его святой воле, в сем поступать изволит, желая только, чтобы между ее подданными всегда любовь и согласие царили» 212 . Мусульмане получили свободу строить мечети и свои духовные школы, а муллам было даже назначено и содержание из казны, равно как и буддийским ламам. (Указы 1788 и 1794 гг. 211)

Павел I в начале своего царствования ввел ряд льгот для духовенства. По восшествии на престол 6 декабря 1796 г. Павел I, по ходатайству Св. Синода, своим первым указом освободил духовных лиц от телесного наказания за уголовные преступления в гражданских судах до момента лишения сана, так как наказание, «чинимое в виду тех самых прихожан, кои получали от них спасительные тайны, располагает их к презрению священного сана» 214 . В тот же день Павел I издал указ о приведении к присяге на верность императору и крепостных крестьян, чего ранее не бывало. Многие крестьяне восприняли его как закон, освобождающий их от крепостной зависимости. В конце 1796 - начале 1797 гг. прокатились массовые крестьянские волнения, которыми были охвачены 32 губернии. К бунтующим крестьянам присоединился и ряд приходских священников. 29 января 1797 г. Павел I издал Манифест, в котором говорилось: «Духовные, наипаче же священники приходские, имеют обязанность предостерегать прихожан своих противу ложных и вредных разглашений и утверждать в благонравии и повиновении господам своим, памятуя, что небрежение их о словесном стаде, им вверенном, как в мире сем взыщется начальством их, таки в будущем веке должны будут дать ответ пред страшным судом Божиим» 235 .

1 мая 1797 г. издано «Обращение» к архиереям, дабы они «за поведением священно- и церковнослужителей имели строгое наблюдение, стараясь всемерно предупреждать и отвращать народные возмущения». Указывалось, чтобы тех пастырей, которые приведут в послушание толпу, «отмечать пристойными почестями или переводить их на выгоднейшие места». Если же, наоборот, «будет примечено хотя бы только подозрение к наклонению крестьян к возмущению, то такового немедленно брать в консисторию и приход поручить другому, для увещевания же крестьян посылать надежнейшего священника» 236 . Были подтверждены указы Екатерины II, запрещавшие священникам писать челобитные для крестьян. Характерно, что указ 1798 г. об отмене права выбора прихожанами приходских священников мотивирован и таким обстоятельством: «По происшедшим в некоторых губерниях ослушаниям крестьян противу своих помещиков мшиие из священников и церковнослужителей вместо того, чтобы подолгу их, правилами церковными и регламентом духовным предписанному, наставлять прихожан своих благонравию и повиновению властям, над ним поставленным, сами к противному тому подавали повод». В 1800 г. вновь были ведены телесные наказания для приходского духовенства, отмененные указом 6 декабря 1796 г.’’ 7

Однако прочие льготы и облегчения для сельского духовенства были сохранены и установлены новые. Увеличены земельные участки сельским приходам, на 112% увеличено жалованье от казны приходским священникам, были приняты меры к призрению и обеспечению вдов и сирот священников. В 1797 г. все духовное сословие было освобождено от сборов на содержание полиции. Царские милости распространились и на епархиальное духовенство. Расходы казны на содержание епархии возросли с 463 тыс. до 982 тыс. руб. В 1797 г. были удвоены размеры земельных участков архиерейских домов, а также дополнительно выделены мельницы, рыбные ловли и пр. угодья.

В 1800 г. Павел I ввел награждение гражданскими орденами духовных лиц за особые заслуги. Первым был награжден митрополит Московский Платон (Левшин). Рассказывают, что он умолял Павла не удостаивать его этой чести и дать возможность «умереть архиеерем, а не кавалером», но в конечном счете, чтобы «не прогневить» монарха, принял эту награду. Но будучи неуравновешенного и вспыльчивого нрава, Павел часто подвергал и высоких духовных особ опале. Так, среди них пострадал выдающийся церковный деятель митрополит Новгородский и С.-Петербургский Гавриил (Петров) только за то, что к нему благоволила Екатерина II. Павел оставил за ним только Новгородскую кафедру, с которой он в 1799 г. вынужден был уйти «на покой».

В коронационном манифесте 5 апреля 1797 г. Павел I объявил себя главой Русской Православной Церкви 218 . Это потом было закреплено в «Своде законов Российской империи» (1832 г.). Его статья 42-я (Т. I, ч. 1-я) гласила: «Император, яко христианский государь, есть верховный защитник и хранитель догматов и блюститель правоверия и всякого в Церкви святого благочестия».

При Павле I провозглашена веротерпимость к «раскольникам». Разрешена свободная деятельность старообрядческой церкви. Старообрядцам возвратили отобранные у них книги. Но предусматривались наказания для уклонявшихся в раскол.

Проявлялась терпимость к униатам Белоруссии и Правобережной Украины: Киевская, Минская, Житомирская и Брацлавская епархии были предупреждены о том, что нельзя силой обращать униатов в православную веру. Священников, нарушивших этот запрет, лишали приходов. В 1798 г. был учрежден Департамент римско-католического исповедания. В ведении его находились как католики, так и униаты, за которыми признавалась свобода вероисповедания.

Павел I проводил благожелательную политику по отношению к католичеству. Он охотно отозвался на просьбу ликвидированного Наполеоном в 1798 г. при захвате о. Мальты Ордена Иоаннитов принять их под свое покровительство. Став магистром Мальтийского ордена, Павел наградил орденом святого Иоанна Иерусалимского некоторых епископов, а придворных священников возвел в звание кавалеров ордена.

Павел дал приют иезуитам, позволив им избрать своего викария в России. В 1799 г. Павел благосклонно принял генерала иезуитского ордена пастора Гавриила Грубера, который добился от него разрешения для иезуитов открывать «богоугодные заведения» в Петербурге. В 1800 г. иезуитам был передан в Петербурге католический храм св. Екатерины, при котором была основана иезуитская коллегия. Возможно, не без внушений Грубера Павел проникся идеей воссоединения католической и православной церквей. План Грубера (о воссоединении церквей) Павел направил в Синод. Первоприсутствовавший в Синоде митрополит С.-Петербургский Амвросий (Подобедов), решительно выступил против предложения иезуита. Амвросия поддержал весь Синод. Поскольку еще в 1773 г. орден иезуитов был запрещен папой Климентом XIV, Павел добился от папы Пия VII издания 7 марта 1801 г. буллы о восстановлении иезуитского ордена в пределах России. Она вступила в силу уже при Александре I.


В статье дана характеристика религиозной политики времен Екатерины II. Проанализирована работа секуляризационной комиссии 1764 г., изменения подбора кандидатов на высшие церковные посты, попытка реформы духовных учебных заведений, отношения к разным конфессиональным группам в различных регионах империи.Ключевые слова: религиозная политика, секуляризация, духовенство, православие.Развитие российской государственности с конца XV по конец XVII ст. сопровождалось усилением автократического начала и умалением политического значения отдельных сословно-феодальных групп. Именно поэтому так остро к середине XVIII в. - эпохе окончательного создания абсолютистской системы власти - в религиозной политике остро встал вопрос об устранении земельной собственности православного духовенства, определивший секуляризационной курс правительства России . Проводя секуляризацию, государственная власть завершала длительную борьбу с духовенством за политическую гегемонию, ликвидируя его претензии на властные функции. При этом правящий режим стремился смягчить накал сословных конфликтов, ставших постоянным фактором социально-политического состояния страны как в XVII, так и в XVIII веках .Российская императрица Екатерина II (1729-1796 гг.), урожденная немецкая принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербская, была приобщена к протестантизму лютеранского толка с младенчества. Приглашённая в Россию императрицей Елизаветой Петровной в качестве невесты, а затем и жены великого князя Петра Фёдоровича (будущего императора Петра III), в июне 1744 г. была крещена по православному обряду и стала великой княжной Екатериной Алексеевной. Она быстро поняла значение православия для русских людей и, в отличие от мужа, всячески демонстрировала свою набожность, но воспитанная на идеях рационализма просветительской философии, восприняла православие весьма неглубоко. Тем не менее, Екатерина понимала значение церкви для государственной власти и управления и строго выполняла религиозные обряды.К началу правления Екатерины II во взаимоотношениях государства и духовных феодалов (монастырей, архиерейских домов, церквей) сложилась следующая ситуация: испытав сильный удар со стороны правительства Петра Великого, поставившего часть доходов духовных владельцев под контроль государства , монастырская и архиерейская администрация, воспользовавшись слабостью верховной власти при петровских преемниках и противоречиями в среде светских землевладельцев, сумела к середине 40-х гг. XVIII в. почти полностью восстановить свою. „ „ . „ .ппо© Комиссаренко А. И., Чекунова А.Е., 2008экономическую независимость . С 1757 г. наступил новый этап во взаимоотношениях государства и церкви, вызванный впервую очередь опасным для абсолютизма ростом социального протеста крестьянства в духовных вотчинах.На заседании Конференции при высочайшем дворе 30 сентября 1757 г. императрица Елизавета Петровна повелела подготовить указы о введении в духовных владениях офицерское управление взамен «монастырских служек», установлении «штатного содержания» монастырей, уравнении монастырских и архиерейских крестьян в податях с помещичьими .Правительство, таким образом, вынуждено было спешить с разработкой секуляризационной программы. Самые общие принципы её были сформулированы к концу 1761 г. и нашли выражение в секуляризационных указах Петра III (февраль 1762 г.) . Вместе с тем, принятые к исполнению этих указов меры были ограничены по масштабам и не до конца продуманными. Воцарившаяся на российском престоле 28 июня 1762 г. Екатерина II, не чувствуя пока себя прочно на вершине власти и не желая в связи с этим обострять отношения с иерархами православной церкви, а также стремясь подчеркнуть свой разрыв с непопулярной в дворянских и церковных кругах политикой своего свергнутого мужа - Петра III, она 12 августа 1762 г. подписала указ о передаче всех вотчин духовенству, вернув, таким образом, взаимоотношения абсолютистского государства и духовенства к периоду до 1757 г. . Ликование по этому поводу духовной администрации было, однако, недолгим, так как уже первые шаги нового правительства показали, что полного возврата к прошлому не будет. Менялась лишь тактика, тогда как цель оставалась прежней, и, в отличие от эпох Елизаветы Петровны и Петра III она приобретала более осознанный характер как самой императрицей Екатериной II, так и её ближайшими советниками. В том же августе 1762 г. новая властительница передала князю Я.П. Шаховскому распоряжение о «рассмотрении синодальных.., архиерейских <.. .> и монастырских вотчин» .С осени 1762 г. все эти направления внутренней политики Екатерина II поручает одному из своих статс-секретарей Г.Н. Теплову и новгородскому митрополиту Д. Сеченову, активно поддержавших июньский переворот. В бумагах Г.Н. Теплова сохранилась обширная коллекция различных материалов, связанных с подготовкой и проведением секуляризации духовных владений . Г.Н. Теплов в написанном им в 1769 г. обозрении мероприятий правительства за начальный период нового правления считал важнейшей вехой на пути к реформе создание 27 ноября 1762 г. Комиссии о духовных (церковных) владениях . Членами Комиссии стали: от духовенства - новгородский митрополит Дмитрий (Сеченов), санктпетербургский архиепископ Г авриил, переяславльский епископ Сильвестр, от светской власти - сенатор граф И. Воронцов, князь Б. Куракин, князь С. Гагарин, обер-прокурор Синода князь А. Козловский и действительный статский советник Г.Н. Теплов, который фактически её и возглавлял. Контроль за хозяйственной жизнью в вотчинах возлагался в соответствии с инструкцией, данной 29 ноября 1762 г., на «нарочных объезчиков или объезжих экономов». Тем самым во владениях церкви вводился режим правительственного надзора и опеки . Создавая Комиссию о духовных имениях и начертав план её деятельности, абсолютистское правительство, не объявляя открыто о своих намерениях провести изъятие церковной земельной собственности и крестьян духовных земель, утверждало твердое желание подчинить своему надзору всю экономическую жизнь церковно-монастырской деревни и социальную политику духовных феодальных землевладельцев.Сразу после возникновения Комиссия занялась поиском мер по водворению социального мира в духовных вотчинах . К концу 1763 г. Комиссия располагала сведениями о волнениях крестьян в 42 вотчинах 5 архиерейских домов и 23 монастырей, не менее чем в 12 случаях для их подавления использовались войска .Проведение политики правительства в отношении духовных владений Екатерина II возложила на воссозданную по проекту Г.Н. Теплова 12 мая 1763 г. Коллегию экономии, подчиненной в отличие от других центральных органов империи не Сенату, а прямо самой императрице, что особенно подчеркивало значимость этого направления правительственного курса. Это по сути дела чрезвычайное учреждение предприняло немало усилий по налаживанию описания хозяйственного быта в духовных владениях . К 1 января 1764 г. в Коллегию поступило более 1500 подробных описаний - «офицерских описей», проверкой которых в самой коллегии занимался руководитель счетной экспедиции коллежский советник Андреян Поздняков . Летом 1763 г. возник конфликт между Коллегией экономии и Московской синодальной конторой вследствие нежелания синодальных властей предоставить полную информацию о своих рентных доходах. Реагируя на жалобу по этому поводу князя Б. Куракина - президента Коллегии и М. Дмитриева- Мамонова, поданную 31 июля 1763 г., императрица 9 августа 1763 г. сделала резкий выговор крутицкому митрополиту, руководителю Московской синодальной конторы Амвросию, требуя от него «матерински <...> онимать силу наших указов <...> и с Коллегиею <...> соглашаться тою же ревностию и усердием» . Для противодействия амбициям московской церковной верхушки 8 января 1764 г. в старой столице по императорскому указу была учреждена отдельная контора Коллегии экономии во главе со статским советником Чихачёвым. Усилиями коллежских чиновников в государственную казну в 1763 - начале 1764 гг. было собрано с духовных земель 612677 руб. 20 коп. из ожидаемых 940758 руб., или 65,12% . Коллегия экономии при явном, а чаще скрытом противодействии духовенства не могла быть эффективным инструментом в руках абсолютистского государства в деле изъятия денег (феодальной ренты) при сохранении прежнего юридического статуса духовных земель .В Комиссии о духовных имениях были разработаны общие контуры предстоящей секуляризационной реформы. Важную роль в этом сыграл написанный Г.Н. Тепловым документ - «Мнение о монастырских деревнях», представленный им Екатерине II и одобренный ею. Нецелесообразность сохранения в государстве духовной земельной собственности формулировалась автором следующим образом: «Не токмо такая знатная часть числом народа, какая есть <...> за монастырями, архиерейскими домами.., не приносило государству помощи.., всемерно больше б к отягощению, нежели б к пользе ему служило» . «Мнение» представляло собой тщательно подготовленный проект секуляризации духовных владений (с политической, социальной, фискальной, административной сторон). В многочисленных приложениях к документу (литеры З, Ж, И, I, К, Л, М, Н) обосновывались принципы упразднения большей части монастырей и штаты немногих оставляемых в ведении Синода. Главные идеи этого проекта были положены в основу проведенной по манифесту 26 февраля 1764 г. секуляризации духовной земельной собственности . Церковные (монастырские и архиерейские) земли и крестьяне передавались в собственность государства и подлежали ведению Коллегии экономии. В казну перешли 8,5 млн. дес. земли, свыше 910 душ м.п. и более5 млн. руб. ежегодного дохода. Епархии и монастыри делились на три «класса», причем к первому были отнесены только 3 епархии, ко второму - 8, к третьему - 15. Соответственно определялись и суммы на их содержание. Так, если мужской монастырь 1-го класса имел право получать ежегодно из государственной казны 2017 рублей, то монастырь 3-го класса только 806 рублей. Поставленной вне разряда Троице- Сергиевой лавре, назначалось в год 10070 руб., эта сумма пополнялась и пожертвованиями от императорского двора, дворянской аристократии и богатого купечества. В целом же, штатное содержание получили не все монастыри (их было более 900), а лишь менее половины их числа. Остальные были либо закрыты или должны были перейти на положение приходских церквей. В целом, секуляризация 1764 г. нанесла чувствительный дар по церковному и монастырскому землевладению. Земли и крестьяне отошли к ведению Коллегии и стали называться «экономическими». В 1786 г. секуляризационная реформа была проведена и на Украине - на территории Киевской, Черниговской и Новгород-Северской епархий, в 1788 г. - в Харьковском, Екатеринославском, Курском и Воронежском наместничествах, а в 1793-1795 гг. - в присоединенных губерниях Литвы, Западной Белоруссии и Западной Украины. Всего в результате секуляризации казённое содержание получили 272 монастыря, упразднено более 500, число монашествующих сократилось более чем в 2 раза .Реформа нанесла удар по Церкви, но протест духовенства был достаточно слабым. Секуляризацию критиковали воспитанники Киевской академии - ростовский митрополит Арсений (Мацеевич), в 1763 г. осужденный, лишенный сана, а в 1767 г. и монашеского звания и умерший в заключении в Ревельском замке, тобольский митрополит Павел (Конюскевич), уволенный на покой в 1768 г. .Важнейшим итогом реформы была ликвидация прежде могущественного и полунезависимого от государства слоя духовных феодалов, при этом в ведение абсолютистской власти перешло около 8,5 млн. дес. земли и почти миллион душ м.п. Секуляризационные мероприятия свидетельствовали о кризисе вотчинно-крепостнической системы в условиях развития капиталистических отношений и попытках нащупать первый подход к освобождению крестьян «сверху».С воцарением Екатерины II изменился подбор на высшие церковные посты. При выборе кандидатов на архиерейские кафедры Екатерина II, в отличие от её предшественников, делала ставку на выходцев не из Малороссии, а из Великороссии, которые были более лояльны к политике императрицы. Среди них первую роль в Синоде играл архиепископ новгородский Дмитрий (Сеченов), едва не потерявший архиерейской кафедры при императоре Петре III за противодействия его планам проведения секуляризации церковных имений, а при Екатерине II ставший «главным деятелем в деле отобрания земель у церквей и монастырей и главным судьёй над Арсением Мацеевичем» .Видным членом Синода был также окончивший Московскую Академию епископ псковский Гедеон (Криновский), ставший при Екатерине II архимандритом Троице-Сергиевой лавры и придворным проповедником. Архиереи Дмитрий и Гедеон оказывали «протекцию» воспитанникам той же Академии Гавриилу (Петрову), получившего кафедру тверского епископа (с 1770 г. - архиепископ Петербургский), а затем и пост ректора в Академии, епископу Платону (Лёвшину), занявшего при дворе должность законоучителя будущего императора Павла Петровича. В сентябре 1771 г. во время «чумного бунта» погиб последний «из киевлян», поднявшихся в руководство Русской церкви в период петровских реформ, московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский). При этом нелишним будет сказать о том, что отдавая предпочтение при назначении на архиерейские кафедры великороссам, императрица Екатерина II с уважением относилась к проповедническим и миссионерским талантам архиереев - «киевлян» - Самуилу Миславскому и Георгию Конисскому .Синод по-прежнему находился под контролем правительственных обер-прокуроров. Ими в царствование Екатерины II состояли: князь А. Козловский, И. Мелиссино, П. Чебышев, С. Акчурин, А. Наумов, граф. А. Мусин-Пушкин (открывший «Слово о Полку Игореве»). Некоторые из них занимали антиклерикальные, просветительские позиции, например, И. Мелиссино, а П. Чебышев, будучи масоном, открыто проповедовал безбожие) .Правительство Екатерины II стремилось к тому, чтобы «сделать духовную власть пособницею и послушным орудием в достижении политических целей» .Считая себя, по её же словам в письме к Вольтеру, «главою греческой церкви», Екатерина II требовала и от светских, и духовных властей беспрекословного повиновения. В архиереях она видела обычных чиновников, которых могла приблизить к себе или же лишить своего благорасположения .Вместе с тем, императрица понимала и необходимость повысить образованность и нравственный уровень православного духовенства, уделяя внимание проблеме реформы духовно-учебных заведений. В 1762 г. была учреждена Комиссия для разработки плана преобразования духовных школ. Согласно проекту реформы (1766 г.), предполагалось разделить духовно-учебные заведения на высшие, средние и низшие, ввести новые предметы, современные методы обучения. Проект не был реализован. Для подготовки преподавателей Екатерина II предполагала открыть богословский факультет при Московском университете, однако эта идея не была осуществлена .В конце 70-х гг. XVIII в. правительство осуществило «разбор духовенства». В 1778 г. были утверждены духовные штаты. В связи с этим сверхштатных церковников и их детей старше 15 лет, не учившихся в духовных семинариях, приказано было определить «в светские команды для распределения их по разным сословиям сообразно их желаниям». Обучение в духовных заведениях было затруднено и правительственными распоряжениями о назначении семинариям денежных окладов, явно недостаточных для их полноценной учебно-воспитательной деятельности .По отношению к расколу правительство Екатерины II продолжало политику императрицы Елизаветы Петровны и императора Петра III, стремясь включить раскольников в формирующееся гражданское общество. В начале 60-х гг. XVIII в. сложились центры старообрядчества: Поморье, Стародубье (Черниговская губерния), Керженец (Нижегородская губерния), Иргиз. Возникли их общины в Москве - Рогожское кладбище, где объединились поповцы, Преображенское кладбище - центр беспоповцев, Покровская часовня - объединение феодосьевцев и поморцев. Немало раскольников бежало за рубеж. Особой притягательностью для них явилась область Ветки в Польше. Еще в царствование императрицы Анны Иоанновны в ходе русско-польской войны силами нескольких армейских полков было возвращено из Ветки в Россию и разослано по различным губерниям около 40 тыс. чел., а их селения были сожжены. Но к началу 40-х°гг. XVIII в. Ветка вновь стала многолюдной из-за не прекращавшегося притока беглых староверов. В 1762 г. и в последующие годы правительство Екатерины II раскольникам (называть себя староверами или скитниками им было запрещено еще в 1745 г. указом императрицы Елизаветы Петровны) предлагалось вернуться в Россию и поселиться по желанию в любых местах российского государства, но желающих откликнуться на эти призывы почти не нашлось. В 1764 г. на Ветку были посланы войска, которые разорили ее, более 20 тыс. безпоповцев - раскольников были насильно высланы на поселение в Сибирь. Разорению подверглись и другие центры раскола, например Стародубье, часть раскольников спаслась от правительственных репрессий, уйдя на р. Ингул. В отношении раскольников - поповцев правительство придерживалось более умеренного курса. Поповцы испытывали большие трудности с назначением епископов. В царствование Екатерины II они семь раз делали попытки обрести («достать») епископа, обращались даже в Синод, но ничего так и не добились. В 1787 г. раскольникам была предоставлена полная свобода, был отменен двойной подушный оклад и особые их списки. Официально отменено было и само название «раскольник». Приверженцев староверья разрешалось избирать на общественные должности. Появились и признаки примирения старообрядцев с официальным православием в форме «единоверия». Движение единоверцев получило распространение в 80-90-е гг. XVIII в. в Стародубье, Иргизе, Ингуле. В 1800 г. Синод одобрил правила единоверия, составленные митрополитами Гавриилом и Платоном. Сторонникам старых обрядов разрешалось открывать церкви, соборы, часовни .Вопрос об отношении к католикам приобрёл особую актуальность в связи с разделами Польши в 70­90-ые гг. XVIII в. В результате первого раздела в 1772 г. к Российской империи отошла территория Восточной Белоруссии. В октябре 1772 г. она была разделена на Псковскую и Могилевскую губернии. Управляющему «присоединенных от Речи Посполитой» земель президенту Военной коллегии графуЗ.Г. Чернышеву еще именным указом от 13 августа 1772 г. было приказано издать от своего имени извещение о «ничем не ограниченной свободе в публичном отправлении веры». 22 ноября 1773 г. была учреждена Белорусская католическая епархия во главе с бывшим викарием Виленской епархии епископом Малльским Станиславом Сестренцевич-Богушом, который отныне стал именоваться Епископом Белорусским Католических в России Церквей. Белорусская католическая епархия 6 февраля 1774 г. получила особую «Жалованную грамоту», гарантировавшую всем католическим орденам неприкосновенность и целостность их движимых и недвижимых имуществ . При этом нужно отметить, что распоряжение папы Климента XIV от 21 июля 1773 г. об упразднении Ордена иезуитов (Общества Иисуса, созданного в 1534 г. для борьбы с Реформацией) было проигнорировано российским правительством. Хотя императрица не допустила орден в столицы, она расширила его права и привилегии в Белоруссии (освобождение от уплаты подушной подати и прочих государственных налогов). Орден иезуитов был привлекателен для правительственных кругов своей преподавательской деятельностью, которая была развернута четырьмя его коллегиями - в Полоцке, Орше, Витебске и Динабурге (Двинске) и двумя резиденциями - в Мстиславле и Могилёве. Обучение в них было бесплатным, а Полоцкая коллегия принимала в свои аудитории и православных, в том числе и русских дворян . В Полоцком «коллегиуме» учился в возрасте восьми лет будущий знаменитый художник-медальер Федор Петрович Толстой (1783-1873). Он вспоминал: «У Полоцкого иезуитского монастыря в окрестностях <...> города было <...> двадцать тысяч душ крестьян.., в Полоцке <...> - ходил учиться к иезуитам, к пастору учиться немецкому языку, ездил верхом, танцевал на балах». По его воспоминаниям, в коллегии обучалось более 700 учеников. Он проходил курс агрономии и архитектуры, изучал основы рисования, черчения и живописи и «ходил в классы школы <.> учиться у <.> учителей-иезуитов наукам». Толстой особенно был привязан к патеру Груберу, «как отцу родному». Для будущего мастера-медальера особое значение имело то, что патер Груббер «рисовать <...> меня учил сам и находил у меня к этому искусству большую способность» . В иезуитской Витебской коллегии учился и сын могилевского вице-губернатора, известный мемуарист - Л.Н. Энгельгардт, оценивший, однако, уровень занятий, проводившихся под руководством преподавателей-иезуитов, не очень высоко .В отечественной историографии указывалось на то, насколько важен вопрос о роли иезуитской пропаганды в политике Екатерины II относительно Греко-католической (униатской) церкви . Российское правительство надеялось на постепенное возвращение униатов к православию. В этой связи оно считало, что иезуиты, недовольные актом папы о запрете их ордена, развернут антипапскую пропаганду. Эти надежды оказались призрачными. Правительство предприняло собственные меры. После второго раздела Речи Посполитой (1793 г.) императрица Екатерина II открыто заявила о необходимости упразднения унии и предприняла шаги по укреплению авторитета православия в западных областях империи .В пребывании иезуитов в Белоруссии, как полагает немецкий исследователь С. Шолер, правительство Екатерины II было заинтересовано еще и потому, что императрица «хотела иметь в своем распоряжении людей, которых можно было бы под видом миссионеров послать на Аляску или в Калифорнию, чтобы использовать в ходе колонизации этого региона, близкого к американским владениям Испании» . Как справедливо заметил итальянский исследователь С. Павоне, причины, заставившие Екатерину II покровительствовать Ордену иезуитов, несмотря на папский запрет, «в большей степени касались интересов правительницы на европейской арене». Она видела в них оплот консерватизма «перед лицом процесса разрушения старых государств» - идея использовать орден в антиреволюционных целях была еще с большей энергией воспринята Павлом I, который позволил учредить иезуитскую коллегию даже в имперской столице - Петербурге с подчинением ей белорусских иезуитских школ .Указом от 17 июня 1773 г. Екатерина II провозгласила принцип веротерпимости, дела «иноверцев» передавались из ведения епархиальных архиереев в юрисдикцию светской администрации . Особое значение это имело для мусульманского населения. Было разрешено запрещенное прежде строительство мечетей, при которых создавались медресе. Татарским мурзам и «чиновным людям» с 1783 г. был разрешён приём на военную службу и присвоение офицерских званий, что давало возможность получить дворянство. Однако для получения звания выше премьер-майора требовалось разрешение императрицы. При Екатерине II готовился указ о том, что все мусульмане, показавшие себя преданными империи и имевшие благородное происхождение, приравнивались в привилегиях к дворянству Этот указ был подписан уже Павлом I. Правительство Екатерины II не препятствовало преподаванию в казанской гимназии и медресе татарского, арабского, турецкого и других восточных языков и изучение Корана. С поощрительной политикой по отношению к мусульманской культуре татар связана активная просветительская деятельность С.Х. Хальфина (1732-1785 гг.) и его сына И.С.Хальфина, составивших в 1778 г. первую печатанную татарскую азбуку, русско-татарский словарь (более 20 тыс. слов) и др. пособия. В 1787 г. в Петербурге был напечатан арабский текст Корана с примечаниями .Более сложной была имперская религиозная политика в Башкирии. Активное участие башкиров в восстании под предводительством Е.И.°Пугачева вызвало усиление контроля за башкирскими общинами. В 1782 г. из рук старшин был изъят суд по мелким уголовным и гражданским делам, переданный нижним расправам, существовавшим параллельно с такими же расправами для русских крестьян. В 1788 г. в Башкирии было учреждено духовное магометанское собрание во главе с муфтием, подведомственное Уфимскому наместничеству, а позднее канцелярии Оренбургского губернатора. Светская администрация стала решать вопросы о назначении и на духовные мусульманские должности, а также споры и дела, подлежащие, согласно шариату, разбору в советах мулл и старшин. Она же следила за исполнением башкирами военной повинности (пограничная служба и участие в войнах) .Освоение Сибири и расширение пашенных земель, освоенных русскими крестьянами, способствовали распространению православия среди местного населения. С распадом под ударами маньчжуро-китайских войск Джунгарского государства в середине XVIII в. в состав России перешли бывшие джунгарские вассалы - зайсанги южноалтайских родовых групп (дючин). После этого усилилось влияние быта русских крестьян, и среди местного населения (например, забайкальских бурят) возросла тяга к оседлости и земледелию. Появились целые деревни новокрещенных бурят, перешедших на оседлую жизнь. На бурят и эвенков-коневодов правительством Екатерины II была возложена обязанность нести пограничную службу, защищать, в том числе и свои земли от набегов монгольских ханов и тайшей. Вместе с тем, это способствовало распространению среди бурят, особенно забайкальских, буддизма в виде особой его разновидности - ламаизма. Западные же буряты в XVIII в. сохраняли свою старую религию (шаманизм), постепенно уступавшую к концу екатерининского правления православию . Буддизм в форме ламаизма с XVII в. был распространен также среди калмыков, обитавших в междуречьи Яйка (Урала), Волги, Дона в Прикаспии, на Тереке и Куме. С откочёвской в 1771 г. большей их части в Китай, в Астраханской губернии осталось около 13 тыс. семей. В конце XVIII в. некоторая часть из них (главным образом жившие в Придонье) была приписана к казачьему сословию области войска Донского и постепенно перешла в православие .Принцип веротерпимости распространялся и на иудеев. Главная масса еврейского населения, исповедовавшего иудаизм, жила в тех областях, которые отошли к России в результате разделов Польши в конце XVIII в., где они жили уже несколько веков. В результате этих событий в конце XVIII в. на территории Российской империи оказалось около 676 тысяч евреев. Большая часть из них проживала в сельской местности и городах-местечках, занимаясь ремёслами, мелкой торговлей, торгово-посредническими операциями. По указу Екатерины II 1791 г. правительство ограничило территорию проживания еврейского населения чертой оседлости. Затем в 1801-1828 гг. в Российскую империю вошло еще несколько тысяч грузинских евреев и почти 7 тысяч горских евреев Восточного Кавказа (татов) . В соответствии с екатерининским законодательством еврейскому населению предоставлялось полное право исповедовать свою веру (иудаизм), открывать молельные дома - синагоги и учебные заведения.Правительство не запрещало иудеям верить во всемогущего бога Яхве, богодухновенность Ветхого завета (в состав которого входит Тора, или Пятикнижие Моисея), догмат о приходе мессии и иные религиозные положения иудаизма. Проповедники-раввины пользовались большим авторитетом среди верующих евреев. Основная масса еврейского населения России была организована в религиозные общины- кагалы, находившиеся под жестким руководством раввинов .В 1783 - 1795 гг. в ходе кризиса Речи Посполитой и её раздела в состав Российской империи вошли караимы, предки которых проживали на территории Хазарского каганата, а к XIII в. поселившиеся в Крыму в Солхате (г. Старый Крым). В конце XIV в. большая часть их по указам великого литовского князя Витовта была переселена на земли Литовского княжества (в район Трок, Луцка, Галича). Являясь этнически тюрками, они с X в. исповедовали иудаизм, выделившись в нём в качестве особой секты, отвергающей Талмуд. Они отрицали раввинистический иудаизм, признавали священной книгой только Танах - священное писание (письменную Тору), состоящее из трёх частей канона (Торы - закона, Невиима - учение пророков,Кетувима - Писания). Это учение караимов отличалось от раввинистического иудаизма, базирующегося на традиции толкования Торы (Пятикнижия Моисеева) через Талмуд (устной Торы - книга правовых и религиозно-этических положений иудаизма) . Религиозным гонениям в России караимы не подвергались ни в XVIII, ни в XIX вв., наоборот, в 1863 г. они были полностью уравнены в правах с православными .Таким образом, религиозная политика абсолютистского режима императрицы Екатерины II характеризовалась постепенным отходом от резкого противопоставления «первенствующей» религии - официального православия другим вероисповеданиям многоэтнической России, установлением религиозной толерантности при сохранении определенных политических ограничений для неправославных этнических групп.Источники и литератураМилютин В. О недвижимых имуществах духовенства в России. - М., 1859; Ростиславов Д. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей. - СПб., 1876.Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. - М., 1980.Чекунова А.Е. Вотчинное хозяйство и крестьяне в конце XVII - первой четверти XVIII в. (по материалам Донского монастыря). / Автореф. канд. дисс. - М., 1979. - С. 16-17.Булыгин И.А. Монастырские крестьяне в России в первой четверти XVIII века. - М., 1977.Российский государственный архив древних актов (далее - РГАДА). - Ф. Сената (№ 248). - Оп. 40. - Кн. 3066. - Л. 482-482 об.РГАДА. - Ф. Сената... Оп. 42. - Кн. 3575. - Л. 148-171.Там же. - Ф. Сената. Кн. 3404. - Л. 557 об.-558.Шаховской Я.П. Записки князя Якова Петровича Шаховского, полицмейстера при Бироне, обер-прокурора Святейшего Синода, генерал-прокурора и конференц-министра при Елисавете, сенатора при Екатерине II: 1705­1777. - Спб., 1872. - С. 193.РГАДА. - Госархив Российской империи. Разряд 18. - Оп. 1. - Д. 197. - Л. 1-327.Там же. - Госархив. Разряд 10 (Кабинет Екатерины II). - Оп. 1. - Д. 9. - Л. 1-11.Там же. - Ф. Комиссии церковных имениях (№ 305). - Оп. 1. - Д. 75. - Л. 1-5 об.; Ф. Сената. Оп. 1. - Кн. 3400. - Л. 2-3 об.Завьялов А.А. Вопрос о церковных имениях при императрице Екатерине II. - СПб., 1900. - С. 215-248.РГАДА. - Ф. Коллегии экономии (№ 280). - Оп. 4. - Д. 1775. - Л. 119-126.Там же. - Госархив. Разряд 10. - Оп. 3. - Д. 432. - Л. 5 об.Там же. - Ф. Сената. Оп. 1. - Кн. 3400. - Л. 356-357.Там же. - Госархив. Разряд 10. - Оп. 3. - Д. 432. - Л. 23-29.Там же. - Госархив. Разряд 18. - Оп. 1. - Д. 197. - Л. 210.Верховский П.В. Населенные недвижимые имения Св. Синода, архиерейских домов и монастырей при ближайших преемниках Петра Великого: Коллегия Экономии и Канцелярия синодального экономического правления (15 июля 1726 г. - 12 мая 1763 г.): Исследования в области истории русского права. - СПб., 1909. - С. 323-345.РГАДА. - Ф. Сношения государей русских с правительственными местами и должностными лицами по внутренним делам (№ 168). - Оп. 1. - Д. 231. - Л. 1.Комиссаренко А.И. Русские абсолютизм и духовенство в XVIII в. (Очерки истории секуляризационной реформы 1764 г.). - М., 1990. - С. 119-120.Там же. - С. 121-126; Русское православие: вехи истории. - М., 1989. - С. 284-286.Комиссаренко А.И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII в. - С. 125-134.Знаменский И. Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I. - М., 1880. С. 45.Карташёв А.В. Очерки по истории русской церкви. - Т. 2. - М., 1992. - С. 452-453; Русак В. История Российской церкви со времени основания до наших дней [Отпечатано в США], 1993. - С. 275.Русак В. История Российской церкви. - С. 275-276.Знаменский И. Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I. - С. 59-60.Там же. - С. 61.Проект Богословского факультета при Екатерине II в 1773 г. // Вестник Европы. 1873. - № 11; Миловидов А.И. Педагогические воззрения императрицы Екатерины II и влияние их на реформу духовной школы. - Вильна, 1905.Знаменский И. Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I. - С. 76-98; Дулов А.В. Русское православие: очерк истории. - Улан-Удэ, 2000. - С. 181-183.Гурьянова Н.С., Крамми РО. Историческая схема в сочинениях писателей Выговской литературной школы // Старообрядчество в России (XVII-XVIII вв.). - Сб. научных трудов. М., 1994. - С. 120-138; Русское православие: вехи истории. - С. 306-308.Павлова М.А. Отношение к иезуитам Екатерины II и её ближайшего окружения // Россия и иезуиты. 1772-1820. - М., 2006. - С. 63.Павлова М.А. Отношение к иезуитам. - С. 70-71; Ершова И.Ю. К вопросу о причинах сохранения Ордена иезуитов в России в правление Екатерины II // Россия и иезуиты. - С. 91-101.Толстой Ф.П. Записки графа Федора Петровича Толстого. Составители А.Е. Чекунова, Е.Г. Горохова. М., 2001. - С. 61-63, 69; патер Грубер (1740-1805) - влиятельный представитель иезуитского ордена. После запрета папой Климентом XIV Ордена иезуитов в 1773 г. переехал в Белоруссию. При императоре Павле I был приглашен в Петербург. В 1802 г. избран генералом Ордена (Толстой Ф.П. Записки. С. 226).Энгельгардт Л.Н. Записки. М., 1997. - С. 17-20.Морошкин М.Я. Иезуиты в России с царствования Екатерины II и до нашего времени. - СПб., 1867. - С. 114-115.Лушпай В.Б. Антипапские выступления иезуитов. // Россия и иезуиты. С. 137-139.Schop Soler A.M. Die Spanisch - russischen Beziehungen im 18 Jahrhundert/ Wiesbaden, 1970. S. 101; Альперович М.С. Общество Иисуса в империи Екатерины II // Россия и иезуиты. С. 110.Павоне С. Выживание иезуитов в России в публицистике того времени: некоторые мнения // Россия и иезуиты... С. 131-134.Полное собрание законов Российской империи. - Изд. 1. - Т. 19. - № 13996.Газиз Г. История татар. - М., 1994.Руденко С.И. Башкиры. Историко-демографические очерки. - М.-Л., 1955.Вяткина К.В. Очерки истории и быта бурят. - Л., 1969.Батмаев М.М. Калмыки в ХУИ-ХУШ вв. События, люди, быт. - Кн. 1-2. - Элиста, 1992-1993.Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 2. - М., 1996. - С. 115-116.Дубнов С.М. Всеобщая история евреев. - Кн. 1-3. - СПб., 1904-1906; Берлин И.З. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. - Пг., 1919. - С. 12-20.Религиозная энциклопедия. Минск, 2007. - С. 510, 796-804, 806-818; Караимская народная энциклопедия. - Т. 1. - М., 1995.Отечественная история. Энциклопедия. - Т. 2. - М., 1996. - С. 496.Arkadij Komisarenko, Antonina Chekunova RELIGIOUS POLITICS OF KATHERINE II The article is devoted to the characteristic of the religious politics of Ketherine II. Work of the secularization committee in 1764, the change of the way of candidate selection for the supreme church posts, the attempt of the reform of seminaries, the attitude towards different confessional groups in different regions of the Empire are analyzed.Key words: religious politics, secularization, clergy, Orthodoxy.Надійшла до редакції 5.03.2008 р.

Какой путь развития Победоносцев предлагает выбрать Александру III? Какие прогнозировались последствия этого выбора?

Победоносцев ратует за консервативный путь, он предлагает отказаться от западных влияний, и особенно от западной системы образования.

С точки зрения части русской интеллигенции, каковы были последствия курса Александра III для России? Сравните прогноз и оценку последствий и сформулируйте проблему (авторский вариант – с. 368).

С точки зрения либеральной интеллигенции правление этого императора обернулось катастрофой.

Вопрос: Курс Александра III – это трагическая ошибка или единственно возможный выход для России?

Ответ: Как правило, в реальности, ни один из выходов не является единственно возможным. Что касается пути Александра III, то он выбрал консерватизм. ХХ век показал ошибочность этого пути. В России именно он привёл к революциям. Потому правление этого императора действительно стало катастрофой. Но в 1880-е годы в равной степени успешными были страны как с либеральным государственным строем (например, Великобритания), так и с консервативным (например, Германия). Потому выбор у Александра III действительно был сложной, его путь в то время далеко не все считали ошибочным.

Сравните системы управления Александра II (с. 188) и Александра III.

Системы при этих императорах отличаются не очень сильно. При Александре III университеты подчинялись министерству просвещения, пресса, издательства, научные и творческие общества снова подчинялись Охранному отделению. Эти меры воспроизводили систему Николая I, но в остальном система Александра II осталась без изменений, реформы не были отменены, лишь скорректированы.

Когда чаще могли возникать конфликты власти и общества

Недовольство чаще могла вызвать система Александра III, особенно у интеллигенции, чьи права в печати, обществах и университетах урезались. Но при этом перерастать в конфликты это недовольство могло реже, потому что протесты подавлялись в зародыши. Потому недовольство копилось без возможности «выпустить пар».

Почему, на ваш взгляд, в России сформировался политический вопрос?

Консервативный курс правительства сделал почти невозможным легальное и открытое выражение недовольства. Потому оно копилось в недрах общества, усиливались противоречия между власть и обществом, причём не только либеральной и социалистической интеллигенцией. Общество всё больше стремилось к политическим реформам. Это стремление не проявлялось, пока было слабым, а на троне находился достаточно сильный правитель, но при его смене всё изменилось.

Можно ли действия Александра III именовать консервативными контрреформами? (Сделайте вывод по проблеме урока.)

Новый император чаще всего не отменял реформы (за исключением отмены автономии университетов), но вводил дополнения, которые полностью изменяли суть дела. Так реформа образования не отменялась, но доступ в гимназии перестал быть всесословным из-за циркуляра «О кухаркиных детях». Земская реформа сохранялась, но земских начальников теперь назначал министр внутренних дел. Именно эти меры делали невозможным для России либеральный путь, чего власти и добивались. А ведь именно этот путь, как показала история, помог бы избежать многих проблем.

Докажите, что действия Министерства финансов ускоряли модернизацию экономики России.

Значительно увеличилось количество промышленных предприятий, в Россию пришли иностранные инвестиции. Страна заняла одну из ведущих позиций в мире среди экспортёров зерна. Благодаря этим и другим успехам доходы казны ежегодно на 60-70 млн рублей превышали расходы. Экономика в целом значительно укрепилась, промышленный переворот сделал значительный шаг вперёд.

Александр III понял: экономика находится вне политики. В этой области он не был таким консерватором, как в политике, потому Россия достигла значительных успехов. Но все они были сведены на нет последующими революциями, которые произошли во многом из-за консерватизма политического курса этого императора.

Представьте, что на университетской скамье встретились два студента 1890-х годов – русский националист и участник национального движения одной из окраин империи (на выбор: украинец, еврей, грузин, татарин и т.д.). Опишите их спор о национальном вопросе в России.

Еврей, по-началу сдерживаясь, мог бы говорить лишь об ограничениях в сфере образования, вводившихся для людей его веры, потом перешёл бы к черте оседлости, а потом, распалившись, стал бы обличать погромы, беззаконные даже с точки зрения законодательства Российской империи, но безнаказанные, несмотря на это.

На это националист мог бы возразить, что враги России больше смогут вредить ей, если будут рассредоточены по всей её территории, а когда они сосредоточены за чертой оседлости, присмотр за ними облегчается. По его мнению образование врагам империи требовалось также только для того, чтобы вредить ей. И, наконец, когда столь вредные люди переполняют чашу терпения, в принципе, довольно терпеливых русских, реакция в виде погромов вполне естественна.

Если бы вы оказались на месте одного из этих студентов, за какие действия, высказывания представителей власти и национальных движений вам – человеку XXI века – было бы стыдно?

Аргументы националиста вполне разумны за исключением их отправной точки: евреи не были врагами России по самой своей природе, подобного нельзя приписывать ни одной нации, потому за подобные слова стыдно, так же, как за все притеснения нерусского населения (черту оседлости, ограниченный доступ к образованию, само образование лишь на русском языке, запрет печати на родных языках, негласный запрет на продвижение по службе тех же поляков и, конечно, еврейские погромы).

Сделайте свой вывод о значении курса Александра III для России.

Консервативный курс Александра III привёл к появлению кроме политического, также и национального вопроса.

Судя по этим данным, каков был уровень модернизации России и развития капиталистических отношений?

Уровень развития капиталистических отношений был низок, поскольку 81% населения продолжали составлять крестьяне, а рабочие – лишь 8% (5,2% – городские, 2,8% – сельские); при этом крестьяне-бедняки (33%) и середняки (21,6%) почти ничего не производили на рынок. Модернизация также оставалась на низком уровне, поскольку сельские жители составляли 74% населения, а полностью безграмотные – 79%.

Опираясь на известные вам поступки Александра III, сформулируйте его личные качества.

Александр III был человеком решительным, что видно по тому, какие решительные меры он принял против революционеров. Он практически свернул общественные дискуссии, потому его можно назвать не терпящим возражений. Но при этом он обладал умом, которого которого на либеральный курс в экономике.

Опишите спор, который мог бы состояться между консерватором, либералом и социалистом по следующему вопросу: «Какое значение имело правление Александра III для России?».

Консерватор должен был бы восхищаться эти правлением. Оно началось с разгула революции, убийства предыдущего императора, а закончилось умиротворением общества, разгромом народовольцев. В прессе и то дискуссии перестали быть такими острыми. Да, во многом это достигалось за счёт цензуры, но также за счёт общего успокоения общества.

Социалист должен был бы возразить метафорой самого Александра III про то, что Россия похожа на огромный котёл, внутри которого пар под высоким давлением. Периодические пар вырывается наружу. Вокруг ходят люди с большими молотками, которые сразу заклёпывают эти бреши. Но когда-нибудь образуется такая большая брешь, что заделать её не получиться. Правда, царь сказал это в приватной обстановке, однако в России, как известно, всё секрет, но ни ничего – не тайна. По мнению социалиста даже царь признавал, что революция неизбежна. Действительно когда-нибудь давление пара будет таким сильным, что получиться огромная брешь, от которой котёл разорвёт. И Александр III только приблизил это, приказав не пускать пар наружу.

Либерал на это тяжело вздохнёт, ведь котёл действительно разорвёт, что в метафоре значит конец России. Своим собеседникам либерал мог бы только рассказывать про прелести конституционной монархии со свободой личности и слова, парламентом из представителем земств и т. д. Он, наверное, стал бы вспоминать либерализм этого императора в экономике: замене подушной подати единым бессословным налогом, окончательную отмену временной обязанности, протекционизм, стабилизацию рубля и др. Ему оставалось бы только посетовать, что император не проявлял такого же либерализма в политике, ведь это могло принести не менее блестящие результаты.

Страница 1

В истории церкви при Екатерине II произошло два знамена тельных события: секуляризация владений духовенства, а также провозглашение веротерпимости, прекращение политики насильственной христианизадии и преследования инаковерующих.

Выше отмечалось обещание Екатерины, данное при вступлении на престол, не покушаться на владения церкви. Это был тактический шаг императрицы, рассчитанный на умиротворение духовенства, если не явно, то скрытно враждебно воспринявшего манифест Петра III о секуляризации, и противоречивший убеждениям ученицы Вольтера. Как только Екатерина почувствовала неспособность духовенства серьезно сопротивляться секуляризационным планам, она создала комиссию из светских и духовных лиц, которой было поручено решить вопрос о судьбах церковного землевладения. Императрица даже заготовила эмоционально насыщенную обличительную речь перед членами Синода, заканчивавшуюся словами: «Не умедлите же возвратить моей короне то, что вы похитили у нее незаметно, постепенно». Надобность в патетической речи отпала, синодалы проявили покорность и послушание. Единственным иерархом, осмелившимся открыто поднять голос против секуляризации, был ростовский митрополит Арсений Мацеевич.

Справедливо ли считать протест Арсения серьезной угрозой светской власти, и должна ли была Екатерина предпринять решительные меры, чтобы пресечь нависшую опасность? Сорвать секуляризационные планы императрицы Арсений не мог, и это она прекрасно понимала. И если Екатерина уготовила бунтарю суровую кару, то эта акция ее имела скорее всего личную подоплеку- нескрываемую враждебность: невоздержанный на язык Арсений позволил себе резко и нелестно отозваться об императрице и этот отзыв оказался ей известен.

Реализация Манифеста 26 февраля 1764г. о секуляризации церковных владений имела два важных последствия. Манифест окончательно решил вековой спор о судьбах церковных вотчин в пользу светской власти, в казну перешло от церковных учреждении 910 866 душ м.п. Установленный полуторарублевый оброк с бывших монастырских крестьян, получивших название экономических, обеспечивал поступление в казну 1366 тыс. ежегодного оброка (1764-1768), из которых только треть отпускалась на содержание монастырей и церквей, 250 тыс. расходовались на госпитали и богадельни, а остальные деньги (свыше 644 тыс. руб.) пополнили бюджет государства. В 1780-х годах оброчная сумма достигала 3 млн., а вместе с другими хозяйственными доходами -4 млн. руб.) из которых на содержание духовенства тратилось только полмиллиона, а семь восьмых дохода поступало государству.

Отныне каждый монастырь имел утвержденные правительством штаты монашествующих и начальных лиц, на содержание которых отпускалась строго установленная сумма. Духовенство, таким образом, оказалось в полной зависимости от государства как в экономическом, так и в административном отношении. Духовенство было возведено в ранг чиновников в рясах.

Другим следствием секуляризации явилось улучшение положения бывших монастырских крестьян. Работа на монастырской барщине была заменена денежным оброком, что в меньшей мере регламентировало хозяйственную деятельность крестьян. Экономические крестьяне помимо ранее обрабатываемых ими площадей получили в пользование часть монастырских земель. Наконец, экономические крестьяне освободились от вотчинной юрисдикции: суда монастырских властей, истязаний и т. д.

В соответствии с идеями Просвещения Екатерина придерживалась по отношению к инаковерующим политики веротерпимости. При набожной Елизавете Петровне со старообрядцев продолжали взимать в двойном размере подушную подать, предпринимались попытки вернуть их в лоно истинного православия, отлучали от церкви. Старообрядцы отвечали на преследования акциями самосожжения - гарями, а также бегством либо в глухие места, либо за пределы страны. Петр III разрешил старообрядцам свободное богослужение. Веротерпимость Екатерины II простиралась дальше веротерпимости супруга. В 1763г. она упразднила Раскольническую контору, учрежденную в 1725г. для сбора двойной подушной подати, и налога с бород. От двойной подушной освобождались с 1764г. старообрядцы, не чуравшиеся «таинств церковных от православных священников».

Алгебра у аль Хорезми
Алгебраический трактат аль Хорезми известен под заглавием: “Краткая книга восполнения и противопоставления” (по-арабски: “Китаб мухтасар аль-джабр валь-мукабала”). Трактат состоит из двух частей – теоретической и практической. В первой из них излагается теория линейных и квадратных уравнений, а также затрагиваются некоторые вопросы геом...

Новгородская боярская республика
Новгородская земля (северо-западная Русь) занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховья Волги, от Прибалтики до Урала. Новгородская земля находилась далеко от кочевников и не испытала ужаса их набегов. Богатство Новгородской земли заключалось в наличии громадного земельного фонда, попавшего в руки местного боярства, выро...

Владимиро-Суздальское княжество
Северо-восточная Русь - Владимиро-Суздальская или Ростово-Суздальская земля (как она называлась сначала) - располагалась в междуречье Оки и Волги. Здесь к началу XII в. сложилось крупное боярское землевладение. В Залесском крае имелись плодородные почвы, пригодные для земледелия. Участки плодородной земли получили название ополий (от с...